На каком основании можно дополнить учетную политику. Влияние на бухгалтерскую отчетность


В соответствии с п. 9 ПБУ 1/08 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения учетной политики, приказом (распоряжением) руководителя организации.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику (издает приказ об утверждении учетной политики) не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

Исходя из принципа непрерывности применения учетной политики, организация ежегодно, не позднее 31 декабря текущего года должна принимать изменения в учетную политику, а не утверждать ежегодно новый приказ об учетной политике.

Однако, в связи со значительными изменениями в учетной политике, которые ежегодно происходят в действующем законодательстве, формирование заново учетной политики лучше, чем существенное обновление многих ее элементов.

При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является год, следовательно, все изменения в налоговой политике по налогу на прибыль должны быть внесены до 31 декабря текущего года, чтобы их действие распространялось на следующий год.

В соответствии с п. 10 ПБУ 1/08 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

    изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

    разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

    существенного изменения условий хозяйствования.

Согласно п. 21 ПБУ 1/08в случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

    причину изменения учетной политики;

    порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерском учете;

    суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию. – также по данным о базовой и разводненной прибыли 9убытку) на акцию;

    сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и других аналогичных обстоятельств изменения деятельности организации.

Не считается изменением учетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Законодательством по налогам и сборам предусмотрено внесение дополнений в учетную политику в целях налогообложения по налогу на прибыль в случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности.

Изменения учетной политики оформляются в том же порядке, как и ее утверждение, то есть приказом (распоряжением) руководителя организации.

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/08 предусматривает порядок отражения в отчетности последствий изменений в учетной политике.

В соответствии с п.13 ПБУ 1/08 последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении.

Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

В случае, когда изменения в учетную политику вызваны изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, то такие изменения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.

При ретроспективном отражения последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) за самый ранний представленный в отчетности период, а также значений связанных статьей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения такого измененного способа (перспективно).

Согласно п. 16 ПБУ 1/08 изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что если в течение отчетного периода у организации появится новый объект бухгалтерского или налогового учета, по которому не определен один из элементов учетной политики, то определение такого элемента не будет являться внесением изменений в учетную политику, а будет являться дополнением к ней.

Такое дополнение применяется организацией, начиная с того отчетного периода, в котором такое дополнение утверждено приказом (распоряжением) руководителя организации.

Составленная при регистрации фирмы, и после утверждения применяемая непрерывно год за годом. При необходимости в учетную политику по бухучету и налогообложению можно вносить изменения, но делать это следует только в соответствии с установленными правилами. Когда можно вносить изменения в действующую учетную политику и как это сделать – об этом расскажет наша статья.

Когда вносятся изменения в учетную политику

В бухгалтерскую или налоговую учетную политику изменения вносятся, когда предприятие меняет способ учета какого-либо существующего факта его хоздеятельности. Причин для изменения всего три, они регламентированы законодательно и могут быть следующими (п. 10 ПБУ 1/2008):

  • в законодательство о бухучете и налогобложении внесены поправки, либо принят новый нормативный акт, например, внесены изменения в ПБУ или закон о бухучете,
  • предприятие разработало новый способ ведения бухучета, при котором повышается качество информации об объекте учета, к примеру, другой, более целесообразный способ начисления амортизации ,
  • существенно изменились условия хозяйствования – произошла реорганизация, фирма изменила свой профиль деятельности и т.п.

Этот перечень исчерпывающий, внесение изменений в учетную политику в иных случаях недопустимо.

Применять внесенные в учетную политику изменения организация сможет не ранее, чем наступит следующий отчетный год. То есть, внося изменения до 31.12.2017 г., рассчитывать на их применение в учете можно только с 01.01.2018г. Если же предприятие было вынуждено изменить учетную политику в связи с поправками в законодательстве, такие изменения следует применять с момента вступления в силу нормативного акта (п. 12 ПБУ 1/2008).

Изменения следует отличать от вносимых в учетную политику дополнений. Дополнять учетную политику можно каждый раз, когда в компании появляются новые виды деятельности, не осуществлявшиеся ранее (п. 10 ПБУ 1/2008). Ограничений по количеству вносимых в документ дополнений нет. Например, магазин, занимавшийся только розничной торговлей, решил торговать еще и оптом. В этом случае в учетной политике нужно дополнительно отразить способы, которыми будет отражаться учет «оптовых» операций. Причем, применять внесенные дополнения, в отличие от изменений, можно сразу, не дожидаясь начала следующего года.

Порядок изменения учетной политики

Изменения в учетную политику должны быть обоснованными и утверждаться приказом или распоряжением руководителя предприятия. Дополнительного утверждения изменений (например, в налоговой) не требуется. В приказе нужно указать:

  • какие положения (пункты) учетной бухгалтерской или налоговой политики изменяются,
  • привести в приказе либо в приложении к нему, текст измененного, или нового положения
  • указать дату, с которой изменения вступают в силу – если причина изменений связана с поправками законодательства, то дата будет совпадать с днем вступления в силу законодательных поправок, в остальных случаях изменения вступят в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения.

Информацию об изменении учетной политики нужно отразить в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Раскрытию подлежит (п. 21 ПБУ 1/2008):

  • причина изменения учетной политики,
  • содержание изменения,
  • порядок отражения в бухотчетности последствий изменения,
  • суммы корректировок в связи с изменениями, по каждой статье бухотчетности за каждый представленный отчетный период,
  • сумма корректировки (насколько возможно) за отчетные периоды, предшествующие представленным.

В общем случае ПБУ 1/2008 предусматривает ретроспективный порядок применения изменений (кроме связанных с изменением законодательства), когда предполагается, что изменение учетной политики организации применяется с момента возникновения соответствующего факта хоздеятельности предприятия. Для этого корректируется начальный остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» самого раннего периода, представленного в бухотчетности и пересчитываются другие, связанные с корректировкой, статьи.

В случае, когда изменения учетной политики нельзя отразить для прошлых периодов, изменения в учете применяются только в отношении операций, осуществляемых уже после введения изменений, то есть перспективно (п. 15 ПБУ 1/2008).

Именно перспективный способ могут применять предприятия, ведущие упрощенный бухучет и сдающие бухотчетность по упрощенным формам, для отражения в своей отчетности последствий изменения учетной политики (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Когда поправками к закону, ПБУ, НК РФ и т.п. утверждается обязательное применение конкретного способа ведения учета, предприятие обязано его применять, даже если свою учетную политику оно не изменяло.

Каким приказом можно возложить ответственность за ведение бухучета директора, а не главного бухгалтера?

Изменения в учетной политике. Когда нужно утверждать учетную политику? Изменения произошедшие в учетной политике. Как составить учетную политику для целей бухучета.

Вопрос: Какие существенные изменения происходили за период с 2014 г. по 2017 г. Сколько раз необходимо было вносить в учетную политику изменения за этот период? Надо ли каждый год утверждать учетную политику или достаточно при открытии ООО Один раз? Какие могут быть санкции директору или главному бухгалтеру, если не внести эти изменения? Может ли по приказу за разработку учетной политики отвечать только директор? Каким приказом можно возложить ответственность за ведение бухучета директора, а не главного бухгалтера?

Ответ: Основные изменения УП в 2015 году:

С 2015 года компании не могут использовать метод ЛИФО для определения стоимости списанных материалов или товаров. Поэтому вместо этого способа надо выбрать другой и утвердить его в учетной политике. Есть три варианта - ФИФО, по средней стоимости или по стоимости единицы запасов.

С 2015 года списывать инструменты, инвентарь, спецодежду в налоговом учете можно будет не сразу, а постепенно. Способ списания компания вправе выбрать сама. Например, пропорционально объему выпущенной продукции. Но удобнее выбрать в учетной налоговой политике такой же способ, как и в бухучете, чтобы исключить разницы.

Из учетной политики на 2015 год стоит исключить положение о порядке нормирования процентов. Ведь с этого года их можно учитывать в расходах полностью, не нормируя. Но есть исключение - контролируемые сделки.

Основное изменение в 2016 году:

С 2016 года лимит стоимости основных средств и нематериальных активов в налоговом учете составляет 100 000 руб. Если в учетной политике упоминается прежний лимит, замените его на новый.

Основные изменения в 2017 году:

Лимит резерва сомнительных долгов в налоговом учете.

Лимит с 2017 года теперь ограничен 10% от выручки за этот период или 10% от выручки за прошлый год - в зависимости от того, какой из этих показателей больше (п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше квартальный лимит был ограничен 10% от выручки за отчетный период. Выручка за год обычно больше промежуточной, поэтому внутри года теперь можно списать в резерв больше расходов. Проверьте положения учетной политики. Если раньше вы подробно прописывали правила формирования резерва, актуализируйте их. Иначе налоговики могут решить, что компания ограничила резерв старым нормативом.

Если компания экспортирует только несырьевые товары и будет заявлять вычеты сразу, исключите в политике правила о раздельном учете.

Учетную политику ежегодно пересматривать и корректировать не требуется, она применяется последовательно из года в год (п. 9 ПБУ 1/2008 , п. 1 ст. 11 НК РФ). Корректировки вносятся пи изменении способов учета либо при изменении законодательства.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008. Руководитель предприятия назначает того, кто ведет бухучет. Он может возложить такие обязанности на главного бухгалтера, другого сотрудника организации или заключить договор со сторонней организацией. Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Если у организации нет учетной политики, штрафа за это нет. Но, проверяя компанию, налоговый инспектор вправе запросить учетную политику. Если ее вовремя не представить, оштрафуют:

организацию – на 200 руб.;

руководителя – на 300–500 руб.

Что изменить в «учетке». Когда у компании есть подразделения в разных регионах и она претендует на льготные ставки, выгоднее платить большую часть налога в субъектах с льготной ставкой. Для этого выберите оптимальный способ распределения прибыли (см. врезку ниже).

На цифрах

Как распределить прибыль по подразделению

У компании подразделение в регионе с льготной ставкой по налогу на прибыль. Среднесписочная численность сотрудников по компании - 120 человек, в подразделении - 50 человек. Расходы на оплату труда - 44,8 млн. руб., в том числе в подразделении - 14,2 млн. руб. Средняя остаточная стоимость основных средств в компании - 3,5 млн. руб., в подразделении - 1,1 млн. руб. Удельный вес основных средств подразделения - 31,43% (1 100 000 руб. : 3 500 000 руб. х 100%). Компания посчитала долю прибыли исходя из разных показателей.

Численность сотрудников. Удельный вес численности работников подразделения в общей численности - 41,67% (50 чел. : 120 чел. х 100%). Доля прибыли, с которой нужно платить налог в инспекцию подразделения, - 36,55% [(31,43% + 41,67%): 2].

Расходы на оплату труда. Удельный вес расходов на оплату труда в подразделении в общих расходах на оплату труда - 31,7% (14 200 000 руб. : 44 800 000 руб. х 100). Доля прибыли подразделения - 31,56% [(31,43% + 31,7%): 2].

Доля расходов на оплату труда ниже, чем доля численности сотрудников. Значит, компании выгоднее считать долю прибыли из численности сотрудников

Прибыль по подразделению можно распределить пропорционально:

Среднесписочной численности и остаточной стоимости имущества;
-расходам на оплату труда и остаточной стоимости имущества.

Выбранный показатель закрепите в «учетке». Такое право дает пункт 2 статьи 288 НК РФ. Для этого учетную политику можно дополнить одной из следующих формулировок:

«Налогооблагаемая прибыль, которая приходится на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников подразделения и удельного веса остаточной стоимости его амортизируемого имущества к общим показателям по организации».
«Налогооблагаемая прибыль, которая приходится на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса расходов на оплату труда по подразделению и удельного веса остаточной стоимости его амортизируемого имущества к общим показателям по организации».

На практике

Компания вправе составлять сводный документ при продаже «физикам»

При продаже товаров физлицам за наличный расчет компания не выставляет счетов-фактур, а чтобы отразить выручку в книге продаж, может составить документ на общую сумму реализации за период. Например, бухгалтерскую справку-расчет или сводный документ. Его можно составлять за день, месяц или квартал. Минфин России против этого не возражает (письмо от 19.10.15 № 03-07-09/59679).

Главное - зарегистрировать сводный документ в книге продаж за период отгрузки. Порядок стоит прописать в учетной политике для НДС. Например, используйте такую формулировку: «При реализации товаров физическим лицам за наличный расчет по итогам месяца составляется сводный первичный документ, который регистрируется в книге продаж»

Можно списать больше расходов за счет резерва по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. А вот лимит резерва за отчетный период изменился.

Лимит теперь ограничен 10% от выручки за этот период или 10% от выручки за прошлый год - в зависимости от того, какой из этих показателей больше (п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше квартальный лимит был ограничен 10% от выручки за отчетный период. Выручка за год обычно больше промежуточной, поэтому внутри года теперь можно списать в резерв больше расходов.

Кроме того, теперь четко определено, что в резерв включают разницу между «дебиторкой» и «кредиторкой» по контрагенту (п. 1 ст. 266 НК РФ). Раньше судьи считали, что включить можно всю задолженность покупателя (постановление Президиума ВАС РФ от 19.03.13 № 13598/12).

Что изменить в «учетке». Проверьте положения учетной политики. Если раньше вы подробно прописывали правила формирования резерва, актуализируйте их. Иначе налоговики могут решить, что компания ограничила резерв старым нормативом.

Не пропустите

Новый электронный сервис по «учетке»

ychetka.ru

Но можно поступить проще. Необязательно переписывать правила создания резерва из Кодекса. Достаточно ограничиться формулировкой:

«Компания создает резерв по сомнительным долгам».

Если раньше компания создавала резерв, она вправе в 2017 году отказаться от него. Тогда исключите норму о создании резерва из учетной политики.

Обезопасьте вычеты за счет раздельного учета НДС. С 1 июля 2016 года вычеты по несырьевым товарам, которые компания отгрузила на экспорт, можно заявлять так же, как по поставкам внутри страны (п. 3 ст. 172 НК РФ). То есть сразу после принятия товаров на учет. Главное, чтобы были счета-фактуры и «первичка».

Вести раздельный учет нужно, если компания продает сырьевые товары: минералы, древесину, уголь, продукцию химической промышленности и другое сырье (п. 10 ст. 165 НК РФ). Коды сырьевых товаров должно утвердить Правительство РФ. Пока разработан лишь проект этого постановления.

Сейчас есть два способа определить, сырьевой товар или нет. Первый вариант - по общим названиям товаров из Налогового кодекса (письма Минфина России от 23.11.16 № 03-07-08/69129 и ФНС России от 03.08.16 № 1-4-05/0021). Второй вариант - по кодам из проекта.

Что изменить в «учетке». Когда компания продает только несырьевые товары и будет заявлять вычеты сразу, исключите в политике правила о раздельном учете.

Если компания отгружает сырьевые и несырьевые товары, запишите, что ведете раздельный учет только по сырьевым. Учетную политику можно дополнить следующей формулировкой:

«“Входной” НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для операций и на внешнем, и на внутреннем рынке, компания распределяет исходя из стоимости экспортных сырьевых товаров (работ, услуг), отгруженных за отчетный квартал, к общей себестоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за отчетный квартал».

Сразу заявлять вычеты можно только по товарам, которые компания приняла на учет после 1 июля 2016 года. Если на складе есть остатки старых несырьевых товаров, сделайте оговорку, что не распределяете НДС по товарам, которые приняли к учету после 1 июля.

Что поменять в учетной политике по бухучету

Компании стоит проверить в начале года и бухгалтерскую учетную политику. Дополните рабочий план счетов и исключите из политики ненужную информацию.

Определяйте срок использования основных средств из ожидаемого срока. Для целей бухучета срок полезного использования основного средства компания определяет по правилам ПБУ 6/01 . Это ожидаемый срок, в течение которого компания будет пользоваться активом, его ожидаемого физического износа (п. 20 ПБУ 6/01). В налоговом учете срок полезного использования определяют по Классификации основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1).

Чтобы сблизить учеты, компании используют Классификацию и в бухучете. Такое право было прописано в постановлении № 1 . Но с 1 января 2017 года эту норму отменили (постановление Правительства РФ от 07.07.16 № 640).

Что изменить в «учетке». Проверьте учетную политику. Если в ней есть ссылка на Классификацию основных средств, ее безопаснее исключить. Аудиторы при проверке обратят внимание на это положение.

Компания по-прежнему может ориентироваться на Классификацию, когда определяет срок использования актива в бухучете. Основные средства приведены в Классификации по группам обоснованно, а не произвольно. Но она не должна быть единственным источником информации. Учитывайте также технические особенности объекта.

На заметку

Что стоит упростить в учете «малышам»

Малые предприятия вправе вести учет упрощенным способом. Какие способы выбрать, они решают сами (информация Минфина России от 29.06.16 № ПЗ-3/2016). В частности, такие компании вправе начислять:

Основной минус этих способов - разницы между налоговым и бухгалтерским учетом. Подробнее об этом - в статье «С 20 июня малые компании вправе применять новые правила бухучета » // РНК, 2016, № 13-14

Чтобы не запутаться во взносах, используйте дополнительные счета. С 2017 года компании платят страховые взносы в инспекцию. Это относится как к платежам за текущий год, так и взносам за прошлые годы, которые компании раньше платили в фонды. Для старых и новых страховых взносов действуют разные КБК (приказ Минфина России от 07.12.16 № 230н).

Что изменить в «учетке». Чтобы не запутаться в платежах, удобнее организовать раздельный учет старых и новых взносов. Для взносов, которые начисляете с 2017 года, откройте к счету 69 отдельные субсчета второго порядка «Взносы с 2017 года».

Аналитика поможет не занизить налог на имущество. Компании рассчитывают налог на имущество по остаточной стоимости активов. С 2017 года еще больше регионов перешли на уплату налога на имущество с кадастровой стоимости. В частности, Краснодарский край, Республика Карелия и др.

Что изменить в «учетке». Введите дополнительные субсчета к счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств». Активы, которые освобождены от налога на имущество как льгота и не облагаются налогом, тоже учитывайте отдельно. В плане счетов предусмотрите субсчета:

-«Основные средства, облагаемые налогом на имущество по остаточной стоимости»;
-«Основные средства, облагаемые налогом по кадастровой стоимости»;
-«Льготные основные средства, принятые к учету после 2013 года»;
-«Необлагаемые основные средства».

Читайте на e.rnk.ru

Как оптимизировать учетную политику

Подписчики могут быстро составить, а также обновить учетную политику на 2017 год в программе «Конструктор учетной политики». Выбрать оптимальный вариант и учесть все нововведения помогут полезные подсказки. Подробности - на ychetka.ru

Отвечает Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

«Состав бухгалтерской отчетности в Росстат такой же, как и в налоговую инспекцию. Единственное отличие – дополнительно сдайте в статистику аудиторское заключение, если обязаны проводить аудит. Напомним, что в Росстат не надо будет сдавать бухотчетность только с 2020 года, а за 2018 год отчеты сдайте не позднее 1 апреля 2019 года. Подробнее, какие формы включить в состав бухотчетности, смотрите в рекомендации.»

Все организации обязаны в течение 90 дней с момента своей госрегистрации (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций»). Данный срок установлен законодательством по бухучету и применяется прежде всего для бухгалтерской учетной политики. Однако поскольку в НК РФ не прописаны сроки утверждения учетной политики для целей налогового учета, то необходимо руководствоваться нормами других отраслей законодательства, в том числе и бухгалтерского (п. 1 ст. 11 НК РФ). Соответственно разработать налоговую политику лучше в тот же срок, что и политику для целей бухучета. Что касается предпринимателей, то они бухучет вести не обязаны, поэтому бухгалтерской политики у них не будет. А вот налоговую надо утвердить в том же порядке, что и организации.

После того как учетная политика составлена и утверждена, ежегодно пересматривать и корректировать ее нет необходимости. Документ будет применяться последовательно из года в год. Но иногда все же нужно вносить в него поправки, и далее мы расскажем об этих случаях. Сразу отметим, для того чтобы внести изменения или дополнения, заново утверждать учетную политику нет необходимости. Достаточно подготовить приказ о и в нем указать все поправки. Но если вам удобнее издать новую политику, можете поступить и так, запрета нет.

Изменились нормы законодательства, регулирующие учет

Может потребоваться в связи с новшествами в законодательстве. Например, если изменились нормы, регулирующие бухгалтерский или налоговый учет, федеральные стандарты и пр. В связи с этим вам нужно как-то изменить организацию учета (абз. 6 ст. 313 НК РФ, абз. 2 п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Вы можете внести изменения в учетную политику в любое время, как вам станет известно о новшествах. Они начнут действовать в порядке, указанном в нормативном акте, который их вводит (п. 12 ПБУ 1/2008).

Примечание. Изменить учетную политику из-за новшеств в законодательстве можно в любое время в течение года. Поправки начнут действовать в порядке, указанном в документе, который их вносит.

Так, с 1 июля на территории Москвы вводится торговый сбор (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62). Его будут платить «упрощенцы», осуществляющие торговлю через торговые объекты (магазины, склады и пр.) хотя бы раз в квартал (п. 1 ст. 412 и ст. 413 НК РФ). Сумму уплаченного торгового сбора можно будет учесть при УСН. Так вот, если вы применяете УСН с объектом доходы минус расходы, то вы вправе списать сумму сбора в затраты на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ — как траты на уплату налогов и сборов. Если же вы работаете на УСН с объектом доходы, то величину торгового сбора вы можете поставить в вычет по единому налогу (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Однако если у вас несколько видов деятельности, то сократить базу вы вправе только по той деятельности, в отношении которой уплачивался сбор (письмо Минфина России от 27.03.2015 № 03-11-11/16902). Соответственно вам нужно вести раздельный учет доходов и сумм налога, который уплачивается в отношении бизнеса, подпадающего под торговый сбор. Таким образом, в связи с этими изменениями уже в июне вы можете прописать порядок раздельного учета доходов в учетной политике для целей налогового учета. Примерный образец таких поправок мы представили ниже.

Еще одна причина поправить учетную политику — вы хотите поменять применяемые способы учета на более выгодные, повышающие достоверность данных и снижающие трудоемкость. Допустим, вы решили перейти на компьютерную обработку данных или сменить форму применяемых документов (регистров, «первички») на предусмотренные программой (абз. 3 п. 10 ПБУ 1/2008, подп. 2 п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Обратите внимание! Поменять способы учета в учетной политике на более выгодные можно только в конце года, издав приказ руководителя, например, 31 декабря. Изменения начнут действовать с нового года.

Так вот, в подобных ситуациях поправки в учетную политику вносите в конце года. Например, 31 декабря текущего года. Использовать новые правила вы сможете с начала нового года. Поскольку способы ведения учета, избранные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Если вы внесете поправки раньше, то действовать они все равно начнут только с нового года. Примерный образец оформления изменений в этом случае мы представили ниже.

У вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было

Помимо изменений в учетную политику, можно внести еще дополнения. Это может потребоваться, если у вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было, и в связи с этим понадобились правки в учете (абз. 7 ст. 313 НК РФ, письма Минфина России от 14.04.2009 № 03-03-06/1/240 и от 03.10.2008 № 03-03-06/2/136). Допустим, если ваша организация раньше оказывала услуги, а теперь начала продавать товары, тогда ей потребуется установить порядок их учета.

Обратите внимание! Дополнять учетную политику можно в любое время. Это может потребоваться, например, если у вас появились новые операции или виды деятельности и вам понадобилось регламентировать порядок их учета.

Так вот, в подобных случаях можете без проблем внести дополнения в учетную политику, как только это потребуется. Применять новшества можно с момента, когда они были утверждены (абз. 5 п. 10 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Образец дополнений мы привели выше.

С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», провозгласившего свободу форм первичных документов, ФНС взяла на себя функцию разработки форматов электронных документов.

Тем организаций, которые приняли решение о переходе на электронное взаимодействие с контрагентами, необходимо пересмотреть учетную политику с точки зрения внесения таких изменений.

С 1 июля 2017 г. утратили силу «старые» электронные форматы ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг), утвержденные еще в 2012 году (приказ ФНС России от 20.05.2016 г. N ММВ-7-15/329@). Теперь применяются только «новые» электронные форматы товарной накладной и акта приема-передачи работ и услуг, утв. приказами ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/551@ и от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@.

Начиная с 1 июля 2017 года, стали обязательными «новые» форматы счетов-фактур (в том числе корректировочных), УПД, УКД (приказы ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@). До 30 июня 2017 включительно эти форматы использовались по выбору организации наряду со «старыми», утв. приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.

Поэтому сведения в учетной политике об использовании утративших силу форматов необходимо скорректировать.

  • УП должна содержать указание на использование ЭДО;
  • УП должна устанавливать, какие документы используются в целях признания факта хозяйственной жизни, а также порядок определения даты создания документов для целей бухгалтерского и налогового учета (например, если хозяйственная операция совершена на одну дату, а подпись получена в следующем отчетном периоде);
  • Форматы используемых первичных документов (включая электронные документы) должны быть включены в УП.

Разработка и актуализация учетной политики

Изменение способов ведения бухучета

Основные изменения связаны с вступлением с 06 августа 2017 г. в силу поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н).

О применении новых положений ПБУ Минфин России выпустил Информационное сообщение от 2 августа 2017 г. N ИС-учет-9.

На что обратить внимание при изменении учетной политики на 2018 год:

Определено соотношение учетной политики разных организаций

Введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций. Но если основное общество утвердило свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами, то дочерние общества выбирают способы ведения из стандартов, утвержденным материнским обществом (п. 5.1 ПБУ 1/2008). Поскольку обеспечить сопоставимость консолидированных данных можно лишь в случае, если они оцениваются и отражаются по одним и тем же правилам. В прежней редакции ПБУ 1/2008 не оговаривался порядок формирования учетной политики дочерними компаниями.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

  1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается этот способ.
  2. ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается один из возможных.
  3. ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу - организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Таким образом, основным документом в данном случае является МСФО. И только при отсутствии необходимых способов в МСФО организация вправе ориентироваться на ФСБУ и отраслевые стандарты бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Затем по нисходящей идут рекомендации органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Однако, чтобы выполнить новое предписание ПБУ 1/2008, необходимо достаточно свободно владеть международными стандартами. Например, в настоящее время нет федерального стандарта по аренде и лизингу. Но такой стандарт есть в МСФО. Следовательно, при выборе способа учета операций по аренде организации следует руководствоваться правилами, установленными МСФО (IAS) 17 «Аренда».

Прежняя редакция ПБУ 1/2008 не устанавливала приоритета МСФО при нестандартных операциях.

Фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), а также в отношении несущественной информации при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Право на упрощение бухучета имеют субъекты, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП). Какие организации относятся к СМП указано в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют СМП, подлежащие обязательному аудиту (пп.1 п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, если ваша организация относится к СМП в силу Закона N 209-ФЗ, но подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

Отметим, что определение требования рациональности в ПБУ 1/2008 дано в новой редакции. Теперь учетная политика должна обеспечивать среди прочего рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

То есть затраты на учет указанного объекта не должны быть неоправданно высокими по сравнению с эффектом от использования этого объекта.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

С 19 июля 2017 года действующие на территории РФ 24 ПБУ, утвержденные в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, признаны федеральными стандартами. Их полный перечень приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО. Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону "О консолидированной финансовой отчетности" составляется в соответствии с МСФО;
  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (часть 5 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности").

Данные организации при формировании учетной политики на 2018 год могут руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Поэтому, если применение какого-то способа ведения бухучета по ФСБУ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т. е. препятствует соблюдению этих требований), то организация вправе не применять данный способ ведения бухучета.

Вместо этого способа применяется способ, предусмотренный МСФО. Свое право необходимо закрепить в учетной политике.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бух в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разумеется, речь идет об исключительных случаях.

Организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики при соблюдении всех следующих условий:

  1. Определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства.
  3. Альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

Подведем резюме

Сама по себе новация ПБУ 1/2008 не оказывает какого-либо существенного влияния на деятельность большинства организаций. Ведь, как и прежде, в работе надлежит руководствоваться правилами, утвержденными привычными всем бухгалтерам ПБУ (ныне переименованных в ФСБУ). А вот компаниям, составляющим отчетность по МСФО, консолидированную финансовую отчетность, ведущим упрощенный бухучет, имеющим дочерние подразделения или при ведении нестандартных операций, не описанных в действующих ПБУ, следует привести свою учетную политику в соответствие с новой редакцией ПБУ 1/2008.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

Налоговая учетная политика на 2018 год

Изменения, вступающие в силу с 2018 года незначительны. Принять их во внимание необходимо тем налогоплательщикам, деятельности которых коснулись новые положения НК РФ. Нововведения следующие.

Учет расходов на приобретение основных средств

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.

С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам).

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение - право налогоплательщика, а не обязательная норма.

Учет расходов на НИОКР

Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ). В частности, перечень затрат на НИОКР будет дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Сейчас такие затраты можно включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ. Однако с 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 будут также формировать первоначальную стоимость амортизируемых НМА - исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.

Правило 5% при раздельном учете входного НДС

С 1 января 2018 года вступают в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5%, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.

Выполнение «правила 5%» в налоговом периоде больше не позволит налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохраниться лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5%», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5%». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ.

Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2018 год в части ведения раздельного учета НДС нужно привести в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.

В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем 2017г.

При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ПБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...