Муниципальное хозяйство. Отрасли хозяйства: виды, классификация, управление и экономика


Муниципальное хозяйство представляет собой сложную и динамичную систему подотраслей, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, а также различных организаций и предприятий, расположенных на территории любого административно-территориального образования. Сложность системы муниципального хозяйства состоит в многообразии состава предприятий и организаций, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность - в постоянном развитии муниципального хозяйства территориальных образований и повышении требований к предоставляемым услугам.

Состав отраслей муниципального хозяйства, объемные и качественные показатели деятельности предприятий и организаций основных подотраслей определяется размером города, численностью его населения и особенностями планировки, а также выполняемым им функциям.

Численность населения муниципального образования, а так же его функции определяют не только площадь занимаемой территории, но и сложность его административно - территориального устройства, функциональное разнообразие территорий, сложность и многогранность его городского хозяйства. Важнейшим условием характеристики муниципального образования как объекта управления является представление его в качестве многофункциональной системы.

Муниципальное образование как многофункциональный и сложный объект может быть представлено как экологическая, транспортная, административно-территориальная, производственно-хозяйственная, демографическая система, состоящая из пяти основных подсистем:

Градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;

Градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, то есть предприятия торговли, общественного питания, система образования, здравоохранения, учреждения культуры, жилищно-коммунальное хозяйство и другие виды обслуживания населения и предприятий города;

Социальной, состоящей из блоков профессионально-квалификационной структуры населения, характеризующей наличие рабочих, служащих, специалистов и уровень их квалификации, и социально-демографического;

Управленческой, включающей комплекс управленческих структур и общественных организаций, расположенных в городе;

Пространственной, включающей природные ресурсы, районы жилой застройки, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны города.

Понятие «Муниципальное хозяйство» допускает трактовку как в широком смысле как совокупность отраслей градообеспечивающей сферы, предоставляющих услуги следующих видов:



Услуги производственные, удовлетворяющие запросы производства, но не входящие в его технологический процесс; в основном связанные со снабжением производства водой, тепло и электроэнергией, доставкой сырья и продукции потребителю и т.д.;

Услуги личные, удовлетворяющие как материальные, так и духовные запросы населения (это услуги торговли, общественного питания, большинства подотраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), бытового обслуживания, здравоохранения и т.п.);

Услуги общественные, связанные с развитием самого города и его подсистем (это услуги органов управления, охрана общественного порядка, науки и научного обслуживания внутригородского значения, услуги по благоустройству и озеленению территории и т.п.);

Так и в узком смысле, как комплекс градообслуживающих отраслей, которые выделяются по принципу жизнеобеспечивающей роли, то есть выполняют функции удовлетворения первоочередных жизненно необходимых потребностей населения и предприятий муниципального образования.

Профессор Л. Велихов определил муниципальное хозяйство как деятельность муниципалитета (городского управления) и предложил называть хозяйство городским, дав ему следующее определение:

«Городское, или муниципальное хозяйство есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причём эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива.»

Основу муниципального хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:

Жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс), которое, в свою очередь, состоит из ряда подотраслей и хозяйств. Прежде это жилищное хозяйство, которое включает с одной стороны жилищный фонд муниципального образования, а с другой предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного хозяйства в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжения) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло и электроснабжения), газоснабжения, а так же предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, зеленое хозяйство и т.п.;

Городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус;

Комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;

Учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;

Службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования.

Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных властей. При этом предприятия и учреждения сферы муниципального хозяйства выступают объектом управления со стороны местных властей в определённых законом формах.

Муниципальное хозяйство как объект управления имеет ряд особенностей:

1 Местный характер производства, оказания и потребления услуг (продукции); эти процессы, как правило, протекают в границах территории муниципального образования или городских территорий.

2 Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий муниципального хозяйства; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.

3 Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим либо совпадают во времени.

4 Тесная взаимосвязь развития и состояния муниципального хозяйства с предприятиями градообразующей сферой, с тем видом деятельности, который оправдывает появление территориально-административного образования, его существование, развитие и обеспечивает для этого необходимые ресурсы.

Территориально-административное образование на основе города может выполнять одну или несколько основных функций. По функциональному назначению можно выделить следующие группы городов:

Города как административно-территориальные центры и столицы. В случае развитие города и его муниципального хозяйства будет определяться не только экономическими, но и социально- политическими требованиями.

Город как регионально-многоотраслевой центр. В градообразующей базе этих городов преобладают предприятия различных отраслей, являясь наиболее крупными в своей отрасли. Система управления городом и муниципальным хозяйством при этом должна строиться с учетом гармоничного сочетания территориальных и отраслевых принципов и приоритетов управления.

Многоотраслевые города. Для них характерными чертами является наличие в городе предприятий различных отраслей самых разнообразных размеров. При этом задачей стратегического управления муниципальным хозяйством городом является создание и развитие такой городской инфраструктуры, при которой работники всех предприятий как равноправные жители города должны иметь одинаковый уровень обеспеченности всеми видами коммунальных услуг и социальных благ.

Одноотраслевые (однопрофильные) города. Основа появления или существования этих городов связана с наличием одного или нескольких однородных предприятий, на которых работает большинство трудоспособного населения. Социально-экономический уровень развития города и муниципального хозяйства обуславливается финансовым состоянием основного предприятия и перспективами его развития.

Особую категорию одноотраслевых городов составляют наукограды, в которых ярко выраженной градообразующей базой является наука. Только на территории Подмосковья таких городов более 28. Состояние муниципального хозяйства этих городов напрямую зависит от объемов бюджетных средств, направленных на финансирование научных исследований.

Специфические города. Появление этой категории городов связано со специфическими особенностями, характерными только для данного региона. Такими особенностями могут выступать природно-климатические и экономико-географические условия. Например Кисловодск, Сочи, Анапа – центры отдыха; Суздаль, Кижи – туристические центры. Здесь стратегическое управление муниципальным хозяйством обуславливается необходимостью развития города в соответствии с требованиями наилучшего использования специфических особенностей в сочетании с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса.

5 Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы муниципального хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, то есть осуществлять комплексную застройку территорий.

6 Зависимость размера предприятий муниципального хозяйства и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияет на уровень развития муниципального хозяйства и определяет наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.

Предприятия и организации муниципального хозяйства имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют особенности организации производственной структуры и управления:

1. Продукция предприятий как правило не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта – в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т. д.

2. Целью деятельности предприятий муниципального хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг, и, в отличие от коммерческих предприятий, извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.

3. Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий муниципального хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы с максимальными «пиковыми» нагрузками), и предоставление этих услуг должно быть согласовано с режимами потребления.

4. Наличие на предприятиях муниципального хозяйства достаточно значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.

5. Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением ни предоставлением других видов услуг.

6. Отсутствие прямой зависимости между численностью работников предприятия муниципального хозяйства и объемом оказываемых услуг. На предприятиях широко применяются нормы обслуживания, нормативы трудоемкости работ и численности персонала, распространена повременная система оплаты труда.

7. Большинство предприятий муниципального хозяйства производят однородную продукцию, то есть предоставляют один вид услуг, который на территории города как правило является уникальным.

8. Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественными локальными монополистами в производстве и предоставлении услуг (предприятия коммунальной энергетики, водоснабжения и отведения и т.д.), или занимают олигопольное положение (организации жилищной сферы, дорожно-мостового хозяйства и т.д.), что затрудняет развитие конкурентных отношений в сфере муниципального хозяйства.

Финансовое обеспечение муниципальных образований в Российской Федерации

К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

Установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

Установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

Определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

Осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

Установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

Иные бюджетные полномочия.

К бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо вышеперечисленных полномочий, относятся:

Установление нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов;

Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

Определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов;

Составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Налоговые доходы местных бюджетов включают в себя зачисления от следующих налогов:

1) В бюджеты поселений:

Государственной пошлины за совершение нотариальных действий, - по нормативу 100 процентов.

2) В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доход:

Земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;

Налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов.

Налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;

Налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 20 процентов;

Единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 50 процентов;

Единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;

Государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:

Налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов.

3) В бюджеты городских округов:

Земельного налога - по нормативу 100 процентов;

Налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

Налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 процентов;

Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;

Единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 100 процентов;

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:

Доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

Доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

Доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями;

Части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

Платы за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - по нормативу 100 процентов.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

Принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

Принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

Заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Следует отметить, что в настоящее время бюджет муниципальных образований принимается чаще всего с дефицитом, поскольку доходных источников не хватает для покрытия всех расходных обязательств

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

Разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Литература

1. Структура правленческой деятельности муниципального хозяйства

Для того, чтобы раскрыть содержание изложенного выше понятия, необходимо рассмотреть вопрос о структуре муниципального хозяйства и провести некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами. Прежде всего необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем привести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия "муниципальное хозяйство", предлагает подход, исходящий из того, что:

1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей. И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

· муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

· иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

· органы местного самоуправления.

2. Общии черты, функции, формы, методы правленческой деятельности

В управлении муниципальным хозяйством используются три модели.

1. Коммунальная модель. Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на удовлетворение потребностей МО несут сами жители. Органы власти осуществляют процесс накопления и распределения ресурсов для нужд территории. Основным источником ресурсов являются налоги. Недостатком этого подхода является то, что ресурсы для решения проблем МО восполняются государством. Организационными формами управления выступают коммуны и общины. В нашей стране этот подход еще не получил своего развития.

2. Коммунально-рентная модель. Для этой модели характерно то, что органам местной власти предоставляются ограниченные полномочия в финансово-кредитной деятельности и ресурсной ренты, т.е. налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории МО.

3. Муниципально-рентная модель. При этой модели ведение муниципального хозяйства (обслуживание населения и решение проблем местного характера) возлагается на органы местной власти, так как они являются полноценным хозяйствующим субъектом МО.

3. Организационная структура правленческой деятельности муниципального хозяйства

Муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

) органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения данной территории;

) предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст. 31 Закона "Об общих принципах …". Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;

) предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст.ст. 32, 33 Закона "Об общих принципах …". Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовывать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения данной территории. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

Муниципальный заказ, являясь наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, в настоящее время получает все более широкое распространение. Различные субъекты федерации принимают свои законы, регулирующие этот вопрос. В Санкт-Петербурге, например, принят закон "О заказе Санкт-Петербурга", хотя формально Санкт-Петербург - это субъект Российской Федерации, так что, строго говоря, закон регулирует введение государственного заказа, но, фактически, речь идет о самом настоящем муниципальном заказе, если муниципальное образование - это крупный город. Целями данного закона являются обеспечение эффективного расходования средств городского бюджета и поддержка производства товаров, работ и услуг петербургскими организациями. Основными принципами формирования, размещения и исполнения заказа Санкт-Петербурга являются поддержка конкурентоспособных производств (заказ размещается по итогам конкурса) и создание благоприятных условий для их развития в городе, обеспечение приоритетности именно петербургских производителей (путем предоставления льгот и квот).

Рассмотрим теперь виды муниципального хозяйства: Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

муниципализация;

муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;

муниципально-концессионная;

концессия.

Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство осуществляется при муниципализации, когда местное самоуправление по существу становится собственником предприятия, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием. Следует иметь ввиду, что книга Велихова вышла в свет в 1928 г., и некоторые из ее положений все-таки устарели.

В настоящее время реализуются следующие виды муниципального хозяйства:

Муниципально-рентная модель, при которой органы местного самоуправления несут основную нагрузку по решению вопросов местного значения и являются полноценным хозяйствующим субъектом на территории муниципального образования (эта модель соответствует муниципализации в классификации Л.А.Велихова).

Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов, собираемых с жителей муниципального образования и, кроме этого, органы местного самоуправления могут облагать налогами (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.

Коммунальная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов с жителей муниципального образования. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия (эта модель всего ближе к концессии в классификации Л.А. Велихова).

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские органы местного самоуправления претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но, несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории.

Примером важности данного ресурса может служить послевоенное развитие Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями является своеобразным ресурсом деятельности.

Не менее важным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону. Другими словами, определенный правовой ресурс. Так же как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности.

Так, наличие богатых природных ресурсов еще вовсе не означает богатства населения, проживающего на данной территории. Примеров тому достаточно много. Без наличия права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления рассматриваться не может. Значительную роль в структуре управления муниципальным хозяйством играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные и т.п.

Общепринято выделять следующие основные ресурсы местного самоуправления:

Правовая (законодательная) основа, включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления.

Финансовые основа местного самоуправления, включающая в себя весь комплекс финансовых ресурсов и проявляющаяся наиболее ярко в бюджетном процессе.

Экономическая основа, включающая в себя ресурсы, связанные с участием муниципальных образований в хозяйственной деятельности; ключевым вопросом здесь является управление муниципальной собственностью.

Управленческие основы. Включающие в себя структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы.

Ресурсы муниципального хозяйства должны быть:

Во-первых, соразмерны объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования;

Во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач.

Так, например, если за местным самоуправлением закреплена задача обеспечения населения коммунальными услугами, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и т.д.), должен быть отнесен к ведению органов местного самоуправления.

управленческий муниципальный хозяйство коммунальный

4. Стадии управленческой деятельности и понятия управленческой технологии

Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности в зависимости от цели управленческого решения и раскладываются на определенные этапы. Этапы управленческой деятельности с особым набором форм и методов называются стадиями (циклами) управленческой деятельности. Эти стадии имеют логическую взаимосвязь между собой и определенную последовательность. Существует несколько подходов в определении стадий управленческой деятельности, один из них предполагает семь этапов:

Анализ и оценка управленческой ситуации, качеств управляемого объекта.

Прогнозирование и моделирование действий по преобразованию ситуации.

Принятие решения и разработка управленческих актов.

Организация исполнения (правовых и организационных) решений.

Контроль выполнения и оперативное информирование.

Оценка результатов управленческого воздействия.

Процесс управления любого уровня и особенно в муниципальном образовании носит динамичный характер. Изменения, которые происходят в окружающей среде требуют от управляющего субъекта принятия соответствующих решений и практических мер. Задачи, с решением которых субъекту управления приходится постоянно сталкиваться условно можно разделить на две группы:

a) функциональные - обусловленные спецификой деятельности системы, подсистемы или звена управления;

b) ситуационные - возникающие в управляемых системах, в результате взаимодействия и различных связей.

Понятие термина "решение" включает в себя три значения:

Найденный, но еще не осуществленный вариант поведения;

Собственно процесс устранения каких-либо трудностей, разрешение задач;

Практический результат и итог деятельности.

Управленческое решение можно рассматривать как концентрированное выражение процесса управления, как поступающую от управляющей системы команду, подлежащую исполнению.

У правленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций: разработка вариантов действий, выбор оптимального варианта, его принятие, утверждение и оформление, осуществление. На качество управленческого решения оказывают влияние различные факторы, в том числе: правильное определение цели, методика разработки решения, объема и качества информации по рассматриваемому вопросу, объективная оценка состояния объекта воздействия, профессионализма должностного лица и др.

¦ по источнику возникновения: инициативные, по предписанию, по предложению "снизу".

¦ по юридическому оформлению: приказ, распоряжение, указание, инструкция, план и др.

¦ по субъектному признаку: индивидуальные и коллективные (коллегиальные)

¦ по степени уникальности: рутинные и новаторские.

¦ по методу разработки: количественные, экономико-статистические, эвристические.

¦ по количеству целей: одноцелевые, многоцелевые.

¦ по степени регламентации: регламентирующие, ориентирующие, рекомендательные.

¦ по функциональному признаку: экономические, социальные, политические, технические, организационные; финансовые, кадровые и др.

¦ по сроку действия: оперативные, долгосрочные.

¦ с учетом стереотипности ситуации: программируемые, непрограммируемые.

¦ по внутреннему построению: структурированные, неструктурированные.

У правленческая деятельность предполагает не только принятие решения, но проведения комплекса мероприятий по его осуществлению, выполнению. Этой цели служит организационно-распорядительная деятельность управляющего субъекта, которая представляет собой форму осуществления принятых управленческих решений.

К организационно-распорядительной деятельности относится:

оформление организационной документации по принятому решению и доведение ее до исполнителей;

разъяснение содержания и направленности управленческого решения, объективной необходимости, причин вызвавших принятие решения.

конкретизация задач в условиях изменения функционирования объекта управления;

определение ответственных исполнителей;

организация контроля за ходом выполнения решения;

практическая оценка, подведение итога выполнения решения и качества работы исполнителей.

Понятие управленческой технологии

Развитие управленческой мысли и практики в течение XX века, особенно второй его половины, привело к формированию управленческих технологий. Обычно в обобщающее понятие технологии включают такие содержательные моменты: социальная технология - это определенный способ достижения поставленных общественных целей; сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности, операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний; при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность; социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом; социальная технология - элемент человеческой культуры, она возникает двумя путями: вырастает в культуре эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование, главная функция которого сегодня - соединение науки и практики. Управленческая технология есть одно из проявлений социальных технологий, отражающее непосредственно управленческие процессы. Ее суть, кратко говоря, состоит в системном соединении научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементов управленческой деятельности. Она расчленяется на последовательно взаимосвязанные процедуры и операции, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии. Операция является непосредственно практическим актом решения определенной задачи в рамках соответствующей процедуры управления. Операция - это однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели, она выполняется одним или несколькими исполнителями.

Следует вместе с тем понимать, что распределение, специализация, сочленение, интеграция различных проявлений (элементов) управленческой деятельности представляют собой только часть, в какой-то мере формализованную, управленческих технологий. Если этим ограничиться, то мало будет пользы от управленческих технологий, разве что употребление модного слова. Становление управленческих технологий есть следствие усиления системности государственного управления, его научного осмысления и попытка широкого использования типичного, выверенного опытом, дающего высокие результаты. Ее смысл заключается в обязательном (принудительном) массовом использовании в управленческой деятельности лучших, передовых достижений науки, искусства и опыта государственного управления. Поэтому в качестве управленческой технологии стоит рассматривать лишь ту организацию управленческой деятельности, которую отличают рациональность и эффективность.

Литература

Система государственного управления Пикулькин А.В. 2004г.

Система муниципального управления Зотова В.Б. 2007г.

Государственное управление в области финансов и кредитов в России Тосунян Г.А. 1997г.

Государственное и муниципальное управление Глазунова Н.И. 2007г.

Местное самоуправление Российской практики и за рубежный опыт Игнатов И.Г. 2007г.

Система государственного и муниципального управления Койгель Я.Я. 2009г.

Разработка правленческого решения Саак А.К., Тюшняков В.Н. 2007г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Хозяйственная деятельность местного самоуправления в Европе, в Соединенных Штатах и в России. Три модели муниципального хозяйства: коммунальная, коммунально-рентная, муниципально-рентная. Преимущества и недостатки муниципальных хозяйств перед частными.

    реферат , добавлен 05.11.2015

    Муниципально-правовые нормы. Источники отрасли муниципального права. Европейская Хартия местного самоуправления. Конституция Российской Федерации в системе источников муниципального права. Классификация муниципально-правовых отношений, их субъекты.

    презентация , добавлен 27.09.2014

    Понятие местного самоуправления. Разграничение вопросов местного значения между муниципальными образованиями. Компетенция представительного органа муниципального образования. Статус главы местной администрации. Формы планирования работы руководителей.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2011

    История развития местного самоуправления в России. Компетенция органов исполнительной власти местного самоуправления, их организация, права, обязанности и специфика их деятельности в области исполнительно-распорядительной и управленческой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2014

    Органы местного самоуправления. Понятие муниципального хозяйства в системе муниципальных отношений. Инфраструктура муниципального хозяйства. Связь между государством, населением и мелким собственником. Финансовые средства муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2016

    Понятие, порядок формирования муниципальной собственности, как основы местного самоуправления. Описание основных способов ведения муниципального хозяйства: прямое управление; муниципально-подрядная, муниципально-арендная система; муниципальная концессия.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2011

    Общие принципы организации и правовая основа местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Особенности регулирования местного самоуправления. Устав муниципального образования, как основной правовой акт местного значения.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2008

    Система и источники муниципального права. Муниципально-правовые отношения, нормы и институты. Концепции, правовые акты и модели построения местного самоуправления в РФ, ответственность его органов. Управление объектами муниципальной собственности.

    шпаргалка , добавлен 15.01.2011

    Определение понятия муниципального управления как вида управленческой деятельности, его особенности и технологии. Выявление эффективности структуры местного самоуправления. Система государственного и народного контроля за соблюдением законности в городе.

    аттестационная работа , добавлен 28.11.2013

    Понятие и виды муниципально-правовых отношений. Субъекты местного самоуправления. Группы общественных отношений, составляющие предмет муниципального права, его функции. Пределы федерального подзаконного регулирования вопросов местного самоуправления.

Понятие городского хозяйства, его состав и назначение

Характеристика жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является ведущей отраслью экономики города и самой крупной отраслью городского хозяйства. Оно представляет собой совокупность подотраслей, призванных обеспечивать жизнь и работу населения в нормальных условиях, а также снабжать предприятия отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами, такими как вода, газ, тепло и т.д.

Городское хозяйство, будучи частью общей городской системы, в свою очередь представляет собой сложный комплекс различных отраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью – удовлетворением материально-бытовых потребностей населения в различных услугах и некоторых товарах. При этом производство и потребление услуг городского хозяйства совершаются, как правило, в месте жительства потребителей. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере.

В состав городского хозяйства входят:

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Строительство и строительная индустрия местного значения;

Торговля, общественное питание, службы быта;

Системы управления, охраны общественного порядка, связи и информации, финансово-кредитные и многие другие учреждения, обслуживающие городские нужды.

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является ведущей отраслью экономики города и самой крупной отраслью городского хозяйства. Оно представляет собой совокупность подотраслей, призванных обеспечивать жизнь и работу населения в нормальных условиях, а также снабжать предприятия отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами, такими как вода, газ, тепло и т.д.

Чем больше город по численности населения и территории, тем больший объем услуг должны предоставлять предприятия городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. В больших городах необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.

Особенности городского хозяйства.

Городское хозяйство обладает рядом особенностей, которые оказывают существенное влияние на экономику хозяйства и производственно-хозяйственную деятельность предприятий.

Особенности городского хозяйства:

Комплексный характер предоставляемых населению услуг отдельными элементами городского хозяйства;

Ограничение возможности концентрации производства - отрасли городского хозяйства должны быть развиты пропорционально;

Местный характер производства;

Тесная связь городского хозяйства с промышленностью и др.

Данные особенности определяет следующие характерные черты производственно - эксплуатационной деятельности предприятий городского хозяйства.

Характерные черты городского хозяйства:

Мощность предприятий рассчитана в основном для удовлетворения потребностей городского населения и зависит от территориальных, социальных и др. особенностей. В городском хозяйстве преобладают небольшие по размеру предприятия;

Производственный процесс организуется с учетом неравномерности потребления их продукции. Процент резервной мощности на предприятиях городского хозяйства очень высок;

Необходимость бесперебойной работы, так как невыполнение производственной программы за тот или иной период времени не может быть компенсирован последующим перевыполнением плана, оказанием услуг сверх плана;

Численность основного эксплуатационного персонала большинства коммунальных предприятий зависит не от объема выпускаемой продукции, а от количества обслуживаемого оборудования и режима работы предприятия;

Труд основных эксплуатационных работников коммунальных предприятий оплачивается по повременно-премиальной системе, так как, в большинстве случаев, объем продукции от предприятия не зависит;

Большинство коммунальных предприятий производит однородную продукцию, что обуславливает упрощенное планирование, учет и анализ хозяйственной деятельности;

Из-за короткого производственного цикла большинство коммунальных предприятий не имеет незавершенного производства;

Коммунальные предприятия, оказывающие услуги, не потребляют основных материалов, но в большом количестве потребляют вспомогательные материалы (топливо, энергия и др.) и в себестоимости продукции высокий процент занимает зарплата.

Особенности ЖКХ обусловлены спецификой отрасли, которая объединяет в себя сложный конгломерат различных подотраслей, тесно связанных едиными целями, задачами и проблемами. Это комплексность отрасли, специфичность критериев эффективности ее функционирования. Такие показатели как рентабельность, выработка, фондоотдача, не всегда являются пригодными для ЖКХ. Более важными являются критерии качества, комфортности и др.

Проблемы внедрения рыночных отношений в городском хозяйстве

Чтобы функционировать в рыночных условиях, городское хозяйство должно обладать определенным товарным потенциалом; услуга должна быть товаром.

В настоящее время полным товарным потенциалом обладают такие отрасли городского хозяйства, как торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Такая отрасль городского хозяйства, как ЖКХ является наиболее проблемной в плане внедрения рыночных отношений.

Внедрение рыночных отношений в ЖКХ связано с целым рядом проблем:

Неразрывная связь производителей и потребителей услуг;

Оплата услуги и ее потребление, как правило, не совпадают во времени и пространстве;

Подотрасли, относящиеся к внешнему благоустройству, представляют свои услуги населенному пункту в целом и др.

Сегодня наиболее полным товарным (рыночным) потенциалом из подотраслей ЖКХ обладает банно-прачечное и ритуальное хозяйство.

Чтобы жилищно-коммунальная услуга стала товаром, необходимо выполнение, по крайней мере, трех факторов:

1. Организационно-технологического - наличие контактной зоны, возможность индивидуального учета потребления, предот¬вращение задолженности.

2. Экономического - доступность жилищно-коммунальных услуг по уровню их тарифов.

3. Социального - повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения, то есть все граждане должны быть обеспечены услугами ЖКХ независимо от уровня доходов.

В целом ЖКХ представляет собой замкнутый, внешне ограниченный и зависимый тип производства. Оно замкнуто на потребности, формируемой на конкретно заданной территории; оно ограничено масштабами потребностей в соответствующих услугах на соответствующей территории; оно зависимо от факторов, которые формируют величину и структуру этих потребностей в каждый соответствующий период времени.

Для выявления возможностей функционирования ЖКХ в условиях рынка необходимо использовать комплексный подход к развитию ЖКХ с учетом экономических, организационно-технологических и социальных факторов.

Основу городского хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:

· жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс), которое, в свою очередь, состоит из ряда подотраслей и хозяйств. Прежде это жилищное хозяйство, которое включает с одной стороны жилищный фонд муниципального образования, а с другой предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного хозяйства в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжения) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло и электроснабжения), газоснабжения, а так же предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, зеленое хозяйство и т.п.

· городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус;

· комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;

· учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;

· службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования.

Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных властей. При этом предприятия и учреждения сферы муниципального хозяйства выступают объектом управления со стороны местных властей в определённых законом формах.

Особенности городского хозяйства

Городское хозяйство как объект управления имеет ряд особенностей:

1 Местный характер производства, оказания и потребления услуг (продукции); эти процессы, как правило, протекают в границах территории муниципального образования или городских территорий.

2 Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий муниципального хозяйства; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.

3 Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим либо совпадают во времени.

4 Тесная взаимосвязь развития и состояния муниципального хозяйства с предприятиями градообразующей сферы, с тем видом деятельности, который оправдывает появление территориально-административного образования, его существование, развитие и обеспечивает для этого необходимые ресурсы.

Территориально-административное образование на основе города может выполнять одну или несколько основных функций. По функциональному назначению можно выделить следующие группы городов:

Города как административно-территориальные центры и столицы. В случае развитие города и его муниципального хозяйства будет определяться не только экономическими, но и социально- политическими требованиями.

Город как регионально-многоотраслевой центр. В градообразующей базе этих городов преобладают предприятия различных отраслей, являясь наиболее крупными в своей отрасли. Система управления городом и муниципальным хозяйством при этом должна строиться с учетом гармоничного сочетания территориальных и отраслевых принципов и приоритетов управления.

Многоотраслевые города. Для них характерными чертами является наличие в городе предприятий различных отраслей самых разнообразных размеров. При этом задачей стратегического управления муниципальным хозяйством городом является создание и развитие такой городской инфраструктуры, при которой работники всех предприятий как равноправные жители города должны иметь одинаковый уровень обеспеченности всеми видами коммунальных услуг и социальных благ.

· одноотраслевые (однопрофильные) города. Основа появления или существования этих городов связана с наличием одного или нескольких однородных предприятий, на которых работает большинство трудоспособного населения. Социально-экономический уровень развития города и муниципального хозяйства обуславливается финансовым состоянием основного предприятия и перспективами его развития.

· особую категорию одноотраслевых городов составляют наукограды, в которых ярко выраженной градообразующей базой является наука. Только на территории Подмосковья таких городов более 28. Состояние муниципального хозяйства этих городов напрямую зависит от объемов бюджетных средств, направленных на финансирование научных исследований. муниципальный образование городской хозяйство

· специфические города. Появление этой категории городов связано со специфическими особенностями, характерными только для данного региона. Такими особенностями могут выступать природно-климатические и экономико-географические условия. Например Кисловодск, Сочи, Анапа - центры отдыха; Суздаль, Кижи - туристические центры. Здесь стратегическое управление муниципальным хозяйством обуславливается необходимостью развития города в соответствии с требованиями наилучшего использования специфических особенностей в сочетании с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса.

5 Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы муниципального хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, то есть осуществлять комплексную застройку территорий.

6 Зависимость размера предприятий муниципального хозяйства и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияет на уровень развития муниципального хозяйства и определяет наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.

Предприятия и организации муниципального хозяйства имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют особенности организации производственной структуры и управления:

Продукция предприятий как правило не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта - в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т. д.

Целью деятельности предприятий муниципального хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг, и, в отличие от коммерческих предприятий, извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.

Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий муниципального хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы с максимальными «пиковыми» нагрузками), и предоставление этих услуг должно быть согласовано с режимами потребления.

Наличие на предприятиях муниципального хозяйства достаточно значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.

Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением ни предоставлением других видов услуг.

Отсутствие прямой зависимости между численностью работников предприятия муниципального хозяйства и объемом оказываемых услуг. На предприятиях широко применяются нормы обслуживания, нормативы трудоемкости работ и численности персонала, распространена повременная система оплаты труда.

Большинство предприятий муниципального хозяйства производят однородную продукцию, то есть предоставляют один вид услуг, который на территории города как правило является уникальным.

Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественными локальными монополистами в производстве и предоставлении услуг (предприятия коммунальной энергетики, водоснабжения и отведения и т.д.), или занимают олигопольное положение (организации жилищной сферы, дорожно-мостового хозяйства и т.д.), что затрудняет развитие конкурентных отношений в сфере муниципального хозяйства.

(классификация)

качественно однородные группы хозяйственных единиц, характеризующиеся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющие специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства. Теоретической основой для классификации О. н. х. СССР является марксистско-ленинское учение об общественном разделении труда и его формах. На основе классификации анализируется структура народного хозяйства, исчисляются общественный продукт и национальный доход, определяются уровни и темпы роста отраслей, производящих средства производства и предметы потребления; устанавливаются соотношения между сферой материального производства (см. Производство) и непроизводственной сферой (См. Непроизводственная сфера). Составленные в разрезе отдельных О. н. х. балансы труда дают возможность планомерно перераспределять трудовые ресурсы по сферам приложения труда с целью их наиболее полного и эффективного использования. Классификация О. н. х. и отраслей промышленности помогает следить за становлением и развитием новых отраслей, в том числе прогрессивных, определяющих темпы научно-технического прогресса и оказывающих решающее воздействие на весь ход экономического развития. Она позволяет судить о наиболее общих и существенных общехозяйственных пропорциях и на этой основе устанавливать устойчивые производственные связи в народном хозяйстве, планировать оптимальную структуру общественного производства.

Народное хозяйство прежде всего подразделяется на сферу материального производства и непроизводственную сферу. Совокупность всех видов производственной деятельности, в результате которых создаются материальные блага в форме продуктов, энергии и в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, расфасовки, упаковки и др. функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения, образует сферу материального производства. Остальные виды деятельности, не создающие материальных благ, составляют непроизводственную сферу. Внутри каждой из них выделяют О. н. х., формирующиеся на основе группировки хозяйственных единиц, выполняющих однотипные экономические функции или социальные виды деятельности.

В статистике СССР сфера материального производства включает промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт (грузовой), связь (по обслуживанию предприятий производственной сферы), строительство, торговлю и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки сельскохозяйственных продуктов, прочие сферы материального производства. К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения; пассажирский транспорт, связь (по обслуживанию организаций непроизводственной сферы деятельности и населения); здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; просвещение; культура; искусство; наука и научное обслуживание; кредитование и государственное страхование; управление; общественные организации.

Каждая О. н. х., в свою очередь, расчленяется на так называемые укрупнённые отрасли, отрасли и виды производства. Наиболее сложной О. н. х. является промышленность. В её составе насчитывается 16 укрупнённых отраслей: электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая, лёгкая, пищевая, микробиологическая, комбикормовая, медицинская, полиграфическая и др. В каждую из этих комплексных отраслей входят однородные, но специализированные на производстве определённых видов продукции отрасли. Так, пищевая промышленность включает в свой состав 24 отрасли, которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные производства.

При отнесении предприятия, видов производства и услуг к той или иной О. н. х. учитываются назначение продукта или услуг, вид основного сырья или материала, характер технологического процесса. В ряде случаев возникают затруднения при отнесении конкретного участка хозяйства к той или иной отрасли. Это связано с тем, что в результате специализации однородные по назначению продукты часто изготовляются при помощи различной технологии, из разнообразного исходного сырья, например производство искусственных тканей и тканей из сельскохозяйственного сырья. Кроме того, происходит процесс проникновения приёмов и методов из одних отраслей в другие. Из одного и того же сырья производятся продукты самого разнообразного назначения. Для анализа процесса воспроизводства важное значение имеет деление общественного производства на производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение) (см. Воспроизводство). Промышленность соответственно подразделяется на 2 группы: группу «А» и группу «Б». Эта группировка отраслей в СССР производится как по преобладающему назначению продукции, так и по фактическому её использованию.

Для каждого производства характерна определённая номенклатура вырабатываемой продукции. Дифференцированная классификация, в основе которой лежит вид продукции и вид производства с последующим объединением их в отрасли, укрупнённые отрасли и О. н. х., облегчает преемственность классификаций в условиях развивающегося общественного разделения труда. Широкое внешнеэкономическое сотрудничество с социалистическими и развивающимися странами и торговля с капиталистическими странами требуют дальнейшей унификации классификации отраслей и видов производства в целях содействия развитию стандартизации в области внешней торговли и иных видов экономических связей. Классификация О. н. х. - часть единой системы классификации и кодирования всей технико-экономической информации.

Лит.: Классификация отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности СССР, М., 1971; [Швырков Ю. М.], Классификация отраслей в народнохозяйственном плане, М., 1965; Гурьев В. И., Классификация отраслей народного хозяйства СССР, М., 1971.

  • - 1) в РСФСР и СССР в 1917-32 орган управления промышленностью и строительством в губерниях, краях, областях и округах, местный орган ВСНХ. 2) В СССР в 1957-65 местный орган управления промышленностью в экономических...

    Русская энциклопедия

  • - предприятие, объединение, учреждение или организация сферы материального производства или непроизводственной сферы, хозяйства, расположенные на единой площадке...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - англ. balance о/ the national economy; нем. Volkswirtschaftsbilanz...

    Энциклопедия социологии

  • - система балансовых таблиц, отражающих основные экономические показатели, темпы и пропорции воспроизводства в условиях нерыночной экономики...

    Большой экономический словарь

  • - Совнархоз, СНХ 1) в 1917-32 орган управления промышленностью и строительством в губерниях, краях, областях и округах, местный орган Всероссийского Совета Народного Хозяйства...

    Политология. Словарь.

  • - органы управления пром-стью в СССР. С. н. х. начали создаваться в дек. 1917. Уже летом 1918 они существовали во всех губерниях и уездах Сов. России...

    Советская историческая энциклопедия

  • - предприятие, объединение, учреждение или организация сферы материального производства или непроизводственной сферы хозяйства, расположенное на единой площадке...

    Экологический словарь

  • - наиболее общая взаимосвязанная система основных экономических показателей, характеризующих процесс общественного воспроизводства...
  • - в СССР, основной метод осуществления экономической политики Коммунистической партии, направленной на всесторонний подъём производительных сил общества и всё более полное удовлетворение материальных и...

    Большая Советская энциклопедия

  • - совнархозы, государственные органы территориального управления промышленностью и строительством в СССР...

    Большая Советская энциклопедия

  • - СССР, совокупность материальных и денежных ресурсов, планомерно создаваемых, распределяемых и используемых в процессе расширенного социалистического воспроизводства для обеспечения стабильных и высоких...

    Большая Советская энциклопедия

  • - одно из основных направлений научно-технического прогресса, характеризующееся внедрением методов химической технологии, химического сырья, материалов и изделий из них в материальное производство в целях...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1) в 1917 - 1932 в СССР орган управления промышленностью и строительством в губерниях, краях, областях и округах, местный орган Высшего Совета Народного Хозяйства...

    Современная энциклопедия

  • - основана в 1978 в Москве. Подготовка руководящих хозяйственных кадров. При АНХ действуют Высшая школа международного бизнеса и др. учебные подразделения...
  • - наиболее общая взаимосвязанная система экономических показателей, характеризующая уровень развития экономики, масштабы и темпы воспроизводства, территориальные и отраслевые пропорции...

    Большой энциклопедический словарь

  • - 1) в 1917-32 орган управления промышленностью и строительством в губерниях, краях, областях и округах, местный орган ВСНХ.2) В 1957-65 местный орган управления промышленностью в экономических административных районах...

    Большой энциклопедический словарь

"Отрасли народного хозяйства" в книгах

3. Послевоенное развитие народного хозяйства

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

3. Послевоенное развитие народного хозяйства Война нанесла экономике СССР прямой ущерб, достигший почти трети всего национального богатства страны.С 1943 г., по мере изгнания захватчиков, в СССР началось восстановление экономики, разрушенной войной. Помимо этих работ

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

Б. Социалистическая система народного хозяйства

12.1.

Из книги История России. Учебное пособие автора Коллектив авторов

12.1. Восстановление народного хозяйства Возвращение к мирной жизни предполагало в первую очередь восстановление экономики и ее переориентацию на мирные цели. Особенностью развития СССР в послевоенные и последующие годы явилось приоритетное финансирование оборонных

Восстановление народного хозяйства

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Восстановление народного хозяйства 28 октября 1944 г. последний населенный пункт Украины был освобожден от войск гитлеровской Германии и ее сателлитов. В результате войны Украина понесла огромные убытки. Враг уничтожил, как указывалось, сотни городов и поселков

Организация народного хозяйства

Из книги СССР: от разрухи к мировой державе. Советский прорыв автора Боффа Джузеппе

Организация народного хозяйства Эволюция профсоюзов отражала все, что происходило в мире труда. Отражая в высшей степени интересы государства, они по-прежнему охватывали подавляющее большинство трудящихся: в 1937 г. в их рядах насчитывалось 22 млн. человек. В управлении

6. ПЕРЕСТРОЙКА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

6. ПЕРЕСТРОЙКА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА Мероприятия партии и правительства. С первых дней войны началась перестройка советской экономики на военный лад. Единая централизованная система хозяйства, мудрое руководство партии дали возможность максимально и быстро

Планирование народного хозяйства

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Фонды народного хозяйства

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

Химизация народного хозяйства

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХИ) автора БСЭ

Отрасли народного хозяйства

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОТ) автора БСЭ

Для Народного Хозяйства И Быта

Из книги Путеводитель по журналу "Радио" 1981-2009 гг автора Терещенко Дмитрий

Для Народного Хозяйства И Быта Сигнализатор электронный СЭ-8Синельников А.1981, № 3, с. 40.Охранное устройство для автомобиля. Измеритель вибраций и перемещенийБолотов Б., Ситов В.1981, № 4, с. 24. Инфракрасный термометрФигурнов Е., Мрыхин С.1981, № 5, с. 18.Для дистанционного измерения

Перестройка народного хозяйства

автора

Перестройка народного хозяйства Программа военной перестройки народного хозяйства СССР исчерпывающе дана в выступлениях товарища Сталина, прежде всего в его речи - призыве к народу 3 июля 1941 года по радио и в докладе 6 ноября 1941 года о XXIV годовщине Великой Октябрьской

Баланс народного хозяйства

Из книги Военная экономика СССР в период Отечественной войны. автора Вознесенский Николай Алексеевич

Баланс народного хозяйства Обеспечение потребностей военного хозяйства СССР происходило на основе планового перераспределения производительных сил на нужды Отечественной войны. Перераспределение производительных сил и материальных фондов видно из сравнения

Восстановление народного хозяйства

Из книги Финансовый кризис 2009. Как выжить автора Попов Александр

Восстановление народного хозяйства «Пятилетку – за три года!» – такие лозунги развевались во времена СССР на каждом углу вместо современных баннеров.После войны перед СССР стояла задача не только восстановить разрушенное народное хозяйство, но и продолжить подъем

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...