Муниципальное хозяйство — объект муниципального управления. Муниципальное управление


Рассмотрим вопрос о структуре муниципального хозяйства и проведем некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами. Прежде всего необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем провести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия “муниципальное хозяйство”, предлагает подход, исходящий из того, что:

  • 1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
  • 2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.
  • 3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Федеральные органы власти Региональные органы власти МУНИЦИПАЛИТЕТ Структура муниципального хозяйства Домохозяйства Хозяйствующие субъекты Представительные органы Вопросы местного значения Непосредственное обеспечение жизнедеятельности муниципального образования Реализация экономических интересов Решение проблем межпоселенческого характера Рынки города Прочие рынки Рынок капитала Рынок труда Рынок жилья. Система муниципального хозяйства Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей. И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

  • *муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
  • *иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией образований;
  • *органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования. Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности. Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства. Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное состояние муниципальных предприятий является плодом достаточно длительной и сложной работой. Так, для муниципалитетов дореволюционной России общественных интересов населения муниципальных потребовалось почти пятьдесят лет реформ для того, чтобы хозяйственная деятельность муниципалитетов начала приносить до пятидесяти процентов доходной части бюджетов. Поэтому с точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, мы можем выделить несколько видов муниципального хозяйства, прежде всего, по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности. Рассмотрим теперь модели управления муниципального хозяйства. Выделяют следующие модели управления муниципального хозяйства: * Коммунальная модель муниципального хозяйства;

  • * Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства;
  • * Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.
  • 1. Коммунальная модель муниципального хозяйства. Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее “благополучных” странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.
  • 2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя образования. продукции и услуг на территории муниципального
  • 3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга. От чего зависит существование той или иной модели? От огромного количества факторов, главными из которых безусловно являются:
  • 1. Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.
  • 2. Наличие и характер основных ресурсов территории.
  • 3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.
  • 4. Налогоспособность населения. В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства. Следует отметить, что существование той или иной модели муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов МСУ. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские МСУ претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Как показано выше муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

  • 1) органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения данной территории;
  • 2) предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст. 31 Закона «Об общих принципах …». Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;
  • 3) предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст.ст. 32, 33 Закона «Об общих принципах …». Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовывать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения данной территории. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

Муниципальный заказ, являясь наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, в настоящее время получает все более широкое распространение. Различные субъекты федерации принимают свои законы, регулирующие этот вопрос. В Санкт-Петербурге, например, принят закон «О заказе Санкт-Петербурга», хотя формально Санкт-Петербург - это субъект Российской Федерации, так что, строго говоря, закон регулирует введение государственного заказа, но, фактически, речь идет о самом настоящем муниципальном заказе, если муниципальное образование - это крупный город. Целями данного закона являются обеспечение эффективного расходования средств городского бюджета и поддержка производства товаров, работ и услуг петербургскими организациями. Основными принципами формирования, размещения и исполнения заказа Санкт-Петербурга являются поддержка конкурентоспособных производств (заказ размещается по итогам конкурса) и создание благоприятных условий для их развития в городе, обеспечение приоритетности именно петербургских производителей (путем предоставления льгот и квот).

Рассмотрим теперь виды муниципального хозяйства: Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

  • - муниципализация;
  • - муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;
  • - муниципально-концессионная;
  • - концессия.

Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство осуществляется при муниципализации, когда местное самоуправление по существу становится собственником предприятия, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием. Следует иметь ввиду, что книга Велихова вышла в свет в 1928 г., и некоторые из ее положений все-таки устарели.

В настоящее время реализуются следующие виды муниципального хозяйства:

  • 1. Муниципально-рентная модель, при которой органы местного самоуправления несут основную нагрузку по решению вопросов местного значения и являются полноценным хозяйствующим субъектом на территории муниципального образования (эта модель соответствует муниципализации в классификации Л.А.Велихова).
  • 2. Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов, собираемых с жителей муниципального образования и, кроме этого, органы местного самоуправления могут облагать налогами (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.
  • 3. Коммунальная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов с жителей муниципального образования. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия (эта модель всего ближе к концессии в классификации Л.А. Велихова).

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские органы местного самоуправления претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но, несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории.

Муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.

Различаются три модели муниципального хозяйства:

Коммунальная модель. Особенность ее состоит в максимальной величине затрат на удовлетворение общественных интересов, которые несут сами жители муниципального образования. Основной вид ресурса здесь – налоги с населения. Главный элемент модели – органы местного самоуправления, они накопляют ресурсы и расходуют их. Недостаточность ресурсов восполняется государством. 2) Коммунально-рентная модель. Отличие модели в том, что органам местного самоуправления предоставляются ограниченные права в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. Здесь налоги с населения дополняются налогами с производителей продукции и услуг на территории муниципального образования. 3) Муниципально-рентная модель. Основывается на том, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления. Здесь органам предоставлена роль важного хозяйствующего субъекта на своей территории. Теоретически модель муниципального хозяйства складывается в зависимости от таких основных факторов:- объема компетенции, органов местного самоуправления, определенных законодательством;- наличия основных ресурсов территории;- наличия квалифицированных муниципальных служащих и кадров предприятий;- налогоспособности населения.

12. Ресурсное обеспечение муниципального хозяйства.

Развитие муниципального хозяйства, как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов.

Под ресурсами понимают совокупность возможностей той или иной территории в достижении целей их развития. По отношению к хозяйственной деятельности под ресурсами следует понимать материальные(природные ресурсы, финансовые, производственные) и нематериальные (объемы полномочий), которыми наделен хозяйствующий субъект по закону.

Материальные ресурсы позволяют достичь эффективности инвестиций, определяют структуру производственной деятельности. Для использования материальных ресурсов исключительную важность имеет трудовой ресурс – кадровый потенциал. Без наличия нематериальных ресурсов даже богатые природные ресурсы не обеспечивают рост благосостояния населения. К нематериальным ресурсам относится также организационный ресурс. Финансовые ресурсы, главным образом, представлены доходами и расходами местных бюджетов. Они балансируются между собой, однако, большинство муниципальных образований вынуждены иметь превышение расходов над доходами. Бюджетный кодекс РФ устанавливает пределы возможного дефицита местного бюджета и требует указания источников покрытия этого. Кроме того, к муниципальным финансам относятся финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, еще и финансовые ресурсы предприятий частного сектора, используемые для финансирования социально-культурных и жилищно- коммунальных объектов на территории города.

Важный принцип закрепления ресурсов за муниципальным уровнем власти является принцип максимальной эффективности использования ресурса на данной территории. Набор ресурсов определяется многосторонним характером основ местного самоуправления. В основах местного управления выделяются такие стороны:

Правовая – т.к. полномочия, предметы ведения, гарантии прав местного самоуправления закреплены законом;

Финансовая – т.к. комплекс финансовых ресурсов участвует в бюджетном процессе;

Экономическая - т.к. для хозяйственной деятельности муниципальное управление использует производственные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

Управленческая – т.к. первичной базой управления лежит кадровый потенциал, а также информационные и структурно-организационные ресурсы.

Региональное развитие № 2 2014

МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

© 2014 Пыркова Ольга Михайловна

кандидат экономических наук, доцент

© 2014 Шишова Ирина Александровна

Самарский государственный экономический университет E-mail: [email protected]; [email protected]

Ключевые слова: муниципальное хозяйство, органы местного самоуправления, муниципалитет, коммунальная модель, коммунально-рентная модель, муниципально-рентная модель.

Рассматриваются подходы о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности. Обосновывается выбор оптимальной для России модели хозяйствования для муниципального образования.

MODEL MUNICIPAL SERVICES

© 2014 Olga Mikhaylovna Pyrkova

candidate of Economics, associate professor

© 2014 Irina Aleksandrovna Shishova

Samara State University of Economics E-mail: [email protected]; [email protected]

Keywords: Municipal service, local governments, municipality, utility model, utility-annuity model, municipal-annuity model.

Approaches are risen on the permissible extent of participation of local governments in economic activity. The choice of the optimum for the Russian economic model for the municipality.

В России муниципалитеты прилагают значительные усилия с тем, чтобы, несмотря на большие сложности институционального, финансовоматериального, организационного плана, успешно решать задачи по оказанию населению услуг в сфере жизнеобеспечения.

Вопрос о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности и, как следствие, о необходимом составе муниципального имущества -один из ключевых в определении путей дальнейшего развития местного самоуправления в России. В последние годы эта проблема активно обсуждается в муниципальном сообществе, среди участников дискуссии можно отметить А. Г. Воронина, Р.В. Бабуна, В. А. Лапина, Э. Маркварта, А. Н. Широкова и др. Наиболее полно решение этой проблемы аргументирует Э. Маркварт, его поддерживают А. Н. Широков.

Э. Маркварт формулирует два необходимых условия, при одновременном наличии которых муниципальные образования только и могут создавать собственные хозяйствующие субъекты (организаций)1:

1) деятельность этих субъектов необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения и соответствует задачам и полномочиям местного самоуправления;

2) соответствующая деятельность в силу объективных причин не осуществляется и не может осуществляться иными хозяйствующими субъектами.

Сохраняющиеся принципиальные проблемы по данному вопросу побуждают сформулировать конструктивные предложения по его решению.

Крайние подходы сторон состоят в следующем:

Первый подход. Хозяйственная деятельность муниципалитетов должна быть сведена

к минимуму функций, обойтись без исполнения которых в силу объективных причин невозможно или явно нерационально. Муниципалитет - некоммерческая организация и ничего не должен зарабатывать сам. Его задача быть органом местной власти, аккумулировать в своем бюджете налоги, перечень которых установлен государством, и выдавать за счет этих средств муниципальные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд силами хозяйственных обществ и муниципальные задания для некоммерческих организаций. Соответственно этому состав муниципального имущества также должен быть минимальным и ограничен закрытым перечнем имущества некоммерческого назначения. Земли городов, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты государственной и муниципальной собственности, должны находиться в частной собственности. Муниципальных предприятий (за исключением некоторых особых случаев) быть не должно.

Второй подход. Муниципалитет должен быть активным хозяйствующим субъектом -муниципальной корпорацией, обладать всем необходимым для этого имуществом, включая землю и местные природные ресурсы, иметь комплекс эффективно работающих муниципальных предприятий и самостоятельно зарабатывать средства на свое существование, что не исключает поддержку со стороны государства.

Между представленными крайними точками зрения имеется широкий спектр промежуточных взглядов: что-то можно, а что-то нельзя. Очевидно, что степень участия муниципальной власти в хозяйственной деятельности, состав муниципального имущества, источники доходов и объемы расходных обязательств (полномочий) местных бюджетов находятся в неразрывной связи.

В зависимости от объема собственной хозяйственной деятельности и от роли тех или иных элементов муниципального хозяйства в современном мире А.Г. Воронин выделяет три модели муниципального хозяйства: коммунальную, коммунально-рентную

модель и муниципально-рентную модель2.

Коммунальная модель характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на удовле-

творение потребностей муниципальных образований несут сами жители. Органы власти осуществляют процесс накопления и распределения финансовых ресурсов для общественных нужд территории. Муниципалитет не принимает участия в хозяйственной деятельности и не имеет собственного имущества, приносящего доход, следовательно, потребность в финансовых ресурсах является минимальной. Основным источником ресурсов служат налоги. Недостатком этой модели является то, что ресурсы для решения проблем муниципального образования восполняются государством. В современной России этот подход еще не получил своего развития.

Коммунально-рентная модель отличается от коммунальной модели тем, что органы местного самоуправления не только распределяют муниципальные заказы на общественные услуги, но и оказывают жителям бесплатные или частично оплачиваемые услуги, чаще всего социальные. Высокая потребность муниципалитета в денежных средствах восполняется налогами с населения и производителей продукции и дополняется рентными платежами. Для этого в муниципальную собственность передаются основные экономические ресурсы территории - земля и объекты недвижимости. Но в прямой хозяйственной деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как и при коммунальной модели, быть не должно.

При муниципально-рентной модели ведение муниципального хозяйства (обслуживание населения и решение проблем местного характера) возлагается на органы местной власти, так как они являются полноценным хозяйствующим субъектом муниципального образования. Значительные средства идут на жизнеобеспечение населения, поэтому в качестве источников доходов необходимы крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, а также налоги и рентные платежи.

Коммунальная модель соответствует первому из изложенных выше подходов и реально возможна лишь в экономически развитых странах с высоким жизненным уровнем населения.

Муниципально-рентная модель соответствует второму подходу. Коммунально-

Региональное развитие № 2 2014

рентная модель занимает промежуточное положение.

Конечно, ни одна из перечисленных моделей не может существовать в чистом виде и в реальной жизни неизбежно их некоторое смешение.

В нашей стране в практической деятельности по управлению муниципальным хозяйством не используется в чистом виде ни одна из моделей, а берется какой-то один из ее элементов. Таким образом, ситуация, имеющая место в современной России, представляет собой сочетание диаметрально противоположных моделей. Выбор той или иной модели зависит от ряда факторов: от объема компетенций органов местной власти, определенного законодательством страны, от наличия и характера основных ресурсов.

С одной стороны, в российских муниципальных образованиях сложилась такая ситуация, что из-за низкой платежеспособности население вынуждает муниципалитет предоставлять большое количество услуг, оплачиваемых частично либо полностью, что говорит о наличии объектов социального значения, находящихся в муниципальной собственности, требующих денежного финансиро-вания3.

С другой стороны, государство провозгласило курс на ограничение хозяйственной деятельности муниципалитетов и резкое сокращение состава муниципального имущества, способного приносить доходы, что характерно для коммунальной модели. Сохраняющиеся в городах муниципальные предприятия являются в большинстве своем не источниками доходов, а скорее получателями бюджетных средств через систему дотаций, многие из них имеют статус казенных (бездоходных) предприятий. Предприятия водоснабжения, теплоснабжения, городского транспорта, вывоза и переработки бытовых отходов и другие вполне могут быть нормальными рентабельными предприятиями и приносить доходы в городскую казну, однако для этого потребовалось бы установить на их услуги более высокие тарифы, неприемлемые для населения. Результатом такого дисбаланса между источниками доходов и расходными обязательствами явился хронический дефицит местных бюджетов. Покрытие 70

этого дефицита осуществляется как за счет дотаций из вышестоящих бюджетов, так и путем прямой поддержки социально важных сфер муниципальной деятельности по линии приоритетных национальных проектов и различных целевых федеральных и региональных программ.

Для решения существующих проблем в развитии муниципального хозяйства России целесообразными представляются следующие меры:

♦ совершенствование управления муниципальной собственностью через эффективную деятельность муниципальных унитарных предприятий;

♦ структурная и количественная оптимизация предприятий муниципальной формы собственности (необходимый уровень контроля органов местного самоуправления над отдельными секторами муниципальной экономики);

♦ увеличение количества и качества муниципальных услуг при сохранении объема ресурсов;

♦ достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;

♦ поступление хотя бы части средств в местный бюджет за счет местных сборов и налогов;

♦ разработка и использование механизма государственно-частного партнерства4.

Для благополучного развития муниципального хозяйства России на современном этапе наиболее приемлемым будет сочетание элементов коммунально-рентной и муниципально-рентной моделей муниципального хозяйства, что наглядно представлено на рисунке.

♦ четко увязывают сферы хозяйственной деятельности муниципальных образований с законодательно закрепленными предметами ведения местного самоуправления и поэтапно освобождаются от выполнения несвойственных публичной власти задач в экономической сфере, в том числе путем реструктуризации, реорганизации и приватизации муниципальных предприятий, у которых

Государственное и муниципальное управление

Предоставление и потребление некоторых муниципальных услуг

Поставщики

Население Эффективное обслуживание населения Муниципальные

Затраты на финансирование предприятия

Налоги, рентные платежи на общественные нужды

Органы МСУ

Накопление и распределение финансовых ресурсов на общественные нужды через систему муниципального заказа

Рис. Предлагаемая модель муниципального хозяйства в России

предметы деятельности не соответствуют задачам местного самоуправления;

♦ максимально широко внедряют механизмы формирования и конкурсного размещения муниципального заказа в жилищном, коммунальном, транспортном хозяйстве и в других сферах;

♦ активно привлекают некоммерческие организации (муниципальные учреждения, благотворительные и иные некоммерческие организации) к предоставлению населению услуг, которые на данном этапе развития не могут быть самоокупаемыми (социальная защита, образование и др.);

♦ активно привлекают частные предприятия и предпринимателей, предприятия иных немуниципальных форм собственности к предоставлению населению услуг, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления;

♦ получают доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий;

♦ привлекают в сферу муниципального хозяйства как внутренние (за счет средств

муниципальных бюджетов и средств, вырученных предприятиями за оказанные населению услуги), так и внешние инвестиции (в первую очередь, частные - как российские, так и зарубежные);

♦ налоги с населения дополняются возможностью налогообложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования. 1

1 Маркварт Э. Особенности создания муниципальных хозяйственных обществ // Местное право. - 2011. - № 3. - С. 21-32.

2 Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М., 2002. - С.41-42.

3 Бабун Р. Хозяйственная деятельность муниципалитетов и состав муниципального имущества // Муниципальная экономика. - 2009. - № 3. -С. 46-47.

4 Полянскова Н.В., Чудилин Г.И. Интегральная статистическая типология муниципальных районов Самарской области по уровню социо-эколого-экономического развития и устойчивости // Вопр. статистики. - 2012. - № 10. - С. 35-41.

Коммунальная модель муниципального хозяйства.
Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее "благополучных" странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.
Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.
Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и
права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования. 3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.
Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.
Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга. От чего зависит существование той или иной модели?
От огромного количества факторов, главными из которых безусловно являются:
Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.
Наличие и характер основных ресурсов территории.
Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.
Налогоспособность населения.
В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства.

Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее “благополучных” странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

вид муниципального хозяйства зависит от

1.Объема компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.

2. Наличие и характер основных ресурсов территории.

3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.

4. Налогоспособность населения.

35. Ресурсы муниципального образования .

Под ресурсами понимают совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего, в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения

Сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории.

Не менее важным ресурсом является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону -определенный правовой ресурс.

Значительную роль в играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные

Основной границей, отделяющей ресурсы муниципального образования от иных видов ресурсов, расположенных на территории муниципального образования, является закон.

В связи с этим под ресурсами муниципального образования понимают некую совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции законом.

Общепринято выделять следующие основы местного самоуправления.

1. Правовая (законодательная) основа. Включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления.

2. Финансовая основа местного самоуправления. Включающая в себя весь комплекс финансовых ресурсов и проявляющаяся наиболее ярко в бюджетном процессе.

3. Экономическая основа. Включающая в себя ресурсы, связанные с участием муниципальных образований в хозяйственной деятельности; ключевым вопросом здесь является управление муниципальной собственностью.

4. Управленческие основы. Включающие в себя структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы.

Территориальные основы МСУ

МСУ осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий МО устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации

Муниципальное образование - это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и сформированные населением муниципального образования органы местного самоуправления.

Предусмотрено три типа МО.

1) городские и сельские поселения . Поселения наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения этих населенных пунктов.

Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых МСУ осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы.

Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

2)муниципальные районы, объединяющие территории нескольких поселений. Муниципальные районы осуществляют на всей своей территории полномочия по вопросам местного значения, которые эффективнее реализуются на больших территориях, чем территория поселения, и в основном имеют межмуниципальный характер. При этом поселения наделены собственным кругом полномочий, которые указываются в самостоятельно принимаемых ими уставах.

Местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

3) Городские округа - создаются, как правило, на базе городов республиканского, краевого, областного значения. Городские округа осуществляют полномочия как поселений, так и муниципальных районов.

Городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных ФЗ "Об общих принципах МСУ в РФ" вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

Муниципальным образованием является также внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Поселения и районы имеют различный перечень вопросов местного значения, поскольку назначение каждого из видов муниципального образовании является различным: муниципальный район в отличие от поселения решает задачи межпоселенческого характера

Требования к установлению и изменению границ МО:

1) территория субъекта РФ разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения (за исключением исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационных земель, земель для развития поселения) могут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения региона и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения, и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами;

16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в России. Перечень субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой или же высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Федерации. Эти перечни могут изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Изменение границ МО.

Муниципальное образование город Краснодар наделено статусом городского округа Законом КК от 10.03.2004 N 670-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа".

Изменение статуса МО город Краснодар осуществляется законом КК с согласия населения, выявленного путем голосования о преобразовании МО город Краснодар.

Рассмотрение вопроса об изменении статуса МО город Краснодар допускается по инициативе населения, органов МСУ, органов государственной власти Краснодарского края и федеральных органов государственной власти.

Границы муниципального образования город Краснодар установлены Законом Краснодарского края от 10.03.2004 N 670-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа".

Изменение границ МО город Краснодар, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в его состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется законом КК с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования об изменении границ муниципального образования город Краснодар.

Изменение границ МО город Краснодар, не влекущее отнесение территорий отдельных входящих в его состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется законом КК с учетом мнения населения, выраженного городской Думой Краснодара. Решение об изменении границ считается принятым, если за него проголосовало, с учетом результатов опроса населения муниципального образования город Краснодар, не менее 2/3 от установленной численности депутатов городской Думы Краснодара.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...