Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Федеральные налоги, уплачиваемые банками


Страница 1

Коммерческие банки обязаны уплачивать в бюджет некоторые виды федеральных, региональных и местных налогов (если законодательством округа предусмотрены такие отчисления), указанные в ст. 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса РФ. К ним относятся: Производство заготовок для авто документов .

1. Налог на прибыль.

С 1 января 2002 года банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль согласно главы 25 НК РФ. В соответствии с нормами главы 25 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается реально полученная прибыль, которая определяется как полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что налогоплательщик может доказать их обоснованность и необходимость для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Потому законом предусмотрены открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. Банки, так же как и другие организации, при формировании налоговой базы применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам).

Банки, как и другие плательщики налога на прибыль, должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов - методом начисления или кассовым методом.

При кассовом методе за основу признания доходов и расходов принимается день поступления средств на корреспондентский счет банка и, соответственно, фактическая оплата расходов. Однако в случае превышения предельного размера суммы выручки от реализации услуг без учета НДС одного миллиона рублей за квартал, банк обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начислений.

Согласно ст. 249 и 250 НК РФ, доходами при исчислении налога на прибыль предприятий (организаций, в том числе и банков) признаются:

1. Доходы от реализации товаров (работ, услуг).

2. Внереализационные доходы – не связанные с основной деятельностью (от долевого участия в других организациях, от сдачи имущества в аренду, в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде, в виде безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами основных средств и нематериальных активов, в виде стоимости излишков материально – производственных запасов, которые выявлены в результате инвентаризации, и прочие).

Помимо рассмотренных доходов, к доходам банков относятся также доходы, от банковской деятельности, предусмотренные статьей 290 НК РФ «Особенности определения доходов банков»:

1) в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;

2) в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, включая комиссионное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные операции, обслуживание платежных карт;

3) от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;

4) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, от операций с валютными ценностями.

5) по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

В соответствии с телеграммой Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и Сбербанка РФ от 09.04.92 г. N 104-02-01, ВЗ-4-07-16, 16-1-21 с 1 января 1992 г. расчеты с бюджетом по налогу на доходы Сберегательный банк производит в целом по системе централизованно. Авансовые платежи налога на доходы, перечисленные учреждениями Сбербанка в I квартале 1992 г., возврату из бюджета не подлежат и будут учтены при перерасчете исходя из фактических полученных доходов в целом за 1992 г.

2. Имеют ли банки право заниматься посреднической деятельностью?

Перечень видов деятельности, которыми запрещено заниматься банкам, приведен в статье 5 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР".

3. Коммерческий банк в городе обслуживает город и село, доходы от обслуживания сельских организаций составляют более 50%. Какую применять ставку: 20% или 30%?

В соответствии со статьей 5 Закона РФ "О налогообложении доходов банков" доходы банков, осуществляющих кредитные вложения в крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия и организации АПК, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию в размере не менее 50% от общей суммы их кредитных вложений, облагаются налогом по ставке 20%.

4. Существуют ли предельные размеры взимания процентов за кредиты банка и каким постановлением они регулируются?

В соответствии с телетайпограммой Центрального банка России от 29.12.91 г. N 216-91 с 1 января 1992 г. отменяются все ограничения на установление коммерческими банками процентных ставок по активным и пассивным операциям.

5. Если филиал банка не является юридическим лицом, должен ли он платить налоги и представлять в налоговую инспекцию отчетность? Если должны представлять отчетность, то в каком виде?

В соответствии с разъяснением Центрального банка России (письмо N 15/949 от 18.06.91 г.) филиалы коммерческих банков не являются юридическими лицами. Вместе с тем согласно пункту 1 Инструкции Госналогслужбы РФ от 7 апреля 1992 г. N 10 "О порядке налогообложения доходов банков" филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный или иной счет, являются плательщиками налога на доходы банков и должны представлять в налоговую инспекцию по месту нахождения бухгалтерский отчет.

6. Являлось ли плательщиком налога на прибыль Управление инкассации и 1991 г.?

Как они уплачивают налоги в 1992 г. и являются ли они учреждениями Центрального банка России?

В соответствии с разъяснениями Центрального банка Российской Федерации от 31.01.92 г. N 13-1-1-098 Российское республиканское объединение инкассации денежной выручки и его территориальные управления в 1991 г. являлись плательщиками налога на прибыль на общих основаниях.

С 1 января 1992 г. все предприятия, учреждения и организации, за исключением территориальных главных управлений Центрального банка в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городов Москве и Санкт-Петербурге, а также расчетно-кассовых центров уплачивает налог на прибыль в соответствии с действующим законодательством.

7. Какие сроки представления налоговым органам бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов сумм налога на доходы банками?

В соответствии с указаниями Госбанка СССР от 29 апреля 1991 г. N 158-91 коммерческие и кооперативные банки, не имеющие в своем составе филиалы, обязаны представлять учреждениям Госбанка, а также государственным налоговым инспекциям баланс на 1 число месяца в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным кварталом (это относится и к Внешторгбанку РСФСР, не имеющему в своем составе филиалов). Банки, имеющие в своем составе филиалы, представительства, отделения, представляют сводный бухгалтерский баланс не позднее 4 числа месяца, следующего за отчетным. К балансам на квартальные даты должна прилагаться форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка".

Учитывая наличие значительного числа филиалов у Акционерного инвестиционно-коммерческого промышленно-строительного банка (Россельхозбанка), этим банкам установлены следующие индивидуальные сроки представления квартальных сводных балансов соответственно не позднее 6 и 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Сроки представления годовых бухгалтерских отчетов уточняются ежегодно и будут сообщены дополнительно.

Коммерческие банки, имеющие в своем составе филиалы, представительства и отделения, самостоятельно устанавливаются им сроки представления отчетов.

Указанные сроки представления отчетности подтверждены Центральным банком России (письмо от 25 июня 1991 г. N 15-2-1/971 в адрес Главных управлений Центрального банка России и письмо в адрес Государственной налоговой службы от 29 апреля 1992 г. N 15- 2-1/386).

8. Предусмотрено ли отчисление в резервный фонд для банков за счет уменьшения налогооблагаемого дохода?

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 4 Закона РСФСР "О налогообложении доходов банков" налогооблагаемая база уменьшается на суммы отчислений в фонд страхования депозитов в коммерческих банках, фонд страхования коммерческих банков от банкротства, фонд компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках - по одному проценту от балансовой прибыли за квартал в каждый из перечисленных фондов. На отчисления в другие резервные фонды налогооблагаемая база не уменьшается.

9. Включаются ли в состав доходов (расходов) полученные (уплаченные) штрафы, пени, неустойки?

Полученные банком штрафы, пени, неустойки включаются в доход банка. При определении налогооблагаемого дохода из налогооблагаемой базы суммы уплаченных штрафов, пени и неустоек не исключаются.

10. Что следует понимать под кредитными учреждениями, осуществляющими по лицензии Центробанка России отдельные банковские операции?

В соответствии с Инструкцией "О порядке налогообложения доходов банков" плательщиками налога на доход являются также кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций - по доходам от осуществляемых в установленном порядке отдельных банковских операций и сделок.

Согласно разъяснению Центрального банка России от 29 апреля 1992 г. N 15-2-1/386 отдельные банковские операции могут выполнять учреждения, не являющиеся банками, однако только при наличии у них лицензии Центрального банка России на проведении этих операций.

11. Является ли предоставление средств во временное пользование под процент одним предприятием другому банковской операцией?

Ликвидация коммерческого банка осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством и нормативными актами об акционерных обществах с ограниченной ответственностью с учетом особенностей, указанных в методических указаниях Центрального банка России от 13 февраля 1991 г. "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР".

Пункт 13 не подлежит применению (письмо Госналогслужбы РФ от 10.12.1992 N ВГ-6-01/425).

13. Как понимать запись в постановлении Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О налогообложении доходов банков", что на затраты будет принято за кредит не более 25%?

Проектом Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, предусмотрено отнесение платы по процентам за краткосрочные и долгосрочные кредиты банков к расходам и потерям, отражаемым на счете прибылей и убытков.

До принятия указанного Положения проценты по кредитам банков предприятия и организации обязаны включать в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах ставки 25%, если банк кредитует предприятие под данный процент или выше. Если банк кредитует ниже 25%, то на себестоимость принимаются платежи по факту.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Налоги и налогообложение

Налогообложение банков: проблемы и пути совершенствования

Проблемы развития и совершенствования налогообложения как одного из важнейших инструментов государственного воздействия на становление рыночных структур признаются одними из наиболее актуальных в российской экономической науке и практике.

Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является банковский рынок, который базируется в основном на банках и без которого рыночная экономика вообще не может функционировать. Банковская система выступает в качестве важной рыночной составляющей и гибким инструментом для реализации макроэкономических задач. Банки являются центральным звеном рыночного хозяйства. Развитие их деятельности - это необходимое условие создания рыночного хозяйства. Банки играют роль действенного орудия государства в реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности. В то же время банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику микропроцессов.

Немаловажно регулирование, в том числе и налоговое, банковского рынка с точки зрения безопасности и сбалансированности экономики. Взаимосвязь, существующая между функциональной способностью и стабильностью банковской системы и функциональной способностью и стабильностью общественной и политической систем, исторически многократно подтверждена. Более того, эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от ее кредитной системы, а значит, от банков. Особое место, которое отводится банковской системе как связующему звену экономики при проведении экономической политики государства, делает актуальным исследование вопросов налогообложения банков, взаимоотношений банков и налоговых органов, налогового механизма регулирования деятельности коммерческих банков.

В настоящее время в банковской системе России продолжаются структурные преобразования, начавшиеся на рубеже 80-90 х годов и испытавшие новый импульс в результате финансового кризиса 1998 года. Сейчас можно констатировать о:

преодолении наиболее острых последствий финансового кризиса 1998 года;

сохранении жизнеспособного ядра банковской системы;

восстановлении возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике;

создании необходимых условий для роста капитала, активов и привлеченных средств банков, а также укрепления финансового положения кредитных организаций.

Одной из задач дальнейшего реформирования банковской системы является совершенствование системы налогообложения кредитных организаций. Для банков и других кредитных учреждений Российской Федерации взаимоотношения с налоговыми органами России являются одним из наиболее проблемных вопросов, требующих принятия оптимальных решений, причем как для налоговых органов, так и для учреждений кредитной системы РФ. При этом банки и иные кредитные организации испытывают на себе все трудности неразрешенности и противоречивости многих положений налогового законодательства, влияющих на всех субъектов хозяйствования и на многие аспекты функционирования хозяйственного механизма.

В рамках налоговых отношений коммерческие банки и другие кредитные организации могут выступать:

в качестве субъекта налогообложения (налогоплательщика);

в качестве агента налогового контроля.

Формирование действующей налоговой системы привело к тому, что коммерческие банки и другие кредитные учреждения как субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; налог на операции с ценными бумагами; налоги, зачисляемые в дорожные фонды; транспортный налог; ряд местных налогов, среди которых выделяются земельный налог, налог на рекламу. Помимо вышеперечисленных налогов, банки и иные кредитные учреждения являются сборщиками подоходного налога, а также отчисляют взносы в государственные внебюджетные фонды. В Республике Татарстан учреждения кредитной системы уплачивают дополнительно некоторые местные налоги, среди которых выделяется налог на ликвидацию ветхого жилья. Наибольшую значимость и особенности исчисления кредитными организациями в Российской Федерации имеют налог на прибыль банков, налог на добавленную стоимость и налог на имущество банков.

При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых серьезных проблем является право коммер-ческих банков и иных кредитных учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом.

Особенностью налогообложения налогом на добавленную стоимость по банкам и другим кредитным учреждениям является определение облагаемого оборота, определяемого по операциям, круг которых несколько отличается от облагаемых налогом операций по другим группам налогоплательщиков. У банков и иных кредитных учреждений налогом на добавленную стоимость облагается сравнительно небольшой объем банковских операций.

Исчисление налогооблагаемой базы и уплата налогов и прочих обязательных платежей в бюджет регламентируются наделением субъектов налогообложения и контролирующих органов определенными правами и обязанностями, так или иначе возникающими при исполнении положений и норм налогового законодательства. Данное утверждение в полной мере относится как к банкам и другим кредитным учреждениям, так и к органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в лице его конкретных территориальных органов. Банки и иные кредитные учреждения имеют определенные права и обязанности, как общие для всех налогоплательщиков в Российской Федерации, так и специальные, характерные лишь для данной группы субъектов хозяйствования. Это связано с особенностями места банков и иных кредитных учреждений в системе налоговых взаимоотношений и спецификой банковских операций. При этом главное место в системе ответственности банков и других кредитных учреждений за нарушение положений налогового законодательства принадлежит финансовым санкциям, предусмотренных главой 18 Налогового Кодекса РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Банки и иные кредитные учреждения по объему налоговых платежей в бюджет являются одними из крупных среди всех налогоплательщиков - юридических лиц. Однако, кроме функционирования банка или иного кредитного учреждения в качестве налогоплательщика, данные организации выполняют не менее важные функции. Особенность учреждений российской кредитной системы состоит в том, что они участвуют в кассовом исполнении налогового законодательства, то есть они выступают в роли агентов фискального контроля (например, регистрируют счета недоимщиков, осуществляют проведение расчетных операций по перечислению налоговых и прочих обязательных платежей клиентов в бюджет, предоставляют сведения о состоянии счетов предприятий в налоговые органы и т. д.).

Анализ налогообложения коммерческих банков и других кредитных учреждений в Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости детального изучения правовых основ банковской деятельности и налогового права за рубежом. Банковский сектор не должен иметь каких-либо льгот и привилегий по линии налогообложения. Вместе с тем, условия налогообложения в отношении кредитных организаций не могут быть хуже, чем для других юридических лиц. Принципиальное значение для кредитных организаций имеет адекватное определение доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы.

Первоочередными, с точки зрения совершенствования системы налогообложения кредитных организаций, являются следующие вопросы:

ставка налога на прибыль кредитных организаций должна быть установлена на уровне ставки налога на прибыль для предприятий небанковского сектора;

из состава доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения, необходимо исключить переоценку средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций;

в состав резервов, принимаемых в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль у кредитных организаций, должны включаться все резервы, сформированные в соответствии с нормативными актами Банка России под риски, вызванные добросовестными операциями и сделками;

к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, следует отнести затраты капитального характера по объектам производственного назначения (имеющим непосредственное отношение к банковской деятельности), а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств;

нематериальные активы следует отнести к объектам, имеющим отношение к банковской деятельности, что позволит относить начисленный по ним износ к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг и в расчет налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль;

отменить налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, как непродуктивный и стимулирующий теневой бизнес.

Развитие банковского дела в России и совершенствование налоговой системы - два параллельных и взаимосвязанных пути. С помощью государственного регулирования налогообложения кредитных организаций, проявления стимулирующей функции налогов можно достичь значительных успехов в уменьшении финансового дисбаланса и стабилизации экономики.

Описание предмета: «Налоги и налогообложение»

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений - это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. Порядок исчисления и взимания налогов определяет основные аспекты налогообложения.

Литература

  1. И.А. Киселева. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 400 с.
  2. Михаил Конотопов, Станислав Сметанин. Из тупика. Экономический опыт мира и путь России. – М.: Академический Проект, 2000. – 384 с.
  3. Г.В. Гутман, О.Б. Дигилина, Н.И. Чукин, В.П. Ситько, В.В. Калмыков. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ. – М.: Дашков и Ко, 2003. – 384 с.
  4. М.И. Борисова. Экологически безопасная деятельность предприятия. – М.: Вузовская книга, 2009. – 116 с.
  5. И.М. Лифиц. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия. – М.: Юрайт, Юрайт, 2010. – 320 с.
  6. И.М. Лифиц. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия. – М.: Юрайт, 2012. – 400 с.
  7. Е.Б. Ленчук, С.И. Симановский, М.П. Стрепетова. Научно - техническое развитие постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы. Проблемы и перспективы. – М.: Едиториал УРСС, 1998. – 232 с.
  8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. – 495 с.
  9. Под редакцией Л.В. Сальниковой. Жилищные проблемы и пути их решения. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. – 208 с.
  10. И.Ф. Ливчак, А.Л. Наумов. Вентиляция многоэтажных жилых зданий. – М.: АВОК-ПРЕСС, 2005. – 134 с.
  11. Д.И. Фельдштейн. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – 24 с.
  12. Елена Олейник. Проблемы и пути совершенствования лесной политики России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 164 с.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...