Методы проведения финансового контроля. Финансовое право


Методы финансового контроля являются способами и приемами его проведения, осуществления контрольных мероприятий. Они достаточно разнообразны, а выбор конкретного метода контроля зависит от многих факторов, как то от контролируемого и контролирующего субъекта, объекта контроля, целей и задач контроля.

К основным методам финансового контроля относятся: учет, анализ, проверка, аудит, ревизия и финансово-экономическая экспертиза, а также обследования, инспекция, наблюдения. Процедуры их проведения прописаны в ведомственных методиках и правилах проведения контроля. Они реализуются в конкретных действиях проверяющего субъекта. Методика финансового контроля регулируется в основном процессуальными нормами.

Характеристика методов финансового контроля:

1. Учет - предполагает контролирующие действия при постановке на учет обязанных лиц и объектов, лежащих в основе исчисления денежных обязательств. То есть, учитываются:

Обязанные лица при включении данных о них в соответствующие реестры, внесении изменений в учетной документации;

Объекты (денежные средства, материальные ресурсы), лежащие в основе выполнения обязанностей, связанных с движением денежных фондов.

Учет не ограничивается только регистрационной работой. Он также связан с аналитикой и созданием информационных баз.

2. Анализ - проводится в отношении периодической или годовой отчетности, на основании него определяется уровень выполнения плана, норм, финансовой дисциплины. При использовании аналитических приемов исследуются главные финансово-экономические показатели деятельности контролируемого предприятия. Анализируются данные из смет, балансов и т. Д., Ликвидность бухгалтерских балансов, расчеты и оценка финансовых коэффициентов; финансовая устойчивость, финансовая отчетность. Итоговыми результатами анализа является оценка текущего состояния контролируемого предприятия, эффективность и рациональность использования денежных фондов, эффективность использования материальных ресурсов и др. Эффективным является использование такого финансово-экономического приема, как сравнение.

3. Проверка - одноразовая контрольная действие, заключающееся в сопоставлении фактических и документальных данных по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта. Проверяется финансово-хозяйственная деятельность предприятия, учреждения, организации или ее подразделений и по результатам оформляются справка или докладная записка.

Сравниваются фактические данные контроля со данными, отраженными в первичной документации. Для этого используются учетные, отчетные документы для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Можно выделить следующие основания классификации видов проверок:

1) в зависимости от организационной признаки:

Плановые проверки (внесены в планы работы контролирующего органа)

Внеплановые проверки (осуществляемые вне плана, при наличии веских оснований)

2) в зависимости от основания назначения:

Первичная;

Повторная (проводятся через некоторое время после начальной (первичной) финансовой "проверки)

Дополнительная (для выяснения вопросов, которые не ставились на первичной проверке, часто в связи с теми обстоятельствами, что снова возникли)

3) в зависимости от объема:

Полные (охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности);

Частичные (неполные) проверки (в ходе них проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности);

Комплексные проверки (проверке подлежит весьма широкий круг взаимосвязанных вопросов);

Тематические (целевые) проверки (охватывают или отдельное направление деятельности проверяемого субъекта, или выделенный тип операций);

4) в зависимости от полноты охвата:

сплошные (фронтальные) проверки (изучаются абсолютно все документы и учетные записи за определенный период времени);

Выборочные проверки (по отдельным направлениям деятельности субъекта, которого проверяют, или его структурного подразделения);

5) в зависимости от места проведения:

Выездные проверки (осуществляются по месту нахождения объекта контроля);

Камеральные проверки (проводятся по месту расположения органа финансового контроля);

6) в зависимости от характера контролируемых показателей:

арифметические проверки (сводятся к оценке правильности математических расчетов и таксувань)

Формальные проверки (по которым осуществляется проверка правильности оформления документов, например, выясняется подлинность подписей и печатей, наличие подчисток и исправлений, правильность заполнения реквизитов);

7) в зависимости от характера контролирующих субъектов:

вневедомственные проверки;

Ведомственные проверки.

4. Аудит - независимая форма контроля, исследует только вопросы, оговоренные в договоре с заказчиком.

Аудит - это проверка данных бухгалтерского учета и показателей финансовой отчетности субъекта хозяйствования с целью высказывания независимого мнения аудитора о ее достоверности во всех существенных аспектах и соответствии требованиям законов Украины, положений (стандартов) бухгалтерского учета или других правил (внутренних возложат субъектов хозяйствования) согласно требованиям пользователей.

Аудит осуществляется независимыми лицами (аудиторами), аудиторскими фирмами, которые уполномочены субъектами хозяйствования на его проведение. Аудиторский контроль не подменяет государственного контроля, а сотрудничает с государственными органами. Он может быть инициативным (проводимой по решению самого хозяйствующего субъекта) и обязательным, который предполагается ст. 8 Закона Украины "Об аудиторской деятельности".

Проведение аудита является обязательным для:

1) подтверждение достоверности и полноты годовой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности открытых акционерных обществ, предприятий-эмитентов облигаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, финансовых учреждений и других субъектов хозяйствования, отчетность которых в соответствии с законодательством Украины подлежит официальному обнародованию, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета;

2) проверки финансового состояния учредителей банков, предприятий с иностранными инвестициями, открытых акционерных обществ (кроме физических лиц), страховых и холдинговых компаний, институтов совместного инвестирования, доверительных обществ и других финансовых посредников;

3) эмитентов ценных бумаг при получении лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Однако в любом случае аудиторская проверка проводится на основании договора между аудитором (аудиторской фирмой) и заказчиком. В договоре на проведение аудита и предоставления других аудиторских услуг указываются предмет и срок проверки, объем аудиторских услуг, размер и условия оплаты, ответственность сторон. Заказчик имеет право свободного выбора аудитора (аудиторской фирмы). Аудиторский контроль - это профессиональный независимый финансовый контроль. Во время его осуществления аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

Самостоятельно устанавливать формы и методы аудита на основе действующего законодательства, действующих норм и стандартов, условий договора с заказчиком, профессиональных знаний и опыта;

Получать необходимые документы, относящиеся к предмету проверки и находятся как у заказчика, так и у третьих лиц;

Получать объяснения в письменной или устной форме от руководства и работников заказчика;

Проверять наличие имущества, денег, ценностей, требовать от руководства предприятия проведения контрольных осмотров, замеров выполненных работ, определения качества продукции, в отношении которых проводится проверка документов;

Привлекать на договорных началах к участию в проверке специалистов разного профиля.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение, шо содержит подтверждение или аргументированный отказ от подтверждения достоверности, полноты и соответствия законодательству бухгалтерской отчетности заказчика. Выполнение договора на осуществление аудита подтверждается актом приема-передачи аудиторского заключения.

5. Ревизия - метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций, соблюдением законодательства по вопросам финансов, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоений, других злоупотреблений.

Ревизия осуществляется специальными органами финансового контроля и направлена на выявление фактов нарушения законности, достоверности и целесообразности. При ревизии проводятся изучение и анализ финансово-хозяйственной документации на предмет правильности ведения бухгалтерского учета, хранения денежных средств и материально-технических ресурсов, своевременности и полноты отчетности.

Ревизия проводится на основании документа, подписанного руководителем соответствующего контролирующего органа. Классификация ревизий идентична классификации проверок. Ревизии подразделяются на : плановые и внеплановые; фактические и документальные; комплексные и тематические и т.д. Отдельно отметим ревизию, назначаемой по постановлению органов следствия. По результатам ревизии составляется акт. В ходе осуществления ревизии могут состоять промежуточные акты, направленные на устранение выявленных недостатков. При несогласии или при наличии возражений по акту ревизии должностные лица объекта проверки приобщают к нему свои возражения и замечания. Кроме указанного, в акте ревизии указываются цель ревизии и основные ее результаты, выявленные факты нарушений, а также причины таких нарушений, лица, виновные в нарушении финансовой дисциплины, предлагаемые меры по их устранению и сроки осуществления этих мероприятий. В акте также указываются применяемые к нарушителям меры финансовой или административной ответственности.

6. Финансово-экономическая экспертиза - проводится по определенным финансовых документов, по ее итогам составляется заключение. Примером является экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты, которая проводит экспертизу и составляет заключения по проектам: Государственный бюджет Украины, законов и других нормативно-правовых актов, международных договоров Украины, общегосударственных целевых программ, программ Кабинета Министров Украины и других документов, касающихся вопросов государственного бюджета и финансов Украины.

7. Обследование - проводится в отношении конкретных сторон финансовой деятельности контролируемого предприятия. При обследовании осуществляется диагностика финансового состояния подконтрольного субъекта и исследования отчетности, проводится первичный анализ соблюдения финансового законодательства, оценка соответствия его деятельности уставным документам. В ходе обследования могут применяться опросы и анкетирование с целью выявления нарушений финансовой дисциплины.

При обследовании осуществляется обзорный анализ финансового и имущественного состояния контролируемого предприятия. В случае выявления существенных недостатков в ходе обследования это является основанием для проведения проверки; если недостатков не обнаружено или они незначительны, то все ограничивается стадией обследования. Обо всем этом указывается в заключении по результатам обследования.

8. Инспекция - позволяет получить информацию о состоянии финансов предприятий, организаций и учреждений на местах. Инспекции проводятся субъектами-представителями государства в целом или ее отдельных органов периодически. Целью инспекции является ознакомление с состоянием дел на местах и предоставления оперативной практической помощи.

9. Наблюдение - это метод финансового контроля, масс целью общее отслеживание финансовой деятельности контролируемого предприятия. Оно является пассивным и бесконтактным финансовым контролем и сводится к всеобщего ознакомления с состоянием финансовой деятельности бюджетного учреждения, предприятия, организации, ведомства. Наблюдение бывает общем и специальным.

10. Инвентаризация - это способ осуществления финансового контроля, направленный на сопоставление документальных данных и расчетов с имеющимися основными средствами, нематериальными активами, товарно-материальными ценностями, денежными средствами.

Инвентаризация в обязательном порядке осуществляется в случае передачи имущества государственного предприятия в аренду, приватизации имущества государственного предприятия, смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи), при установлении фактов хищений или злоупотреблений, порчи ценностей (на день выявления таких фактов) и в других случаях.

Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления. Финансовый контроль осуществляется, как правило, двумя основными методами: ревизией и проверкой. По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на:

  • - наблюдение;
  • - проверки;
  • - обследования;
  • - надзор;
  • - экономический анализ;
  • - ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка - производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины.

Виды проверок раскрыть по Указу № 510 (плановая, внеплановая; дополнительная, контрольная, основная; комплексная и тематическая; камеральная и выездная)

Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.

Надзор производится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России и Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ - как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Ревизия - наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

полные - предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;

частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;

тематические. Они проводятся по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

сплошные - предполагают проверку всех операций на оп¬ределенном участке деятельности за весь проверяемый период;

выборочные - это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;

комбинированные - предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других - выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции .

Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:

  • 1 Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (приказ) на проведение ревизии.
  • 2 Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка сохранности денежных средств.
  • 3 Личное ознакомление с объектом.
  • 4 Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.
  • 5 Систематизация ревизионных материалов и составление акта.
  • 6 Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным органам.
  • 7 Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных лиц .

По месту проведения контрольных действий проверка (ревизия) подразделяется на камеральную и выездную.

Камеральная проверка (ревизия) проводится контролирующим органом по месту своего нахождения на основе данных различных документов, предоставляемых субъектами хозяйствования или их представителями, а также на основании имеющихся у контролируемого органа документов и сведений.

Выездная проверка (ревизия) проводится непосредственно по месту нахождения субъекта хозяйствования.

По периодичности проведения проверки (ревизии) делятся на плановые и внеплановые.

Плановая проверка (ревизия) проводится на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением начальника (заместителем начальника) контролирующего органа. Плановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановая проверка (ревизия) одного и того же субъекта предпринимательства проводится только по поручению президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов. Иные контролирующие органы вправе обращаться к указанным органам и Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь с предложениями о необходимости проведения внеплановых проверок.

Выделяют так же встречную проверку, под которой понимается установление фактического отражения субъектов предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществляющихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Проверки и ревизии - самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов. Эффективность финансового контроля во многом зависит не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами.

Способами осуществления проверок являются:

  • - проведение встречных проверок;
  • - осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);
  • - проведение личного досмотра;
  • - контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
  • - назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);
  • - контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);
  • - иные определенные законодательными актами способы.

Как правило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.

Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

Фактическая проверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.

Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.

Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах. Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает возможность выявить неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы - фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проверки так же могут быть тематическими и комплексными.

Текущий контроль проводится ежедневно, систематически путем рассмотрения финансовой информации, анализа для оперативного устранения сбоев, нарушений, закрепления положительного опыта работы. Он позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Таким образом, финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально - экономического развития страны и отдельных регионов .

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Основным методом финансового контроля является ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

Существующие формы и методы финансового контроля, позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.

Практическая реализация финансового контроля осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.

Методы финансового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.

Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированный подход к их решению.

необходимость использования различных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение конкретного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансо-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Можно выделить шесть основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Обследование — один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т. д.

Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федератьных внебюджетных фондов; Федератьное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.

В зависимости от различных оснований проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.

Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:

  • о направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства;
  • применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с компетенцией органа проверки;
  • направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля;
  • предъявлении иска в суд в защиту нарушенных нрав государства (муниципального образования).

При вынесении решения о привлечении подконтрольного объекта к ответственности акт проверки имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе судебного разбирательства.

Ревизия — это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется в целях выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается входе контроля за следующими сферами финансово-хозяйсгвенной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников проверяющего органа, четкого механизма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуществляются, как правило, специальными органами финансового контроля — Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.

Ревизии можно подразделить на документальные и фактические; плановые и внеплановые; фронтальные (сплошные) и выборочные; единичные и встречные; комплексные и тематические.

Финансово-экономическая экспертиза - проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Сотрудники контролирующих органов и их близкие обеспечиваются государственной защитой, система мер которой установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Обеспечение государственной защиты должностных лиц контролирующих органов представляет собой комплекс мер безопасности, правовой и социальной защиты. Государственная зашита применяется, если существует угроза посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных сотрудников в связи с их профессиональной деятельностью. Меры государственной защиты могут применяться и в отношении их близких родственников (в исключительных случаях — и других лип), на жизнь, здоровье или имущество которых осуществляется посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности по проведению финансового контроля либо принудить контролирующих лиц изменить какие-либо данные, факты и т. д.

Основные методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение этих мероприятий, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Указанные методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, в методических письмах и указаниях финансовых органов, в частности методическом пособии по проведению камеральных проверок, инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т. п.).

Основной метод финансового контроля — ревизия , т. е. наиболее глубокое, полное и всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

В рамках документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. В рамках фактической — помимо документов, еще и наличие денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной контроль направлен на отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов).

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе этого акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины; виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

При необходимости принятия срочных мер по устранению выявленных нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а ее материалы передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению данных нарушений, не ожидая окончания ревизии, о чем делается соответствующая запись в ее акте. Несмотря на важное юридическое значение ревизии, ее понятие и порядок проведения не получили достаточного правового урегулирования, не закреплены законодательно.

Определенным примером в устранении этого пробела мог бы послужить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в котором сформулированы понятие аудиторского заключения как официального документа и основные требования, которым оно должно отвечать (ст. 6).

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы, средства его осуществления. Следует отметить, что в финансовом законодательстве и соответствующей литературе отсутствуют единообразие и последовательность в использовании применительно к финансовому контролю терминов «метод», «форма», «вид». Например, ст.265 БК РФ формами финансового контроля называет предварительный, текущий, последующий контроль. В то же время НК РФ (ст.82) формами налогового контроля называет проверки, осмотр помещений, получение объяснений ит.п. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Выделяют следующие виды методов финансового контроля:

Наблюдение;

Проверка;

Обследование;

Ревизия;

Необходимо различать методы финансового контроля и отдельные контрольные действия. Например, в ходе проверки могут осуществляться следующие контрольные действия: допрос свидетелей, выемка документов, осмотр помещений и т.д., которые сами по себе самостоятельным мероприятием финансового контроля не являются.

Четкого перечня методов финансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах. (Химичева Н.И. Финансовое право)

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого объекта. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организации, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности , системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства.

Проверка - это контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Иными словами, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на одном или нескольких участках финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Проверка является единичным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности. Вопросы организации и порядка проверки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (ред. 3 ноября 2006).


Результаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки могут применяться различные меры воздействия дисциплинарного, материального, административного и иного характера.

Обследование - это оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию финансового контроля, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения детальной проверки. Выявление положения дел на определенном объекте контроля с целью определения целесообразности проведения на данном объекте других мероприятий финансового контроля. Обследование как метод государственного финансового контроля используется при проведении контрольно-ревизионных или экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых должны содержать информацию о наличии и состоянии материальных объектов в натуре, данные о контрольных замерах. Например, данный метод используется при проведении контрольных мероприятий, объектом которых выступает федеральная адресная инвестиционная программа. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.

Анализ - это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта, которое представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Анализ предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом , эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-математических моделей на базе расчетных коэффициентов.

Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала. (Вострикова Л.Г. Финансовое право; Карасева М.В. Финансовое право).

Ревизия - это основная форма финансового контроля, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

1) в содержании;

2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы (Счетная палата, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств) и субъекты (например, ревизоры);

4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;

5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности организации убедительным документам;

2) исполнение смет расходов;

3) использование бюджетных средств по целевому назначению;

4) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

7) операции с основными средствами и нематериальными активами;

8) операции, связанные с инвестициями ;

9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.

Вопросы организации проведения и содержания ревизии регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (ред. от 5 апреля 2010 г. № 43-ФЗ) «О Счетной палате Российской Федерации».

Виды ревизии:

По своему содержанию ревизии бывают документальные и фактические.

Документальные включают в себя проверку финансовой документации, ведения учета и отчетности. Устанавливают обеспеченность сохранности, законности целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке. Обязательной проверке подлежит правильность оприходования, использования и списания на себестоимость сырья, материалов, топлива и других ценностей.

В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии делятся на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии. Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и устанавливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.

По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следственным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Материалы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта. (Юлин Б.А., Алексеев В.Б., Алексеева Д.В., Григорьев Д.В. Финансовое права Российской Федерации)

Новым для России методом финансового контроля является аудит , который за последние десять лет получил широкое распространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимом в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом.

Виды аудита:

Аудит делится на обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 000 раз установленный законодательством МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 000 раз указанный норматив;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим ФЗ.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа - аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалифицированного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. (Голосов О.В. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис. - М.: бухгалтерский учет, 2009)

Если рассматривать сходства ревизии и аудиторской проверки то можно обнаружить, что они сходны по предмету, т.е. изучают:

Финансовое состояние хозяйствующих субъектов

Ведение бухгалтерского учета

Достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности

Соблюдение при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности действующего финансового законодательства Российской Федерации.

А также по технике проведения - используются одинаковые подходы к подготовке, планированию и составлению программы контрольного мероприятия, сбору доказательств и их документированию и т.д.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...