Методы государственного регулирования финансов предприятий.


Реализует через соответствующую отрасль политики. Часто экономическую политику отождествляют с государственным регулированием. Поэтому иногда возникают сложности с четким определением того, что собой представляют и каковы же сами методы государственного регулирования экономики.

Под методами госрегулирования экономики, как правило, понимают непосредственное воздействие государства на рыночную конъюнктуру и функционирование субъектов для обеспечения необходимых условий действия Госрегулирование экономики - это и есть одна из составляющих экономической политики. Оно воздействует на 3 взаимосвязанные части производственного процесса. К ним относится регулирование ресурсов, производства и финансов.

Формы и экономики, прежде всего, определяются теми целями, которые стоят перед управляющими органами. Также на их выбор влияют инструменты и средства, которыми распоряжается государство при осуществлении экономической политики.

Различные методы и инструменты государственного регулирования экономики направлены на информирование основных об актуальном состоянии хозяйственной жизни страны и перспективах ее развития, на проведение мероприятий по развитию госсектора экономики, на обоснование наиболее существенных положений экономической политики, проводимой на данном этапе развития.

Существуют прямые методы госрегулирования экономики и косвенные. Первые связаны с применением административных средств воздействия на хозяйственные отношения в стране. Они характеризуются властным воздействием госорганов на поведение соответствующих субъектов и регулируемые ими отношения.

Это выражается в принятии субъектами управления решений в виде правовых актов, юридически обязательных для адресатов и содержащих прямые предписания на совершение требуемых действий. Используются не только меры убеждения, но и принуждения. К таким методам относят лицензирование предпринимательской деятельности, госрегистрацию ее многие другие.

Прямые методы (административного регулирования) очень разнообразны. К ним относят

Разрешение на совершение определенных действий (лицензирование);

Обязательные предписания на совершение действий или их запрещение, а также их регистрация;

Установление ограничений и квот;

Выдача государственных заказов;

Применение мер принуждения и материальных санкций;

Контроль и надзор и многие другие.

Особенно важным средством госрегулирования предпринимательской сферы и в целом экономики является система налогообложения и обязательного лицензирования.

Методы государственного регулирования экономики косвенного характера основаны на объективных экономических средствах воздействия. Он осуществляются опосредованно, без открытого властного воздействия со стороны управляющих органов. Это, прежде всего, проводится через создание условий, способных оказывать влияние на мотивацию определенного экономического поведения (с помощью стимулов, материального поощрения и других). К таким средствам относят, в первую очередь, бюджетную и денежно-кредитную политику, инструменты ценообразования, косвенное планирование и т.д.

Абсолютно все методы государственного регулирования экономики характеризуются едиными (общими) целями и задачами. Они всегда облекаются в необходимую и соответствующую правовую, законодательную форму. К правовым средствам регулирования относят такие инструменты, как юридическое лицо, договор, имущественная ответственность и т.д.

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного государственного регулирования

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.

2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.

Доктор экономических наук, профессор,

Заслуженный работник Высшей школы РФ,

Санкт-Петербургский государственный университет

Методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, можно разбить на следующие группы: административное регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование. К административным методам регулирования относятся разнообразные меры контроля над доходами, ценами, учетными ставками, квотирование, лицензирование и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а осуществляются на основе законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.

К прямому экономическому регулированию относятся различные формы безвозвратного целевого финансирования регионов, предприятий, отраслей - это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты. Увязывая интересы различных уровней и субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В то же время, будучи встроенными в рыночные отношения, они в известной мере формируют структуру цен и издержек и реальную конкурентоспособность отдельных секторов экономики.

На стыке административных и прямых экономических методов регулирования находятся такие адекватные современной смешанной экономике формы государственного регулирования, как программно-целевой подход, проектное финансирование и кредитование. Реализация общих и специальных целевых программ и проектов, намечающих ориентиры развития в какой-либо области, наряду с применением административно-организационных мер подкрепляется соответствующими финансовыми ресурсами.

К косвенным формам экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы эко­номического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно и носят безадресный характер.

Некоторые ученые рассматривают косвенное экономическое регулирование шире, относя к нему также разнообразные меры по созданию конкурентной среды. Например, М.Портер считает, что правительство должно создавать для фирм такую экономическую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким ступеням конкурентного развития. Наиболее эффективными рычагами косвенного воздействия являются: создание соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития, поощрение конкуренции и спроса на продукцию высокого качества.

Однако, как свидетельствует опыт развитых стран, далеко не все функции, необходимые для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений, так как механизм свободного (неуправляемого) рынка оказывается зачастую недостаточным для обеспечения макроэкономической устойчивости. В связи с этим развитие рынка порождает функции и соответствующие им институты, требующие централизованного управления, такие, как финансовая, банковская системы и т.п. По мере развития научно-технического прогресса появляются новые виды производств, а также новые группы товаров и услуг, требующие централизованного вмешательства (контроля) в процесс их производства. В зависимости от способа организации производства в экономической литературе принято выделять две группы товаров (услуг): общественные блага, производствокоторых полностью или частично финансируется или контролируется (а иногда и организуется) государством, и частные, производимые предприятиями исключительно за счет собственных средств.

Особенность общественных благ такова, что государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена соответствующих товаров. Таким образом, рыночный механизм в значительной степени следует дополнять системой государственного вмешательства. Применение различных форм государственного регулирования не означает замены рыночных отношений административными, поскольку в национальной экономике действует специфический хозяйствующий субъект – государство. Его аппарат призван выполнять экономические функции строго в рамках средств, имеющихся в его распоряжении.

Реализация методов государственного регулирования экономики осуществляется через макроэкономическое планирование в рыночных условиях.

В ряде стран с рыночной экономикой, например в Японии, в течение всего послевоенного периода составлялись общенациональные планы экономического развития, которые, по мнению некоторых японских экономистов, носили формальный характер и мало влияли на реальные процессы в экономике. Однако такие планы играют свою конструктивную роль. Не подрывая инициативы частного бизнеса, они помогают намечать общий курс управления предприятиями, информируя их плановые подразделения о потенциальном спросе, положении дел в смежных областях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Планы экономического развития оказывают определенное сдерживающее воздействие на правительственные расходы, поскольку утверждение годовых бюджетов происходит с учетом плановых наметок (хотя они ни для кого не являются обязательными).

Во Франции, напротив, права государства на вмешательство в экономику весьма широки. Роль государственного индикативного планирования в организации процессов экономического развития в сочетании с общим весьма заметным уровнем государственного регулирования является характерной особенностью Франции по сравнению с другими европейскими странами. Важнейшее значение в системе регулирования во Франции имеют методы воздействия государства на производство не только в национализированном секторе, но и в рыночном. Ведущую роль здесь играет система государственного заказа, которая во Франции именуется также системой государственных рынков, что особенно актуально для сегодняшней России.

Регулирующую деятельность государства в России в настоящее время можно свести к нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление макроэкономических планов-прогнозов, или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства. Вместе с тем выявляются главные проблемы, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана. Созданный в итоге документ просто информирует общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики.

Ко второй форме участия государства в управлении общественным производством можно отнести формирование решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства. Это, прежде всего, распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств в развитие инфраструктуры.

Третья форма влияния государства на хозяйственную деятельность – это выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого государственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Важнейшая регулирующая роль в современной рыночной экономике принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.

Соотношение между обозначенными тремя формами участия государства в управлении экономикой варьируется в зависимости от конкретных условий.

Государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. В разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных регионах система и методы регулирования и роль отдельных регуляторов могут существенно изменяться.

Приоритетом государственного регулирования должно быть развитие реального сектора экономики, его техническое перевооружение на основе протекционистской политики по отношению к российским производителям, без которой российские предприятия окажутся неконкурентоспособными не только на мировом рынке, но и на постсоветском пространстве, и это особенно актуально и сложно в преддверии вступления России в ВТО.


Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты »,
СПб.: , 2011

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику с целью воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.

Специфика административного метода заключается в том, что государство в лице компетентных органов власти оказывает прямое воздействие на экономические процессы. Причем в арсенале государства могут быть не только административно-правовые средства, но и другие публично-правовые средства, приемы. Не случайно Д.Н. Сафиуллин в цитируемой работе использует вместо слова «административный» заменитель - «иерархический», дабы избежать терминологической путаницы.

По мнению Е.П. Губина, к прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. Соответственно косвенными методами являются средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

В сравнительном плане можно привести мнение авторитетного представителя науки коммерческого права В.Ф. Попондопуло. Он рассматривает метод прямого (административного) воздействия на экономику как средства, призванные обеспечить быструю и точную реализацию властной воли (например, в военное время, в армии, в органах внутренних дел).

Административными методами осуществления экономических функций является и прямое регулирование цен государством. Это комплекс рычагов прямого воздействия государства на механизм ценообразования. Необходимость такого воздействия определяется рядом факторов. Это и потребность перераспределения доходов различных групп населения, и необходимость воздействия на развитие, и необходимость регулирования инфляции. Существенным фактором прямого регулирования цен является функционирование монополий, прежде всего тех, которые называются природными. Механизм государственного регулирования цен состоит из следующих элементов: определение задач и целей, изучение спроса на товар; определение средних издержек производства, выбор метода ценообразования.

Прямое регулирование цен - это непосредственное установление нижней и верхней границ цен на определенные товары. Его методами является замораживание цен, их блокирования, введение ценовых режимов, заключение соглашений о ценообразовании, субсидирование цен, направленное на развитие отдельных отраслей и производств. Государственное регулирование цен осуществляется специальными государственными органами, прежде всего в тех сферах, которые характеризуются высоким уровнем монополизации. Но не только в них. Управление и контроль над ценами осуществляется в аграрном секторе, электроэнергетике, транспорте, телефонной связи и других отраслях. В аграрном секторе несколько десятков лет функционирует система, позволяющая государству периодически пересматривать цены в зависимости от рыночных условий. Такой подход позволяет поддерживать относительную стабильность в розничных ценах на продукты питания. Применяются административные методы регулирования цен в отраслях с высоким уровнем монополизации. Примером государства с широким использованием методов регулирования цен является Франция.

В группу административных методов воздействия государства на экономику принадлежит индикативное планирование, являющееся средством прогнозирования экономического поведения субъектов хозяйствования. Оно определяет цели и приоритеты развития экономики или отдельных ее сфер и направления их возможной реализации. Результатами планирования является мотивированная модель действий, созданная на основе конъюнктурного прогнозирования экономической среды и определенных целей. Особенностью планирования в странах рыночной экономики является то, что оно имеет не директивный, а индикативный, т.е. рекомендательный характер, поскольку определены в процессе его показатели рекомендаций для субъектов экономической деятельностисти.

Индикативное планирование является ориентиром для предпринимателей в принятии производственных и инвестиционных решений. По продолжительности различают краткосрочные планы (до 1 года), среднесрочные (2-6 лет) и долгосрочные (свыше 10 лет). Цель государственного планирования - охватить весь спектр проблем социально-экономического развития.

Большой опыт такого планирования накоплен во Франции, Японии, странах Юго-Восточной Азии (так называемых «новых индустриальных странах»). Франция была пионером индикативного планирования.

Практически во всех развитых странах разрабатываются разветвленные планы и прогнозы на уровне национальной экономики. В каждой из таких государств существует специальный правительственный орган, занимающийся разработкой планов, прогнозов и программ экономического развития, а также методическим и практическим руководством организации планирования. Во Франции это Генеральный комиссариат по планированию, в Голландии - Центральное плановое бюро, в Японии - Плановая комиссия, в Росии - Правительство РФ. Наибольшее распространение планирования приобрело в 1960-е годы. В 1980-х годах интерес к нему несколько ослаб, но и сейчас этот метод является одним из средств государственного регулирования экономики и используется в большинстве стран мира.

Административные методы включают и государственное регулирование условий труда как совокупность законов и законодательных актов, регулирующих продолжительность рабочего дня, размер оплачиваемых отпусков и минимальной заработной платы, начало трудоспособного возраста и выход на пенсию и т.д. Административными рычагами являются приказы, постановления и распоряжения правительства.

Административные средства использует государство и для регулирования внешнеэкономических связей. Этими средствами являются таможенные тарифы, сборы, экспортные и импортные квоты, нетарифные средства.

Введение

Государственное регулирование экономики -- это система мер государства посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:

1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;

2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;

3. Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;

4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;

5. По мнению некоторых экономистов, государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.

Основные методы государственного регулирования

Косвенные (экономические) методы

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

* операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;

политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику " целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

среднесрочные программы, рассчитанные на 3--5 лет.

долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Прямые (административные) методы

Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение -- это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение -- это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...