Малый бизнес и его налогообложение. Налоги на бизнес


Правительство стремится к усовершенствованию экономической ситуации в стране. Этому способствует развитие предприятий малого и среднего бизнеса. С целью облегчения процесса формирования и функционирования небольших по численности и масштабу деятельности предприятий предусмотрена особая система налогообложения малого бизнеса.

В рамках помощи предприятиям малого бизнеса уполномоченный государственный орган предоставляет возможность выбора одного из трех существующих способов расчета и взыскания обязательных сумм в бюджет и внебюджетные органы. Итак, юридическое лицо может воспользоваться стандартной и упрощенной системой, а также налогообложением вмененного дохода. Российское законодательство разделяет все существующие методы на две группы:

  1. Общая система взыскания налогов
  2. Специальная система взыскания налогов

Предприниматель или организация имеют право самостоятельно принимать решение о выборе конкретного режима. Налогообложение малого бизнеса, выступающее в качестве упрощенной системы, должно подтверждаться желанием юридического лица в виде заявления, которое предоставляется в налоговую службу.

Если документально не подтверждено использование специальной системы, то автоматически применяется общая или традиционная. При данной системе предприятия в обязательном порядке предоставляют периодическую отчетность, которая в полной мере раскрывает все произведенные расходы денежных средств и выручку, полученную в результате реализации готовой продукции. Основными налогами, которые необходимо выплатить государству, являются:

  • Налог на прибыль и имущество юридического лица. Исключением является такая форма, как индивидуальное предпринимательство.
  • Налог на доходы физических лиц

Специальное налогообложение малого бизнеса предполагает выплату единого налога, который включает перечень нескольких их видов в зависимости от определенного Например, в агропромышленном секторе уплачивается ЕСХН, то есть, При этом он может взиматься только с предприятий, которые занимаются непосредственным производством новой продукции, а не их реализацией или перепродажей по более высоким ценам. Благодаря ЕСХН у организаций нет необходимости выплачивать налог на доходы либо имущество организаций либо физического лица и, конечно, НДС

Господдержка малого предпринимательства направлена на организацию особых условий, в рамках которых учреждениям становится легче выполнять свое предназначение. Налогообложение малого бизнеса на основе упрощенной системы осуществляется только по желанию юридического лица.

В качестве объекта налогообложения выступает доход либо доход организации за минусом произведенных расходов. осуществляется с помощью произведения установленной процентной ставки и объекта. Ставка дифференцированная и зависит от величины получаемой прибыли за каждый отчетный период. Как правило, она составляет от 5 до 15 процентов.

Переход на другую систему может произойти только после подачи заявления в налоговый орган и по окончании календарного года.

Налогообложение малого бизнеса проводится с помощью оплаты патента (документ, дающий право на осуществление собственной деятельности). Существует конкретный перечень определенных видов деятельности, который включает 69 наименований.

В данной сфере предусмотрено наличие льгот в виде вычетов страховых сумм и пенсионных взносов. Длительность действия патента может достигать от нескольких месяцев до года. Именно поэтому налоговая служба предоставляет возможность выбора другой системы в начале каждого месяца.

Выбирая для малого бизнеса наилучшее налогообложения нелегко запутаться в имеющихся системах. В зависимости от вида деятельности, его размаха и распространенности в других регионах России предпринимателю может подойти та или система налогообложения:
- налогообложение единого налога на вмененный доход (ЕНВД );
- налогообложение с упрощенной системой с 15% обложением прибыли (УСН15);
- налогообложение с упрощенной системой с 6% обложением дохода (УСН6).
Все эти системы предусмотрены законодательством России для облегчения ведения малой предпринимательской деятельности для граждан РФ. При составлении предпринимателем бизнес-плана желательно рассмотреть нюансы всех этих систем самостоятельно или при содействии специалиста для выбора наиболее оптимальной. Некоторые их особенности рассмотрены в данной статье.

При несоответствии каких-либо требований упрощенных систем к предприятию они облагаются одной из стандартных систем по сбору налогов:
- налогообложение без необходимости регистрации плательщика НДС (ТСН-НДС);
- налогообложение с обязательной регистрацией плательщика НДС (ТСН +НДС).
Уплата налогов по системе ТСН не предусматривает щадящее отношение к малому бизнесу, заставляя его конкурировать со всеми игроками рынка. Подробнее о традиционной системе налогообложения можно почитать в конце статьи.

УСН.
Применив УСН индивидуальный предприниматель, при соблюдении некоторых условий, освобождается от уплаты НДС, налогов, облагающих имущество физ. лиц, а также от уплаты НДФЛ . Организации, применившие УСН , более не облагаются налогом на прибыль, имущество и НДС. Такая форма налогообложения позволяет малому бизнесу освободиться от ОСН (общая система налогообложения), ставки которой выше упрощенной системы.

В связи с изменениями, внесенными законодательством в 2013 году, система налогообложения на упрощенной основе может стать более лучшей системой налогообложения для малого бизнеса. Взнос налогов по УСН6 ограничивается уплатой стоимости самого патента и составляет 6% от предполагаемого годового дохода работы предприятия. Удобно УСН тем, что срок его действия может быть как коротким (1 месяц), так и длительным (1 год), позволяя предпринимателю выбрать оптимальный период его использования для своего бизнеса.

Система сбора налогов УСН6 будет выгодна тем бизнес учреждениям, область которых распространяется, к примеру, на предоставление услуг. Расходы таких предприятий в большей степени будут зависеть от величины зарплат сотрудников и отчислений по зарплатным налогам.

УСН15 может оказаться оптимальной, если прибыль от деятельности предприятия планируется не высокой или вовсе стоит под вопросом. Оплачивая лишь налог на прибыль, предприниматель может не беспокоиться о том, что загонит свою компанию в еще больший минус при отрицательных показателях прибыльности за отчетный период при использовании УСН6. Тем не менее, использование УСН15 влечет за собой тщательное ведение бухгалтерской документации в области расходов предприятия, выступающие в качестве доказательной базы для налоговых инспекторов.

Использовать упрощенную систему может далеко не каждое малое предприятие. Список организаций, которым запрещено применение УСН исчисляется несколькими десятками, среди них:
- инвестиционные фонды, банки, ломбарды;
- нотариусы, адвокаты;
- предприятия по добыче полезных ископаемых;
- негосударственные пенсионные фонды;
- иностранные организации;
- бюджетные учреждения.

Применить УСН можно на основе имеющегося у предпринимателя патента, выданного налоговым органом. В списке допустимых к упрощенному налогообложения видов деятельности присутствует более 50 производственных работ и услуг, тесно связанных с жизнеобеспечением и жизнедеятельностью граждан.

ЕНВД .
В 2013 году малого предпринимательства коснулись некоторые изменения системы налогообложенияЕНВД . Теперь она не обязательна даже в тех регионах, в которых режим ЕНВД введен, то есть переход на нее стал добровольным. Порядок расчета вмененного налога также претерпел изменений - расчет налога будет проводится не за полный календарный месяц, а только с даты постановки предприятия на учет. Также, среди важных изменений в 2013 году относительно ЕНВД можно отметить использование не среднесписочной, а средней численности рабочих для расчета их предельного количества (общее число рабочих в рамках действия этой системы не должно превышать сотни человек).

Список предприятий, которые могут применять ЕНВД , ограничен Федеральным законодательством. Среди них наличествуют фирмы, предоставляющие различные услуги (автотранспортные, временного проживания, общественного питания, ремонта и техобслуживания автотранспорта и др.), а также ведущие торговую деятельность. Налоговая ставка по ЕНВД задается налоговым кодексом, которая на 2010 год составила 15%. Периодом отчетности для ЕНВД принят квартал, а сама налоговая база определяется как базовой доходностью и значением физического показателя, так и специальным коэффициентом-дефлятором, который может разниться от значения 0,005 до 1 и задается федеральным законодательством.

ТСН +-НДС.
Традиционная система налогообложения предусматривает уплаты следующих налогов и пошлин:
- единый социальный налог;
- НДС;
- таможенная пошлина;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- налог на прибыль;
- платежи за пользование в деятельности предприятия объектами биологических ресурсов, а также объектами животного мира;
- налог, взымаемый за добычу полезных ископаемых;
- акцизы;
- транспортный налог;
- налог на имущество организации;
- другие пошлины и налоги.
Все эти налоги обязаны выплачивать предприятия, применяющие ТСН . Вместе с тем они должны вести соответствующую документацию и проводить соответствующие бухгалтерские расчеты.

Таким образом, лучшего налогообложения для своего малого бизнеса можно достичь путем анализа деятельности собственного предприятия. При этом следует учитывать налогообложения по различным системам не только на текущий момент, но и в расчете на будущие подотчетные периоды деятельности предприятия.




Открывая собственное дело, каждый предприниматель, прежде всего, просчитывает налоговую нагрузку. Не секрет, что в России давление налогового бремени на малый бизнес достаточно серьезное, поэтому многие работают полулегально, скрывая свои реальные доходы.

Однако руководство страны понимает, что доля налогов малого бизнеса в бюджете значительна, и объем поступлений может увеличиться, если создать условия для развития этого сегмента.

Именно поэтому, сейчас много усилий прикладывается для оказания , а также для создания условий для выхода его из тени. О том, какой предстоит налог на малый бизнес 2015 и какие предусмотрены льготы, и поговорим далее.

  • Налоговые системы для малого бизнеса;
  • Новшества по налогам для малого бизнеса в 2015 году;
  • Три года без проверок;
  • Налоговые каникулы для ИП.

Системы налогообложения малого предпринимательства

Налоги для малого бизнеса – понятие обширное, включающее в себя целый ряд систем налогообложения. Чаще всего небольшие предприятия и ИП выбирают:

  • ОСНО;
  • патент;
  • ЕНВД.

ОСНО – это общая система налогообложения, на которую каждое юридическое и физическое лицо переводится сразу же после регистрации. Она предусматривает обложение бизнеса целым набором налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ и т.д.). Это наименее привлекательная система для малого бизнеса, поскольку объем налогов здесь наибольший, а также необходимо вести подробный бухгалтерский учет всех операций.

УСН – это один из налоговых спецрежимов, предназначенных именно для малого бизнеса. Налоговые сборы для малого бизнеса на УСН ограничиваются уплатой одного налога в размере:

  • 6% с прибыли;
  • 15% с оборота.

Малый бизнес чаще всего выбирает именно эту систему, поскольку она позволяет вести упрощенный учет, и объемы выплат при этом небольшие.

Патентная система доступна только микробизнесу. Ее еще называют торговым налогом на малый бизнес. Зачастую речь идет об ИП, которые оказывают бытовые услуги населению или торгуют различными товарами на рынках и в небольших магазинах. Сама по себе система предусматривает покупку патента на определенный срок (чаще всего год), уплаченная при этом сумма и является налогом с деятельности.

ЕНВД – это налоговый спецрежим, на который автоматически переводятся малые предприятия, занимающие определенными видами бизнеса. Расчет налога здесь основывается на специальных коэффициентах и физических показателях (торговая площадь, количество ТС и так далее). Налоговые поступления от малого бизнеса здесь ограничиваются одним налогом, а НДС, налог на прибыль и другие, как и в предыдущих случаях, не платятся.

Существуют и такие спецрежимы по налогам, как ЕСХН, которым могут воспользоваться только сельхозпроизводители. Кроме того, стоит учитывать, что в каждом субъекте федерации могут быть свои индивидуальные правила налогообложения, ставки налогов и другие нюансы,с учетом нововведений на налоги малый бизнес 2015, принятых руководством страны.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Налоги для малого бизнеса в 2015 году: нововведения

В июле президент подписал закон об особых налоговых режимах для малого и среднего бизнеса, который способствует снижению налоговой нагрузки на предпринимателей. Некоторые эксперты даже заговорили о новом налоге на малый бизнес, однако все несколько проще.

В частности, этот нормативный акт позволит региональным властям снижать ставки для тех, кто выбрал упрощенную систему НО. Налог, исчисляемый с прибыли, можно уменьшить с 6% до 1%, а в Крыму с 4% до 1%. Тем ИП, которые зарегистрировались впервые и собираются оказывать бытовые услуги гражданам, региональные власти могут устанавливать нулевую ставку налога при УСН и работе по патенту.

Изменения коснулись патентной системы. Количество видов деятельности, в рамках которых можно работать по патенту, увеличивается с 47 до 63. В частности, теперь патент смогут приобрести предприниматели, занимающиеся изготовлением продукции из молока, аквакультурой и рыболовством, ремонтом компьютерного оборудования, выращиванием овощей, заготовкой трав и семян и так далее.

Некоторые эксперты, правда, считают, что регионы не станут снижать ставки, опасаясь уменьшения налоговых поступлений от малого бизнеса. Потому для реализации данной программы в перспективе будут выделены соответствующие средства, чтобы в погоне за поступлением налогов от малого бизнеса местные чиновники не игнорировали нововведения.

Освобождение от проверок

Еще одной новостью по налогам для малого бизнеса стало освобождение от налоговых проверок. Соответствующий закон приняла Госдума первого июля текущего года. В соответствии с данным нормативным актом, малый бизнес с первого января 2016 года освобождается от различных проверок контрольно-надзорных органов сроком на три года. Освобождение касается тех предприятий и ИП, которые в течение предыдущих трех лет не допускали нарушений законодательства.

В то же время надзорные органы могут проверить малый бизнес в том случае, если ранее его должностные лица или само предприятие (ИП) были привлечены к административной ответственности за грубые нарушения законов, или деятельность была временно остановлена.

Освобождение не касается проверок по части пожарной, экологической и промышленной безопасности. По мнению авторов закона, он позволит снизить надзорное давление на бизнес, которое в значительной мере останавливает рост и развитие малого и среднего бизнеса.

Налоговые каникулы

В декабре минувшего года был принят еще один интересный закон, позволяющий малому бизнесу снизить налоговое бремя. В нем прописан не новый налог на малый бизнес, а специальный режим, который называется налоговыми каникулами. Налоговыми каникулами смогут воспользоваться ИП, которые зарегистрировались впервые. Им будет предоставлено право на нулевую ставку налога в течение двух налоговых периодов с момента регистрации. Программа, по которой бизнесу могут быть предоставлены налоговые каникулы, будет действовать с 2015 по 2020 год.

О каких налогах для малого бизнеса идет речь? Нулевая ставка будет устанавливаться для ИП, которые перешли на патентную систему или УСН. При этом сфера деятельности, в которой будет работать предприниматель, должна быть производственной, социальной или научной. ИП, имеющий право на нулевой налог на малый бизнес, должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя впервые.

Региональные власти имеют право устанавливать ограничения для льготников по количеству наемных работников или объему поступлений. Эксперты считают, что этот закон позволит тем, кто только начинает бизнес, освоиться в нем без лишних потерь, а тем, кто работает без регистрации, легализовать свой бизнес.

Налоги на малый бизнес в России, безусловно, всегда были менее обременительны и сложны в исчислении, однако есть немало спорных моментов, которые пугают потенциальных предпринимателей. Сегодня власти пытаются привлечь в малый бизнес как можно больше граждан, для чего и был принят ряд законов, направленных на снижение налоговой нагрузки.

Льготы для малого бизнеса - это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют .

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий - с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия - с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней - не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников - с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. - лимит годовой выручки в 2018 году - не более 150 млн. руб., численность работников - не более 100 человек.
  2. - лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. - на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников - всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте - 60 млн рублей.
  4. - лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД - это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН - с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум - двух лет) после регистрации работать в рамках , то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Административные льготы для малого бизнеса в 2018 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, - это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:

  1. Плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, Исключение - сфера торговли и розницы. Здесь ККТ для организаций и ИП с работниками потребуется с июля 2018 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. для малого бизнеса на период 2016-2018 годов - запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения , что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в предусмотрена специальная льгота - госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Мы собрали базу субсидий по субъектам РФ, каждый регион предлагает свои льготы для малого бизнеса.


1. Налогообложение малого бизнеса. Какие категории плательщиков к ним относятся, действующие варианты обложения налогами их доходов и применяемые к ним льготы

Список литературы


1. Налогообложение малого бизнеса. Какие категории плательщиков к ним относятся, действующие варианты обложения налогами их доходов и применяемые к ним льготы


Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Основным нормативным документом является Федеральный Закон от 24 июля 2007 года № 209 -ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Согласно статье 4. указанного Закона определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Льготы

Согласно ст. 7. Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

Современное налоговое законодательство позволяет субъектам малого предпринимательства применять различные режимы налогообложения, так называемые специальные налоговые режимы. К их числу относятся: единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Из перечисленных систем налогообложения только ЕНВД является обязательным для применения, если Ваш вид деятельности попадает под его действие. Две остальные системы ЕСХН и УСН носят добровольный характер и могут применяться на усмотрение налогоплательщика.

С 1 января 1996 г. была введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (далее - УСН).

Этот специальный режим налогообложения вводился в действие законами субъектов РФ. Был установлен добровольный порядок перехода на УСН и возврата к общей системе налогообложения, а также следующие условия для перехода на УСН организаций и индивидуальных предпринимателей:

предельная численность работающих (независимо от вида осуществляемой ими деятельности) - не более 15 человек;

совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения УСН, не должен был превышать 100 тыс. МРОТ.

С 1 января 1999 г. был введен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, который также вводился в действие законами субъектов РФ и был обязательным к уплате на территориях субъектов РФ.

На уплату единого налога могли быть переведены организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в общественном питании, розничной торговле, ремонте и строительстве, транспортном и бытовом обслуживании, консультировании и другие.

В целях стимулирования развития малого предпринимательства за счет упрощения системы налогообложения с 1 января 2003 г. введены в действие два специальных режима налогообложения: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26 и 26 НК РФ), которые заменили действовавшие ранее аналогичные режимы налогообложения.

Порядок применения вышеперечисленных режимов

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) установлен главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: - бытовые услуги населению;

оказания ветеринарных услуг;

оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

услуги платных автостоянок;

оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;

Розничной торговли;

общественного питания;

распространения и (или) размещения наружной рекламы;

Конкретный перечень из вышеперечисленных видов деятельности устанавливается нормативными правовыми актами каждого муниципального района, на территории которого вводится данный налог.

Кроме перечня видов предпринимательской деятельности местным органам власти предоставлено право устанавливать на своих территориях значение коэффициента К2. Это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг) сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и т.д.

Необходимо знать, что для перехода на уплату ЕНВД введены ограничения, предусмотренные ст.346.26 Кодекса.

Основным является то, что при применении ЕНВД размер уплачиваемого налога не зависит от размера полученной прибыли. Кроме того, не уплачиваются такие налоги от предпринимательской деятельности как: налог на прибыль (для юридических лиц) и налог на доходы физических лиц (для предпринимателей), налог на имущество, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость. Перечисленные налоги заменяются уплатой единого налога, рассчитанного исходя из налоговой базы, которая определяется как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговая отчетность представляется 1 раз в квартал, не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода, налог уплачивается не позднее 25 числа первого месяца следующего налогового периода.

Налог рассчитывается от физического показателя: площади, численности работников, количества транспортных средств и др.

Упрощенная система налогообложения (УСН) установлена главой 26.2 Кодекса. значит, кто не обязан уплачивать единый налог на вмененный доход, имеют право выбора, применять общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения.

Перейти на УСН вновь зарегистрированные налогоплательщики могут по заявлению, поданному в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, теряют право на её применение, когда полученные доходы превысят определенную величину + другие факторы (величина дохода подлежит ежегодной индексации).

Изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Преимущества этого вида налогообложения:

При УСН отсутствует необходимость в ведении бухгалтерского учета. Достаточно вести «Книгу учета доходов и расходов», которую следует зарегистрировать в налоговом органе.

Применение УСН предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль для юридических лиц и налога на доходы физических лиц для предпринимателей. При этом и те и другие не уплачивают налог на имущество, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость от предпринимательской деятельности.

Можно выбрать объект налогообложения. Это значит, что налог может уплачиваться только с доходов по ставке 6%, или с доходов, уменьшенных на величину расходов по ставке 15%.

Еще одно преимущество заключается в том, что с 2009 года налоговая декларация представляется в налоговые органы только один раз в год.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) введена главой 26.1 Кодекса и может применяться наряду с иными режимами налогообложения.

Переход на уплату ЕСХН носит добровольный характер.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации составляет не менее 70 процентов.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.

Преимущества этого вида налогообложения:

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль (для организаций), налога на доходы физических лиц (для предпринимателей), налога на имущество, единого социального налога и налога на добавленную стоимость от предпринимательской деятельности.

С 2009 года декларация по единому сельскохозяйственному налогу представляется в налоговые органы только один раз в год.

налогообложение доход малый бизнес

Задача 1


Гражданка Иванова подала в суд общей юрисдикции заявление о разводе с супругом. В заявлении изложена просьба о разделении поровну совместно нажитого имущества стоимостью 3 млн. руб.

Исчислить государственную пошлину, подлежащую уплате в бюджет.

Ответ:

Согласно ст. 333.20. Налогового кодекса РФ «Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям» государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса;

В нашем случае:

Согласно п.п 1 п.1 ст.333.19 НК РФ

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

Кроме того, при подаче искового заявления о расторжении брака - 400 рублей; (пп..5п.1 ст. ст.333.19 НК РФ).

Сумма госпошлины составит:

Половина стоимости совместно нажитого имущества составит 1500 млн. рублей. Следовательно, сумма иска -1500 млн. рублей. Определяем госпошлину: 13 200 рублей +(0,5 % от 500 000 рублей) = 15 700 рублей.

400 рублей при подаче искового заявления.

Итог: 16 100 рублей (15 700 + 400).

Задача 2


В январе физическое лицо, не состоящее в родственных отношениях с другим физическим лицом, подарило ему квартиру стоимостью 1500 тыс. руб.

Определите, какие налоги подлежат уплате и рассчитайте сумму налогов.

Ответ:

налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, отменен Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

С 1 января 2006 г. имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, является объектом обложения налогом на доходы физических лиц в порядке установленном:

п. 18 ст. 217 НК РФ по имуществу, переходящему в порядке наследования;

п. 18.1 ст. 217 и пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ по имуществу, переходящему в порядке дарения.

Доход в виде жилого помещения, полученного в порядке дарения одним физическим лицом от другого физического лица, подлежит налогообложению в соответствии с положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

При этом согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей и паев, если иное не предусмотрено указанным пунктом.

Доходы, полученные в порядке дарения этого имущества, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца и мать) братьями и сестрами).

Таким образом, если физическое лицо - даритель является членом семьи или близким родственником в соответствии с Семейным кодексом РФ по отношению к одариваемому физическому лицу, то такой доход в виде недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

В иных случаях указанный доход подлежит обложению НДФЛ в общем порядке с применением налоговой ставки 13% (независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя). (Письмо Минфина России от 05.10.2009 N 03-04-05-01/724)

В нашем примере физические лица не состоят в родстве, следовательно, доходы, полученные в прядке дарения, подлежат налогообложению по ставке 13%. 1500 000 руб.* 13% = 195 000 рубля.


Список литературы


1. Александров и. М. Налоги и налогообложение. М., 2010.

Качур О.В Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М., 2009.

Миляков Н. В. Налоги и налогообложение. М., 2009.

Налоги: учебник для студентов вузов /Под ред. Д. Г. Черника, И. А. Майбурова, А. Н. Литвиенко. М., 2008.

Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. М., 2009.

Тарасова В. Ф. Налоги и налогообложение. М., 2009.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.06.2011).

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.06.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011).


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...