Малайзия (Malaysia).


М. - интенсивно развивающаяся индустриально-аграрная страна. ВВП 78,7 млрд долл. США, ВВП на душу населения 3515 долл. США (2002). Занятость около 97%. Безработица - св. 3%. Инфляция 1,9% (2002).

Структура ВВП (%): сфера услуг около 50, обрабатывающая промышленность 34, сельское хозяйство 8, добывающая промышленность 8.

Обрабатывающая промышленность - наиболее динамично развивающаяся отрасль. Страна относится к числу основных производителей интегральных схем, радио- и телевизионной аппаратуры, кондиционеров. М. - единственная страна АСЕАН, имеющая собственное автомобилестроение (выпускаются автомашины марки «Протон» при участии японской корпорации Mitsubishi). Промышленное производство в основном сконцентрировано в районе долины реки Кланг (Силиконовая долина), а также в штате Пинанг.

Добывающая промышленность представлена производством углеводородного сырья на континентальном шельфе штата Тренггану и штата Саравак (Северный Калимантан). В 2001 добыча нефти составила около 670 тыс. барр. в день. Эксплуатировалось св. 230 скважин. На Тренггану приходилось около 60% добычи. Штат считается «малайзийским Кувейтом». Общие запасы нефти оцениваются в 3,63 млрд барр., рассчитаны на 15-20 лет эксплуатации. Добыча природного газа - 1,6 трлн куб. футов (40-50 лет эксплуатации). Добычу природного сырья ведёт государственная компания «Петронас». Она же активно действует в нефтегазовых отраслях за пределами страны: в Иране, Казахстане, Мьянме, Судане, проявляет интерес к сотрудничеству с Вьетнамом.

По причине истощения запасов и низких мировых цен продолжало сокращаться производство олова, некогда ведущая отрасль горнорудной промышленности. В 2001 было добыто 6,3 тыс. т, львиная доля которых пошла на внутреннее потребление.

Сельское хозяйство ориентировано на производство технических культур. Св. 50% мирового производства пальмового масла (11,8 млн т), 3-е место в мире по производству натурального каучука (580 тыс. т). Производство продовольственных культур остаётся на низком уровне и сконцентрировано в основном в северных штатах полуостровной М.

Длина железнодорожной сети составляет около 1900 км. Предусматривается её постепенная электрификация. Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием - св. 25 тыс. км. На высоком уровне поддерживается состояние основной федеральной дороги в западной М. - от границы с Таиландом на севере до Джохорского пролива на юге.

Существует широкая сеть аэродромов и портов. Ведущий международный аэропорт - Куала-Лумпур, крупнейший в Юго-Восточной Азии, морской - Порт-Кланг, главный терминал для внешней торговли. Действует широкая сеть телефонной, видеотелефонной и спутниковой связи. М. связана двумя мостами с Сингапуром через Джохорский пролив. По одному из них проложены железная дорога и водовод.

Внутренняя торговля (оптовая и розничная) контролируется в основном или частично китайским и индийским предпринимательским сектором. Широко развита сеть супермаркетов и мегамолов.

Сфера услуг и туризм играют значительную роль. Страну ежегодно посещает 2-4 млн туристов.

Современная социально-экономическая политика по-прежнему направлена на расширение участия коренных жителей (бумипутра) в хозяйственной жизни. Начиная с 1970-х гг. в ходе реализации пятилетних планов правительство последовательно проводило курс («новая экономическая политика») на повышение доли участия бумипутра в частном акционерном капитале до 30%. В кон. 1990 была принята программа вывода М. на уровень промышленно развитого государства. Одной из главных задач поставлено увеличение доли производительности труда в экономическом росте. Согласно действующему 8-му пятилетнему плану развития (2001-05) она должна составить св. 37%.

Магистральным направлением национального развития избрано создание экономики, основанной на последних достижениях современных знаний. Первым этапом на этом пути стало создание в сер. 1990-х гг. в пригороде Куала-Лумпура «мультимедийного суперкоридора» - комплекса проектно-конструкторских и научно-производственных предприятий, задействованных в сфере информационно-коммуникационных технологий. На последующем этапе акцент был сделан на совершенствование национальной электронной информационной сети, подготовку высокопрофессиональных специалистов в области вычислительной техники, общее повышение компьютерной грамотности населения, развитие прикладных наук и технологий. Созданы условия для возвращения на родину малайзийцев - выпускников зарубежных вузов. На повестку дня поставлен вопрос о создании «электронного правительства».

Столкнувшись с финансово-экономическим кризисом 1997-98, правительство пошло на беспрецедентное усиление государственного контроля в сфере финансов и валютного обращения. В сентябре 1998 был установлен фиксированный курс национальной валюты (1 долл. США = 3,8 ринг.), что в целом отра- жало её реальную стоимость, а также являлось результатом компромисса между интересами экспортёров и импортёров. Мера была нацелена на стабилизацию внутренних цен и обеспечение большей предсказуемости внешнеторговых операций. При сохранении внутренней конвертируемости ринггита прекращалось его обращение за пределами страны. Решение, в частности, предполагало возвращение в М. средств в национальной валюте, вывезенных в Сингапур в связи с действовавшей там более высокой банковской процентной ставкой. Устанавливались жёсткие ограничения на ввоз и вывоз национальной валюты, а также на операции нерезидентов с государственными малайзийскими ценными бумагами. Наряду с этим снижалась базовая учётная ставка государственного банка, что имело целью оживление деловой активности в стране.

Перечисленные меры шли в разрез с рекомендациями МВФ и Всемирного банка, принятыми к исполнению другими азиатскими странами (Индонезией, Таиландом, Южной Кореей). Однако, как показала дальнейшая практика, они с незначительными корректировками оказались эффективными для преодоления последствий кризиса.

Наиболее сложным в послекризисный период для экономики М. стал 2001, когда прирост ВВП оказался лишь 0,4% (по сравнению с 8% в 2000). Промышленное производство сократилось на 3,3%. Однако в 2002 показатели пошли вверх: прирост ВВП 4,2%, промышленности 4%. В значительной степени эта тенденция определялась высокими мировыми ценами на энергоносители и пальмовое масло, оживлением активности в сфере производства электронных компонентов, диверсификацией экспортных рынков (Китай, страны АСЕАН).

Финансовая политика после валютно-финансово-го кризиса 1997-98 направлена на поддержание стабильного курса национальной валюты - ринггита, достаточно низкого процента кредитных ставок и на расширенную капитализацию. По инициативе правительства вступила в действие программа реструктуризации банковской системы, ориентированная на слияние мелких банков и создание крупных конкурентоспособных финансовых корпораций.

Особенность кредитно-финансовой системы - наличие исламского банковского сектора, предоставляющего беспроцентные кредиты и ссуды. Включает Банк ислам М., Банк Муамалат, а также 35 других финансовых институтов с общими активами около 49 млрд ринг., или св. 12 млрд долл. США.

Государственный бюджет (2001/02) 93,7 млрд ринг. (около 23,4 млрд долл. США). Доходная часть формировалась за счет косвенных налогов (37,5%), заимствований из активов государственных инвестиционных и трастовых фондов (27,6%), подоходного налога с юридических и физических лиц (27,6%), импортных пошлин (6,4%), экспортных пошлин (1,0%). Расходы состояли из двух частей: на нужды развития и оперативные ассигнования. По первой статье непосредственно на экономику - 12%, на социальную сферу - 12%, на оборону и безопасность - 4%, на административное управление - 1,6%. По статье «оперативные расходы»: на выплату заработной платы госслужащим - 21,5%, на обслуживание государственного долга - 19,9%, на пенсии и пособия - 6%, на трансферты штатам - 2,7%. Дефицит бюджета в 2001 6,5% ВВП. В экстренных случаях (банкротство компаний с государственным участием и пр.) правительство прибегало к заимствованиям из негосударственных фондов: Сберегательного фонда лиц наёмного труда, Фонда паломничества и др.

Внешняя задолженность около 42,6 млрд долл. США.

Официальный установленный уровень заработной платы - 600 ринг., или 150 долл. США. Однако из 14 млн чел., занятых в государственном и частном секторах, её не получали 2 млн чел. Кроме того, было зарегистрировано около 800 тыс. иностранных рабочих, имелось около 1 млн нелегальных гастарбайтеров, главным образом из Индонезии, Бангладеш, других стран Юго-Восточной и Южной Азии.

Существенные диспропорции имелись в распределении доходов среди этнических групп. Среднемесячный доход малайской семьи в городской местности составлял примерно 1/3 китайской. В аграрных районах, где проживает 80% коренных малайцев, разница была ещё разительней. За чертой бедности здесь находилось около 12% населения. Доходы даякских племён восточной М. не доступны статистическому анализу.

М. - одна из ведущих торговых держав Юго-Восточной Азии (2-е место после Сингапура). Внешнеторговый оборот (2001) около 637 млрд ринг., или 162 млрд долл. США, что более чем в 2 раза превышало ВВП. Экспорт - около 85 млрд долл., импорт - 77 млрд долл. Основные статьи вывоза: электронные компоненты и электротехнические товары 60%, другая продукция обрабатывающей промышленности, включая автомобили, 22%, химические товары 5%, сырая нефть и сжиженный природный газ 7%, пальмовое масло 3%. Импортируются машины и оборудование, транспортные средства промышленного назначения, потребительские товары и продовольствие.

Главные внешнеторговые партнёры: США (18,6%), Япония (16,7%), Сингапур (15%), страны ЕС (13,4%), Южная Корея, Гонконг, Тайвань (по 11,3%), другие страны АСЕАН (кроме Сингапура) (9%).

До 3/4 внешнеторговых перевозок осуществляется через сингапурский порт. Усилия по переориентации их на Порт-Кланг не имеют существенного успеха из-за более высоких издержек обработки и оформления грузов.

Осуществляется целенаправленная политика внешнеторговой экспансии, прежде всего увеличение экспорта пальмового масла. Для его стимулирования правительство освободило от экспортной пошлины 1 млн т масла, реализуемого на внешних рынках, выразило готовность кредитовать потенциальных покупателей.

Введение

1.1.1. Замедление темпа экономического роста Малайзии

1.3 Тенденции экономического развития Малайзии в 1960-е годы

1.3.1 Внешняя торговля в 1960-е года

1.4 Основные черты социально-экономической модели

1.4.1 Внешние факторы развития

Глава 2. Становление и развитие сельского хозяйства Малайзии

2.1 Общая характеристика сельского хозяйства

2.1.1 Рыболовство

2.1.2 Лесное хозяйство и обработка древесины

2.1.3 Обрабатывающая промышленность

2.1.4 Беднейшее сельское население

2.2 Становление сельского хозяйства

2.3 Контроль над плантациями в Малайзии

2.4 Средние частные хозяйства

2.5 Характер производства мелких хозяйств

2.6 Малайзия на мировом рынке

Глава 3. Министерство сельского хозяйства Малайзии и перспективы сотрудничества с Казахстаном

3.1 Действия министерства сельского хозяйства Малайзии

3.2 Малазийский сельскохозяйственный сценарий

3.3 Малайзия и Казахстан: перспективы сотрудничества

Заключение

Список литературы


Введение

Малайзия – страна с развивающейся экономикой. Она относится к группе наиболее богатых и развитых стран среди развивающихся – к Новым Индустриальным Странам (НИС).

С 1970 года Малайзия начала переход от экономики, основанной на сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых, к экономике, более основанной на промышленности. При помощи различных стран, индустрия стала развиваться, и в течение нескольких лет экспорт Малайзии стал «двигателем» роста экономики страны.

Важным фактором является отраслевая структура ВВП. В Малайзии сельское хозяйство и промышленность занимают значительную часть ВВП.

Малайзия - аграрная страна. Жаркий влажный климат позволяет выращивать многие сельскохозяйственные культуры: каучуковые растения, пальмы (для получения масла), фрукты. Сельское хозяйство Малайзии с колониального времени в основном сохраняет структуру, в которой преобладающим элементом является земледелие. Животноводство развито слабо. Индустриальные методы выращивания скота, так же, как и лова рыбы, только начинают внедряться. Сельское хозяйство, оставаясь доминирующей отраслью экономики, в колониальный период отличалось крайней отсталостью материально-технической базы, низким уровнем развития производительных сил и производительности труда, медленными темпами роста производства.

В Малайзии есть выход к морю, позволяющий ловить рыбу и морепродукты. Дождевые тропические леса, обладают громадным запасом древесины. Вторая важная статья дохода Малайзии – промышленность. Главным экономическим достижением страны следует считать развитие промышленности, особенно тех ее отраслей, которые работают на экспорт.


Глава 1. Особенности экономического развития страны

1.1 Развитие экономики Малайзии

Развитие экспортного производства способствовало созданию в Сабахе и Сараваке современных дорог и портового хозяйства. В Сабахе, на северо-западном побережье, была построена небольшая железная дорога. В Сабахе и Сараваке проложено несколько современных шоссейных дорог от морских портов в глубь территории, но дорожной сети как таковой не существовало, так как дороги не были связаны друг с другом.

Масштабы промышленного развития Северного Калимантана были еще меньше, чем в Малайе. Кроме нефтеперерабатывающего завода концерна «Ройал датч-Шелл», в Сараваке, на Северном Калимантане не было крупных предприятий. Фабричная промышленность была представлена небольшим числом предприятий по первичной переработке каучука и лесопильных заводов. Ремонтом импортных изделий и производством несложных предметов домашнего обихода занимались мелкие кустарные и полукустарные предприятия, которые благодаря дешевизне своей продукции могли выдерживать конкуренцию импортных, в первую очередь английских, промышленных товаров. К тому же доставка последних во внутренние районы Сабаха и Саравака была затруднена из-за бездорожья и больших транспортных расходов. Более сложный ремонт импортных изделий производился в Сингапуре.

В конце 50-х - начале 60-х годов, т. е, в период, непосредственно предшествовавший образованию Федерации Малайзия, экономика Малайи и территорий Северного Калимантана сохраняла ярко выраженный аграр-но-сырьевой характер. Ведущими ее отраслями оставались сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, где создавалась большая часть ВВП, и было занято большинство самодеятельного населения. В Малайе (по Сабаху и Сараваку такие данные за этот период отсутствуют) в 1962 г. ВВП составил 5 527 млн. малайских долларов, из них 33 % приходилось на сельское хозяйство (включая лесное и рыбное хозяйство) и 7% - на горнодобывающую промышленность. Характерно, что на горнодобывающую промышленность приходилось 45 % ВВП, созданного в сфере промышленного производства, хотя при этом учитывались не только фабричные предприятия, но и предприятия кустарной и полукустарной обрабатывающей промышленности.

1.1.1 Замедление темпа экономического роста Малайзии

В середине 80-х годов в связи с обострением кризисных явлений в мировом капиталистическом хозяйстве, падением мировых цен на сырье и ростом протекционизма со стороны промышленно развитых капиталистических стран произошло замедление темпов экономического развития Малайзии. Это повлекло за собой ухудшение положения населения страны, особенно беднейших его слоев, вызвало рост напряженности во внутриполитической обстановке и обусловило перегруппировку политических сил в отдельных партиях, прежде всего в КАМ, а также в политических партиях Сабаха.

Опасаясь, что эти события могут быть использованы оппозицией, правительство страны пошло на проведение в августе 1986 г. досрочных выборов в Законодательное собрание, срок полномочий которого истекал в июне 1987 г. Предвыборная кампания проводилась в сжатые сроки, что не дало возможности выработки четкой платформы оппозиционным силам. Хотя большинство партий, заявлявших на первых порах о том, что они состоят в оппозиции к правящему Национальному фронту, и объединились во временную коалицию, но далеко не всех удовлетворял их общий лозунг о превращении Малайзии в исламское государство.

1.1.2 «Перспектива - 2020 года»

Ко второму 10-летию 21 века правительство Малайзии поставило задачу создания в стране развитой экономики; эта программа получила название "Перспектива 2020". Для успешного ее выполнения необходимо решить ряд проблем. Одна из первоочередных - добиться более широкого внедрения современных технологий в интересах ускорения общего экономического роста. Среди важных задач - улучшение системы подготовки кадров, повышения их общеобразовательного уровня. Еще одна задача состоит в том, чтобы обеспечить более равномерное развитие экономики в Полуостровной Малайзии и Восточной Малайзии.

1.2 Экономика в период Британской колонизации

По данным переписи населения 1957 г., из 2 165 тыс. самодеятельного населения Малайи в сельском хозяйстве было занято 58%, а в промышленности - только 9%. В производстве сельскохозяйственного и минерального сырья и продовольствия было занято 60% самодеятельного населения Малайи. Значительное число работников использовалось в первичной переработке, транспортировке и обслуживании вывоза сырья за границу. По оценке советского исследователя Ф. А. Тринича, в производстве, обработка и вывозе сырья из Малайи в последние годы колониального господства было занято не менее 50% самодеятельного населения страны. Фактически все основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, а в значительной мере и транспорт работали на внешний рынок. В производстве товаров на внутренний рынок была занята только 1/3 всего самодеятельного населения. За счет собственного производства Малайя могла удовлетворять лишь меньшую часть потребностей населения и народного хозяйства. Страна находилась в исключительно большой зависимости от ввоза продовольствия, топлива, промышленных товаров как производственного, так и потребительского назначения.

Положение, сложившееся в экономике Малайи в годы прямого колониального господства Великобритании, мало изменилось и за годы существования Малайской Федерации.

На Северном Калимантане доля аграрного сектора в экономике была еще выше, чем в Малайе: в сельском и лесном хозяйстве Сабаха в 1960 г. было занято 80,5 % самодеятельного населения, Саравака - 81,4%. В промышленности в 1960 г. работало в Сабахе всего 7 тыс. и в Сараваке - 13 тыс. человек. Основная масса промышленного персонала Сабаха и Саравака была занята на кустарных предприятиях.

Уровень хозяйственного развития и особенности специализации экономики Малайи в начале 60-х годов характеризовались следующими данными. Здесь обрабатывалось всего 2,5 млн. га, из них около 2 млн. га было занято многолетними экспортными культурами: каучуконосами (около 1,6 млн. га), масличной и кокосовой пальмами, ананасами, перцем и т. д. Посевы основной продовольственной культуры - риса занимали только около 300 тыс. га. В 1960 г. в стране действовало 2382 плантационных хозяйства общей площадью 1 020 тыс. га (т. е. около 40% всей обрабатываемой площади). В этих хозяйствах было занято 260 тыс. плантационных рабочих. В плантационном секторе насчитывалось более 2,2 тыс. каучуковых плантаций с площадью насаждений каучуконосов около 750 тыс. га. В 1960-1962 гг. в Малайе производилось более 700 тыс. т каучука (в том числе более 400 тыс. т - на плантациях), 160 тыс.т копры, 100 тыс.т пальмового масла, 140 тыс. т ананасов. А производство риса составляло лишь около 500 тыс. т. В основном для экспорта заготовлялось около 3 млн. м3 древесины. Горнодобывающая промышленность давала для экспорта 3-4 млн. т железной руды, 350-450 тыс. т бокситов. В стране добывалось 50-60 тыс. т олова (по содержанию в руде) и выплавлялось более 78 тыс. т первичного олова, которое все шло на экспорт. По размерам производства и экспорта каучука и олова Малайя занимала первое место в мире.

Преимущества: электроника, компьютеры, электроприборы. Туризм. Тяжелая промышленность (сталь). Пальмовое масло. Латекс, резина, химические продукты. Национальная автомобильная марка «Протон». Возобновившийся с 2000 г. рост.

Слабые стороны: большие долги. Дефицит специалистов. Высокие процентные ставки тормозят развитие частной инициативы. Высокие правительственные расходы. Конкуренция с другими быстроразвивающимися странами.

Основу экономики составляет промышленность (46 % ВВП) и сфера услуг (41 %). Сельское хозяйство дает 13 % ВВП. Особенно высокого развития достигли электронная и электротехническая промышленность (1 место в мире по производству электронных чипов и бытовых кондиционеров), автопроизводство (в стране существует национальная марка Proton; Perodua — второй крупнейший малайзийский автопроизводитель), переработка нефти и газа (3 место в мире по производству сжиженного газа), текстильная промышленность. Около столицы ведется строительство крупнейшего в мире мультимедийного коридора — т. н. силиконовой долины. Среди имеющих мировое значение — производство пальмового масла (первое место в мире), натурального каучука (третье место в мире), оловянного концентрата и лесоматериалов.

Доказанные запасы нефти Малайзии — 4,3 млрд баррелей. Малайзийская нефть низкосерниста, считается одной из лучших по качеству. Добывается на шельфовых месторождениях вблизи Малаккского полуострова. Ежедневно в стране добывается 730 тыс. баррелей нефти, из которых почти половина экспортируется.

Мощности нефтепереработки приближаются к 500 тыс. баррелей в сутки. Запасы природного газа Малайзии оценены в 2,2 млрд кубических метров (77,7 трлн кубических футов), добыча достигает 1,36 трлн кубических футов в год.

Государственная нефтяная компания Малайзии ПЕТРОНАС. Её стратегические партнеры — ExxonMobil и Shell, с участием которых созданы основные нефтедобывающие компании Малайзии — Эссо Продакшн Малайсия, Сабах Шелл Петролеум, Саравак Шелл Берхад, а также Саравак Шелл/ПЕТРОНАС Чаригали. Другими зарубежными компаниями, активно работающими в Малайзии, являются — Амоко, Коноко, Энрон, Интернэшнл Петролеум Корпорейшн, Мицубиси, Мобил, Мёрфи Ойл, Ниппон Ойл, Оксидентал, Статойл, Тексако, Тритон, Петровьетнам.

Нефтеперерабатывающие заводы — Порт Диксон-Шелл (мощность — свыше 100 тыс. баррелей нефти в сутки), Малакка-1 (100 тыс.) и Малакка-2 (100 тыс.), Керт-Петронас (40 тыс.), Порт Диксон-Эссо (свыше 80 тыс.), Лутонг-Шелл (45 тыс.). Основные терминалы — Бинтулу, Кучинг, Малакка, Пинанг, Порт-Диксон, Порт-Кланг и др. Одной из основных проблем нефтяной отрасли является истощение запасов. За последние годы в Малайзии не открыто ни одного действительно значительного по запасам месторождения. С целью активизации геологоразведочных работ правительство в 1998 году приняло решение о снижении налогообложения в отрасли. Одновременно руководство ПЕТРОНАС приступило к разработке новой стратегии, подразумевающей активное участие компании в зарубежных проектах. Так, сегодня малайзийская компания уже работает в Туркмении, Иране, Китае, Пакистане, Вьетнаме, Алжире, Ливии, Тунисе и ряде других стран. В апреле 1997 г. малайзийская инвестиционная холдинговая компания «Петра Хира» подписала соглашение с правительством Татарстана о приобретении контрольного пакета акций нефтехимического предприятия «Нижнекамскнефтехим».
Современная Малакка

Внешнеторговый оборот Малайзии в 1998 г. составил 133,6 млрд ам. долл. (в 1997 г.- 167 млрд.), в том числе экспорт 74,3 млрд долл. (в ценах ФОБ), а импорт — 59,3 млрд долл. По объёму экспорта страна занимает 19-е место в мире, импорта — 17-е место. Основные предметы экспорта: электроника (около 50 %), нефть и нефтепродукты, пальмовое масло, древесина и изделия из неё, каучук, текстиль. Продукция обрабатывающей промышленности составляет 81 % всего экспорта, с.-х. — 9,5 %, добывающей промышленности — 6,3 %. Потребители экспорта: США (21 %), Сингапур (20 %), Япония (12 %), Гонконг (5 %), Великобритания и Таиланд (по 4 %), ФРГ (3 %). Страна входит в шестерку крупнейших экспортеров промышленной продукции Азии. Основные предметы импорта: машины и оборудование, химикалии, продукты питания. 27 % импорта поступает из Японии, 16 % — из США, 12 % — из Сингапура, 5 % — из Тайваня, по 4 % из ФРГ и Южной Кореи.

После некоторого спада в производстве из-за финансового кризиса 1997 г. начался подъем. В 1999 г. темпы роста составили 4,3 процента, а в промышленности 8,9 процента, золотовалютные резервы возросли до 30,2 млрд ам. долл. Инфляция упала до трех процентов.

Доход на душу населения — 4 690 долл. Внешний долг — 39,8 млрд ам. долл. На обслуживание внешнего долга расходуется всего 1 % стоимости экспорта страны, а объём краткосрочной задолженности составляет немногим более 30 % резервов Государственного банка. Объём прямых иностранных инвестиций — 3 млрд ам. долл. Крупнейшие инвесторы — США, Япония.

Развивается банковская система на принципах исламской экономики. За период с 1993 по 1999 гг. активы исламских банков увеличились с 2,4 млрд до 34 млрд ринггитов. Ведущие позиции занимает Банк Муамалат Малайсия Берхад. Поскольку по законам шариата деньги не являются товаром и, следовательно, требовать уплату за их предоставление в долг (рибу) считается нарушением норм исламской морали, исламская кредитная система зиждется на принципе раздела прибыли от инвестиций между кредитором и заемщиком. Существуют два вида кредитных операций: мудараба (финансовая компания привлекает ресурсы на депозитные счета и вкладывает их в различные проекты в обмен на строго оговоренную долю прибыли; если дело принесло убытки, то потери несет только заемщик) и мушарака (инвесторы осуществляют капиталовложения в складчину и делят между собой полученные прибыли или убытки в соответствии с размером пая каждого участника).

Сохраняются традиционные промыслы: изготовление тканей батик и сонгкет, ювелирных изделий из серебра и сувениров из олова, плетение. Уделяется большое внимание развитию туризма. Основные центры: о. Пинанг, о. Лангкави, исторический город Малакка, национальные парки и заповедники.

Протяженность железных дорог — 1 798 км, шоссейных 94 500 км (70 970 км с твердым покрытием, в том числе 580 км — скоростные дороги). Автомагистраль «Север-Юг» (848 км) проходит от границы с Таиландом до Сингапура. 1 307 км нефтепроводов и 379 км газопроводов. Морской торговый флот насчитывает 378 судов, в том числе 61 нефтяной и 19 газовых танкеров. Основные порты: Порт-Кланг (крупнейший, грузооборот 49 млн т. в 1996), Лабуан, Пулау-Пинанг, Пасир-Гуданг, Куантан, Кота-Кинабалу, Сандакан, Кучинг, Сибу, Бинтулу. 115 аэропортов, из них 6 международных (Сепанг, Лангкави, Пулау-Пинанг, Джохор-Бару, Кота-Кинабалу, Кучинг). Национальная авиакомпания «МАС» (1971) осуществляет полеты в 75 городов мира.

Хорошо развита система телекоммуникаций и связь. В 1997 г. насчитывалось 2,7 млн частных абонентов телефонной сети и 1,45 млн абонентов — юридических лиц, свыше 170 тыс. телефонов-автоматов, почти 2,5 млн сотовых телефонов. Телефонную связь обеспечивают две спутниковые станции и проложенные по морскому дну кабели в Индию, Гонконг и Сингапур. Спутники (MEASAT-1 и MEASAT-2) выведены на орбиту с помощью французской ракеты-носителя.

Крупные города: Куала-Лумпур, Джорджтаун, Ипо, Джохор-Бару, Петалинг-Джая, Кучинг.

В 1995 году заложена новая административная столица Путраджайя. Строительство которой планируется завершить в 2008 году. Предполагается, что здесь будут проживать не более 250 тысяч человек.

Практикуется пятилетнее планирование. С 1970 по 1990 гг. осуществлялась новая экономическая политика, в результате которой число населения, проживающего ниже уровня бедности, уменьшилось с 52 до 17 процентов. В 1991 г. объявлен амбициозный план «Видение-2020», ставящий целью превращение Малайзии к 2020 г. в индустриально развитое государство.

Отправить другу


Малайзия - особенная страна. Она отличается от многих других государств сочетанием древних культур, высокого уровня образования и развития, а также поликонфессиональностью, мультинациональностью населения, разнообразием экзотических видов растений, животного мира и кухни.

Страна состоит из двух частей: большая часть Малайзии находится на юге полуострова Малакка - между Таиландом и Сингапуром, здесь располагается и столица государства Куала-Лумпур. Вторая занимает северо-западную часть острова Борнео. На севере Малайзия окружает небольшое, но богатое государство Бруней-Даруссалам, а на юге и востоке граничит с Индонезией. Малайзии принадлежит 1007 островов, крупнейшие из которых - Лангкави, Пинанг, Тиоман. В состав Малайзии входят 13 штатов и 2 федеральные территории - столица Куала-Лумпур и остров Лабуан. Последний, наряду с островом Лангкави, является офшорным центром; на Лабуане открыты представительства всех местных и несколько десятков иностранных банков.

В настоящее время экономика Малайзии - один из признанных лидеров в исламских финансах. Это с учетом того, что мусульмане в стране составляют не абсолютное большинство, а около 63 % населения, этнические китайцы - 28 %, остальные 9 % - индийцы и представители некоренных национальностей.

Развитие финансовой системы Малайзии началось во времена правления султана Малакки Музаффара - 1445-1459, который призвал использовать денежные средства для обмена. Колонизаторы из Португалии, затем Голландии использовали свою национальную валюту. Великобритания, отвоевав территорию Малайзии у голландцев, ввела в обращение английский фунт стерлингов.

Первым органом, отвечавшим за денежную эмиссию, стал учрежденный Великобританией Совет комиссаров по валюте британских колоний-поселений Пенанг, Малакка и Сингапур, который был создан в 1897 г. Он действовал до 1967 г., затем его полномочия были переданы национальному регулятору страны - Центральному банку Малайзии.

Первым коммерческим банком в стране, начавшим работу в 1856 г. на территории провинции в одноименном городе Пенанг, стал Chartered Merchantile Bank of India, London and China. Его филиал был открыт только в 1875 г. Эти банковские учреждения обслуживали горнорудную промышленность, сельское хозяйство, торговлю, занимались переводами денежных средств. Следующий банк - Kwong Yik Banking Corporation, основанный уже китайским капиталом, был открыт только в 1913 г. в штате Селангор.

Центральный банк Малайзии был создан 26 января 1959 г., через два года после получения независимости этой страны. Он является надзорным органом банковской и страховой системы Малайзии, а также осуществляет контроль за рынком ценных бумаг совместно с Комиссией по ценным бумагам Малайзии - Securities Commission of Malaysia. BNM - это и эмиссионный центр, отвечает за денежное обращение, контролирует уровень ликвидности, инфляции, определяет ключевые ставки, отвечает за стабильность национальной валюты, обращение государственных ценных бумаг; является кредитором - инвестором, последней инстанции, а также исполняет функции казначея и банковского обслуживания правительства.

В Малайзии в 1983 г. был принят первый в мире закон об исламских банках, установивший правила функционирования исламских финансовых институтов, положив начало формированию двухкомпонентной финансовой системы этой страны, состоящей из традиционных ссудных и исламских финансовых институтов под надзором единого регулятора - Центрального банка Малайзии, который отвечает за функционирование банковского, страхового и частично фондового рынков.

ИСТОРИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ МАЛАЙЗИИ
Потребность в исламских финансовых институтах в Малайзии существовала всегда, но она многократно усилилась после объявления независимости и принятия Конституции 31 августа 1957 г., когда вместе с развитием национальных институтов малайцы стали требовать и соблюдения их религиозных нужд в экономической сфере. Первым исламским финансовым учреждением в Малайзии стал фонд паломников Lembaga Tabun Haji, созданный в 1969 г. правительством этой страны для того, чтобы верующие смогли накапливать средства на хадж, не нарушая религиозные нормы. Первоначально средства потенциальных паломников накапливались на специальном счете Министерства финансов Малайзии, но их объем увеличивался с огромной быстротой, и стало ясно, что необходимо создание специальных исламских банков для их эффективного инвестирования. Кроме этого понимания «наверху», постоянно шли призывы «снизу».

Во время проведения экономического конгресса в 1980 г. было выдвинуто требование к властям Малайзии создать исламский банк, который бы имел возможность привлекать и накапливать средства мусульман, доверенных ими Совету паломников. В 1981 г. участники Национального семинара по концепции развития ислама обратились к правительству Малайзии с просьбой принять специальный закон об исламских банках, которые будут функционировать по канонам шариата.

Правительство Малайзии для изучения этого вопроса создало Национальный исполнительный комитет по изучению исламской банковской деятельности, который, в свою очередь, изучив опыт египетских и суданских банков, подготовил и обнародовал летом 1982 г. объемный доклад, в котором порекомендовал: - создать банк, функционирующий с соблюдением законов шариата; - принять специальный закон об исламских банках, дополнив и изменив уже действующие законы «О компаниях» 1965 г. и «О банках» 1973 г.; - регулирующим органом всей банковской системы должен оставаться Центральный банк Малайзии; - в каждом из вновь созданных исламских банков надо сформировать Шариатские советы, контролирующие соблюдение шариатских принципов.

Все рекомендации нашли отражение в законе «Об исламском банковском деле» 1983 г., принятие которого позволило создать первый исламский банк в Малайзии - Bank Islam Malaysia Berhad, которому и была передана большая часть средств из фонда паломников.

В том же году был принят «Закон об инвестициях», определивший порядок эмиссии соответствующих шариату государственных инвестиционных сертификатов, и внесены изменения в закон 1973 г. «О ценных бумагах». В 1984 г. принят закон «Об исламском страховании», который определил законодательные рамки функционирования исламских страховых компаний. Закон об исламском страховании был принят при отсутствии специального закона о страховании, которое регулировалось общим законом «О компаниях» до выхода специального закона «О страховании» в 1994 г.

Пионером рынка ценных бумаг страны была Ассоциация биржевых брокеров Сингапура, которая начала работу в 1930 г. С того времени ассоциация превратилась в биржу и много раз меняла название. С 2004 г. и по настоящее время это центральная биржа Малайзии. Рынок ценных бумаг Малайзии с момента его основания контролировался пятью разными ведомствами на основании законов «О компаниях» 1965 г. и «Об индустрии ценных бумаг» 1973 г. Множественность и разнообразие регулятивных требований вызывали трудности у участников рынка и приводили к жалобам в правительство Малайзии.

В 1988 г. специальная рабочая группа порекомендовала создать отдельный регулирующий и надзирающий орган, который также бы отвечал за развитие исламского сегмента ценных бумаг. В 1991 г. Министерство финансов Малайзии создало специальный консультационный комитет, который разработал рабочий документ «О создании комиссии по ценным бумагам» и два проекта постановлений - «Положение о Комиссии по ценным бумагам» и «Положение об индустрии фьючерсных сделок».

Парламент Малайзии утвердил представленные документы в конце 1992 г., дав официальный старт работе Комиссии по ценным бумагам 1 марта 1993 г. после вступления в силу соответствующего закона. Единый регулирующий орган отвечает не только за развитие фондового рынка, но и за другие вопросы, как, например, защита прав инвесторов. Чтобы избежать дублирования функций и конфликта интересов, в 2001 г. были изменены законы «О банковской деятельности и финансовых институтах» 1989 г. и «О Комиссии по ценным бумагам» 1993 г., согласно которым Комиссия по ценным бумагам Малайзии осталась исключительно надзорным органом за рынком частных корпоративных долговых бумаг. Комиссия видит свою миссию в поддержке принципов справедливости, эффективности, стабильности и прозрачности рынка ценных бумаг и фьючерсного рынка, а также в содействии упорядоченному развитию инновационного и конкурентоспособного рынка капитала.

Зона ответственности Комиссии по ценным бумагам Малайзии распространяется на следующие области: регистрация проспектов эмиссий акций и облигаций корпоративных эмитентов; регулирование рынка ценных бумаг и фьючерсных контрактов; вопросы слияний и поглощений компаний; паевые фонды; лицензирование и контроль соблюдения законодательства; взаимодействие с биржами, брокерами, саморегулируемыми организациями; поддержание законодательной, регулятивной и организационной инфраструктуры фондового рынка.

Перед регуляторами в рамках общей цели - создания и обеспечения устойчивого роста развитой двухзвенной финансовой системы поставлены несколько промежуточных задач: - сформировать полноценную и развитую исламскую финансовую инфраструктуру - банки, страховые такафул-компании, рынок ценных бумаг, небанковские финансовые компании и фонды; - разработать с участием шариатских ученых и апробировать линейку исламских финансовых продуктов, востребованных клиентами; - создать условия для привлекательности бизнес-модели исламских финансов не только для мусульман, что значительно увеличит клиентскую базу, позволит привлечь и традиционные финансовые институты на исламский рынок, открывая филиалы, так называемые «исламские окна»; - сформировать в Малайзии глобальный центр по исламским финансам.

Был разработан поэтапный долгосрочный план развития исламского финансового сектора в Малайзии, одновременно с перестройкой всей национальной финансовой системы. Первый период начался в 1983 г. и имел целью становление исламской банковской системы и такафул-страхования. За 10 последующих лет был разработан, согласован и внедрен 21 исламский финансовый продукт. К концу этого периода в М лайзии действовали один полноценный исламский банк, два исламских банка, осуществлявших ограниченный набор операций, 8 небанковских исламских финансовых компаний и 20 традиционных банков.

В 1994 г. начался второй период развития малазийской финансовой системы, упор делался на развитие полноценных рынков, соответствующих шариату. 4 марта 1994 г. Центральный банк Малайзии объявил о начале «беспроцентной банковской программы», которая разрешала традиционным ссудным банкам открывать «исламские окна», оказывая услуги, соответствующие шариату. В программу вначале вошли три из 20 традиционных коммерческих банков Малайзии, а затем присоединились еще 10 ссудных банков. Во время этого этапа Центральный банк Малайзии прилагал активные усилия по развитию исламского межбанковского рынка, создав механизм и структуру межбанковских инвестиций, торгов соответствующими шариату финансовыми инструментами, а также чековую клиринг-систему. Чековая система, хорошо развитая в Малайзии, доставшаяся ей от британских банков, пользуется популярностью и спросом у местной клиентуры до настоящего времени, несмотря на наличие более удобных и безопасных цифровых банковских технологий.

В 1997 г. регулятор принимает решение о необходимости создания Национального консультативного шариатского совета по исламскому банкингу и такафул, который выполняет функции одновременно консультативного и арбитражного органа высшей инстанции.

В 2004 г. в исламском финансовом секторе начался третий этап развития, целью которого стал рост исламских небанковских финансовых компаний, Вакф и Закят-фондов - исламских финансовых компаний, выполняющих функции сбора и перераспределения ресурсов мусульман. Вакф-фонды - благотворительные, распоряжающиеся имуществом, переданным мусульманами и компаниями на нужды общины. Закят-фонды консультируют при расчете обязательного религиозного налога, собирают его и перераспределяют на нужды, определенные шариатом - неимущим, инвалидам, помощь мечетям, образовательным учреждениям и др. Кроме того, в течение третьего этапа велась разработка ранее не используемых продуктов, а также уникальных инструментов, не имеющих аналогов в ростовщических финансовых структурах. Кроме того, Банк Малайзии значительно расширил полномочия исламских банков, разрешив им заниматься операциями, ранее считавшимися непрофильными: торговать товарно-материальными ценностями, землей, недвижимостью, ценными бумагами, осуществлять портфельные инвестиции - покупать акции, участвовать в совместных предприятиях.

Одновременно национальный мегарегулятор объявил о закрытии «исламских окон» у традиционных банков. Центральный банк Малайзии предоставлял каждому банку, открывшему до этого «исламское окно», время и возможность определиться: или этот банк создает полноценный исламский финансовый институт, имея соответствующую лицензию, или действует полностью как ссудный банк.

В августе 2006 г. Центральный банк Малайзии создает несколько учреждений, которые с того времени значительно изменили ситуацию на финансовых рынках Малайзии и всего мира. Прежде всего речь идет о Малазийском международном исламском финансовом центре - MIFC, который был создан по инициативе Центрального банка Малайзии; Управлении по финансовым услугам - ЛАБУАН-офшор; бирже и Комиссии по ценным бумагам Малайзии. Кроме изучения международного и национального рынка исламских финансов, выработки прогнозов, рекомендаций и подготовки стандартов, целью MIFC по замыслу создателей является стимулирование развития Малайзии как одного из региональных и глобальных центров исламских финансов.

Кроме этой известной сейчас во всем мире организации, Центральный банк Малайзии создал в 2006 г. Международную шариатскую исследовательскую академию в области исламских финансов - научно-исследовательский институт, изучающий исламские финансы с точки зрения шариатского права, а также университет - Международный центр обучения исламским финансам. Работает и Глобальный университет исламских финансов, готовящий как профессионалов, так и ученых в области практических исламских финансов. Эти два учреждения известны во всем мире и являются кузницей кадров и источником аналитической информации для всей мировой отрасли исламских финансов.

Результатом работы Комиссии по ценным бумагам стал принятый в 2007 г. закон «О рынках капитала и ценных бумагах», который определил механизмы укрепления защиты инвесторов, расширил полномочия Комиссии по воздействию на рынок и наказанию нарушителей, привел лицензирование к единым стандартам. Также были разработаны основополагающие принципы для выпуска исламских ценных бумаг, включающие порядок назначения советника в процессе эмиссии ценных бумаг; процесс утверждения эмиссии; порядок назначения шариатских советников; механизм определения рейтингов, а также иные требования.

Исламские финансовые инструменты - сертификаты долевого участия сукук - ценные бумаги, обеспеченные активами; пользуются спросом у исламских инвесторов из-за дефицита других эмиссионных ценных бумаг уже широко используются в ряде мусульманских стран, при этом в Малайзии создан крупнейший рынок сукук, который ежегодно растет на 15-20 %. Несмотря на недостаточное развитие рынков ипотечных ценных бумаг и производных инструментов, механизмы их использования уже разработаны и приняты. При этом производные инструменты могут быть использованы на исламских финансовых рынках только для целей хеджирования и недопустимы при наличии элементов спекуляции и неопределенности - например, при сделках - пари.

Существует еще одна государственная организация - созданная в 1986 г. Национальная корпорация по недвижимости Малайзии «Кагамас Берхад, которая контролирует операции институтов, действующих на традиционном и исламском рынках ценных бумаг и недвижимости. Корпорацией разработан механизм выпуска исламских жилищных облигаций, и 25 марта 1994 г. проведена первая эмиссия исламских облигаций Cagamas Sanadat Mudharabah, средства от реализации которых шли на исламское жилищное финансирование. С конца 2001 г. Cagamas начала выделять исламские ипотечные кредиты, а также предоставлять жилье в лизинг.

В 2000 г. официально был принят Общий план развития исламского финансового сектора, определив несколько приоритетов: - Повышать конкурентоспособность на международном уровне, необходимую для поддержания инвестиционных потребностей Малайзии, а также ее долгосрочных экономических целей. - Быть эффективным каналом для мобилизации и инвестирования средств. - Создать благоприятную нормативно-правовую базу, что позволит финансовым рынкам эффективно выполнять свои функции и пользоваться доверием участников.

Были также поставлены крупные амбициозные задачи на 10 лет вперед, предполагающие, что: - Малайзия должна стать общепризнанным региональным и мировым центром исламских финансов. - Активы исламских и страховых компаний составят минимум 1/5 всех активов национальной банковской и страховой системы. - Продуктовая линейка исламских банковских и страховых институтов будет представлена полным набором инструментов, на которые есть спрос клиентов. - Исламские финансовые учреждения станут устойчивыми институтами, обладающими достаточным собственным капиталом и страховыми резервами. - В каждом исламском финансовом институте должен работать шариатский совет, утверждающий все используемые инструменты и осуществляющий мониторинг их использования. - Национальный шариатский консультативный совет будет рассматривать возникающие споры и разногласия в качестве высшей арбитражной инстанции и формулировать рекомендации для всей исламской финансовой индустрии. - Нормативно-правовая база должна обеспечивать равные благоприятные условия для развития как исламских, так и традиционных финансовых институтов, и изменяться в случае необходимости. - Будет функционировать система подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для исламского финансового сектора, изменяемая в соответствии с реальными потребностями исламских финансовых рынков.

Следует признать, что, несмотря на сложность поставленных задач, все они были выполнены. Экономика Малайзия превратилась в лидера исламских финансов, в конце 2010 г. объем рынка исламского капитала превысил 1 трлн ринггит - 330 млрд долл. по курсу на конец 2010 г.

В Малайзии сформирована устойчивая полноценная двухкомпонентная финансовая система, состоящая из традиционного и исламского секторов. Создана и развивается законодательная, регуляторная и организационная инфраструктура. Четко определены функции и задачи регуляторов.

Активную роль в стимулировании развития исламского финансового сектора играет председатель Центрального банка Малайзии Зети Актар Азиз. Благодаря ее руководству система продолжает расти и совершенствоваться. Так, к 2010 г. исламские активы составляли 27 % от всех активов финансовой системы, к 2020 г., по прогнозам MIFC, их объем сравняется с традиционными. Общая сумма вкладов в исламскую банковскую систему в конце 2015 г. составила 25,9 % от общего объема депозитов в банковском секторе, по прогнозам экспертов, в 2020 г. превысит 43 %. Малайзия известна так же как мировой центр подготовки и переподготовки кадров для исламской финансовой отрасли, место проведения международных форумов, конференций по исламским финансам.

Особая значимость для Малайзии исламского финансового сектора выражается в том, что член королевской семьи, наследный принц штата Перак Раджа Назрин Шах является куратором и отвечает лично перед королем за развитие этого направления.

Есть у Малайзии и значительные инвестиционные преимущества, выраженные в развитой инфраструктуре - законодательная, регулятивная система, шариатские стандарты, устоявшиеся бухгалтерские и аудиторские методики, комплексный подход регуляторов, наличие возможности проведения офшорных операций, либеральное отношение к иностранному капиталу, налоговые льготы, защита прав инвесторов и значительном потенциале развития рынка - наличие внутреннего спроса, стимулирование иностранных инвесторов, понятные способы ввода и вывода средств, устойчивая институциональная система.

Официальная политика не только позволила развить финансовую систему страны, но и обеспечила прозрачность проведения сделок, гарантии сохранности инвестиций и равные фискальные условия всем участникам рынка, привлекла инвестиции как на исламских, так и на традиционных принципах.

Исламский финансовый сектор не только предлагает для быстрорастущей экономики Малайзии значительные ресурсы для инфраструктурных проектов через высоколиквидный рынок сертификатов сукук, но и объединяет свои усилия в целях мобилизации средств населения, физических лиц, малого и среднего бизнеса. Поддержанный руководством Центрального банка Малайзии проект консорциума шести крупнейших исламских банков «Платформа инвестиционного счета», представляющий собой интернет-площадку, на которой в режиме реального времени вкладчики смогут разместить свои деньги, а нуждающиеся в инвестициях - привлечь средства в соответствии с исламским правом, является уникальным продуктом и открывает новые перспективы развития исламских финансов как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того, одной из последних инициатив Центрального банка Малайзии стала публикация инструкции по эмиссии этических сукук, т.е. выпуск исламских бумаг на нужды социальных отраслей экономики и с отчислениями на благотворительные цели.

Ожидается, что дальнейшая либерализация внутреннего рынка усилит конкуренцию, расширит линейку предлагаемых продуктов и послужит дальнейшей интеграции региона и экспансии малазийского исламского капитала на рынки стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

ЗАРИПОВ ИЛЬЯС АБДУЛБЯРОВИЧ, - кандидат экономических наук, магистр исламских финансов, советник правления банковской группы «ЗЕНИТ», эксперт Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию, Москва, Россия

Введение

Малайзия - страна с развивающейся экономикой. Она относится к группе наиболее богатых и развитых стран среди развивающихся - к Новым Индустриальным Странам (НИС).

С 1970 года Малайзия начала переход от экономики, основанной на сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых, к экономике, более основанной на промышленности. При помощи различных стран, индустрия стала развиваться, и в течение нескольких лет экспорт Малайзии стал «двигателем» роста экономики страны.

Важным фактором является отраслевая структура ВВП. В Малайзии сельское хозяйство и промышленность занимают значительную часть ВВП.

Малайзия - аграрная страна. Жаркий влажный климат позволяет выращивать многие сельскохозяйственные культуры: каучуковые растения, пальмы (для получения масла), фрукты. Сельское хозяйство Малайзии с колониального времени в основном сохраняет структуру, в которой преобладающим элементом является земледелие. Животноводство развито слабо. Индустриальные методы выращивания скота, так же, как и лова рыбы, только начинают внедряться. Сельское хозяйство, оставаясь доминирующей отраслью экономики, в колониальный период отличалось крайней отсталостью материально-технической базы, низким уровнем развития производительных сил и производительности труда, медленными темпами роста производства.

В Малайзии есть выход к морю, позволяющий ловить рыбу и морепродукты. Дождевые тропические леса, обладают громадным запасом древесины. Вторая важная статья дохода Малайзии - промышленность. Главным экономическим достижением страны следует считать развитие промышленности, особенно тех ее отраслей, которые работают на экспорт.

Особенности экономического развития страны

Развитие экономики Малайзии

Развитие экспортного производства способствовало созданию в Сабахе и Сараваке современных дорог и портового хозяйства. В Сабахе, на северо-западном побережье, была построена небольшая железная дорога. В Сабахе и Сараваке проложено несколько современных шоссейных дорог от морских портов в глубь территории, но дорожной сети как таковой не существовало, так как дороги не были связаны друг с другом.

Масштабы промышленного развития Северного Калимантана были еще меньше, чем в Малайе. Кроме нефтеперерабатывающего завода концерна «Ройал датч-Шелл», в Сараваке, на Северном Калимантане не было крупных предприятий. Фабричная промышленность была представлена небольшим числом предприятий по первичной переработке каучука и лесопильных заводов. Ремонтом импортных изделий и производством несложных предметов домашнего обихода занимались мелкие кустарные и полукустарные предприятия, которые благодаря дешевизне своей продукции могли выдерживать конкуренцию импортных, в первую очередь английских, промышленных товаров. К тому же доставка последних во внутренние районы Сабаха и Саравака была затруднена из-за бездорожья и больших транспортных расходов. Более сложный ремонт импортных изделий производился в Сингапуре.

В конце 50-х -- начале 60-х годов, т. е, в период, непосредственно предшествовавший образованию Федерации Малайзия, экономика Малайи и территорий Северного Калимантана сохраняла ярко выраженный аграр-но-сырьевой характер. Ведущими ее отраслями оставались сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, где создавалась большая часть ВВП, и было занято большинство самодеятельного населения. В Малайе (по Сабаху и Сараваку такие данные за этот период отсутствуют) в 1962 г. ВВП составил 5 527 млн. малайских долларов, из них 33 % приходилось на сельское хозяйство (включая лесное и рыбное хозяйство) и 7% -- на горнодобывающую промышленность. Характерно, что на горнодобывающую промышленность приходилось 45 % ВВП, созданного в сфере промышленного производства, хотя при этом учитывались не только фабричные предприятия, но и предприятия кустарной и полукустарной обрабатывающей промышленности.

Замедление темпа экономического роста Малайзии

В середине 80-х годов в связи с обострением кризисных явлений в мировом капиталистическом хозяйстве, падением мировых цен на сырье и ростом протекционизма со стороны промышленно развитых капиталистических стран произошло замедление темпов экономического развития Малайзии. Это повлекло за собой ухудшение положения населения страны, особенно беднейших его слоев, вызвало рост напряженности во внутриполитической обстановке и обусловило перегруппировку политических сил в отдельных партиях, прежде всего в КАМ, а также в политических партиях Сабаха.

Опасаясь, что эти события могут быть использованы оппозицией, правительство страны пошло на проведение в августе 1986 г. досрочных выборов в Законодательное собрание, срок полномочий которого истекал в июне 1987 г. Предвыборная кампания проводилась в сжатые сроки, что не дало возможности выработки четкой платформы оппозиционным силам. Хотя большинство партий, заявлявших на первых порах о том, что они состоят в оппозиции к правящему Национальному фронту, и объединились во временную коалицию, но далеко не всех удовлетворял их общий лозунг о превращении Малайзии в исламское государство.

«Перспектива - 2020 года»

Ко второму 10-летию 21 века правительство Малайзии поставило задачу создания в стране развитой экономики; эта программа получила название "Перспектива 2020". Для успешного ее выполнения необходимо решить ряд проблем. Одна из первоочередных - добиться более широкого внедрения современных технологий в интересах ускорения общего экономического роста. Среди важных задач - улучшение системы подготовки кадров, повышения их общеобразовательного уровня. Еще одна задача состоит в том, чтобы обеспечить более равномерное развитие экономики в Полуостровной Малайзии и Восточной Малайзии.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...