Льготное налогообложение доходов. Налоговые льготы: что это, как их получить, кто имеет право на налоговые льготы


Российское законодательство устанавливает небольшое количество налоговых льгот и значительно большее количество разных преференций, которые на практике являются налоговыми льготами, но юридически к ним не относятся. Рассмотрим налоговые льготы с широкой и узкой точек зрения. В широком смысле, они предусматривают все без исключения известные виды налоговых преимуществ. В узком смысле, из всех налоговых послаблений исключаются и выделяются в самостоятельные виды налоговые скидки и налоговые кредиты. Основанием для предоставления льгот могут быть:

  • v материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика;
  • v особые заслуги граждан перед Отечеством;
  • v необходимость развития отдельных сфер производства;
  • v социальное, семейное положение граждан;
  • v охрана окружающей среды и пр.

Среди всего разнообразия налоговых льгот выделяются общие и специальные налоговые льготы. Общие предоставляются всем плательщикам соответствующего налога, и специальные (целевые), предназначенные для отдельных категорий налогоплательщиков.

I. Существует несколько классификаций налоговых льгот, первой будет представлена классификация по форме предоставления:

  • 1. Льготные режимы налогообложения - режимы, создающие более выгодные условия налогообложения группам налогоплательщиков, отвечающим определенным критериям, видам экономической деятельности или территориальным образованиям.
  • 2. Освобождения -- льготы, позволяющие определенным категориям налогоплательщиков частично или полностью освободиться от налогообложения. Примером налога с освобождением от уплаты является НДС, где предусмотрена льгота в отношении лиц, сумма выручки которых за 3 предшествующих последовательных месяца не превысила в совокупности 2 млн. рублей.
  • 3. Изъятия -- это льготы, выводящие из-под налогообложения определенные элементы объекта налогообложения. В качестве примера может служить, что освобождение от НДС операций по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них является льготой, призванной стимулировать рынок жилья. Изъятия встречаются практически в любом налоге, однако не все из них можно считать льготами.
  • 4. Вычеты -- это льготы, согласно которым в определенных случаях налогоплательщик может уменьшать налоговую базу. Основанием для вычетов могут служить документально подтвержденные расходы, уменьшающих налоговую базу, или установление заранее известного размера, не требующего расходного подтверждения, в отношении определенных групп налогоплательщиков. Вычеты могут быть также лимитированными (принимаемыми в установленных пределах) и нелимитированными (принимаемыми без ограничения). Стоит заметить, что не все вычеты из налоговой базы могут считаться льготами.
  • 5. Скидки -- это льготы, позволяющие в определенных законом случаях использовать пониженные или нулевые налоговые ставки. Например, допускается частичное уменьшение ставки госпошлины, по налогам на имущество, на прибыль организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков. Льготы также устанавливаются по отдельным элементам объектов налогообложения, которые социально важны для общества. Например, пониженная 10%-ная ставка по НДС применяется в отношении реализации товаров первой необходимости. Скидки могут быть стандартными и нестандартными. Стандартные льготы предоставляются всем без исключения налогоплательщикам, выражаются в твердой сумме или в процентах от полученного дохода. Виды стандартных скидок: базисные скидки (необлагаемый минимум), семейные скидки, скидки для лиц, имеющих несовершеннолетних, учащихся и проживающих на иждивении. Нестандартные налоговые скидки - это налоговые льготы, величина которых зависит от суммы фактически произведенных налогоплательщиком расходов. Например, по налогам на прибыль и доходы налогоплательщик может уменьшить налогооблагаемую прибыль, на сумму произведенных им расходов на благотворительные цели.
  • 6. Льготы, позволяющие в установленном законом порядке получать преимущества по изменению сроков уплаты налога. Здесь выделяют несколько форм: отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы.
  • 6.1. Отсрочка - это перенос налоговыми органами срока уплаты налога при наличии требуемых оснований с последующим единовременным погашением суммы задолженности.
  • 6.2. Рассрочка - это перенос налоговыми органами срока уплаты налога при наличии требуемых оснований с поэтапным погашением, то есть разбиение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.

Отсрочка и рассрочка могут быть предоставлены налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • 1. Причинения налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия или техногенной катастрофы.
  • 2. Задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа.
  • 3. Если единовременная выплата налога грозит налогоплательщику банкротством.
  • 4. Если имущественное положение физического лица не позволяет ему единовременно выплатить налог.
  • 5. Если производство или реализация товаров носит сезонный характер.
  • 6.3. Налоговый кредит - это изменение срока уплаты налога на срок от 3-х месяцев до одного года при наличии требуемых оснований. Кредит в отличие от отсрочки предусматривает договорную основу с налогоплательщиком, возможными сроками переноса, особый порядок погашения суммы задолженности и в некоторых случаях повышенную процентную ставку.
  • 6.4. Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит -- это изменение срока уплаты налога при наличии требуемых оснований, благодаря которому налогоплательщик может в течение фиксированного срока и в определенных пределах сокращать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль предприятий, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на основании:

  • 1. Проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства.
  • 2. Осуществление предприятием инновационной деятельности.
  • 3. Выполнение этой организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, в отличие от скидки и изъятий, подразумевает непосредственное и адресное стимулирование налогоплательщиков.

В зависимости от оснований предоставления отсрочка, рассрочка и налоговый кредит могут быть беспроцентными. В инвестиционном налоговом кредите всегда начисляются проценты. Они являются льготами в том случае, когда процентные ставки за пользование этими льготам ниже рыночных.

6.5. Налоговые каникулы -- льгота, в соответствии с которой налогоплательщик полностью освобождается от уплаты налога на определенный законом срок.

На практике классификация позволяет анализировать состояние налоговой системы на предмет перегруженности льготами, осуществлять различные оценки по группам льгот в сопоставлении с динамикой социально-экономических показателей.

Классификация льгот по принадлежности к уровню управления тесно связана с аналогичной классификацией налогов, так как по федеральным, региональным и местным налогам предусматриваются права соответствующих уровней правления по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Данная классификация льгот имеет совершенно другое целевое предназначение. Она крайне важна для анализа и сопоставления льгот, с экономической направленностью, призванных стимулировать определенные формы и виды предпринимательской деятельности, и льгот, имеющих социальную направленность, т.е. призванных поддержать малообеспеченных и наименее трудоспособных категорий граждан.

На сегодняшний день практически каждый второй хочет заниматься своим собственным делом, которое будет приносить хороший и стабильный доход. Но с каждым годом делать это становится все сложнее. Подавляющее большинство компаний закрывается спустя всего год после открытия. Основная причина этого заключается в недостатке финансовых средств, а также слишком больших издержках. Здесь на помощь бизнесу приходит государство, которое предоставляет предпринимателям налоговые скидки. При этом оно руководствуется не только заботой о предпринимателях, но и собственными интересами, поскольку снижение финансовой нагрузки на бизнес положительно сказывается на экономике страны и стимулирует ее рост.

Чтобы выжить в современных условиях, каждый человек, у которого есть свое дело, должен иметь представление о том, что такое налоговая льгота, какие ее виды существуют и как ее получить.

Общая информация о налоговых льготах

Налоговая льгота - это скидки, предоставляемые государствами предпринимателям и компаниям на налогообложение, которые направлены на создание комфортных условий для ведения и развития бизнеса. Существует довольно много методов снижения налоговой нагрузки, поэтому очень важно разбираться в них, чтобы получить определенное преимущество при уплате налогов. При этом важно учитывать тот факт, что действующее законодательство не предоставляет никаких льгот частным лицам, а право на получение налоговых скидок имеет только группа лиц, занимающихся определенными видами бизнеса.

Какие выгоды предоставляет налоговая льгота?

Налоговая льгота - это один из мощнейших инструментов любого предпринимателя, который позволяет экономить на уплате налогов и существенно увеличить свою прибыль. В зависимости от формы собственности, типа бизнеса и прочих юридических формальностей, размер и тип скидки могут очень сильно отличаться. Помимо основных льгот, существуют особые скидки, регулируемые местными властями, которые позволяют максимально эффективно сокращать расходы и более рационально планировать бюджет компании с целью увеличения прибыли.

Кому предоставляются налоговые льготы?

Понятие налоговой льготы и правила ее предоставления определяются и регулируются соответствующими законодательными актами, в которых полностью прописаны все условия получения скидки. Согласно законодательству, льготами может воспользоваться любое физическое и юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на территории страны. При этом налоговые уступки могут распространяться на все группы налогов: местные, региональные и федеральные. Предоставлением скидок занимаются государственные чиновники на всех уровнях власти.

Как происходит процесс оформления налоговых льгот?

Налоговая льгота - это законное право любого гражданина РФ, однако чтобы воспользоваться им, необходимо иметь представление о том, как происходит процесс оформления льгот. Для получения налоговых уступок физическое или юридическое лицо должно подать правильно составленное ходатайство в соответствующий орган местного, регионального или федерального управления. В процессе рассмотрения обращения определяются цели и законность оснований предоставления льготы.

Если со всеми юридическими формальностями все будет в порядке, то предприниматель получит скидку, и его налоговая ставка будет снижена. При этом льгота может распространяться на все уровни, как по отдельности, так и в совокупности.

Льготы по налогообложению для бенефициаров

Предоставление налоговых льгот осуществляется не только частным лицам и представителям бизнеса, которые владеют собственным делом и самостоятельно платят налоги, но и конечным выгодополучателям.

К ним относятся:

  • плательщики прямых налогов ;
  • потребители товаров и услуг налогоплательщика;
  • поставщики ресурсов налогоплательщику, который из них производит продукцию.

Стоит отметить, что в законодательстве нет как такового четкого определения понятия выгодополучателя, поэтому определить его в большинстве случаев невозможно. Поэтому в некоторых случаях налоговые льготы могут предоставляться как самому налогоплательщику, так и потребителю его продукции.

Типы налоговых льгот по содержанию

  1. Социальные - направлены на снижение финансовой нагрузки на население с целью создания приемлемых условий существования, необходимых для нормальной жизни. Наиболее распространенным примером этой категории являются налоговые льготы ветеранам.
  2. Экономические - основное предназначение этих скидок заключается в том, чтобы создать подходящие условия для развития бизнеса, а также в улучшении инвестиционного климата в регионе.

Каждый тип льгот, рассмотренный выше, направлен на решение определенных проблем, поэтому при подаче заявления на предоставление налоговой скидки следует учитывать ее содержание, в противном случае в ней будет отказано.

Форма предоставления налоговых льгот

Предприниматели могут оформить льготы и снизить размер налогов по следующим статьям расходов, которые подпадают под налогообложение:

  • - государство предоставляет различные системы налогообложения, которые предоставляют более комфортные условия для различных видов бизнеса;
  • освобождение от уплаты налогов;
  • изъятие некоторых объектов из-под уплаты налогов;
  • вычеты;
  • скидки по налоговым ставкам;
  • отсрочки - позволяют уплачивать налоги со сдвижением сроков.

На сегодняшний день существует около 200 разновидностей налоговых уступок, которые распространяются на различные категории частных и юридических лиц, являющихся налогоплательщиками.

Изъятия как разновидность снижения базы налогообложения

Изъятие - это одна из форм налоговых скидок, предполагающая вывод одного или нескольких объектов из-под налогообложения. Одними из таковых являются налоговые льготы по налогу на имущество, которые позволяют исключить из налоговой базы некоторые типы коммерческой собственности. Однако наиболее распространенной формой изъятия является налог на прибыль, который позволяет вывести из налогооблагаемой базы часть дохода, полученного индивидуальным предпринимателем или компанией при осуществлении некоторых видов деятельности.

Помимо коммерческой деятельности, изъятия распространяются и на частных лиц. Например, каждый человек может не платить налог на премии, любые денежные поощрения, полученные за какие-либо достижения в работе, а также на полученную разовую материальную помощь.

Существует довольно много видов изъятия, однако наиболее распространенными среди них являются следующие:

  • социальные пособия и выплаты;
  • пенсии;
  • пособия, которые предоставляются гражданам в результате инвалидности, полученной на производстве, смерти при выполнении должностных обязанностей, увольнении;
  • выплаты за осуществление донорской деятельности;
  • алименты;
  • научные и культурные гранты;
  • премии, полученные за личные достижения в различных сферах общественной деятельности;
  • разовая материальная помощь ;
  • компенсации, выплачиваемые при выходе на пенсию;
  • стипендии;
  • выплаты, сделанные по безналу;
  • любые взаиморасчеты, осуществляемые в иностранной валюте;
  • прибыль от реализации продуктов, полученных от животноводства, фермерства, собирательства диких ягод и плодов, а также от любой другой деятельности, осуществляемой в частных хозяйствах;
  • доход, получаемый общинами и представителями малочисленных этнических групп Севера;
  • прибыль от реализации любой продукции, полученной на охоте;
  • любая прибыль, доставшаяся физическому лицу по наследству;
  • доход, полученный акционерами в результате реорганизации бизнеса или переоценки активов;
  • призы, выигранные на спортивных соревнованиях;
  • финансовые средства, потраченные на закупку специализированного оборудования для лиц с ограниченными физическими способностями;
  • вознаграждения, полученные за передачу кладов в собственность государства;
  • доход, получаемый детьми-сиротами и выходцами из малообеспеченных семей из официальных благотворительных организаций;
  • некоторые типы вкладов в национальной валюте, предусмотренные действующим законодательством.

Освобождение налогоплательщиков от уплаты налога может осуществляться и во многих других случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, однако перечисленные выше являются наиболее часто встречающимися. При этом очень важно понимать, что изъятие может действовать как на постоянной, так и на временной основе.

Скидки по налогообложению: какие они бывают?

Налоговая льгота - это скидка, позволяющая частным и физическим лицам уменьшить свою налогооблагаемую базу. Они подразделяются на лимитированные и нелимитированные. В первом случае размер скидки, которую получает налогоплательщик, является фиксированной, а во втором она распространяется на все статьи расходов, предусмотренные законодательством.

Льготы подразделяются на две основные категории:

  • Стандартные - это льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций, зависящие от совокупного дохода налогоплательщиков без учета сопутствующих расходов. В свою очередь этот тип скидок подразделяется на базовые, семейные и льготы для граждан, находящихся на иждивении.
  • Нестандартные льготы определяются суммарным размером выплат, которые производит физическое или юридическое лицо. Таким образом, налогообложению подвергается реальный доход лиц.

Разновидности налоговых скидок

Оформляя льготу, каждый предприниматель или частное лицо получает возможность уменьшить свои налоговые выплаты. При этом размер скидки определяется по специальной формуле.

В зависимости от формы предоставления, все льготы подразделяются на следующие разновидности:

  • снижение налоговой ставки;
  • уменьшение величины окладной суммы;
  • налоговые каникулы, во время которых лица полностью освобождаются от уплаты налога;
  • отсрочка налоговых выплат;
  • налоговый кредит;
  • налоговая амнистия.

Воспользовавшись любым видом налоговой скидки, можно существенно снизить налогооблагаемую базу и уменьшить финансовую нагрузку на бюджет компании, благодаря чему сокращаются расходы предприятия и возрастают доходы.

Существующие системы налогообложения

Для нормального функционирования малого, среднего и крупного бизнеса государство предоставляет предпринимателям право выбора удобной для них системы налогообложения, которые на сегодняшний день могут быть следующими:

  1. УСН, или упрощенная система.
  2. Единый налог на прибыль.
  3. Оплата патента.

Таким образом, выбрав подходящую под конкретный вид деятельности систему налогообложения и оформив льготы, можно вести бизнес в очень комфортных условиях.

Приветствуем на сайт . В статье расскажем про налоговые льготы. В соответствии с налоговым законодательством, граждане России имеют право на получение налоговых льгот.

Их предоставляют для улучшения уровня жизни населения и социальной поддержки. Но мало кто знает, кто имеет право на налоговые льготы и как их можно получить.

Налоговые льготы представляют собой скидки, которые предоставляются предпринимателям и компаниям на налогообложение, а также их целью является улучшение условий для развития бизнеса. Сейчас работает много методов, которые значительно снижают налоговую нагрузку. Именно по этой причине требуется внимательно их изучать, чтобы определить, как можно получить максимальную выгоду.


Также стоит знать, что такие скидки не предоставляются частным лицам, использовать их могут только группы лиц, которые ведут собственный бизнес.

Налоговая льгота становится одним из сильнейших инструментов предпринимателя. Так как он может не только экономить на уплате налоговых сборов, но и увеличивать собственную прибыль. Размер такой скидки зависит от типа налога, формы собственности, вида бизнеса и других важных аспектов.


Кроме основных скидок, есть льготы, которые предоставляются местными властями. Они предоставляют существенную экономию бюджета, сокращают расходы и позволяют правильно планировать бюджет организации для повышения прибыли.

Налоговая льгота представляют собой освобождение физического лица от уплаты налоговых сборов на определенное имущество или на конкретную сумму.

Предоставляемое освобождение может быть, как полным, так и частичным, а также работать в течение всей жизни человека. Может применяться простое понижение ставки, или сумма налога будет снижаться на определенную сумму.

Данные льготы предоставляются гражданам в разных видах, к ним относятся:

  1. Изъятие. Из всего имущества, которое есть у человека, изымается один налоговый объект, за который уплата налога не будет производиться.
  2. Освобождение. Этот вид напоминает изъятие, только применяется он для выплат, то есть пенсий или пособий, а также носит только постоянный характер.
  3. Скидка. Понижение ставки налога, но используют его не физические лица, а чаще всего юридические.
  4. Отсрочка. Оплата налога может производиться в поздний срок, чем указано в налоговом законодательстве.
  5. Налоговая амнистия. Ее могут использовать граждане, которые не произвели своевременную уплату вовремя, но могут оплатить налог без взимания штрафов и пеней.

Данные виды льгот применяются в определенных условиях, то есть, если физическое лицо:

  • Относится к льготной категории граждан или ему присвоен конкретный статус.
  • У него есть доход, с которого не производится уплата налогов.
  • Трата денежных средств производится на определенные цели, и ему делают возврат данного налога.
  • Есть имущество, которое по определенным причинам не попадает под налогообложение.

Использование данных льгот не обязательное. Гражданин, если они ему положены, должен сам решить будет ли он подавать на них документы, или будет уплачивать налог.

Налоговые льготы разделяются по типу

Все налоговые льготы по типу содержания делятся на две главных категории:

  1. Социальные льготы – это льготы, которые снижают финансовую нагрузку с граждан и создают оптимальные условия для существования и для комфортной жизни. Самыми популярными в данной категории являются льготы, которые предоставляются ветеранам.
  2. Экономические – это льготы, которые направлены на создание комфортных условий для ведения бизнеса, а также для повышения инвестиционного направления в регионе.

Каждый тип льгот создан для решения проблем, именно поэтому при подаче заявления на получение льготы необходимо брать во внимание ее содержание, иначе в получении льготы будет принят отказ.

Классифицирование налоговых льгот

В Налоговом кодексе содержится информация о всех льготах, которые предоставляются физическим лицам.

Налоговый вычет представляет собой вид налоговой льготы, по которой налог может не уплачиваться с определенной суммы, которая была потрачена на конкретные цели. Другими словами, если человек произвел уплату налогов на определенные цели, а после этого предоставил документы в налоговую службу, то он получит налоговый вычет с заработанной суммы, то есть НДФЛ удерживаться не будет.

На сегодняшний день есть определенные виды налоговых льгот, к ним относятся:

  1. Стандартные льготы. Их получают все граждане, у которых есть облагаемый налогом доход и есть дети. Раньше такой вычет предоставлялся и налоговому плательщику, но теперь его отменили. Данный вычет предоставляется ежемесячно, а размер вычета полностью зависит от статусов ребенка и родителей, то есть обычный ребенок, инвалид или многодетная семья.
  2. Социальные льготы. Их предоставляют на расходы, которые были потрачены на учебу или лечение, а также на другие социальные нужды или пожертвование. Данный вычет – это определенная сумма, которая и является совокупной для всех общих вычетов.
  3. Имущественные льготы. Их можно получить при покупке жилья или продаже автомобиля или имущества. В момент покупки человек имеет право на возвращение суммы налога, который был уплачен при приобретении жилья. В момент продажи, человек не платит налог за доход, который был получен. Чтобы получить этот вычет, требуется выполнить ряд основных условий, которые указаны в Налоговом кодексе. Так же вычет будет предоставлен при уплате процентов по кредиту, который был взят на покупку жилья.

В налоговом кодексе прописан налог за имущество, который человек обязан платить. Но в том же кодексе есть имущество, которое будет изъято из оплаты.

Существует ряд основных налогов на имущество, к ним относятся:

  • Налог на жилье и другую недвижимость. Любое помещение, которое является собственностью, облагается налогом, но если человек имеет определенный статус, то имущество может освобождаться от уплаты налогов. В некоторых случаях недвижимость не рассматривается как объект налогового обложения.
  • Налог на автомобиль. Данный налог устанавливают местные власти каждого региона, но федеральное правительство установило верхнюю планку, превышать которую нельзя. Но от уплаты налога граждане могут быть освобождены, только если они имеют на это право или автомобиль не соответствует характеристикам, необходимым для налогового обложения, то есть количество лошадиных сил и грузоподъемность.
  • Земельный налог. Таким налогом облагается каждый земельный участок, но если человек выполняет ряд условий, то он может быть освобожден от его уплаты.

Данные льготы предоставляются как на постоянной, так и на временной основе, то есть пока будут действовать обстоятельства, при которых человек был освобожден.

Предоставление налоговых льгот происходит только на основании заявления. Ряд льгот предоставляется только на один период, остальные можно использовать несколько периодов подряд.

О скидках по налогообложению

Налоговые льготы представляют собой скидки, которые предоставляются как физическим, так и юридическим лицам с целью снижения налоговой базы. Данные скидки могут быть лимитированными и нелимитированными. В первом случае, размер предоставляемой гражданину скидки является фиксированным, а во втором случае предоставляемая скидка распространяется на все доходы, которые прописаны в законе.

Все льготы делятся на две главных категории, к ним относятся:

  • Стандартные льготы, ими пользуются отдельные физические лица и организации, которые зависят от совокупности общего налогового дохода других плательщиков, но здесь не учитывается сопутствующий доход. В первую очередь данная льгота предоставляется семьям и гражданам, которые находятся на иждивении.
  • Нестандартные льготы – это суммарный размер выплат, которые платят и физические и юридические лица. В итоге налогом облагается реальный доход граждан.

Когда оформляется налоговая льгота, юридическое или физическое лицо уменьшает свои выплаты по налогам. А определение размера предоставляемой скидки происходит по специальной формуле.

По форме предоставления все скидки можно разделить на несколько основных видов:

  • Понижение ставки налога.
  • Снижение размера окладной суммы.
  • Налоговые каникулы, то есть полное освобождение от уплаты налогов на определенное количество времени.
  • Отсрочка выплат по налогам.
  • Налоговое предоставление кредита.
  • Налоговая амнистия.

Используя любой из предоставленных видов льгот, человек может сильно понизить налоговою базу уменьшить нагрузку на бюджет, за счет чего произойдет увеличение дохода и уменьшение расходов.

Кто попадает под налоговые льготы

Применение налоговых льгот происходит при наличии у человека определенного статуса или если он попадает под конкретную категорию, а также если предмет налогообложения находится под необходимым статусом.

  • Пенсионеры по возрасту, или получающие льготную пенсию.
  • Военнослужащие и военные пенсионеры.
  • Инвалиды.
  • Многодетные семьи.
  • Граждане со званием Ветеран труда.
  • Герои России и СССР.
  • Граждане, которые принимали участие при ликвидации атомных катастроф.
  • Принимающие участие в боевых действиях.
  • Супруги граждан, которые погибли при исполнении военного долга.

Данный перечень является федеральным, но местные власти имеют право добавлять в него другие категории граждан.

Также существует ряд особых категорий имущества, которые не облагаются налогами, к ним относятся:

  • Жилье или его доля, если собственник не получал за него вычет, а если получал, то после 2013 года, а сумма вычета не превысила 2 000 000 рублей.
  • Жилье, которое покупалось с использованием ипотеки, тогда под налог не попадает сумма процентов, которая была выплачена, но не выше 3 000 000 рублей.
  • В ряде регионов от уплаты освобождается автомобиль, если в нем нет необходимого количества лошадиных сил. Также при продаже авто, полученная сумма не подлежит обложению налогами. Но, если сумма выручки составила менее 250 000 рублей, авто было в собственности более 3 лет. И если сумма продажи равна или меньше суммы, за которую он приобретался.

Применение изъятия для понижения налоговой базы

Изъятие представляет собой разновидность налоговой льготы, то есть когда из вод налогообложения выводится один или несколько объектов. К таким скидкам относятся налог на имущество, то есть когда из налоговой базы убирается тип коммерческой собственности.

Но самым популярным видом изъятия становится налог на прибыль, он позволяет убрать из базы часть дохода, которая была получена предпринимателем за определенную деятельность, и которая не будет облагаться налогом.

Кроме предпринимательства данный налог могут использовать физические лица. То есть человек имеет право не уплачивать налог с премий или финансовых поощрений, которые были получены на работе, туда же относится получение единоразовой помощи.

На данный момент изъятие разделяется на огромное количество видов, но среди них есть самые популярные, к ним относятся:

  • Пособия и выплаты социального характера.
  • Пенсионные начисления.
  • Пособия, которые назначаются по инвалидности, при увольнении или при смерти во время выполнения должностных обязанностей.
  • Выплаты за донорскую деятельность.
  • Алименты.
  • Научные и культурные гранты.
  • Премии, которые выплачивались за общественную деятельность.
  • Разовая финансовая помощь.
  • Компенсации, которые назначаются в момент выхода на пенсию.
  • Стипендии.
  • Выплаты, которые производились по безналу.
  • Любые расчеты в иностранной валюте.
  • Прибыль, которую получают от ведения частного хозяйства.
  • Прибыль, которую получают общины и группы народов Малого Севера.
  • Прибыль от продукции, которая была получена на охоте.
  • Прибыль, которая была получена от наследства.
  • Доход, который был получен в момент переоценки активов и при реорганизации бизнеса.
  • Призы от спортивных соревнований.
  • Финансовые средства, которые были потрачены на приобретение специального оборудования для инвалидов.
  • Вознаграждения за передачу государству вкладов.
  • Доход, который получают дети сироты и выходцы из малообеспеченных семей.
  • Ряд вкладов, которые делаются в национальной валюте.

Налогоплательщики могут освобождаться от уплаты налогов и по другим случаям, которые предусмотрены соответствующим законодательством, но те, которые указаны, являются самыми популярными и востребованными. Также стоит знать, что изъятие может применяться не только на постоянной основе, но и на определенный период времени.

Для того, чтобы получать необходимые налоговые льготы, человеку требуется обратиться в налоговые органы и подать пакет соответствующих документов. Подавать документы в налоговые органы не требуется, если оформляются стандартные налоговые вычеты, для этого документы предоставляются работодателю.

Существует ряд необходимых документов, которые требуется принести для оформления льготы, которая требуется конкретным категориям граждан:

  • Паспорт.
  • Пенсионное удостоверение.
  • Справка, подтверждающая инвалидность.
  • Удостоверение ветерана труда.
  • Удостоверение военнослужащего.
  • Справка о составе семьи.

Другими словами, чтобы оформить необходимую льготу, человеку требуется подтвердить свое право на ее получение.

Если налоговая льгота будет применяться для имущественного объекта, который будет изъят из общей налоговой базы, то требуется принести пакет следующих документов:

  • Свидетельство на право собственности.
  • Технический паспорт на автомобиль.
  • Договор купли-продажи.
  • Договор на оказание медицинских услуг.
  • Договор на осуществление образовательной деятельности.
  • Кредитный договор на покупку жилья.

Если необходимо, то данный список может быть дополнен другими важными документами. Налоговая льгота может быть легко получена, если у человека есть на нее право, и он принесет весь необходимый пакет документов.

Подводим итоги

В итоге каждая налоговая льгота отличается между собой уровнем действия, субъектом, формой и сферой применения. Налоговый кодекс и региональные нормативные акты конкретно прописывают все категории граждан, которые имеют право на ее получение.

Все льготы, которые предоставляются ветеранам и героям включают в себя несколько сфер одновременно (транспортная, имущественная и земельная сфера). К тому же они имеют право на получение налогового вычета.

Льготы, которые предоставляются инвалидам, относятся к имущественному налогу, но и имеют послабления в налогах на транспорт и землю. Транспортный налог для пенсионеров оплачивается только в соответствии с региональным законодательством.

Многодетные семьи имеют право на получение налогового вычета на детей, а также ряд льгот при организации фермерского хозяйства. В некоторых регионах многодетные семьи могут уплачивать налог на транспорт на льготных условиях.

Юридические лица многих сфер деятельности также имеют право на послабления в налоговой сфере.

Чтобы получить льготу, необходимо предварительно оформить ее в налоговой службе, то есть написать заявление и принести необходимые документы. Для каждой налоговой льготы потребуется определенный перечень документов.


Вряд ли может вызвать сомнение утверждение, что налоговые льготы являются важным элементом любого налога или сбора, поэтому данный вопрос требует отдельного изучения. Однако отношение в экономической литературе к их наличию, а главное - к множественности и в ряде случаев к безадресности применения совершенно неоднозначное.

Негативное отношение к ним обусловливается тем, что льготы являются прямым вычетом из налоговых поступлений, причитающихся государству, т.е. по сути это недополученные бюджетом средства. Следовательно, льготы воспринимаются как «зло», масштаб и результат действия которого необходимо минимизировать. Не случайно западные экономисты определяют налоговую льготу именно как субсидирование государством путем установления отдельным категориям налогоплательщиков более благоприятных условий налогообложения. Следует заметить, что во многих странах, придерживающихся данной точки зрения, использование налоговых льгот возможно лишь в исключительных случаях, при этом должно быть обоснованно и установлено законом.

Сторонники льгот настаивают на их значимой симулирующей функции, объективно необходимой для создания благоприятных условий развитию отдельных видов экономической деятельности, а также их социальной функции, предназначенной для снижения налогового бремени социально не защищенных слоев населения. Соответственно льготы воспринимаются как необходимое «добро», в значительной мере исправляющее этические пороки существующего социального и экономического неравенства в обществе.

Российское законодательство, по нашему мнению, пытается исходить из сочетания обеих изложенных выше позиций. Компромисс в данном случае обеспечивается установлением незначительного количества налоговых преимуществ, которые в Налоговым кодексе прямо поименованы как льготы, и введением в него значительно большего объема различного рода преференций, которые юридически никак не связываются со льготами, хотя ими фактически являются.

Как законодатель охарактеризовал налоговую льготу? Согласно ст. 56 НК «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Выделим законодательно установленные обязательные свойства (признаки) налоговых льгот.

Законность установления налоговых льгот . Налоговые льготы в соответствии со ст. 56 НК устанавливаются и отменяются: по федеральным налогам и сборам - Налоговым кодексом РФ, по региональным - законами субъектов РФ, по местным - нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления.

Недопустимость индивидуального (персонифицированного) характера установления льгот. Данное положение раскрывается в ст. 56 НК: «Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера».

Недопустимость дискриминационного характера установления льгот . В соответствии со ст. 3 НК не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Добровольность применения льгот , т.е. возможность свободного выбора налогоплательщиком - применять или не применять установленную льготу. Однако данное положение сформулировано в ст. 56 НК не в форме согласия, а в форме отрицания (отказа): налогоплательщики вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом. Из такой формулировки следует, что налогоплательщику не нужно оповещать налоговый орган о своем согласии воспользоваться льготой, но необходимо определенным образом обозначить свой отказ, чтобы у него не возникала возможность предъявить в последующем требование о возврате (зачете) из бюджета переплаченных сумм налога в связи с неприменением льготы в отдельном налоговом периоде.

Крайне важным проявлением этого признака является отнесение льготы к правам, а не к обязанностям налогоплательщика. Согласно ст. 21 НК налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Данное положение очень важно. Сам факт наличия льготы в законе не приводит к автоматическому ее использованию налогоплательщиком: ему для этого необходимо наличие соответствующих оснований.

С другой стороны, это положение свидетельствует о том, что установленное право налогоплательщика не связано с получением какого-либо специального разрешения налогового органа. Если существует льгота и есть основания, тогда налогоплательщик вправе ею воспользоваться. Если же налоговый орган придерживается противоположного мнения, он вправе требовать от налогоплательщика в соответствии со ст. 31 НК пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Отсутствие срочности применения льготы . Налоговый кодекс не устанавливает сроков, в течение которых налогоплательщик имеет право воспользоваться льготой. В связи с этим может возникнуть вопрос: теряет ли в дальнейшем право налогоплательщик при неиспользовании льготы в предыдущие налоговые периоды, если он не оповещал налоговый орган о приостановке использования льготы? Кодекс не дает ответа на данный вопрос, но при этом все неустранимые противоречия налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (ст. 3).

Следовательно, совершенно необоснованно говорить об утрате этого права, а необходимо рассматривать вопрос о том, что налогоплательщик не приостановил использование льготы и вправе возвратить переплаченную сумму налога. Следует заметить, что в налоговом законодательстве образца 1991 г. срочность применения льгот достаточно широко практиковалась, например освобождение от уплаты отдельных налогов на определенный срок для вновь создающихся малых предприятий. Однако современное законодательство целенаправленно уходит от практики установления срочности льгот.

Создание налоговых преимуществ через предоставление льгот . Данное свойство является одним из важнейших при определении сущности и состава льгот. На основании этого признака состав фактических льгот будет существенно шире их законодательно установленного состава. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Большинством исследователей подчеркивается сложившийся двойственный подход к определению состава льгот. В узком их восприятии в соответствии с «буквой закона» к налоговым льготам относят только те, которые выделены в НК как отдельный элемент налогообложения. Льготы таким образом выделены лишь в ЕСН (ст. 239 НК), госпошлине (ст. 333 35 -333 39 НК), земельном налоге (ст. 395 НК), налогах на имущество организаций и физических лиц.

В расширенном их восприятии льготами считают установление законодательством любых налоговых преимуществ. В соответствии с таким подходом к льготам наряду с полными или частичными освобождениями от уплаты налога, имеющими легитимный статус льгот, следует относить пониженные, а в некоторых случаях и нулевые налоговые ставки, различные налоговые вычеты и необлагаемые минимумы, освобождение от обязанности налогоплательщика, отсрочку или рассрочку налогового платежа. Таким образом, с позиций расширенного понимания мы сознательно не привели еще один признак - придание льготам этого статуса законом.

По нашему мнению, такое расширенное понимание налоговых льгот более адекватно их фактическому проявлению, несмотря на то что не все из указанных ниже льгот имеют соответствующий статус. Такой подход более целесообразен также с позиций оценки потерь налоговых поступлений от их существования, так называемой цены льгот для государства. Узкое понимание льгот будет всегда приводить к существенному занижению такой цены, при этом не вызывая потребности в критическом анализе оценки эффективности их предоставления. Поэтому далее мы будем рассматривать льготы исходя именно из расширенного их понимания.

Классифицируем льготы по нескольким, с нашей точки зрения основным, классифицирующим признакам.

Заметим, что любая попытка классификации льгот в силу объективной неопределенности их состава обречена на некоторую критику. Используя расширенную трактовку льгот, следует ожидать возражений от оппонентов такого подхода, и наоборот. Но вместе с тем это отнюдь не праздное занятие, классификация льгот имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте классификация позволяет проводить анализ налоговой системы на предмет перегруженности льготами, осуществлять различные оценки по группам льгот в сопоставлении с динамикой социально-экономических показателей.

Классификация льгот по форме предоставления показывает значительное их разнообразие.

Льготные налоговые режимы - режимы, создающие более благоприятные условия налогообложения отдельным категориям налогоплательщиков, отвечающим установленным критериям, определенным видам экономической деятельности или отдельным территориальным образованиям. К ним следует относить специальные налоговые режимы, а также режимы свободных и особых экономических зон. Следует отметить безусловную целесообразность отнесения этих зон к льготам, несмотря на регулирование данного вопроса не налоговым, а иным законодательством.

По поводу спецрежимов, как ни странно, в научной литературе не сложилось единого мнения о том, являются ли они льготой. Думается, что снижение налоговой нагрузки на субъектов, использующих эти режимы, и добровольность использования позволяют в полной мере классифицировать их как льготы. Однако это относится не ко всем режимам - отсутствие признака добровольности, например, в системе ЕНВД не позволяется причислить эту систему к льготным режимам.

Установление определенных критериев является своеобразным барьером для ограничения возможности использования льготных режимов, повышения целевого характера их применения. Такие критерии могут формулироваться по отдельным параметрам или их совокупности. Чаще всего к этим параметрам относят легко отслеживаемые показатели, например численность работающих, размер выручки, долю целевой продукции в общем объеме производства.

Освобождения - льготы, выводящие полностью или частично из-под налогообложения определенные категории налогоплательщиков пли налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям. Освобождения по категориям основываются на законодательном установлении определенных категорий лиц, в отношении которых могут применяться нормы полного или частичного их освобождения от обязанностей налогоплательщиков либо иные налоговые преференции. Примером может служить установление для инвалидов I-III групп освобождения от уплаты ЕСН с сумм выплат в размере 100 тыс. руб., для инвалидов I и II групп - 50% освобождения от уплаты госпошлины. При установлении таких адресных освобождений законодатель ориентируется на поддержку наименее трудоспособной части населения либо на стимулирование результативности наиболее выдающихся представителей отдельных профессий, определяющих имидж страны: спортсменов, деятелей культуры, науки.

При рассмотрении формы освобождения отдельных категорий налогоплательщиков следует выделить такую ее разновидность, как налоговый иммунитет. Данная форма имеет глубокие исторические корни, когда привилегированные слои населения (члены королевских семей, духовенство, дворянство) освобождались от налогообложения. В настоящее время превалирует иммунитет дипломатического характера, когда освобождения предоставляются в соответствии с условиями международных договоров и конвенций и иммунитет определяется исключительными национальными интересами. В частности, в ряде стран налоговым иммунитетом обладают музеи, театры, благотворительные фонды, академии наук.

Налоговые освобождения по критериям основываются на законодательном установлении определенных параметров, которым должен соответствовать налогоплательщик для возможности использования соответствующей льготы. Примером освобождения от обязанностей налогоплательщика по установленным критериям может служить НДС, где предусмотрена такая льгота в отношении любых лиц, если они отвечают требованиям непревышения за три предшествующих последовательных календарных месяца суммы выручки от реализации (без НДС) в совокупности 2 млн. руб.

Изъятия - это льготы, выводящие из-под налогообложения определенные части объекта налогообложения. Такие изъятия встречаются практически в любом налоге, однако не все из них можно охарактеризовать как льготы. Некоторые изъятия - исключения (освобождения) отдельных частей объекта налогообложения не являются льготами, поскольку обусловливаются определением сферы действия самого налога. Например, вряд ли можно признать льготой освобождение от НДС операций по организации тотализаторов и других основанных на риске игр организациями и индивидуальными предпринимателями игорного бизнеса (п. 3 ст. 149 НК), поскольку здесь речь идет не о создании преференций для этих лиц, а об избежании двойного налогообложения в связи с применением ими налога на игорный бизнес. В то же время освобождение от НДС операций по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них, без сомнения, является льготой, призванной стимулировать рынок жилья. Выделить из всего многообразия изъятия льготного характера порой не так просто, это требует профессионализма в первую очередь для правильного определения цели установления того или иного изъятия.

Вычеты - это льготы, позволяющие в определенных случаях уменьшать величину налоговой базы. Вычеты могут основываться на документально подтвержденных расходах, уменьшающих налоговую базу, но могут основываться и на установлении заранее известного размера, не требующего расходного подтверждения, в отношении определенных категорий налогоплательщиков. Вычеты могут быть также лимитированными, т.е. принимаемыми в установленных пределах, и нелимитированными, т.е. принимаемыми без ограничения.

Безусловно, не все вычеты из налоговой базы могут трактоваться как льготы. Так, профессиональные вычеты по НДФЛ вряд ли следует считать льготой, ведь они по своей сути отражают не что иное, как особый порядок отнесения на расходы определенной части доходов особых категорий налогоплательщиков. Частные нотариусы и другие категории получают доходы не как организации (тогда можно было бы обложить их налогом на прибыль), а как частные лица, но в результате предпринимательской деятельности, предполагающей наличие расходов. Отследить и регламентировать эти расходы порой достаточно проблематично, поэтому их просто нормируют в процентном соотношении от суммы доходов.

Скидки - это льготы, позволяющие в определенных законом случаях использовать пониженные или нулевые налоговые ставки.

Во-первых, такие понижения, а в некоторых случаях даже нулевые ставки устанавливаются для определенных категорий налогоплательщиков. Например, допускается частичное уменьшение ставки госпошлины, по налогам на имущество, на прибыль организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков. Во-вторых, скидки устанавливаются по отдельным элементам (видам) объектов налогообложения, имеющих, как правило, социальную значимость. Например, пониженная 10%-ная ставка по НДС применяется в отношении реализации товаров первой необходимости, нулевые ставки сборов за объекты животного мира и водных биоресурсов устанавливаются в случаях использования этих объектов в социальных целях: охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека и др.

Вместе с тем следует отметить, что не во всех случаях скидка является льготой. Характерным примером сочетания скидок льготного и нельготного характера являются случаи применения нулевой ставки по НДС. Так, если реализация товаров (работ, услуг) для официального пользования дипломатическими представительствами, а также для личного пользования их персонала, включая поживающих вместе с ними членами семей, безусловно, является льготой, то применение нулевой ставки к реализации товаров на экспорт льготой не назовешь: экспортируемые товары принято в мировой практике «очищать» от НДС страны-производителя, чтобы затем обложить ее налогами по нормам и правилам страны потребления.

И наконец, последняя группа - льготы, позволяющие в установленном законом порядке получать преимущества по изменению сроков уплаты налога. Здесь выделяют несколько форм: отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы.

Под отсрочкой следует понимать перенос компетентными органами срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований с последующим единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности. Под рассрочкой понимают перенос компетентными органами срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований с поэтапным погашением, т.е. разбиение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. Эта форма очень схожа с отсрочкой, но в отличие от отсрочки, оформляемой в форме решения компетентного органа, предусматривает договорную основу с налогоплательщиком, возможными сроками переноса, особый порядок погашения суммы задолженности и в необходимых случаях процентов, иную - более повышенную - процентную ставку, а также различие круга оснований, по которым возникает возмездный характер кредита. С 1 января 2007 г. налоговый кредит в нашей стране не предоставляется.

Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований, предоставляющее возможность налогоплательщику в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Данная форма схожа с рассрочкой, но отличается от нее договорной основой с налогоплательщиком, более растянутыми сроками переноса платежей, исключительно возмездным характером кредита, более повышенными процентами.

В зависимости от оснований предоставления отсрочка, рассрочка и налоговый кредит могут быть беспроцентными, а могут предусматривать начисление процентов исходя из долевого соотношения от ставки рефинансирования ЦБ РФ. В инвестиционном налоговом кредите всегда начисляются проценты по ставке не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования. В случаях возмездного характера возникает закономерный вопрос: являются ли эти формы изменения сроков уплаты налога льготами? Без сомнения, они являются льготами, конечно же при условии, что процентные ставки за пользование различными формами изменения сроков уплаты ниже рыночных, т.е. у налогоплательщика возникает определенное преимущество.

Налоговые каникулы - льгота, предусматривающая полное освобождение от уплаты налога на определенный законом срок. Налоговым законодательством в настоящее время эта форма не предусматривается, поэтому подробно мы ее рассматривать не будем.

Данная классификация льгот - по форме предоставления - представляется нам основной.

Классификация в зависимости от привязки к элементам налогообложения во многом дублирует ее. Здесь следует выделить льготы, не имеющие привязки, - это исключительно льготные налоговые режимы и имеющую такую привязку - все остальные рассмотренные выше льготы, нацеленные на создание определенных преимуществ при определении какого-либо элемента налогообложения.

Классификация льгот по принадлежности к уровню управления ими подразделяет все льготы на федеральные, региональные и местные, т.е. предоставляемые соответствующими уровнями. Данная классификация тесно коррелирует с аналогичной классификацией налогов, так как по федеральным, региональным и местным налогам предусматриваются права соответствующих уровней правления по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Однако эта корреляция не полная. Так, по федеральному налогу на прибыль организаций субъектам РФ предоставляется право понизить ставку, зачисляемую в их бюджеты, вплоть до четырех процентных пунктов. По федеральным специальным налоговым режимам также предусматриваются определенные права субъектов РФ по изменению отдельных их элементов, которые в определенных случаях могут рассматриваться как налоговые льготы. Данная классификация очень важна для оценки цены вводимых льгот для каждого уровня правления.

Классификация льгот по субъекту предоставления подразделяет их на льготы, предоставляемые исключительно хозяйствующим субъектам или физическим лицам либо всем без исключения. Она позволяет разграничить их в соответствии с природой дохода: во-первых, на льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам при получении ими предпринимательского дохода, и, во-вторых, на льготы, предоставляемые физическим лицам при получении ими трудового дохода. Это положение касается и разграничения льгот по природе имущества, владение которым осуществляется в предпринимательских либо в личных целях, а также по природе потребления, осуществляемого в предпринимательских либо в личных целях.

В соответствии с таким разграничением данная классификация льгот имеет совершенно другое целевое предназначение. Она крайне важна для оценки и сопоставления льгот (потерь государственного бюджета), характеризующихся экономической направленностью, т.е. призванных стимулировать определенные формы и виды предпринимательской деятельности, и льгот, имеющих социальную направленность, т.е. призванных уменьшить социальный дискомфорт малообеспеченных и наименее трудоспособных категорий граждан.

Налоговые преференции и льготы являются неотъемлемой частью современной экономики. Первоначально этот механизм задумывался для активизации ценных отраслей страны. Сейчас часто используется для поддержки стратегических предприятий.

Общая информация

Чтобы успешно развивалась экономика страны, необходимо обеспечить формирование эффективной и адекватной системы налогообложения. Для этого нужно позаботиться о множестве различных составляющих. И налоговые преференции - это неотъемлемая часть подобной системы. Что они собой представляют?

Налоговые преференции - это механизм снижения нагрузки на деятельность юридических и физических лиц. Тут необходимо отметить один важный аспект. Для многих людей льготы и налоговые преференции - это одно и то же. На самом деле это не так. В чем же разница? Когда вводится льгота, то она всегда подвергается контролю и администрированию, которые выполняют налоговые органы. Они всегда должны быть декларированы в отчетности, тогда как преференции документального отображения не имеют.

Для чего необходимы преференции?

Что это такое, в общем уже было рассмотрено. Сейчас давайте поговорим об их практической пользе. Посредством преференций и льгот государство может влиять на процессы, что идут в экономике. Они могут иметь как стимулирующую, так и угнетающую направленность. К примеру, есть льготы и преференции для модернизации, уменьшения экологически вредных выбросов, для развития инвестиционной и инновационной деятельности как во всей экономике, так и в отдельных отраслях. Их направляют также и на решение политических и социальных проблем в обществе.

В чем суть преференции?

Их необходимо рассматривать в качестве возможностей для налогоплательщика уменьшить свою налоговую базу или же сумму денег, которые платятся государству. К примеру, в ряде случаев на экспортные операции начисляется налог в 0% на добавленную стоимость. Для полного понимания не лишним будет ознакомиться со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Там имеется любопытное утверждение о том, что 0% - это обязательная практика. Налогоплательщик не имеет право выбирать, использует он этот инструмент или нет. 0% будет без исключения. Эта ситуация и рассматривается как преференция. Можно дополнительно привести слова А.С. Баландина. Он сформулировал, что налоговые преференции - это предоставление преимуществ от государства отдельным категориям налогоплательщиков, что выражается в виде уменьшения сумм платежей, которые носят обязательный характер. Причем это предполагает определённые поступки со стороны юридических и физических лиц. В рассмотренном выше примере это захват иностранных рынков.

В чем суть налоговой льготы?

Итак, мы рассмотрели такой инструмент стимулирования, как преференции, что это такое, где их используют. Теперь давайте поговорим о второй теме статьи. Их можно рассмотреть с двух позиций:

  1. Как инструмент политики государства.
  2. Как элемент налогообложения.

Понятие «льгота» в законодательстве описывается в первой статье Налогового кодекса РФ. Там указывается, что они предоставляются отдельным категориям физических и юридических лиц, которые имеют право на них согласно закону. Выражается она в уменьшении суммы обязательного платежа (или его обнулении), что необходимо совершить в пользу государства. Налоговую льготу следует рассматривать как инструмент, регулирующий фискальную функцию. Следует отметить и тот факт, что в НК РФ определение с правовой точки зрения сформулировано не совсем четко. Из-за этого есть небольшое раздолье для толкования понятия и, возможно, для злоупотреблений. Она рассматривается и в немного другом ключе. Так, можно привести слова упомянутого ранее Барулина С.В. о том, что налоговые льготы - это совокупность прав, обязанностей и способов (полных или частичных) уменьшения обязательств физических и юридических лиц перед государством, которое устанавливается законодательством в виде освобождения, скидок и кредитов с целью регулирования экономики и/или решения общественных задач.

Законодательство для преференций

Полностью приводить всю нормативную документацию не имеет смысла. Но дать краткое пояснение и указать, где оптимизация налоговых льгот и иных преференций оговорена на законодательном уровне, будет не лишним. Кто заинтересуется, сможет ознакомиться с первичными документами, принятыми Государственной Думой. Внимание будет уделено налогам на добавочную стоимость, доходы физических лиц и прибыль организаций.

В первом случае преференции, согласно пп. 9 п. 2 статьи 146 НК РФ, имеют российские организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр. Следует отметить, что современная налоговая система предусматривает около 200 различных льгот и преференций. Из-за такого большого объемы будут приведены не все они, а только наиболее значимые. В случае с доходами физических лиц не облагаются призы, полученные спортсменами во время участия в Олимпийских и Паралимпийских игр. Это оговорено в п. 20 статьи 217 НК РФ. В случае с налогом на прибыль организации здесь преференции имеют те же, кто и в первом пункте. То есть российские компании, занятые в Олимпийских и Паралимпийских играх. Такое положение оговорено, правда, немного другой частью законодательства, а именно - пп. 36 п. 1 статьи 251 НК РФ. Вот такие виды налоговых преференций сейчас существуют. Согласитесь, возникает впечатление довольно сильной ограниченности.

Законодательство для налоговых льгот

Поэтому в рамках статьи и рассматривается две темы, которые тесно переплетены. Ведь для многих налоговые преференции для малого бизнеса и льготы - это одно и то же. Что, как мы сейчас рассмотрим, не совсем так. Рассмотрение будет вестись по тем же категориям, что и раньше.

Согласно пп. 1-2 п. 3 статьи 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождены товары, которые производятся и реализуются общественными организациями инвалидов, и товары религиозного назначения (в том числе и литература). Конечно, это не единственные случаи послабления. Но давайте пока поговорим о социальной составляющей, коммерческая будет далее. От налогов на доходы физических лиц, согласно пункту 20 статьи 217 НК РФ, освобождены суммы, уплаченные религиозными организациями, а также ОО, что занимаются обслуживанием инвалидов и их медицинским лечением. В первом случае есть определённые сомнения относительно целесообразности в подобном решении.

Налог на прибыль организаций не берётся с религиозных общин (какая неожиданность) в случае получения ними сумм за совершение обрядов. Также есть послабления при оплате труда инвалидов.

Коммерческие налоговые льготы

Если говорить о том, что широко распространено, то здесь можно выделить два важных направления:

  1. Упрощенные системы налогообложения. В данном случае подразумеваются индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, у которых величина оборота за год не превышает определённую сумму. С их доходов при этом снимается более низкая налоговая ставка (довольно распространенное явление, когда они вообще платят только что-то вроде единого взноса).
  2. Работа в различных технологических парках и прочих подобных организационных структурах. В данном случае предусматривается льготный налоговый режим, когда размер ставок (пускай и не всегда существенно) понижается, а также определённые бюрократические облегчения.

Особенности преференций

Рассмотренные ранее примеры нельзя воспринимать как полноценное описание предмета статьи. Давайте рассмотрим инвестиционные налоговые преференции. По сути, это льгота, которая предоставляет освобождение от уплаты подоходного налога. Но как возможно такое совмещение? Дело в том, что, несмотря на статус «налоговые преференции», примеры из жизни говорят о том, что для их получения необходимо собрать папочку бумажек. Благо, в этом направлении идёт постепенное смещение. Так, к примеру, до первого января 2009 года, чтобы получить послабление, необходимо было заключить контракт с Комитетом по инвестициям. Также сейчас широко распространёнными являются целевые преференции. Они вводятся для поддержания определённого направления (например, рассмотренные выше спортивные организации).

Кому не положены преференции?

Есть список юридических лиц, которые, при соответствии определённым условиям, не могут претендовать на послабления. Это:

  1. Налогоплательщики, действующие на территории специальной экономической зоны. Почему? Дело в том, что у них и так уже есть территориальные преференции.
  2. Налогоплательщики, производящие и/или реализующие подакцизные товары. К таковым относятся все виды алкогольной продукции и табачных изделий.
  3. Налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму (упрощенная система), производители сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

Заключение

Тема довольно интересная и явно выходит за рамки статьи. Можно ещё было бы рассказать и про функциональные преференции, которые предоставляются тем, кто выполняет определённую работу и задачи. Не лишним будет упомянуть и освобождение от плановых проверок, которое действует с 2016 по 2018 год. Ведь это пускай и не прямая, а всего косвенная преференция, но она позволяет минимизировать бюрократию со стороны государства.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...