Лекция на тему «государственное регулирование экономики. Государственное регулирование экономики: цели и методы


Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственное регулирование экономики - это система мер за­конодательного, исполнительного и контролирующего характера, « осуществляемых государственными структурами и общественными » организациями и направленных на эффективное функционирование национальной экономики, стабилизацию экономического и социального развития, согласование интересов общества и отдель­ных слоев населения в достижении стратегических целей развития национальной экономики.

В современных условиях хозяйствования особую актуальность приобретает разработка концептуальных подходов к формированию системы государственного регулирования экономики. В процессе этой разработки необходимо учитывать ряд обстоятельств:

1) создавая теорию государственного регулирования экономики, необходимо отказаться от неоправданных представлений, понятий и стандартов, но одновременно сохранить накопленный положи­ тельный опыт;

2) разрабатывая теорию государственного регулирования экономики, следует избегать гипертрофии, как общего, так и особенного (специфического) в ней;

3) в процессе разработки теоретических основ государственного; регулирования экономики необходимо обладать даром предвидения, т.е. улавливать перспективные тенденции экономического развития;

4) следует апробировать на практике теоретические положения
государственного регулирования экономики, другими словами, теория должна ориентироваться на решение практических задач.

Национальная экономика выступает как агрегированный объект государственного регулирования, поскольку она представляет собой:

1)многоуровневую хозяйственную систему с разветвленной
структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем);

2)интегральную взаимосвязанную систему хозяйственных объ­ектов, отличающуюся многомерностью и во многом детерминиро­ванностью;

3)сложную систему, включающую экономические, социальные, экологические и региональные аспекты развития;

4) вероятностную динамичную систему, развивающуюся под влиянием национальных традиций, исторических особенностей, изменений в области идеологии, а также целей и интересов основ­ ной части населения.

Системно-структурный аспект дает возможность провести груп­пировку элементов национальной экономики по различным при­знакам. Во-первых, национальную экономику можно рассматривать как синтез хозяйственных систем различных форм собственности. Во-вторых, в составе национальной экономики можно выделить хозяйственные системы, соответствующие уровням управления экономикой и различающиеся степенью свободы действий и слож­ностью решаемых задач: макроэкономическую, мезоэкономическую и микроэкономическую.


Объектами государственного регулирования экономики являются также основные сферы, отрасли, регионы и, кроме того, условия социально-экономического развития страны.

Особняком стоит государственный сектор, который одновре­менно служит и объектом и инструментом государственного регу­лирования.

К традиционным объектам государственной собственности от­носится национальное достояние, не являющееся предметом купли-продажи и прибыли (леса, реки, озера, воды, парки, и др.). Под эгидой государства часто находятся важные отрасли инфраструкту­ры; транспорт, связь, энергетика, институты денежно-кредитной сферы (Центробанк), часть промышленности. В государственном ведении находятся обычно стратегические запасы и отдельные предприятия.

Государственное участие осуществляется также через смешан­ные корпорации и другие формы общественного контроля. Так, в Швеции в собственности государства находится не более 5% основ­ных производственных фондов, однако оно перераспределяет до 80% национального дохода. В США на долю государственного сек­тора приходится 12% произведенных товаров и услуг. В государст­венном секторе западных стран занята большая группа людей: 11% общей численности трудоспособных лиц во Франции и Италии, до 8-9% - в ФРГ, Бельгии и Голландии.

Становление и развитие государственного сектора в развитых странах проходило практически в одних и тех же отраслях (уголь­ной промышленности, электроэнергетике, морском, железнодо­рожном и воздушном транспорте, авиации и космонавтике, ядер­ной энергетике и т.п.).

В настоящее время роль государства связывают с возрастанием доли государственных расходов в валовом продукте. И хотя часть расходов действительно связана с содержанием государственного ап­парата, в промышленно развитых странах расходы составляют 2-3%. Как показывает практика, государственное регулирование в области перераспределения доходов (в целях уменьшения социального нера­венства) и ресурсов (в целях поддержания налоговой и ценовой политикой межотраслевых пропорций и частного сектора кредитами и субсидиями) направлено на макроэкономическую стабилизацию. В отечественной литературе под субъектами государственного регулирования экономики понимают, как правило, само государство. Однако такое понимание является упрощенным.

Представляется, что субъекты государственного регулирования экономики - это носители, выразители и исполнители экономиче­ских (хозяйственных) интересов. К последним относятся юридические и физические лица, а также образуемые ими группы (союзы, объединения). Иначе говоря, в сферу государственного регулирования попадает все экономически активное население страны.

Таким образом, государство, осуществляя меры регулирующего характера, выступает как их инициатором, так и основным испол­нителем. Как показывает мировой опыт, залог успеха государственного регулирования экономики заключается в умении государственных органов управления рационально организовывать совместные действия всех субъектов государственного регулирования.

Любой субъект государственного регулирования имеет свои интересы, зависящие от его социально-экономического положения, характера и вида деятельности и регионального расположения. Дей­ствиями этих субъектов обеспечивается обратная связь с ними ор­ганов, осуществляющих функции государственного регулирования; экономики. Эта связь достаточно жесткая и прослеживается в показателях развития национальной экономики.

Во-первых, успех (неудача) государственного регулирования экономики находит отражение в темпах экономического роста, из­менениях структуры национальной экономики, состоянии платежного баланса, устойчивости национальной валюты и т.д.

Во-вторых, об успешности государственного регулирования экономики можно судить по результатам, которые не всегда могут быть количественно измерены (например, степень социальной на­пряженности, недовольства определенных слоев общества социаль­ной политикой государства и т.п.).

В-третьих, успех (неудача) мер государственного регулирования экономики проявляется в их поддержке (бойкотировании) носите­лями экономических интересов.

В этой связи необходимо отметить, что уточнение функций и форм государственного регулирования экономики необходимо увя­зывать с общим историческим фоном развития общества, опреде­ленной комбинацией ценностей и различных интересов в обществе. Изменение соотношения интересов в обществе неизбежно приво­дит, с одной стороны, к смене функциональной деятельности госу­дарства, а с другой - к необходимости последующей трансформации национальной экономики. В соответствии с этим государственное регулирование экономики должно улавливать динамику смены при­оритетов в ценностях общества и предусматривать адекватные меха­низмы для их обеспечения применительно к реалиям жизни.

Государственное регулирование экономики предполагает обос­нование и достижение определенных целей. Мировой опыт свиде­тельствует о том, что развитие общества требует одновременного решения комплекса различных целевых установок.

РЫНОК

Нормальное функционирование экономики невозможно без обмена результатами производственной деятельности. Обмен - это процесс движения потребительских благ и производственных ресур­сов от одного участника экономической деятельности к другому.Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов об­щества. Через обмен формируется система экономических отно­шений.

Способы обмена могут быть различны. В древние времена предполагают натуральный обмен. Он стал необходим в условиях общественного разделения труда (на земледелие, скотоводство и ре­месла) и специализации. Люди, производившие разнородную продукцию, были вынуждены обмениваться продуктами своего труда, чтобы более полно удовлетворить свои материальные потребно­сти. При обмене приходилось сопоставлять ценность и полезность намениваемых предметов, чтобы интересы каждой из сторон не были ущемлены. Соизмерение ценностей вещей при натуральном обмене представляло весьма сложную проблему. Как, например, определить, сколько глиняных горшков можно получить за корову? Поэтому со временем для измерения стоимости вещей стали использовать предметы, одинаково ценимые большинством людей. Так появились деньги, а вместе с ними и денежный обмен.

Сначала в качестве денег выступали различные вещи: шкурки животных, домашний скот, ракушки, зерно и др. И по сей день некоторые реликтовые племена используют в качестве денег подобные предметы. Неудобство таких денег состояло в их недолговечности, потере с течением времени полезных свойств. Так, шкурки постепенно изнашивались, а домашний скот мог заболеть и пасть. На смену вещественным деньгам пришли металлические. Они были более долговечны и могли делиться на части. Сначала ме­талл использовали в слитках. Чтобы оплатить недорогую покуп­ку, от слитка отрезали кусок, который приходилось взвешивать для определения его ценности. На Руси основной единицей пла­тежа была гривна (около 400 граммов серебра). Довольно часто она представляла собой обруч для ношения на шее. Для оплаты товаров ее могли делить напополам (рубить), отсюда пошло на­звание «рубль».

Постоянное деление металлических слитков и взвешивание отрезанных кусков также было не вполне удобным. Поэтому по­явились монеты - металлические деньги со строго фиксирован­ным весом и стоимостью. В большинстве случаев монеты имели и имеют по сей день дисковую форму. На каждой из ее сторон чека­нились какие-либо изображения. Чаще всего это были лица мо­нархов, гербы государств, а также различные надписи. Монеты были довольно распространенными деньгами в течение многих столетий, пока в XVIII в. не появились бумажные деньги. Они бо­лее удобны, потому что легче по весу, чем металлические, и за­нимают значительно меньше места. Бумажные деньги широко рас­пространены и сейчас. Но несмотря на удобства они имеют и не­достатки. Металлические деньги (золото, серебро) - это реальные деньги , они вряд ли когда-нибудь обесценятся. Бумажные же день­ги называют символическими. Их реальная стоимость равна стоимо­сти израсходованной на них бумаги и типографских услуг. В то же время формальная стоимость денег определяется их номиналом, т.е. той суммой, которая обозначена на купюре.



Бумажные деньги при всех их достоинствах породили массу проблем. Их легко подделать. Современные типографские техно­логии позволяют копировать даже самые совершенные средства защиты. Еще одна проблема - это износ купюр. Государство вы­нуждено постоянно изымать из обращения ветхие купюры и за­менять их новыми. Выпуск новых партии бумажных денег называ­ется эмиссией. Государство жестко контролирует этот процесс, предоставляя право эмиссии одному или нескольким банкам. В со­ответствии со статьей 75 Конституции РФ денежная эмиссия осу­ществляется исключительно Центральным банком РФ.

Количество бумажных денег в стране должно соответствовать объему товарной массы и золотовалютному запасу государства. Переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вызывающее их обесценивание, называется инфляцией. В результате падения по­купательной способности денег растут цены на товары и услуги, снижается уровень жизни населения. Инфляция стала обычным явлением XX в. Небольшие ее темпы допустимы и учитываются при составлении государственного бюджета. По темпам развития выделяются умеренная инфляция (до 10% в год), галопирующая (до 200%) игиперинфляция (до 1000%). Чтобы избежать высоких темпов инфляции, государство должно постоянно контролиро­вать денежное обращение.

Сейчас наряду с бумажными вес большее значение приобрета­ют электронные деньги . Они функционируют в виде безналичных платежей, т. с. переводов денег с одного банковского счета на дру­гой. Одну из форм электронных денег представляют кредитные карточки в виде именного денежного документа, выпущенного кредитным учреждением (банком), удостоверяющего личность владельца банковского счета и дающего ему право на приобрете­ние товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличны­ми деньгами. Кредитные карточки появились в 1950-х гг. и стали довольно распространенным средством платежа в настоящее вре­мя. Владельцу кредитной карточки не обязательно носить с со­бой деньги. При покупке товара нужная сумма снимается с его счета, а если понадобятся наличные деньги, то их можно полу­чить через банкомат.

Независимо от формы деньги имеют общие признаки и вы­полняют одинаковые функции. Признаками денег являются их пор­тативность (занимают мало места), однородность (равная стоимость однородных купюр), стабильность (одинаковая стоимость на про­тяжении длительного времени) и узнаваемость (сложность под­делки).

Деньги выполняют три функции: служат средством обращения, мерой стоимости и средством накопления. В качестве средства об­ращения деньги выступают платежным средством при обмене то­варов. Приобретая какую-либо вещь, покупатель платит за нее день­ги; продавец, получив деньги, оплачивает ими товары и услуги и Г.д. Чем быстрее обращаются деньги, тем меньше в стране денеж­ной массы и, соответственно, меньше вероятность инфляции. Выступая как мера стоимости , деньги играют роль счетной еди­ницы, всеобщего эквивалента, благодаря которому можно срав­нить стоимость всех товаров и услуг. Как средство накопления деньги выступают в том случае, когда их не тратят, а откладывают с целью накопить необходимую сумму для покупки дорогостоящей нети или на «черный день».

С развитием денежного обмена появляется рынок . Этослово имеет несколько значений. В широком смысле рынком называют место, где совершается купля-продажа товаров и услуг. В зависимости от пила товаров различают продуктовые, автомобильные, радиорынки и др., а по форме торговли - оптовые и розничные.

С точки зрения экономической науки рынок - это форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов эконо­мических благ.Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок служит главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он выступает тем ме­ханизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Через рынок потребителю по­ступает основная часть необходимых ему потребительских благ. На­конец, на рынке определяется цена, представляющая собой глав­ный индикатор рыночной экономики.

Цена - это денежное выражение стоимости товаров и услуг.Процесс установления цены на товар называется ценообразовани­ем. Конечно, продавец может произвольно установить цену. Но если цена будет слишком высокой, то товар не купят, а если она будет ниже себестоимости, то предприниматель разорится. На процесс ценообразования оказывают влияние множество объек­тивных факторов: соотношение спроса и предложения, редкость (дефицит) и престижность товара, возможность замены товара аналогичным, степень его необходимости.

Цены бывают нескольких видов: оптовые и розничные, внут­ренние и мировые. Но независимо от вида пены выполняют одни и те же функции. Цена информирует (информирующая функция) по­купателя о том, сколько денег хочет продавец получить за товар. Эта информация ориентирует (ориентирующая функция) покупа­теля в выборе товара и определяет спрос на него. Увеличение иены на товар стимулирует производителя к выпуску продукции (сти­мулирующая функция), а увеличение спроса на товар при сниже­нии цены побуждает производителя к снижению себестоимости (ресурсосберегающая функция. Наконец, изменение цен способ­ствует перераспределению капитала (распределительная функция) из одной отрасли экономики в другую.

Условиями существования рынка выступают разделение труда, специализация, обмен, наличие самостоятельных субъектов эко­номической деятельности, свобода предпринимательской дея­тельности, основанная на частной собственности. Все это регу­лируется общеобязательными правилами поведения - обычая­ми, традициями, законами. Рынок как механизм взаимодействия покупателей и продавцов («большой» рынок) состоит из отдель­ных («малых») рынков - капитала, труда, ценных бумаг, валют­ных средств, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д.

Рынок выполняет ряд функций. Прежде всего, это информацион­ная функция . Она проявляется в определении мен на товары и ус­луги, предложения и спроса на них. Регулирующая функция прояв­ляется в изменении структуры производства, регулировании цен, внедрении новых технологий и т.д. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями (посредническая функ­ция), позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-про­дажи. Стимулирующая функция нацеливает производителя на по­вышение эффективности производства.

Покупатели и продавцы на рынке постоянно совершают об­мен денег на товар и обратно. Товар - это продукт труда, удов­летворяющий какую-либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителя, а для продажи.

Важным свойством товара служит его полезность, т.е. способ­ность удовлетворения какой-либо потребности потребителя. По­требитель оценивает степень пользы от потребления товаров и вы­страивает для себя шкалу полезности каждого из них. Потребно­сти людей очень отличаются друг от друга. В то же время существуют объективные обстоятельства, заставляющие всех покупать тот или иной товар. В экономической науке сформулирован закон убываю­щей предельной полезности, в соответствии с которым по мере уве­личения потребления блага его полезность уменьшается. Напри­мер, когда человек хочет есть, первая порция еды будет для него обладать высокой степенью полезности, вторая - меньшей, тре­тья - еще более меньшей, и, наконец, когда человек насытится, оставшаяся еда будет в его глазах обладать минимальной степенью полезности. Еще одно качество товара - это его ценность (сто­имость). Под ценностью понимается денежная оценка потребите­лем полезности блага.

Формирование рыночных цен происходит в процессе взаимо­действия производителей (продавцов) и потребителей (покупате­лей), преследующих диаметрально противоположные цели. Этот процесс в большинстве случаев связан с конкуренцией - соперни­чеством между участниками рынка. Конкуренция может представ­лять собой борьбу и за экономические ресурсы, и за утверждение устойчивой ниши на рынке, Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в за­висимость от экономических аргументов конкурентов. Победить в конкурентной борьбе обычно можно предлагай блага более вы­сокого качества по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции за­ключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточ­ного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Различают такие виды конкуренции, как совершенная и несо­вершенная. При совершенной конкуренции существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Самому потребителю безразлично, у какой фирмы он приобрета­ет эту продукцию. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночно­го предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене на аналогичные товары других производителей. Появление новых фирм в отрасли не встречает каких-либо препятствий или ограничений. Выход из отрасли также абсолютно свободен. Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Несовершенная конкуренция связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Такая конкуренция имеет мес­то при незначительном количестве фирм в каждой сфере пред­принимательской деятельности. Какая-либо группа предпринима­телей (или даже один предприниматель) может произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Проникновение новых предпринимателей на рынок затруднительно. Отсутствуют заменители продукции, вы­пускаемой привилегированными производителями.

Промежуточным видом конкуренции выступает монополисти­ческая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнород­ную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникаль­ными, хотя и взаимозаменяемыми.

Противоположность конкуренции составляет монополия. В усло­виях монополии существует только один продавец данной продук­ции, не имеющей близких заменителей. Ставятся жесткие барьеры для вступления в отрасль других фирм.

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая кон­куренция называется монопсонией. В некоторых отраслях встречает­ся двусторонняя монополия, когда на рынке определенной про­дукции выступает один продавец и один покупатель. Например, в сфере военного производства заказчиком выступает государство, а поставщиком - какая-нибудь одна-единственная фирма.

Чистая монополия и чистая монопсония - сравнительно ред­кие явления. Гораздо чаще в рыночной экономике складывается олигополия, которая предполагает существование на рынке несколь­ких крупных фирм, выпускающих как однородную, так и разно­родную продукцию. Вступление новых фирм в отрасль затрудни­тельно. Особенность олигополии заключается во взаимной зави­симости фирм при принятии решений о ценах на свою продукцию.

В рамках рыночной экономики актуальным становится защита конкурентной среды с целью достижения оптимального сочета­ния различных видов конкуренции и недопущения подавления одних субъектов экономической деятельности другими. Такую за­дачу выполняет государство, которое проводит антимонопольную политику, закрепляя правила экономической деятельности в за­конах.

Важнейшими элементами рыночного механизма выступают спрос и предложение. Спрос - это намерение покупателей приоб­рести данный товар по данной цене, подкрепленное денежной воз­можностью.В условиях рынка действует закон спроса, согласно которому при равных условиях спрос на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже спрос на товар. Спрос во многом зависит от дохода потребителя и от цен на близкие по назначению и качеству товары.

Закон спроса работает в условиях стабильного экономического развития. Он не действует в ситуациях ажиотажного спроса, выз­ванного ожидающимся повышением цен. Закон спроса не распро­страняется на антиквариат, предметы роскоши, т.е. на те товары, которые выступают средством накопления, а также на те случаи, когда спрос переключается на технологически новые товары.

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить в зависимости от изменения цены, называют изме­нением величины спроса. Если цена на товар снижается, то вели­чина спроса на него возрастает, и наоборот. Кроме цены на спрос влияют доходы населения, изменение его структуры (по возраст­ному, профессиональному и другим признакам), изменение цен на другие аналогичные товары, а также смена моды, вкусов, привычек.

Предложение - это намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возмож­ных ценах на него. Действующий на рынкезакон предложения со­стоит в том, что при равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и на­оборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие факторы. На­пример, снижение издержек производства приводит к увеличению предложения.

Соотношение спроса и предложения формирует равновесную (ры­ночную) цену, которая стремится установиться на таком уровне, при котором спрос равен предложению.

Рыночная экономика представляет собой наиболее распрост­раненный тип экономических систем в современном мире. Имен­но в условиях рынка возможно наиболее полно реализовать свои предпринимательские способности и удовлетворить необходимые потребности.

Вопросы и задания

1. Что такое обмен? Какие- способы обмена существовали в истории

человечества?

2. Какие формы денег были приняты в прошлом? В чем их достоин­ства и недостатки?

3. Что такое инфляция? Каковы ее вилы? Как инфляция влияет на
развитие экономики?

4. Охарактеризуйте признаки денег.

5. Какие функции выполняют деньги?

6. В каких значениях употребляется слово «рынок»? Что такое рынок с точки зрения экономической науки?

7. Что такое цена? Что влияет на процесс ценообразования?

8. Назовите функции рынка.

9. Что такое товар? Каковы его свойства?

10. Как осуществляются взаимоотношения производителей и потребителей? Какую роль при этом играет конкуренция?

11. В чем различие совершенной и несовершенной конкуренции? Что выступает противоположностью конкуренции?

12. В чем состоит соотношение цены, спроса и предложения? Сфор­мулируйте законы спроса и предложения.

Государство играет большую роль в регулировании обществен­ной жизни. Не исключение и экономическая сфера общества. При разных тинах экономических систем влияние государства на эко­номику различно. В условиях традиционной экономической систе­мы оно незначительно, а в условиях административно-команд­ной - всеобъемлюще.

Под государственным регулированием экономики понимается воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и свя­занные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется эко­номическая и социальная политика государства. В условиях рыноч­ной экономики производитель и потребитель выступают самосто­ятельными субъектами экономической жизни. Тем не менее, государство вынуждено оказывать влияние на экономику.

В условиях рынка могут возникать монополии, которые в своей деятельности по производству товаров и ценообразованию нано­сят ущерб благосостоянию общества. Частных предпринимателей мало заботят такие необходимые для общества, но неприбыльные отрасли, как оборона, культура, наука, образование, здравоохра­нение. Нацеленность на получение прибыли оставляет за кругом интересов предпринимателей вопросы экологии, безработицы, ин­фляции и др. Поэтому государственное вмешательство в рыноч­ную экономику не только целесообразно, но и необходимо.

Цель государственного регулирования экономики - формирова­ние наиболее благоприятных условий для поддержания экономи­ческого развития и сохранения стабильности общества. Некото­рые ученые дополняют эту цель такими задачами, как необходи­мое обеспечение темпов роста валового национального продукта, сокращение безработицы, стабилизация цен и поддержание вы­годной внешнеэкономической политики. Последние задачи мало-совместимы. Например, фиксированные твердые цены снижают заинтересованность предпринимателей в производстве продукции, а борьба с безработицей приводит к дополнительным расходам. Тем не менее, цель государства состоит в том, чтобы эти задачи максимально выполнялись.

Государство располагает широким набором средств регулирова­ния экономики. В первую очередь это правовые средства . Правила поведения в экономической сфере закрепляются в разнообразных государственных документах (нормативно-правовых актах): зако­нах, указах, постановлениях, приказах, положениях и т.д. Эти правовые акты общеобязательны и должны выполняться всеми субъектами экономической деятельности. Невыполнение право­вых норм вынуждает государство применять меры ответственно­сти к их нарушителю.

Другим способом государственного регулирования экономи­ки служат административные средства. Они реализуются через деятельность в экономической сфере компетентных государствен­ных органов. Это различные министерства, правоохранительные органы, местные органы самоуправления и т.д., которые могут применять меры воздействия к субъектам экономических отно­шений.

Наконец, действенный способ воздействия государства на эко­номику представляют финансовые средства. Государственные фи­нансы - это средства, связанные с формированием и использовани­ем государственного бюджета.В свою очередь бюджет представляет собой ежегодный финансовый план доходов и расходов государ­ства. Государственный бюджет имеет силу закона и принимается парламентом, который осуществляет контроль над его расходова­нием. Исполнение бюджета (расходование бюджетных средств) осу­ществляется правительством.

По структуре бюджет состоит из доходов и расходов. Источни­ками формирования доходной части бюджета выступают налоги, доходы от деятельности государственного сектора экономики и продажи ресурсов, проценты от государственных ссудных опера­ций и др. Основные статьи расходования бюджетных средств - это содержание государственного аппарата управления и воору­женных сил, финансирование социальных программ (в области образования, здравоохранения, науки, культуры, пенсионного обеспечения и др.), поддержка отечественной экономики (креди­ты, дотации) и т.д.

Соотношение доходов и расходов в структуре государственного бюджета имеет огромное значение не только для развития эконо­мической и социальной сфер, но и для политической самостоя­тельности государства. Если расходы равны доходам, то такой бюджет называется сбалансированным. Все расходные статьи обес­печиваются поступлениями денег в бюджет, поэтому у государ­ства есть достаточно средств, чтобы финансироватьразвитие всех сфер общественной и государственной жизни. Если доходы бюджета превышают расходы, то такое положение называется «поло­жительное сальдо», или «профицит бюджета ». Остающиеся у госу­дарства средства могут быть направлены на дополнительное фи­нансирование какой-либо области регулирования - социальной, экономической, военной. Государство может повысить зарплату учителям, врачам, инженерам, военным, т.е. работникам так на­зываемой бюджетной сферы, а может увеличить материальное обеспечение чиновников. Кроме того, из сумм, оставшихся после исполнения бюджета, может быть создан денежный фонд, сред­ства которого будут направляться на обеспечение расходной час­ти бюджета в случае, если поступление доходов окажется меньше запланированного.

Превышение расходной части бюджета над доходной называ­ется «отрицательное сальдо», или «дефицит бюджета». Сбаланси­рованный бюджет - довольно редкое явление. Чаще всего в бюд­жет заранее закладывается сумма дефицита. Это означает, что не­которые расходные статьи не будут обеспечены средствами. Государство располагает несколькими способами покрыть дефи­цит бюджета. Прежде всего оно может сократить финансирование расходных статей. Сокращение расходов в процессе исполнения бюд­жета называется секвестр . Секвестрируются в основном соци­альные расходы. Сокращать расходы на оборону и безопасность нецелесообразно, а на сокращение расходов по содержанию гос­аппарата чиновники не пойдут. Сокращение расходов, особенно на социальные мероприятия, приводит к снижению уровня жиз­ни населения, недовольству и падению популярности прави­тельства.

Другой способ преодоления дефицита бюджета - это выпуск необеспеченных золотым запасом денег (эмиссия). На первое вре­мя такая мера может решить проблему, но затем неизбежно по­следует рост цен и инфляция.

Проблему недостатка средств государство может решить через дополнительные источники доходов. Оно может повысить налоги, ввести новые. Но история знает много случаев, когда усиление налогового бремени приводило к восстаниям. Увеличить доходы можно путем повышения таможенных пошлин, но это может при­вести к снижению объема внешней торговли, а значит и к непоступлению средств в казну. Наконец, повысить доходы можно за счет увеличения объемов продажи природных ресурсов - нефти, газа, леса и др. Но и в этом случае, «подсев на сырьевую иглу», государство может получить новую проблему, став сырьевым при­датком других, индустриально более развитых стран.

Способом покрытия дефицита бюджета является государственный долг. По источникам он делится на внутренний и внешний. Внутренний долг возникает, если государство пролает ценные бу­маги населению страны. По истечении определенного времени эти бумаги должны погашаться с начислением процентов. На практи­ке такое бывает не всегда. В советское время в нашей стране вы­пускались облигации обязательного государственного займа, ко­торые распространялись среди рабочих и служащих. Но к моменту их погашения на сумму, указанную в облигации, уже нельзя было купить столько товаров, сколько в момент ее покупки. В 1997 - 1998 гг. российское правительство выпускало государственные каз­начейские облигации (ГКО), которые оказались не обеспечены реальными материальными средствами. Такая «финансовая пира­мида» не могла долго существовать, и в августе 1998 г. последовал кризис, проявившийся в резком падении курса рубля, повыше­нии цен, разорении предприятий.

Внешний долг возникает, если государство одалживает деньги у других государств или международных финансовых организаций. В этом случае государство вынуждено ежегодно закладывать в бюд­жет расходы на погашение внешнего долга и процентов по нему, вместо того чтобы направлять эти деньги па удовлетворение внут­ренних нужд. Неспособность государства осуществлять платежи по внешнему долгу может привести к государственному банкротству, установлению не только экономической, но и политической за­висимости от кредиторов. Выплата процентов по государственно­му долгу и постепенное погашение основной его суммы называ­ется обслуживанием долга.

В случае невозможности погашения внешнего долга государ­ству становится сложно привлекать новые займы. Если их и пре­доставляют, то неохотно и под более высокие проценты, требуя шлогов или особых поручительств. Отсутствие средств еще более усугубляет экономическое положение страны.

Возможны следующие методы погашения государственного дол­га. Государство может использовать золотовалютные резервы, но этот источник не безграничен. Второй путь - реструктуризация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вы­рабатывают общую политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известны Лондонский клуб, в который вхо­дят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий стра­ны-кредиторы. Оба этих клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников, в том числе и России, об отсрочке им плат, а в ряде случаев частично списывали долги.

Еще один способ - сокращение размеров внешнего долга путем конверсии , т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагается приобрести у страны-должника недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Это ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов, но облегчает бремя внешнего дол­га, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвес­тиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

Страна-должник также может обратиться к международным бан­кам - региональным, Всемирному банку. Такие банки предостав­ляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свою помощь жесткими требованиями к нацио­нальной экономической политике, связанными с поощрением конкуренции, приватизацией и т.д.

Как уже отмечалось, одним из источников пополнения бюд­жета выступают налоги. Налог - это обязательный взнос в государ­ственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.Налог не имеет характера наказания. Совокупность взимаемых в государстве на­логов, а также форм и методов их формирования образует налого­вую систему.

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного плательщика (человека и организации), при этом объект налогообложения вполне осязаем, - это имущество и до­ходы. Уплачивая прямой налог, субъект точно знает, за что его взимают и в каком объеме. Например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество и др. В настоящее время в России с физических лип (конкретных людей) взимается налог на дохо­ды в размере 13% .

Косвенные налоги частично или полностью включаются в сто­имость товара и услуги. Покупатель, приобретая товар, часто не догадывается о том, кто уплачивает налог. Примеры косвенных налогов - это налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги на предметы массового потребления, например на табак и алкоголь), налог на наследство, сделки с недвижимо­стью и др.

Налоги выполняют ряд функции. В первую очередь это фис­кальная функция, связанная с финансированием государствен­ных расходов. Социальная функция направлена на поддержание равновесия между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Это может осуществлять­ся путем введения прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Социальная функция проявляется также в освобождении от уплаты ряда нало­гов некоторых социально незащищенных категорий налогопла­тельщиков (малоимущих, инвалидов, матерей-одиночек, много­детных, переселенцев, студентов). Регулирующая функция связана с государственным регулированием экономики (введение новых налогов, отмена старых, поиск новых объектов налогообложения и др.).

Опыт истории показывает, что ни одно государство не может обходиться без налогов, которые составляют большую часть дохо­дов бюджета. История также дает примеры того, что неоправдан­но завышенные налоги снижают заинтересованность в их уплате, и вместо пополнения государственного бюджета возникает бюд­жетный дефицит. Поэтому государство должно проводить разум­ную экономическую политику, направленную на улучшение бла­госостояния населения и создание такой экономической среды, в рамках которой было бы выгодно вести законную предпринима­тельскую деятельность и не уклоняться от уплаты налогов. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении своего населения. Поскольку чем богаче население, тем богаче и сильнее государство.

Вопросы и задания

1. Что понимается под государственным регулированием экономики? Каковы его цели?

2. Какие средства регулирования экономики применяет государство?

3. Что такое бюджет? Какова его структура?

4. Какое соотношение доходов и расходов может быть в государствен­ном бюджете?

5. Как государство может покрыть дефицит бюджета?

6. Какие негативные последствия влечет за собой государственный долг? Каковы методы его погашения?

7. Дайте определение налога. Какие бывают виды налогов? Чем они различаются?

8. Назовите функции налогов.

9. В чем должна заключаться разумная налоговая политика государ­ства?

В странах с централизовано управляемой экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется в виде директивных планов, распорядительства материальными, финансовыми, природными, трудовыми ресурсами и денежными средствами.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов предпринимательской деятельности носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, установления обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществления государственных социальных и экономических программ и др.

Ограничение государственного вмешательства в экономику обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности на средства производства – частной, коллективной, а также правом собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования .

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория . Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.

Объектами государственного регулирования являются:

1) экономический цикл;

2) отраслевая и региональная структура экономики;

3) условия накопления капитала;

4) занятость и цены;

5) денежное обращение;

6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

7) условия конкуренции;

8) состояние окружающей среды;

9) внешнеэкономические связи и т.д.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Высшая цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства.

Все остальные цели производны от нее и периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Процветание страны, рост благосостояния ее жителей достигается, если в стране все, кто может и хочет работать, имеют такую возможность, цены устойчивы, объем производства постоянно увеличивается, а внешняя торговля сбалансирована.

Отсюда и основные цели макроэкономического регулирования 2 :

1. Устойчивый экономический рост.

2. Оптимальная занятость.

3. Экономическая эффективность.

4. Стабильный уровень цен.

5. Экономическая свобода.

6. Справедливое распределение доходов.

7. Экономическая обеспеченность граждан.

8. Уравновешенный внешнеторговый баланс.

Устойчивый экономический рост рассматривается как положительная динамика главных макроэкономических показателей. Оптимальным считается такой рост, который обеспечивает одновременно его положительную динамику, повышение благосостояния, эффективное использование ограниченных ресурсов, а также равновесие с природной средой и социальной сферой.

Оптимальная занятость означает, что все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие. Другими словами, в идеале работу должны иметь все, кто ищет и хочет работать.

Экономическая эффективность – способность макроэкономики функционировать с максимальной отдачей при минимальных издержках используемых ограниченных ресурсов.

Стабильный уровень цен – их одинаковая эффективность для экономических субъектов, т. е. никто не выигрывает и не проигрывает как от инфляции, так и от дефляции.

Экономическая свобода – как цель означает, что все субъекты экономики в рамках закона гражданского общества сами, без ограничений, принимают решения о путях реализации своих интересов.

Справедливое распределение доходов рассматривается как такое развитие макроэкономики, при котором происходит образование и преобладание в социальной сфере т. н. среднего класса.

Экономическая обеспеченность граждан – означает, что в идеале все граждане независимо от их трудоспособности должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного минимума. Этот прожиточный минимум должен позволять гражданину реализовывать его основные права и обязанности на уровне социальных норм, принятых для больных, нетрудоспособных, престарелых и т. п. групп населения.

Уравновешенный внешнеторговый баланс – цель, означающая, что каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не наносить ущерба другим странам.

Совершенно очевидно, все отмеченные цели тесно взаимосвязаны, но весьма противоречивы. Например, наращивание объемов производства может привести к росту цен, снижение цен влечет за собой рост безработицы, увеличение импорта в целях достижения баланса внешней торговли снижает занятость, увеличение экспорта в тех же целях вызывает рост цен и т.д. Степень достижения основных макроэкономических целей во многом зависит от государства и проводимой им экономической политики.

Поэтому в зависимости от их насущности на каждом конкретном этапе экономического развития они ранжируются, определяются наиболее важные, или приоритетные. Приоритетные цели и формируют стратегию макроэкономической политики государства.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические .

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения.

К административному регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, отраслей, предприятий – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

К административно-правовым средствам также относятся различного рода стандарты и нормы , которые находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).

Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти.

Наиболее часто административные методы используются в борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда, обеспечении экономической безопасности производства, защите национальных интересов в сфере международных экономических отношений и т.п.

Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные (рис. 5).

Методы государственного регулирования

Административные

Экономические

Косвенные

Государственное законодательство

Целевое финансирование территорий, отраслей, предприятий

Государственное предпринимательство

Социально-экономическая политика

Внешне-экономическая политика

Денежно-кредитная политика

Налогово-бюджетная политика

Инструменты

лицензирование

субвенции, прямые субсидии,

минимальная заработная плата

таможенные пошлины

учетная ставка

регистрация

пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных

комплексные программы

размер пенсий, пособий по безработице

нетарифные методы регулирования

обязательные резервы банков

гос. расходы

регламентация

льготные кредиты

государственные инвестиции

курс нац. валюты

операции открытого рынка

гос. заказы

антимонопольные запреты

субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам

валютные интервенции

займы, субсидии, субвенции. дотации

квотирование

кредитные льготы

компенсации

запреты. разрешения

золотовалютные резервы

налоги (ставки, льготы)

Рисунок 5. Методы государственного регулирования

Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Часть экономики страны, в которой хозяйственная деятельность осуществляется государством, образует государственный сектор .

Удельный вес государственного сектора в экономике разных стран различен. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран.

В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и сокращение государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям.

На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику. (Подробнее эти методы воздействия на экономику будут рассмотрены в последующих темах).

Наряду с краткосрочным – государство осуществляет долгосрочное регулирование – программирование.

Экономическое программирование – разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования.

Программирование – высшая форма государственного регулирования – предполагает комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут быть:

1) целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

2) общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

3) чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки .

Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства .

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

1) ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

2) несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

3) наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

4) неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

5) наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной «медали» – смешанной экономики.

6.3. Роль государственного регулирования

В переходной экономике роль государства принципиально отличается от его роли как в командной, так и в рыночной экономике. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низки. Поэтому неверно представление о том, что государство в переходный период должно в значительной степени уступить свои функции рынку. Во всяком случае, на первых этапах реформирования роль государства должна быть достаточно активной для того, чтобы предотвратить анархию и криминальный характер экономики, придать реформам необратимый характер. Государство также должно обеспечивать социальные гарантии малоимущим слоям населения, защищать их от негативных последствий рынка, инфляции, безработицы.
Кроме того, только государство может сохранить от развала производственный потенциал страны, противостоять монополиям, оказывающим мощное противодействие рыночным преобразованиям. Там, где существует монопольная власть, цены не могут обеспечить эффективное использование ресурсов, не действует рыночная конкуренция. Противостоять монополиям и преодолеть монополизм способна лишь государственная власть, проводящая разгосударствление и приватизацию предприятий-монополистов, принимающая антимонопольное законодательство. Следовательно, роль государственного регулирования на первоначальном этапе переходного периода остается решающей.
Государственное управление экономикой не может и не должно подменять собой рынок и его регулирующие функции. Если вмешательство государства в экономику перейдет определенные границы, то его деятельность превратится в администрирование, а переходная экономика может вернуться к административной модели. В этом случае государственная монополия вытесняет механизм конкуренции.
Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно и инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, поддержки малого бизнеса, реорганизации финансовой и кредитно- денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой рыночной экономике выполняют другие рыночные субъекты, например, в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.
Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия на функционирование хозяйственных субъектов. Этот механизм включает:
1) цели государственного регулирования;
2) методы регулирования (административные, правовые; организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые);
3) формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы);
4) субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);
5) объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.).
Регулирующие функции государства в переходной экономике обеспечивают:
. общественную эффективность — создание условий для экономического роста на основе инвестиций, внедрения достижений научно-технического процесса;
. общественную стабильность — переход к устойчивому развитию, проведение антиинфляционной, антикризисной политики;
. общественную справедливость — перераспределение доходов, защита нетрудоспособных и безработных, регулирование отношений на рынке труда, социальные гарантии.
Государство в формирующейся рыночной экономике выступает как партнер, один из участников хозяйственной деятельности и как арбитр, устанавливающий “правила игры”. В роли партнера оно, например, обеспечивает население общественными товарами и услугами, в потреблении которых участвуют все члены общества, — оборона, государственное управление, охрана общественного порядка и т.д. Их предоставление не могут обеспечить отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием таких благ также занимается государство.
Что касается функций государственного регулирования, то прежде всего отметим, что государство в переходной экономике, с одной стороны, выполняет те же функции, что и в любой другой системе. Так, оно обеспечивает население “общественными благами”, защищает общество от “внешних эффектов” (охрана природной среды), регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.
Государство и в рыночной, и в переходной экономике также реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития и реализует другие программы регулирования экономики.
С другой стороны, одной из основных функций государства в переходной экономике является целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача является весьма сложной и решается нашим государством впервые. В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация происходила путем эволюционного совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудность государственного бюджета создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики.
Государство в переходный период использует прямые и косвенные методы регулирования. При выборе вариантов использования конкретных методов необходимо учитывать опыт развитых стран. Так, в США накоплен значительный опыт использования преимущественно косвенных (экономических) методов регулирования экономики. Во Франции и Японии применяется более сбалансированное сочетание прямых и косвенных методов. Для социально ориентированной рыночной экономики Австрии, Германии и Швеции характерно активное участие государства в регулировании отношений в социальной сфере.
На первоначальном этапе переходного периода преобладают прямые методы государственного регулирования (плановые, директивные задания, госзаказ). Это обусловлено следующими причинами. Во- первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия. Во-вторых, рыночная среда, управляемая преимущественно косвенными методами, еще не создана в полной мере. В-третьих, глубокий кризис, характерный для переходного периода, может быть преодолен только с помощью прямого воздействия государства.
Важнейшим направлением деятельности государства является выбор приоритетов развития. От его правильности зависят как направление социально-экономического развития, так и темпы экономического роста. Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранение экономической безопасности, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные национальные цели и приоритеты являются устойчивыми ориентирами для экономической политики.
Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения целей устойчивого развития общества.
Важнейшей функцией государства в этой связи является обоснование и выбор целей и ограничений развития, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную иерархически упорядоченную систему, в которой они расположены по степени значимости и срокам достижения.
В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства.
1. Создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся: институты частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.
2. Перестройка самой государственной системы на принципах демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый процесс. Простое разрушение прежнего аппарата управления не обеспечит автоматического рождения новой системы государственного управления, адекватной рыночной экономике. Оно лишь ведет к потере контроля над хозяйственными процессами, порождает анархию, предоставляет относительную свободу криминальным элементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления.
3. Переход к новым формам регулирования, реализация социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста; снижение уровня инфляции, т.е. стабилизация экономики; сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение переходной экономики и выделите ее существенные черты.
2. Назовите основные черты рыночной системы хозяйствования.
3. Охарактеризуйте этапы трансформации экономики на примере одной из стран СНГ.
4. Каковы формы и способы приватизации и условия их применения?
5. Что является наиболее характерным для изменения механизма хозяйствования в переходный период?
6. Назовите приоритетные задачи экономического развития на современном этапе на примере стран СНГ.
7. Охарактеризуйте социально-экономическую структуру общества переходного к рынку периода.
8. Чем отличаются понятия “государственное регулирование экономики” и “государственное вмешательство в экономику”?
9. Как изменяются методы государственного регулирования экономики на различных этапах перехода к рынку?
10. Дайте оценку основных направлений государственного регулирования экономики на примере отдельных стран.

1. Переходная экономика.
2. Командная экономика.
3. Разгосударствление.
4. Приватизация.
5. Либерализация.
6. Стабилизация.
7. Демонополизация экономики.
8. Антимонопольное регулирование.

Литература

Бар Р: Политическая экономия: В 2 т. / Пер. с фр. М., 1994.
Макконнелл K.P., Брю C.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1999.
Экономика переходного периода: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...