Кто имеет право на налоговые льготы на землю. Льготы пенсионерам по земельному налогу


Максимальная ставка зафиксирована в Налоговом кодексе РФ. Она составляет 0,3% от стоимости участка . Обычно все доходы с данного налога перечисляются в бюджет. У муниципальных образований есть возможность самостоятельно устанавливать ставку налога.

По факту обычно уплачивается от 0,1 до 0,3% . Для многих выплачивать несколько тысяч в год это довольно тяжкое бремя. Особенно это касается пенсионеров, многодетных семей и прочих категорий малообеспеченных граждан.

Какой категории граждан полагаются льготы

По законодательству освобождение от уплаты налога на земельный участок предоставляется только определенным организациям:

  • уголовного ведомства;
  • через земли которых проходят дорожные пути;
  • религиозной деятельности (от налогов освобождаются только земли, используемые для благотворительности и по прямому назначению);
  • инвалидные организации;
  • управляющие организации «Сколково»;
  • фонды согласно законодательству по исследовательских научно-техническим центрам.

Кроме юридических лиц от налога могут освобождаться и некоторые физические. К ним относятся жители Дальнего Востока, Севера и Сибири . От налогов они могут освобождаться только при поддержании традиционного для их народности образа жизни и соответствующих этому промыслов.

К таким гражданам относятся:

  • Герои Советского Союза/Российской Федерации;
  • инвалиды первой и второй групп;
  • инвалиды детства;
  • ветераны ВОВ и боевых действий;
  • пострадавшие от радиации;
  • принимавшие участие в ядерных испытаниях либо в ликвидации аварий.

Без правильно составленного заявления послабления при уплате налогов предоставляться не будут. Кроме самого заявления для налоговой нужно предоставить пакет документов , подтверждающий право на льготы.

Многих интересует вопрос, а как же пенсионеры? Неужели на них льготы не распространяются?

Предоставляются ли пенсионерам налоговые льготы

В первой половине 90-х годов пенсионеры были полностью освобождены от уплаты налогов на землю . Но, начиная с 2005 года, данная льгота была отменена.

На данный момент каких-то отдельных пунктов касаемо пенсионеров в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено. Изменений в 2019 году в законодательных актах федерального уровня, регулирующих вопросы предоставления льгот по земельному налогу, не произошло. Пенсионеры обязаны платить земельный налог наравне с прочими владельцами .

Земельный налог относится к платежам регионального либо местного значения. Поэтому все вопросы, связанные с его уплатой, в том числе предоставляемые льготы, следует уточнять в местных органах власти .

Можно сказать совершенно точно, что единых земельных налоговых льгот для пенсионеров не предусмотрено , но в зависимости от региона проживания некоторые послабления все же предоставляются.

Некоторые льготы в отдельных областях:

  1. В Санкт Петербурге если у пенсионера участок до 25 соток, он освобождается от уплаты.
  2. В Самаре пенсионеры могут быть освобождены от налоговых выплат на гараж площадью до 24 кв. метров и на земельный участок до 6 соток.
  3. Чтобы воспользоваться льготами в Одинцово , у пенсионера не может быть иных источников дохода.
  4. В Сызрани пенсионеры могут получить льготу в 50%.

В большинстве регионов льготы пенсионерам предоставляются просто в виде снижения тарифа .

Для того чтобы узнать всю информацию подробней, а так же получить положенные льготы нужно посетить местное отделение ФНС и предоставить удостоверение пенсионера . В некоторых случаях от пенсионера могут потребоваться дополнительные условия:

  1. Льготы предоставляются только неработающим.
  2. Если льгота предоставляется на земельный участок с жилым строением на нем, то пенсионер должен быть там прописан и проживать.
  3. Льготы могут предоставляться только на один участок.

Для обращения можно воспользоваться следующими кодами:

Фиксированные льготы пенсионерам могут предоставляться, только если они относятся к одной из категорий льготников, закрепленной в законодательстве РФ.

Порядок получения льгот и уплаты налога

  1. Обратиться в администрацию или местный налоговый орган и узнать о предоставляемых льготах.
  2. В случае если льготы должны предоставляться, необходимо обратиться с соответствующим пакетом документов в налоговую.

Налог на землю поступает в муниципальный бюджет. Именно местные органы власти определяют сумму налога и сроки оплаты .

Налог не подлежит оплате, только если земля не .

Уплачивать нужно только после того, как на адрес владельца земли придет соответствующее уведомление из налоговой. В большинстве случаев это бывает осенью. В самом уведомлении указана вся необходимая информация, в том числе, куда именно нужно платить.

Госдума с подачи Правительства РФ приняла 21 декабря 2017 года очередной закон, который внёс много изменений в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ). Среди них есть новая налоговая льгота по земельному налогу для пенсионеров – это право на налоговый вычет в виде уменьшения облагаемой базы. Можно ли будет получить пенсионерам полное освобождение от земельного налога на 6 соток в 2018 году? Потребуется ли собирать и сдавать в налоговую инспекцию документы о размере земельного участка? Как будет рассчитываться налог, если участок больше 6 соток? Подробно анализируем суть новшества и рассказываем, как пенсионеру воспользоваться вычетом по налогу на землю и получить освобождение.

Как было до 2018 года

Для начала посмотрим на нормы Налогового кодекса РФ, касающиеся льгот по земельному налогу. На основании п. 5 ст. 391 НК РФ в прежней редакции некоторые категории физических лиц – плательщики земельного налога имели право на вычет из налоговой базы в размере 10 000 рублей в рамках одной муниципальной территории, где расположен участок, принадлежащий им на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения.

То есть, вычет предоставлялся в виде фиксированной суммы. Налоговые инспекции сами учитывали эту льготу при расчете земельного налога и формировали сводные налоговые уведомления уже за вычетом этой «льготы».

Однако эта льгота касалась только 7 категорий плательщиков:

1) Героев СССР и РФ, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов ВОВ, иных боевых действий;

5) чернобыльцев, кого затронула авария на заводе «Маяк» (р. Теча) и события на Семипалатинском полигоне;

6) испытателей ядерного и термоядерного оружия, ликвидаторов аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате ядерных испытаний, учений.

Данный вычет никак не зависел от кадастровой стоимости земли, а также материального положения плательщиков земельного налога. Например, пенсионеров в данном перечне нет. Многие отмечали эту несправедливость, что удалось достучаться и до главы государства.

Что сказал Путин о земельном налоге

14 декабря 2017 года состоялась масштабная пресс-конференция Владимира Путина. Среди прочего, был поднят и вопрос о земельном налоге.

Журналистка из Пскова задала Президенту резонный вопрос о том, что за последние 1,5 года в России резко повысились кадастровая стоимость земли, что повлекло за собой увеличение налогов на землю. И это коснулось в первую очередь простых людей – владельцев дач, садовых участков и тех, кто живёт в деревнях и сёлах. К примеру, в Псковской области налог на землю вырос более чем в 10 раз. Она отметила, что в Пскове садоводы даже выходили на митинги. После них региональные власти рекомендовали муниципалитетам снизить ставки, но в целом проблема так и не решена. Можно ли разобраться с этим вопросом окончательно?

Владимир Путин отметил: «Да, это реальный вопрос».

«Прежде всего, конечно, во всём мире так устроено, и это естественно: собственники определённого имущества его содержат, платят налоги. Это само собой разумеется. А кадастровая стоимость – это рыночная стоимость. И это тоже вполне естественно и правильно.

Но что неправильно? Эти уровни тарифов кадастровых платежей должны быть, вообще, основаны на каких‑то реалиях. Они должны быть основаны на реальных доходах населения. Это не может быть оторвано от жизни. Нельзя проводить шоковую терапию, как в 90‑е годы. Это просто недопустимо.

Сейчас не будем здесь ругаться на тех, кто принимал соответствующие решения. И в начале этого пути люди часто обращали на это внимание, но инициаторы этого процесса всегда говорили о том, что это будут сбалансированные решения. То, о чём Вы сказали, явно говорит о том, что решения оказались несбалансированными.

У нас есть льготные категории граждан, которым делают вычет с имущества стоимостью 10 тысяч рублей. Но земельные участки, о которых Вы сказали, эти так называемые шесть соток, во многих регионах страны дороже, чем 10 тысяч рублей, в подавляющем большинстве.

Вы про Псков сказали, а что говорить про Московскую область, Ленинградскую область, другие регионы Российской Федерации вокруг городов-миллионников? Поэтому думаю, что в самое ближайшее время – я Вам благодарен за этот вопрос – такое поручение обязательно дам Правительству.

Чтобы Правительство вместе с депутатами Государственной Думы приняло решение, согласно которому все те льготные категории граждан, которые получали денежный вычет из 10 000 рублей, получили льготу в натуральном выражении и не платили вообще за все эти шесть соток никаких налогов. То есть те категории, которые имеют льготу по 10 000 рублей.

Но этого, считаю, недостаточно. Плюс к этому нужно расширить список за счёт всех пенсионеров по старости. Потому что, во‑первых, эти люди уже имеют льготы, связанные с квартирами и домами, и пополнение этого списка за счёт пенсионеров по старости будет логичным и справедливым. Государство от этого не пострадает.»

Эта позиция Президента России дала немедленный толчок законодателям на разработку соответствующих поправок в нормы НК РФ о земельном налоге. И они не заставили себя долго ждать. Более того, ради нового вычета по земельному налогу для пенсионеров был дополнен законопроект, который изначально касался только уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых инофирм. Депутаты даже поменяли его название на более общее – «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Налоговая льгота по земле с 2018 года

Согласно новой редакции п. 5 ст. 391 НК РФ база по налогу подлежит уменьшению не на необлагаемую сумму в 10 000 рублей, а «на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка».

В итоге с 2018 года налоговый вычет представляет собой не фиксированную сумму в рублях, а зависит от кадастровой оценки участка в части шести сотен квадратов земли.

  • кто получает пенсии, назначенные в рамках пенсионного законодательства;
  • мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет, которым по закону положено ежемесячное пожизненное содержание.

Исходя из формулировки указанной нормы НК РФ, пенсионерам по потере кормильца и при досрочной пенсии (например, педагодам или медикам) право на новый вычет тоже положено.

Заметим, что материальное положение пенсионеров никакой роли не играет. Право на вычет получили даже работающие пенсионеры.

Что такое 600 кв. метров? Для справки: 100 кв. м – это ровно 1 сотка. Значит, 600 квадратов земли – это 6 соток.

Таким образом, за участок земли с площадью 6 соток и менее пенсионеры налог больше не платят. Как и остальные льготные категории согласно НК РФ (см. выше).

Если после вычета налоговая база имеет отрицательное значение (когда участок менее 6 соток), её считают равной нулю. А если участок больше 6 соток, то налог берут с оставшихся соток после вычета из них шести соток.

Налоговая сама рассчитает льготнику налог «с превышения» по следующей формуле:

НАЛОГОВАЯ БАЗА = ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СОТОК В УЧАСТКЕ – 6 СОТОК

Порядок применения нового налогового вычета

Если на пенсионера оформлено несколько земельных участков, воспользоваться новой налоговой льготой можно только по одному из них на выбор плательщика. Об этом говорит новый п. 6.1 ст. 391 НК РФ.

О таком выборе участка нужно известить налоговиков. Установлен срок – до 1 ноября года, который выступает налоговым периодом. То есть с которого льготник желает применять вычет по соответствующему участку. Причём это решение должно быть окончательным: после 1 ноября года переиграть его и подать уточнённое уведомление уже с иным участком – нельзя.

ПРИМЕР

Пенсионерка Широкова имеет на 2018 год в собственности 2 земельных участка. В конце октября 2018 года она уведомила ИФНС об участке, по которому хочет получить вычет за период 2018 года.

Скорее всего, сдавать какие-то документы кроме уведомления не придётся. Налоговая и так должна обладать необходимой информацией в рамках межведомственного обмена. В крайнем случае, можно указать кадастровый номер участка и документ-основание владения им (договор купли-продажи и т. п).

Обратите внимание: форму уведомления о выбранном участке, и порядок его заполнения утверждает ФНС России. Наверняка будет разработан и его электронный формат, чтобы отправлять через личный кабинет физлица на сайте ФНС России. И что немаловажно, направить этот документ можно в любую инспекцию по своему выбору.

Если льготник по каким-либо причинам не успел подать уведомление либо вообще проигнорировал эту возможность, без вычета он не останется. Инспекция при расчёте налога применит его в отношении того участка, по которому исчисленный налог будет самым большим. Что вполне справедливо.

Правила переходного периода

Рассматриваемый новый вычет по земельному налогу пенсионеры могут получить с периода 2017 года. На этом переходном этапе действует специальное правило о сроках и форме уведомления по 2017 году: известить ИФНС о выбранном земельном участке для вычета можно в свободной форме до 01 июля 2018 года. После этой даты изменить свой выбор нельзя.

Вот пример такого уведомления:

Если пенсионер или иной льготник не представит уведомление о выборе земельного участка, последствия этого аналогичные: вычет рассчитают по объекту с максимальной суммой налога.

ФНС в рамках межведомственного обмена сведениями с Росреестром и иными органами владеет всей информацией о принадлежащих пенсионеру земельных участках. Поэтому вряд ли возможна ситуация, когда у налоговой нет данных о втором участке.

Пример

Широкова – пенсионерка и имеет в собственности 2 земельных участка площадью 8 и 10 соток. За 2017 год по одному из них она вправе заявить вычет.

Поскольку участок в 8 соток расположен рядом с городом и имеет более высокую кадастровую стоимость, именно о нём Широкова решила уведомить налоговую инспекцию, что желает применить вычет.

В итоге земельный налог за 2017 год ей будет рассчитан:

  • за участок в 8 соток – как за 2 сотки;
  • за участок в 10 соток – за все 10 соток.

На наш взгляд, не совсем ясно, зачем вообще введена возможность подавать уведомление о выборе земельного участка, по которому льготник желает использовать налоговый вычет, если инспекция всё равно при расчёте применит его в отношении объекта с наибольшей суммой налога.

18.11.2010 / в / от

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (далее – Закон РФ N 5473-1) включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее – федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.

Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

  • Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ “О земельном налоге и налоге на имущество организаций”. Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

  • Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.

  • Организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).

Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица – в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве” и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В.В. Авдеев

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2010-11-18 14:55:08 2016-11-04 22:46:10 Земельный налог: льготы по земельному налогу

Многие пенсионеры имеют в собственности земельные участки, поэтому для них очень важно, как определяется налог на землю для пенсионеров, и нужно ли его вообще платить. Тем более что размер пенсии в России не очень велик.

Земельный налог является разновидностью местных налогов и поступает в местный бюджет. Он устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных органов и обязателен к уплате на территории конкретного муниципального образования. В соответствии с Налоговым кодексом, плательщиками налога на землю являются физические лица и организации, обладающие земельным участком, принадлежащим им на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. Лица, обладающие на землю правом безвозмездного срочного пользования или правом аренды, налог платить не обязаны.

Льготы на земельный налог

Перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты налога на землю, установлен ст. 395 Налогового кодекса. Данной нормой предусмотрено, что от налогообложения могут быть полностью освобождены только физические лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в отношении земельных участков, которые используются для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В Налоговом кодексе также установлены категории лиц, которым налог уменьшается на величину кадастровой стоимости 6 соток принадлежащего им участка. К ним относятся:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной Войны, ветераны и инвалиды боевых действий;
  • лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и других аварий, установленных законом;
  • лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации ядерных аварий;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, а также ставшие инвалидами в результате ядерных испытаний, учений.

При владении участком большего размера налог уплатить придется, но частично - исходя из стоимости площади, превышающей установленный "шестисоточный" лимит.

Эти правила предусмотрены нормами федерального законодательства. Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрено, что при установлении земельного налога органами местного самоуправления могут быть установлены собственные налоговые льготы, например, полное освобождение от обязанности уплаты земельного налога. Из этого следует, что

каждое муниципальное образование самостоятельно определяет, будет ли на его территории действовать освобождение в отношении пенсионеров или нет, а также определяет порядок его применения.

Помимо указанной льготы, законодательством нашей страны предоставлены еще некоторые послабления для данной категории граждан. Например, пенсионеры не платят имущественный налог , причем это установлено на федеральном уровне и действует на всей территории России.

Использование права на налоговые льготы

Для того чтобы узнать, платят ли пенсионеры земельный налог в конкретном муниципальном образовании , необходимо обратиться в администрацию соответствующего района либо в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Следует помнить, что даже если освобождение предусмотрено нормативными актами муниципального органа, оно не будет применено без соответствующего заявления лица, обладающего таким правом. Кроме заявления в налоговую необходимо будет представить пакет документов, подтверждающих льготный статус налогоплательщика.

Исчисление налога на землю

Как устанавливает Налоговый кодекс, обложению земельным налогом подлежат земельные участки, которые расположены в границах муниципального образования. Налог исчисляется с кадастровой стоимости земельного участка (за минусом стоимости 600 кв.м. данного участка ), определенной по состоянию на 1 января. Если земельный участок образовался в течение года, то налог платится с кадастровой стоимости, определенной на дату постановки участка на кадастровый учет. Все сведения, на основании которых рассчитывается земельный налог для пенсионеров, представляются в налоговые инспекции органами, которые осуществляют кадастровый учет. Налог в отношении участка земли, принадлежащего нескольким лицам на праве долевой собственности, определяется отдельно для каждого налогоплательщика соответственно его доле в таком участке.

Обратите внимание! В случае владения 2-мя и более участками, уменьшение налоговой базы производится только в отношении 1 любого участка по выбору налогоплательщика. Информацию о выбранном участке необходимо зафиксировать в уведомлении (образец можно скачать ), которое следует представить в налоговую инспекцию до 1 ноября (для вычета за 2017 год - до 1 июля 2018 г.).

Ставки налога на землю устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно, но в любом случае они не могут превышать 0,3 % в отношении:

  • сельскохозяйственных земель;
  • земель жилищного фонда;
  • земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и т.п.;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Налог на остальные земельные участки уплачивается исходя из ставки не более 1,5 %. Уплатить соответствующую сумму за определенный год необходимо не позднее 1 декабря следующего года на основании уведомления, направленного налоговым органом.

Для пенсионеров, не занятых трудовой деятельностью, участок земли – это хобби и работа, приносящая дополнительный доход и во всех отношениях облегчающая жизнь.

Налог на собственный земельный участок призван «облегчить» кошелёк пенсионеров, поэтому они заинтересованы в предоставлении льгот на этот вид налогообложения. Он считается местным и в 2018 году обязателен для уплаты на территориях всех муниципальных образований.

Земельный налог платят предприятия, физические лица, которые имеют собственные приватизированные земельные участки, с правом бессрочного пользования ими. Все нормы землепользования прописаны в Земельном кодексе РФ.

По закону все земельные участки, приобретённые в соответствии с требованиями законодательства, могут считаться собственностью граждан. Если земля находится в аренде, то арендаторы не должны платить земельный налог.

Размер земельного налога устанавливается, исходя из его кадастровой стоимости. Ставки налога установлены в размере от 0,3 до 1,5% от её значения в зависимости от того, кому принадлежит участок: товариществу, собственнику, предприятию и т.д. Муниципалитеты могут устанавливать собственные ставки, но они не должны быть выше прописанных в законе норм.

Исходя из определений законодательства, земельные сборы – это обязательная плата, средства за которые идут в местные бюджеты. Размер выплат устанавливается местным законодательством и является обязательным для всех владельцев.

В Земельном кодексе изложена информация о гражданах, которые имеют право на льготы. Информация в законе, касающаяся льгот на земельное налогообложение, касается предприятий. О них написано много и подробно.

Так как многие пенсионеры стремятся при уходе на заслуженный отдых иметь собственный земельный участок, то их интересует вопрос о том, каким образом устанавливается налог на землю для пенсионеров. При небольшом размере пенсии этот вопрос очень актуален.

На основании НК РФ все предприятия и физические лица, имеющие во владении земельные участки с правом бессрочной собственности, являются плательщиками в обязательном порядке. Не платят налоги только те граждане, которые владеют землёй на правах арендаторов или имеют право безвозмездного пользования на определенный срок.

  • Коренные малочисленные народности, которые живут на Дальнем Востоке, на Севере, в Сибири.
  • Представители северных народностей, использующие землю с целью сохранения своего традиционного образа жизни и народных промыслов.

Таким образом, других категорий льготников на послабление налогообложения в законодательстве не упомянуто. Пенсионеры обязаны производить оплату за землю в обязательном порядке на общих основаниях.

Это позиция федерального законодательства. Но на местном уровне законодательная власть обладает правом ввести свои правила налогообложения в плане льгот, так как это решение передано в муниципальные ведомства.

  • Ветераны ВОВ.
  • Ветераны боевых действий всех силовых структур.
  • Герои военных действий, удостоенные званий , Героев Советского Союза, кавалеры ордена Славы.
  • Инвалиды 1 и 2 групп, боевых действий, детства, ВОВ.
  • Граждане, ставшие инвалидами, получившие лучевую болезнь в результате участия в ядерных испытаниях.
  • Граждане, пострадавшие от техногенных катастроф.

Исходя из позиций, обозначенных федеральным законодательством, региональные власти обязаны внести в местные законы о землепользовании пункт об освобождении от налогообложения на землю граждан данных категорий. Местные власти могут установить свои налоговые льготы для граждан пенсионного возраста.

Федеральное законодательство не рассматривает пенсионеров как отдельную категорию, которая имеет право на льготы в уплате налогов на землю, но им предоставляются, тем не менее, определённые послабления в других видах налогов.

Виды возможных льгот на земельный налог

Пенсионер имеет право узнать, должен ли он платить налог на землю, которой владеет. Если льготы ему положены, то они не начнут действовать автоматически.

Гражданин должен дать знать о себе в налоговую инспекцию или администрацию поселения, где он проживает, написав заявление на освобождение от налога. Для этого пенсионеру необходимо обратиться в отделение НИ по месту своего проживания и нахождения участка земли.

К заявлению прилагаются документы, которые должны стать подтверждением тому, на основании чего гражданин считает, что ему положена привилегия при пользовании земельным участком:

  1. Паспорт для подтверждения личности заявителя.
  2. Удостоверения, справки об инвалидности, ранениях, заболеваниях, наградах.
  3. Документация на земельный участок — объект налогообложения.

Пакет документов в НИ можно принести лично или отправить по почте заказным письмом. При отправке почтой рекомендуется использовать копии удостоверений, подтверждающих статус заявителя. В данном случае не требуется, чтобы копии были заверены нотариусом. Работники НИ обязаны оперативно поставить в известность заявителя о результатах рассмотрения документов.

Муниципалитет может затребовать дополнительные справки для предоставления льготы, поэтому пенсионеру необходимо уточнить их перечень заранее, обратившись в соответствующие инстанции.

Все льготы разделены на 3 вида:

  1. Полное освобождение от уплаты.
  2. Уменьшение суммы, с которой насчитываются выплаты, на 10000 руб.
  3. Льготы, установленные на муниципальных уровнях. Данный вид привилегий для пенсионеров устанавливается, исходя из местных условий.

После принятия документов должностное лицо инспекции занимается проверкой их подлинности и достоверности. Далее налоговая инспекция выносит решение о выборе одного из видов льгот для каждого заявителя, о чём извещает его.

С момента вынесения решения начинается действие закона относительно льготника – производится перерасчёт выплат в соответствии с полученной льготой. Перерасчёт производится исходя из периода начала наступления права на льготу.

О дополнительных муниципальных льготах

В Налоговом кодексе РФ нет конкретных нормативов, по которым можно освободить пенсионеров от земельных налоговых обязательств. В законодательных актах многих регионов предусмотрены дополнительные социальные льготы именно для этой категории граждан:

  • Некоторые муниципалитеты предоставляют такое право гражданам пенсионного возраста, имеющим постоянную регистрацию в данном районе.
  • Ряд муниципальных образований включили в свои земельные законодательные акты льготные скидки при уплате налога пенсионерам, которые имеют регистрацию в домах, построенных на территории, за которую они уже вносят обязательную оплату.
  • В отдельных областях РФ введено послабление в уплате за землю садовых некоммерческих товариществах для пенсионеров, хотя закон обязывает платить всех членов товариществ за земли коллективного пользования.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...