Контроль за использованием бюджетных средств. Контроль за исполнением федерального бюджета, оперативный


Контроль за выполнением закона о федеральном бюджете. Основной контроль осуществляет Счетная палата Федерального собрания. Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое выделение бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата, ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденным федеральным Законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартальная форма отчета утверждается Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. Данные оперативного контроля используются при планировании ревизий и проверок.

  • - последовательно совершаемые действия и включает: разрешение га осуществление платежа; осуществление платежа. Ф.р.ф.б. осуществляется Федеральным казначейством...

    Пограничный словарь

  • - в РФ - орган государственной власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией...

    Финансовый словарь

  • - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов...

    Большой экономический словарь

  • - привлечение правительством заемных средств в качестве источников для покрытия дефицита...

    Большой экономический словарь

  • - "...1. используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 2...

    Официальная терминология

  • - в РФ - федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной...

    Финансовый словарь

  • - в РФ - сводная бюджетная роспись, составляемая Министерством финансов РФ и утверждаемая Министром финансов РФ. передается на исполнение Федеральному казначейству.См. также: ...

    Финансовый словарь

  • - контроль за выполнением закона о федеральном бюджете. Основной контроль осуществляет Счетная палата Федерального собрания...

    Большой экономический словарь

  • - "...Кассовый расход - операция по списанию средств со счета органа федерального казначейства в оплату принятых в установленном порядке денежных обязательств получателя средств федерального бюджета..." Источник: <...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...2.1...

    Официальная терминология

"КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ОПЕРАТИВНЫЙ" в книгах

3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета Бюджетный процесс в РФ - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.Возможны два подхода к разработке государственного

Расходы федерального бюджета

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

Понятие и роль бюджета Под бюджетом понимается образование и расходование денежных средств государства. Средства государственного бюджета могут расходоваться на различные нужды государства и местного самоуправления. Например, за счет этих средств содержится армия,

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.Источники финансирования утверждаются органами законодательной

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета

автора Бурханова Наталья

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты

28. Доходы федерального бюджета

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

28. Доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:1) налога на прибыль организаций;2) налога на прибыль организаций;3) налога на добавленную стоимость;4) акцизов на спирт этиловый из пищевого

Систематический контроль за исполнением

автора Боссиди Ларри

Систематический контроль за исполнением Четко и ясно поставленные цели немногого стоят, если никто не принимает их всерьез. Одной из наиболее распространенных причин провалов в бизнесе является недостаточный контроль за исполнением поставленных задач. Часто ли вы

Систематический контроль над исполнением

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

Систематический контроль над исполнением По окончании процесса анализа стратегии напишите письмо каждому из руководителей вашего предприятия, чтобы закрепить и подтвердить достигнутые договоренности и использовать их в дальнейшем в качестве ориентиров для оценки

Вопрос 2 Доходы федерального бюджета

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 2 Доходы федерального бюджета При анализе состава и структуры доходов федерального бюджета интерес, прежде всего, представляет доля доходов федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета РФ (табл. 4.1).В доходах консолидированного бюджета 2007 г.

автора Коллектив авторов

Глава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Статья 49 Утратила

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 92. Дефицит федерального бюджета 1. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.2. Кредиты

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 168.6. Порядок исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и осуществления контроля за его исполнением при введении временной финансовой администрации 1. Временная финансовая администрация осуществляет финансовый контроль за исполнением

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Глава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Статья 49. Виды доходов федерального бюджетаУтратила силу. – Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ.Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ)В федеральный бюджет зачисляются налоговые

Глава 25. ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 25. ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Утратила силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 26.04.2007

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 53. Права и обязанности должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением требований настоящего Федерального закона 1. При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности, связанной с оборотом


Важный этап бюджетного процесса - контроль за исполнением бюджета, осуществляемый представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.
В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета осуществляется в форме парламентского и административного контроля.
Парламентский контроль, осуществляемый соответствующими представительными органами, предполагает:
право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета; на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную палату РФ, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.
Административный контроль осуществляется Министерством финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.
Административный контроль предполагает право:
проводить проверки главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
получать информацию, необходимую для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;
давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, служащие основанием для наложения мер ответственности.
Казначейство РФ осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.
Министерство финансов РФ проводит внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетополучателей, а также может осуществлять аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета. Министерство финансов РФ организует финансовый контроль и аудит юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.
Финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности. Главные распорядители бюджетных средств проводят аудит казенных предприятий.
Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляют Совет Федерации и Государственная Дума. Созданная для этих целей Счетная палата РФ по указанию Совета Федерации и Государственной Думы проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств. Ежеквартально она представляет в Совет Федерации и Государственную Думу отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дает ежегодное заключение по Отчету Правительства РФ об исполнении бюджета.
Заключение Счетной палаты по Отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета включает:
заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целевому назначению, а также указание случаев нецелевого использования бюджетных средств с выявлением руководителей органов государственной власти или бюджетополучателей, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Казначейства РФ, допустивших осуществление платежа;
заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств сверхбюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;
заключения по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо росписи бюджетных расходов.
В заключение по Отчету об исполнении бюджета входит также ряд анализов, характеризующих различные стороны исполнения бюджета.

Бюджетный контроль - "совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявления резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшению бюджетной дисциплины" .

В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, когда усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля.

Задачи бюджетного контроля:

    обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

    соблюдения налогового и бюджетного законодательства;

    контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

    проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

    выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

    проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

    контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

    пересечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

Выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам.

Непосредственным предметом бюджетного контроля выступают все этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении), поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды декларации, расчеты по налогам, постановка бухгалтерского учета и отчетности, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, трансферты, бюджетные кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей.

Вся система бюджетного контроля опирается и регламентируется нормативными юридическими и законодательными актами, важнейшим из которых является Бюджетный кодекс РФ, который определяет меры ответственности экономических субъектов за выполнение (или невыполнение) бюджетной дисциплины. Статья 281 Кодекса гласит: "Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения".

Бюджетным кодексом РФ также установлен перечень мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства. К ним относятся предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях наложение штрафа, начисление пени и иные меры.

Перечень предметов, подлежащих проверке при бюджетном контроле, охватывает практически все стороны бюджетного процесса, а также финансово-хозяйственной деятельности субъектов воспроизводственного процесса. Они все взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга и в конечном счете влияют на уровень собираемости налогов, на объем бюджетных доходов и финансирования из бюджета, на количественно-качественные параметры выполнения государством своих функций и задач на всех этапах финансовой и социально-экономической политики.

Классификация бюджетного контроля. Формы и методы его проведения.

Успешное выполнение сложных задач в ходе реализации бюджетного процесса зависит от соответствующей организации, видов контроля, форм и методов его проведения.

В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают государственный бюджетный контроль; ведомственный контроль, независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами; внутрихозяйственный контроль; правовой контроль.

По времени проведения бюджетный контроль подразделяется на предварительный, текущей и последующий.

"Предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.

Текущий контроль проводится в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Последующий контроль имеет место в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов" .

Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.

Основные методы бюджетного контроля - документальная и камеральная проверки, экономический анализ, ревизия, обследование.

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая отчетность, сметы расходов расчеты по налогам, декларация и другая документация.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов.

Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы.

Важный метод проведения бюджетного контроля - анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений. Комплексный анализ служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в Российской Федерации.

Ревизия - комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля, направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций выделения бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения государственной собственности, достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.

Во время ревизии осуществляется контроль за законностью, достоверностью, целесообразности совершаемых хозяйственных операций, за целевым и рациональным использованием бюджетных ассигнований, материальных и трудовых ресурсов, выполнением намеченных показателей по доходам и расходам бюджета; за своевременным и правильным прохождением всех этапов бюджетного процесса и сметного финансирования.

По полноте охвата деятельности ревизуемого объекта различают ревизии полные и частичные, комплексные и тематические.

Полная документальная ревизия предполагает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, а частичная - отдельных сторон или участков этой деятельности либо определенных статей затрат.

Самые распространенные и прогрессивные - комплексные ревизии, включающие все участки и стороны деятельности ревизуемого предприятия (организации).

Тематическая ревизия проводится для проверки определенного участка (темы) деятельности ревизуемого предприятия, организации.

По глубине проведения ревизии отличают сквозные и локальные.

Сквозная ревизия проводится одновременно на вышестоящих и нижестоящих предприятиях (в организациях) по одинаковым и взаимосвязанным программам. Локальные же ревизии проводятся только на одном предприятии, в учреждении и организации или на нескольких, но по различным и не взаимосвязанным программам.

По отношению к плану выделяют плановые и внеплановые ревизии. Первые предусматриваются в годовых и квартальных планах работы контролирующих органов, а вторые проводятся при наличии данных о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

По степени охвата данных финансово-хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии. В ходе проведения сплошных ревизий контролю подвергаются все и данные на определенном участке деятельности ревизуемого предприятия и за весь ревизуемый период. При выборочных ревизиях проверяется часть документов на выборку за тот или иной промежуток времени.

При комбинированной ревизии одни участки подвергаются сплошной проверке, другие - выборочной.

По характеру проверяемого материала ревизии подразделяются на документальные и фактические.

Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации.

К приемам фактической ревизии относятся: инвентаризация материальных ценностей и денежных средств; экспертная оценка фактического объема и качества выполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов и денежных средств; визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных подразделений; проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.

При проведении ревизии финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета результаты ревизии докладываются главам администраций соответствующего уровня. При этом многие недостатки по мере возможности устраняются в процессе ревизии на основании высказанных в письменной форме предложений и замечаний ревизором-контролером.

Состав и структура органов бюджетного контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми государством на том или ином этапе своего развития.

Рассмотрим органы, осуществляющие контроль за всеми этапами бюджетного процесса в условиях совершенно новой финансовой и социально-экономической политики России.

Президент РФ. Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины служит важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохраняя ее целостности. Он осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, действующее на основе Указа Президента РФ от 16.03.1996 года № 383. Среди его функций - контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации.

На основании конституции РФ и Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ Правительство РФ обеспечивает проведение единой налоговой, финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении; информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета; в установленные сроки предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений.

Федеральное собрание РФ и Счетная палата. В обеих палатах Федерального собрания РФ имеются специальные бюджетные комитеты, в функции которых входит проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, а также контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. Кроме, того парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально образованный Советом Федерации и Государственной Думой контрольный орган - Счетную палату.

В рамках своей деятельности Счетная палата поводит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета. В случаях выявления нарушений, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписание, обязательной для исполнения. Если оно не исполняется, то по согласованию с Государственной Думой Счетная Палата вправе принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных, расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные и федеральные органы, внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, вне зависимости от форм собственности, если они получают, перечисляют используют средства из федерального бюджета, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы.

Министерство финансов Российской Федерации занимает особое место в системе бюджетного контроля. На него возложены широкие полномочия в проведении контрольной деятельности в процессе составления и рассмотрения государственного бюджета, смет расходов главных и нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов, аккумуляции доходов в бюджет и финансирования расходов, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на предприятиях, учреждениях и организациях различных форм собственности ведомственной принадлежности .

Бюджетный контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Министерства финансов РФ в пределах своей компетенции, в том числе специально созданным Контрольно-ревизионным управлением с его территориальными и местными органами.

Широкими контрольными функциями за полнотой поступления, целевым и экономным использованием государственных средств наделено Главное управление федерального казначейства и его территориальные органы на местах.

"Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса исполняемым бюджетами государственных внебюджетных процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу" .

Как контрольному органу в целях укрепления бюджетно-налоговой дисциплины казначейству даны следующие права:

    производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности проверки денежных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета РФ;

Получать от финансово-кредитных и налоговых органов справки и сведения о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства

    федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, необходимые для контроля и регулирования бюджетных процессов;

    приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета РФ и внебюджетных фондов в случаях непредставления органам казначейства бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

Налагать на банки или иные кредитные учреждения штрафные санкции в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета и внебюджетных фондов, или при перечислении средств из этих фондов на счета получателей;

    взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в случае использования из не по целевому назначению;

    требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.

"Реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное - предотвратить эти нарушения" .

Для усиления контроля за исполнением доходной части бюджета в Российской Федерации созданы и функционируют государственные органы налогового контроля.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления и осуществляющую контрольные действия за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов власти.

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации - это специализированный правоохранительный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий законность и правопорядок в сфере налогов и связанных с ним правоотношений и являющийся составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Данная служба ликвидирована с 2003 года.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации - это государственный правоохранительный орган исполнительной власти, наделенный специальными властными полномочиями в целях выполнения возложенных на него задач и функций в сфере таможенного дела и в других, связанных с ним областях, в том числе в налоговой сфере и в сфере валютного контроля. В целом права и обязанности таможенных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства при перемещении товаров через таможенную территорию РФ идентичны с правами и обязанностями государственных налоговых инспекций.

В проведении бюджетного контроля участвуют также министерства и ведомства, отделы и управления органов исполнительной власти, которые осуществляют ведомственный контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств.

Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово-хозяйственных операций, произведенных предприятиями, учреждениями и организациями; соблюдение ими финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины; контроль за рациональным и целевым использованием полученных от главных распорядителей бюджетных кредитов; выявление злоупотреблений и законного расходования материально-денежных средств и ценностей; проверка правильности постановки бухгалтерского учета и отчетности, достоверности первичных и бухгалтерских документов, правильности их ведения и оформления .

Важное значение в решении этих зада имеет внутрихозяйственный контроль, осуществляемый работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному бухгалтеру. "Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего предприятия с тем, чтобы исключить возможность образования недостач, растрат незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей" .

Аудиторский контроль. Аудиторская деятельность "представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Аудит осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами" .

Контроль за исполнением бюджета осуществляется следующими органами:

  • 1) Счетной палатой Российской Федерации;
  • 2) представительными органами власти;
  • 3) финансовыми и налоговыми органами;
  • 4) контрольно-счетными палатами на местах.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, контроль за исполнением бюджета осуществляется в двух формах - парламентской и административной.

Парламентский контроль осуществляют представительные органы власти. Проведение данного вида контроля предполагает:

  • 1) право представительных органов государственной власти на получение оперативной информации по исполнению бюджета от ответственных организаций;
  • 2) право представительных органов государственной власти на получение необходимых сопроводительных официальных документов (по утверждению бюджета);
  • 3) право представительных органов государственной власти на оценку качества деятельности органов, исполняющих бюджеты;
  • 4) право представительных органов государственной власти на утверждение или не утверждение отчетов исполнительных органов об исполнении бюджетов;
  • 5) право представительных органов государственной власти на создание контрольно-счетных органов, занимающихся внешним контролем исполнения бюджетов. Административный контроль за исполнением бюджета осуществляют:
  • 1) Министерство финансов Российской Федерации;
  • 2) финансовые органы субъектов Российской Федерации;
  • 3) главные распорядители бюджетных средств;
  • 4) главные бухгалтеры бюджетных учреждений.

Проведение административного контроля предполагает следующее:

  • 1) право получения необходимой информации в нужном объеме и в определенные сроки;
  • 2) право проведения проверок деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • 3) право на устранение выявленных в работе недостатков либо нарушений;
  • 4) право оформления необходимых документов для наложения мер ответственности на виновных в выявленных нарушениях.

Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляют следующие органы: Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации.

Заключение по данному отчету включает в себя:

  • 1) заключения по каждому из случаев финансирования, не предусмотренного в государственном бюджете, который был утвержден;
  • 2) заключения по каждому из разделов и подразделов бюджета о том, какое количество средств было использовано по целевому назначению (а также указание обнаружения случаев нецелевого использования бюджетных средств);
  • 3) заключения по каждому из разделов и подразделов бюджета о том, какие средства и на какие нужды были использованы сверх бюджетных ассигнований разных уровней в полном объеме;

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных организаций. Они осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

В соответствии со ст. 101-103 Конституции РФ для осуществления общегосударственного контроля законодательные органы государственной власти могут создавать свой орган. Таким органом в России является Счетная палата РФ.

Счетная палата РФ существует в России на основании Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. Она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием РФ, и подотчетна ему.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

  • - организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • - проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов;
  • - экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов международных договоров РФ, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;
  • - анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом.
  • - подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов в отчетном году, подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Они распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета или обслуживания государственного долга РФ.

Все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Большую роль в осуществлении бюджетного контроля играет также Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство и его функции

Создание казначейской системы в России началось в январе 1993 г. В соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 и на основании постановления Правительства России от 27 августа 1993 г. № 864 Федеральное казначейство организовывалось как структура Министерства финансов РФ. Оно было создано в целях проведения более эффективной государственной бюджетной политики, управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Казначейская система существовала еще в царской России. В 1796 г., в период правления Павла I, впервые была учреждена должность государственного казначея. Государственным казначеем был назначен Алексей Иванович Васильев. Он являлся исполнителем государственной росписи и контролировал движение денежных сумм. Министр финансов в конце каждого года составлял роспись доходов и расходов и отсылал в Государственное казначейство для исполнения.

В 1821 г. впервые был учрежден Департамент государственного казначейства, которому были подчинены все казначеи с их функциями. В 1900 г. в России насчитывалось 728 уездных казначейств. Они состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись казенным палатам. К 1917 г. Департамент государственного казначейства выполнял много разных функций: устанавливал бюджет для каждого уезда; ведал рассылкой окладных листов, взысканием штрафов и недоимок; выдачей пенсий и пособий; выдачей кормовых денег арестантам; земским сбором и др.

После 1917 г. было принято решение осуществлять все бюджетные расходы через Народный банк. Департамент государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка. Этот процесс завершился в 1926 г. С того времени и вплоть до конца 90-х гг. в России фактически существовала банковская система исполнения бюджета.

В условиях административно-командной экономики не было принципиальной разницы, каким образом осуществлялось исполнение бюджета, поскольку все банки были государственными. Государственными были и те средства, которые проходили через них.

Ситуация изменилась лишь в начале 90-х гг., когда наряду с Центральным (государственным) банком стали возникать коммерческие банки. Поскольку не было соответствующего законодательства, реальных органов, контролирующих движение бюджетных средств, и не была отлажена система учета бюджетных средств, исполнение бюджета осуществлялось по-старому, через банковскую систему. Но наряду с Центральным банком уже реально функционировали коммерческие банки, через которые также двигались бюджетные деньги.

Действовала такая схема: суммы бюджетного финансирования поступали на счета главных распорядителей, т.е. министерств и ведомств и далее перераспределялись с помощью коммерческих банков. При этом Минфин РФ как главный распорядитель бюджетных ассигнований был лишен возможности контролировать прохождение и целевое использование этих средств. Само прохождение денег по счетам коммерческих банков значительно удлиняло «пробег» бюджетных средств до конечных получателей. Коммерческим банкам было выгодно «прокручивать» эти деньги, играть на рынке государственных ценных бумаг, пополнять кредитные ресурсы за счет этих средств. Поэтому, с одной стороны, постоянно рос средний уровень остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков, а, с другой стороны, широкое распространение получили задержки выплаты заработной платы бюджетникам, невыплаты пенсий, пособий. Все это приводило к росту социальной напряженности в обществе и одновременно ослаблению контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Поэтому было решено вновь перейти к казначейской системе исполнения бюджета. После Указа Президента РФ 1992 г. и Постановления Правительства РФ от 27 августа 1993 г. началась работа по переходу на казначейскую систему исполнения бюджета.

Федеральное казначейство - это система органов федерального казначейства, находящаяся в подчинении Министерства финансов РФ. Его структура является трехуровневой.

Первый уровень - Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Начальник ГУФК назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ, по должности он является заместителем министра финансов.

Второй уровень - территориальные управления федерального казначейства (УФК) по республикам, краям, областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу. Руководители территориальных УФК назначаются и освобождаются от должности министром финансов по представлению начальника ГУФК.

Третий уровень - территориальные отделения федерального казначейства на местах (ОФК) - по городам (за исключением городов районного подчинения). Руководители ОФК назначаются и освобождаются от должности начальниками вышестоящих органов по субъектам РФ.

Формирование территориальных УФК началось с 1994 г. Они сначала в порядке эксперимента, а затем на постоянной основе стали вести учет и распределение федеральных доходов.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции:

  • 1) осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета;
  • 2) управляет движением средств на счетах казначейства;
  • 3) доводит информацию о результатах исполнения федерального бюджета до вышестоящих исполнительных и законодательных органов власти;
  • 4) осуществляет руководство работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета;
  • 5) ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета;
  • 6) обеспечивает исполнение нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством;
  • 7) организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;
  • 8) организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета. Основной функцией Управлений Федерального казначейства;
  • 9) по республикам, краям, областям и т.п. является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета.

Основными функциями Отделений Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах являются следующие:

  • 1) формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;
  • 2) обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;
  • 3) ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;
  • 4) представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.
  • 5) В целом Федеральное Казначейство РФ создано для решения следующих задач:
  • 6) Организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства исходя из принципа единства кассы.
  • 7) Регулирование финансовых отношений между бюджетами, осуществление контроля за поступлением и использованием внебюджетных средств.
  • 8) Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом.
  • 9) Управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
  • 10) Размещение на возвратной и платной основе государственных финансовых ресурсов.
  • 11) Разработка методологических и инструктивных материалов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций.
  • 12) Ведение операций по учету государственной казны РФ.

Казначейская система исполнения бюджета имеет принципиальное отличие от банковской системы исполнения. При банковской системе исполнения федерального бюджета по доходам, средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней все банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация поступала в Минфин РФ. Исполнение же федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования:

  • - выделение объемов бюджетных назначений;
  • - осуществление кассовых расходов бюджетополучателями. Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном через коммерческие банки.

При казначейской системе исполнения бюджета происходит концентрация двух потоков денежных средств - доходного и расходного на одном счете. Такой порядок позволяет:

  • - значительно ускорить процесс финансирования за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечного получателя, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;
  • - повысить эффективность использования бюджетных средств за счет более жесткого контроля за целевым использованием средств;
  • - снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.

При казначейской системе можно более оперативно контролировать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, суммы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.

Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем:

  • · информация по исполнению бюджета становится актуальной, так как любые потоки информации регистрируются казначейством;
  • · резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов;
  • · обеспечивается сохранность средств;
  • · обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюджета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;
  • · повышается эффективность управления процессом исполнения бюджетом и управления ресурсами.

Бюджетный контроль представляет собой вид финансового учета, осуществляемого государством. Эта деятельность направлена на обеспечение законности, эффективности, достоверности экономических явлений и процессов.

Бюджетный контроль входит в состав Он рассматривается как комплекс определенных мероприятий, которые проводятся госорганами по проверке результативности, законности и целесообразности действий в формировании, использовании и распределении денежных фондов государства в целом, а также его субъектов и территориальных органов. Бюджетный контроль позволяет выявить резервы увеличения поступлений прибыли в бюджет, а также методов улучшения бюджетной дисциплины. Все указанные мероприятия имеют законодательную основу в связи с тем, что именно право обеспечивает регулирование контрольных отношений в сфере финансовой деятельности.

Понятие "бюджетный контроль" не содержится в действующем законодательстве. Для определения сущности этой деятельности специалисты исходят из того, что она входит в состав комплекса финансовых действий государства, муниципальных формирований. Другими словами, бюджетным контролем называют метод, который используют для обеспечения законности в ходе финансовой деятельности.

Особенностью этого метода учета (в отличие от таможенного, валютного или налогового) является наличие особого содержания, специфического объекта, субъекта, задач и целей.

Данная цель может быть достигнута выполнением определенных задач. К ним относят:

  1. Соблюдение законодательства.
  2. Обеспечение результативного контроля над образованием государственной прибыли и ее рациональным применением.
  3. Соблюдение финансового процесса.
  4. Осуществление контроля над реализацией структуры межбюджетных отношений.
  5. Предупреждение, пресечение правонарушений в сфере финансов.
  6. Координация и проверка деятельности контрольных подразделений.

К объекту финансовой проверки относят денежные отношения, которые формируются на всех этапах финансового процесса.

Субъектами выступают органы бюджетного контроля. К ним относят законодательные, исполнительные подразделения власти, должностных лиц территориальных администраций в муниципальных образованиях. Субъекты разделяются на контролируемые и контролирующие. В первую категорию входят подразделения госвласти, предприятия, Другими словами, к контролируемым субъектам относят все объекты, которые получали, перечисляли или использовали средства бюджета.

Разные виды финансовых проверок основываются на конкретных методах и формах их проведения. Для снижения рисков возникновения ошибок часто применяется ПМК КИС Бюджетирование.

Существующее законодательство разделяет проверку на внутреннюю и внешнюю. Внутренний контроль осуществляется исполнительной властью. Данная проверка, проводимая относительно собственной деятельности сторон финансовых отношений, неразрывно связана с задачами, которые стоят пред их участниками.

Внешний контроль осуществляют независимые органы. Эта проверка производится по поводу финансовой деятельности исполнительной власти.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...