Концептуальные основы безопасности банка. Безопасность банковской системы


1

Настоящая статья посвящена вопросам банковской безопасности в Российской Федерации. Банковская система – кровеносная система экономики, в связи, с чем банковская безопасность является одним из основных элементов обеспечения экономической безопасности, особенно в условиях экономических кризисов. Именно банки могут, с одной стороны, полностью оградить экономику страны от финансового кризиса или хотя бы ослабить его глубину, с другой – именно банки являются основным источником уязвимости финансовой системы государства. Большинство изменений банковских отношений на сегодняшний день связано с глобализацией экономики, созданием международных организаций и вступлением в них все большего числа стран; внедрением информационных технологий и повышением уровня конкуренции, как отмечено в Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020?года». В?связи с этим необходимо упомянуть рекомендации по совершенствованию банковского надзора и обеспечить надлежащее правовое обеспечение банковских операций и сделок, установление ответственности для кредитных организаций, контрольно-надзорные полномочия Банка России, эффективное взаимодействие Банка России с другими органами, уполномоченными на регулирование деятельности финансового рынка.

национальная безопасность

экономическая безопасность

банковская безопасность

мировой финансовый кризис

государственная стратегия экономической безопасности

Банк России

1. Алексеева Д.Г. Банковская безопасность: правовые проблемы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 2011.

2. Линников А.С., Карпов Л.К. Международно-правовые стандарты регулирования банковской деятельности. – М.: Статут, 2014. – 173 с.

3. Песина Е.А. Роль государства в обеспечении экономической безопасности на фоне вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию?// Право ВТО. 2012. – №?4. – С. 15 – 21.

4. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996?г. №?608 «О?Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»?// СЗ РФ. – 1996. – №?18. – Ст. 2117.

5. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009?г. №?537 «О?Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»?// СЗ РФ. – 2009. – №?20. – Ст. 2444.

6. Федеральный закон от 10 июля 2002?г. №?86-ФЗ «О?Центральном банке Российской Федерации (Банке России)?// СЗ РФ. – 2002. – №?28. – Ст. 2790.

7. Чапчиков С.Ю. Теоретико-правовые аспекты защиты экономической безопасности, как функция государства: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2006.

Одной из острейших экономических проблем Российской Федерации является рост угроз экономической и финансовой безопасности государства.

Состояние экономической безопасности в последнее время приобретает все новые и новые вопросы, что непосредственно сказывается и на национальной безопасности страны в целом. В Российской Федерации отсутствует единая сформировавшаяся система подходов, а имеется лишь разрозненная совокупность предпринимаемых мер. С одной стороны, трансформация старых и появление новых угроз и рисков, а с другой, острая необходимость совершенствования обеспечения экономической безопасности в банковской составляющей диктует прерогативу на комплексный подход к обеспечению экономической безопасности в сфере банковской деятельности.

Современное экономическое состояние Российской Федерации далеко от совершенства, что усиливает негативное воздействие постоянно возникающих экономических угроз.

Центральным звеном всех экономических взаимоотношений является банковская сфера, которая в настоящее время находится в достаточно плохом состоянии. Данное утверждение, прежде всего, связано с процессом филиализации Центрального банка Российской Федерации по отношению к Федеральной резервной системе, что еще в большей степени прикрепляет национальную экономику к доллару и ослабляет рубль.

К тому же стала вновь намечаться тенденция роста мошеннических действий, возникающих в банковской сфере, что подрывает все основы экономической жизни страны.

Совершенствование посредством внесения коренных изменений в нормативно-правовое регулирование в ближайшее время станет для Российской Федерации первостепенной задачей. Необходимость подчинения Центрального банка и его подотчетность Правительству Российской Федерации прежде всего этим и обосновывается.

Таким образом, экономическая безопасность является составной и неотъемлемой частью национальной безопасности любой страны, где стержнем всего является банковская сфера, и внесение каких-либо негативно задуманных изменений влечет волнения в стране. В связи с этим в ближайшее время будут приниматься новые нормы, которые будут регламентировать данную сферу и которые также будут подвергаться и критике и одобрению, но это выглядит гораздо лучше, чем просто находиться в режиме отстраненности.

Экономические и финансовые связи в современном мире носят межгосударственный, а зачастую и общемировой характер. При этом успешное ведение бизнеса в любом государстве невозможно без знания и правильного применения международных норм и стандартов.

Особое место в системе норм международного права занимают акты, регулирующие финансовые отношения и банковскую деятельность, направленные на обеспечение стабильности и финансовой безопасности как отдельных банков и финансово-банковских групп, так и национальных банковских систем, а также мировой финансово-банковской системы в целом. Стабильность и финансовая безопасность отдельных участников рынка являются залогом устойчивого функционирования общемировой системы финансовых отношений .

Вопросы национальной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом Российской Федерации «О безопасности» и стратегиями безопасности в различных сферах. Так, в настоящее время действует Стратегия национальной безопасности до 2020 г., принятая в 2009 г., а в области экономической безопасности – Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации от 1996 г.

Основные направления безопасности определяются Президентом России, который, в свою очередь, возглавляет Совет безопасности. Правовая основа обеспечения национальной безопасности помимо национального законодательства – это еще и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.

Реализация Стратегии призвана обеспечить защиту гражданских прав населения; эффективное решение экономических задач; влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России. Экономисты выделяют следующие уровни экономической безопасности: международный, национальный, локальный, частный.

Цель Стратегии – обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз .

К примерам таких экономических угроз можно отнести крах финансово-кредитной системы в 1998 г. или мировой финансовый кризис 2008 г.

К угрозам экономической безопасности России можно также отнести повышение зависимости от европейских и мировых кризисных явлений. Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы .

Угрозой является также затруднение деятельности Банка России как регулятора, ввиду того что филиалы иностранных банков не подконтрольны Банку России. Повышение рисков банковской деятельности и появление новых схем легализации доходов, несмотря на надзор международных организаций, также представляют угрозу экономической безопасности. Так, банковская система играет одну из ключевых ролей в развитии современной рыночной экономической системы, концентрирует и перераспределяет огромные денежные капиталы, является посредником в кредите, расчетах и платежах, опосредует и тем самым контролирует все связи между всеми субъектами экономических отношений. Невыполнение банковской системой своих функций парализует экономические связи в стране и выступает угрозой экономической безопасности всего общества. Это обуславливает зависимость экономической, а зачастую и политической обстановки в государстве от состояния экономической безопасности банковской сферы.

К критериям безопасного состояния экономики Стратегия относит устойчивость финансовой системы, определяемую, в частности, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг. В этой области выполнение задач по обеспечению экономической безопасности совпадает с целями деятельности Банка России, установленными Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». А это: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы .

Большинство изменений банковских отношений на данном этапе связано с глобализацией экономики, созданием международных организаций и вступлением в них все большего числа стран; внедрением информационных технологий и повышением уровня конкуренции . В результате интегрированности банков в мировые хозяйственные системы и еще большей интегрированности возросла чувствительность банков к рискам, а воздействие рисков на банковскую деятельность стало более многообразным. Последствия кризисов ярко это демонстрируют.

Следует отметить, что само банковское дело по своей природе связано с многочисленными угрозами, представляющими потенциальную опасность для интересов граждан, общества и государства в целом. Укрепление устойчивости финансовой и банковской сферы в современной России является важным направлением в обеспечении национальной безопасности страны. Отличительной особенностью российской банковской системы является недавнее восстановление коммерческого сектора, что в некоторых случаях нужно понимать буквально.

В условиях нестабильности мировых финансовых рынков банковская деятельность стала зоной повышенного риска. Финансовые кризисы могут влиять на безопасность национальных банковских систем и угрожать потерей экономического суверенитета.

В этих условиях необходимо рассматривать банковскую безопасность как важнейшую функцию государства .

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1) выявление угроз;

2) разработка мер по выходу из опасной зоны;

3) реализация разработанных мер.

Данные механизмы разрабатываются и реализуются в рамках программы социально-экономического развития России.

Очевидно, что главенствующая роль в разработке и имплементации мер банковской безопасности как части экономической безопасности принадлежит Банку России, тем не менее ни в Стратегии 2020, ни в Стратегии экономической безопасности, ни в Федеральном законе Российской Федерации «О безопасности» этот орган государственного управления не упоминается. Более того, Председатель Банка России не является членом Совета безопасности, так же как и министр экономического развития. Единственным представителем банковского сектора экономики в Совете безопасности является министр финансов, как правило, возглавляющий Национальный банковский совет .

На наш взгляд, недостатком является то, что экономической безопасности в Стратегии 2020 и в целом в системе национальной безопасности не отводится должного места. Представляется важным Стратегию 2020 дополнить положениями об экономической безопасности и банковской безопасности .

В Стратегии экономической безопасности важно конкретизировать понятие «банковская безопасность» и добавить критерии банковской безопасности.

К этой гипотезе можно добавить предложение по дополнению компетенции Совета безопасности функциями по обеспечению экономической безопасности, которые на данный момент там отсутствуют. Также в состав Совета безопасности имеет смысл ввести Председателя Центрального банка как постоянного члена.

Правовое регулирование деятельности кредитных организаций призвано обеспечить экономическую стабильность государств, устойчивость банковской системы, гарантировать сохранность вкладов, защиту прав инвесторов.

В сфере правового регулирования деятельности кредитных организаций большое значение имеют нормы, принципы и рекомендации, выработанные международными организациями, деятельность которых в той или иной степени затрагивает функционирование финансовых рынков .

Задача заключается в том, чтобы структурировать правовое регулирование банковской деятельности таким образом, чтобы предотвратить негативные последствия в деятельности банков. В связи с этим перед государствами стоит важная задача по внедрению международных стандартов, норм-принципов и процедур в национальное банковское регулирование. В первую очередь это принципы в сфере защиты мировых финансовых систем от легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В связи с этим необходимо упомянуть рекомендации по совершенствованию банковского надзора Базель I, Базель II, Базель III и Конвенцию ОЭСР. Имплементация этих принципов в российское банковское регулирование будет способствовать «эффективному позиционированию российских банков на международных финансовых рынках, а также интегрированию национальной банковской системы в мировую финансовую систему без ущерба для собственной национальной (экономической) безопасности» .

Банк России уже проинформировал о том, что положения Базеля III предполагается реализовать в отношении российского банковского сектора поэтапно. Соответствующие положения предусмотрены Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г., подготовленной Правительством Российской Федерации и Банком России.

В Стратегии отмечается, что проблемы, проявившиеся в деятельности банковского сектора Российской Федерации в ходе кризиса, свидетельствуют о недостатках банковского регулирования и банковского надзора. Основным недостатком является реализация при осуществлении функций по банковскому надзору в значительной степени формальных подходов.

Одной из причин указанного недостатка остается ограниченность правовых возможностей Банка России по реализации содержательных подходов к оценке рисков кредитных организаций. В существенной степени российское законодательство не отвечает международным стандартам и в части возможностей осуществления надзора на консолидированной основе, а также в части определения (в целях ограничения концентрации рисков) критериев связанности заемщиков между собой и связанности заемщиков с банком. Также не соответствует международным представлениям об эффективном надзоре перечень имеющихся в распоряжении Банка России мер надзорного реагирования на недостатки в деятельности кредитных организаций и банковских групп (банковских холдингов).

В связи с этим Правительство Российской Федерации и Банк России считают необходимым укрепить правовую основу реализации Банком России задач по банковскому надзору. В том числе предполагается внести в законодательство изменения, направленные на установление полномочий Банка России по осуществлению содержательного регулирования и надзора, надзора на консолидированной основе, определению состава мер надзорного реагирования и процедур их применения, соответствующих международным стандартам.

Таким образом, необходимыми направлениями банковского регулирования с целью обеспечения экономической безопасности России являются: надлежащее правовое обеспечение банковских операций и сделок, установление ответственности для кредитных организаций, контрольно-надзорные полномочия Банка России, эффективное взаимодействие Банка России с другими органами, уполномоченными на регулирование деятельности финансового рынка.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что нормативно-правовое регулирование банковской деятельности требует внесения изменений и дополнений, а в некоторых случаях и коренных преобразований.

Кредитные организации являются основой финансово-кредитной системы, а также экономики государства, и проблемы с ликвидностью могут угрожать стабильному денежному обращению, привлечению банковских инвестиций в реальный сектор экономики.

Для этого следует четко понимать, что под устойчивостью финансово-кредитной системы подразумевается создание комплекса мер в области финансовой безопасности, обеспечивающих надежное регулирование банковских рисков, капитала и ликвидности, а также государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций. При нарушении устойчивости банковской системы, при несоблюдении безопасности внутри нее самой, при ее недостаточной развитости банковская система сама может явиться угрозой финансовой безопасности.

Несомненно, существуют угрозы банковской безопасности России, которые преодолимы при наличии стройной системы обеспечения экономической безопасности; имплементации норм и принципов международного права; постоянном мониторинге экономической ситуации в мире; при совершенствовании правового регулирования банковской деятельности. Это еще раз подтверждает усиление роли государства в правовом регулировании экономики и необходимость выделения функции по антикризисному экономическому регулированию как самостоятельной чрезвычайной функции государства.

Рецензенты:

Лобанов К.Н., д.п.н., доцент, профессор кафедры административно-правовых дисциплин, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород;

Куприянов С.В., д.э.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород.

Библиографическая ссылка

Переверзева Е.С., Погребенко Ю.Н. БАНКОВСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 11-4. – С. 810-814;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39513 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать потенциально уязвимые места банка со стороны криминальных угроз;
  • уметь составлять системное описание банковских угроз для конкретной кредитной организации;
  • владеть навыками в области разработки и реализации мер предупреждения противоправных посягательств на собственность и инфраструктуру отдельного банка.

Понятие безопасности банка

Осуществление деятельности по защите интересов кредитной организации предполагает наличие у выполняющих ее лиц четких представлений о содержании понятия "безопасность банка". Указанные знания должны представлять собой в "свернутом" виде своего рода программу обеспечения безопасности организации. Основной критерий их истинности – практическая пригодность для использования в процессе построения и функционирования системы безопасности.

Последнее десятилетие в жизни нашей страны характеризуется появлением значительного числа научных работ, методических разработок, различного рода организационных документов (концепций и программ), посвященных проблемам безопасности. Высока и законодательная активность в этой сфере. В настоящее время насчитывается более чем 3500 единиц документов правового характера, регулирующих порядок обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности российского государства. В их числе федеральные законы, указы Президента России, ведомственные нормативные акты, требования, правила, программы и т.п.

Вместе с тем результаты современных исследований в названной сфере свидетельствуют о том, что четких представлений о содержании и структуре понятия "безопасность", отражающих действительное положение вещей, наука до настоящего времени не сформулировала.

Аналогичный недостаток присущ и законодательным актам, регулирующим отношения в области безопасности. Например, Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Φ3 "О безопасности" не содержит определения понятия "безопасность" вовсе. Не раскрывают в достаточной мере понятие безопасности и другие законодательные акты РФ.

Имеющиеся законодательные определения безопасности из-за своей расплывчатости малопригодны для решения практических задач правовой, организационной, криминалистической, технической и других видов защиты конкретных объектов. По существу, они представляют собой описание признаков безопасности как явления и не вскрывают его сущности.

Особого внимания заслуживают результаты научных исследований и правового регулирования проблем безопасности в кредитно-финансовой сфере. В силу исторических особенностей защита этой сферы от различного рода опасностей постоянно совершенствовалась на протяжении всего времени существования кредитных организаций. Проблемам ее безопасности посвящались многочисленные научные и методические разработки отечественных и зарубежных исследователей. Не менее активным был процесс правового нормативного регулирования. В частности, правовой сервер профессиональной юридической системы "Кодекс" содержит свыше 1000 документов законодательного, нормативно-технического и методического характера, в которых в большей или меньшей степени затрагиваются вопросы обеспечения безопасности кредитно-финансовой и банковской деятельности. Однако определение понятий безопасности банка и кредитно-финансовой деятельности в них отсутствует.

Показательно, что федеральные законы от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности", содержащие ряд специальных предписаний, фактически посвященных обеспечению безопасности банков, не только не дают определения понятия "безопасность", но и не называют обеспечение безопасности в качестве цели законодательного регулирования. До настоящего времени Банк России не издал ни одного нормативного либо инструктивно-методического документа, посвященного специально проблеме безопасности коммерческих банков.

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" называет главной целью банковского регулирования и надзора поддержание стабильности банковской системы и защиту интересов вкладчиков и кредиторов (ст. 56). Статья 62 того же Закона предоставляет Банку России право устанавливать обязательные нормативы "в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций". Между тем понятия "устойчивость" и "надежность" – всего лишь ступенька к полному представлению о безопасности. Согласно современным воззрениям, категория "устойчивость" является составной частью понятий "целостность" и "надежность" , которые, в свою очередь, входят в число элементов, характеризующих понятие "безопасность". Что же касается понятия "стабильный", то оно служит в русском языке одним из синонимов слова "устойчивый" . Как видим, круг используемых в названных законах терминов замкнулся, не раскрыв сути понятия "безопасность кредитных организаций (банка)".

Очевидно, в данном случае усилия законодателя были направлены на осмысление и решение проблем прикладного характера. Вопросы же принципиального свойства были оставлены "на потом".

Тем не менее, благодаря выполненным ранее научным наработкам и накопленному практическому опыту решения частных проблем, обобщенному и зафиксированному в нормативных правовых и иных предписаниях, а также в методических рекомендациях (в том числе криминалистического характера), современная наука имеет реальную возможность раскрыть понятие безопасности вообще и понятие безопасности банка в частности на уровне, отвечающем потребностям сегодняшнего дня.

Следует отметить, что такая попытка предпринята составителями Большого экономического словаря, по мнению которых, безопасность банка "...представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от недобросовестной конкуренции, противоправной деятельности криминальных формирований и отдельных лиц, способность противостоять внешним и внутренним угрозам, сохранять стабильность функционирования и развития в соответствии с уставными целями" . Однако, несмотря на определенные достоинства (обозначение некоторых источников опасности, попытки классифицировать виды угроз, указание на стабильность функционирования и развития как на объект защиты), это определение страдает рядом недостатков общепринятого подхода к решению проблемы. Нераскрытыми остаются важные в методологическом плане понятия "состояние защищенности" и "жизненно важные интересы". Весьма общим является нынешнее представление о видах угроз.

Определенную трудность в процессе разработки современного определения понятия "безопасность банка" представляет задача упорядочения и осмысления на новом уровне значительного по объему и крайне разнородного по содержанию материала практики.

С позиций системного подхода безопасность представляет собой сложную многоуровневую систему. Следовательно, адекватное знание о ней тоже должно быть представлено в виде системы (системной характеристики). Первое, на что следует ответить при построении системной характеристики понятия "безопасность", это вопрос об основаниях систематизации относящихся к нему сведений. Таким основанием должно служить нечто общее, присущее всем видам накопленных сведений о понятии "безопасность", а именно деятельность человека.

Согласно воззрениям современной социальной философии, человеческая деятельность является стержневым элементом общества. "Общество, – по образному выражению Г. В. Иващенко, – есть деятельность преследующего свои цели человека. Деятельность есть способ существования социального, то есть способ, которым существует общество" . Вполне очевидно, что понятие "безопасность" возникает лишь в связи с появлением человека и его деятельностью. Представление о человеческой деятельности как об условии существования субъекта в рамках общества вполне очевидно иллюстрируется не только на уровне деятельности индивида, но и на уровне функционирования различного рода социальных объединений, в том числе кредитных организаций, банков. Банк, например, создается для выполнения определенного рода деятельности и существует постольку, поскольку эта деятельность осуществляется. Подавляющее большинство опасностей для банка связано именно с его деятельностью, с непосредственным выполнением банковских операций. Прекращение банковских операций (даже при условии сохранности всех других элементов структуры этой организации) ведет к ликвидации банка. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи является основанием для отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций. В свою очередь, отзыв лицензии представляет собой начало процедуры ликвидации банка как такового.

Место безопасности в системе человеческой деятельности вполне наглядно выявляется в процессе структурирования понятия "деятельность". Последняя, как известно, являясь специфической формой активного поведения человека (коллектива, организации), включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. При этом оценка деятельности дается с учетом ее нравственной ориентированности и соответствия нормам права .

Иными словами, понятие безопасности включает в себя субъекта (в виде социального индивида или групп лиц), который реализует собственную программу деятельности в соответствии с установленными в обществе нравственными и правовыми предписаниями, использует для этого соответствующие средства и способы и достигает намеченных результатов для удовлетворения своих потребностей.

Субъектом безопасности банковской деятельности является банк (разновидность кредитной организации), основная цель деятельности которого согласно ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" – извлечение прибыли путем осуществления предусмотренных законом банковских операций. Средствами достижения цели служат имущество банка и его инфраструктура (своего рода инструменты и технологии банковской деятельности, кадровый состав и нематериальные активы, позволяющие извлекать прибыль).

При таком подходе понятие безопасности оказывается непосредственно связанным с условиями деятельности субъекта. Если условия, которые включают в себя наряду с внешними факторами используемые субъектом материальные средства, кадровый состав, его теоретические знания и навыки, а также применяемые банком технологии, позволяют достичь намеченных целей, их (условия) следует считать в целом благоприятными (безопасными) для деятельности. Таким образом "...безопасность не есть состояние защищенности интересов субъекта, безопасность вообще не есть чье бы то ни было состояние. Безопасность есть условия существования субъекта , контролируемые им. Безопасность в общем виде есть специфическая совокупность условий деятельности" . Это обстоятельство четко подмечено практикой. Именно по названной причине в процессе организации условий того или иного вида деятельности речь идет о безопасности конкретных видов работ (функционирования АЭС, полетов, подводных и строительных работ и др.).

Продолжая анализ, необходимо провести различие между объективной безопасностью, которая существует независимо от представлений субъекта о ней и собственными представлениями субъекта, оценивающего условия деятельности как безопасные. В последнем случае оценка может не соответствовать действительности. Применяемое ныне описание безопасности как "состояния защищенности" от различного рода угроз является прямым порождением субъективных представлений о безопасности и лишено конкретного практического смысла.

Вполне очевидно, что осмысление понятия безопасности, непосредственно связанного с реальными проблемами, следует начинать с определения термина "опасность вообще" и "опасность для банка" в частности. В основе понятия "опасность" лежит некий источник потенциального ущерба с возможностью причинения вреда имуществу и (или) инфраструктуре субъекта. Ущерб, нанесенный указанным элементам структуры субъекта, в свою очередь, препятствует достижению намеченных субъектом результатов и может в своих крайних формах привести к прекращению существования субъекта. На практике "потенциальный ущерб" реализуется в виде действий либо явлений. При этом понятие "действие", применяемое для определения специфических форм человеческой активности, относится только к деятельности человека. Ущерб, причиненный различного рода явлениями без непосредственной связи с действиями конкретных лиц (стихийные явления, кризис, техногенные катастрофы и т.д.), относятся к "обстоятельствам" .

В соответствии с указанным делением применительно к механизмам реализации опасности используются понятия "угроза действий" и "угроза обстоятельств".

Поскольку суть понятия безопасности субъекта заключается в безопасности его деятельности, методологической основой для классификации видов безопасности является классификация видов человеческой деятельности. По этой причине проблемы безопасности банка следует рассматривать в первую очередь как проблемы безопасности банковской деятельности. Исходя из сказанного выше, термин "опасность " применительно к банку (банковской деятельности) следует понимать как действия или обстоятельства, способные нанести ущерб установленному порядку функционирования банка (процесс деятельности), его имуществу и инфраструктуре (средства деятельности), воспрепятствовать достижению банком уставных целей и привести в своих крайних формах к прекращению существования банка.

Обеспечение безопасности банка (как и любого иного субъекта) представляет собой процесс создания благоприятных условий деятельности, при которых реализуются интересы субъекта и осуществляются поставленные им цели. Поскольку понятие "деятельность" складывается из совокупности конкретных действий, вполне правомерно вести речь о безопасности конкретных банковских операций и сделок, о безопасности действий, обеспечивающих банковские операции, и т.д.

С учетом сказанного выше безопасность банка следует рассматривать как совокупность условий, при которых потенциально опасные для банка действия или обстоятельства предупреждены либо сведены к такому уровню, при котором они не способны нанести ущерб установленному порядку функционирования банка, сохранению и воспроизводству его имущества и инфраструктуры и воспрепятствовать достижению банком уставных целей.

Задача создания благоприятных условий банковской деятельности (обеспечение безопасности банка) является законодательно установленной обязанностью государства, представительных и исполнительных органов банка. Усилия обоих названных субъектов (в первую очередь банка) должны быть направлены на формирование профессионально подготовленного коллектива, овладение соответствующими знаниями и навыками, приобретение необходимого имущества и технологий, на принятие мер организационного и иного характера, позволяющих сохранять и воспроизводить ценности. Иными словами, контролировать условия существования и функционирования банка. Поскольку возможности такого контроля ограничены объективными условиями, в реальной жизни речь может идти только о том или ином уровне безопасности, т.е. об относительной безопасности банка или отдельных элементов его деятельности в виде конкретных банковских операций.

Для характеристики уровня защищенности банка и его конкретных операций от источников потенциальной опасности в экономической науке и в банковской практике используется термин "риск", который является составным элементом (продолжением) понятия "опасность". Риск, или степень риска, представляет собой сочетание вероятности опасного события и тяжести его последствий.

Понятие "риск" в качестве меры допустимо (или недопустимо) опасных условий деятельности (или действий) используется не только в коммерческой и финансовой деятельности, но и в иных видах деятельности, как правило, связанных с источниками повышенной опасности .

В настоящее время в этом качестве термин "риск" применяется также и в УК РФ (ст. 41 "Обоснованный риск" и ст. 61 "Обстоятельства, смягчающие наказание"). Однако во всех других случаях УК РФ использует в качестве меры опасности понятие "угроза". Исследование содержания понятий "риск" и "угроза" свидетельствует об их частичном совпадении. Общим в содержании названных понятий является то, что оба они используются в качестве меры опасности. Однако в процессе их структурирования по таким позициям, как источник возникновения, отношение к субъекту безопасности и допустимость возникновения с точки зрения права, выявляются существенные различия. Анализ показывает, что отличительными особенностями риска являются:

  • 1) сфера реализации – предпринимательская (в том числе кредитно-финансовая) и производственная деятельность, другие отношения, регулируемые гражданским законодательством;
  • 2) источник возникновения – собственные действия или решения субъекта безопасности (предпринимателя, банка). Это принципиальное положение зафиксировано в ст. 2 ГК РФ, которая определяет "предпринимательскую деятельность" как "самостоятельную, осуществляемую на свой риск". Дальнейшее негативное развитие событий может быть связано с опасными действиями посторонних лиц (в том числе и противоправными) или опасными явлениями, которые субъект безопасности не предвидел или неправильно оценил;
  • 3) содержание риска с точки зрения права – ошибка субъекта безопасности или его сотрудников;
  • 4) допустимость существования риска. Согласно теории банковских рисков существование последних является нормальной составляющей любой коммерческой деятельности. Снижение уровня риска прямо связано с уменьшением вероятности получить высокую прибыль. По этой причине защищенность банка в сфере извлечения прибыли принято понимать как оптимальное соотношение между уровнем существующих рисков и прибыльностью банковской деятельности.

При этом задача субъекта безопасности заключается в так называемом эффективном управлении рисками. Цель управления рисками в указанном смысле – это достижение посредством имеющихся в распоряжении банка административных и экономических механизмов уровня защищенности, позволяющего банку извлекать достаточную прибыль и распределять ее в соответствии с установленными нормативами и договорами .

Исходя из указанных выше подходов, в коммерческой и банковской практике принято разграничивать риски на приемлемые (допустимые, условно допустимые) и неприемлемые (недопустимые).

Основные источники регулирования отношений, связанных с рисками в кредитно-финансовой сфере, – ГК РФ, федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности".

Отличительные особенности угроз заключаются в следующем:

  • 1) сфера реализации – любые виды человеческой деятельности (включая предпринимательскую, производственную и пр.) и отношений между людьми;
  • 2) источник возникновения угроз – действия или решения лица (лиц), постороннего (посторонних) по отношению к субъекту безопасности (предпринимателю, банку) . Опасные явления, не связанные с человеческой деятельностью, к числу угроз в данном случае не относятся;
  • 3) содержание угрозы с точки зрения права – противоправные, уголовно наказуемые действия.

Основной источник регулирования отношений, связанных с угрозами в кредитно-финансовой сфере, – Уголовный кодекс РФ.

Принципиальная недопустимость угроз с точки зрения уголовного права. "Угроза" в контексте уголовного законодательства связана с умышленными противоправными действиями посторонних лиц в отношении охраняемого субъекта (субъекта безопасности) и характеризуется недопустимо высокой степенью опасности. По этой причине некоторые виды угроз сами по себе являются уголовно наказуемым деянием (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью – ст. 119 УК РФ) или отягчающим обстоятельством. Уровень "угрозы", в отличие от уровня "риска", не может быть оценен как "приемлемый" ни при каких обстоятельствах, поскольку с точки зрения уголовного законодательства угроза – явление, принципиально недопустимое.

Следует отметить, что исследования в области экономических дисциплин и нормативные акты, регулирующие отношения в области коммерческих и банковских рисков, в отличие от уголовного права, различий между "риском" и "угрозой" не проводят, ставя в один ряд, например, риски, вызываемые последствиями некомпетентных решений отдельных работников, и неправомерные действия в виде хищения ценностей банка .

Ситуации, когда одно и то же обстоятельство лежит в основе риска и в основе угрозы, вполне вероятны. Однако следует четко представлять, что в таких случаях обстоятельство (речь идет о событии противоправного характера) рассматривается с точки зрения разных субъектов. С одной стороны, возможен риск предпринимателя, столкнувшегося в результате принятого им решения с непредвиденными противоправными действиями злоумышленника (мошенника, расхитителя), с другой – действия самого злоумышленника, причастного к указанному событию, следует рассматривать как угрозу.

Итак, условия безопасного функционирования банка предполагают, что он огражден от угроз (действий преступного характера – преступлений) и снабжен средствами надежного управления рисками (которыми являются опасные для деятельности банка действия и явления, возникающие в связи с принятием сотрудниками банка определенных решений).

Далее проблема безопасности банка будет рассматриваться в "узком смысле" – через призму обеспечения охраны данного объекта от угроз преступных посягательств. Поскольку ведущая роль в обеспечении безопасности банка от указанного вида угроз отведена мерам уголовно-правового характера, суть названных мер состоит в установлении уголовной ответственности за совершение преступлений, посягающих на интересы банка.

Наличие связей между видами деятельности банка и мерами их уголовно-правовой защиты особенно рельефно проявляется в результате возникновения новых элементов банковской деятельности. Например, в течение последнего десятилетия в числе средств деятельности банка появились компьютерное оборудование и компьютерные программы. Процесс деятельности банка пополнился новыми видами банковских услуг, операций и технологий, новыми субъектами деятельности в виде работников коммерческой (а не государственной) организации. Как следствие, возникла потребность в уголовно-правовой защите указанных элементов деятельности от преступных посягательств (угроз). Названная потребность была реализована введением в УК РФ ряда новых статей, прямо или косвенно связанных с банковской деятельностью. В целях защиты от преступлений в сфере компьютерной информации, получивших распространение в сфере банковской и иных видов деятельности, были введены ст. 272 "Неправомерный доступ к компьютерной информации", ст. 273 "Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ" и ст. 274 "Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей".

В числе статей УК РФ, посвященных непосредственно защите банковской деятельности, появились ст. 172 "Незаконная банковская деятельность", ст. 176 "Незаконное получение кредита", ст. 177 "Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности" и ст. 183 "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну".

На практике надежность защиты банка мерами уголовноправового характера в значительной мерс зависит от того, насколько эффективными окажутся меры криминалистического характера, которые применяются в целях выявления, расследования и предупреждения упомянутых выше преступных посягательств.

Определенным вкладом в повышение эффективности мер защиты банка могут служить результаты системного анализа понятия "безопасность банка". Они позволяют представить "безопасность банка" в качестве сложной многоуровневой системы, функционирование которой обеспечивается различными видами и направлениями человеческой деятельности. Выделение понятия "деятельность банка" в качестве системообразующего элемента "безопасности" дает возможность ответить на важные в методологическом плане вопросы: какие элементы структуры деятельности банка являются объектами потенциальных угроз; какие именно опасности угрожают этим объектам; каковы возможные отрицательные последствия указанных угроз; какие меры следует принять для их предотвращения или локализации?

Результаты системного анализа служат методологической основой для выполнения следующих задач:

  • прогнозирования, выявления новых видов угроз безопасности банка по мере изменения содержания его деятельности (появления новых средств деятельности, новых услуг и технологий);
  • разработки и совершенствования криминалистических характеристик преступлений, посягающих на безопасность банка, и методик решения поисково-познавательных задач в уголовном процессе;
  • уточнения задач и функций субъектов, участвующих в обеспечении безопасности банка;
  • описания с позиций криминалистики всех известных практике видов угроз безопасности банка и создания на их базе алгоритмов деятельности субъектов, участвующих в обеспечении безопасности банка;
  • проведения анализа фактического состояния безопасности конкретного объекта (банка) и разработки адекватных методов криминалистической защиты банковской деятельности в современных условиях.

Основные понятия и определения

Безопасность – специфическая совокупность внутренних и внешних условий деятельности, позволяющих субъекту контролировать процесс собственного существования и достигать намеченных целей указанной деятельности.

Безопасность банка (банковская безопасность) – совокупность внешних и внутренних условий банковской деятельности, при которых потенциально опасные для банковской системы (отдельного банка) действия или обстоятельства предупреждены, пресечены либо сведены к такому уровню, при котором не способны нанести ущерб установленному порядку банковской деятельности (функционированию банка, сохранению и воспроизводству имущества и инфраструктуры банковской системы или отдельного банка) и воспрепятствовать достижению банком уставных целей.

Опасность – источник потенциального ущерба имуществу или инфраструктуре банка, причинение которого может воспрепятствовать достижению банком уставных целей.

Риск (банковский) – мера допустимо (или недопустимо) опасных условий деятельности банка, неблагоприятные последствия которых реализуются в связи с ошибочными действиями (решениями) или бездействием персонала банка. Основной источник правового регулирования отношений, связанных с рисками, – ГК РФ.

Угроза – мера опасности деятельности банка, связанная с противоправными, наказуемыми действиями лиц (как правило, посторонних по отношению к банку). Основной источник регулирования правовых отношений, связанных с угрозами, – УК РФ.

Угроза безопасности банка (банковской безопасности) – уголовно наказуемое и иное противоправное деяние (действие либо бездействие), посягающее на имущественные и приравненные к ним права и интересы банка либо на порядок его функционирования.

  • Гамза В. Л., Ткачук И. Б. Безопасность коммерческого банка: организационно-правовые и криминалистические проблемы: монография. М.: Изд-ль Шумилова, 2002. С. 24.
  • Солодках М. С. Надежность, эффективность, качество систем управления // Теоретический журнал "Credo". 1999. № 5. URL: credonew. ru/content/view/149/51/ (дата обращения: 15.12.2012).
  • Подробнее об этом см.: Гамза В. А. Методологические основы системной классификации банковских рисков // Банковское дело. 2001. № 6, 7.
  • См.: ГК РФ, федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О безопасности гидротехнических сооружений", "О радиационной безопасности населения", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 № 30.
  • Лиц из числа сотрудников организации – субъекта безопасности, также следует считать "посторонними" в случае, если совершаемые ими действия (угрозы) расходятся с целями организации и не соответствуют нормам права.
  • Перечень и определения основных видов банковских рисков содержатся в Положении ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".

Изменения внутренней и внешней среды, усиления роли фактора неопределенности развития экономической системы обуславливают появление угроз, которые преимущественно имеют финансово-экономический характер. Учитывая это, вопрос обеспечения финансовой безопасности становится на только национальным приоритетом государства, но и носит глобальный характер.

Актуальность обеспечения финансовой безопасности банковской системы обусловлена ​​ее прямым влиянием на финансовую и экономическую системы

Банковская система существует во взаимосвязи с экономической системой. От нее зависит состояние расчетов, непрерывность товарного и денежного обращения, прочность национальной валюты, развитие реального сектора экономики, экономическая стабильность в целом. Реалии указывают на то, что стабильность банковской системы является основной предпосылкой стабильного экономического развития государства и способности противостоять препятствиям в ее функционировании.

Под понятием “финансовая безопасность банковской системы” исследователи предлагают понимать готовность и способность системы обеспечивать стабильное и эффективное функционирование, в частности при наличии внутренних и внешних угроз.

В законе “О банках и банковской деятельности” указано, что безопасность банковской системы зависит от ряда условий, обеспечиваются государством как в экономической, так и в других сферах, а также от способности банков обеспечить удовлетворение потребностей национальной экономики. Под обеспечением безопасности банковской системы понимают процесс создания условий для стабильного развития и экономического суверенитета государства; предупреждения и устранения угроз, условий и других факторов, способных негативно, дестабилизирующее влияние на процессы развития национальной банковской системы, а также устранение противоречий между интересами государства и отдельных социальных групп, общества и индивида.

Учитывая это, финансовую безопасность банковской системы и ее составляющих целесообразно рассматривать по следующим направлениям:

1) противодействия негативным последствиям от внешних потрясений;

2) обеспечение стабильного функционирования банковской системы;

3) обеспечение совокупности условий защиты устойчивого развития банковской системы.

Финансовая безопасность банковской системы может быть охарактеризована как стабильное состояние системы, не может быть подорван дестабилизирующими факторами, которые сложились внутри или снаружи банковской системы.

Уровень финансовой безопасности банковской системы зависит от следующих факторов:

  • экономической стабильности государства и его уровня зависимости от внешних воздействий других стран;
  • степени зависимости банковской системы от внутренних и внешних источников финансирования;
  • степени концентрации активов банковской системы в отраслях реального сектора экономики или других государствах;
  • структуры собственности в банковской сфере;
  • уровня доверия к банковской системе страны.

В общем нестабильность банков является одной из основных угроз финансовой безопасности банковской системы. Недостаточно надежное функционирование одной из основных структурных элементов системы способно привести к серьезным нарушениям и деформации во всей экономической системы.

Качество банковского законодательства во многом определяется тем, как оно обеспечивает безопасность банков. Сам термин не следует воспринимать узко как систему мер, направленных на обеспечение безопасности банка посредством его защиты от посягательств на собственность (ограблений, хищений, стихийных бедствий и пр.). Эти факторы криминогенного свойства, техники обеспечения безопасности (охрана, сейфы, сигнализация и т.п.) составляют особую группу факторов, имеющих значение не только для банков, но и для всех прочих коммерческих (и не только коммерческих) структур и кредитных учреждений.

Безопасность банка - это его защищенность от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать финансовый, материальный и кадровый потенциал. Цель обеспечения безопасности банка-ограждения его собственности, внутренних угроз безопасности, предотвращение правонарушений возникновения чрезвычайных ситуаций.

К внешним угрозам безопасности банка относятся:

  • - спецслужбы иностранных государств;
  • - зарубежные организации и частные лица, специализирующиеся на экономическом шпионаже;
  • - отечественная и международная организованная преступность;
  • - организации и отдельные лица, имеющие противоправные намерения;
  • - стихийные бедствия и катастрофы.

К внутренним угрозам безопасности банка относятся:

  • - противоправные и иные негативные действия сотрудников банка;
  • - нарушение режима сохранности сведений;
  • - иные нарушения порядка и правил соблюдения режима безопасности.

Угрозы безопасности можно также разделить на две группы: случайные и преднамеренные.

К случайным угрозам относятся:

  • - чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, наводнения, пожары и т.п.);
  • - непреднамеренные сбои и отказы в работе технических и программных средств;
  • - неумышленные ошибки персонала, возникающие в результате халатности или некомпетентности.

К преднамеренным угрозам можно отнести:

  • - несанкционированные проникновения в учреждения банка;
  • - несанкционированный доступ к информации с целью её получения или искажения;
  • - навязывание ложной информации. Фетисов Г. Г. Об устойчивости банковской системы// Финансы 2003. № 2 С. 11.

Современный банк представляет собой сложную систему, в которую входят аппаратные и программные средства вычислительной техники, организационные мероприятия, нормативно-методические материалы, технологии, телекоммуникации и т.п. По мере развития и усложнения средств, форм и методов обработки информации возникает её уязвимость, т.е. увеличивается опасность её уничтожения, искажения, раскрытия. Объектами посягательств могут быть как сами технические средства, так и программное обеспечение и базы данных. Кроме того, появляются новые общественно-опасные формы преступной деятельности в сфере кредитно-денежных отношений. Развивается тенденция, когда при совершении преступлений против банков всё в большей мере используются недостатки организации и контроля за выполнением операций в сочетании со знание слабых мест деятельности банка.

Система безопасности банка включает:

Правила учреждения и закрытия банка;

  • - регламентацию деятельности банка посредством установления определенных экономических нормативов;
  • - порядок отчетности и ее публикации в печати;
  • - процедуру контроля за деятельностью кредитных учреждений;
  • - систему предупреждения кризиса банка и его оздоровления;
  • - механизм, обеспечивающий защиту вкладов.

Рассмотрим данные подсистемы более подробно.

Важнейшим элементом обеспечения безопасности банков является система предупреждения их кризиса. Банковское законодательство устанавливает, что в интересах обеспечения финансовой надежности как фактора предотвращения кризиса банки должны:

Осуществлять классификацию своих активов, особо выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков, в том числе под возможное обесценение ценных бумаг;

Соблюдать обязательные экономические нормативы, установленные Банком России;

Организовать у себя внутренний контроль, обеспечивающий надежность выполняемых операций.

Помимо данных предупредительных мер, банк может использовать также систему раннего распознавания кризисной ситуации в том или ином кредитном учреждении. Для этого используются специальные индикаторы, показатели, рассчитываемые на основе балансов и других форм отчетности, составляемых кредитными учреждениями. Банковская система// Российская бизнес газета 2001. № 34 C. 3.

Механизм, обеспечивающий защиту вкладов, в современных условиях обеспечивает защиту вкладов посредством формирования Федерального фонда страхования банковских вкладов граждан и создания фондов добровольного страхования. Этот механизм в полной мере пока не установлен. Законодатели лишь готовят соответствующие законодательные акты, где система подобной защиты будет прописана достаточно подробно. О мерах по защите вкладов населения в банках// Российская газета 1998. № 11 С. 5.

В условиях сформировавшейся рыночной экономики банковский сектор выступает как один из важнейших компонентов финансовой системы страны. Так, в Концепции развития финансового рынка России до 2020 г. была отмечена его значимая роль в модернизации экономики Российской Федерации.

Действительно, банковский сектор играет огромную роль в аллокации ресурсов (т.е. в процессе перераспределения ресурсов из финансового сектора в реальный), в трансформации сбережений в инвестиции, а также в формировании механизмов для реализации основных функций государства.

Структура рынка банковских услуг может служить своего рода индикатором состояния финансовой системы государства, т.к. она отражает уровень доверия бизнеса и населения к банковской системе, эффективность взаимодействия данной системы с государственными структурами, а также позволяет сделать вывод о стабильности экономики и инвестиционном климате государства.

Динамика основных показателей российского банковского сектора определяется преимущественно ситуацией на внешних рынках, динамикой роста экономики, а также изменением курса рубля.

На рисунке 2.5 представим динамику количества действующих в РФ кредитных организаций за 2010-2014 гг.

Рис.2.5. Динамика количества действующих в РФ кредитных организаций за 2010-2014 гг.

По рисунку видно, что общее число кредитных организаций в РФ за 2010-2014 гг. сократилось на 178, в том числе за 2014 г. - на 89 (из них 76 банков). Тем снижения за 5 лет - 82,4%.

Как уже было отмечено, на рынке банковских услуг происходя типичные для рынка любого товара или услуги процессы. Одни банки выходят на рынок, другие уходят с рынка, идут процессы слияния, поглощения и т.д. Однако, в данном случае следует отметить такое существенное событие, как увеличение ЦБ РФ норматива по минимально допустимому размеру уставного капитала кредитных организаций со 180 до 300 млн. руб. (с 1 января 2015 г.). Т.е произошло не что иное, как повышение барьеров для вступления на рынок.

Докапитализация банков, как и в предыдущие годы (к 2010 г. банки должны были пополнить капитал до 90 млн. руб., к 2012 г. - до 180 млн. руб.) идет медленно, особенно, если учесть, что в середине 2014 г. только 136 кредитных организаций обладали уставным капиталом, превышающим 300 млн. руб. Общая сумма нехватки капитала составляла более 9 млрд. руб. За второе полугодие 2014 г. докапита- лизироваться удалось менее чем 50 банкам.

В связи с вышесказанным банки с небольшим капиталом вынуждены либо прибегать к слиянию с более крупными банками (с целью увеличения и сохранения капитала), либо поглощаться крупными банками, либо уходить с рынка вследствие невозможности выполнять требования ЦБ РФ по размеру уставного капитала. Кроме того, банки закрываются и принудительно, в связи с нарушениями законов.

Очевидно, что сокращение числа кредитных организаций продолжится и будет происходить за счет ухода с рынка мелких региональных банков. По нашему мнению, стремление регулятора к повышению эффективности регулирования банковского рынка именно таким образом не вполне оправдано. Возможно, следовало бы лучше сориентировать региональные банки на работу с местным малым бизнесом и населением. При этом - ограничить размер кредитов и вкладов в зависимости от величины уставного капитала. В настоящее же время следует констатировать дефицит качественных банковских услуг в регионах и ожидать улучшения ситуации нет оснований.

Проанализируем динамику совокупных активов, объема кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, а также собственных средств (капитала) российских банков (рис.2.6).

Рис.2.6. Основные показатели деятельности кредитных организаций

РФ за 2010-2014 гг.

По рисунку видно, что все основные показатели деятельности кредитных организаций РФ в период с 2010 по 2014 гг. росли. Так, совокупные активы увеличились за 5 лет на 129,7%, капитал - на 67,5%, объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств - на 119,4%.

Стоит отметить, что только за 2014 г. прирост совокупных активов составил 35,2%, а прирост совокупного капитала - 12,2%. Таким образом, несмотря на введение антироссийских санкций и структурные проблемы в российской экономике, банковские активы демонстрируют не просто уверенный рост, а рост на уровне, который ранее наблюдался исключительно в благоприятные периоды.

Однако, рост совокупного капитала банков значительно отставал от роста активов под риском в связи с обесцениванием российского рубля. Если бы процесс девальвации продолжился, сумма активов под риском у многих банков достигла бы критического уровня, т.е. нарушился бы норматив достаточности капитала. Укрепление рубля в первом квартале 2015 г. вызвало к жизни снижение большинства балансовых показателей банков, в том числе - активов под риском. Несмотря на это, улучшение капитализации банков, скорее всего, будет временным, т.к. из-за ухудшения состояния экономики ожидается рост дефолтов заемщиков, что неизбежно повлечет за собой рост отчислений в резервы и убытки.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что надежность банковской системы РФ в настоящее время снижается в силу ее высокой валютизации и «раздувания» активов вследствие девальвации рубля.

Одной из важнейших характеристик любого рынка является активность (интенсивность) конкуренции. Для того, чтобы оценить конкуренцию на рынке банковских услуг принято использовать коэффициент Херфиндаля-Хиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов удельных весов заданного показателя в общем объеме показателя банковского сектора и показывает, какое место (какую долю) на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяют три типа рынка:

Низкоконцентрированные - при HHI - умеренноконцентрированные - при 1,0 На основании данных, представленных в Отчетах о развитии банковского сектора и банковского надзора за 2012 и 2014 годы, сформируем сводную диаграмму значений индекса Херфиндаля- Хиршмана (рис. 2.7) по следующим показателям:

Совокупные активы;

Объем кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым организациям - резидентам;

Объем вкладов физических лиц;

Совокупный капитал.

Рис.2.7. Показатели концентрации банковского сектора РФ (индексы Херфиндаля-Хиршмана) в 2010-2014 гг.

По рисунку видно, что концентрация банковского сектора РФ в 2010-2014 гг. по основным группам активов и обязательств находилась на среднем уровне при наличии тенденции к росту (за исключением рынка вкладов). За 2014 г. индекс концентрации активов увеличился с 0,107 до 0,108, индекс концентрации капитала - с 0,098 до 0,103, индекс концентрации кредитов нефинансовым организациям - резидентам - с 0,131 до 0,144. Таким образом, можно сделать вывод, что концентрация банковской деятельности в РФ находится на среднем уровне, что соответствует рынкам с высокой степенью конкуренции (олигополистическим рынкам).

Таким образом, рынок банковских услуг РФ развивается под давлением негативных явлений, происходящих в российской экономике. Его основными чертами можно назвать высокий уровень валю- тизации и монополизации, наличие региональных диспропорций и устойчивую тенденцию к сокращению числа действующих на нем кредитных организаций.

Одной из важнейших характеристик рынка банковских услуг РФ является его институциональная структура, а точнее структура институтов - непосредственных участников кредитных отношений, и институтов, организующих эти отношения (рис. 2.8).

Рис.2.8. Институциональная структура банковской системы РФ

По рисунку видно, что институциональная структура банковской системы РФ имеет двухуровневую систему. Первый уровень представлен Банком России и Г осударственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», которое осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая, ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов, управляет средствами фонда страхования вкладов. На втором уровне находятся коммерческие банки, небанковские кредитные организации, «Внешэкономбанк», представительства иностранных банков, а также институты банковской инфраструктуры.

В структуре российского банковского сектора традиционно выделяют шесть основных групп кредитных организаций:

1) банки, контролируемые государством;

2) банки, контролируемые иностранным капиталом;

3) крупные частные банки;

4) средние и малые банки Московского региона;

5) региональные средние и малые банки;

6) небанковские кредитные организации.

Институциональную структуру банковского сектора РФ по состоянию на 01.01.2015 г. и представим ее графически на рис. 2.9.

Рис.2.9. Институциональная структура банковского сектора РФ по состоянию на 01.01.2015 г.

Видно, что в структуре банковского сектора преобладают средние и малые банки регионов (34%), а также средние и малые банки Московского региона (31%). При этом на их долю приходится соответственно 1,4 и 1,6% совокупных активов и 2,4 и 2,9% совокупного капитала. 17% всех кредитных организаций приходится на крупные частные банки, доля в совокупных активах которых составляет 28,3%, доля в совокупном капитале - 24,4%. Банки, контролируемые иностранным капиталом, составляют 9% от общего числа кредитных организаций, с долей в активах - 9,8%, в капитале - 12,4%. Удельный вес небанковских организаций - 6%, их доля в активах и капитале банковского сектора незначительна.

Следует обратить внимание на банки, контролируемые государством. При доле в банковском секторе, составляющей 3%, они владеют 58,5% совокупных активов и 57% совокупного капитала. Это говорит о высокой роли государства в развитии банковского сектора РФ.

Если проанализировать динамику численности отдельных групп кредитных организаций, то можно сделать вывод, что сокращение происходит всего за счет ухода с рынка средних и малых банков (как Московского, так и иных регионов). За 2010-2014 гг. прекратили свое существование в общей сложности 149 таких банков. Сократилось и количество иностранных банков - со 108 до 78. При этом количество крупных частных банков увеличилось на 8 и на 01.01.2015 г. составило 139 организаций. Количество государственных банков стабильно (сократилось за 5 лет на 1 организацию).

Все вышеизложенное позволяет подтвердить вывод о высоком уровне монополизации рынка банковских услуг РФ.

На основе данных Банка России об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям РФ за 2010-2014 гг. (см. Приложение 1) рассчитаем структуру кредитного рынка РФ по типам заемщиков (см. Приложение 2).

Структура рынка рублевых кредитов на 01 января 2011 и 2015 годов представлена на рис.2.10, структура кредитов в иностранной валюте на те же даты - на рис.2.11.

Рис.2.10. Структура рублевых кредитов в РФ

На рынке рублевого кредитования в РФ преобладают кредиты юридическим лицам. Их доля на 01 января 2011 г. составляла 69%, на 01 января 2015 г. - 60%. То есть за анализируемый период произошло снижение удельного веса кредитов организациям в пользу кредитов физическим лицам. Доля последних выросла за тот же период с 24 до 31%. На 2 п.п. возросла и доля межбанковских кредитов. Таким образом, в настоящее время практически 1/3 потребителей рублевых кредитов в РФ - это физические лица, которые все интенсивнее пользуются банковскими услугами, особенно с началом массового использования кредитных карт.

Рис.2.11. Структура кредитов в иностранной валюте

На рынке рублевого кредитования в РФ преобладают кредиты юридическим лицам. Их доля на 01 января 2011 г. составляла 69%, на 01 января 2015 г. - 60%. Т.е. за анализируемый период произошло снижение удельного веса кредитов организациям в пользу кредитов физическим лицам. Доля последних выросла за тот же период с 24 до 31%. На 2 п.п. возросла и доля межбанковских кредитов. Таким образом, в настоящее время практически 1/3 потребителей рублевых кредитов в РФ - это физические лица, которые все интенсивнее пользуются банковскими услугами, особенно с началом массового использования кредитных карт.

Что касается рынка кредитов в иностранной валюте, то здесь доля населения очень невысока (6% на 01 января 2011 г. и всего 2% на 01 января 2015 г.). Основная масса кредитов приходится на юридических лиц (63-71%), третья часть приходится на межбанковские кредиты. Следует отметить, что в 2015 г. стоит ожидать дальнейшего снижения доли кредитования физических лиц в связи с событиями 2014 г. Дело в том, что девальвация российского рубля привела практически к троекратному увеличению кредитной нагрузки по валютным кредитам. И самыми незащищенными в данной ситуации оказались именно физические лица, которые при заключении кредитного договора сделали выбор в пользу валютного кредита из-за более низкой по сравнению с рублевыми кредитами процентной ставки. Данную ситуацию банкам следует обязательно учитывать при разработке

продуктов для населения, в том числе путем включения в договор условий реструктуризации долга при колебаниях валютных курсов.

Однако, наиболее крупной группой заемщиков являются организации. Именно на эту группу сориентированы продуктовые линейки российских банков, предлагая бизнесу кредиты на пополнение оборотных средств, инвестиционные и ипотечные кредиты, автокредиты и т.д. Проанализируем структуру кредитов юридическим лицам по срочности, чтобы получить представление о преимущественных целях их привлечения (рис.2.12).

Рис.2.12. Структура кредитов (в валюте РФ и иностранной валюте) юридическим лицам по срочности погашения

Видно, что совокупная доля краткосрочных кредитов (до полу- года) возросла с 11,8 до 13,3%. Чаще всего такими кредитами предприятия пользуются для возмещения дефицита оборотных средств, т.е. на текущую деятельность. Доля кредитов, привлекаемых на срок от полугода до 1 года, снизилась с 18 до 11%. Скорее всего, это можно объяснить тем, что для восполнения оборотных активов такие кредиты привлекать уже менее выгодно, а для покупки основных фондов - не всегда такой срок достаточен. То же можно сказать и о снижении доли кредитов на срок от 1 до 3 лет (с 29 до 23%). Обратная сторона - это увеличение доли долгосрочных кредитов (на срок свыше 3 лет). Причин тому множество: активизация инвестиционной деятельности, необходимость обновления устаревшего фонда машин и оборудования, рост популярности ипотечного кредитования и т.д. Бизнес сегодня предпочитает более длительный срок погашения кредитов, зачастую прибегая, если это возможно, к отсрочке выплат

суммы основного дола, прекрасно осознавая основной постулат теории временной стоимости денег: сегодняшний рубль всегда дороже завтрашнего. Банки относят такие кредиты к наиболее рискованным, также осознавая нестабильность экономических условий и пытаясь покрывать свои риски за счет высоких процентных ставок.

На основании сведений об объемах кредитования юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в рублях по видам экономической деятельности и отдельным направлениям использования средств за 2010-2014 гг. (см. Приложение 3) рассчитаем структуру кредитного рынка РФ в разрезе отраслей экономики (см. Приложение 4) и представим ее графически на рис.2.13.

Рис.2.13. Структура кредитного рынка РФ в разрезе отраслей экономики

в 2010-2014 гг., %

По рисунку видно, что основным потребителем кредитных услуг банков выступают торговые предприятия. На них на 01 января 2010 г приходилось 23,37% всей задолженности, а на 01 января 2014 г. - уже 28,03%. Около 15% долга приходится на предприятия обрабатывающей промышленности, около 6% - на строительные организации. Такая структура говорит о неэффективном использовании кредитных ресурсов в масштабах экономики. В идеале они призваны обеспечивать развитие наиболее важных отраслей, обуславливающих экономическую безопасность страны (сельского хозяйства, обрабатывающих производств и т.д.), а не обеспечивать торговлю.

Возвращаясь к кредитованию физических лиц, отметим, что информация по направлениям использования населением кредитных средств Банком России не предоставляется, поэтому анализ структуры потребительского кредитного рынка представляется затруднительным. Полагаясь на различные источники, можно сформировать примерную структуру, которая сложилась в 2014 г. (рис. 2.14).

Рис. 2.14. Структура потребительского кредитного рынка в 2014 г., %

По рисунку видно, что половина кредитов, предоставленных физическим лицам была выдана на неопределенные цели; 27% составили ипотечные кредиты; примерно по 9% приходится на автокредиты и кредитные карты. Отметим, что рынок ипотечного кредитования в России в последние годы рос значительными темпами, при этом незамедлительно реагируя на негативные явления в экономике. Начиная с 2010 г., средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам колебалась около отметки в 12%. То есть именно такой уровень обеспечивал ежегодный прирост ипотечного рынка, удовлетворяя потребность российской экономики в так называемых «длинных» деньгах.

17 марта 2015 г. Правительство РФ поддержало предложение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субсидированию ипотечной ставки до 12%. При этом Сбербанк решил снизить ставку по субсидируемой ипотеке до 11,9%. Критерии выдачи субсидируемых кредитов остались прежними (первоначальный взнос 20%, максимальный срок кредита - 30 лет). При этом жилье должно быть приобретено у юридических лиц в объектах, которые строятся или построены в рамках 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Субсидируя процентную ставку по ипотеке, Правительство РФ достигает нескольких целей (рис.2.15).

Рис.2.15. Цели субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам

Таким образом, решение о субсидировании процентной ставки - это мера по стабилизации ситуации в российской экономике за счет создания «длинных» денег (ипотека позволяет аккумулировать весомый объем денежных средств в долгосрочном периоде). Кроме того, это и мера поддержки граждан, и мера поддержки жилищного строительства. За счет такой «комлексности» данная мера представляется разумной и позволяет ожидать от ее реализации устойчивого положительного эффекта.

Проанализируем также и структуру рынка депозитов (см. Приложение 5, рис.2.16), рассчитанную на основе данных об общей сумме банковских депозитов (вкладов) юридических и физических лиц в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах за 2010-2014 гг. (см. Приложение 6).

Рис.2.16. Структура рынка депозитов РФ в 2010-2014 гг.

Анализируя рисунок 2.16, приходим к выводу, что на рынке депозитов РФ преобладают рублевые депозиты физических лиц, доля которых при этом снижается в динамике (с 52,39% на 01 января 2011 г. до 45,91% на 01 января 2015 г.). Чуть менее четверти всего объема депозитов приходится на рублевые депозиты организаций. Доля депозитов в иностранной валюте и драгоценных металлах довольно ощутимо выросла в 2014 г., составив в общей сложности около 32% от всего объема вкладов. Это связано с динамикой валютных курсов последнего года и ростом недоверия к отечественной валюте.

Что касается объемов депозитов, то за 2010-2014 гг. они выросли более, чем в 2 раза, причем наиболее существенно росли депозиты именно в иностранной валюте.

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы.

Во-первых, на развитие рынка банковских услуг РФ оказывают влияние негативные явления, происходящие в экономике на протяжении последнего года. Современный рынок серьезно валютизирован и монополизирован, подвержен существенному влиянию государства.

Во-вторых, рынок кредитных услуг динамично развивается, несмотря на рост кредитных ставок, однако, кредитуется в основном сфера торговли, что неблагоприятно для экономики. Все более интенсивно пользуются кредитными услугами банков физические лица, использующие заемные средства для организации бизнеса, покупки

жилья, автомобилей и удовлетворения прочих нужд. Все более прочно входят в российскую действительность кредитные карты банков.

В-третьих, рынок депозитных услуг РФ также развивается. Основным потребителем здесь в отличие от кредитного рынка выступает население. Отмечено, что в последний год растет объем депозитов в иностранной валюте и драгоценных металлах в связи с девальвацией российского рубля.

В целом видно, что рынок банковских услуг достаточно подвижен и гибко реагирует на конъюнктурные изменения. Однако, высокий уровень рисков как со стороны банков, так и со стороны потребителей их услуг, требует понимания и изучения наиболее важных факторов, влияющих на структуру данного рынка.

Для установления наличия, степени и направления влияния отдельных факторов на структуру рынка банковских услуг необходимо оценить совместную динамику показателей объемов той или иной услуги и факторов, предположительно на них влияющих.

Рассмотрим влияние на рынок банковских услуг такого довольно нового регулятора как ключевая ставка. Данная ставка была введена Банком России 13 сентября 2013 г. в рамках реализации комплекса мер по совершенствованию системы инструментов денежно- кредитной политики (с целью таргетирования инфляции).

Слово «таргетирование» происходит от английского «target» (цель, мишень) и «targeting» (установление целевых ориентиров и стремление их достичь). Таким образом, таргетирование представляет собой регулирование уровня инфляции в стране с помощью установления целевых ориентиров роста денежной массы и других показателей для достижения планируемых результатов. В рамках таргетирования устанавливаются пределы роста нескольких показателей, вырабатываются способы воздействия на эти показатели и достигается контроль над уровнем инфляции.

Ключевая ставка Банка России введена путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя.

Банк России принял решение использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики, что должно способствовать улучшению понимания субъектами экономики принимаемых Банком России решений.

В настоящий момент ключевая ставка является ставкой, по которой ЦБ России предоставляет кредиты коммерческим банкам.

Исторически, эту роль выполняла ставка рефинансирования, однако, в настоящий момент она служит в основном для определения процентов по банковским депозитам и прочим денежным расчетам. К 1 января 2016 года Банк России планирует скорректировать ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. До указанной даты ставка рефинансирования имеет второстепенное значение.

Роль изменения ключевой ставки в той или иной мере ощутили все в нашей стране. На протяжении кризисного 2014 г. ключевая ставка менялась 5 раз, за 5 месяцев 2015 г. - 3 раза (рис.2.17).

Рис.2.17. Динамика ключевой ставки, %

Вторым фактором, влияние которого на структуру банковского рынка РФ следует оценить, является курс доллара США. Действительность такова, что российский рубль находится в зависимости от мировых цен на нефть: при снижении цен рубль начинает стремительно обесцениваться по отношению к доллару, что мы наблюдали во второй половине 2014 г. - первом квартале 2015 г. В настоящее время цены на нефть стабилизировались, рубль несколько укрепился, однако, это негативно отражается на наполняемости бюджета РФ, зависящего от объемов валютной выручки. Именно поэтому ЦБ РФ предпринимает усилия (манипулируя ставками РЕПО и ключевой ставкой) по удержанию курса рубля на отметке около 55 руб. за 1 долл. США.

Динамику курса доллара США за период существования ключевой ставки представим на рис.2.18.

Рис. 2.18. Курс доллара США, руб. за 1 долл.

По рисунку 16 видно, что динамика курса доллара в целом повторяет динамику ключевой ставки.

В качестве третьего фактора выбираем уровень инфляции.

Формируем таблицу с исходными данными (см. Приложение 6) и посредством использования Пакета анализа ППП MS Excel (инструмент «Корреляция») строим корреляционную матрицу (см. Приложение 7).

Матрица представляет собой совокупность парных коэффициентов корреляции (г), посредством которых оценивается теснота связи между двумя величинами. Коэффициент корреляции изменяется от +1 до -1, достигая значения +1, когда показатели полностью положительно коррелируют между собой, и (-1), когда показатели коррелируют между собой полностью отрицательно.

На основе полученной корреляционной матрицы сформулируем выводы относительно влияния отдельных факторов на структуру рынка банковских услуг РФ.

1. Как и следовало ожидать, между ключевой ставкой и средневзвешенными ставками по кредитам и депозитам существует сильная связь (г = 0,69-0,87). Изменение ключевой ставки вызывает немедленное повышение ставок по кредитам (и это в полной мере обосновано), а также рост ставок по вкладам.

2. Курс доллара очень сильно коррелирует со ставками по кредитам и депозитам организаций (г > 0,9), т.е. удорожание доллара влечет за собой рост стоимости кредитных средств для бизнеса, что объясняется повышением рискованности осуществления хозяйственной деятельности в условиях девальвации российской валюты. Влияние на ставки для населения также оценивается как сильное, но выражено гораздо менее существенно.

3. Неожиданным является тот факт, что ставки по кредитам и депозитам чрезвычайно слабо увязаны с объемами кредитного и депозитного рынков. Причем по матрице видно, что рост ставок не всегда приводит к снижению объемов кредитования, наблюдается и обратная динамика. Наиболее существенно рост курса доллара сказывается на объеме кредитования предприятий обрабатывающей промышленности и торговли. При этом зависимость прямая. Возможно, здесь сказывается ситуация с импортозамещением: в условиях подорожания импортных товаров начинают развиваться отечественные отрасли и, прежде всего, реагирует именно легкая промышленность.

4. Рост курса доллара приводит к снижению объемов кредитов в иностранной валюте из-за негативных и волне обоснованных ожиданий заемщиков относительно дальнейшей динамики курсов валют.

В целом же следует отметить присутствие большой доли стихийности в формировании структуры рынка банковских услуг РФ, что может свидетельствовать о недостаточной степени финансовой грамотности как среди представителей бизнеса, так и среди населения. Объемы долга растут из-за попыток решать финансовые проблемы за счет заемных средств, при этом заемщики далеко не всегда верно оценивают свои возможности. Отсюда, рост просроченной задолженности и, как следствие, снижение устойчивости всей финансовой системы страны. Все это требует внимания со стороны государства, учитывая опыт США 2007-2008 гг., когда в стране разразился настоящий ипотечный кризис. Таким образом, эффективный, но не чрезмерный контроль государства - залог стабильного развития банковской системы РФ.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...