Комиссия по кадастровой стоимости земли. Об оспаривании кадастровой стоимости по «новому


Некоторое время назад налоговые платежи на недвижимость компаний и частных лиц устанавливались на основе остаточной стоимости объекта. С 2014 года законом были внесены изменения в базы расчета и его порядок. По новым правилам налог устанавливается на основе стоимости объекта по кадастру. По данной процедуре возникает много претензий. Решить проблемы поможет комиссия по оспариванию кадастровой стоимости, о которой пойдет речь в статье.

Суть

Почему появляются разногласия по расчету кадастровой стоимости объектов имущества? Земельные участки оценивают по методу «массового порядка» - определение средней цены во всех кадастровых кварталах, при этом не учитываются особенности отдельных участков: места расположения, качество грунта, степень оснащенности инфраструктурой.

Не учитываются и остальные факторы, из-за чего возникают существенные различия между рыночной стоимостью и кадастровой ценой. Такие вопросы появляются и во время ознакомления с установленной кадастровой стоимостью зданий и сооружений.

Причиной недовольства в оценочной деятельности была недостоверность применяемой информации о конкретных объектах. При несогласии с итогами массовой оценки имущества законодатели позволяют обжаловать их, обратившись в специальную комиссию.

Зачем требуется кадастровая стоимость?

Есть несколько ситуаций, для чего может потребоваться данная информация. Этот показатель необходим для определения размера налога на жилье. Именно он рассчитывается автоматизированной службой кадастра. Расчет выполняется на основе данных о недвижимости, которые были зафиксированы в кадастре.

А ведь раньше все операции по недвижимости осуществлялись по рыночной и инвентаризационной стоимости. Первая формировалась без государственных органов, а вторая - не была верной. Именно поэтому стали использовать кадастровую стоимость.

На основе данного показателя устанавливается сумма сборов и налогов, связанных с отчуждением помещения и с его использованием. Кадастровая стоимость требуется и в случае перехода недвижимости в наследство, при оформлении ипотеки, определении платежей для сделки по обмену или дарению. Эта величина непостоянная, обычно она постепенно увеличивается. Если обнаружены какие-то неточности, обращаются в Росреестр Москвы или другого города.

Расчет

Во время расчета этого показателя учитываются:

  1. Средняя стоимость за 1 кв. м.
  2. Год возведения объекта.

Учитываются и региональные коэффициенты. Поскольку цены на недвижимость отличаются в одном регионе, важно расположение объекта. Узнать более точную информацию по данному показателю можно в Росреестре Москвы или другого города. Стоимость 1 кв. м в столице России может составлять около 0,5 млн рублей, а в небольших городах - 20-25 тыс. рублей.

При решении о продаже недвижимости или оформлении кредита под залог объекта следует знать настоящую цену жилья. Поэтому многие обращаются к независимым оценщикам. Поскольку кадастровая стоимость хоть и должна быть реальной ценой, но на практике она не всегда такая. Оценщиком будет определена рыночная стоимость и выдано заключение, которое и надо представлять в банк или покупателю объекта. Но такая работа платная.

Размер налога

Ставка налога по кадастровой стоимости зависит от суммы:

  • До 10 млн рублей - 0,1 %.
  • 10-20 млн - 0,15 %.
  • 20-50 млн - 0,2 %.
  • 50-300 млн - 0,3 %.
  • От 300 млн - 2 %.
  • Гаражи - 0,1 %.
  • Незавершенные постройки - 0,3 %.
  • Остальная недвижимость - 0,5 %.

Большая нагрузка будет на собственников элитной недвижимости. Показатели для владельцев объектов среднего класса и эконом умеренные.

Состав комиссии

По закону комиссии по оспариванию кадастровой стоимости создаются Росреестром. Организация и работа данного аппарата устанавливаются по Приказу Минэкономразвития РФ № 263 от 04.05.2012. Он действует во всех субъектах РФ постоянно.

Решение о создании комиссии по оспариванию кадастровой стоимости публикуют в интернет-ресурсах администрации регионов. Там же собственников оповещают о правилах приема заявлений и их рассмотрения. Обычно специалисты управлений перед приемом заявлений рассказывают о нюансах расчета цены по кадастру и работе комиссии по пересмотру.

В состав комиссий по оспариванию кадастровой стоимости входят сотрудники:

  1. Органов исполнительной власти.
  2. Управлений Росреестра.
  3. Департамента по управлению гос. имуществом.
  4. СРО оценщиков.

Процедура выполняется с участием председателя комиссии по оспариванию кадастровой стоимости. Присутствие всех нужных специалистов позволит определить точный показатель.

Кто может обращаться?

Обратиться в комиссию Росреестра по оспариванию кадастровой стоимости могут частные лица и представители учреждений, если итоги расчетов цены по кадастру заметно разнятся с ожидаемыми и ведут к завышению налогов на имущество.

К ним относят собственников и заинтересованных лиц, к примеру, арендаторов или владельцев помещений с неоформленным на дату оценки правом пользования землей. А так как сумма кадастровой стоимости определяет стоимость участка, то интерес заявителя оправдан. Законодательством введены сроки обращения. Это возможно лишь в течение полугода с даты внесения итогов оценки в гос. кадастр.

Причиной обращаться в комиссию Росреестра по оспариванию кадастровой стоимости, помимо неправильного расчета, выполненного по недостоверной информации о техническом состоянии и характеристиках объекта, будет и установка рыночной стоимости объекта на дату установки кадастровой. Сумма налога на недвижимость определяется оценочной стоимостью.

Документы

Чтобы спор был рассмотрен, необходимо подготовить следующую документацию:

  1. Кадастровый паспорт, в котором есть информация о предмете спора.
  2. Бумага на право владения объектом недвижимости (копия, удостоверенная нотариусом).
  3. Документы, служащие подтверждением неточности или недостоверности сведений, применяемых в расчете. Обычно это техническая документация, где фиксируются характеристики объекта.
  4. Независимый отчет о рыночной стоимости.
  5. Заключение эксперта. Документ требуется в том случае, когда разница в сумме рыночной и кадастровой цены больше 30 %.

Оформленные в электронной форме отчет и заключение эксперта учитываются комиссией по оспариванию кадастровой стоимости в Москве или другом городе в том случае, если все заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью, ведь это гарантирует неизменность данных после подписания документа.

Если в заявлении нет приложений, его не принимают. В каждом регионе обозначенный список документации дополняется. К примеру, чтобы установить основания, которые привели к спору, заявитель может подать запрос о предоставлении сведений об объекте. Через 7 дней после запроса должен поступить ответ, который и может использоваться как приложение к заявлению.

Как подавать документы?

Где происходит оспаривание кадастровой стоимости земельного участка и зданий, необходимо узнавать на сайте администрации субъекта. Там же есть информация о функционировании данного органа. Подать документы можно лично по адресу или отправить почтой.

В некоторых регионах комиссия только формируется. Но ее отсутствие не является основанием для отказа в пересмотра цены объекта. В данном случае надо обратиться в Управление Росреестра округов. Заявление по оспариванию кадастровой стоимости земельного участка или объекта рассматривается в течение месяца с даты поступления. Данная процедура бесплатная.

За 7 дней с регистрации заявления комиссия оповещает заявителя и владельца (если это разные лица) о поступлении заявления и его принятии с датой. Уведомление направляется и в орган местного самоуправления того субъекта, где находится спорный объект.

Проведение заседания

Выполнение процедуры установлено по приказу № 263. Регламент состоит из:

  1. Обязательного оповещения о дате, месте и времени проведения за 5 рабочих дней.
  2. ФИО заявителя, СНИЛС (от частного лица), наименования компании, регистрационного номера, адреса.
  3. Места нахождения и кадастрового номера объекта.
  4. Аргументированных оснований, которые привели к спору.
  5. Информативных сведений об СРО оценщиков.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости предполагает, что в конце выносится решение, если в мероприятии участвует 50 % заявленных представителей. Его выносят после открытого голосования, где мнение выражают лишь «за» или «против».

Некоторые эксперты полагают, что именно из-за такого принятия решения происходит злоупотребление участниками комиссии своими правами, так как в их интересах пополнение бюджета, а не уменьшение стоимости объектов. Но сейчас законным является только такой метод рассмотрения споров и принятия решений.

Пошаговая процедура

Оспаривание кадастровой стоимости недвижимости выполняется по следующей инструкции:

  1. Необходимо подать заявление. К нему прилагаются документы. Для этого следует узнать, где располагается комиссия.
  2. Затем необходимо узнать дату заседания. С приемом документов представляется расписка о принятии. Там же фиксируется телефон для отслеживания заявки и назначения даты заседания. Рассматривается заявление в течение месяца.
  3. Потом нужно подготовиться к заседанию комиссии. Для этого следует определить, кто будет заниматься защитой прав. Можно прийти самостоятельно, но другим вариантом будет приглашение оценщика или юриста. Даже если будет выбран 2 или 3 вариант, следует сходить на заседание, хотя это необязательное условие, если специалист будет работать по доверенности.
  4. День заседания обычно проходит одинаково везде. В коридоре собирается 20-30 заявителей по подобному вопросу. Выносится список участников. Заявителей приглашают по очереди в зал. Во время заседания обсуждается отчет об оценке характеристик недвижимости, юридических тонкостей. После обсуждения озвучивается решение.
  5. Решение может быть положительным или отрицательным. В первом случае результат формируют письменно и в течение недели передают в кадастровую палату. Потом спустя 3-4 недели создается кадастровый паспорт с новой ценой. При отказе следует устранить замечания, предъявленные председателем, и подать документацию вторично. Возможно и обжалование решения в суде.

Такая процедура выполняется во всех случаях, какого бы объекта недвижимости ни касалось дело. Специалисты принимают решение на основе проверки документации, законодательных норм.

Решение

Если заявление по пересмотру аргументировано неправильностью, недостоверностью или неточностью используемой информации при расчете, то следует ожидать одного из решений:

  1. Отклонение заявления и использование в оценке проверенных сведений.
  2. Пересмотр кадастровой цены при подтверждении использования неточных данных.

При подаче заявки по пересмотру размера кадастровой стоимости по сведениям альтернативного отчета СРО о рыночной цене комиссией выносится решение об установке стоимости объекта на основе кадастра, равной ее рыночному показателю. О решении заявителя оповещают в течение 5 рабочих дней.

Что делать дальше?

Следует учитывать, что подача юридическими лицами такого заявления в суд без обращения в комиссию невозможна. Спорные моменты о кадастровой стоимости можно оспорить в судебной инстанции только после отказа комиссии или если она не провела мероприятие в установленный срок.

Если заявитель не согласен с решением, то может подать иск в суд. При обжаловании не рассматривается решение комиссии, причины отказа. Процедура досудебного оспаривания оценки недвижимости объектов по кадастру считается положительным моментом, так как использование способа «массового порядка» приводит к разногласиям, а при прямом обращении в суд усложняет их работу.

У людей, которые недовольны размером налога на земельный участок, квартиру или дом, есть два способа решить проблему: подать заявление в комиссию при Росреестре или иск в суд. Начиная с 2018 года и физические, и юридические лица могут самостоятельно выбирать, в какую инстанцию обратиться. (КС) недвижимости занимает как минимум один месяц и требует сбора пакета документов. Если вы хотите быть уверены в положительном решении, потребуется заручиться поддержкой профессионалов. Какой бы путь пересмотра результатов определения кадастровой стоимости вы ни выбрали, компания RFI consult поможет добиться снижения налога. Мы гарантируем результат, поскольку имеем огромный опыт уменьшения КС и в комиссии, и в суде.

Куда лучше обратиться в 2018 году?

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в законах, которые «заморозили» пересмотр кадастровой стоимости до 2020 года и ввели ряд других нововведений. В частности, была упрощена процедура снижения КС через комиссию. Если вы выбираете, куда подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости, то рекомендуем сначала обратиться именно в Росреестр. Есть несколько причин:

  • Не придется уплачивать госпошлину.
  • Процесс рассмотрения заявления займет около месяца.
  • Подать документы на оспаривание кадастровой стоимости в 2018 году в комиссию проще.
  • Если вы получите отрицательное решение, то всегда сможете оспорить его в суде.

Владельцам недвижимости в Москве для снижения КС можно подать заявление в Росреестр по адресу ул. Большая Тульская, 15. Для участков, домов и квартир в Московской области адрес другой: ул. Верхняя Красносельская, д. 7, с. 1.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости в 2018 году в комиссии при Росреестре

  • Вы подаете пакет документов по указанному выше адресу и вам выдают расписку с номером заявки.
  • В течение недели вам сообщают дату, когда будет рассматриваться ваше дело.
  • Явка заявителя или его представителя на заседание обязательна. Потребуется лично защищать результаты отчета о независимой оценке перед комиссией.
  • На основании предоставленной информации члены комиссии примут решение о возможности снижения КС.
  • Копия решения в письменном виде выдается заявителю в течение недели.
  • Если комиссия решила снизить кадастровую стоимость, то ставит в известность об этом кадастровую палату.

Если вы решите обратиться в Росреестр изменение кадастровой стоимости будет произведено в течение 30 дней. Это в несколько раз быстрее, чем при рассмотрении иска в суде.

При отрицательном решении вы сможете снова обратиться в комиссию. Как правило, делать это рекомендуется, если заявление отклонили из-за ошибок в документах или неправильно составленном отчете о независимой оценке.

Какие понадобятся документы?

Вам потребуется передать в Росреестр заявление на оспаривание кадастровой стоимости, кадастровую справку, нотариально заверенные правоустанавливающие документы. Если причина переоценки - недостоверные сведения, использованные при проведении государственной кадастровой оценки, то нужно будет приложить бумаги, указывающие на ошибки оценщика.

Последний и самый главный документ - отчет о независимой оценке недвижимости. Его нужно заказать независимому оценщику, состоящему в саморегулируемой организации и имеющему соответствующую лицензию. Специалист должен иметь большой опыт, поскольку малейшая неточность в формулировках, неправильное оформление отчета, неверный выбор объектов-аналогов или ошибки в корректировках - и комиссия примет отрицательное решение. Многие эксперты рекомендуют получать также экспертное заключение СРО оценщиков: это увеличивает стоимость отчета, зато у комиссии будет меньше вопросов к объективности оценки.

RFI consult имеет многолетние налаженные связи с лучшими оценочными компаниями Москвы. Мы напрямую заинтересованы в том, чтобы отчет был легитимным и полностью соответствовал требованиям законодательства, поскольку лично будем представлять ваши интересы на заседании комиссии. Наши специалисты встречаются с оценщиками, чтобы четко поставить задачи и проконтролировать качество работ. Такой подход приносит свои результаты - при обращении в Росреестр пересмотр кадастровой стоимости проходит гладко, и нам удается добиться существенного снижения суммы.

Можно ли вернуть уплаченный налог?

Да - для этого необходимо дождаться, пока будут внесены изменения в кадастр, а после обратиться в налоговые органы. Получить компенсацию удастся только за тот налоговый период, когда было подано заявление. Чтобы вернуть деньги, нужно получить уточненную кадастровую справку, взять копию решения комиссии при Росреестре и подать заявление. К сожалению, частыми являются случаи, когда налоговые органы отказываются перечислять средства. Тогда стоит попытаться обжаловать решение в вышестоящих органах (например, Управлении ФНС по Москве), а после обратиться в суд.

Компания RFI consult неоднократно сталкивалась с проблемами с возвращением налоговой уплаченных средств. Мы знаем, как действовать, чтобы добиться возмещения. Получите развернутую консультацию у нашего эксперта!

Насколько целесообразно пересматривать кадастровую стоимость в 2018 году?

По этому вопросу лучше всего проконсультироваться с экспертами. Дело в том, что затраты на оспаривание КС в любом случае будут достаточно большими, и если разница между рыночной и кадастровой стоимостью недвижимости небольшая, то экономия на налогах может просто не покрыть затраты.

Обратите внимание: компания RFI consult предоставляет бесплатные консультации. Вы можете обратиться к нашим специалистам, чтобы узнать, стоит ли начинать оспаривание кадастровой стоимости в 2018 году, и мы честно опишем перспективы. Вы будете заранее знать, насколько выгодным будет пересмотр КС, и примете взвешенное решение.

Есть несколько причин, почему не стоит откладывать пересмотр кадастровой стоимости. Во-первых, процедура будет доступна только до 2020 года. Во-вторых, ежегодно налоговая ставка будет расти. В-третьих, владельцы недвижимости в Москве могут столкнуться с дополнительным повышением ставок правительством, поскольку власти трех городов России - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - могут принимать решения о повышении общероссийских тарифов.

Вы можете перестать переплачивать налог уже в этом году - обратитесь к опытным специалистам для подачи заявления в комиссию при Росреестре или иска об оспаривании кадастровой стоимости квартиры, участка, дома - и добейтесь справедливых выплат.

На сколько удастся снизить кадастровую стоимость?

В среднем сотрудникам RFI consult удается уменьшить КС на 30-40%. Показатель очень серьезно отличается в зависимости от конкретных характеристик объекта недвижимости и ошибок, допущенных при государственном оценивании. Так, в нашей практике были случаи, когда при обращении в Росреестр для оспаривания кадастровой стоимости земельного участка или при подаче иска в суд нам удавалось добиться ее снижения на 90%. Перспективы для каждого заказчика мы очерчиваем уже на первой встрече, так что вы будете знать, на что рассчитывать, берясь за процедуру переоценки.

Почему лучше доверить пересмотр кадастровой стоимости в Росреестре специалистам?

  1. Самостоятельно будет сложно правильно подготовить пакет документов, в том числе найти надежную оценочную компанию, которая грамотно проведет независимую оценку.
  2. На заседании придется защищать отчет и отвечать на вопросы комиссии. Для этого потребуется как минимум разобраться в расчетах и выводах оценщика и быть знакомым со всеми факторами, которые могут изменить стоимость объекта недвижимости.
  3. Специалисты помогут с возмещением переплаченных налогов: это также сложная процедура, с которой неподготовленному человеку будет непросто разобраться.

Главное преимущество обращения к юристам - возможность пересмотра кадастровой стоимости недвижимости «под ключ». Не придется тратить время и силы на обращение в многочисленные инстанции, а главное - результат будет значительно лучше, чем если решать вопрос самостоятельно.

Воспользуйтесь услугами специалистов RFI consult - и оцените сами, насколько просто, удобно и выгодно работать с экспертами своего дела. Для первоначальной консультации нам потребуются только правоустанавливающие документы на участок и кадастровая справка. Начните процедуру пересмотра кадастровой стоимости с помощью наших юристов - и уже в 2018 вы потратите намного меньшую сумму на налоги.

Александр Колов

Проведение государственной кадастровой оценки будет происходить по «новому» в некоторых субъектах РФ уже в 2017 г.

По «новому» - актуальный вопрос. Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» регулирует не только государственную кадастровую оценку (ГКО) по «новому», но и оспаривание кадастровой стоимости по «новому», определенной по нормам вышеуказанного ФЗ. Указанный ФЗ вступает в силу с 01.01.2017. Ожидать проведения ГКО по «новому» в некоторых субъектах РФ следует уже в 2017 г. «Заморозка» кадастровой стоимости до 01.01.2020, определенной по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ», будет только стимулировать субъекты РФ провести ГКО по «новому» в ближайшие сроки. «Заморозка» введена ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который введен в действие с 15.07.2016.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, т.е. либо по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 или ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016. См. ч.7 ст.24 ФЗ №237-ФЗ. по нормам ФЗ №237-ФЗ будет происходить в порядке, схожем с порядком по нормам №135-ФЗ. Можно выделить следующие основные особенности оспаривания кадастровой стоимости по «новому».

По нормам ФЗ №135-ФЗ существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по нормам ФЗ №237-ФЗ такого порядка нет, в т.ч. для юридических лиц. По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. По нормам ФЗ №237-ФЗ аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ. Следовательно, некоторые время с большой долей вероятности в некоторых субъектах будут действовать одновременно две комиссии: одна для рассмотрения споров по нормам ФЗ №237-ФЗ, другая по нормам №135-ФЗ.

Лица, занимающие государственные должности, должности в муниципальной службе должны составлять не более половины членов комиссии, рассматривающей споры по нормам ФЗ №237-ФЗ. В состав комиссии может включаться представитель Совета муниципальных образований (некоммерческой организации), который не занимает муниципальную должность. С учетом данного представителя может обеспечиваться большинство в принятии решений. Кроме того, видимо, Минэкономразвития РФ введет правило о том, что при равенстве голосов голос председательствующего будет решающим. Председательствующего, вероятно, будут назначать представителя госоргана субъекта РФ.

Нет в ФЗ №237-ФЗ четких указаний о необходимости создания комиссий к определенному сроку. Ст.22 ФЗ №237-ФЗ можно толковать так, что создание комиссии - это право госоргана субъекта РФ, а не обязанность. Поэтому велика вероятность того, что в ряде субъектов РФ комиссии по рассмотрению споров по нормам ФЗ №237-ФЗ не будут созданы к 2020 г.

В ряде субъектов РФ налогоплательщикам и арендаторам государственных земельных участков установить кадастровую стоимость в размере рыночной через комиссию при управлении Росреестра существенно проще, чем в суде. Это обуславливается сроками рассмотрения (1 мес.) и полномочиями комиссии (отсутствием право назначать экспертизу и т.д.). За такой короткий срок заинтересованные лица, в т.ч. органы местного самоуправления, не успевают подготовить ни замечания на отчет оценщика, ни самостоятельно заказать отчет независимого оценщика. При отсутствии указанных документов проверка отчета осуществляется формально. Кроме того, как правило, комиссии не располагают достаточным количеством сотрудников, обладающих специальными познаниями в области оценки, для того, чтобы надлежащим образом проверять отчеты в массовом порядке. В некоторых комиссиях господствует подход: все заявления удовлетворять, если не выявлены существенные замечания к отчету. Поэтому вышеуказанное новшество может затруднить оспаривание кадастровой стоимости в ряде субъектов.

ФЗ №237-ФЗ правообладателям объектов недвижимости предоставлено право на стадии подготовки к проведению ГКО подавать декларацию о своей недвижимости после публикации решения о проведения ГКО (ст.12). Данная норма направлена на уточнение данных, необходимых для более точного определения стоимости, каких конкретно - пока непонятно. Определенность появится после утверждения Минэкономразвития Формы декларации. Вероятно, речь идет об уточнении таких данных как: год постройки ОКС, процент физического износа ОКС, процент технических помещений от общей площади административно-делового или торгового центра, разрешенное использование земельного участка, предельные параметры застройки согласно ГПЗУ или градостроительного регламента и т.д. По нормам ФЗ №135-ФЗ у правообладателей ОКС и земельных участков право на подачу деклараций отсутствует при проведении ГКО. По ФЗ №237-ФЗ все заинтересованные лица вправе сделать замечания на промежуточных отчетных материалов ГКО в течение 60 дней с момента публикации. Схожая норма есть и ФЗ №135-ФЗ, однако срок для замечаний – 20 рабочих дней (вступила в действие с 01.04.2015 в силу ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ). Вышеуказанные изменения направлены на уменьшение количества споров об оспаривании кадастровой стоимости. ФЗ №237 ФЗ не предусматривает возможность оспаривать ошибки в определении кадастровой стоимости в комиссии. Если такая возможность не будет прописана Минэкономразвития в Порядке работы комиссий, то следует констатировать, что такая возможность отсутствует.

По нормам ФЗ №237-ФЗ бюджетное учреждение, созданное госорганом субъекта РФ, по решению последнего будет проводить ГКО и подписывать отчет, а также давать разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок, в т.ч. технических, методологических, допущенные при ГКО. Она вправе исправлять ошибки только в сторону понижения. Если бюджетная учреждение исправляет ошибки, допущенные им в отчете о ГКО, то оно передает данные госоргану субъекта РФ для внесения исправлений в акт об утверждении результатов ГКО.

Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд решение вышеуказанного бюджетного учреждения в суде по нормам гл. 22 КАС РФ. Также они вправе предъявить административный иск об оспаривании кадастровой стоимости. При рассмотрении требований в порядке гл. 22 КАС РФ об отмене решения бюджетного учреждения об отказе исправить ошибку, видимо, суды не будут устанавливать кадастровую стоимость, а будут предписывать повторно рассмотреть заявление заинтересованного лица. Заинтересованным лицам очень трудно доказать ошибку, особенно методологическую, и в рамках искового производства. Поэтому им рекомендуется идти проторенной дорогой: обращаться с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Пока нормативные акты не предусматривают необходимости представлять заключение СРОО (саморегулируемой организации оценщиков) на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ, в отличие от оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ. Статья 246 КАС РФ закрепляет обязанность представления заключения СРОО, если это установлено Минэкономразвития РФ. Последний это предусматривает только для оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ при снижении кадастровой стоимости более чем на 30%, если заявитель желает получить положительное решение. См. Приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 №263. ФЗ №237-ФЗ не предусматривает обязанность предоставления заключения СРОО в комиссию. ФЗ №135-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.06.2016 N 172-ФЗ) декларирует то, что заключение СРОО подготавливается на добровольной основе, он исключил заключение СРОО из перечня документов, которые необходимо представлять в комиссию. Логичным в таком случае выглядит решение о внесении изменений в Порядок, утвержденный Приказом №263. Однако Минэкономразвития пока с таким решением не торопится. Вышеуказанные новшества могут привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

При подаче заявления в комиссию об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ подаются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), которая должна содержать сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
  • Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • Отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном и электронном носителе.
Сейчас по нормам ФЗ №135-ФЗ подаются практически аналогичные документы. Однако вместо выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости подается кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ подается в форме нотариальной копии. Кроме того, подается заключение СРОО на отчет оценщика, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от кадастровой более чем на 30%. Это требование не закона, а Порядка Минэкономразвития, утв. Приказом №263.

С 01.01.2017 вводится в действие ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает объединение ГКН (государственного кадастра недвижимости) и ЕГРП (Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним). Поэтому выписка из ЕГРН будет, как правило, одновременно являться документом, подтверждающим права на оспариваемый объект и оспариваемую кадастровую стоимость. «Справка о кадастровой стоимости» с 01.01.2017 выдаваться не будет. Внесены изменения и в ФЗ №135-ФЗ, которые вступают в силу с 01.01.2017.

По нормам и ФЗ №135-ФЗ, и ФЗ №237-ФЗ органы местного самоуправления и органы государственной власти – бюджетополучатели соответствующий налогов на недвижимость - вправе оспорить решение комиссии о существенном понижении кадастровой стоимости. Данный вывод основывается на Пост. Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 №15-П.

Основные выводы.

Производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, т.е. либо по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 или ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016 «О государственной кадастровой оценке».
- По нормам ФЗ №135-ФЗ существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, по нормам ФЗ №237-ФЗ такого порядка нет, в т.ч. для юридических лиц.
- По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. По нормам ФЗ №237-ФЗ аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ. ФЗ №237-ФЗ можно толковать так, что создание комиссии – это право госоргана субъекта РФ, а не обязанность.
- По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам ФЗ №237-ФЗ, видимо, комиссии будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они вправе исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости.
- По нормам и ФЗ №135-ФЗ, и ФЗ №237-ФЗ органы местного самоуправления и органы государственной власти – бюджетополучатели соответствующий налогов на недвижимость - вправе оспорить решение комиссии о существенном понижении кадастровой стоимости.
- Пока нормативные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ, в отличие от оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ.

Совместная горячая телефонная линия управления Росреестра по Московской области (управление) и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (филиал) состоялась 23 августа, сообщает пресс-служба Росреестра Прдмосковья.

На вопросы граждан отвечали: и. о. заместителя руководителя управления Артур Салгереев, начальник отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости управления Елена Аносова, начальник отдела организации, мониторинга и контроля управления Инна Мжачих, заместитель начальника отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости управления Екатерина Шувалова, а также ведущий инженер отдела определения кадастровой стоимости филиала Елена Малюкова.

В горячей телефонной линии приняли участие помощник заместителя председателя Московской областной думы Валентин Мартьянов и главный редактор газеты «Опора России» в Подмосковье Анна Косицына.

Последовательность действий, перечень необходимых документов и особенности обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении (комиссия) были разъяснены каждому обратившемуся по телефону горячей линии. Также даны ответы на вопросы, на основании каких нормативных документов определялась кадастровая стоимость.

Для оспаривания кадастровой стоимости в комиссии необходимо представить пакет документов, установленный статьей 24.18 федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (закон об оценочной деятельности), в том числе отчет о рыночной оценке, который подготавливается профессиональными оценщиками.

В соответствии со статьей 24.20 закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной по решению комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Обращаем внимание, что Росреестр не проводит кадастровую оценку, но помогает гражданам и бизнесу скорректировать ее, если на то есть законные основания. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также утверждение результатов государственной кадастровой оценки относятся к компетенции региональных и местных властей. Управление рекомендует перед тем, как начинать процедуру оспаривания кадастровой стоимости в комиссии или суде, обращаться в Министерство имущественных отношений Московской области (Минимущество).

В случае выявления ошибки при определении кадастровой стоимости в период действия гарантийных обязательств по государственному контракту Минимущество вправе внести изменения в распоряжение, которым утверждалась кадастровая стоимость объекта недвижимости в Московской области. Владелец недвижимости при этом никаких расходов не понесет.

Направить заявление в Минимущество можно посредством почтового отправления по адресу: 143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1, по электронной почте: , а также через , который создан правительством Московском области для фиксирования и оперативного рассмотрения обращений граждан, раздел «Сообщить о высокой кадастровой стоимости участка».

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...