Классный час на тему: "Карманные деньги". Классный час «Карманные деньги Что такое карманные расходы классный час


Цели:

  1. Способствовать развитию духовно-нравственной личности.
  2. Помочь уч-ся осознать социальную, практическую и личностную значимость предложенного материала.
  3. Содействовать развитию коммуникативных способностей учащихся.
  4. Создать содержательные и организационные условия для работы в группах.

Ход классного часа

1. Оргмомент (предварительно учащиеся поделены на группы) (пустой слайд, приложение 1)

Учитель : Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу у вас классный час. Мы с вами мало знакомы, и я сделала всем бейджики, чтобы нам было комфортно общаться. Я надеюсь на взаимное сотрудничество и поддержку с вашей стороны, и тогда наша работа будет плодотворной.

2.Эмоциональный настрой

Словарный ряд: любопытство, страх, радость, удивление, раздражение, новизна, равнодушие, безразличие, удовлетворение, заинтересованность.

Учитель : Обратите своё внимание на ряд слов, выберите и назовите те из них, которые соответствуют вашему состоянию перед началом классного часа. (спросить по желанию несколько человек)

(Выяснили, прокомментировали )

Учитель : Состояние ваше мне вполне понятно, так как вы не знаете, о чём пойдёт речь и как мы будем работать.

3. Введение в тему

Учитель : Я предлагаю вам обратить своё внимание на экран. (просмотр эпизода )

У. : Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

О деньгах.

У .: Верно. О деньгах. (слайд «Деньги» , приложение 1) С какими словами ассоциируются у вас деньги?

(Учащиеся произносят слова, а учитель записывает их в две колонки.)

У .: Ребята, как вы думаете, почему я записала слова в 2 колонки? Каким одним словом можно заменить слова в 1 колонке? Во 2 колонке?

Верно, добро и зло. Итак, нам предстоит ответить на вопрос: «Деньги – это добро или зло? (Слайд «Деньги – это добро или зло?» , приложение 1)

4. Вступление учителя.

У .: Деньги сопровождают человека всю его жизнь. Они отвоёвывают в человеческом сознании пядь за пядью, порождая сложнейшие нравственные коллизии. Если вы думаете, что проблемы денег касаются только взрослых, то вы ошибаетесь. Проблемы денег напрямую касаются и детей. Общепринято считать, что чем больше денег у родителей, тем больше возможностей у детей. Фактически в стране выросло новое поколение, которое, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадывается о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.

5. «Мозговой штурм»

У .: Рыночная экономика создала множество болезненных проблем. Давайте попытаемся перечислить некоторые из них. Для этого я разделила вас на группы. У каждой группы на столе находится небольшой информационный материал и инструкция для выполнения задания. (Слайд «Таблица» , приложение 1)

Ваша задача : Взять таблицу с текстами для оценочного суждения, ознакомиться с ними, соотнести с предложенными проблемами и обосновать свой выбор. На эту работу группам даётся … минут

У .: В случае затруднения вы можете обратиться за помощью ко мне.

Информационный текст

Проблема

Во дворе играют дети. Мальчик нечаянно испачкал кофточку девочке.

Что ты сделал?!- возмущённо закричала девочка.

Извини, пожалуйста. Я не хотел,- почти шёпотом пролепетал мальчик.

Мне эту кофточку папа купил за тысячу рублей,- негодующе констатирует девочка.

Формирование культа денег

Девятилетняя девочка из семьи, оказавшейся в трудном материальном положении, просит в молитве: « Господи! Пошли нам побольше денег. Я не от жадности прошу, а для удобства. Я лишь хочу, чтобы хватило денег маме на операцию и она бы снова появилась дома, и чтобы папа быстрее нашёл работу. А ещё я хочу, чтобы Ира с Леной со мной дружили и не говорили, что бедные должны дружить с бедными, а богатые с богатыми.

Деньги приводят к социальному расслоению общества

Беседуют две приятельницы. Одна жалуется:

Хочу сыну купить квартиру, да предлагают неподходящие районы. Вот два года назад мне очень повезло с квартирой, купила прямо в центре. Да и с машиной тогда угодили.

А зачем твоему сыну вторая квартира?- вежливо поинтересовалась её подруга.

Да он первую в казино проиграл, а у меня жить не хочет.

А зачем ему вторая машина? Что, одной не хватает или модель устарела.

Да нет, он её разбил, когда возвращался с вечеринки.

Дочь приходит домой и заявляет родителям:

Мне на косметику рублей 700 нужно.

Немного погодя она добавляет:

Да, я ещё забыла, мы мальчишкам на подарки собираемся по 200 рублей. Ну и на телефон закинуть хоть 100 рублей нужно. А то целый день без связи.

Мама замечает:

Рита, я ведь тебе предлагала у меня в салоне подработать или папе на фирме помочь. А кроме этого сколько возможностей было. Тогда бы и не клянчила у родителей деньги на карманные расходы

Российские дети существуют за счёт родителей

У .: Учащимся предлагаются следующие проблемы:

  1. Российские дети существуют за счёт родительских средств.
  2. За деньги можно купить всё.
  3. Формирование культа денег.
  4. Чрезмерные карманные деньги ведут к пагубным пристрастиям.
  5. Деньги приводят к социальному расслоению общества.
  6. Проблемам хранения денег.
  7. Система человеческих отношений измеряется деньгами.

У. : Давайте поочерёдно эти проблемы озвучим. (зачитывают поочереди ) (Слайд «Таблица» 1, 2, 3, 4, приложение 1)Верно. Проблем, связанных с деньгами, много. Мы назвали лишь некоторые.

У.: Так как все проблемы мы с вами решить не в состоянии, то мне хотелось обратить ваше внимание на проблему №4, . (Российские дети существуют за счёт родительских средств). (Слайд «Российские дети существуют за счёт родительских средств», приложение 1) Я думаю, каждому ребёнку хочется иметь карманные деньги и тратить их по своему усмотрению. Верно?

6. Деловая игра « Бизнес тинейджеров»

У .: Ясно, что деньги нужны как взрослым, так и детям. Как раз сейчас существует положительный момент в жизни нашего общества, когда можно заработать своим умом и интеллектом. Для этого я предлагаю вам поиграть.

Итак, ролевая игра « Бизнес тинейджеров» (Слайд, приложение 1). Предположим, что я банкир, а вы тинейджеры, которые должны, проявив свою интеллектуальную изобретательность, предложить идеи, как можно заработать школьникам.

За каждую вашу идею группа получает условную валюту. Подумайте, чтобы источники ваших доходов были не опасными для здоровья и психики, варианты, приемлемые только для р–п Даниловка и только то, за что заплатят. Победит та группа, у которой окажется большее количество «денег». А статистик, которого вы выберете, поможет подсчитать «деньги».

В случае затруднения вы можете обратиться ко мне в банк и купить идею.

  • мытьё машин;
  • почта;
  • торговля комнатными цветами.
  • временное трудоустройство нВ летний период;
  • вскапывание огорода;
  • складывание сена;
  • картофель копать;
  • разведение и продажа аквариумных рыбок, хомячков, морских свинок и др.

У. : Давайте определим, какая же группабольше заработала. Слово статистикам.

(Объявить результаты.)

У .: Молодцы, в этой игре победила группа. Ребята были очень активны.

7. Экспресс - анкета

У.: Итак, деньги вы заработали. Представьте, что это ваша первая зарплата. На что бы вы её потратили? (открыть слайд, приложение 1) Посмотрите, пожалуйста на доску. Там находятся 4 конверта с изображёнными на них картинками. Внимательно рассмотрите их, посоветуйтесь в группе, в какой конверты и в каком количестве вы вложите свои «деньги». Представитель от группы опустит «деньги» в конверты.

Вы должны истратить все «деньги».

Анкета

  • На себя, личные нужды и развлечения;
  • На членов своей семьи и друзей;
  • На образование, здоровье, расширение кругозора;
  • На спонсорство и благотворительность.

Учитель делает вывод, на что больше потрачено денег

У .: Вот вы, ребята, сумели заработать деньги и легко их потратить. Так значит ли, что деньги – это всегда благо или всё-таки нет. Для этого мы с вами продолжим нашу работу в группах и проведём мини – дебаты. (открыть слайд, приложение 1)

8. Мини-дебаты

У.: Давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу и попытаемся дать на него аргументированный ответ. И сейчас 2 группы должны будут привести аргументы, к тому, что деньги - это исключительно благо, а 2 группы попытаются найти доводы к тому, что деньги всегда приносят зло.

(Группы поочерёдно называют аргументы.) .

9. Вывод

У .: Как вы считаете, что такое деньги: добро или зло?

(Учащиеся пытаются сделать вывод.)

У .: Так где же истина?

У .: Верно, т.к. деньги – это серьёзное испытание. И две крайние точки зрения на деньги – деньги – это добро – деньги – это зло неверны. Ведь

Мир сотворён, но ещё недосоздан,
Задан маршрут: через тернии к звёздам.
Зло и добро в роковом поединке переплелись.
А человек оказался посерединке.

Поэтому, то, чем будут являться деньги в ваших руках- добром или злом, зависит не от количества денег, а от уровня вашего духовного развития и от способа их использования.

10. Рефлексия

У : Возможно, вы сегодня впервые говорили так много об этой проблеме. Но ведь она сопровождала и будет сопровождать людей на протяжении всей истории существования человечества. Я хочу предложить несколько афоризмов. (открыть слайд, приложение 1) Посоветуйтесь в группе и скажите, какой из афоризмов взяла бы ваша группа в качестве девиза после нашего сегодняшнего разговора.

Афоризмы

  • Никогда с деньгами не бывает так хорошо, как плохо бывает без них. Неизвестный автор
  • Если деньги портят человека, то виноват в этом человек, а не деньги. Бауржан Тойшибеков
  • Если вы любите деньги, подумайте взаимная ли эта любовь. Башир Зугумов
  • Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на кого тратишь. "Пшекруй"
  • Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе... Бенджамин Франклин
  • За деньги можно все купить,
    Любовь же надо заслужить.
    Гарун Агацарский

11. Эмоциональное состояние

У .: Мне хотелось бы узнать, какие эмоции, чувства вы испытываете после окончания классного часа. Для этого опять обратите своё внимание на ряд слов (открыть слайд, приложение 1) и выберите те из них, которые соответствуют вашему состоянию (спросить по желанию несколько человек)

У.: Большое спасибо вам, ребята, за интересный разговор, за поддержку.

Цель: ознакомить учащихся с финансово-экономической стороной жизни человека.

Развитие умения высказывать и отстаивать свою точку зрения;
воспитание культуры поведения дискуссии (умения терпимо

Относится к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиции и мнений, уметь слушать, аргументировано отстаивать свою точку зрения);

Воспитание чувства ответственности за своих близких;
составление реального бюджета семьи;
воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься и выбор жизненной перспективы.

Применяемые технологии: на данном классном часе нами были использована информационная технология с элементами проблемно-поисковой и коммуникативной технологий. Они позволяют помочь обучающимся:

Сформировать собственную индивидуальную стратегию овладения знаниями;
Получить многоаспектное видение в процессе обсуждения участниками интересующей их информации;
Овладеть техникой проблематизации;
Сформировать умение переводить любой вид информации на разные уровни сложности научного и житейского языка.

Оборудование: мультимедиапроектор, комьпютер, экран, карточки с заданиями

Деньги – это зло

Большие деньги – горе.

Нехватка денег - трагедия

Счастье -когда они есть.

Я думаю этот час мы проведем с пользой, вы больше узнаете о финансово- экономической стороной жизни взрослого человека, и сформируйте свое отношение к деньгам.

А начать разговор нам помогут пословицы и поговорки, народная мудрость. Выберите ту пословицу или поговорку, которая характеризует ваше отношение к деньгам или ваше понимание счастья.

Алтын сам ворота отпирает и путь очищает.
Алтын серебра не ломит ребра.
Алтынного вора вешают, а полтинного чествуют.
Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.
Без денег сон крепче.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без копейки рубль щербатый.
Без ума торговать – только деньги терять.
Без хозяина деньги – черепки.
Береги хлеб в углу, а деньги – в узлу.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
Бог даст денежку, а черт – дырочку, и пойдет богова денежка в чертову дырочку.
Больше денег – больше хлопот.
Брат братом, сват сватом, а денежки не родня.
Были денежки – любили Сеню девушки, а не стало денежек – забыли Сеню девушки.
Быть было беде, да деньги на бедре.
В гроб смотрит, а деньги копит.
В деньгах родства нет.
В долгах не деньги, в снопах – не хлеб.
В лесу дуб – рубль, в столице – по рублю спица.
В одной суме – да разные денежки, в одной семье – да разные детушки.
В чужом кармане трудно деньги проверять.
Вовремя копейка дороже рубля.
Восьми гривен до рубля не хватает.
Время – деньги.
Всюду вхож, как медный грош.
Г Гляди вниз: денег не найдешь – ног не зашибешь.
Говорят, хорош, а дела ни на грош.
Голосом петь, конем воевать, а деньгами торговать.
Горе – деньги, а вдвое – без денег.
Грози богатому, так денежку даст.
Грош за него дать мало, а два – много.
Гроша не стоит, а глядит рублем.
Давно занял грош на перевоз, да некуда ехать.
Дай вору целковых гору – воровать не перестанет.
Дал бог здоровья, да денег нет.
Даровой рубль дешев, нажитый дорог.
Два гроша – куча хороша.
Дела на полтину, а магарычей на рубль.
Денег много, да разума мало.
Денег накопил, да дури накупил.
Денег нет, зато сами золото.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денег палата, да ума-то маловато.
Денег-то много, да не во что класть.
Денежка бог, а бережет.
Денежка рубль бережет, дорожку прокладывает.
Денежка не а рубль голову стережет.
Денежки в кармане – все друзья с нами.
Денежки не рожь, и зимой растут; денежки и не лед, а зимой тают.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги девать некуда, кошелька купить не на что.
Деньги к деньгам льнут.
Деньги любят счет, а хлеб – меру.
Деньги не пахнут.
Деньги не грибы – можно и зимой найти.
Деньги – что галки, все в стаю сбиваются.
Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.
Дружба дороже денег.
Дружба дружбой, а денежки врозь.
Дурак деньги напоказ носит.
Дурак легко с деньгами расстается.
Его копейка нищему руку прожжет.
Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил.
Есть пять копеек – и бабушка в торгу.
Есть чем звякнуть, так можно и крякнуть.
За грош с колокольни соскочит.
За денежки и черт спляшет.
За деньги славы не дают.
За тем дело стало, что денег мало.
За неимением алтына отвечает полтина.
За спрос денег не берут.
Заклад – деньгам перемена.
Заря деньгу дает.
Здоровья на деньги не купишь.
И барину деньга господин.

И гроши – деньги хороши.
И нашим и вашим за копейку спляшем.
Иному слова не скажи, а только деньги покажи.
Из больших денег и рубль нипочем.
Из чужого кошелька легко платить.
Как деньги при бедре, так помогут при беде.
Когда деньги говорят, тогда правда молчит.
Когда кошелек легок – на душе тяжело.
Кто врет, тот и денежки берет.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Кто долго спит, тот денег не скопит.
Кто за копейкой не нагнется – ломаного гроша не стоит.
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому – и тысяч мало.
Кто попу рубль, тот и во святых свой.
Кто рано встает, у того копейка растет.
Кто украдет рубль, того отдают под суд, а кто тысяч двести, того держат в чести.
Купи поросенка в грош да посади его в рожь – и будет хорош.
Легкий кошелек – тяжелое проклятие.
Лишние деньги – лишняя забота.
Лишняя денежка карману не в тягость.
Лопатой деньги гребет.
Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда.
Люди – все, а деньги – сор.
Медведь пляшет, а поводырь деньги берет.
Медные деньги звонче золотых.
Меньше денег – меньше хлопот.
Моложе – так рублем дороже.
Мужик богатый гребет деньги лопатой.
Мы-то родня, а деньги наши чужие.
На грош амуниции, на рубль веревок.
На грош дела, на рубль суматохи.
На грош не много возьмешь.
На грош уронишь – рублем не исправишь.
На деньги поста нет.
На деньги ума не купишь.
На копейку напился, а на рубль нашумел.
На пустой карман и грош хорош.
На пятака дружбы не купишь.
На рубль работы, на два похвальбы.
Не жалей алтына, а то отдашь полтину.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Неистраченные деньги - приобретение.
Не легко деньги нажить, а легко прожить.
Не оставляй денег детям: глупый проживет, а умный сам наживет.
Не сули чужой полтины, дай свой алтын.
Не то денежки, что у бабушки, а то, что в запазушке.
От вора – дубинкой, от попа – полтинкой.
Отдашь деньги руками, а ходишь за ними ногами.
От туго набитого кошелька на сердце легко.
Охал дядя на чужие деньги глядя.
Плакали мои денежки.
Пожалел алтын – потерял гривну.
Последнюю копейку ребром не ставят.
Почет дороже денег.
При деньгах-то и дурак умный.
Работа денежку копит, а вино топит.
Рабочему полтина, а нарядчику рубль.
Размах рублевый – удар копеечный.
Рябая, да дорогая: что ни рябинка, то полтинка.
С деньгами мил, без денег постыл.
Сделал на пятак, а испортил на гривенник.
Совет дороже денег.
Счет дружбы не портит.
Тот алтын не того рубля.
Три деньги в день – куда хочешь, туда и день.
У богатого денег куры не клюют.
У дурака в горсти дыра.
У скупого рубль плачет, а у щедрого и полушка скачет.
Уговор дороже денег.
У кого нет денег, тому и кошелек не нужен.
Украдешь песчинку, заплатишь полтинку.
Умом туп, да кошелек туг.
Федюшке дали денежку, а он и алтын просит.
Хлебу – мера, деньгам – счет.
Хуже всех бед, когда денег нет.
Частные пирушки изведут полушки.
Человек не скотина, а деньги не мякина.
Щербата денежка, да гладок калач.

«Блаженнее давать, нежели принимать», - за две тысячи лет до всех этих исследований сказал Иисус Христос, самый первый исследователь этой темы. Тысячи проповедей сказаны о милосердии. Но люди - люди прагматичные, требуют все доказать на цифрах, иначе вам не поверят. «В Бога мы верим» - такова надпись на долларовых банкнотах. В действительности это начало английской поговорки: «В Бога мы ве де говорят деньги, там молчит совесть.

Нам всем давно известен постулат: «Не в деньгах счастье». Но что же нужно человеку для счастья? Ответ на этот вопрос оказался вполне ожидаемым - деньги. К такому выводу пришли немецкие социологи. Они опросили 15 000 человек из 14 стран Европы, чувствуют ли они себя счастливыми и если да, то почему.

Исследователи установили, что люди, чей ежемесячный доход составляет 3000 евро, предсказуемо чувствуют себя счастливее тех, кто зарабатывает в месяц 900 евро и меньше. И самыми счастливыми европейцами оказались жители Дании, а самыми несчастными – россияне. стливыми себя чувствуют лишь 37% опрошенных россиян.

«Счастье не в деньгах», соответствует ли это действительности, или это поговорка для ленивых?

Почти любая религия мира говорит о бренности денег и о том, что человек может и должен быть счастлив, независимо от своего материального благополучия. Но за многие сотни лет человечество все еще не пришло к этому постулату, о чем свидетельствуют результаты опроса немецких ученных.

Трудно сказать, плохо это или хорошо. Наша жизнь наполнена стремлением к зарабатыванию и добыванию денег. Нет, мы не думаем об этом ежеминутно, но когда приближается день зарплаты, настроение все-таки повышается. При этом никто не признает откровенно, что деньги - цель его жизни, что деньги - это счастье. Не обманываем ли мы себя?

Любопытно, что слова «богатство» и «счастье» на иврите звучат одинаково - «ошер». Пожалуй, уже стал вечным вопрос: «Сколько денег надо для счастья»?

За последние 30 лет доход на душу населения с учетом инфляции, вырос более чем вдвое. Число домов с кондиционерами воздуха увеличилось в 7 раз, домов с посудомоечными машинами - в 5,5 раза. Означает ли это, что люди стали ощущать себя более счастливыми? Статистика утверждает обратное. За эти годы число тех, кто считает себя счастливыми, уменьшилось на 14 миллионов человек. Количество разводов удвоилось. Уровень тяжких преступлений вырос вчетверо. Численность заключенных в исправительных учреждениях повысилась в 5 раз. Количество людей, которые считают, что от них в этой жизни ничего не зависит, увеличилось вдвое. Похожая ситуация и в других странах. К примеру, среднестатистический японец в 5 раз богаче поляка, а процент счастливых людей в этих странах одинаковый.

Но переедем от исследовании ученых к исследованиям, которые можем провести мы сами.

Практическое задание в группах: «Семейный бюджет».

Ознакомление с понятиями «доходы» и «расходы», обязательные платежи.

Составление реального бюджета игровой семьи с учетом всех «источников» доходов и статей расходов.

Семья из 4 человек проживают в Дергачах:

Папа – работает в городе, заработная плата 20 000 рублей.

Мама – работает, заработная плата 4 600 рублей.

Старший сын – студент, обучается в городе.

Младшая дочь – учится в школе по месту жительства.

Расходы на месяц (возможно учтены не все)

Газ- 1500руб

Вода-300 руб

Электроэнергия – 500 руб.

Телефон дом.– 275 руб, интернет- 450 руб

Школьное питание – 40 руб. в день

Расходы студента (в день) – 150руб.

Выводы: Как родители умудряются выкроить средства на их карманные расходы.

Предложите пути экономии семейного бюджета.

3.Откуда берутся карманные деньги и куда деваются?

Анализ анкетирования школьников (60 уч-ся)

1 Что такое карманные деньги? (Знают все)

2.Бывают ли у вас карманные деньги? (у половины опрошенных всегда, остальных иногда но часто)

3.От чего зависит их размер? (от зарплаты родителей-48, от настроения мамы-8, от моих потребностей-4

4.На что тратишь чаще всего свои карманные деньги? (на еду-14, на ерунду-35. На телефон-14, на подарки друзьям-4, на концтовары-5, сигареты и еще на что то…- 4)

5.Нужны ли подростку карманные деньги? (не всем, не всегда, нужно знать, на что он их потратит)

4/Обсуждение в группах предложенных ситуаций

Ситуация 1.Семья. Мама работает на двух работах. чтобы обеспечить дочь подростка всем необходимым, Дочь деньги которые мама дает на обеды тратит на косметику, с сигареты и различные развлечения. Из-за неправильного питания и недоедания девочка заболела, мама влезает в долги, работает день и ночь чтобы оплатить лечение дочери.Врачи ее осуждают в недолжном уходе за ребенком.

Мама - одна группа

Дочь - вторая группа

2 ситуация………….

… Пятый класс. Мальчик решил что-то купить и попросил у одноклассников одолжить ему сто рублей. Никто не одолжил. Тогда он предложил девочке вернуть через месяц сто пять рублей, если она даст сейчас сто. Девочка согласилась. Через месяц мальчик вернул, как и обещал, сто пять рублей, но рассказал об этом родителям. Родители пришли к учительнице, а та сразу собрала детей, поставила девочку перед всем классом, сказала, что такое поведение – позор, и добавила: теперь понятно, почему в классе деньги пропадали, ясно, кто мог воровать. После того как закончился классный час, девочка пришла домой и наглоталась таблеток. К счастью, ее спасли, вовремя нашли бездыханной и отправили в больницу.

Ребята и педагоги воспроизводили аргументы родителей мальчика, учительницы, родителей и самих подростков с позиции этих людей:

1 группа учащихся – родители девочки

2 группа учащихся – родители мальчика

3 группа учащихся – учительница

4 группа - учителя – с позиции мальчика и девочки.

В ходе дискуссии возникли вопросы:

Почему мальчик не обратился за помощью к родителям?
Почему родители мальчика обратились к учительнице?
Почему девочка дала деньги в долг под проценты?
Почему девочка не рассказала о данной ситуации дома?
О некорректном поведении учительницы.

Психолог Джеймс Бурро, преподающий в бизнес-школе Университета Вирджинии, провел серию экспериментов, на основании результатов которых он показал, что деньги и вещи не плохи и не хороши сами по себе. Сложность заключается в формировании верного отношения к материальным благам. В этом плане интересны истории счастливчиков, выигравших особо крупные призы в лотерею или в казино.

В декабре 2004 г. от передозировки наркотиков скончался Джек Виттакер, который в 2002 г. стал обладателем рекордного для США выигрыша в лотерее - 4 миллионов долларов. Разбогатев, Виттакер бросил семью и начал вести бурную жизнь. За полтора года он смог практически полностью истратить полученные деньги. В конце своей карьеры богача Виттакер был пойман на воровстве: он стащил деньги из церковной кружки для пожертвований.

Похожая история произошла с 26-летним англичанином Майклом Кэрроллом, который в 2002 г. выиграл 9,7 миллиона фунтов стерлингов (около 16 миллионов долларов). Сейчас он снова живет на пособие по безработице - на 42 фунта в неделю.

Перед тем как сорвать джек-пот Кэрролл убирал мусор на улицах своего родного города Кингс-Линн в графстве Норфолк. Став миллионером, Кэрролл бросил работу и стал жить в свое удовольствие. Уже через год он увлекся наркотиками, женщинами легкого поведения, тотализаторами.

Майкл тратил деньги с фантастической скоростью. В 2009 г. у Кэрролла остались последние полмиллиона. Год назад он продал свой автопарк за 400 тысяч фунтов стерлингов, но и эти деньги быстро истратил. «Жить на пособие по безработице (42 фунта в неделю) легче, чем имея миллионы», - уверен Кэрролла

Так что же, можно утверждать, что деньги не приносят счастья? Не так все просто. Действительно,деньги не плохи и не хороши сами по себе. Все зависит от качества личности человека, от того, на какие цели тратятся деньги.

Задание каждому участнику дискусси

Отношения в семье
финансовое положение
Работа
Общество и друзья
Здоровье
Личная свобода
Личные ценности

Экономист Ричард Лэйярд, исследуя причины, дающие ощущение счастья, выделил семь основных его составляющих:

Отношения в семье
финансовое положение
Работа
Общество и друзья
Здоровье
Личная свобода
Личные ценности

Расставьте эти составляющие для себя.

Экономист Ричард Лэйярд, исследуя причины, дающие ощущение счастья, выделил семь основных его составляющих:

Отношения в семье
финансовое положение
Работа
Общество и друзья
Здоровье
Личная свобода
Личные ценности

Расставьте эти составляющие для себя.

Деньги - только одна составляющая счастья из семи, но они в большой степени влияют на остальные шесть. И тратить деньги нужно, стремясь положительно повлиять на остальные составляющие.

«Блаженнее давать, нежели принимать», - за две тысячи лет до всех этих исследований сказал Иисус Христос, самый первый исследователь этой темы. Тысячи проповедей сказаны о милосердии. Но люди - люди прагматичные, требуют все доказать на цифрах, иначе вам не поверят. «В Бога мы верим» - такова надпись на долларовых банкнотах. В действительности это начало английской поговорки: «В Бога мы верим, все остальные платят наличными».

Деньги могут приносить счастье человеку лишь в том случае, если он тратит их не только на себя но и на других людей.


Тема: Карманные деньги: за и против.

Тип: обобщение и систематизация предметных ЗУНов и УУД.

Форма проведения: дискуссия, работа в группах.

Цель: содействовать формированию финансовой грамотности школьников для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества.

Задачи:


  • формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

  • выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений, как в личной, так и в общественной жизни.
Планируемый результат:

Личностные УУД:


  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании России;
Метапредметные УУД:

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с различных позиций;

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные УУД:

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать;

  • преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

  • давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
Регулятивные УУД:

  • целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

  • планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

  • контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

  • саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

  • коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

  • самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные УУД:


  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Методы обучения: мотивации, организации, осуществления учебной деятельности, контроля результатов обучения и стимулирования учебной деятельности.

Приёмы обучения: проблемная дискуссия, анализ конкретных ситуаций, мини-проект «Как самому заработать на карманные расходы»; предъявление требований, поощрение и наказание (похвала, благодарность, порицание); формальная оценка (отметка); наглядные (жетон, условный знак); создание атмосферы эмоционального комфорта …

Применение технологий: проблемно-диалогическая, проектная деятельность.

Средства: СМИ, Интернет-ресурсы, дополнительная литература по теме, мультимедиа, презентация, тестирование.

Предметный материал (основные понятия):

Структура:


  1. Вводно-мотивационная часть: организационный момент и актуальность проблемы.

  2. Учебная деятельность: обсуждение проблемных ситуаций, работа в парах, групповая работа.

  3. Итоги и рефлексия.
ХОД УРОКА

  1. Вводно-мотивационная часть: организационный момент и актуальность проблемы.
Мне вечером выдали
Деньги карманные.
Но деньги карманные
Очень уж странные:
В кармане штанов
Только ночь скоротали,
А утром...
Конфетно-жевачными стали.

Андрей Сметанин .

- Связано ли данное стихотворение с темой нашего занятия? Почему вы так считаете?

- Что такое карманные деньги?

Работа в парах : дать своё определение данному термину.

Карманные деньги - средство обучения финансовой грамотности, когда на практике ребёнок учится и открывает для себя мир сбережений, мир покупок, мир инвестирования и мир возможностей, которые дают деньги.

Карманные деньги – это деньги, которые ребёнок может тратить на своё усмотрение: на игрушки, на булочки и конфетки, на красивую ручку и т.п.

Карманные деньги – это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды.

Карманные деньги – это определенная сумма денег , которая находится в полном распоряжении ребенка. Деньги ребенку нужны для того, чтобы чувствовать себя личностью в мире самодостаточных взрослых.

Карманные деньги - это умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать.

Карманные деньги – это некая фиксированная сумма денег, выдаваемых ребёнку на личные расходы, и которой он волен распоряжаться, как ему угодно.

- Есть ли в России проблема карманных денег?

В чём она заключается? (Сколько, для чего, откуда).


  1. Учебная деятельность:

  1. С какого возраста выдавать карманные деньги? (с 5 - 7 лет).
Карманные деньги не нужны:

Пока ребёнок мал, всё необходимое ему должны покупать взрослые.

Ребёнок не может самостоятельно сделать правильный выбор.

Деньги могут «испортят» его.

Он может их потратить на ненужные вещи.

Если ему давать деньги регулярно, он станет капризным, балованным, не способным сдерживать свои желания.


  1. Какую сумму давать ребёнку?
Какую сумму выдавать в качестве карманных денег? Для маленьких детей 10 рублей. Сумма карманных денег должна быть фиксированной и не зависеть ни от настроения родителей, ни от плохого-хорошего поведения ребёнка. Она просто есть – и ВСЁ! На неё ничто не влияет. С возрастом у детей растут и потребности, поэтому и сумма должна увеличиваться.

Сумма зависит от бюджета семьи.

Начинать нужно с малых сумм, например 100 рублей в неделю.

Карманных денег не должно быть много.

Важно определить, сколько денег ребёнок сможет потратить «с умом»в соответствии с возрастом.

Установленная сумма не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже всё истратил.

Все изменения в правилах выплаты карманных денег должны согласовываться с ребёнком.

Это интересно:


  • 88% родителей Великобритании выдают детям карманные деньги строго по плану: с 6,5 лет - в среднем 1,5$ в неделю, 17-летнему подростку - 10$ в неделю. С 10 лет – дети начинают подрабатывать.

  • В Германии законодательно решен вопрос о количестве карманных денег в неделю: до 6 лет- 50 центов, 7лет -1,5-2 евро, 10лет - 10-12 евро, 13 лет – 20 евро, 15 лет – 25-30 евро, Покупательная способность детей в среднем 7,5 млрд евро в год.

  • В России, в среднем, школьник получает примерно 750 рублей в неделю.

  • Самые большие карманные расходы у норвежских школьников - 4 600 рублей в неделю. Но,60% норвежских детей откладывают часть полученных денег.

  • Самые маленькие расходы у индийских и египетских детей - примерно, 120-160 рублей в неделю.
  • В Швеции деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей. До 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если ещё родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребёнка наберется кругленькая сумма. В Швеции дети зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов. А ещё есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.


  1. Как часто давать деньги?
- Чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Небольшие суммы, например 1 раз в неделю

Старшеклассникам целесообразно выдавать карманные деньги 1 раз в месяц.

Ежегодно (например, начиная со дня рождения) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

Нерегулярность получения ребёнком карманных денег, отсутствие чётко оговорённой суммы, на которую ребёнок может рассчитывать, приводят к тому, что практика карманных денег оказывается совершенно бесполезной для экономического воспитания ребёнка.


  1. Нужно ли давать ребёнку деньги за то, чтобы он сделал уборку в доме?
Нет. Сделать уборку, помыть посуду – часть наших повседневных обязанностей. Заплатите ребёнку раз, и вы вряд ли дождётесь добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вида домашней работы. У ребёнка сотрётся грань между домашними обязанностями и … вымогательством.

  1. Нужно ли давать ребёнку деньги за отметки в школе, за отличную учёбу?
Нет. Учёба - это, конечно, труд. Но это ещё и время определить – в каком направлении развиваться, совершенствоваться. Ребёнок, поставленный в зависимость от денег, не может, не успевает ничего совершенствовать. Он ходит в школу не ради знания, а ради оценки, «на заработки». Некоторые родители устанавливают в балльной системе стоимость оценки («5» - 100 руб., «4» - 50 руб. и т.п.), а в случае плохой оценки в школе или невыполнения задания в качестве наказания лишают ребёнка этих денег. Можно ли так поступать? Теоретически – нельзя, но, к сожалению, на практике часто работает. Получается, что ребёнок начинает выполнять какие-то просьбы или задания «из-под палки» - не для себя, а для кого-то.

  1. Нужно ли требовать отчёта о потраченной сумме?
Нет. Требовать полных финансовых отчётов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребёнок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твёрдо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели.

Часто родители волнуются, что дети потратят деньги на что-то плохое. Недоверие сильно ранит. Лучше вовсе не давать ребёнку карманных денег, чем отравить его жизнь постоянными подозрениями о том, что он купил что-то запретное.

Таким образом, ребёнку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.


  1. Для чего нужны карманные деньги?
Работа в парах:

На определение жизненных целей.

Чтобы не выглядеть белой вороной среди более «продвинутых» одноклассников или, наоборот, чтобы выделиться из толпы.

Возможность перекусить.

На проезд.

На покупку сладостей…

На удовлетворение прочих детских желаний и потребностей.


  1. Ваше отношение к карманным деньгам: за или против?
Работа в группах : обсуждение и заполнение таблицы «Плюсы и минусы наличия карманных денег».

Минусы наличия карманных денег у детей

Плюсы наличия карманных денег у детей

1.Пустая трата денег на «бесполезное».

2. Деньги балуют.

3. Не знают цену деньгам.

4.Требование денег за выполненную работу.

5. Шантаж, желание торговаться.


1. Умение разумно распоряжаться денежными ресурсами.

2. Знает цену деньгам.

3. Учится разумно тратить деньги.

4. Самостоятельность в принятии решения о выборе покупки.

5. Деньги придают уверенность в себе, независимость.


  1. 6. Карманные деньги помогут в экстренной ситуации, когда нужно срочно вызвать такси, купить лекарство и т.п.

  2. 7. Подростку позволяют чувствовать себя увереннее (цветы, кино).

  1. Как заработать карманные деньги?
Разработка мини-проекта «Как самому заработать на карманные расходы»:

Чтобы ребёнок на собственном опыте понял, что такое заработок, и впредь ценил свой труд и труд родителей, дайте ему возможность заработать себе на карманные расходы. Для этого можно:


  • работать промоутером (раздавать флаера, участвовать в разнообразных промо-акциях);

  • подрабатывать на интернет-биржах фриланса (для школьников подойдет несложная работа рерайтером или, при наличии соответствующих навыков, обработка цифровых фотографий на заказ);

  • если ребенок увлекается рукоделием, то может организовать продажу своих наиболее удачных поделок.
Карманные деньги для детей не являются острой необходимостью, но они помогают ребенку учиться чувствовать себя взрослым и ответственным.

  1. Итоги и рефлексия.
- Как вы понимаете фразу « Богатый ребёнок, умный ребёнок»?

Связана ли она с темой урока?

Это название книги Роберта Кийосаки - американского предпринимателя, инвестора, писателя и преподавателя.

« Наука о деньгах – предмет, изучаемый дома, а не в школе», - эта фраза тоже принадлежит Роберту Кийосаки. Как вы её понимаете?

Кийосаки часто говорит: «Мы ходим в школу, чтобы научиться не жалея сил работать за деньги. Я пишу книги и создаю игры, которые учат людей, как заставить деньги работать на них, чтобы они смогли насладиться богатствами этого прекрасного мира, в котором мы живём».

Был ли данный урок полезен для вас? Какие уроки вы из него извлекли?

Выводы:


  • Умение обращаться с деньгами - это совершенно особый навык, который успешно поддаётся тренировке.

  • Карманные деньги - лучший тренажёр финансовой самостоятельности детей.

  • Главная цель карманных денег – научить ребёнка тратить деньги, делая различные покупки и не неся ответственности за свой выбор.

  • Чем раньше начать развивать финансовую грамотность, тем раньше можно рассчитывать на финансовую независимость и самостоятельность детей и подростков.
«Грамотность» - означает принятие взвешенных, обдуманных и эффективных решений по формированию и распределению фондов личных денежных средств. А это навыки бесценные в условиях рыночной экономики и капитализма, в которых мы все живём.

Цели : Формировать у учащихся умение аргументированно отстаивать свою точку зрения. Воспитывать культуру ведения дискуссии.

Форма : Ток-шоу.

Участники : ученики класса, классный руководитель.

Подготовительный этап:

В ходе подготовки к классному часу классному руководителю необходимо сформировать инициативную группу из учащихся класса, которая проведет анкетирование одноклассников по вопросам:

— Деньги на личные расходы вы зарабатываете сами или просите у родителей?

— Приходилось ли вам зарабатывать деньги самостоятельно?

— Как ваши родители относятся к возможности юношей и девушек самостоятельно зарабатывать деньги на личные расходы?

— Что является для вас главным в оценке человека — его нравственные качества или материальный достаток?

В подготовленном классе в качестве ведущего может выступать и ученик, но после детальной инструкции со стороны классного руководителя.

Ход ток-шоу.

Ведущий : Многие из вас сталкивались с проблемой карманных денег.

Новый сотовый телефон, музыкальный центр, билеты на концерт любимой группы... Так много всего хочется!

Можно, конечно, попросить у родителей. Если ваши родители достаточно обеспечены, это может быть и не проблема (разве что вы сами в результате станете сильно избалованным человеком). А если родители едва сводят концы с концами? Зарабатывать деньги на личные расходы самому, реально ли это? Надо ли уже сейчас учиться тому, как зарабатывать деньги и как правильно ими распоряжаться?

Выяснить ваше отношение к этим непростым проблемам мы попытаемся в ходе ток-шоу. (Ведущий должен подчеркнуть, что в ходе классного часа обсуждается только проблема законных способов зарабатывания денег, а не получение их незаконным путем.)

После подведения итогов анкетирования ведущий знакомит учащихся с вопросами для обсуждения, которые можно оформить на листе ватмана или распечатать для каждого ученика, и предлагает им высказать свое мнение по выдвигаемым проблемам (ситуации нравственного выбора). Примерные вопросы для ток-шоу:

— Должны ли старшеклассники получать деньги на карманные расходы и в каком количестве?

— Где и как старшекласснику можно заработать деньги?

— Денежное вознаграждение за хорошую учебу, помощь по дому — допустимый заработок?

— Можно ли сочетать работу с успешной учебой в школе?

— Необходимо ли согласие родителей в решении вопроса о трудоустройстве сына или дочери?

— Можно ли честным трудом заработать большие деньги?

— Совместимы ли понятия «богатство» и «доброта»?

— Согласны ли вы с утверждением одного подростка: «Когда заработаешь деньги сам, начинаешь уважать себя»?

— Считаете ли вы, что деньги всегда портят человека?

— Могут ли быть деньги мерилом ценности человека?

— Никто не доминирует в дискуссии, каждый имеет возможность высказать свою точку зрения.

— Если хотите высказаться, поднимите руку.

— С уважением относимся друг к другу.

— Порядок выступлений определяет ведущий, который придерживается в дискуссии нейтральной позиции.

— Свое мнение или позицию необходимо аргументировать фактами, примерами из жизни, литературы, СМИ и т.д.

— Участники слушают и слышат друг друга.

После обсуждения вышеперечисленных вопросов ведущий продолжает:

— Итак, допустим, вы нашли способ, как честно заработать деньги. Следующий вопрос: что с ними делать? Согласитесь, что научиться разумно расходовать заработанные деньги очень важно. Задумайтесь, как вы тратите заработанные деньги. Транжирите их на мелочи или копите на какую-то большую покупку? Вносите ли заработанные деньги в семейный бюджет? Умеете ли планировать свои расходы?

Проще всего потратить деньги без толку. Есть много соблазнов, например сигареты, алкоголь (ведь вы деньги заработали сами, а о последствиях задумываться не всегда хочется). А если вы хотите научиться умному расходованию денег, попробуйте примерно в течение двух недель записывать все свои доходы и расходы, вплоть до последней жвачки и порции мороженого. Теперь сделайте пометки перед каждым предметом расхода — «было действительно необходимо» или «просто захотелось». Так вы узнаете, на что уходят ваши деньги и как остановиться в тратах. Если мы сядем и попробуем составить список вещей, которые нам хотелось бы иметь, он, наверное, окажется очень длинным. Но если бы вдруг у нас оказались все желаемые вещи, вполне вероятно, что вскоре мы бы снова почувствовали неудовлетворенность. Наши желания безграничны, а невыполнимое желание приносит много разочарований. Надо учиться соизмерять свои желания с возможностями.

На Западе человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Папа—миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры, или ремонтирует машины, или торгует газетами, зарабатывая себе на каникулы. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, потому что деньги — воспитательное средство.

Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время простояла за прилавком, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиться самостоятельно.

В 90-е годы XIX столетия электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с жалкой оплатой в 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечером уединялся в старом сарайчике. Соседи называли его чокнутым. После трех лет упорного труда этот парень выехал из сарайчика в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. А парня звали Генри Форд.

И еще, ребята, хотелось бы остановиться на одном очень важном вопросе.

К сожалению, приметами нашего времени стали богатство и нищета. Сейчас очень распространено мнение, что за деньги можно купить все, а о человеке судят по его материальному положению.

Но стоит ли оценивать человека только по его кошельку или в оценке человека должно быть нечто гораздо более важное? В чем истинная ценность человека? Хотите ли вы, чтобы вас оценивали по марке сотового

телефона или фирменным наклейкам на вашей одежде? Это ли источник вашей истинной ценности и критерий вашей личности? Если друзья общаются с вами только потому, что у вас есть деньги или супермодный мобильный телефон, что это за друзья и что станет с вашей дружбой, если денег не станет? Согласны ли вы с точкой зрения, что истинное достоинство человека измеряется не богатством, а его душевными качествами и характером?

Если деньги — мерило нашей самооценки, может возникнуть зависть к тем, кто имеет больше, а зависть — разрушающее душу человека чувство. Если мы смотрим свысока на тех, кто имеет меньший достаток, тогда прямой путь к злости, жадности, высокомерию, а это не менее опасно для человеческой души.

Важно знать: чем бы вы ни занимались в будущем, — самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится.

Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких, их любовь. Знаменитый американский баскетболист Майкл Джордан как-то заметил: «Говорят, за деньги можно купить все. Ложь. Молодость за деньги не купишь». Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Нужно помнить, что не деньги сами по себе приносят счастье, как считалось на протяжении многих лет, а отношение человека к ним. Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные, но весьма соблазнительные методы.

Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой положительных отношений между людьми, в которых так или иначе используются деньги.

В ходе дискуссии происходит коллективный анализ проблем.

Очень важным этапом классного часа является подведение его итогов.

Предоставьте возможность учащимся высказаться о том, насколько интересен для них был разговор, выслушайте их пожелания. Если у учащихся возникнут сложности, классному руководителю следует им помочь сформулировать основные выводы классного часа.

Примечание для классного руководителя. Дискуссия как форма проведения классного часа не дает единственно верного решения проблемы, однако в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются основные нравственные принципы, соотносятся нравственные ценности участников дискуссии с общечеловеческими. Такая форма обсуждения проблем помогает старшеклассникам преодолевать безразличие и пассивность, формирует их собственный взгляд на сложные жизненные проблемы.

В заключение классного часа можно предложить учащимся следующий тест.

Тест «Ваше отношение к деньгам»

В работе меня привлекает результат, а не процесс. (1б)

Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам. (1б)

Закончив одно дело, я могу без труда взяться за другое. (1б)

Деньги — самое главное в жизни. (7б)

Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе. (1б)

Я могу работать 10-12 часов, даже если работа мне неприятна. (1б)

Если я разбогатею, я решу все свои проблемы. (7б)

Любая компания признает меня лидером. (5б)

Я не вижу в жизни более привлекательной цели, чем богатство. (4б)

Я хочу получить в будущем высшее образование. (2б)

Почти всегда бедность — следствие недостатка способностей. (1б)

Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей. (1б)

Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других. (5б)

Я — хороший организатор. (5б)

Мне не нужно время на «раскачку» перед работой. (1б)

Я никогда не забываю о делах, за которые взялся. (1б)

Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то еще. (5б)

В конфликтах я всегда добиваюсь своего. (5б)

Я не могу сидеть без дела. (1б)

Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна. (1б)

При поражении я тут же начинаю работать на реванш. (1б)

Деньги необходимы для решения любой проблемы. (4б)

Я могу легко завязать разговор с кем угодно. (4б)

Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег. (7б)

Мне легко производить на людей приятное впечатление. (3б)

У меня очень много знакомых. (3б)

Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно. (5б)

Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок. (1б)

Я с интересом изучаю иностранный язык. (1б)

Я почти никогда не опаздываю. (1б)

Интерпретация результатов.

Менее 6 баллов. В бизнесе вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.

6-18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес как в омут — сначала научитесь лучше плавать.

19-50 баллов. Вы можете добиться успеха, если нападете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

51-75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток — вас ждет успех.

Более 75 баллов . Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достигнуть. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы хотите за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.


ОГОБУ СКШИ с.ЛенинскоеКлассный час
«Карманные деньги».
(экономическое воспитание)
Разработала:
классный руководитель
Ефрюшкина Е.В.
2015 год
Направление Экономическое воспитание. 7 класс
Цель: Актуализировать проблему отношения детей и денег. Задачи: 1. Ознакомление учащихся с финансово-экономической стороной жизни человека.
2. Формирование у детей представлений о карманных деньгах.
3. Развитие умения высказывать свою точку зрения. 4.Воспитание культуры поведения дискуссии (умения терпимо относится к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиции и мнений, уметь слушать). Орг.момент1.Приветствие гостей, детей.
2.Настрой на работу.
3.Вступление.
- Вторая четверть посвящена в нашей школе экономике. С экономикой сталкивается любой человек - рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник.
- Что такое экономика?
Работа со словарем «экономика».
Экономика-это отношения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, продают его или покупают.
4.Напутствие.
- Я надеюсь, что наша беседа поможет вам в будущем, когда вы сами станете родителями, у вас будут дети. И поможет в настоящем – лучше понять своих родителей. Слайд 1
Подготовка к сообщению темы. - Пример на собственных детях:
(Ксения – 21 год, Александра 11 лет)
- На кого больше тратим денег?
- Почему? (рассуждения детей).
- О чем рассуждали? (деньги)
- О ком говорили? (о детях)
- Кто дает детям деньги? (родители) Слайд 2
Сообщение темы - Учащимся представляют три термина:
«Родители – Карман - Деньги».
Им предлагается подумать и ответить на следующие вопросы:- О чем сегодня на классном часе пойдет речь? (о деньгах на карманные расходы)
- Работа со словарем «деньги», «карманные деньги».
- Тема нашего занятия «Карманные деньги».
- Какие вопросы мы сегодня сможем рассмотреть- дают ли вам родители карманные деньги?- как часто родители должны вам их давать?- на что их нужно тратить? Слайд 3
На белой доске открываю
Вопросы на доске
Основная часть:
Логическая разминка - Прежде чем мы займемся работой, давайте проведем зарядку для ума.
- Издавна на Руси было особое отношение к деньгам. Их тратили, дарили, берегли, копили, отдавали в долг. Спустя столетия отношение к ним не изменилось.
- Как вы думаете, все ли можно купить за деньги?
(рассуждения детей)
- Давайте обратимся к народной мудрости. Все ли в нашей жизни продается и покупается? Есть ли в мире такие ценности, которые купить невозможно?Группам (дети, взрослые) по очереди задаются вопросы:Все ли можно купить за деньги?За деньги можно купить часы... (но не время).За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).За деньги можно купить еду... (но не аппетит).За деньги можно купить дом... (но не семью). За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей).За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).За деньги можно купить икону... (но не веру).За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь). За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение). Слайд 4
Беседа - Нужны ли вам деньги на карманные расходы?
- Поднимите руки, кому родители дают деньги на карманные расходы?
- Ваши родители не смогли к нам сегодня приехать, но они принимали активное участие в подготовке классного часа. И сейчас у нас есть возможность сравнить ваши ответы с ответами ваших родителей.
Результаты анкетирования по первому вопросу (11 родителей из 11 дают деньги на карманные расходы). Слайд 5
Слайд 6
Исследование -А сейчас я вам предлагаю провести исследование «Наши карманные деньги». Перед вами перечень вещей, которые покупают школьники. Внимательно его рассмотрите, изучите. Поставьте галочку в тех квадратиках, на что именно вы тратите карманные деньги.
- А пока ребята работают, я предлагаю коллегам пройти тест «Любят ли вас деньги» для себя.
- Давайте подведем итог:
(рассматриваем через веб-камеру результаты)
- а теперь узнаем, что думают ваши родители, куда вы тратите деньги.
(итог)
- Итак, мы узнали, что родители дают вам деньги на карманные расходы. Мы узнали, куда вы их тратите. Перечень
Анкета для взрослых
Слайд 7
Физ.минутка«Со всей Россией!» 3.50 Слайд 8
рассуждения - Достаточно дают вам деньги родители?- Хочется больше?
- Давайте порассуждаем, почему родители не могут дать больше.
(мало получают – появляется табличка «доходы»Работа со словарем «доход».
платят за что-то – появляется табличка «расходы»)
Работа со словарем «расход».
- Определите, что является доходами, а что расходами?
(Зарплата, плата за квартиру, пенсия, пособие, плата за свет, стипендия, плата за телефон, премия, плата за детский сад, покупка хозяйственных принадлежностей, покупка одежды, льготные выплаты, покупка обуви, транспорт, алименты, питание, выигрыш, расходы на досуг, наследство, покупка школьных принадлежностей.)- посмотрите на столбиков доходов, оставьте только то, что получает ваша семья постоянно.
- посмотрите на столбик расходов, оставьте только то, на что постоянно тратит ваша семья.
- где получилось больше?
- От чего будет зависеть сумма карманных денег?
От возможностей семьи.
- Если в семье расходы превышают доходы, могут родители давать постоянно деньги на карманные расходы?
- Когда родители могут, они дают вам деньги, а когда их не хватает, карманных расходов не будет и вы должны это понимать. Слайд 9
Карточки
Слайд 9
Проблемные ситуации - Ситуации в семье:
- Почему дети часто обижаются, если родители не дают денег на карманные расходы.
Ситуация 1
Петя просит у мамы денег.
- мама, дай денег
- зачем тебе деньги?
- на нужды
- на какие?
Петя не ответил, мама денег не дала, Петя обиделся и ушел.
- кто прав, кто виноват?
ВЫВОД:
Всегда говорите родителям, зачем вам деньги.
Всегда говорите правду. Родители все равно узнают, куда вы их потратили.
Ситуация 2
Петя захотел новый телефон и просит у мамы денег.
- мама, дай денег
- зачем тебе деньги?
- хочу новый телефон!

- кто прав, кто виноват?
ВЫВОД:
Соизмеряй свои «хочу» и «могу».Помни о возможностях своей семьи.
Ситуация 3
Петя просит у мамы денег.
- мама, дай денег
- зачем тебе деньги?
- я занял у друга на булочку
Мама денег не дала, Петя обиделся и ушел.
- кто прав, кто виноват?
ВЫВОД:
Никогда не занимай денег! Ты не зарабатываешь! Отдавать твоим родителям! Помни об этом. Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
- Если денег не хватает. То можно их…продолжите фразу:
- ЗАРАБОТАТЬ
- СЭКОНОМИТЬ
- Как можно заработать школьникам. Выберите то, что подходит вам.
(мытьё машин; почта; торговля комнатными цветами.временное трудоустройство в летний период;
вскапывание огорода; складывание сена; картофель копать; разведение и продажа аквариумных рыбок, хомячков, морских свинок, мелкий ремонт, выращивание овощей).
- Как можно сэкономить? Выберите то, что подходит вам.
(Ремонт обуви своими руками.Ремонт одежды своими руками.
Можно экономить электроэнергию.
Отказ от курения и спиртного.
Закаливание организма, занятие спортом, отказ от лекарств.
Своевременное утепление окон, балкона, дверей, чтобы было тепло и не было трат на лекарства.
Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового.
Заготовка на зиму картошки, лука, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринадов).-Эти советы вы можете дать дома своим родителям, а некоторые из них и выполнять самим. Слайд 13
Вывод: Давайте подведем итог нашей беседе.
Вернемся к нашим вопросам и попробуем на них ответить.
- дают ли вам родители карманные деньги?
- да дают- как часто родители должны вам их давать?
- от возможностей семьи, от доходов семьи- на что их нужно тратить?
Рефлексия. Заполните таблицу. Если понравилось – красный, если нет – черный.
- тема классного часа
- работа класса
- работа учителя
- своя работа
- участие родителей
- мое настроение карточки
Домашнее задание - Я приготовила для вас памятки.
«Правила обращения с деньгами».- Несколько правил, о которых вы всегда должны помнить:- Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.- Зарабатывай честно.- Соизмеряй свои «хочу» и «могу».- Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.- Старайся не влезать в долги.- Не играй в лотереи, азартные игры.
- Я хочу, чтобы вы подумали и обсудили со Светланой Юрьевной каждое правило. А потом ответили на анкету под правилами. Слайд 14
Правила анкеты
Итог - Закончить я хочу наше занятие такой фразой
«Деньги могут приносить счастье человеку лишь в том случае, если он тратит их не только на себя но и на других людей».
- благодарю за внимание и участие наших гостей
- спасибо вам, ребята, за нашу беседу. «Правила обращения с деньгами».- Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.- Зарабатывай честно.- Соизмеряй свои «хочу» и «могу».- Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.- Старайся не влезать в долги.- Не играй в лотереи, азартные игры.
№ вопрос Если бы у тебя были деньги, на чтобы ты их потратил в первую очередь? На личные нужды и развлечения. На членов своей семьи и друзей. На друзей. На образование, здоровье, расширение кругозора. Что такое счастье? Финансовое положение, деньги. Отношения в семье. Работа. Общество и друзья. Здоровье. Личная свобода. Личные ценности. «Правила обращения с деньгами».- Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.- Зарабатывай честно.- Соизмеряй свои «хочу» и «могу».- Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.- Старайся не влезать в долги.- Не играй в лотереи, азартные игры.
№ вопрос Если бы у тебя были деньги, на чтобы ты их потратил в первую очередь? На личные нужды и развлечения. На членов своей семьи и друзей. На друзей. На образование, здоровье, расширение кругозора. Что такое счастье? Финансовое положение, деньги. Отношения в семье. Работа. Общество и друзья. Здоровье. Личная свобода. Личные ценности.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...