Классификация социально-экономических и политических процессов. Социально-экономические и политические процессы: свойства и классификация


Уровень и характер экономической системы любого государства во многом зависят и определяются политической средой: формой политического правления и политическим режимом, характером политической власти и степенью ее легитимности, уровнем развития гражданского общества, личностью политического лидера страны, составом политической элиты, степенью развитости партийной системы и др. Но несомненно и то, что политическая система общества не может нормально функционировать, не имея соответствующего экономического обеспечения практически для всех политических процессов. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость политической и экономической систем общества – универсальное явление, характерное для всех государств в любые времена их истории.

Связь политики с экономикой

Фундаментом всей системы общественных связей являются политика и экономика, именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими интересами общества: там, где экономика возобладала над политикой, не было жестких потрясений, общенациональных кризисов, перераставших в революцию. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно. В последнее время ведется оживленная дискуссия о том, в какой мере допустимо политическое, государственное вмешательство в экономику. Ряд авторов выступают за полную независимость экономики от политики, государства, считая такой подход непременным условием возрождения России. Нам такое утверждение представляется весьма спорным.

Одной из ведущих функций экономики является ее способность удовлетворять потребности людей : кормить, поить, одевать и т.д. Это, в сущности, – вечное и естественное ее предназначение. Отсюда вытекает весьма логичный вывод: государство как выразитель общих интересов средствами политики может и обязано создавать условия для более эффективного осуществления этой функции экономики.

Известно, что экономика оптимально функционирует при стабильном общественном порядке, трудовой дисциплине, налаженных транспортных связях, определенном гражданском согласии в обществе. Такие условия опять-таки может и должна создать политическими методами прежде всего государственная власть. Именно она призвана обеспечить социальный мир, пресекать деятельность преступных групп и мафиозных кланов, националистических организаций. Политическое вмешательство в экономику оправдано также в том случае, если оно создает благоприятные условия для научно-технического и технологического процесса, ведет к росту производительности общественного труда и облегчает труд работника производства.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что государственное администрирование в экономической сфере допустимо, как правило, в чрезвычайных ситуациях (война, природные катастрофы). Как свидетельствует исторический опыт нашей страны, увлечение командно-административными методами оказало на экономическое развитие отрицательное влияние. Здесь достаточно вспомнить такие экономические потрясения советского периода, как коллективизация, мелиорация, планы переброски вод северных рек в Среднюю Азию и т.д. Деколлективизация, приватизация, либерализация и т.п. – это уже примеры новейшей истории России. Потребность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких экономических потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики. Современная история дает нам немало примеров подобного рода. Аналогичная ситуация сложилась в России на рубеже 1980–1990-х гг., когда начался переход к рыночной экономике и страна оказалась в жесточайшем кризисе. Его возникновение было обусловлено сложным комплексом причин, важнейшей из которых явилось отсутствие эффективного воздействия политики на экономическое развитие общества.

В современных условиях участие государства в экономике проявляется, во-первых, в выработке и осуществлении налоговой политики; во-вторых, выделении кредитов; в-третьих, непосредственном влиянии на транспорт и другие естественные монополии; в-четвертых, долгосрочном планировании.

В последней трети XX столетия вследствие развития тенденции формирования единой мировой цивилизации экономика и политика приобрели отчетливо выраженный международный характер. Одной из форм проявления данной тенденции явилось возникновение ряда международных экономических и политических организаций. Например, большую роль в развитии экономического партнерства сегодня играют такие международные организации, как ООН, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), ЮНЕСКО. На европейском континенте важное место в деле координации политики занимает ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).

  • Политика оказывает значительное влияние и на социальную сферу общественной жизни. Например, с помощью политических средств осуществляется воздействие на формирование социально-классовой и социально-демографической структуры общества. Развитие фермерства, индивидуальных хозяйств, предпринимательства приведет к появлению новых классовых общностей, а миграционные процессы (расселение населения, его плотность и воспроизводство) окажут влияние на социально-демографическую структуру регионов.
  • Специфическими средствами политики государство оказывает регулирующее влияние на духовную сферу, такие ее элементы, как образование, воспитание, культура. Это осуществляется, во-первых, путем социализации и воспитания подрастающего поколения, т.е. адаптации человека к условиям общественной жизни; во-вторых, выработкой и утверждением системы ценностей, выступающих в качестве ориентиров и установок в деятельности личности и социальных общностей; в-третьих, выработкой эталонов действий, поведения и их реализации в различных ситуациях политической жизни.

Итак, политика, будучи сложным, многогранным социальным явлением, оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. В ней находят отражение различные экономические, социальные, культурные, идеологические и иные интересы наций, классов, социальных групп, слоев, политических партий, общественных движений. Рациональная демократическая политика предполагает не подчинение, подавление этих интересов, а гармоничное их сочетание, согласование и интеграцию на основе общественного согласия.

Социально-экономические и политические процессы характеризуются сложностью и уникальностью. Исследуя социально-экономические и политический процессы, происходящие в обществе, следует выделить следующие их свойства : активность, динамизм, многомерность, многовекторность, неравномерность, распределенность, целеустремленность, целостность:

1) Активность деятельности выражается в том, что организационная система в целом, так и ее подсистемы, вплоть до отдельного человека, могут иметь свои интересы, потребности, желания выполнять определенную работу; ставить новые и корректировать свои внутренние цели, делать выпор путей и средств достижения целей, воздействовать на другие системы, обучаться, самосовершенствоваться и саморазвиваться.

2) Динамизм является важной характеристикой процесса, получающей особый смысл при отображении социальных изменений.

3) Многомерность . Социальные процессы являются чрезвычайно сложными, что существенно затрудняет их понимание и объяснение. Постижение природы социальных процессов возможно через использование междисциплинарных подходов, позволяющих отобразить многослойный характер общественной жизни.

4) Многовекторность . Социальные процессы по своей сути являются разнонаправленными изменениями. Направленность социального процесса не может быть предопределенной: на реальный выбор вектора влияет множество факторов, в том числе и совершенно случайных.

5) Неравномерность . Динамические свойства социальных систем непосредственно влияют на формирование свойства неравномерности процессов. Социальные процессы часто сопровождаются резкими всплесками активности его участников и радикальной сменой направленности. Особенно ярко это свойство социальных процессов передают происходящие в обществе революции или крупные экономические преобразования, способные либо ускорить, либо затормозить развитие общества.

6) Распределенность выражается в том, что задачи, функции, права и обязанности рассредоточиваются по разным элементам. Также имеет место разбитие организованной системы на следующие процессы: производственный, который имеет дело с материально-вещественными и информационными процессами; управления, связанный с преобразованием информационных потоков.

7) Проявление организационной структуры органа управления, реализующего механизмы процессов управления.

8) Целеустремленность означает способность вырабатывать структуру и механизмы функционирования, приводящие к достижению цели.

9) Целостность системы выражается в том, что коллективная деятельность дает возможность получить результаты, недоступные отдельным элементам организованной системы

ВЫВОД:

· Социально-экономические и политические процессы – это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности.

· Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня. Обусловлено комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.

5. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС и способы его актуализации.

Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, принося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Социальный процесс следует в первую очередь отличать от социального явления – понятия, в большей степени распространенного в социологической литературе.

Социальный процесс – серия случаев или событий, имеющих объективно заданную траекторию и закономерность (примеры: приватизация государственной собственности; адаптация к производственным условиям; экономический рост).

Известный русский социолог П.А. Сорокин определил социальный процесс следующим образом: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования, «эволюции», любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик».

Процесс характеризуется:

· масштабом;

· направленностью;

· интенсивностью;

· составом;

· характером стимуляции.

Основными элементами социального процесса выступают участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества.

Любой процесс может быть изменен. Характер изменения процессов производен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, являются социальные системы.

Социальный процесс проходит пять стадий становления:

· зарождение – стадия, характеризующаяся формированием исходных параметров дальнейших изменений, осознанием базовых противоречий, вызывающих реакцию нейтрализации этих противоречий;

· положительная динамика – характеризуется активизацией вовлеченных в процесс участников, формировкой целей их участия в процессе и подбором средств достижения поставленных задач;

· кризис – стадия возникновения ряда ограничений в положительной динамике, вызванных исчерпанностью ресурсов или утратой интереса к участию в процессе, конфликтом его инициаторов или участников;

· отрицательная динамика – возникает в результате нарастания факторов сопротивления, вызванных отсутствием средств, поддерживающих положительную динамику, сменой векторов последующих изменений или элиминацией инициатора процесса;

· депрессия – стадия, характеризующаяся неопределенностью ситуации, способной либо усилить положительную динамику, либо стимулировать динамику отрицательную.

Таким образом, социальный процесс – это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения различных социальных групп обнажаются факты доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов – социальных, экономических, политических и т.д.

Социально-экономические процессы? это изменения в обществе, которые отражаются на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, а также условиях безопасности. Функционирование данных процессов определяет комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства дополняются политическими свойствами процессов. Великий западный социолог Людвиг Гумплович (1838-1909), который считал, что существует два фундаментальных, противоположных друг другу средства, с помощью которых человек может достичь удовлетворения своих потребностей. Первое это труд, а второе - грабеж (эксплуатация труда других). Первое средство - экономическое, второе - политическое. Несмотря на тот факт, что в истории человечества наличие социальной структуры не всегда предполагало существования структуры политической, а конкретно - государства, то внутренняя связь, существующая между сопровождающими формирование этих структур процессами, не вызывает сомнений.

Одной из особенностей социально-экономических процессов является именно их тесная привязка к деятельности предприятий или так называемых хозяйствующих субъектов, крупных национально-государственных систем, регионов. Именно эта «привязка» определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в контексте этих объектов изменений. За основу социально-экономических процессов взят цикл «инновации-инвестиции», который предопределяет логику развертывания этапов экономической конъюнктуры на каждом рассматриваемом уровне. Модель Николая Дмитриевича Кондратьева, которая лежит в основе этого цикла предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов, а именно - роста и упадка. Достигнув максимума, роста производства начинает снижаться. Одновременно снижается и объем инвестиций, что, в следствие неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение активности инновационной отрасли, вызывает уменьшение эффективности производства, а также провоцирует масштабный передел ресурсов. Данный передел ресурсов приводит к резкому скачку цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что в свою очередь вызывает стагнацию, создающую благоприятные условия для инновационного прорыва.

Политические процессы нуждаются во внедрении в общественную жизнь мероприятий, которые составляют так называемую программную установку, какой например, является политическая партия или-общественное движение. На протяжении своего развития общество ориентируется на отдельных лидеров политического влияния, которые определяют и аккумулируют колебания мнения общественности, а также его поведенческие и моральные стереотипы.

Основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», а политических? оппозиция «вызов-реакция».

Оппозиция «вызов-реакция» содержит целый комплекс проблем, непрерывно возникающих в обществе, которые последовательно разрешаются методом проведения различных политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, и даже вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации несут большой общественный характер. Эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, которые ориентированы на разработку и реализацию мер, которые в свою очередь ведут к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

Реакция в структуре политического процесса заключается в создании властью линии поведения, позволяющей на основе имеющихся правил и норм разработать особые правила взаимодействия различных социальных групп для обеспечения равенства, а также социальной справедливости между всеми активными участниками этого процесса. Если власть не способна осуществлять данную деятельность, то это может привести к ее трансформации или к полной её замене.

Любой процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Микроуровень в исследовании таких процессов, обусловливается числом вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп. А приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами значит переход на макроуровень.

Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.

Интенсивность процесса определяется осознанным значением его результатов для участников, которые в него вовлечены. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, или любую другую огласку в обществе.

Сам процесс, складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, а также политической ориентации и места в системе общественного разделения труда.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.

Участники, субъект процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества, составляют основные элементы социально-экономического процесса. К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, интересы которых затрагивают изменения, происходящие в обществе. По числу участников процесса можно судить о характере самого процесса, масштабах и уровне охвата. Субъектом, т.е. инициатором процесса выступает один из его участников, который располагает значительными ресурсами, которые в свою очередь позволяют длительное время поддерживать направленность и динамику социальных изменений. Инициатор процесса может оказывать сильное влияние на ход таких изменений методом воспроизведения благоприятных условий, которые направленны на достижение ожидаемого результата. Влияние, которое оказывает инициатор на процесс, может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения наперекор воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль самого инициатора такого процесса может быть значительно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса может устанавливать свои правила игры для всех его участников, и тем самым задавая желаемую направленность процессу.

Научное сообщество (сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов), является важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социально-экономических процессов. При помощи данных стандартов, а также норм, инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель может определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.

Наблюдатель, являясь формальным или неформальным членом научного сообщества, является и источником когнитивных параметров процесса. Когнитивный смысл процесс приобретает в акте его познания, восприятия, объяснения и понимания. Отображая процесс, наблюдатель, основываясь на выработанных научным сообществом подходах, стремится познать логику процесса, актуализируя сам факт его протекания, и вырабатывает определённую мысленную схему понимания и объяснения полученных в ходе наблюдения событий.

Наблюдатель является в основном пассивным участником процесса, именно наблюдатель составляет представление о характере процесса, которое придаёт ему определенный смысл и значение.

Совершенно любой процесс можно измерить. Характер измерения процессов не зависит от типа, положения наблюдателя, а так же от способа его структуризации. Главными структурными единицами, которые определяют интенсивность и направление происходящих процессов, являются социальные системы.

Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход трактуется: сторонники считают тождественными понятия - политические и экономические сферы. Таким же образом и политический и экономический процесс в целом. Следующий подход предполагает расстановку акцента на внимание на постоянную изменчивость разнообразных черт и характеристик политических и экономических явлений. Сторонники данного подхода дают такое определение политическому и экономическому процессу:

Политический и экономический процесс - это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов.

В качестве источников политических и экономических изменений учёные выделяют такие причины:

  • 1. Основные причины политических изменений заключаются в экономике, и экономические процессы напрямую влияют на характер и темпы прогресса политической системы.
  • 2. Циркуляция элит.
  • 3. Деятельность харизматических лидеров.

В последнее время на первый план выходит концепция, рассматривающая в качестве основного источника политических и экономических изменений - конфликт (вариант взаимодействия политических и экономических субъектов между собой для достижения ими определенных значимых целей посредством воздействия на объект взаимодействия, который в свою очередь тоже стремится достичь тех же целей). В результате происходят существенные изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, а, следовательно, придается динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Таким образом, конфликт рассматривается не в качестве «деструктивной силы», а в качестве существенного элемента, вызывающего динамику политических и экономических систем.

Типы и типология экономических и политических изменений

Выделяют следующие типы политических и экономических изменений:

  • 1. Функционирование - в рамках данного типа, институты и структуры изменяются таким образом, что основные их параметры не выходят за рамки общепринятых базовых значений и показателей.
  • 2. Развитие - в этом типе, возникает изменение базовых параметров политических и экономических институтов и систем. Считается, что такие изменения должны приводить к положительным последствиям для их систем. Например: рост уровня благосостояния населения, экономический рост, экономические и политические процессы, развитие многопартийности и т.п.
  • 3. Упадок - при таком типе, трансформации подвергаются основные параметры системы, но с негативными последствиями - экономический кризис, распад политического режима.
Главная > Документ

    Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. (Анисимова)

Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, распола-гающими особыми корпоративными интересами, входящими в несо-ответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными участниками социальных процессов, тем не ме-нее, не всегда в состоянии оказывать на них влияние. Социальный процесс - это социально значимые изменения в обще-стве, вызванные стремлением различных групп влиять на сложивши-еся в социуме условия с целью удовлетворения определенного инте-реса. В процессе столкновения интересов различных социальных групп обнажаются факты доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действи-ем различных факторов - социальных, экономических, политических, экологических, правовых и пр. Процесс предполагает наличие структуры и динамики, обеспечива-ющих ему устойчивый и направленный характер, упорядочивающий ход пронизывающих его социальных изменений. Структура процесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников, со-действующих факторов, условий и пр. Динамика процесса базируется на показателях силы и масштабах происходящих изменений, их про-должительности и рабочего ритма. Процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсив-ностью, составом и характером стимуляции. Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдель-ных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов госу-дарствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат. Направленность процесса характеризуется его вектором, выража-ющим ориентацию процесса на определенный исход. Интенсивность процесса задается осознанным значением его ре-зультатов для вовлеченных в него участников. Состав процесса складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентации и места в системе общественного разделения труда. Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контро-лирующего и направляющего этот процесс. Основными элементами социального процесса выступают: участ-ники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, явля-ющийся членом научного сообщества. К числу участников процес-са можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно судить о его характере, масштабах и уров-не охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющи-ми продолжительное время поддерживать динамику и направлен-ность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопре-ки воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Субъектом социальных процессов могут выступать и социальные системы. Каждая эволюционирующая система имеет свою динамику, представляемую в виде либо непрерывного кумулятивного процесса, либо - цикла. Причины являются неотъемлемым элементом социальных измене-ний, выступая фактором их проявления. Если инициатор процесса может быть скрыт от внимания исследователей, то причина органич-но присуща процессу и составляет его внутренний источник. Потен-циальными причинами социальных процессов можно назвать: - природные причины - истощение ресурсов, загрязнение природ-ной среды, катаклизмы и пр.; - демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграции, процесс смены поколений; изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс; - социально-политические причины - конфликты, войны, револю-ции, реформы; привыкание, насыщение, жажда новизны, рост аг-рессивности и т. д. Можно выделить пять стадий типичного социаль-ного процесса: Зарождение - стадия, характеризующаяся формированием ис-ходных параметров дальнейших изменений, осознанием базовых противоречий, вызывающим реакцию по нейтрализации этих противоречий. Положительная динамика характеризуется активизацией вовле-ченных в процесс участников, формулировкой целей их участия в процессе и подбором средств в достижении поставленных задач. Кризис - стадия возникновения ряда ограничений в положи-тельной динамике, вызванных исчерпаемостью ресурсов или ут-ратой интереса к участию в процессе, конфликтом его инициато-ров или участников и пр. Отрицательная динамика возникает в результате нарастания факторов сопротивления, вызванных отсутствием средств, под-держивающих положительную динамику, сменой вектора после-дующих изменений или элиминацией инициатора процесса. Депрессия - стадия, характеризующаяся неопределенностью си-туации, способной либо усилить положительную динамику, либо стимулировать динамику отрицательную. можно выделить: - линейные и нелинейные процессы; - эволюционные и бифуркационные; - однофакторные и многофакторные. Классификация социально-экономических и политических процессов Социально-экономические и политические процессы - это изме-нения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, полити-ческой и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловленное комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Особенностью социально-экономических процессов является их те-сная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъек-тов), крупных национально-государственных систем, регионов, кото-рая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. Контролируемые и неконтролируемые процессы Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в за-висимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить кон-тролируемые и неконтролируемые процессы. Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в их основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Конт-ролируемость социальных процессов выступает в таких формах, как влияние, усиление роли отдельных элементов, моделирование ситуа-ций и пр. Основными инструментами контроля могут быть: создание институтов, структурирующих определенную модель управления об-ществом или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различны-ми участниками процесса. Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не пред-полагают наличия социальных субъектов, групп, способных незави-симо от других оказывать направленное воздействие на их вектор. Утрата контроля над протекающими в обществе процессами характе-ризуется неопределенностью в локализации их инициаторов, вызван-ной взаимодействием большого числа участников. Сложные и простые процессы С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует под-разделять на простые и сложные. Простыми следует именовать та-кие процессы, объяснение которых укладывается в известную на-блюдателю и научному сообществу схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход. Сложными же можно назвать такие изменения в обществе, для объяснения и оценки которых недо-статочно располагаемых наблюдателем и научным сообществом мето-дологических средств. Фактически сложными являются такие процес-сы, которые состоят из совокупности простых, целостное восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов к ана-лизу и объяснению этих процессов. Разумеется, что жестких границ между сложными и простыми про-цессами нет: они определяются, главным образом, местом и квали-фикацией наблюдателя, целью исследования, а также масштабом стоящих перед научным сообществом проблем. Обратимые и необратимые процессы Важнейшей характеристикой социальных процессов является об-ратимость. Свойство обратимости определяет динамику цикличе-ских процессов. Свойство необратимости подчеркивается при объяснении социально-экономических и политических процессов прогрессистскими теориями (Г. Гегель, К. Маркс), разделяющими точку зре-ния о том, что ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул. Необратимость процес-са задается кумулятивным накоплением включаемых в него свойств и признаков, определяющих качественную неоднородность процесса во времени. Инерционные и направленные процессы Свойство социальных процессов подпадать под воздействие вне-шних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерци-онные и направленные процессы. Динамика инерционных процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, при-сущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого про-цесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования. Инерционность процесса поддерживается пассивным поведением большинства его уча-стников, неспособных или незаинтересованных в изменении его вектора. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные процессы Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительно-стью на кратко-, средне- и долгосрочные. Вряд ли целесообразно за-креплять за каждой из выделенных разновидностей количественное значение. Конкретный диапазон значений продолжительности про-цесса, соответствующий каждой разновидности, может быть задан ха-рактером процесса, а также целями наблюдения. Краткосрочный процесс имеет продолжительность, определяемую текущей целью или регламентирующим документом, отводящими процессу узкие рамки ограниченной временем задачи. Как правило, краткосрочным процессам отводятся сроки до одного года, поскольку значительная часть плановых документов (годовых планов, бюджетов, программ) рассчитана именно на данный период. Среднесрочный процесс охватывает социальные изменения в обо-зримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточ-ных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально. Продолжительность средне-срочного процесса варьирует от 1 до 5 лет, в зависимости от целей ини-циаторов процесса и состава его участников. Этот срок превышает по-рог основных регламентирующих документов, задающих сроки крат-косрочных целей. Долгосрочные процессы не предполагают изна-чально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в фор-ме сценариев. Среди наиболее характерных политических процессов, в основе ко-торых лежит цель, закладываемая одним из основных его участников, обычно выделяют: избирательный процесс, процесс формирования власти, политический кризис, двоевластие, безвластие и др. С точки зрения характера протекающих в рамках политического процесса из-менений: революционные и эволюционные, стабильные и нестабиль-ные процессы. С точки зрения их направленности - внутриполити-ческие и внешнеполитические. С точки зрения способа стимулирования таких процессов выделяются естественные и санкционированные про-цессы. Непременными участниками политических процессов выступают носители власти в лице правительственных чиновников, предста-вителей силовых ведомств, глав крупных муниципальных образований и оппозиция, стремящаяся на основе поддержки определенной части населения сместить определенную часть представителей этой влас-ти и, по возможности, заменить ее собственными представителями. Основной задачей политического процесса является выработка и вне-дрение способов завоевания и сохранения власти. От того, насколько легитимной и общественно признанной является такая власть, зави-сит ее прочность и устойчивость. На стабильность состояния полити-ческой власти влияет множество факторов, имеющих как внешний, так и внутренний характер. Свойства социально-экономических и политических процессов: - Многомерность. - Динамизм. - Неравномерность. - Многовекторность (поливариантность).

2. Научное исследование. Понятие методологии и метода.

(Базанова)

К настоящему времени наука обрела не только положительный, но и отрицательный опыт, вызванный разрушительными последствиями отдельных научных открытий и, в первую очередь, в области ядерной физики. И все же, несмотря на укоренившиеся в сознании многих лю-дей ростки антисциентизма, авторитет науки в обществе остается до-статочно высоким. И это не случайно, поскольку вся история науки последовательно знаменует прогрессивные вехи в развитии мировой цивилизации. Благодаря использованию научных методов в есте-ствознании, были созданы невиданные ранее искусственные агрега-ты, значительно увеличивающие производительность человеческого труда и создающие для работника более комфортабельные условия. Внедрение научной методологии в исследование социальных процес-сов позволило людям научиться оценивать тенденции развития об-ществ, культур, прогнозировать события и проектировать ситуации с заданными изначально свойствами.

Системность, наряду с доказательностью и теоретичностью, явля-ется одним из главных атрибутов научного знания. Благодаря систем-ности научного знания, постигается всеобщая связь явлений и процес-сов окружающей действительности, являющаяся объективной основой единства мира и отображающей ее системы наук. Теоретический ха-рактер научного знания делает его предметом обсуждения со стороны различных исследовательских школ, служит формой налаживания коммуникаций между ними и отображающего исследуемую действи-тельность профессионального языка. Особые требования наука предъяв-ляет к доказательности составляющих основу научных теорий положе-ний: каждое из утверждений, сформулированных в качестве выводов, должно опираться на общепринятые в научном сообществе заключе-ния. Главное предназначение науки заключается в том, чтобы дать ис-тинное теоретическое отображение действительности, сформулиро-вать законы развития различных ее сфер и научить использовать эги законы для решения актуальных задач человека. Научные исследо-вания позволяют расчленить конкретную целостность мира, сделав этот мир максимально обезличенным (бессубъектным), что позволя-ет приобрести результатам этих исследовании максимальную досто-верность.

Отображая действительность, наука распределяет результаты это-го отображения по трем уровням: эмпирический, абстрактно-теорети-ческий и сверхэмпирический (надтеоретический), соответствующий построению научной картины мира. На эмпирическом уровне форми-руется фактологическая база научных исследований, формулируются эмпирические обобщения в отношении исследуемых явлений, произ-водится первичная группировка собранного материала. Абстрактно-теоретический уровень предполагает разработку исследовательской концепции (теории), позволяющей положить логическое бснование в систематизацию исследуемых явлений, разработку категориального (понятийного) аппарата, предоставляющего возможность ученым обсуждать или оспаривать результаты проведенных исследований. Сверхэмпирический (надтеоретический) уровень способствует форми-рованию в научном сообществе научной картины мира, являющейся высшей формой систематизации научного знания.

Как правило, научная картина мира формируется в рамках одной из ведущих на определенный момент исторического времени научных дисциплин, обладающей более высокими по сравнению с другими до-стижениями в области систематизации, теоретичности и доказатель-ности своих положений. Научная картина мира, сформированная из теоретических положений одной научной дисциплины, начинает вли-ять на другие научные дисциплины посредством своей методоло-гии, языка или подхода. Научная картина мира выводит за пределы отдельной теории всю сумму накопленного на данный период научно-го знания. Таким потенциалом обладали в разное время механическая теория И. Ньютона (1643-1727), теория относительности А. Эйнш-тейна (1879-1955), эволюционная теория Ч. Дарвина (1809-1882), кибернетическая теория Н. Винера (1894-1964) и теория диссипатив-ных структур И. Пригожина (р. 1917).

По мере перехода научных исследований от менее высокого уровня к более высокому, строгость доказательности имеет тенденцию к сни-жению, а их общенаучный (философский) характер, напротив, увели-чивается. Однако это не означает уменьшения научного содержания теорий, содействующих формированию научной картины мира. Фи-лософские средства обобщения, при отсутствии строгих количествен-ных способов выражения, располагают необходимой для наиболее абстрактных сфер исследовательского интереса гибкостью, позволя-ющей искать новые пути в развитии научного знания, в рамках науч-ной демаркации. Язык философии позволяет наладить коммуникацию между различными научными дисциплинами, методами, подходами, что подготавливает условия для междисциплинарного взаимодей-ствия.

Развитие научных теорий, особенно на высших уровнях отображе-ния действительности, невозможно без методологии. Методология может выступать как форма философского обобщения, так и частно-научного, обозначаемого в западной литературе, как эпистемология.

Методологией можно назвать набор положений, принципов, иссле-довательских приемов, раскрывающих некоторую общность подходов ученых, принадлежащих к одной или нескольким отраслям научного знания, с целью более полного и комплексного отображения объекта.

Основу методологии составляют признанные и универсальные ме-тоды, используемые при построении научной картины мира: язык, позволяющий выразить суть выявленных проблем, а также ценности и культура разделяющего эту методологию научного сообщества.

Методом научного исследования является способ сбора, обработки или анализа данных, получаемых в ходе наблюдения объекта, и при-меняемый в регулировании, координации и проектировании процес-сов, в основе которых лежит исследуемый объект. Таким образом, ме-тодом является не только действие по упорядочиванию интересующей исследователя информации, но и операция по использованию этой информации в решении конкретных практических задач. Классифи-кация методов научного исследования предполагает, как минимум, четыре основания. По области применения методы могут разделяться в соответствии с демаркацией между научными дисциплинами на:

физические;

химические;

социальные;

логико-математические и пр.

Степень достоверности используемых методов лежит в основе их разделения на достоверные и вероятностные, а степень охвата - на частные и общие. Способность методов быть использованными в про-цедуре проектирования находит свое воплощение в выделении алго-ритмических и эвристических методов.

Алгоритмические методы направлены на разработку строгой после-довательности действий, ведущих к заданному результату. Ис-пользование алгоритмических методов целесообразно для органи-зационного сопровождения проектной деятельности и предполагает выработку мер практического воплощения положенного в их основу замысла. К эвристическим следует причислить методы, не имеющие предписывающего значения, как в случае с использованием алгорит-мических методов. Характерным свойством эвристических методов является их ориентация на объяснение и понимание происходящих событий. В силу этого обстоятельства необходимость в применении эвристических методов приходится на ранние этапы в динамике науч-но-исследовательского цикла, тогда как сфера действия алгоритмиче-ских методов охватывает его заключительные этапы.

Учет уровней отображения действительности позволяет выделять общенаучные и конкретно предметные методы исследования. К обще-научным методам принадлежат методы логико-теоретического и систем-ного характера, позволяющие использовать универсальные принципы анализа и обработки данных для описания и объяснения проблемной ситуации, рассмотрения ее в контексте сложившейся в научном сооб-ществе научной картины мира. Конкретно-предметныеметоды вклю-чают в себя правила и условия проведения экспериментов, требования репрезентативности и обработки данных, необходимые для получения еще не известных на стадии описания и объяснения результатов.

Среди общенаучных методов наибольшую популярность получили методы системного подхода (системный анализ, моделирование), ло-гико-теоретические методы (абстрагирования, сравнения, индукции, дедукции и пр.), эмпирико-теоретические (эксперимент, измерение, наблюдение, описание и пр.).

Конкретно-предметные методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения науч-ной информации для решения конкретных задач. Для математических дисциплин такими методами являются: линейное программирование, симплекс-метод, метод наименьших квадратов и т. д. Для физической науки - эксперимент, для социологии - контент-анализ, социомет-рия, фокусированное интервью и пр.

Г. Рузавин выделяет три группы методов: методы проверки, под-тверждения и опровержения научных гипотез и теорий; методы объяс-нения, понимания и предсказания; методы социально-экономических и гуманитарных исследований

Выделение методов социально-экономических и гуманитарных ис-следований в отдельную группу вполне оправдано, поскольку объект таких исследований предполагает слабость и непрерывную подвиж-ность составляющих его структурных звеньев, что значительно за-трудняет достижение обоснованности и доказательности получаемых в ходе таких исследований результатов.

3.Специфика социального познания

(Быкасова)

Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.
Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.
Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой - это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.
К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.
Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.
Конкретная комбинация всех указанных факторов и сторон специфики социального познания обусловливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни. Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).
1. Онтологическая (от греч. on (ontos) - сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального бытия людей.
Что это действительно так, свидетельствуют и сама история социального познания, и его сегодняшнее состояние. Достаточно отметить, что различные авторы за основу бытия общества и человеческой деятельности принимают такие разнородные факторы, как идею справедливости (Платон), божественный замысел (Августин Блаженный), абсолютный разум (Гегель), экономический фактор (К. Маркс), борьбу «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти» (эроса и танатоса) между собой и с цивилизацией (3. Фрейд), «реликты» (В. Парето), «социальный характер» (Э. Фромм), «народный дух» (М. Лацариус, X. Штейнталь), географическую среду (Ш. Монтескье, П. Чаадаев).
Каждая из этих точек зрения, а их можно бы было назвать гораздо больше, отражает ту или иную сторону бытия общества. Однако задача общественной науки, каковой и является социальная философия, заключается не в простой фиксации различного рода факторов социального бытия, а в том, чтобы обнаружить объективные закономерности и тенденции его функционирования и развития. Но тут мы и сталкиваемся с главным вопросом, когда речь идет о социальном познании: а существуют ли эти объективные законы и тенденции в обществе?
Из ответа на него вытекает и ответ о возможности самой социальной науки. Если объективные законы социальной жизни существуют, то, следовательно, возможна и социальная наука. Если же таких законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, ибо наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос сегодня не существует.
Указывая на сложность социального познания и его объекта, например, такие последователи И. Канта, как В. Виндельбанд и Г. Риккерт, утверждали, что никаких объективных законов в обществе нет и не может быть, ибо здесь все явления носят индивидуальный, неповторимый характер, а, следовательно, в обществе нет и объективных законов, которые фиксируют лишь устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Последователи неокантианцев пошли еще дальше и объявили, что само то общество существует лишь как наше представление о нем, как «мир понятий»», а не как объективная реальность. Представители этой точки зрения по существу отождествляют объект (в данном случае общество и вообще социальные явления) и результаты социального познания.
На самом деле человеческое общество (как и сам человек) имеет объективную, прежде всего природную, основу. Оно возникает и развивается тоже объективно, то есть независимо от того, кто и как его познает, независимо от конкретного субъекта познания. В противном случае в истории вообще не было бы какой-либо общей линии развития.
Сказанное, конечно, не означает, что развитие социального знания вообще не влияет на развитие общества. Однако при рассмотрении этого вопроса важно видеть диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания, ведущую роль основных объективных факторов в развитии общества. Необходимо также выделить те закономерности, которые возникают в результате действия этих факторов.
К таким основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, относятся прежде всего уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Не только отдельный человек, но и все человечество, прежде чем заниматься познанием, удовлетворять свои духовные потребности, должно удовлетворить свои первичные, материальные потребности. Те или иные социальные, политические и идеологические структуры также возникают лишь на определенном экономическом базисе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в условиях первобытной экономики. Хотя, безусловно, нельзя отрицать взаимовлияния самых различных факторов на общественное развитие, начиная от географической среды и кончая субъективными представлениями о мире.
2. Гносеологическая (от греч. gnosis - знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.
К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:
- каким образом осуществляется познание общественных явлений;
- каковы возможности их познания и каковы границы познания;
- роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта;
- роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании.
Немаловажное значение имеет вопрос о возможностях человеческого разума в познании духовного мира человека и общества, культуры тех или иных народов. В связи с этим возникают проблемы возможностей логического и интуитивного познания явлений общественной жизни, в том числе психологических состояний больших групп людей как проявлений их массового сознания. Не лишены смысла проблемы так называемого «здравого смысла» и мифологического мышления применительно к анализу явлений общественной жизни и их пониманию.
3. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная - аксиологическая его сторона (от греч. axios - ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания - с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.
То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах noзнания.
В связи со сказанным возникает вопрос: а как же тогда быть с объективной истиной? Ведь ценности в конце концов персонифицированы, имеют личностный характер. Ответ на этот вопрос неоднозначен у разных авторов. Одни полагают, что наличие ценностного момента в социальном познании несовместимо с признанием социальных наук. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Думается, что правы именно последние.
Действительно, сам по себе ценностный подход присущ не только социальному познанию, «наукам о культуре», но и всему познанию, в том числе и «наукам о природе». Однако на этом основании никто не отрицает существование последних. Фактическая же сторона, показывающая совместимость ценностного аспекта социального познания с социальной наукой, состоит в том, что эта наука исследует в первую очередь объективные законы и тенденции развития общества. И в этом плане ценностные предпосылки будут определять не развитие и функционирование объекта исследования различных общественных явлений, а лишь характер и специфику самого исследования. Объект же сам по себе остается тем же независимо от того, каким образом мы его познаем и познаем ли мы его вообще.
Таким образом, ценностная сторона социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук. Более того, она способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций. Тем самым происходит более конкретное, многостороннее и полное описание социальных феноменов и, следовательно, более научное объяснение социальной жизни. Главное заключается в том, чтобы на основе различных точек зрения и подходов, позиций и мнений выявить внутреннюю сущность и закономерность развития социальных явлений и процессов, что и составляет главную задачу социальных наук.
Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.

  1. Государственная комплексная программа научных исследований «Теоретико-методологические основы устойчивого инновационного развития социально-ориентированной экономики Республики Беларусь» («Экономика и общество») 12

    Программа

    2.1 Государственная комплексная программа научных исследований «Теоретико-методологические основы устойчивого инновационного развития социально-ориентированной экономики Республики Беларусь» («Экономика и общество»)

  2. Взаимодетерминация культуры и власти в информационном обществе: социально-философский анализ

    Автореферат

    Защита состоится «02» декабря 2009 г. в 14 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д.212.341.01 в Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, г.

  3. Стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации

    Документ

    Защита состоится «18 » мая 2010 г. в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.009.03 Института экономики РАН по адресу: 117218, Москва, Нахимовский проспект, д.

  4. Социально-экономические функции государства в построении среднезажиточного общества в Китае

    Диссертация

    Защита диссертации состоится “ ” 2010 г. в часов на заседании Диссертационного Совета Д. 501. 001. 03 по социологическим наукам при Москов­ском Государственном Университете имени М.

  5. Автореферат

    Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) на кафедре «Гуманитарные и социальные

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию РФ Пензенский Государственный Университет Институт экономики и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Учебное пособие Алехин Эдуард Владимирович ПЕНЗА, 2008 1 Содержание: Тема 1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы…………………………………………………………………… 4 1. Понятие экономических и политических процессов………………….. 4 2. Социальный процесс, его основные характеристики…………………. 6 3. Типы экономических и политических изменений……………………. 17 4. Типология экономических и политических процессов……………….. 18 5. Развитие как особая разновидность политических процессов………… 21 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 2. Инструментарий социологического исследования……………. 26 1. Методики сбора первичных данных……………………………………. 26 2. Гипотеза как форма развития. Классификация……………………….. 33 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 3 Методы социального прогнозирования………………………. 51 1. Теоретико-методологические основы методов социально- экономического прогнозирования…………………………………………………. 51 2. Классификация методов прогнозирования…………………………… 52 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 4. Базовые социальные процессы………………………70 1. Социально-экономические процессы………………………………….. 70 2. Собственно социальные процессы…………………………………….. 74 3. Социально-культурные процессы………………………………………. 77 Вопросы для повторения Используемая литература 2 Тестовое задание Тема 5. Специфика структурно-функционального анализа как одного из способов системного анализа. …………………………………………………… 86 1. Области применения структурно-функционального анализа…………….86 2. Функционалистская теория Т. Парсонса…………………………………..88 3. Теория социального действия. …………………………………………… 93 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 6. Стадии социального управления…………………… 101 1. Социальное прогнозирование…………………………………………….. 101 2. Социальное проектирование………………………………………………. 111 3. Социальное планирование…………………………………………………. 121 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 7. Управление развитием социальной сферы общества………. 132 1. Социальные интересы социальных групп как реальные причины их действий………………………………………………………………………………. 132 2. Потребность как внутренний побудитель активности…………………….135 3. Образ жизни как целостная структура.………………………………….... 138 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Итоговый тест Список рекомендованной литературы 3 Тема 1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. 1. Понятие экономических и политических процессов. 2. Социальный процесс, его основные характеристики. 3. Типы экономических и политических изменений. 4. Типология экономических и политических процессов. 5. Развитие как особая разновидность политических процессов. 1. Понятие экономических и политических процессов. Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу: Политический и экономический процесс – это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Термин «процесс» призван здесь раскрыть динамику. Эволюцию политических и экономических явлений, конкретное изменение их состояния как во времени, так и в пространстве. Для интерпретации понятия экономического и политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. 4 Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые – не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые – соответственно затрагивают такие характеристики. В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины: 1 группа авторов считает, что основные причины политических изменений лежат в экономике, и экономические процессы непосредственно влияют на сам характер и темпы эволюции политической системы; 2 группа авторов в качестве источников политических процессов называет циркуляцию элит; 3 группа – связывает политические изменения с деятельностью харизматических лидеров. Однако в последнее время на 1 план выдвигается концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия, который также стремится достичь тех же целей. В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается определенная динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Тем самым конфликт рассматривается не в качестве «разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает динамику политических и экономических систем. С последней точки зрения политические и экономические процессы будут представлять собой совокупность конфликтных взаимодействий между различными субъектами (партиями, предприятиями). При этом не обязательно, что эти взаимодействия будут приводить к существенному ущербу для положения, статуса, ресурсов субъектов этих взаимодействий. Сторонники этого подхода считают, что подавляющее большинство такого рода конфликтов способствует 5 поддержанию субъектов в тонусе, принятию ими необходимых изменений в своей структуре и действиях, и осуществлении нужной для развития систем в целом программы собственной деятельности. 2. Социальный процесс, его основные характеристики. Понятие социального процесса. В научной литературе часто встречаются различные определения слова "процесс". В данном случае под процессом понимается относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями. При этом данные социальные явления возникают вследствие взаимодействия людей в социальном пространстве, непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к общностям, через социальные организации, социальные институты. Серия социальных явлений может быть понята как процесс, если: а) она сохраняет идентичность во времени, позволяющую выделить ее из других серий; б) предшествующие явления обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления; в) предшествующие явления вызывают однородное положение вещей. Например, социализация - это процесс освоения индивидом общественного опыта. Она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его воспитателями и общественной средой; серия эта сохраняет свою идентичность благодаря идентичности формируемой личности; реакции ребенка на последующие воздействия в определенной степени обусловлены ранее возникшими явлениями результате складывается определенное состояние его личности, формируются более или менее устойчивые черты. Воспитание - также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более, или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желательном направлении. Развитие любой группы - социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, институтов, применения новых методов самовзаимодействия и 6 т.д. Причем это развитие характеризуется идентичностью, непрерывностью и связано структурно-функциональными зависимостями. На логику развития социального процесса существенно влияет сознание. Во многих социальных процессах (целенаправленных) роль сознания исключительно велика. Однако часть процессов совершается как бы подсознательно. Нередко социальные процессы застают нас врасплох, ошарашивая своей неожиданностью и результатом. Поэтому важен вопрос о границах социального процесса. Поскольку человек - существо не только социальное, но и биологическое, то социальные процессы тесно переплетаются с биологическими. Полная картина социализации личности невозможна без учета возрастных периодов человека и их биологических особенностей (например, акселерации, т.е. ускоренного биологического созревания индивида). С другой стороны, биологические характеристики человека, такие, как, скажем, состояние его здоровья, нельзя понять без учета социальных, экономических, экологических факторов и переменных. Сказанное относится также к соотношению социальных и других смежных (географических, геофизических и т.п.) процессов. Социальный процесс совершается в трех возможных формах: 1) объектной, т.е. в форме последовательного изменения состояния социального объекта; 2) субъектной, или деятельностной, т.е. в форме последовательных действий субъекта; 3) технологической, т.е. в форме соблюдения, осуществления определенной технологии. Технологическая форма социального процесса является ее высшей формой, так как она обеспечивает взаимную "подгонку" двух первых форм. Посредством ее достигается, с одной стороны, рационализация процесса деятельности, а с другой - оптимизация объектного процесса, что, в конечном счете, и является одной из важнейших задач социального менеджмента. 7 Структура социального процесса. Все сказанное выше позволяет перейти к рассмотрению структуры социальных процессов. Выделим следующие моменты: 1. Структурная составляющая позволяет определить содержание, форму, участников, направление и масштаб социального процесса. Если изменения, происходящие в социальной системе, приводят к исчезновению или обеднению ее составных элементов и существующих между ними отношений, то такая система теряет свой потенциал, идет к регрессу. Если развитие, происходящее в социальной системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то это развитие является прогрессом. Масштаб социального процесса - это социальное пространство, на которое он распространяется. В зависимости от масштаба выделяются локальные и глобальные процессы. Локальные (ограниченные определенным местом) процессы охватывают часть социального пространства, глобальные - охватывают все социальное пространство. Процесс самовоспитания личности, к примеру, охватывает ее саму и ее ближайшее окружение, процесс социализации - все общество. Одни и те же процессы (сотрудничество, конфликт) могут быть как локальными, так и глобальными. Стремление ограничить социальный процесс определенным местом и не допускать его распространения называется локализацией. Так, субъект управления часто озабочен локализацией социальной напряженности, конфликта. Стремление расширить социальный процесс называется соответственно глобализацией. Расширение сферы сотрудничества между людьми, группами или народами всегда было и остается благородной целью. Точная оценка масштаба социального процесса закономерностей его развития является необходимой предпосылкой принятия правильных решений. Если субъект управления имеет смутное представление о масштабах распространения, скажем, алкоголизма или наркомании, то вряд ли он сумеет успешно с ним бороться. 2. Динамическая составляющая в отличие от структурной учитывает фактор времени, иначе говоря, рассматривает социальный процесс во временном 8 измерении. С этой целью используются такие характеристики, как фазы (стадии) социального процесса, его продолжительность, интенсивность, ритм, обратимость. 3. Факторная составляющая обусловлена тем, что социальный процесс, как и любой другой процесс, детерминирован определенными причинами. Роль отдельных параметров детерминации социального процесса различна: одни вызывают его, другие обусловливают, третьи влияют на его продолжительность или темп и т.п. Параметры, которые вызывают социальный процесс и определяют само его содержание, составляют источник социального процесса. Если нет источников, то нет и процесса. В основе любого процесса лежат те или иные источники, порождающие его, дающие ему жизнь. Параметры, которые сами по себе не вызывают социального процесса, но без которых он не может существовать, составляют условия социального процесса. Параметры, которые влияют на социальный процесс, изменяя его отдельные характеристики (форму, продолжительность, интенсивность и т.п.), относятся к факторам социального процесса. Факторы не вызывают социальный процесс (в отличие от его источников) и не обеспечивают его существования (в отличие от его условий), но тем не менее влияют на него. Причем влияние иногда оказывается настолько сильным, что процесс даже приостанавливается или, наоборот, совершается в ускоренном темпе. Источники социального процесса делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники действуют в самой социальной системе, находятся в данном процессе, внешние источники - во взаимодействии этой социальной системы с другими системами. Условия бывают достаточными или недостаточными. При недостаточных условиях социальный процесс или вообще не может совершаться, или совершается в деформированном виде. Факторы социального процесса делятся на: а) положительные или отрицательные: положительные факторы содействуют процессу, отрицательные - препятствуют ему, тормозят его; 9 б) непосредственные и косвенные: непосредственные факторы действуют на сам социальный процесс прямо, непосредственно; косвенные - действуют опосредованно, косвенно, а именно через источники или условия социального процесса. Выявление, анализ и соответствующая оценка источников, условий, факторов имеют принципиально важное значение для направленного воздействия на социальный процесс, его оптимизацию. 4. Типологическая составляющая заключается в классификации всех процессов, возникающих в отношениях между людьми. Определяя общество как многообразие отношений между людьми, все процессы, изменяющие общество, сводятся к двум большим группам: процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей, и процессы отдаления, или процессы, разделяющие людей. Первые составляют большую группу ассоциативных процессов, среди которых основные - сближение, приспособление, уравнивание, объединение. Процессы разъединения выступают в трех основных видах: соперничество, оппозиция, конфликт. Процесс соперничества, конкуренции, основан на том, чтобы упредить аналогичные стремления других индивидов и групп и прежде них прийти к цели. Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов или ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет разные виды при разной степени интенсивности. Кроме того, выделяются процессы, изменяющие место индивидов или групп как в пространстве, так и в социальных структурах. К ним относятся процессы мобильности. Процессы, изменяющие социальную организацию, делятся на процессы реорганизации и дезорганизации. Наконец, существуют также процессы изменений, происходящие в системах культуры, накладывающие глубокий отпечаток на отношения между людьми, на организацию и структуру общности, например процессы, изменяющие систему идеологии, религии, науки, техники. Типологизацию социальных процессов можно проводить и по другим основаниям (критериям): общей направленности (процессы функционирования и процессы развития); 10

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...