Классификация и виды финансов. I
Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств. Эти экономические отношения складываются между разными субъектами: между населением и государством (при уплате налогов и получении трансфертов), между фирмами и государством (при уплате налогов и финансировании расходов), между фирмами (во время приобретения товаров и услуг), и т.д.
Совокупность данных отношений, упорядоченных определенным образом, представляет собой финансовую систему страны (рисунок 1).
Рисунок 1 – Финансовая система России
Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств, а также играет различную роль в экономике.
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы , так как именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций . Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников , под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны.
Централизованные финансы используются государством в качестве ресурса регулирования национальной экономики. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями экономики, экономическими регионами, отдельными группами населения.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней :
Федеральный (государственный) бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов;
Местные бюджеты.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории называют консолидированным бюджетом . Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Если к консолидированному бюджету добавить государственные внебюджетные фонды, то получим так называемый бюджет расширенного правительства .
Для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральными, региональными, местными – употребляется понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений ). Основа бюджетного федерализма – автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако, она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более высокого уровня. Что касается России, то в консолидированном бюджете на долю территориальных бюджетов приходится более ½ доходов (схожая ситуация и в США). Одна часть налогов (региональные и местные) целиком поступает в территориальные бюджеты, другая – целиком в федеральный бюджет, а НДС, налоги на прибыль предприятий и акцизы распределяются между федеральным бюджетом и территориальными бюджетами.
В демократическом обществе любой бюджет выступает неким компромиссом, отражающим реальное соотношение сил, интересов ведущих социальных групп - федеральных и местных органов власти, ВПК и гражданского сектора промышленности (а их вместе - с аграриями), работодателей и работающих по найму - скажем, по вопросу налогообложения собственности и доходов. При разработке и утверждении бюджета в парламенте, а еще раньше - в ходе предвыборной борьбы партий и в средствах массовой информации, - ведется острая борьба, отстаиваются жизненные интересы различных отраслей и секторов экономики в области размера субсидий и налоговых ставок, государственных заказов и льготных кредитов и т.п. Исход данной политической борьбы оказывается немаловажным фактором, предопределяющим тенденцию к увеличению или уменьшению размера государственного бюджета, его соотношение с ВВП. Но данное соотношение зависит не только от той или иной комбинации партий в парламенте и от господствующей в обществе теоретической доктрины - кейнсианской или классической, - но и от фазы экономического цикла, через которую проходит страна.
Бюджетный дефицит и его покрытие. Правовые основы государственных расходов. Принцип приоритетности государственных и муниципальных публичных расходов. Юридический аспект бюджетных расходов. Внебюджетные фонды Российской Федерации, их основные задачи.
Распределительная, регулирующая и контрольная функции финансов. Внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи. Роль бюджета в распределении национального дохода. Экономическая сущность страхования. Функции, присущие категориям страхования.
Изучение социально-экономической сущности внебюджетных фондов - формы образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Теоретический анализ специальных фондов в финансовых системах зарубежных стран.
Финансовые институты, действующие на рынке ссудных капиталов и осуществляющие аккумуляцию денежного капитала. Понятие и правовые основы государственного кредита. Формы долговых обязательств. Отношения в области государственного и муниципального долга.
Определение финансовых ресурсов государства. Их состав и основные источники формирования. Разграничение финансовой системы РФ на отдельные звенья. Государственный бюджет и внебюджетные фонды Российской Федерации. Основные задачи фондового рынка.
Сущность кредита - системы экономических отношений, на основе которых свободные денежные средства перераспределяются между экономическими субъектами на основе срочности, возвратности платности. Эволюция кредитной системы РФ. Бюджет и бюджетное устройство.
Внебюджетные фонды как форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, их разновидности и отличительные признаки, принципы и законодательно-нормативная база деятельности, источники формирования. Социальные государственные внебюджетные фонды.
Сущность и функции финансов. Типология финансовых систем. Экономическое содержание и роль бюджета, структура бюджетной системы Российской Федерации. Налоговые и неналоговые доходы бюджета, классификация и структура расходов. Расходы федерального бюджета.
Определение государственного бюджета, его доходов и расходов, бюджетного баланса, дефицита и профицита; анализ государственного бюджета. Классификация доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования, внешних и внутренних долгов.
Понятие, назначение, экономическая сущность, состав и принципы построения бюджетной классификации. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации. Функциональная классификация.
Сущность и классификация внебюджетных фондов……………..3 Социальные внебюджетные фонды РФ………………………………5 2.1. Пенсионный фонд РФ……………………………………………………5
Экономическая сущность региональных бюджетов. Местные бюджеты. Бюджетное планирование и бюджетный процесс в РФ. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. Структура государственного внутреннего и внешнего долга.
Основы организации бюджетного процесса; порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения центрального и региональных (местных) бюджетов. Организационные принципы построения бюджетной системы, структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Роль государственного бюджета в формировании государственных внебюджетных фондов. Необходимость образования государственных внебюджетных фондов. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, их характеристика. Порядок назначения пенсий.
Отношения по поводу предоставления временно свободных денежных средств на условиях платности и возвратности; деятельность государства в качестве заемщика, кредитора, гаранта. Методы управления государственным долгом; инвестиционный налоговый кредит.
Составляющие элементы финансовой системы РФ. Классификация государственных займов, функции государственного кредита и страхования. Особенности и разновидности финансов коммерческих предприятий и граждан. Взаимосвязь и взаимозависимость звеньев системы.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Их роль и значение определены местом денежных отношений в экономических отношениях. Финансы будут прежде всего распределительной категорией, с помощью кᴏᴛᴏᴩой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря ϶ᴛᴏму качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.
По мнению большинства исследователей1, термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам - fmatio, financia pecuniaria, кᴏᴛᴏᴩым предшествовало старолатинское слово figo - вбивать, вколачивать, а позднее - finis, означающее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого) Первым автором научно-практического труда, посвященного финансам, считают Ксенофонта (около 430-355 гг. до н. э.), работа кᴏᴛᴏᴩого называлась «О доходах Афинской республики».
Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы - ϶ᴛᴏ экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных
1 См.: Чантладзе В. Г. Вопросы теории финансов. Тбилиси, 1979. С. 107; Воронова Л. К., Мартьянов И. В. Советское финансовое право. Киев, 1983. С. 3; Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России. М., 1995. С. 6; Финансы / Под ред. В. М. Родионо-вой. М., 1993. С. 7.
функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе кᴏᴛᴏᴩых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.
В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства. Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финансовые ресурсы государства.
Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. Но не все денежные отношения следует отождествлять с финансами. В содержание финансов включаются только те денежные отношения, кᴏᴛᴏᴩые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений будет обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права. К примеру, продажа предприятием произведенной продукции не будет включаться в сферу действия финансов, данные отношения носят гражданско-правовой характер, хотя и опосредуются деньгами. При этом уплата налогов, объекты кᴏᴛᴏᴩых возникают в результате совершения предприятием сделки купли-продажи, включается в финансовые отношения.
Финансовые отношения отличаются от денежных и по признаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т. е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения. Единственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении государственных ценных бумаг. Согласно Конституции РФ отношения в сфере государственного кредита основываются
Глава 1. Финансы и финансовая система государства 3
на принципе добровольности для частного субъекта в их вступление, по϶ᴛᴏму покупка эмитированных государством ценных бумаг направлена на получение денежного эквивалента.
Содержание финансов составляют не сами по себе деньги и не фонды денежных ресурсов, а те денежные, экономические отношения, кᴏᴛᴏᴩые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов м денежных ресурсов. Финансы, таким образом, будут денежными отношениями, в кᴏᴛᴏᴩых одним из участников обязательно выступает государство. К числу финансовых ᴏᴛʜᴏϲᴙтся только те денежные отношения, наличие кᴏᴛᴏᴩых обусловлено фактом существования государства как органа управления.
Сущность государственных и муниципальных финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.
Как историческая категория финансы побудут в момент
расслоения общества на классы, а муниципальные финансы - одновременно с
возникновением местного самоуправления.
Стоит отметить, что основные средства государства и
местного самоуправления концентрируются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих бюджетах. Причиной,
порождающей появление финансов, будет потребность государства или
муниципального образования в ресурсах, обеспечивающая их деятельность. Данную
ресурсопотребность без финансов невозможно удовлетворить ни в хозяйственной
сфере, ни в сфере государственного или муниципального управления, ни в сфере
выполнения делегированных государственных полномочий.
Современное государство - итог длительной эволюции, в ходе кᴏᴛᴏᴩой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. При рыночном типе экономики государству отводится весьма важная роль, поскольку рынок, как и любая хозяйственная система, не будет совершенным механизмом. Стоит заметить, что он имеет и положительные, и отрицательные стороны, что вызывает необходимость со стороны государства вырабатывать собственный механизм хозяйствования, кᴏᴛᴏᴩый препятствовал бы разрушительным последствиям в финансовой сфере. Период становления рыночных отношений характеризуется значительной децентрализацией финансовых ресурсов. В силу наличия у государства управленческой функции в обще-
Финансовое право России. Общая часть
стве складывается особая группа денежных отношений, возникающая вне производственной сферы, - государственные (публичные) финансы. Данные отношения формируют денежные фонды, необходимые для функционирования государства в целом и его отдельных органов. Экономика не может функционировать без государственных (публичных) финансов, поскольку на любом этапе исторического развития общества всегда существует ряд потребностей, кᴏᴛᴏᴩые обязано финансировать только государство. Это инфраструктура общего назначения (например, почта, транспорт, телеграф), атомная энергетика, оϲʙᴏение космического пространства, инвестирование наиболее приоритетных отраслей экономики и т. д.
В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение постоянно возрастающих и изменяющихся воспроизводственных потребностей. Финансы применимы потому, что позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления.
Благодаря экономической сущности финансы придают первоначальный импульс распределению прибыли, доходов, а в отдельных случаях и основного капитала в пользу государства или в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с его интересами. Через финансы государство накапливает ϲʙᴏе состояние. Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, страховых фондов, банковского капитала и т. д. Подобные накопления служат не только важным стабилизатором экономических отношений и гарантом экономического суверенитета государства, но и регулятором производства, а также инфляционных процессов.
С помощью финансов достигаются регулирование масштабов общественного производства, содержание и развитие непроизводственной сферы, обеспечение функционирования государственной инфраструктуры, реализуются иные функции государства. При этом обусловленность части финансовых отношений фактом существования государства или местного самоуправления еще не дает основания считать деятельность государственных или муниципальных органов причиной возникновения финансов. Возникновение и отмирание финансовых отношений не происходят по волеизъявлению данных органов. Финансы существуют объективно, поскольку обусловлены развитием местного сообщества и через его посредство развитием государ-
Глава 1. Финансы и финансовая система государства 5
ства в целом. Государственные и муниципальные органы должны исключительно учитывать объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывая наиболее приемлемые формы их использования: формировать бюджет, вводить или отменять какие-либо виды обязательных платежей, изменять формы использования финансовых отношений и т. д. Отсутствие учета объективных закономерностей движения финансов приводит к негативным процессам - инфляции, безработице, финансово-правовым конфликтам, стагнации экономики и т. д.
Финансовые отношения строятся на потребностях государства
или местного сообщества, а не порождаются деятельностью государственных или
муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных
отношений и ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к базисной категории. Но хотя финансы и ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к
базисной категории, они во многом зависят от политики государства и местного
самоуправления, их финансовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Органы власти, как известно,
ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к надстроечной категории. Диалектика взаимоотношений между базисом и
надстройкой состоит именно в том, что только социальные и экономические причины
порождают необходимость возникновения новых финансовых отношений, а
государство и местное самоуправление придают им правовое оформление и реализуют
их.
Следовательно, финансы - ϶ᴛᴏ система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач. Рассматриваемая категория имеет следующие отличительные признаки - она: а) складывается всегда относительно денег или денежного эквивалента; б) обусловлена управленческой ролью государства; в) будет перераспределительными отношениями в сфере совокупного общественного продукта.
Указанные признаки только в единстве характеризуют сущность государственных (публичных) финансов. Отсутствие любого из них не позволит считать какие-либо денежные отношения финансовыми.
Федеративная природа Российского государства обусловливает наличие собственных функций, целей и задач как у всего государства в целом, так и у субъектов РФ. Реализация компетенции каждого субъекта РФ предполагает наличие ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих региональных финансов.
Финансовое право России Общая часть
Финансы субъекта РФ - ϶ᴛᴏ экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств субъекта РФ в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе кᴏᴛᴏᴩых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением публичных потребностей в границах региона.
Признание в России местного самоуправления и гарантиро-ванность самостоятельности его финансовой деятельности позволяют выделить в системе публичных финансов особую категорию - финансы муниципальных образований, представляющие собой экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе кᴏᴛᴏᴩых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества в границах муниципального образования.
Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»1 определяет местные финансы как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства (ст. 2)
Несмотря на относительную самостоятельность финансов субъектов РФ и финансов муниципальных образований, в границах всего государства публичные финансы будут единой категорией, что подтверждается следующими аспектами: а) федеративным устройством России в сочетании с самостоятельностью местного самоуправления; б) единством денежной системы, экономической, финансовой и таможенной политики; в) единством государственной и муниципальной систем управления и регулирования финансово-кредитной сферы.
СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
Глава 1. Финансы и финансовая система государства
На государственном уровне денежные средства мобилизуются в бюджетной системе, во внебюджетных фондах, в страховой и кредитной сферах. Не стоит забывать, что важное значение имеют финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, с помощью кᴏᴛᴏᴩых в государстве осуществляется кругооборот основной массы денежных средств.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что финансы функционируют в двухосновных формах: 1) экономические денежные отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием центра-лизованных денежных фондов государства и муниципальных образований; 2) экономические отношения, обслуживающие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий, учреждений, организаций.
Сущность финансов пробудет в их функциях - формировании денежных фондов государства и местного самоуправления и использовании денежных фондов в публичных интересах.
Аккумулирование денежных фондов означает создание государством финансово-правового механизма, направленного на аккумулирование денежных средств в его пользу. Выполнение государством ϲʙᴏих функций и задач нуждается в материальном обеспечении, что объясняет право государства требовать от иных субъектов отчисления доли их частной собственности в доход казны. Государство не будет производственным инструментом, по϶ᴛᴏму оно вынуждено вступать в финансовые отношения на стадии их распределения с целью перераспределения части дохода граждан или прибыли предприятий и направления полученных таким образом денежных средств в специально образованные фонды. Никакое государство не имеет иного способа формирования ϲʙᴏих денежных фондов, кроме финансов. Формирование денежных фондов осуществляется различными методами, основной из кᴏᴛᴏᴩых - взимание налогов.
Использование денежных фондов означает направление государственных средств на реализацию публичных мероприятий. Посредством материального обеспечения государство осуществляет руководство обществом, выделяя денежные средства для сбалансирования уровня жизни в территориальных субъектах, осуществляя бюджетное регулирование, финансируя министерства, ведомства, предоставляя бюджетные кредиты негосударственным юридическим лицам и т. д. Использование денежных фондов демонстрирует перераспределительный характер финансов, т. е. воз-
Финансовое право России. Общая часть
можность их вторичного движения от государства к иным субъектам - получателям бюджетных средств или кредиторам.
В совокупности функции финансов отражают их общественное предназначение. Стоит заметить, что они не ϲʙᴏйственны никакой иной экономико-правовой категории. Формирование и использование денежных фондов выражают главные особенности финансов, позволяют отграничивать их от смежных денежных отношений. Не стоит забывать, что важное значение финансов в механизме обеспечения экономического суверенитета обусловило гарантированность функций финансов принудительной силой государства.
Практическое применение финансов позволяет государству реализовывать иные публичные функции. Выполнение государством посредством использования финансовых инструментов «нефинансовых» функций демонстрирует роль финансов, т. е. результаты их практического использования. Роль финансов выражается в возможности регулирования общественных отношений и осуществления контроля за данными отношениями.
Посредством использования финансов государство осуществляет регулирование экономики, влияет на социальные и политические процессы. Функция регулятора связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Стоит сказать, для регулирования экономики и социальных отношений используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Регулирующая роль финансов выражается в создании со стороны государства стабильных условий экономических и социальных отношений для всех хозяйствующих субъектов.
Формы государственного регулирования разнообразны и зависят от многих факторов: уровня развития производственных отношений в обществе, его политической стабильности, потребности в денежных средствах, размера государственного долга, степени соблюдения финансового законодательства и т. д.
Первостепенную роль в обеспечении регулирующей функции государства должно играть финансовое законодательство. В качестве финансовых регуляторов могут использоваться правовое регулирование ценообразования - установление нормами законов предельных цен на товары и услуги, регулирование получения монополиями сверхприбыли, финансирование отраслей промышленности и т. д.
Глава 1. Финансы и финансовая система государства 9
Финансы помогают государству осуществлять функцию контроля. Публичные финансы, выраженные в денежной форме, обладают ϲʙᴏйством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т. е. показывать его количественную сторону. Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет систематически контролировать аккумулирование, распределение и использование фондов финансовых ресурсов, что выражается в функции контроля, а именно финансового контроля. Важно заметить, что одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, ϲʙᴏевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий, учреждений и организаций по расчетам и платежам.
Практическая роль финансов в осуществлении контрольной функции пробудет через деятельность финансовых органов.
Результаты практической реализации финансов в виде регулирования общественных отношений и контроля за их осуществлением представляют собой форму выражения финансовой политики государства.
Признаки и понятие финансов
Тема №1: Понятие финансов, финансовой деятельности государства. Финансовое право в системе российского права.
Финансы; финансовая деятельность государства
Обязательным признаком финансов является движение денежных средств, денежных потоков, накопление определенных денежных ресурсов. Строго говоря, без денег финансов не существуют; финансовые отношения - это денежные отношения; это отношения по поводу движения денежных средств.
Второй признак - распределительный характер отношений. Финансы возникают на второй стадии производства, то есть на этапе распределения. Движение стоимости продукта происходит в отрыве от движения товарной массы: движется только стоимость.
Финансовые отношения - это распределительные отношения. Имеет место одностороннее движение денежных потоков, в отличие от гражданско-правовых товарно-денежных отношений (в гражданском праве имеют место эквивалентно-стоимостные отношения по поводу встречного движения денежных средств и товарных потоков). В рамках же финансовых отношений наблюдается движение от налогоплательщиков к государству и от государства на удовлетворение общих нужд; то есть всё движение происходит в одном направлении. Таким образом, финансы возникают в связи с односторонним движением стоимости в отрыве от товарной массы (вне эквивалентных связей).
Третий признак финансов заключает в том, что финансы - это такие экономические отношения, которые связаны с формированием неких денежных накоплений, с формированием фондов денежных средств.
Таким образом, финансы - это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения совокупного продукта в связи с образованием у субъектов хозяйствования и у государства (публичного субъекта), финансовых ресурсов и накоплений, используемых в целях удовлетворения общих потребностей.
· Финансы публичные - та часть денежных отношений (финансов), посредством которых образуются публичные фонды денежных средств, то есть те фонды, которые необходимы для реализации государственных и муниципальных задач и функций. Это общегосударственные, общемуниципальные фонды денежных средств.
· Финансы частные - этот термин приобретает скорее условное значение. Так, значение "непубличный" является отграничением от публичных финансов, а не выделением финансов в частной собственности. Поэтому в частные финансы попадают и финансы государственных организаций (например, финансы ГУПа: это финансы частные, хотя собственность государственная).
Такой подход оправдан: публичные финансы нуждаются в особом правовом регулировании, поскольку состояние и динамика частных финансов определяются экономическими законами (рынком). В свою очередь, публичные финансы, их состояние и динамика определяется решениями публичной власти (решения, принимаемые публичным властным субъектом в односторонне властном порядке).
Стоит отметить, что существование финансов невозможно без денежной системы, которая контролируется и управляется всё тем же публичным властным субъектом.
В отличие от государственных органов, которые непосредственно реализуют публичный экономический, публичный финансовый интерес, не являясь самостоятельными экономическими хозяйствующими субъектами, управляющими вверенными им финансовыми ресурсами от имени государства, унитарное предприятие создаётся именно как самостоятельный хозяйствующий субъект. Унитарные предприятия создаются из публичной цели, но у них формируется самостоятельный экономический интерес, интерес хозяйствующего субъекта: именно в этих целях формируются соответствующие фонды, что по своей сути ближе к режиму организаций, а не к режиму публичного субъекта.
Такие субъекты как бюджетные учреждения получают лишь объем прав на использование ими казенных денег в определенных объемах. О финансах тут можно говорить пока они имеют право заниматься предпринимательской и иной разрешенной приносящей доходы деятельностью. При этом по вновь принятому закону будут три типа учреждений:
· казенные - те же нынешние бюджетные, но уже без прав распоряжаться средствами, заработанными в рамках предпринимательской деятельности (данные средства будут передаваться в бюджет и вноситься в смету); то есть о финансах в данном случае говорить нельзя;
· бюджетные - приблизятся к нынешним учреждениям (занимаются предпринимательством в соответствии с целями, но государство отказывается от субсидиарной ответственности, сохраняя при этом полномочие давать государственные задания за счёт государственных субсидий, от которых учреждения отказаться не могут); этот субъект по сути имеет финансы.
· автономные.
К финансам в литературе иногда относят и отношения по установлению государством в качестве собственника нормативов изъятия части средств у учреждений. Однако это гражданско-правовые отношения, так как государство выступает собственником.
Соотношение понятий "финансы" и "казна"
Понятие казны никакого отношения к финансам не имеет - это гражданско-правовое понятие. Казна - это любое общегосударственное имущество, не закрепленное за определенными организациями на вещном праве.
Публичные финансы у же понятия казны, так как это лишь часть казны; это соответствующий бюджет, то есть накопленные финансовые средства соответствующего публичного субъекта.
Таким образом, государство (публичный субъект) в рамках этих отношений в односторонне властном порядке обеспечивает себя необходимыми денежными ресурсами за счёт изъятия части имущества в денежной форме в виде налогов и сборов у частных лиц, накапливает ресурсы в публичных фондах денежных средств, далее направляя средства фондов на цели деятельности публичного субъекта.
Финансовое право создаёт правовой режим осуществления этой публичной финансовой деятельнсоти.
Исходя из сказанного можно сделать вывод, что содержание публичной деятельности (предмет правового регулирование) - это осуществление публичных налоговых и неналоговых изъятий, формирование фондов денежных средств, распределение этих ресурсов.
Кроме того, в учебниках ещё добавляют еще и использование средств этих публичных фондов. Кустова же считает, что это в предмет регулирования финансового права включать не стоит, так как это гражданское право, и нет нужды в особом правовом регулировании. Однако охватывается предметом финансового права в том числе и контроль за использованием направленных средств.
Понятие «финансы» выражает экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики.
Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики.
Основными методологическими принципами управления финансами являются:
– зависимость от конечной цели;
– макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
– соответствие интересам всех членов общества;
– использование экономических законов;
– учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.
Цель управления финансами – обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге – в росте благосостояния населения.
Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.
Для финансов в целом решающее значение имеют такие функции, как планирование, организация, стимулирование.
Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основе разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления, а также разработки прогнозов и бизнес-планов развития предприятий и организаций, смет доходов и расходов домашних хозяйств. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во времени с учетом приоритетов и целей развития, перераспределения финансов между бюджетом, предприятиями и домашними хозяйствами. Эта функция реализуется путем составления бюджетов, планов и прогнозов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, установления порядка налогообложения и т. п.
Функция организации включает выбор предприятиями организационно-правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов предприятий и домашних хозяйств.
Функция стимулирования предполагает выбор оптимальных средств и способов, обеспечивающих реализацию поставленных целей. Эта функция позволяет выделить факторы, стимулирующие финансовую деятельность организации. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение людей в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
В процессе деятельности, связанной с регулированием реального денежного оборота, реализуются три основные функции финансов: воспроизводственная, распределительная и контрольная.
Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом.
Экономическая обособленность имущества, выраженного в стоимостной форме, приводит к необходимости регулирования его кругооборота в рамках отдельно взятых организаций, государств и т. д.
Совершающийся непрерывно кругооборот средств является стадией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с авансирования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в течение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.
Инвестирование означает использование денежных средств на цели капитального характера. Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период выбывают из оборота, а их возвращение на предприятие происходит по частям за счет регулярных отчислений, включаемых в состав затрат.
Воспроизводственная функция характеризуется показателями прибыльности и ликвидности активов предприятия. Прибыльность означает, что предприятие получает выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, которая превосходит произведенные затраты. Ликвидность активов (имущества) означает возможность легко их реализовать или превратить в денежную форму. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет качество управления финансовыми ресурсами.
Воспроизводственная функция стимулирует накопление финансовых ресурсов. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой, так как государство создает условия для регулирования денежных потоков в экономике при помощи различных механизмов, в том числе налогов и бюджета. Она актуальна для финансов во всем мире.
Составной частью воспроизводственной функции финансов является оперативная функция – текущее обеспечение предприятий, организаций, бюджетов и внебюджетных фондов денежными средствами для непрерывного финансирования, т. е. совершения платежей, расчетов и выполнения денежных обязательств. Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития финансов. Воспроизводственная функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.
Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению. Распределение денежных средств имеет место в процессе предпринимательской деятельности, когда они направляются непосредственно по целевому назначению на покрытие затрат и формирование доходов (убытков).
Перераспределение денежных средств это вторичное распределение через централизованные фонды (бюджет, внебюджетные фонды и др.), обеспечивающее направление ресурсов в непроизводственную сферу. Перераспределение возможно благодаря изъятию части прибыли, созданной производительным трудом.
Распределительная функция заключается в том, что за счет полученной выручки от реализации и внереализационных доходов (плата за аренду, полученные штрафы, курсовые разницы и др.) обеспечивается выполнение денежных обязательств перед бюджетом, банками и контрагентами.
Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйствующих субъектов и принимать на этой основе соответствующие решения. Контроль рублем имеет две формы:
1) контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
2) контроль за реализацией стратегии финансирования. В первом случае речь идет о системе санкций и поощрений, т. е. о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера, во втором – о реализации долгосрочной финансовой политики (основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений) в целях оптимального управления финансовой системой.
Контрольная функция финансов претерпела существенные изменения, вызванные трансформацией форм собственности, приватизацией и коммерциализацией, применением новых организационно-правовых форм, установленных Гражданским кодексом РФ, институциональными преобразованиями (законодательными и нормативными правовыми актами, формами и методами государственного регулирования и контроля), формированием рынков капиталов, труда, товаров и услуг, либерализацией цен, внешнеэкономической деятельностью, валютными отношениями и др.
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления: она может быть сориентирована на предприятие как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на какой-либо внебюджетный фонд и на отдельно взятое лицо.
Контрольная функция финансов связана с воспроизводственной и распределительной функциями. Она может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов.
Контрольная функция проявляется в следующем: выявляется степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства; корректируется несоответствие между доходами и расходами предприятия, бюджета, внебюджетного фонда, домашнего хозяйства.
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации