Карманные деньги: «за» и «против. С какого возраста нужно давать ребёнку карманные деньги


: Время прочтения:

Учим подростка относиться к карманным деньгам, как к настоящей зарплате.

  • «На этом допотопном мобильнике звук слишком тихий, я не слышу твоих звонков, поэтому и не отвечаю»
  • «Если я выйду на улицу в этих сапогах, меня все засмеют. Лучше уж в кроссовках мерзнуть!»
  • «У меня закончились деньги на телефоне, поэтому я не смогла предупредить репетитора, что опаздываю»

Родители часто задаются вопросом, сколько давать денег подростку на карманные расходы. С одной стороны, как не дать слишком много, как не избаловать, с другой — как не дать слишком мало, вдруг ребенка засмеют одноклассники, ему не хватит на развлечения вместе со всеми? Так, может, пора посвятить подростка в финансы?

Шаг 1: выслушайте подростка

Для начала, обсудите сложившуюся ситуацию. Что не устраивает вашего ребенка? Что не устраивает вас? Чего все хотят и какие шаги готовы делать, а что точно исключается?

Нужно не только высказать недовольство, что с вас постоянно требуют деньги, но и выслушать претензии и, возможно, опасения по поводу того, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами. Быть может, вы придете к выводу, что проблема решается как-то иначе, или что сейчас не лучший момент для перемен. Например, подростку уже 16, сейчас лето — можно посмотреть с ним предложения о подработке. Ребенок помладше может «зарабатывать» деньги хорошими оценками или помощью по дому.

Шаг 2: подсчитайте траты и назначьте «зарплату»

Если обе стороны готовы попробовать, четко определите сумму, которую будете выплачивать. Не назначайте ее из головы, а посмотрите вместе с подростком на его потенциальные траты.

Чаще всего семья договаривается, сколько давать подростку на карманные расходы, на еду, средства гигиены, медицинское обслуживание, семейные поездки, школьные взносы.

  • косметика
  • транспорт
  • канцтовары
  • одежда и обувь
  • материалы для хобби
  • форма и инвентарь для спортивных секций
  • развлечения
  • мобильная связь
  • подарки друзьям и родственникам

Договоритесь, в какой день недели ребенок получает деньги. Это происходит раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц (для совсем взрослых)? Не задерживайте выплату — если вы не сдержите слово, ребенок можно ответить тем же и тоже нарушить договор.

Шаг 3: обсудите штрафы и ограничения

Обязательно обсудите, что вы будете делать, если ребенок потратит всю сумму, но не купит себе чего-то необходимого (например, останется без зимней шапки). Например, можно дать ребенку необходимую сумму и вычесть деньги из следующей выплаты.

Через месяц договоритесь пересмотреть условия. Часто выясняется, что не все тонкости учтены, и надо внести корректировки.

Шаг 4: соблюдайте свою сторону договора

Один из самых сложных шагов для родителей — не вмешиваться. Мы боимся, что все карманные деньги для подростка уйдут в интернет, на одежду и тусовки с друзьями. Но если все время оберегать ребенка от ошибок, то и к взрослому возрасту он не научится распределять свои финансы.

Как вы учите ребенка финансовой грамотности?

Сколько карманных денег давать ребенку? В каждой семье по-разному относятся к вопросу детских денег. И обычно, чем состоятельнее родители, тем большими суммами может похвастаться отпрыск во дворе или школе.

Но все-таки возникает много вопросов по поводу этой проблемы. Например, нельзя заранее рассчитать: как и сколько выдавать средств своему чаду да так, чтобы оно не стало слишком капризным, но и не испытывало стесненность. Давайте попробуем вместе подробно изучить всё, что касается темы карманных денег детям: как и сколько их выдавать.

В чем суть карманных денег

В мире важно уметь обращаться с финансами. И, по мнению психологов и финансистов, этому нужно начинать учиться с малых лет. Именно в этом и заключается суть выделения суммы родителями детям на карманные расходы. Выдавать или нет, решают сами взрослые. Но если уже выделять часть из бюджета, то нужно четко понимать, для чего вы это делаете и на что ребенок потратит их.

Сторонники спонсирования детских расходов считают, что такие дополнительные деньги помогают формировать в крохе самостоятельную ответственную личность, сумеющую в дальнейшем правильно распоряжаться финансами. Собственные деньги научат планировать расходы.

Но есть и обратная сторона медали – противники считают дополнительные поощрения вредными для формирования детского характера. Они объясняют это тем, что выданные суммы избалуют детей, сделают их корыстными и жадными. Они считают, что карманные деньги ребенок не в состоянии потратить на то, что ему необходимо, а будет только покупать сладости и потакать прихотям. Вот так доводят на видео правоту противники.


В их доводах действительно есть рациональное зерно. Риск сделать ребенка жадным или вымогателем действительно присутствует, если постоянно поощрять мелким прихотям и покупать то, в чем потребности у него нет. Избаловать можно и выдавая денежные средства на расходы бессистемно или в большем количестве, чем это необходимо. К этому может привести хаотичная выдача детям крупных сумм. Ребенок не научится разумно пользоваться финансами если родители не обсуждают его нужды, а ругают за бесконтрольные траты.

Детские карманные деньги в разных странах

Отношение к дополнительным финансам для детей в странах ощутимо разнятся. Самыми экстраординарными оказались родители в Германии. Немцы, конечно же, выдают детишкам сумму, но изымают из нее 20 % в качестве налога. Таким образом, родители воспитывают в детях послушных налогоплательщиков.

А в Турции дают карманные деньги за поцелуи. Это происходит по праздникам: дети приветствуют родных и близких, целуя руку и прикладывая ее ко лбу. Чем старше ребенок – тем крупнее сумма вознаграждения. А в целом, там очень серьезное отношение к расходам. Детей обучают экономить и зарабатывать. В большей степени это касается мальчиков: их часто берут отцы на рабочее место, чтобы показать каким трудом достаются деньги в семейный бюджет.

Как ни странно, самыми строгими родителями оказались французы – за серьезные провинности из карманных денег дети выплачивают штрафы. А самыми странными оказались родители американской детворы. Они с уверенностью полагают, что доплачивая чаду за любое сделанное домашнее дело: за хорошую учебу, прививают им строгую финансовую дисциплину. В США дети берут кредиты на учебу. А в последнее время в Америке популярны детские финансовые лагеря, где с юного возраста дети постигают особенности финансовой культуры.

В Швеции бюджет детям дает государство. Правда, до 16 лет эту сумму получают родители. По меркам России, шведские дети получают довольно крупную сумму – в месяц по 1 050 крон (это 152 американских доллара!). К тому же, шведские родители поощряют желание детей накапливать. А делают они это так: если ребенок хочет купить какую-то игру, родители за каждые сэкономленные 100 крон дают еще такую же сумму. В Швеции уже с 15 лет разрешено заниматься мелким бизнесом и это всячески поддерживается государством.

В России нет четко установленных правил выдачи детям средств. В каждой семье индивидуальный подход. В основном дети получают деньги по мере необходимости, то есть у выделенных средств есть определенное целевое использование (покупка обедов или проезд в общественном транспорте). Размер сумм на расходы зависят от состоятельности каждой отдельно взятой семьи.

Финансовая премудрость

Рано или поздно у каждого родителя возникнет вопрос о финансовом воспитании ребенка. И вообще, нужны ли ему «свои» деньги? Как показывает практика – чем раньше «подковать» малыша в финансовом плане, тем лучше это скажется на всей семье.

Основная проблема не в суммах, а в необходимости обучения планированию своих расходов. А монетки — только инструмент для практики. В финансовом воспитании очень важно уделить должное место теории. Не откладывайте это на «лучшие времена», а попробуйте терпеливо объяснить детям: откуда берутся деньги, для чего они и как их правильно тратить.

Но прежде чем передавать опыт младшему поколению, для начала дисциплинируйте себя в финансовом плане. Очень разумно гласит следующая цитата: «Не воспитывайте своих детей – все равно они будут похожи на вас. Поэтому воспитывайте себя». Чаду всегда понятнее будет с «живым примером» грамотного использования денежных средств.

Приучите себя планировать семейные и личные расходы. Это можно сделать по старинке в блокноте или тетради, а можно использовать мобильное приложение (благо их предостаточно). Приучитесь сотрудничать с финансовыми учреждениями, это значительно облегчит ваши заботы, по учету финансов и накоплению. К тому же, это удобно. Естественно ведите отдельно учет финансов, так вам будет видно: достаточно ли эффективно вы трудились и сколько потрачено за определенный срок. Учет финансов поможет сохранить баланс между потреблением и поступающими инвестициями.

Объясните ребенку (но вначале себе), что планирование будущих затрат нужно вести не с учетом «я хочу!», а отдавать предпочтение аргументу «мне необходимо». Для большей эффективности ставьте цели заработать или накопить, здраво оценивая свои возможности и реальную необходимость в том или ином предмете. Постройте для себя четкую диверсификацию (разделение) источников дохода. Условно их можно поделить на основной и дополнительный.

Выдача карманных денег – за и против

Чтобы ваш ребенок здраво относился к деньгам нужно привить ему в первую очередь понимание, как достаются монеты. Он должен понимать: как и куда тратятся средства в семье. Все это сформирует правильное отношение к собственному бюджету. Выдаваемые суммы детям на свои расходы не должны приносить ущерб семейному бюджету, но и быть достаточными для покрытия детских расходов «первой необходимости».

Частыми причинами детских истерик бывает простая зависть. Родителям, наверное, приходилось хотя бы раз слышать от своего крохи: «Машины родители подарили ей куклу! Почему у меня такой нет!?», а в самых тяжелых случаях доходит до истерик и долгого нытья. Чтобы избежать таких «концертов», не следует потакать каждой прихоти ребенка, но и лишать его игрушек, лакомств и прочего не стоит даже в наказание. Дети в таких «спартанских» условиях станут думать, что их не любят, раз не балуют. Не экономьте на своих детях, это может посадить в их душах зерно зависти. При выдаче средств ребенку, обязательно учитывайте его возраст и интересуйтесь его потребностями.

Не используйте карманные деньги как способ манипулировать своим чадом. И не платите ему за каждое сделанное «доброе дело», но допускается финансово поощрять стремление работать. Только заранее оговорите с ним спектр его несомненных обязанностей (т.е. бесплатных обязательных домашних работ), это приучит его к ответственности. Также не стоит платить за успехи в школе, ибо он сам должен понимать важность своего образования и стремиться совершенствоваться. Нельзя ставить детям ультиматумы, например: «исправишь двойку – получишь деньги» или «научишься играть на скрипке – дам тебе на планшет». Так вы воспитаете себе «маленького домашнего шантажиста».

Вместе с ребенком оговаривайте сумму карманных денег, но не торгуйтесь и пресекайте любые детские уговоры дать больше. Спрашивайте у ребенка, зачем ему нужны карманные деньги. Если в ответ вы слышите «мне хочется…» или «пока не знаю», то в таких случаях не стоит доверять ему большой суммы денег. Когда малыш готов к рациональному использованию денег даже на карманные расходы, он может четко объяснить: зачем они нужны ему и куда он хочет их потратить. Даже совсем маленькие дети могут дать вполне понятное обоснование для желаемых приобретений, а это говорит об их готовности грамотно обращаться с деньгами.

Как научить ребенка разумно тратить деньги

С детьми младшего возраста очень сложно постигать правила обращения. Но все-таки возможно – в процессе игры, чтения книг или смотря мультфильмы на эту тематику. Для родителей также существует специальная литература, где собраны все советы: как научить ребенка тратить карманные деньги. Применимы также игры, например всем известная «Монополия».

Вместе с дитем дошкольного возраста (до 6 лет) можно поиграть в давно известные игры: «Работа» и «Магазин». Можно даже объединить эти две игры, это будет даже увлекательнее, и участвовать в ней может вся семья. Придумайте для малыша задание, в процессе которого ему нужно будет выполнить ряд условий: сходить на работу, качественно выполнить ее, заработать и сходить в магазин, чтобы обеспечить свою «семью» самым необходимым. Вы сами можете сочинить правила игру, а главное – таким образом, ваш ребенок поймет куда «уходят» деньги и как трудно их «делать».

Для детей старшего возраста (до 12 лет) рекомендовано почитать увлекательные книги, в которых понятными словами объясняются все премудрости учёта денег и планирования расходов. Очень хорошо изложен материал в книге Татьяны Поповой «Волшебный банкомат». В ней доступными для понимания словами рассказано об экономике и о ведении личного бухучета.

Если же ребенка трудно увлечь игрой, а тем более книгой, не беда. Предложите просмотреть мультик на тему обращение с крупными суммами. Очень хороший мультфильм «Азбука денег». В нем красочные персонажи в игровой и забавной форме расскажут крохе: что такое деньги, и как с ними нужно обращаться.

Еще один важный момент – отучить ребенка поддаваться рекламе. Довольно часто можно наблюдать, что даже очень маленькие дети замирают при просмотре определенных рекламных видеороликов и часто требуют купить им этот объект. С самого первого раза нужно добиться более-менее рационального объяснения, почему ему нужна именно эта игрушка. Обычно дети объясняют свое желание только словом «хочу», а это не аргумент. Не стоит идти у детей на поводу и исполнять любую прихоть. Видя, что вы не спешите мчаться в магазин и покупать «мечту», дети сами вскоре потеряют интерес к ярким рекламам, по крайней мере, они будут спокойнее относиться к подобному.

«Денежная» безопасность

Дети частенько имеют привычку хвастать перед сверстниками обновками, гаджетами и прочими «безделушками», а также карманными деньгами. А это может привлечь внимание мошенников и воров. Научите детей правильно хранить – не в кармане, а в кошельке. А сам «домик» для денег приучите класть туда, где его не будет заметно, и ребенок один будет знать. Обязательно научите младшее поколение правильно считать в магазине, и не стесняться воспользоваться калькулятором, если трудно посчитать в уме.

В наше время, и в особенности в городах, лучше оформить для детских нужд пластиковую карту, на которую и будут перечисляться карманные деньги. Много банков в России уже предоставляют такую услугу своим клиентам. Ребенку необходимо только усвоить: как ею пользоваться и запомнить пин-код. К тому же, при любой опасности воровства с карточного счета, родитель сможет заблокировать карту до наступления безопасного момента.

С наступлением 16-ти лет подросток может самостоятельно управлять операциями с картой. Но стоит обезопасить его от взятия кредитов. В интернете страницы пестрят рекламой о быстрых и выгодных кредитах онлайн. Доверчивый ребенок может «повестись» на такую рекламу. Для того, чтобы таких проблем не возникло, проведите с детьми беседу. Объясните, чем опасны кредиты, а лучше приведите поучительный пример из жизни.

Работа для подростков

Если ребенок проявляет желание самостоятельно заработать, то родители просто обязаны посодействовать этому. Но нужно очень тщательно выбирать рабочий график и вид деятельности. Строго запрещено использовать детский труд на тяжелых работах. Даже у подростка масса вариантов заработать себе на карманные расходы – от оригинальных поделок до сезонной уборки парковых зон. Только родителям следует проконтролировать режим «работника», чтобы его работа не мешала учебе и полноценному отдыху.

Родители, которые желают всего самого лучшего своему потомству, обязательно должны давать подростку возможность самостоятельно заработать. Во-первых, это придаст ему уверенности и научит самостоятельно решать проблемы. Во-вторых, пробуя зарабатывать «копейку», чадо быстрее поймет, как это трудно. И наконец, возможно попытки заработать и смена мест работы поможет найти свое истинное призвание в жизни.

Подведем итоги

Можно долго спорить о том, сколько карманных денег давать подростку, и нужно ли вообще это ребенку. Родители должны сами решить, стоит ли выделять суммы подросткам. Но, исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что деньги на дополнительные расходы являются отличным инструментом для обучения чада взрослым делам. В дальнейшем эти способности помогут грамотно и эффективно распоряжаться и большими суммами.

Навыки планирования расходов, привитые с детства, во взрослом возрасте проявятся как житейская мудрость и смекалка. К тому же, планирование доходов и расходов поможет избежать лишних трат, что значительно сэкономит бюджет. А опыт работы в юном возрасте научит быть ответственным и исполнительным. Ребенок, который знает что такое труд, никогда не станет вымогать у родителей потакать его прихотям, а будет с пониманием относиться к бюджету семьи.

Важно при любых обстоятельствах учитывать нужды своего малыша. Уметь находить компромиссы в трудных ситуациях. Обязательно говорить с детьми и объяснять непонятные для них моменты, даже если у вас времени мало либо вы устали. Проявите к обучению своего ребенка обращению с деньгами должное внимание и терпение, и в будущем у вас не будет неурядиц и конфликтов по этому поводу.

Дети слышат, как взрослые говорят о деньгах, видят, как родители считают, платят. Поэтому вполне естественно, что они проявляют к ним интерес. Нужно ли давать ребенку деньги на карманные расходы? За что и с какого возраста?

Когда детям отказывают в покупке игрушки, потому что она слишком дорогая, они часто отвечают: «А ты возьми деньги с карты!»

Видя, что взрослые достают купюры из банкомата, просто вставив в него карту, малышам начинает казаться, что получить деньги достаточно просто. Важно объяснить ребенку, что деньги нужно зарабатывать. А помимо этого уделить большое внимание и разговору о том, как их нужно тратить. Психологи считают, что лучшим воспитанием финансовой состоятельности является умение с ранних лет распоряжаться карманными деньгами.

Елена Николаева, медицинский психолог:

Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, копить, планировать) без реальных денег, в случае с детьми – это карманные деньги. Еще в детском саду наши дети с удовольствием играют «в магазин», используя в виде банкнот кусочки бумаги, листочки деревьев, лепестки цветов, камешки. Повзрослев, дети с удовольствием играют в бизнес – игры по типу «Монополии».

Получение и распоряжение собственными карманными деньгами является самым действенным методом финансового воспитания детей. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Даже небольшой, но собственный личный бюджет дает навыки бережливого обращения с деньгами. Родители советами могут влиять на этот процесс.

Нужно ли родителям обсуждать с ребенком то, на что пойдут его деньги?

Цель карманных денег для ребенка состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств.

Карманные деньги прививают навыки планирования бюджета, здесь и сейчас ребенок не может приобрести себе нужную вещь, а через некоторое время сможет, приучают детей к терпению, ведь порой, чтобы приобрести какую-то дорогую и нужную вещь, приходится длительно копить деньги. Также карманные деньги развивают уверенность в себе, в собственных силах, в те моменты, когда ребенок сам принимает решение о том, что ему приобрести, становится «как взрослый», сам решающий, что и как ему делать. За некоторые расходы ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть школьные обеды, оплата сотовой связи, передвижения в городе, подарки друзьям, походы в кино, предметы одежды, канцтовары.

Необходимо ли следить за тем, на что ребенок потратил свои карманные деньги?

Полезно будет время от времени разбирать траты ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать.

Обратите внимание на то, что дети - наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит позаботиться о собственной финансовой грамотности. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет примером только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

Не превращайте деньги в способ манипуляции. Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Можно ли «штрафовать» ребенка за его проступки, не давая ему больше денег или забирая уже выданные? И стоит ли платить ребенку за пятерки?

Не поощряйте и не наказывайте ребенка при помощи карманных денег. Количество выдаваемых денег не должно зависеть от оценок, полученных в школе, выполненных домашних обязанностей, хорошего поведения. Школьник должен понять: учеба – его обязанность.

Мотив «пятерка – денежное вознаграждение» приводит к тому, что ребенок начинает нервничать, если не получает «отлично», переживает из-за неудачи, что в свою очередь может привести к проблемам и стрессам, нарушению сна, потере аппетита, нарушается общение со сверстниками. Поощрять нужно не оценки, а старания. Если, например, ребенок приложил усилия и исправил оценку, если выполнял все домашние задания по сложному для него предмету. В качестве поощрения могут быть интересные поездки, экскурсии, поход в кино, развлекательный центр, совместное времяпровождение с родителями, встречи с друзьями, т. е. то, что направлено на получение новых впечатлений.

Я уже говорил о том, что карманные деньги ребенка или подростка должны выступать не способом поощрения или наказания, а инструментом для обучения финансовой грамотности и прививания правильного отношения к деньгам. Теперь разовью эту тему более подробно. Итак, как давать деньги детям.

В первую очередь, необходимо понимать, что деньги, выданные ребенку на карманные расходы, он может и должен использовать так, как считает нужным, поэтому контроль над использованием этих денег необходим только на начальном этапе, а затем его следует снижать до минимума. Любой чрезмерный контроль полностью перечеркивает смысл использования карманных денег ребенком, ведь тогда получается, что средствами распоряжается не он, а родители.

Когда у ребенка есть карманные деньги – он на простых примерах учится самостоятельно принимать финансовые решения, самостоятельно выбирать, что, где и когда он купит, исходя из тех средств, которые есть у него в наличии. Имея собственные деньги, ребенок может сам создавать на крупную покупку, а не просить о ней родителей. Поскольку его карманные деньги ограничены, он учится правильно расставлять приоритеты, оптимизировать свои расходы, искать оптимальные цены для совершения покупок.

Как давать деньги детям?

Этот вопрос можно разбить на несколько составляющих.

1. С какого возраста давать деньги детям? Как правило, ребенку начинают давать карманные деньги, когда он идет в школу (то есть, в 6-7 лет). Необходимо также учесть, что к этому моменту ребенок уже должен понимать, как с ними обращаться, как рассчитываться с продавцом, какие монеты и купюры отбирать, как проверять сдачу. Без соблюдения этих условий давать деньги детям на самостоятельные карманные расходы еще рано.

2. Сколько денег давать ребенку? Это, пожалуй, самый важный вопрос для большинства родителей. Предлагаю рассмотреть, какие факторы должны оказывать влияние на то, сколько денег давать ребенку, а какие – наоборот, не должны.

Факторы, которые должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

– Средние суммы карманных расходов, получаемые сверстниками (если есть такая возможность);

– Финансовое положение семьи (к примеру, карманные расходы ребенка устанавливаются в процентном соотношении от доходов семейного бюджета);

– Договоренность с ребенком, обещания ему;

– Средний уровень необходимых текущих расходов ребенка;

– Возраст ребенка.

Факторы, которые НЕ должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

– Успеваемость ребенка в школе;

– Старание и труд ребенка при выполнении домашней работы, помощи родителям;

– Поведение ребенка (иногда может использоваться, как исключение, в крайних случаях);

– Настроение родителей;

– Степень внимания, уделяемого ребенку.

Как вы видите, сумма денег, выдаваемая на карманные расходы ребенку, зависит, в первую очередь, от семьи и возраста детей. Важный момент: даже если у вас хорошие финансовые возможности, не стоит выдавать ребенку крупные суммы, превосходящие карманные деньги его сверстников. Начинайте с сумм, которые ваши дети могут грамотно использовать, исходя из своего возраста.

По мере роста и развития ребенка, средства на его карманные расходы, следует постепенно увеличивать пропорционально росту его расходов и не забывая о здравом смысле. Когда ребенок взрослеет, у него появляются новые статьи затрат, и это необходимо учитывать при выделении ему средств на карманные расходы. Обговаривайте со своими детьми, какие их расходы будете оплачивать вы, а какие – они сами за счет своих карманных денег. Чем больше своих затрат ребенок будет оплачивать самостоятельно – тем лучше с точки зрения приучения его к , приобретению необходимых навыков .

Таким образом, думая о том, сколько денег давать ребенку, нельзя использовать деньги в качестве меры поощрения или наказания, необходимо рассчитывать эту сумму, исходя из потребностей ребенка и объективных жизненных реалий.

3. Как часто давать деньги детям? Как утверждают психологи, дети воспринимают время совсем не так, как взрослые: оно тянется для них намного дольше. Кроме того, у маленьких детей, например, школьников младших классов, еще недостаточно навыков, для того чтобы распределять сумму выданных карманных денег на длительный срок, скажем, на месяц. Почти наверняка такой ребенок, если дать ему деньги на месяц, потратит их в считанные дни. Таким образом, детям младшего возраста лучше выдавать карманные деньги на небольшой срок. Начинать можно, например, с 1 дня. Затем, по мере взросления ребенка и приобретения им навыков распоряжения деньгами, этот срок можно постепенно увеличивать. Тому же подростку-старшекласснику можно уже выдавать деньги на карманные расходы 1 или 2 раза в месяц – это будет учить его грамотно распределять личный бюджет во времени.

Определяя оптимальный период, на который вы будете выдавать карманные деньги детям, руководствуйтесь принципом: чем младше ребенок – тем чаще выдавать и наоборот.

4. Как контролировать расходы ребенка? Как я уже говорил, тотальный контроль над использованием карманных денег лишает их всякого смысла: с таким же успехом можно оплачивать расходы ребенка самостоятельно. Поэтому мнение родителей в плане того, как ребенку распоряжаться своими карманными деньгами, должно носить исключительно рекомендательный характер. Вы можете советовать ребенку, что лучше купить, какой товарной марки, где купить дешевле, но окончательный выбор он должен делать самостоятельно. Прежде всего, рекомендации взрослых нужны будут при покупке каких-то более-менее серьезных, дорогостоящих вещей. Даже если ребенок столкнется с определенными финансовыми трудностями из-за нерационального использования личных финансов – пусть это будет его опыт, на котором он будет учиться.

Определенные финансовые потери детей неизбежны, особенно – на начальных этапах обучения финансовой грамотности. С этим необходимо смириться и воспринять это как должный опыт.

Подводя итог сегодняшней публикации, хочу систематизировать всю эту информацию в несколько простых правил.

– Выдавать деньги детям необходимо регулярно и своевременно. Несоблюдение этого правила будет способствовать отсутствию у детей финансовой дисциплины;

– Ребенок должен знать, какие расходы он может оплачивать из своих карманных денег, а какие оплатят его родители;

– Карманные деньги не должны выступать средством поощрения или наказания;

– Согласовывайте с ребенком все вопросы его финансирования и объясняйте ему, по каким причинам вы, например, даете ему меньше или больше денег, чем обычно;

– Установите довольно жесткую финансовую дисциплину. Если ребенок потратил выданные карманные деньги раньше срока – не нужно пополнять его бюджет: он должен чувствовать свою ответственность за это. В противном случае такое положение дел войдет в привычку.

Ну вот, пожалуй и все. В заключение хочу добавить, что каждая семья вправе самостоятельно определять, как давать деньги детям. Я отталкивался от необходимости обучения ребенка и выработки у него навыков правильного отношения к деньгам, что действительно считаю необходимым. Если у вас другое мнение или есть, чем дополнить – с удовольствием выслушаю это в комментариях.

Оставайтесь на и учитесь грамотно вести личные финансы. До новых встреч!


По данным «Ведомостей», российские подростки в возрасте от 14 до 18 лет тратят около 180 млрд рублей в год.

Сейчас среднемесячные расходы подростка держатся на уровне 3 000 рублей в месяц. Зачастую в них не входят затраты на покупку одежды и учебных принадлежностей, которые оплачивают родители. Сами же дети тратят свои средства на фастфуд, компьютерные игры и различные гаджеты. При этом мальчики оказались более активными покупателями: за неделю они расходуют на 190 рублей больше, чем их ровесницы.


У меня не было карманных денег лет до 12. Если мне что-то было нужно, я просил мне это купить. Сейчас деньги на карманые расходы мне дает папа, или я зарабатываю сам за счет рекламы в блоге (весьма не мало для подростка). У меня все деньги уходят на оплату счетов за интернет, телефон и репетиторов. Около двух тысяч я трачу на еду и мелкие покупки.

Конечно, денег много не бывает, но мне хватает. Хотя у многих моих знакомых вечно стоит проблема недостатка денег, хотя они не из бедных семей. Первый вопрос для взрослых:


Фото из поездки во .

Хотя здесь другой вопрос: как эти деньги будут потрачены. У меня только одно занятие с репетитором 1400 р стоит. И интернет 800 р в месяц. А еще я иногда покупаю еду, тратя по 600-800 рублей за раз.

У нас около школы есть магазин, который, видимо, живет за счет школьников. Потому что после уроков там вечно очередь за шоколадками и лимонадом. У детей есть еще такая фишка — угощать одноклассников в столовой, если родители дали не 30 рублей, а 100. Стань королем на один день. Второй вопрос:


Вообще, считается, что карманные расходы — это как финансовое образование для ребенка. Деньги нужно не просто давать, но и учить, как их тратить. Не на мелкие бесполезные покупки (шоколадки, небольшие игрушки), а на долгосрочные и крупные (большой набор Лего, телефон).

У меня есть друзья, которым платят копейка дома за уборку и домашние дела. Типа как сложно зарабатывать. И 100 рублей тоже деньги.

У меня такого не было, я знаю, что деньги заработать не проблема, если приложить голову. Первые 3000 тысячи я заработал за три часа работы на компьютере в 14 лет. Сейчас я за одну статью (3-4 часа перед монитором) могу получить до 5000 рублей. И не говорите мне, что заработать сложно. И в лагере мне неплохо платили. Третий опрос:

Управляющий партнёр компании Watcom Shop Mechanics Дмитрий Неткач считает, что российские ритейлеры пока что не приспособились для работы с подростковой аудиторией. Тем временем дети гораздо раньше, чем 10 лет назад, становятся покупателями, лучше разбираются в брендах и довольно часто играют решающую роль в принятии решения о покупке. Кроме того, у подростков существенно отличается и сам алгоритм выбора товаров: сперва они изучают ассортимент магазинов в интернете, а затем не расстаются со своими гаджетами даже в торговых залах и примерочных, дожидаясь одобрения сверстников на ту или иную покупку.


<= Подписывайтесь на мой блог о школе и образовании. Мне 17 лет. Я посетил 9 стран, учился за рубежом. И сейчас делюсь своими впечатлениями и размышлениями. Этим летом я работал вожатым в детском лагере . Посты изнутри о жизни детей по тегу "

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...