Какой размер чаевых принято оставлять в ресторанах. Ресторанный этикет: как правильно давать чаевые


  • КИПР в Справочнике Координат Посольств и консульств в Москве:
    121069, ул. Б. Никитская, 51 тел. 290-2154, 237-3462, 237-4702 факс: 230-2340 Консульский отдел: тел. …
  • КИПР в Справочнике Стран мира:
    РЕСПУБЛИКА КИПР Государство, расположенное на третьем по величине острове Средиземного моря, находящимся на запад от Сирии и на юг от …
  • КИПР в Списке стран, провинций и городов по знакам зодиака.
  • КИПР в Библейском словаре:
    (Деян.4:36; Деян.11:19,20; Деян.13:4; Деян.15:39; Деян.21:3,16; Деян.27:4) — остров в восточной части Средиземного моря, заселенный в древности финикийцами и славившийся многими …
  • КИПР в Библейской энциклопедии Никифора:
    (1Мак 15:23, Деян 4:36, 11:19 и др.)-остров в восточной части Средиземного моря, между Киликийским и Финикийским берегом, имеющий вид неправильного …
  • КИПР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Cyprus, ? ??????). Большой остров в Средиземном море, отличавшийся плодородием и благосостоянием как в новые, так и в древние времена. …
  • КИПР в Большом энциклопедическом словаре:
    остров в Средиземном м. См. Кипр …
  • КИПР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греческ. KuproV;, латин. Cyprus, турец. Kibris) - остров в северовосточном конце Средиземного моря, под 34°34" и 35°43°" сев. шир.; имеет …
  • КИПР
    (греч. Kypros, тур. K*br*s), Республика Кипр (греч. Kypriak; Demokratia, тур. K*br*s Cumhuriyeti), гос-во в Зап. Азии, на о. Кипр. 9,3 …
  • КИПР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    о-в в Средиземном м. См. Кипр …
  • КИПР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч. ??????, лат. Cyprus, турец. Kibris) ? остров в северо-восточном конце Средиземного моря, под 34¦34" и 35¦43" северной широты; имеет …
  • КИПР в Словаре Кольера:
    Республика Кипр, государство, расположенное на одноименном острове в восточной части Средиземного моря. С 1974 северный Кипр оккупирован турецкими войсками и …
  • КИПР
    Греческий остров …
  • КИПР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Остров в Средиземном …
  • КИПР в словаре Синонимов русского языка:
    остров, …
  • КИПР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. Kypros, тур. Kibris), Республика Кипр (греческий Kypriake Demokratia, турецкий Kibris Cumhuriyeti), государство в Зап. Азии, на о. Кипр. 9,3 …
  • КИПР (ГОСУДАРСТВО)
    Республика Кипр (греч. Kypros, Kypriake Demokratia, тур. Kibris, Kibris Cumhuriyeti), государство в Западной Азии, на острове Кипр, в восточной части …
  • МАКАРИЙ (МУСКОС)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий III (Мускос) (1913 - 1977), архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра, этнарх …
  • КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кипрская Православная Церковь - поместная автокефальная Церковь. На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел …
  • ВАРНАВА, АПОСТОЛ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава (+ ок. 62), апостол от 70. Память 4 января (70 ап.), 11 июня Родился …
  • ПТОЛЕМЕЙ IХ
    ЛАФУР Царь Египта из рода Птолемеев, правивший в 116-108, 89-81 гг. до Р.Х Сын Птолемея VII и Клеопатры III. Умирая, …
  • ПТОЛЕМЕЙ I СОТЕР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Правитель и царь Египта в 324 - 283 гг. до Р.Х. Родоначальник Птолемеев. Сын Лага. Род. в 367 г. до …
  • ПТОЛЕМЕЙ IХ ЛАФУР в биографиях Монархов:
    Царь Египта из рода Птолемеев, правивший в 116—108, 89—81 гг. до Р.Х Сын Птолемея VII и Клеопатры III. Умирая, Птолемей …
  • НЕ УЧАСТВУЯ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ВОЙНЕ, ПТОЛЕМЕЙ ДО 314 Г. ДО Р.Х. ОСТАВАЛСЯ СОЮЗНИКОМ АНТИГОНА в биографиях Монархов:
    , КОТОРЫЙ К ТОМУ ВРЕМЕНИ ЗАВОЕВАЛ ВСЮ АЗИЮ. ПОЛОЖЕНИЕ ИЗМЕНИЛОСЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК В ЕГИПЕТ БЕЖАЛ СЕЛЕВК. ПТОЛЕМЕЙ ПРИНЯЛ СЕЛЕВКА …
  • СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Средиземье, природная страна, включающая бассейн Средиземного моря с его островами и примыкающие территориии Европы, Азии и Африки; в широком понимании …

Греция сообщила о том, что 16 февраля турецкие самолеты вторглись в ее воздушное пространство. Шесть турецких истребителей, два - вооруженные ракетами, пересекли границу и ушли только после того, как на их перехват были подняты истребители ВМС Греции. Тогда же стало известно, что греческие спасатели нашли тело последнего из трех пилотов вертолета Agusta-Bell AB.212, разбившегося во время учений, на которых отрабатывался поиск малого судна на морской поверхности. Два этих инцидента - лишь эпизоды необъявленной войны, продолжающейся много десятилетий.

Сотни лет ненависти

Турецко-греческие отношения всегда были далеки от идеальных. С того момента, как турки-османы в 1453 году захватили Константинополь, и вплоть до провозглашения независимости в 1830 году Греция жила под тяжелой рукой султанов. А потом неоднократно и с переменным успехом воевала с Турцией. По итогам этих конфликтов между двумя странами образовалась сложная морская граница. Ряд островов попал к грекам через вторые руки - от итальянцев, захвативших их ранее. Принадлежность некоторых территорий так и осталась неопределенной.

Вялотекущий территориальный спор не помешал обеим странам вступить в НАТО. Вроде бы отношения улучшились, однако все испортил кипрский вопрос. Греки-киприоты требовали энозиса - воссоединения острова с Грецией, турки в ответ устраивали греческие погромы в Стамбуле. В 1974 году Турция, использовав в качестве предлога националистический переворот на Кипре, оккупировала северную часть острова и создала непризнанное государство - Турецкую Республику Северного Кипра.

На политические споры наложились экономические разногласия. После того как на шельфе Эгейского моря нашли нефть, вопросы принадлежности той или иной необитаемой скалы обрели необычайную значимость. И Греция, и Турция выдавали своим компаниям разрешения на добычу нефти в спорных водах и отправляли туда исследовательские суда, обвиняя друг друга в попытках поставить под контроль львиную долю нефтеносного шельфа. Ни НАТО, ни Международный арбитражный суд, ни Совбез ООН не смогли убедить Афины и Анкару достичь компромисса. Хотя до горячей фазы конфликт ни разу не доходил: в самые критические моменты вмешивалось руководство Североатлантического альянса.

Воздушные игры

В результате главным способом демонстрации территориальных претензий стали имитации воздушных схваток, «собачьи свалки» - dogfights. Этим словом еще со времен Первой мировой войны обозначается ближний маневренный воздушный бой. F-16 и «Миражи» греческих ВВС перехватывали турецкие F-16, после чего летчики совершали опасные маневры, пытаясь сесть на хвост противнику и вытеснить его из спорного пространства. Порой пилоты держали друг друга в прицеле по несколько минут. Особую остроту «соревнованию» добавляло то, что самолеты с обеих сторон были вооружены.

В основном «свалки» происходили над островами Лесбос, Хиос, Самос и архипелагом Додеканес. Иностранные туристы, проводившие отпуск на греческих курортах, могли заодно полюбоваться имитацией воздушных боев у себя над головой. В основном границу нарушали турецкие летчики, но порой и греки залетали в сопредельное воздушное пространство, обычно при разворотах после вытеснения турок из греческого неба. Ни Афины, ни Анкара фактов нарушения чужих рубежей не признавали, хотя после очередного инцидента генштаб пострадавшей стороны традиционно выпускал заявление, в котором публично порицал, гневно осуждал и решительно негодовал.

Порой эти имитации воздушных схваток приводили к трагедиям. Так, 18 июня 1992 года греческий «Мираж», ввязавшийся в «собачью свалку» с двумя турецкими F-16 на предельно малой высоте над островом Айос-Эфстратиос, разбился, пилот Николаос Сиалмас погиб.

Скалы в океане

До поры до времени мировое сообщество пребывало в блаженном неведении относительно греко-турецкого спора: мало кого интересовали непонятные воздушные игры над акваторией Эгейского моря и взаимные упреки двух генштабов. Но в 1996 году все изменилось: две страны-члена НАТО оказались на грани войны друг с другом.

Кризис вызвала навигационная ошибка капитана турецкого сухогруза Figen Akat, в результате которой судно 25 декабря 1995 года вылетело на берег одного из двух островов Имиа, обозначаемых на турецких картах под названием Кардак. Просто два необитаемых клочка земли в море, греческий суверенитет над которыми до тех пор никем всерьез не оспаривался. Капитан сухогруза отказался от предложенной греками помощи, утверждая, что находится в турецких территориальных водах, и обратился к спасательным службам Турции.

Спустя четыре дня Турция официально объявила Кардак своей территорией, последовал обмен гневными нотами. В греческой прессе развернулась патриотическая кампания, и на ее волне мэр соседнего острова Калимнос в сопровождении еще троих греческих граждан, включая священника, подняли 26 января над Имиа греческий флаг.

Но развевался он там недолго. На следующий день на островах высадился десант турецких журналистов из газеты Hurriyet. Они спустили греческий флаг и подняли турецкий. Вся церемония транслировалась по турецкому телевидению в прямом эфире и вызвала новый всплеск патриотизма, на этот раз у граждан Турции. А через день группа греческих коммандос, тайно высадившихся на восточный остров, снова сменила флаг на греческий.

Премьеры Турции и Греции, Тансу Чиллер и Костас Симитис обменялись резкими заявлениями. Обе стороны спешно подтягивали к спорным островам боевые корабли. После того как 30 января турецкий фрегат нарушил греческие территориальные воды, наведя орудия на греческий военный катер, а вертолет ВМС Турции на низкой высоте прошел над спорными островами, весь греческий флот покинул гавань в Пирее и начал разворачиваться в Эгейском море.

Рано утром 31 января с фрегата ВМС Греции «Наварино» поднялся разведывательный вертолет с тремя летчиками на борту. Когда винтокрылая машина находилась над западным островом, пилоты доложили, что видят вооруженных людей, поднимающих турецкий флаг (это были турецкие спецназовцы, высадившиеся на острове ночью). После этого связь с вертолетом оборвалась.

Нервы у моряков обеих сторон были на пределе. Политики в Анкаре и в Афинах осознали, что подошли к самому краю пропасти. Турецкие и греческие власти решили не предавать инцидент огласке: если бы о нем узнала пресса, то ситуация могла бы выйти из-под контроля.

В конфликт вмешались США: в Белом доме поняли, что еще немного, и два члена НАТО, обеспечивающие прикрытие южного фланга альянса, начнут друг с другом войну. План урегулирования разрабатывался с участием тогдашнего главы США Билла Клинтона. Спецпосланник президента Ричард Холбрук звонил то в Анкару, то в Афины, убеждая отыграть назад. В конце концов Греция и Турция согласились отвести войска и восстановить статус-кво, существовавший до кризиса. Однако от своих претензий на спорные острова ни одна из сторон не отказалась.

До сих пор в Греции многие уверены, что вертолет сбили турецкие спецназовцы, а официальная версия, согласно которой машина потерпела аварию из-за технических неполадок, была придумана задним числом, чтобы успокоить общественность. Погибших пилотов вертолета - Христодулоса Каратанасиса, Панагиотиса Влахакоса и Эктораса Гиалопсоса - греческие правые считают национальными героями.

В январе 2016 года на острова Имиа прибыл новый министр обороны и лидер правой партии «Независимые греки» Панос Камменос, чтобы почтить память погибших летчиков. Когда он возлагал цветы к их надгробию, над ним с ревом пронеслась пара турецких истребителей, демонстрируя, что спор об островах еще не окончен.

Но мы вам о них не расскажем

Сокрытие информации об инцидентах, подобных гибели вертолета с «Наварино», стало своеобразной отличительной чертой греко-турецкого кризиса. Лучшим примером может служить инцидент, произошедший 8 октября 1996 года, восемь месяцев спустя после конфликта вокруг Имиа. Турецкий F-16, взлетевший с военно-воздушной базы в провинции Баликесир и выполнявший учебный полет, потерпел аварию недалеко от острова Хиос в греческом воздушном пространстве. Один из летчиков, подполковник Осман Чилекли, успел катапультироваться. Его подобрал греческий спасательный вертолет и передал турецкой стороне. Второй пилот, капитан Наиль Эрдоган, пропал без вести. Его тело так и не нашли.

Почти сразу родственники Эрдогана заявили: власти скрывают правду, самолет был сбит греческими ВВС. Власти категорически опровергли эту информацию. Однако спустя 16 лет подполковник Чилекли, до того отказывавшийся общаться с прессой, подтвердил: его истребитель был сбит греческой ракетой. «Этот инцидент был позором для наших вооруженных сил - вот почему мы хранили молчание так долго, - признался Чилекли. - Семье Эрдогана сообщили правду в приватном порядке. Но в этом деле, как и в других, еще много загадок».

После этого турецкие власти, наконец, нарушили заговор молчания: министр обороны Исмет Йылмаз подтвердил, что самолет F-16D в 1996 году был сбит греческим истребителем «Мираж-2000» посредством ракеты «воздух-воздух» R.550 Magic II. Два года спустя это официально признало турецкое правительство.

За прошедшие с момента инцидента 20 лет греческие и турецкие журналисты установили множество обстоятельств гибели капитана Эрдогана. Известно даже имя греческого пилота, сбившего F-16 - Танос Гривас. Однако по-прежнему в деле много неясностей. Турки уверяют, что F-16 не нес штатного вооружения, и, следовательно, его уничтожение было хладнокровным убийством. Греки утверждают, что турецкий самолет был вооружен, шел в сопровождении еще одной машины, сам ввязался в «свалку», а греческий пилот нажал гашетку случайно.

Свет на этот инцидент могли бы пролить документы Минобороны Греции, однако официальные Афины до сих пор категорически отрицают, что F-16 был сбит. Как бы то ни было, после гибели Эрдогана греческие и турецкие самолеты вылетали на патрулирование без вооружения. Хотя, как показали дальнейшие события, и это не помогло.

Иду на таран

23 мая 2006 года два турецких F-16 и разведывательный F-4 вошли в международное пространство над южными Эгейскими островами на высоте 8200 метров, не предупредив об этом греческих диспетчеров. На перехват бросилась пара греческих F-16, настигшая турок над островом Карпатос. Завязался традиционный dogfight. Закончилось все печально: греческая и турецкая машины столкнулись. Грек Костас Илиакис погиб, турок Халил Ибрагим Оздемир успел катапультироваться.

Фото: Li Rui / Xinhua / Zumapress / Globallookpress.com

В точности неизвестно, что именно произошло в небе над Карпатосом. Греческие националисты утверждают, что пилот Илиакис пошел на таран и ценой своей жизни ликвидировал агрессора. Левые журналисты предполагают несчастный случай. Но после этого самолеты греческих и турецких ВВС вновь стали вылетать на задания с оружием под крыльями.

Необъявленная война за Эгейское море приводила к новым жертвам. Через год турецкий пилот разбился во время тренировочного вылета, отрабатывая действия в «свалке», а в 2010 году погибли два греческих пилота из-за ошибки при расчете маневра на предельно малой дистанции.

Небо в огне

Неудивительно, что после того, как турки сбили российский бомбардировщик, на встрече с Сергеем Лавровым греческий министр иностранных дел Никос Котзиас выразил соболезнования и солидарность с Москвой. Котзиас пожаловался на постоянные нарушения турецкими самолетами греческого воздушного пространства. До недавнего времени греческие диспетчеры ежегодно фиксировали в среднем 1,5 тысячи случаев вторжения турецких самолетов, но с 2014 года этот показатель резко возрос: только за январь 2014 года турки нарушали воздушную границу Греции 1 017 раз.

Столь крупные числа не должны удивлять. Скажем, в июле 2015 года шесть турецких F-18 вошли в воздушное пространство Греции. Прежде чем им на хвост сели четыре греческих истребителя, турки успели нарушить границу минимум 20 раз. Аналогичные происшествия наблюдались и в декабре прошлого года, и в феврале нынешнего.

Ситуация все больше напоминает ту, что сложилась к 1995 году: ежедневно греческие истребители поднимаются в небо на перехват турецких нарушителей с ракетами на пилонах. И не факт, что когда-нибудь у очередного Таноса Гриваса снова не дрогнет палец на гашетке.

 Греко-турецкий конфликт
Остров невезения в Эгейском море
Вчера в 4 утра по Гринвичу вступило в силу соглашение Греции и Турции о поэтапном отводе их военных кораблей от спорного острова Имия (турецкое название Кардак) в Эгейском море. Таким образом, едва не переросший в военное противостояние конфликт между партнерами по НАТО благополучно разрешен. А предвыборный портрет президента США Билла Клинтона украсила еще одна пальмовая ветвь миротворца.

Уладить новую ссору в "балканской коммуналке" Белому дому удалось за сутки. Воспитательной работой с младшими партнерами по НАТО Билл Клинтон занялся лично, созвонившись во вторник вечером с греческим премьером Костисом Симитисом, его турецкой коллегой Тансу Чиллер и президентом Сулейманом Демирелем. Ночную вахту несли госсекретарь Уоррен Кристофер с помощником Ричардом Холбруком, добела раскалившие телефонные линии Вашингтон--Афины и Вашингтон--Анкара. Не отставал и генсек НАТО Хавьер Солана, сделавший соответствующие внушения военным министрам обеих стран и их послам в Брюсселе. К утру и греки и турки согласились вернуть свои ВС в исходное состояние (днем ранее они были приведены в повышенную боеготовность), флаги с островка убрать и сесть за стол переговоров.
Юридическая подоплека конфликта основательно запутана. В притязаниях на Имию обе стороны ссылаются на "международно признанные документы". Причем на одни и те же: турецко-итальянские соглашения от 4 января 1932 года, по которым Италия передала Греции суверенитет над группой Додеканесских островов (в том числе и на островок Имия) в Эгейском море, и Парижский мирный договор 1947 года аналогичного содержания. Соглашения Анкара вообще признавать отказывается, утверждая, что они заключены "в контексте анализа ситуации перед второй мировой войной" и уже недействительны, а протокол от 1932 года вообще не был зарегистрирован в Лиге наций. Оспаривает Анкара и авторитетность в этом вопросе Парижского договора — по турецкой версии, нынешний конфликт разгорелся из-за двух Кардакских островов, а они в договоре не упомянуты. Но в рамках Парижского договора турки все же согласны поспорить с греками за столом переговоров. А их козырем станет географический фактор: Кардак — в 5,5 мили от ближайшего греческого острова, но в 3,8 мили от турецкого берега.
В общем, островные распри между Афинами и Анкарой тянутся уже давно, и их история богата конфликтными ситуациями. Правда, после кипрских событий 1974 года (в результате которых остров оказался расколот на две части) стороны лишь однажды оказались на грани вооруженного конфликта (в марте 1987 года, повздорив из-за минеральных ресурсов Эгейского моря). Теперь же, по мнению экспертов, военное противостояние между Грецией и Турцией практически исключено (в частности, такое мнение высказали в беседе с корреспондентом Ъ завотделом Турции российского МИД Владимир Солоцинский и завотделом Греции и Кипра Владимир Брыгин: страны — партнеры по НАТО, а в скором времени и по ЕС — Афины уже в Союзе, Турция туда стремится). Иными словами, военным путем разрешить островную проблему всерьез не рассчитывала ни Анкара, ни Афины. Сесть же за стол переговоров накануне конфликта стороны вроде бы были и не против (Афины это предлагали неоднократно, Анкара вообще утверждает, что только этого и добивается). Но дело обернулось по-иному — игрой мускулов, и складывается впечатление, что таким образом и Анкара и Афины скорее пытались решать свои внутренние проблемы.
Впрочем, не исключено, что бело-голубой флаг над Имией водрузила группа греческих робинзонов, которые пробрались на необитаемый остров исключительно под влиянием неожиданного прилива патриотических чувств. Как не исключено и то, что турецкие журналисты (как выяснил Ъ, из крупнейшей и влиятельной газеты "Хюриет", ориентированной на среднего обывателя) сменили греческий флаг на турецкий также из сугубо патриотических соображений (а может, и в погоне за сенсацией). А турецкие же и греческие лидеры, также оскорбленные в лучших патриотических чувствах, стянули по семь (по другим данным, по десять) военных кораблей и привели в боевую готовность ВС и ВВС.
Но более вероятной представляется иная версия. Дебютировавшему в качестве премьера всего неделю назад Симитису крайне необходимо набрать политических дивидендов: ситуация в кабинете и правящей ПАСОК с уходом Андреаса Папандреу далеко не однозначна. Непростая ситуация и в Анкаре — череда правительственных кризисов, вызванных обострением отношений между правящей партией Чиллер и консервативной оппозицией. Если премьеру и на этот раз не удастся сформировать кабинет, то конституцией предусмотрена возможность новых парламентских выборов (45 дней с предыдущих выборов уже на исходе). Так что разыграть национальную карту — и по максимуму — выгодно и Афинам и Анкаре. Кстати, о Чиллер поговаривают, что ей вообще не дают покоя лавры Маргарет Тэтчер (а она, как известно, победоносно воевала с Аргентиной). Кроме того, история Турции знает и такой пример: премьер Бюленд Эджевит, направивший в 1974 году войска на Кипр, стал едва ли не национальным героем, и ему "списали" основательные просчеты во внутренней политике.
Каков итог? Турецкому правительству, похоже, все же удалось набрать очки. Во всяком случае, исход конфликта Чиллер представляет как большой успех Анкары. Что же касается Симитиса, то его дебют в большой политике удачным не назовешь: согласие кабинета на вывод войск оппозиция уже окрестила предательством и требует его отставки. На эту ночь в парламенте намечено голосование о доверии правительству.

ВАЛЕРИЯ Ъ-СЫЧЕВА

Инга Маяковская


Время на чтение: 11 минут

А А

Правила вручения чаевых имеются во всех странах. Где-то чаевые составляют более 20 процентов от общего счета, где-то (как, например, во Франции) чаевые заранее включены в счет. В большинстве же стран и случаев чаевые дают в размере около 10-15 процентов от общей суммы счета. А как обстоят дела в нашей стране?

Где в России нужно давать чаевые — сколько и кому?

За рубежом чаевые принято давать, за редким исключением, всем, кто вас обслуживает. Россия в этом смысле то ли преуспела, то ли, наоборот, в хвосте тянется: дают на чай в нашей стране только официантам. Причем, если на западе человек оставит чаевые автоматически, то в России у многих даже мысли такой не возникнет. И даже, если обслуживание было на высшем уровне. Поэтому в отдельных случаях, следуя западной практике, многие владельцы таких заведений чаевые уже включают в ваш счет. Или же пишут в счете – «Чаевые приветствуются». На случай — вдруг, вы хотели отблагодарить официанта, но постеснялись. Кому еще в России, помимо официантов, горничных, носильщиков и барменов, принято давать чаевые ?

  • Давать ли чаевые таксистам

    Если таксист приехал вовремя, был вежлив и обходителен, не возил вас кругами по городу, накручивая счетчик, то ему тоже можно дать чаевые. Хотя, конечно, делать вы этого не обязаны. По мнению самих таксистов, лучший способ – оставить чаевые под стеклом или же просто сказать «без сдачи». Сумма зависит только от вашей щедрости, никаких расценок на чаевые у таксистов нет.

  • Чаевые будут зависеть, как и везде, от качества сервиса. В него входит вежливость и расторопность, ровная установка шланга в бак, аккуратность (чтобы не облили авто) и пр. Как правило, сумма чаевых заправщику – это от 20-50 рублей и выше. Деньги оставляют перед тем, как вернуться в машину, после оплаты в кассе, или в окошко.

    Сотрудницам парикмахерских чаевые дают гораздо реже, чем таксистам или даже заправщикам. И давать эти чаевые следует аккуратно и осторожно, дабы не испортить настроение коллегам вашего мастера. Сумма обычно составляет от 5 до 15 процентов от вашего счета.

    Их зарплата тоже не всегда идеальная, а кормить семью нужно всем. С учетом стоимости процедуры, оставлять еще и чаевые возникает желание не у всех. Да и не настолько развита в нашей стране эта система чаевых. Обычно маникюрше в России оставляют чаевые в размере 100-200 рублей.

  • Сколько чаевых давать гардеробщикам

    Чаевые в данной профессии – 50-100 рублей, в зависимости от того, что именно и где вы сдаете в гардероб и переживаете ли за свою вещь.

  • Норма чаевых – от 10 до 15 процентов от счета. Лучше всего – не брать сдачу или положить деньги сверху. Конечно, небрежно фыркать «сдачи не надо», когда сдача составляет 10-15 рублей, не стоит – этим вы обидите бармена, да и себя представите не в лучшем свете.

  • Чаевые курьеру (пицца, суши, доставка цветов и прочих товаров)

    Если заказ привезли вовремя, если пицца не покрылась льдом, а цветы не завяли, то чаевые курьеру принято давать в размере 30-100 рублей. Делать это лучше всего, по мнению самих курьеров, в момент, когда курьер собирается с вами попрощаться.

  • Сколько дают чаевых проводникам в поезде и стюардессам

    При покупке чего-либо, оплате чая/кофе и прочего, принято оставлять сдачу или платить чаевые в размере от 50 рублей.

  • Обычно расчет в салоне красоты производится через кассу. Поэтому девушки, желающие отблагодарить своего мастера, благодарят чаевыми отдельно. Удобнее всего положить деньги на столик еще в кабинете. Сумма обычно составляет от 10 до 20 процентов (100-500 рублей).

    Поводов для чаевых – море: атмосфера праздника, игра, хорошее настроение и пр. Чаевые зависят, опять же, от щедрости и работы аниматора. Обычно – от 500 рублей и выше.

    Вот уж кто на чаевых имеет практически отдельный заработок. Средний размер чаевых – от 300-2000 рублей и выше. В зависимости от таланта танцовщицы. Ну, а как правильно давать чаевые стриптизершам – все хорошо знают.

  • Давать ли чаевые врачам (медсестрам и пр.)

    В данном случае, чаевые, скорее, носят характер денежных подарков. Преподносятся они в конвертах, и сумма зависит от качества и регулярности услуги.

  • На чаевые людям, от которых зависит твоя машина, лучше не скупиться. Обычно чаевые сотрудников начинаются от 300 рублей. И давать их следует заранее и непосредственно мастеру. В следующий раз, когда вам снова понадобится их помощь, обслуживание вашей машины пройдет быстрее и качественнее.

Как правильно давать чаевые — правила чаевых

Нет ничего противоестественного в том, чтобы отблагодарить чаевыми человека, который качественно вас обслужил. Другой вопрос – если обслуживание было, мягко говоря, далеким от идеала. Здесь можно дать самый минимум того, что положено. Так вы покажете, что о правилах знаете, но большего официант (или иной работник) не заслужил.

  • Обычный размер чаевых равен самой мелкой купюре страны. В случае России – это 10 рублей.
  • При превышении суммы заказа 100 рублей, чаевые обычно равны 10 процентам от заказа. Но в России это может быть и 5 процентов.
  • Носильщик при гостинице за перемещение одного вашего чемодана должен получить 1-2 доллара. Деньги можно дать ему в руки.
  • Что касается чаевых для горничной – с ней вы можете и не пересечься. Поэтому просто оставьте деньги на постели. На столе чаевые оставлять не стоит: если горничная добросовестна, она их не возьмет (а вдруг вы эти деньги забыли?).
  • Крупные чаевые в барах оставлять не принято. Но вы можете дать 10 процентов от своей суммы заказа или не забирать мелочь, которую дали на сдачу.

Всегда ли нужно давать чаевые — российский менталитет

Ответ может быть только один – чтобы сервис был качественным. Не секрет, что зарплата обслуживающего персонала далека от идеальной. И чаевые являются для официантов и горничных стимулом для более качественной работы.

  • Получающая чаевые горничная будет более тщательно прибираться в вашем номере и своевременно менять полотенца и белье. Она не заявится после обеда, когда вы отдыхаете, а дождется вашего отсутствия.
  • Официанта, получающего от вас чаевые, вы не будете ждать сорок минут . Он принесет вам блюда быстро и с широкой улыбкой, сменит пепельницу, едва вы потушите сигарету, и будет стоять неподалеку, готовый исполнить ваше очередное пожелание.
  • В кафе и баре вас сразу вспомнят, как щедрого клиента, и обслужат на должном уровне .

В общем, чаевые – это залог вашего отличного настроения во время отдыха и качественного сервиса.

Этикет и чаевые — когда чаевые давать не стоит?

  • Не давайте чаевые, тушуясь, будто делаете что-то постыдное. Улыбнитесь, скажите традиционное «спасибо» и, глядя на сотрудника, отдайте деньги.
  • Если денег остается ничтожно мало – лучше не давайте ничего. При счете более чем на 3-4 тысячи, 10 рублей чаевых – это практически оскорбление.
  • Отдыхая в ресторанах, имейте с собой наличные деньги мелкими купюрами , даже если привыкли пользоваться пластиковыми картами.
  • Чаевые не являются повинностью и обязанностью . Чаевые – это благодарность. Если вы остались довольны обслуживанием, будьте щедры. От вас не убудет, а официант станет хоть немножко счастливее.

Ольга Мерц

педагог по этикету, руководитель Школы хороших манер

История вопроса

История возникновения чаевых в разных странах трактуется по-своему. Родоначальниками чаевых считают себя и немцы, и англичане, и американцы. У каждого из них на этот счет есть своя интересная теория.

Так, немцы являются родоначальниками «питьевых» денег. В средневековье чистая питьевая вода была доступна лишь в общественных колодцах, достать ее оттуда было непросто. Этим занимались безработные молодые люди, которых вознаграждали небольшим гонораром, он назывался trinkgeld («небольшая сумма» - в пер. с немецкого). Сейчас именно этот термин используется для обозначения чаевых в Германии.

Англичане рассказывают свою версию. В 18 веке было популярно чаепитие в чайных домиках и элитных чайных садах, где обслуживание осуществлялось посредством специальных коробочек с надписью KIPS, стоящих на столах, что подразумевало «для обеспечения немедленного обслуживания».

В Америке же считается, что понятие чаевых возникло с появлением трактиров, баров и других подобных заведений. Американцы и канадцы до сих пор очень трепетно относятся к чаевым, размер которых может достигать 20-27% от стоимости заказа.

Наиболее рационально к истории чаевых относятся французы. В прошлом веке они издали указ, обязывающий заведения общественного питания добавлять к общему счету оплату за обслуживание.

В каждой стране свои порядки и размеры чаевых

Отправляясь в путешествие, стоит почитать об особенностях той или иной страны и отдельно уделить внимание даче чаевых - везде свои тонкости.

Так, в странах Востока следует быть очень осмотрительными в проявлении своей щедрости, чтобы избежать неприятной ситуации. Например, в Китае, Японии и Корее принято оставлять ту сумму, которая указана в счете, так как чаевые официально запрещены законом. Они могут быть восприняты персоналом как оскорбление . В этом случаев вас, скорее всего, догонят и вернут то, что было оставлено сверх счета. В Сингапуре чаевые также запрещены и даже приравниваются ко взятке. В таких странах, как Индия и Таиланд, нет необходимости оставлять чаевые, но небольшое вознаграждение вызывает обычно положительную реакцию со стороны официантов.

Невысокий размер чаевых принят в Скандинавии - 3-6% от счета. Там очень трепетно относятся к сервису и считают, что в стоимость заказа входит и плата за обслуживание.

В Германии и Чехии размер чаевых составляет 8-10% от чека. Примерно то же самое и в Италии, но в этой стране принято сразу включать обслуживание в счет.

В Англии и Франции размер чаевых составляет примерно 15-18% от счета, но, как вам уже известно, у французов уже «все включено» в счет. В Великобритании чаевые желательны, но вовсе не обязательны. Размер чаевых в этих странах также зависит и от места, в которое вы пришли поесть : в респектабельном ресторане чаевые обязательны, а в простом кафе или пабе можно просто угостить бармена, чаевые в денежном эквиваленте могут оскорбить персонал.

А как с чаевыми у нас?

В России существует некий стандарт размера чаевых, который составляет 10% от стоимости заказа. Однако эта сумма должна быть оправдана высоким качеством обслуживания. Итак, всегда ли надо оставлять чаевые?

Чаевые - это поощрение персонала по желанию клиента , а никак не обязательная часть программы посещения ресторана. Кроме того, сейчас появляется все больше заведений, в которых следует обращать внимание на то, что написано в счете. Во многих статусных ресторанах чаевые зачастую уже включены в стоимость.

Также следует понимать внутренний смысл чаевых, поэтому если вы хотите отблагодарить конкретного официанта, то лучше сделать это наличными, а не переводом на карту. Подумайте, какую сумму вы готовы выделить на вознаграждение. Как уже говорилось, 10%, причем это максимальная граница чаевых, выходить за пределы которой не стоит.

Не стоит оставлять на чай мелочь (кстати, в Израиле так именно и принято), точно так же, как совершенно не обязательно оставлять чаевые, посетив кафе во время бизнес-ланча. Но если официант был к вам особенно предусмотрителен - подогрел ребенку сок, разрешил не заказывать дочке отдельный ланч и

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...