Какие нормы нужно использовать при списании гсм. Лаборатории на автомобилях


Любые расходы, связанные с покупкой топлива, должны быть обоснованы с финансовой точки зрения, только после этого горючее можно списывать. Это касается, в первую очередь, тех предприятий, которые используют у себя различные транспортные средства. Именно в этом случае необходимо завести в отчетной документации такую графу, как «расход топлива». Нормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ утверждает в определенные сроки.

Пунктами, которые будут описываться, и учитываться, должны стать как тип топлива, так и его количество к списанию. Учет израсходованного и оставшегося топлива ведут не сами водители, ведь доверить данный процесс им нельзя в силу возможных махинаций.

Как выглядят, рассматриваемые в 2019 году нормы расхода горючего?

Напомним, что норма расхода топлива является величиной, отражающей среднюю потребность в газе, солярке или бензине для разных видов автотранспортных средств на конкретное количество километров. Как правило, литры топлива рассчитываются на 100 км пути.

Этот показатель необходим организациям, имеющим несколько единиц служебного автотранспорта, которые числятся на балансе компании и применяются для рабочих целей.

Тип покупки топлива обговаривается между компанией, реализующей горючее, и организацией-покупателем. Если при продаже применяются сертификаты или талоны, необходимо вести учет из прихода и расхода. Каждый сертификат обязан иметь свою стоимость (эквивалент рубля). Исходя из этой статистики, организация, изготавливающая талоны, учитывает количество потраченных на них средств. Чеки, описывающие процесс покупки топлива, прилагаются к самой документации.

Покупать топливо можно при помощи сертификатов (талонов, карт) или за наличные. Во втором варианте обязательно нужно определить принадлежность средств определенному лицу, также необходимо определять и сроки покупки. По истечению трех дней лицо, которое покупало горючее, обязано предоставить чеки. Если же топливо покупается по безналичному расчету, нужно заострить внимание на моменте передачи горючего от одного лица к другому. Другими словами – или момент заправки транспортного средства, или сама передача карт либо талонов.

С целью того, чтобы правильно произвести списание горючего, нужно учитывать всю документацию, включая талоны, для того, чтобы предусмотреть расход и приход топлива, согласно оговоренных норм. Такие правила предусмотрены для разных транспортных средств, но нормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ рассчитывает только с учетом движения по прямой, ровной дороге и без учета различных нештатных ситуаций. На самом деле все проходит с некоторыми отклонениями от заданных рамок, именно поэтому и нужно вводить в документацию поправочные коэффициенты.

Существуют заданные базовые нормы, среди которых следующие моменты. Если транспортное средство движется с грузом, к нему применяется базовая норма, предусматривающая 100 километров пути, если же механизм занимается какой-либо работой, действует транспортная норма.

Нормы расхода топлива на 2019 год в последней редакции закона

Отметим, что распоряжение № АМ-23-р от 14 марта 2008 г. Минтранса РФ – основной юридический акт, который регулирует все нормы расхода горючего на 2019 год. Для того чтобы нормы акта соответствовали реальным значениям как для легкового, грузового так и тракторного транспорта, Минтранс постоянно уточняет показатели расхода топлива и вносит изменения в этот документ.

Последние изменения на 2019 год в это распоряжение были внесены распоряжением Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р.

Дополнения новых моделей автотранспорта вносятся Министерством транспорта каждый год. В частности, в 2019 году в таблицу добавили такие модели:

Lada Granta 219010 1,6 (ВАЗ-11186) – базовая норма расхода топлива 8,2 л/100 км;
Lada Granta 219170 1,6 (ВАЗ-21127) – базовая норма расхода топлива 8,1 л/100 км;
Lada Priora 217020 1,6 (ВАЗ-2116) – базовая норма расхода топлива 8,0 л/100 км;
Lada Kalina 219410 1,6 (ВАЗ-11186) – базовая норма расхода топлива 8,6 л/100 км;
Lada Largus 1,6 RSOY5L (Renault K 4M 490) – базовая норма расхода топлива 10 л/100 км;
Lada Vesta 1,6 (ВАЗ 211209) – базовая норма расхода топлива 8,5 л/100 км;
Lada XRay 1,6 (ВАЗ 21129) – базовая норма расхода топлива 8,6 л/100 км;
Lada XRay 1,6 (Renault H4M) – базовая норма расхода топлива 8,2 л/100 км;
УАЗ- 3163-10 Patriot (ЗМЗ-40905)- базовая норма расхода топлива 13,8 л/100 км.

Последняя редакция норм расхода топлива на 2019 год определяет, что транспортное средство для перевозки пассажиров (автобус) подчиняется нормам, учитывающим количество человек и общую массу. Машины для перевозки сыпучих грузов также руководствуются нормой загрузки, но с учетом коэффициента 0,5. Также обращают внимание и на снаряженную массу. Транспортные средства, перевозящие груз, или автопоезда, регулируются нормой вида - 100 тонн-км, или же коэффициентом, который учитывает определенную величину перевозимого груза (вес). Существуют и более точные алгоритмы расчета, с учетом индивидуальных особенностей каждого ТС и условий его работы.

Расход смазочных материалов регулируют нижеприведенные пункты:

Любые версии автомобиля «УАЗ» - 2,2 литра смазочных жидкостей, 0,2 литра трансмиссионных и тормозных жидкостей, 0,05 литра дополнительных смазочных материалов, и, соответственно, 0,2 литра смазки пластичного типа.

Для транспортных средств зарубежных марок, изготовленных на просторах России, нормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ утвердил следующие - 0,6 литра масла для двигателя, 0,1 литра тормозной и трансмиссионной жидкости, 0,03 литра масел специального типа, а также 0,1 литра смазки пластичного типа.

Любые автомобили «ГАЗ» - 1,8 литра масла для смазки двигателя, 0,15 литра трансмиссионных и тормозных жидкостей, 0,05 литра специальных масел, а также 0,1 литра смазки пластикового типа.

Иногда, при внесении поправок в расход горючего применяются некоторые коэффициенты. Нормы расхода топлива на 2019 год, последняя редакция, гласит следующее. В случае работы кондиционера, к общему расходу добавляют до 7%. 10-ти процентная надбавка применяется к транспортным средствам, проходящим обкатку. Грузовые машины добавляют до 10%, в случае же транспортировки грузов крупногабаритного типа 35%. Зимой вносится поправочный коэффициент в 5 – 20%. Новые автомобили (срок службы менее 5 лет либо пробег автомобиля менее 100 тыс. км) – 5%, старые (более 8 лет или с пробегом более 150 тыс. км) – 10%. Дороги с тяжелыми условиями – 30%, проходящие в горной местности – 20%.

Обратите внимание, что в 2019 году нормы расхода топлива, установленные Минтрансом РФ, являются рекомендованными, а не обязательными! Таким образом, бухгалтер организации вправе самостоятельно решить, как ему удобнее сделать расчеты по расходу топлива.

Как мы уже упоминали, в распоряжении Минтранса РФ есть таблица, в которой перечислены более 800 марок и моделей автотранспорта. При этом возможна ситуация, когда необходимо определить расход топлива, а искомой марки нет. В этом случае следует применить значения, которые указаны заводом-изготовителем транспортного средства или утвердить собственные нормативы.

В таблице, с которой вы можете ознакомиться в конце статьи, содержится и перечень моделей автомобилей иностранного производства.

Нормы расхода топлива для трактора в 2019 году

В распоряжении Минтранса РФ есть отдельное приложение, посвященное сельскохозяйственной технике – тракторам. Отметим, что показатели для тракторов не изменились. Расход топлива для них составляет от 7 до 30 литров на «сотню» километров.

Формула расчета расхода топлива в 2019 году

Для расхода топлива предусмотрена определенная формула. При ее создании учитывался тип работающей машины, ее индивидуальные параметры, горючее, которое использует двигатель, маршрут, снаряженный вес и режим передвижения. Помимо приведенных выше параметров, транспортная норма учитывает либо вес груза, либо, в случае если это автобус, количество пассажиров. Дизельное топливо, бензин или сжиженный газ, измеряются в литрах, обычный газ исчисляется кубическими метрами. Итак:

0.01 х Hs х S х (1 + D х 0.01), где

Hs – предусмотренная норма расхода,

S – общая пройденная дистанция,

D – коэффициент поправки.

Данный коэффициент (который указан в нормах расхода горючего за 2019 год министерства транспорта России) заложено несколько факторов, которые учитывают не только технические моменты автомобилей, но и дорожные условия.

Например, транспортное средство, имеющее расход в 8,3 литра, передвигающееся в холодный период в городских условиях, получит набавку к расходу в 20% + 12%, тогда конечный расход, с учетом всех коэффициентов будет – 10,96 литра. Расход смазочных материалов привязывается к расходу топлива с учетом двадцатипроцентной надбавки для старых автомобилей.

Также помимо расчета норм расхода топлива по формуле, распоряжением Минтранса от 20.09.2018 № ИА-159-р, в 2019 году возможно использовать информацию о расходе топлива, полученную от завода-изготовителя авто. При таком расчете необходимо учитывать процедуру испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures) в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций № 15 "Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности".

Повышающий коэффициент для городов, численностью более 1 миллиона на 2019 год.

В отношении транспортных средств, которые эксплуатируются в городах с населением более одного миллиона, в 2019 году норма расхода топлива увеличивается:

Для городов, в которых проживает от 1 до 5 миллионов человек на 25%;
для городов, в которых проживает более 5 миллионов человек на 35%.

Как в 2019 году правильно списать расходы на бензин?

В завершении статьи предлагаем вам несколько общих рекомендаций относительно порядка списания расходов на топливо:

1. Организации, занимающиеся грузоперевозками, списывают топливо по путевым листам (в этом документе отражают пробег автотранспорта).

2. Расход топлива в бухгалтерском учете:

Следует применять 10 счет с субсчетами;
постановку топлива на приход отражают в дебете 10 счета;
списание топлива указывают в кредите 10 счета.

3. Расход топлива в налоговом учете:

Расход солярки/газа/бензина вносят в материальные расходы;
если транспорт используют в служебных целях, то использованное топливо относят к графе «Прочие расходы».

Следует иметь в виду, что в налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактически используемому количеству топлива, так и по нормам.

Скачать распоряжение Минтранса РФ, содержащее нормы расхода топлива, можно

Нормативы, установленные Минтрансом для списания горюче-смазочным материалов, носят рекомендательный характер. Тем не менее, на них имеет смысл ориентироваться, чтобы соблюдать главное требование налоговиков в отношении расходов – их экономическую обоснованность. То есть превышение норм должно быть оправдано особенностями деятельности. Представляем нормы расхода топлива на 2018 год - приказ Минтранса РФ в последней редакции.

С 1 января меняются нормы расходов ГСМ. Обновите нормы бензина, чтобы списать расходы без претензий контролеров. Для этого используйте новые нормативы Минтранса. Сверьтесь со статьей журнала "Упрощенка".

Норма расхода ГСМ на 2018

Для ведения учета ГСМ воспользуйтесь нашей программой . Она позволяет вести налоговый и бухгалтерский учет гюрючесмазочных материалов и готовит по ним первичные документы и отчетность в один клик. Возьмите пробный доступ к программе на 365 дней. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Нормативные показатели для списания топлива Минтранс отразил в своем распоряжении от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ регулярно обновляется, причем изменения касаются не только появления новых моделей автотранспорта, но и применения повышающих коэффициентов к нормам. Так, например, последнее изменение коснулось коэффициента для городов-миллионников. Теперь по транспорту, который эксплуатируется в городе с населением более 5 млн. человек, норма для топлива увеличивается на 35%, а если в городе эксплуатации население составляет от 1 до 5 млн. человек, то норма повышается на 25%.

Немного изменился подход к нормированию топлива при различном сроке эксплуатации автомобиля. Сейчас критерий по пробегу и возрасту можно применять (использовать повышающий коэффициент к норме) после достижения одного из признаков (раньше требовалось одновременное выполнение условия и по пробегу и по возрасту):

пробег свыше 100 тыс. км или возраст старше 5 лет – до 5%;
пробег свыше 150 тыс. км или возраст старше 8 лет – до 10%.

Последний раз изменения в нормы по ГСМ вносились в июле 2015 года распоряжением № НА-80-р. Но так как на российском авторынке регулярно появляются новые модели транспортных средств, если какая-то модель не будет обнаружена предпринимателем или ИП в перечне, то следует руководствоваться теми нормами, которые наиболее близки по техническим характеристикам к отсутствующей в распоряжении единице техники. Также можно ориентироваться на данные завода-изготовителя, описанные в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Подробнее о том, как учитывать стоимость ГСМ в налоговом учете при УСН в статье

Различают такие разновидности нормирования расхода ГСМ:

базовая норма (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
транспортная норма (как и базовая, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
автобусная (где учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
самосвальная (где учитывается масса и нормативная загрузка);
транспортная норма в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).

Последняя редакция приказа Минтранса о нормах ГСМ

Базовая норма устанавливает объем топлива, который расходует транспортное средство на сотню км пробега. Вычисление базовой нормы опирается на данные о конструкции транспортной единицы, ее назначении, массе в снаряженном состоянии, виде топлива и на другие данные.

Базовая норма обязательно корректируется с учетом таким факторов:

сезонность (зимой расход повышается);
высота над уровнем моря, где используется транспортное средство (норма для дорог высокогорья, например, на 20% выше);
качество дорог (учитывается множество факторов вплоть до количества поворотов);
возраст автотранспорта (чем старше, тем расход больше);
другое.

Норма расхода топлива по маркам автомобилей

В законодательном акте нормы сгруппированы по видам транспортных средств:

легковые машины;
автобусы;
грузовики;
тягачи;
самосвалы;
фургоны;
медтранспорт;
эвакуаторы;
спецтранспорт.

Каждая из этих групп делится на транспорт нашего и зарубежного производства.

Как на предприятии сформировать приказ по требованиям Минтранса на нормы расхода топлива на 2018 год?

Независимо от того, отличается или нет тот расход топлива, по которому списывается в затраты стоимость ГСМ, от нормируемого Минтрансом, предприятие или ИП должно отразить основные принципы списания топлива в приказе или в учетной политике.

При этом отклонения от норм Минтранса следует обосновать, чтобы налоговики не смогли предъявить претензии в экономической необоснованности расхода.

Нормативный расход топлива в распоряжении Минтранса указывается только для транспортных средств «в движении». Расход для хозяйственных нужд, не связанных с основным техпроцессом (например, технические или гаражные нужды), устанавливается отдельно. Рекомендуемые показатели частично приведены в приложении 4 к распоряжению Минтранса. Этот момент также следует отразить в учетной политике или приказе, утверждающем нормы списания.

Увеличивает нормативы и использование дополнительного оборудования. Конкретные данные по расходу топлива в этом случае определяются при помощи специализированных научных организаций или данных завода-изготовителя. При этом норма устанавливается в л/час.

Фактически же списывать в расходы стоимость ГСМ требуется на основании путевых листов, заказ-нарядов или иных документов, подтверждающих работу транспортного средства.

Таблицу с нормативными показателями расхода ГСМ вы обнаружите в распоряжении Минтранса, которое вы можете скачать у нас на сайте.

Скачать приказ Минтранса о ГСМ в последней редакции

Также на нашем сайте в разделе "Документы" опубликован приказ о нормах ГСМ . База обновляется каждый день. По ней можно проверить, когда были последние обновления в приказе Минтранса.

Порядок расчета нормы расхода ГСМ в 2018 году

Отметим, если организация не является автотранспортной, то нормировать расходы на ГСМ она не обязана, и имеет возможность списывать расходы на топливо в фактическом размере.

В приказе Минтранса есть порядок расчета и все необходимые формулы для всех типов автомобилей.

Приведем порядок расчета расходов на примере легковых машин. Согласно п. 7 раздела II Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, в %.

Пример расчета расходов на ГСМ

Организация в своей деятельности эксплуатирует легковой автомобиль Chevrolet Lacetti в населенном пункте с населением 200 тыс. чел. Легковой автомобиль в зимнее время года совершил пробег в 200 км. Нормы расхода организация определяет на основании Методических рекомендаций Минтранса РФ. Согласно им, базовая норма расхода топлива (Hs) на указанный легковой автомобиль составляет 7,6 л. на 100 км; Надбавка (D) за работу в городе с указанной численностью – 10%; а за работу в зимнее время – 15%.

Qн = 0,01 × 7,6 × 200 × (1+0,01 ×(10+15)) = 19,0 л.

Учитывая информацию, изложенную в п. 2, п.5 и п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) Приобретенные работником ГСМ являются материально-производственными запасами и принимаются к учету по фактической себестоимости, которой в данном случае является сумма, уплаченная продавцу этих ГСМ.

В п. 5 ПБУ 10/99 указано, что стоимость ГСМ, которые были использованы в процессе эксплуатации служебного автомобиля, может быть списана на расходы по обычным видам деятельности. При этом должны быть соблюдены условия п. 16 ПБУ 10/99 в рамках признания соответствующих расходов. В указанном случае необходимо обеспечит наличие таких документов, подтверждающих расходы на ГСМ, как: путевой лист, авансовый отчет, а также документы, подтверждающие использование автомобиля в служебных целях и расходование ГСМ. В целом, согласно Письму Минфина РФ от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, перечень соответствующих документов зависит от наличия на транспортном средстве электронной системы контроля.

Записи в бухгалтерском учете, при отражении операций по приобретению и списанию ГСМ, представим ниже в таблице.

Обратите внимание, что согласно п. 16 ПБУ 5/01 стоимость топлива, которая должна быть списана на расходы, зависит от метода оценки МПЗ.

Для того чтобы правильно вести учет затрат на обслуживание автотранспорта, в том числе следить за расходованием горюче-смазочных материалов, нужны нормативы. Именно для этого и предназначены Методические рекомендации, в которых приведены и смазочных материалов, утвержденные распоряжением Минтранса в 2008 году, и порядок их применения.

Версия актуальная для 2016 года утверждена в 2015 году.

Для кого они предназначены

Документ разрабатывался не только для автотранспортных предприятий, которые работают в сфере управления и контроля, но и для учреждений и организаций всех видов и даже для предпринимателей.

Предполагалось, что кроме вычисления нормативного расхода ГСМ и расчета предполагаемых затрат на транспорт, с его помощью будут вести статистическую отчетность, считать себестоимость, использовать для расчета налога на прибыль.

Общие положения

Что изменилось

С 2008 года автомобильный парк обновился и изменилась позиция Минфина по поводу обязательного применения норм для всех без исключения видов организаций.

В 2012 году проводилась экспертиза документа, и выяснилось, что ему необходима доработка, поэтому в 2014 и 2015 годах и были внесены изменения в утвержденные нормы расхода топлива Минтранс.

В документ вошли новые пункты (7.1.1 и 7.2.1) с базовыми нормами расхода ГСМ примерно для 900 новых моделей автомобилей, запущенных в производство после 2008 года. До принятия этих поправок для расчетов для этих автомобилей приходилось использовать рекомендации производителя. После принятия изменений необходимо привести учет расходования ГСМ по этим автомобилей в соответствии с ними.

Ожидалось, что в новой редакции будет прописан рекомендательный (но не обязательный) характер применения норм расхода топлива при учете затрат в целях налогообложения. Пока эти изменения в итоговый документ не вошли.

Автомобили общего назначения

В начале II главы описаны виды норм расхода: базовая, транспортная, эксплуатационная. При определении базовой нормы разработчики этого документа учитывали не только конструкцию, но и множество других факторов: к какому типу относится каждое транспортное средство, для чего предназначается, какова масса автомобиля вместе со снаряжением, какой вид топлива он использует и другие. Для автомобилей общего назначения приводится значение базовой нормы в литрах на 100 километров пробега.

  • Транспортная норма позволяет учесть работу автомобиля вместе с пассажирами или грузом (в этом случае расход топлива увеличивается).
  • Эксплуатационная норма рассчитывается как сумма (или разность) базовой нормы и поправок, учитывающих особенности эксплуатации транспортного средства, его возраст, техническое состояние.

Обычно все эти поправки прописывают в приказе по организации или предприятию и применяют в строгом соответствии с ним.

В каких случаях применяются повышающие надбавки

Их много, перечислим основные: расход топлива повышается при работе автомобиля:

В зимнее время на 5 – 20% в зависимости от региона. Например, в Свердловской области зимняя надбавка равна 10%, и применять ее можно 5,5 месяца (с 1 ноября до 15 апреля). Показатели зимних надбавок по регионам приведены в Приложении 2.

В горной местности на 5 – 20% в зависимости от положения города или района относительно уровня моря.

В городах в зависимости от числа жителей на 5 – 25%. В Екатеринбурге при работе транспорта норму увеличивают на 20% – количество населения приближается к 1,5 миллионам.

Учитывается возраст автомобиля и его общий пробег. Если эта величина составляет не менее 100 000 км, а трудится транспортное средство 5 лет и более, расход топлива можно увеличить на 5%. С 8 лет эксплуатации надбавка может составлять 10% (пробег 150 000 км).

Кроме этого, базовая норма увеличивается для городского транспорта и других автомобилей (в том числе и специальных), которым приходится делать частые остановки, при обкатке после ремонта и новых машин, при учебной езде, при перевозке грузов.

Понижение нормы расхода

Происходит, если автомобиль выезжает за пределы городской черты и едет по дороге I, II, III категории. При этом нельзя применять городские коэффициенты.

Как рассчитать расход по норме

Для удобства все транспортные средства разделены на виды: легковые автомобили (отечественные и импортные), автобусы, грузовые автомобили, тягачи, самосвалы, фургоны, . Для каждого вида имеется своя таблица.

Сначала нужно определить, к какой группе относится транспортное средство, отыскать в таблице значение базовой нормы . Применяя поправочные коэффициенты, принятые для данного автомобиля, рассчитываем эксплуатационную норму расхода. Если вид транспортного средства предполагает увеличение расхода на работу оборудования, расчет ведется по алгоритму, прописанному для данного вида.

Например, рассчитаем нормативный расход бензина для автомобиля ВАЗ 21140, возившего в июле 2014 года директора школы в небольшом городке (население 100 000 человек). Базовая норма – 7,9. Эксплуатационная норма 7,9 + 10% (100 тысяч население) + 5% (более 5лет в эксплуатации, пробег большой), получаем 9,1 литра на 100 км. Если пробег равен 700 километров, расход по норме будет равен: 9,1*700/100=63,7 литра.

Чтобы нормы были признаны в налоговых расходах можно воспользоваться письмом Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097, нормативы Минтранса здесь необязательны.

Вадим Байбуз , старший партнер коллегии адвокатов «Байбуз и партнеры»

План семинара:

С 14 июля 2015 года действуют новые нормы расхода топлива (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р в ред. распоряжения Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). Изменений в этот раз много. Возросли надбавки для крупных городов. Увеличили коэффициенты для технологического транспорта. Это означает, что теперь можно списать больше расходов.

Кроме того, Минтранс дополнил и уточнил нормы для некоторых марок автомобилей. Обязательно проверьте нормы, установленные в вашей компании, на актуальность.

Какие нормы и коэффициенты установил Минтранс

Список автомобилей, для которых Минтранс России установил нормативный расход топлива, заметно пополнился. В частности, появились базовые значения для следующих моделей: Chevrolet Cruze, Nissan Juke, Opel Corsa, Renault Duster, Toyota Prius, Lada Priora (ВАЗ-21116) и др.

До 14 июля отдельные повышающие коэффициенты компании могли использовать, если выполняется сразу два условия. Первое: машина проехала определенное количество километров. Второе условие – срок эксплуатации. Так, на 5 процентов можно было увеличить базовые нормы для машин, которые проехали более 100 тыс. км и находятся в эксплуатации более пяти лет. И на 10 процентов – для транспорта, который используется более восьми лет, а общий пробег составляет свыше 150 тыс. км.

С 14 июля Минтранс России позволил применять эти послабления, если выполнено хотя бы одно из двух условий. То есть 5-процентную надбавку можно провести, когда пробег машины более 100 000 км или срок ее использования более 5 лет. А если пробег уже больше 150 000 км, то максимальная надбавка вырастает до 10 процентов вне зависимости от срока эксплуатации. То же самое для машин с пробегом меньше 150 000 км, которые используют больше восьми лет.

До 20 процентов увеличилась максимальная надбавка и в отношении технологического транспорта. Раньше предел был 10 процентов. Эта надбавка предназначена для транспорта, который используют в основном в производственных помещениях, на промышленных площадках и т. д. Например, погрузчики, экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Словом, те машины, которые крайне редко появляются на дорогах общего пользования.

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому в холодное время года, чаще всего с середины октября или ноября, компании вправе применять зимнюю надбавку. Ее размер и период применения зависят от конкретного региона, в котором используют транспорт (приложение № 2 к распоряжению № АМ-23-р).

Все эти коэффициенты можно сложить и использовать одновременно. То есть умножить базовую норму на сумму коэффициентов.

Вопрос участника

– Автомобили с работающим кондиционером потребляют больше топлива. Можно ли увеличить расходы в налоговом учете?
– Да, для машин с кондиционерами предусмотрена отдельная надбавка. Максимальный размер – 7 процентов. Но важно помнить, что этот коэффициент не применяется одновременно с зимней надбавкой (п. 5 распоряжения № АМ-23-р). То есть в теплое время года вы вправе применять набавку за кондиционер. А в холодное время года – зимний коэффициент. Другое дело, если в машине установлена система «климат-контроль». В таком случае 7-процентная надбавка применяется при движении автомобиля независимо от времени года.

Как перейти на новые правила

Чтобы начать применять новые нормы, издайте приказ в произвольной форме (см. образец ниже. – Примеч. ред.). Поставьте дату после 14 июля 2015 года. В начале приказа пропишите, что издаете его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса России. Так проверяющим будет понятно, почему организация вдруг решила пересмотреть нормы расхода топлива.

Перейти на новые повышенные надбавки можно в любое время начиная с 14 июля. Нет ничего страшного в том, что компания начнет применять новые коэффициенты, скажем, с нояб-ря или вовсе со следующего года. Ведь в таком случае расходы компания точно не завысит.

Детально распишите информацию об автомобиле, для которого меняете норму. Укажите марку, модификацию, государственный регистрационный знак. Назначьте ответственного за соблюдение новых норм – руководителя АХО, начальника транспортного отдела или другого работника. Ознакомьте этого сотрудника, а также бухгалтера, который ведет на ГСМ, с приказом под подпись.

Можно ли использовать свои замеры

Использовать нормы Минтранса – право, а не обязанность организации. С этим согласны и в Минфине России. Подтверждение этому – письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875 .

О лекторе

Вадим Николаевич Байбуз – член Адвокатской палаты Московской области. С 2012 года является старшим партнером юридического бюро «Байбуз и партнеры». С 2008 года – управляющий партнер адвокатского бюро «Джейнови».

Действительно, Налоговый кодекс не требует нормировать расходы на горюче-смазочные материалы. Тем не менее всем известно правило: при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Именно поэтому безопаснее учитывать затраты по нормам Минтранса.

Вопросов со стороны проверяющих к вам точно не будет. А уж если в распоряжении Минтранса России № АМ-23-р нет норм для какой-то марки, то установите свои значения.

Ведь компания вполне может использовать комбинированный метод признания расходов на ГСМ. То есть по одним машинам применять нормы Минтранса, а по другим – свои значения. При этом ориентируйтесь на данные производителя из технической документации автомобиля. Проведите контрольные заезды и составьте акт. В нем пропишите марку машины и расход топлива из расчета на 100 км. Он не должен сильно отличаться от значения, заявленного производителем.

Чтобы упростить порядок списания ГСМ Минтранс РФ традиционно установил нормы расхода топлива на 2018 г. Также последняя редакция действующего в РФ распоряжения № АМ-23-р, регулирующего данный вопрос, получила ряд дополнений, уточнений для легковых, грузовых автомобилей об этом свидетельствует сводная таблица документа.

Нормы расхода топлива на 2018 год — последняя редакция закона

Основным российским юридическим актом, регулирующим почти все нормы расхода топлива на 2018 год, является распоряжение № АМ-23-р, его издал Минтранс в 2008 г. Чтобы нормы соответствовали для легковых, грузовых автомобилей или для любого трактора реальным значениям Минтранс постоянно уточняет показатели расхода, также ежегодно вносятся новые модели авто. Например, с 2017 г. таблица дополнена такими моделями, как Lada Granta 219020 1,6, Honda Accord IX 2,4, Toyota RAV4 2,0 2W.

Нормы расхода топлива на 2018 год — Минтранс РФ в последней редакции

Российский Минтранс хотя регулярно пересматривает содержимое распоряжения о том, как расходуется горюче-смазочный материал на автомобильном транспорте, указывает, что все указанные нормы расхода топлива, которые содержит последняя редакция (ее сводная ) документа не являются обязательным к применению, об этом свидетельствует и официальный сайт министерства. То есть любая организация вправе устанавливать свои нормы, для этого нужен только внутренний приказ по предприятию. В любом из случаев для учета топлива в расходах нужны будут документы, подтверждающие покупку, ними могут быть:

  • отчет эмитента карты;
  • имеющиеся чеки ККТ;
  • корешки талонов.

Подойдет любая другая профильная отчетная документация, действующая в РФ. Также понадобится документ подтверждающий, что автомобильный транспорт использовался в нуждах организации. Им может быть:

  • путевые листы — их форма может быть любой (типовой, разработанной самостоятельно);
  • отчеты из систем расхода топлива и контроля пробега, они должны быть распечатаны, подписаны;

Расходование топлива может подтвердить соответствующая бухгалтерская справка.

Как провести расчет нормы расхода топлива

Все нормы топлива, которые содержит являются только базовыми и составляются на основании мощности двигателя, количества поршней. Также Минтранс указал, что базовый показатель может дополняться рядом значений, адаптирующих расход для конкретных условий, то есть делающих его реальными. Например, согласно распоряжения, выполняя расчет расходования зимой нужно добавлять 5-20% к показателю, который содержит таблица. Последняя редакция профильного документа указывает почему данный коэффициент различный — на юге автомобиль зимой из-за более мягких климатических условий потребляет всего на 5% больше ГСМ, чем летом, а на севере (к примеру, в Республике Саха) на 20%. Это касается легковых и грузовых автомобилей.

Расчет используемого ГСМ зависит и от размера населенного пункта. Например, когда в городе живет до 100 тыс. чел., то в организации могут использовать еще один повышательный коэффициент — 5%, в более крупных населенных пунктах он больше. Так с 2017 г. таблица для легковых, грузовых автомобилей указывает, что в городах, чье население превышает 5 млн чел, следует использовать коэффициент в 35%.

Последняя редакция распоряжения свидетельствует, что возраст, который имеет машина важный аспект для расходования бензина, дизеля. Поэтому, когда выполняется расчет для легковых, грузовых автомобилей, то при его возрасте в 5 и более лет используется повышательный коэффициент в 5%, если машина имеет от 8 лет, то коэффициент будет в 10%.

Нормы расхода топлива на 2018 год для транспортных средств в таблице

Поскольку в РФ используются более 800 марок авто, то достаточно обширная и позволяет выполнять расчет во многих случаях. Но все же, случаи, когда используемая марка отсутствует, в данной ситуации выйти из положения просто — можно использовать значения, указанные заводом изготовителем, также позволено утверждать свои нормативы.

Нормы расхода топлива на легковые автомобили

  • для вазовской четверки — 8,5 л;
  • 7,7 л использует ВАЗ-21099.

Таблица содержит и ряд наименований иномарок, так популярная Ауди А6 должна использовать 13 л.

Нормы расхода топлива в таблице для грузовых автомобилей на 2018 год

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...