Как узнать свой кмб по полису осаго и рассчитать скидку (бонус-малус). Что такое кбм осаго


В то же время разбираться в подобных вопросах не только полезно, но и выгодно. Разберем вопрос с самого начала, то есть для такого автовладельца, который не знает даже, как расшифровывается КБМ, и заглянем в некоторые тонкости его применения.

Обязательное страхование

Каждый владелец автомобиля наряду с остальными документами должен иметь при себе ОСАГО. Это Благодаря полисам всем водителям, таким образом, обеспечивается защита. Если случается дорожно-транспортное происшествие, то со страховки виновной стороны аварии производится выплата потерпевшей стороне для восстановления транспортного средства. А если был причинен вред здоровью, то и для выздоровления.

В этом виде страхования действует система, призванная стимулировать водителей к безаварийной езде. Причем мера действует именно в отношении виновников ДТП. Она реализуется через КБМ-классы. Изучим, что они значат и как работают.

КБМ-классы

КБМ расшифровывается как коэффициент получает водитель, не попадающий в аварии, виновником которых становится он сам, а малус, то есть снижение коэффициента, соответственно, получает тот, кто инициирует ДТП.

Безаварийная езда может продолжаться много лет. Но страховщики, естественно, не заинтересованы в том, чтобы понижение стоимости полиса дошло до нулевой отметки. Поэтому они предусмотрели порог, после которого стоимость страховки больше не понижается. Это 50 %.

Есть водители, которые ездят по всем правилам дорожного движения много лет и не нарушают их. Было бы несправедливо, если бы они должны были платить столько же, сколько и те автолюбители, которые почти не признают правил на дороге.

Так, максимальный коэффициент составляет 0,50. Для достижения такого результата нужно не попадать в аварии 10 лет.

Понижение класса или потеря скидок

Даже получив максимальную скидку, не стоит думать, что она дается навсегда безо всяких условий. Если водитель попадает в аварию, став ее виновником, то скидка понижается и доходит до единицы, после чего придется заново долго двигаться к заветным 50 %. Но если водитель сел за руль совсем недавно и его скидка маленькая, то в результате ДТП она не только обнулится, но стоимость страховки даже увеличится.

С точки зрения добросовестных водителей, это более чем резонная мера: если ездишь так, что представляешь опасность для окружающих, плати за свой полис больше!

Очень много ДТП случается как раз из-за неумелости или недобропорядочности водителей. Только платить такие люди будут больше лишь в тех случаях, когда попадут по своей вине в аварии. Поэтому при незначительных проишествиях для них гораздо лучше будет договориться с потерпевшей стороной и без вызова сотрудников ГИБДД уладить вопрос. Тогда довольными останутся и одни (так как не нужно будет тратить время и нервы на взаимодействие со страховой компанией), и другие (так как скидка на полис как была, так и останется прежней).

Кстати, нужно знать, что классы КБМ по ОСАГО не распространяются на прицепы. Также он не будет учитываться в том случае, если полис выписывается на гражданина иностранного государства или транспортное средство для транзита.

Класс КБМ по ОСАГО: таблица

Итак, ориентируясь на нижеприведенную таблицу, можно рассчитать свой КБМ. В горизонтальной строчке указывается класс водителя на начало периода действия страхового полиса. В зависимости от езды за год (безаварийной или с ДТП, с последствующими выплатами страховки) на следующий год присваивается тот или иной класс КБМ по ОСАГО. Таблица состоит из пятнадцати классов, где «М», означающий «максимальный», присваивается штрафнику.

Какой класс получает водитель, впервые севший за руль?

В первый страховочный год водителю присваивается 3 класс. Изучим на этом примере, как понять классы КБМ. Таблица, если посмотреть на первый вертикальный ряд, содержит класс, а если на второй — 1. Это его коэффициент. Получается, КБМ 1, класс 3. Что это значит?

Если в этот год вождения водитель не попадет в дорожно-транспортные происшествия (смотрите на третий столбик), то в следующем страховом периоде у него составит КБМ — 0,95, класс - 4 соответственно. Тогда скидка будет равна пяти процентам. Однако, если в течение этого периода случится авария, то ему присвоится 2 класс, где КБМ равен 1,4. Тогда за страховку придется заплатить больше на 40 %.

Новичкам за рулем следует быть очень осторожными, так как при двух и более авариях КБМ станет максимальным и будет равен 2,45. Зато при последующем годе безаварийной езды третий класс водителю вернется, и ему снова не придется переплачивать за страховой полис.

КБМ, равный 0,5, означает максимальную пятидесятипроцентную скидку. Но если такой водитель попадает в аварию, то ему присваивается 7-й класс, что соответствует коэффициенту 0,8.

В ОСАГО вписано несколько водителей

Если выписан на несколько водителей, КБМ считается по-особенному. За основу берется самый большой коэффициент. К примеру, если в страховку вписывают четверых водителей, у троих из которых он равен 0,7 и ниже, но лишь у одного составляет 0,9, страховка будет считаться на основании последнего КБМ, то есть с учетом десятипроцентной скидки.

КБМ при неограниченной страховке

Если предполагается купить полис обязательного страхования, которым может пользоваться неограниченный круг лиц, КБМ считается по-другому. За основу берутся данные владельца автомобиля.

Важно при этом иметь в виду то, что если ранее был приобретен полис на ограниченный круг лиц, а потом было решено переоформить его на неограниченный, то следует вписать в него отдельно тех лиц, которые были внесены в полис с ограниченным кругом лиц. В противном случае КБМ-классы последних будут утрачены.

Как проверить коэффициент бонус-малус?

Учтите, КБМ не заносится в единую базу данных Там содержится только информация о предыдущих страхованиях на автомобиль. А вот коэффициент рассчитывается и проверяется непосредственно в страховой компании при покупке полиса водителем. СК обязаны применять классы КБМ по ОСАГО, а также вносить в базу данных информацию об авариях, участником которых были водитель на своем автомобиле.

Поэтому именно в страховых компаниях у вас и могут проверить КБМ и предоставить соответствующую информацию.

Однако узнать об этом можно и другими путями. Например, зайдя на сайт РСА и обратившись там к базе КБМ. Для этого потребуется записать свой ВИН-код или государственный номер машины и данные о собственнике.

Редко (так как это не является обязанностью) страховые компании указывают КБМ в страховом полисе. Поэтому иногда бывает достаточным внимательно изучить документ. Номер может быть указан напротив фамилии каждого из водителей или в особых отметках.

На многих сайтах сегодня существуют и онлайн-калькуляторы, при помощи которых можно без труда посчитать свой КБМ. Таким образом, узнать его можно и самостоятельно.

База данных о КБМ

Итак, данные для расчета коэффициента страховая компания берет из базы Вносятся же они непосредственно страховыми компаниями, которые застраховали водителей. Эту особенность следует запомнить особенно тем, кто решит менять свою СК на другую. Лучше всего им взять с прежней страховой компании справку, где будет указан КБМ. Дело в том, что некоторые из них могут вносить информацию не вовремя или забыть об этом, также могут случиться проблемы с загрузкой системы и так далее. Поэтому лучше перестраховаться и лично принести документ, доказывающий наличие у вас определенного коэффициента, чтобы «случайно» вам его не обнулили.

Особенности скидок

В этом вопросе следует учитывать следующую информацию.

Еще недавно скидка за безаварийную езду числилась за конкретным автомобилем. При его продаже и покупке нового водителю приходилось заново заводить свою страховую историю. При выявлении недостатков этой системы от нее было решено отказаться. Теперь все то количество, сколько классов КБМ существует, относится непосредственно к водителю. Поэтому уже неважно, на каком автомобиле он ездит и в какой страховой компании приобретал полис ОСАГО. Главной является безаварийная езда.

Отдельные вопросы, которые часто задают водители

Рассмотрим несколько отдельных ситуаций.

Что делать, например, одному из водителей, который вписан в ОСАГО и поменял свое водительское удостоверение? В случае действующего договора следует незамедлительно обратиться в СК. Страхователь в письменном виде уведомляет об этом страховщика с тем, чтобы последний внес корректировки в информационную базу Российского Союза Страховщиков.

Другой интересующий автомобилистов вопрос заключается в том, как определяется КБМ, если страховой договор не ограничен по числу водителей, с тем что в прошлый период договор предусматривал ограничения их числа. В данном случае СК присваивает класс, который указан в страховом договоре. Как действует СК, если ситуация состоит в обратном, то есть прошлый страховой договор не имел ограничений по числу лиц, а новый заключен на условиях с ограничениями? В этом случае страховая компания обязана снизить КБМ.

Класс 3 — что это значит для водителя? Кроме того, что этот класс присваивается тому, кто впервые сел за руль, если водитель не заключал договор ОСАГО более года, какая бы скидка у него ни действовала ранее, она сгорает, и он вновь получает класс, как севший за руль в первый раз. То есть КБМ 1, класс 3.

Что это значит для водителя, если он не предоставит полную информацию о ДТП при заключении договора? Неправильный расчет будет обнаружен системой сразу же. Поэтому страховая компания в данном случае накладывает на водителя штрафные санкции. Они выражаются в 1,5 КБМ. То есть в следующем году выплата увеличится на 1,5 коэффициента.

Заключение

Мы рассмотрели, что означают классы КБМ, как они рассчитываются, применяются и проверяются. Водителям нужно помнить, что важно не только уметь водить машину и соблюдать все существующие правила дорожного движения. Нелишним также будет разбираться в некоторых смежных вопросах, таких как, например, страховка и ее тонкости, то есть нашей сегодняшней темы. Тогда он будет чувствовать себя за рулем уверенно, в то же время экономя свои денежные средства.

Как хорошо известно всем автомобилистам, у нас в стране уже давно действует система обязательного страхования автомобильной гражданской ответственности или ОСАГО. Она, в частности, предполагает, что садиться за руль, не имея соответствующего страхового полиса, запрещено. Поэтому приобретать его приходится, естественно, всем, кто является собственником транспортного средства и собирается его использовать.

Естественно, всем хочется купить полис подешевле, и это вполне возможно сделать, если точно знать свой собственный коэффициент бонус-малус или КБМ. Именно о том, что такое КБМ, от чего он зависит, а также как определить свой КБМ и пойдет речь в этой статье.

Прежде чем рассказывать о том, что такое КБМ, нужно разобраться с таким понятием как страховые классы водителей. Дело в том, что о всех цивилизованных странах существуют свои собственные системы, согласно которым при приобретении автомобильных страховок учитывается стаж и водительский опыт: чем они выше, тем меньше приходится платить за полис. Такой подход вполне логичен, поскольку вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия человеком, который много лет водит машины и делает это практически безупречно с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, существенно ниже, чем вероятность совершения ДТП новичком. В России с некоторых пор тоже существует подобная система, которая основывается на таком понятии, как класс водителя.

Согласно действующей на сегодняшний день системе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), каждый из водителей принадлежит к определенному классу страхования. Самый низкий (то есть водитель-новичок, не имеющий совершенно никакого опыта и только что получивший права) обозначается буквой «М», а все остальные принадлежат к классам, пронумерованным числами с 1 по 13.

Принцип присваивания этих самых классов и перехода из низших в высшие, обеспечивающие более низкую плату за страховку ОСАГО, достаточно прост и вполне очевиден: с ростом водительского стажа и опыта «класс» ежегодно повышается при том условии, что водитель не обращается в страховые компании за выплатами по полисам. Это означает, что он ездит безаварийно, и поэтому, как уже было продекларировано выше, вполне логично, что за страховку должен платить меньше. Что касается градации скидок на полисы ОСАГО в зависимости от класса, то для каждого из них устанавливается соответствующий КБМ, определяющий их размер.

КБМ или коэффициент бонус-малус — это коэффициент непосредственно влияющий на цену полиса ОСАГО. В зависимости от аварийности водителя данный коэффициент может быть как понижающим так и повышающим.

КБМ работает таким образом, что каждый год безаварийного вождения обеспечивает дополнительно 5% скидки на полис ОСАГО. Таким образом, к примеру, для водителей, относящихся ко второму классу, КБМ составляет 0,95 (то есть 5% скидки), для третьего - 0,9 (10% скидки). Для автомобилистов, относящихся к последнему, самому высокому, тринадцатому классу, КБМ составляет 0,5 (то есть 50% скидки).

Действующая система предусматривает также и понижение класса водителя, если он совершает дорожно-транспортные происшествия. Соответственно, при этом КБМ повышается и цена страховки растет. Характерно, что если удешевление страхового полиса в соответствии с КБМ осуществляется только постепенно, на ежегодной основе, то его удорожание при совершении аварий и обращении в страховые компании за компенсациями производится практически сразу же, то есть по факту.

Как узнать свой КБМ по ОСАГО по базе РСА?

Вы в любой момент можете узнать свой КБМ. Для этого необходимо просто зайти и ввести свои данные. Дело в том, что в России уже существует база данных, куда внесены все обладатели отечественных водительских удостоверений и каждому из них присвоен соответствующий класс. Поэтому для получения КБМ на сайте достаточно просто указать свою фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер водительского удостоверения.

После того, как информация обработается, станут доступны все данные, касающиеся страховой истории того, на чье имя сделан запрос. Следует, однако, заметить, что просто узнать свой класс недостаточно для того, чтобы выяснить, сколько именно придется платить за следующий страховой полис ОСАГО. Для этого следует учесть свой текущий КБМ и уровень аварийности.

Как узнать свой КБМ на следующий год?

Сделать это тоже можно, основываясь на данных по текущему классу и КБМ, которые можно получить на сайте «Российского союза автостраховщиков». Необходимо произвести все те действия, которые описаны выше, и после этого заняться определение КБМ и, соответственно, суммы, которую придется заплатить за страховку ОСАГО на определенный период времени.

Как уже было сказано выше, в России действует система, при которой водителей страхователи как поощряют за безаварийную езду, так и «наказывают» за аварийную. Таким образом, для того, чтобы определить свой КБМ, который вступит в силу в определенный период времени, помимо своего текущего класса нужно учесть и количество страховых выплат, причем за все время действия предыдущих договоров ОСАГО.

Все соотношения между количеством выплат и текущим классом водителя, которые влияют на его КБМ и, в конечном итоге, определяют значения этого коэффициента, сведены в специальную таблицу, которую можно посмотреть ниже.

Класс КБМ Класс, который будет присвоен с учётом ДТП
0
ДТП
1
ДТП
2
ДТП
3
ДТП
4
ДТП
М 2,45 0 0 М М М
0 2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

На этой таблице нужно найти строчку с вашим текущим классом и КБМ, а потом найти ячейку соответствующую количеству ваших ДТП.

В расчетах полиса обязательного страхования используется коэффициент, существенно влияющий на размер скидки при определении конечных затрат на автомобилиста. КБМ ОСАГО – это так называемый коэффициент безаварийности, определяющий риск наступления страхового случая по каждому конкретному водителю. Год, проведенный за рулем без единой выплаты по страховке, позволяет повысить уровень скидки на следующий год.

Значение коэффициента КБМ

Аббревиатура КБМ расшифровывается как коэффициент «бонус-малус» и определяется на основании статистики за прошедший год. Значение КБМ рассчитывается в зависимости от класса водителя, его опытности и аккуратности вождения.

Без определения класса узнать точно КБМ и проверить его на соответствие будет невозможно. Водитель, знающий, как определяется КБМ по классу вождения, может контролировать присваиваемые значения. Ввиду частых претензий относительно неверно назначенной скидки, регулярная проверка показателя позволит избежать неприятных разбирательств со страховщиком, когда придет пора покупки нового полиса.

Если автомобилист только сел за руль и не имеет никакой истории вождения, согласно действующему регламенту, присваивается третий класс вождения с КБМ 1,0.

В зависимости от дальнейшего поведения водителя на дороге, класс может быть повышен или понижен, что повлияет на размер дальнейшей скидки.

  1. Каждый год без ДТП при отсутствии выплат по ОСАГО повышает класс вождения, соответственно скидка уменьшается.
  2. При попадании в ДТП у водителя-виновника аварии понижается класс, а сумма страховки следующего года становится выше.

Как рассчитывается

Общий алгоритм расчета выглядит следующим образом: каждый год без аварий для водителя означает рост скидки на 5%. В результате десятилетнее вождение без страховых возмещений даст водителю 50-процентную скидку на покупку полиса. Сокращение расходов по ОСАГО вполовину – максимально возможная экономия, на которую может повлиять показатель «бонус-малус».

На определение КБМ оказывает влияние не только наличие или отсутствие возмещений при ДТП, но и их количество. Когда начинающий автомобилист получает 3-й класс, спустя год безаварийных поездок его класс повысится до 4-го и так далее. Максимальный класс вождения, который может быть присвоен автомобилисту – 13-й, при котором КБМ составит 0,5 или 50-процентная скидка.

Если в течение года автомобилист неоднократно становился виновником ДТП, скидка аннулируется, а вместо нее включается повышающий коэффициент. Согласно утвержденной законом таблице соответствия расчетов КБМ и класса вождения, максимально стоимость полиса увеличивается на 145% от исходного значения.

Примерный расчет по соответствию КБМ и класса водителя выглядит следующим образом:

Особенности расчета

Определение конечной стоимости страховки требует учета некоторых нюансов:

  1. Если заключается договор по страховке прицепа, показатель «бонус-малус» равен не менее 1,00.
  2. При эксплуатации автомобиля с транзитными номерами (для оформления страхования на период пути к региону, в котором будет производиться регистрация авто), либо при оформлении полиса для перемещений по стране на временной основе, КБМ равен единице.
  3. При расчете полиса, в список допуска которого включено несколько лиц, значение КБМ определяется по автомобилисту с минимальным классом вождения.
  4. Неограниченная страховка требует определения показателя скидки с учетом безаварийной статистики автовладельца.

Как проверяется

Иногда страховщик (умышленно или по халатности сотрудников) допускает ошибки в присвоении КБМ конкретному автомобилисту. Поэтому так важно научиться проверять значение «бонуса-малуса» самостоятельно.

При наличии доступа к интернету, это может сделать абсолютно любой водитель. Существует множество интернет-ресурсов, которые основываются на информации, хранимой в единой базе РСА. Чтобы минимизировать возможность технической ошибки, рекомендуется обращаться к проверенным официальным источникам Российского общества страховщиков (РСА).

Проверка представляет собой простейшую процедуру, при которой в окно поиска вводят сведения об интересуемом автомобилисте:

  1. Определяют, относится ли владелец к физическому или юридическому лицу.
  2. Определяют тип требуемого договора (с ограничением допуска или без него).
  3. Вводят данные на автомобиль.
  4. Если полис на одного водителя, вводят полное ФИО, дату рождения, а также данные его удостоверения. Указывают день, следующий после истечения действующего договора.
  5. Если полис без ограничений, в отдельном окошке вводят ФИО, паспортные данные на владельца, 17-значный номер VIN.
  6. Далее необходимо поставить отметку о согласии на обработку персональных сведений. При отсутствии VIN-номера делают аналогичную отметку и нажимают кнопку проверки.

Не всегда результат проверки удовлетворяет страхователя. В случае появления сомнений относительно присвоенного КБМ, за разъяснениями необходимо обратиться в компанию, с которой подписывается договор. Потребуется предпринять меры, чтобы добиться восстановления показателя.

Исправление коэффициента

Когда результат проверки не соответствует ожиданиям водителя, первое, что нужно понять: где конкретно допущена ошибка при определении КБМ. Потребуются полисы предыдущих лет и произведение ручного пересчета значений.

Нужно учитывать, что закон допускает периодическую корректировку коэффициентов. Рекомендуется отталкиваться от Указаний от Банка России относительно предельных значений тарифной ставки и коэффициентов или от действовавших на момент заключения договора тарифа ОСАГО.

При обнаружении ошибки, страхователь обращается в СК, которая приняла к расчетам ошибочные данные. Внесение исправлений, как правило, занимает не более 3 дней. В настоящее время РСА не занимается внесением изменений в базу. Поэтому обращаться с претензиями в данную организацию нет необходимости.

На видео об исправлении КБМ

Зачастую страховщика, который допустил ошибку, уже не существует, поэтому исправить КБМ не получится. Чтобы избежать подобных неприятностей, рекомендуется проводить проверку КБМ в полисе ежегодно, при оформлении нового договора страхования.

Мнение о том, что каждый настоящий мужчина должен обязательно отслужить в армии, в последнее время несколько устарело. Сегодня очень многие стремятся уклониться от призыва в Вооруженные силы самыми различными способами. Но все же тех, кто хочет стать на защиту своего Отечества, значительно больше. Они без лишних слов являются в военкомат по повестке, после чего отправляются либо в учебные, либо в боевые подразделения.

И в тех, и в других частях в первую очередь требуется пройти курс молодого бойца. Что такое КМБ в российской армии? Это целый комплекс мероприятий, направленный на то, чтобы как морально, так и физически подготовить новобранца к воинской службе. Его основными целями являются:

  • изучение уставов, постижение армейских законов, по которым придется жить в течение всего срока службы;
  • обучение основам обращения с оружием;
  • приучение новобранца к условиям жизни в армии и получение первых, самых важных представлений о ней;
  • обучение различным действиям, которые следует предпринимать в любых экстремальных ситуациях.

Самая главная цель, которую преследует курс молодого бойца, – это обеспечить его полное погружение в армейскую атмосферу, понимание основных принципов воинской дисциплины.

После его завершения новобранцы, которые до сего момента находились в «карантине», распределяются по боевым подразделениям. И то, как они приживутся в новом коллективе, напрямую зависит от успехов, достигнутых на КМБ.

Основные составляющие курса молодого бойца

Добиться всех описанных выше целей, сделать так, чтобы молодой солдат быстро адаптировался к условиям жизни в армии, помогают следующие составляющие КМБ:

  • физическая подготовка. Как показывает практика, почти каждый боец, только что призванный в ряды вооруженных сил, испытывает трудности со сдачей нормативов по данной дисциплине. К сожалению, сегодня спортом занимается не так уж много молодых людей. КМБ призван исправить эту ситуацию. Новобранцы под руководством опытного сержанта каждый день выходят на пробежку, выполняют самые разнообразные комплексы упражнений, постепенно увеличивая нагрузку на мышцы, подтягиваются на турнике, отжимаются от пола, приводя свою физическую форму в порядок;
  • строевая подготовка. Многие называют ее бессмысленной муштрой, однако это совсем не так. Данная дисциплина позволяет сформировать военную выправку молодого солдата, а также обучить его работе в коллективе. Ничто иное не дает такой возможности сплотить совершенно разных по интеллектуальному, физическому, моральному развитию бойцов, как это делает строевая подготовка. Они может занимать несколько часов в день, однако все предпринимаемые усилия обязательно будут вознаграждены;
  • огневая подготовка. В процессе прохождения КМБ новобранцы могут пострелять из автомата или пистолета. Но это не главная цель данной дисциплины. В первую очередь молодое пополнение обучают основам обращения с оружием, поддержания его в идеальном состоянии, обеспечения безопасности во время учебных или боевых стрельб;
  • теоретические занятия. На курсе молодого бойца они чаще всего сводятся к изучению Устава Вооруженных сил. Новобранцы просто обязаны знать армейские законы и свои собственные обязанности, которые необходимо выполнять в соответствии с теми или иными статьями этого документа.

В процессе прохождения курса молодого бойца новобранцы не только обучаются ходить строем, обращаться с оружием и цитировать наизусть целые статьи из уставов. Они также гораздо проще вливаются в коллектив, начинают намного лучше понимать армейскую реальность. Кроме того, молодое пополнение учится жить по довольно строгому распорядку дня, принятому в любых воинских подразделениях.

Не стоит забывать и о том, что КМБ учит новобранцев самостоятельно создавать и поддерживать комфортные условия для жизни в армии. Они ходят в наряды, привлекаются к уборке помещений, которая подразумевает и мытье полов, и ежедневное выравнивание тумбочек, кроватей, табуреток и прочего инвентаря, выносят мусор. Это также можно назвать одной из составляющей обучения жизни в коллективе и армейскому порядку.

Кто и как проводит курс молодого бойца

Даже те воинские подразделения, которые не могут похвастаться успехами в соблюдении воинской дисциплины, делают все возможное, чтобы осуществлять КМБ в атмосфере максимальной лояльности к молодому пополнению. Делается это для того, чтобы обеспечить идеальные условия для постижения азов армейской науки.

В качестве наставников на курсе молодого бойца выступают исключительно опытные сержанты, которые не могут себе позволить допустить неуважительного отношения или даже случаев рукоприкладства по отношению к новобранцам. В подавляющем большинстве случаев все их действия жестко контролируются офицерами.

В боевых частях во время прохождения КМБ молодое пополнение постепенно знакомится и с социальным неравенством, которое складывается из-за смешения в одном подразделении разных призывов. Ни для кого не является секретом, что в российской армии существует так называемое неофициальное деление на старослужащих и молодых, когда первые управляют вторыми абсолютно неуставными, но зачастую весьма эффективными методами.

На этапе «карантина» это разделение проявляется в более щадящей форме, чем в батальонах и ротах, однако дает возможность получить первое представление о том, что ждет новобранцев впереди, морально подготавливает их к этому. В учебных частях данной проблемы нет, так как обучение каким-либо воинским специальностям обычно проходит лишь один призыв под руководством сержантов.

Продолжительность курса молодого бойца

Сколько длится КМБ в российской армии? Это зависит от особенностей каждого воинского подразделения, но в подавляющем большинстве случаев на адаптацию новобранцев отводится месяц-полтора, не более. После этого они считаются полностью готовыми к тому, чтобы принять присягу и приступить к настоящей воинской службе.

Как мы уже говорили выше, курс молодого бойца проводится в обязательном порядке как в боевых, так и в учебных частях. Несмотря на то что условия службы в последних значительно мягче и проще, пополнению все же необходимо время на то, чтобы погрузиться в армейскую атмосферу, принять ее основные правила и научиться жить в коллективе.

Пока новобранцы проходят курс молодого бойца (КМБ), о своем опыте нам рассказали бойцы 3-й отдельной бригады специального назначения внутренних войск МВД (в/ч 3214), которые облачились в камуфляж в мае.


Андрей ЗАХАРЧУК, рядовой 2–го взвода 3–й роты специального назначения:

Ребятам, которые готовятся к службе, советую хотя бы за месяц–два до отъезда в воинскую часть заняться бегом, подтягиванием, отжиманием на брусьях. Если физически себя подготовить, то будет легче. Однозначно! Конечно, многие призывники хотят побольше отдохнуть, походить по клубам, по посиделкам. Мой совет: наоборот, готовьтесь к тяжелым нагрузкам, думайте о подготовке, а не о гулянках. В то же время не надо слишком волноваться, пугаться армии. Когда пришла повестка, надо сразу себя настроить на службу. Косить - глупо! Думаю, многие страшилки - очень большое преувеличение. На КМБ, например, если мозоль выскочила, недомогание - сразу направляют в санчасть. Сержанты на удивление хорошие: помогали нам, советы давали. Берцы выбрать помогали, чтобы не впритык были. Показывали, как подшивать подворотничок. Я думал, что после КМБ приду в роту и начнется дедовщина. Но ничего подобного!

Здесь я нашел друзей. Помогаем друг другу как можем. У кого–то получается лучше подшиваться. Другой лучше бегает, подскажет, как не выдохнуться.

К чему сложно привыкнуть после гражданки - нельзя разговаривать в строю. Везде надо спрашивать разрешения. Но со временем свыкаешься, становится легче. Человек ко всему адаптируется, в какие бы рамки его ни поставили.

Не верьте сказкам о скудном пайке. Кормят тут хорошо. Мой рост - 1.93. И мне положен дополнительный паек. Честно говоря, иногда я даже его не беру. Ведь если я все буду съедать, то какой наберу вес? Конечно, армейская пища - не та, что дома, в кафе и ресторанах. Среди бойцов есть ребята из очень обеспеченных семей, в их домашнем меню не было этих каш, минтая. Но со временем и они привыкают. И чай тут вкусный, и компот классный. Сок яблочный опять же - с детства его люблю. Радует разнообразие салатов.

Многие до армии тревожатся, что придется расстаться с мобильниками. Но это не совсем так. Навороченные смартфоны и айфоны с камерами, интернетом здесь иметь не положено. Берите простенькие телефоны. Они подписываются, с бирочками лежат у нас в тумбочках. И вечером перед просмотром теленовостей, когда по распорядку личное время, нам разрешено звонить.

Конечно, свободного времени мало. Когда пришел с КМБ в роту, то понял: нужно научиться все делать максимально правильно и максимально быстро. И делать то, что конкретно от тебя требуют. Потому как если не так понял задачу, которую тебе поставили, то потом придется переделывать и времени будет еще меньше. Так что надо собраться, настроить себя на жесткую динамичную работу. Где–то себя заставлять, гдето терпеть. Не каждый сразу сможет, особенно человек с лишним весом, пробежать по жаре даже километр. Но надо заставить себя потерпеть. Без пота тут никак.

Также здесь туговато приходится курильщикам. Младший призыв в бригаде спецназа ограждают от курения. Просто отсекают от вредной привычки.

Владислав КАРПОВИЧ, рядовой 1–го взвода 7–й роты специального назначения:

До КМБ я отжимался от пола 15 - 20 раз. Сейчас 50 раз. Подтягивался 3 - 4 раза. Сейчас 7 - 8. Хорошо помню первую зарядку: бежали на дистанцию километр. Сложно вначале. Потом легче стало. Главное - бежать в строю. Не отделяешься, не отстаешь. Так намного легче. Очень важно распределить на курсе молодого бойца время. Мой совет: думать на опережение, знать расписание занятий, что будет дальше. Пришел в расположение, переоделся. Если знаешь, что будешь умываться, - не стоишь, а сразу идешь готовиться к умыванию. Знаешь, что физо, - сразу готовишь форму одежды. Так легче планировать время.

Самый главный стереотип, предубеждение гражданских, что тут дедовщина. Многие боятся армии, думают, что командиры и старший призыв прессуют. Здесь такого нет. Тот, кто старше, просто помогает, выручает. Мы как братья.

Посоветовал бы призывникам подготовить себя морально. Нужно отдавать себе отчет в том, что ты долго не будешь видеться с родителями, что ты будешь в жестком мужском коллективе. Ну и, конечно, нужно готовиться к армейскому распорядку дня, чтобы легче на курсе молодого бойца было. Некоторые еще боятся, что на КМБ проводится так называемая обкатка бэтээром. Поделюсь ощущениями: страха нет, только разве что были опасения, что не так лягу перед боевой машиной. Но офицеры показали, как все
правильно сделать. Они доходчиво объяснили - мы сделали.

Антон СЕЛЮН, рядовой 2–го взвода 5–й роты специального назначения:

Первые дни на КМБ: все мышцы сильно ноют, утром трудно встать - ноги болят. Помогают витамины, которые и сам покупаешь, и родители. Стабилизируешься. Отдыхаешь. Все зависит от твоего сна. Если не будешь спать, высыпаться, нормально питаться, то придется совсем туго. А потом входишь в ритм. Правильно разминаешься, делаешь растяжку, восстанавливаешься во сне. Кровь, пот, слезы... Что ж, самому надо стараться, трудиться, потеть, брать пример с сослуживцев. Когда приехал после КМБ домой, все сказали: покрепчал, вытянулся.

Важно найти для себя мотивацию. У меня она такая: коллектив в нашем 2–м батальоне хороший, сплоченный. Командир хороший. Когда после КМБ мы пришли в роту, нас приняли как своих, родных. Техника понравилась. Не ожидал, что на территории 3–й отдельной бригады специального назначения даже церковь есть. Бытовые условия хорошие. Здесь реально делают из тебя настоящего мужчину. Хочу стать сержантом.

Есть желание в дальнейшем подготовиться к сдаче на краповый берет. Нравятся занятия по тактике, физо. Каждый день у нас разные упражнения, тренировки. Развиваешься, не стоишь на месте. Думаю, после службы остаться в правоохранительных органах.

Владимир ГАВРИЛОВИЧ, рядовой 3–го взвода роты разведки:

Я кандидат в мастера спорта по рукопашному бою. Окончил Белорусский государственный университет физической культуры. Тренировал и выступал сам. Поэтому нагрузками на КМБ я не удивлен. Я и на гражданке преодолевал такие же дистанции, с такими же беговыми режимами. Правда, тяжеловато было в первые дней пять привыкнуть к раннему подъему в шесть утра и отбою в десять вечера. Втянулся за неделю и в трехразовый режим питания, и в график занятий. Привык к построениям, командам в строю, передвижению строевым
шагом.

На первом полевом выходе прочувствовал дух спецназа. Он - во взаимопомощи. Например, братишке необходимо помочь, если где–то останавливается, не может бежать. Тащим его на себе, автомат его несем. Или когда окопы копаем: свой выкопал - пошел братишке помогать. Это - своего рода закалка, все идет через коллектив, все достигается совместными усилиями.

Так что мои советы призывникам такие: чтобы прошла адаптация в первый месяц КМБ, необходимо заранее, за месяц-два, психологически настроиться. Не тратить время на пьянки, клубы. Побольше узнавать о будущей службе. Уделить внимание спорту - с большим акцентом на пробежки.

Рано утром можно и не бегать, но ближе к вечеру - готовиться. Рукопашный бой - по желанию. А еще какое–то время, чтобы приноровиться к армейскому режиму дня, можно попробовать в 6 утра подниматься, а в 22.00 - отбой.

Думаю, полгода отслужу и подам рапорт командиру роты, что желаю остаться на контрактную службу. Тогда месяцев через 8 - 9 можно комиссию проходить и оставаться на контрактной основе. У нас есть командиры, сержанты - «краповики». Присматриваемся к их примеру - это как своего рода стимул, мотиватор. «Беретчик», по сути, кумир. Смотришь на обладателя крапового берета, командира роты и тоже хочешь пройти все испытания, пополнить Краповое братство. Так что если разрешат через 6 месяцев службы, то буду сдавать на берет.

Артем СЕМЕНОВ, рядовой 3–го взвода роты специального назначения почетного караула:

В в/ч 3214 у меня служат многие друзья - одноклассники, одногруппники. Так что из их рассказов я уже знал, что нужно заранее готовиться к службе. За месяц до призыва ходил на турники, подтягивался. А вот ребята, которые не занимались, плохо бегали. Приходилось им помогать. Все здесь строится на коллективе, братстве. Это большая семья.

Пожелаю тем, кто хочет служить в спецназе, бросить вредные привычки. Курение мешает бегать. А ведь бег - один из основных видов физической подготовки. Как говорится, спецназо-вец три минуты орел, а после - конь. Думаю, не зря мой отец называет службу в армии самым лучшим уроком жизни. Даже в первые дни КМБ я понимал, что меняюсь. Становишься более дисциплинированным, ответственным. Нужно выполнять обязан-ности быстро и беспрекословно. Ничего хорошего не выйдет, если «забьешь» на что–то. Тебе сказали сделать - ты делаешь.

На первом полевом выходе очень трудно, но все братишки помогали друг другу. Справились.

Обкатка бэтээром как ритуал в спецназе. Я отнесся к этой тренировке закалки духа спокойно. Интересно, когда над тобой проезжает огромная машина! Некоторые ребята рассказывали, что дух захватывало, боялись, дрожали. Но ничего - все пережили.

После КМБ я попал в роту почетного караула. Ощущения - впечатляющие. Я не так много здесь нахожусь, но уже понимаю, что интересная служба предстоит. Мы, молодое пополнение, только учимся. А старший призыв выезжает на встречи зарубежных гостей в аэропорт, на плац-концерты. И, кроме строевых, изучаем приемы самозащиты. Бегаем много, потому что у нас в основном нагрузки на ноги. Уже отрабатываем упражнения с карабином. Держать его в строевой стойке по 20 минут - задача не из легких. Рекомендую тем, кто обладает высоким ростом и хочет служить в РПК, больше заниматься с гантелями, гирями, штангой, посещать тренажерные залы.

На КМБ, если что–то неясно, многие боятся подойти к офицеру и спросить. Это ошибка: не нужно стесняться. Поговорите, и командиры (они у нас замечательные) все расскажут. Они знают, как исправить недостатки, и все меняются в лучшую сторону. Люди становятся более спокойными, дисциплинированными. Дурь что ли из головы вылетает?

В воинском коллективе очень важно стать своим, с первых дней влиться в коллектив. Думаю, особо выделяться не надо. Но и молчать все время не нужно. Золотая середина в общении должна соблюдаться. Находишь с ребятами общий интерес - и взаимоотношения налажены. И не надо выделяться, хвастаться, стремиться лидировать. Надо общаться на равных, не унижать никого. Тогда все получится.

Оставьте за воротами части мысли о гражданской жизни. Живите, служите здесь и сейчас. Не грустите по поводу отсутствия интернета, городских развлечений и привычного круга общения, осваивайтесь на новом месте. Не тоскуйте по дому, не «загоняйтесь». Так проще. Дни пролетают быстро, когда постоянно чем–то занят, тренируешься, серьезно относишься к службе.

Игорь ШАМАЛЬ, рядовой 1–го взвода роты специального назначения обеспечения специальных операций:

Во время курса молодого бойца сложностей у меня не было вообще. Сказались занятия тайским боксом. Выдерживал пробежки, марш–бросок, полевой выход. Так что присоединюсь к советам других братишек: за месяц, за два перед призывом начинайте понемножку бегать, отжиматься, подтягиваться, на брусьях, турнике работать. Всем этим мы сразу на КМБ занимались.

Думаю, перед призывом лучше по-больше побыть дома с родителями. Не гулять, как многие. Настроиться на серьезный лад, особенно если идешь в спецназ и знаешь, какой тут режим, как тут строго. Чтобы адаптироваться в коллективе, нужно сразу со всеми познакомиться, общаться. Не сидеть молча. Оно ведь как бывает: в личное время кто–то сидит, подшивается, думает о доме: как там сейчас, что сейчас бы там делал. Лучше такие мысли отгонять. Лучше поговорить с кем–нибудь. Надо понимать, что ты не дома, а здесь, на полтора года. И принять это.

Здесь все братишки. Нет, например, разделения на городских и деревенских. Общая идея спецназа объединяет. И землячества как такового нет. Никто по такому принципу поблажек не делает. Если, скажем, меня будут «подогревать» земляки из Кличева, на меня будут обижаться другие ребята. Некрасиво получится.

Что еще посоветовать будущим новобранцам? Не бойтесь сержантов. Они по–военному строги, но мне на КМБ понравилось, что нам они помогали. Все объясняли - доходчиво, нормально. Никакой свирепости, как в кино показывают!

Придете служить - убедитесь сами.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...