Как реформировалась экономика ссср в годы перестройки. Экономика ссср


Шпаргалка по истории экономики Энговатова Ольга Анатольевна

70. РЕФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Одной из самых главных задач было решение продовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из глубокого и затяжного кризиса. Еще нельзя было открыто признаться в полной неэффективности полукрепостной колхозной системы, в том, что в течение многих лет колхозники едва сводили концы с концами, особенно в нечерноземных и северо-западных областях России.

Поэтому было решено ослабить государственное давление на работников сельского хозяйства, найти пути повышения рентабельности колхозного производства. Одним из первых мероприятий нового руководства страны было снижение сельскохозяйственного налога, списание недоимок по налогам за прошлые годы, увеличение размеров личных подсобных хозяйств колхозников и приусадебных участков рабочих и служащих в городах и поселках. Были снижены нормы обязательных поставок государству продукции животноводства, увеличены закупочные цены на продукцию колхозов и совхозов, расширены возможности развития колхозных рынков. С середины 1950-х гг. сельское хозяйство впервые за долгие годы стало рентабельным.

Разрешенное государством право увеличивать личные подсобные хозяйства, держать домашний скот и птицу значительно улучшило материальное положение не только крестьян, но и жителей городов, крупных промышленных центров, где заметно повысился уровень продовольственного снабжения. Несмотря на то что личные подсобные хозяйства были совсем небольшими, их продуктивность была довольно высокой.

В 1954 г. началось массовое освоение целины, но такие мероприятия требовали значительных расходов, и стоимость зерна на целине в 1954–1964 гг. была на 20 % выше, чем в основных зерносеющих районах.

Отечественная промышленность оказалась далека от достижений научно-технической революции, развернувшейся во всем мире. Были брошены огромные финансовые, материальные и людские ресурсы на развитие отдельных направлений фундаментальных наук и естествознания (физики, химии, биологии, кибернетики, космических исследований), на подготовку высококвалифицированных научных кадров, в результате чего был достигнут значительный рывок советской науки и техники. Одновременно с этим мощный импульс был дан развитию добычи нефти и газа прежде всего в Сибири.

Существенно изменилась отраслевая структура промышленности, в частности ее основных фондов, отражающая качественное совершенствование производственного аппарата страны. Повысилась доля промышленно-производственных фондов таких фондоемких отраслей, как черная металлургия, топливная промышленность, электроэнергетика, понизился удельный вес обрабатывающих отраслей. Сдвиги были вызваны применением более совершенных машин и механизмов и в связи с этим значительным повышением производительности труда в обрабатывающей промышленности.

Быстрое развитие строительной индустрии сопровождалось ростом индустриализации строительства. Причем именно в эти годы началась подлинная индустриализация.

Этот период характеризовался большим количеством реформ в различных областях, и все они в основном были ориентированы на высокие показатели, но часто завышенные.

Из книги Банки и Деньги [СИ] автора Симонов Николай Сергеевич

ГЛАВА 1 Реформа советской банковской системы в 1988–1990 гг К.Маркс характеризовал современную ему банковскую систему середины XIX века как "самое искусное и совершенное творение, к которому вообще приводит капиталистический способ производства". Советская банковская

Из книги Банки и Деньги [СИ] автора Симонов Николай Сергеевич

ГЛАВА 3 Агония союзного центра и крах советской денежно-кредитной системы На рубеже 1990–1991 гг. не было в стране вопроса более спорного и более актуального, чем экономическая программа "Мандат доверия на 500 дней" (основные положения опубликованы 20 июля 1990 года). Одни

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений. Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось на реформирование политической системы СССР.

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

Тема 7 САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ 7.1. Модели экономического равновесия на макроуровнеВ экономической литературе различают частичное, общее и реальное равновесие. Частичным является равновесие, которое устанавливается

Из книги Крутое пике [Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса] автора Стиглиц Джозеф Юджин

Глава 9. Реформирование экономической науки После нынешнего кризиса появилось множество кандидатов, на которых можно возложить вину за его возникновение: мы видим, какую роль во всем этом сыграли регулирующие органы и законодатели, Федеральная резервная система и

автора

1.3. Роль экономической теории в период глобализации мирового хозяйства и формирования в России рыночной хозяйственной системы Помимо общественных и личных интересов в круг проблем экономической теории включается ныне исследование такого понятия, как «национальные

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

16.1.3. Механизм адаптации экономической системы к краткосрочному и долгосрочному равновесию на рынке благ Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг наблюдается тогда, когда объем национального производства совпадает с запланированными расходами на его

автора Марченко Григорий

Приложение 1 Абен Бектасов. Реформирование платежной системы Казахстана Этот текст я написал с легкой руки Григория Марченко, попросившего меня рассказать о том, как создавалась платежная система Казахстана. Повествование получилось очень личным: это мое видение, мой

Из книги Финансы как творчество: хроника финансовых реформ в Казахстане автора Марченко Григорий

Приложение 2 Наилия Абдулина. Реформирование системы бухгалтерского учета Казахстана Необходимость изменить систему бухгалтерского учета в банковской системе Казахстана назрела по целому ряду причин. Во-первых, страна ввела собственную валюту – тенге, и уже одно

Из книги Советская экономическая культура: Наследие и пути модернизации автора Кузьминов Ярослав Иванович

Методы изменения советской экономической культуры Предварительно должны быть обеспечены институциональные условия изменения ЭК. Они включают:- законодательные и нормативные рамки экономической деятельности,гарантирующие необходимые изменения общественного

автора

70. РЕФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Одной из самых главных задач было решение продовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из глубокого и затяжного кризиса. Еще нельзя было открыто признаться в полной неэффективности полукрепостной колхозной

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

72. СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА В ЭПОХУ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Анализ развития страны в 1960-1980-е гг. представляет немалую сложность. Это один из наиболее противоречивых периодов в истории Отечества, насыщенный

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

76. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Причины нынешнего кризиса в экономике надо искать в структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на

Из книги Экономические теории и цели общества автора Гэлбрейт Джон Кеннет

Глава I Функции экономической системы и экономической теории Глава II Неоклассическая модель Глава III Неоклассическая модель II: Государство Глава IV Потребление и концепция домашнего хозяйства Глава V Общая теория высокого уровня развития Часть II. Рыночная

Из книги Советская система: к открытому обществу автора Сорос Джордж

Глава IV. Распад «советской системы» Позвольте предложить вашему вниманию некий обзор того, что, на мой взгляд, сейчас происходит. Этот обзор подкреплен некоторыми теоретическими моделями и теорией истории. В настоящий момент мы являемся свидетелями того, как в лице

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

В период существования Советского союза, которое длилось не одно десятилетие, сменилось несколько политических и экономических режимов. Поэтому экономика СССР может рассматриваться поэтапно, в зависимости от правителя и конкретного времени.

Этапы экономического развития СССР

  • Экономика 20-30-х годов;
  • Довоенная экономика СССР;
  • Экономика СССР во время Войны;
  • Экономика СССР в послевоенное время:
  • после войны;
  • Экономика СССР в период хрущевской оттепели;
  • Экономика СССР в период брежневского застоя;
  • Экономика СССР в период Перестройки.

Рассматривая состояние развития экономической сферы последовательно, необходимо остановиться на каждом её этапе в отдельности. Каждый раздел экономики СССР в истории содержит в себе особенности, которые характерны для определённого правителя и времени.

Экономика 20-30-х годов

  1. В это время возникла , которая представляет собой целую систему организационных действий. Основные усилия направлялись против разрастания кризиса, и поэтому политические деятели принимали меры, чтобы стабилизировать ситуацию:
  • Свобода производителям. Для них предоставлялись все условия, чтобы спокойно наладить производственные процессы. К этому направлению можно отнести подъём сельского хозяйства, увеличение объёмов производства и сбыта. Налоги в этом время были ниже, чем обычно.
  • Помощь крестьянству. В 1922 году наблюдается усиление помощи крестьянам, поэтому для них новая экономическая политика (нэп) была прогрессивной. После выплаты налога государству, который в это время сократился на 10%, у крестьянина оставались свободные денежные средства, которыми он распоряжался на своё усмотрение.
  • Возникновение свободной торговли, возможность безденежного обмена продуктами.
  • Поддержание статуса Государственного банка, который работал по принципу хозяйственного расчёта и получал доходы за счёт кредитования хозяйствования (производства, торговли или сельского хозяйства).
  • Становление государственной валюты.

Необходимо отметить, что нэп входила в жизнь советского человека постепенно, и также успевала проявить себя в различных сферах и отраслях народного хозяйства. В результате столкновения с многочисленными недовольствами эта политика прошла через ряд кризисных моментов. Ведь происходило непропорциональное развитие отраслей в народном хозяйстве страны, и решение проблем исключительно старыми методами представлялось очень трудным. Также возрастала напряжённость и между слоями населения, поэтому нужно было искать выход из ситуации.

Для того чтобы возобновить промышленность в стране, был выдвинут план, который составлялся по пятилеткам и должен был выполняться безоговорочно. Ставились задачи в виде ежегодного увеличения капитала, а также увеличения производства на 30%. В это время верх взяла Сталинская модель развития экономики, при которой сельские хозяйства объединялись в коллективы, и это делалось с той целью, чтобы вывести страну на новый уровень развития.

После нескольких попыток проведения пятилеток, они вошли в план развития промышленных предприятий, и привели к серьёзным экономическим результатам, но несмотря на это, уровень потребления людей оставался низким. К преимуществам развития экономики в этот период можно отнести следующие:

  • многие люди получили образование и смогли устроиться на работу;
  • русский народ повысил свой статус и уровень состоятельности.

В целом данный этап представляет собой краткосрочный скачок в индустриальное общество из аграрного, а также появление перемен.

Довоенная экономика СССР

Перелом в экономике, произошедший в 20-е годы, создал базу для строительства социализма, основными характеристиками которого являются государственное производство, отсутствие частной собственности. Основной задачей такой экономики являлась индустриализация.

Верх взяли принципы директивности, помимо этого снизились темпы развития. В это же время начались разрабатываться новые модели техники, появился такой пункт, как показатели.

В 1932 ввели систему прописки и наличия паспортов. Запретили увольнять рабочих, проводились многочисленные меры касательно трудовой дисциплины. Так, этот этап характеризуется скачком в развитии экономической сферы.

Экономика СССР в период Войны

СССР по объёму производства в довоенное время уступал Германии, поэтому первые полгода войны для страны были самыми тяжёлыми. Так, за короткий период вся экономическая система была переведена на производство военной техники. Правительством принимались планы поквартально на 1941 год, при этом система трудоустройства изменилась коренным образом. Так, рабочий день для взрослого человека составлял 11 часов при шестидневке, и впоследствии на работу принимали даже подростков 14 лет. 1 июля 1941 года на предприятиях были созданы отделы, которые могли улучшить экономическую ситуацию. В это время было принято много некомпетентных решений, а также допущено много ошибок, и можно рассмотреть показатели на протяжении военного времени. Ежегодно наиболее важные показатели ухудшались в своём значении.

В это время создавались не самые благоприятные условия для развития аграрной сферы, весь урожай отдавался государству, сбор зерновых культур в 1942 году сократился по сравнению с 1940 г. в 3 раза. Основная цель предприятий была прокормить армию и создать условия для предстоящей победы. Так, СССР характеризуется следующими моментами:

  • Перевод производства за короткий период в военную сферу;
  • Тоталитарный режим, который оказал двоякое влияние на развитие и становление военной экономики СССР;
  • Необходимость в развитии экономики.

Экономика СССР в послевоенное время

Восстановление экономики в послевоенное время

В это время экономическая ситуация в СССР была ужасающей и нестабильной. Русская армия утратила много человек, а также многие предприятия были разгромлены и остановлены в своём производстве. С духом победы советским людям приходилось в очередной раз совершать прорыв за короткое время и восстанавливать экономику.

Так, произошёл очередной скачок экономики в послевоенное время, который был вызван рядом факторов:

  • репарации от Германии суммой в 4,3 миллиарда долларов;
  • труд военнопленных из Германии;
  • создание СЭВ (совет экономической взаимопомощи) в 1949 году.

Также сыграли свою роль и внутренние факторы – это принудительные займы, мобилизация экономики и обмен товарами.

Согласно данным, которые имеются, послевоенный план на перспективу в целом был выполнен, а по некоторым отраслям наблюдалось даже перевыполнение плана. Однако в в 1946 году значительно превысили вложения, которые были сделаны до войны, и сумма вложений стала больше в 2-3 раза. В послевоенное время на территории СССР практически не оставалось районов, в которых не осуществлялось бы строительство промышленных предприятий или жилых зданий.

На протяжении четвёртой пятилетки произошло восстановление текстильной промышленности, а также пищевой, швейной и трикотажной. Однако объём производства их продукции по сравнению с 1940 годом увеличился лишь на 17%. Предметы потребления также имели некоторые отставания и низкие темпы роста, поскольку сельское хозяйство восстанавливалось медленными темпами. На такой ситуации очень сильно сказались потери в аграрной области, а также сыграла свою роль и недостаточно эффективная программа развития сельского хозяйства.

Для того чтобы повысить отдачу сельскохозяйственной отрасли, Сталиным был принят грандиозный план по преобразованию природы, которое предусматривало создание лесных полос для задержания влаги и другие мероприятия. Однако в результате таких преобразований был нарушен экологический баланс. За послевоенный период население страны возросло на 30-40 миллионов человек, поэтому остро вставала проблема продовольствия.

В 1974 году образовался Государственный комитет, который предполагал снабжение хозяйства оборудованием.

Экономика СССР в период хрущевской оттепели

Второй период экономики СССР характеризуется окончанием сталинского периода и приходом к власти Хрущёва. Хрущевская оттепель внесла изменения, они и положили фундамент для дальнейшего развития. Одной из основных задач нового правительства стало принятие решения продовольственной проблемы, а также вывод сельского хозяйства на новый уровень развития.

Экономика находилась на очень низком уровне, и тому способствовал ряд причин:

  • приоритетом для правительства на тот момент выступали политические предпосылки;
  • министерства имели разногласия;
  • финансирование было недостаточным;
  • наблюдались недостатки в работе колхозов и совхозов.

В этот период преобладали административные методы хозяйствования, а следовательно – колхозы и совхозы не были самостоятельными. В 1953 году прошла реформа, которая, к сожалению, затронула далеко не все отрасли развития экономики, поэтому носила временный характер. Хрущёв также выдвинул предложение о том, чтобы перегнать Америку в области посева определённых культур, и данное предложение носило непродуманный и очень резкий характер. В 1958 году было принято решение о том, чтобы ликвидировать МТС, и такой подход к делу привёл к тому, что долги колхозов перед банками существенно возросли. Многие рабочие не хотели отправляться в колхозы, а хотели жить в других местах, поэтому данная отрасль потеряла множество работников. В 1963 году погодные условия выдались не самые лучшие, и был собран слабый урожай.

Основным недостатком проводимых реформ являлся тот, что они носили непоследовательный характер. По плану объём производства должен был иметь темп роста 70%, и фактически получилось 10%.

Изменения подобного рода происходили не только в сельскохозяйственном секторе, но и в области промышленности. Внимание стало уделяться техническому уровню производства, а также и энергетической базе. В это время скачки в своём развитии совершили такие сферы, как атомная и космическая промышленность, а также химическая промышленность.

Экономика СССР в период Брежневского застоя

Брежневский застой – ещё один этап в экономике СССР. Поскольку предыдущий период Хрущевской оттепели принёс в экономическую составляющую советского союза немало изменений, то в этот период экономика не нуждалась в проведении колоссальных мероприятий, и всё, что было необходимо – это поддержать и наладить существующий уровень развития. Этот период характеризуется стабильностью и ростом благосостояния граждан и обладает двояким значением. С одной стороны, это стабильность и строительство большого количества домов, а с другой – это отсутствие роста. В это время в советском союзе осваивался космос, росла , появлялось всё больше людей с высшим образованием, которые становились талантливыми учёными, врачами.

В этот период аграрная сфера находилась далеко не в лучшем состоянии, поскольку рост остановился, и необходимо было провести ряд реформ для стабилизации состояния.

Экономика СССР в период перестройки

В целом перестройка представляет собой переход к рыночным отношениям. Перестройка предполагает коренное изменение существующего строя и создание нового. В первой половине данного этапа изменений практически не происходило, однако, потом начали налаживаться отношения с западом, появляется так называемое новое мышление, а также рассматривается частное как способ улучшения экономической ситуации.

Перестройка сыграла важную роль в развитии экономики СССР, и вывела страны, входящие в состав Советского Союза, на новый уровень развития.

Так, экономика СССР время от времени терпела колоссальные изменения и переживала падения и взлёты. И можно с уверенностью сказать, что экономика СССР имела высокие темпы развития и вывела все страны на новый уровень развития.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

  • 7.Формирование сословной системы организации общества: реформы Петра 1, век Ектерины 2
  • 8.Особенности и основные этапы экономического развития России в 17-18 вв.
  • 11.Российская экономика 1861-1913 гг: создание общенационального рынка; причины успехов и неудач на пути индустриального развития
  • 12.Россия 1861-1913 гг: положение крестьянства (пользование землей, быт, достаток, политические интересы)
  • 13.Россия в 1861-1913 гг: положение рабочего класса (условия труда, заработки, цены в стране, политические интересы)
  • 15.Основные политические партии России в начале 20 в, их социальные программы
  • 16.Царицын 1861-1913 гг: экономика, уровень жизни, политические интересы буржуазии
  • 19.Россия в марте-октябре 1917 г: хроника исторических событий
  • 20.Экономическая политика Временного правительства (государственное управление экономикой, начало создания плановой системы)
  • 21.Социально-экономическое положение классов и их политические интересы в период правления Временного правительства
  • 22.Причины падения Временного правительства
  • 23.Царицын: экономика, политические интересы основных социальных групп, революционные события в 1917-1918 гг.
  • 25.Сущность социалистической идеи. Ленинизм об организации производства и распределения в социалистической России
  • 27.Царицын: становление Советской власти, революционные преобразования
  • 29.Формирование централизованной, плановой системы управления в ссср в 1930-е гг. На основе монополии государственной собственности
  • 30.Коллективизация сельского хозяйства: успехи и просчеты
  • 31.Индустриализация: новые подходы в условиях Советской власти
  • 32.Сталинград: индустриализация (строительство тракторного завода, появление новых вузов, культурная жизнь города)
  • 34.Опыт цивилизаций: 1940-е гг. (Европа в годы войны. Послевоенная экономика Германии – социально-экономические реформы л. Эрхарда. Сша – внутренняя реакция, маккартизм, нато)
  • 35.Мобилизационные действия Советской власти на разгром немецко-фашистских захватчиков. Трудовой и боевой подвиг россиян
  • 36.Сталинград: всемирно-историческое значение разгрома немецко-фашистских войск. Великий подвиг армии и народа
  • 37.Опыт цивилизаций: 1950-е гг. (Реформы в Китае, «функциональный социализм» в Швеции)
  • 38.Россия в 1950-е гг.: реформы н.С. Хрущева (стремление сочетать энтузиазм трудящихся и материальную заинтересованность в производстве и распределении)
  • 39.Россия в 1950-е гг.: жизненный уровень трудящихся (цены, заработки, жилищные условия)
  • 40.Сталинград: послевоенное возрождение города
  • 43.Хрущевская «оттепель»: надежды и реальность
  • 44.Волгоград в 60-е гг.: строительство Волго-Донского судоходного канала, Волжской гэс, создание новых отраслей промышленности, культурное развитие
  • 46.Российская экономика в 1970-е гг.: начало падения темпов развития промышленного и сельскохозяйственного производства
  • 47.Россия в 1970-е гг.: поиски путей повышения жизненного уровня населения
  • 49.Экономика России в 1980-е гг.: попытки совершенствования социализма, реформы м. Горбачева
  • 50.Россия 1980-е гг.: «перестройка» в политической и общественной жизни
  • 51.Волгоград в 1970-80-е гг.: основные проблемы экономического и социального развития. Условия жизни различных социальных групп
  • 52.Опыт цивилизаций: 1990-е гг. (экономический подъем в Европе. Сша, Клинтон – социальные программы. Китай – экономические успехи, рост жизненного уровня населения)
  • 53.Распад ссср: различные точки зрения
  • 54.Шоковая терапия начала 1990-х гг. В России
  • 55.Экономическое положение основных социальных групп России в 1990-е гг. (интеллигенция, рабочие, итр, сельские жители)
  • 49.Экономика России в 1980-е гг.: попытки совершенствования социализма, реформы м. Горбачева

    К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально- экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся государств. Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.

    Антиалкогольная реформа. Изначальная задумка реформы была весьма положительной - уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к таким результатам:

    Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно пустела.

    Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.)

    Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения

    Многомиллиардные убытки бюджета

    Кадровые реформы в правительстве. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.

    Общественные и социальные реформы. В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

    Реформы во внешней политике. В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско- американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом.

    Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

    Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.

    Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций

    Во время визита Михаила Сергеевича в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.

    Реформы политической системы СССР. Верховный совет СССР принял 2 закона “Об изменениях и дополнениях Конституции СССP” и “О выборе народных депутатов СССР” По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию (отменена 6-я статья).

    Экономическая реформа. К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

    2.1. Курс на «ускорение социально-экономического развития»

    2.2. Второй этап экономических реформ

    2.3. Начало перехода к рынку

    2.1. КУРС НА «УСКОРЕНИЕ

    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

    Не вызывает сомнения тот факт, что с избранием в марте 1985 г. М.С. Горбачева на пост генерального секретаря ЦК КПСС часть партийной элиты связывала надежды на обновление, в рамках сложившейся социалистической системы, всех сторон жизнедеятельности советского общества, но прежде всего экономики страны.

    Страна находилась в преддверии глубокого политического, социального, а также экономического кризисов. При этом реального представления о глубине назревающего кризиса не было даже у высшего партийного руководства. Между тем уже в начале 80-х годов XX в. стало очевидным технологическое отставание СССР. На мировом рынке большинство производимых товаров в СССР являлись неконкурентоспособными. Они не отвечали предъявляемым на мировом рынке требованиям качества продукции. Причина этого скрывалась в том, что в 60-70-е годы XX в. экономика СССР держалась главным образом за счет развития добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности. Поэтому решение экономических вопросов страны осуществлялось за счет экспорта невосполнимых природных ресурсов, прежде всего нефти. Тогда как отрасли производящей промышленности фактически не развивались.

    Достаточно медленно шел процесс переоснащения предприятий современным производственным оборудованием. С каждым годом увеличивалось количество убыточных предприятий. Показательно то, что годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.) характеризуются практически отсутствием экономического роста. К серьезным диспропорциям в экономике привела достаточно высокая степень ее милитаризации. В это же время наблюдается тенденция роста полулегальной и незаконной производственной и торговой деятельности в экономике страны. В результате деятельности теневой экономики государство недополучало миллиарды рублей в бюджет.

    На состоявшемся в апреле 1985 г. Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития». Согласно этому курсу предполагалось, что решение назревших проблем было вполне возможно в рамках действующей социалистической системы в СССР. Высшее руководство страны в жизнеспособности социализма в СССР не сомневалось. Вследствие этого основное содержание экономического реформирования заключалось в необходимости наиболее полного использования потенциала социалистической системы, чтобы преодолеть тенденцию снижения темпов экономического роста. Исходя из этого, в основу программы экономических преобразований легло решение вопросов структурной реорганизации управления народным хозяйством, технического усовершенствования предприятий, рационального использования действующего производственного потенциала, укрепления трудовой дисциплины и т.д. Особое внимание было уделено развитию отечественного машиностроения. Планировалось в достаточно короткие сроки поднять эту отрасль. Это, по мнению реформаторов, позволило бы в дальнейшем простимулировать подъем в других отраслях промышленности, улучшить благосостояние людей в СССР.


    Утвержденный в феврале 1986 г. XXVII съездом КПСС двенадцатый пятилетний план (1986-1990 гг.) принципиально не отличался способами и методами выполнения от пятилеток прошлых лет. Более того, заданные в пятилетнем плане темпы экономического роста не отвечали подлинно сложившимся условиям и возможностям развития государства.

    В целом выдвинутая программа социально-экономических преобразований оказалась непоследовательной. М.С. Горбачеву не удалось за счет планируемого быстрого подъема и развития машиностроительной отрасли стабилизировать экономическое положение страны. Это лишь еще более усилило инфляционные процессы в экономике. В стране уменьшается объем производства. На оптовом и потребительском рынках растет дефицит. В дополнение ко всему этому реализация нового курса вступала в серьезные противоречия с действующей командно-административной системой.

    Проведение программы преобразований наталкивалось на открытое сопротивление наиболее консервативных членов партии. Ситуация заметно не изменилась даже после того, как к началу 1987 г. на 70 % был обновлен состав членов Политбюро, на 60 % - секретарей областных партийных организаций, на 40 % - членов ЦК КПСС. Не удалось улучшить положение и созданием Советов трудовых коллективов, которые на местах должны были способствовать реализации курса «ускорения». Желаемого успеха не принесли меры по улучшению трудовой дисциплины. В частности, непоправимый ущерб экономике и финансовой системе страны нанесло постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В результате явно непродуманной антиалкогольной кампании государство не досчиталось поступлений в бюджет за 1985-1987 гг. на сумму 70 млрд. руб. Нехватка заводской спиртовой и винной продукции на прилавках магазинов, подъем на нее цен привели к огромному росту в стране самогоноварения и токсикомании. Между тем процесс падения производственной дисциплины продолжался.

    В целом к концу 1986 г. состояние экономики страны ухудшилось. А в начале 1987 г. в стране наступает спад производства. Он символизировал начало экономического кризиса. Причины скрывались значительно глубже, чем в простой недоработке программы ускоренного социально-экономи-ческого развития. Стоял вопрос о необходимости перестройки всей структуры экономики, принципов и способов ее организации. Однако в рамках действующей командно-административной системы этого достичь было невозможно. Пока руководство СССР, во главе с М.С. Горбачевым, было не готово к таким кардинальным экономическим изменениям. В итоге была принята новая попытка в рамках старой системы преодолеть кризисные явления экономики. Летом 1987 г. на рассмотрение Пленума ЦК КПСС была представлена подготовленная экономистами, совместно с правительством страны, программа реформ. В основу реформы была положена идея о необходимости предоставления большей самостоятельности трудовым коллективам, и прежде всего при использовании средств предприятий в области арендных отношений. Предполагалось оказать содействие кооперативной, индивидуальной трудовой деятельности. Этими мерами реформаторы стремились преодолеть «тотальное огосударствление экономики».

    В итоге в июне 1987 г. Верховный Совет СССР принял закон «О государственном предприятии (объединении)». Закон вступал в силу с 1 января 1988 г. Согласно закону предполагалось перевести предприятия на полный хозрасчет. Этой мерой правительство хотело сделать предприятие основным звеном народного хозяйства, расширить возможности производителя. Исходя из этого закон заменял директивное планирование на «направляющее». Новым для советской экономики стало то, что вводилась система прямых заказов. По закону потребитель и органы материально-технического снабжения могли напрямую у предприятий делать заказы на необходимую им продукцию. Таким образом, предприятия получали достаточно широкие самостоятельные права при выпуске продукции.

    По закону предприятиям предоставлялась также и возможность непосредственно самим сбывать свою продукцию. Кроме этого, они могли в полном объеме управлять своим имуществом, организовывать кооперативы и совместные предприятия, принимать участие во внешнеэкономической деятельности. Эти изменения в положении предприятий привели к переоценке договорной системы. Законом, совершенно справедливо, предполагалось, что хозяйственный договор должен был четко фиксировать внешние связи предприятия. Примечательно, что важное правовое осмысление в хозяйственном договоре получили вопросы прав и обязанностей договаривающихся сторон, а также их экономическая ответственность при невыполнении обязательств. В законе разрешалось использование трех видов цен - «централизованных, договорных и свободных». В нормативном акте было уделено внимание и такому важному вопросу, как инвестиционная политика. Предприятия получили возможность, помимо централизованной, проводить в некоторых случаях (при реконструкции, расширении, техническом перевооружении производственных мощностей) свою самостоятельную инвестиционную деятельность.

    Таким образом, закон значительно расширял возможности производственной деятельности предприятий, предоставляя им право выбора, инициативы при разрешении поставленных перед ними хозяйственных задач.

    Однако уже с первых дней реализации закона на практике проявился целый ряд недоработок. Много в нем было непоследовательно. Без внимания в законе остался важный для предприятий вопрос относительно льготных, приоритетных и конкурсных условий выполнения госзаказа. По сути дела, при осуществлении госзаказа был сохранен старый директивный способ его реализации. Предприятия, выполняя госзаказ, не получили гарантированных экономических стимулов. Они по-прежнему оставались частью «административного централизованного планирования». Продуктивность деятельности предприятий, так же как и ранее, зависела от выполнения процентных показателей общего плана, который устанавливался сверху. Существенной трудностью при управлении материально-техни-ческим снабжением, сбытом и ценами стало отсутствие опыта коммерческой деятельности у руководителей предприятий. Более того, предприятиям было довольно непросто реализовывать предоставленные законом возможности самостоятельной хозяйственной деятельности в условиях постоянного административного вмешательства министерств.

    Предприятия так и не получили реальных экономических стимулов для эффективной производственной деятельности. Дело в том, что была сохранена старая, традиционная для советской экономики система нормативного распределения прибыли предприятий. Согласно этой системе из прибыли эффективно действующих предприятий изымалась солидная часть денег на содержание вышестоящих организаций и убыточных предприятий. При централизованной системе распределения средств в росте производства не были заинтересованы как прибыльные, так и убыточные предприятия. Руководители эффективно действующих предприятий не имели возможности накопления средств для инвестиционных целей. В свою очередь руководители убыточных предприятий имели гарантированную возможность получения финансовой помощи от государства.

    2.2. ВТОРОЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

    На состоявшейся в июне-июле 1988 г. XIX конференции КПСС выбор был сделан в пользу реформ. Процесс преобразования получил необратимый характер. М.С. Горбачевым на заседаниях конференции было предложено документально зафиксировать модель «гуманного, демократического социализма». Важным событием XIX партконференции стало обсуждение вопроса о реформировании политической структуры страны. Это создавало условия для дальнейшего экономического реформирования.

    В июле 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР». Этой мерой правительство СССР стремилось преодолеть полное огосударствление экономики. По закону планировалось создать равноправные условия хозяйственной деятельности для кооперативного и государственного секторов экономики. Наличие конкуренции на рынке товаров и услуг, по мнению руководства страны, позволило бы активизировать деятельность государственного социального сектора экономики. Правительство пыталось с помощью экономических соревнований, конкуренции между государственными предприятиями и кооперативами стабилизировать экономику, создать дополнительные стимулы для развития государственного сектора.

    Результаты этого экономического соревнования превзошли все ожидания. Кооперативный сектор стал достаточно быстро развиваться. Таких темпов никто не ожидал. Только за первый год число кооперативов увеличилось в шесть раз. Они стали серьезным конкурентом для государственных промышленности и сферы услуг.

    Рост неподконтрольного государству сектора экономики вызвал опасения у партийного руководства, центральных и местных властей. Сложившейся ситуацией были недовольны и руководители государственных предприятий. Развитие кооперативов не устраивало и большую часть населения страны, так как это было связано с ростом цен на рынке товаров и услуг. Все эти обстоятельства привели к тому, что началась активная законотворческая деятельность государства, направленная против развития кооперативного сектора экономики. Центральными и местными органами власти был принят целый комплекс мер, которые подрывали экономические основы развития кооперативов. Однако кооперативы все же продолжали развиваться.

    Еще более сложной, чем в промышленности, была ситуация в аграрной отрасли экономики. В 80-е годы XX в. ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместно приняли свыше 80 постановлений по развитию сельского хозяйства, в эту отрасль было вложено 120 млрд. руб., но, несмотря на это, улучшений так и не произошло. Не удалось разрешить сложившиеся к этому времени противоречия в аграрной отрасли экономики и специально созданному в начале перестройки Агропрому. Положение с каждым годом ухудшалось. В конце 80-х годов XX в. обычным явлением становится отсутствие на прилавках магазинов отечественной сельскохозяйственной продукции. Все более растет зависимость этой продукции от импорта. И что самое печальное, ввозимая в страну за валюту импортная сельскохозяйственная продукция не явилась чем-то особенным и вполне могла производиться внутри страны. Более того, и так невысокие темпы прироста в аграрной сфере экономики в первой половине 80-х годов XX в. (1984-1986 гг. - 2,6 %) к концу десятилетия снижаются (1987-1989 гг. - 1,5 %). Ежегодный спрос населения на продукцию сельского хозяйства оставался не удовлетворенным на 50 млрд. руб. Ситуация еще более осложнялась тем, что пустели деревни. Люди уезжали целыми семьями. Не хотела оставаться в деревне и молодежь, для которой городская жизнь была более привлекательной. Она раскрывала больше возможностей для собственной реализации. Основная причина тяжелого положения аграрного сектора экономики заключалась в нежелании правительства видеть в крестьянине прежде всего хозяина земли, даже на арендных, договорных условиях.

    Существование командно-бюрократической системы управления экономикой не позволяло крестьянину чувствовать себя собственником производимой продукции. Вследствие этого он не был заинтересован ни в результате и качестве своего труда, ни в улучшении производительности сельского хозяйства за счет использования новых технологий и семян, покупки современной техники и породистого скота. Стоял вопрос о радикальных реформах в аграрной отрасли экономики. Выдвинутые предложения о развитии фермерского хозяйства, создании крестьянских кооперативов наталкивались на препятствие со стороны партийного и государственного руководства. А между тем положение в сельском хозяйстве становилось все тяжелее. В начале 90-х годов XX в. в стране начался хлебный кризис. И это в условиях, когда в 1990 г. был получен рекордный по объему урожай - 300 млн. тонн зерна.

    В экономике страны все более усиливаются кризисные явления. Уже стало вполне ясно, что заложенная в очередной двенадцатой пятилетке программа реформ и темпы экономического роста не выполнимы. Существовавшие на первом этапе перестройки благоприятные возможности для разгосударствления промышленного сектора экономики и создания рыночных отношений, преобразования сельского хозяйства, сокращения бюджетного дефицита и т.п. были упущены. В СССР встала достаточно остро проблема насыщения потребительского рынка товарами. Это было особенно необходимо в условиях роста денежного дохода населения. Из данных статистики о социально-экономическом положении населения СССР конца 80-х - начала 90-х годов XX в. следует, что среднедушевые денежные доходы семей рабочих и служащих в номинальном выражении выросли в 1989 г. на 8 % по сравнению с 1983 г., а в 1990 г. еще на 10 % по сравнению с 1989 г. Так, если в 1985 г. среднемесячная зарплата рабочих и служащих народного хозяйства составляла 190 руб., то в 1988 г. - 220 руб., 1989 г. - 240 руб., 1990 г. - 270 руб. В кооперативах в 1990 г. среднемесячная зарплата рабочих составляла 450 руб. Показательно, что с 1986 г. до лета 1989 г. денежные доходы населения выросли на 105 млрд. руб. Темпы прироста средней заработной платы в 1988-1989 гг. в три раза превышали прирост национального дохода.

    К началу 90-х годов XX в. спрос населения на потребительском рынке товаров и услуг был не удовлетворен на 165 млрд. руб. Сложившуюся ситуацию изменить было не под силу и действующим кооперативам. Проданных ими товаров и выполненных услуг в 1990 г. на сумму 70 млрд. руб. было явно недостаточно. Покупательная способность рубля падает. В 1988 г. эмиссия денег увеличилась в 4 раза по сравнению со среднегодовой 1981-1985 гг. Рост инфляции за 1989 г. составил 7,5 %, 1990 г. - свыше 19 %. В стране растет «черный рынок», на котором устанавливается своя цена, явно завышенная, на многие дефицитные товары.

    В дополнение ко всему кризисные явления в экономике еще более осложнялись социальной напряженностью, вызванной отсутствием товаров первой необходимости. Так, летом 1989 г. возникла острая нехватка сахара и моющих средств, осенью этого же года - чая. Летом следующего года разразился «табачный кризис» при избытке этой продукции в стране. Сложная ситуация складывалась в шахтерских регионах. Ухудшение обеспечения их промышленными и продовольственными товарами стало сигналом к началу лета 1989 г. массового шахтерского забастовочного движения в Кузбассе, Донбассе, Карагандинском бассейне. В протоколе «О согласованных мерах между региональным забастовочным комитетом Кузбасса и комиссией ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС» было отмечено, что «…в Кузбассе в результате длительного отставания социальной сферы обострилось социально-экономическое положение. Это явилось следствием диктата и произвола министерств и ведомств, попустительства местных партийных и советских органов, ухудшения снабжения населения продуктами питания и товарами первой необходимости».

    Результатом массовых шахтерских забастовок стало принятие Верховным Советом СССР закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Однако закон так и не смог решить целиком возникшие противоречия в шахтерских регионах.

    Со второй половины 1989 г. в стране росло массовое социальное недовольство по отношению к проводимым экономическим реформам. И это вполне объяснимо. Многие люди, выросшие и воспитанные в духе советских традиций, в условиях плановой антирыночной экономики были просто не готовы приспособиться к быстро меняющейся ситуации. Происходящие изменения вели к глубокому социальному и духовному перелому в сознании людей. В этих условиях авторитет горбачевского руководства в стране падает. М.С. Горбачев, в том числе и правительство СССР, возглавляемое Н.И. Рыжковым, столкнулись с кризисом доверия. Помимо продовольственного в стране начинается топливный, энергетический и транспортный кризисы.

    2.3. начало перехода к рынку

    Весной 1990 г. в большинстве союзных республик состоялись выборы в высшие органы власти и местные Советы. Это стало следующей ступенью политического развития на пути построения правового государства. В этих условиях была принята еще одна попытка административными мерами стабилизировать экономику страны. Верховным Советом СССР был принят закон «О собственности в СССР». Он расширял возможности разгосударствления производства путем создания собственности трудового коллектива, альтернативной государственной. В июне этого же года Верховным Советом СССР был принят еще один закон - «О предприятиях в СССР». Этот закон создавал равноправные условия экономической деятельности для разнообразных видов предприятий (государственных, кооперативных, акционерных, арендных и т.д.). Были значительно расширены права предприятий в вопросах планирования, ценообразования. Между тем состояние экономики все более ухудшалось.

    В докладе М.С. Горбачева, произнесенном 2 июля 1990 г. перед делегатами XXVIII съезда КПСС, была дана оценка предварительным итогам экономического реформирования страны за 4 года 12-й пятилетки. В целом, несмотря на отдельные позитивные результаты преобразования (более высокие темпы прироста в сфере производства товаров народного потребления, чем в отраслях, выпускающих средства производства; увеличение в 2 раза среднегодового темпа прироста непроизводственных инвестиций; динамика роста натуральных показателей в обеспечении населения товарами; увеличение по сравнению с предыдущей пятилеткой среднегодового прироста товарооборота и т.п.), общее социально-экономическое положение страны генеральным секретарем оценивалось как крайне тяжелое. В особенности на потребительском рынке, когда денежные доходы населения росли значительно быстрее, чем производство товаров.

    При этом примечательно, что М.С. Горбачев в качестве одной из основных причин сложившейся ситуации назвал противодействие реформированию со стороны старых структур бюрократического управления, которые стремились сохранить административно-командную систему руководства экономикой.

    Выходом из сложившейся ситуации М.С. Горбачев считал переход к рыночной экономике. По его мнению, формирование новой экономической модели в СССР откроет все необходимые условия для повышения стимулов хозяйственной и деловой активности, жизненного уровня людей, уравновешивания спроса и предложения, создания разнообразных форм собственности и современной рыночной инфраструктуры. Тем самым появятся новые возможности для роста эффективности экономики.

    В итоге в резолюции XXVIII съезда КПСС «О политике КПСС в проведении экономической реформы и переходе к рыночным отношениям» было отмечено: «Политическая и организаторская деятельность партийных организаций и комитетов должна быть направлена на формирование в обществе глубокого понимания того, что переход к рынку не имеет альтернативы и что такой переход - не самоцель, а средство повышения эффективности труда, достижения качественно нового уровня жизни народа, укрепления свободы и демократии, сохранения целостности Советского государства».

    Началось свертывание плановой системы. Появляется целый ряд предложений по переходу к рынку. Условно все их можно разделить на две группы. Одна группа экономистов выступала за переход к рынку методом «шоковой терапии» по примеру Польши, где с января 1990 г. действовала также программа реформ, предусматривавшая быстрое финансовое оздоровление экономики. Другая группа экономистов была противниками такой стратегии перехода к рынку, опасаясь роста безработицы и инфляции. В связи с этим они выступали за более планомерный постепенный процесс реформирования экономики.

    В этих условиях правительством СССР разрабатывается своя программа пути перехода к рынку. Для этой цели была создана специальная комиссия, которую возглавил известный экономист Л.И. Абалкин. Согласно выработанной правительственной комиссией программе предусматривалось постепенное поэтапное реформирование экономики, ориентированное на сочетании государственного планирования с рыночными методами хозяйствования. Эту программу планировалось ввести в действие не раньше 1991-1992 гг.

    Почти одновременно с правительственной концепцией реформ появляется альтернативная ей программа Шаталина-Явлинского - «500 дней». План Шаталина-Явлинского был построен на возможности быстрого перехода к рынку посредством: разгосударствления и демонополизации экономики; создания рынка и рыночной инфраструктуры; ликвидации господства административно-командной системы руководства; перехода к свободным ценам и единому валютному курсу. Важным положением программы стала идея сохранения экономического союза между республиками страны.

    Появление двух принципиально отличающихся друг от друга программ перехода к рынку вызвало во властных кругах дискуссию. Пока шло обсуждение стратегии экономических реформ, М.С. Горбачевым была представлена программа «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике», которая была в октябре 1990 г. одобрена Верховным Советом СССР. Однако эта программа не создавала реальных возможностей для перехода к рынку. Предложенный план реформ во многом не учитывал стремления союзных республик, в частности РСФСР, которая поддерживала программу «500 дней». А между тем положение в стране все более осложняется. Усиливается противостояние Центра и республик.

    С начала 1991 г. в СССР наблюдается быстрый экономический спад. Реформаторы так и не смогли провести комплексную, последовательную программу экономических преобразований. Интересы монополистов и бюрократов ставились выше национальных. Курс правительства свидетельствовал о том, что государство по-прежнему было намерено решать экономические проблемы за счет населения. В январе 1991 г. правительство В. Павлова провело денежную реформу конфискационного типа, стремясь изъять накопленную населением денежную массу и снизить темпы инфляции. Однако эффект был обратным. Разрыв экономических связей, ликвидация СЭВ, снижение цен на нефть не позволяли правительству осуществлять вложения средств для проведения реформ. Это в свою очередь вело к возвращению государственного регулирования. Карточная система была наиболее ярким выражением кризиса. Практически все группы населения были недовольны проводимым курсом. Все это вызывало социальные «взрывы» в лице многочисленных забастовок, охвативших страну, и растущую веру населения в то, что только рыночные реформы (необходимо учесть контраст между уровнем жизни в развитых странах мира и в странах с социалистической системой) позволят найти выход из кризиса.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Всемирная история экономической мысли. В 6-ти т. Т. 6. Кн. 1. - М., 1997.

    История отечества в документах 1917-1993 гг. В 4-х ч. Ч. 4: 1945-1993 гг. / Сост. А.Г. Колосков, Е.А. Гевуркова, Г.А. Цветкова. - М., 1995.

    Логинов В. Причины кризиса советской экономики: воспроизводственный аспект // Вопросы экономики. - 1992. - № 4-6.

    Ольсевич Ю. Экономический кризис: причина или следствие «перестройки»? (к дискуссиям на Западе) // Вопросы экономики. - 1992. - № 4-6.

    Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. - 2002. - № 6.

    Фальцман В. Кризис Союза и будущее экономики России // Вопросы экономики. - 1992. - № 4-6.

    Черемисина Т.П. Становление рыночных предприятий в экономике России // ЭКО. - 2001. - № 4.


    Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики.

    Характер перестройки (1985-1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический кризис.

    С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева в СССР наступает период перестройки и смены социально-экономической системы (1985 - 1990-е годы). На первом этапе с марта 1985 г. по август 1991 г. в стране шел процесс пересмотра основ тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономической системы.

    Возникший в те годы термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в создании парламентаризма, гласности, ослаблении централизованного руководства экономикой, повышении прав и ответственности региональных органов власти. Все эти действия руководства страны имели положительную направленность и в этом несомненная историческая заслуга М.С. Горбачева. По сути дела это означало, что осуществлялся вариант реформирования экономики, когда при регулирующей роли государства должны были происходить постепенное разгосударствление части общественной собственности и внедрение в экономику рыночных отношений.

    Эта программа, разработанная и принятая в середине 1987 г., предполагала с целью перехода к регулируемой рыночной экономике социальную переориентацию, преобразование структуры экономики, реформу ценообразования и перестройку финансово-кредитной системы.

    В истории перестройки выделяют три этапа.

    1985-1986 гг.: период ускорения. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнования, укрепление трудовой дисциплины, антиалкогольная кампания); использование скрытых резервов (полная загрузка производственных мощностей, организация многосменной работы), резкое увеличение расходов на техническое обновление высшего партийного и государственного аппарата. Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере.

    1987-1988 гг.: «гласность» и перестройка. Идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе, а теоретическое обоснование - в последних работах В.И. Ленина. Закон «О государственном предприятии» (лето 1987). Министерства готовили контрольные показатели экономического развития на год и на их основе устанавливали государственный заказ предприятию. Все, что производилось сверх госзаказа, можно было реализовать на выгодных условиях по свободным ценам. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработной платы. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство.

    Существенных сдвигов в экономике не происходило. Сопротивление при этом росло. Горбачев принял сложное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности».

    1989-1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. К 1990-1991 гг. ситуация приобрела конфликтный характер. Рушились базовые структуры советской системы.

    К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов.

    Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

    Интересы народа были принесены в жертву борьбе за власть, а экономика стала заложницей политики - все предлагаемые программы ее стабилизации оказались обреченными. Центральное правительство не смогло улучшить экономическое положение - экономический кризис углублялся, а политическая обстановка в стране вышла из-под контроля.

    Развернулась борьба с коммунистической идеологией; особым нападкам подвергались такие понятия, как интернационализм, классовая борьба, пролетарская солидарность, дружба народов. При этом националисты во всех республиках СССР на основе исторических построений и искажений экономических расчетов стремились доказать, что одни нации живут за счет труда других. В условиях такого многонационального государства, как СССР, эта пропаганда носила деструктивный характер, способствовала формированию в обществе сознания необходимости и неизбежности развала государства. Главную роль в этой пропаганде играла националистически настроенная интеллигенция, которая по сути дела была идеологом и рупором националистической партийной элиты и представителей уголовно-теневой экономики. Все они стремились к власти, к достижению своих узкогрупповых интересов и были против крепкой центральной власти, которая мешала им в достижении их целей. Поэтому они разжигали межнациональные конфликты, которые в конце 80 - начале 90-х годов прокатились по стране (в Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане, Киргизии, Молдавии и других республиках). Именно они способствовали развалу государства, и из партийных функционеров и представителей националистической интеллигенции вышли лидеры, впоследствии ставшие главами новых государств, созданных на развалинах СССР.

    Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионов в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей по сравнению с прежним периодом доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды государства.

    Потребовалась разработка методических подходов к решению вопроса о так называемом региональном хозрасчете, когда объем национального дохода, оставляемый в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны. При этом имелась в виду также задача приглушить иждивенческие тенденции в отдельных регионах.

    Однако этот вопрос не был и не мог быть решен: 1) шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следовательно, расходов на содержание ВПК. Поэтому у государства не имелось возможности для увеличения доли национального дохода, оставляемой в распоряжении регионов; 2) из-за того, что в стране действовала искаженная система цен (цены на сырьевые ресурсы были необоснованно занижены, а цены на конечную продукцию завышены), объем созданного национального дохода в республиках с преимущественно сырьевым производством не отражал их истинного вклада в экономику государства.

    Кроме того, искажали показатели вклада республик в экономику государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов - налог с оборота взимался главным образом с товаров народного потребления, и он имелся в тех республиках, где эти товары производились. В сырьевых республиках в результате проводимой политики специализации и кооперации производства предприятий, производящих товары, было недостаточно, а следовательно, налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения доходами бюджетов этих республик им из союзного бюджета выделялись дотации, что создавало видимость иждивенчества этих республик.

    Это нашло отражение и в борьбе союзного и республиканских парламентов. Пришедшие на гребне волны демократического движения в эти парламенты экономически неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода из кризиса, создания законодательной базы для улучшения экономической обстановки в стране, усиления депутатского контроля за формированием и использованием правительством бюджетных средств занимались деструктивной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.

    Резко ухудшалось положение в экономике. Реформы проводили не к росту, а к снижению производства. Программа «500 дне», подготовленная либеральными экономистами была отвергнута. Трудности в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости настолько обострились, что правительство пошло на введение их нормированного распределения по карточкам. Ширилось забастовочное движение.

    Как показал опыт Китая, где реформирование экономики шло в условиях регулирующей роли государства, этот процесс протекал более продуманно, результативно и не форсированными темпами. А в СССР часть партийного руководства и демократическая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в экономике. Таким настроениям способствовали усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения, где для подавления волнений были использованы вооруженные силы. Кроме того, с начала 90-х годов по стране прокатились забастовки рабочих, требовавших повышения зарплаты. В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового союзного договора, в котором должно было найти отражение расширения прав союзных республик. Однако в августе 1991 г., накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства государства ввела в стране чрезвычайное положение. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще в Белоруссии президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение, в котором констатировалось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Таким образом на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства.

    Они не учитывали тот факт, что в условиях многовекового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое экономическое пространство, произошли смешение этих народов (например, в 1988 г. удельный вес межнациональных браков в общей численности всех браков основных национальностей СССР колебался от 7 до 38%), смена мест проживания десятков миллионов людей (вне России в 1989 г. проживало более 25 млн. русских, а в России - около 8 млн. из других республик СССР).

    Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные экономические потери в каждой из бывших республик СССР, необходимость перемещения из республики в республику огромного числа лиц (только за период 1992-1995 гг. в Россию официально переехало 3,8 млн. человек, а из России выехало 1,8 млн. человек).

    Перестройке суждено было стать последней в ХХ в. попыткой реформировать социалистическую систему. Она потерпела крах, о причинах распада СССР высказываются различные мнения, ясно лишь то, что он стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти, реальным носителем которой долгие годы была КПСС, стремления национальных элит к независимости.

    За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

    К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

    Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «чёрном рынке». За период с 1985 по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

    Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

    В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

    К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества и к распаду СССР.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...