К местным налогам и сборам относятся. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства


Налоговая система РФ устроена по многоуровневой схеме. Есть сборы, которые взимаются в федеральный бюджет, есть те, что направляются в региональную казну, а есть те, за исчисление и взимание которых отвечает муниципалитет. Какие местные налоги и сборы установлены в РФ? Каков порядок их исчисления и распределения?

Определение

Местные налоги и сборы - это обязательные для отдельных субъектов правоотношений платежи, установленные НК РФ. Также источниками права в данной сфере могут быть локальные акты, принятые органами власти муниципалитетов.

К местным налогам относятся налоги на землю и имущество физических лиц. Вводятся соответствующие обязательства или же прекращают свое действие в соответствии с Налоговым кодексом, а также нормативными актами, принятыми в муниципалитетах.

Распределение полномочий

Рассмотрим то, как местные налоги и сборы взимаются на практике. Если речь идет о таком типе муниципалитета, как городской округ, то полномочия органов, связанных с установлением или прекращением соответствующих платежей, возлагаются на представительную ветвь местной власти или же аналогичные структуры в рамках районов, при условии, разумеется, что в регионе РФ приняты локальные акты о разграничении полномочий между этими органами.

Налоги в городах федерального значения

Если речь идет о городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, - то местные налоги и сборы регулируются НК и законами указанных субъектов РФ. Если говорить об установлении соответствующих платежей, то полномочия органов власти в городах федерального значения могут быть связаны с регулированием ставок, порядком, а также сроками уплаты сборов - но только в случае, если в НК РФ нет релевантных формулировок.

В свою очередь, законодательные собрания указанных городов могут определять то, как исчисляется налоговая база, устанавливать льготы.

Ключевые принципы

Налоги местного самоуправления в РФ взимаются в рамках следующих ключевых принципов.

Во-первых, конкретный перечень платежей определяется на уровне федерального законодательства, равно как и полномочия муниципалитетов, связанные с установлением, корректировкой или же отменой налогов и сборов.

Во-вторых, если в регионе предусмотрены такие административно-территориальные единицы, как городские округа, то в них могут устанавливаться полномочия, связанные с регулированием налогов и сборов, что приняты для поселений и районов.

В-третьих, соответствующие платежи призваны наполнять местные бюджеты. Налоги и сборы, таким образом, - в числе ключевых механизмов финансового обеспечения муниципалитетов. Ставки платежей устанавливаются законодательными органами власти локальных территориальных образований. Также НК РФ предусмотрены нормативы соответствующих зачислений налогов и сборов в бюджет муниципалитета.

В-четвертых, если речь идет о казне отдельного поселения, которое входит в состав района, то в нее могут зачисляться доходы от локальных налогов и сборов в рамках норм реализации бюджетной политики на соответствующем уровне, закрепленных в федеральном законодательстве.

Аспекты установления налогов и сборов

Рассмотрим некоторые ключевые аспекты, касающиеся установления рассматриваемого типа платежей. Как мы уже отметили выше, к числу местных относятся налоги на землю и имущество. Ключевые нюансы их установления на уровне округов, районов и городов федерального значения мы исследовали. Полезно вместе с тем отметить, какими нормативными актами регулируется установление местных налогов и сборов, связанных с имуществом и землей. Это прежде всего НК РФ, а также ФЗ, принятый 9 декабря 1991 г., "О налогах на имущество физических лиц". Устанавливает местные налоги и сборы НК РФ. Однако в данном аспекте могут применяться также и локальные нормативные акты муниципалитетов.

Кто платит местные налоги и сборы? Все зависит от конкретного типа соответствующих обязательств. Рассмотрим данный нюанс подробнее.

Кто платит в местный бюджет?

Если речь идет о земельном налоге, то обязательства по его уплате могут возлагаться как на физических лиц, так и на организации, которые владеют землей на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. То есть можно отметить, что если человек или фирма арендуют землю, то обязательств по уплате соответствующих налогов они не несут.

Налог на прибыль бизнесов;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Государственные пошлины;

Сборы, взимаемые за пользование биологическими ресурсами и объектами животного мира.

Также на федеральном уровне могут взиматься платежи, отражающие специальные режимы. Каков размер нормативов, в рамках которых часть соответствующих налогов может зачисляться в казну муниципалитетов? Многое зависит от конкретной территориальной единицы. Например, если речь идет о поселениях, то в отношении них норматив от НДФЛ - 10%. В свою очередь, если речь идет о муниципальном районе, то от федерального НДФЛ им отчисляется 20%. Весьма приличен показатель, установленный для ЕНВД. От этого налога в казну районов подлежит перечислению 90% платежей. Можно отметить, что по нормативу 100% в бюджет городских поселений зачисляются пошлины за нотариальные услуги, а также выдачу разрешений на перевозку некоторых видов грузов.

На что могут рассчитывать городские округа в аспекте получения части федеральных налогов? В отношении данного типа муниципальных территорий законами также предусмотрен ряд привилегий. Так, от НДФЛ городские поселения могут получать 15%. В свою очередь норматив, установленный в отношении ЕНВД и сельскохозяйственного налога, - 100%. Также если предприниматель использует патентную систему налогообложения, то 100% от уплачиваемых им налогов идут в город. Данного типа муниципальные образования также могут получать в свой бюджет денежные средства в соответствии с дополнительными нормативами, в частности, это касается НДФЛ - если органы власти региона примут соответствующее решение.

Налоги многообразны

Таким образом, мы фиксируем то обстоятельство, что местные сборы - в достаточной мере многофакторное явление, которое, как считают некоторые эксперты, допустимо фиксировать в двух основных механизмах, работающих в налоговой системе РФ. Во-первых, это классифицированные на уровне федерального законодательства платежи - земельный налог и имущественный сбор для физических лиц. Во-вторых, это региональные и федеральные налоги, за счет которых местный бюджет так или иначе получает финансирование.

Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными. Приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов в нашем материале.

Список федеральных, региональных и местных налогов и сборов

То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Например, торговый сбор введен лишь на территории г. Москвы (п. 1 ст. 410 НК РФ , п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ , Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62).

А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).

В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:

При этом необходимо иметь в виду, что зачесть между собой федеральные, региональные и местные налоги и сборы нельзя: зачет производится в рамках налогов одного вида (федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, а местные - в счет местных) (

Налоги и сборы, составляющие российскую систему налогообложения, классифицируются по различным признакам.

    В зависимости от уровня взимания:федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ.

При установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НКРФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательных к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Кодексом.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в Кодексе.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных

биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

5) патентная система налогообложения.

    В зависимости от метода взимания налогов :

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Косвенные налоги называют налогами на потребление. Эти налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Примером косвенного налогообложения могут служить такие яркие представители, как НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Среди прямых налогов выделяют реальные и личные.

Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К этим налогам относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие.

Л ичные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на импортные товары. В отличие от других стран в России установлены и экспортные пошлины.

    В зависимости от использования налогов: общие и специальные.

К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

Специальные налоги , имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов (ЕСН).

4 В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются напропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Местные налоги и сборы – это те налоговые взносы, которые уплачиваются в пользу местных бюджетов. При этом ставки (нормы выплат) этих налогов устанавливаются властью , точнее ее представительными органами.

Обычно к этой группе обязательных выплат в пользу государства относятся налоги на имущество, принадлежащее физическим лицам, на землю, на деятельность ради прибыли (то есть предпринимательская деятельность физических лиц, в том числе торговая), курортные и иные целевые сборы, налоги на местную рекламу, по факту наличия собак и так далее.

Что это за налоги и кем устанавливаются

Все важные моменты, касающиеся данной темы, прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации. В статье 12 устанавливаются виды налогов и сборов . В пункте 4 идет речь именно о местных сборах, ведь они (как и любые другие налоги) устанавливаются и контролируются статьями настоящего Кодекса.

Кроме указанного нормативно-правового акта, выплаты в местные бюджеты испытывают влияние :

  • муниципальных органов власти в поселениях;
  • властей городских округов (имеются в виду районы внутри городов);
  • городских окружных органов государственного управления (власти).

Несмотря на то, что обязательной уплате подлежат и налоги, и сборы, в этих понятиях есть различия .

Налоги – это обязательные к оплате взносы в государственную казну, которые уплачивают организации, физические и юридические лица в определенный период и определенном размере.

Сборы – это также обязательные к уплате отчисления, но взимаемые за право на владение, распоряжение чем-то или осуществление каких-либо действий.

Полный перечень и характеристики

Местные налоги делятся на следующие подвиды :

  1. На имущество физических лиц . Объектом является недвижимость, находящаяся в законном владении, а также самолет, моторная лодка, другое транспортное средство, исключая автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы с пневмоходом. Уплачивается налог владельцем. Для расчета нужно знать кадастровую стоимость объекта и инвентаризационную. Разность между ними, умноженная на специальный понижающий коэффициент, который зависит от года оплаты, составляет полную сумму.
  2. На землю (земельный налог) . Уплачивает владелец. Облагается земля, которая находится во владении или бессрочном пользовании. Процентная ставка колеблется от 0,3 до 3% от стоимости земли. Кроме этого, может учитываться понижающий или повышающий коэффициент, который применяется в зависимости от наличия льгот или других факторов.
  3. Сбор (регистрационный) с лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью . Объектом налогообложения в данном случае является та деятельность физического лица, которой он будет заниматься или занимается для получения прибыли. Сумма определяется по уровню минимального размера заработной платы с учетом льгот при их наличии.
  4. На производственное строительство в зоне, признанной курортной . Таким образом, объектом налогообложения является право на такое строительство, а конкретные ставки устанавливаются местным органом власти. Оплачивается инициатором и организатором стройки.
  5. Курортный . Этот сбор оплачивается отдыхающими, туристами, приезжающими отдохнуть, но фиксированного размера он не имеет, так как устанавливается для каждой конкретной местности отдельно.
  6. На торговлю (торговый сбор) . Объектом является право осуществлять торговлю в определенном месте (местах), а плательщиком – сам предприниматель (торговец). Уплачивается каждый квартал, составляет фиксированную сумму, которая зависит от характера торговли и торговой площади. Может составлять от 50 рублей за каждый квадратный метр. При размере площади, отведенной под магазин (торговую точку), более 50 метров, показатель может составлять более 40000 рублей, а при отсутствии торгового зала (за исключением автозаправочных станций) – более 80000 за каждый объект.
  7. Целевые сборы . Например, на содержание милиции или благоустройство территории. Определяются “на местах”, а оплачивают их граждане, проживающие на данной территории, а также организации. Ограничение: не более 3% от годовой минимальной заработной платы для физических лиц или не более 3% от годового фонда оплаты труда для юридических лиц.
  8. На рекламу . Уплачивают как физические, так и юридические лица, которые хотят сделать рекламу своей продукции. Ставка не должна превышать 5% от стоимости этой рекламы, право на которую и является объектом налогообложения в данном случае.
  9. На перепродажу авто, компьютерной и вычислительной техники . Размер налога не должен превышать 10% от суммы проведенных сделок.
  10. На собак (сбор с горожан-владельцев собак, кроме служебных) . За год оплачивается установленная на местном уровне сумма, не превышающая седьмую часть минимальной зарплаты за месяц.
  11. За право торговли ликероводочными изделиями . Осуществляется уплата путем покупки лицензии лицом, осуществляющим подобную деятельность. С организаций (юридических лиц) берут 50 размеров МРОТ за один год, 25 – с физических лиц. Если речь идет о торговле на временных точках, сбор составит половину минимальной месячной заработной платы за каждый день.
  12. За право проведения лотерей и аукционов на местном уровне . Является лицензионным сбором и оплачивается организатором этих мероприятий. Уплачивается в размере, не превышающем 10% от лотов или выпущенных билетов.
  13. За ордер на квартиру . Физические лица уплачивают этот сбор при заселении в новую квартиру, он составляет не более трех четвертей от минимального размера оплаты труда за месяц, однако, зависит от площади жилья.
  14. За парковку автотранспорта . Этот сбор уплачивают водители, оставляющие авто (транспортное средство) на специально оборудованных для этого стоянках. Размер сбора должен быть установлен местными властями на уровне не более 5% от необлагаемого минимума доходов.
  15. За использование государственной символики . Уплачивается производителями, которые желают размещать указанную символику на своей продукции, в размере не более 25% ее стоимости.
  16. За участие лошадей в скачках на ипподроме . Касается любых лиц, которые выставляют на соревнования лошадей. Максимальный размер ставки не может быть больше 5% с каждого выигрыша.
  17. На выигрыш . Уплачивается лицами, которые делают ставки на ипподроме и выигрывают. Ставка – такая же, как и в предыдущем случае.
  18. Для участников тотализатора на ипподроме . Входит в стоимость билета, покупаемого при совершении ставки и составляет не более 5% от стоимости самой ставки.
  19. Со сделки на бирже . Участники такой сделки уплачивают в местную казну не более одной десятой процента от суммы.
  20. За право на проведение съемки (видео или кино) . Вносится организаторами таких съемок (коммерческими теле– и кино-организациями) при условии, что они требуют от властей оцепления места съемок органами охраны порядка. Размер устанавливается в каждом конкретном случае при организации и планировании таких мероприятий.
  21. За уборку территории . Налогоплательщиками в данном случае являются владельцы зданий и сооружений, вокруг которых коммунальные службы проводят уборку. Местные органы власти устанавливают ставку этого сбора на свое усмотрение.
  22. На поддержание в работоспособном исправном состоянии объектов социальной, культурной сферы, если данные объекты находятся на балансе предприятия, организации . Владельцы последних и уплачивают данный налог, причем его размер не может превысить 12,5% от оборота (объема продукции, услуг).

Все суммы местных налоговых платежей и сборов должны уплачиваться в местные бюджеты соответствующих органов власти. Налоги с первого по третий пункт предыдущего раздела уплачиваются на всей территории РФ в обязательном порядке .

Для первого вида налога – на имущество физических лиц – срок оплаты устанавливается двумя датами. За недвижимость нужно обязательно внести налог до 15 сентября . Если дом, строение или автомобиль новые, то такой взнос должен производиться в начале года, который следует за годом приобретения. Взимание налога на эту категорию объектов может быть прекращено в одном случае: при разрушении этого объекта.

Ставки налогов и сборов, начиная с 8 пункта, заканчивая 21, могут разрабатываться и утверждаться местными органами власти, а именно, районными или городскими. При этом органы местного самоуправления не имеют права устанавливать и вводить налоги или сборы, не утвержденные Налоговым кодексом РФ.

Последний определяет такие элементы налога, как объект налогообложения (то, что облагается налогом), налоговую базу (нормативно-правовые документы, акты), налоговый период, порядок исчисления.

А местные органы власти могут регулировать такие элементы налога, как налоговая ставка (процент или фиксированная сумма), порядок и сроки уплаты, льготы и их применение (порядок применения). Города федерального значения (например, Москва, Санкт-Петербург) руководствуются в вопросах налогообложения законами субъектов федерации .

Местные налоги и сборы – это неотъемлемая часть отечественной налоговой системы.

Их назначением является наполнение региональных и муниципальных бюджетов средствами, которые затем будут израсходованы на общезначимые нужды, такие как ремонт дорог, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и многие другие.

В обязанность граждан и организаций входит и уплата установленных в законном порядке . Об этом сказано в Конституции – основном законе РФ, имеющем высшую юридическую силу. За нарушение предусмотрены различные наказания.

Кто и как устанавливает налоги и сборы

Налоговая система РФ имеет несколько уровней. В ст. 12 НК сказано, что устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы исключительно нормативными актами, которые принимают представительные (законодательные) органы власти соответствующего уровня.

Центральным из них является Налоговый кодекс , а все остальные принимаются в соответствии с ним и составляют налоговое законодательство. Никакие иные акты изменять существующую в РФ налоговую систему не могут.

Для того, чтобы налог или сбор считался установленным, законодателям предстоит проделать подготовительную работу и обязательно указать в нормативном акте:

  1. кто входит в число налогоплательщиков (на кого накладывается );
  2. что является поводом для взимания налога (объект налогообложения);
  3. какова налоговая база;
  4. чему равен налоговый период;
  5. размер налоговой ставки;
  6. как будет рассчитываться новый налог;
  7. когда и каким способом необходимо средства уплатить.

Каждому уровню соответствует определенный набор обязательных платежей. Все они поступают в бюджет соответствующего уровня. Налоги из федерального бюджета частично возвращаются в регионы в форме дотаций и субвенций.

А вот региональные и местные налоги попадают в бюджеты своего уровня напрямую, формируя их доходную часть. Распределением поступивших налогов занимается ФНС.

К местным налогам относятся:

  • земельный;
  • физлиц;
  • торговый сбор.

Уплачивается он в виде авансовых платежей, в том муниципальном образовании, где находится земля.

Что такое земельный налог

Этот местный налог представляет собой один из видов платы за землю. Целью введения платности землепользования являлось, по мысли законодателей, стимулирование у граждан и юридических лиц бережного отношения к данному ресурсу и рациональному его использованию.

Помимо Налогового кодекса , все нормы, касающиеся установления, прекращения и размеров этого налога, устанавливаются представительным органом муниципалитета, а также столицы, Санкт-Петербурга и Севастополя, имеющих особый статус.

Налогоплательщики

Платить земельный налог обязаны организации и граждане. Но для того, чтобы эта обязанность у них возникла, земля должна быть или в собственности, или в постоянном бессрочном пользовании. К полученным в аренду или временное бесплатное пользование участкам это не относится. За них налог будет вносить собственник.

Объект налогообложения

Объектом, в отношении которого устанавливается налог, будет только участок, находящийся в пределах определенного муниципального образования. Не подпадают под действие Налогового кодекса земли в госсобственности. Из частного имущества – земля под многоквартирными домами.

Важно: базой для расчета налога будет кадастровая стоимость участка. Ее определение производится в соответствии с нормами Земельного законодательства. На эту величину влияет довольно много факторов, от площади участка, до средней рыночной цены по региону. В результате получается индивидуально рассчитанная величина, не применимая к иным участкам.

Ставки по земельному налогу

Налоговый кодекс устанавливает только верхний предел ставки земельного налога. Его размер зависит от категории, под которую подпадает конкретный участок земной поверхности. Минимальным, равным 0,3% он будет для земель:

  • сельхозназначения;
  • жилого фонда;
  • предназначенных для ИЖС;
  • предоставленных для садоводства, огородничества или личного хозяйства;
  • ограниченных в обороте.

Они могут зависеть как от назначения конкретных участков, так и их местоположения, качества и т.д.

Рассмотрим на примере Москвы:

Расчет налога производится налогоплательщиками самостоятельно. Для этого требуются сведения из соответствующего кадастра – ГКН. В выписке из него содержится вся необходимая для произведения расчета информация: кадастровая стоимость и назначение участка. Формула проста:

Предположим, что у организации в собственности имеется участок, предназначенный для строительства жилого дома. Кадастровая стоимость его равна 4239744,82 р.

Налоговая ставка для такой категории земель в Москве равна 0,1%. Следовательно, ежегодно придется платить 4239,74 р. (4239744,82*0,1/100).

Если бы земля использовалась для нужд садоводства, то сумма была бы иной: 4239744,82*0,025/100 = 1059,94 р.

Льготы по земельному налогу

Ряд организаций земельный налог не платит. Все исключения перечислены в ст. 395 НК РФ . К ним, в частности, относятся:

  1. религиозные организации;
  2. объединения инвалидов , и группы;
  3. общины малочисленных народов и т.д.

Что же касается граждан, то муниципальные власти могут устанавливать для них льготы самостоятельно. Так, в Москве, база налога уменьшается на 10 000 р. следующим категориям плательщиков налога:

  1. Героям СССР и РФ;
  2. Кавалерам ордена Славы;
  3. инвалидам;
  4. ветеранам военных действий;
  5. ликвидаторам последствий ядерных аварий и испытаний.

Налог на имущество граждан

Граждане, имеющие в собственности недвижимость, также платят за это право налог. Но не земельный, а на имущество. В 2015 году именно по этому налогу вступили в действие поправки.

Налоговый кодекс был дополнен главой 32 . Соответственно утратил силу действующий до этого момента федеральный закон.

Объект налогообложения

К объектам по данному платежу относятся следующие виды недвижимости:

  • дома, квартиры и комнаты;
  • гаражи, машино-места;
  • единые недвижимые комплексы;
  • недостроенные жилые и нежилые объекты;
  • иные здания, сооружения или помещения.

Ставки по налогу на имущество

Максимальный размер ставки устанавливается в ст. 406 Налогового кодекса . Он может составлять от 0,1 до 2% в зависимости от объекта. Местные власти могут увеличить ее, но не более чем в три раза.

Важно: главные новшества, вступившие в силу с 2015 года, касаются базы налогообложения. Вместо инвентаризационной стоимости будет использоваться кадастровая, как наиболее близкая к рыночной цене недвижимости.

Переход на новую систему будет происходить постепенно, и завершиться к 2020 г.

Для тех регионов, где расчет будет производиться именно по кадастровой стоимости, размер ставки налога будет следующим:

При этом НК устанавливает размеры вычетов, которые используются при расчете базы налогообложения. Они составляют:

  1. 10 кв.м. – для отдельной комнаты;
  2. 20 кв.м – для квартиры;
  3. 50 кв. м. – для частного дома.

В тех же муниципальных образованиях, где пока используется расчет налога по инвентаризационной стоимости, используется коэффициент-дефлятор, с учетом которого определяется суммарная стоимость объектов. Налоговые ставки для них будут выглядеть следующим образом:

Рассмотрим, как рассчитывается налог по новой системе. Для этого нам потребуется информация о кадастровой стоимости объекта. Узнать ее можно, получив выписку из ГКН. Там же будет указана и общая площадь жилья. А если жилплощадь находится в общей собственности, то и размер доли.

Предположим, что имеется стандартная однокомнатная квартира, площадью 35 кв.м. Ее кадастровая стоимость составила 3,5 млн. рублей. То есть для 1 кв.м – 100000 р. Определим, какая площадь будет облагаться налогом, используя вычет: 35-20=15 кв.м.

Кадастровая стоимость такой площади, соответственно, будет 1500000. 0,1% от этой суммы составит 1500 р. Это в несколько раз больше, чем платят за такую квартиру ее владельцы сейчас. Вместе с тем, власти Москвы заявляют, что для жителей столицы размер налога увеличится примерно в пять раз.

Льготы по налогу

Налог на имущество физлиц, как и прочие местные налоги и сборы, которые платят граждане, предполагает предоставление различных налоговых льгот. С заявлением об этом в отделение ФНС должен обратиться сам налогоплательщик.

Автоматически они не предоставляются. Документы по налогу на недвижимость следует принести в тот отдел ФНС, где она расположена.

Набор налоговых льгот в каждом регионе может быть определен самостоятельно. Но есть ряд категорий, которым предоставляют налоговые послабления все без исключения субъекты РФ и органы местного самоуправления. Это:

  • нетрудоспособные инвалиды;
  • участники и ветераны ВОВ и других военных конфликтов, в том числе и в ;
  • члены семей военнослужащих погибших при исполнении долга;
  • пенсионеры;
  • ликвидаторы аварий на радиоактивных производствах.

Всем прочим гражданам, полагающим, что им можно не платить местные налоги и сборы, необходимо уточнить это вопрос в органах местного самоуправления. Точный перечень налоговых льгот содержится в тех же актах, что устанавливают данный вид обязательных платежей.

Торговый сбор

Торговый сбор не является налогом, но также относится к местным платежам. Его полагается вносить тем предпринимателям и юрлицам, кто использует для осуществления торговли недвижимое и движимое имущество.

К нему, согласно ст. 413 НК , относятся торговые точки, в том числе передвижные, отдельные помещения, здания, сооружения т.д.

Плательщики

Торговый сбор обязаны платить юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие торговую деятельность. Но среди них есть те, с кого такой платеж не взимается. Не платят торговый сбор предприниматели, выбравшие в качестве системы налогообложения патентную (ПСН) или ЕСХН. Плательщики сбора становятся на учет в налоговой службе.

Объект

Объектом обложения сборов в данном случае является использование для осуществления торговли движимого или недвижимого имущества. Минимальное количество использования – раз в квартал. Единицей может быть, как количество торговых точек, принадлежащих предпринимателю, так и размер помещения.

Размер сбора

Размер сбора устанавливают акты местного самоуправления. Но, согласно ст. 415 НК , он привязан к сумме налога, который должны уплачивать предприниматели, купившие патент на соответствующий вид деятельности.

Поскольку периодом уплаты торгового сбора является квартал, то и размер его не может быть больше налога по патенту, купленному на три месяца.

Налоговый кодекс дает городским властям возможность устанавливать различную ставку торгового сбора в зависимости от местоположения торговой точки и ее размеров. При этом возможно снижение ставки до нулевого значения.

Формула расчета довольно проста:

Для стационарных объектов ставка рассчитывается на 1 кв.м. При этом, если площадь зала превышает 50 кв.м., то верхний предел будет составлять 1/50 трехмесячного налога по патенту на розничную торговлю.

Разберем на примере:

Имеется магазин, площадь зала которого равна 120 кв.м. Стоимость патента на три месяца равна 30 000 рублей. Размер сбора в таком случае составит 120*30000/50 = 72000. Именно такую сумму потребуется вносить в местный бюджет ежеквартально владельцу торговой точки.

Льготы по торговому сбору

От уплаты торгового сбора избавлены любые учреждения и почтовая служба. Также Закон освобождает от уплаты торгового сбора не только тех, кто работает по ЕСНХ или ПСН, но предпринимателей, ведущих торговлю:

  1. с использованием автоматов (вендинг);
  2. на розничных рынках;
  3. на муниципальных ярмарках;
  4. разносную в организациях.

48 Региональные и местные налоги

Местные налоги в 2017 году – Полный экспертный анализ

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...