Изменение валютного законодательства с 01.01. Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы


Изменения валютного законодательства в 2018 году связаны с дополнением Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности сторон соответствующих отношений (резидентов, нерезидентов, органов и агентов валютного контроля) (ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).

Изменения в валютном законодательстве с 14 мая 2018 года внесли и правки в КоАП РФ. Они, как и изменения, отразившиеся на содержании закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, являются результатом принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ и тоже вступают в силу с 14.05.2018.

Нововведения закона о валютных операциях

Что отличает новый вариант закона о валютных операциях в РФ от старого? Изменений в этом документе всего два:

  • Уточнен текст п. 1.1 ст. 19 в части информации, подаваемой в банки в отношении сроков исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам. Теперь эти сроки непременно должны указываться в контракте. Добавлено также требование о внесении в контракт сроков возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты.
  • Дополнен текст п. 5 ст. 23, что привело к расширению оснований, по которым банк может отказаться проводить валютную операцию. Теперь отказ может последовать не только по причине непредставления банку документов или подачи их с недостоверными сведениями, но и в случаях проведения запрещенных валютным законодательством операций, несообщения ИФНС об открытии счета за рубежом, несоблюдения правил осуществления операций с валютой, т. е. по факту совершения практически любого из нарушений валютного законодательства. Об отказе банк уведомляет нарушителя письменно не позднее ближайшего рабочего дня.

Требование об обязательном внесении сроков исполнения обязательств в текст контракта связано с существенными изменениями в наборе документов, подаваемых в банк для контроля за осуществлением валютных операций.

Инструкции о предоставлении подтверждающих документов

Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:

  • отмену таких документов, как паспорт сделки и справка о валютных операциях, при сохранении обязанности подачи в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов;
  • введение обязательности постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление выраженной в рублях величины лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. - для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. - для контрактов по экспорту).

Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.

Новшества КоАП РФ

В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:

  • с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица:
    1. осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
    2. не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
    3. не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);
  • отражением ИП в числе лиц, указанных как облагаемые штрафами по пп. 1, 4, 4.1, 5, наравне с юрлицами и с теми же размерами штрафов;
  • исключением из текста примечаний положения о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 для должностных лиц, касаются только ИП.
  • С 14.05.2018 за некоторые повторные нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018). Такое будет возможно, к примеру, за проведение незаконных валютных операций.

Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.

К изменениям валютного законодательства, начинающим действовать в 2018 году, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Применение обновленного закона начинается с 14.05.2018, а новой инструкции - с 01.03.2018.

Новая инструкция отменяет паспорт сделки и справку о валютных операциях, вводя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также меняет лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Нововведения в законе о валютном контроле приводят к тому, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно вводится административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.

Отказы банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ. Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства.

В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.

С точки зрения российского законодательства, чтобы вести бизнес с иностранными партнерами, недостаточно подписать контракт, закрепляющий согласованные условия сделки. Валютные операции находятся под контролем государства. Поэтому если вы поставляете товар за границу или иностранная компания оказывает вам услуги, вы наверняка знаете, что договоры «с иностранным элементом» требуют особого взаимодействия с банками.

Только за второе полугодие 2017 года были приняты, по крайней мере, два важных нормативных акта в сфере валютного контроля. Речь идет о новой Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И (далее – «Инструкция 181-И», «новая Инструкция») и поправках в закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , введенных Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года .

31 декабря 2017 года станет последним днем действия Инструкции Банка России N 138-И, принятой 04 июня 2012 года (далее – «Инструкция 138-И», «старая Инстукция») , о которой . Напомним, что в соответствии с данным нормативным актом резидент обязан открыть в банке паспорт сделки, если цена контракта с нерезидентом превышает 50 тысяч долларов. На смену данному документу приходит Инструкция 181-И.

Комментарий ЦБ о новой Инструкции. Как отмечается в информации пресс-службы Центрального Банка, новый порядок направлен на либерализацию требований валютного контроля. Новая Инструкция 181-И призвана уменьшить нагрузку на резидентов в сфере документооборота по валютным операциям. Из содержания документа, в то же время, ясно, что «либерализация» не означает полной отмены контроля за валютными операциями. Снижение требований выразится в том, что пакет документации, предоставляемый резидентами по контракту, станет меньше. Также возрастет минимальное значение цены договора, по достижении которого по такому договору потребуется предоставление банку большего количества документов.

Обзор нововведений в соответствии с новой Инструкцией 181-И.

i. Учет контракта вместо паспорта сделки.

Основным нововведением является отмена паспортов сделок. Теперь внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет. Как и в случаях с паспортами сделки, учету подлежат не все договоры с нерезидентами. Но теперь важное значение приобретает направленность контракта на экспорт или импорт. Порядок учета экспортных и импортных сделок различается. Учет контрактов требуется, если цена импортного контракта оценивается в 3 миллиона рублей и более, а по экспортным договорам точкой отправления является 6 миллионов рублей.

Для учета договора резидент должен представить в банк пакет документов. Каждому контракту, который ставится на учет, присваивается уникальный номер. Процедура постановки на учет должна занимать у банка всего один рабочий день. Напомним, что для открытия паспорта сделки по старой Инструкции 138-И требовалось до трех рабочих дней.

ii. Банк не сможет отказать в постановке контракта на учет.

Новый порядок исключает отказ банка в постановке контракта на учет. Это отличает новую Инструкцию от действующей до 1 января. Так, по старому порядку, банк мог правомерно отказать в оформлении паспорта сделки, если данные, указанные в контракте, не соответствовали сведениям в заполненной форме паспорта сделки. Теперь банк в любом случае должен будет поставить контракт на учет.

iii. Порядок взаимодействия с банком по сделкам до 200 тысяч рублей.

Ранее при сумме сделки, не превышающей одной тысячи долларов, резидент был вправе предоставлять в банк только справку о валютной операции. Предоставление иных документов в такой ситуации не требовалось. С 1 января 2018 года по договорам с суммой обязательств менее 200 тысяч рублей не потребуется представления документов, связанных с проведением валютных операций. В этом случае резидент должен предоставить только информацию о коде вида операции.

iv. Отмена справок о валютных операциях.

Наряду с паспортами сделок, отменяются также справки о валютных операциях. Ранее такая справка была одним из основных документов, оформляемых резидентом. В то же время требование о предоставлении документов-оснований по валютным операциях в новой Инструкции сохраняется.

v. Иные изменения.

Ранее резидент в ряде случаев должен был предоставлять в банк ведомость валютного контроля. Например, такое действие требовалось при переводе контракта на обслуживание в другой банк. Теперь банк самостоятельно запрашивает ведомость в электронном виде в Банке России.

Инструкция также предусматривает сокращение ряда сроков осуществления действий банками. Так, уменьшен срок проверки документации по снятию контракта с учета (ранее — закрытию паспорта сделки), а также срок, по истечении которого банк вправе самостоятельно снять полностью исполненный или полностью не исполненный контракт с учета (ранее – закрыть паспорт сделки).

Последствия вступления в силу новой Инструкции.

Исходя из текста новой Инструкции, изменения повлекут следующие последствия:

  • уменьшается «документальная» нагрузка на резидентов: основные обязанности по оформлению документации переносятся на банки, резидентам нужно будет готовить меньше документов;
  • вводится различный порядок оформления в банке экспортных и импортных контрактов: повышено значение цены сделки для экспортных операций, при котором потребуется постановка контракта на учет (ранее – при превышении которого требовалось оформление паспорта сделки);
  • повышается значение цены сделки, с которого по внешнеторговой сделке требуется предоставление документации: теперь документация не предоставляется в обязательном порядке при сумме внешнеторгового контракта до 200 тысяч рублей (хотя может быть запрошена);
  • уменьшается количество оснований для привлечения к ответственности за валютные правонарушения: сокращено количество документов, предоставляемых в банк при осуществлении валютных операций, а, следовательно, привлечь к ответственности за их непредоставление будет нельзя;
  • увеличивается скорость оформления внешнеторговых операций в банке: предусматривается сокращение сроков осуществления банком отдельных действий.

Переходные положения.

Если паспорт сделки оформлен, но еще не закрыт в 2017 году, в 2018 году его автоматически признают закрытым. При этом договор, по которому оформлен паспорт сделки, поставят на учет в соответствии с новым порядком. Номер паспорта сделки при этом станет уникальным номером контракта.

Тем, кто представил документы на оформление паспорта сделки в 2017 году (при этом паспорт сделки еще не был оформлен) и тем, у кого по состоянию на 2017 год есть оформленные и незакрытые паспорта сделок, советуем проверить правильность переноса банками информации из паспортов сделок (или информации, представленной для их оформления) в реестр действующих контрактов.

Валютный контроль: ужесточение требований.

Изменение требований по взаимодействию с банками по новой Инструкции 181-И — не единственные нововведения в сфере валютного контроля. С 14 мая 2018 года изменится и закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Принятые Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года поправки направлены отнюдь не на либерализацию действующего законодательства. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования. Эти изменения предполагают ужесточение требований к внешнеторговым контрактам, расширение оснований для отказа в проведении валютной операции со стороны банка и повышение установленных размеров ответственности за нарушение валютного законодательства.

Указание сроков во внешнеторговом контракте станет обязательным.

Предыдущая редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле» позволяла резиденту указать «ожидаемые сроки» в отношении сроков получения выручки или исполнения иных обязательств со стороны нерезидента. Согласно принятым поправкам, в договорах между резидентами и нерезидентами должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств. Таким образом, отсутствие данных сроков в контракте фактически является нарушением требований закона. Соответственно, такая сделка может быть признана недействительной в соответствии со статьей 168 ГК. Поправки, однако, не наделяют правом подавать иски о признании сделок недействительными органы валютного контроля, хотя Минфином ранее такие изменения предлагались .

Также исходя из новых изменений закона, о которых мы расскажем далее, отсутствие информации о сроках в договоре может привести к отказу в осуществлении валютной операции банком по данному контракту.

Расширен перечень оснований отказа в проведении валютных операций

Ранее банки были вправе отказывать в проведении валютной операции по двум основаниям: в связи с непредоставлением документов (предоставлением неверных документов) или при подозрениях, что операция направлена на легализацию незаконно полученных денежных средств или финансирование терроризма. С 14 мая 2018 года такой отказ будет возможен и в иных случаях.

Банки будут вправе отказывать в осуществлении валютной операции, если резидент представил документы, не соответствующие требованиям закона. Также такой отказ будет возможен по причине нарушения валютного законодательства. Речь идет, например, о нарушении резидентами требований в отношении валютных операции между резидентами, нарушениях в области регулирования счетов резидентов в банках, расположенных за пределами РФ, о злоупотреблении правами и неисполнении резидентами обязанностей.

При этом в новой редакции закона перечень оснований для отказа закреплен описательно. В соответствии с изменениями, уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если ее проведение нарушает требования актов валютного законодательства РФ.

Ужесточение ответственности за валютные правонарушения.

Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» сопровождаются внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за валютные правонарушения. Повышаются штрафы для должностных лиц за ряд валютных правонарушений до 20-30 тысяч рублей. Вводится ответственность для должностных лиц в виде дисквалификации при совершении правонарушений повторно. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, изменения направлены на то, чтобы пресечь «возможность создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц для осуществления противоправной деятельности».

Последствия принятия поправок.

Российской компании теперь придется каждый раз при подписании внешнеторгового контракта убеждаться, что стороны согласовали сроки исполнения обязательства. Причем даже тогда, когда для сторон они не являются существенными и не указаны в применимом законе в качестве таковых. Резидент должен будет убедить иностранного контрагента в том, что указание сроков во внешнеторговом контракте необходимо по российскому законодательству.

На практике бывают ситуации, когда по объективным причинам сложно указать сроки исполнения обязательств. Например, если в договоре подряда есть условие о выплате дополнительного вознаграждения подрядчику за достижение определенного результата и о его утверждении со стороны заказчика. Также российские компании сотрудничают с компаниями-монополистами и крупными зарубежными поставщиками, которые зачастую работают по типовым шаблонам. В этом случае добиться правок в такие договоры для российских организаций на практике крайне сложно.

В случае, когда резидент РФ находится в слабой переговорной позиции или есть объективные причины невозможности указания точных сроков исполнения обязательств, указанные законодательные нововведения могут привести к тому, что российским компаниям придется либо соглашаться с неминуемым нарушением валютного законодательства, ставя под угрозу саму возможность осуществления валютных операций по внешнеторговой сделке, либо отказываться от сотрудничества с непреклонным иностранным партнером.

Кроме того, в законе не предусмотрено никаких инструкций в отношении уже заключенных к моменту вступления в силу поправок договоров.

Изменения в сфере валютного регулирования: резюме

Новая Инструкция 181-И снимает часть нагрузки в сфере документооборота с резидентов при работе по внешнеторговым контрактам. Однако кардинально порядок взаимодействия с банками не меняется. Новые стандарты облегчат работу, главным образом, по экспортным контрактам и контрактам с ценой до 200 тысяч рублей.

В то же время говорить о либерализации в сфере валютного регулирования и контроля в целом было бы преждевременно. С 14 мая 2018 года вступят силу поправки, внесенные 325-ФЗ, которые ужесточают ответственность за нарушение валютного законодательства и предусматривают новые возможности отказа в совершении валютной операции банками. Причем перечень оснований отказа закреплен таким образом, что при любом, даже формальном нарушении положений актов валютного законодательства, банк будет вправе отказать в проведении операции. Это может привести к увеличению случаев необоснованного отказа в осуществлении валютных операций, в том числе по формальным основаниям. При этом спорен вопрос о том, является ли такой отказ основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств по внешнеторговому контракту российским резидентом.

Вводятся дополнительные требования к контрактам в сфере внешнеторгового оборота по указанию сроков, что может затруднить работу добросовестных компаний с иностранными партнерами. Полностью оценить грядущие изменения и их практические последствия можно будет после вступления поправок в силу.

Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» http://www.cbr.ru/analytics/?PrtID=na_vr&docid=408

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле»

Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И (ред. от 25.04.2017) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»



Изучение понятия и содержания валютного регулирования необходимо для недопущения нарушения правовых норм – «незнание закона – не освобождает от ответственности».

Каждое государство имеют свою валюту (за исключением Евросоюза – евро является валютой нескольких государств) – денежный эквивалент, поэтому государственные органы занимаются урегулированием и контролем этой деятельности, в законодательство постоянно вносятся изменения. Основной правовой акт, регулирующий эту деятельность в Российской федерации – это закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон). Последние изменения в закон были внесены 14 ноября 2017 года.

Валютное регулирование – деятельность законодательных органов по созданию и усовершенствованию законодательства в сфере валютных отношений. Валютное регулирования в РФ имеет четкую направленность на укрепление положения страны.

В Законе понятие «валютное регулирование» не раскрыто. Валютное регулирование приобретает особое значение в связи с глобализацией. Все больше россиян пытаются открыть бизнес за границей, в связи с этим необходимо выстраивать четкую структуру обмена валют.

Валютное регулирование осуществляет Центральный банк и Правительство.

Суть валютного регулирования России заключается в создании нормативных правовых норм.

Рубль – национальная валюта Российской Федерации. Все финансовые операции, проводимые в Российская Федерация, как правило, должны быть проведены в рублях. Гражданский кодекс, в статье 140, разрешает использование иностранной валюты в случаях, предусмотренных законном «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютное регулирование тесно связано с внешнеэкономической деятельностью. Валютное регулирование осуществляется посредством изучения практики зарубежных государств, с учетом соблюдения норм о финансовой безопасности страны.

Предмет валютного регулирования – валютные отношения, возникающие как между резидентами, так и между нерезидентами.

Валютные отношения – это не только обмен валют, но и иные аспекты данной деятельности (правовой статус резидентов/нерезидентов, их права и обязанности, сертификация банками, ввоз/вывоз валюты).

Предмет – это на что направлено правовое регулирование. Наличие в мире различных валют и активное экономическое развитие порождает вопросы взаимодействие иностранных субъектов предпринимательства с отечественными бизнесменами.

В предмет правового регулирования также входят вопросы ответственности (административное, уголовное, гражданское законодательство). Исходя из наличия предмета и метода права делается вывод об отнесении пласта законодательства к отрасли права либо иным категориям. Согласно российской доктрине права «валютные» нормативные правовые акты являются отдельной отраслью права.

Валютное право – комплексная отрасль права. Комплексная, потому что включает в себя законодательство и иных отраслей права.

Провозглашение валютного права как отрасли означает важность данных правоотношений.

Методы регулирования

Метод – способ регулирования деятельности.

Методы правового регулирования подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные метод – это установление жестких норм, вариативность действий не допускается. Например, при заключении сделки между резидентом и нерезидентом необходимо оформлять паспорт сделки, в соответствии с едиными правилами. Субъекты должны оформлять паспорт сделки точно по этим правилам, иного не допускается. Императивный метод также характерен для норм ответственности, когда есть четкая диспозиция нормы и четкая санкция за нарушение правила.

Диспозитивный метод характерен в основном для гражданского права и ведения предпринимательской деятельности, где есть возможность выбора действия. Например, вы можете сами выбрать в какой организационно-правовой форме будет действовать ваша фирма (КФХ, ООО, ПК и другие). Каждая организационно-правовая форма несет за собой ряд характеристик, по которым вы можете выбрать. Некоторые государства в доктрине права вводят диспозитивность как принцип гражданского законодательства.

Поощрительный метод основан на обеспечении исполнителю конкретного правила каких-либо благ, чаще всего это касается налогообложения. Например, если в рабочем коллективе есть инвалиды в определенном количестве, то фирма может претендовать на уменьшение налогов.

Рекомендательный метод предлагает поступить субъекту в соответствии с рекомендацией, но не применяет санкции при неисполнении рекомендаций. Часто подобные нормы вводятся для проверки положения дел на практике и соответствия данной нормы определенным параметрам, в дальнейшем такие нормы могут стать императивными.

Метод валютного законодательства характеризуется как императивный.

Основной метод регулирования валютных правоотношений – это создание правовых норм. Правовые нормы в своем создании могут иметь несколько причин их создания:

  1. Государство пытается развивать какие-либо отношения, но практика пока не сложилась. Таким образом, законодатель совершенствует практику;
  2. Практика сложилась, но нормы еще не приняты. Такая ситуация происходит в случае зарождения правового обычая, который никак не урегулирован в законодательстве. В целях правильного понимания обычая и несения ответственности, создаются нормы, регулирующие уже сложившийся порядок вещей, и усовершенствующий их;
  3. Практика и законодательные разработки идут рука об руку. Наиболее предпочтительный вариант, так как законодатель думает наперед, предусматривает возможное развитие и изменение правоотношений. В тоже время, валютные правоотношения подпадают в конкретные рамки, которые не приводят к произволу.

Регулирование валютных отношений включает в себя разработку нескольких блоков законодательства.

  1. Специальное валютное законодательство – Закон;
  2. Законодательство, регулирующие внешнеэкономическую деятельность;
  3. «Общее» законодательство (Конституция, Гражданский кодекс).

Регулирование взаимоотношений происходит посредством нескольких нормативных правовых актов. Возникает закономерный вопрос, в каком из актов искать ответ на вопрос в первую очередь? Правило следующее:

От частного (специального) права к общему.

Если вы не находите ответ на вопрос в Законе, то вы должны обратиться к Гражданскому кодексу, к соответствующей главе в зависимости от того какой вопрос вас интересует. Например, статья 317 Гражданского кодекса (регулирует вопросы валюты денежных обязательств) делает отсылку на Закон. Если кодекс не отвечает на поставленный вопрос, то следует обращаться к Конституции. В Конституции не будет прямых норм, регулирующих данные правоотношения, но Конституция – это основной акт в странах романо-германской правой семьи. Конституция содержит в себе основополагающие начала – принципы. Прибегнув к методу аналогии и толкования права можно найти ответ на интересующий вопрос. Но это довольно сложный путь. Подобной деятельностью занимаются юристы-ученые, которые выпускают сборники по толкованию правовых норм.

Функции валютного регулирования

Функции правового регулирования берут свое начал от функций самого права в чистом виде. Основные функции права это – поддержание правопорядка в обществе; обеспечение свободы личности; удовлетворение основных потребностей человека и общества. Правовое регулирование – это способ государства воздействовать на общество. Фактически право рождается из правого регулирования. Право – это один из инструментов воздействия на общество.

Основные функции валютного регулирования:

  1. Регулирующая функция валютного регулирования является основной и говорит «сама за себя». Государство берет на себе ответственность по установлению конкретных правил поведения в конкретных ситуациях, устанавливает порядок вещей, права и обязанности субъектов, определяет их ответственность;
  2. Коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие как государственных органов между собой, так и взаимодействие физических и юридических лиц между собой, а также с органами власти;
  3. Обеспечение экономической безопасности – валютный контроль.

Доктрина права может выделять и иные функции.

Принципы

  • Необходимость превалирования экономических мер при регуляции валютной деятельности. Данный принцип призван обеспечить стабильное развитие страны;
  • Невмешательство со стороны государства. В дополнение к 1 принципу, данный принцип обеспечивает свободу предпринимательства, что также приводит к развитию экономики и благосостоянию общества;
  • Целостность внутренней и внешней политики;
  • Целостность валютного регулирования и валютного контроля;
  • Защита прав субъектов (резиденты/нерезиденты) и их интересов.

Механизм

Выделяют два уровня валютного регулирования – международный и национальный.

Международный механизм валютного регулирования представляет собой систему международных организаций, через которые происходит регулирование валютных операций. Основная международная организация в сфере валютного регулирования – Международный валютный фонд.

Национальный механизм валютного регулирования – использование инструментов валютного регулирования: девальвация/ревальвация, импортная отчетность, отчет по экспорту и пр.

Меры валютного регулирования

Меры валютного регулирования – конкретные способы влияния на валютные правоотношения. Например, введение квот, снижение пошлин, покупка иностранной валюты.

Меры могут быть экономическими и таможенными.

Цели

Цели валютного регулирования в Законе прямо не указаны. Например, статья 6 Закона возможность проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами без ограничений (есть одно исключение – покупка иностранной валюты за иностранную валюту). Так вот это исключение введено в целях:

  • Предупреждение уменьшения запасов золота в стране;
  • Предупреждения непредвиденных колебаний курса рубля;
  • Сохранение платежеспособности государства.

Данные цели вполне раскрывают направленность валютного регулирования. Таким образом, цели в Законе указаны опосредовано.

Помимо этого, цели валютного законодательства это:

  • Обеспечение исполнения обязательств со стороны контрагентов. Для этого может устанавливаться юридическая ответственность;
  • Обеспечение общих правил проведения валютных операций;
  • Обеспечения отчетности, в основном данная цель связана с валютным контролем;
  • Защита национальной валюты;
  • Контроль за ввозом и вывозом валюты.

Эти цели могут бесконечно дополняться, в зависимости от вида деятельности государственных органов в сфере валютного регулирования.

Рыночное и государственное регулирование валютных отношений

Государство активно влияет на развитие рынка в целом, в том числе на валютный рынок. Основной способ – денежно-кредитная политика. Государство – это единственный уполномоченный субъект, который может создавать валюту. После выпуска новой валюты, государство пытается раздуть ее, дабы обеспечить экономическую стабильность.

Предпринимательские субъекты начинают повышать цены, чтобы уменьшить стоимость валюты, надутой государством.

«Надутая» валюта чувствуют себя хорошо недолго. Для должников этот период ознаменован уменьшением долга. Это делает займы/кредиты более привлекательными, но процентные ставки быстро взлетают. Процентные ставки часто используются для противодействия инфляции. Это связано с тем, что они могут стимулировать экономику отдельно от инфляции. Снижение процентных ставок побуждает субъектов (юридические и физические лица) брать больше кредитов и покупать больше товара. К сожалению, это приводит к пустым активам, где, в отличие от постепенного повышения уровня инфляции, разрушаются огромные объемы капитала. Государство может начать «капитулировать», чем может исказить рынок, изменив правила, чтобы позволить компаниям, находящимся на низком уровне, выжить. Часто эти спасения могут нанести ущерб акционерам спасительной компании и/или кредиторам компании. В нормальных рыночных условиях эти фирмы выходят из бизнеса и видят, что их активы продаются более эффективным фирмам. К счастью, государство использует свои возможности для защиты наиболее системно важных отраслей, таких как банки, страховщики, авиакомпании и производители автомобилей.

Государственная поддержка промышленной отрасли является мощным стимулом для банков и других финансовых учреждений, чтобы предоставить этим отраслям благоприятные условия. Этот льготный режим от государства означает, что в эту отрасль будет потрачено больше капитала и ресурсов, даже если единственным сравнительным преимуществом является государственная поддержка. Эта утечка ресурсов влияет на другие, более конкурентоспособные в глобальном масштабе отрасли промышленности, которые теперь вынуждены больше работать, чтобы получить доступ к капиталу. Этот эффект может быть более выраженным, когда государство выступает в качестве основного клиента определенной отрасли. Бизнес-мир редко жалуется на спасение и преференциальное отношение к определенным отраслям, возможно, потому, что все они скрывают, что тайно жаждут получить поддержку со стороны государства.

Высокие налоги на прибыль фирм оказывают различное влияние на прибытие иностранных компаний в государство, также, как и валютное законодательство. Страны с низкими размерами налогов могут заманить компании к себе иностранный капитал.

Чем либеральнее законодательстве в сфере налогов и валюты, тем больше иностранного капитала прибудет в страну. Но, есть риск превратиться в офшорную зону.

Что будет в 2018 году

Изменения в основном касаются физических лиц, проживающих за границей, которые являются резидентами России.

  1. Такие лица освобождаются от постоянной отчетности об открытии счетов в иностранных банках, они должны отчитаться, если переезжают в Россию на постоянное место жительство. Это очень позитивное изменение. Но, усложняется процесс возврата гражданина на Родину.
  2. Граждане получили возможность получать денежные средства от продажи имущества на счета в иностранных банках.

Валютный контроль

Валютный контроль идет в жесткой связке с валютным регулированием. Валютному контролю посвящена глава 4 Закона. Субъекты контроля (те, кто его осуществляют) – Правительство, агенты, исполнительный органы власти, Центральный Банк, Внешэкономбанк. Фактически валютный контроль – это контроль за осуществлением валютных операций. Координирующую деятельность выполняет Правительство.

Основной способ контроля – это проведение проверок.

Контролеры могут быстро реагировать на нарушения с помощью предписаний, которые подлежат обязательному исполнению.

Контролеры могут запрашивать документы о личности субъекта, о постановке его на налоговый учет и пр.

Органы валютного контроля активно взаимодействуют с налоговыми органами.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность представлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях. Статья огромная, изменения 2017 года ее не коснулись.

Помимо этого, КоАП содержит смежные статьи. Вся глава 15 КоАП посвящена правонарушениям в сфере налогов, финансов, страхования. Так что, практически все статьи данной главы будут связаны с рассматриваемой нами тематикой.

Уголовная ответственность – статья 193 Уголовного кодекса Российской федерации. Статья относится к главе, регулирующей преступления в сфере экономической деятельности. Для наступления ответственности необходим крупный размер – 9 миллионов рублей. Преступление относится к категории средней тяжести. Преступление может быть совершенно только с прямым умыслом.

В последние годы валютное законодательство либерализируется.

Гражданская ответственность выражается в дальнейшем недоверии к вам со стороны ваших партнеров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

17 октября 2017 года на рассмотрение в Государственную Думу направлен разработанный Правительством РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (173-ФЗ).

Более года назад Министерством финансов РФ уже был подготовлен законопроект, изменяющий отдельные положения валютного законодательства, но до настоящего времени он находился на рассмотрении и не был принят. Теперь новый законопроект, предложенный Правительством, фактически заменяет ранее выдвинутый проект Минфина. Тем не менее, основные идеи предыдущего проекта отражены в новом документе.

Сразу после опубликования сведений о планируемых изменениях в валютном законодательстве во многих российских СМИ появилась информация, где с восторгом освещалось предстоящее снятие валютных ограничений, либерализация требований к операциям и ослабление валютного контроля. При этом некоторые СМИ не совсем корректно излагали факты, касающиеся данного законопроекта. К сожалению, многие из них принципиально не поняли, что именно изменяется, но все же разместили свои новости и даже что-то вроде аналитических статей, которые могут вводить читателей в заблуждение.

Так как текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы, любое заинтересованное лицо имеет возможность с ним ознакомиться и лично разобраться с вероятными изменениями валютного законодательства.

В первую очередь необходимо отметить, что главное изменение валютного законодательства, заложенное в данном проекте, в таком же виде присутствовало в первой и последующей редакциях, ранее предложенных Минфином. Законопроектом предлагается признать валютными резидентами всех граждан России .

Если в соответствии с действующим в настоящее время законодательством валютными нерезидентами являются граждане РФ, непрерывно проживающие более одного года за пределами России, то в случае принятия нового законопроекта для граждан РФ не будет исключений – все они признаются валютными резидентами независимо от страны проживания .

Одновременно с этим законопроектом принципиально разделяются требования к гражданам РФ, проживающим на территории РФ более 183 дней в году, и гражданам, находящимся в РФ менее 183 дней в году. Граждане, большую часть года пребывающие вне территории России, освобождаются от отдельных требований валютного законодательства.

Чтобы оценить изменения, предусмотренные законопроектом, необходимо рассмотреть, каким образом изменения законодательства повлияет на различные категории российских граждан.

Если согласно действующему в настоящее время российскому валютному законодательству такие граждане являются валютными нерезидентами и могут не учитывать его требования при осуществлении любых денежных расчетов и иных валютных операций, то новым законопроектом они признаются валютными резидентами и должны соблюдать российское валютное законодательство.

При этом они освобождаются от соблюдения следующих требований валютного законодательства:

Соблюдение порядка открытия счетов в иностранных банках в части необходимости уведомления об этом российских налоговых органов;

- ограничение видов операций , разрешенных к проведению по счетам в иностранных банках;

Предоставление ежегодной отчетности об операциях по счетам в иностранных банках перед российскими налоговыми органами;

- запрет расчетов между резидентами, пребывающими за пределами РФ более 183 дней в году .

Необходимо отметить, что в настоящее время граждане, относящиеся к этой категории, и так освобождены от необходимости соблюдения перечисленных требований, поскольку являются валютными нерезидентами. Таким образом, для этой категории граждан новый законопроект не приносит чего-либо положительного.

Что же касается отрицательной стороны данного законопроекта для граждан, постоянно проживающих за границей, то следует отметить следующее. Для этой категории граждан новым законопроектом с учетом признания их резидентами предусматривается только исключение требований к операциям по счетам в иностранных банках (статья 12) и расчетам между такими же гражданами (статья 9), которые они и сейчас согласно действующим правилам не должны соблюдать. А все прочие требования валютного законодательства теперь становятся для них обязательными .

В качестве примера можно упомянуть статью 14 закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в которой изложены права и обязанности резидентов при совершении валютных операций. Ранее мы уже обсуждали одну из обязанностей резидентов, невыполнение которой может привести к нарушению валютного законодательства. И теперь граждане, постоянно и непрерывно проживающие за границей, должны выполнять изложенные в законе обязанности резидентов.

Также можно выделить следующую теоретическую типовую ситуацию. Допустим, гражданин Иванов, постоянно проживающий за рубежом, продает автотранспорт или недвижимость, имеющиеся у него за пределами России. Если он получит деньги от продажи от покупателя - иностранца, не имеющего российского гражданства, то проблем не возникнет. Но если сделка проводится с другим российским гражданином, то Иванову необходимо убедиться, что он имеет право получить деньги от этого покупателя, то есть что тот не проводит в РФ более 183 дней в году. Ведь валютная операция в соответствии с новым законопроектом является в данной ситуации разрешенной между гражданами РФ только при их проживании более 183 дней вне пределов РФ. В противном случае согласно КоАП Иванову грозит штраф от 75 до 100 процентов от суммы операции. Но убедиться в том, что покупатель - гражданин РФ проживает более 183 дней в году за границей России, довольно затруднительно, а порой просто невозможно. Необходимо учесть, что при действующем в настоящее время законодательстве гражданин Иванов является валютным нерезидентом и может свободно проводить описанную операцию без рисков нарушения законов. Данный подход, заложенный в законопроекте, при осторожном и внимательном соблюдении российского валютного законодательства может способствовать фактическому прекращению каких-либо финансовых операций между гражданами РФ, проживающими за границей.

То есть для данной категории граждан новый законопроект не способствует либерализации и снижению регулирования, а, наоборот, ведет к повышению требований и ответственности .

Сложность заключается также в том, что на граждан РФ, постоянно и непрерывно проживающих много лет за границей и имеющих, возможно, с детства гражданство другой страны, после принятия законопроекта будут возложены обязанности не только тщательного изучения требований российского валютного законодательства, но и постоянного отслеживания его дальнейших изменений. С учетом особенностей жизни за границей этой категории граждан РФ, которые могут даже не иметь российских паспортов и не владеть достаточными знаниями русского языка, а также с учетом высокой сложности российского валютного законодательства это представляется довольно непростой и сомнительной в реализации задачей.

Для данной категории граждан новый законопроект приносит некоторые позитивные изменения . Несмотря на то, что они могут много лет постоянно проживать за границей, каждый их приезд в РФ хотя бы на один день российские контролирующие органы на основе существующей в настоящее время интерпретации валютного законодательства считают потерей статуса валютного нерезидента. То есть после каждого приезда в Россию такой гражданин на ближайший год считается валютным резидентом, полностью обязанным соблюдать российское валютное законодательство.

Следует учесть, что проживать на территории иностранного государства и одновременно соблюдать существующие в настоящее время требования российского валютного законодательства к резидентам довольно затруднительно и часто практически невозможно . Поэтому многие из таких граждан часто нарушают требования валютного законодательства. Большинство из них делают это неосознанно, так как из-за сложности и запутанности положений закона они просто не знают о существующих требованиях. Некоторые граждане знают требования, но иногда из-за отсутствия иных путей сознательно идут на нарушение валютного законодательства в надежде, что об этом никто не узнает.

Следует отметить, что с вступлением с 01.01.2018 в силу международных договоров об обмене финансовой (налоговой) информацией многие такие нарушения могут быть обнаружены российскими налоговыми органами. Но вместе с этим необходимо учесть, что предоставление информации в российские налоговые органы предполагается только по налоговым резидентам РФ, а граждане, пребывающие большую часть года за границей, являются, как правило, налоговыми резидентами тех стран, где они проживают.

И все же новый законопроект открывает перед данной категорией граждан РФ возможность спокойно посещать Россию, пребывая на ее территории менее 183 дней в году . И при этом они освобождаются от всех тех требований валютного законодательства, от которых будут освобождены и граждане РФ, непрерывно проживающие за границей. Одновременно с этим они столкнутся и с теми же проблемами при соблюдении валютного законодательства, перейдя теперь в статус валютного резидента , которые коснутся категории 1.1 граждан, и о которых сказано выше.

Для данной категории граждан законопроект предусматривает некоторое расширение перечня разрешенных операций по счету в иностранном банке , которые в настоящее время являются запрещенными. Проектом предлагается разрешить зачисление на счета в иностранных банках денежных средств от продажи резидентом РФ транспортных средств и объектов недвижимости, находящихся за пределами России. При этом к такой недвижимости предъявляются требования в части ее нахождения на территории государства, являющегося членом ОЭСР или ФАТФ, которое присоединилось к соглашению об обмене финансовой информацией или имеет соответствующее соглашение с РФ, а счет продавца этой недвижимости должен находиться на территории такого же государства.

Таким образом, законопроект дает возможность гражданам РФ, проживающим в России более 183 дней в году, имеющим за границей недвижимость, воздушные, водные, автодорожные и иные транспортные средства, получать деньги от их продажи на свои счета в иностранных банках, что в настоящее время запрещено.

Кроме этого, в валютное законодательство планируется введение поправки, позволяющей рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории России , что действующим законодательством пока не разрешается.

Дополнительно к этому на счета в иностранных банках предполагается разрешить зачисление возврата налогов, ранее уплаченных резидентом.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Законопроект существенно усложняет финансовую жизнь граждан РФ, проживающих постоянно и непрерывно за границей и не въезжающих на территорию России более одного года (категория 1.1);

Законопроект позволяет в ряде случаев избежать нарушений законодательства РФ при проведении валютных операций для граждан РФ, проживающих за границей более 183 дней в году и периодически въезжающих на территорию России (категория 1.2);

- законопроект расширяет возможности граждан РФ, постоянно (не менее 183 дней в году) проживающих в РФ , в первую очередь, в части получения на свои счета в иностранных банках денег за продаваемые за границей транспортные средства и недвижимость.

Дополнительно необходимо отметить, что в пояснительной записке к законопроекту, как и в большинстве СМИ, осветивших данную тему, сказано об исключении из закона требования о предоставлении физическим лицом российскому банку при первом переводе денежных средств на собственный счет в иностранном банке уведомления налогового органа об открытии этого счета. В тексте самого законопроекта , размещенном на сайте Госдумы, пока ничего не говорится об отмене данного требования .

В случае принятия законопроекта он должен вступить в силу с 1 января 2018 года . При этом граждане РФ, находящиеся в 2017 году за пределами РФ более 183 дней, будут отнесены к 1-й категории, то есть освобождены от обязанности соблюдения отдельных требований валютного законодательства.

По оценке экспертов, российское валютное законодательство имеет довольно сложную форму, и его соблюдение гражданами, постоянно проживающими за пределами РФ, далеко не всегда легко или даже вообще возможно обеспечить. Даже большинство банковских сотрудников, специализирующихся на выполнении функций валютного контроля, полноценно не знают все нюансы валютного законодательства. Стоит ли говорить о том, что обычные люди, далекие в своей жизни от финансового законодательства, способны разобраться в валютном законодательстве и обеспечить его соблюдение.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, он разрабатывался, в том числе, с целью устранения избыточных обременений для физических лиц и упрощения валютного регулирования и валютного контроля.

По результатам изучения и анализа законопроекта напрашивается вопрос: если государство не планирует контролировать финансовые операции граждан, проживающих более 183 дней в году за границей, для чего нужно их признавать валютными резидентами РФ, и хоть и не чрезмерно, но все-таки ограничивать в возможности свободного проведения валютных операций? Ведь если принцип разграничения граждан на категории с проживанием более или менее 183 дней за пределами РФ вводится в законодательство, то почему же не проще было бы не относить всех граждан к валютным резидентам, а просто изменить понятие валютного резидента и определить его статус, как гражданина РФ, проживающего в России более 183 дней в году? А тех, кто проживает большей частью за границей (более 183 дней в году), признать валютными нерезидентами. Это позволило бы не усложнять жизнь миллионов граждан РФ, проживающих за пределами России.

Граждане РФ, которые в течение многих лет непрерывно проживают за границей и даже изредка посещают своих родственников в РФ или отдыхают, например, на черноморском побережье России, в соответствии с действующим законодательством РФ не являются налоговыми резидентами РФ и не обязаны платить в России налоги со своих иностранных доходов. Остается непонятным, для чего ограничивать проведение финансовых операций этих граждан, заставлять отчитываться и обременять их иными требованиями, если эти операции никак не связаны с Россией. Этому вопросу трудно найти логическое объяснение. Новый законопроект частично устраняет эти требования, но все же закрепление за такими гражданами статуса валютного резидента оставляет на них часть требований и обязывает соблюдать определенные ограничения, содержащиеся в российском валютном законодательстве.

Однако можно допустить, что цель признания всех граждан РФ валютными резидентами заключается в чем-то ином, и мы сможем увидеть и оценить ее в дальнейшем при будущих изменениях российского законодательства.

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г. , принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ . В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту . Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса , если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже)
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее
Справка о валютных операциях
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Неправильная документация или ее отсутствие.

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет , после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде . Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах . Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы . Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет .

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

  • на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
  • были оформлены прочие подтверждающие документы.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...