История аудита. Развитие аудита в странах Европы


Исторические предпосылки зарождения аудиторской деятельности в глубокой древности были обусловлены возникшей необходимостью проверки высокопоставленными лицами точности учёта и движения финансовых потоков и отслеживания добросовестного выполнения чиновниками своей работы.
В структуре управления государством действовали люди, в функции которых входил контроль за финансовыми поступлениями в казну налогов и сборов.
Например, в Древнем Египте контроль за правильностью исчисления налогов возлагался на казначея, которого называли «глазами царя Верхнего Египта и ушами царя Нижнего Египта».
Согласно историческим фактам самое первое упоминание об аудите появилось в период развития древней цивилизации Ближнего Востока. В 700 г. до н.э. в Китае существовал пост генерального аудитора, который обеспечивал и гарантировал честность правительственных чиновников, имеющих доступ к государственному имуществу.
В Китае (VII в.) существовала должность главного аудитора, контролирующего чиновников, распоряжавшихся государственным имуществом.
В Римской империи и Англии (в период правления короля Эдуарда II, 1307-1327 гг.) работники финансовых (государственные аудиторы) и судебных органов контролировали работу представителей муниципалитетов, ремесленных гильдий и частных землевладельцев, заслушивая результаты их работы.
Неграмотность чиновников побуждала аудиторов составлять письменные отчеты о проделанной работе на основе их устных разъяснений. Именно поэтому слово «аудит» в переводе с латинского «аудио» означает «слышать».
При рассмотрении истории аудита представляет интерес отрывок из произведения великого англичанина Уильяма Шекспир (1564-1616 гг.), в котором автор упоминает об аудите следующим образом:
«Коль в честности моей вы усомнились
Или в умении вести дела, Аудиторов строжайших созовите, Чтобы меня проверить».
В период зарождения капитализма, с XVII в., представления об аудите существенно изменились. Если ранее все ценности были материальны и легко распознаваемы, например речь шла о земле, то с этого момента в систему входят деньги, создающие дополнительные сложности. Необходимость в разделении интересов собственников организаций и управляющего персонала с целью принятия правильных инвестиционных решений, возникшая потребность в получении достоверной информации о финансовом положении организации обусловили становление и развитие аудита на рубеже ХVII- ХIХ вв.
По мере развития аудита выделилось три теории:
1. Теория адекватности.
2. Теория контроллинга.
3. Теория консалтинга.
В 1850-1933 гг., с принятием в Англии закона 1862 г. все компании не реже одного раза в год должны были проверять свои счета, привлекая для этого специалистов по бухгалтерскому учету и финансовому контролю. В 1880 г. был основан институт присяжных бухгалтеров, впервые возникла профессия аудитора. Чуть позже, в 1932 г., в Германии был создан институт аудиторов.
Английские теоретики Ф. Пикслей и Л. Дикси в 1881-1892 гг. сформировали теорию адекватности («полицейскую» теорию, теорию «сторожевого пса»), основанную на выявлении ошибок в бухгалтерской отчетности в результате сравнения содержащейся в ней информации с данными бухгалтерского учета. Цель аудита состояла в подтверждении соответствия произошедших событий хозяйственной деятельности данным, отраженным в бухгалтерской отчетности организации.
В 1933-1940 гг. в аудите возник новый качественный метод проверки — тестирование, при котором внимание аудиторов было направлено на изучении систем внутреннего контроля проверяемых компаний, а в США был учрежден (1939 г.) комитет по аудиторским процедурам. Системно-ориентированный характер аудита на следующем этапе (1940-1970 гг.) выражался в оценке эффективности функционирования системы внутреннего контроля. В 1949 г. появилась теория контроллинга («собаки-ищейки»), сущность которой заключалась в выявлении недостатков в управлении организацией со стороны администрации с целью представления информации собственникам компаний о качестве их работы.
Позднее, на рубеже 70-х гг., появилась теория консалтинга (теория
«собаки-поводыря», или теория «агентов»), основанная на оказании консультационных услуг организациям. Аудит базировался на риске, т.е. осуществлялся с учетом аудиторского риска по хозяйственным операциям и статьям бухгалтерского баланса с наиболее вероятными искажениями. В зависимости от уровня аудиторского риска применялись различные технологии аудита — выборочная или сплошная проверка.
На современном этапе истории развития аудита все упомянутые теории интегрированы.
В России звание аудитора было введено Петром I с принятием на должность присяжного бухгалтера, совмещающего обязанности делопроизводителя, секретаря и в обязательном порядке приносящего царю присягу, подобную клятве Гиппократа.
Можно выделить следующие этапы становления и развития аудита в Российской Федерации:
1-й этап (1987-1993 гг.), когда Правительством СССР в 1987 г. была создана первая аудиторская организация «Инаудит» на базе государственного ведомства (Министерства финансов СССР) и впоследствии произошло ее разделение на несколько самостоятельных аудиторских организаций, что обусловило стихийное зарождение аудиторской деятельности и, как следствие, необходимость в квалифицированной подготовке кадров;
2-й этап (декабрь 1993 г. — август 2001 г.), для которого характерно:
. принятие Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993
№ 2263 «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», устанавливающего основные функции аудитора:
. проверка достоверности финансовой отчетности в отношении ее соответствия действующему законодательству;
. введение правил лицензирования аудиторской деятельности;
. установление порядка проведения аттестации аудиторов;
. разработка стандартов по аудиторской деятельности;
3-й этап (с августа 2001 г. по настоящее время), в период которого:
. принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
. утверждены федеральные правила (стандарты) по аудиту;
. введен в действие Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности».
В настоящее время аудиторская деятельность представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями либо индивидуальными аудиторами.

Титульный лист

письменного контрольного задания, курсовой работы


Московский

социально-гуманитарный

институт


Овчинников Владимир Петрович

Ф.И.О. студента (полностью)


№ личного дела 9996


Филиал Городец


Факультет Экономический



Группа 01/ЭБ - Гц


Название учебной дисциплины Аудит


Тема письменного контрольного задания, курсовой работы


История возникновения аудита. Виды аудита.






Город Городец Год 2005


Введение................................................................................................ стр. 2.

1. История возникновения аудита....................................................... стр. 4.

2. Виды аудита....................................................................................... стр. 7.

Заключение............................................................................................. стр. 17.

Литература.............................................................................................. стр. 18.


Введение.

В России аудиторская деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

1. История возникновения аудита.


Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала. Такие доверительные отношения существуют и в аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность - процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами) правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром 1. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три попытки организации института аудита (в 1889, 1912и 1928 г.) оказались неудачными.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ожесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Третий этап развития аудита - его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Представители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности.

Аудиторская деятельностькак таковая, порождена рыночной экономикой и является составной частью механизма этой экономики. Аудиторская служба в России находится в начальном периоде развития (тем более такой ее вид как банковский аудит). Самая первая аудиторская фирма в нашей стране – «ИНАУДИТ» была создана в 1997г. в соответствии с постановлением СовМина СССР. Создание указанной фирмы равно как и многих других аудиторских фирм связано с образованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и развитие в нашей стране аудиторства, существующего в экономически развитых странах с выше полутора столетий и заслужившего доверие предпринимательских кругов этих стран. Не смотря на быстрый, особенно в последние два года, рост количества аудиторских фирм в России, развития аудиторского дела в нашей стране существенно задержалось из-за отсутствия должной правовой базы.

2. Виды аудита

Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит. Его основная задача - решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:

Объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

Сложившейся системы управления экономического субъекта;

Состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают в себя:

ü проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;

ü проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

ü проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

ü проверку деятельности различных звеньев управления;

ü оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

ü проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

ü работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

ü оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

ü специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

ü разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов США (Institut of Internal Auditors) было разработано следующее определение:

Внутренний аудит - это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита - помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

Ø проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;

Ø оценку экономичности и эффективности операций компании;

Ø проверку уровня достижений программных целей;

Ø подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.

2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.

3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.

4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.

В табл. 1 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.

Таблица 1. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом

Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)

Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система учета и отчетности предприятия

Средства

Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Вид деятельности

Исполнительская деятельность

Предпринимательская деятельность

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

Субъекты

Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Квалификация

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

Начисление заработной платы по штатному расписанию

Оплата предоставленных услуг по договору

Ответственность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами

Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности.

Отчетность

Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту


Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным аудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Достаточно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, который заключается в систематическом анализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.

ЦелиАХД: оценка эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности. Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.

Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В таблице 2. представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.


Таблица 2. Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита

Критерии

Экономические субъекты, показатели отчетности

1. Организационно-правовая форма экономического субъекта

Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала

2. Вид деятельности экономического субъекта

1. Банки и другие кредитные учреждения

2. Страховые организации и общества взаимного страхования

3. Товарные и фондовые биржи

4 Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании)

5. Внебюджетные фонды (если источники их образования - обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ со стороны юридических и физических лиц)

6. Благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды (источники образования - добровольные пожертвования юридических и физических лиц)

7. Другие экономические субъекты, где обязательная аудиторская проверка предусмотрена федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ

3. Источники формирования уставного капитала

Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов

4. Финансовые показатели экономического субъекта

(Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности)

1.Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год если более чем в 500 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

2. Сумма активов баланса на конец года если более чем в 200 000 раз превышает МРОТ


Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту.

Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

К перечисленным видам аудита необходимо добавить:

G налоговый аудит;

G ценовой аудит;

G экологический аудит.

В развитии аудита выделяются следующие три стадии и, соответственно, вида аудита:

а) подтверждающий аудит . Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;

б) системно - ориентированный аудит . Аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную проверку, потому что в некоторой степени можно доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекомендации, как улучшить систему;

в) аудит, в основе которого лежит риск . Сконцентрировав аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском и тем самым обеспечить более эффективную с точки зрения затрат услугу.


С точки зрения экономических субъектов аудит подразделяется на:

v общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации, учреждения);

v банковский аудит;

v аудит страховых организаций;

v аудит бирж;

v аудит внебюджетных фондов;

v аудит инвестиционных институтов.

Заключение.

С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране пополнилась множеством новых понятий и терминов. Одним из них является понятие аудита.

С появлением регулирующих документов «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в РФ вышел на качественно новый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России сформировался рынок аудиторских услуг.

Во всем мире любая уважающая себя коммерческая организация обязательно подтверждает свою отчетность заключением аудитора. Этим она резко увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности – учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков и др. А такое доверие значит для предприятия очень много.

Литература.

1. Федеральный закон об аудиторской деятельности №119 –ФЗ от 07.08.2001г.

2. Стандарты аудиторской деятельности. М.: «Книга сервис» - 2004.

3. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А. и др; под ред. проф. Подольского В.И. Аудит: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Смирнов С.А., Косорукова И.В. Аудит: учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2000.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Зарождение и развитие аудита

Определение 1

Термин «аудит » имеет латинское происхождение – «audio» означает «он слышит», «слушатель». Изначально так называли ученика духовного учебного заведения с отличной успеваемостью, который проверял других учащихся и определял степень усвоения пройденного материала и качество выполнения заданий.

Аудит в понимании более близком современному существовал еще в Древнем Египте в третьем тысячелетии до н.э. В то время функции учета, управления и контроля выполняли чиновники наряду со своей основной деятельностью. В Римской империи в I веке н. э. данные функции были возложены на специальных служащих (кураторов, прокураторов, квесторов). После падения Римской империи услуги аудита широко распространились в Италии в сфере торговли – аудиторы проверяли платежеспособность капитанов торговых судов с целью предотвращения ошибок.

Однако родиной современного аудита считается Англия, где в IХ веке из общего понятия «бухгалтер» выделилось смежное понятие «аудитор», который контролировал состояние счетов, детально проверяя каждую операцию. Однако в то время такие аудиторские процедуры как тестирование или выборочная проверка были еще не известны.

Становление внутреннего аудита

В XIX-XX веках в ряде европейских стран и США были приняты законы об обязательном аудите акционерных обществ – ежегодной проверке бухгалтерских счетов и годового отчета. Великая депрессия 1929-1933 годов усилила потребность в аудиторских услугах, что проявилось в ужесточении требований к обязательности и качеству аудиторских проверок.

После окончания мирового экономического кризиса аудит как обязательная процедура появился практически во всех странах – началось введение обязательных требований к содержанию годовых отчетов и обязательности их публикации с включением заключений аудиторов. Таким образом, аудит начал использоваться как мощное оружие против мошенничества.

Кроме того независимые аудиторы стали акцентировать больше внимания на вопросах внутреннего контроля в компаниях, поскольку они полагали, что эффективная система внутреннего контроля практически исключает вероятность ошибок. Поэтому в функционале аудиторских фирм появилось такое направление как консультационная деятельность, которая стала преобладать перед проведением непосредственных проверок.

Замечание 1

Впервые внутренние аудиторы появились в Германии на железных дорогах во второй половине XIX века (так называемые путешествующие аудиторы), задача которых заключалась в проверке полноты оприходования полученных кассирами денежных средств за билеты. Однако внутренний аудит в его современном виде, заключающийся в нефинансовой оценке операций компаний и систематическом поиске путей повышения эффективности управления, появился только в XX веке.

Развитие аудита в России

В России аудиторы появились впервые в армии во время правления Петра I. Наличие такой должности было официально зафиксировано в воинском уставе 1716 года и в табели о рангах. В обязанности армейских аудиторов входило слушание дел по имущественным спорам. В отдельных случаях аудитор выступал прокурором, делопроизводителем и секретарем. Военно-судебная реформа 1867 года упразднила государственную должность армейского аудитора.

В XIX-XX веках в России неоднократно осуществлялись попытки создания института аудита (институт присяжных бухгалтеров в 1831 году, институт бухгалтеров в 1909 году, институт государственных бухгалтеров-экспертов в 1928 году и т.д.), однако все попытки были неудачными по причине отсутствия экономических предпосылок аудиторской деятельности, отлаженного механизма действия и каких-либо юридических гарантий.

Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала. Такие доверительные отношения существуют и в аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность - процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами) правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром 1. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три попытки организации института аудита (в 1889, 1912и 1928 г.) оказались неудачными.

Мировой экономический кризис 1929--1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ожесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Третий этап развития аудита -- его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Представители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности.

Аудиторская деятельность как таковая, порождена рыночной экономикой и является составной частью механизма этой экономики. Аудиторская служба в России находится в начальном периоде развития (тем более такой ее вид как банковский аудит). Самая первая аудиторская фирма в нашей стране - «ИНАУДИТ» была создана в 1997г. в соответствии с постановлением СовМина СССР. Создание указанной фирмы равно как и многих других аудиторских фирм связано с образованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и развитие в нашей стране аудиторства, существующего в экономически развитых странах с выше полутора столетий и заслужившего доверие предпринимательских кругов этих стран. Не смотря на быстрый, особенно в последние два года, рост количества аудиторских фирм в России, развития аудиторского дела в нашей стране существенно задержалось из-за отсутствия должной правовой базы.

ВВЕ ДЕНИЕ

План-конспект лекционного курса «Аудит ч. 1» знакомит бакалавров с законодательным регулированием и теоретическими основами аудиторской деятельности.

Цели плана-конспекта помочь бакалавру сформировать современные фундаментальные знания в области аудита; раскрыть теоретические и практические принципы аудиторской проверки; выработать у студента аналитическое мышление и умение обобщать результаты аудиторских и аналитических процедур, выражать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов.

В плане-конспекте лекций раскрываются основных направления, на которые ориентирована деятельность аудиторов (аудиторских организаций) в современной рыночной экономике, даются ссылки на учебные пособия и нормативные документы, в которых этот материал изложен более полно. Предлагаемый план – конспект предполагает наличие у студентов определенной базы знаний по дисциплинам: «Бухгалтерский учет и анализ», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность».

ТЕМА 1

ЦЕЛИ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АУДИТА

Основные вопросы темы

1. История возникновения аудита в России

2. Понятие аудиторской деятельности. Цели и задачи аудиторской деятельности.

3. Отличие аудита от ведомственного контроля

4. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

5. Внешний и внутренний аудит, цели его проведения

История возникновения аудита в России

В допетровской России на государственном уровне существовали функции контроля полноты уплаты налогов , т.к. доход государства складывался во много за счет хорошо развитой налоговой системы.

При царе Алексее Михайловиче был создан специальный Приказ счетных дел, сотрудники которого систематически проводили ревизии счетных книг различных ведомств, проверяли выполнение ассигнований, выделенных под отчет послам, воеводам и другим должностным лицам. История российских органов государственного финансового контроля берет свое начало с 1654г. – с момента создания упомянутого Приказа, который можно считать прообразом Счетной палаты РФ.

Для проведения ревизий в других городах в Москву вызывали в Приказ счетных дел целовальников с учетными книгами и оправдательными документами.

При Петре 1 проводится реформа государственного управления: во главе финансового управления поставлен Сенат, для заведования государственными доходами учреждена Камер-коллегия, для заведования расходами – Штатс-контор-коллегия (или Штатс-контора), а для проверки счетов и отчетов – Ревизион-контора. Петр 1 уделял большое внимание совершенствованию государственного управления, а также контролю государственных доходов и расходов, которые имели много общего с аудитом. В 1716 году Петр 1 издает указ о назначении первых аудиторовревизоров, главной целью которых было выявление злоупотреблений в обеспечении российской армии всем необходимым и рассмотрением имущественных споров. Многие аудиторы имели воинские звания и совмещали работу с обязанностями следователя и прокурора. В 1722 году принимается указ, который предписывает ежегодно посылать в губернии аудиторов - ревизоров для осуществления проверки.

В Петербурге 18 октября 1889г. состоялось учредительное собрание Общества для распространения коммерческих знаний. Одной из инициатив указанного Общества стала попытка создания Института присяжных бухгалтеров России (так в то время называли аудиторов). Предполагалось, что в него войдут лица, получившие от специально создаваемых комиссий удостоверения об успешно выдержанных экзаменах. Был даже подготовлен проект устава Института. Однако Общество просуществовало до 1917г., а Институт так и не был создан.

Период конца 19 – начала 20 в. ознаменовалась возникновением во многих крупных и средних городах общественных организаций, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгалтеров, однако о возникновении аудита как профессии вопрос не поднимался.

Если причиной зарождения западного аудита считается возникновение акционерных обществ, то в России в 1836г. было всего лишь, десять акционерных предприятий, а в начале 20в. – около двух с половиной тысяч. После революции в период государственного регулирования экономики в СССР аудит не существовал. Аудит в нашу страну пришел в эпоху перестройки, т.е. после 1985г., причем раньше, чем начали формироваться налоговые органы. Если проследить историю развития аудита в нашей стране, то можно выделить несколько основных этапов.

Первый этап был ознаменован появлением в 1987 году фирмы “Инаудит”. Эта фирма была образована согласно специальному постановлению Совета Министров СССР. Значение ее создания для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить. В 1988 году в нашей стране наметились новые тенденции перехода от командной системы экономики к рыночной. В этих условиях в стране стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, они не являлись собственностью государства. При переходе на рыночные методы хозяйствования изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. Каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны вышестоящих министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.

Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и организации, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля-аудита. Налоговые органы, на которые законом возложена проверка деятельности предприятий, осуществляет её по мере необходимости лишь в пределах своей компетентности. Поэтому возникла потребность создания специального управления или службы, которая взяла бы на себя эти обязанности.

Второй этап становления аудита в нашей стране пришёлся на 19891993 гг., когда была предпринята попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. В это период в стране появилось множество коммерческих организаций, в том числе и аудиторских фирм. Последние регистрировались как товарищества с ограниченной ответственностью, поскольку эта форма представляла целый ряд преимуществ. Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы надо отметить “Контакт” и “Рафаудит”, которые по организации работ, сбору информации стали эталоном для других аудиторских фирм. Заслуга этих фирм в становление аудита и его популяризации в России чрезвычайно велика.В учредительных документах указанных фирм предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчётности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учёт, налогообложение, управление финансовой деятельностью и т. п. Таким образом, уже в учредительных документах первых аудиторских фирм были заложены определения аудита и его целей, что в дальнейшем нашло отражение во Временных правилах аудиторской деятельности в РФ.

Далее, в январе 1990 г. на рынке СССР появилось Совместное Предприятие «Эрнест энд Янг» с «Внешаудит», которое проводили аудиторские проверки на совместных предприятиях, причем вне зависимости от их расположения или принадлежности. Кроме того, в уставе СП предусматривались консультации, обучение персонала и т.д. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в так называемую «большую шестерку» («большая шестерка» – общепринятое собирательное имя фирм Arthur Andersen, KRMG, Ernst & Yong, Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Price Waterhouse; с 1998 года – «большая пятерка»).

Одновременно с появлением крупных фирм начинают формироваться общественные ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Они проводят широкомасштабные конференции по всей стране, «круглые столы» по проблемам учета, налогообложения и аудита. Впервые начинают поднимать вопросы о нормативной и законодательной базе, о регулировании бухгалтерского учета и аудита, о реорганизации всей системы финансового контроля в целом. Вскоре правительство тоже начинает осознавать необходимость решения этих вопросов, и обсуждение дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и аудита выходит на более высокий (правительственный) уровень. Начинают разрабатываться проекты, но конечного утверждения они не получают. Проекты дорабатываются, согласовываются с целым рядом различных министерств и ведомств – начинается третий этап становления аудита в России.

Третий этап с 1993 по 2001 г.г. Началом этого периода можно считать 22 декабря 1993 года, когда Президент Российской Федерации подписывает Указ, которым утвердил “Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации”, вступившие в силу с момента опубликования Указа с 29 декабря 1993 года. В этих правилах даётся определение понятия аудиторской деятельности, указывается сфера аудита, его цели, помимо инициативной проверки вводится понятие обязательной проверки. Временные правила регламентируют процедуры лицензирования и аттестации на получение права заниматься аудиторской деятельностью, порядок аннулирования лицензий, устанавливаются серьёзные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчёты и небрежности в работе. Основным во Временных правилах является раздел о подготовке аудиторского заключения.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...