Интеграция экономических организаций. Развитие интеграции в Западной Европе


Международная экономическая интеграция.

Типы и формы международной экономической интеграции.

Международная экономическая интеграция - это объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. В его основе лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и МРТ.

Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь и вглубь и вширь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем, вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

Интеграция - это второй этап развития интернационализации (первый - монополизация, третий - транснационализация).

Основные цели

Интегрирующиеся страны рассчитывают повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства, а также

    Использовать преимущества "экономики масштаба";

    Сократить трансакционных издержки;

    Создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку;

    Решить задачи торговой политики;

    Содействовать структурной перестройке экономике, ускорить темпы ее роста.

Предпосылки

    сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран;

    территориальная близость государств;

    общность экономических и других проблем;

    демонстрационный эффект;

    эффект домино (страны, которые оказались за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок).

В современном мире происходит интеграция:

    всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транснационализации и глобализации;

    традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов.

Развиваясь на двух уровнях - глобальном и региональном, - интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров.

Также различают интеграцию на уровне предприятий и интеграцию на уровне государств:

1. Институциональный тип интеграции, или интеграция государств - это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизводительных процессов, в результате чего сближаются социальные, политические, институциональные структуры объединяющихся государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и руководителей.

Формы, или виды, региональной интеграции могут быть разными. Они характеризуются степенью свободы перемещения внутри группировки факторов производства. В настоящее время существуют следующие формы региональной эк. интеграции:

    Зона свободной торговли (ЗСТ);

    Таможенный союз (ТС);

    Единый или общий рынок (ОР);

    Экономический союз (ЭС);

    Экономический и валютный союз.

Зона свободной торговли - это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений МТ товарами.

Таможенный союз - соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговли между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

Единый или общий рынок - соглашение, когда к дополнению ТС устанавливается свобода передвижения других факторов производства, т.е. капитала и рабочей силы. ВТ оборот между странами-участницами международной экономической интеграции перестает существовать, образуется внутренний рынок.

Экономический союз - соглашение, когда к дополнению к ОР гармонизируется фискальная и монетарная политика.

Экономический и валютный союз - соглашение, когда к дополнению к ЭС проводится единая макроэкономическая политика, создаются наднациональные органы управления.

Часто международная экономическая интеграция предшествуют преференциальные торговые соглашения.

Основные результаты региональной интеграции:

    Синхронизируются процессы экономического и социального развития стран, сближаются значения макроэкономических показателей развития

    Углубляется взаимозависимость экономик и интегрированность стран

    Рост ВВП и производительности труда

    Рост масштабов производства, сокращение издержек

    Образование региональных рынков торговли

2. Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) - речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают:

    Горизонтальная интеграция. Она предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.

    Вертикальная интеграция. Это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, нос вязанных между собой последовательными ступенями производства или обращения.

Формы частнокорпоративной интеграции:

    Создание совместных предприятий (СП)

    Проведение международных производственных и научных программ.

Факторы развития международной экономической интеграции

1.Углубление МПП.

2.Социально-экономическая однородность национальных предприятий.

3.Близкие уровни экономического развития групп стран.

4.Тесное переплетение национальных экономик на микроуровни.

5.Длительный пролет сотрудничества.

6.Общие границы и условия развития.

7.Развитие коммуникационных возможностей.

8.Общность культурных и исторических традиций.

9.Целеустремленность государственных органов и партий стран относительно интеграционных процессов.

10.Объективна необходимость общего решения глобальных проблем человечества.

Главные участники и организаторы интеграционного процесса:

1.Государства.

4.Общественные организации.

Тенденциями международной экономической интеграции является глобализация мировой экономики и регионализация. Развитие МЭО, под воздействием специализации и разделения труда, приводит к глобализации.

Основные черты глобализации:

Изменяется форма производства, она переходит в международную форму в виде ТНК; изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т.е. ориентация национальной экономики на международные стандарты; принципиальные изменения в хозяйственной жизни - международные центры управления, международные системы информации, система международных стандартов (ГАТТ, МВФ, органы ООН и т.д.).

Регионализация - исторически сложившаяся региональная общность с едиными экономико-географическими, культурными и т.д. сходствами.

Зона свободной торговли

Зона свободной торговли (Free trade area) – тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Основные зоны свободной торговли:

Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН - Association of South East Asion Nations) - одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967 г.). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Высший орган – собирающаяся один раз в три года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, территориально расположенный в Джакарте (Индонезия);

Североамериканская зона свободной торговли - НАФТА (North American Free Trade Agreement - NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

Европейская ассоциация свободной торговли – в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

Балтийская зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.;

Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.;

Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.;

Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;

Бангкокское соглашение – соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.

Таможенный союз

Таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

1) Снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;

2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

3) Устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;

4) Унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

5) Согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;

6) Введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;

7) Создание общей системы преференций.

Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Примеры таможенных союзов:

Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г.

Арабский общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.

Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

Организация восточно-карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.

Общий рынок

Общий рынок (Common market) – тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство. Это более глубокий вид интеграции, чем таможенный союз.

Свобода межгосударственного перемещения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства (общий рынок) требует организационно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Соответствующая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат.

Примеры группировок стран, создавших общий рынок:

Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива – странами-участницами соглашения о создании общего рынка, подписанного в 1981 г., являются Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия;

Андский общий рынок – существует с 1990 г., объединяет Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу;

Латиноамериканская ассоциация интеграции – создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Карибское сообщество – образовано в 1973 г. следующими странами: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидат и Тобаго. Карибский общий рынок заменил существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли.

Общий рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР) – объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, существует с 1991 г.

Экономический союз

Экономический союз (Economic union) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

Примеры экономических союзов:

Экономический союз - Бенилюкс – существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург;

Союз арабского Магриба – образован в 1989 г. Страны-участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;

Лагосский план действий – создан в 1973 г., объединяет все страны Африки к югу от Сахары;

Союз реки Ману – договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне

Европейский союз, ЕС (с 1957 г., - Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) – наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е годы членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все объединение в целом, стали также Греция, Испания и Португалия, а в 90-е годы - Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом, в настоящий момент в Европейском союзе, преобразованном из Европейского сообщества на основании Маастрихтского договора 1992 г., состоят 25 государств. Таким образом, Евросоюз объединяет 25 стран.

Политико-экономический союз

Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.

Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач.

Последствия международной экономической интеграции

Современная экономическая наука пока не способна определить полный эффект от реализации интеграционных процессов на глобальном уровне. Это объясняется не сложностью исчисления результатов интеграции, а множественностью последствий этого процесса во времени и в пространстве. Поэтому в исследованиях такого рода принято различать статические и динамические эффекты интеграции.

Статические эффекты определяют экономические последствия международной интеграции, полученные непосредственно после осуществления мероприятий по консолидации экономик двух или нескольких стран.

Динамические эффекты оценивают экономические последствия международной интеграции на перспективу, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Как правило, расчеты статического эффекта сводятся к сопоставлению результатов переориентации потребителей в одной стране в связи с закупкой товара или фактора производства у более эффективного участника интеграционной связи в другой стране.

При этом учитывается эффект от наличия или отсутствия таможенного союза или какой-либо другой интеграционной формы. В расчетах такого рода необходимо учитывать и отрицательные последствия международной интеграции. Негативные результаты особенно важно учитывать на перспективу. Именно в будущем импорт товара из другой страны может отрицательно сказаться, например, на проблеме занятости в данной стране.

5. Модели современных интеграционных процессов

Модели, несмотря на большую специфику, а нередко и неповторимые черты и характеристики, имеют в своей основе общие явления, которые, несмотря на интеграционные "границы", все же являются интернациональными по своей природе, что, кстати, позволяет конкурирующим системам находить компромисс, разрешать назревающие между ними противоречия и т.д. Вот почему модель всякой интеграционной системы было бы ошибочно абсолютизировать, не замечав общих тенденций в ее эволюции. Характеристика существующих основных моделей в мировых интеграционных процессах.

1. Модели политико-экономической интеграции (с учетом социальных аспектов):

1.1.Европейский союз (ЕС).

1.2. Андская группа (Латинская Америка).

1.3. Карибский "общий рынок" (Латинская Америка).

1.4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

2. Модели торгово-экономического сотрудничества:

2.1. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

2.2. Североамериканская интеграция (США, Канада.Мексика).

2.3. Организация арабских стран - экспортеров нефти(ОАПЕК).

2.4. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

3. Модели международных экономических надправительственных организаций, регламентирующих торговую, тарифную политику:

3.1. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

3.2. Организация экономического сотрудничества и развития (СЭСР).

3.3. Конференция ООН по торговле и развитию (ШКГАД).

4. Модели политических союзов и военных блоков:

4.1. Европейский Совет.

4.2. Организация Африканского единства (ОАЕ).

4.3. Организация Североатлантического договора (НАТО).

Особенности интеграции в Североамериканском регионе

Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г.

О масштабах экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75-80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта.

Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие - асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям.

Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются:

    ликвидация всех таможенных пошлин;

    поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

    смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

    либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

    создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.

В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран.

В апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.

Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является формирование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.

В Юго-Восточной Азии сложилась довольно развитая структура - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран - членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.

Помимо АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе действует еще несколько самостоятельных экономических объединений, среди которых созданное в 1989 г. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к которым затем (через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и Перу.

6.1. ИНТЕГРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРИЗНАКИ, ФОРМЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (ЭФФЕКТЫ)

6.2. ИНТЕГРАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ЭВОЛЮЦИЯ, МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ, РАСШИРЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

6.3. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ (НАФТА)

6.4. ИНТЕГРАЦИЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ (АТЭС)

6.5. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

6.6. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СНГ

6.1. Интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, экономические последствия (эффекты)

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению, взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств в единую систему экономических отношений, сопровождающийся заключением интеграционных договоров и согласованно регулируемый межгосударственными и наднациональными органами власти

Региональное интеграционное соглашение (РИС) – международный договор об устранении барьеров для производства и обмена товаров (услуг и факторов производства) между соседними государствами, и о создании межгосударственных и наднациональных органов власти, управляющих процессом устранения барьеров, и региональной организации, выступающей в качестве субъекта мировой экономики

Регионализация – это более широкое понятие по отношению к МЭИ обозначающее развитие и укрепление экономических и иных связей между экономическими субъектами, регионами, национальными хозяйствами, входящими в один регион.

Межгосударственный орган власти – институт интеграционного объединения, решения которого адресуются участвующим государствам.

Н аднациональный орган власти – – институт интеграционного объединения, решения которого адресуются непосредственно экономическим субъектам участвующих государств.

Примеры региональных интеграционных организаций

Европейский союз (ЕС; EU)

Центрально-европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА; CEFTA)

Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА; NAFTA)

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР; MERCOSUR)

Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ; CARICOM)

Юго-Восточная Азия

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС; APEC)

Ассоциация государств Юго-восточной Азии (АСЕАН; ASEAN)

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК; SAARC)

Африка и Ближний Восток

Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС; ECOWAS)

Центрально-Африканский экономический и валютный союз (ЮДЕАК; UDEAC)

Совет по сотрудничеству Арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ; GCC)

Содружество независимых государств (СНГ; CIS)

Союзное государство Беларуси и России (СГ)

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС: Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан)

Единое экономическое пространство Беларуси, России, Казахстана и Украины (ЕЭП)

Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС)

ГУАМ (Альянс Грузии, Украины, Армении и Молдовы)

ИНТЕГРАЦИЯ в экономике, сближение и объединение предприятий, отраслей, регионов, стран, углубление их взаимодействия на основе различных видов и форм разделения и комбинации труда, производства, ведения бизнеса, развития специализации и кооперирования. Одна из основных тенденций мирового трансформационного процесса в индустриальную и постиндустриальную эпохи.

Различают внутреннюю и внешнюю, территориальную и отраслевую, вертикальную и горизонтальную, торговую, производственную и валютно-финансовую интеграции. Внутренняя интеграция - сближение и объединение предприятий одной или различных отраслей в границах одной и той же страны. Внешняя интеграция выходит за рамки отдельных национальных экономик и регионов. Территориальная интеграция, в отличие от отраслевой, основана на локально-географических принципах. Вертикальная интеграция - слияние, поглощение, укрупнение предприятий, ведёт к повышению их эффективности путём объединения производств смежных отраслей, связанных между собой по технологической цепочке. Так, в рамках одного крупного хозяйственного комплекса (корпорации) могут объединяться горнодобывающее, энергетическое, металлургическое и машиностроительное производства. Горизонтальная экономическая интеграция представляет собой объединение хозяйственных субъектов одного и того же профиля. Ныне получили широкое распространение сетевые формы горизонтальной интеграции - отраслевые сети сотрудничества (например, торговые розничные сети). В развитии инновационного характера экономики важную роль играют межфирменные союзы в области НИОКР, в разработке совместных технологий и новых видов продукции, информационного и инфраструктурного обеспечения (например, стратегические альянсы компаний, объединяющих свою деятельность для реализации общего стратегического интереса в какой-либо сфере деятельности).

Торговая интеграция характеризуется созданием в рамках отдельных стран и регионов зон свободной торговли, заключением двухсторонних и многосторонних таможенных союзов. Т. н. глубокая производственная интеграция состоит в развитии сотрудничества поставщиков и продуцентов в границах отдельных стран и регионов. Это и формы территориальной интеграции, включающие региональные сети сотрудничества (технопарки, индустриальные округа, инновационные кластеры). К производственной интеграции относится также стимулируемое экономической глобализацией становление межстранового внутриотраслевого разделения и комбинации труда в промышленности, строительстве, транспорте, связи. При этом филиалы и отделения крупных корпораций (главным образом ТНК) располагаются в разных странах, специализируются на производстве отдельных узлов, деталей, изделий, инновационного продукта.

В начале 1980-х годов и в особенности с середины 1990-х годов интеграционный процесс приобрёл ещё одну форму - интеграцию различных укладов смешанной экономики: государственных и негосударственных, в том числе частных. Углубление интеграции общественных и частных начал, общественных и частных интересов породило бурный рост такого сложного экономического явления, как частно-государственное партнёрство, имеющее множество видов и подвидов. Наиболее прогрессивным и перспективным его видом являются концессии, получившие наибольшее распространение в производственной и социальной инфраструктуре развитых и развивающихся стран. Они предполагают передачу частному сектору прав пользования и владения государственными активами на длительный срок, сохраняя собственность на них за государством.

Широко развиваются региональные формы межгосударственной интеграции. Её высшая форма - валютно-экономическая и финансовая интеграция. Именно этой стадии в объединении экономик независимых государств достигла Европа. Членами Европейского союза (ЕС) являются 27 государств (2007). Валютно-финансовая интеграция характеризуется здесь образованием европейского Экономического и валютного союза, созданием Европейского центрального банка, введением единой межгосударственной валюты - евро, заменившей национальные валюты стран - членов Еврозоны.

Высокий уровень интеграции достигнут в Североамериканском регионе, где в Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) входят США, Канада, Мексика. Интеграционный процесс развивается всё шире на Евразийском континенте. В 2001 в Центральной Азии была создана новая региональная организация сотрудничества - ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), в которую входят 6 государств - Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан. В экономике целью ШОС является установление режима свободного перемещения товаров, услуг и капиталов.

Развитие многообразных форм интеграции основано на использовании возможностей, создаваемых акционерной формой собственности. Именно она является главным механизмом, позволяющим осуществлять слияние и поглощение предприятий, различной формы их объединения. Особенности движения данной формы собственности, перекрёстное владение акциями, корпоратизация государственной собственности - инструменты интеграционного процесса.

Развитие информационных технологий и информационного общества на их основе, экономическая глобализация создали условия для формирования единого мирового информационного и финансового пространства, являющегося показателем высокого уровня интегрированности мировой экономики.

Лит.: Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI в. М., 2001; Россия и СНГ в новейших европейских интеграционных процессах. М., 2003; Международная экономическая интеграция / Под редакцией Н. Н. Ливенцева. М., 2006.

На макроуровне , т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения , . Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.

Причины и предпосылки интеграционных процессов

Интеграционные процессы охватывают прежде всего страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков — регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое.

Одинаковый уровень социально-экономического развития

Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый , совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели — , темпы роста , его отраслевая структура, уровень и — не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция . Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.

Взаимодополняемость экономик соседних стран

Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.

Наличие политической воли

Третья предпосылка — наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

К предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» — чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции.

Интенсивность интеграционных связей принято измерять такими показателями, как:
  • доля внутрирегионального экспорта или импорта (товарооборота) к совокупному ВНП региона (в %);
  • доля внутрирегионального товарооборота к совокупному внешнеторговому обороту интегрированных стран (в %);
  • объем взаимных прямых иностранных инвестиций () внутри интеграционной группы по сравнению с ПИИ стран-членов в третьи страны (в %);
  • количество и масштаб слияний и поглощений компаний (СиПов) внутри группы и вне ее.

Этапы международной экономической интеграции стран

Экономическая интеграция может осуществляться вширь и вглубь . Расширение характеризует количественную сторону процесса — число стран группы. Углубление интеграции — качественная характеристика. Она показывает тесноту взаимосвязи, уровень объединения стран. Экономическая интеграция осуществляется постепенно от простых к более сложным формам. Прединтеграционной фазой считается фаза преференциальной торговли, когда соседние страны предоставляют друг другу преференции (льготы), упрощающие торговлю между ними по сравнению с другими странами. Такая льгота может состоять в снижении таможенного тарифа, снижении или отмене квотирования товаров, упрощении таможенных формальностей.

Бела Баласса различает пять форм (этапов) интеграции:
  1. Зона свободной торговли (ЗСТ) — отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, .
  2. Таможенный союз (ТС) — наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, ).
  3. Общий рынок (ОР) — наряду с функциями ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.
  4. Экономический и валютный союз (ЭВС) — наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.
  5. Политический союз — наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.
Предложенная схема иллюстрирует этапы углубления (зрелости) экономической интеграции между странами:

Указанные выше теоретические модели интеграции на практике оказываются более размытыми и разнообразными. Например, в АТЭС, которое позиционирует себя прежде всего как зона свободной торговли, предполагается свободное движение инвестиций. То же относится к странам — членам , где на этапе зоны свободной торговли предполагается либерализация в сфере услуг и капиталовложений, гармонизация в области защиты окружающей среды и другие элементы, характерные для более высокого уровня объединения.

Роль международной экономической интеграции для стран

Канадские ученые Дж. Вайнер и Дж. Мид выявили статические и динамические эффекты, возникающие вследствие экономической интеграции.

К статическим эффектам, возникающим вскоре после вступления страны в союз, относят:
  • эффект создания торговли или расширение внутрирегиональной торговли;
  • эффект отклонения торговли или сокращение торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в этих третьих странах ниже, чем внутри союза.
К динамическим эффектам, возникающим постепенно в ходе развития интеграционных процессов, относят:
  • расширение рынка страны, входящей в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит, и сокращение издержек на единицу продукции;
  • развитие инфраструктуры стран-участниц;
  • стимулирование ;
  • постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно в экономически более слабых странах, и другие эффекты.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

В процессе глобализации наиболее отчетливо проявляются кардинальные изменения, происходящие в мировом хозяйстве, именно финансовый капитал выступает главным фактором, разрушающим границы национальной экономики. Глобализация является наивысшим уровнем взаимодействия и взаимопроникновения национальных экономических систем, выражающихся в полной утрате всякой экономической самостоятельности, изменении и ослаблении функций национального государства, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований.

Мировые и региональные державы видят в интеграции мощный инструмент своего политико-экономического доминирования; развивающиеся страны рассматривают ее как возможность укрепления своих позиций на мировой экономической арене и лучшей защиты национальных интересов в условиях глобализации мировой экономики.

Процесс глобализации протекает в условиях сильно поляризованной мировой архитектуры в плане экономической мощи и возможностей. Такое положение является потенциальным источником рисков, проблем и конфликтов. Несколько ведущих стран контролируют значительную часть производства и потребления, в них формируются “центры экономического притяжения капиталов”. Их внутренние приоритеты и ценностные ориентиры накладывают отпечаток на все крупнейшие сферы интернационализации.

В “Докладе о мировом развитии” Всемирного банка, озаглавленном “Новый взгляд на экономическую географию”, анализируются особенности процесса региональной интеграции по группам стран: Регионы, близкие к основным мировым рынкам. Странам в регионах, близких к мировым рынкам, таких как Центральная Америка и Карибский бассейн, Северная Африка и Восточная Европа, осуществлять интеграцию относительно легко. Общие институты могут помочь этим странам стать частью крупных, более продвинутых рынков.

Удаленные от мировых рынков регионы с крупными странами. Страны в регионах, которые географически удалены от основных мировых рынков, но имеют свои крупные рынки, такие как Индия, Китай, Южная Африка и Бразилия, являются привлекательными для инвесторов. Надлежащие институты и региональная инфраструктура могут помочь им выйти на эти рынки. Примерами таких регионов являются Восточная Азия и во все большей мере - Южная Азия. Но южная часть Африки и Южная Америка могут также интегрироваться в мировую экономику, увеличивая свои внутренние рынки и повышая специализацию с помощью региональных институтов и инфраструктуры. Для самых малых стран региональная инфраструктура является особенно важной, с тем чтобы сократить расстояние до крупных соседних стран и использовать этих соседей как канал для выхода на мировые рынки.

Особенность интеграционных процессов на международном уровне заключается в стремлении объединиться разных, а зачастую и диаметрально противоположных культур. Имеющиеся различия в историко-культурном, экономическом и политическом развитии экономик не позволяют создать единую интеграционную модель мирового хозяйствования. Поэтому современная мировая экономическая архитектура представляет собой сложнейшую систему, состоящую из региональных объединений стран, блоков и союзов, переплетенных между собой различными связующими звеньями, интеграционными институтами и прочими элементами международной экономической интеграции.

Следовательно, учитывая социально-культурную разнородность государств, одной из наиболее приемлемых форм сотрудничества остается региональная экономическая интеграция, эффективнейшим образом позволяющая усилить экономическое взаимодействие с учетом поддержки национальных интересов в рамках определенной территории.

Пояснение.

Фактором, который, как считают авторы, способствует успешной экономической интеграции, является наличие в странах, вовлеченных в процесс интеграции, достаточно развитых рыночных институтов, а именно в кредитно-банковской, валютно-финансовой сфере.

Примеры экономической интеграции:

1) Создание ВТО (Всемирной торговой организации) - сущность интеграции состоит в создании мирового единого экономического пространства;

2) Создание ОПЕК (союза между странами, обладающими богатыми залежами энергетических ресурсов - нефтью и газом) - сущность интеграции заключается в стремлении установить единую цену на энергоносители и не допустить спекуляцию.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...