Инструменты политики государства для сдержки излишнего роста. §4


Достижение целей экономической политики и реализация основных ее направлений обеспечиваются различными инструментами (административными и экономическими) ГРЭ.

Административные средства базируются на силе государственной власти и включают мерта - запрета, .разрешения и принуждения. Так, меры запрета и разрешения могут принимать форму выдачи лицензий на занятие тем или иным видом деятельности. Когда власти заинтересованы, например, в прекращении нового промышленного строительства в историческом центре города, они просто прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство вместо взимания штрафов и повышения налогов. Напротив, разрешение на ведение той или иной деятельности создает новые сферы приложения капитала, расширяет хозяйственную активность. К мерам принуждения относится то, что государственные органы развитых стран обязывают предпринимателей соблюдать определенные условия охраны труда, устанавливать очистные сооружения, организовывать производственное обучение молодежи.

В развитых странах с рыночной экономикой административные методы ГРЭ используются незначительно и ограничиваются в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для слабо защищенных слоев населения. Однако их роль сильно возрастает во время войны, критического состояния в экономике. Так, к крупномасштабным государственным административным акциям по регулированию экономики Западной Германии и Японии можно отнести денежную реформу и разукрупнение ведущих концернов.

Еще одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, так как она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственными субъектами. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения.

Административные методы ГРЭ достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными, рынками.(прямое полномасштабное администрирование государственного сектора ^мягкий административный режим для негосударственных монополий: индикативное планирование, установление пределов колебания цен), в области экологии (создание государственных заказников, национальных парков, разработка стандартов экологической безопасности), в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице и т.п.), в протекционистской внешнеэкономической политике.

Экономические инструменты ГЭП - фискальная и бюджетная политика, кредитно-денежная, внешнеэкономическая и социальная, а также политика регулирования доходов, ускоренная амортизация, индикативное планирование, государственное экономическое программирование, договорная (контрактная) система, государственные закупки.

Основные средства кредитно-денежной политики - это регулирование учетной ставки, размеров обязательных резервов кредитных институтов в центральном банке, операции на рынке ценных бумаг. Фискальная политика -это государственное регулирование с помощью налогов, изменения их ставок, предоставления скидок, отсрочек, налоговых льгот. Бюджетная политика позволяет осуществлять прямое хозяйственное регулирование путем финансирования из средств государственного бюджета тех или иных сфер экономики.

Социальная политика государства предусматривает перераспределение доходов через Налоговую систему, разнообразную помощь малоимущим, безработным в рамках специальных государственных программ, деятельность в области образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Внешнеэкономическая политика - это набор специальных инструментов непосредственного воздействия на связи с зарубежными странами, стимулирование экспорта товаров, услуг, капитала, кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов, изменение пошлин и количественных ограничений во внешней торговле, регулирование валютного курса, участие в международных экономических организациях и пр.

Эти вопросы будут рассмотрены подробно в следующих разделах данного курса. Здесь укажем только на то, что эти инструменты используются государством для изменения соотношения спроса и предложения на денежном и финансовом рынках в желательном направлении, для воздействия на деятельность субъектов хозяйства (юридических и физических лиц) и социальной стабилизации, для изменения структуры платежного баланса страны и ее места в международном разделении труда. Эти инструменты очень важны для достижения макроэкономической стабилизации экономики, но могут привести и противоположным, дестабилизирующим результатам, если использовать их неразумно (так, в России чрезмерные государственные расходы и избыточная денежная эмиссия привели к огромным темпам инфляции и резкому снижению жизненного уровня населения, социальной нестабильности).

Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренная амортизация основного капитала и связанные с этим образование и реализация скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Варьирование норм ускоренной амортизации основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий.

Государственные закупки - денежные платежи правительства, за которые оно получает товары или услуги текущего производства. Как инструмент экономической политики они воздействуют на хозяйственную конъюнктуру, обеспечивая устойчивый рынок сбыта для продукции частных фирм и стимулируя производство в необходимых отраслях. Часто они используются в рамках высшей формы ГРЭ - государственного экономического программирования.

Программирование экономическое - инструмент государственной экономической политики, подразумевающий разработку комплексных общехозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики. Носит рекомендательный характер. Воздействие на производство осуществляется путем экономического (а не административного) побуждения и в форме контрактов.

В программировании комплексно используются все элементы ГРЭ. В программах формулируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, определяются порядок их достижения и органы, ответственные за те или иные направления, выделяются необходимые средства и устанавливается порядок финансирования.

Программы бывают национальные среднесрочные (на 5 лет с ежегодной корректировкой), чрезвычайные (краткосрочные) и целевые. Объектами целевых программ могут быть отрасли (сельское хозяйство), регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Субъекты экономического программирования - государственные органы, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Разработка программ ведется специальным государственным органом (комитетом по планированию) или министерствами экономики и финансов с привлечением представителей центрального банка, союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов. Кроме того, создаются различные комиссии и советы экспертов. Программы утверждаются парламентом ежегодно, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении.

В последние годы в развитых странах начали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, которые называются структурной политикой. Эта политика реализуется по нескольким направлениям: контроль за состоянием общего равновесия экономической системы (расходы госбюджета на структурные цели, подготовку квалифицированной рабочей силы); развитие производственной инфраструктуры (энергетики, транспорта, связи, дорог); поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики (угольная, металлургическая); участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции через стандартизацию: регулирование внешнеэкономических связей, порожденных международной технологической кооперацией. Но развитие долгосрочного регулирования не приводит к свертыванию краткосрочного, ибо оно необходимо для конкурентно-рыночной системы.

В сфере стимулирования научно-технического прогресса государственными органами развитых стран широко используется контрактная (договорная) система. В настоящее время государство в развитых странах - основной заказчик современной новейшей сложной техники и технологии, особенно в военной и космической областях, информационных технологиях, атомной энергетик микроэлектронике, биотехнологии и др. Реализация государственных научно технических Программ осуществляется не только благодаря действующим федеральным законам и правительственным актам, но и непосредственно на основе условий и положений государственных контрактов. Система государственных контрактов наиболее развита в США.

Контракт в США - это сложный и многообразный инструмент регулировано экономики страны. Его структура включает правовые, социальные экономические, производственные, научно-технические требования, условия патентования, лицензирования и передачи технологий, принципы организации, производства, использование информационных систем, право использования государственной собственности, привлечение сторонней и иностранной рабочей силы, получение кредитов и займов - всего того, что необходимо для выполнения государственного заказа. Государство предоставляет исполнителям программы НИОКР широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями работающими на частном рынке: право безвозмездного использования оборудования и научных лабораторий, льготы на покупку сырья у частных государственных поставщиков и за границей, право расходования средств на собственные НИР (до 10% стоимости контракта) и на переподготовку кадров. Предоставление контрактов осуществляется на конкурсной основе, подрядчика выбирает независимая экспертная комиссия. За нарушение условий государственного контракта предусмотрена широкая система санкций: одностороннее прекращение его без компенсации затрат подрядчику, передача другому подрядчику с возмещением ущерба за счет невыполнившего контракт, различные финансовые санкции, публикация в печати списков несостоятельных подрядчиков, виновных в срыве государственных заказов и др.

Отдельные инструменты ГРЭ могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики цен. Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах с рыночной экономикой ценообразование происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены - одна из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого, и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительствах и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономический политики на другие объемы регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъекта, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственных органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством. Мероприятия по регулированию цен осуществляют непосредственно министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60-х и в 70-х г.г. были созданы межминистерские советы по ценам: они имеют наблюдательно-совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов. Указанные комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Изначально государственные органы вели наблюдения за ценами. Этим занимались и занимаются центральные статистические управления в целях измерения роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется через политику ускоренной амортизации, которая завышает на бумаге издержки производства и оправдывает повышение цен: через установление цен на так называемые акцизные товары; через государственные ценовые субсидии, которые предусматривают снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю: через налог на добавленную стоимость, дифференцированные ставки которого непосредственно воздействуют на цены.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, значительная часть продукции которых закупается государством: военные отрасли промышленности, некоторые подотрасли строительства, - там среднеотраслевые цены устанавливаются на основе государственных контрактов, заключаемых государственными органами с отдельными фирмами.

Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (или их возврат), экспортные субсидии, льготные кредиты и транспортные тарифы существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

На товары и услуги госсектора устанавливаются фиксированные цены: они обычно искусственно занижены и позволяют увеличить доходы частного капитала за счет низкой рентабельности или даже убыточности объектов государственной собственности (шахт, электростанций, железных дорог, почты и телеграфа и т.д.).

Фиксирование цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования, но оно применяется редко, в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

Контроль за ценами на определенные виды товаров осуществляется наднациональными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты ЕС, унификация транспортных тарифов и налогов внутри ЕС, участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на морские и воздушные перевозки.

Инструменты государственной экономической политики

Достижение целей экономической политики и реализация основных ее направлений обеспечиваются различными инструментами (административными и экономическими) ГРЭ.

Административные средства базируются на силе государственной власти и включают мерта - запрета, .разрешения и принуждения. Так, меры запрета и разрешения могут принимать форму выдачи лицензий на занятие тем или иным видом деятельности. Когда власти заинтересованы, например, в прекращении нового промышленного строительства в историческом центре города, они просто прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство вместо взимания штрафов и повышения налогов. Напротив, разрешение на ведение той или иной деятельности создает новые сферы приложения капитала, расширяет хозяйственную активность. К мерам принуждения относится то, что государственные органы развитых стран обязывают предпринимателей соблюдать определенные условия охраны труда, устанавливать очистные сооружения, организовывать производственное обучение молодежи.

В развитых странах с рыночной экономикой административные методы ГРЭ используются незначительно и ограничиваются в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для слабо защищенных слоев населения. Однако их роль сильно возрастает во время войны, критического состояния в экономике. Так, к крупномасштабным государственным административным акциям по регулированию экономики Западной Германии и Японии можно отнести денежную реформу и разукрупнение ведущих концернов.

Еще одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, так как она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственными субъектами. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения.

Административные методы ГРЭ достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными, рынками.(прямое полномасштабное администрирование государственного сектора ^мягкий административный режим для негосударственных монополий: индикативное планирование, установление пределов колебания цен), в области экологии (создание государственных заказников, национальных парков, разработка стандартов экологической безопасности), в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице и т.п.), в протекционистской внешнеэкономической политике.

Экономические инструменты ГЭП - фискальная и бюджетная политика, кредитно-денежная, внешнеэкономическая и социальная, а также политика регулирования доходов, ускоренная амортизация, индикативное планирование, государственное экономическое программирование, договорная (контрактная) система, государственные закупки.

Основные средства кредитно-денежной политики - это регулирование учетной ставки, размеров обязательных резервов кредитных институтов в центральном банке, операции на рынке ценных бумаг. Фискальная политика -это государственное регулирование с помощью налогов, изменения их ставок, предоставления скидок, отсрочек, налоговых льгот. Бюджетная политика позволяет осуществлять прямое хозяйственное регулирование путем финансирования из средств государственного бюджета тех или иных сфер экономики.

Социальная политика государства предусматривает перераспределение доходов через Налоговую систему, разнообразную помощь малоимущим, безработным в рамках специальных государственных программ, деятельность в области образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Внешнеэкономическая политика - это набор специальных инструментов непосредственного воздействия на связи с зарубежными странами, стимулирование экспорта товаров, услуг, капитала, кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов, изменение пошлин и количественных ограничений во внешней торговле, регулирование валютного курса, участие в международных экономических организациях и пр.

Эти вопросы будут рассмотрены подробно в следующих разделах данного курса. Здесь укажем только на то, что эти инструменты используются государством для изменения соотношения спроса и предложения на денежном и финансовом рынках в желательном направлении, для воздействия на деятельность субъектов хозяйства (юридических и физических лиц) и социальной стабилизации, для изменения структуры платежного баланса страны и ее места в международном разделении труда. Эти инструменты очень важны для достижения макроэкономической стабилизации экономики, но могут привести и противоположным, дестабилизирующим результатам, если использовать их неразумно (так, в России чрезмерные государственные расходы и избыточная денежная эмиссия привели к огромным темпам инфляции и резкому снижению жизненного уровня населения, социальной нестабильности).

Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренная амортизация основного капитала и связанные с этим образование и реализация скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Варьирование норм ускоренной амортизации основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий.

Государственные закупки - денежные платежи правительства, за которые оно получает товары или услуги текущего производства. Как инструмент экономической политики они воздействуют на хозяйственную конъюнктуру, обеспечивая устойчивый рынок сбыта для продукции частных фирм и стимулируя производство в необходимых отраслях. Часто они используются в рамках высшей формы ГРЭ - государственного экономического программирования.



Программирование экономическое - инструмент государственной экономической политики, подразумевающий разработку комплексных общехозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики. Носит рекомендательный характер. Воздействие на производство осуществляется путем экономического (а не административного) побуждения и в форме контрактов.

В программировании комплексно используются все элементы ГРЭ. В программах формулируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, определяются порядок их достижения и органы, ответственные за те или иные направления, выделяются необходимые средства и устанавливается порядок финансирования.

Программы бывают национальные среднесрочные (на 5 лет с ежегодной корректировкой), чрезвычайные (краткосрочные) и целевые. Объектами целевых программ могут быть отрасли (сельское хозяйство), регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Субъекты экономического программирования - государственные органы, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Разработка программ ведется специальным государственным органом (комитетом по планированию) или министерствами экономики и финансов с привлечением представителей центрального банка, союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов. Кроме того, создаются различные комиссии и советы экспертов. Программы утверждаются парламентом ежегодно, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении.

В последние годы в развитых странах начали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, которые называются структурной политикой. Эта политика реализуется по нескольким направлениям: контроль за состоянием общего равновесия экономической системы (расходы госбюджета на структурные цели, подготовку квалифицированной рабочей силы); развитие производственной инфраструктуры (энергетики, транспорта, связи, дорог); поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики (угольная, металлургическая); участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции через стандартизацию: регулирование внешнеэкономических связей, порожденных международной технологической кооперацией. Но развитие долгосрочного регулирования не приводит к свертыванию краткосрочного, ибо оно необходимо для конкурентно-рыночной системы.

В сфере стимулирования научно-технического прогресса государственными органами развитых стран широко используется контрактная (договорная) система. В настоящее время государство в развитых странах - основной заказчик современной новейшей сложной техники и технологии, особенно в военной и космической областях, информационных технологиях, атомной энергетик микроэлектронике, биотехнологии и др. Реализация государственных научно технических Программ осуществляется не только благодаря действующим федеральным законам и правительственным актам, но и непосредственно на основе условий и положений государственных контрактов. Система государственных контрактов наиболее развита в США.

Контракт в США - это сложный и многообразный инструмент регулировано экономики страны. Его структура включает правовые, социальные экономические, производственные, научно-технические требования, условия патентования, лицензирования и передачи технологий, принципы организации, производства, использование информационных систем, право использования государственной собственности, привлечение сторонней и иностранной рабочей силы, получение кредитов и займов - всего того, что необходимо для выполнения государственного заказа. Государство предоставляет исполнителям программы НИОКР широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями работающими на частном рынке: право безвозмездного использования оборудования и научных лабораторий, льготы на покупку сырья у частных государственных поставщиков и за границей, право расходования средств на собственные НИР (до 10% стоимости контракта) и на переподготовку кадров. Предоставление контрактов осуществляется на конкурсной основе, подрядчика выбирает независимая экспертная комиссия. За нарушение условий государственного контракта предусмотрена широкая система санкций: одностороннее прекращение его без компенсации затрат подрядчику, передача другому подрядчику с возмещением ущерба за счет невыполнившего контракт, различные финансовые санкции, публикация в печати списков несостоятельных подрядчиков, виновных в срыве государственных заказов и др.

Отдельные инструменты ГРЭ могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики цен. Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах с рыночной экономикой ценообразование происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены - одна из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого, и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительствах и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономический политики на другие объемы регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъекта, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственных органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством. Мероприятия по регулированию цен осуществляют непосредственно министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60-х и в 70-х г.г. были созданы межминистерские советы по ценам: они имеют наблюдательно-совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов. Указанные комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Изначально государственные органы вели наблюдения за ценами. Этим занимались и занимаются центральные статистические управления в целях измерения роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется через политику ускоренной амортизации, которая завышает на бумаге издержки производства и оправдывает повышение цен: через установление цен на так называемые акцизные товары; через государственные ценовые субсидии, которые предусматривают снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю: через налог на добавленную стоимость, дифференцированные ставки которого непосредственно воздействуют на цены.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, значительная часть продукции которых закупается государством: военные отрасли промышленности, некоторые подотрасли строительства, - там среднеотраслевые цены устанавливаются на основе государственных контрактов, заключаемых государственными органами с отдельными фирмами.

Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (или их возврат), экспортные субсидии, льготные кредиты и транспортные тарифы существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

На товары и услуги госсектора устанавливаются фиксированные цены: они обычно искусственно занижены и позволяют увеличить доходы частного капитала за счет низкой рентабельности или даже убыточности объектов государственной собственности (шахт, электростанций, железных дорог, почты и телеграфа и т.д.).

Фиксирование цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования, но оно применяется редко, в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

Контроль за ценами на определенные виды товаров осуществляется наднациональными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты ЕС, унификация транспортных тарифов и налогов внутри ЕС, участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на морские и воздушные перевозки.

Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.

Экономическая политика – система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (схема 57).

Схема 57.

Субъекты исполнения экономической политики.


Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

– Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

– Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

– Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (схема 58).

Схема 58.

Пирамида целей.


1. – Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.

2. – Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.

Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде схемы 59.

Схема 59 .



Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической конценпции макроэкономического регулирования. До 1970-ых годов главенствующую роль играло неокейнсианское направление, для которого финансовые меры были особенно важны. В последующий период в связи с распространением монетаризма более важную роль стали играть кредитно-денежные методы. В условиях российской экономики старт реформе 1992 года был дан за счет активного использования кредитно-денежного механизма. В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.

11. 2. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Ее структура показана на схеме 60.

Схема 60 .



Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы. Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 61.

Схема 61.

Виды фискальной политики.



Основным рычагом фискальной политики является изменение налогов в соответствии с целями правительства. Налоги – это обязательные срочные платежи государству физических и юридических лиц. Основные виды налогов можно сгруппировать по пяти признакам в схему 62.

Схема 62.

Основные виды налогов.



Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой . Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).

Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера . Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (схема 63).

Схема 63.

Кривая Лаффера.



Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет.

Государственный бюджет – план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. таблицу 27):

Таблица 27.

Структура государственного бюджета.



Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.

В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.

Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.

Фактическийдефицит – общий дефицит госбюджета.

Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.

Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». При этом последний из названных способ не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Структура государственного долга показана на схеме 64.

Схема 64 .



Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:

– существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

– вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

– увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

– перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

11.3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на схеме 65.

Схема 65 .



Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.

Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства. Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (см. таблицу 28).

Таблица 28.

Институты кредитно-денежной политики.



При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:


Структура денежной массы представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Совокупность денежных агрегатов представлена на схеме 66.

Схема 66.

Структура основных денежных агрегатов.



Иногда в экономической теории выделяют денежный агрегат L, который состоит из суммы M3 и всех существующих ценных бумаг.

Регулирование размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы необходимо для предотвращения роста инфляции и поддержания устойчивого роста экономики.

Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения. Различают несколько типов инфляции (таблица 29).

Таблица 29.

Типы инфляции.



Причины инфляции обуславливаются ее механизмами. Первый механизм – инфляция спроса есть результат увеличения совокупного спроса над предложением, когда дефицит товаров вызывает обесценивание денег и провоцирует развитие инфляционной спирали «избыточный спрос – цены». Второй механизм – инфляция предложения вызывается ростом издержек производства (особенно повышением зарплаты), который приобретает характер цепной реакции и порождает новый виток роста цен.

Уровень инфляции определяется на основе сопоставления среднего уровня цен, в свою очередь измеряемого индексом цен.



где Р2 – средний уровень цен в текущем году, а Р1 – средний уровень цен в прошлом году.

Инфляция чревата рядом крайне неприятных для общества последствий. Так, происходит перераспределение доходов в пользу предприятий-монополистов, финансовых структур, теневой экономики и т. д. При этом больше всего выигрывают должники, в том числе государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные расходы выпуском необеспеченных денег. К последствиям инфляции относится и разрушение нормальных социально-экономических связей, включая отказ от товарно-денежных отношений и переход к бартеру. Опасным для страны явлением становится и возникающая в это время инфляционная психология – ситуация, когда люди, уверенные, что инфляция будет продолжаться, предпринимают соответствующие меры: запасают товары впрок, требуют опережающего роста заработной платы или закладывают ожидаемый уровень инфляции в цену товара. Инфляция отрицательно влияет на экономический рост страны и рациональность использования ею своих ресурсов, т. к. сокращаются инвестиции (вложения капитала) в производство, а население вкладывает деньги в недвижимость или иностранную валюту. Борьба с инфляцией является одним из важнейших составляющих элементов не только кредитно-денежной, но и антициклической политики.

Антиинфляционная политика может проводится как методами «шоковой терапии» (когда жесткая денежная политика помогает сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает снизить инфляцию. В целом в современной экономической теории выделяют два основных виды антиинфляционной политики.

Активная антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.

Адаптивная антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Основные антиинфляционные меры показаны на схеме 67.

Схема 67 .



Кредитно-денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельность государства, его органов прежде всего по динамике параметров экономического роста, динамике качества жизни. Это требует дальнейшего развития социальной сферы.

11.4. Социальная политика

Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:

– развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;

– реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;

– осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;

– защиты и поддержки нуждающихся;

– проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;

– активной социальной политики и социального партнерства.

Социальная политика всегда связана с отношениями между людьми по поводу использования ими материальных и духовных благ и должна рассматриваться как часть общей экономической политики, конечной целью которой является повышение благосостояния населения.

Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми. Основные направления социальной политики государства показаны на схеме 68.

Схема 68 .



Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Государство перераспределяет доходы путем выплат социальных трансфертов, введением минимальных ставок заработной платы, а также изменения цен, устанавливаемых рынком. Однако перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности, которое американский экономист А. Оукен сравнил с «дырявым ведром». Масштабы утечки из этого ведра определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор.

Особое значение в политике доходов имеет проблема защиты денежных доходов населения от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов – увеличение денежных доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В рыночной экономике особым направлением социальной политики государства является защита населения от безработицы.

Безработица – такая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы. Уровень безработицы (УБ) характеризуется нормой, которая рассчитывается как отношение общего числа безработных (Б) к численности рабочей силы (РС) в процентах.


Экономисты выделяют три основных типа безработицы.

Фрикционная (от английского friction – трения, разногласие) – добровольная кратковременная безработица, связанная с поиском лучших условий труда. Это явление, как и умеренная инфляция, считается неизбежным.

Структурная безработица порождается технической перестройкой производства, когда спрос на рабочую силу определенной квалификации уменьшается. В Приморье это особенно ощутимо в угольном комплексе. Такая безработица является вынужденной и требует соответствующих мер государства по переподготовке кадров. Фрикционная и структурная безработицы составляет ее естественный уровень (5–6 % от трудоспособного населения) и характерны для современного общества, даже в условиях полной занятости.

Циклическая безработица обусловлена общим падением производства в ходе экономического цикла. Насколько она опасна для общества помогает судить закон Оукена, в соответствии с которым каждый процент превышения безработицы сверх естественного уровня влечет за собой сокращение ВНП на 2,5 %.

Безработица также сопровождается снижением жизненного уровня людей, потерей квалификации работников, ростом социальной и политической напряженности. Озабоченность экономистов вызывает и связь безработицы с инфляцией. Поэтому антиинфляционная политика всегда сопряжена с мероприятиями социальной политики и проявляется в двух подходах: адаптационном (индексация доходов и контроль за уровнем цен) и ликвидационном – снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы. Однако статистика свидетельствует, что для снижения инфляции на 1 % безработица в течение года должна быть на 2 % выше своего естественного уровня. Вместе с тем борьба с безработицей (трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке через биржи труда, правовое обеспечение трудовых отношений, социальная защита безработных, создание дополнительных рабочих мест) неминуемо влечет за собой повышение социальных расходов государства, вызывая дефицит государственного бюджета, и может способствовать инфляции.

В условиях переходной экономики России социальная политика отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой – решение этой задачи наталкивается на крайне скудный и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества. Это определяет ориентацию социальной политики на выполнение принципа экономической рациональности, в соответствии с которым задача государства – создание условий для повышения доходов.

Тренировочные задания к теме 11

1. Предположим, что в национальной экономике наблюдаются: а) высокий уровень инфляции; б) падение уровня производства; в) падение курса национальной валюты по отношению к доллару; г) рост безработицы. Определите основные направления кредитно-денежной политики в каждом из данных случаев. Определите основные направления кредитно-денежной политики, если все названные экономические явления наблюдаются одновременно. Какие из выбранных Вами направлений экономической политики являются приоритетными?

2. Если индекс цен в прошлом году был 120 %, а в этом 147 %, то каким будет уровень инфляции в этом году?

3. Рассчитайте скорость оборота денег, если денежная масса наличных и безналичных денег – 400 млрд. руб., а ВНП – 4080 млрд. руб.

4. Представим, что степень эластичности налоговых поступлений в России составляет 1,2. Как изменится сумма налоговых поступлений, если экономический рост в течение года составит 2 %?

5. Какая ситуация предпочтительней – полная занятость с 5 % годовым уровнем инфляции или стабильные цены с 8 % уровнем безработицы? Объясните, почему?

6. В таблице приведены условные данные о размере налогооблагаемого дохода и уровне предельных ставок налога.



На основании имеющихся данных заполните таблицу. Сделайте выводы о характере данного налога.

7. Допустим, что население одного из регионов страны составляет 15 млн. человек, из них: детей до 16 лет – 4,5 млн.; лиц, находящихся в психиатрических больницах и исправительных учреждения, –0,3 млн.; пенсионеров – 3,2 млн.; безработных – 0,7 млн. Определите уровень безработицы и ее влияние на национальное богатство.

8. Определите, дефицитен ли бюджет, если государственные закупки составляют 50 д.е., трансфертные платежи равны 10 д. е., процентные выплаты – 10 % годовых по государственному долгу, равному 20 д. е., налоговые поступления составляют 40 д. е.

Тест к теме 11

Определите все верные ответы.

1. В каких случаях существует совместимость между двумя политико-экономическими целями экономической политики

а) достижение одной цели связано с риском отказа от другой;

б) преследование одной цели тормозит достижение других;

в) достижение одной цели способствует реализации других;

г) достижение одной цели отрицательно влияет на другие.

2. Какой вид денежного агрегата включает в себя наличные и безналичные деньги?

а) М0 ; б) М1 ; в) М2 ; г) М3 .

а) умножения показателя номинального ВНП на индекс потребительских цен;

б) деления показателя реального ВНП на индекс потребительских цен;

в) деления показателя номинального ВНП на показатель реального ВНП;

г) умножения показателя реального ВНП на агрегатный индекс цен.

4. Какие меры позволят избежать сокращения занятости при смещении кривой совокупного предложения в результате роста издержек производства?

а) эмиссия денег; б) повышение налогов;

в) уменьшение денежной массы ЦБ;

г) стимулирование сбережений в коммерческих банках с помощью премиальной системы.

5. Внутренний долг растет более высокими темпами, чем объем ВНП. Данное обстоятельство

а) приведет к кризису финансовой политики государства;

б) не является негативной экономической ситуацией;

в) влияет на темпы экономического роста;

г) не оказывает прямого влияния на состояние экономики.

6. ЦБ, продавая большое количество государственных ценных бумаг на открытом рынке, преследует цель

а) сделать кредит более доступным; б) увеличить инвестиции;

в) снизить учетную ставку; г) все отмеченное неверно

7. Государственная политика доходов направлена на

а) регламентирование уровня зарплаты всем работникам;

б) поддержание равного уровня оплаты труда всех работников;

в) ограничение роста личных доходов;

г) перераспределение доходов через систему налогов и социальных трансфертов.

Сущность экономической политики государства

Определение 1

Экономическая политика представляет собой комплекс мер и действий правительства по выбору и осуществлению различных экономических решений на макроуровне. Реализация государственной экономической политики (в идеале) всегда направлена на достижение социально значимых целей. Сами же цели экономической политики государства определяются состоянием экономики страны на тот или иной момент.

Реализация государственной экономической политики возможна лишь при использовании согласованных и рациональных инструментов, мер, которые, в своей совокупности образуют механизм государственного воздействия на национальную экономику.

Методы прямого и косвенного воздействия

Существуют различные варианты классификации методов государственной экономической политики (в зависимости от выбранных критериев). Так, в частности, методы экономической политики государства часто разделяют на меры прямого и косвенного влияния на экономическую систему.

Методы прямого влияния подразумевают такое государственное регулирование, при котором субъекты хозяйствования вынуждены прибегать к решениям, которые основываются не на самостоятельном выборе, а на предписаниях правительства и законодательных органов (например, налоговое законодательство, правила начисления амортизации, бюджетные процедуры, связанные с государственными заказами и инвестициям и т. д.). Неоспоримым преимуществом прямых методов воздействия на экономику можно назвать высокую оперативность достижения результата. Тем не менее, у подобного рода методов есть довольно существенный недостаток – вмешательство в естественную работу рыночного механизма, что впоследствии часто становится причиной макроэкономических диспропорций.

Суть методов косвенного влияния состоит в том, что государство прямым образом не оказывает влияния на решения, принимаемые экономическими агентами, а лишь создает основы, предпосылки для того, чтобы субъекты хозяйствования, осуществляя вполне самостоятельный, свободный выбор, отдавали предпочтение вариантам, наиболее соответствующим целям экономической политики.

Основное преимущество косвенных методов состоит в том, что они кардинально не влияют на работу рыночного механизма и, таким образом, не создают резких дисбалансов и нарушений макроэкономического равновесия. Существенным недостатком методов косвенного воздействия можно считать определенный временной лаг, который наблюдается между принятием правительством тех или иных мер, восприятием их экономической системой и полученными конечными результатами.

Административные, экономические, институциональные методы

Существует и другая, не менее популярная классификация методов государственного регулирования. Итак, по организационно-институциональному критерию, меры государственного воздействия на экономику подразделяются на:

  • административные
  • экономические
  • институциональные.

В основе всей совокупности административных мер государственного регулирования экономики лежит правовая инфраструктура. Основная функция административных мер заключается в обеспечении стабильной, основанной на праве, социальной среды. В частности, административные меры направлены на:

  • защиту конкурентной среды
  • сохранение и защиту прав собственности
  • обеспечение гражданам возможностей свободного принятия экономических решений и т. д.

Административные меры, в свою очередь, можно подразделить на запретительные меры, разрешительные, а также меры принуждения.

К экономическим мерам можно отнести те действия государства, которые воздействуют на рыночные отношения при помощи экономических рычагов. В целом, они включают различные методы воздействия на совокупные спрос и предложение, степень концентрации и централизации капитала, структурные и социальные аспекты экономики и т. д.

К экономическим мерам относят:

  • финансовую политику (в частности, бюджетную-налоговую или фискальную);
  • монетарную (денежно-кредитную) политику;
  • макроэкономическое планирование и прогнозирование и т.д.

Под институциональными мерами государственного воздействия на экономическую систему подразумевается создание, развитие и поддержание определённых общественных институтов (самыми основными из которых являются «институт права», «институт собственности» и др.).

Экономическая политика - это совокупность определенных мер, принимаемых государственными властями, которые способствуют реализации разнообразных экономических решений на уровне макроэкономики. Проведение экономической политики государством направлено на достижение определенных целей, которые играют важную роль для общества. Основные направления экономической политики зависят от экономического состояния государства на данный момент. Эти экономические направления должны быть основами для принятия решений. При любом способе государственного воздействия на экономику страны прослеживается стремление реализации экономических целей в быстрые сроки и при наименьших затратах.

Проведение экономической политики удается только при реализации согласованных и правильных мер и действий, которые создают систему влияния государства на экономику страны. Влияние государства на экономику является противоречивым. Это воздействие может положительно повлиять на рыночный механизм, например, разрешить экономические споры и защищать права собственности, так и отрицательно. Отрицательное воздействие прослеживается в нарушении баланса в рыночном механизме и возникновение противоречий. Многие страны предпочитают смешанный тип экономики, при котором возможно небольшое влияние государства (например, проведение налоговой и денежно-кредитной политики, антимонопольные меры) при малом вмешательстве в рыночный механизм.

Методы прямого и косвенного воздействия

Обычно специалисты выделяют несколько типов классификации способов проведение экономической политики государством. Эти классификации зависят от характеристик, по которым идет определение. Способы реализации экономической политики делятся на меры косвенного и прямого воздействия на экономику государства.

Методы прямого влияния - это способ государственного воздействия, при котором экономические решения должны быть основаны на постановлениях законодательных органов или правительства. К таким методам относятся закон о налогах, операции, связанные с государственным бюджетом и другие. Главным достоинством методов прямого воздействия является скорость и точность при достижении результата. Недостатком таких методов считается нарушение свободной работы механизма рынка, что в результате может привести к нарушению пропорций в макроэкономике.

Методы косвенного влияния заключаются в том, что государство не может прямо вмешиваться в экономическую систему. Государство может установить границы экономических решений и создать предписания, которые будут напоминать о том, что при принятии решений, которые касаются экономики, лучше всего соответствовать направлениям экономической политики.

Главным достоинством косвенного влияния считается отсутствие вмешательства в механизм рынка, что не создает нарушения пропорций в макроэкономике. К недостаткам можно отнести долгое время восприятия и реализации решений правительства и результатов политики.

Административные, экономические, институциональные методы

Одной из важных классификаций способов государственного воздействия считается классификация по организационно-институциональному критерию. К основным типам классификации относят административные, институциональные и экономические способы политики государства.

Административные меры основываются на правовой инфраструктуре. Административные методы направлены на обеспечение и поддержание стабильной правовой общественной среды, защиту среды конкуренции, защиту прав собственности, поддержание возможности свободного экономического выбора и так далее.

Административные меры делятся на запретительные, разрешительные и принудительные меры.

Экономические меры представляют собой воздействие государства на экономику с помощью определенных рычагов. К этим мерам относят влияние на формирование спроса и предложения, уровень централизации бюджета, формирование экономических структур и основ.

К экономическим мерам можно отнести денежную (финансовую) политику (особенно бюджетно-налоговую политику), планирование макроэкономики и экономические прогнозы, денежно-кредитную политику (монетарную).

К институциональным методам влияния относят такое государственное воздействие, при котором обеспечивается развитие, поддержание и появление основных институтов общества. К таким институтам относят институт права, институт собственности и другие.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...