Индонезия промышленность. Экономика Индонезии: отрасли и интересные факты



В Индонезии сосуществуют ислам, христианство (протестантизм и католицизм), буддизм, индуизм, анимизм, конфуцианство, охватывающие различные языковые и социальные группы населения. Подавляющее большинство индонезийцев (почти 90%) являются мусульманами. Хотя в некоторых частях Индонезии (на Суматре, на западе Явы и юго-востоке Калимантана) мусульмане строго соблюдают каноны ислама, в остальных местах эта религия находится, как правило, под сильным влиянием буддизма и анимистических верований. Почти все без исключения жители о.Бали исповедуют индуизм, подвергшийся влиянию буддизма, в то время как большинство китайцев остаются приверженцами буддизма и конфуцианства. Во внутренних районах островов широко распространен анимизм – вера в то, что мир наполнен всевозможными духами, скрывающимися в вулканах, ветре, реках, деревьях, скалах, могилах, кинжалах, гонгах, барабанах и т.д.

Христиане разбросаны по всей стране, но сосредоточены преимущественно в провинциях Северная Суматра, Северный Сулавеси, Восточная Нуса-Тенгара, Центральная Ява, Ириан-Джая, а также в столичном округе. ,,

2.3 Демографическая ситуация.

Население Индонезии стало быстро увеличиваться с начала 19 в. По данным переписей, в 1930 в стране проживало 60,6 млн. человек, в 1961 – 97 млн., в 1971 – 119,2 млн., в 1980 – 147,5 млн. человек и в 1990 – 179,3 млн. Численность населения Индонезии в конце 1990-х годов возрастала примерно на 3 млн. человек в год. Согласно оценке на 2004, в Индонезии проживало 238,4 млн. человек. По этому показателю страна занимает четвертое место в мире после Китая, Индии и США.

Увеличение численности населения происходит за счет естественного прироста, характеризуемого высокой рождаемостью и постепенно снижающейся смертностью. Ежегодные темпы прироста в 1963–1970 оценивались в 0,28% в год, в 1970–1980 – 0,23% , в 1985 – 0,29% , но благодаря успешному осуществлению программы планирования семьи в 1990–1995 снизились до 0,17% . Сейчас прирост населения равен 0,15% . Рождаемость (2008) из расчета на 1000 человек составляет 21,49 человек. Уровень смертности 6,26 на 1000 человек. Средняя продолжительность жизни 65года. При сохранении нынешних темпов роста ожидаемая численность населения в 2025 должна достигнуть 287 млн. человек.

В отличие от других мусульманских стран в Индонезии примерно равное число мужчин и женщин. Возрастная структура населения- лица до 14 лет 0,3% , с 15 до 64 лет – 0,65% , старше 65 лет – 4,9% .

2.4 Урбанизация и миграция. Трудовые ресурсы.

Урбанизация и миграция в Индонезии, как и в большинстве развивающихся стран, наблюдается тенденция к ускоренному оттоку населения из деревень. За последние годы суммарная численность населения крупнейших городов увеличилась в 10 раз. Этот процесс особенно выражен на Яве. Согласно оценке, в Джакарте проживает около 11 млн. человек, в Сурабае – 4,5 млн., Бандунге – свыше 3,5 млн., в Семаранге – 2,6 млн. человек. В когорту ведущих центров урбанизации на Суматре входят Медан (на севере), Палембанг (самый большой город на острове) и Паданг (главный порт на западном побережье). На Сулавеси наибольшее значение имеет Уджунгпанданг (бывший Макасар), а на Калимантане – Банджармасин.

Начиная с 1980 экономически активное население возросло на 45 млн. человек. Контингент самодеятельного населения ежегодно пополняется приблизительно на 2,5–3 млн. за счет притока молодежи. Только часть их трудоустраивается в больших городах на предприятиях и стройках. Большинство индонезийцев, которые не сумели найти себе место в рамках формального сектора, ищут работу в неформальных структурах, характерных для центров урбанизации.

По оценкам на 2009, экономически активное население Индонезии составляет 105,7 млн. человек, из них 41,2% – женщины. Крупные государственные инвестиции в развитие народного образования отозвались подъемом уровня грамотности взрослого населения с 47% до 89%. Однако в процессе индустриализации был обнаружен недостаток квалифицированных рабочих кадров. Полностью занятых в производстве – около 60 млн. человек. По официальным данным, уровень безработицы снизился с 10,6% в 2006 до 8,7% в 2009, при этом в середине 1990-х безработица была особенно высокой среди лиц с высшим образованием. Число лиц за чертой бедности 27%. Несмотря на отлив рабочей силы из сельского хозяйства в другие отрасли, большая часть населения (44%) занята в аграрном хозяйстве; в сфере услуг работает 38%, в промышленности – 17%.

В горнодобывающей промышленности занято менее одного процента всей рабочей силы, но она вносит более 10% ВВП и дает более 2/3 экспортного дохода. Основные минеральные ресурсы Индонезии – нефть, природный газ, олово, глинозем, никель, медь, уголь, марганец и железная руда. , ,

3 Хозяйство

3.1 Место страны на экономической карте мира.

Сегодня добывающая промышленность по-прежнему остается локомотивом экономики Индонезии. По запасам и добыче нефти Индонезия занимает ведущие позиции в Южной и Юго-Восточной Азии - на нее приходится 1,9% мировой добычи нефти. Ежегодно Индонезия импортирует нефти и нефтепродуктов в количестве 34 739,3 млн. тонн. Доказанные объемы составляют 2,5-3 млрд. т. По добыче природного газа Индонезия вышла на шестое место в мире, а по экспорту сжиженного газа - на первое. По добыче олова Индонезия стоит на втором месте в мире, а по добыче никеля - на четвертом.

В планах Индонезии - строительство новых нефтеперерабатывающих заводов ради сокращения импорта нефтепродуктов. Сегодня Индонезия может переработать всего 400 000 баррелей нефти в день. К 2014 г. предполагается найти инвестиции в 3 млрд. долларов.

По производству и экспорту некоторых товаров сельского хозяйства Индонезии также принадлежат ведущие места. Так, эта страна - основной поставщик на мировой рынок коры хинного дерева, ей принадлежит 1-е место в мире по производству копры, мускатного ореха, перца и ванилина. Индонезия - крупный экспортер натурального каучука и пальмового масла (2-е место в мире).

Производство кофе ставит Индонезию на почетное 3-е место в мире, а какао - на 4-е. По поставкам на мировой рынок чая, сахарного тростника и хлопка Индонезия также держится в числе лидеров, а по вылову рыбы за ней остается 8-е место.

3.2 Промышленность и сельское хозяйство.

Обрабатывающая промышленность. В конце 1960-х – начале 1970-х годов активно наращивался выпуск потребительских товаров. Приток нефтедолларов в 1974–1981 позволил правительству сосредоточиться на стимулировании ряда отраслей тяжелой промышленности, например автомобилестроения, черной металлургии и производства цемента. Частный сектор отдает предпочтение капиталовложениям в трудоемкие отрасли: текстильную, швейную, обувную, а также в мебельные, целлюлозно-бумажные и т.п. предприятия, опирающиеся на отечественную сырьевую базу.

В отраслях тяжелой индустрии, связанных с использованием нерудных полезных ископаемых и химического сырья, оказались три направления хозяйственной активности: переработка нефти, производство минеральных удобрений и цемента. В черной и цветной металлургии ведущее положение заняли два крупных комплекса – сталеплавильный комбинат в Чилегоне и алюминиевый завод в Асахане. В середине 1990-х годов был введен в эксплуатацию первый в стране нефтехимический комплекс, размещенный близ Чилегона, и началось сооружение второго комплекса в Тубане. В 1990-х годах быстро увеличивалось производство цемента, что диктовалось растущими потребностями строительной отрасли. Действует несколько заводов по производству автопокрышек из местного каучука. Несмотря на межотраслевые сдвиги, почти половина стоимости продукции обрабатывающей промышленности Индонезии в 1990-х годах приходилась на пищевкусовую отрасль (продовольствие, напитки, табачные изделия).

Сельское хозяйство – основная отрасль индонезийской экономики. Для возделывания в стране пригодно менее 25% всей площади. На острова Ява, Мадура и Бали, суммарно занимающие лишь 7% территории Индонезии, приходится около 40% обрабатываемых земель. Для внутреннего потребления выращивают прежде всего рис, маниок и кукурузу, а на экспорт идут в первую очередь пальмовое масло, каучук, кофе, какао и чай. Кроме того, в крупных размерах на внешние рынки поставляются также сахар, пряности и лес. В Индонезии выращивают сою, арахис, просо, саговую пальму, батат, табак и многочисленные фрукты (около 300 сортов бананов, ананасы, манго, папайю, дуриан и другие местные виды). Правительство потратило немалые средства на стимулирование сельскохозяйственного производства страны, уделив особое внимание развитию орошения, созданию инфраструктуры и распространению среди крестьян новых сортов культурных растений.

Уже в конце 1960-х годов Индонезия превратилась в одного из ведущих мировых экспортеров древесины. Концессии предоставлялись дружески настроенным к власти бизнесменам и охватили миллионы гектаров на Суматре, Калимантане, Молуккских о-вах и в Ириан-Джая. В 1979 правительство запретило продажу за границу круглого леса, была одобрена линия на строительство предприятий по производству пиломатериалов. В 1990-х годах в стране насчитывалось свыше 200 предприятий по выпуску фанеры. Их мощности превысили размеры ежегодного прироста древесных ресурсов, и из-за отсутствия действенного государственного надзора частные компании свели миллионы гектаров лесов, особенно на Суматре, Калимантане и в Ириан-Джая. ,

3.3 Инфраструктура.

На архипелаге отлично развита туристская инфраструктура. Центрами туризма считается острова Бинтан, Ломбок, Бали и его районы Джимбаран, Нуса-Дуа, Убуд. Именно здесь расположились лучшие курорты и отели. Для туристов, предпочитающих пляжный отдых Индонезия станет идеальным выбором. Поскольку пляжи здесь действительно потрясающие. Они притягивают чистейшим мелким песком, шумом волн и окружающей буйной тропической растительностью. Ну и конечно, великолепный сервис, истинное восточное гостеприимство – вот, что является девизом индонезийских курортов.

Связь между островами осуществляются с помощью лодок и катеров, а так же авиаперевозчиками компаний Garuda, Mandala, Merpati и другие. На островах один из наиболее дешевых способов перемещения – автобус и железнодорожное сообщение, повсеместно есть возможность арендовать автомобиль, мотоцикл и велосипед

Страна отличается относительно низким уровнем цен, в сувенирных магазинах можно недорого приобрести качественные и разнообразные поделки из камня, дерева, серебра, батика, ювелирные, кожаные и текстильные изделия, а так же плетенные изделия.

3.4 Место туризма в экономике страны.

Туристская индустрия - одна из самых доходных отраслей (4-6 млрд долл. США в год). В 2001 Индонезию посетило 5,1 млн. туристов. Из-за террористического акта на Бали 12 сентября 2002 около 1,5 млн туристов отменили свои туры в Индонезию, и доходы от туризма сократились почти на 1 млрд. долл. Индонезия упрощает визовый режим и таможенные процедуры, координирует туристскую политику с другими странами АСЕАН.

В настоящее время ндонезийцы стараются поддерживать уровень экономики страны, ведь доходы от туризма составляют весомую статью доходов государственной казны. Не смотря на то, что индустрия туризма здесь довольно активно развивается в последнее десятилетие, все же Индонезия по расчетам некоторых экономистов не использует и десятой доли возможностей этой отрасли. А ведь в Индонезии есть почти все, что может заинтересовать путешественника с другой страны: прекрасные пляжи, нетронутые человеком леса, заповедники, красивейшие водопады, чистейшие озера, бурные реки, идеально подходящие для любителей каякинга (сплав по реке на лодке), горы, коралловые рифы, экзотическая индонезийская кухня, приветливый народ и, наконец, низкие цены.

Наиболее развита индустрия туризма на острове Бали, который активно стал посещаться и нашими соотечественниками. Другие туристские центры - Ява, Ломбок, Мадура и, пожалуй, все. Другие места и острова совсем не используются в развитии такой выгодной отрасли, как туризм. Наиболее посещают эту республику люди из таких стран: Япония, Китай, Сингапур, Малайзия, Австралия, США, Южная Корея, Англия и Германия. В последнее время увеличился поток туристов из России и Украины. Наибольшее количество туров наши турфирмы предлагают на Бали. В большом отставании Ява и Мадура. Русские в Индонезии встречаются не так уж и часто и в основном только на Бали и в Джакарте.

3.5 Перспективы развития туризма в Индонезии.

Правительство страны стремится развивать туристскую инфраструктуру острова, привлекая новые категории туристов. В 2007-2008 годах на строительство современного порта на острове было потрачено больше 3 млн. дол. Кроме того власти планируют построить новый международный аэропорт в провинции Джембрана на западе Бали. В марте 2010 года министерством туризма Индонезии представило план развития туристической отрасли на период с 2010 по 2014 годы.

В 2010 году непосредственно на остров Бали планируется привлечь не меньше 2,1 млн. туристов. Директор по маркетингу туристического представительства страны отмечает, что Индонезия в состоянии принимать 10 млн. туристов. В 2011 году планируется принять – 7,1 млн., в 2012м – 7,5 млн., в 2013м – 8 млн., в 2014м – 8,5 млн. человек.

Правительство Индонезии приняло ряд шагов для стимулирования турпотока из России. В апреле 2010 года Республика Индонезия открыла туристический офис в Москве. Власти рассчитывают, что это поможет увеличить количество российских туристов на 30%. В 2010 году индонезийское правительство разработало 8 типов туристских продуктов в надежде увеличить численность туристов из России до 85 тыс. человек. , , ,

Заключение

В подведении итогов работы следует отметить, что Индонезия является развивающейся страной с довольно большим количеством минеральных ресурсов таких как: нефть, природный газ, олово, глинозем, никель, медь, уголь, марганец и железная руда. Благодаря добыче и переработке ресурсов, страна занимает ведущие позиции в Южной и Юго-Восточной Азии. По развитию и экспорту продукции сельского хозяйства Индонезия так же занимает ведущее место, так как это является одной из основных отраслей экономики страны. Но хотелось бы отметить, что это не единственные достоинства Индонезии.

Туристская инфраструктура была и остается одной из самых доходных отраслей. Для большего посещения туристами страны, упрощается визовый режим и таможенные процедуры, координируется туристская политика с другими странами АСЕАН. Несмотря на то, что туризм здесь активно развивается, он еще не достиг должного уровня, потому как по расчетам некоторых экономистов не использует и десятой доли возможностей этой отрасли. В перспективе, правительство планирует развивать туристскую инфраструктуру острова, его привлекательность, хотя здесь одни из самых прекрасных и живописных мест с лазурными берегами и золотистыми от песка пляжами. А так же будут привлекаться все новые категории туристов.

К сожалению, из-за отсутствия достаточной рекламы до этого времени тур маршрут в Индонезию не пользовался популярностью у российских туристов. В настоящее время приток российских туристов увеличился за счет расширения предоставляемых тур услуг на территории курорта.

Библиографический список

    Американский журнал путешествий «Трэвл энд лэжа» РИА Новости, 2002.

    Амиров В. Страны АСЕАН: разные пути выхода из кризиса.

[Текст]/ В Амиров Мировая экономика и международные отношения, 2003. - № 5.

    Бандиленко Г.Г. История Индонезии: Учебник для вузов. [Текст]/ Г.Г. Бандиленко - М.: Издательство московского университета,2001. - 304 с.

    Володин А; Михалев П. Балийский индуизм. [Текст]/ А Володин;

П Михалев – СПБ.: Айрис, 2001. - 98 с.

    Вольский В.В. Социально-экономическая география зарубежного мира. [Текст]/ В.В Вольский - М.: Дрофа, 2001. - 558 с.

    Другов А.Ю. Доктрина национальной целостности Индонезии - испытание прогрессом. [Текст]/ А.Ю. Другов - Восток: Афро-азиатские острова, 2003. - № 1.

    Индонезия. – Энциклопедия «Кругосвет»

    Коваленко Д. Индонезия: мозаика из воды и островов. [Текст]/

Д Коваленко – Украинская Туристическая газета, 2003.

    Костюнина Г.М. Система подготовки кадров в Индонезии. Труд за рубежом. [Текст]/ Г.М. Костюнина, 2002. - № 1.

    Кузнецова Н.П. Экономический рост в Индонезии: исторический контекст. [Текст]/ Н.П. Кузнецова - Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 5 – Экономика,2001. - № 13.

    Лавров, С.Б., Сдасюк Г.В. Современная экономическая и социальная география. – М.: Знание, 1997. – 312 с.

    Новиков, Э. А. Клады земли. – М.: Просвещение, 2003. – 130 с.

    Нуген Зуи Куй. Региональное сотрудничество стран АСЕАН. [Текст]/ Нуген Зуи Куй. - Азия и Африка сегодня, 2002. - № 3-4.

    Обширная база данных по 193 странам, словарь экономических терминов, сравнение национальных экономик, обзор мировой прессы - 2005.

    Покшишевский В.В. Население и география. [Текст]/ В.В. Покшишевский – М.: Мысль,2002г.

    Современное состояние экономики стран АСЕАН. Экономика и управление в зарубежных странах,2000. - № 10.

    Страны и регионы мира: экономико-политический справочник.

    Шестакова Е.С. Материальная поддержка безработных в странах Юго-Восточной Азии. [Текст]/ Е.С. Шестакова - Труд за рубежом, 2001. - №4.

Индонезия лежит в Юго-Восточной Азии, опоясывается Тихим и Индийским океанами, и считается сегодня одним из самых популярных мест в мире. Само наименование «Индонезия» происходит от латинского Indus («Индия») и греческого nesos («острова»).

Острова

Государство лежит почти на 18 тыс. островных пятачков, совместной величиной почти в 2 млн. кв. км. При этом большинство островов являются безымянными. Многие из них с давних пор широко популярны. Сухопутная граница у Индонезии есть только с Малайзией.

Население

В религиозном отношении Индонезия с эпохи Средневековья является самой большой мусульманской державой. Сторонники Аллаха составляют около 87% жителей. Характерной чертой этого государства было то, что оно стало цивилизацией, население которой общается на 580 языках и говорах. В современную эпоху Индонезия, с числом жителей 234 млн. человек, является одной из самых многочисленных стран с четкой перспективой дальнейшего роста.

Климат

В «стране многих островов» характер погоды во многом зависит от экватора, проходящего практически посередине государства. Климат сырой и жаркий. В течение всего года погода постоянна: обычно днем температура сохраняется на уровне + 25 градусов. Из-за преобладания влаги и жары значительная территория страны занята буйной растительностью. Господство воды приводит к тому, что привычным компонентом островов является болото. Горная и равнинная местность также занимают большую территорию, примерно поровну. Из-за многочисленности представителей флоры Индонезия служит родиной многих растений и животных.

Экономическая сфера

Экономика Индонезии (кратко) обладает развитой промышленностью и сельским хозяйством. Существует самый большой в Азии плантационный аграрный сектор и разработанная горнодобывающая отрасль. Отрасли экономики Индонезии базируются на рыночной структуре с большим значением государства. В стране существует свыше ста шестидесяти фирм, находящихся под контролем государственных структур. Особенно велико значение правительства в таких отраслях, как сырье, энергетика, топливо, сельское хозяйство. В ходе бедственного экономического спада в 1997 г. правительство начало контролировать существенную часть частного капитала, купив не работающие финансовые займы и представив разделение на части задолженности компаний.

Динамика развития

После мирового кризиса 1997 г., больно ударившего по экономике Индонезии, и продлившейся несколько лет стагнации, 2010-е годы начались с ускорения экономики страны. Вложение средств в хозяйственные структуры и увеличение затрат населения способствовали ускорению темпов экономики. Повышение уровня жизни ощутила автомобильная отрасль, в ней возросли покупки машин.

Эксперты отмечают, что в скором времени экономику Индонезии ожидает сильный рывок, что позволит ей оказаться в числе лидеров мирового хозяйства. К середине двадцать первого века страна перейдет по уровню производства на восьмое место, обогнав все западноевропейские страны.

Промышленность Индонезии

Если говорить об экономике в стране Индонезия кратко, то ведущая отрасль этой азиатской страны на части больших островов - нефтегазовая (в первую очередь на экспорт). В крупных городах развитие получили промышленные предприятия, связанные с переработкой сырья, металла, химии. Почти 70% трудящихся работает на выработку сельскохозяйственного сырья (продовольствие, ткани).

Страна имеет большие залежи руд черных и цветных металлов, угля, драгоценных металлов. На основе добычи нефти и газа развивается энергетическая система страны.

В сфере индустриального переустройства государство решает задачу повышения роли импортозамещающих предприятий и задачу внедрения в аграрном секторе машинного труда вместе с сокращением ручного. Для уменьшения ввоза продукции в последние годы добавляется требование увеличить выпуск продовольственной продукции, тканей, удобрений, цемента. Наиболее серьезные государственные компании - это предприятия по переработке продукции аграрного сектора и нефтехимии. Серьезный вклад в увеличение промышленной базы принадлежит среднему и малому семейному капиталу. В этой области особенно отличаются предприниматели из КНР - они закупили значительную долю индустриального оборудования и выпускают разнообразную продукцию - от изделий из дерева до товаров из ткани.

Легкая промышленность островного государства

На ввозимой продукции функционирует основная индустрия индонезийского хозяйства — легкая промышленность. Предприятия по выпуску пряжи в руках зарубежных фирм или правительства, а фирмы, производящие материал из хлопка и другого сырья, относятся к мелким бизнесменам, из-за этого случаются перебои. Создание батика производится на о. Ява. Значительная доля ткани создается в ремесленной обстановке, в то же время существует большое количество компаний по промышленному выпуску батика.

В экономике Индонезии в 20 веке по-прежнему развиваются средневековые производства: выпуск батика (как промышленное, так и кустарное), выкованная продукция из серебра, глиняная посуда, художественная резьба по кости, скручивание плетей в коврики, головные уборы и другое. Значительное влияние для Индонезии носит ввозимая продукция. На ней функционирует основная индустрии страны - лёгкая промышленность. Предприятия по выпуску пряжи располагаются в достоянии зарубежных фирм или правительства, а фирмы, работающие над конечной продукцией, подчинены семейному мелкому бизнесу. Выпуск батика — индонезийский аналог печатного текстиля, происходит в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.

Индонезия находилась в ОПЕК с 1962 г. и отказалась от членства в 2008 г. В наши дни экономика Индонезии успешно заимствует деятельность остальных государств региона, улучшая технологически трудные отрасли, в них до девяноста процентов изделий идет на экспорт.

Сельское хозяйство Индонезии

Говоря об экономике Индонезии кратко, нельзя не упомянуть о сельском хозяйстве. Экваториальная природа и частые дожди является хорошим средством для формирования аграрного сектора в стране. Однако пока в государстве возделывается лишь десять процентов территории. Активное земледелие идет только на отдельных землях. Существенная доля окультуренной территории на Ява оставлена под рис. Возделываются и другие растения, хотя и в гораздо меньших масштабах. Искусственный полив производится на тридцати процентах территории.

Становление аграрного сектора на Суматре не столь масштабно. Хотя динамика экономика Индонезия прослеживается и здесь. Уже засажено до пятидесяти процентов от имеющихся плантаций, размещенных на северо-восточном побережье. Около Медана расположены многочисленные плантации, выращивающих экваториальные культуры. Со временем идет изменение внимания от выращивания риса к потреблению прочих зерновых растений, но население по-прежнему сохраняет традиционный набор продуктов. Индонезия - экономика страны не может рассматриваться без влияния правительства.

Государство стремится запустить комплекс действий Bimingan Massal, или Bimas («Руководство масс»), что дает возможность поднять урожаи риса методом использования высокопродуктивных культур и удобрений. Каучук — первая вывозная аграрная культура, но пока в стране не получается сделать большую роль машин в сельском хозяйстве. К настоящему времени поднялось выращивание некоторых других культур.

Рыболовство

Как развивается экономика Индонезия очевидно и по рыболовству. Оно играет небольшую роль. Япония проявила поддержку в увеличении потребления и вывоза рыбопродуктов. Значительная доля пойманных речных рыб вылавливается из оросительных каналов, океанская рыба составляет большую часть общего имущего объема.

Транспорт Индонезии

Насколько развита экономика Индонезии можно понять, рассмотрев транспортную сферу. Поскольку Индонезия страна, расположившаяся на большом количестве небольших островов, то главное внимание имеют корабли и паромы, а в настоящее время и самолетный транспорт. Недостаток морской и воздушной инфраструктуры в части регионов государства способствует хозяйственной стагнации и неритмичному подъему разных провинций Индонезии. На самих островах господствует местный транспорт: автобусы, такси. Многие ездят на велосипедах.

Откликаются требованиям жителей и экономики Индонезии транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проведены и автомобильные, и железные пути, существует аванс для очередного увеличения их структуры, но упор в транспортировании грузов усилен к автомобильному транспорту из-за небольших расстояний между производителем и потребителями, точками розничной торговли. Тем не менее, есть реальная возможность для будущего укрепления структуры железных дорог. Так, малая территория острова наряду с большим количеством жителей является фактором задержки развития путей для машин.

Природная специфика и вариативность направления грузов уменьшили масштабы транспортирования, имеющие малые возможности в отдаленной транспортировке грузов. Значительная доля путей с жестким покрытием сыскивается на островах Ява и Мадура. Сравнительно обширные зоны путей на Суматре и Бали сохраняют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси обладают лишь крохотными участками асфальтированных путей, а Ириан-Джая и Молуккские острова совсем не располагают дорогами такого класса.

Значительная часть крупных населенных пунктов появились и расширялись в качестве портовых центров. Моря около Индонезии сравнительно тихи, государство лежит за полосой природных невзгод. Для заходящих в порт кораблей не нужна слишком развитая или высокотехнологичная инфраструктура, для погрузочно-разгрузочных действий хватает обычного якоря. В государстве есть порты, которые могут встречать корабли объемом свыше 500 тонн.

Индонезия в мировой экономике

Экономика Индонезии держится, главным образом, на продаже нефти на мировом рынке. Следующим по существенности для экономики Индонезии экспортируемым товаром будет натуральный каучук. Значимым для вывоза является дерево и продукция из него, строительные материалы. Наконец, Индонезия вывозит продукты экваториального сельского хозяйства, весьма популярные на мировом рынке.

Основные партнеры Индонезии - Соединенные Штаты Америки, некоторые соседние азиатские страны.

Туризм в Индонезии

Туризм остается одной из ведущих отраслей экономики Индонезии. Хорошая экваториальная природа, популярные исторические и культурные памятники страны прельщают гостей из многих зарубежных стран. В Индонезию едут туристы со всего мира.

Что касается природных объектов, наиболее значительная высота Индонезии - Punkcak Jaya. Она расположена в высотной местности Папуа Новой Гвинеи. Индонезия также была колыбелью яванского носорога, который не наблюдается ни в одной другой местности.

Остров Бали с давних пор считается наиболее известным местом в Индонезии. Хорошие местности этого красивого уголка притягивают к себе гостей и охотников за восхитительной природой со всех материков Земли. Кроме того, на острове еще и достаточно развитая туристическая инфраструктура, что позволяет путешественникам чувствовать себя комфортно. Туристов ждет большое количество замечательных уголков. Особым интересом пользуются культурные вечера и танцы, красивые вещи из кожи, музыка, звуки которой отбивается нижними конечностями.

Джакарта, столица Индонезии, стоит на 11-м месте в мире по количеству жителей. В ней находится значительное число туристических памятников, привлекающих гостей со всего мира. Это только часть мест, которые можно посетить в Индонезии.

Преобразование колониальной структуры экономики началось в 1950. В основу государственной экономической политики были положены курсы либеральной экономики (1950-57), направляемой экономики (1957-65), экономической демократии (1966-98) и реформирования развития (с 1998). Первый долгосрочный план развития (1969/70-1994/95) включал пять взаимосвязанных среднесрочных планов.

Среднегодовые темпы прироста ВВП составляли в 1950-65 2-3%, в 1975-84 - 7,2% , в 1985-95 - 7,1%, в 1996 - 7,8%. В результате финансового кризиса темпы прироста ВВП в 1998 упали до -13,8 %. Инфляция выросла с 12 до 77,6%. ВВП уменьшился с 220 млрд долл. в 1996 до 141 млрд долл. США в 1999. В 2001 он поднялся лишь до 156 млрд долл. США. Темпы прироста ВВП в 2002 составили 3,7%. Доход на душу населения вырос с 75 долл. в 1966 до 1013 долл. США в 1996. Однако в 1998 он сократился до 484 долл. США. И. переместилась из разряда стран со средним доходом в группу стран с низким доходом. Подушевой доход в 2001 вырос лишь до 740 долл. США. Официально зарегистрированная безработица увеличилась с 5,5% в 1998 до 6,4% в 1999.

В 2001 в структуре ВВП удельный вес аграрного сектора, включая рыболовство и лесное хозяйство, составлял (в %) 16,39, горнодобывающей промышленности - 13,59, обрабатывающей промышленности - 26,11, торговли, отелей, ресторанов - 16,09, электро, газо, водоснабжения - 1,16, строительства - 5,64, транспорта и связи - 5,35, финансов и деловых услуг - 6,20, услуг - 9,46.

Доля занятых в структуре ВВП (2001, в %): в аграрном секторе, включая рыболовство, лесное хозяйство, 43,77; в торговле 19,24; в обрабатывающей промышленности 13,31; в услугах 12,12; в прочих отраслях 11,56.

В И. имеется около 350 горнодобывающих предприятий. Доля отрасли в ВВП 13,59%, в отрасли трудится 725 тыс. чел., или 0,8% всех занятых (2001).

Согласно Конституции 1945 все богатства недр принадлежат государству и должны в максимальной степени использоваться для повышения благосостояния народа.

Добываются: нефть, природный газ, уголь, золото, серебро, а также йод, сера, фосфаты, кварцевый песок, каолин, асфальт, гранит, мрамор, известняк и др. Разрабатываются месторождения олова, бокситов, медной, никелевой, марганцевой руд. Горнодобывающие компании объединены в Индонезийскую ассоциацию горнодобывающих предприятий.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП 26,11%, в отрасли занято 10,6% трудящихся (2001). В 2000 было более 22 тыс. крупных и средних предприятий (0,8% всех предприятий), но на них производилось 89% добавленной стоимости, создаваемой в отрасли.

Крупнейшим предприятием в металлургической промышленности является интегрированный сталелитейный комплекс «Кракатау стил» в Чилегоне (Западная Ява), занимающий 1-е место в Юго-Восточной Азии по объёму продукции. Комплекс располагает необходимой инфраструктурой, включая самый крупный глубоководный порт Чиандунг.

В алюминиевой промышленности ведущим предприятием является японо-индонезийское предприятие «ПТ. Иналум».

В нефтеперерабатывающей промышленности имеется 8 заводов общей мощностью св. 1 млн барр. в сут- ки, которые принадлежат Пертамине. Семь заводов по производству сжиженного газа дают продукцию, обеспечивающую И. 1-е место по поставкам сжиженного газа на мировой рыноколо В 2001 был принят закон о нефти и газе. Он призван ослабить монополию Пертамины в отрасли, которая лишается права заключения контрактов от имени правительства. К 2005 предполагается устранить ее монополию на переработку, транспортировку, хранение и продажу нефти и нефтепродуктов.

Нефтехимическая промышленность даёт стране азотные удобрения, бензол, метанол, параксиленовые кислоты.

Высокими темпами развивалась цементная промышленность, часть продукции которой экспортируется.

Ведущими отраслями лёгкой промышленности являются текстильная, пищевкусовая, производство кожевенных изделий, деревообрабатывающая, мебельная, фармацевтическая. В 2001 общая стоимость продукции отрасли составила 36,8 трлн рупий, 15,6% приходилось на пищевкусовую промышленность.

С 1980-х гг. появились новые отрасли промышленности - электротехническая, электронная, а также модернизировались старые. Значительное развитие получило судостроение, центрами которого являются верфи портов Танджунг Приок, Танджунг Перак, Бе-лаван и Танджунг Уганг.

В автомобильной промышленности при участии ведущих автокомпаний мира налажены сборка ряда марок легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, а также производство отдельных компонентов.

Обшая площадь земли, находящейся в сельскохозяйственном обороте (без Папуа и Молукк), составляла в 2000 46,9 млн га, земли под строениями и приусадебными участками 17,2 млн га, плантации занимали 16,7 млн га (26,08%), под неорошаемыми полями и садами находилось 12,9 млн га (20,19%), под лесом 8,8 млн га (13,74 %), под орошаемыми полями 7,8 млн га (12,15%).

В продовольственных культурах доминирует рис, выращиваются кукуруза, маис, соя, сахарный тростник, табак. Под рисом в 2001 находилось 11,5 млн га, с которых было собрано 50,5 млн т необрушенного риса (56,4% - на Яве). Средняя урожайность риса 44 ц с 1 га.

Плантационный сектор представлен государственными, частными (местными и иностранными) плантационными хозяйствами. Основные плантационные культуры: гевея (539 тыс. га), масличные и кокосовые пальмы, кофейные деревья, какао-бобы, чай, специи.

И. занимает в мире: 2-е место после Таиланда по производству каучука (в 2002 было экспортировано 1,23 млн т), 2-3-е место (в зависимости от года) по поставкам пальмового масла, 4-е место - по производству кофе (общая площадь под этой культурой превышает 1,2 млн га). Крестьянские хозяйства производят 95% всего кофе.

И. сохраняет лидирующие позиции как поставщик копры, мускатного ореха, перца, ванилина, занимает 4-е место по какао-бобам.

Удельный вес рыболовства составляет 2,9% ВВП. Улов крабов, креветок, тунца 4 млн т (2000). Незаконная ловля рыбы ежегодно приносит убытки св. 2 млрд долл. США в год. Потенциальные возможности ловли рыбы оцениваются в 6,7-7,5 млн т.

На Яве, Бали и в ряде провинций Суматры хорошо развита автодорожная сеть. Общая протяжённость автодорог составляла св. 360 тыс. км, из которых 57% - с асфальтовым покрытием (2001). Дороги подразделяются на государственные, провинциальные, районные. Перед кризисом 1997-98 была принята правительственная программа сооружения скоростных магистралей, мостов, соединяющих Суматру с Явой; острова Бали и Мадура с Явой. Но из-за финансовых трудностей её реализация осуществляется лишь частично.

Железнодорожное сообщение получило незначительное развитие. Протяжённость железных дорог на Яве 5,1 тыс. км, а на Суматре не связанные между собой участки железных дорог в совокупности составляют 1300 км (2001). Разработаны проекты модернизации имеющихся дорог и сооружения новых на Суматре, Яве, Калимантане.

Океанский флот насчитывает более 50 судов. Межостровное сообщение обслуживают 2793 судна местного производства и огромный традиционный флот.

В И. имеется 658 морских портов, из них: в ведении госкомпании «ПТ. Пелиндо» - 112. Крупнейшие порты: Танджунг Приок, Танджунг Перак, Семаранг (на Яве), Белаван (Суматра), Думаи (Риау). Остров Батам (6 портов) становится перегрузочным портом мирового класса. Помимо этих портов, есть ещё три грузовых терминала и более 40 верфей. Другой порт - в Макасаре - является морскими воротами в Восточную И.

Общее число авиационных компаний превысило 30, число воздушных судов в государственных и частных компаниях 514, из них 412 самолётов и 102 вертолёта (2001). В И. имеется около 180 коммерческих аэропортов, из них 41 крупный. Главный международный аэропорт - имени Сукарно-Хатта в Ченгкаранге (близ Джакарты). Международный аэропорт Ханг Надим на Батаме принимает самолёты класса DC-10 и Boeing 747. Расширены и модернизированы аэропорты в Восточной И. - Сам Ратуланги в Манадо, имени Хас-сануддина в Макасаре, Сепинган в Понтианаке.

В 2001 число почтовых отделений составило 8351, телефонов - 6,7 млн. Монопольное положение в охватывающей всю страну телекоммуникационной связи занимают государственные компании «ПТ. Индо-сат» и «ПТ. Телком», а также частная «ПТ. Сателин-до». Планируется создание инфраструктуры мультимедийной связи «Нусантара XXI века».

Туристская индустрия - одна из самых доходных отраслей (4-6 млрд долл. США в год). В 2001 И. посетило 5,1 млн туристов. Из-за террористического акта на Бали 12 сентября 2002 около 1,5 млн туристов отменили свои туры в И., и доходы от туризма сократились почти на 1 млрд долл. И. упрощает визовый режим и таможенные процедуры, координирует туристскую политику с другими странами АСЕАН.

В промышленной политике правительство исходит из необходимости повышения конкурентоспособности индонезийских товаров на мировом рынке. Расширение возможностей средних и мелких предприятий позволяет решать проблемы занятости, развития импортозамещения. Модернизация перерабатывающих предприятий должна содействовать увеличению добавленной стоимости и укреплению позиций И. на мировом рынке как одного из ведущих поставщиков сельскохозяйственной продукции. Ослабление зависимости промышленности от импортных компонентов - одна из центральных задач.

И. продолжает политику либерализации инвестиционного климата. Иностранным компаниям предоставляются долгосрочные контракты на 30-летний период с правом продления срока деятельности. Разрешается открытие компаний со 100%-м иностранным капиталом. Для иностранных инвестиций открыты почти все отрасли, в т.ч. промышленность, инфраструктура, атомная энергетика. Действующим в бондовых зонах компаниям предоставляются особые льготы, почти полное освобождение от налогов и сборов.

И. подписала многосторонние соглашения с более чем 50 странами и является членом Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций.

В 2000 правительство ограничило деятельность иностранных компаний в общественном транспорте, межостровном морском сообщении, внутренней торговле, кино (съёмка, прокат), радио- и телевещании.

Разрабатывается новый закон об иностранных инвестициях, по которому иностранные инвесторы будут приравнены к национальным.

Финансовый кризис 1997-99 выявил структурную слабость банковской системы. В 1997 было образовано Агентство по реструктуризации банковской системы, которое провело реструктуризацию и рекапитализацию банков. На основе слияния 4 госбанков был создан Банк Мандири. Банк Негара Индонесиа, Банк Ракьят Индонесиа, Банк Табунган Негара, 26 провинциальных банков развития и 12 бывших частных банков перешли под контроль правительства. Число банков сократилось с 237 в 1997 до 149 в 2000. Эти и другие меры содействовали оздоровлению банковской системы.

И. придерживается политики строгой бюджетной дисциплины. Финансовый год совпадает с календарным.

Государственный бюджет 2003 исходит из экономического прироста 4%, объёма ВВП в размере 1940 трлн рупий, курса рупии 9000 за 1 долл. США, инфляции на уровне 9%, ставки на 3-месячные облигации центрального банка 13%, цены нефти 22 долл. США за 1 барр. Дефицит бюджета должен составить 1,8% ВВП.

Доля налоговых поступлений в бюджете не превышает 80%. Около 40% расходной части бюджета выделено для обслуживания внешнего долга. Расходная часть бюджета включает текущие расходы и бюджет развития.

Бюджет развития определён в 65,1 трлн рупий (3,4% ВВП). На образование, культуру, развитие молодёжи и спорта выделяется 15,1 трлн; на сельское хозяйство, рыболовство, ирригацию 9,5 трлн; на транспорт, метеорологию и геофизику 9,1 трлн; на оборону и безопасность 7,2 трлн; на социальные нужды, здравоохранение 6,6 трлн рупий.

Внешний долг составлял в 2002 133,1 млрд долл. США, в т.ч. государственный 69,4 млрд, долги частного сектора 63,7 млрд. Внутренний долг государства, образовавшийся в связи с реструктуризацией и рекапитализацией банковского сектора, составлял 72 млрд долл. США, т.е. почти 1/2 ВВП.

Относительная фискальная устойчивость 1990- 96 была нарушена кризисом. Законы о региональной автономии передают часть фискальных функций и ответственности районным и муниципальным властям.

Внешняя торговля в 2002 продолжала восстанавливаться после кризиса. Доходы от экспорта составили 57 млрд долл. США (из них ненефтегазовый сектор дал 44,9 млрд долл.). На импорт было затрачено 31,2 млрд, при этом на ненефтегазовый сектор пришлось 24,8 млрд долл. Объём торговли И. с РФ около 250 млн долл. США.

От дальнейшей помощи МВФ И. отказалась в 2003. И. вошла в процесс формирования асеанов-ской зоны свободной торговли (АФТА), подписала соглашение об «АСЕАН+3», соглашения о создании к 2010-15 зон свободной торговли АСЕАН-КНР, АСЕАН-Япония и АСЕАН-Индия. Принимает участие во всех мероприятиях АТЭС, поддерживает все коллективные действия по борьбе с международным терроризмом и обеспечению безопасности региональных торгово-экономических контактов. Выступила с инициативой создания Диалога стран юго-западной части Тихого океана.

В ВТО И. поддерживает либерализацию торговли, настаивая на снятии введённых США и другими развитыми странами протекционистских барьеров, а также использует нормы ВТО для защиты внутреннего рынка. Является единственной страной Азии в ОПЕК. Соблюдает установленную квоту добычи 1,27 млн барр. в день и выступает за приглашение РФ в ОПЕК.

Являясь членом Ассоциации производителей кофе, И. участвует в совместных мерах по предотвращению падения цен на кофе. В 2000 было создано Трёхстороннее сотрудничество производителей каучука, в которое вошли И., Малайзия и Таиланд. В августе 2002 был создан Трёхсторонний консорциум производителей каучука для координации усилий сторон в вопросах ценообразования.

Страница 1

В конце 1960-х – начале 1970-х годов активно наращивался выпуск потребительских товаров. Приток нефтедолларов в 1974–1981 позволил правительству сосредоточиться на стимулировании ряда отраслей тяжелой промышленности, например автомобилестроения, черной металлургии и производства цемента. Частный сектор отдает предпочтение капиталовложениям в трудоемкие отрасли: текстильную, швейную, обувную, а также в мебельные, целлюлозно-бумажные и т.п. предприятия, опирающиеся на отечественную сырьевую базу.

В отраслях тяжелой индустрии, связанных с использованием нерудных полезных ископаемых и химического сырья, самыми характерными в 1990-х годах оказались три направления хозяйственной активности: переработка нефти, производство минеральных удобрений и цемента. В черной и цветной металлургии ведущее положение заняли два крупных комплекса – сталеплавильный комбинат в Чилегоне и алюминиевый завод в Асахане. В середине 1990-х годов был введен в эксплуатацию первый в стране нефтехимический комплекс, размещенный близ Чилегона, и началось сооружение второго комплекса в Тубане. В 1990-х годах быстро увеличивалось производство цемента, что диктовалось растущими потребностями строительной отрасли. Действует несколько заводов по производству автопокрышек из местного каучука. Несмотря на межотраслевые сдвиги, почти половина стоимости продукции обрабатывающей промышленности Индонезии в 1990-х годах приходилась на пищевкусовую отрасль (продовольствие, напитки, табачные изделия).

Основная отрасль промышленности добыча нефти и газа (90% иностранными, главным образом, американскими фирмами), олова, угля, бокситов, марганцевых, медных, никелевых руд, асбеста, асфальта, фосфоритов, золота, серебра, поваренной соли. Производство электроэнергии 44,3 млрд. кВт·ч (1990). Традиционные отрасли обрабатывающей промышленности: пищевкусовая, текстильная, производство готовой одежды, обуви. Быстро развиваются авто-, судо-, авиастроение, радиоэлектроника, химическая и нефтехимическая промышленность.

Индонезия располагает богатыми месторождениями различных ископаемых: высококачественной нефтью, оловом, бокситами, никелем, марганцем, свинцом, медью, цинком, хромом. Залежи олова найдены на островах Банка, Белитунг, Синкеп и юго-западных областях Калимантана. Месторождения никеля обнаружены на острове Сулавеси, Хальмахера, Молуккских островах и Ириан-Джае. Марганцевые месторождения расположены в центральных районах Явы, на Суматре, Калимантане, Сулавеси, Тиморе. Медная руда разведана в горах Джайявиджайя (провинция Ириан-Джая). Острова Риау, Банка, Синкеп и Калимантан располагают месторождениями бокситов, на Суматре и Калимантане ведется добыча угля. Разведаны месторождения золота, железа, серебра, сульфатов. Крупные нефтяные месторождения стабильно обеспечивают сырьем национальную энергосистему.

Металлургический комплекс.

В Индонезии металлургический комплекс практически не развит из-за отсутствия рудных полезных ископаемых.

Химический комплекс.

Химический комплекс получил достаточное развитие в Индонезии. На предприятиях этой отрасли производят химические удобрения, каучук, фармацевтические препараты, а также производят очистку и переработку нефти.

Текстильная промышленность.

Это главная отрасль лёгкой промышленности в государстве. Она хорошо налажена в Индонезии. Предприятия производят хлопчатобумажные ткани, одежду, ковры, ткани и обувь.

Лесная промышленность.

Её развитие связано с находящимися на большинстве островов тропическими лесами. Поэтому в Индонезии развита лесозаготовка и последующая обработка древесины и поставка изделии и товаров из дерева в соседние страны (Таиланд, Сингапур).

В Индонезии также развито производство строительных материалов (кирпичная и цементная отрасли) и пищевая промышленности.

Поскольку большая часть низменных территорий переувлажнена и подтоплена, аллювиальные отложения часто перекрыты мощной торфяной толщей, из-за чего снижается сельскохозяйственная ценность этих земель.

В недрах Индонезии имеются значительные запасы полезных ископаемых. По запасам (2,5–3 млрд. т) и добыче нефти Индонезия занимает ведущие позиции в Южной и Юго-Восточной Азии, по добыче природного газа – шестое место в мире, а по его экспорту – первое место. По добыче олова Индонезия стоит на втором месте в мире, по добыче никеля – на четвертом. В стране имеются крупные запасы угля, меди, урановой руды. Добываются бокситы, золото, серебро, алмазы. Наибольшие запасы нефти сосредоточены на о.Суматра.

Смотрите также

Транспорт
По густоте транспортных путей Германия занимает одно из первых мест в мире. В связи с большой интенсивностью экономических отношений с партнерами по ЕС и центральным положением в Европе в общем груз...

Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии
В последние годы мы были свидетелями настоящей лавины литературы, посвященной восточно-азиатскому "чуду", странам тихоокеанского пояса и модернизации азиатских экономик. В этих аз...

Рейнланд-Пфальц
Население 3,8 млн. Площадь 19.846 кв.км Столица Майнц Не только рейнская романтика Земля Рейнланд-Пфальц создана в 1946 г. из баварских, гессенских и прусских территорий, которые...

Португальские, а потом и голландские колонизаторы вплоть до конца XIX в. рассматривали будущую Индонезию как аграрную страну - поставщика пряностей, экзотических фруктов, кофе, копры, коры хинного дерева. Первая мощная и механизированная промышленность на острове Ява возникла также в связи с сельским хозяйством - это было производство сахара из сахарного тростника.
К 1949 г., когда Индонезия стала независимой, это была страна с очень неравномерным развитием разных секторов экономики. С одной стороны - крупные плантации, шахты, нефтяные промыслы, нефтеперерабатывающие заводы и промышленные предприятия, где применялись все передовые по тому времени достижения технического прогресса. С другой стороны - десятки миллионов людей работали в примитивных мелких аграрных хозяйствах и надомных мастерских.
В 1968 г. генерал Сухарто (1921-2008) был избран президентом и начал экономические реформы.
После 1969 г. была принята 25-летняя программа развития. Сухарто удалось привлечь в страну иностранные инвестиции и получить поддержку МВФ. Способствовал росту экономики и рост цен на нефть, произошедший в конце 60-х гг XX в.
Монополизация нефтяной промышленности позволила Сухарто не только удовлетворить верхушку общества и армию, но и инвестировать значительные средства в социальную сферу, образование, создание современной инфраструктуры, развитие сельского хозяйства. Быстро росли финансовый сектор и строительство, обрабатывающая промышленность.
В 1968 г., по оценкам Всемирного банка, более половины жителей Индонезии находились за чертой бедности. Доход на душу населения в 1966 г. составлял 75 долл. В 1996 г. он вырос до 1013 долл. Вдвое уменьшилась детская смертность. Возросло количество людей с высшим и средним специальным образованием.
Однако все эти положительные явления сопровождались бесконтрольным разрушением природной среды компаниями, занимающимися заготовкой леса и добычей полезных ископаемых.
Экономический кризис, охвативший Восточную и Юго-Восточную Азию в 1997-1998 гг., оказался крайне тяжелым для Индонезии. С августа 1997 г. по февраль 1998 г. рупия девальвировалась на 80%, резко выросли цены на продовольствие, топливо и товары первой необходимости, в одночасье лишились работы 4 млн человек, в некоторых регионах начался голод. Народные волнения привели к тому, что Сухарто был вынужден покинуть свой пост.
Последствия кризиса оказались велики объем ВВП сократился с 227 млрд долл. в 1996 г до 160 млрд долл. в 2000 г. В последующие годы ситуация стала стабилизироваться.
В 2004 г. в Индонезии прошли первые прямые президентские выборы, которые выиграл генерал в отставке и бывший министр безопасности Сусило Бамбанг Юдойоно. Но 26 декабря 2004 г. случилось страшное: у острова Суматра произошло подводное землетрясение магнитудой более 9 баллов по шкале Рихтера. Поднялась гигантская волна цунами, достигавшая высоты 15 м. Она обрушилась также на Шри-Ланку, Индию, Малайзию, Таиланд, Бангладеш, Мьянму, Мальдивские и Сейшельские острова, докатилась до Сомали. Погибло около 230 000 человек. Ущерб экономике этих стран в целом составил 13,7 млрд долл. По прогнозам АСЕАН (ASEAN), на восстановление разрушенного может уйти до 10 лет. С помощью мирового сообщества индонезийцы ведут эту работу не жалея сил, и многое уже сделано.

Открытие месторождений нефти на Северной Суматре в 1883 г. дало толчок развитию добывающей промышленности - но вначале, разумеется, принадлежавшей иностранцам. С 1907 г. основную добычу и разведку нефти на Суматре, Яве и Калимантане вела компания «Ройял Датч-Шелл», получившая концессии. Наиболее крупные месторождения - нефтяные поля Дури и Минас на Центральной Суматре были обнаружены незадолго до Второй мировой войны - и одной из причин захвата японцами будущей Индонезии в 1941 г. называют нефтяные богатства Суматры.
Сегодня добывающая промышленность по-прежнему остается локомотивом экономики Индонезии. По запасам и добыче нефти Индонезия занимает ведущие позиции в Южной и Юго-Восточной Азии - на нее приходится 1,9% мировой добычи нефти. Ежегодно Индонезия импортирует нефти и нефтепродуктов в количестве 34 739,3 млн тонн. Доказанные объемы составляют 2,5-3 млрд т. По добыче природного газа Индонезия вышла на шестое место в мире, а по экспорту сжиженного газа - на первое. По добыче олова Индонезия стоит на втором месте в мире, а по добыче никеля - на четвертом.
В планах Индонезии - строительство новых нефтеперерабатывающих заводов ради сокращения импорта нефтепродуктов. Сегодня Индонезия может переработать всего 400 000 баррелей нефти в день. К 2014 г. предполагается найти инвестиции в 3 млрд долларов.
По производству и экспорту некоторых товаров сельского хозяйства Индонезии также принадлежат ведущие места. Так, эта страна - основной поставщик на мировой рынок коры хинного дерева, ей принадлежит 1-е место в мире по производству копры, мускатного ореха, перца и ванилина. Индонезия - крупный экспортер натурального каучука и пальмового масла (2-е место в мире).
Производство кофе ставит Индонезию на почетное 3-е место в мире, а какао - на 4-е. По поставкам на мировой рынок чая, сахарного тростника и хлопка Индонезия также держится в числе лидеров, а по вылову рыбы за ней остается 8-е место.
После кризиса 1997-98 гг. правительство Индонезии старается контролировать основные сферы экономики. Так, нефтехимическая отрасль контролируется государственной компанией Pertamina. Государству также принадлежат заводы по переработке сельхозпродукции и производству удобрений.
Ведущие отрасли промышленности - пищевая и текстильная, в них работают две трети всех занятых в производстве. Наряду с этим все равно сохраняется значительное количество хозяйств, занимающихся кустарным производством. Так, традиционное для Индонезии изготовление батика часто базируется на домашних мастерских.
Согласно Конституции Индонезии почти все леса - собственность государства. Бездумное уничтожение лесов, отдаваемых в концессию, продолжалось до 1979 г. Тогда правительство запретило вывоз круглого леса за границу - стимулировалось строительство предприятий, производящих пиломатериалы. Сегодня Индонезия один из крупнейших экспортеров обработанной древесины - пиломатериалов, фанеры, мебели и т. д.
Но лесные богатства Индонезии, среди которых - тиковое, черное, сандаловое, палисандровое дерево, находятся под угрозой. По оценкам экспертов, более 70% объемов сырья, поступающего на деревообрабатывающие предприятия, - результат незаконной вырубки. Уничтожены миллионы гектаров лесов - специалисты предрекают их полное исчезновение уже в ближайшие годы. Пока этот процесс остановить не удается.

Общая информация

Форма правления: президентская республика.

Административно-территориальное деление: 31 провинция и 2 особые административные единицы.

Язык: индонезийский, местные языки.

Религия: ислам, протестантизм, католицизм, индуизм, буддизм, иные религии.
Денежная единица: индонезийская рупия.

Крупнейшие города: Джакарта, Сурабая, Бандунг Тангеранг Семаранг, Медан, Палембанг
Главные морские порты: Танджунг Приок (г. Джакарта), Перак (г. Сурабая), Палембанг (о-в Суматра), Уджунг-панданг (о-в Сулавеси), Белаван (г. Медан).

Важнейшие аэропорты: международный аэропорт Сукарно-Хатта (Джакарта), международный аэропорт Джуанда (Сурабая), аэропорт Денпасар-Нгура-Рай (остров Бали).

Крупнейшие реки: Капуас. Махакам. Мартапутра, Барито, Хари, Мамберамо, Тарум, Манук, Серанг
Крупнейшие озера: Тоба. Манинджау, Темпе, Товути, Сиденренг, Посо, Паниаи.
Соседние страны: Малайзия, Папуа - Новая Гвинея, Восточный Тимор.

Цифры

Площадь: 1 919 440 км 2 .
Население: 242 970 000 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 126,6 чел./км 2 .
Экономически активное население: 105 700 000 чел.
Занятость населения по секторам: 42% - сельское хозяйство, 39% - сфера услуг, 19% - промышленность.
Урбанизация: 43%.
Самая высокая точка: г. Пунчак-Джая, 5030 м.

Каучук, кокосы, пальмовое масло, чай, кофе, табак, пряности, кора хинного дерева, рис, кукуруза, кассава, батат, арахис, соя; рыболовство, добыча морепродуктов; лесозаготовка.

Сфера услуг: туризм, банковские операции.

Особенности экономики: огромный социальный разрыв между наиболее богатым и бедным населением, трудности в управлении страной - высокие транспортные расходы, неравномерное заселение территорий, большие различия в укладах жизни разных национальных групп, политическая нестабильность.

Любопытные факты

■ В 2009 г. число туристов, посетивших Индонезию, составило 6,4 млн человек, доходы от туристической деятельности увеличились на 8% по отношению к 2008 г. и достигли 6,5 млрд долларов.

■ В 1830 г. голландский генерал-губернатор колонии Иоханнес ван ден Босх ввел «систему принудительных культур», которая отменяла земельный налог с крестьян. При этом все земледельцы Явы и Западной Суматры (кроме иностранных подданных) должны были пятую часть обрабатываемой площади отдать под выращивание сельскохозяйственных культур, идущих на экспорт, - индигоносных растений, кофе, сахарного тростника. В результате реформы к 1840 г. доход от экспорта увеличился почти на 500%. Но сокращение производства риса в 1848-1850 гг. привело к голоду и ряду восстаний. Однако система принудительных культур» была отменена (за исключением кофе) только в 1870 г.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...