Индикаторы устойчивого развития россии и регионов. Подход Х


Индикатор устойчивого развития − показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения. На сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий.

Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов:

1) Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.

2) Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Основная трудность при агрегировании информации в индексы состоит в определении весов исходных показателей без утраты значимости и без излишней субъективности. Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы:

− социально-экономические;

− эколого-экономические;

− социально-экологические;

− эколого-социо-экономические.

Основные виды индикаторов устойчивого развития:

1 Система индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые в свою очередь подразделяются на несколько типов:

− набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;

− несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;

− набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности - для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов.

Система индикаторов ОЭСР объясняет взаимосвязи между экономикой и защитой окружающей среды, выявляет экономико-экологические и социально-экологические взаимосвязи.

Система индикаторов ОЭСР представляет собой модель "давление-состояние-реакция (ДСР). Модель ДСР работает следующим образом: человек своей деятельностью оказывает «давление» на окружающую среду и изменяет количество и качество природных ресурсов («состояние»); общество реагирует на эти изменения путём изменения государственной политики, изменениями общественного сознании и поведения («реакция на давление»).



2 Системы индикаторов Комиссии ООН по устойчивому развитию. Индикаторы разбиты на следующие группы:

− индикаторы социальных аспектов устойчивого развития;

− индикаторы экономических аспектов устойчивого развития;

− индикаторы экологических аспектов устойчивого развития (включая характеристики воды, суши, атмосферы, других природных ресурсов, а также отходов);

− индикаторы институциональных аспектов устойчивого развития (программирование и планирование политики, научные разработки, международные правовые инструменты, информационное обеспечение, усиление роли основных групп населения).

Предложенные в проекте индикаторы требуют специальных преобразований, приспособления к конкретным условиям, а в некоторых случаях - расширения для отдельных стран. Индикаторы разбиты на три категории с учетом их целевой направленности:

− индикаторы - движущая сила, характеризующие человеческую деятельность, процессы и характеристики, которые влияют на устойчивое развитие;

− индикаторы состояния, характеризующие текущее состояние различных аспектов устойчивого развития;

− индикаторы реагирования, позволяющие осуществлять политический или какой-либо другой способ реагирования для изменения текущего состояния.

3 Система индикаторов для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке. Данная система была разработана совместно Всемирным банком, Программой ООН по окружающей среде и Международным Центром тропического сельского хозяйства.

Применение системы возможно на глобальном, региональном и локальных уровнях. Отличительной чертой данной системы стала наглядность результатов, так как представление индикаторов велось в виде геоинформационных систем (ГИС) − инструменты, позволяющие пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов.



4 Система эколого-экономического учета (СЭЭУ), которая была предложена Статистическим отделом Секретариата ООН в 1993 году. Целью системы эколого-экономического учета является учет экологического фактора в национальных статистиках.

Эколого-экономический учет затрагивает вопросы включения в национальное богатство наряду с капиталом, произведенным человеческим трудом, природного капитала, а также дает возможность оценить экологические затраты (истощение и воздействие на качество природных ресурсов). Природный капитал включает возобновимые ресурсы (например, леса), и невозобновимые (почва и подпочвенные активы), а также экологические услуги. Расширение экологически скорректированных макроэкономических агрегатов происходит за счет рассмотрения природных активов: возможна корректировка не только ВВП, но и чистой добавленной стоимости и национального богатства.

Показатель «истинных сбережений» был предложен Всемирным банком. Истинные сбережения − это скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды.

Концепция «истинных сбережений» тесно связана с попыткой нового подхода к измерению национального богатства стран. Всемирным банком рассчитаны величины природного, произведенного (физический или искусственный) и социального капиталов, а также их доля в совокупном национальном богатстве страны. Так, доля природного капитала в национальном богатстве в среднем для более чем 100 стран мира составляет 2-40 %, доля человеческого капитала − 40-80 %. Кроме того, в развитых странах доля природного капитала в национальном богатстве в среднем не превышает 10 %, в то время как доля человеческого капитала составляет более 70 %. Для многих стран с низкими доходами на душу населения удельный вес сельскохозяйственной компоненты в природном капитале составляет 80%, в то время как в странах с высокими доходами этот показатель не превышает 40%.

Индикаторы устойчивого развития

Индикáтор усто́йчивого разви́тия (англ. index of sustainable development ) - показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения. На сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий.

Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов:

  1. Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.
  2. Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Основная трудность при агрегировании информации в индексы состоит в определении весов исходных показателей без утраты значимости и без излишней субъективности. Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы:

Системы индикаторов устойчивого развития

Системы индикаторов ОЭСР

Широкое признание в мире получила система эко-индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:

  1. набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;
  2. несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;
  3. набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности - для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов.

Система эколого-экономического учета

Система эколого-экономического учета (СЭЭУ) была предложена Статистическим отделом Секретариата ООН в 1993 году. Целью системы эколого-экономического учета является учет экологического фактора в национальных статистиках.

Природоохранной направленностью СЭЭУ объясняются её некоторые особенности: использование данных в натуральном представлении, самостоятельный, хотя и взаимосвязанный по отношению к традиционной системе национальных счетов, характер; применение, наряду с рыночными, нерыночных оценок.

Эколого-экономический учет - вспомогательная система. Он расширяет потенциал национальных счетов, но не рассматривается в качестве замены национального счетоводства.

Эколого-экономический учет затрагивает вопросы включения в национальное богатство наряду с капиталом, произведенным человеческим трудом, природного капитала, а также дает возможность оценить экологические затраты (истощение и воздействие на качество природных ресурсов). Природный капитал включает возобновимые ресурсы (например, леса), и невозобновимые (почва и подпочвенные активы), а также экологические услуги. Расширение экологически скорректированных макроэкономических агрегатов происходит за счет рассмотрения природных активов: возможна корректировка не только ВВП, но и чистой добавленной стоимости и национального богатства.

Показатель «истинных сбережений» был предложен Всемирным банком . Истинные сбережения (англ. genuine (domestic) savings ) - это скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды .

Концепция «истинных сбережений» тесно связана с попыткой нового подхода к измерению национального богатства стран. Всемирным банком рассчитаны величины природного, произведенного (физический или искусственный) и социального капиталов , а также их доля в совокупном национальном богатстве страны. Так, доля природного капитала в национальном богатстве в среднем для более чем 100 стран мира составляет 2-40 %, доля человеческого капитала - 40-80 %. Кроме того, в развитых странах доля природного капитала в национальном богатстве в среднем не превышает 10 %, в то время как доля человеческого капитала составляет более 70 %. Для многих стран с низкими доходами на душу населения удельный вес сельскохозяйственной компоненты в природном капитале составляет 80 %, в то время как в странах с высокими доходами этот показатель не превышает 40 %.

Литература

  • Устойчивое развитие: Методология и методики измерения: учеб. пособие/ С. Н. Бобылев, Н. В. Зубаревич, С. В. Соловьева, Ю. С. Власов; под ред. С. Н. Бобылева. - М.: Экономика, 2011. - 358 с.
  • Ерофеев, П. Ю. Особенности концепции устойчивого развития / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3(13). - С. 20-29.
  • Методические подходы к разработке показателей устойчивого развития сельских территорий/ В. И. Фролов, Е. О. Агафонова
  • Индикаторы и индексы устойчивого развития: Институт проблем устойчивого развития http://www.cosd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13&Itemid=15
  • Индексы и индикаторы устойчивого развития / Н. П. Тарасова, Е. Б. Кручина http://www.ustoichivo.ru/i/docs/18/tarasova.pdf
  • Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)./ Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко - М.: ЦПРП, 2001. - 220 с.
  • Indicators of Sustainable Development, UN Department for Policy Coordination and Sustainable Development, December, 1994.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Индикаторы устойчивого развития" в других словарях:

    Логотип Центр устойчивого развития столицы … Википедия

    Цели развития тысячелетия - система индикаторов, предложенная ООН для оценки эффективности действий по реализации политики развития человеческого потенциала в разных странах; все государства члены ООН взяли на себя обязательства достичь эти цели к 2015 г.; структура Ц.р.т.… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    - (англ. sustainable development) гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно технического развития,… … Википедия

    Конференция ООН «Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20» RIO +20 United Nations Conference on Sustainable Development Принятие: На конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию в июне 2012 Подписание: 20 22 июня 2012… … Википедия

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

    Конъюнктура - (Conjuncture) Конъюнктура это сформировавшийся комплекс условий в определенной области человеческой деятельности Понятие конъюнктуры: виды конъюнктуры, методы прогнозирования конъюнктуры, конъюнктура финансового и товарного рынков Содержание… … Энциклопедия инвестора

В рамках проекта «Самарская область в социально-экономической системе России в условиях глобализации: ретроспективный анализ и перспективы развития» (2004-2006) экспертами Центра экологической политики России и МГУ им. М.В. Ломоносова была разработана система индикаторов устойчивого развития для Самарской области .

Самарская область является одной из самых промышленно раз- витых в России, что во многом определяет ее статус как одного из наиболее экологически неблагополучных регионов. На состояние окружающей среды в области влияет концентрация предприятий отраслей с высоким уровнем экологического воздействия (химическая, нефтехимическая, топливная и пр.), высокий уровень развития автотранспорта и ЖКХ, обусловленные значительными урбанизацией и плотностью населения. Для лиц, принимающих решения и нуждающихся лишь в самой ключевой информации по экологически устойчивому развитию и охране окружающей среды, был рекомендован сокращенный список приоритетный индикаторов устойчивого развития для Са- марской области, отражающих важные экологические проблемы области.

Данные индикаторы являются ключевыми/базовыми индикаторами. Как уже отмечалось выше, в мире подобный подход к выделению ключевых индикаторов широко распространен. Многие международные организации и страны специально выделяют в общей системе индикаторов ключевые — приоритетные и/или наиболее проблемные. Для области было предложено две системы ключевых индикаторов: расширенная, включающая в себя экономические, социальные и экологические показатели, и на ее основе «сжатая» система индикаторов, базирующаяся главным образом на эколого-экономических индикаторах.

Расширенная система состояла из 14 индикаторов, включая в том числе такие важнейшие социально-экономические показатели как ВРП на душу населения, индекс развития человече- ского потенциала, бюджетные затраты на душу населения. В «сжатую» систему ключевых индикаторов вошли приоритетные показатели в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которые должны быть предметом первоочередного внимания со стороны структур власти. Всего было выделено 8 таких индикаторов (таблица 2.2); из них 6 — эколого-экономические (1-5 и 7 по- казатели), и по одному — экологический (6 показатель) и социально- экологический (8 показатель).

В таблице выделен столбец, где в наглядной форме показаны тенденции изменения индикаторов с позиции устойчивого развития: позитивная динамика, негативная динамика и неопределенная. Для Самарской области в основном использованы показатели природоемкости, интенсивности загрязнений и удельные показате- ли. При возможности введено сравнение самарских статистических показателей с федеральными, Приволжского округа и его региона- ми. Это позволяет получить более объективную картину устойчивости развития области.

Таблица 2.2. Ключевые индикаторы экологически устойчивого развития для Самарской области
Индикатор Динамика (1995-2003 гг.) Комментарий
1 Интенсивность загрязнения атмосферы + Лучще чем по стране и округу, но хуже Татарстана и Нижегородской области
2 Интенсивность загрязнения водных ресурсов +
3 Интенсивность образо- вания отходов произ-водства и потребления (количество отходов на единицу ВРП) - Рост в 1,5 раза
4 Энергоемкость 0 Неустойчивое изменение с 2000 г.
5 Коэффициент износа основных фондов - Хуже чем по стране, округу и всем сравниваемым регионам
6 Лесовосстановление в лесном фонде - Хуже всех сравниваемых регионов
7 Инвестиции в природоохранную деятельность, в % к инвестициям в основной капитал - Хуже чем по стране, округу и в большинстве сравниваемых регионов
8 Численность населения, проживающего в особо загрязненных городах 0 Хуже всех регионов в округе

Обозначения: Положительные изменения в реализации целей устойчивого развития + ; Отрицательные изменения в реализации целей устойчивого развития - ;
Невыраженные изменения в реализации целей устойчивого развития 0.

В перечень индикаторов устойчивого развития были специально включены те, которые являются приоритетными или наиболее проблемными для региона; поэтому в целом система показателей демонстрирует важные «антиустойчивые» тенденции, переломить которые необходимо для перехода к устойчивому развитию Самарской области. Из представленных 8 ключевых индикаторов 2 отражают положительную динамику, 2 — неопределенную и 4 индикатора — от- рицательную динамику.

Положительная динамика показателей природоемкости (удельных выбросов в воздух и в воду на единицу ВРП) говорит о снижении интенсивности загрязнения окружающей среды, отражая позитивные структурно-технологические сдвиги в производстве, осуществление природоохранных мероприятий.

Значительно вырос суммарный объем инвестиций в природоохранную деятельность. Вместе с тем следует отметить три эколого-экономических инди- катора, свидетельствующих о развитии неустойчивых тенденций в Самарской области. Среди этих показателей три индикатора являются худшими в стране: коэффициент износа основных фондов, удельный вес природоохранных инвестиций в основной капитал и лесовосстановление (таблица 2.2).

С точки зрения перспектив перехода к устойчивому развитию экономики Самарской области особое внимание необходимо уделить износу основных фондов. В условиях старения основных фондов этот индикатор имеет негативную динамику роста. Самарская область по данному показателю превышает средний по стране уровень, а также уровень, сложившийся во всех сравниваемых регионах и в целом по Поволжскому округу.

Это чревато сверхпотреблением природных ресурсов, дополнительным загрязнением окружающей среды, техногенными авариями с тяжелыми экологическими последствиями, технологическим отставанием. Износ фондов, обеспечивающих по- требление водных, энергетических и других природных ресурсов, тормозит устойчивое развитие региона.

Для Самарской области имеется риск прорыва трубопроводов, разрушения плотин и другие явления, имеющие катастрофические социальные, экологические и экономические последствия. Анализ ключевых индикаторов показывает, что даже при видимой позитивной динамике областных показателей сравнительный анализ может показать имеющиеся экологические проблемы в контексте отставания от других регионов, округа и страны в целом.

Например, несмотря на сокращение интенсивности загрязнения по удельным по- казателям загрязнения воды и воздуха данные индикаторы проигры- вают при сравнении с аналогичными показателями других регионов. Также можно отметить показатель численности населения, проживающего в особо загрязненных городах: его динамика положительна, численность такого населения сокращается, однако она значительно превышает величину данного индикатора в других регионах.


Аспекты регионального развития: взгляд из Самарской области — региона- лидера. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 166. М.: Московский общественный научный фонд, 2005; Самарская об- ласть: от индустриальной к постиндустриальной экономике / под науч. ред. А.В. Полетаева. М.:ТЕИС, 2006.

Индикáтор усто́йчивого разви́тия (англ. index of sustainable development ) - показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения. На сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий.

Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов:

  1. Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.
  2. Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Основная трудность при агрегировании информации в индексы состоит в определении весов исходных показателей без утраты значимости и без излишней субъективности. Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы:

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    методы педагогического исследования

    Владимир Назаров: «Трудовое законодательство защищает работника?»

Субтитры

Системы индикаторов устойчивого развития

Системы индикаторов ОЭСР

Широкое признание в мире получила система эко-индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:

  1. набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;
  2. несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;
  3. набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности - для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов.

Система эколого-экономического учета

Система эколого-экономического учета (СЭЭУ) была предложена Статистическим отделом Секретариата ООН в 1993 году. Целью системы эколого-экономического учета является учет экологического фактора в национальных статистиках.

Природоохранной направленностью СЭЭУ объясняются её некоторые особенности: использование данных в натуральном представлении, самостоятельный, хотя и взаимосвязанный по отношению к традиционной системе национальных счетов, характер; применение, наряду с рыночными, нерыночных оценок.

Эколого-экономический учет - вспомогательная система. Он расширяет потенциал национальных счетов, но не рассматривается в качестве замены национального счетоводства.

Эколого-экономический учет затрагивает вопросы включения в национальное богатство наряду с капиталом, произведенным человеческим трудом, природного капитала, а также дает возможность оценить экологические затраты (истощение и воздействие на качество природных ресурсов). Природный капитал включает возобновимые ресурсы (например, леса), и невозобновимые (почва и подпочвенные активы), а также экологические услуги. Расширение экологически скорректированных макроэкономических агрегатов происходит за счет рассмотрения природных активов: возможна корректировка не только ВВП, но и чистой добавленной стоимости и национального богатства.

Истинные сбережения

Показатель «истинных сбережений» был предложен Всемирным банком . Концепция «истинных сбережений» тесно связана с попыткой нового подхода к измерению национального богатства стран. Всемирным банком рассчитаны величины природного, произведенного (физический или искусственный) и социального капиталов , а также их доля в совокупном национальном богатстве страны. Так, доля природного капитала в национальном богатстве в среднем для более чем 100 стран мира составляет 2-40 %, доля человеческого капитала - 40-80 %. Кроме того, в развитых странах доля природного капитала в национальном богатстве в среднем не превышает 10 %, в то время как доля человеческого капитала составляет более 70 %. Для многих стран с низкими доходами на душу населения удельный вес сельскохозяйственной компоненты в природном капитале составляет 80 %, в то время как в странах с высокими доходами этот показатель не превышает 40 %.

Генеральный индикатор прогресса

Литература

  • Устойчивое развитие: Методология и методики измерения: учеб. пособие/ С. Н. Бобылев, Н. В. Зубаревич, С. В. Соловьева, Ю. С. Власов; под ред. С. Н. Бобылева. - М.: Экономика, 2011. - 358 с.
  • Ерофеев, П. Ю. Особенности концепции устойчивого развития / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3(13). - С. 20-29.
  • Методические подходы к разработке показателей устойчивого развития сельских территорий/ В. И. Фролов, Е. О. Агафонова
  • Индикаторы и индексы устойчивого развития: Институт проблем устойчивого развития http://www.cosd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13&Itemid=15
  • Индексы и индикаторы устойчивого развития / Н. П. Тарасова, Е. Б. Кручина http://www.ustoichivo.ru/i/docs/18/tarasova.pdf
  • Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)./ Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко - М.: ЦПРП, 2001. - 220 с.
  • Indicators of Sustainable Development, UN Department for Policy Coordination and Sustainable Development, December, 1994.

Управление муниципальным образованием в соответствии с принципами устойчивого развития требует наличия определённой системы показателей, позволяющих оценивать, насколько современное состояние и сложившиеся тенденции в экономике, политике, социальной сфере и экологии соответствуют или противоречат этим принципам. Без возможности такой оценки заявления о приверженности идеям устойчивого развития неминуемо будут носить декларативный характер.

В настоящее время учёные и специалисты-практики в разных странах мира активно работают над такой системой показателей, однако различия в методологических подходах приводят их к различным результатам. Это вполне объяснимо, поскольку концепция устойчивого развития достаточно сложна и широка по содержанию и носит достаточно теоретический характер. Её идеи ещё предстоит конкретизировать и перевести на язык стратегического планирования, приспособить к практическим нуждам муниципального управления. Именно идеи устойчивости должны доминировать при разработке стратегических планов развития городов и других муниципальных образований.

Часто специалисты, работающие на местах над локальными Повестками Дня, составляют свои системы показателей, исходя из интуитивных представлений и реальных проблем своего муниципалитета, оперируя при этом показателями государственной и ведомственной статистики. При этом остаётся не вполне понятным выбор одних показателей (именно они якобы характеризуют устойчивость) и игнорирование других.

Таким образом, создание научно обоснованной методологии выбора показателей устойчивого развития является на сегодня актуальной задачей, а работы учёных в этом направлении заслуживают самого глубокого внимания. При этом необходимо учитывать, что для разных территориальных уровней (от глобального уровня до уровня отдельного населённого пункта) системы показателей будут различаться.



Учитывая направленность данного пособия, приведём обзор нескольких различных подходов к разработке системы показателей устойчивого развития для локального уровня.

Подход Х. Босселя

Немецкий учёный Хартмут Боссель – в прошлом профессор и директор Центра изучения природных систем Кассельского университета – является одним из ведущих специалистов в области теории систем. Именно применение системного подхода отличает работы Х. Босселя от других авторов и придаёт его подходу наибольшую философскую глубину и стройность.

Наиболее полно сущность такого подхода раскрыта в книге Х. Босселя «Показатели устойчивого развития: теория, метод, практическое использование».

Х. Боссель считает, что универсального набора показателей, адекватно отражающих положение дел в любом городе или районе, быть не может, так как концепция устойчивого развития включает в себя практически все стороны жизни муниципалитета, включая экономические, социальные, политические, экологические, демографические, этнические и все прочие возможные аспекты. Безусловно, значительное число показателей может совпадать (например, демографические показатели, характеризующие воспроизводство населения), однако перед конкретным муниципалитетом могут стоять свои специфические проблемы, без решения которых невозможно говорить об устойчивом развитии в целом. Для одного муниципалитета «узким местом» может быть проблема обеспечения жителей водой питьевого качества, что объясняет повышенное внимание к показателям, характеризующим техническое состояние городской системы водоснабжения или санитарное состояние источников воды. Для другого муниципалитета наиболее актуальной может быть жилищная проблема и соответственно на первый план выйдут показатели средней жилищной обеспеченности, объёмов и темпов жилищного строительства и т.п. Тем не менее выводы, вытекающие из анализа показателей устойчивого развития, принятых для разных территорий, вполне могут быть сопоставлены между собой.

Перечень показателей устойчивого развития для конкретного муниципалитета должен определяться коллективным путём, в процессе деятельности специальной рабочей группы, участниками которой должны стать независимые представители различных социальных групп, профессий и научных школ, отличающиеся уровнем образования, жизненным опытом, политическими взглядами и ценностными ориентациями. Только такой широкий круг участников может обеспечить достаточную репрезентативность выбранного набора показателей, который будет отражать всё многообразие взглядов, объективных интересов и потребностей различных слоёв населения.

Для того чтобы выбранный набор показателей устойчивого развития не оказался бессистемной совокупностью разнообразных статистических данных, эти показатели должны удовлетворять ряду требований, которыми необходимо руководствоваться при их отборе.

Требование надлежащего охвата.

Как уже отмечалось выше, круг показателей устойчивого развития должен быть достаточно широк, чтобы охватить все стороны жизни муниципалитета. Для обеспечения полного охвата рекомендуется подходить к характеристике устойчивого развития с системных позиций, выделив шесть основных подсистем, от устойчивости каждой из которых зависит общая устойчивость развития территории. Следует сразу же пояснить, что данное разделение на подсистемы не претендует на социологическую фундаментальность, а носит прикладной характер, направленный исключительно на формирование всеобъемлющего круга показателей устойчивого развития, так как указанные ниже подсистемы представляют собой основные части антропосферы, которая развивается под воздействием человеческой деятельности и, в свою очередь, сама воздействует на это человеческое общество.

Хартмут Боссель группирует показатели устойчивого развития по следующим подсистемам:

· подсистема индивидуального развития– гражданские права и свободы, уровень благосостояния, здоровье, образование и квалификация, отдых и творчество, гендерные роли и пр.;

· социальная подсистема – динамика численности населения, его социально-демографическая и социально-классовая структуры, этнический состав, здравоохранение и социальное обеспечение и пр.;

· подсистема политического управления– политическое устройство, государственная политика (налоговая, правовая, в области прав человека, демографическая, иммиграционная, техническая, международная);

· инфраструктурная подсистема– города и другие населённые пункты, инженерная и транспортная инфраструктуры, обеспечение продовольственными и другими потребительскими товарами и услугами, связь и СМИ, наука и образование и пр.;

· экономическая подсистема– производство, финансы, рынок, предпринимательство и труд и т.п.;

· подсистема ресурсов и окружающей среды – природная среда (экосистемы, биоразнообразие, уровень загрязнения, ассимилирующая способность) и природные ресурсы (их истощение, регенерация).

Оценить устойчивость развития подсистемы может лишь такой набор показателей, который включает все аспекты жизнеспособности подсистемы и отражает её роль в обеспечении устойчивого развития системы в целом.

В то же время число показателей не может быть чрезмерно широким, оно должно соответствовать возможностям мониторинга и анализа. Для разумного ограничения числа показателей до уровня управляемости эти шесть подсистем могут быть агрегированы до трёх подсистем:

· Общественная система (подсистемы индивидуального развития, социальная и политического управления), то есть всё то, что входит в понятие «социальное развитие» (социальная организация общества, социальные условия жизни, формирование личности, политическая надстройка).

· Система обеспечения (инфраструктурная и экономическая подсистемы), то есть экономика с её производственной и непроизводственной сферами.

· Экологическая система (ресурсы и окружающая среда), то есть природная среда, рассматриваемая одновременно и как совокупность природных ресурсов, необходимых для развития, и как среда человеческого обитания.

· Социальная система (вместо общественной).

· Экономическая система (вместо системы обеспечения).

· Экологическая система (название принято без изменений).

Эти три системы соответствуют трём видом потенциала: человеческому, экономическому и природному. Именно по этим трём системам целесообразно группировать показатели устойчивого развития.

Требование качественной оценки.

Жизнеспособность любой системы определяется степенью её соответствия некоторым базовым ориентирам, обусловленным как внутренними свойствами самой системы, так и свойствами её окружения. Применительно к социальным системам такими ориентирами являются следующие:

1. Ориентиры, обусловленные окружением:

Существование: система должна сосуществовать со своим окружением, то есть находиться в состоянии сбалансированного равновесия с ним.

Эффективность: система должна оставаться эффективной в борьбе с окружением за ресурсы и оказание воздействия на него.

Свобода действий: система должна иметь возможность адекватно отвечать на требования своего окружения.

Безопасность: система должна быть в состоянии адекватно реагировать на угрозы, происходящие от ненормального состояния своего окружения.

Адаптируемость: система должна уметь приспосабливаться к изменениям своего окружения и обладать способностью к самоорганизации.

Сосуществование: система должна быть способной модифицировать своё поведение с учётом интересов окружения.

2. Ориентиры, обусловленные самой системой:

Репродуктивность:система должна быть способна к воспроизводству.

Психологические потребности: люди, как существа, обладающие высшей нервной деятельностью, имеют потребности психологического порядка.

Ответственность: люди, как сознательные существа, несут ответственность за свои действия и должны подчиняться различного рода законодательным и моральным требованиям.

Система не может считаться жизнеспособной или устойчивой без надлежащего соответствия вышеперечисленным базовым ориентирам. Для выявления степени этого соответствия применяется так называемая рекурсивная процедура, которая заключается в повторении применительно к базовым ориентирам для всех подсистем следующих вопросов, отражающих:

1. Уровень жизнеспособности системы, оказывающей воздействие (то есть какова степень удовлетворения каждого базового ориентира этой системы).

Если хотя бы один базовый ориентир характеризуется низкой степенью удовлетворения, это говорит об ограниченных возможностях развития данной системы.

2. Вклад в систему, испытывающую на себе воздействие, то есть каким образом каждая система, оказывающая воздействие, способствует поддержанию жизнеспособности системы, испытывающей на себе воздействие (то есть способствует удовлетворению её базовых ориентиров).

Суть рекурсивной процедуры наглядно выражена в нижеследующей таблице.

Таблица 2.3.1. Рекурсивная схема определения показателей жизнеспособности

Базовые ориентиры Жизнеспособность системы, оказывающей воздействие Вклад в систему, испытывающую на себе воздействие
Существование Совместима ли данная система со своим конкретным окружением и способна ли она к существованию в этом окружении? Вносит ли данная система свой вклад в поддержание существования системы, испытывающей на себе воздействие?
Эффективность Отличается ли она эффективностью и рациональностью? Способствует ли она рациональному и эффективному функционированию общей системы?
Свобода действий Обладает ли она необходимой свободой реагирования и действий в соответствии со своими потребностями? Способствует ли она свободе действий общей системы?
Безопасность Отличается ли она безопасностью, надёжностью и стабильностью? Способствует ли она обеспечению безопасности, надёжности и стабильности общей системы?
Адаптируемость Способна ли она адаптироваться к новым требованиям? Способствует ли она гибкости и адаптируемости общей системы?
Сосуществование Является ли она совместимой с интерактивными системами? Способствует ли она совместимости общей системы с её партнёрскими системами?
Психологические потребности Является ли она совместимой с психологическими потребностями и культурными нормами? Способствует ли она психологическому благополучию человека?

Требование динамической оценки

Системы, устойчивое развитие которых должны оценивать показатели, являются динамическими, то есть постоянно изменяются: экономика может расти или стагнировать, социальные конфликты углубляться или сглаживаться, природная среда деградировать или находиться в состоянии динамического равновесия с человеческой деятельностью. Поэтому устойчивость таких систем можно понимать как их устойчивое развитие, то есть понятия «устойчивость» и «устойчивое развитие» в данном случае тождественны.

Показатели устойчивого развития должны анализироваться в динамике, при этом размер анализируемого периода времени для каждого показателя может быть разным, в зависимости от характера оцениваемого явления, но обязательно достаточным для экстраполяции. К примеру, инерционность демографических процессов требует анализа динамики ретроспективных данных за значительное число лет, то же можно сказать и о многих экологических показателях, характеризующих изменения состояния природной среды. В то же время в экономике могут происходить резкие изменения (колебания рыночных цен, падение или рост спроса на какой-либо товар), поэтому для краткосрочного прогноза какого-либо показателя не нужна обширная ретроспективная база данных (достаточно увидеть тенденцию последних лет или даже месяцев), а более важен правильный учёт воздействия на этот показатель многочисленных внешних факторов.

В любом случае оценка динамического ряда конкретного показателя должна заключаться в ответе на вопрос: способствует ли такая динамика укреплению устойчивости системы или же несёт в себе угрозу дестабилизации? Если динамика показателя может считаться позитивной с точки зрения устойчивости системы, то существует ли предел роста или снижения, по достижению которого позитив может смениться на негатив и возникнет угроза и насколько достижение такого предела реально в разумной перспективе? И наоборот?

Задача показателей устойчивого развития – предупредить о возможных угрозах, которые в состоянии нарушить устойчивость системы, а их динамика должна позволять измерить скорость усиления негативного фактора (скорость приближения угрозы) и соответственно – время, остающееся до наступления критического момента, а значит отпущенное для исправления ситуации.

Отношение реально возможной скорости реагирования системы на угрозу к скорости приближения угрозы называется показателем Бьесиота. Его значение, равное единице, является критическим. Если значение выше единицы, значит, система успеет предотвратить надвигающуюся угрозу, если ниже единицы – значит, жизнеспособность системы вызывает сомнения.

Лишь при условии минимального удовлетворения всех базовых ориентиров системы можно ставить задачу её дальнейшего качественного развития путём дальнейшего удовлетворения отдельных ориентиров.

Однако показатели устойчивого развития не обязательно должны носить количественный характер, хотя это предпочтительнее с точки зрения анализа динамики их числовых значений и выявления трендов. Лица, хорошо знающие реальное положение дел в определённых сферах жизни муниципалитета, могут дать их верную оценку, не прибегая к анализу цифр, сбор которых представляет собой трудоёмкую и дорогостоящую работу.

Требования к процедуре выбора показателей

Как уже отмечалось в начале, отбор показателей для оценки устойчивого развития конкретного муниципального образования – задача рабочей группы. Её деятельность представляет собой коллективный процесс выбора репрезентативных показателей. Выбор отдельных экспертов неминуемо будет носить субъективный характер и зависеть от их жизненного и профессионального опыта, глубины специальных знаний и широты общего кругозора, социального положения и политических взглядов, поэтому важно обеспечить как можно более широкий состав рабочей группы. В неё должны войти отнюдь не специалисты в различных отраслях науки и практики (хотя это и не исключено), но в первую очередь – жители муниципального образования, граждане самых различных профессий, сталкивающиеся с проблемами муниципалитета в своей повседневной жизни – в быту и на работе.

Предложения участников относительно состава показателей будут различными, следовательно, необходимо организовать работу группы таким образом, чтобы в ходе конструктивной дискуссии участники постепенно пришли к согласию. При этом нужно следить за тем, чтобы предлагаемые показатели отвечали описанным выше требованиям. Для грамотной организации работы экспертной рабочей группы, в её работе должен принимать участи опытный фасилитатор, который направлял бы дискуссию в правильное русло, следил за корректностью вносимых предложений и поощрял участников к активности. Ни одно предложение не должно быть отвергнуто с ходу, все предложения должны фиксироваться для того, чтобы потом можно было выбрать из этого массива всё ценное, заслуживающее внимание.

Для придания большего политического веса деятельности рабочей группы и её результатам возглавить рабочую группу должен ответственный представитель муниципальной администрации.

Хартмут Боссель считает, что «наука не может предложить объективного метода определения единственно верного перечня показателей сложной системы… Самое лучшее, что мы можем сделать, это смириться с неизбежной субъективностью и придать названным процессам максимально возможный системный, научный и всесторонний характер, то есть добиться их разносторонности, полноты и воспроизводимости». Современная наука располагает для этого необходимой методической базой.

Рекомендуемый Х. Босселем метод получил название «Сиэттлский процесс», поскольку был успешно апробирован в г. Сиэтле, штат Вашингтон, США. Процесс состоит из десяти этапов, последовательное описание которых приводится ниже.

Этап 1 – Формирование рабочей группы.

В качестве основного критерия отбора кандидатов на участие в рабочей группе следует принимать способность кандидата к совместной работе, уважительное отношение к чужому мнению. Член рабочей группы должен регулярно присутствовать на совещаниях и участвовать в работе группы от начала до самого конца, независимо от общего времени работы.

Этап 2 – Формулировка общей цели.

Группа должна сообща выработать чёткую формулировку цели своей работы, принимаемую всеми членами, и запротоколировать её в письменном виде, чтобы в ходе работы не отклоняться от достижения поставленной цели.

Этап 3 – Разработка системы ценностей и представлений.

Участники группы должны договориться об общих подходах и критериях выбора показателей, которые также должны быть письменно зафиксированы и служить методологической основой работы. Отдельные принципиальные различия должны быть зафиксированы и учитываться в дальнейшей работе, что будет служить гарантией разностороннего, непредвзятого похода.

Этап 4 – Обзор имеющихся данных.

Участники группы должны ориентироваться в существующей системе статистической отчётности, знать, какую информацию можно получить в муниципальной администрации и других организациях, работающих на территории муниципального образования, иметь доступ к научно-исследовательским, проектным и прочим материалам. Вся имеющаяся информация должна быть проанализирована с точки зрения возможности её использования при разработке системы устойчивого развития муниципального образования.

Этап 5 – Разработка проекта исходного перечня показателей.

При разработке системы показателей нужно исходить, прежде всего, из необходимости адекватной оценки устойчивости развития. Необходимо избежать соблазна выбрать показатели устойчивого развития из числа принятых в статистике показателей или других имеющихся данных. Если это необходимо – в систему могут включаться и такие показатели, данные по которым отсутствуют.

Этап 6 – Общественное обсуждение системы показателей.

Продукт деятельности рабочей группы – разработанная её система показателей устойчивого развития муниципального образования – должен быть вынесен на общественное обсуждение. Для этого целесообразно задействовать местные средства массовой информации. Предмет обсуждения – проект системы показателей устойчивого развития муниципального образования – необходимо представить в виде брошюры, содержащей не только сами показатели, но и сделанные в доступной форме комментарии, объясняющие гражданам смысл каждого показателя и критерии, на основании которых он был включён в систему показателей устойчивого развития.

Результатом обратной связи с населением станут предложения граждан, которые должны быть рассмотрены рабочей группой. Эти предложения могут быть выражены недостаточно чётко и грамотно, носит эмоциональный характер, поэтому будут нуждаться во внимательном изучении. Предложения граждан, содержащие новый взгляд на уже рассмотренные рабочей группой проблемы, или поднимающие какие-либо новые проблемы, которые остались вне поля зрения рабочей группы, должны быть формализованы таким образом, чтобы вылиться в форму дополнительных показателей, подлежащих включению в систему.

Этап 7 – Техническая экспертиза системы показателей.

Система показателей, откорректированная с учётом мнения общественности, подвергается оценке технических экспертов, то есть профессиональных специалистов в различных областях науки и практической деятельности. Их задача – внести в систему, по мере надобности, необходимые изменения, гарантирующие точность, полноту и измеримость разработанного набора показателей. В необходимых случаях эксперты могут более точно сформулировать наименование показателя (учитывая принятую систему планирования и отчётности), указать на источники необходимой информации.

Технические эксперты не вправе пересматривать сам перечень показателей и тем более – подвергать сомнению саму методологию отбора, одобренную рабочей группой в начале её деятельности.

Этап 8 – Изучение проблемы сбора требуемых данных по показателям.

Как уже отмечалось выше, при разработке системы показателей устойчивого развития следует опираться на достаточно обширный банк данных, включающий регулярную статистическую отчётность, данные отраслевых подразделений и служб муниципальной администрации, специализированных организаций и др. Однако потребуются и такие сведения, которые никто специально не собирает, либо их сбор осуществляется нерегулярно в ходе каких-либо разовых исследований, поэтому их динамика отсутствует. В этом случае перед муниципальной администрацией встанет вопрос о необходимости проведения специального исследования и организации соответствующего мониторинга.

Значения некоторых показателей, отсутствующих буквально в таком виде или разрезе, в котором это признано необходимым для системы показателей устойчивого развития, могут быть получены косвенным путём – выведены из других, имеющихся в наличии, показателей. Для этого тоже нужно проделать определённую работу.

И, наконец, необходима работа над анализом, интерпретацией имеющихся и полученных в ходе специальных исследований количественных данных.

Поэтому на данном этапе должен быть составлен план необходимых работ по сбору недостающих данных и обработке имеющихся. Скорее всего, такая работа может быть выполнена силами местных научно-исследовательских организаций или вузов. В случае категорического отсутствия финансовых или других возможностей для осуществления этой работы нужно искать разумный компромисс между требованиями целостности системы показателей и реальными возможностями. Возможна замена отдельных показателей близкими по смыслу.

Этап 9 – Публикация окончательно сформированной системы показателей в СМИ.

Выработанная система показателей должна быть доступной самому широкому кругу общественности и специалистам, которые могли бы использовать их для оценки ситуации в своей профессиональной сфере. Это может быть обеспечено через опубликование системы показателей в различных средствах массовой информации одновременно с проведением соответствующей рекламной компании.

Система показателей может быть не утверждена официально муниципальными властями, в таком случае она может служить ориентиром для общественных организаций, опираясь на которые они смогут контролировать действия муниципальной администрации и оценивать проводимую её политику.

Этап 10 – Регулярный пересмотр и обновление системы показателей.

Этап является перманентным. Развитие может считаться устойчивым, только если оно вовремя реагирует на постоянно происходящие внешние и внутренние изменения. А для этого необходимо периодически (раз в два года) пересматривать систему показателей и обновлять базу данных, а каждые пять лет – заново проводить техническую экспертизу. Каждые десять лет рекомендуется повторять весь процесс, начиная с 1 этапа, чтобы подвергнуть критическому анализу и, если нужно, откорректировать основополагающие ценности и соответственно – систему показателей.

Выводы.

Метод определения показателей устойчивого развития путём рассмотрения степени удовлетворения базовых ориентиров носит универсальный характер и может применяться как к отдельным предприятиям или фирмам, семьям, экосистемам, так и к более сложным территориальным образованиям – населённым пунктам, районам, областям, автономным республикам, округам. В любом случае устойчивое развитие рассматривается как система, состоящая из трёх агрегированных подсистем: социальной, экономической и экологической.

Данное пособие ориентировано на муниципальный уровень управления, поэтому для нас важен именно масштаб муниципального образования 1-го или 2-го уровня – поселения или района.

В этом масштабе можно выделить все подсистемы устойчивого развития, которые выделяются и в более высоких территориальных единицах:

1. Социальная подсистема:

· индивидуальное развитие (наличие культурных и образовательных учреждений);

· социальная структура (демографический, классовый, национальный и конфессиональный состав населения, распределение жителей по уровню доходов и пр.);

· политическое управление (участие граждан в управлении, активность и степень влияния общественных организаций).

2. Экономическая система:

· инфраструктура (обеспеченность жилым фондом, коммунальным обслуживанием, транспортом);

· экономика (производство, финансы, рыночные институты, предпринимательство).

3. Экологическая система:

· ресурсы и окружающая среда (природные ресурсы, водообеспеченность, загрязнённость воздушного и водного бассейнов, обращение с отходами, энергосбережение).

В отношении любой социально-территориальной общности на уровне муниципального образования всегда можно подобрать соответствующий перечень показателей, учитывающих конкретные местные особенности. Для этого нужно соотнести вопросы из приведенной выше таблицы 2.3.1, касающиеся оценки базовых ориентиров, с каждой из подсистем.

Подход Х. Босселя представляется наиболее глубоко продуманным и философски обоснованным, однако рекомендуемая им методология достаточно сложна и требует от разработчиков системы показателей развитых навыков системного мышления, поэтому подходит скорее для специалистов, нежели для рабочих групп, состоящих из представителей различных кругов населения.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...