Харьковский турбинный завод. «Турбоатом»: первый из большой распродажи


Пломбированный вагон - установившееся обозначение вагона и специального поезда, в котором Ленин с большой группой революционеров-эмигрантов в апреле 1917 года проехал через Германию , следуя из Швейцарии в Россию.

История пломбированного вагона - составная часть вопроса о германском финансировании большевиков и соответственно роли Германии в российской революции.

Идея поездки через Германию

Артур Циммерман, статс-секретарь по иностранным делам Германии

Февральская революция вдохновила немцев, оказавшихся в безвыходном положении в условиях затяжной войны; возникла реальная возможность выхода из войны России и после этого - решительной победы на Западе. Начальник штаба Восточного фронта генерал Макс Гоффман впоследствии вспоминал: «Разложение, внесенное в русскую армию революцией, мы естественно стремились усилить средствами пропаганды. В тылу кому-то, поддержавшему сношения с жившими в Швейцарии в ссылке русскими, пришла в голову мысль использовать некоторых из этих русских, чтобы еще скорее уничтожить дух русской армии и отравить ее ядом». По словам Гоффмана, через депутата Эрцбергера этот «кто-то» сделал соответственное предложение министерству иностранных дел; в результате появился знаменитый «пломбированный вагон», доставивший Ленина и других эмигрантов через Германию в Россию. Вскоре () в печати всплыло и имя инициатора: это был Парвус , действовавший через германского посла в Копенгагене Ульриха фон Брокдорф-Ранцау . По словам самого Ранцау, идея Парвуса нашла поддержку в МИДе у барона фон Мальцана и у депутата Эрцбергера, руководителя военной пропаганды; они убедили канцлера Бетман-Гольвега , который и предложил Ставке (то есть кайзеру , Гинденбургу и Людендорфу) осуществить «гениальный маневр» . Эти сведения нашли полное подтверждение с опубликованием документов германского МИДа. В книге Земана-Шарлау приводится обширный отчёт Брокдорфа-Ранцау о встрече с Парвусом, который поставил вопрос о необходимости приведения России в состояние анархии путем поддержки наиболее радикальных элементов. В меморандуме, составленном по итогам бесед с Парвусом, Брокдорф-Ранцау писал: «я считаю, что, с нашей точки зрения, предпочтительнее поддержать экстремистов, так как именно это быстрее всего приведет к определенным результатам. Со всей вероятностью, месяца через три можно рассчитывать на то, что дезинтеграция достигнет стадии, когда мы сможем сломить Россию военной силой». . В результате канцлер уполномочил германского посла в Берне фон Ромберга войти в контакт с русскими эмигрантами и предложить им проезд в Россию через Германию. Одновременно (3 апреля) МИД запросил у казначейства 3 миллиона марок на пропаганду в России, каковые и были выделены. .

Отказ Ленина Парвусу

Тем временем Парвус попытался действовать независимо от МИДа: получив согласие Генерального Штаба, он попросил Ганецкого известить Ленина, что поездка его и Зиновьева через Германию организована, но не говорить ему ясно из какого источника оказана помощь. В Цюрих был послан агент Георг Скларц для организации поездки, причем в первую очередь предполагалась переправка Ленина и Зиновьева . Однако с первой попытки дело сорвалось: Ленин боялся быть скомпрометированным. 24 марта Зиновьев по просьбе Ленина телеграфирует Ганецкому: «Письмо отправлено. Дядя (то есть Ленин) хочет знать более подробно. Официальный проезд только нескольких лиц - неприемлемо». Когда же Скларц, вдобавок к предложению переправки только Ленина и Зиновьева, предложил покрыть их расходы, Ленин прервал переговоры . 28 марта он телеграфировал Ганецкому: «Берлинское разрешение для меня неприемлемо. Или швейцарское правительство получит вагон до Копенгагена, или русское договорится об обмене всех эмигрантов на интернированных немцев», после чего просит его узнать возможность проезда через Англию . 30 марта Ленин пишет Ганецкому: «Пользоваться услугами людей, имеющих касательство к издателю „Колокола“ (то есть Парвусу) я, конечно, не могу» - и вновь предлагает план обмена эмигрантов на интернированных немцев (план этот принадлежал Мартову) . Однако С. П. Мельгунов полагает, что письмо, адресованное как раз человеку, имеющему непосредственное «касательство к издателю „Колокола“», было рассчитано на распространение в партийных кругах и обработку партийного общественного мнения, тогда как решение о возвращении через Германию было Лениным уже принято .

Организация поездки

Подписи Ленина и других эмигрантов под условиями проезда через Германию.

На следующий день он требует от Ганецкого денег на поездку: «Выделите две тысячи, лучше три тысячи крон для нашей поездки. Намереваемся выехать в среду (4 апреля) минимум 10 человек». Вскоре он пишет Инессе Арманд : «Денег на поездку у нас больше, чем я думал, человек на 10-12 хватит, ибо нам здорово (подчеркнуто в тексте) помогли товарищи в Стокгольме».

Немецкий левый социал-демократ Пауль Леви уверял, что именно он оказался посредствующим звеном между Лениным и посольством в Берне (и МИДом Германии), одинаково горячо стремившимися первый - попасть в Россию, вторые - переправить его туда; когда Леви связал Ленина с послом, Ленин сел составлять условия проезда - и они безоговорочно принимались.

Заинтересованность немцев была так велика, что кайзер лично распорядился дать Ленину копии официальных германских документов (как материал для пропаганды о «миролюбии» Германии), а Генеральный штаб был готов пропустить «пломбированный вагон» непосредственно через фронт, если Швеция откажется принять российских революционеров . Однако Швеция согласилась. Условия проезда были подписаны 4 апреля. Текст договора гласил:

Условия проезда русских эмигрантов через Германию
1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.
2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.
3.За вагоном признается право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.
4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.
5. Платтен берет на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.
6. По возможности, проезд должен быть совершен без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.
7. Разрешение на проезд дается на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.
8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.
9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.
Берн - Цюрих. 4 апреля (22марта. Н. М.) 1917 г.
(Подписал) Фриц Платтен
Cекретарь Швейцарской Социалистической Партии

Относительно пункта 7 профессор С. Г. Пушкарев полагает, что, поскольку большевики не входили в правительство и не имели большинства в Советах, а потому реально произвести обмен пленными не могли бы - пункт не имел никакого практического смысла и был включен Лениным исключительно для того, чтобы у стороннего читателя сложилось впечатление равноправного характера договора .

Поездка

Локомотив поезда, на котором Ленин прибыл в Петроград

Список пассажиров

Список пассажиров «пломбированного вагона» составленный В. Л. Бурцевым

Прибытие Ленина в Россию

Ленин прибыл в Петроград вечером 3 (16) апреля . 12 (25) апреля он телеграфирует Ганецкому и Радеку в Стокгольм просьбу о высылке денег: «Дорогие друзья! До сих пор ничего, ровно ничего: ни писем, ни пакетов, ни денег от Вас не получили». 10 дней спустя он уже пишет Ганецкому: «Деньги (две тыс.) от Козловского получены. Пакеты до сих пор не получены… С курьерами дело наладить нелегко, но все же примем все меры. Сейчас едет специальный человек для организации всего дела. Надеемся, ему удастся все наладить»

Сразу же по приезде в Росcию, 4 (17) апреля , Ленин выступил со знаменитыми «Апрельскими тезисами », направленными против Временного правительства и «революционного оборончества». В первом же тезисе война со стороны «Львова и Ко» характеризовалась как по-прежнему «грабительская, империалистическая»; содержались призывы «организации широкой пропаганды этого взгляда в действующей армии» и братаний. Далее содержалось требование перехода власти в руки советов с последующим «устранением армии, чиновничества, полиции». На следующий день после публикации «Тезисов» в «Правде», 21 апреля (н.ст.), один из руководителей немецкой разведки в Стокгольме телеграфировал в МИД в Берлин: «Приезд Ленина в Россию успешен. Он работает совершенно так, как мы этого хотели бы» . Впоследствии генерал Людендорф писал в своих мемуарах: «Посылая Ленина в Россию, наше правительство принимало на себя особую ответственность. С военной точки зрения это предприятие было оправдано, Россию нужно было повалить» .

Доводы противников версии «немецкого золота»

Ганецкий (крайний слева) и Радек (рядом с ним) с группой шведских социал-демократов. Стокгольм, май 1917

Со своей стороны противники версии «немецкого золота» указывают, что Парвус не был посредником в переговорах о проезде российских политэмигрантов через Германию, а от посредничества Карла Моора и Роберта Гримма, вполне обоснованно заподозрив в них германских агентов, эмигранты отказались, предоставив вести переговоры Фрицу Платтену . Когда же в Стокгольме Парвус попытался встретиться с Лениным, тот категорически отказался от этой встречи . Далее, по их мнению, никаких политических обязательств, эмигранты, проехавшие через Германию, на себя не брали, кроме одного - агитировать за пропуск в Германию из России интернированных немцев, равных по числу проехавших через Германию эмигрантов. И инициатива в этом обязательстве исходила от самих политэмигрантов, поскольку Ленин категорически отказывался ехать просто по разрешению берлинского правительства

Пломбированный вагон - установившееся обозначение трёх поездов, в которых, следуя из Швейцарии через Германию в Россию в апреле 1917 года проехала большая группа революционеров-эмигрантов. В просторечье под пломбированным вагоном подразумевается только тот, в котором перемещался Ленин (первый поезд).

Вообще-то сказок о пломбированном вагоне уже столько, что их вполне можно было бы издать отдельной книгой. Конечно, необходимо сказать о том, что пломбированным-то вагон был чисто символически: задняя дверь свободно открывалась. Так что это просто фигуральное выражение. Но это выражение прижилось, так что не будем отступать от традиции.

У истории с пломбированными вагонами есть ряд аспектов и главный из них – получил ли В.И.Ленин вместе с правом проезда по территории воюющей с Россией Германии еще и немецкое золото для ведения подрывной работы в России.

В «Истории Октябрьской революции», написанной Троцким, утверждается, что вопрос о немецком золоте, якобы полученном большевиками, принадлежит к числу тех мифов, которыми богаты истории всех революций - всегда «низвергнутый класс склонен искать причину всех своих бедствий… в иностранных агентах и эмиссарах». Сделав соответственный исторический экскурс, автор заключает об «Истории революции» Милюкова: «золотым немецким ключом либеральный историк открывает все загадки, о которые он расшибся, как политик»…. «Я не думал, - восклицает тот же Троцкий в своей автобиографии («Моя жизнь») - что мне придется возвращаться к этой теме. Но нашелся писатель, который поднял и поддержал старую клевету в 1928 году. Имя писателя Керенский, который через 11 лет говорил в «Современных Записках», что «измена Ленина, совершенная в момент высшего напряжения войны, является безупречно установленным, неоспоримым историческим фактом».

Едва ли кто усомнится в первостепенной важности выяснения вопроса о немецкой субсидии для истории подготовки октябрьского большевистского переворота 1917 года. «Если бы у Ленина - утверждает Керенский с несомненным преувеличением - не было бы опоры во всей материальной и технической мощи немецкого аппарата пропаганды и немецкого шпионажа, ему никогда не удалось бы разрушение России». «Утешительная историческая философия - старается съязвить Троцкий - согласно которой жизнь великой страны представляет собой игрушку в руках шпионской организации сыска». Да, закономерность исторических явлений очень относительна, и «его величество случай» при соприкосновении с конкретной действительностью может дать самый неожиданный социологический узор. К числу таких случайностей, конечно, надо отнести и наличие «золотого немецкого ключа». И как-то странно, что до сих пор никто не постарается по существу проанализировать имеющийся материал и проверить те данные, которые так или иначе могут ответить на вопрос: миф или действительность роль немецких денег в истории русской революции.

К сожалению, общие утверждения, которыми переполнены публицистические выступления политических противников большевиков, не исключая и настойчивых, шумных иногда, изобличений в течение ряда лет со стороны знаменитого Бурцева, до некоторой степени дают возможность более или менее безнаказанно разыгрывать в высоких тонах негодования рапсодии на темы о легендарном «золотом немецком ключе». Русское антибольшевистское общественное мнение до сих пор, например, стоит в недоумении перед загадкой: насколько подлинны сенсационные так называемые американские документы о немецко-большевистском альянсе, опубликованные в 1918 году. Единственный анализ этих документов в русской литературе - очень краткий и поверхностный (в примечании) - можно найти только в тексте Милюкова, причем историк не дает, в сущности, никакого критерия для суждения о подлинности документов и скорее своим авторитетом освящает даже безусловную фальсификацию. Но еще более удивительно то, что подделку в этих документах не постарались выявить сами большевики, казалось бы наиболее заинтересованные в изобличении противников.

Что же здесь правда, а что ложь? Как разобраться в этом человеку, не являющемуся профессиональным историком? Многие авторы, затрагивающие данную тему, отмечают, что серьезнейшая работа создателя научной школы историков русских революций и Гражданской войны профессора Г.Л.Соболева, и весьма немногие другие профессионально честные публикации на эту тему, теряются в море клеветнических поделок, издаваемых огромными тиражами, которыми уставлены полки книжных магазинов.

Февральская революция вдохновила немцев, оказавшихся в безвыходном положении в условиях затяжной войны. Возникла реальная возможность выхода из войны России и после этого - решительной победы на Западе. Связанные с этой идеей различные трактовки последующих событий нашли отражение и в немецких публикациях на эту тему.

Начальник штаба Восточного фронта генерал Макс Гоффман впоследствии вспоминал: «Разложение, внесенное в русскую армию революцией, мы естественно стремились усилить средствами пропаганды. В тылу кому-то, поддержавшему сношения с жившими в Швейцарии в ссылке русскими, пришла в голову мысль использовать некоторых из этих русских, чтобы еще скорее уничтожить дух русской армии и отравить ее ядом». По словам Гоффмана, через депутата Эрцбергера этот «кто-то» сделал соответственное предложение министерству иностранных дел; в результате появился знаменитый «пломбированный вагон», доставивший Ленина и других эмигрантов через Германию в Россию. Вскоре (1921 год) в печати всплыло и имя инициатора: это был Александр Парвус, действовавший через германского посла в Копенгагене Ульриха фон Брокдорф-Ранцау.

Пройдем мимо февральского переворота. История февральских дней не приоткроет крышки таинственного ларца с немецким золотом. Правда, русский посол в Швеции Неклюдов рассказал в своих воспоминаниях о знаменательной беседе, которую он имел в середине января 1917 года в Стокгольме с болгарским посланником в Берлине Ризовым, пытавшимся нащупать у него почву для заключения сепаратного мира.

Встретив холодный прием, Ризов предостерегающе предупредил своего собеседника: «через месяц или, самое позднее через полтора, произойдут события, после которых уверен, что с русской стороны будут более склонны к разговорам». «Предсказание русской революции» - так озаглавлен этот отрывок воспоминаний Неклюдова. Таких предсказаний было немало накануне февральских событий - слишком очевидно было, что Россия каким - то роком влеклась к катастрофе.

Трудно сказать, намекал ли Ризов на какой-нибудь определенный план извне или передавал только широко распространенную в России молву, отчасти связанную с туманными разговорами о дворцовом перевороте, который должен был произойти «перед Пасхой» - так, по крайней мере, записал почти в те же дни в своем дневнике петербургский посол Англии, оговорив, что сведения он получил из «серьезных источников» (Мельгунов С.П. «Немецкий ключ большевиков». Нью-Йорк, 1989, с. 92).

С.П.Мельгунов отмечает, что можно не сомневаться, что немецкая агентура должна была ловить рыбу в мутной воде, провоцировать всякого рода беспорядки и разжигать народные страсти в момент начавшейся смуты. И, конечно, не без основания. Алексеев в телеграмме 28 февраля писал, что «быть может, немцы проявили «довольно деятельное участие в подготовке мятежа».

Подобная догадка, однако, чрезвычайно далека от того, чтобы признать февральскую революцию продуктом немецкого творчества, как склонны к тому некоторые из современников-мемуаристов. «Внутреннее» убеждение Гучкова, Родзянко и многих других, что из Германии к нам в заготовленном виде завезены были даже документы образца довольно знаменитого «приказа № I», не принадлежит к числу серьезных исторических аргументов, заслуживающих рассмотрения по существу.

По словам самого Ранцау, идея Парвуса нашла поддержку в МИДе у барона фон Мальцана и у депутата Эрцбергера, руководителя военной пропаганды; они убедили канцлера Бетман-Гольвега, который и предложил Ставке (то есть кайзеру, Гинденбургу и Людендорфу) осуществить «гениальный маневр» (там же, с.89).

Эти сведения нашли подтверждение с опубликованием документов германского МИДа. В книге Земана-Шарлау приводится обширный отчёт Брокдорфа-Ранцау о встрече с Парвусом, который поставил вопрос о необходимости приведения России в состояние анархии путем поддержки наиболее радикальных элементов.

В меморандуме, составленном по итогам бесед с Парвусом, Брокдорф-Ранцау писал: "я считаю, что, с нашей точки зрения, предпочтительнее поддержать экстремистов, так как именно это быстрее всего приведет к определенным результатам. Со всей вероятностью, месяца через три можно рассчитывать на то, что дезинтеграция достигнет стадии, когда мы сможем сломить Россию военной силой» (Соболев Г.Л. Тайна «немецкого золота». СПб.). В результате канцлер уполномочил германского посла в Берне фон Ромберга войти в контакт с русскими эмигрантами и предложить им проезд в Россию через Германию".

Забегая вперед, также отметим, что через четыре года после большевистского переворота, знаменитый немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн опубликовал в берлинской газете «Форвертс», центральном органе германской социал-демократии, большую статью, в который утверждал, что он может с документами в руках доказать, что после падения царского режима в России Ленин получил от правительства Вильгельма II огромную сумму денег на ведение большевистской пропаганды в русской армии и на организацию большевистского восстания.

«Известно, -- писал Бернштейн, -- и лишь недавно это вновь было подтверждено генералом Гофманом (бывшим тогда главнокомандующим германской армии на Восточном фронте и ведшим в 1918 году переговоры о мире с большевиками в Брест-Литовске), что это правительство кайзера, по требованию немецкого генерального штаба, разрешило Ленину и его товарищам проезд через Германию в Россию в запломбированных салон-вагонах с тем, чтобы они могли в России вести свою агитацию. Могут быть различные мнения насчет того, допустимо ли для социалистов принимать такие услуги из таких источников».
Парвус (псевдоним А.Л.Гельфанда, бывшего немецкого социал-демократа, за неблаговидные финансовые поступки отстраненного от работы в германской социал-демократической партии) действительно был агентом германского Генерального Штаба еще до первой мировой войны (с 1911 г.), когда он работал в Турции.

Ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ А.И.Колганов отмечает, что Парвус действительно, действуя сначала через германского посла в Константинополе, а затем через сотрудника имперской канцелярии Рицлера, посланного для встречи с ним в Берлине, представил в марте 1915 года документ под заглавием «Подготовка массовой политической забастовки в России» (обычно называемый «Меморандум д-ра Гельфанда»). В этом документе Парвус предлагал подорвать Россию изнутри, опираясь на национал-сепаратистские и радикальные социалистические организации, в том числе социал-демократов (большевиков), занявших антивоенные позиции. Парвус действительно имел коммерческие связи с некоторыми российскими социал-демократами, работавшими в представительстве его торговой фирмы в Дании (в частности, с Я.С.Ганецким). Ганецкий, действительно, имел контакты с Лениным... А вот дальше факты заканчиваются, и начинаются чистые домыслы (Колганов. А.И. Миф о «немецком золоте»,- СПб. М., 2002, с.5).

Тем временем Парвус попытался действовать независимо от МИДа: получив согласие Генерального Штаба, он попросил Я.Ганецкого известить Ленина, что поездка его и Зиновьева через Германию организована, но не говорить ему ясно из какого источника оказана помощь. В Цюрих был послан агент Георг Скларц для организации поездки, причем в первую очередь предполагалась переправка Ленина и Зиновьева. Однако с первой попытки дело сорвалось: Ленин боялся быть скомпрометированным. 24 марта Зиновьев по просьбе Ленина телеграфирует Ганецкому: «Письмо отправлено. Дядя (то есть Ленин) хочет знать более подробно. Официальный проезд только нескольких лиц - неприемлемо». Когда же Скларц, вдобавок к предложению переправки только Ленина и Зиновьева, предложил покрыть их расходы, Ленин прервал переговоры (Шуб Д. «Ленин и Вильгельм II. Новое о германо-большевистском заговоре», «Новый журнал», Кн. 57. Нью-Йорк. 1959, с.189).

28 марта Ленин телеграфировал Ганецкому: «Берлинское разрешение для меня неприемлемо. Или швейцарское правительство получит вагон до Копенгагена, или русское договорится об обмене всех эмигрантов на интернированных немцев», после чего просит его узнать возможность проезда через Англию. 30 марта Ленин пишет Ганецкому: «Пользоваться услугами людей, имеющих касательство к издателю „Колокола“ (то есть Парвусу) я, конечно, не могу» - и вновь предлагает план обмена эмигрантов на интернированных немцев (план этот принадлежал Мартову).

И еще одно весьма существенное обстоятельство, которое отмечает в своей работе А.И.Колганов, - Ленин в открытой печати прямо объявил Парвуса немецким агентом, действующим в интересах германского генерального штаба. От участия во всякого рода «мирных конференциях», за которыми маячила тень германского правительства, большевики категорически отказывались. И, наконец, внутри самой Германии большевики поддерживали группу «Спартак» во главе с Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург, которые выступали за поражение своего правительства (как и большевики - своего). Не правда ли, странное поведение для «германских агентов», «направляемых» Парвусом?

31 марта Ленин от имени партии телеграфирует швейцарскому социал-демократу Роберту Гримму, первоначально выступавшему посредником в переговорах между большевиками и немцами (затем эту роль стал играть Фридрих Платтен) решение «безоговорочно принять» предложение о проезде через Германию и «тотчас же организовать эту поездку».

На следующий день он требует от Ганецкого денег на поездку: «Выделите две тысячи, лучше три тысячи крон для нашей поездки. Намереваемся выехать в среду (4 апреля) минимум 10 человек». Вскоре он пишет Инессе Арманд: «Денег на поездку у нас больше, чем я думал, человек на 10-12 хватит, ибо нам здорово (подчеркнуто в тексте) помогли товарищи в Стокгольме».

Немецкий левый социал-демократ Пауль Леви уверял, что именно он оказался посредствующим звеном между Лениным и посольством в Берне (и МИДом Германии), одинаково горячо стремившимися первый - попасть в Россию, вторые - переправить его туда; когда Леви связал Ленина с послом, Ленин сел составлять условия проезда - и они безоговорочно принимались.

Заинтересованность немцев была так велика, что кайзер лично распорядился дать Ленину копии официальных германских документов (как материал для пропаганды о «миролюбии» Германии), а Генеральный штаб был готов пропустить «пломбированный вагон» непосредственно через фронт, если Швеция откажется принять российских революционеров.

1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.
2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.
3. За вагоном признается право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.
4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.
5. Платтен берет на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.
6. По возможности, проезд должен быть совершен без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.
7. Разрешение на проезд дается на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.
8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.
9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.

Берн -- Цюрих. 4 апреля (22марта. Н. М.) 1917 г.
(Подписал) Фриц Платен, Секретарь Швейцарской Социалистической Партии.

Относительно пункта 7 профессор С.Г.Пушкарев полагает, что, поскольку большевики не входили в правительство и не имели большинства в Советах, а потому реально произвести обмен пленными не могли бы - пункт не имел никакого практического смысла и был включен Лениным исключительно для того, чтобы у стороннего читателя сложилось впечатление равноправного характера договора.

В 15 часов 10 минут 9 апреля, 32 российских эмигранта выехали из Цюриха до пограничной германской станции Готтмадинген. Там они пересели в запломбированный вагон, сопровождавшийся двумя офицерами германского Генерального Штаба - капитаном фон Планец и лейтенантом фон Бурингом, который бегло говорил по-русски, купе которых находилось у единственной незапломбированной двери (из четырех дверей вагона пломбы были на трех).

Между тем, многие участники поездки (например, Карл Радек), отрицали факт пломбирования вагонов и утверждали, что имело место лишь обещание не покидать вагонов. Этот вагон по возможности безостановочно проследовал через Германию до станции Засниц, где эмигранты пересели на пароход «Королева Виктория» и переправились в Швецию. В Мальмё их встретил Ганецкий, в сопровождении которого Ленин 13 апреля прибыл в Стокгольм. В пути Ленин старался воздерживаться от всяких компрометирующих контактов; в Стокгольме он категорически отказался от встречи с Парвусом, потребовав засвидетельствовать это трех лиц, включая Карла Радека.

Повидимому, первый опубликованный список пассажиров «пломбированного вагона», приехавших с Лениным, был составлен Бурцевым, который, кстати, уточнил, что это только один поезд, за ним последовали еще два с сотнями пассажиров. (Бурцев Владимир Львович (1862-1942) русский публицист и издатель, дворянин Уфимской губернии, заслуживший за свои разоблачения секретных сотрудников Департамента полиции («провокаторов царской охранки») прозвище «Шерлока Холмса русской революции»).

Другой список пассажиров «пломбированного вагона» был составлен шведской полицией и приведен в книге Ханса Бьёркегрена «Скандинавский транзит». В основном он совпадает со списком Бурцева, но имеются незначительные различия. Некоторые авторы отмечают, что список № 2, опубликованный в русском переводе книги Э. Саттона "Уолл-стрит и большевицкая революция" ("Русская идея", 1998) в несколько раз больше. Многие из них станут членами партийного руководства, советского правительства, карательных органов, послами, видными литераторами и т.п.

Некоторые из них по сей день покоятся у Кремлевской стены; их имена, как и многих других (Эренбурга, Усиевича и др.) все еще украшают улицы русских городов, есть и станция метро "Войковская". Некоторые фамилии (их потомков) вновь замелькали с 1990-х годов в среде предпринимательской, культурной, журналистской и прочей демократической общественности (Абрамович, Вайнберг, Лернер, Маневич, Миллер, Окуджава, Рейн, Шейнис, Шмулевич, Шустер и др.).

Ленин прибыл в Петроград вечером 3 (16) апреля. Сразу же по приезде в Россию, 4 (17) апреля, Ленин выступил со знаменитыми «Апрельскими тезисами», направленными против Временного правительства и «революционного оборончества». В первом же тезисе война со стороны «Львова и Ко» характеризовалась как по-прежнему «грабительская, империалистическая»; содержались призывы «организации широкой пропаганды этого взгляда в действующей армии» и братаний. Далее содержалось требование перехода власти в руки Советов…». На следующий день после публикации «Тезисов» в «Правде», 21 апреля (н.ст.), один из руководителей немецкой разведки в Стокгольме телеграфировал в МИД в Берлин: «Приезд Ленина в Россию успешен. Он работает совершенно так, как мы этого хотели бы».

Впоследствии генерал Людендорф писал в своих мемуарах: «Посылая Ленина в Россию, наше правительство принимало на себя особую ответственность. С военной точки зрения это предприятие было оправдано, Россию нужно было повалить».

Противники версии «немецкого золота» указывают, что Парвус не был посредником в переговорах о проезде российских политэмигрантов через Германию, а от посредничества Карла Моора и Роберта Гримма, вполне обоснованно заподозрив в них германских агентов, эмигранты отказались, предоставив вести переговоры Фрицу Платтену.

Когда же в Стокгольме Парвус попытался встретиться с Лениным, тот категорически отказался от этой встречи. Далее, по их мнению, никаких политических обязательств, эмигранты, проехавшие через Германию, на себя не брали, кроме одного - агитировать за пропуск в Германию из России интернированных немцев, равных по числу проехавших через Германию эмигрантов. И инициатива в этом обязательстве исходила от самих политэмигрантов, поскольку Ленин категорически отказывался ехать просто по разрешению берлинского правительства.

Кроме того, сторонники версии «немецкого золота» тенденциозно нарушают хронологию событий, на что указывает, в частности Г.Л.Соболев: забывают упомянуть о том, что идея проезда через Германию принадлежала не Парвусу, а никак не связанному с ним Ю.О.Мартову, была высказана на собрании эмигрантов в Берне в то время, когда Парвус ещё не задумывался над тем, какие проблемы с получением виз в странах Антанты могут возникнуть у противников войны.
Забывают упомянуть и о том, что эмигранты с самого начала стремились действовать открыто и легально - через Комитет по возвращению русских эмигрантов на родину (этот Комитет вообще в их писаниях не упоминается).

Другой довод - традиционное замалчивание того факта, что пломбированный вагон, в котором вернулась в Россию группа эмигрантов во главе с Лениным, не был единственным. В мае 1917 года тем же путем проследовала значительная группа меньшевиков-интернационалистов, эсеров и нефракционных социал-демократов во главе с Ю.О.Мартовым, П.Б.Аксельродом и А. В.Луначарским (в то время еще не большевиком).

Отказавшись поначалу ехать через Германию без официального разрешения Петроградского совета, застрявшие в Швейцарии эмигранты, в итоге выбрали именно этот путь - за отсутствием иного, как утверждали они в своих телеграммах Петроградскому совету. В переписке эмигрантов фигурирует «черный список наиболее опасных пацифистов», для которых проезд через страны Антанты был закрыт. В нем значились не только соредакторы большевистского «Социал-демократа», Ленин и Зиновьев, но и все бывшие сотрудники газеты «Наше слово» во главе с Троцким и Мартовым.

Первым «звонком» стал арест в Великобритании умеренного интернационалиста, лидера эсеров В.М.Чернова, - собственно, его арест и побудил Ленина принять предложение Платтена. По требованию Временного правительства, на которое давил Петроградский совет, Чернов был скоро освобожден; но за этим последовал арест Л.Д.Троцкого английскими властями в Канаде, и ждать его освобождения из английского концлагеря пришлось намного дольше (Суханов Н.Н., «Записки о революции», Т. 2, кн. 3-4. М. : 1991, с. 18).

Не добившись официального разрешения Петроградского совета и ощутив себя «нежелательными эмигрантами», меньшевики и эсеры проехали через Германию без разрешения. И если сам факт проезда призван доказать связь большевиков с германским Генштабом, то придется признать, что с ним были также связаны и меньшевики, и эсеры.

Замалчивается сторонниками антибольшевистской версии и тот факт, что на обвинения в связях с германским Генштабом в годы Первой мировой войны в России вообще не скупились и никаких доказательств этого у них не требовали.
«Шпиономания» началась с первыми поражениями русской армии, и до 1917 года обвинения в измене и тайных сношениях с Германией предъявлялись членам императорской семьи и военным министрам; в 1917 году сторонники лозунга «война до победного конца» предъявляли подобные обвинения практически всем противникам войны (бывшим таковыми с самого 1914 года). В частности, Н.Н.Суханов, который всю войну провел в России, свидетельствует: «Кроме большевиков, все сколько-нибудь заметные интернационалисты прямо или косвенно обвинялись в услужении немцам или в сношениях с германскими властями. Я лично стал излюбленной мишенью „Речи“ и назывался ею не иначе как с эпитетом: „любезный немецкому сердцу“ или „столь высоко ценимый немцами“. Чуть ли не ежедневно я стал получать письма из столицы, провинции и армии; в одних были увещания или издевательства, в других - вопросы: „Говори, сколько взял? “

Жертвой таких обвинений в июле 1917 года стал, например, Виктор Чернов, хотя в Россию он возвращался из Франции, соответственно, через союзную Англию. Когда же возмущенное руководство партии эсеров предъявило Временному правительству ультиматум, все обвинения тотчас оказались «недоразумением». В шпионаже в пользу Германии был обвинен и Л.Д.Троцкий, причем единственным аргументом обвинения оказался его проезд через Германию, -- хотя ни для кого не было секретом, что Троцкий в Россию возвращался из США и через Германию проехать не мог при всем желании (в итоге Керенскому пришлось отстранить от дела оскандалившегося прокурора).

Наконец, противники этой версии обвиняют своих оппонентов в некритическом и откровенно одностороннем подборе источников; в частности, сомнения вызывает и подлинность документов, которыми оперируют сторонники версии «немецкого золота», поскольку многие из них уже давно признаны фальшивками (Колганов. А.И. Миф о «немецком золоте»,- СПб. М., 2002, с.12). Что же касается знаменитых документов МИДа Германии, то, охотно ссылаясь на них, сторонники версии «немецкого финансирования» весьма неохотно их цитируют, поскольку никаких прямых доказательств финансирования большевиков в них нет.

Проезд революционеров по железной дороге через Германию наиболее известен, так как этим путём следовал Ленин. Однако большинство политических эмигрантов приехало в Россию после Февральской революции не через вражескую Германию, а через союзную Англию, откуда они отправлялись в Россию в Архангельск, Мурманск или через Скандинавию морским путём. Из-за опасности от немецких подводных лодок, пассажирские пароходы следовали под охраной военных кораблей британского флота и все перевозки контролировались британским адмиралтейством, министерством иностранных дел и полицией.

Большую помощь приезду революционеров в Россию оказывало само Временное правительство. По его приказу российским посольствам были выделены крупные денежные фонды для оплаты проезда и других нужд эмигрантов. Однако великодушие правительства распространялось лишь на сторонников «войны до победного конца»; по поводу противников войны Н.Н.Суханов пишет: «С начала революции прошло уже больше двух месяцев, но путь в Россию „нежелательным эмигрантам“ был всё ещё закрыт. Наша революционная власть до сих пор не умела и не хотела добиться свободного пропуска русских интернационалистов через союзные страны».

Наивным февралистским обещаниям "бурного развития России после сбрасывания оков царизма" не было суждено осуществиться. В том числе и из-за внутренних русских особенностей.

Развитие событий между Февралем и Октябрем показало, что демократическое правительство было нежизнеспособно. Лишившись легитимной верховной власти, русская армия разлагалась, крестьяне разбегались по домам делить землю, ширилась анархия ("если нет Царя - всё позволено") и уже к октябрю "власть лежала на улице". Большевики подхватили ее без особых усилий и жертв.

В августе 1917 года, то есть еще при Временном правительстве, банкиры Уолл-стрита из собственного кармана (а не в счёт немецкого кредита) выдали большевикам первый миллион долларов и послали в Россию группу своих представителей, которая была замаскирована под "гуманитарную миссию Красного Креста".

Их планы и действия в первые годы советской власти имеют немалую аналогию с нынешними действиями тех же иностранных сил в России, начиная с эпохи "перестройки".

Сергей ВЯЗЕМСКИЙ | 13.07.2018

Грядущей осенью на Украине должна начаться т. н. большая приватизация крупных объектов госсобственности по новым правилам, прописанным в новом законе «О приватизации». Главной особенностью этих правил является пристальный контроль иностранных советников за всем этим процессом. Уж они-то знают, кого допустить к лакомым кускам госсобственности, а кому дать от ворот поворот.

Кабмин Украины в мае утвердил список приватизационных объектов. Одним из главных объектов, выставленных на продажу, является харьковский «Турбоатом». Предприятие, которое последние годы активно задействовано в атомных антироссийских проектах на Украине. В целом же половина из 26 объектов, выставленных на продажу, – предприятия топливно-энергетического комплекса страны.

В фонде госимущества (ФГИ) даже подсчитали : приватизация крупных предприятий пополнит государственный бюджет на 21,3 миллиарда гривен. Однако деньги эти – всего лишь разовая помощь для скудного бюджета. Самое же главное в начинающемся приватизационном процессе – это первая реальная возможность перехода под непосредственный контроль кураторов киевского режима тех объектов госсобственности, которые будут работать исключительно в антироссийских энергетических проектах, невзирая на интересы трудовых коллективов и даже перспектив развития самих предприятий.

Как раз на примере харьковского «Турбоатома» можно увидеть, что начинает происходить со стабильно работающим предприятием из-за тесной «дружбы» с американскими хозяевами нынешней Украины.

Однако с приходом нынешней власти, поставившей своей главной задачей максимальный разрыв экономических связей и сворачивание взаимовыгодных российско-украинских проектов в производстве, показатели завода стали ухудшаться. Так, если чистая прибыль «Турбоатома» в 2015 г. составляла $68,6 млн., то в 2016-м она составила $39 млн. А по итогам 2017 г. она едва достигла показателя $27,3 млн.

Зато завод активно задействован в энергетических войнах с Россией. Насколько предприятие имеет значение в этом направлении, говорит хотя бы тот факт, что «Турбоатом» занимает четвертое место по поставке турбин для АЭС среди турбостроительных фирм мира, обеспечивая 10% потребностей мирового рынка в турбинах для атомных электростанций. При этом основным покупателем продукции завода является Российская Федерация и страны ЕАЭС.

Интересно при этом, что главными конкурентами «Турбоатома» являются немецкий Siemens, французский Alstom и канадский Bombardier Inc. Именно эти и им подобные западные компании могут занять нишу харьковского завода, а деятельность самого предприятия после приватизации сосредоточить исключительно на антироссийских проектах, значительно сократив объемы работ и персонал.

Помимо сотрудничества с Westinghouse в рамках антироссийского атомного проекта, завод сейчас активно перенаправляют на внутренний рынок. Дело в том, что в советские времена турбинные заводы делали турбины разной номенклатуры, поэтому даже теоретически не могли быть конкурентами. Сейчас же «Турбоатом» пытается предложить свои технические решения на внутреннем рынке, вытеснив оттуда российских производителей.

Речь идет в первую очередь о Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ). На сегодня предприятие изготовило 10 турбин мощностью 225 МВт для модернизации и замены турбоагрегатов 200 МВт производства ЛМЗ на ТЭС Украины. В 2015 году предприятие смогло освоить производство рабочих лопаток пятой ступени длиной 1200 мм из титанового сплава для роторов 5 турбин-миллионников АЭС Украины. Эти лопатки уже работают на Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Хотя раньше туда их поставлял российский ЛМЗ. Также в прошлом году «Турбоатом» смог вытеснить российского производителя при коренной модернизации энергоблоков №6 и №7 Славянской ТЭС.

Задействован «Турбоатом» и в достройке двух энергоблоков (№3 и №4) Хмельницкой АЭС, где предусматривается установка заводской турбины, а генератора – от харьковского «Электротяжмаша». Раньше достройкой этих энергоблоков должен был заниматься «Росатом». Но в 2015 г. Рада денонсировала соглашение с РФ о достройке Хмельницкой АЭС. Теперь же в парламенте заявляют , что единственным вариантом, обеспечивающим достройку в наиболее короткие сроки этих энергоблоков, является применение реакторной установки (РУ) ВВЭР-1000 (водо-водяной энергетический реактор) производства компании Skoda JS (Чехия).

Помимо «Турбоатома» в антироссийском атомном проекте активно задействован харьковский ННЦ «ХФТИ» (всемирно-известный в советские времена харьковский «физтех») и вышеупомянутый «Электротяжмаш», который также в этом году должен пойти с молотка.

Харьковские ученые непосредственно задействованы в проекте по замене российского ядерного топлива на топливо Westinghouse. Здесь ещё в 1999 году был создан Центр проектирования активных зон с целью научного сопровождения внедрения ядерного топлива Westinghouse на украинских АЭС. Также американцы профинансировали проект создания подкритической ядерной установки «Источник нейтронов», направленный как раз на усовершенствование утилизации радиоактивных отходов. В феврале эту установку наконец-то презентовали в Харькове. Как заявили тогда в ХФТИ: это стало возможным благодаря партнерству с Аргонской и Окриджской национальными лабораториями США.

С «Электротяжмашем» аналогичная история, как и с «Турбоатомом». Завод сильно связан с Россией, за счет чего государственное предприятие стабильно приносит в казну деньги: в 2016 г. завод заплатил в бюджет государства 116 млн. грн. налогов и отчислений, а в 2017-м – 125 млн. грн. Продукцией «Электротяжмаша» укомплектовано 73% мощностей ТЭС Украины. Но завод, помимо РФ и стран СНГ, начал активно работать на азиатском направлении, из-за чего потенциально может стать конкурентом американским фирмам. Так, по словам и. о. директора завода Д. Костюка, на азиатских рынках очень плотно работают компании США. Можно быть уверенным: большая приватизация под присмотром иностранных советников решит для янки эту проблему!

Кстати, в 2015 г. директор «Электротяжмаша» В. Глушаков был уволен с поста, как только стало известно, что завод благодаря налаженным обходным схемам продолжил активно работать с Россией. Увольнения добился тогдашний министр экономразвития по квоте американцев А. Абромавичюс. Однако обходная схема продолжает работать и сейчас. В условиях выживания харьковчане отказываются закрывать предприятие в угоду американским интересам.

Как выяснилось , завод через британские офшорные компании Industrial Field Limited и Pitfield Traders Ltd с 1 сентября 2015 по 31 января 2017 года поставил в Россию продукции более чем на 1,55 млрд. грн., или более 75% от всего своего объема. При этом только за 2017 г. «Электротяжмаш» отгрузил таким способом товаров на сумму почти $37,5 млн. (около 1 млрд. грн.), что составило почти 90% всех экспортных операций госпредприятия.

Чтобы разрушить такие схемы, заокеанские кураторы и требуют проведения «честной и прозрачной» приватизации, результатом которой будет сокращение производства, рост безработицы и нищеты.

Характерно, что продадут эти остатки советской промышленности за цену, далеко разнящуюся с реальной себестоимостью. Тот же «Турбоатом» в ФГИ со старта оценивают в $ 277,3 млн., а «Электротяжмаш» почти в два раза меньше. Насколько эти цифры справедливы, говорит такой факт. В 2012 г. российские «Силовые машины» купили 5% акций «Турбоатома» за $20 млн. То есть завод тогда оценили в $400 млн. Сейчас благодаря «прозрачной» приватизации он стоит на порядок ниже!

→ Украина Украина , Харьков
Московский проспект , 199

Акционерное общество "Турбоатом" , в советское время Харьковский турбогенераторный завод , Харьковский турбинный завод - предприятие, специализирующееся на выпуске паровых турбин для тепловых электростанций (ТЭС) , атомных электростанций (АЭС) и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) ; гидравлических турбин для гидроэлектростанций (ГЭС) и гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) ; газовых турбин и парогазовых установок (ПГУ) для ТЭС и другого энергетического оборудования.

Входит в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины .

Общие сведения о предприятии [ | ]

  • Площадь земельного участка: 50,5 га
  • Численность работающих: 3700 человек

История [ | ]

Харьковский турбинный завод (ныне АО "Турбоатом") стал одним из крупнейших в мире турбостроительных предприятий, которое осуществляет полный цикл производства: проектирование, изготовление, поставка, наладка, фирменное обслуживание турбинного оборудования для всех типов электростанций.

1934-1991 [ | ]

Харьковский турбинный завод (ХТГЗ) был построен в 1929-1934 гг., за три с половиной года и 21 января 1934 года был введён в эксплуатацию .

В 1935 году с заводского стенда сошла первая стационарная паровая турбина мощностью 50 МВт, а 26 июля 1938 года была изготовлена первая паровая турбина мощностью 100 МВт и генератор к ней .

В связи с приближением линии фронта осенью 1941 года завод был эвакуирован в г. Свердловск и уже в декабре 1942 года приступил к производству турбоагрегатов, запасных частей к паровым турбинам, а также продукции для фронта .

После освобождения Харькова 23 августа 1943 года началось восстановление практически полностью разрушенного завода , в 1944 году заводом была изготовлена первая паровая турбина мощностью 50 МВт для Зуевской ГРЭС , выполнялись заказы по ремонту турбин для электростанций промышленных центров Донбасса , Харькова , Киева .

Восстановление цехов было в основном завершено к середине 1946 года .

Профиль завода окончательно сложился в 1950-е годы. Завод начал специализироваться на производстве мощных паровых и газовых турбин .

В 1953 году была проведена работа по техническому перевооружению производства паровых турбин, в результате в 1953-1954 завод освоил производство гидравлических турбин для гидравлических электростанций , а производство генераторов было передано специализированным заводам.

За сравнительно короткие сроки (1955-1958 гг.) были спроектированы и изготовлены паровые турбины мощностью 100 и 150 МВт, а в 1960-1965 гг. - паровые турбины с повышенными параметрами пара, мощностью 300 и 350 МВт для Приднестровской , Криворожской , Запорожской , Ладыжинской , Троицкой , Рефтинской , Трипольской , Назаровской и других ГРЭС.

В 1965 году на заводе была изготовлена первая в СССР одновальная паровая турбина мощностью 500 МВт , на тот момент - самая мощная из выпущенных в мире .

В 1967 году началось создание мощных паровых турбин для атомных электростанций - важной составляющей энергетики страны. Завод становится головным предприятием по проектированию и изготовлению турбин для атомных электростанций.

В 1969 году завод освоил производство паровых турбин для электростанций мощностью 220 МВт , которые и сейчас успешно эксплуатируются на Украине , в России , Германии , Болгарии , Венгрии , Финляндии .

1986 год, отладка нового оборудования на заводе

В начале 1970-х годов было налажено производство турбин для АЭС мощностью 500 МВт , что обеспечило резкое снижение капитальных затрат на сооружение электростанций. Турбинами такого типа укомплектована Ленинградская АЭС , а также Курская , Смоленская АЭС .

В 1977 году завод был преобразован в производственное объединение атомного турбостроения "Харьковский турбинный завод им. С. М. Кирова" (с 1982 года получившее название ПО "Турбоатом") . В состав ПО "Турбоатом" помимо завода ХТГЗ вошли харьковский завод "Турбодеталь", конструкторское бюро "Турбоатом" и конструкторское бюро "Гидротурбомаш" . К 1978 году выпущенные заводом турбины были установлены на более чем 100 электростанций СССР, а также на электростанциях во многих других странах мира .

В 1980-е годы предприятие проводит дальнейшее наращивание и техническое перевооружение производства - введены в эксплуатацию новые корпуса, уникальное оборудование.

5 марта 1982 в эксплуатацию был введён крупный производственный комплекс, позволивший перейти от индивидуального производства паровых турбин АЭС мощностью 1 млн киловатт к их серийному производству , к 1985 году было освоено производство паровых турбин мощностью 1 млн кВт для Запорожской , Балаковской , Ростовской АЭС .

К 1986 году свыше 40 % мощностей ГЭС СССР было укомплектовано турбинами производства ХТГЗ; кроме того, турбины производства ХТГЗ устанавливались на зарубежные электростанции .

В 1987 году на заводе были увеличены мощности по производству паровых турбин .

После 1991 [ | ]

В 1999-2002 годах изготовлены и поставлены 4 радиально-осевых гидротурбины мощностью 280 МВт каждая. Изготовлены и поставлены 4 гидрозатвора диаметром 4 м на напор свыше 500 м. Создан уникальный шаровой затвор, по своим параметрам не имеющий аналогов в мировой практике.

В 2003 году "Турбоатом" осуществил поставку паровых турбин для АЭС "Кайга" и "Раджастан" (Индия), гидравлических турбин для реконструкции ГЭС Днепровского каскада (Украина), Камской ГЭС (Россия) и других объектов энергетики разных стран.

В 2005-2007 гг. были поставлены 2 модернизированные турбины К-325-23,5 для (Казахстан) и подписан контракт на дальнейшую поставку турбин для ТЭС "Аксу".

В 2006 году завершено производство диаметром 7,3 м, максимальной мощностью 390 МВт для Днестровской ГАЭС .

В 2007 году продолжалась реализация проекта реконструкции ГЭС Днепровского каскада, выполнялась модернизация паровых турбин К-500 для электростанций России. В конце 2007 года было начато изготовление конденсатора паровой турбины К‑1000‑65/1500 для Южно-Украинской АЭС . .

10 декабря 2010 года была разрешена приватизация стратегических предприятий Украины , после чего 15 % акций ОАО "Турбоатом" купила кипрская компания "" .

В конце 2012 года "Турбоатом" ввёл в эксплуатацию новую производства словенской фирмы "Rico " (печь была установлена в кузнечном цехе № 63 завода) .

В 2013 году "Турбоатом" занял 4-е место в рейтинге ведущих предприятий высокотехнологического машиностроения Украины по уровню управленческих инноваций.

2013 год "Турбоатом" завершил с чистой прибылью 584 млн гривен .

2014 год "Турбоатом" завершил с чистой прибылью 637,4 млн гривен .

В феврале 2016 года было объявлено о намерении использовать производственные мощности ОАО "Турбоатом" в производстве бронетранспортёров БТР-4 .

Номенклатура продукции [ | ]

Рынки сбыта [ | ]

Турбины производства АО "Турбоатом" успешно работают на электростанциях более чем 45 стран Европы, Азии, Америки и Африки. Более 260 паровых турбин суммарной мощностью свыше 60 млн кВт изготовлены для тепловых электростанций, из них 55 турбин для 16 ТЭС дальнего зарубежья. Для 24 АЭС изготовлено 169 турбин суммарной мощностью более 60 млн кВт, из них 40 турбин для 7 АЭС дальнего зарубежья. "Турбоатом" поставил 13 % турбин для АЭС от суммарных объемов поставок на мировом рынке турбин АЭС и занимает по этому показателю 4-е место среди турбостроительных фирм мира.

Общие сведения о предприятии

  • Адрес: Московский проспект , 199, г. Харьков , 61037, Украина
  • Дата основания: 21 января год
  • Площадь земельного участка: 50,5 га
  • Численность работающих: 5000 человек

История предприятия

За 70-летнюю историю Харьковский турбинный завод (ныне ОАО «Турбоатом») стал одним из крупнейших в мире турбостроительных предприятий, которое осуществляет полный цикл производства: проектирование, изготовление, поставка, наладка, фирменное обслуживание турбинного оборудования для всех типов электростанций.

-

За три с половиной года был построен Харьковский турбинный завод (ХТГЗ) и 21 января года введен в эксплуатацию. Это красная дата в летописи завода, от нее начался отсчет славных побед харьковских турбостроителей. Уже в году с заводского стенда сошла первая паровая турбина мощностью 50 МВт, а через три года (26 июля года) была изготовлена паровая турбина мощностью 100 МВт и генератор к ней. На тот момент это были самые мощные турбины. До начала Великой Отечественной войны харьковчане изготовили и поставили стране турбины, мощность которых вдвое превышала мощность всех электростанций дореволюционной России.

Военные годы

-

Профиль Харьковского турбинного завода окончательно сложился в 50-е годы. Завод начал специализироваться на производстве мощных паровых и газовых турбин . год стал новым этапом в дальнейшем развитии завода. Проводится работа по техническому перевооружению производства паровых турбин и создается новая отрасль - гидротурбостроение, а производство генераторов передается специализированным заводам. За сравнительно короткие сроки (1955-1958 гг.) были спроектированы и изготовлены паровые турбины мощностью 100 и 150 тыс. кВт, а в 1960-1965 гг. - паровые турбины с повышенными параметрами пара, мощностью 300 и 350 тыс. кВт для Приднестровской, Криворожской, Запорожской, Ладыжинской, Троицкой , Рефтинской , Трипольской, Назаровской и других ГРЭС. Освоено серийное производство гидравлических турбин. В году положено начало созданию мощных паровых турбин для атомных электростанций - важной составляющей энергетики страны. Завод становится головным предприятием по проектированию и изготовлению турбин для атомных электростанций. С года изготавливаются турбины для АЭС мощностью 220 тыс. кВт, которые и сейчас успешно эксплуатируются на Украине , в России , Германии , Болгарии , Венгрии , Финляндии .

-

В начале семидесятых годов было налажено производство турбин для АЭС мощностью 500 тыс. кВт, что обеспечило резкое снижение капитальных затрат на сооружение электростанций. Турбинами такого типа укомплектована самая крупная в мире Ленинградская АЭС , а также Курская , Смоленская АЭС . В 80-е годы предприятие проводит дальнейшее наращивание и техническое перевооружение производства - введены в эксплуатацию новые корпуса, уникальное оборудование. В 1982-1985 годах освоено производство паровых турбин мощностью один миллион киловатт для Запорожской , Балаковской , Ростовской АЭС .

Современный этап

В 1999-2002 годах изготовлены и поставлены 4 радиально-осевых гидротурбины мощностью 280 МВт каждая. Изготовлены и поставлены 4 гидрозатвора диаметром 4 м на напор свыше 500 м. Создан уникальный шаровой затвор, по своим параметрам не имеющий аналогов в мировой практике. В 2003 году ОАО «Турбоатом» осуществляло поставку паровых турбин для АЭС «Кайга» и «Раджастан» (Индия), гидравлических турбин для реконструкции ГЭС Днепровского каскада (Украина), Камской ГЭС (Россия) и других объектов энергетики разных стран. В период с 2005 по 2007 год поставлены 2 модернизированные турбины К-325-23,5 для ТЭС «Аксу» (Казахстан). Подписан контракт на дальнейшую поставку турбин для ТЭС «Аксу». В 2006 году завершено производство радиально-осевой гидромашины диаметром 7,3 м, максимальной мощностью 390 МВт для Днестровской ГАЭС . В 2007 году продолжается реализация проекта реконструкции ГЭС Днепровского каскада. В конце 2007 года начато изготовление конденсатора паровой турбины К‑1000‑65/1500 для Южно-Украинской АЭС. В 2007 году продолжается модернизация паровых турбин К-500 для электростанций России.

Номенклатура продукции

  • Паровые турбины конденсационные и теплофикационные для ТЭС, ТЭЦ мощностью от 1 МВт до 550 МВт;
  • Паровые турбины для АЭС мощностью от 200 МВт до 1100 МВт;
  • Газовые турбины энергетические автономные и для ПГУ мощностью 45 МВт и 115 МВт;
  • Гидравлические турбины разнообразных типов мощностью от 5 МВт до 615 МВт для ГЭС и обратимые гидромашины мощностью от 40 МВт до 400 МВт для ГАЭС;
  • Гидравлические затворы дисковые и шаровые;
  • Гидравлические турбины для микро-ГЭС, мини-ГЭС и малых ГЭС мощностью от 5 кВт до 25 МВт;
  • Теплообменное оборудование (конденсаторы турбин, подогреватели низкого давления, подогреватели сетевой воды);
  • Вспомогательное оборудование машинного зала, регенеративные газо- и воздухонагреватели, эжекторы , маслоохладители, тягодутьевые машины, дымососы , эксгаустеры , мельницы шаровые и др.

Рынки сбыта

Турбины производства ОАО «Турбоатом» успешно работают на электростанциях более чем 45 стран Европы, Азии, Америки и Африки. Более 260 паровых турбин суммарной мощностью свыше 60 млн кВт изготовлены для тепловых электростанций, из них 55 турбин для 16 ТЭС дальнего зарубежья. Для 24 АЭС изготовлено 169 турбин суммарной мощностью более 60 млн кВт, из них 40 турбин для 7 АЭС дальнего зарубежья. «Турбоатом» поставил 13 % турбин для АЭС от суммарных объемов поставок на мировом рынке турбин АЭС и занимает по этому показателю 4-е место среди турбостроительных фирм мира.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...