Характеристика элементов налогообложения. Элементы налогообложения


Налог считается установленным лишь в том случае, если определены обязательные элементы налогообложения, которые всегда указываются в законодательном акте при установлении налоговых обязательств.

Согласно статье 17 НК РФ к обязательным элементам налогообложения относятся:

· налогоплательщик (субъект);

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Субъект налогов или налогоплательщик – это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице, т.о., носитель налога – юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из своего дохода, при этом носитель уплачивает налог субъекту налога, а не государству.

Юридическое лицо организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей.

Физическое лицо – гражданин, участвующий в экономической деятельности и выступающий в качестве полноправного ее субъекта. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами, организациями, вступать в отношения с юридическими лицами.

Лицо, на которое в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению в соответствующий бюджет налога или сбора, является налоговым агентом .

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя (представительство по закону) или уполномоченного представителя (представительство по доверенности).

В рамках налогового права принято выделять два типа налогоплательщиков в зависимости от характера связи с государством: резиденты и нерезиденты государства.

Резидентом признается физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Постоянно зарегистрированным или постоянно проживающим является лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 календарных дней. На резидентов возложена полная налоговая обязанность.

Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве и налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве, соответственно нерезиденты обладают ограниченной налоговой обязанностью.



Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия. Когда временного критерия недостаточно, для определения места налогообложения лица используются дополнительные признаки: место расположения привычного местожительства, центр жизненных интересов, гражданство, а также по договоренности налоговых органов. Налоговый статус юридического лица определяется по тесту инкорпорации, юридического адреса, места центрального управления компанией и др., а также их комбинации.

Объект налогообложения – это юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. В этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки по купле–продаже товаров, работ и услуг, различные формы накопленного богатства или имущества. Объектом налогообложения может являться также иное экономическое основание, имеющее количественную или физическую характеристику. Объекты налогообложения можно подразделить на следующие виды:

o права имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом) и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности);

o действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз и вывоз товаров на территорию страны);

o результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль).

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли. В частности, балансовая прибыль для целей налогообложения должна быть увеличена на сумму сверхнормативных расходов на представительские цели, служебные командировки и т. д.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения (ст. 53 Кодекса). Примерами налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода с объемно-стоимостными показателями – объем реализованных услуг, а с физическими показателями – объем добытого сырья.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Налоговая база в ряде случаев является частью предмета налогообложения (например, налогооблагаемая прибыль), в других случаях не входит в состав предмета налогообложения (например, при сборе за использование местной символики наличие соответствующих слов и графических символов выступает в качестве объекта налога, а базой является полученная налогоплательщиком выручка от реализации).

Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога, и сроки внесения налога в бюджетный (ежеквартально, 1 раз в месяц, один раз в год).

Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

Налоговый период является существенным элементом налогообложения и занимает особое место по двум причинам. С одной стороны, период определяет промежуток времени, в котором у налогоплательщика возникает объект налогообложения. Эта информация необходима для исчисления размера налога. С другой стороны, с истечением налогового периода связывается срок уплаты налога.

Необходимость этого элемента также объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственна повторяемость, протяженность во времени. Вопрос о налоговом периоде также связан с проблемой однократности налогообложения.

Согласно ст. 55 НК РФ «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате». Это понятие налогового периода несколько одностороннее, поскольку сведено лишь к сроку определения налоговой базы и исчислению подлежащей уплате суммы налога. Однако помимо этого налоговый период является:

а) базой для определения по временному фактору налогового резидентства;

б) основой для определения круга соответствующих обязанностей налогоплательщика;

в) необходимым элементом в отношениях по налоговому контролю и в отношениях по привлечению к ответственности.

Следует различать понятия «налоговый период», определяемый законодательством о налогах и сборах, и «отчетный период» – период, который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность согласно бухгалтерским предписаниям. Отчетный период – промежуток времени, определяемый нормативными документами по бухгалтерскому учету, который включает происходившие на его протяжении или относящиеся к нему факты хозяйственной деятельности, отражаемые экономическим субъектом в бухгалтерских регистрах и отчетности.

Иногда налоговый и отчетный периоды могут совпадать (при расчете налога на добычу полезных ископаемых), иногда отчетность представляется несколько раз за налоговый период. Так, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налоговым периодом может признаваться год, а отчетным периодом – первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

В рамках одного налогового периода обложение налоговой базы может происходить по кумулятивной или некумулятивной системе, т. е. соответственно нарастающим итогом с начала периода или по частям.

Ставка налога (норма налогового обложения)– размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах, твердые (специфическими) или процентные (адвалорными).

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе была действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части. Первая часть (шедула), (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12%, вторая часть (от 50 до 150 тыс. руб.) – по ставке 20% и третья часть – (более 150 тыс. руб.) – по ставке 30%.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по введенному с 2001 г. единому социальному налогу.

Налоговые ставки по большинству федеральных налогов в нашей стране установлены второй частью Налогового кодекса РФ, а по отдельным налогам – пока еще соответствующими федеральными законами. Ставки региональных и местных налогов устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в соответствующем федеральном законе по каждому виду налогов.

В зависимости от степени изменяемости ставок налога
различают
:

· общие ставки (например, НДС взимается по ставке 18%);

· повышенные ставки (например, кроме общей ставки при уплате налога на доходы физических лиц 13% имеются две другие – 30 и 35%);

· пониженные ставки. Так, при упомянутой общей ставке НДС предусмотрены пониженная – 10% и нулевая ставка.

· В зависимости от содержания различают ставки:

· маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;

· фактические, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

· экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Порядок исчисления налогов и сборов предусматривает собой способы и последовательность расчета налога, а также порядка исчисления налогооблагаемой базы.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 Кодекса). В частности, юридические лица рассчитывают налог на прибыль организаций, НДС и акцизы.

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли налогового агента. Например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган. Так, для физических лиц налоговая инспекция определяет сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.

Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы представлены в ст. 54 НК. Согласно положениям этой статьи исчисляют налоговую базу по-разному:

· налогоплательщики-организации – по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета и/или на основе иных, документально подтвержденных данных об объектах;

· индивидуальные предприниматели – по данным учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

· физические лица как налогоплательщики – на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов и их сочетания. Так, при расчете НДС используется некумулятивная система, а налога на доходы физических лиц – кумулятивная система.

Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

Порядок уплаты налога – это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Бюджет – основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

· направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

· средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

· механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

· особенности контроля за уплатой налога.

В ст. 58 НК РФ приведен порядок уплаты налогов и сборов, в соответствии с которой уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Существуют пять основных способов уплаты налога :

· уплата налога по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Данный способ недостаточно эффективен, поскольку он создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций трудоемка и занимает много времени;

· уплата налога у источника дохода – момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

· кадастровый способ уплаты налога – налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней условной доходности имущества. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока – к 15 сентября и 15 октября. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. Кадастровый способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности – неустойчивой и неэластичной;

· уплата налога в момент расходования доходов – характерно для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, так как дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет. Однако он имеет ряд недостатков в части развития производства и стимулирования деловой активности;

· уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарно датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 Кодекса). Поэтому в зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные и периодично-календарные . К срочным платежам относится, например уплата государственной пошлины. Периодично-календарные налоги делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. К ним, в частности, относятся: акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на доходы физических лиц.

Со срочностью налоговых платежей связано понятие
«недоимка» – сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

При применении российского законодательства следует иметь в виду:

· срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах. Никакими другими нормативными правовыми актами сроки уплаты налогов устанавливаться не могут;

· обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика накладываются штрафные санкции. Так, в соответствии с п. 2 ст. 57 Кодекса «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени»;

· изменение срока уплаты налога не отменяет действующей и не создает новой обязанности по уплате налога.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, являются: Министерство финансов России, финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования, Государственный таможенный комитет, органы внебюджетных фондов.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки (см. «Налоговые льготы»), налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

К элементам налога, которые не являются обязательными, но которые могут быть определены законодательным актом, относятся факультативные элементы налога:

· порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;

· налоговые льготы;

· ответственность за налоговые правонарушения;

· формы отчетности и др.

Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога. В НК РФ данный порядок регламентируется ст.78 и 79 части второй, в соответствии с которыми регламентируется порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов и порядок возврата сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и в которых указано, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 Кодекса). Однако в практике существует такое определение какналоговый иммунитет –освобождение лиц, занимающих особо привилегированное положение, от обязанности платить налоги.

Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа (в этом случае кредит налогоплательщику предоставляется как бы бесплатно или на льготных условиях). При этом налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

· изъятия – это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков, необлагаемый минимум.

· скидки – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика). Скидки бывают общими (ими пользуются все плательщики) и специальными (для отдельных категорий субъектов); стандартными и нестандартными;

· налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными, и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), отсрочка или рассрочка налога, возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога – перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога – деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 Кодекса. Предоставление отсрочек или рассрочек имеет платный характер. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование – налоговая амнистия . Дополнительные виды льгот применительно к российскому законодательству о налогах и сборах – это налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит

Налоговый кредит есть замена налога (части налога) натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты. Эта льгота связана с деятельностью налогоплательщика в какой–либо поощряемой области или зависит от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов).

Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит – такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита оговорены в ст. 67 НК РФ. Выделены три основания для предоставления организациям такого вида кредита:

1) проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства;

2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

3) выполнение особо важного заказа по социально–экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Российским законодательством в соответствии со ст. 68 НК РФ предусмотрены различные основания по прекращению действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Экономическая сущность налогов. Функции налогов и принципы налогообложения.

Налог – это принудительный характер изъятия в пользу государства определенной части финансовых средств организаций и физ. лиц.

Более точное определение налога дает НК РФ ч. 1:

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги устанавливают только органы законодательной власти: гос. дума, думы субъектов РФ, совет города/поселения.

Черты налога:

Обязательность,

Безвозмездность

Отчуждение принадлежащей налогоплательщику части имущества в денежной форме в пользу государства,

Финансовое обеспечение деятельности государства.

Функции налога как фин. категории:

1) фискальная – аккумуляция средств в бюджет,

2) регулирующая – государство решает задачи налоговой политики:

3 составляющих регулирующей функции:

- стимулирующая (льготы и освобождения),

- дестимулирующая (ограничение вида деят-ти, установление иного режима налогообложения, повышенные ставки),



- воспроизводственная – аккумулирование средств, связанных с восстановлением используемых природных ресурсов.

3) контрольная – количественно оцениваются налоговые поступления и сопоставляются с потребностями государства, она позволяет оценивать эффективность того или иного налогового канала и внести соответствующие изменения в налоговое законодательство;

Принципы налогообложения.

Принципы налогообложения – это основные понятия, методы построения налогообложения (первые принципы положены А. Смитом).

Разделены на 3 группы:

1) экономические :

Удобства,

Простоты,

Учета интересов налогоплательщиков,

2) юридические (правовые):

Равное налоговое бремя,

Установление налогов законами (только законодательные органы власти в праве устанавливать налоги – фед, рег госдумы и представительные органы местного самоуправления),

Верховенство налогового закона над неналоговым.

3) организационные – основа построения налоговой системы:

Единство налоговой системы,

Множественность налогов,

Ограниченный перечень налогов

и другие.

Элементы налога и их характеристика.

Ст. 17 ч. 1 НК РФ налог считается установленным, когда определены плательщики и элементы налога.

1. Субъект налога – налогоплательщиком и плательщиком сбора признаются юридические и физические лица, на которые в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Различают два понятия: налоговый резидент и налоговый нерезидент. Резидент – физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, а нерезидент – менее 183 дней в календарном году.

2. Объект налога – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

3. Налоговая база – стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения – количественное выражение объекта и основа для исчисления сумм налога, т.е. применительно к ней применяется ставка.

Определяется 2 методами:

1. Метод начисления (по отгрузке) – доходы признаются в том периоде, в кот они имели место независимо от фактического поступления денежных средств. Расходы признаются независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты за них. – НДС, налог на прибыль.

2. Кассовый метод (по оплате) – УСН, с/х налог, частично налог на прибыль (если сумма выручки за предыдущих год не превышает 4 млн). Дата получения дохода – день поступления средств на счетах в банках или в кассу; расходы – затраты после их фактической оплаты.

4. Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и определяется налоговое обязательство. Это календарный год или иной период времени.

5. Налоговая ставка – размер налога на единицу измерения обложения. В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые – определяются в абсолютной сумме и долевые ставки – выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных, которые подразделяются на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные. Пропорциональные – ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения (налог на имущество физических лиц взимается в размере 0,1% от стоимости). Прогрессивные – ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом действует шкала ставок. (например, подоходный налог с физических лиц). Регрессивные – понижаются по мере роста объекта налога (например, ЕС). Есть еще равные, повышенные (30, 35 по НДФЛ), пониженные (0, 10 по НДС) ставки.

6. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством.

3 вида льгот: налоговое освобождение, налоговый вычет, налоговый кредит (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит).

7. Порядок и способы исчисления – налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и льгот.

Обязанность по исчислению налога может быть возложена и на:

Налогового агента – например, НДФЛ

Налоговые органы – в части начисления налога физическим лицам

8. Порядок и способы уплаты – способы внесения налога в бюджет: направление платежа, средство уплаты (в рублях), механизм платежа (наличный и безналичный). – уплата по декларации, - уплата у источника выплаты, - кадастровый способ – когда налог взимается на основе предполагаемой средней доходности имущества.

Дата публикации 07.01.2013 15:58

Элементы налога представляют собой совокупность принципов, терминов и правил, регламентируемую нормами законодательных актов. Сам налог является платежом, взимаемым уполномоченными государством органами в бюджет и внебюджетные фонды для улучшения благосостояния населения и содержания аппарата управления.

Полноценное установление налога осуществляется только после определения основных его элементов и категорий лиц, обязующихся к уплате. Не стоит забывать и об установлении отдельной группы юридических и физических лиц, которые могут рассчитывать на скидки или льготы.

Элементы налога и их характеристика:

База (тот фундамент, на основании которого исчисляется сумма налога).

Ставка (размер процента, начисляемый на выбранную базу).

Период (время, в течение которого действует установленная ставка и база налогообложения).

Объект (то, с чего уплачивается налог).

Субъект (тот, кто обязан его выплатить).

Срок (период, за который необходимо произвести выплату).

Под объектом следует понимать определенное имущество или товар, конкретный размер дохода или прибыли и иной предмет стоимостного или материально-вещественного содержания. Действующее законодательство предусматривает целый перечень объектов, который подвергается налогообложению. В нашей стране таким документом выступает НК РФ, или Налоговый кодекс Российской Федерации.

Такие элементы налога, как ставка, позволяют плательщику самостоятельно учитывать величину, требуемую к уплате, опираясь на получаемый доход или имеющееся имущество. Проще говоря, это установленная государством доля или процент от прибыли. Ставки могут быть нескольких видов:

Пропорциональные;

Твердые;

Регрессивные;

Прогрессивные.

Первые предполагают одинаковое налогообложение без предварительного разделения по объему дохода. Твердые процентные ставки налога подразумевают определенный размер процента на единицу измерения товара, к примеру, на одну тонну газа. Прогрессивная ставка оберегает незащищенные слои населения, так как повышается с ростом прибыли. То есть чем больший доход получает налогоплательщик, тем большую его часть приходится отдать в пользу государства. Противоположный эффект дает регрессивная процентная ставка налога, так как повышение дохода приводит к понижению ставки. Таким образом, государство стимулирует рост производительности и эффективности некоторых отраслей промышленности.

Но это еще не все элементы налога, прописанные в законодательных нормах. Налоговый кодекс содержит основные схемы и принципы формирования базы и является инструментом регулирования соответственно уполномоченных служб на федеральном и местном уровнях. Фундаментом для установления базы в данном отчетном периоде являются сведения бухгалтерской отчетности каждого налогоплательщика. Если же в ходе проверки юридического лица нашлись некоторые искажения или даже ошибки, то необходимо произвести пересчет налоговых отчислений и обратиться с исправленными документами в налоговую службу, если платеж уже был произведен. Если согласно пересчету данных выявлен излишек платежа, то он может по желанию налогоплательщика либо пойти в счет следующего периода, либо (что встречается реже) перейти на счет в банке.

Элементы налога включают и период, то есть срок, в течение которого действует установленная база и ставка налога. Как правило, в качестве периода избирается календарный год. Когда предприятие регистрируется как юридическое лицо, а значит, и в качестве налогоплательщика, налоговый период рассчитывается с момента регистрации и до конца года.

Вышеприведенные компоненты представляют собой элементы юридического состава налога. В общем виде все они направлены на регулирование процесса и системы уплаты налоговых платежей. А если говорить о стратегических целях, то важнейшей считается поддержание и улучшение благосостояния граждан и страны в целом.

2.1. Объект налогообложения и налоговая база

2.2. Налоговая ставка

2.3. Налоговый период. Порядок исчисления и уплаты налога.

Глава 3. Меры, направленные на совершенствование налогового законодательства и налоговых отношений

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Данная тема актуальна тем, что для того, чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога. Элементы налога прописаны в Налоговом Кодексе РФ, в статье 17. Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование. А также тем, что к элементам налогообложения, помимо объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, сроков и порядка уплаты налога, порядка исчисления налога, относится налоговая ставка. А в настоящее время является дискуссионным вопрос о снижении ставок по налогу на добавленную стоимость. В данной курсовой работе мною охарактеризованы все элементы налогообложения и рассмотрены меры по совершенствованию налогового законодательства и налоговых отношений.


Глава 1. Общая характеристика элементов налогообложения

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом, законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая объекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким объектам, ставки налогов по каждому объекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п.

Пункт 6 ст. 3 НК содержит требование к актам законодательства о налогах и сборах, подобного которому ранее не было в российском законодательстве - требование определенности этих актов. Оно обращено непосредственно к законодателю и обязывает его формулировать налоговые акты таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить. Эта норма будет иметь большое значение при рассмотрении споров, связанных с возложением ответственности за совершение налоговых правонарушений и обжалованием действий налоговых органов и их должностных лиц. Возложение ответственности за налоговое правонарушение недопустимо, если налоговый акт не отвечает требованию определенности. Суд вправе и обязан оценивать определенность налогового акта при рассмотрении споров, связанных с налоговыми правонарушениями. Сочтя акт налогового законодательства неопределенным или недостаточно определенным, суд обязан истолковывать в пользу налогоплательщика все неустранимые сомнения, связанные с неопределенностью акта или противоречиями в нем.

Критерием определенности налогового акта является способность плательщика соответствующего налога, исходя из содержания акта, точно установить следующие обстоятельства:

а) вид подлежащего уплате налога;

б) размер налога;

в) срок и порядок уплаты налога.

Требования к налоговому акту в аспекте его определенности должны дифференцироваться в зависимости от вида субъекта, выступающего в качестве налогоплательщика. Наибольшую способность самостоятельно разобраться в содержании налогового акта, следует предполагать, у налогоплательщика - организации, меньший уровень такой способности у налогоплательщика - гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью, и, наконец, наименьшая способность в этом отношении у обычного гражданина - налогоплательщика.

Хотя в ст. 3 НК РФ требование определенности предъявляется только к актам законодательства о налогах и сборах, оно, несомненно, в равной мере относится и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах.

В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

Рассмотрим, к чему приводит неполное установление и определение элементов закона о налоге.

С одной стороны, это приводит к законной возможности уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении них не был определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали.

С другой стороны, неполное установление и определение элементов приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения закона о налоге.


Глава 2. Элементы налогообложения

2.1 Объект налогообложения и налоговая база

Объе́кт нало́гообложе́ния – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться:

1. операции по реализации товаров (работ, услуг),

2. имущество,

3. прибыль,

5. стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

6. объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Имущество, товар, работа, услуга, реализация товаров (работ, услуг).

1. Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

2. Товаром для целей НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

3. Работой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

4. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

5. Реализацией

· товаров

организацией или индивидуальным предпринимателем в НК РФ признаётся соответственно

· передача права собственности на товары одним лицом для другого лица

· передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица

· оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной основе, а в случаях, предусмотренных НК РФ, – и на безвозмездной основе.

В частности, передачей (оказанием) на возмездной основе и, соответственно, реализацией признаётся обмен товарами, работами или услугами.

Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ.

Не признаётся реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации её правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путём конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ;

9) иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

Доход, дивиденд, проценты.

1. Доходом в НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" и главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

В соответствии с этими главами осуществляется также разграничение доходов, полученных от источников в Российской Федерации, и доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации.

Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

2. Дивидендом в НК РФ признаётся любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

Не признаются дивидендами:

1) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;

2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;

3) выплаты некоммерческой организации на осуществление её основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведённые хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

3. Процентами в НК РФ признаётся любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса и с учетом положений статьи 38. Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученная организацией прибыль, при этом понятие "прибыль" различно для разных категорий налогоплательщиков.

Объект налогообложения в зависимости от статуса организации

Российские организации полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Иные иностранные организации доход, полученный от источников в Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ.

Именно объект налогообложения служит основой для разделения налогов на различные виды.

Налоговая база.

Согласно статье 53. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается Налоговым Кодексом

Согласно статье 54 Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.

2.2 Налоговая ставка

Каждый налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В общем случае сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы и устанавливается НК РФ в отношении каждого федерального налога.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, при обложении имущества, прибыли юридических лиц, ряда товаров..).

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Например, по Налогу на доходы физических лиц согласно статье 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

Стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;

Процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 Налогового Кодекса;

Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового Кодекса.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.


Перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации. 3. Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи. 4. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (...

На основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации. Элементы налога на прибыль Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое...


Направлением поощрения инвестиционной актив­ности в обществе является смещение акцента с обложения дохо­дов предприятий на доходы физических лиц как в сфере прямого, так и косвенного налогообложения. Для России и других стран с переходной экономикой такое определение одной из главных целей налоговой политики не согласуется с традиционными подходами. В социалистических странах незначительное число...


183 дкей в календарном году)32, так и не имеющих его. Получение дохода является основным признаком плательщика этого налога и основанием распространения на физическое лицо действия Закона РФ от 07.12.91 г. Объекю налогообложения – совокупный доход, полученный физическим лицом в календарном году от всех видов деятельности, из разных источников, как в денежной, так и в натурапьной форме. Доходы в...

Ответ: Элементы налогообложения являются важной составляющей налогового законодательства любого государства. В разных странах структура и число действующих налогов являются особо специфичными и могут отличаться от существующих в других государствах. Несмотря на все эти обстоятельства, совокупность элементов налога имеет универсальный характер для любого вида налога, то есть внутренняя структура любого налога состоит из определенного набора элементов.

Элементами налога являются:

субъект налога;

объект налога;

ставка налога;

налоговые льготы;

способы и порядок уплаты налога;

налоговый период.

Субъект налога - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить сумму налога в размере, порядке и сроках, предусмотренных его налоговым обязательством.

Субъектами налога в Республике Казахстан являются юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, а также нерезиденты.

При определении субъекта налога используют два различных принципа: принцип территориального закона или принцип личного закона.

В соответствии с принципом личного закона к уплате налогов привлекаются лишь национальные юридические лица, а также подданные государства. Иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории страны налогообложения, а также иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в этой стране, к уплате налогов не привлекаются, т.е. пользуются так называемым «налоговым иммунитетом».

В нашей стране применяется принцип территориального закона, по которому определяющим для налогообложения выступают не столько свойства лица, сколько объект налога - к его уплате привлекаются все лица, независимо от своей государственной

принадлежности, имеющие объект, облагаемый налогом в соответствии с законодательством страны налогообложения.

Объект налога - предмет, действие или явление (доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, товарно-материальные ценности), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

Объекты налогообложения можно разделить на следующие

деятельность и ее результаты.

Права, в свою очередь, делятся на имущественные (транспорт, земля) и неимущественные.

Деятельность и ее результаты, соответственно, можно разделить на две части: 1) действия (государственная регистрация залога); 2) результаты (доход).

Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения. Умножение ставки налога на количество единиц налогообложения определит сумму налогового платежа, которая именуется «налоговым окладом».

Налоговые ставки делятся на следующие виды:

равные ставки - для каждого налогоплательщика

устанавливается равная сумма налога (госпошлины);

твердые ставки - на каждую единицу налогообложения

устанавливается зафиксированный размер налога (земельный

процентные ставки.

В зависимости от степени изменяемости различают следующие

виды процентных ставок:

пропорциональные - устанавливаются в виде единого процента независимо от размера объекта налога (корпоративный подоходный налог);

прогрессивные - в виде шкалы, по которой процент изъятия растет по мере роста дохода и имущества (налог на сверхприбыль недропользователей, налог на имущество физических лиц);

регрессивные - снижаются по мере увеличения объекта обложения (социальный налог).

Налоговые льготы- используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа.

Налоговые льготы подразделяют на три вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты. >

Изъятия - это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных объектов налогообложения (налогообложение по КПН организаций образования).

>> Скидки - это льготы, направленные на сокращение налогооблагаемой базы. Скидки могут быть общими и специальными. >

Налоговые кредиты - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада (корректировка по земельному налогу для оздоровительных детских учреждений (коэфф.0,1).

Способы уплаты налога подразделяются: >

декларационный, предусматривающий подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, налоговых льготах и порядке исчисления окладаналога; >

у источника образования объекта, предполагающий исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемый бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает доход; >

кадастровый, предполагающий использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые используются при исчислении соответствующего налога.

Налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства, налоговым периодом является календарный год, по акцизу - календарный ме.сяц и т.д.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...