Государство всеобщего благосостояния. Государства «всеобщего благосостояния


После завершения второй мировой войны многие страны Европы нуждались в послевоенном восстановлении экономики, переводе ее на рельсы мирного времени, активизации социальной политики. Правящими кругами демократических стран учитывался опыт революционных событий в России в 1917 г., установления тоталитарных диктатур в Италии и Германии. Этот опыт наглядно показал, что недооценка значения социальной стабильности, особенно в кризисные периоды, ведет к краху политической системы. Даже в тех случаях, когда степень социальной защищенности трудящихся была высокой, но формы и методы проведения социальной политики отставали от запросов трудящихся, происходили кризисы. Неслучайно такая функция государства, как обеспечение социальной безопасности, стала играть возрастающую роль в развитых странах.

Формирование социально ориентированной рыночной экономики. Опыт XX века, особенно его первой половины, наглядно показал и правительствам, и деловым кругам важность устойчивости социальной опоры любых преобразований. В процессе модернизации, реконструкции, неизбежно нарушающих равновесие в обществе, его восстановление на новой основе должно идти параллельно с реформами или даже опережать их. Основная проблема связана с социальной ценой реформ и ее справедливым распределением.

В Швеции еще в 1930-е гг. сложилась модель экономической демократии, предполагающая отсутствие бедности. Основными чертами шведской модели социализма принято считать сочетание высокоразвитой, высокоэффективной экономики с высоким уровнем потребления, занятости, самой совершенной в мире системой социального обеспечения. Основой этой модели выступает смешанная экономика, сочетание частнопредпринимательской рыночной системы с социально ориентированными государственными механизмами перераспределения произведенного дохода.

Опыт Швеции был использован при восстановлении и модернизации экономики Западной Германии после второй мировой войны. Реформы, приведшие к созданию в Германии социально ориентированной рыночной экономики, связывают с деятельностью министра экономики в первом послевоенном правительстве ФРГ Л. Эрхарда. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения, ибо преодоление последствий войны -- общенациональная задача. При проведении финансовой реформы 1948 г., стабилизировавшей германскую марку, пенсии и зарплаты обменивались в пропорции 1:1, половину вкладов можно было обменять по курсу 1: 10, временно замороженную вторую половину -- по курсу 1: 20. С учетом того, что вклады принадлежали в основном имущим, данная мера повышала степень социального равенства. Денежные обязательства банков были аннулированы, обязательства предприятий пересчитаны по курсу 1: 10. Единовременно получив наличность для выплаты зарплаты, далее предприятия должны были существовать за счет реализации своей продукции. В 1951 г. был принят закон, внедривший практику социального партнерства: представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах компаний ведущих отраслей горного дела и металлургии, затем появились так называемые рабочие акции, обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.

Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих в целях восстановления экономики, создания стимулов для наемных работников к повышению производительности труда. Это и заложило основу германского «экономического чуда» -- ускоренного развития 1950-- 1960-х гг., вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике.

Важным рычагом социальной политики государства выступает законодательная деятельность. Особенно это относится к той ее сфере, которая связана с регулированием трудовых конфликтов, созданием условий, активизации социальной работы структур гражданского общества. Государство признает право трудящихся на забастовку, на заключение коллективных договоров, создает механизмы посредничества при решении трудовых споров. Это обеспечивает рядовым гражданам систему правовой защиты, играющую важную роль в поддержании в обществе стабильности. Если человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью, может опереться на защиту закона, у него нет потребности в насильственных действиях. В США соответствующие законы были приняты в 1935 г., в большинстве стран Европы -- после второй мировой войны.

С активизацией социальной политики государства масштабы общественной деятельности в сфере помощи бедным, нуждающимся не только не сократились, но даже возросли. Сложилась система местных, национальных, международных организаций, ассоциаций, решающих следующие основные задачи.

Во-первых, содействие людям в решении их проблем в тех сферах, где государственные программы недостаточны или неэффективны. Так, в условиях постиндустриальной модернизации большее внимание стало уделяться социальной реабилитации новых маргиналов, помощи им в овладении новыми профессиями, подключения безработной молодежи к общественно полезной деятельности.

Во-вторых, привлечение внимания общественности, политиков, государства к социальным, гуманитарным, экологическим проблемам, организация кампаний по их решению. При этом заботу гуманитарных организаций развитых стран все чаще вызывают проблемы голода и нищеты в государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

В-третьих, сбор дополнительных средств на решение социальных проблем, оказание гуманитарной помощи. Эти средства нередко выступают существенной добавкой к государственным программам.

В развитых странах сложилась трехсторонняя модель социальной защиты. Ее опорой выступает политика государства, важными компонентами являются сотрудничающие с государством полугосударственные и частные фонды, благотворительные организации, активным участником выступает бизнес. Эта модель работает при решении конкретных проблем здравоохранения, образования, иных социальных вопросов. В общей структуре расходов на медицинское обеспечение населения доля государства в среднем по развитым странам достигает 16,3%. Часть расходов берут на себя благотворительные организации, часть выплачивается нанимателями и вычитается из зарплаты наемных работников по программам социального страхования, поступая на счет соответствующих фондов. Невостребованные на данный момент средства могут вкладываться в акции, государственные ценные бумаги, что обеспечивает привлечение дополнительных средств. Аналогичным образом действуют пенсионные фонды.

Сегодня понятие государства всеобщего благосостояния, или как еще недавно говорили - государства всеобщего благоденствия - несколько утратило свою популярность и привлекательность. Расцвет этой концепции приходится на середину XX в. и во многом обусловлен успехами науки, техники и производства в развитых странах Запада.

В принципе, историю концепции государства всеобщего благосостояния можно начинать с эпохи Возрождения и тем более прослеживать ее развитие в трудах гуманистов и просветителей. Однако не вызывает сомнения тот факт, что государство всеобщего благосостояния является феноменом, характерным для современных индустриальных стран. До XX в., и уж никак до XIX в., на национальном или местном уровнях не существовало таких механизмов, которые необходимы для поддержания налогообложения и предоставления услуг, характерных для государства всеобщего благосостояния.

Значительную роль в теоретическом развитии концепции государства всеобщего благосостояния сыграла теория английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества.

Истоки теоретического обоснования необходимости и значимости государственного регулирования рыночной экономики находят в макроэкономической теории кейнсианства, возникновение которого относится к периоду Великой экономической депрессии 1929-1933 гг. Этот крупнейший кризис мировой капиталистической системы обнаружил неспособность неоклассического направления ответить на вопрос о его причинах и путях стабилизации экономического развития. Теоретические положения кейнсианства изложены в главном научном труде Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936). Его основу составляет идея о вмешательстве государства в развитие капиталистической экономики с целью устранения кризисных явлений, достижения максимальной занятости, повышения темпов роста общественного производства.

Кейнс Джон Мейнард (1883-1946) - английский экономист, государственный деятель, основоположник одного из наиболее значительных течений экономической мысли XX в. - кейнсианства. Получил образование в Итоне и Королевском колледже в Кембридже (1902-1906), где слушал лекции А. Маршалла. С 1920 г. - профессор Кембриджского университета. За свою первую экономическую работу "Индексные методы" Кейнс получил в 1909 г. премию им. А. Смита. В 1930 г. вышла в свет работа "Трактат о деньгах". В 1936 г. появился его главный труд "Общая теория занятости, процента и денег".

Много внимания Кейнс уделял вопросу государственного регулирования экономики. Разработанные Кейнсом методы решения хозяйственно-политических задач государственно-монополистического капитализма послужили основанием для провозглашения кейнсианской революции в экономической теории. Причины кризиса капиталистической экономической системы Кейнс видел в недостаточности покупательского спроса на предметы личного потребления и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, была обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увеличения спроса на полезные блага: у людей уменьшается "склонность к потреблению" и усиливается "стремление к сбережениям". Следовательно, необходимы меры по стимулированию спроса. Однако сделать это в условиях кризиса частный капитал не может. Этим, согласно Кейнсу, должно заниматься государство. Оно должно воздействовать на переменные величины (спрос, предложение, цена, издержки и т.д.), поддающиеся сознательному контролю и управлению со стороны центральных властей в рамках существующей хозяйственной системы.

Кейнс утверждал, что объем совокупного спроса необходимо увеличивать. Объем спроса зависит от двух групп факторов. Одна группа связана с рынком потребительских товаров, другая - с рынком средств производства. Объем потребительского спроса во многом определяется психологическими моментами, например, склонностью к потреблению. Кейнс считал, что психология общества проявляется в отставании роста личного потребления от роста национального дохода, т.е. с ростом доходов населения большая часть их направляется на накопление и меньшая идет на удовлетворение личных потребностей. В результате увеличивается накапливаемая часть национального дохода, изымаемая из обращения, и на эту величину сокращается спрос на потребительские товары. Кейнс придавал большое значение роли инвестиций (вложений капитала) в экономике. Он утверждал, что объем национального дохода, а следовательно, и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общего объема инвестиций. Расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества, и тем самым к повышению потребительского спроса. Чтобы обеспечить полную занятость работников, нужен эффективный спрос, вызывающий подъем производства и благосостояния нации. Для этого надо всемерно расширять спрос населения на предметы потребления и спрос предпринимателей на инвестиционные товары (новые средства производства). При этом государство должно увеличивать объемы инвестиций и свои расходы на другие экономические и социальные цели. Одним из источников пополнения государственного бюджета, средства которого направлялись главным образом на финансирование совокупного спроса, Кейнс считал налогообложение, и при этом он подчеркивал необходимость увеличения налогового бремени. Кейнс отрицал господствующую роль частной собственности и обосновывал необходимость государственной собственности, т.е. придерживался концепции сосуществования двух типов собственности: частной и общей, обосновывал необходимость социальной ориентации экономического развития. Наиважнейшими чертами государственной собственности являются:

долгосрочный характер капиталовложений, тогда как частный капитал предпочитает краткосрочные вложения;

бесприбыльность или небольшая прибыль;

обеспечение общих условий функционирования национальной экономики и других форм собственности;

отсутствие конкуренции с частной собственностью, дополнение ее.

Кейнс считал, что высший долг государства заключается в том, чтобы обеспечивать благосостояние общества в настоящем. Реальное воплощение идеи Кейнса получили в модели "государства всеобщего благосостояния" с его непомерно высокими социальными расходами и ориентацией на полную занятость.

Надо отметить, что единого определения понятия государства всеобщего благосостояния не существует. Один из фундаментальных английских толковых словарей "Webster"s Desk Dictionary of the English Language" (1990) дает несколько трактовок термина " Welfare":

состояние обеспеченного здоровья, питания и удобств;

организация мер для поддержания жизненных условий необходимых для жизни людей;

получение общественной финансовой помощи в условиях лишений и нужды.

Соответственно понятие " Welfare State" трактуется как государство, в котором правительство принимает на себя принципиальную ответственность за обеспечение основных социальных нужд его граждан.

"Энциклопедический социологический словарь" (1995) рассматривает государство всеобщего благосостояния, государство благосостояния - как концепцию, утверждающую способность современного западного общества обеспечить относительно высокий уровень жизни для всех своих членов (с учетом уровня развития науки, техники и экономики). Основная идея концепции - в утверждении возможности радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. Технологический и экономический рост считается при этом решающим средством обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами. Изобилие на рынке товаров массового потребления рассматривается как способ разрешения всех социально-экономических и социокультурных конфликтов.

Концепция государства всеобщего благосостояния постулирует принцип справедливого распределения и обеспечения благосостояния каждого члена общества.

Экономическая энциклопедия определяет понятие государства всеобщего благосостояния следующим образом:

1) концепция, разрабатывавшаяся в рамках институционального направления западной экономической теории представителями социал-демократии. Развитие системы институтов общественного благосостояния рассматривается в ней как универсальный процесс, связанный с долговременными тенденциями в области перераспределения общественного продукта;

2) неотъемлемый компонент реальных смешанных общественно-экономических систем открытого общества, складывающихся в развитых странах.

Государство всеобщего благосостояния в трактовке авторов экономической энциклопедии означает реализацию социальной эффективности современной рыночной экономики при посредстве государственной политики доходов, занятости и цен, использования прямых и косвенных регуляторов социальных процессов, когда осуществляются программы развития различных отраслей социальной инфраструктуры - в области науки, культуры, образования, здравоохранения. Достигнутый уровень экономического развития и высокие стандарты жизни различных социальных слоев и групп населения, динамизм экономической и социальной структуры позволяют строить разветвленные системы социальной защиты и использовать собственные социальные механизмы: все виды социального страхования, социальной помощи и т.д.

Словарь терминов "Социальное рыночное хозяйство" (1997) еще менее определенно подходит к содержанию данного понятия. Государство всеобщего благосостояния рассматривается как форма хозяйственного порядка, распространенная в промышленно развитых странах Запада и отличающаяся значительным государственным вмешательством в целях перераспределения доходов и имущества. Отмечается, что наибольшее распространение это понятие получило в шведской модели экономики в качестве "народного идеала" (Г. Мюрдаль). Термин "государство всеобщего благосостояния" применяется также в отношении современного немецкого государства, поскольку его целью является "благосостояние для всех" (термин, введенный Л. Эрхардом). В этой трактовке данный термин означает экономический строй (хозяйственный порядок), организованный на принципах рыночной экономики, корректируемый направленными на недопущение сбоев или отказов рынка, либо их минимизацию мерами государственной социальной политики. Автор словаря указывает также, что это противоречит ордолиберальной концепции рынка, в которой принцип социальной справедливости предполагает свободную конкуренцию на рынке труда и вознаграждение в соответствии с трудовыми усилиями (вкладом) работника, а не осуществляется на основе простого перераспределения доходов.

Государство всеобщего благосостояния является важным звеном в переходе общественных, экономических и политических сил стран Запада к модели социального государства. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество".

Повышение роли человеческого фактора в результате научно-технического прогресса привело к необходимости более широкого учета потребностей людей, признанию их социальных прав и принятию государством на себя ряда социальных функций.

К началу XX в. повышение роли собственно социальных функций государства стало настолько очевидным, что теории социальной сущности государства (утописты) и социальных регуляторов развития государственности (Карл Маркс) оказались недостаточными, появилась необходимость в фиксации возникшего нового качества государства с его социальной атрибутикой. Такой фиксацией стало понятие "государство всеобщего благосостояния", введенное Ф. Рузвельтом в начале 1930-х г.г. 1

Исследование становления, особенностей и основных направлений реформирования системы социального обеспечения представляется актуальным не только с теоретической точки зрения - изучения этой системы как экономической категории, анализа причин, воздействующих на изменение ее структуры и оценки перспектив развития. В равной мере это необходимо и для решения задач по выработке долгосрочной стратегии и тактики реализации программ социального обеспечения в России.

Ведь правильно проводимая социальная политика государства, в широком смысле являясь одним из направлений макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе. В узком смысле социальную политику можно определить как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.

I. «Государство всеобщего благосостояния»: сущность теории

1. Основные положения теории

Сегодня понятие государства всеобщего благосостояния, или как еще недавно говорили - государства всеобщего благоденствия - несколько утратило свою популярность и привлекательность. Расцвет этой концепции приходится на середину XX в. и во многом обусловлен успехами науки, техники и производства в развитых странах Запада.

В принципе, историю концепции государства всеобщего благосостояния можно начинать с эпохи Возрождения и тем более прослеживать ее развитие в трудах гуманистов и просветителей. Однако не вызывает сомнения тот факт, что государство всеобщего благосостояния является феноменом, характерным для современных индустриальных стран. До XX в., и уж никак до XIX в., на национальном или местном уровнях не существовало таких механизмов, которые необходимы для поддержания налогообложения и предоставления услуг, характерных для государства всеобщего благосостояния.

Значительную роль в теоретическом развитии концепции государства всеобщего благосостояния сыграла теория английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946), обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества 2 .

Истоки теоретического обоснования необходимости и значимости государственного регулирования рыночной экономики находят в макроэкономической теории кейнсианства, возникновение которого относится к периоду Великой экономической депрессии 1929-1933 гг. Этот крупнейший кризис мировой капиталистической системы обнаружил неспособность неоклассического направления ответить на вопрос о его причинах и путях стабилизации экономического развития. Теоретические положения кейнсианства изложены в главном научном труде Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег"(1936). Его основу составляет идея о вмешательстве государства в развитие капиталистической экономики с целью устранения кризисных явлений, достижения максимальной занятости, повышения темпов роста общественного производства.

Кейнс считал, что высший долг государства заключается в том, чтобы обеспечивать благосостояние общества в настоящем. Реальное воплощение идеи Кейнса получили в модели "государства всеобщего благосостояния" с его непомерно высокими социальными расходами и ориентацией на полную занятость.

Концепция государства всеобщего благосостояния постулирует принцип справедливого распределения и обеспечения благосостояния каждого члена общества 3 .

концепция, рассматривающая современное капиталистич. об-во как такое, к-рое с развитием науки, техники и экономики стало способным обеспечить относительно высокий уровень жизни для всех своих членов. Основная идея концепции - в утверждении возможности радикального преобразования об-ва, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций гос-ва в интересах всех его граждан. Технологич. и экономич. рост считается при этом решающим средством обеспечения всех членов об-ва материальными и соц. благами. Изобилие на рынке товаров массового потребления рассматривается как способ разрешения всех соц.-экономич. и социокультурных конфликтов. Концепция Г.в.б. постулирует идею гос-ва как нейтральной, "надклассовой" силы, способной удовлетворить интересы всех соц. слоев, перераспределив доход в пользу трудящихся и уничтожив соц. неравенство, т. е. осуществив принцип справедливого распределения и обеспечения благосостояния каждого члена об-ва. В теоретич. плане концепция Г.в.б. опиралась на теорию англ. экономиста Дж.Кейнса, обосновывавшего необходимость активного вмешательства гос-ва в экономич. жизнь об-ва. При этом приверженцы концепции Г.в.б. связывают свои надежды с перспективами развития смешанной экономики, сочетанием частного и государ, секторов. Лит.: Boadway R., Bruce N. Welfare economics. N.Y., 1984; Graham H. Health of welfare. L., 1985; Law, rights and welfare state. L., 1986. B.H. Фомина.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ

welfare state) - государственное предоставление льгот и социального обеспечения, предназначенное для улучшения благосостояния граждан. Термин был внедрен после второй мировой войны по отношению к социальному законодательству, особенно в областях здравоохранения, образования, поддержания доходов, обеспечения жильем и персонального социального обеспечения. Государство всеобщего благоденствия вмешивается в жизнь людей на общенациональном и местном уровнях. Начиная с 1945 г. оно расширило возможности в Великобритании, и теперь является главным занятием правительства (в расходах и деятельности). На жизнь всех современных западных обществ воздействует нынче обязанность обеспечения благосостояния, а идея общества благосостояния имеет сильную идеологическую привлекательность. Существо множества различных социологических объяснений государства всеобщего благоденствия состоит в следующем: (а) гражданское представление, наиболее развитое в работе Т.Х. Маршалла - государство должно обеспечивать минимальную поддержку благосостояния, чтобы гарантировать индивидууму возможность должным образом участвовать в либерально-демократическом обществе; (б) функционалистское представление, выраженное Парсонсом, - государственное вмешательство посредством последовательной политики необходимо для решения конфликтов в сложных индустриальных обществах; (в) марксистское представление - идеологическая цель государства всеобщего благоденствия - узаконить капиталистические социальные отношения, а индивидуумы поддерживают его и экономическую систему, потому что твердо придерживаются веры в благосостояние, обеспечиваемое этим государством. Марксисты также утверждали, что такое государство поощряет собственников средств производства, сокращая затраты на воспроизводство труда; его функция заключается в снабжении здоровой, образованной и обеспеченной жильем рабочей силой. Условия обеспечения благосостояния, при которых люди получают минимальную поддержку и должны доказывать преемственность, действуют в качестве мощных средств социального контроля. Однако они доказывали, что есть отдельные аспекты, реально выгодные рабочему классу; национальная служба здравоохранения, предоставление субсидий, причем эти выгоды - результат политического давления со стороны рабочего движения. Марксисты, следовательно, видят в государстве всеобщего благоденствия арену классового конфликта, действующую двойственным образом, отчасти поощряя собственников средств производства, а отчасти - рабочий класс. Сравнительно недавно феминистские социологи высказали следующее мнение: все объяснения игнорировали отношения между женщинами и государством всеобщего благоденствия, многие аспекты которого стали возможны благодаря женщин, участвовавших в рабочем движении до 1945 г., вроде Женской трудовой лиги и Женской кооперативной гильдии. Они настаивали и на том, что государство всеобщего благоденствия - мощный регулятор жизни женщин, поддерживая идеи о роли женщин в обеспечении ухода. Например, "Беверидж Рипорт" за 1942 г. однозначно исключал замужних женщин из числа нуждающихся в национальном страховании, ибо они должны зависеть от своих мужей в любом виде поддержки социального обеспечения. Феминистки также критиковали политику развития коммунитарного попечительства, доказывая, что оно является эвфемизмом в пользу заботы, которую женщины проявляют в отношении зависимых родственников. Вслед за внедрением монетаристской политики и разговорами о финансовом кризисе в ряде западных обществ с 1979 г. идея об обеспечении благосостояния государством была подвергнута сомнению. Трезвая оценка политики благосостояния указывает, однако, на то, что государство всеобщего благоденствия пережило эту критику, хотя и несколько изменило форму. В Великобритании уровень его финансирования остается высоким. Правительственные реформы 1980- 1990-х гг. повсюду были нацелены по большей части на изменение институциональных его механизмов путем ограничения обеспечения благосостояния непосредственно государственными учреждениями, внедрения квазирынков; отделения получателей услуг от их поставщиков, разрешения школьного и больничного самоуправления; направления государственного финансирования численно возрастающим частным и добровольным организациям. Долгосрочные последствия этих изменений, несомненно, имеющих цели "повышение ценности денег" (ПЦД) и сокращение финансирования, еще предстоит оценить. См. X. Гленнерстер и Дж. Мидли (ред.) "Крайне правые и государство всеобщего благоденствия" (1991). См. также Социальная политика; Бедность, Права граждан.

Великобритания.

Германия

Государство благоденствия – это демократическое государство, которое при сохранении рыночной экономики гарантирует своим гражданам определенный уровень социального обеспечения и благосостояния. Окончательное становление государства благоденствия произошло в 40-50 годы. На 60-70 годы приходиться его расцвет. К 1975 году во всех страна запада были созданы системы социального обеспечения. Государство взяло на себя помощь вдовам, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и просто бедным. Большая часть взрослого населения была охвачена программой страхования на случай безработицы, несчастного случая, болезни и имела право на пенсию по старости. Государство стало регулировать отношения между рабочими и предпринимателями. Оно активно вмешивалось в экономическую жизнь. Но все это происходило не за счет уничтожения демократии, как в СССР или фашистских государствах, а, наоборот, при ее расширении. Однако, государство благоденствия не могло решить всех проблем. В 70-е годы темпы экономического роста упали. Выросла безработица. Система социальной защиты стала работать с перебоями. Возникло новое политическое движение, выступающее за пересмотр принципов государства благоденствия, названное консервативной волной. Его представители добились сокращения социальных расходов, уменьшения роли государства в экономике. Но система социальной защиты населения оставалась неприкосновенной. Она лишь была приведена в соответствие с экономическими возможностями. Так что государство благоденствия пережило консервативную волну.

После второй мировой войны США стала сверхдержавой. Гарри Трумэн продолжил реформы нового курса. Холодная война наложила отпечаток на жизнь страны. В период маккартизма нарушались гражданские права американцев. Корейская война ослабила авторитет Трумена и демократической партии. Президент-республиканец Дуайт Эйзенхауэр не стал, однако, ликвидировать государство благоденствия. Корейская война закончилась. Американцы в годы его президентства вкусили плоды мирной и благополучной жизни. Тогда же начался и рост движения за равноправие негров в Америке. Его возглавил Мартин Лютер Кинг. Движение использовало в основном ненасильственные методы борьбы. К концу 50-х годов американцы убедились в том, что многие страны стали обгонять США по темпам развития. На выборах 1960 года они избрали президентом Джона Кеннеди, призывавшего достойно ответить на вызов других стран. В 1963 году он был убит в Техасском городе Далласе. Сменивший его Линдон Джонсон предложил программу ликвидации бедности в США. Но эту задачу до конца ему выполнить не удалось. В 60-е годы высшей точки своего апогея движение негров за равноправие. Почти все его требования были выполнены. Развернулось молодежное движение, требовали прекращения войны во Вьетнаме. 60-е годы оказались для Америки очень бурными. На страну обрушилась волна насилия. В 1968 году президентом был избран Ричард Никсон, пообещавший уйти из Вьетнама, и навести порядок в стране. Но в 1974 году был вынужден уйти в отставку под угрозой отстранения от должности за превышение полномочий. Тем временем экономическое положение страны ухудшалось. Усиление государственного вмешательства не принесло должных результатов. На выборах 1980 годы республиканец Рейган предложил уменьшить государственное вмешательство в экономику, снизить социальные расходы и прекратить рост цен. Став президентом, он добился снижения инфляции, перевооружил армию. В 1988 году его сменил Джордж Буш, который до этого был вице-президентом. Он продолжал политику Рейгана. В 1992 году президентом стал демократ Билл Клинтон. Он пытался осуществить реформу системы здравоохранения, но у него ничего не получилось. Влияние республиканцев продолжало расти. В 1994 году они добились большинства в обеих палатах конгресса.

Великобритания.

Хотя Великобритания закончила войну победительницей, ее послевоенное положение было очень тяжелым, а влияние в мировой политике уменьшилось. На первых послевоенных выборах англичане отдали предпочтение лейбористской партии, которая предлагала создать в Англии государство благоденствия. Лейбористское правительство во главе в Клементом Эттли национализировало ряд отраслей экономики, завершило создание системы социального обеспечения, ввело бесплатное медицинское обслуживание. Но реформы не улучшили общего экономического положения. Этим воспользовались консерваторы. В 1951 году они победили на парламентских выборах. Уинстон Черчилль вновь сформировал правительство. Консерваторы, однако, не посягнули на государство благоденствия. В 50-е годы в стране начался экономический подъем. Но его темпы были низкими. Великобритания стала отставать от других стран запада. Эта «Английская болезнь» была следствием колониализма. Английская промышленность не знала конкуренции на громадном рынке британской империи, поэтому она не имела стимулов для совершенствования и отставала по уровню развития. Как только начала де колонизация, выяснилось, что продукция английских фабрик и заводов неконкурентоспособна. Попытки сохранить империю еще больше усложняли положения: ведь они требовали колоссальных расходов. К концу 50-х – началу 60-х годов почти все британские колонии получили независимость, и британская империя превратилась в Британское содружество. Лейбористы предлагали лечить английскую болезнь с помощью расширения государственного регулирования экономики. Консерваторы предлагали добиваться возрождения частного предпринимательства и сокращения государственного регулирования. В 1979 году консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер пришли к власти. Они сократили государственное вмешательство в экономику, снизили налоги, приватизировали большую часть государственного сектора. В начале 80-х годов начался экономический подъем. Теперь его темпы в Англии были даже выше, чем в других странах. Великобритания восстановила свой пошатнувшийся престиж и влияние.

Хотя людские потери Франции были меньшими, чем в годы первой мировой войны, масштабы разрушений оказались большими. Уменьшилось ее влияние на мировые дела. После освобождения власть во Франции перешла в руки Временного правительства во главе с де Голлем. В него вошли политические партии, участвовавшие в Сопротивлении. Временное правительство восстановило демократию и привлекло к суду деятелей профашистского правительства. Оно национализировало ряд отраслей экономики. Выборы в учредительное собрание показали, что самыми влиятельными партиями были коммунисты, социалисты и католическая партия. Из этих партий было сформировано новое правительство де Голля. Оно восстановило социальное законодательство народного фронта. Конституция, принятая Учредительным собранием в 1946 году, провозгласила Францию парламентской республикой. Де Голль, который добивался президентской республики, ушел в отставку. Так возникла Четвертая республика. Когда началась Холодная война, коммунисты были вытеснены из правительства и перешли в оппозицию. Против режима Четвертой республики выступали и сторонники де Голля. Поэтому все правительства 4 республики были непрочными. В 50 годы возникла алжирская проблема. 4 республика оказалась неспособной решить этот конфликт, тогда пригласили де Голля. Он согласился взять власть лишь при условии принятия новой конституции.. она провозглашала Францию президентской республикой. Де Голль был избран президентом в 1958 году. Так возникла 5 республика. Де Голль предоставил независимость Алжиру и другим французским колониям. Он добивался упрочнения положения Франции и укрепления ее независимости. Поощрялись развитие современных отраслей промышленности. Франция стала ядерной державой. Она вывела свои войска из-под командования НАТО. Но в 1968 году произошел внезапный взрыв недовольства политикой де Голля. В 1969 году он ушел в отставку. Его приемники ослабили государственное регулирование экономики, но продолжали государственные реформы. Экономический кризис 70-х годов привел к власти новые силы. В 1981 году на президентских выборах победу одержал социалист Франсуа Миттеран. Левые силы попытались выйти из кризиса путем расширения государственного регулирования экономики. Но это только ухудшило положение. На парламентских выборах в 1986 году левые партии потерпели поражение. Правительство Жака Ширака начало сокращать государственное регулирование и провело приватизацию государственного сектора. Позиции правых партий стали укрепляться. На президентских выборах в 1995 году победу одержал Жак Ширак.

Германия

Послевоенное положение Германии было катастрофическим. Вся она лежала в руинах, жизненный уровень упал, она перестал существовать как государство. Холодная война, кроме того, сделала раскол Германии неминуемым. На она же заставила пересмотреть страны запада к оккупированной ими части Германии. Она должна была стать надежным оплотом запада, и запад оказался заинтересован в скорейшем восстановлении ее экономики. Западные страны перестали взимать репарации, провели денежную реформу в своих зонах оккупации. В 1949 году была принята конституция ФРГ. После первых выборов было сформировано первое правительство во главе с христианским демократом Конрадом Аденауэром. В 1951 году на территории ФРГ отменен оккупационный режим. В 1955 году ФРГ принята в НАТО, а в 1957 году стала одним из основателей европейского сообщества. Экономика ФРГ росла настолько быстрыми темпами, что стали говорить о германском «экономическом чуде». Выросло благосостояние граждан. Но ФРГ не признавала новых восточных границ Германии. С ее восточными соседями она не имела никаких отношений. Это ослабило позиции ФРГ в мировой политике. Социал-демократическая партия Германии предложила пересмотреть эту политику. В 1969 году рейхсканцлером стал Вилли Брандт. Его правительство провозгласило «новую восточную политику»: ФРГ признала новую границу, установила связи со своими новыми соседями и ГДР. Возрос международный престиж ФРГ. В 70-е годы в ФРГ, как и в других странах Запада, возникли споры о роли государства. Христианские демократы стали выступать за сокращение государственного вмешательства. Их поддержали свободные демократы. В 1982 году канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль. В ФРГ были сокращены государственные расходы, налоги. В 1989 году в ГДР произошла революция. В ходе её была разрушена берлинская стена. Встал вопрос об объединении Германии. После того, как СССР, США, Великобритания и Франция согласились с этим, в 1990 году произошло объединение Германии. Объединение поставило много проблем. Нужно было преобразовывать государственную плановую экономику бывшей ГДР в рыночную. В новых землях увеличилась безработица. Однако послевоенный цикл германской истории завершился. Она стала полноправным членом мирового сообщества.

В Италии на заключительном этапе войны развернулось активное движение сопротивления, в результате которого часть севера страны была освобождена партизанами. В ходе сопротивления сформировался союз антифашистских партий и движений, которые составили первое послевоенное правительство. Италия не рассматривалась союзниками по антигитлеровской коалиции как поверженный враг, и власть на ее территории не перешла к оккупационным войскам. Ведущую роль в ее послевоенном развитии играли коммунисты, социалисты и христианские демократы, ставшие самой влиятельной партией страны. Конституция, принятая в 1947 году, провозгласила Италию демократической, парламентской республикой. Италия с самого начала была членом НАТО, на ее территории были размещены американские военные базы. Страна стала участницей европейской интеграции. В 50-60-е годы Италия пережила период бурного экономического роста. Здесь оформилось государство благоденствия. Однако сохранялся разрыв в экономическом развитии севера и юга страны. Главная оппозиционная партия – ИКП признала ценности демократического строя и на смену революционной борьбы выдвинула курс на реформирование общества в интересах малоимущих слоев населения. В то же время влияние христианских демократов постепенно подало. В стране в 70-80-е годы усилилась политическая нестабильность. Обострилась проблема терроризма. Расцвела коррупция. Большое влияние на жизнь страны стала оказывать мафия. Назрели политические реформы, которые начались в 90-е годы.

Положение Японии после войны по тяжести напоминало положение Германии. Она была оккупирована, но американскими войсками. Оккупационные власти восстановили в Японии демократию, распустили милитаристские организации. В 1946 году были проведены парламентские выборы. Была принята новая конституция. По ней власть императора была ограничена. Япония провозгласила отказ от ведения войн. Была проведена аграрная реформа. Оккупационное власти так же добились стабилизации финансовой ситуации – и остановили инфляцию. Холодная война превратила Японию из поверженного врага в оплот США в борьбе против СССР. США решили одновременно с мирным договором подписать с Японией договор о безопасности, на основании которого военно-морские базы США могли оставаться на территории страны. В 1951 году СССР отказался подписывать мирный договор. С середины 50-х годов в Японии начался период бурного экономического роста. Япония обогнала Францию, Великобританию и ФРГ и заняла второе место после США в западном мире по экономической мощи. Вырос жизненный уровень. Стабилизировалась внутренняя жизнь. Ведущую роль в политике стала играть Либерально-демократическая партия. Кризис 70-х годов особенно больно ударил по японской экономике. Она развалилась, не располагая своим сырьем и энергетическими ресурсами. В эти годы началась перестройка японской экономики. Многие страны стали ограничивать японский экспорт. Темпы роста японской экономики снизились. Одновременно росли политические проблемы. ЛДП стала терять влияние. Началась перегруппировка политических сил. Поэтому в поселение году наблюдается политическая неустойчивость японских правительств. В отношениях с СССР Япония с 80-х годов стала ставить на первое место территориальную проблему. Она требует возврата северных территорий – нескольких островов Южно-Курильской гряды.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...