Государственный социализм в ссср и в странах восточной европы. Восточная Европа: особенности модели развития


Европа - часть света, расположенная в Северном полушарии и образующая с Азией материк Евразию. На её территории находится 46 официально признанных государств и 5 непризнанных. Общепринято делить Европу на четыре части: Восточную, Западную, Северную и Южную. Краткий обзор населения Восточной Европы и стран, образующих её, будет представлен вашему вниманию далее.

Характеристика Восточной Европы

На развитие Восточной Европы очень сильно повлияло географическое положение части света. Исторически так сложилось, что регион то и дело оказывается на стыке двух враждующих фракций. Только за последние 100 лет очертания менялись по несколько раз. Одни страны исчезали, другие появлялись. Все эти процессы неизбежно оставляли шрамы на экономике и политике.

Для стран Восточной Европы характерен уровень развития экономики ниже, чем у их западных “соседей”. Однако также страны характеризуются высоким уровнем этнической и культурной самобытности. Численность населения Восточной Европы составляет 135 миллионов человек.

Страны Восточной Европы

Раньше географы проводили линию, разделяющую Восточную и Западную Европу, по границе таким образом, причисляя к Восточной Европе только славян. Но после Второй мировой войны ООН провела новую границу региона, согласно которой в состав Восточной Европы входят 9 стран и часть России.

Страны Восточной Европы:

  1. Украина.
  2. Польша.
  3. Чехия.
  4. Румыния.
  5. Беларусь.
  6. Венгрия.
  7. Болгария.
  8. Словакия.
  9. Молдова.

Общая численность населения Восточной Европы вам уже известна. Большая часть жителей сосредоточена в Украине и Польше. Средняя плотность населения Восточной Европы - 30 человек на квадратный километр.

После Второй мировой войны все страны, перечисленные выше, так или иначе попали под влияние СССР, собственно, это и сыграло решающую роль при перенесении границ региона. Из всех государств Восточной Европы только три не являются славянскими - это Румыния, Венгрия и Молдова.

Почти все страны Восточной Европы испытывают нехватку полезных ископаемых, хотя сам регион в целом не беден ресурсами. Дело в том, что здесь остро стоит вопрос “некомплектности” ресурсов (в каждой стране большие запасы одного-двух полезных ископаемых и совершенно нет других). Не дают довести экономическую ситуацию до критической многочисленные транзитные пути, проходящие через регион, и активная торговля между странами.

Сами государства очень сильно различаются между собой по размерам, населению, уровню жизни, экологии и т. д. Получить чёткую картину региона, рассмотрев лишь некоторые из них, невозможно.

Чехия

Чехия - небольшое государство с населением в 11 миллионов человек (7 % от населения Восточной Европы). Численность практически не меняется последние почти двадцать лет. Послевоенного максимума по достигла в 1991 году, после наблюдалось стабильное снижение численности.

С 2006 года население государства постепенно увеличивается, во многом за счет мигрантов из стран бывшего СССР. В конце 2008 года, например, в Чехии легально проживало почти 500 тыс. иностранцев. Большую часть из них составляли выходцы с Украины (31 %), Словакии (17 %), а также Польши, России и Вьетнама. Вьетнамцев (13 %), русских (6 %), поляков (5 %) и немцев (4 %). Оставшиеся 24 % - представители других национальностей.

Большая часть жителей - 70 % - молодые и зрелые люди в возрасте от 25 до 50 лет, 13 % составляют дети до 15 лет, остальная часть населения - 16 % - пожилые. Коэффициент общей демографической нагрузки для Чехии составляет 42,4 %. Это значит, что численность трудоспособных граждан практически в два раза превышает число тех, кто еще или уже не в состоянии работать и самостоятельно обеспечивать себя. Коэффициент детской нагрузки (отношение численности детей до 15 лет ко взрослому населению) равняется 19 %, пенсионной (отношение числа пенсионеров в трудоспособным гражданам) - 23 %.

Национальный состав Чехии на 95 % представлен этническими чехами. Сюда относятся непосредственно чехи (81,3 %), а также выходцы из Силезии и Моравии (13,7 %).

Польша

Польша является самой религиозной страной не только в регионе, но и во всей Европе. Из 39 миллионов человек (а это 29 % от численности, которую составляет население Восточной Европы) 85 % исповедуют католицизм. Как и Чехия, Польша считается очень привлекательной для туристов. Привлекают путешественников невысокие цены, большое количество средневековых замков и вкусная национальная кухня.

В середине прошлого века Польша переживала сильнейший экономический упадок, что очень сказалось на качестве жизни населения. Однако после вступления в ООН и реформ, проведённых в 90-х, государство начало стремительный подъём. На данный момент Польша считается одной из наиболее динамично развивающихся стран Европы. Она привлекает большое количество мигрантов с Украины.

Демографические показатели Польши ухудшились после вступления страны в Причиной стала массовая миграция трудоспособного населения в более развитые (на тот момент) государства. Как следствие, снизился коэффициент рождаемости, наблюдается ежегодная убыль населения, хоть и небольшая (-0,06).

Что касается национального состава, Польша является одним из самых мононациональных государств в мире. 97 % населения причисляют себя к полякам, другие национальности представлены цыганами, немцами, украинцами и белорусами.

Румыния

Румыния - индустриальная страна с развивающейся экономикой. Основной упор в экономике государство делает на нефть (которой здесь в достатке) и высококачественное нефтеперерабатывающее оборудование. Почти 60 % населения - трудоспособные граждане. Из них 40 % заняты в сфере услуг, 30 % - в сельском хозяйстве и столько же в промышленном секторе.

В Румынии сегодня наблюдается убыль населения. Основной причиной негативных демографических явлений считается миграционный отток. К примеру, в 1991 году убыль населения (миграционная) составила 18 %, в 2001-м - 25 %, а в 2007-м, после вступления страны в Европейский Союз, - 22 %. В последние годы миграционная убыль кое-как покрывалась мигрантами из Молдовы, которые массово прибыли в Румынию, предоставляющую гражданство. Однако уже с 2013-го страна не получает естественного

Украина

Украина - индустриально-аграрная страна, в которой чуть более 40 миллионов жителей. Двадцатый век страна встретила с наибольшими показателями прироста населения в Европе. На его численность в дальнейшем повлияли Первая и Вторая мировые войны, Гражданская война, распад Советского Союза и политический кризис, который, начавшись в 2014-м, не завершился до сих пор. Ситуация с численностью населения далеко не самая лучшая.

Венгрия

Венгрия - это небольшая страна с быстро развивающейся экономикой. Основной упор государство делает на машиностроение и промышленность. Численность населения на 2013 год составляла 9 млн человек. Число граждан стабильно растет, хоть и наблюдается отрицательный естественный прирост.

Население державы отличается моноэтничностью, ведь большинство жителей составляют венгры. Значительные по численности венгерские общины проживают и соседних странах.

Болгария

Болгария - небольшая страна со слабой экономикой, население чуть больше 7 миллионов (5 % от населения Восточной Европы). Экономика Болгарии пережила много драматических моментов и на данный момент находится в упадке. В стране есть запасы угля и газа, в целом же ресурсов очень мало. Большой упор Болгария делает на сельское хозяйство (особенно на табак и виноделие).

Большая часть населения проживает в городах, хотя число городских жителей ранее росло очень медленно. Преобладающее количество граждан занято в сфере услуг, чуть меньше - в индустриальной отрасли. Только 10 % населения заняты в сельском хозяйстве.

Словакия

Словакия - маленькая страна с населением всего 5 миллионов человек (около 4 % от численности населения Юго-Восточной Европы). Страна считается сравнительно наиболее развитой. Стабильные темпы развития государства отразились и на численности населения - естественный прирост в 2016 году, например, составил 5,2 тыс. человек.

Кроме того, страна отличается и национальным составом: на территории Словакии более 15 районов с высокой концентрацией а русскоязычные граждане проживают в основном в Прешовском крае. Словаки составляют 85 % населения, другие этнические группы представлены такими национальностями:

  • венгры (10 %);
  • цыгане (2 %);
  • чехи (0,8 %);
  • русские и украинцы (0,6 %);
  • другие народности (1,4 %).

Молдова

Молдова - страна с самым низким показателем численности в Восточной Европе. По последним подсчётам, здесь проживает чуть больше 3 миллионов человек. Это всего 2 % населения Восточной Европы. Однако именно в этой стране очень высокая плотность населения. Она составляет 131 человек на квадратный километр. Это самая большая плотность населения в Восточной Европе.

Численность граждан сокращается еще с девяностых годов. Хотя, согласно статистическим данным, на 15 родившихся приходится 12 умерших. Количество жителей Молдовы уменьшается за счет миграционных процессов - многие граждане решают попытать счастья за границей.

Экономика в стране очень слабая, основной упор сделан на сельское хозяйство, где и занята большая часть жителей (65 %). Полезных ископаемых на территории государства почти нет, так что ресурсы приходится закупать в основном у соседей. Несмотря на большое количество достопримечательностей, туризм развит слабо.

Беларусь

Беларусь - страна средних размеров с населением в 10 миллионов человек. Экономика державы строится на основе социального ориентирования. Основной упор делается на лёгкую промышленность, сельское хозяйство и машиностроение.

Население республики на данный момент составляет 9,5 млн человек. Число умерших превышает количество родившихся достаточно давно. Население Беларуси стабильно сокращается еще с 1993 года. Большая часть жителей тогда проживала в городах (67 %), сегодня этот показатель и того выше - 76 %.

Средняя продолжительность жизни в стране составляет 72 года. Это несколько выше, чем в соседних России и Украине, но куда ниже, чем в европейских странах.


К стран Восточной Европы принадлежат 19 стран, образовавшихся после распада Советского Союза и реформирования бывшего социалистического лагеря. Эти страны прошли короткий, но сложный путь в своем становлении. Как часть Европейской экономической системы эти страны имеют определенные отличия от стран Западной Европы. Для их развития характерны несколько этапов.

Первый этап (1945-1980 гг.) - это этап социалистического развития, важными особенностями которого были господства общественных форм собственности на основные средства производства и планово-административное регулирование экономики. Экономические формы и методы регулирования экономических отношений были для этих стран второстепенными, вспомогательными, непосредственные производители имели ограниченную самостоятельность в решении экономических вопросов.

Практика их развития показала, что концентрация в руках государства ресурсов и централизованное принятие экономических решений могут быть достаточно эффективными при наличии экстенсивных факторов роста и при условии создания основных отраслей промышленности в сжатые сроки. Однако такая система не способна обеспечить интенсивный рост на основе научно-технического прогресса и внедрения ее достижений в производство, что стало особенно проявляться в 70-80-е годы в форме экономического и научно-технического отставания от стран с развитой рыночной экономикой.

Второй этап социально-экономического развития начался с конца 80-х - начале 90-годов. Для второго этапа характерно формирование рыночной экономики, определение ее структуры и совершенствование инфраструктурных элементов рынка. Этот этап в основном характеризуется изменениями, которые произошли благодаря разгосударствлению и приватизации, формированию частного сектора экономики, созданием основ конкуренции, резким ограничением государственного регулирования цен и т.д.

В современном мировом хозяйстве восточноевропейские страны принадлежат к государств со средним уровнем экономического развития. В конце 80-х годов национальный доход на душу населения в этих странах примерно в 2,6 раза превышало среднемировой показатель и в 9 раз - показатель развивающихся стран, и примерно в 2,5 раза был меньше показателя стран с развитой рыночной экономикой. Из-среди восточноевропейских стран по уровню экономического развития и производительности труда ведущие позиции занимают Словения, Эстония, Латвия, Чехия, Словакия, Литва и Хорватия; в менее развитых стран региона принадлежат Молдова, Румыния, Босния и Герцеговина, Албания.

Общая структура экономики позволяет отнести отдельные страны Восточной Европы до индустриальных и индустриально-аграрных стран.

На современном этапе на долю промышленности в общей структуре национального дохода стран региона приходится в среднем от 45 до 60%, тогда как до Второй мировой войны национальные экономики этих стран фактически имели аграрный характер.

Структурные изменения в национальных экономиках государств региона хоть и уступали показателям стран с развитой рыночной экономикой, однако, в целом в послевоенное время были положительными. Наряду с ростом доли промышленности в национальном доходе сблизились темпы роста производства средств производства и предметов потребления. Постоянно росла удельный вес обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими. Был обеспечен развитие машиностроения как ведущей отрасли промышленности: на нее приходилось 26-33% всего промышленного производства. Вместе с химической промышленностью она начала производить до 40% продукции всего промышленного производства.

Но в условиях экономического кризиса, высокого уровня энерго - и материалоемкости национального дохода, здеформованої ценовой политики в отдельных странах в начале 90-х годов начали наблюдаться неблагоприятные структурные сдвиги, в том числе рост доли топливно-энергетических отраслей, черной и цветной металлургии в общем объеме производства при резком спаде производства в машиностроительной, легкой и пищевой промышленностях.

В течение почти 30 лет восточноевропейские страны уверенно занимали ведущие места по темпам экономического роста в мировом хозяйстве. В 1951-1983 гг. национальный доход в этих странах вырос на 6,7% в год, промышленное производство - на 8,3%. Однако, в конце 70-х - начале 90-х годов в некоторых странах темпы роста стали замедляться, а в экономиках некоторых стран (Польши, Венгрии, Чехословакии) начали наблюдаться кризисные явления. Темпы ежегодного роста общественного производства стран региона резко упали с 2,9% в 1981-1985 гг. до 1,8% в 1989 г. В конце 80-х - начале 90-х годов все восточноевропейские страны оказались в условиях глубокого социально-экономического кризиса. В отчете Экономической комиссии ООН спад экономики в странах Восточной Европы назван затяжной депрессией, которая за продолжительностью и глубиной превышает «большой кризис» 1929-1933рр.

Несмотря на административное регулирование экономики, восточноевропейские страны сумели, особенно в 50-70-е годы, существенно повысить свою долю в мировых экономических показателях. Так, в конце 80-х годов на них приходилось более 20% мирового национального дохода, 21% мировой промышленной продукции, более 13%, мировой сельскохозяйственной продукции и 5% мирового товарообігуу. Однако за последние годы в результате резкого спада темпов экономического роста и даже уменьшение объемов общественного производства в целом эти позиции значительно пошатнулись.

Главными причинами резкого снижения темпов экономического роста, а затем и глубокого экономического кризиса в странах региона стали неэффективность административно-планового развития и использования достижений НТП, нерациональная структура общественного производства, его высокая энерго - и материалоемкость, низкая производительность труда, исчерпания экстенсивных факторов роста, ухудшения внешнеэкономических условий (в том числе условий торговли, рост внешней задолженности, сокращение и разрыв взаимных экономических отношений), а также изменение общественного строя, переход от плановой к рыночной модели экономики.

Важной особенностью хозяйственного развития региона является высокая инфляция. В 1992 г. в странах Восточной Европы он составлял 769,4%, в бывших республиках Советского Союза - 1296%, в том числе в России - 2560%, в Украине - 10500%.

В постсоциалистических странах и странах бывшего Советского Союза были разработаны национальные программы рыночных преобразований. Однако, не все они соответствовали национальным интересам и по-разному воспринимались населением стран.

Резкое ухудшение социально-экономического положения, кризисные явления в национальных экономиках обусловили приход к власти в странах региона общественных сил, которые стремятся изменить экономическую модель развития, создать социально ориентированную рыночную экономику.

Главным направлением программ и практики рыночных реформ в восточноевропейских странах был процесс разгосударствления и приватизации. В большинстве стран региона предпочтение стало отдаваться приватизации как такой, что приводит к установлению новой системы отношений собственности, основанной на ее разнообразии. Такая система начинает функционировать наряду с государственной на основе частной и смешанной форм собственности. Согласно программ приватизации в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии в 1995-1996 гг. в негосударственном секторе мало производиться 40-50% национального дохода. Основными формами приватизации является выкуп, акционирования, бесплатное передачи собственности с применением чеков, ваучеров, специальных приватизационных счетов граждан и др.

Несмотря на достаточно высокие темпы приватизации, в частности в Польше, Венгрии, Чехии, можно предположить, что в недалеком будущем государственный сектор все еще будет иметь более весомые позиции в национальных экономиках восточноевропейских стран, чем в государствах с развитой рыночной экономикой.

Важным направлением рыночной трансформации экономики стран региона является преодоление монополизма и развитие конкуренции. В начале 90-х годов в Чехословакии 40% объема промышленного производства создавалось минимальным количеством производителей - от одного до четырех. В Венгрии почти 30% продукции обрабатывающей промышленности производили монополисты, в Польше эта величина достигала 70% общего объема промышленной продукции. Уровень монополизации национального производства и рынка существенно вырос в новых восточноевропейских странах как следствие распада СССР, СФРЮ, ЧССР.

Второй важной составной частью национальных программ преобразований была политика либерализации цен. Она осуществлялась в различных формах как «шоковая терапия».

Демонополизация в сфере производства, отношений собственности и управления способствует развитию конкурентной среды в странах региона. Наряду с этим почти сняты ограничения на частное предпринимательство, отраслевое перелиття капитала, либерализованы условия экономической деятельности, созданы законодательные основы борьбы с недобросовестной конкуренцией, начинает формироваться система контроля за деятельностью монополистов.

Такие преобразования осуществлялись в Польше, Болгарии, России, Украине и др., как постепенное отпуск цен в течение достаточно длительного времени (Венгрия, Югославия). Ее главными чертами стали: отказ от административного регулирования цен (за исключением небольшой группы товаров и услуг); контроль за злоупотреблениями монополистов в области ценообразования; сближения мировых внутренних цен.

В современных условиях в странах региона кардинально меняется денежная и финансово-кредитная политика. Со второй половины 80-х годов в странах региона начала создаваться двухуровневая банковская система, которая охватывает национальные (центральные) и коммерческие банки. Центральные банки при этом все больше концентрируют свою деятельность на формировании общенациональной финансово-кредитной и эмиссионной политики, регулировании процентных ставок, контроле за деятельностью коммерческих банков. Последние непосредственно занимались обслуживанием юридических и физических лиц. Были созданы рынки: финансовые, кредитные, ценных бумаг, валютный.

В начале 90-х годов во всех восточноевропейских странах государственный бюджет формировался со значительным дефицитом. Попытки сбалансировать госбюджет осуществлялись за счет, с одной стороны, сокращение дотаций и субсидий предприятиям, резкого уменьшения государственных капиталовложений в экономику, сокращение военных расходов, ограничение определенных социальных программ и помощи другим странам, с другой стороны, - через увеличение доходов государства. Наибольшего успеха в этой сфере достигли Чехия, Венгрия, Польша, где и уровень инфляции был значительно ниже, чем в других странах региона.

Налоговые реформы в этих странах были направлены как на стимулирование экономической заинтересованности предпринимателей, несмотря на формы собственности, так и на рост доходов государственного бюджета и решения на этой основе общенациональных задач. Главными видами налогов становятся налоги на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизный сбор.

Существенно меняется и социальная политика. Создается новая система социальной защиты, основанная на свободе экономической деятельности, социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем. Государство гарантирует лишь минимальный уровень социальной защиты и все чаще - на адресной основе (семьи с детьми, инвалиды, молодежь, пенсионеры, малообеспеченные). Повышение уровня реального социального обеспечения более минимальный осуществляется уже преимущественно за счет самого населения. Наравне с сохранением системы бесплатного образования и медицинского обслуживания, предоставления жилья, условий для отдыха значительная часть этих услуг реализуется за счет собственных средств граждан. Такие изменения в социальной политике создают дополнительные стимулы для высокопроизводительной качественного труда.

В связи с реформированием экономической и политической системы значительно изменились и внешнеэкономические отношения.

Изменение модели социально-экономического развития, существенное преобразование отношений собственности, решительный поворот к формированию рыночных основ экономики обусловили кардинальную трансформацию внешнеэкономической политики стран региона. Главной ее особенностью является отказ от государственной монополии на внешнеэкономические связи, демонтаж планово-административной, жестко централизованной системы управления внешнеэкономической деятельностью. Национальное законодательство, которое создалось в странах Восточной Европы, предусматривало четкое определение принципов внешнеэкономической деятельности и основывалась на:

1) демонополизации и внешнеэкономических предприятий и организаций;

2) утверждении права внешнеэкономической деятельности юридическим и физическим лицам;

3) разработке принципов стимулирования создания коммерческих посреднических внешнеэкономических фирм;

4) отказ от ответственности государства за операции любых участников внешнеэкономической деятельности.

Демонополизация внешнеэкономической деятельности создала новые возможности для производителей в выборе партнеров, форм, мероприятий и сфер внешнеэкономического сотрудничества, главным критерием которого становится экономическая эффективность, соотношение доходов и расходов производителей и потребителей материальных благ и услуг.

Второй характерной чертой внешнеэкономических отношений стран региона на современном этапе является переход от планово-административных форм протекционизма к либерализации внешнеэкономической деятельности.

Такой переход предполагает:

1) отмены или существенное уменьшение количественных ограничений во внешней торговле и переход к преимущественно экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельности;

2) сближение структур и уровней внутренних и мировых цен на основе свободного ценообразования почти на все виды продукции и услуг;

3) последовательное снижение ставок экспортного тарифа и внедрение унифицированного импортного тарифа;

4) переход к конвертируемости национальных валют для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а впоследствии и по капитальным операциям, установление единого курса национальной валюты;

5) поддержка экспорта и расширение рынков сбыта отечественной продукции;

6) поощрение импорта капитала, создание совместных предприятий, участие иностранного капитала в процессе приватизации.

Либерализация внешнеэкономической деятельности является важным направлением экономической политики восточноевропейских стран в целом, поскольку она обеспечивает улучшение их платежного баланса, положения в системе международного разделения труда, способствует открытости национальных экономик, приспосабливает их к условиям конкуренции, которые действуют на мировом рынке. Это непосредственно стимулирует развитие и внедрение достижений научно-технического прогресса в экономику. Либерализация внешнеэкономической деятельности неразрывно связана с отказом от государственной монополии в этой сфере.

Другая характерная особенность современных внешнеэкономических отношений восточноевропейских стран заключается в изменении приоритетов развития внешнеэкономических связей, резком уменьшении роли и значения взаимной торговли и существенном росте внешнеторгового обмена, прежде всего с развитыми странами Запада. В начале нового века удельный вес взаимной торговли в внешнеторговом обороте восточноевропейских стран сократилась почти с 60 до менее 20%. Изменение географической структуры внешнеэкономических связей восточноевропейских стран обусловлена логикой преобразований, которые происходят там. В условиях становления конкурентной рыночной среды производители и потребители начинают непосредственно определять товарную и географическую структуру, динамику внешнеэкономического обмена, развитие новых форм внешнеэкономической деятельности, исходя из соотношения своих доходов и расходов.

Экономические преобразования, произошедшие в большинстве стран Восточной Европы свидетельствуют о том, что рыночные преобразования набрали силу, совершенствуются и направлены на коренное изменение места и роли стран региона в мировом экономическом пространстве.

>> Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии

§ 24. Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии

После завершения второй мировой войны в большинстве восточноевропейских стран к власти пришли коалиционные правительства, представлявшие политические силы, участвовавшие в борьбе с фашизмом: коммунистов, социал-демократов, аграриев, либерально-демократические партии. Проводимые ими преобразования первоначально носили общедемократический характер. Национализировалась собственность лиц, сотрудничавших с оккупантами, проводились аграрные реформы, направленные на ликвидацию помещичьего землевладения. В то же время, в значительной мере благодаря поддержке СССР , неуклонно росло влияние коммунистов.

Утверждение тоталитаризма в Восточной Европе.

Отношение к «плану Маршалла» стало причиной раскола в коалиционных правительствах. Коммунисты и поддержавшие их левые партии отвергли этот план. Они выдвинули идею ускоренного развития своих стран с опорой на собственные силы и при поддержке СССР. Ставились цели обобществления экономики, развития тяжелой индустрии, кооперации и коллективизации крестьянства.

С созданием Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ) в 1947 г. фактическое руководство «братскими странами» начало осуществляться из Москвы.

То, что в СССР не потерпят никакой самодеятельности, показала крайне негативная реакция И. В. Сталина на политику руководителей Болгарии и Югославии - Г. Димитрова и И. Тито. Эти лидеры выступили с идеей создания конфедерации восточноевропейских стран, не включающей СССР. Болгария с Югославией заключили Договор о дружбе и взаимопомощи, в котором был пункт о противодействии «любой агрессии, с какой бы стороны она ни исходила».

Г. Димитров, приглашенный для переговоров в Москву, умер вскоре после его встречи с И. Б. Сталиным. По адресу И. Тито Коминформ выдвинул обвинение в переходе на позиции буржуазного национализма и обратился к югославским коммунистам с призывом к свержению его режима.

Преобразования в Югославии, так же как и в других восточноевропейских странах, ориентировались на социалистические цели. Создавались кооперативы в сельском хозяйстве, экономика находилась в собственности государства, монополия на власть принадлежала Коммунистической партии. Идеалом в Югославии считалась советская модель социализма. И все же режим И. Тито вплоть до смерти Сталина определялся в СССР как фашистский. По всем странам Восточной Европы в 1948-1949-е гг. прокатилась волна расправ над теми, кого подозревали в симпатиях к Югославии.

Коммунистические режимы в большинстве восточноевропейских стран оставались неустойчивыми. Для населения этих стран, несмотря на стену информационной блокады между Востоком и Западом, было очевидно, что успехи правящих коммунистических и рабочих партий в сфере экономики сомнительны. Если до второй мировой войны уровни жизни в Западной и Восточной Германии, Австрии и Венгрии были примерно одинаковы, то с течением времени начал накапливаться разрыв, составивший к моменту крушения социализма примерно 3: 1 не в его пользу. Концентрируя ресурсы, по примеру СССР, на решении проблемы индустриализации, коммунисты Восточной Европы не учитывали, что в небольших странах создание гигантов индустрии экономически нерационально.

Кризис тоталитарного социализма и «доктрина Брежнева». Кризис советской модели социализма в Восточной Европе начал развиваться почти сразу со времени ее установления. Смерть И.В. Сталина в 1953 г., породившая надежды на перемены в социалистическом лагере, вызвала восстание в ГДР. За развенчанием культа личности Сталина XX съездом КПСС последовала смена в свое время выдвинутых им руководителей правящих партий в большинстве восточноевропейских стран и разоблачение совершенных ими преступлений. Ликвидация Коминформа и восстановление отношений между СССР и Югославией, признание конфликта недоразумением породили надежду, что советское руководство откажется от жесткого контроля над внутренней политикой восточноевропейских стран.

В этих условиях новые лидеры и теоретики коммунистических партий (М. Джилас в Югославии, Л. Колаковский в Польше, Э. Блох в ГДР, И. Надь в Венгрии) пошли по пути переосмысления опыта развития собственных стран, интересов рабочего движения. Однако эти попытки, а главное, их политические итоги вызвали крайнее раздражение руководителей КПСС.

Переход к плюралистической демократии в 1956 г. в Венгрии, предпринятый руководством правящей партии, перерос в насильственную антикоммунистическую революцию, сопровождавшуюся разгромом органов госбезопасности. Революцию подавили советские войска, с боями взявшие Будапешт. Захваченных лидеров реформаторов казнили. Предпринятую в Чехословакии в 1968 г. попытку перейти к модели социализма «с человеческим лицом» также пресекли вооруженной силой.

Поводом для ввода войск в обоих случаях выступала просьба «группы руководителей» об оказании помощи в борьбе с контрреволюцией, якобы угрожавшей основам социализма и направлявшейся извне. Однако в Чехословакии в 1968 г. руководители правящей партии и государства ставили вопрос не об отказе от социализма, а его совершенствовании. Лица, пригласившие в страну иностранные войска, не имели на это никаких полномочий.

После событий в Чехословакии руководство СССР стало подчеркивать, что его долгом является защита «реального социализма». Теория «реального социализма», обосновывающая «право» СССР осуществлять военные вмешательства во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору, получила в странах Запада название «доктрина Брежнева». Подоплека этой доктрины определялась двумя факторами.

С одной стороны, идеологическими соображениями. Советские лидеры не могли признать банкротство той модели социализма, которая была навязана СССР Восточной Европе, опасались воздействия примера реформаторов на положение в самом Советском Союзе.

С другой стороны, в условиях «холодной войны », раскола Европы на два военно-политических блока ослабление одного из них объективно оказывалось выигрышем для другого. Выход Венгрии или Чехословакии из Варшавского договора (одно из требований реформаторов) рассматривался как нарушение соотношения сил в Европе. Хотя в эпоху ракетно-ядерного оружия вопрос о том, где проходит рубеж противостояния, утратил былое значение, сохранялась историческая память о вторжениях с запада. Она побуждала советское руководство стремиться к тому, чтобы войска потенциального противника, которым считался блок НАТО, разворачивались как можно дальше от границ СССР. При этом не учитывалось, что многие восточноевропейцы ощущали себя заложниками советско-американского противостояния. Они понимали, что в случае серьезного конфликта между СССР и США территория Восточной Европы станет полем боя за чуждые им интересы.

В 1970-е гг. во многих странах Восточной Европы исподволь проводились реформы, открывались некоторые возможности свободных рыночных отношений, активизировались торгово-экономические связи с Западом. Перемены, однако, носили ограниченный характер, проводились с оглядкой на позицию руководства СССР. Они выступали формой компромисса между стремлением правящих партий восточноевропейских стран к сохранению хотя бы минимальной внутренней поддержки и нетерпимостью идеологов КПСС к любим переменам в союзных странах.

Демократические революции в Восточной Европе .

Переломными стали события в Польше в 1980-1981 гг., где сформировался независимый профсоюз «Солидарность», почти сразу занявший антикоммунистическую позицию. Его членами стали миллионы представителей рабочего класса Польши. В этой ситуации СССР и его союзники не решились использовать войска для подавления инакомыслия. Кризис нашел временное решение с введением военного положения и установлением авторитарного правления генерала В. Ярузельского, сочетавшего подавление протеста с умеренными реформами в экономике.

Мощный импульс преобразованиям в Восточной Европе дали процессы перестройки в СССР. В одних случаях инициаторами перемен выступили сами руководители правящих партий, опасающиеся новаций, но считающие своим долгом следовать примеру КПСС. В других, как только стало ясно, что Советский Союз более не намерен силой оружия гарантировать незыблемость правящих режимов в Восточной Европе, активизировались сторонники реформ. Возникали оппозиционные, антикоммунистические политические партии и движения. Политические партии, долгое время игравшие роль младших партнеров коммунистов, стали выходить из блока с ними.

В большинстве стран Восточной Европы волна массовых выступлений в пользу демократизации и рыночных реформ, фактическая легализация оппозиции вызвали кризисы правящих партий.

В ГДР он был усугублен бегством населения в Западную Германию через открывшиеся границы Венгрии и Чехословакии с Австрией. Не решившись на репрессии, престарелые руководители компартий восточноевропейских стран, разделявшие «доктрину Брежнева», ушли в отставку. Новые лидеры попытались наладить диалог с оппозицией. Они удалили из конституций пункт о руководящей роли компартий, создали политические коалиции, ориентированные на умеренные, демократические реформы.

В результате первых после второй мировой войны свободных выборов в 1989-1990-е гг. коммунисты были отстранены от власти, которая перешла в руки оппозиции. Единственным восточноевропейским государством, где ничего не менялось, была Румыния. В результате народного восстания в 1989 г. режим личной власти Н. Чаушеску был сметен, а сам он казнен.

После мирных демократических революций восточноевропейские страны отказались от участия в Организации Варшавского договора, которая прекратила свое существование, добились ликвидации Совета Экономической Взаимопомощи.

Население ГДР с большой степенью единодушия в 1990 г. проголосовало за политические партии, выдвинувшие лозунг воссоединения Германии, объединения ГДР и ФРГ. В результате переговоров между СССР, США, Великобританией и Францией было подтверждено право народа Германии на самоопределение. Спорные вопросы, в частности о членстве единой Германии в военных блоках и пребывании иностранных войск на ее территории, оставили на усмотрение руководства единого германского государства. Правительство СССР не стало настаивать на сохранении советской группы войск на территории бывшей ГДР, добиваться нейтрализации единой Германии, которая осталась членом НАТО. В августе 1990 г. был подписан Договор об объединении Германии. *

Опыт демократического развития.

Переориентация экономических связей стран Восточной Германии, ликвидация нерентабельных производств, внедрение системы социальной защиты западноевропейского типа вызвали большие сложности. Реформы проводились за счет бюджетных средств. Экономика ФРГ, наиболее развитая в Западной Европе, с большим трудом выдержала бремя модернизации бывшего социалистического народного хозяйства. Преобразования ежегодно поглощали около 5% ВНП единой Германии. У 30% трудящихся бывшей ГДР возникли проблемы с занятостью.

Еще большие трудности переживали восточноевропейские страны. За 1989-1997 гг. производство ВНП в бывших странах социализма возросло лишь в Польше (рост около 10%, причем он начался лишь с 1992 г.). В Венгрии и Чехии оно сократилось на 8% и 12%, в Болгарии - на 33%, в Румынии - на 18%.

Экономический спад объяснялся целым комплексом причин.Стремление к переориентации экономических и политических связей на государства Запада, подписание в 1991 г. большинством восточноевропейских стран соглашений об ассоциации с Евросоюзом не могли дать немедленной отдачи. Участие в СЭВ, несмотря на невысокий уровень эффективности его деятельности, все же обеспечивало восточноевропейским странам стабильный рынок сбыта продукции, в значительной мере ими утраченный. Их собственная промышленность не могла соперничать с западноевропейской индустрией и проигрывала конкуренцию даже на внутренних рынках. Ускоренная приватизация экономики и либерализация цен, названная шоковой терапией, не привели к модернизации экономики. Источником ресурсов и технологий, необходимых для модернизации, могли быть только крупные зарубежные корпорации. Они, однако, проявили интерес лишь к отдельным предприятиям (автомобильный завод «Шкода» в Чехии). Другой путь модернизации - использование инструментов государственного вмешательства в экономику - отвергался реформаторами по идеологическим соображениям.

В течение нескольких лет восточноевропейские страны переживали высокий уровень инфляции, падение уровня жизни, рост безработицы. Отсюда рост влияния левых сил, новых политических партий социал-демократической ориентации, возникших на базе бывших коммунистических и рабочих партий. Успех левых партий в Польше, Венгрии и Словакии содействовал оздоровлению экономического положения. В Венгрии после победы левых сил в 1994 г. удалось сократить бюджетный дефицит с 3,9 млрд. долл. в 1994 г. до 1,7 млрд. в 1996 г., в том числе за счет более справедливого распределения налогов и сокращения импорта. Приход к власти в странах Восточной Европы политических партии социал-демократической ориентации не изменил их стремления к сближению с Западной Европой. Большое значение в этом плане имело их вступление в программу «Партнерство во имя мира о с НАТО. В 1999 г. Польша, Венгрия и Чехия стали полноправными членами этого военно-политического блока.

Кризис в Югославии. Осложнение экономического положения в период проведения рыночных реформ, особенно в многонациональных странах, привело к обострению межнациональных отношений. При этом если разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию прошло мирно, то территория Югославии стала ареной вооруженных конфликтов.

После разрыва между И.В. Сталиным и И.Б. Тито Югославия не входила в советскую систему союзов. Однако по типу развития она мало отличалась от других стран Восточной Европы. Реформы, проведенные в Югославии в 1950-е гг., встретили резкую критику со стороны Н.С. Хрущева и вызвали обострение ее отношений с СССР. Югославская модель социализма включила самоуправление на производстве, допускала элементы рыночной экономики и большую степень идеологической свободы, чем в соседних восточноевропейских странах. В то же время сохранялись монополия на власть одной партии (Союза коммунистов Югославии) и особая роль ее лидера (И.Б. Тито).

Поскольку существовавший в Югославии политический режим был продуктом ее собственного развития и не опирался на поддержку СССР, то сила примера перестройки и демократизации со смертью Тито сказались на Югославии в меньшей степени, чем на других восточноевропейских странах. Однако Югославия столкнулась с иными проблемами, а именно с межнациональными и межрелигиозными конфликтами, приведшими к распаду страны.

Православные Сербия и Черногория стремились сохранить единство государства и его самобытную модель социализма. В преимущественно католических Хорватии и Словении существовало убеждение, что роль Сербии в федерации слишком велика. Там преобладала ориентация на западноевропейскую модель развития. В Боснии, Герцеговине и Македонии, где было сильно влияние ислама, также существовало недовольство федерацией.

В 1991 г. Югославия распалась, Хорватия и Словения вышли из ее состава. Попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела. В 1992 г. независимость про-возгласили Босния и Герцеговина. Сохранившие тесные союзные отношения Сербия и Черногория создали новое федеративное государство - Союзную Республику Югославия (СРЮ). На этом, однако, кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство, интересы которого не были учтены в конституциях новых госу-дарств, начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, который в 1992-1995 гг. оказался в центре внимания всего международного сообщества. Затем на первый план вышло положение этнических албанцев в сербском крае Косово. Отмена автономии края вызвала недовольство албанцев, составляющих большинство его населения.

Политический протест перерос в вооруженную борьбу, участники которой уже не ограничивались требованием восстановления автономии. Страны НАТО от содействия в налаживании переговоров перешли к угрозам Сербии. В 1999 г. они переросли в военные действия США и их союзников против СРЮ.

В урегулировании конфликтов в Югославии принимали участие миротворческие силы ООН и войска НАТО. Они выявили значительные расхождения во взглядах на основы будущего миропорядка, на принципы урегулирования этнических конфликтов между США, некоторыми странами Западной Европы и Россией.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте проблемы выбора пути развития, стоявшие перед восточноевропейскими странами после второй мировой войны. Какие обстоятельства определили выбор модели их развития?
2. Определите общие и специфические черты развития стран Восточной Европы. В чем их отличие от запад-ноевропейских моделей устройства общества?
3. Раскройте ваше понимание термина «тоталитарный режим». Назовите основные проявления кризиса то-талитарного социализма в странах Восточной Европы.
4. Что такое «доктрина Брежнева»: объясните основной смысл ее провозглашения.
5. Охарактеризуйте процесс развертывания демократических революций в странах Восточной Европы в 80-90-е гг. Определите их связь с началом демократических преобразований в СССР. Какие особенности он имел в отдельных государствах (Германии, Югославии и др.)?
6. Чем вы можете объяснить сложность проблем перехода восточноевропейских стран на путь демократического развития? Назовите наиболее острые из них.
7. Назовите известных вам лидеров стран Европы и Северной Америки послевоенного периода. Кого вы считаете выдающимися деятелями? Почему?

Подробное решение параграф § 20 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011

Вопросы и задания:

1. Какие политические силы находились у власти в странах Восточной Европы в первые послевоенные годы? *Почему правительства были коалиционными?

После войны у власти в странах Восточной Европы находились как представители коммунистических и социал-демократических партий, так и деятели сохранивших политический вес довоенных буржуазных и крестьянских партий.

Политические силы, сведённые волей обстоятельств в правительственные коалиции, имели различные, во многом противоположные представления о будущем характере и путях развития своих государств. Одни стояли за реставрацию (восстановление) довоенных режимов. Другие (особенно социал-демократы) отдавали предпочтение западноевропейской модели демократического государства. Третьи (коммунисты), следуя советскому образцу, стремились к установлению государства диктатуры пролетариата.

Мне кажется, что причиной возникновения коалиционных правительств была необходимость в первую очередь восстановить разрушенную Второй мировой войной экономику стран и политические предпочтения уходили на второй план. Но по мере того как утверждались экономические и социальные основы послевоенных государств, обострялась борьба между этими силами.

2. Назовите преобразования, проведённые в восточноевропейских странах в 1945 – 1948 гг. *Что было их основным результатом?

Главными преобразованиями, осуществлёнными в 1944 – 1948 гг. во всех странах региона, были национализация основных средств производства и аграрные реформы. В руки государства переходили банки и страховые компании, крупные промышленные предприятия, транспорт и связь, национализировалась собственность лиц, сотрудничавших с оккупантами.

Основными результатами преобразований стало увеличение к концу 1940-х годов доли государственного сектора в валовой промышленной продукции в большинстве восточноевропейских стран свыше 90%: в Югославии – 100%, в Восточной Германии – 76,5%. В результате аграрных реформ 1940-х годов, проводившихся под лозунгом «Землю – тем, кто её обрабатывает!», было ликвидировано крупное помещичье землевладение. Часть изъятых у помещиков земель закреплялась за государственными хозяйствами (госхозами), часть передавалась малоземельным и безземельным крестьянам. Эти преобразования встречали поддержку одних групп населения и сопротивление других. Углублялось общественное и политическое размежевание.

3. Сравните события, в результате которых коммунисты пришли к власти в Польше и в Чехословакии. В чём их сходство? В чём различия?

В Польше исход борьбы между буржуазными и рабочими партиями определился в 1946 – 1947 гг. Решающими событиями стали референдум 1946 г. и выборы в Законодательный сейм.

На референдуме гражданам страны предлагалось ответить «да» или «нет» на три вопроса: а) об упразднении высшей палаты парламента - сената; б) о закреплении в будущей конституции страны экономического строя, основанного на проведённой аграрной реформе и национализации основных средств производства; в) об утверждении границ Польского государства на Балтике, по рекам Одра и Ниса Лужицкая (Одер и Нейсе). В референдуме участвовали 85% избирателей. Положительно ответили на первый вопрос 68% голосовавших, на второй – 77%, на третий – 91%. Одобрив пункты а) и б), большинство населения поддержало мероприятия, предложенные левыми партиями. Выборы в Законодательный сейм в январе 1947 г. принесли 80 % голосов избирателей блоку, возглавляемому Польской рабочей партией (это была партия коммунистического толка, созданная в 1942 г.), и 10% - Польской народной партии.

При внешней очевидности и лёгкости победы левых сил борьба за утверждение новой власти в Польше оказалась жёсткой, принесла много жертв. В стране действовали значительные антикоммунистические силы, в том числе вооружённые группы сторонников бывшей Армии Крайовой. Уже в мирные годы погибли около 20 тыс. активистов новой власти.

В Чехословакии перелом произошёл в феврале 1948 г. К этому времени противоречия между коммунистами и их политическими противниками достигли предельной остроты. В ответ на предложение коммунистов – членов правительства провести новый виток национализации (она должна была охватить все предприятия с числом рабочих Тэолее 50 человек, оптовую торговлю и др.) 12 министров от буржуазных партий подали в отставку. Расчёт был на то, что в результате падёт всё правительство, которое в тот момент возглавлял руководитель Коммунистической партии К. Готвальд. Коммунисты обратились к рабочим. В течение недели на предприятиях были организованы комитеты в поддержку Национального фронта, создавались отряды вооружённой рабочей милиции (до 15 тыс. человек), состоялась часовая всеобщая забастовка. Президент страны Э. Бенеш вынужден был принять отставку 12 министров и согласиться с предложениями К. Готвальда о новом составе правительства. 27 февраля 1948 г. новое правительство, руководящую роль в котором играли коммунисты, было приведено к присяге. Смена власти произошла без единого выстрела. В июне 1948 г. Э. Бенеш подал в отставку. Новым президентом страны был избран К. Готвальд.

Таким образом, схожим в событиях в результате которых коммунисты пришли в власти в Польше и Чехословакии было то, что и там и там коммунисты получили сопротивления со стороны других партий, которые выступали против установления однопартийности. Но если в Польше приход к власти сопровождался человеческими жертвами, то в Чехии это произошло без единого выстрела и жертвы.

4. В чём заключались особенности преобразований 1950-х годов в различных странах Восточной Европы? Сравните их с преобразованиями в СССР в 1920 – 1930-е годы. *Как вы думаете, почему восточноевропейские страны не во всём следовали советскому образцу?

Все преобразования 1950-х годов в различных странах Восточной Европы были направлены на «построение основ социализма». За основу был взят пример Советского союза и реформы, проведенные в 1920-1930-х годах. Таким образом, для «построения основ социализма» следующие мероприятия:

1. Индустриализация. Результатом индустриализации, проводившейся по советскому образцу, стало превращение большинства восточноевропейских стран из аграрных в индустриально-аграрные. Главное внимание уделялось развитию тяжёлой промышленности, которая практически вновь создавалась в Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии. В ГДР и Чехословакии, входивших еще до Второй мировой войны в число развитых индустриальных государств, осуществлялись структурная перестройка и реконструкция промышленности.

Как и в Советской союзе, успехи индустриализации оплачивались высокой ценой, напряжением всех человеческих и материальных ресурсов. Следует отметить, что страны Восточной Европы не имели внешней экономической помощи, которую получили западно¬европейские страны по плану Маршалла. Из-за преимущественного внимания к развитию тяжёлой промышленности недостаточным было производство товаров широкого потребления, сохранялся дефицит предметов повседневного спроса.

2. Кооперирование. Кооперирование сельского хозяйства в странах Восточной Европы имело черты своеобразия в сравнении с советским опытом, здесь в большей степени учитывались национальные традиции и условия. В одних странах развивался единственный тип кооператива, в других – несколько. Обобществление земли и техники проводилось поэтапно, применялись разные формы оплаты (по труду, за внесённый земельный пай и др.). К концу 1950-х годов доля обобществлённого сектора в сельском хозяйстве в большинстве стран региона превысила 90 %. Исключение составили Польша и Югославия, где в аграрном производстве преобладали частные крестьянские хозяйства.

3. Культурная революция. Перемены в области культуры в значительной степени определялись особенностями предшествующего развития стран. В Албании, Болгарии, Польше, Румынии, Югославии одной из первоочередных задач являлась ликвидация неграмотности населения. В ГДР такая задача не стояла, зато особые усилия потребовались для преодоления последствий многолетнего господства нацистской идеологии в образовании, духовной культуре.

Несомненным достижением культурной политики в восточноевропейских странах стала демократизация среднего и высшего образования.

Вводилась единая неполная (а затем полная) средняя школа с бесплат-ным обучением. Общая длительность обучения в школе достигла 10 – 12 лет. Её старшая ступень была представлена гимназиями и техническими школами. Они различались не по уровню, а по профилю подготовки. Выпускники средней школы любого типа получали возможность поступать в высшие учебные заведения. Значительное развитие получило высшее образование, в ряде стран впервые сложилась сеть вузов, готовивших научные и технические кадры высшей квалификации, появились крупные научные центры.

4. установление коммунистической идеологии. Во всех странах особое значение придавалось утверждению коммунистической идеологии как общегосударственной. Всякое инакомыслие изгонялось и преследовалось. Это особенно отчётливо проявилось в политических судебных процессах конца 1940 – начала 1950-х годов, в результате которых были осуждены и репрессированы многие партийные работники, представители интеллигенции. Обычным явлением в те годы были партийные чистки. Сферы идеологии и культуры продолжали оставаться полем борьбы.

5. Руководящая роль коммунистической партии. В ряде стран существовали многопартийные системы, в Албании, Венгрии, Румынии и Югославии было по одной партии. Действовали организации Национального фронта, парламенты, в некоторых странах сохранился пост президента. Но руководящая роль безраздельно принадлежала коммунистическим партиям.

5. Охарактеризуйте участников и цели выступлений, происшедших в середине 1950-х годов в странах Восточной Европы.

В середине 1950-х годов в странах Восточной Европы произошли следующие выступления:

1. 16 – 17 июня 1953 г. в десятках населённых городов и посёлков ГДР (по разным данным, их число составило от 270 до 350) произошли демонстрации и забастовки трудящихся с требованиями улучшения материального положения. Звучали и антиправительственные лозунги. Имели место нападения на партийные и правительственные учреждения. Против демонстрантов наряду с местной полицией были брошены советские войска, на улицах городов появились танки. Выступления были подавлены. Погибли несколько десятков человек. Для недовольных остался один путь – бегство в Западную Германию.

2. Выступления трудящихся в Польше 1956 г. В Познани рабочие объявили забастовку, протестуя против повышения рабочих норм и снижения заработков. В столкновениях с направленными против рабочих полицейскими и военными подразделениями погибли несколько человек. После этих событий произошла смена руководства в правившей Польской объединённой рабочей партии.

3. 23 октября 1956 г. студенческая демонстрация в столице Венгрии Будапеште положила начало трагическим событиям, поставившим страну на грань гражданской войны.

Кризисная ситуация, сложившаяся в Венгрии, имела ряд причин: экономические и социальные трудности, выдвижение коммунистическими лидерами нереальных политических и экономических задач, репрессивная политика партийного руководства и др. Положение осложнялось борьбой в центральных органах правившей Венгерской партии трудящихся (партии коммунистического типа) между группой деятелей догматического толка во главе с М. Ракоши и теми, кто выступал за пересмотр партийной политики, отказ от сталинских методов руководства. Лидером этой группы был И. Надь.

Студенты, вышедшие на демонстрацию, требовали возврата к власти И. Надя, демократизации политической системы и экономических отношений. Вечером того же дня собравшаяся вокруг демонстрантов толпа штурмом захватила здание радиокомитета, редакцию центральной партийной газеты. В городе начались беспорядки, появились вооружённые группы, нападавшие на сотрудников полиции и служб безопасности. На следующий день в Будапешт были введены советские войска. В это время И.Надь, возглавивший правительство, провозгласил происходившие события «национально-демократической революцией», потребовал вывода советских войск, объявил о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора и обратился за помощью к западным державам. В Будапеште повстанцы вступили в борьбу против советских войск, начался террор против коммунистов. При содействии советского руководства было образовано новое правительство во главе с Я. Кадаром. 4 ноября войска Советской армии взяли под контроль положение в стране. Правительство И. Надя пало. Выступление было подавлено. Современники называли его по-разному: одни – контрреволюционным мятежом, другие – народной революцией. В любом случае следует отметить, что события, длившиеся две недели, привели к большим человеческим жертвам и материальным потерям. Тысячи венгров покинули страну. Последствия пришлось преодолевать не один год.

В целом выступления в 1953 г. в ГДР и в 1956 г. в Польше и Венгрии, хотя и были подавлены, имели существенное значение. Это был протест против партийной политики, советской модели социализма, насаждавшейся сталинскими методами. Становилось очевидным, что нужны перемены.

6. Сравните события 1956 г. в Венгрии и 1968 г. в Чехословакии, определите общее и различия (план сравнения: участники, формы борьбы, исход событий).

7. Назовите причины избрания Югославией собственного пути развития. *Выскажите суждение о том, какую роль в этом играли объективные и личностные факторы.

В 1948 – 1949 гт. произошёл конфликт между партийным и государственным руководством СССР и Югославии. Причиной конфликта было нежелание И.Броз Тито беспрекословно подчиняться указаниям Москвы. Начавшись как спор между И. В. Сталиным и И. Броз Тито, он закончился разрывом межгосударственных отношений. Контакты восстановились по инициативе советской стороны лишь значительное время спустя после смерти Сталина, в 1955 г. Но за годы разрыва в Югославии был избран собственный путь развития. Здесь постепенно утвердилась система рабочего и общественного самоуправления. Было отменено централизованное управление отраслями хозяйства, расширялись функции предприятий по планированию производства, распределению фондов заработной платы, в политической сфере повышалась роль местных органов власти. В области внешней политики Югославия приняла статус неприсоединившегося государства.

Таким образом, в разрыве отношений между Югославией и СССР большое значение сыграла личность И.Б.Тито, который не захотел полностью подчинится Сталину и видел иной путь развития Югославии.

Введение

В результате Второй мировой войны в целой плеяде стран Восточной Европы (таких как Югославия. Польша, Албания, Болгария, Румыния, Чехословакия, ГДР, Венгрия) были сформированы совершенно новые политические режимы, в которых был провозглашен единый социалистический курс. Выбор социалистической политической системы определил направленность и характер кардинальных экономических преобразований. Странам было навязано ис-пользование опыта строительства социалистической системы в СССР.

Сам план строительства социалистических основ подразумевал реализацию следующих ключевых пунктов:

Осуществление пролетарской революции, а также установление дикта-туры пролетариата в тех или иных формах существования;

Сосредоточение в руках государственной власти основных позиций в экономической системе;

Всеохватывающая индустриализация;

Трансформация мелкой крестьянской собственности в кооперативную (другими словами - создание крупного обобществленного производства);

Культурная революция.

Система государственного социализма в качестве системы управления экономикой основана на:

1) мощном и всеобъемлющем централизованном регулировании, которые повсеместно пронизывает практически все сферы общественной жизни;

2) общественной собственности на производственные средства.

Опора на коммунистическую идеологию в СССР и странах Восточной Европы выступала особенностью социализма. Основная идея декларировалась, по сути, как «прогресс благосостояния человека».

Становление государственного социализма в СССР и в странах Восточной Европы

На XV съезде ВКП(б) в 1927 г. Сталином было дано такое определение статуса госплана: планы-директивы являются обязательными для руководящих органов. Именно государственный план становится, по сути, законом, который определял направления и планируемые показатели экономического развития в будущем, в масштабе всей огромной страны.

Революции в странах Юго-Восточной и Центральной Европы и возникли как продолжение и развитие исторического революционного поворота характеризуют основные черты, которые характерны процессу социалистического строительства и социалистической революции в СССР Государство в условиях формирования смешанной экономики / Под ред. А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславской. - М.: Инфра-М, 2010.

Исторический опыт свидетельствует, что основным вопросом революции выступает вопрос о власти.

Именно благодаря союзу рабочего класса со всем трудовым народом при доминировании пролетариата в странах Центральной и Юго-Восточной Европы была обеспечена победа над буржуазией, а также утверждение народной власти.

Развитие событий на Западе и на Востоке Европы было в первые послевоенные годы аналогичным. Основные отличия заключались в том, что Восточную Европу заняла Советская Армия, как следствие - там намного значительнее была роль компартий.

Советские войска, которые опирались на все ещё оставшиеся в большинстве стран Юго-Восточной и Центральной Европы органы безопасности. Компартии, подчинив себе социал-демократические движения, смогли нанести удары по политическим позициям всех некоммунистических партий, которые вынуждены были перейти в оппозицию.

Таким образом в 1947-1948 гг., коммунисты, опираясь на уже завоеванные позиции, прямое давление и поддержку из Москвы, удалив своих политических оппонентов, укрепили собственные позиции в руководстве государством и экономической жизнью, а также установили свою монопольную власть.

Таким образом, придя к власти, компартии приступили к незамедлительному “строительству социализма”.

Особенности развития социалистической системы в различных странах Восточной Европы

В некоторых коммунистических партиях робко выдвигались идеи привнесения в строительство социализма некоторых, так сказать, «национальных особенностей». Эти все идеи были в подавляющем большинстве отвергнуты в пользу копирования опыта СССР. Во всех странах Юго-Восточной и Центральной Европы была преобразована политическая система, а многопартийность либо ликвидировалась (как, к примеру, в Венгрии, Румынии, Югославии, Албании), либо же партии теряли свою политическую самостоятельность, становясь элементом руководимых коммунистами «фронтов», коалиций (как это было в ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии).

Сконцентрировалась же вся полнота власти в руках исполнительного аппарата, практически полностью слившегося с аппаратом безраздельной правящей коммунистической партии. Представительная и судебная ветви власти фактически теряли самостоятельность, а вообще, по сути дела, с принципом разделения властей и вовсе было покончено.

Все гражданские права и свободы фактически были отменены, хотя формально остались декларативного характера: конституции, всеобщее избирательное право, регулярно проводились, так называемые “выборы”.

Страны с «молодым и неокрепшим» государственным социализмом в свое время красиво назывались странами “народной демократии”, однако, по сути дела там с демократией было окончательно покончено.

Благосклонно воспринятая руководством стран Восточной Европы сталинская “теория” обострения классовой борьбы по мере движения к социализму, привела не только лишь к сильному обострению отношений с цивилизованными западными странами, но также и к всестороннему развитию внутренней репрессивной системы.

В экономической сфере “строительство социализма” подразумевало, по сути, завершение национализации финансов и производственных фондов, проведение индустриализации, а также кооперирования агропромышленного комплекса Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: Учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2006.

Таким образом, «благодаря» строителям социализма, рыночная экономика полностью сдала позиции место плановой или, как ещё её называют, административно-командной. Произошла широкомасштабная ломка социально-экономических структур, исчезло свободное предпринимательство. Более того, практически все взрослое население оказалась занято в государственном секторе экономики.

Начало “строительства социализма” в странах Юго-Восточной и Центральной Европы привело к бурному экономическому росту, продолжавшемуся, однако, до середины 60 гг. Основной движущей силой экономического развития и роста выступила тотальная индустриализация, которая, по образу и подобию СССР, приняла форму преимущественного развития тяжелой промышленности. Средства на её осуществление были получены именно благодаря национализации.

СССР в вопросе способствования экономическому развитию своих «стран сателлитов» взял на себя поставки станков и оборудования, подготовку кадров для производства, оставаясь при этом, также основным поставщиком энергоресурсов и минерального сырья.

Кризис коммунистической идеологии и административно-командной системы хозяйствования

Стремление создания в странах Юго-Восточной и Центральной Европы многоотраслевой тяжелой промышленности, по образу и подобию СССР, очень часто в значительной мере превышало учет реальных возможностей, что неизбежно приводило к диспропорциям в развитии всей экономической системы.

Ускоренная индустриализация, при незначительных вложениях в сельское хозяйство, а также производство потребительских товаров первой необходимости послужили причиной ограничения потребления, а также падения жизненного уровня. Эти факторы и послужили причиной всеобщего недовольства сопровождающегося кризисами в 50е годы XX в.

Сначала в этих странах практически исчез слой крупных землевладельцев, а после и предпринимателей вообще. После проведения кооперирования практически везде, кроме Польши, исчезло самостоятельное крестьянство. В результате социальная структура упростилась.

В экономической системе преобладали две социальные группы: наемные работники государственного сектора и кооперированные крестьяне.

В течение 1947-1948 гг. в восточноевропейских странах утвердился тоталитарный социализм по образу и подобию СССР с тем лишь различием, что не сопровождался гражданской войной История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Л. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Смерть Сталина в 1953 году повлекла за собой глубокие перемены в СССР и, соответственно, в странах Восточной Европы. Освобождение от всеобщего страха перед вождем обнажило весьма глубокие противоречия тоталитарного социализма, породив как массовое недовольство, так и сопротивление. В ГДР, а после и в Польше, а также Венгрии возникли политические кризисы, преодоление которых было бы, наверное, невозможным без применения силы. Возникла объективная необходимость модернизации политического курса коммунистических партий с тем, дабы снять социальное напряжение и основные причины недовольства. В странах Восточной Европы были наконец прекращены массовые репрессии и даже проведена частичная реабилитация их жертв.

В 60е годы в подавляющем большинстве стран Восточной Европы источники быстрого роста за счет строительства все новых производственных мощностей, а также увеличения числа рабочих (экстенсивные источники роста) иссякли, что послужило причинной застоя. Экономическое развитие с тех пор можно было обеспечить только за счет роста производительности труда и интенсификации производства.

Таким образом, старые, привычные для тогдашней номенклатурной управленческой элиты методы управления экономической системой уже не подходили. В 60е годы почти во всех странах проводились существенные экономические реформы. Одной из первых осуществила их в 1963 году ГДР. Цель реформ заключалась в создании экономического механизма, который стимулировал бы рост производительности труда. Для осуществления этой достаточно сложной задачи была реализована децентрализация управления, введен хозрасчёт на предприятиях, расширялась сфера товарно-денежных отношений.

Таким образом, возникший в середине 40х годов социалистический строй так и не сумел покорить умы и сердца «пролетариев всех стран». Иллюзии и надежды на то, что социализм с его доминированием общественной, а вернее государственной собственности на средства производства станет островком социальной справедливости, приведет к всеобщему благосостоянию и уничтожению эксплуатации человека человеком, так и не оправдались.

На практике ликвидация частной собственности при абсолютном господстве государства в экономике привело к тому, что у людей исчезла заинтересованность в результатах своего труда. Государственная собственность принадлежала по сути бюрократическим структурам, которые присваивали результаты общественного труда. В результате возникла экономика, которая оказалась неспособной обеспечить в полной мере даже основные потребности населения. Монопольный характер власти компартий породил недемократические политической системы, которые лишили народные массы права свободно высказывать свое мнение, избирая по своей собственной воле руководство страной.

При таком положении вещей система именуемая “социалистическим лагерем” не могла никак существовать вечно или весьма длительное время. Падение ее было лишь вопросом времени, необходимого для созревания внутренних сил, которые могли бы положить начало кардинальным изменениям.

Заключение

В начале ХХ века во многих странах мира распространение социалистических идей сопровождалось большим энтузиазмом. Попытки практического воплощения социализма породили огромные ожидания среди миллионов людей. К концу ХХ века глобальный провал социалистического экономического эксперимента стал неоспоримым.

В течение долгого времени коммунистическая пропаганда старательно поддерживала миф об экономических преимуществах социализма, а официальная статистика социалистических стран сознательно фальсифицировала результаты их социально-экономического развития.

Сегодня появилась возможность объективно оценить результаты экономического развития бывших и нынешних социалистических стран по сравнению со странами с рыночной экономикой.

К примеру, экономическая катастрофа, принесенная социализмом, отбросила Кубу, входившую в 50-х годах в четверку наиболее богатых латиноамериканских государств, в число самых бедных стран Западного полушария.

Справедливости ради надо признать, что сам по себе переход от социализма к рыночной экономике еще не гарантирует автоматического процветания. Успех или неудача в рыночных условиях в решающей степени зависит от проводимой экономической политики.

Список использованных источников

1. Миллер А. Об истории концепции "Центральная Европа" // Центральная Европа как исторический регион. М., 1996.

2. Орлик И. Центрально-Восточная Европа между Россией и Западом // Вестник научной информации (ИМЭПИ РАН). 1997. N 5.

3. Государство в условиях формирования смешанной экономики / Под ред. А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславской. - М.: Инфра-М, 2010

4. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: Учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2006

5. История экономики: Учебник / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. - М.: ИНФРА-М, 2009

6. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Л. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...