Государственный сектор экономики, его структура и границы.


Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается значительной. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.

Отношение к государственному сектору экономики и после десятилетия рыночных реформ остается одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффективного функционирования государственных предприятий. В надеждах на чудеса приватизации правительства постсоциалистических стран явно недооценили потенциал госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем трезвый экономический расчет.

В общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев может меняться.

Некоторые авторы под понятием государственной собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. /1, C.55/.

Другие авторы, понимают под государственной собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

Из проведенного анализа видно, что хотя категории государственный сектор и государственная собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны. государственный муниципальный общественный

Вместе с тем в научных публикациях встречается расширенная трактовка госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

В современных условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны.

Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, госпредприятия.

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Государственный сектор комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

1)несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

2)самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.

Приватизация - преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам.

В развитых странах среди множества способов приватизации можно отметить распродажу и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажу государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично. При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.

В современной экономике в зависимости от изменения формы и субъекта собственности выделяют несколько видов приватизации:

· большая приватизация - преобразование предприятий в акционерное общество и распределение акций среди частных лиц путем их продажи или бесплатной раздачи;

· малая приватизация - продажа мелких объектов сферы услуг и торговли частным лицам или группам инвесторам;

· спонтанная приватизация - приватизация по " закону джунглей", при которой государство отказывается от регулирующей роли;

· частичная имущественная приватизация - продажа имущества каждого отдельного предприятия по частям.

Каждый из названных видов приватизации имеет собственные достоинства и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления. Малая и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с этой точки зрения являются более эффективными, однако в условиях российского монополизма их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами собственности представителей номенклатуры.

Приватизация является одной из сторон разгосударствления.

Разгосударствление – уменьшение функций государства в экономике, передача части полномочий государственных органов предприятиям, развитие конкуренции и предпринимательства. Однако разгосударствление создает собственные проблемы, что убедительно показала история рыночных преобразований 80-90-х гг. в России. Поэтому поиск оптимальных пределов государственного и частного секторов в экономике остается достаточно актуальной задачей для многих государств, хотя основной принцип такого соотношения известен: « Конкуренция – везде, где возможно, регулирование - лишь там, где необходимо».

Роль и значение государственного сектора в экономике индустриально развитых стран различается как по объему, так и по структуре. Как показывает исторический опыт, происходящее некоторое время сокращение общественного сектора доходит до определенного рубежа, а затем начинается расширение. Такие изменения зависят от ряда факторов: исторических, географических, экономических, политических и т.д. условий. Действие этих факторов к тому же привело к формированию особых систем макроэкономического регулирования, получивших название моделей По горизонтальной «оси» расположена «степень обобществления экономики»: доля государственных предприятий в национальном производстве и степень протекционизма во внешней торговле. По вертикальной «оси» откладывается степень развития государства всеобщего благосостояния – величина социальных трансфертов и объем производства общественных благ. На схеме отображены четыре крайние модели государственного хозяйства: 1) социалистическая, характеризующаяся высокой долей государственной собственности и существенными объемами перераспределения, 2) скандинавская, 3) латиноамериканская, основанная на внешнеторговом протекционизме и импортозамещающем росте и 4) либеральная, которая встречается крайне редко и в чистом виде существовала лишь в Гонконге и Сингапуре. Каждая модель государственного сектора представляет собой целостную систему, определенное сочетание элементов и реализуется в виде комплекса мер экономической политики и соответствующих государственных институтов, разрабатывающих и реализующих эти меры. Но в рамках каждой модели может произойти перемещение центра тяжести с одного направления на другое, смена приоритетов – именно это обеспечивает их гибкость и выживание. Важной особенностью современного периода является тенденция к сближению моделей различных типов. В этом плане переход постсоциалистических стран к рынку может рассматриваться как движение от социалистической модели к либеральной.

Проблемы и противоречия в обществе, возникающие при таком переходе можно проиллюстрировать двумя особенностями переходной экономики. Первая из них состоит в том, что при переходе от плановой экономики к рыночной на первых этапах реформирования роль государства в экономике уменьшается. Приватизация государственной собственности существенно расширяет границы частного сектора и рыночных механизмов. Однако данный переход осуществляется в условиях системного кризиса, сопровождаемого уменьшением ВВП, падением инвестиционной активности, инфляцией, финансовым кризисом, увеличением безработицы. Возникают такие негативные явления, как нестабильность настоящего, неопределенность будущего, отсутствие гарантий прав собственности и др. Разработка и реализация антикризисных стратегий и программ во многом ложатся на плечи государства, что требует усиления его роли в экономике. К тому же экономика все больше испытывает дефицит ресурсов, способных обеспечить решение назревших проблем. Поэтому на первый план выдвигаются либо расходы государства, либо внешние заимствования. Вторая особенность переходной экономики связана с усилением государственного регулирования, которое сталкивается с тремя трудностями: опасениями со стороны общества рецидивов элементов старой распределительной системы и всеобщего дефицита товаров; отсутствия механизмов, способных эффективно использовать ресурсы в общественном секторе экономики; неопределенность в направлении использования дополнительных доходов государства.

В России в соответствии с постановлением правительства от 4 января 1999 г. «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации» в состав государственного сектора экономики входят: государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, акционерные общества, в уставном капитале которых контролирующий пакет голосующих акций (более 50%) находится в государственной собственности (федеральной или субфедеральной). Основой такой классификации является функционально-управленческий принцип, т. е. в состав государственного сектора включаются только те хозяйственные объекты, функционирование и развитие которых полностью определяется и контролируется государством. Исключение из состава государственного сектора муниципальных предприятий неявно вводит в оборот понятие трехсекторной экономики, состоящей из государственного, муниципального и негосударственного (частного) секторов, что противоречит международной практике. Важной проблемой остается отнесение к государственному сектору экономики вертикально интегрированных хозяйственных структур, строящихся по типу финансово-промышленных групп. Один из возможных подходов к этой проблеме предполагает использование своеобразной «государственной цепочки». Если более 50% акций материнской компании находится в руках государства, то она относится к государственному сектору. Если, в свою, очередь эта компания держит более 50% акций дочерней фирмы, то последняя тоже относится к государственному сектору. Иными словами, если материнская компания контролируется государством, а дочерняя – материнской, то, следовательно, дочерняя фирма также косвенно регулируется государством.

Таким образом, государственный сектор – двойственное и противоречивое образование. Он включает в себя как бы два начала: рыночное – основанное на возмездности, эквивалентности, купле-продаже, отчуждении права-собственности, и нерыночное – основанное на неэквивалентности обмена, внерыночных механизмах распределения ресурсов, безвозмездном выделении основных фондов государственным и муниципальным предприятиям, неопределенности права собственности. Такая двойственность очень часто порождает неэффективность использования экономических ресурсов в нем и искажение в распределении доходов. Данная двойственность в производстве общественных благ вызывает необходимость действенного законодательного регулирования данного сектора с целью создания условий для эффективного использования экономических ресурсов в производстве общественных благ и рационального распределения возникающих здесь доходов в соответствии с реальными правами, функциями и ответственностью всех субъектов отношений в данном секторе экономики. Тем не менее в развитых странах в государственный сектор вовлекается от 30% до 60% ресурсов экономики в зависимости от национальных традиций, структурных и других факторов. Фактические данные показывают, что государственный сектор вполне сопоставим по своим масштабам с частным, тогда как при более низком уровне развития один из секторов занимает явно доминирующие позиции.

С этой точки зрения современное положение в России можно считать достаточно специфичны. Дело в том, что при всех пороках существующей социально-экономической системы нельзя упускать из виду, что за десятилетие реформ в стране возникли все основные рыночные экономические институты. Теперь Россию можно причислить к странам, определяемым как «нарождающиеся рынки». Это, по мнению д. э. н. , зав. сектором ИЭ РАН А. Нестеренко, имеет несколько важных последствий для экономической политики. Во-первых, такая ситуация означает, что российская экономика реагирует на государственное регулирование так же, как и рыночная экономика любой другой страны. Во-вторых, государство должно максимально быстро избавить экономику от тех пут, которые мешают частным производителям. Высокие налоги и чрезмерное административное регулирование «стимулируют» уход предпринимателей в теневую экономику. В результате страдает не только частный капитал, но и само государство, которое никак не может собрать столько налогов, чтобы хватило на выполнение нормальных государственных функций, не говоря о «бюджете развития», промышленной политике и т. п. В-третьих, государство должно помогать развитию рыночных институтов, создавать благоприятную среду для отечественного и зарубежного бизнеса. И наконец, в-четвертых, в стране назрела необходимость формирования нового характера отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и внешним миром.

Государственный сектор экономики выступает в роли комплекса хозяйственных объектов, которые являются собственностью в целом, либо отдельными частями федерального или муниципального административного органа.

Границы государственного сектора могут изменяться в связи с увеличением, либо падением корпоратизаций и приватизации компаний. В настоящий момент статистика многих государств с рыночной экономикой показывает, что ликвидируются из списка предметов государственного сектора компании, пребывающие в периоде приватизации. Такое происходит даже в том случае, если часть общегосударственного имущества в их капитале больше половины. Следовательно, совокупный объём государственной собственности в капитале гибридных компаний в действительности наиболее значительный, чем государственный сектор. Инвестиции поступают в основном в государственный сектор экономики, что весьма серьезно влияет на национальное регулирование финансовых действий.

Основной частью государственного сектора представлены объекты общественного назначения, в основной массе не дающие доход. Остальная часть объектов состоит из национальных компаний, имеющих отношение к сырьевой и энергетической составляющей государства, где необходимы крупные вложения, а доход приходит медленным темпом. Доходность национальных компаний на порядок ниже, чем у частных фирм.

Существование в обстоятельствах рыночных взаимоотношений секторов, которыми руководят владельцы частных компаний, дает возможность эксплуатировать государственный сектор с целью решения общегосударственных финансовых вопросов, увеличения рентабельности частного хозяйства. компаний государственного сектора не представляется первоочередной целью его деятельности в экономике. Высоких доходов с них не ждут, а потери покрываются из правительственного бюджета. Вследствие этого государственный сектор становится основным поставщиком дешевых услуг, электричества и материала, что позволяет снизить в частном секторе.

Также национальные компании занимаются и внешнеторговым регулированием, вывозом денежных средств за границу, вводят государственный основной в форме финансовых вложений в какие-либо государства. Интенсивно применяется государственный сектор как механизм правительственного регулирования финансовых действий. Так, в обстоятельствах резкого упадка экономики, если собственные вложения уменьшаются, вложения в государственный сектор, как правило, увеличиваются. Таким образом, национальные рычаги влияния пытаются сдержать повышение безработицы. Видна значимость государственного сектора в общегосударственной структурной политике. Страна формирует новые объекты, либо переоборудует прежние в тех секторах экономики, в которые частный основной капитал приходит в малом количестве.

Как влияет государственный сектор на экономику?

Регулирующее влияние на экономику государственный сектор проявляет путем влияния на политику гибридных фирм, в которых стране принадлежит . Распоряжаясь пакетами акций в согласовании с национальными проектами, страна имеет возможность координировать финансовые вложения. За счет управления пакетами акций банков имеется возможность обращать средства в финансирование инвестиционных планов.

Государственный сектор через Центральный регулирует денежный :

Устанавливает прибыльные ставки;

Исполняет процедуры на рынке ценных бумаг;

Оказывает влияние на денежный курс.

Этими действиями государственный сектор также динамично воздействует на финансовый прогресс государства.

Финансовыми и основными функциями государственного сектора считаются:

Получение коммерческой выгоды с дальнейшим перечислением ее в ;

Пополнение прибыльной доли бюджета за счет налогов и других обязательств.

В целом, государственный сектор добавляет собственное производство туда, где стимулирование частного капитала оказывается неудовлетворительным. В итоге государственный сектор можно охарактеризовать инструментом с целью увеличения производительности общенародного хозяйства и перераспределения ВВП.

Министерство финансового развития и торговли Российской Федерации уделяет большое внимание формированию стратегических ценностей становления государственного сектора, оказывает влияние на его работу, устанавливает подходящие объемы функционирования. Оно определяет миссии компаниям государственного сектора в краткосрочной и долговременной перспективе.

Цели формирования государственного сектора направлены на:

Моделирование прибыли и затрат правительственного бюджета и национальных внебюджетных фондов;

Составление плана размеров продукта и развитие планов национальных договоров в поставки продукта, для удовлетворения национальных потребностей.

На практике используется способ планирования «от достигнутого уровня». Такого рода способ представляется наиболее приемлемым при обстоятельствах, где население удовлетворено состоянием государственного сектора и не пребывает в процессе больших общественно-финансовых изменений.

При обстоятельствах скорого формирования государственного сектора на первое место ставится выбор подходящих альтернатив применения национальных средств. Для выгодного подбора применяется способ сопоставления производительности, который предоставляет нужную информацию с целью принятия финансовых и общественно-политических заключений.

Для оценки производительности в государственном секторе применяют подобные способы:

  • анализ расходов и результативности;
  • анализ расходов и эффективности;

Понятие «анализ расходов и результативности» характеризуют совокупность аналитических способов, совершающих обозначение размера расходов и ресурсов на результат установленных целей, определенных перед национальным сектором, подбор подходящих постановлений. Если расценивается работа, приносящая несколько итоговых результатов, то предпочтительно воспользоваться анализом расходов и полезности. Способ анализа расходов и полезности - это совокупность операций, при создании возможных сопоставлений расходов в многоцелевой ценовой форме. Применение данного способа проблематично, так как не всегда социальные блага реально просчитать в стоимостном выражении.

Распространение государственного сектора оцениваются рядом характеристик:

Долей производства государственного сектора в совокупном размере изготовления;

Удельным весом производств;

Определением размеров ключевых фондов;

Долей от всеобщего размера инвестиций в первостепенный капитал, приходящейся на административный ресурс;

Числом сотрудников в государственных фирмах.

Российское право учитывает 2 координационно-законные формы унитарных компаний государственного сектора:

Первая форма - в праве хозяйственного ведения. Владелец выносит решение задачи формирования компании, реорганизации и ликвидации, устанавливает объект и миссии работы, осуществляет контролирование за применением и сохранностью собственности;

Вторая форма - в праве своевременного управления. Права владельца более обширные. Организация имеет возможность лично управлять только лишь сделанной продукцией. Распоряжение закрепленной собственностью может быть только лишь с согласия владельца.

Унитарные компании представляют собой торговые компании, владельцем которых выступает государство. Это является основанием для непосредственного управления подобными предприятиями со стороны государства. Органом управления унитарным предприятием является его начальник, установленный владельцем, или уполномоченным органом.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества важнейшая роль принадлежит государственному сектору.
Государственный сектор - это часть экономики страны, представляющая комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам, полностью контролируемая государством.
В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор - самостоятельный комплексный инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.
На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т.д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны.
Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой. Он охватывает отрасли, оставленные ему частным капиталом, в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.
Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, вузовской науке, подготовке и переподготовке кадров. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно- исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования.
Через государственный сектор осуществляется деятельность государства по «оздоровлению» отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы.
Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.
Наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи;

  • усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохозяйственными процессами;
  • повысить общее антикризисное воздействие;
  • регулировать потоки инвестиций;
  • упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;
  • противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.
Основными экономическими функциями государственного сектора являются:
  • стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;
  • реализация государственной структурной политики;
  • поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;
  • поддержание определенного уровня цен;
  • решение проблем занятости;
  • обеспечение внешнеэкономического равновесия;
  • обеспечение приоритета социальных целей.
Государственный сектор в лице центрального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:
  • аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства страны;
  • определяет процентные ставки на рынках ссудных капиталов, влияя тем самым на темпы экономического роста;
  • осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие ликвидных средств и обеспечивая поступление средств в бюджет.
Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:
  • доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе;
  • количество занятых в нем рабочих и служащих;
  • удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства;
  • число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферам и отраслям.
Размеры государственного сектора экономики могут служить критерием экономической роли государства, хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.
Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Это связано со взаимопроникновением государственного и частного капитала и выражается в чередовании фаз национализации и денационализации. Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации, а также разгосударствления экономики.
Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т.е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора); стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения; создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования ("сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот); денационализацию, приватизацию.
На практике процесс разгосударствления адекватен приватизации, которая проводится в популярных формах: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций государственных предприятий работниками этих предприятий или населением, сдача в аренду и т.д.
Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиг в соотношении между двумя секторами - государственным и частным в пользу последнего.
История формирования государственного сектора, взгляд на его деятельность и его размеры в разных странах различны и подчас противоречивы: в США и Великобритании сильны антигосударственные тенденции, основанные на принципах индивидуализма; во Франции - более позитивное видение государства и, соответственно, государственного сектора. Тенденция усиления роли государства и государственного сектора возникает как объективное требование, продиктованное необходимостью повышения эффективности экономики.
В 70-е гг. доля государственного сектора в развитых капиталистических странах составляла (в %):
  • в производстве валового национального продукта:
США - 1,3
ФРГ - 10,7
Франция - 16,5 Италия - 14,0
  • в расходах валового внутреннего продукта:
США - 32,7
ФРГ - 48,6
Франция - 45,2 Италия - 45,5
В 80 - 90-е гг. наметилась тенденция к уменьшению государственного предпринимательства.
Безусловно, целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования. Оценка эффективности основывается на:
  • рентабельности государственного сектора экономики;
  • полезности для общества.
Как правило, в странах с рыночной экономикой предприятия государственного сектора низко рентабельны, даже убыточны. В государственном секторе экономики в большей мере проявляются такие негативные явления, как бюрократизация (например, численность управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности, в два - три раза выше, чем на частных; нередки случаи некомпетентности чиновников); негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации; использование предприятий как инструмента политики и др. На государственных предприятиях, за некоторым исключением, более высоки издержки, чрезмерно привлекаются ресурсы и нерационально используются.
К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:
  • сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получения прибыли отраслях;
  • использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических проблем;
  • высокий уровень социальных расходов;
  • отсутствие конкуренции;
  • государственное финансирование и т.д.
В рамках государственного сектора можно выделить два типа предприятий - бюрократические и рыночные. Бюрократические отличаются финансированием расходов за счет национального бюджета, высоким уровнем политизированности (что способствует расширению политического вмешательства, порождению коррупции, негибкому механизму использования ресурсов, сдерживающему рост эффективности производства). На предприятиях, где государство выступает как собственник и производитель, экспортер и банкир, наниматель и вкладчик, существует большая опасность его неконкурентоспособности.
Рыночные модели предприятий, основанные на финансовой самостоятельности, заинтересованности в увеличении доходов, оперативной независимости, высоком уровне конкурентоспособности, более жизнеспособны и положительно влияют на социально-экономические процессы.
В экономике развитых стран используются оба типа предприятий, но преимущества второго - очевидны.
В целом же наличие государственного сектора в рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям. В Республике Беларусь масштабы государственного сектора велики: по всем параметрам он достигает порядка 80%. Однако соотношение государственного и частного основного капитала в ближайшей перспективе должно измениться в пользу последнего.

Также в случае продолжения снижения курса доллара по отношению к рублю, ряд крупных банков стран Содружества может испытать значительные трудности. Это обстоятельство, а также сокращение объемов золотовалютных резервов могут вызвать проблемы в банковских системах этих государств.

На сегодняшний день можно сказать, что правительство борется с кризисом в большей степени административными методами, нежели чем экономическими. Правительство, дабы не допустить резкого роста цен, ограничило перемещение денег по рынкам. Сейчас рублю абсолютно некуда податься. Рынок ценных бумаг − как государственных, так и корпоративных− фактически не работает. Обновленные ГКО торгуются мизерными, по сравнению с серединой 1997 года, объемами. Валютный рынок пребывает в стагнации после того, как правительство и Центральный банк жестко привязали покупку долларов к наличию у покупателя импортного контракта.

Тема 8. Госсектор как инструмент государственного регулирования экономики

Сущность, структура и значение госсектора в экономике

Организации, находящиеся под контролем или руководством государственных властей, владеющих ими частично или полностью, образуют государственный сектор национального хозяйства.

Такое определение госсектора сужает его понимание и сводит по существу к государственной собственности. Действительно, государственная собственность – ключевое звено госсектора, но его понятие значительно шире.

Важнейшая роль госсектора – аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.

Пример: Швеция занимает первое место в мире по размеру госсектора, напротив, размер госсобственности в Швеции относительно невысок.

Под государственной собственностью обычно понимают комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.

Масштабы госсобственности оцениваются рядом показателей:

Долей производства госсектора экономики в общем объеме производства.

Удельным весом продукции, производимой госсектором по отраслям.

Долей в объеме основных фондов.

Долей от общего объема инвестиций в основной капитал.

Численностью работников на государственных предприятиях.

Наиболее полно масштабы госсобственности, можно определить по показателям:

Доли госрасходов по отношению к ВВП.

Доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет.

В настоящее время государственный сектор экономики в различных странах играет неодинаковую роль. Государственная деятельность может осуществляться на нескольких уровнях: на правительственном, промежуточном – мезо-

уровне (субъекте РФ) и местном. Национальное правительство, как правило, везде ответственно за оборону, выпуск денег, международную торговлю, почту,

и другие направления деятельности общества.

В развитых индустриальных государствах между государственными и частными структурами выделяются два наиболее важных различия:

Во-первых, лица, ответственные за управление государственным учреждением, либо выбираются, либо назначаются тем, кто уже выбран;

Во-вторых, государственные структуры имеют такие права, которые у частных отсутствуют. Государство имеет право принудить всех платить налоги.

У государства есть право воспользоваться собственностью других владельцев для общественных нужд, но при этом оно должно оплачивать им справедливую компенсацию (право исключительного суверенитета). В большинстве развитых стран государство может обязать молодежь к службе в армии. В частном секторе все контакты, обмены добровольны, и, соответственно, никакого принуждения частные институты делать не вправе.

Наибольшее распространение государственный сектор экономики получил в Европе. Во многих отраслях ее экономики, прежде всего в топливно-энергети- ческом комплексе, электроэнергетике, на транспорте, доля государства превышает половину. По удельному весу государственной собственности в национальном хозяйстве идут, по мере убывания, Австрия, Франция, Великобритания, Германия, Швеция, Нидерланды, Италия. Из развитых стран мира относительно невелика роль государства в экономике Японии и минимальна в США. При этом даже в этих странах во второй половине ХХ в. увеличилось участие государства во владении железными дорогами, федеральными автомобильными шоссе. В США к концу 90-х гг. они давали 30% налоговых поступлений от совокупного производства страны. Государственные расходы составляли более 1,5 трлн. долл., или 35% совокупного производства, а до Первой мировой войны эти показатели были менее 10%.

В индустриальных странах государство в определенных сферах приобретает значительное воздействие на решение проблем частных производителей с помощью субсидий. Роль государственного сектора возрастает при регламентировании деятельности производства, финансировании различных федеральных и правительственных программ. Государство предоставляет разнообразные дотации производителям при покупке оборудования, частным лицам в социальной сфере. В последние десятилетия большое распространение получили скрытые субсидии, когда государство, к примеру, ограничивает импорт какогото иностранного товара или облагает его пошлинами. Несмотря на усилия Всемирного торгового общества, ратующего за открытость экономики и свободное перемещение товаров и капиталов, страны большой семерки создают условия для поддержки своих товаропроизводителей, в результате цены на собственные товары увеличиваются. Таким образом, американские, французские, канадские

и другие производители конкурирующих товаров получают поддержку. Государство широко обеспечивает также скрытое субсидирование путем кредитования по низким процентным ставкам, гарантирования займов и регламентации производства.

Ежегодно правительства развитых стран осуществляют закупки товаров и услуг на достаточно большие суммы, что делается в целях национальной обороны, эксплуатации дорог, обеспечения образования, соблюдения порядка и т.д.

Не случайно в бюджетах большинства государств расходы на силовые структуры и социальные программы занимают ведущее положение.

Многие развитые страны взяли курс на сокращение государственной собственности. После того, как в 60-е-70-е гг. были осуществлены значительные государственные финансовые вливания в малорентабельные предприятия базовых отраслей промышленности, транспорта, связи, правительства европейских стран пошли на частичную распродажу государственного имущества, прежде всего предприятий машиностроения и связи, которые перешли в ведение транснациональных монополий. Сокращению государственного сектора способствует также конверсия оборонно-промышленных предприятий. После прекращения «холодной войны» правительства большинства развитых стран уменьшили заказ на изготовление военного оборудования. На размеры государственного сектора в индустриальных странах, на наш взгляд, все в большей степени влияет информатизация и компьютеризация производства. Развитые страны, прежде всего США, занимают лидирующее место в системе Интернета.

Перспективы развития государственного сектора экономики в каждой стране носят отпечаток истории государства. С одной стороны, например, в Китае – самом большом государстве мира – доля государственного сектора уменьшается, и в настоящее время в нем производится примерно 40% национального дохода, а с другой стороны, в динамично развивающихся странах, таких, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, расширяется доля государственного сектора и можно сказать, что они повторяют историю европейских стран с разницей в 40-50 лет.

Место и роль госсектора в реформировании российской экономики

В Советском Союзе были только государственные предприятия и в сельском хозяйстве, как исключение, колхозно-кооперативные. С реформированием экономики стало возможным функционирование предприятий различных форм собственности. После 1991 г. начало быстро расти количество частных предприятий, смешанных, а также появились иностранные владельцы. С каждым годом уменьшается количество государственных и муниципальных предприятий, и их число составляет менее 11% от общего. Такие данные не полностью характеризуют роль и значение этих предприятий и организаций в экономике. В определенной степени показатели о количестве предприятий дополняют данные о занятости на предприятиях различных форм собственности. С 1992 по 1999 гг. в 2,1 раза уменьшилась численность работающих на муниципальных и государственных предприятиях, но и сейчас на них работают 24,6 млн. человек, или 38,1% от общей численности занятых в экономике.

Переданные менее чем за десять лет в частную собственность предприятия практически не имеют реальных владельцев, подобно действующим в рыночной экономике других государств. Владельцы частных предприятий стараются максимально извлечь прибыль из приобретенных ими с минимальными затратами основных фондов. Это ведет к тому, что новые хозяева не инвестируют

производство и часто переводят полученные прибыли за рубеж, что является одной из причин массового оттока капитала из России на протяжении целого десятилетия.

В сентябре 1999 г. Председатель Правительства РФ В. Путин подписал Постановление «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», в которой дана подробная характеристика существующего государственного сектора в отечественной экономике и сформулированы основные задачи по повышению эффективности его функционирования.

Государственный сектор экономики России включает следующее:

государственные унитарные предприятия;

государственные учреждения;

государственную казну Российской Федерации;

акционерные общества и другие предприятия, имеющего государственную долю в уставном капитале;

недвижимое имущество.

Особым предметом государственной собственности являются: земля, недра, леса и другие природные ресурсы, а также объекты индивидуальной собственности и права на эти объекты. Поскольку результаты их производства и услуг наступают с момента создания предприятий и организаций, то при рассмотрении функционирования государственного сектора экономики эта часть государственной собственности, как правило, не рассматривается.

Государственные предприятия могут быть только унитарными, т.е. юридическими лицами, не наделенными правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Для достижения поставленных в концепции целей регулирования необходимо соблюдение следующих принципов в управлении государственным имуществом:

определение целей управления;

выбор способов достижения целей;

построение системы управления;

обеспечение эффективности управления;

обеспечение профессионализма в управлении.

Ведущая роль в управлении госимуществом принадлежит Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом таких предприятий, ведет их реестр, решает проблемы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль эффективности использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.

До сих пор в стране отсутствует полный реестр унитарных предприятий. Поэтому ни Минимущество, ни региональные органы власти не имеют исчерпывающей информации об активах унитарных предприятий и основных показателях финансово-хозяйственной деятельности.

Эффективность госимущества в рамках акционерных предприятий

После приватизации государственной собственности у значительной части акционерных предприятий часть уставного капитала принадлежит государству. Всего Российской Федерации принадлежат акции примерно в 4 тыс. хозяйственных товариществ и обществ (т.е. в любом хозяйствующем субъекте, имеющем право юридического лица), и в около 500 акционерных обществах государство Российская Федерация использует специальное право по их управле-

нию («золотая акция»).

В зависимости от степени участия государства в уставном капитале акционерные общества (АО) классифицированы следующим образом:

– 84 АО (в 1999 г. – 382);

от 50 до 99% – 615 АО (470);

от 25 до 50% – 1348 АО (1601);

менее 25% – 1718 АО (863).

В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующие субъекты, в уставном капитале которых имеется доля государства, подразделяются следующим образом:

открытое акционерное общество – 3611;

закрытое акционерное общество – 251;

общество с ограниченной ответственностью и товарищество – 34. Федерация получила дивиденды от закрепленных акций в следующем

1995 г. – 115 млн. деноминированных руб.;

1996 г. – 118 млн. руб.;

1997 г. – 271 млн. руб.;

1998 г. – 575 млн. руб.

В соответствии с концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации целями управления в хозяйственных обществах являются:

1) увеличение неналоговых доходов федерального бюджета;

2) обеспечение выполнения АО общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий);

3) стимулирование развития производства, улучшения финансово-эконо- мических показателей деятельности АО, а также привлечение инвестиций;

4) сокращение количества хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с их управлением;

5) реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур.

До сих пор в стране нет полного реестра государственной недвижимости, отсутствует рыночная система оценки объектов аренды, что ведет к постоянному занижению стоимости, недополучению платежей и является одной из материальных основ для распространения коррупции в стране.

Процессы разгосударствления и приватизации собственности в РФ Сущность разгосударствления. Особенности и этапы осуществления

приватизации в РФ

Приватизация – это процесс передачи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Разгосударствление экономики – более широкий процесс, чем просто приватизация. Происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную, местных самоуправлений и т.д.

В конце 80-х – начале 90-х гг. в процессе выбора путей экономического развития России актуальной задачей стало реформирование собственности. Свыше 90% предприятий в Советском Союзе принадлежали государству, около 10% – колхозам. В силу того, что темпы роста производственного потенциала, повышения уровня жизни населения с 60-х гг. неуклонно снижались, был взят курс на разгосударствление и приватизацию. Формирование секторов малого бизнеса, предпринимательства, переход крупных предприятий в частную сферу должны были, по замыслу реформаторов, обеспечить повышение эффективности общественного производства, рост производительности труда.

Подготовка к реальной приватизации в России началась с распада Советского Союза. 29 декабря 1991 г. Б.Н. Ельцин подписал Указ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». В этот период начинается активное осуществление приватизации в соответствии с Государственной программой «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г.». В это время было принято решение о безвозмездной приватизации на основании ваучеров – государственных ценных бумаг целевого назначения, которые выдавались абсолютно всем гражданам России и оценивались в 10000 руб., как часть госсобственности, которая принадлежала отдельному человеку. Каждый житель РФ независимо от возраста, социального положения, уровня доходов получил ваучер, дававший право приобрести акции приватизированных предприятий. Держатель чека мог его использовать по своему усмотрению.

Приватизация не оказала позитивного влияния на динамику макроэкономических показателей, которые были отрицательны в нашей стране с 1989 г. Наоборот, сокращение объемов производства в промышленности, строительстве и других отраслях материального производства в первые годы разгосударствления приобрело более высокие темпы, чем раньше. После того, как закончился ваучерный процесс приватизации, во втором полугодии 1994 г. начался ее денежный этап. Его целью являлась продажа предприятий за денежные средства и максимизация бюджетных доходов. Для осуществления данного этапа в 1997 г. был принят Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ».

В настоящее время прогноз объемов приватизации рассматривается ежегодно Государственной Думой РФ с учетом современной конъюнктурной ситуации. Указанный выше закон расширяет методы приватизации, стоимость объектов определяется с учетом размеров уставного капитала, балансовой

оценки и рыночной стоимости, проводятся коммерческие конкурсы с инвестиционными (социальными) условиями, используется понятие «аренда с выкупом по рыночной стоимости».

Динамика изменения государственной собственности показана в таблице 11. За 1992-1997 гг. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (организаций).

Таблица 11

Структура приватизированных предприятий (объектов) по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг.

Показатели

Число приватизированных предприятий

(объектов) – всего

в том числе по формам собственности

(на дату приватизации)

муниципальная

субъектов Российской Федерации

федеральная

Структура приватизированных предприятий

(объектов) по способам приватизации, в % к итогу

в том числе:

акционирование

продажа на аукционе

на коммерческом конкурсе на социальные условия

выкуп арендованного имущества

продажа имущества ликвидируемых, ликвидиро-

ванных и незавершенных строительством объектов

продажа недвижимости

продажа земли

инвестиционные конкурсы и прочие

Прошло десять лет активного реформирования экономики. После затянувшегося кризиса постепенное улучшение началось во второй половине 1999 г. за счет роста производства импортозамещающих товаров, благоприятной мировой конъюнктуры.

Одна из главных причин негативного результата приватизации – это ее завышенный, ускоренный темп, который опережал и формирование нормативноправовой базы, и создание соответствующих федеральных и муниципальных структур по управлению процессом приватизации, а также госсектором, и формирование нового, рыночного менталитета граждан.

По завершении первого этапа приватизации фактически не были обнародованы цифры о реальном количестве собственников в Российской Федерации. До лета 1998 г. довольно интенсивно продолжалась концентрация акций у определенного круга лиц и, как результат, активно развивался процесс расслоения населения. В настоящее время, по некоторым оценочным данным, в стране насчитывается не более 10 млн. собственников.

Поступление средств от приватизации предприятий практически не оказывает существенного влияния на российскую экономику. Это свидетельствует о том, что при денежной приватизации спрос имеют высоколиквидные предприятия, а у абсолютного большинства предприятий – номинальные ценные бумаги, которые не находят места на фондовом рынке. Ситуация трудно разрешимая, и сейчас никто не говорит о позитивных результатах распродажи государственного имущества.

Для нашей экономики это болезненно в силу того, что многие программы перехода к рынку предусматривали активное использование иностранного капитала как одно из условий приватизации. Экономика не получила средства для модернизации производства.

С 1992 г. в стране действовал Комитет по управлению государственным имуществом, сейчас его заменило Министерство имущественных отношений, которое имеет свои структуры во всех субъектах РФ. Минимущество РФ вместе с Российским фондом федерального имущества должно осуществлять процессы дальнейшей приватизации, а с 1998 г. его главной целью стало управление собственностью государства.

Национализация как антипод приватизации

Национализация означает отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основе специального акта компетентного государственного органа. Некоторые экономисты называют приватизацию денационализацией, и поэтому можно посмотреть на этот процесс со следующей стороны: если приватизация проведена неудачно и государству, правительству не удалось добиться поставленных вначале целей, то какой может быть выход из создавшейся ситуации?

Во многих странах Западной Европы в послевоенный период после кризиса перепроизводства крупные предприятия промышленности (авиа-, автомобилестроения, угольной и др.) были национализированы, но после внедрения новых эффективных технологий, наращивания производства они передавались в частные руки. Однако если эта приватизация проходила неудачно, правительство с помощью финансовых рычагов, прежде всего выкупа акций, приобретало контроль над отдельными предприятиями. Все это говорит о том, что приватизация, как любой процесс реформирования, не всегда может заканчиваться только положительно. Могут быть ошибки, которые надо исправлять, и самым простым способом, по-видимому, является обратный переход имущества государству. На наш взгляд, процесс приватизации должен обязательно дополняться процессом национализации как методом преодоления допущенных при приватизации ошибок и злоупотреблений. В нормативный пакет документов о приватизации обязательно должен входить закон о национализации.

Население нашей страны национализацию в основном воспринимает в той форме, в какой она осуществлялась в революционный период перехода от капитализма к социализму – массового насилия, часто с использованием смертных казней, лишением бывших владельцев всех гражданских прав и другими жестокими методами. Национализация как антипод приватизации должна, пре-

жде всего, подразумевать переход предприятия государству за счет массового выпуска акций реформируемого общества. Никаких насильственных методов без доказательства судом нарушения закона не должно применяться.

Отдельные субъекты Российской Федерации приняли региональные законы о национализации, в частности, это относится к Татарстану. На наш взгляд, необходимо изучать и распространять данный опыт на всей территории России, и исправлять допущенные ошибки в процессе приватизации с учетом опыта развитых стран, государств Восточной и Центральной Европы. Но к концу 2003 г. федеральный закон о национализации в РФ, по-прежнему, не прошел все необходимые стадии в Госдуме.

Структура современных органов управления, занимающихся управлением государственной собственностью в РФ

Ведущая роль в управлении госимуществом принадлежит Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом таких предприятий, ведет их реестр, решает проблемы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль эффективности использования имущества, закрепленного за унитарным предприятиям.

В связи с особой важностью поставленных перед Минимуществом задач, руководители его структур на уровне субъектов Российской Федерации согласовываются главой администрации, законодательным органом и назначаются министром. В РФ такой сложный порядок существует только при назначении руководителей структур МВД и Министерства финансов.

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность (освобождают) их руководителей, заключают (расторгают) контракты с руководителями предприятий. В 2001 г. большинство руководителей унитарных предприятий таких контрактов не имело.

Один из главных недостатков в управлении унитарными предприятиями состоит в том, что их руководители могут бесконтрольно управлять финансовыми потоками своих предприятий, самостоятельно принимать решения о направлениях использования прибыли. Юридически они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимостью). В свою очередь, полномочия собственников не позволяют требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий. Только с 2001 г. контракт стал определять круг таких показателей.

Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок, а в ряде случаев их организационноправовая форма не приведена в соответствие с действующим законодательством, поскольку они созданы до принятия Гражданского кодекса. В частности, это относится к функционированию значительного количества унитарных предприятий в сельском хозяйстве.

До сих пор в стране отсутствует полный реестр унитарных предприятий. Поэтому ни Минимущество, ни региональные органы власти не имеют исчерпывающей информации об активах унитарных предприятий и основных показателях финансово-хозяйственной деятельности. С целью сокрытия доходов унитарных предприятий их руководители создают дочерние структуры, в которых концентрируется прибыль, и таким образом она выводится из-под контроля государства. Нередко руководство унитарного предприятия заключает такие договоры, в которых завышены себестоимость продукции, цена, что приводит к нанесению ущерба государству. Почти за десять лет руководители унитарных предприятий отвыкли от государственного контроля и ориентированы только на получение прибыли в частных интересах.

Совершенствование управления государственными предприятиями

С окончанием массовой приватизации, когда по официальным данным из государственной собственности в частную было передано 58,9% предприятий, произошло снижение масштабов и эффективности производства. Сейчас правительство, другие органы управления делают попытки повысить роль государства в регулировании экономики. Не стремясь увеличить количество объектов госсобственности, органы управления считают необходимым достичь в государственном секторе следующих целей:

увеличить доходы федерального бюджета за счет лучшего управления госсобственностью;

оптимизировать структуру госсобственности для достижения экономического роста как на макро-, так и на микроуровне;

совершенствовать управление госсобственностью на максимальном количестве объектов госсобственности;

использовать государственные активы в качестве инструмента для при-

влечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Данные цели могут быть реализованы при решении следующих задач:

полной инвентаризации объектов госсобственности, разработке и реализации системы учета этих объектов и оформлении прав на них;

повышении эффективности управления госимуществом;

классификации объектов госсобственности по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизации количества объектов управления;

определении целей государственного управления по каждому объекту;

обеспечении прав государства как участника (акционера) коммерческих

и некоммерческих организаций;

обеспечении контроля над использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля над деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

обеспечении поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...