Государственный долг.


Предлагает перестать считать зарезервированные в бюджете под государственные гарантии деньги как государственной долг страны. Ведомство считает, что эти средства можно будет учитывать, как задолженность федерального бюджета только после открытия кредитной линии под инвестиционный проект. Таким образом Министерство финансов Российской Федерации сможет существенно снизить размер государственного долга, так, как только в 2018 году на госгарантии должно будет приходиться 30% всего внутреннего и внешнего долга. Этим способом власти хотят заставить госгарантии заработать по-настоящему, привлекая новые инвестиции в страну. Кстати, до 2020 года на государственные гарантии в бюджете страны зарезервировано больше 2 трлн руб, значительная часть которых предусмотрена на поддержку экспорта. Например, только в 2018 году Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР ) получит 20 млрд долларов США на обеспечение гарантий экспортеров по внешнему долгу.

Государственный долг России – что собой представляет и откуда взялся

Государственный долг Россия можно сказать получила в наследство – после распада СССР страна взяла на себя все обязательства по внешним долгам перед другими странами. В обмен на это остальные республики бывшего СССР отказались от каких-либо притязаний на зарубежные активы уже несуществующей страны, которых по оценкам было немало – на 150 млрд долларов США. Но и внешний долг после СССР оказался весьма внушительным – 97 млрд долларов США. Больше всего из них, 45 млрд долларов США пришлось на так называемый Парижский клуб – неофициальное объединение из развитых стран-кредиторов, в число которых входит и Российской Федерации. Еще почти столько же, 40 млрд долларов США, России вынуждена была отдать по обязательствам СССР перед странами Варшавского договора. Кстати, именно погашение задолженности перед такой стране стало последним платежем России по долгам СССР – в августе 2017 года Боснии и Герцеговине, как одной из наследниц Югославии, было перечислено 125 млн долларов США.

Кроме внешнего долга, государственный долг также включает в себя и внутренние обязательства страны перед гражданами и компаниями. Вообще госдолг призван покрыть дефицит бюджета за счет заимствования государства на внешних рынках и у своих собственных граждан. Те есть этот показатель фактически отображает на сколько хорошо сбалансирован бюджет страны. Однако не стоит забывать о еще одной составляющей внешнего долга страны, которая зачастую существенно больше по своим объемом. Речь идет обо всех обязательствах государства и частного сектора перед иностранцами.

Как обстоит ситуация с государственным долгом Российской Федерации сейчас

Сразу стоит отметить, что Россия относится к числу стран с низким уровнем государственного внутреннего и внешнего долга. Это можно увидеть сравнив соотношение обязательств государства к внутреннему валовому продукту (ВВП). Именно таким образом и определяется насколько страна погрязла в долгах и что ее может ждать в дальнейшем.

Так вот, на конец прошлого года Россия была двенадцатая снизу в рейтинге стран по соотношению своего государственного долга к ВВП, которое к концу 2017 года эта цифра должна составить 13.6% ВВП. Для сравнения, у Японии, лидера этого рейтинга, соотношение госдолга к ВВП уже достигло 250%, а у США – 106% (12 место). Что касается точных цифр, то на начала сентября 2017 года государственный внешний долг России составлял 51.1 млрд долларов США, а внутренний – 8.7 трлн руб. Кстати, государственный долг России выгодно отличается от многих стран по своей структуре. Дело в том, что три четверти его объема приходится не на денежные кредиты, а на ценные бумаги, при этом в основном номинированные в рублях.

Вторая часть внешнего долга России по своим объемам выглядит намного значительней, чем первая. Так, на конец 2016 года общие частные и государственные обязательства Российской Федерации перед иностранными юридическими и физическими лицами достигал почти 515 млрд USD, что составляло практически 100% ВВП страны. Но и здесь все оказывается не так критично. Например, у той же Японии этот показатель уже достиг 400% ВВП, у США – 233% (16 место), а у Китая – 217% (22). Кстати, самым большим должником в мире является США с общим долгом, превышающим 17 трлн USD (на весну 2016 г), Великобритания (8 трлн USD) и Франция с Германией (5 трлн USD).

Хорошую ситуацию с госдолгом отмечают и аналитики. По их мнению, Россия без особых рисков может позволить себе в ближайшие годы нарастить соотношение общего внешнего долга к ВВП до 150%, что существенно ускорит экономическое развитие страны даже без каких-либо значимых реформ. Кстати, примерно такое соотношение уже достигалось Российской Федерацией однажды – в середине 2014 года, когда общий внешний долг страны превысил 700 млрд USD.

Какие дальнейшие прогнозы относительно государственного долга РФ

До конца 2017 года выплаты России по внешнему долгу превысят 40 млрд USD (с учетом сентября). Так, в первый месяц осени предстоит заплатить по внешнему долгу 10.6 млрд USD, в октябре – 6.6 млрд, в ноябре – 6.5 млрд, а в декабре – 19 млрд. В следующем 2018 году Российской Федерации также предстоят весьма существенные выплаты по внешнему долгу – по предварительным данным около 96 млрд USD, из которых 16 млрд USD являются процентами.

Также на сегодняшний день уже известны предварительные параметры, как будет расти соотношение внешнего долга к ВВП страны в ближайшие годы. Эти параметры прописаны в недавно представленном проекте бюджета на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 года. Согласно этого документа на начала 2018 г государственный долг Российской Федерации составит 12.6 трлн рублей, достигнув 13.6% ВВП. В следующие годы госдолг РФ продолжит только увеличиваться – до 15.3 трлн рублей в 2018 году и до 17.8 трлн рублей к 2020 году (16.2% ВВП).

Навигация по записям

Финансовые обязательства страны по займам у других государств называют внешним долгом. В эту сумму входят и невыплаченные проценты. Бюджетный кодекс РФ так трактует значение словосочетания «внешний долг»: вся задолженность страны в иностранной валюте.

Кредиторами для государства могут быть:

  • другие державы;
  • финансовые организации мирового значения (МВФ – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и т. д.);
  • нерезиденты (частные фонды по международному финансированию).

Специалисты по временным рамкам классифицируют внешние долги на:

  1. Краткосрочные – заем сроком до 1 года.
  2. Среднесрочные – на 5 лет.
  3. Долгосрочные – на 30 лет.

Внешняя задолженность может увеличиваться за счет капитализации процентов по более ранним кредитам и за счет невыполненных в определенный срок обязательств по каким-либо причинам.

Государственный внешний долг России

Многие специалисты-финансисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства – плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. Выражается он в долларовом эквиваленте. Дело в том, что после распада Союза ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме нашего, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего прародителя. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали РФ свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, РФ получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.

Долг России перед другими странами состоит из:

  1. Обязательства бывшего Союза (до 1 января 1992 года) перед Парижским и Лондонским клубами:
    • межбанковские кредиты;
    • векселя;
    • ценные бумаги;
    • облигации.
  2. Обязательства РФ (после января 1992 года) перед нерезидентами (МВФ и группа Всемирного банка):
    • бюжетозамещающие займы (финансовые – серия траншей для осуществления экономических реформ и финансирования импорта);
    • инвестиционные долги (нефинансовые – для финансирования в области энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, дорожного строительства, образования, медицины);
    • авансовые долги (для помощи в подготовке технических проектов и их внедрения);
    • еврооблигации (для финансирования бюджетного дефицита);
    • коммерческие сделки;
    • государственные кредиты на двусторонней основе.

Управление внешним долгом

Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

  1. Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
  2. Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
  3. Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
  4. Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
  5. Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:

  • финансирование экспортных поставок товаров (в счет погашения долга) в Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Китай, Польшу, Францию, Финляндию, Италию, Южную Корею, Уругвай;
  • дисконтирование с досрочной выплатой по кредитным обязательствам (для этого используется фонд стабилизации РФ, сформированный благодаря дополнительным прибылям от высоких цен на нефть).

Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране. Но приходится прилагать значительные усилия в сложившейся ситуации на 2019 год.

Внешний долг России перед другими странами на 2018-2019 год

Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.

Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2018 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2019 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).

Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.

Мнение экспертов

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.

При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.

Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:

  • 29 млрд. долларов в счет основного долга;
  • 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.

Специалисты делают выводы: за 2018 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2019 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2019 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2018 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.

К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.

  • Абдуллина Айзиля Буранбаевна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • Запольских Юлия Альфредовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Башкирский Государственный Аграрный Университет
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
  • ГОСУДАРСТВО
  • БЮДЖЕТ
  • КРЕДИТ

В данной статье рассматриваются проблемы государственного внешнего долга Российской Федерации. Целью является изучение данной проблемы, выявление слабых сторон. К статье прилагаются таблицы, которые демонстрируют внешние долги других стран. и предлагаются разные пути решения проблемы.

  • Инвестиционное предложение по повышению экономической эффективности производства озимой ржи на примере СПК «Дружба» Бакалинского района

На сегодняшний день актуальной является проблема государственного внешнего долга РФ. Обслуживание внешнего государственного долга является одним из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От решения долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к росту внешней задолженности, которая становится серьезные барьером на пути к экономическим преобразованиям, реформам.

Проблемами такой задолженности является дефицит бюджета, а это связано с тем, что не до конца продумана экономическая политика страны, что в конечном счете приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. Государственный долг начинает возрастать в том случае, когда страна не погасив предыдущий займ или кредит, прибегает еще к новым заимствованиям, так как у большинства стран нет больше другого пути как прибегать к дополнительным займам. Долговой кризис тесно связан с состоянием экономики страны-должника и порождается низкими темпами экономического роста и напряженным состоянием государственного бюджета.

Чем больше сумма государственного внешнего долга, тем обременительнее его воздействие на национальную экономику, финансовую сферу и на дальнейшее экономическое развитие страны. Рассматривая влияние государственного внешнего долга на экономику страны, необходимо учитывать, что чрезмерный рост государственного внешнего долга является опасным для государственного бюджета, международной кредитоспособности страны.

Рассмотрим таблицу 1, где представлена динамика государственного внешнего долга России за последние 4 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1)
(на начало года; миллиардов долларов США)

Государственный внешний долг (включая обязательства бывш. СССР, принятые Российской
Федерацией)

в том числе:

задолженность странам-
участницам Парижского клуба

задолженность странам,
не вошедшим в Парижский клуб 2)

коммерческая задолженность

задолженность перед между-народными финансовыми
организациями

задолженность по внешним облигационным займам

задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ)

предоставление гарантий
Российской Федерации в
иностранной валюте

По данным этой таблицы видно, что внешний долг с каждым годом растет, за 2014 год составил 55,8 млрд. долларов это на 5млрд. долларов больше, чем в 2013 году. Самая большая задолженность это задолженность по внешним облигационным займам, которая равна 40,7 млрд. долларов. Также можно сказать, что исчезла задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа.

А теперь рассмотрим таблицу 2, где представлены внешние долги других стран и их место в рейтинге

Прогнозируют, что к концу года общий долг первой десятки государств превысит 55 триллионов долларов. И эта сумма имеет тенденцию к росту. Так, по прогнозам, США уже через три года преодолеет отметку в 25 триллиона долларов.

Исходя из перечисленных данных, можно сделать вывод, как может выглядеть внешний долг на душу населения в каждом государстве. Прошедший год показал, что на каждого японца приходилось по 99,7 тысяч долларов долга, а на каждого американца - 58,6 тысяч.

Постоянный рост внешнего долга ведет к снижению авторитета страны-должника на международной арене и вызывает психологический эффект, который способствует усилению неуверенности населения страны-должника в завтрашнем дне. Следовательно, можно отметить, что страна переносит экономическое бремя своего долга на будущее поколение, оставляя ему уменьшенные основные производственные фонды.

Некоторые пути решения этой проблемы: внесение изменений в российское законодательство, в частности, в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающих возможность проведения Министерством финансов досрочных операций по долгу, привлечения средств для замещения наиболее дорогих заимствований более дешевыми, досрочное погашение задолженности кредиторам, проведение «своповых» операций; привлечь займы для замещения имеющихся (более дорогих) долговых обязательств; окончательный отказ от доказавшей свою неэффективность практики привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов, отказ от кредитов международных финансовых организаций на оказание консультационных услуг.

Список литературы

  1. http://www.gks.ru/
  2. http://global-finances.ru/
  3. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. Э.В. Алехин. ПЕНЗА 2010.
  4. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016)
  5. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ Гарифуллина Г.Ф., Запольских Ю.А. Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11). С. 1152-1155

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...