Государственный долг: внутренний и внешний.


В условиях экономического спада существует бюджетный дефицит. Какой способ финансирования бюджетного дефицита будет более стимулирующим: создание новых денег или займы населению? Почему?

Превышение расходов государства над его доходами создает бюджетный дефицит. Способы финансирования дефицита государственного бюджета следующие: кредитно-денежная эмиссия, выпуск займов, дефицит.

При монетизации дефицита гос. бюджета государство получает сеньораж – доход, который складывается в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег. Он равен сумме дополнительно выпущенных денег и расходов на их выпуск.

Доходы от сеньоража всегда получает государство, кроме случаев, когда граждане держат свои активы в инвалюте или используют валюту другой страны.

Если дефицит финансируется с помощью выпуска государственных займов, увеличивается ставка процента, соответственно объем инвестиций сокращается, происходит «эффект вытеснения» инвестиций.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.



Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

1) сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;



2) внутреннее предложение относительно эластично;

3) внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

4) сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

Внутренний долг – это наш долг самим себе» оцените высказывание. Какие возможности правительства уменьшать государствееный внутренний долг?

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

Внутренний государственный долг – это задолженность правительства населению своей страны. Внутренний долг выступает в виде облигаций государственных займов.

В принципе, с данным утверждением можно согласиться, т.к. в данном случае государство берет в долг денежные средства собственных экономических субъектов, населения. И при выплате внутреннего государственного долга эти денежные средства возвращаются в национальную экономику. Способы уменьшения внутреннего государственного долга: денежная эмиссия (приводит к повышению уровня инфляции); выпуск государственных ценных бумаг; повышение налоговой ставки (поступления в бюджет увеличиваются за счет сокращения реального дохода населения и хозяйственных субъектов

Проанализировав данное высказывание можно сказать, что действительно мы сами являемся задолженниками для самих же себя. Поскольку выплачивая государству налоги, сборы и другие обязательные платежи мы обеспечиваем бюджет государства, следовательно обеспечиваем свое благосостояние со стороны государства. Если же население государства не будет выплачивать налоги и другие обязательные платежи, то возникнет дефицит гос. бюджета, что приводит к внутреннему государственному долгу, то есть к долгу населения перед самим собой.

3. «Задание банка состоит в надежном обеспечении клиентов суммами, которые они внесли на свой счет, по первому требованию, поэтому банк должен держать в резерве 80 – 90% суммы депозитов».

» подразумевает под собой понятие финансового займа государства, направленного на покрытие бюджетного дефицита, кредитором может выступать иностранные валютные фонды или резиденты. Размер государственного долга определяется путем определения суммы бюджетных дефицитов прошлых лет, учитывая финансовые резервы.

Расчет государственного долга

Отметим, что рассматривая долг страны, выступающей должником, во внимание не будут браться встречные обязательства государства-должника по отношению к обязательствам других государств, или же юридических или физических субъектов. Еще можно отметить, что требования и обязательства в сферах обеспечения пенсионного и социального, в расчете и установлении государственного долга также не учитываются.

Сумма долговых обязательств выражается в национальной валюте государства, взявшего эти обязательства. Или же может быть рассчитан ее эквивалент в валютах иных государств. Для того чтобы более объективно учесть долговые обязательства государства-должника, сумма может быть выражена в процентах согласно ВВП (валовый внутренний продукт).

Статус «Государственного долга» выпущенного национализированными предприятиями, является неопределенным, эти обязательства могут, как включаться в расчет «Государственного долга», так и не включаться при расчете общих обязательств государства.

В случае колебания ценных бумаг государства, долговые обязательства учитываются номинальной стоимостью.

В кодексе Бюджета термин «Государственного долга» определяется понятием долговых финансовых кредитов государства перед иностранными и международными субъектами, также кредиторами могут выступать физические лица, юридические или иные компании.

Причины возникновения государственного долга

Главными причинами возникновения долговых финансовых обязательств страны является с учетом наличия свободных финансовых средств юридических и физических субъектов. Отношения инвестиционного климата, часто влияющий на государства, уровень инфляции и обращение денежных фондов, способствует сокращению инвестиций и упадку экономики государства.

Специалисты, работающие над исследованием образования «государственного долга», сопоставив некоторые факторы, утверждают, что бюджет государства является главным финансовым планом страны. В нем происходит и дальнейшее их использование на необходимые нужды страны. Доходную часть составляют налоги и обязательные платежи в пользу государства юридическими субъектами.

Развивающиеся страны формируют свою налоговую систему, выступающую в качестве бюджета государства, за счет косвенных налогов. Это на услуги и товары, акцизы, налоги на и на добавленную стоимость, налоги на сделку с недвижимостью и др. И прямо пропорционально состоит дело в остальных странах, не славящихся развитием бюджета. Такие государства составляют свой бюджет за счет прямых налогов. Это налоги, взимаемые непосредственно с доходов физических и юридических субъектов, а также налог с имущества налогоплательщиков.

Причины увеличения государственного долга

Долговые обязательства государства могут увеличиваться по нескольким причинам:

  • социальные конфликты в стране;
  • военные действия на территории государства;
  • сокращение налоговых обязательств, с целью экономической активизации;
  • спад экономики;
  • увеличение государственных расходов и упадок налоговых обязательств в период выборов;
  • увеличение напряженности в сфере бюджета и налогов.

Накопление задолженности органов правительства превращается в «Государственный долг», выплачиваемый с учетом начисленных процентов. Многие налогоплательщики, являясь держателями ценных бумаг страны, получают проценты от своих вложений, при этом выплачивая налоги. Эти налоги, являясь доходом бюджета государства, способны только частично погасить проценты государственного займа. Постоянная нужда в финансах, заставляет правительство страны прибегать к еще большим новым долгам, чтобы покрыть старые. Но ситуация складывается, что новые долги зачастую намного больше размером, чем старые обязательства. Из этого следует расчет долга государства, который составляет полный размер задолженности страны перед держателями ценных бумаг государства равный сумме бюджетных дефицитов прошлых лет.

Виды государственного долга

  • внешний долг государства – обязательства страны перед иностранными фирмами и банками, организациями международного класса, других государств и отдельные физические и юридические субъекты;
  • внутренний долг государства – обязательства страны перед своими гражданами, а также физическим и юридическим субъектам, выраженный в национальной валюте.

Существует также краткосрочные, среднесрочные и государства перед кредиторами. Самыми проблематичными и тяжелыми являются долгосрочные долги (обязательства сроком выше пяти лет). Такие долги приходится выплачивать с начисленными высокими процентными ставками. Эти обязательства подлежат пролонгации, но это означает начисление процентов на имеющиеся проценты. Органы правительства страны часто приходят к консолидации краткосрочных (обязательства до одного года) и среднесрочных (обязательства от года до пяти лет) задолженностей, превращая их в долгосрочные кредиты. Они ограничиваются только выплатой ежегодно начисленных процентов, отлаживая выплату основного долга на длительный период.

Часто государственные власти прибегают к всевозможным методам, чтобы не оказаться в числе безнадежных должников. Безнадежные обязательства ограничивают доступ к финансовым ресурсам зарубежных компаний. Для выхода из таких ситуаций существуют несколько способов решения:

  • самый традиционный метод – выплата по обязательствам за счет золотовалютных резервов. Если государство уже принадлежит к числу безнадежных должников, то этот способ для них не актуален, так как все золотовалютные запасы у них исчерпаны;
  • консолидированные внешние обязательства, возможны только в случае согласия кредиторов на такие уступки. Компании, выступающие в качестве кредиторов, организовывают клубы специального назначения, где преобладает политическая солидарности в отношении государств, не способных выполнить свои долговые обязательства перед международными компаниями, выступающие кредиторами. Известными считаются Лондонский клуб (в составе банки-кредиторы) и Парижский клуб (в составе страны-кредиторы). Эти клубы уже славятся своей участью в отсрочке выплат по обязательствам, иногда списывая частично существующий долг;
  • уменьшение внешних долгов, методом конверсии, что означает превращение обязательств в долгосрочные инвестиции в зарубежные страны. Такой метод практикуют многие страны. Под этим понимается приобретение иностранными кредиторами недвижимости, права, ценных бумаг или участие капитала в стране, выступающей должником, в счет долговых обязательств. Это вариант приватизации собственности государства-должника, субъектов хозяйствования, для привлечения иностранных капиталовложений. При таком положении вещей компании страны, выступающей кредитором, выкупают долги страны-должника у своего государства, используя их в качестве приобретения собственности.
  • страна-должник обращается к международным, региональным банкам, а также к Всемирному банку, с просьбой предоставления льготного кредита, для стабилизации тяжелого положения. При этом такие банки выставляют жесткие требования по отношению к кредитной и эмиссионной политике, поощряя конкуренцию, и самое основное – способствует снижению до минимума бюджетного дефицита государства.

Существуют ли ограничения государственного долга

Увеличивать долговые обязательства государство перед кредиторами безгранично не может. Обуславливается это тем, что при достижении долга до определенного уровня, кредиторы и инвесторы перестают доверять платежеспособности государства. Платежеспособность государства-должника оценивается темпом роста экономики и рефинансированной ставки. Таким образом, снижение рефинансированной ставки по отношению к темпу роста ВВП способствует получению долгосрочных займов.

К банкротству страны может привести высокий уровень «Государственного долга» при оформлении новых обязательств, что способствует повышению процентных ставок и уменьшению инвесторов, готовых сделать вложения.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственный долг - это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Таким образом, с понятием государственного долга тесно связан рассмотренный выше дефицит государственного бюджета.

Различают внутренний и внешний долг государства.

Внутренний долг - это то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Другими словами, внутренний государственный долг государства - это долг перед резидентами.

Внешний долг - это займы государства у граждан и организаций за рубежом. Внешний государственный долг - это долг перед нерезидентами.

Причины образования государственного долга в различных странах имеют свою историю.

Например, в США государственная задолженность, накопившаяся к концу 1980-х -началу 1990-х гг. (около 5,5 трлн. долл.), связана, во-первых, с войнами, требовавшими огромных государственных расходов и приводившими к дефициту государственного бюджета. Финансирование же его происходило за счет выпуска государственных облигаций. Во-вторых, периодические спады, во время которых налоговые поступления уменьшались и, при прочих равных условиях, увеличивался бюджетный дефицит. Особо неблагоприятными в этом отношении были Великая Депрессия 1929-1933гг, кризисы 1974-1975 и 1980- 1982 гг. В-третьих, результаты действия правительства, действовавшего в русле макроэкономической политики, называемой «рейганомикой». Одной из наиболее характерных ее черт было масштабное сокращение ставок налогов в 1980-е годы (налоговые реформы 1981 и 1986 гг.). На начало 1999 г. общая сумма внешнего долга США составила 6,8 трлн. долл.

Причины нарастания государственного долга в России (на начало сентября 1998 г. сумма внутреннего и внешнего долга составляла около 200 млрд. долл.) имеют свою специфическую историю. Прежде всего, нужно отметить ту часть внешнего долга бывшего СССР, которую Российская Федерация приняла на себя - 102 млрд. долл. Остальная задолженность сформировалась вследствие заимствований российского правительства в 1992-1998 гг. на внешнем (около 25 млрд. долл.) и внутреннем рынке (более 70 млрд. долл.). Здесь имеются в виду займы у международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, а также займы у российских инвесторов. В § 5 отмечалось, что государство может использовать продажу своих облигаций для финансирования дефицита госбюджета. Поскольку российскому правительству так и не удалось ни за один год из семи лет рыночных преобразований принять сбалансированный бюджет, дефицит покрывался, начиная с 1995 г., за счет внутренних и внешних займов. Напомним, что до 1995 г. Министерство финансов покрывало дефицит за счет прямых заимствований у Центрального банка, т. е. осуществляло монетизацию государственного долга (см. табл. 22.4). Эта практика была прекращена в 1995 г. Выпуская государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ), правительство стремилось финансировать свои расходы неинфляционным путем. Однако мобилизованные средства использовались неэффективно, т. е. направлялись на поддержку нерентабельных предприятий, убыточных отрасле/Я (угольная промышленность); на субсидии депрессивным регионам, на чеченскую войну, на содержание непомерно разросшегося бюрократического аппарата и т. п. Структурной же перестройке экономики, поддержке малого и среднего предпринимательства, продуманной промышленной политике не уделялось должного внимания. Таким образом, расширения налогооблагаемой базы не происходило и, соответственно, собираемость налогов в госбюджет оставляла желать много лучшего. Тяжелое фискальное бремя, вообще отсутствие налоговой реформы способствовало «уходу в тень» многих предприятий, что также означало сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, финансовые структуры (коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды) приобретали ГКО в расчете на их чрезвычайно высокую (по меркам стран с развитой рыночной экономикой) доходность, составлявшую в отдельные периоды до 200% годовых. Нерезиденты (на рынке ГКО к середине 1998 г. их доля составляла около 30%) также приобретали ГКО, привлеченные их высокой доходностью. Приходило время выплаты процентов и погашения по ГКО, но денег в бюджете на это не было, и государственный долг рефинансировался.

Рефинансирование долга - это выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям. Таким образом, правительство России выстраивало «финансовую пирамиду»,1 которая рухнула 17 августа 1998 г., когда было объявлено о замораживании выплат по внутренним долгам и 90-дневном моратории на выплату долгов коммерческими банками своим внешним кредиторам.

Каковы же социально-экономические последствия задолженности? Среди экономистов-теоретиков нередко можно встретиться с мыслью, что проблемы государственного долга во многом мнимые: государство не может обанкротиться. Опасения возможного банкротства государства несостоятельны, как отмечается во многих стандартных курсах по макроэкономике, в силу целого ряда причин.

Во-первых, государство не может обанкротиться, поскольку оно может рефинансировать свой государственный долг (мы рассмотрели это выше на примере России). Такая схема финансирования бюджетного дефицита в экономической теории называется схемой Понзи.2

1 Выражение «финансовая пирамида» используется здесь лишь как широко известная мета фора. Строго говоря, рефинансирование как таковое - явление нормальное для налогово-бюджет ной политики государства, особенно если удается достичь оптимального сочетания между долго срочными и краткосрочными государственными облигациями.

Американский бизнесмен Чарльз Понзи летом 1920 года собрал 9,5 млн. долл. с 10 000 инвесторов, продавая им долговые обячательства с обещанием выплаты 50% прибыли через 45 дней. Эти обязательства подкреплялись им ча счет собственного предприятия почтовых купонов в Бостоне. Понзи оплатил долговые обязательства первым инвесторам, после чего весть о сверхвысоких доходах распространилась в обществе, захватив воображение легковер ных вкладчиков, а также их сбережения. Но надежды на быстрое обогащение не оправдались, так как долговые обязательства первых вкладчиков были оплачены за счет доходов от продажи новых обязательств инвесторам, позднее включившимся в эту «финансовую пирамиду».

Чем заканчиваются подобные игры, хорошо известно многим российским гражданам: достаточно вспомнить историю с «МММ», банком «Чара» и т.п.

Во-вторых, только государство по Конституции может облагать население и бизнес налогами для того, чтобы иметь источник выплат по долгу, чего не может позволить себе частная фирма.

В-третьих, только государство обладает монопольным правом на эмиссию, поэтому трудно представить себе банкротство того экономического субъекта, который в случае необходимости всегда может включить печатный станок.

Что же можно ответить по существу данной аргументации? Действительно, для обслуживания внутреннего и внешнего долга можно прибегнуть к рефинансированию. Но обращаться к этому способу государство может {без боязни остаться банкротом) лишь до известных пределов. Если все новые и новые выпуски государственных облигаций идут не на решение структурных проблем экономики, стимулирования научно-технического прогресса, создания новых рабочих мест, т. е. всего того, что расширяет базу налогообложения и дает источник выплат процентов по госзаймам, то рано или поздно «финансовая пирамида» рушится. Откуда, из каких источников выплачивать проценты? Если налоги собираются плохо, если экономика «уходит в тень», то приходится все большую часть расходов госбюджета тратить на выплаты процентов, а не на социальные программы, поддержку реального сектора и т. п. Это касается не только внутреннего, но и внешнего долга.

Справедливости ради надо заметить, что размеры задолженности России на середину 1998 г. были не так уж и велики по сравнению с некоторыми западными странами: в США внешний долг - свыше 6,8 трлн. долл., а в России внутренний долг по ГКО-ОФЗ - около 0,5 трлн, рублей (83 млрд. долл., по обменному курсу до девальвации 17 августа 1998 г.), общий же долг составлял, как отмечалось выше, около 200 млрд.долл. Но важно знать не просто абсолютную величину долга, а его соотношение с ВВП. По этому показателю Россия вроде бы находится не в самом худшем положении (около 50%). Критерий Маастрихта, или Маастрихтский стандарт2 устанавливает величину совокупного государственного долга {внутреннего и внешнего) на уровне 60% ВВП. Проблемы правительства России были в неблагоприятной структуре нашего долга: он был короткий и «горячий», т. е. по нему должны выплачиваться очень высокие проценты. Интересно, что обслуживание внешнего долга обходилось нам дешевле: так, например, по договоренности с Мировым банком нам предоставлялся кредит 1 , 5 млрд. долл. с условием выплаты всего 5,9% годовых, в то время как ставка процента по ГКО доходила в середине 1998 г. до 200%.

Когда же бюджетных средств уже не хватает, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними или внешними инвесторами, т. е. объявить суверенный дефолт. Л это и есть банкротство государства.

Повышать же налоги для финансирования выплат по долгу можно, скорее, теоретически. Речь идет о верхней границе налоговых изъятий в государственный бюджет. В современных промышленно развитых странах она составляет около 50% ВВП. Что же касается России, то сокращение налогооблагаемой базы привело к тому, что собранные налоги не достигли в июле 1998 г. даже 15% от ВВП.

И, наконец, финансирование государственного долга с помощью печатного станка - это прямой путь в гиперинфляцию (см. подробно гл. 23), сам факт которой говорит о банкротстве правительства, допустившего ее.

Еще один довод в пользу того, что государственный долг не столь опасное явление, каким его нередко представляют, формулируется следующим образом: наш внутренний долг - это то, что мы должны сами себе. Поэтому нет нужды опасаться, что бремя долга ляжет на плечи будущего поколения. Аналогия между частными и государственными долгами, утверждают сторонники этого подхода, неуместна (например, отец, отойдя в мир иной, оставил в наследство сыну долг, который он по законам страны обязан уплатить). С государственным долгом дело обстоит по-иному. Ведь как посмотреть на государственную облигацию; с одной стороны, это пассив государства, т. е. его обязанность платить. С другой стороны, облигация в руках инвестора, ее приобретшего, - это актив, по которому он будет получать доход и, в конце концов, она будет ему погашена. Так что будущее поколение не стоит оплакивать, - ведь именно оно получит выплаты по государственным облигациям, которые приобрели их родители. Подробнее о связи между нынешним и будущими поколениями (в контексте проблем государственного долга) будет сказано в следующем параграфе. Здесь же можно заметить, что, несмотря на смутное ощущение, что государственный долг - это наша задолженность самим себе, проблема бремени для будущих поколений является вполне реальной. Не будем забывать об эффекте вытеснения. Действительно, вытеснение частных инвестиций в результате государственных займов в долгосрочной перспективе приведет к сокращению производственного потенциала нации. В России за период 1992-1998 гг. частные инвестиции из реального сектора перетекали в финансовый, так как гораздо прибыльнее было вкладывать деньги в ГКО с доходностью 100% - 200% годовых, чем в реальный сектор, где норма прибыли не пре-

Налогово-бюджетная система

вышала, как правило, 15-20%. По сути, происходило «вымывание капитала» из реального сектора экономики.

Итак, очевидно, что к концу 1990-х гг. проблемы государственной задолженности многих стран (как развитых, так и с развивающимися рынками) породили столь огромное количество проблем, что серьезно говорить о мнимойопасности банкротства правительства не приходится.

Следует отметить, что по крайней мере две важнейшие проблемы государственного долга признавались большинством экономистов как действительно серьезные: эффект вытеснения, о котором речь шла выше, и проблема обслуживания внешнего долга. В последнем случае уже нельзя утверждать, что «нация должна самой себе». Внешний долг означает, что происходит утечка ресурсов из страны-должника. Необходимо наращивать экспорт и сокращать импорт, чтобы иметь источник выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга. Абсолютная величина внешней задолженности сама по себе еще не дает нам оснований говорить об угрозе внутреннему потреблению, «тисках зависимости» от иностранного государства-кредитора, утечке ресурсов, подрывающих производственный потенциал страны и т. п. Важно знать относительные показатели внешнего долга, т. е. принятые в международных сопоставлениях коэффициенты долговой нагрузки: долг по отношению к ВВП, долг по отношению к экспорту и обслуживание долга по отношению к экспорту. Эти данные приведены в таблице 22.5.

бюджетный дефицит государственный долг

Относительные показатели внешнего долга в 1994-1996 гг. (в %)

На первый взгляд, положение России по сравнению с другими странами не должно было вызывать особых опасений. Особенно, если принять во внимание, что критическими, или пороговыми, для внешних займов являются следующие цифры: отношение долга к ВВП не выше 80% (по Маастрихтским критериям не выше 60%, как отмечалось ранее); долг к экспорту - не более 200%; отношение стоимости обслуживания внешнего долга к экспорту - не более 15-20%. Но данные более позднего периода говорят нам, что Россия уже приблизилась по первому показателю (на середину 1998 г.) к уровню 50%. Заметим, что приведенные в таблице цифры отражают то обстоятельство, что перед внешними кредиторами Россия осуществляла обслуживание внешнего долга со значительным отставанием от графика; помимо этого, в 1996 и 1997 г. соглашения с Лондонским и Парижским клубами кредиторов предоставили России выгодные условия реструктуризации внешнего долга. Тем не менее, как показали события 1998 г., российская экономика все в большей степени была вынуждена работать на обслуживание как внешнего, так внутреннего долга, что. в конечном счете, при вел о страну к острейшему экономическому кризису.

Таким образом, проблемы государственного долга затрагивают широкий спектр социально-экономических последствий внутренних и внешних заимствований как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Последнему аспекту уделяется особое внимание в следующем параграфе.

Долговое финансирование бюджетных дефицитов порождает государственный долг. В результате обобщения различных дефиниций государственного долга, встречающихся в современной экономической литературе, можно выделить две основные группы его трактовок.

Первая группа учёных определяет государственный долг как общую сумму всех положительных бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.

Вторая группа авторов под государственным догом понимает все непогашенные долговые обязательства государства перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

В первом определении внимание фокусируется на причине возникновения долга, во втором - на механизме его формирования.

Схема формирования государственного долга может быть представлена в следующем виде (рис.1.5):

Рисунок 1.5 Формирование государственного долга

Используются следующие показатели величины государственного долга:

1) отношение суммы государственного долга к ВВП или ВНП;

2) величина задолженности на душу населения;

3) отношение объема внешнего долга к ВВП;

4) отношение объема внешнего долга к сумме валютной выручки за год .

Считается, что превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза является опасным для стабильного развития экономики и устойчивого денежного обращения .

Причинами возникновения государственного долга можно считать:

Дефицит бюджета;

Макроэкономические диспропорции;

Неэффективная экономическая политика государства

Завышенные государственные расходы;

Отсутствие полноценных и доступных источников финансирования;

Неэффективная налоговая система.

Все это приводит к спадам в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования.

Можно выделить следующие функции госдолга:

· фискальная, т.е. мобилизация недостающих денежных средств и создание финансовой базы, необходимой для выполнения государством принятых на себя обязательств;

· стабилизирующая, которая предполагает прямое воздействие государства на макроэкономические процессы;

· аллокативная - формирование финансовой базы для последующего экономического роста путём перераспределения ресурсов во времени и между отраслями производства, хозяйствующими субъектами, частными институтами и государством;

· стимулирующая - ускорение экономического роста с помощью государственных инвестиций, осуществляемых за счёт заимствованных средств;

· контрольная - влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платёжеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении .

Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долга - а наращивание этих частей долга ведёт к разным последствиям. На основании этой классификации можно сформулировать еще одно определение - государственный долг - совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенный момент времени .

Рассмотрим внутренний государственный долг и его последствия для государства.

Внутренний государственный долг - это долг правительства перед населением своей страны, связан с заимствованием денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Внутренней долг порождается бюджетным дефицитом, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки, поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до одного года), среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (свыше пяти лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие .

Рассмотрим, как бюджетные дефициты связаны с государственным долгом.

Правительство, как правило, имеет дело не с первичным, а с общим дефицитом, который может быть рассчитан:

где - общий бюджетный дефицит;

D - государственный долг;

r - реальная ставка процента, выплачиваема по государственному долгу;

G - государственные расходы;

T - налоги.

Формула (1.3) показывает, на какую сумму увеличится государственный долг в текущем году. Её можно переписать следующим образом:

Именно сумму должно изыскать в данном году государство, чтобы не увеличился государственный долг, в случае излишка бюджета (T>G), государственный долг уменьшится. Данная формула (1.4), также является следствием того, что при сбалансированном бюджете (T=G) государственный долг все равно будет возрастать в связи с необходимостью выплаты процентов по нему .

Важное значение имеет не столько абсолютный размер внутреннего долга, сколько его доля в совокупном доходе («бремя государственного долга»), и, чтобы она не возрастала, разница между темпами роста долга и дохода должна быть равно нулю .

Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Это постоянно действующий финансовый инструмент. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Некоторые экономисты утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе, однако нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга. Они могут заключаться в том, что:

Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

Наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг (облигации) может привести к сокращению основного капитала; - усиливается неравенство в доходах;

Создается угроза высокой инфляции в будущем. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем; дефицит госбюджета может стать хроническим явлением; необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну .

Внешний государственный долг - это финансовый долг правительства страны перед иностранными государствами, зарубежными банками и международными организациями.

Для измерения государственного долга и оценки его влияния на экономику используют такой показатель как его доля внешнего дола в ВВП.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам:

В результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний;

Путем продаж государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. При предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые неудобны для страны-заёмщика. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит .

Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что: при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущее поколение, что может привести к снижению уровня их благосостояния.

Отрицательные стороны государственной задолженности достаточно хорошо изучены. Однако роль государственного долга в развитии экономики страны необходимо также рассматривать и с позиции полезности использования его механизма.

Таким образом, самой главной выгодой для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах к ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический цикл).

Госдолг может успешно выполнять роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста, который в свою очередь состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период экономического спада целесообразно снижать размер государственного долга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние, как на государственные финансы, так и на экономику в целом.

Рост бремени госдолга вызывает необходимость управления им. Выделяют следующие формы пересмотра государственного долга:

Конверсия - изменение условий займов относительно доходности, размеров выплачиваемых по нему процентов. Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигаций обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа;

Консолидация - преодоление срока действия кратко- и среднесрочных займов путём объединения ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заём;

Рефинансирование - погашение старой задолженности путём выпуска новых займов. Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования;

Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита;

Аннулирование - полный отказ от уплаты долга. Аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определённым причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Итак, рассмотрев понятие, сущность такого явления, как государственный долг, причины и последствия его образования мы можем сделать вывод, что роль государственного долга в жизни государства довольно неоднозначна и обуславливается его отрицательными и положительными последствиями для экономики. В конечном счёте государственный долг может принести экономически весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им. Однако, значительный государственный долг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост или рост расходов по его обслуживанию ведет к сокращению инвестиций в производственный капитал.

Таким образом, как следствие негативных явлений в экономике дефицит госбюджета, является основной причиной возникновения государственного долга, что в свою очередь, создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку это оказывает непосредственное влияние на денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной и непроизводственной сферы. Соответственно для погашения негативного влияния государственных заимствований на экономику страны, усиления положительного влияния на экономический рост необходимо эффективно управлять государственным долгом.

Идеальное состояние с исполнением госбюджета – полное покрытие государственных расходов доходами. Но характерной чертой госбюджета практически во всех странах, в том числе и с переходной экономикой, является его несбалансированность , т.е. наличие дефицита , когда расходы превышают доходы. Обратная ситуация, когда доходы превышают расходы, называется профицитом . Дефицит существует в большинстве стран, что связано с: ростом роли государства в экономике; увеличением расходов на социальные цели; увеличением расходов на содержание административного аппарата; циклическим развитием экономики.

Несбалансированность госбюджета – один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие экономики и макроэкономическое равновесие. Величина дефицита госбюджета влияет на размеры совокупного спроса, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д.

Состояние госбюджета определяется тремя основными факторами:

    долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

    стадией экономического цикла, в которой находится страна;

    текущей политикой государства.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций, стимулирующих создание новых производств, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Различают фактический и структурный дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит возникает, как правило, в результате планирования правительством госбюджета таким образом, что расходы превышают доходы для решения определенных проблем в развитии национальной экономики в условиях максимально возможного использования экономических ресурсов. Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую компоненту, являющуюся той частью дефицита, которая появилась исключительно из-за того, что экономика не находится на уровне производства, максимально возможно использующего имеющиеся ресурсы. Разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом .

Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е возрастает "бремя долга" в экономике.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим. Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета :

Кредитно-денежная эмиссия;

Долговое финансирование в форме продажи государственных ценных бумаг или кредитов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций;

Увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита в узком смысле слова.

Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией. Однако и они оказывают негативное воздействие на развитие экономики. Прибегая к принудительному размещению ценных бумаг, правительство нарушает рыночную мотивацию поведения хозяйствующих субъектов на финансовом рынке. Кроме того, действует эффект Барроу , который заключается в уменьшении свободных денежных средств на рынке капитала для частных лиц, что сдерживает объем инвестиций и, следовательно, экономический рост. Кроме того, финансирование государственных расходов за счет выпуска ценных бумаг может отрицательно сказаться на условиях внешней торговли и за счет этого еще больше сократить темпы роста экономики страны.

Внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета связано с умеренными издержками только в тех случаях когда:

    предложение финансовых ресурсов на национальном рынке относительно эластично;

    внешнее долговое финансирование ограничено или относительно дорого, в то время как внутренняя задолженность незначительна.

Внешнее льготное финансирование дефицита бюджета является наиболее привлекательным, так как такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Однако такие возможности ограничены. Поэтому внешнее финансирование увеличивает внешнюю задолженность и создает проблему ее обслуживания.

Текущая задолженность правительства превращается в государственный долг. Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выпла­чены по указанным обязательствам. Текущий государственный долг - расходы по выплате дохо­дов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг делится на внутренний и внешний . В мировой же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это долг государства своему населению и предприятиям. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (свыше 5 лет).

Проблематичность внешнего долга зависит от его структуры по срочности и актуальности к погашению, от резервов страны, масштабов и конкурентоспособности её экономики. В практике стран с развитой рыночной экономикой внешний долг рассматривается как серьезная проблема, если:

    отношение внешнего долга к ВВП превышает 50%;

    отношение внешнего долга к объему экспорта превышает 273%;

    выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга по отношению к экспортной выручке превышают 30%.

В этом случае говорят о критическом уровне задолженности и угрозе потери экономической независимости страны.

Последствия существования значительного государственного долга (основные варианты):

    Финансирование государственного долга за счет займов в частном секторе, как правило, приводит к росту нормы процента (правительство вынуждено предлагать все новые и новые государственные ценные бумаги, следовательно, цены на них падают и норма процента возрастает), рост нормы процента ведет к сокращению спроса на инвестиционные товары (снижаются прежде всего инвестиции в основной капитал). Снижение инвестиций в основной капитал означает, что через некоторое время основной капитал в стране будет или снижаться или, по крайней мере, снизится темп его роста. Основной капитал, как известно, один из основных факторов производства продукции, а значит, при его уменьшении подрываются возможности роста реального ВНП.

    Существование дефицита государственного бюджета и рост государственного долга приводит к увеличению налоговых ставок (так как правительство пытается получить больший доход). Рост налоговых ставок подрывает стимулы к предпринимательской деятельности и стимулы к труду, что влечёт за собой снижение выпуска или снижение темпов его роста

    В условиях экономического спада или депрессии, когда доверие к государственным ценным бумагам низкое, покрытие дефицита государственного бюджета осуществляется через продажу прироста государственного долга центральному банку страны. Это приводит к росту монетарного базиса и в конечном итоге к усилению инфляции.

Следует отметить, что государственный долг нельзя понимать упрощенно. В макроэкономике существует понятие чистый государственный долг . Наряду с пассивами (в данном случае это государственный долг) правительство владеет еще и активами (различные элементы государственной собственности: акции предприятий с участием государства, просто государственные предприятия, золотовалютные запасы), то есть, говоря о государственном долге необходимо сопоставлять его с активами правительства.

Чистый государственный долг = государственный долг – стоимость активов правительства.

Очевидно, что ситуация весьма опасна, когда чистый государственный долг велик.

В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегать к рефинансированию государственного долга (т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов). Оно также применяется при выплате процентов и погашении займов по внешнему государственному долгу. Кроме того, в управлении государственным долгом могут использоваться такие меры, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Конверсия - изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство при возможности снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов при необходимости срочных заимствований для государства.

Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже вылущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения займа (технический дефолт) используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, т.к. большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым. При отсрочке погашения займов отодвигаются сроки, и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией, но при консолидации займов владельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним.

Под аннулированием государственного долга (юридический дефолт) понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на многочисленные разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.

Существуют различные концепции регулирования государственного бюджета:

ежегодного балансирования доходов и расходов - каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);

экономического цикла - в период спада производства правительство увеличивает расходы - рост дефицита, а в период подъема - сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

функциональных финансов - обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета. Разделяющие эту концепцию экономисты, считают, что:

Экономический рост ведет к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет;

Правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит;

Бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...