Государственный долг (внутренний и внешний) и пути его покрытия. Государственный внутренний долг


Общегосударственные нужды в своем большинстве финансируются из денежных средств, которые получает государство в виде обязательных платежей и налогов. В условиях, когда резко снижаются, появляется необходимость в покрытии своих расходов за счет финансовых средств, полученных из других источников. Таким образом и образуется государственный долг, под которым подразумевается совокупность кредитных отношений между заемщиком (государством) и кредиторами (юридическими или физическими лицами). В сфере государственных отношений государство может быть одновременно как заемщиком, так и кредитором.

В настоящее время существуют такие виды как внутренний и внешний. Следует обратить внимание на то, что в России такое разделение имеет несколько другой подход, чем в других странах. Согласно закону РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», который был принят в 1992 году, деление государственного долга на внешний и внутренний проводится по валютному критерию. Следовательно, все заимствования России делятся на внешние и внутренние, ввиду валюты возникающих обязательств. Проще говоря, внутренний государственный долг - это рублевые долги, а внешний - валютные долги. В мировой практике внутренний государственный долг определяется как долг государства перед своим населением. Исходя из той же мировой практики, формы государственного внутреннего долга могут быть такими, как полученные правительством займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, полученные бюджетные ссуда и а также некоторые другие долговые обязательства.

Внутренние можно условно разделить на рыночные (существующие в виде и не рыночные (образующиеся по результатам исполнения федерального долга и выпускаемые в счет погашения образовавшейся задолженности).

Внутренний государственный долг несет гораздо меньшую опасность, чем внутренний государственный долг. Утечки услуг и товаров при его погашении не происходит, хотя в то же время практически невозможно обойтись без определенных изменений в экономической жизни, которые в большинстве случаев имеют весьма значительные последствия. И чем выше будет внутренний государственный долг, тем большими будут негативные последствия. Например, выплата процентов по долгу приводит к тому, что образуется неравенство в доходах, так как самая большая часть государственных обязательств оказывается сконцентрированной у самой состоятельной части населения. В итоге погашение внутреннего долга приводит к тому, что денежные средства, полученные от наименее защищенных слоев населения, переходят к более обеспеченных. В итоге тот, кто владеет облигациями, обогащается еще больше.

Внутренний государственный долг, по сравнению с внешним, гораздо меньше, поэтому в последнее время наблюдается трансформация последнего в первый. Внешний государственный долг погашается из тех средств, которые заимствуются на внутреннем рынке. В связи с этим, начиная с 2002 года, государство начало увеличивать объем внутреннего государственного долга. Следует отметить, что это замещение длиться до сих пор.

Внутренний государственный долг не является либо только положительной, либо только отрицательной стороной экономики. Исходя из сегодняшнего состояния экономики, он занимает, скорее всего, нейтральную позицию. Ожидать, что через несколько лет надобность во внутреннем государственном долге отпадет, вряд ли стоит, но попытаться свести его объемы к минимуму, это прямая обязанность государства.

Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. Государственный долг может привести к следующим последствиям:

· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики для оплаты долга;

· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

· Усиливается неравенство в доходах;

· Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов

· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде

· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния

· Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж

· Может появиться угроза долгового и валютного кризиса

Государственным долгом являются долговые обязательства перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг – сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам, правительствам других стран.Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иност-ранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государ-ственный долг определяют также как общий объем непогашенных государст-венных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

По условиям привлечения средств различают два видагосударственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг - это долг государства в лице его правительства перед физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Иными словами, внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны, равный общей номинальной стоимости имеющихся у них государственных облигаций. Исходя из приведенного определения, следует, что внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием.

Внутренний долг включает в себя: долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям; внешний долг включает в себя аналогичный список.

Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг (капитальный) и непогашенный долг (текущий), включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг - это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.

Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Внутренний государственный долг - сумма накопленных правительственных займов, зафиксированная в стоимости государственных ценных бумаг, находящихся преимущественно на руках граждан, фирм и учреждений собственной страны, которые получают по ним доход в виде процента.

Внутренний государственный долг регулируется законом Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. №2328-XII "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь".

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.



К рыночным инструментам можно отнести: ГКО - государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации; ОГСЗ - облигации государственного сберегательного займа; облигации внутреннего государственного валютного займа; казначейские векселя и обязательства. К нерыночным - векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр.

Большинство экономистов утверждает, что рост внутреннего долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству нации, так как это, по сути, долг самим себе .

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Это заключается в том, что:

Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

Наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг (облигации) может привести к сокращению основного капитала;

Усиливается неравенство в доходах;

Создается угроза высокой инфляции в будущем. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство, таким образом, рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем, если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем;

Дефицит госбюджета может стать хроническим явлением;

Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

Таким образом, внутренний государственный долг - задолженность государства перед своими гражданами - образуется в результате выпуска долговых обязательств с целью финансирования дефицита госбюджета и требует большой осторожности в своем использовании.

Внешний государственный долг –

1) задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др.

2) задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны.

Внешний государственный долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам:

В результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний

Путем продаж государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Внешний государственный долг – это совокупность долговых обязательств государства, которые возникли в результате займов государства на внешнем рынке.

Внешний долг государства имеет такие составные:

Долг органов государственной власти и управления, который возник в результате привлечения кредитов иностранных государств и выпуска государственных ценных бумаг, которые размещаются на международных рынках капиталов;

Долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством. Он погашается и обслуживается субъектами хозяйствования – заемщиками .

Состояние внешнего долга государства можно охарактеризовать с помощью таких показателей:

А) соотношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту;

Б) соотношение плановых платежей касательно обслуживания долга валютных поступлений государства. Он свидетельствует о платежеспособности страны в ближайшей перспективе;

В) соотношение дисконтированной стоимости долга и экспорта. Этот показатель используется для оценки долгосрочной платежеспособности.

Внешний долг представляет особое внимание. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высоки проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущие поколения, что может привести к снижению уровня из благосостояния.

Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что: при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса.

Таким образом, в связи с серьезными негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит.

Схема формирования государственного долга, таким образом, может быть представлена в следующем виде (рисунок 1.1):

обслуживание государственного долга

Рисунок 1.1 - Формирование государственного долга

Государственный долг - это обязательства страны перед кредиторами. Ими могут выступать юридические лица и граждане, зарубежные державы, международные организации.

Структура государственного долга

Обязательства страны могут возникать из правоотношений с организациями и лицами, осуществляющими деятельность в пределах ее территории. Такой государственный долг считается внутренним. Он представлен в виде рублевых обязательств перед резидентами. Внешний государственный долг - займы в иностранной валюте у нерезидентов.

Формы обязательств

Российский государственный долг представлен в виде:

  1. Кредитных договоров с финансовыми (в том числе международными) организациями, зарубежными державами. Они заключаются от имени РФ.
  2. Ценных бумаг. Они также выпускаются от имени РФ.
  3. Переоформления кредитных обязательств, принятых третьими лицами.
  4. Договоров о предоставлении госгарантий.

Внутренние займы могут быть в виде:


Государственный долг России может быть:

  • Долгосрочным - на 5-30 лет.
  • Среднесрочным - на 1-5 л.
  • Краткосрочным - до года.

Погашение обязательств осуществляются в срок, установленный условиями займа. Однако этот период не должен быть больше 30 лет. Государственный долг России обеспечивается федеральной собственностью.

Управление обязательствами

РФ не отвечает по долгам субъектов и муниципальных образований страны, если они не были обеспечены гарантиями от федерального правительства. Максимальные объемы займов устанавливаются в соответствии с Законом о бюджете на предстоящий год. По ст. 106 БК, внешний государственный долг не может превышать предел объема платежей в год по его обслуживанию и погашению. В Законе о бюджете на предстоящий период утверждается программа по заимствованиям. В ней представлен перечень внешних кредитов с указанием источников, цели, срока погашения и общего их объема. В этой программе оговариваются все госгарантии и займы, размер которых больше суммы, эквивалентной 10 млн долл. Порядок, условия выдачи (выпуска) и размещения обязательств устанавливаются правительством.

Решение об эмиссии

Этот акт принимается правительством в соответствии с максимальными объемами бюджетного дефицита и госдолга, которые установлены в Программе по внутренним заимствованиям и Законе о бюджете. В решении об эмиссии бумаг отражаются данные об эмитенте, объемах и условиях процедуры.

Гарантии

Такой государственный долг - это способ обеспечения, предполагающий письменное обязательство. В рамках него гарант отвечает за исполнение лицом, получившим заем, условий его договора с третьими лицами. В Законе о бюджете на следующий период устанавливается предельная величина суммы гарантий. Если она выражена в рублях, то включается во внутренний государственный долг. Сумма может быть и в инвалюте. В этом случае она относится к внешнему долгу.

Важный момент

Согласно ст. 118 БК, бюджетные учреждения не наделены правом брать займы у кредитных институтов. Однако они могут получать ссуды. В качестве источников таких займов выступают внебюджетные (государственные) фонды и бюджеты. Казначейство ответственно за ведение реестра ссуд унитарных предприятий.

Документирование

В административном аппарате предусмотрен институт, который контролирует государственный долг, - это Минфин. В соответствующие книги вносится информация об объеме обязательств. Документируется региональный, муниципальный и государственный долг РФ по эмитированным бумагам. Необходимые сведения вносятся в Книгу займов в срок, который не больше трех дней с даты появления обязательства.

Основные инструменты

Существует несколько способов изменить условия, по которым выплачивается государственный долг. Это:


Предпосылки возникновения

Государственный долг - это последствие объективной необходимости привлечь дополнительные источники финансирования расходов в стране и бюджетного дефицита. Для этого в первую очередь мобилизуются собственные средства. Если эти источники исчерпаны, появляется необходимость заимствования у международных организаций и других стран. Внешний долг может предоставляться в виде безвозмездного финансирования либо в качестве возвратного кредитования. Привлечение средств осуществляется в двух направлениях: частном и государственном в зависимости от источников.

Система обслуживания

Она предполагает определенную схему, по которой погашается государственный долг. Это осуществляется в несколько этапов:

  • Выплата процентов.
  • Погашение основной суммы.
  • Рефинансирование при необходимости.

К примеру, условный государственный долг РФ - 100 тыс. ед. При ставке в 20% и сроком выплаты на 4 года при однолетнем льготном периоде (когда погашаются только проценты) к указанной сумме следует прибавить 80 тыс. Даже при такой простой схеме непосредственное управление госдолгом представляет определенную сложность. В этой связи в систему обслуживания включаются:


Обслуживание внутренних государственных займов РФ осуществляется Центробанком и его подразделениями, если другое не установлено Постановлением Правительства. Оно выполняется посредством операций, направленных на размещение обязательств, их погашение и выплату доходов по ним в форме процентов либо в ином виде. Контроль над состоянием госдолга осуществляется исполнительными и законодательными органами власти.

Заключение

В 1985 году внешний долг Советского Союза был 22.5 млрд долл. К 1991-му он увеличился до 65 млрд. На 1 января 2003-го внешний госдолг РФ (вместе с займами СССР) составил 124.5 млрд долл. По расчетам, для полного его погашения в течение тридцати лет требовалось выплатить не меньше 300 млрд долл. Для обеспечения собственных внешнеэкономических и внешнеполитических интересов в России предусмотрено предоставление займов зарубежным государствам. Программа такого кредитования утверждается в Законе о федеральном бюджете на будущий финансовый период. В ней присутствует перечень займов, указываются цели их предоставления, суммы и получатели средств. Все договоры, которые касаются реструктуризации кредитов либо списания задолженности зарубежных стран перед РФ должны ратифицироваться в Госдуме.

Если смотреть на эту тему с экономической стороны, то государства все разные, политика управления опять же у всех разная, где то встречается индивидуальные особенности. Это и понятно, потому что начиная от разниц с территориями стран, численностью населения и географического местоположение, экономическими отношениями с другими странами и размеры ежегодных бюджетов политический строй у всех разный.

Однако, несмотря на это финансовые системы отдельных стран имеют похожие черты существование, которые обобщают их. Одна вот такая основная типичная характеристика многих стран это наличие финансово-хозяйственной системы и присутствие внутренней государственной задолженности. Абсолютно во всех станах, где есть внутренняя государственная задолженность - это огромный ежегодный расходы, которые не могут быть тысячными миллионными, потому что финансовая политика всегда сталкивается с тем, что берет в , чтобы погасить этот внутренний долг с целью мобилизации денег. Внутренний государственный долг почти всегда заставляет государство братья кредит. Речь сейчас идет не только о нашей стране, государственный долг бюджетов многих государств ведут кредитную политику и это неизбежность. Такую картину можно было наблюдать даже из истории мирового финансового хозяйства. Многочисленные исторические факты свидетельствует, что государство уже с очень древних времен прибегает к помощи кредита, который является единственно правильным выходом из положения, чтобы стабилизировать ситуацию внутри страны.

Сущность государственного внутреннего долга

Сущность государственного внутреннего долга - это совокупность кредитно-финансовых отношений. Они возникают в связи с перемещением капитала из народа в и обратно. Благодаря государственному долгу ограничиваются налоговые поступления в государственный бюджет, растет наличности в обращении, как следствие государственное кредитования - это неизбежность которое оказывает благоприятное влияние на бюджетное равновесие.

м ы показали, что сумма внутреннего долга в целом велика, особенно в эпизодах внешнего дефолта или высокой инфляции. Ясно, что для понимания того, как протекают кризисы, необходимо лучше ознакомиться с относительной важностью внутреннего и внешнего долга. Этот раздел является первой попыткой рассмотреть их некоторые ключе-вые характеристики. Понятно, что то, как кризис протекает, различается в разных странах и в разное время. Также важны, по всей видимости, и многие иные факторы, такие как независимость от центрального банка и режим обменного курса валют. Тем не менее несколько простых сравнений траектории производства и инфляции во время и после дефолтов по внутреннему и по внешнему долгу позволят глубже понять вопрос1.
Наши расчеты могут рассматриваться лишь как предположения, и вот почему. Прежде всего, не существует обширной базы данных явных дефолтов по внутреннему долгу, помимо собранной нами базы данных, и еще меньше информации имеется по дефолтам де-факто. Хотя мы и уве-рены, что наша выборка дает относительно полную картину внешних дефолтов и эпизодов высокой инфляции, мы не знаем, сколько эпизодов дефолта по внутреннему долгу могли быть упущены нами, даже если ограничить рассмотрение дефолтами, произошедшими де-юре. В этой главе мы пока- жем, как явные эпизоды дефолта по внутреннему долгу или реструктуризации были скрыты в исторических архивах. Таким образом, очевидно, что наш список внутренних дефолтов значительно меньше, нежели реальное их количество.
И наконец, стоит обсудить наш подход, который систематичен в отношении документирования самого факта возникновения дефолта, но он не в состоянии сказать много о его размахе и глубине. Даже при том, что наша база данных по государственному долгу располагает ценными фактами о размахе изначального дефолта или реструктуризации, нужно слишком напрячь воображение, чтобы на их основе делать какие-то выводы о нюансах последующей реструктуризации и темпах выхода из дефолта. Помня об этих ограничениях, мы и представляем полученные результаты.

Еще по теме ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ: ЧТО ХУЖЕ? ЧТО ВАЖНЕЕ?:

  1. Общие рекомендации к участникам переговоров, касающиеся того, что не следует и что следует делать 1. Что не следует делать:
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...