Государственные займы. Государственный кредит


Классификация государственных займов

Государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений. Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению выделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений (безоблигационные) и займы, которые обеспечиваются выпуском ценных бумаг (облигационные).

В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, международных организаций и финансовых институтов.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями). Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на займы внутренние и внешние. На внутреннем финансовом рынке средства предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами, а внешние поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

а) центральным правительством;

б) республиканскими правительствами;

в) местными органами власти.

Широкое распространение получила практика выпуска в РФ государственных займов центральным правительством.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения (например, Государственный внутренний выигрышный заем 1982 года), среди юридических лиц (государственный внутренний 5%-ный заем 1990 года) и универсальные, то есть предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов выделяют:

а) процентные займы;

б) выигрышные займы;

в) процентно-выигрышные займы;

г) беспроигрышные займы;

д) беспроцентные (целевые) займы.

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально.

При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей.

Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускаются.

Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется.

Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.

По срокам погашения займы делятся на:

а) краткосрочные займы - срок погашения до 1 года;

б) среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет;

в) долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет.

По методу размещения займы подразделяют на:

а) добровольные займы;

б) займы, размещенные по подписке;

в) принудительные займы.

Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций.

Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

В зависимости от установления обеспеченности, государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые.

Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – принцип материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами.

Беззалоговые займы не имеют конкретного материального обеспечения, их надежность определяется авторитетом государства, выпустившего их.

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный).

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, казначейские ссуды, гарантированные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование, которая выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.)

Казначейские обязательства , в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет исключительно на пополнение бюджета.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений, - обращение части вкладов населения в государственные займы . Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (подписание соглашений (договоров) или выдача особых свидетельств).

Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Их можно получить в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите – гарантированных займах, по которым правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) в период реформ.

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти.

2. По месту размещения – внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке – рыночные и нерыночные . Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита являются основными. Нерыночные займы не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

4. В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя.

5. По обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные . Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы власти управления обычно выпускают беззакладные облигации.

6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаются на волю случая. Поэтому основной вид – процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства бывают с твердыми илиплавающими ставками. В одних случаях фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других же она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства: с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения.

Различаются два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта:

Заем погашается равными частями в течении определенного срока;

Возрастающими долями;

Снижающими долями.

9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные.

10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

Муниципальный кредит – денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

1) муниципальное кредитование – муниципалитет является кредитором;

2) муниципальное заимствование – муниципалитет является должником или должником и принципалом;

3) муниципальные гарантии – муниципалитет является гарантом.

Гарантия – способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Формы муниципальных займов .

Муниципальные займы - привлечение финансовых ресурсов региональными и местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Существуют две главные формы муниципальных займов:

Выпуск муниципальных ценных бумаг;

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, это дешевле, чем брать ссуду в коммерческом банке, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Таким образом, по договору государственного и муниципального займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а инвестором - гражданин или юридическое лицо-резидент или нерезидент.

Договор государственного или муниципального займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных либо муниципальных облигаций или других государственных либо муниципальных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо других имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Государственные и муниципальные займы являются добровольными.

Договоры о государственных внешних заимствованиях, исполнение которых требует увеличения их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, включаются только после внесения соответствующих изменений в федеральный бюджет на очередной финансовый год.

Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.

Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

Программы государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований представляют собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

Финансы домашних хозяйств: содержание.

Финансы домашних хозяйств представляют собой отдельную сферу денежных отноше­ний, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта в связи с формированием и ис­пользованием денежных доходов, поступлений и накоплений до­машних хозяйств. Они являются составной частью финансовой системы государства. В экономической научной и учебной литературе существуют разные подходы к определению сущности домашних хозяйств, их роли и значения в экономической системе, что обусловливает раз­ные позиции в оценке финансов домашних хозяйств в составе фи­нансовой системы государства.

Финансы домашних хозяйств - самостоятельная сфера финансо­вых отношений в составе финансовой системы. Они объективно обу­словлены деятельностью домашних хозяйств, обеспечивающих вос­производство рабочей силы при потреблении созданного обществен­ного продукта. Финансовые взаимосвязи домашних хозяйств характеризуются значительным разнообразием.

В их составе выделяются следующие взаимоотношения:

· с работодателями в связи с оплатой труда и иными выплатами аналогичного характера;

· с хозяйствующими субъектами в связи с формированием смешанных доходов;

· между членами хозяйства в связи с формированием и ис­пользованием денежных доходов, поступлений и накопле­ний

· с другими домашними хозяйствами по совместному форми­рованию и использованию денежных доходов, поступлений и накоплений;

· с кредитными организациями в связи с привлечением по­требительских кредитов и размещением сбережений домаш­них хозяйств на депозитные счета;

· со страховыми организациями по поводу личного страхова­ния членов домашних хозяйств и их имущества;

· с органами государственной власти и органами местного са­моуправления по поводу уплаты налогов и сборов, получе­ния социальных трансфертов и т.п.

Перечисленные виды взаимоотношений образуют в совокупно­сти содержание финансов домашних хозяйств. Финансы домашних хозяйств функционируют с характерными особенностями. В отличие от других сфер финансовой системы финансы домашних хозяйств имеют выраженную организацию только во взаимоотношениях домохозяиств с государством по пово­ду уплаты налогов, финансирования различных социальных выплат, а также с кредитными и страховыми организациями. По всем ос­тальным направлениям деятельности домашние хозяйства само­стоятельно принимают решения по формированию и использова­нию своих денежных доходов, поступлений и накоплений. Такие решения подчас не столько определяются рациональными подхода­ми к организации их хозяйственной деятельности и получению максимальных доходов и накоплений, сколько основываются на ценностных мотивах неформального характера, обусловленных со­циальными, демографическими, психологическими, этническими и многими другими факторами.

Как любые финансовые отношения, финансы домашних хо­зяйств функционируют посредством денежных доходов и расходов. Здесь также есть особенности, обусловленные деятельностью до­машних хозяйств как экономических субъектов, реализующих на­ряду с оплачиваемыми работами в общественном и частном секторе экономики неоплачиваемые работы в рамках самого домашнего хозяйства, производимые на безвозмездной основе (ведение до­машнего хозяйства, выращивание продуктов в подсобном хозяйст­ве, воспитание детей, уход за престарелыми и больными). В по­следнем случае деятельность домашних хозяйств не приобретает стоимостного выражения и остается вне сферы финансовых отно­шений.

Финансы домашних хозяйств вьшолняют следующие основные функции:

· воспроизводственную (обеспечение людей материальными и социально-культурными благами и услугами, в том числе и 348 производственного характера). Роль этой функции возросла в условиях развития рыночных отношений в стране и со­кращения общественных фондов потребления;

· распределительную (распределение стоимости валового внутреннего продукта и созданного национального дохода между домашними хозяйствами, его отдельными участника­ ми и государством, домашними хозяйствами, его отдельны­ ми участниками и предприятиями, между отдельными уча­стниками внутри домашнего хозяйства).

Домашнее хозяйст­во в условиях рыночной экономики постоянно вступает в распределительные финансовые отношения как с внешними по отношению к данному домашнему хозяйству рыночными субъектами, государственными органами власти и органами местного самоуправления, так и внутри домашнего хозяйст­ ва. В рамках распределительной функции финансов часть национального дохода, которая пришлась на долю домашне­ го хозяйства, в той или иной пропорции распределяется ме­ жду всеми его участниками.

Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают не­ прерывность процесса воспроизводства рабочей силы, обес­ печивая каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни;

· контрольную (уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. Под воздействием различных факторов эта величина может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому поддержание обычного уровня по­ требления невозможно без контроля за распределением по­ лученного дохода по различным направлениям расходования денежных средств, а также за их целевым использованием). Специфика финансов домашних хозяйств заключается в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени рег­ламентирована государством.

Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования де­нежных фондов, их размере и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство способно влиять на общую сумму до­хода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократно­го распределения и перераспределения стоимости валового внут­реннего продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их ре­ального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизован­ные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сфе­ру здравоохранения, образования, социального обеспечения, и в результате уровень реального дохода домашних хозяйств возрастает.

Как и любая другая экономическая система, домашнее хозяйст­во для повышения уровня благосостояния своих участников при­нимает многочисленные решения, относящиеся к различным сто­ронам жизнедеятельности. Экономические и финансовые решения домашнего хозяйства де­лятся на две основные группы:

· решения, каким образом формировать фонд рабочего време­ни (количество работающих членов домашнего хозяйства, место их работы и др.);

· решения, как формировать структуру своих будущих активов с учетом уже имеющихся у него, т.е. надо ли осуществлять капи­тальные расходы (приобретать новую недвижимость, автомобили, мебель и т.п. или ценные бумаги и т.д.);.

Одновременно определяется соотношение между вновь приоб­ретаемыми активами.

Первая группа решений влияет на уровень доходов домаш­них хозяйств, вторая - не только на соотношение, в котором располагаемый доход домашнего хозяйства распадается на потреб­ляемую и сберегаемую части, но и на уровень будущих инвестици­онных доходов домашнего хозяйства, полученных, например, в виде дивидендов по приобретенным акциям или в виде дохода по сроч­ному вкладу в коммерческом банке.

Экономические и финансовые решения в домашнем хозяйстве зависят от многих факторов, среди которых основными являются:

· текущие и перспективные цели;

· отношения между членами домашнего хозяйства;

· уровень доходов домашнего хозяйства;

· предпочтения и склонность к риску членов домашнего хо­зяйства;

· внешняя среда, в которой действует домашнее хозяйство.

Внешняя среда оказывает очень большое влияние на решения в домашнем хозяйстве. Наиболее важные факторы внешней среды - законодательное регулирование доходов и расходов, в особенности в сфере занятости, налогообложения доходов, социальных пособий; отношения в коллективе, в котором работают члены домашнего хозяйства; участие последних в общественных и политических ор­ганизациях; отношения между самими домашними хозяйствами. Существуют особенности в механизме и степени формализации принятия домашним хозяйством финансовых и экономических решений. Например, в коммерческих организациях существует систе­ма методов принятия решений, включая планирование, оператив­ное управление, контроль и другие стадии процесса управления, объединяемые понятием «менеджмент» (его составной частью явля­ется финансовый менеджмент).

В коммерческих организациях чет­ко определены оперативные и стратегические цели, их иерархия, способы достижения. Все это закрепляется во внутрифирменных регламентах. В домашних хозяйствах установление целей - также необходимый атрибут. Однако их достижение не связано с форма­лизованными процедурами принятия решений. Цели домашним хозяйством определяются часто на основе жизненного опыта. Меж­ду членами домашнего хозяйства устанавливается система нефор­мальных связей, в которой определяется роль каждого из них.

В домашних хозяйствах, как правило, не составляются баланс денеж­ных доходов и расходов, что также является отражением нефор­мального характера принимаемых решений. Механизм принятия экономических и финансовых решений домашними хозяйствами, их целевая направленность отличаются от механизма принятия решений и целевой направленности аналогич­ных решений, принимаемых, например, коммерческими организа­циями. Эти особенности в значительной мере являются следствием того обстоятельства, что связи, существующие между отдельными членами домашнего хозяйства, не столько экономические, сколько социальные.

В коммерческих организациях также существуют соци­альные отношения, но они играют подчиненную к экономическим отношениям роль, поскольку основные их цели являются экономи­ческими (рост прибыли, рост акционерного капитала и т.д.). В до­машних хозяйствах субординация рассматриваемых двух типов от­ношений прямо противоположна. Поэтому и экономические и финан­совые решения принимаются исходя не только из экономических целей (рост доходов домохозяйств, экономия затрат и т.п.), но и социальных (воспитание детей, повышение образовательного уровня, обеспечение условий для полноценного отдыха и т.д.).

Экономические цели играют подчиненную роль по сравнению с социальными и направлены на наи­более полную реализацию последних. 9.2. Доходы и расходы домашних хозяйств Доходы домашних хозяйств. Формирование денежных доходов домашних хозяйств характеризуется посредством различных показа­телей совокупных, располагаемых, номинальных и реальных дохо­дов населения.

Совокупные (общие) доходы определяются суммированием де­нежных и натуральных доходов, а также стоимости бесплатных и 351 льготных услуг, предоставляемых за счет социальных фондов.

Нату­ральные доходы при этом могут определяться по средним ценам реализации соответствующей продукции на рынке. Вместе с тем совокупные доходы не дают представления о той их части, которая остается в распоряжении домашних хозяйств. Для этого использу­ются данные о располагаемых доходах населения. Располагаемые доходы определяются исключением из совокуп­ных доходов населения налогов и обязательных платежей.

Распола­гаемые доходы образуют основу для конечного потребления и сбе­режений населения. Они могут иметь номинальную и реальную оценку.

Номинальные доходы характеризуют доходы домашнего хозяйст­ва за определенный период времени в денежных единицах по нари­цательной стоимости. Они учитываются как начисленные доходы и фактически полученные.

Начисленные доходы характеризуются суммой причитающихся к выплате доходов, фактически получен­ные - образуются после выплаты доходов, включая погашение за­долженности прошлого периода. Выделение начисленных и факти­чески полученных доходов в составе номинальных доходов позво­ляет учесть их динамику в условиях нестабильной экономической ситуации и связанными с этим явлениями задержки выплаты зара­ботной платы.

Реальные доходы представляют собой денежные доходы текуще­го периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они характеризуют покупательную способность фактически полу­ченных доходов и определяются количеством товаров и услуг, кото­рые реально могут быть приобретены населением. Реальные доходы отражают действительный уровень жизни населения и благосостоя­ния домашних хозяйств, возможности удовлетворения материаль­ных и нематериальных потребностей населения.

Денежные доходы домашних хозяйств классифицируются, как правило, по источникам их формирования. Выделяются следующие виды доходов:

· оплата труда наемных работников;

· социальные трансферты;

· смешанный, или предпринимательский, доход;

· доходы от собственности;

· другие доходы.

Оплата труда включает денежные средства, полученные члена­ми домашних хозяйств за выполненную ими работу по найму. Оп­лата труда является основной формой доходов домашних хозяйств. В основе ее построения лежит тарифная система, которая включает тарифные ставки, тарифные разряды, тарифные сетки, тарифно-квалификационные требования, районные коэффициенты, виды 352 заработной платы и условия ее выплаты, а также другие элементы, регламентирующие оплату труда наемных работников в различных сферах, отраслях, производствах, и т.д.

В оплату труда включаются: заработная плата по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам; выплаты за работу в особых условиях; доп­латы за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; премии и единовременные поощрительные выплаты; вознаграждение за выслугу лет; оплата ежегодных и до­полнительных отпусков; материальная помощь; другие выплаты.

Расходы домашних хозяйств.

Расходы домашних хозяйств клас­сифицируются по различным критериям. В их составе можно выде­лить следующие расходы:

· на покупку товаров и оплату услуг;

· обязательные платежи и разнообразные взносы;

· на приобретение недвижимости;

· на прирост финансовых активов.

Расходы на покупку товаров и услуг условно можно подразделить на две группы: текущие и капитальные.

Текущие расходы включают достаточно большой перечень затрат, связанных с первоочередными нуждами или производимых регулярно. В этом виде принимаются расходы, связанные с приобретением продо­вольственных товаров, оплатой коммунальных услуг, оплатой услуг свя­зи, приобретением предметов личной санитарии и гигиены, приобрете­нием лекарств, проездом в транспорте, приобретением непродовольст­венных товаров и услуг бытового и хозяйственного характера (обувь, одежда, хозяйственный инвентарь, предметы бытового обихода, услуги парикмахерской, химчистки и т.п.).

Капитальные расходы включают в себя затраты по приобрете­нию непродовольственных товаров длительного пользования (ме­бель, хозяйственное оборудование, движимое имущество), по капи­тальному обустройству жилья, вложения в предметы искусства, ан­тиквариата, ювелирные изделия и т.п. 354 Расходы на покупку товаров и оплату услуг составляют наибо­лее весомую часть денежных расходов домашних хозяйств. Их доля в денежных расходах занимает 80%.

Обязательные платежи обусловлены необходимостью уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также платежей по страхованию, комму­нальных платежей населения, процентов за товарный кредит, взно­сов в общественные и кооперативные организации и т.д. В системе налогообложения домашних хозяйств наиболее значимым является налог на доходы физических лиц, которым охвачено практически все трудоспособное население. Наряду с налогом на доходы физи­ческих лиц обязательными для домашних хозяйств являются плате­жи, связанные с уплатой: сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водного налога; государственной пошлины; транспортного налога; земельного налога; налога на имущество физических лиц. Доля этих платежей и взносов в денежных расходах приближается к 10%. Расходы на приобретение недвижимости включают затраты на строительство и покупку жилых помещений, дач, летних садовых до­миков, баз отдыха, других помещений, предназначенных для постоян­ного, сезонного или временного проживания, а также отдыха. Доля этих платежей в денежных расходах составляет немного больше 2,5%.

Расходы на прирост финансовых активов включают операции по использованию денежных сбережений путем их размещения на де­позитных счетах в банковских и иных кредитных организациях, вложений в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, и их накопление путем приобретения валюты и сохранения на руках у населения. Доля этих видов расходов в общих денежных расходах приближается к 20%. Доля денег на руках у населения в приросте финансовых активов составляет 9,5%. В составе расходов домашних хозяйств основными, непосредст­венно связанными с их деятельностью, являются расходы на по­купку товаров и оплату услуг. Их объем и динамика зависят от множества факторов, которые можно подразделить на внутренние, зависимые непосредственно от деятельности домашнего хозяйства, и внешние, которые воздействуют на домашние хозяйства вне зави­симости от результатов его деятельности.

К внутренним факторам следует отнести: размер совокупных доходов домашнего хозяйства, уровень организации его хозяйствен­ной деятельности, уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства. В качестве внешних факторов следует рассматривать: уровень цен на потребляемые товары и услуги, раз­меры социальных трансфертов, уровень налоговой нагрузки на до­машние хозяйства и др.

Расходы на покупку товаров и услуг во многом определяют объ­емы фактического потребления домашних хозяйств, которые непо­средственно характеризуют уровень жизни населения и его воспро­изводственный потенциал.

Можно выделить следующие уровни жизни населения:

· достаток, при котором осуществляется потребление благ, обеспечивающее всестороннее развитие человека;

· нормальный уровень, при котором рациональное потребле­ ние по научно обоснованным нормам обеспечивает восста­ новление физических и интеллектуальных сил человека;

· бедность, когда потребление благ обеспечивает сохранение работоспособности человека как границы воспроизводства рабочей силы;

· нищета, когда потребление минимально допустимого по биологическим критериям набора благ и услуг позволяет лишь поддерживать жизнеспособность человека.

Для оценки нижнего предела уровня жизни населения устанав­ливается прожиточный, а также физиологический минимум. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, необходимого для сохра­нения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, уплату налогов и обязательных платежей. Он определяется в расчете на среднестатистического жителя и для разных социально-демографических групп населения с учетом научно обоснованных норм, национальных и иных особенностей потребления, а также реальных возможностей экономики. Прожиточный минимум непо­средственно зависит от цен, поэтому он непрерывно корректирует­ся на уровень инфляции. Физиологический минимум представляет собой суммарную стои­мость товаров и услуг, которыми можно поддерживать физическое состояние, но только в течение определенного времени. Жизненно необходимый уровень потребления включает только расходы на питание, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги и некоторые другие затраты. Сбережения являются важнейшим показателем благополучия домашних хозяйств. Статистические данные свидетельствуют о приросте сбережений населения, что подтверждается положитель­ной динамикой абсолютных показателей прироста финансовых ак­тивов в составе денежных расходов населения. Однако в целом уро­вень жизни населения страны остается низким и в настоящее время его качественное повышение является приоритетным направлением не только финансовой, но и в целом экономической политики го­сударства.

7. Государственные и муниципальные заимствования: понятие, состав, виды и роль в финансовом обеспечении потребностей органов власти различных уровней.

Являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования . Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Кредиторами органов власти и органов местного самоуправления могут выступать многочисленные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), национальные органы власти другого уровня, правительства иностранных государств,

международные финансовые организации. Отношения между заемщиками и кредиторами регулируются нормами национального и международного права, включая двусторонние договоры и соглашения.

В зависимости от субъекта, осуществляющего привлечение средств, в России, например, заимствования подразделяются на государственные заимствования Российской Федерации, государственные заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальные заимствования.

Государственные и муниципальные заимствования могут быть внутренними и внешними. Внутренние заимствования проводятся на национальном рынке и в национальной валюте, внешние - осуществляются на внешних рынках и в иностранных валютах. При этом в России право внешних заимствований закреплено за Российской Федерацией и субъектами РФ, имевшими внешний долг к августу 2000 т: Внутренние заимствования могут проводить органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Заимствования проводятся в двух формах: государственных и

муниципальных займов и прямых кредитов.

Государственные и муниципальные займы - передача в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимод

Выделяют различные классификации и виды государственных займов :

По способу размещения;

По срокам погашения;

По видам доходности;

По месту размещения;

По эмитентам;

По обращению на фондовом рынке;

По методу определения обеспеченности имуществом.

По способу размещения государственные займы можно подразделить на группы:

Свободного обращения;

Размещаемые по подписке;

Принудительные.

Государственные займы размещаются Правительством РФ на рынке ссудного капитала при участии банков и небанковских финансовых структур. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, размещаются, как правило, через банки, а для мобилизации сбережений населения - непосредственно через систему сберегательных касс банков.

Основными подписчиками по государственным займам являются правительственные учреждения, специальные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и другие структуры.

По срокам погашения государственные займы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Срок погашения краткосрочных государственных займов составляет три, шесть, девять или двенадцать месяцев. Среднесрочные займы погашаются не позднее чем через 5 лет и долгосрочные займы - не позднее чем через 30 лет с момента их выпуска в обращение. Краткосрочные облигации не имеют купонов. Они продаются со скидкой номинала, а выкупаются по полному номиналу. Такой вид облигаций получил название «облигации с нулевым купоном ».

По видам доходности государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные (лотерейные) или с «с нулевым купоном».

При приобретении процентных государственных займов займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по ставке, утвержденной Правительством РФ. При приобретении выигрышных государственных займов займодержателям выплачивается доход при выходе облигаций в тираж погашения или в процессе выигрышей.

По месту размещения государственных займов их подразделяют на внутренние и внешние, которые реализуются на иностранных денежных рынках в валюте страны- кредитора, государства-заемщика и третьей стороны. Облигации внутренних займов покупаются не только гражданами РФ, но и иностранными гражданами.

По элементам или уровням государственные займы подразделяются на займы, размещаемые федеральными органами власти и управления, органами власти и управления субъектов РФ и органами власти местного управления.

По обращению на рынке государственные займы подразделяют на рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно передаются и покупаются. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством в целях привлечения инвесторов.

В зависимости от обеспеченности долговых обязательств выпускают закладные и беззакладные облигации . Закладные облигации обеспечиваются залогом, конкретным имуществом, а беззакладные облигации , хотя ничем и не обеспечены, обеспечением для них служит все имущество государства или территориального образования.

По методу определения дохода государственные займы подразделяют на долговременные обязательства с твердым или плавающим доходом . Фиксированная ставка по ценным бумагам является иногда причиной роста расходов государства на выплату процентов, поэтому государство зачастую использует на практике плавающую ставку процента от займа к займу.

По способу погашения государственные займы подразделяют на займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения .

Современная экономическая ситуация и положение в финансово-кредитной сфере сложились таким образом, что нормальное существование граждан, организаций и целых стран невозможно без привлечения финансов со стороны.

Разнообразные формы подобной материальной поддержки дают возможность эффективно решать возникающие проблемы и постоянно развиваться.

Что это такое?

Государственные займы представляют собой важнейший инструмент, компенсирующий дефицит бюджета страны. Фактически – это разновидность государственного кредита, как правило, в денежном виде.

Кредиторами могут быть, как граждане и организации самой страны-заемщика, так и инвесторы из-за рубежа, в том числе – иностранные государства.

Привлеченные по займу средства, покрывают потребности страны. Такой заем, как и другие его разновидности, требует возврата полученных средства с учетом оговоренного срока и начисленных процентов.

Такая форма наполнения бюджета имеет объективные плюсы и минусы. Позитивными моментами являются:

  • контроль уровня инфляции (заемные деньги компенсируют бюджетный дефицит);
  • доступность получения (наиболее очевидный способ преодоления кризиса путем стабилизации экономики);
  • регуляция денежной массы у населения.

К негативным моментам можно отнести:

  • рост процентов по кредитам в случае значительного числа займов государством;
  • увеличение суммарного долга страны;
  • чрезмерность их числа ведет к нестабильной экономической обстановке, росту налогов.

Виды

Классификация государственных займов обширна и учитывает ряд определяющих признаков.

В зависимости от субъекта заемных отношений, займы могут быть размещены центральными (федеральные структуры) или территориальными (регионы, муниципалитеты) органами управления.

Различие внешних и внутренних заимствований государством определяется валютой займа.

Внешние заимствования РФ – привлеченные в виде кредитов и займов средства, кредиторами которых выступают иностранные государства, их физические, юридические лица или международные финансовые институты. Долговые обязательства РФ при этом фиксируются в иностранных валютах.

Внутренние заимствования РФ – кредиты, займы от стран, организаций и международных финансовых структур, фиксированные в рублях.

По степени свободы обращения на рынке различаются займы рыночные и нерыночные.

Заимствования подразделяются и по периоду, на который привлекаются средства:

  • краткосрочные имеют срок погашения – 1 год;
  • среднесрочные погашаются в сроки от 1 года до пяти;
  • долгосрочные могут быть закрыты через пять и больше лет.

В зависимости от того, обеспечены ли обязательства по долгу конкретным или общим имуществом страны или региона, выделяют закладные и беззакладные заимствования. (Залоговые или беззалоговые).

Государственные займы различаются и по методу, определяющему их доходность: с твердым и «плавающим» доходом.

Долговые обязательства могут быть размещены: добровольно, принудительно или по подписке среди граждан или (и) организаций. Они могут обладать правом, быть досрочно погашенными или не иметь такой опции.

Помимо этого, государственные займы бывают облигационными (облигации государственного сберегательного займа) и необлигационными; есть и узкоспециальный вариант – выпуски, размещенные через правительственные структуры или фонды, не подлежащие продаже.

Видео: Обзор облигация 100 рублей

Государственные займы и ценные бумаги

Основными механизмами государственного заимствования являются: кредиты международных финансовых институтов, бюджетные ссуды, гарантии, поручительства самой страны и ценные бумаги.

Государство может привлекать средства, выпуская ценные бумаги, размещая их затем на рынках с участием банков, других финансовых институтов.

Это намного более эффективный метод компенсации бюджетного дефицита, чем эмиссия денежной массы или заимствования в ЦБ России.

Основная причина, обуславливающая выпуск ценных бумаг – необходимость уравнивать неравномерность поступлений налогов. Незапланированный дисбаланс между доходами и расходами, возникший в течение финансового года компенсируется выпуском ценных бумаг.

Ценные бумаги выпускаются и для целевого финансирования приоритетных проектов или программ, нуждающихся в прямой государственной поддержке .

Основными преимуществами государственных ценных бумаг в сравнении с иными бумагами и активами являются: наибольшая надежность, незначительные риски лишения основных средств, льготы в налогообложении.

Облигации и векселя

Разные страны применяют свои названия ценных бумаг, наиболее распространенными являются термины – облигация и вексель.

Облигация обязывает государство выплатить долг на основе ясно оговоренных сроков и процентов. Также при их выпуске определяется порядок возвращения средств. Облигации могут быть:

  • обезличенными, выпущенными для компенсации бюджетного дефицита;
  • целевыми, для определенных проектов.

Облигации обладают курсовой и номинальной стоимостью. Первый параметр непостоянен, он «плавает» в зависимости от надежности, доходности ценной бумаги. Номинальная стоимость просто представляет сумму долгового обязательства.

Погашение облигаций госзайма возможно в имущественной и денежной формах.

Векселя или казначейские обязательства – платежные документы, компенсирующие бюджетный дефицит. Выплаты по нему происходят с начислением процентов.

Векселя, как правило, выпускаются при краткосрочных займах. В некоторых европейских странах ходовыми являются векселя, выпущенные на срок три или шесть месяцев.

При помощи облигаций средства обычно привлекаются на более протяженные периоды.

Эмиссия

Минфин РФ является эмитентом государственных ценных бумаг. Бумаги выпускаются отдельными партиями, каждой из них присваивается регистрационный номер.

Все облигации в пределах одного выпуска имеют идентичные номера, дату погашения, предоставляют один и тот же набор прав. Если не предусмотрены изначальные ограничения, то владельцами облигаций могут стать, как физические, так и юридические лица.

Владельцы бумаг имеют право вернуть основную сумму долга в виде номинальной стоимости, возвращаемой при погашении. Доход же начисляется, как процент к номиналу.

Рыночные и нерыночные

Если ценные бумаги обращаются без ограничений, они называются рыночными. Они могут неограниченно перепродаваться и являются основными при компенсации дефицита бюджета.

Нерыночные бумаги не могут обращаться на рынке и не меняют владельцев. Их предназначение – привлечение конкретных инвесторов с узкопрофильными интересами.

В развитых странах доля рыночных бумаг может доходить до 70%, а нерыночные облигации имеют целевую аудиторию в виде НПФ, страховых компаний, незначительных частных инвесторов.

Залоговые и беззалоговые

Одним из условий при оформлении государственного займа может стать обеспечении его определенным имуществом. Подобные залоговые (закладные) облигации нередко выпускаются региональными органами власти. Их обеспечением служит, как правило, имущество муниципалитета или региона.

Беззалоговые бумаги, не требующие обеспечения, выдаются странами с высоким авторитетом, не допускающим просрочек по выплатам.

Выплаты

Различают следующие формы осуществления доходных выплат по займам государства:

  • выигрышные, когда начисление дохода проходит в форме лотереи;
  • процентные, с ежегодной выплатой по оговоренной ставке в виде равных долей;
  • целевые или беспроцентные;
  • нулевые, выкупаемые по номиналу, реализуемые со скидкой.

Что касается первого варианта, то последний на сегодня внутренний выигрышный заем в РФ был проведен в 1992 году. Большая часть выпущенных облигаций (78 %) была погашена в течение 10 лет по номиналу, выиграло же около 32 %.

Характерно, что этот вид облигаций не является в среде инвесторов ходовым. Их больше интересует стабильный доход, а не «капризы фортуны». Процентные облигации с выплатой процентов один или более раз в год, ценятся намного больше.

Нулевые или дисконтные облигации реализуются с определенной скидкой от номинальной цены, выкупаются же – по номиналу. Эти бумаги также являются ходовыми.

Управление

Механизмы государственных займов – специфичные финансовые отношения, их разнообразие дает возможность странам, заинтересованным в привлечении средств извне, предоставлять наиболее благоприятные возможности для инвесторов.

Заимствования государства нуждаются в усиленном контроле, как в вопросе погашения обязательств, так и в привлечении средств.

Приоритетными для повышения привлекательности страны являются – минимальная цена кредита и стабильность ценных бумаг государства на рынке.

Государство через Центробанк осуществляет управление государственным долгом. Для своевременного погашения кредитов и выплаты доходов по обязательствам используется типовой набор мероприятий. Среди них:

  • выплаты по внешним и внутренним займам;
  • отчисления по кредитам;
  • гарантийные обязательства;
  • выработка условий и размещение новых займов;
  • смена текущих условий по займу на более выгодные.

Эффективность управления госдолгом определяется управленческими решениями на базе оценки размеров долга, его состава и актуального финансового положения.

В целом работа с внешним долгом государства состоит из нескольких стадий:

  • определение инструментария, способного привлечь ресурсы, увеличение эффективности пользования средствами, оценка размеров займа и возможных гарантий;
  • непосредственное привлечение средств, работа с ценными бумагами, адресное направление собранных средств, инвестиции или бюджетное покрытие;
  • определение источников для погашения займа, работа по уменьшению расходов.

Грамотное управление долгом государства необходимо также в социальном и политическом контексте. От этого зависит поддержка социально направленных финансовых программ, стабильность политической системы страны, ее адекватная, суверенная позиция на международной арене.

Нельзя сказать, что государственные заимствования это прерогатива лишь стран, слабых экономически. В эффективной кредитной политике в той или иной мере нуждаются все государства. Главным остается одно – выбор в пользу займа нуждается в полноценном анализе, кропотливой предварительной работе и надежном обслуживании взятых обязательств.

Анонс статьи. Обзор вопроса о государственном займе. Определение понятия, его классификация, формы, разновидности, особенности управления долгом государства, сведения о ценных бумагах.

Ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита : внутреннего и внешнего (рис. 1).

Рис. 1. Система источников государственных финансов

Современное государство одновременно является и должником и кредитором.

Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов , в деятельности которых государство заинтересовано.

Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования , определения уровня и . и государственный кредит — следствие . При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает , и привлечением заемных ресурсов от , данного государства и иностранных государств (рис. 2).

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Инфляция и государственный долг — два пути погашения .

Рис. 2. Финансовые методы погашения дефицита госбюджета

Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул в .

Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать дефицит госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту , то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.

Государственный внутренний до лг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).

Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние).

Понятие и формы государственного кредита

Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:
  • краткосрочный характер (до 1 года);
  • среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
  • долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).

Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

по праву эмиссии они делятся на:
  • выпускаемые центральным правительством;
  • выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц;
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме выплаты доходов займы могут делиться на:
  • процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
  • беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
по методам размещения делятся на:
  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Виды государственных кредитов и займов

Для выполнения своих функций и обеспечения устойчивости государство привлекает , а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.

Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.

В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный заем — передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.

Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Предоставление кредита оформляется .

Условиями кредитного договора непременно являются:
  • погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;
  • обеспеченность кредита;
  • размер процентной ставки.

Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.

Результат государственных займов — появление . Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.

Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Почему монетизируется именно государственный долг? Потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории. Легко представить последствия частной эмиссии, если вспомнить опыт "МММ" и других подобных "эмитентов".

Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются . Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Поэтому накапливание государственного долга — это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет .

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.

Аресту могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Государственный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

Структура и формы внутреннего госкредита. Классификация государственных ценных бумаг

Государственный внутренний кредит состоит из займов государства у:

Внутренний госкредит представлен следующими формами :

  • госзаймы путем эмиссии ;
  • кредиты центрального банка;
  • кредиты коммерческих банков и предприятий.

Государственные внутренние займы классифицируются по следующим признакам :

  • по праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами власти;
  • по признаку держателей ценных бумаг на: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;
  • в зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
  • по срокам погашения займы подразделяются на: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
  • в зависимости от обеспечения гособязательства делятся на закладные и беззакладные;
  • в зависимости от метода определения дохода гособлигации делятся на облигации с твердым и переменным доходом;
  • в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа гособлигации могут быть обязательствами с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения;
  • в зависимости от обращения на открытом рынке государственные долговые бумаги делятся на рыночные и нерыночные.

Государственные долговые обязательства или ценные бумаги формируют госдолг страны и составляют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг . Существенная особенность государственных ценных бумаг — сочетание в них всех свойств инструментов фондового рынка с одновременными характеристиками, присущими государственному регулирующему макроэкономическому инструменту. Государственные долговые бумаги представлены в основном облигациями. В целом на фондовом рынке соотношение обращающихся акций и облигаций составляет 1:0,9 (рис. 3).

Рис. 3. Структура фондового рынка по видам ценных бумаг

Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев):

  • эмитент: центральное правительство; муниципалитеты; госпредприятия; правительственные финансовые корпорации;
  • срочность: краткосрочные казначейские векселя; среднесрочные ноты; долгосрочные облигации );
  • держатель: предъявительские и именные;
  • метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма);
  • цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование социальных программ;
  • формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные;

способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.

Закладные облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом

Рыночные гособлигации обращаются на фондовой бирже

Ценные бумаги , эмитируемые правительством с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части бюджета, называются государственными ценными бумагами

Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...