Государственные и муниципальные финансы, как основное звено финансовой системы. Сущность государственных и муниципальных финансов


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Нормативно-правовые аспекты регулирования муниципальных финансов. Зарубежный опыт. Общая характеристика государственных и муниципальных заимствований в зарубежных странах. Казначейское исполнение местных бюджетов. Отчет об исполнении местного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Сущность, функции и роль местных финансов. Состав и динамика расходов и приоритеты в расходовании средств местных бюджетов. Особенности современной практики создания целевых фондов органов местного самоуправления в Украине, описание некоторых недостатков.

    реферат , добавлен 06.05.2012

    Муниципальные финансы как основа деятельности органов местного самоуправления. Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления. Анализ бюджета МО "Поселок Усть-Омчуг". Совершенствование механизма распределения финансовой помощи.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2012

    курсовая работа , добавлен 06.03.2009

    Понятие муниципальных финансов современной России. Нормативные акты, регулирующие муниципальные финансы. Система муниципальных финансов современной России. Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Принципы организации муниципальных финансов и их формирование. Доходы местных бюджетов. Направления расходования средств муниципальных финансов. Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов. Финансовые проблемы местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Механизм и методика финансовой поддержки региональных и муниципальных органов власти. Анализ динамики, структуры и исполнения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2015

    Доходы бюджета органов государственной власти и органов местного самоуправления. Их характеристика на основе различных критериев. Состав и структура федеральных, региональных и местных налогов. Разграничение налоговых полномочий, налоговые доходы.

    Государственные и муниципальные финансы и основы их функционирования.

    2 основных вопроса:

    2) Характеристика основных звеньев сферы государственных и муниципальных финансов.

    Финансовая система (с функциональной точки зрения) представляет собой совокупность различнхы сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании денежных фондов и доходов, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

    Финансовая система России (функциональная структура) => Финансы хозяйствующих субъектов, Домохозяйств, Государственные и муниципальные финансы.

    Бюджетная система (бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды), государственный кредит .

    Государственные и муниципальные финансы (публичные финансы) – это система регламентированных государством перераспределительных денежных отношений, которые связаны с формированием и использованием централизованных дененжых фондов (доходов), необходимых государству для выполнения его функций.

    Что является основным звеном, а что является главным звеном финансовой системы? Главное звено – бюджетная система , это составляющая государственный и муниципальных финансов.

    Какие признаки отличают ГиМФ от других составляющих финансовой системы?

    Признаки ГиМФ:

    1) Денежный характер отношений

    2) Безэквиланентный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. Население и хоз. субъекты участвуют в формировании бюджета в основном с помощью налогов. Здесь налоги носят характер безэквивалентный. Мы отдаем часть заработной платы в виде подоходного налога, но это не значит, что мы назад от государства получим столько же, сколько мы ему дали в виде налогов или обязательных платежей. Взамен мы не обязательно получим определенных услуг именно на эту сумму.

    3) Принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением. Это долг гражданина участвовать в формировании централизованного фонда государства.

    4) Отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме. Это некоторое повторение того, о чем мы говорили на прошлой лекции. Сначала создается совокупный общественный продукт или ВНП, затем он распределяется, а затем уже идет его перераспределение в виде налогов, образования денежных фондов предприятий, таким образом, к государству попадают денежные средства уже после перераспределения этого первично распределенного совокупного общественного продукта

    Принципы функционирования ГиМФ:

    1) Единства законодательной и нормативной базы

    2) Открытости и прозрачности

    3) Разграничения полномочий и предметов ведения (3 уровня: федеральный, субъекта РФ, местный бюджет)

    4) Целевой ориентированности

    5) Экономичности и рациональности

    6) Управляемости финансовыми потоками на централизованной основе

    Роль ГиМФ сводится к трем решающим факторам:

    1) Экономическая стабилизация (означает наличие устойчивых , возможность привлечения средств на рынке капиталов и возможность накопления ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики)

    2) Адаптация к рыночным преобразованиям (заключается в том, что организация финансов должна быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговый и другие денежные обязательства)

    3) Стимулирование инвестиционной активности (финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций и создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов)

    Функции ГиМФ:

    1) Формирование централизованных фондов денежных средств

    2) Использование централизованных фондов денежных средств

    На организацию ГиМФ большое влияние оказывают функциональные особенности государства и организация государственного управления (уровни управления).

    Если говорить о функциях, то государства наделено набором функций как некая структура, для их выполнения и существуют финансовые отношения, чтобы при их помощи сформировать фонд, бюджет, сумку, из которой денежные средства черпаются. Каковы же функции современного государства?

    Финансовые функции современного государства:

    1) Экономическая – вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.

    2) Управленческая – финансирование системы органов управления .

    3) Оборонная – обеспечение существования нации, защита ее суверенитета, национальных границ.

    4) Социальная – регулирование личных доходов граждан путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

    Таким образом при функционировании ГиМФ возникает два тесно взаимосвязанных процесса:

    1) Мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур. Этот процесс находится свое выражение в понятии «государственные доходы ».

    2) Использование средств на различные государственные потребности . Соответственно, этот процесс находит свое выражение в понятии «государственные расходы ».

    Государственные расходы – это часть финансовых отношений по поводу распределения и использования финансовых ресурсов на выполнение функций государства. При этом, с течением времени функции и роль государства могут меняться, соответственно, в зависимости от этого государства строит и методику (политику!) получения своих расходов. Куда оно осуществляет вложение.

    Принципы построения системы государственных расходов:

    1) Целевое направление средств. Когда идет речь о финансах, то слово целевое – априори . Финансы – наука о формировании, распределении фондов денежных средств. Фонд называется фондом, так как имеет целевой порядок распределения и использования (то есть строго по целевому назначению, предусмотренному в финансовых планах).

    2) Безвозвратность расходования государственных ресурсов (средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении в отличие от кредитных ресурсов: поэтому есть и два понятия: бюджетные ассигнования и есть понятие государственного кредита [возвратность, срочность и платность]). Если же это бюджетные ассигнования, строительство и создание СФУ – это целевая программа , средства которой идут на строительство и создание структуры СФУ, но это не значит, что СФУ должен эти средства вернуть. Но это не значит, что нет учета и контроля в расходовании государственных средств. Организации и проекты, финансируемые из бюджета, подвергаются аудиту, использовании по назначению. Безвозвратность не значит бесконтрольность.

    3) Соблюдение режима экономии (означает систему форм и методом последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата). Это то, что кратко понятие система государственных расходов, принципов, на основании которых должна строиться политика. Любым расходам должна существовать система мобилизации средств, понятие государственных доходов.

    Государственные доходы – часть финансовых отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства. Главный источник финансовых ресурсов государства – национальный доход (через налоги). Основными видами государственных доходов являются доходы бюджетов разных уровней и доходы внебюджетных государственных фондов тоже различных уровней (это виды). А вот методы мобилизации являются налоги, неналоговые платежи, займы и эмиссии (по крайней мере, четыре основных метода). В разные периоды времени, в зависимости от экономической ситуации в стране, соотношение может быть разное между этими методами. Использование какого-либо метода определяется рядом фактором:

    2) Хозяйственная конъюнктура.

    3) Экономическая и социальная ситуация.

    4) Степень социальных противоречий в обществе и прочее.

    Государственные дохода – это виды государственных доходов; и методы мобилизации государственных доходов.

    Организация ГиМФов тесно связана с уровнями государственного управления.

    Масштабы полномочий уровней управления:

    1) Федеральный уровень – решение следующих общеэкономических задач:

    a. Обеспечение деяетльности Презедиента и его аппарата, федеральной судебной системы

    b. Национальная оборона и безопасность

    c. Атомная энергетика, космос, государственные инвестиционные программы и т. д.

    2) Уровень субъекта Федерации – решение тех же задач на региональном уровне

    3) Муниципальный уровень

    4) Регулирвоание экономических процессов

    5) Размещение производительных сил

    6) Повышение конкурентноспособности продукции

    7) Улчучшение инфраструктуры

    (Дописать выше и ниже!)

    Второй вопрос: характеристика основных звеньев государственных и муниципальных финансов. Первая составляющая ГиМФ – бюджетная система.

    Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета , бюджетов субек… (Бюджетный кодекс).

    Любая бюджетная система – совокупность бюджетов: федеральный бюджет, бюджет субъектов Федерации, местный бюджет.

    Бюджетная система РФ включает бюджеты следующих уровней:

    Принципы построения бюджетной системы (определены также в основном законодательном документе: Бюджетном Кодексе РФ). Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы…

    Принципы построения бюджетной системы РФ:

    1) Единство бюджетной системы РФ

    2) Разграничение доходов…

    3) Самостоятельность бюджетов

    4) Равенства бюджетных прав субъектов Федерации….

    5) Полнотоы отражения доходов…

    6) Сбалансированности бюджета

    7) Эффективности и результативности…

    8) Общего…

    9) Прозрачности (принцип открытости)

    10) Достоверность бюджета

    12) Подведомственности расходов бюджетов

    2) Социальное страхование

    3) Социальное обеспечение в случае безработицы

    4) Охрану здоровья и получения бесплатной медицинской помощи

    Средства этих фондов находятся в государственной собственности, имеют самостоятельные источники формирования, и изъятию не подлежат. По большому счету, эти фонды изначально были в составе бюджета. Затем были выделены из состава, чтобы предать им конкретный целевой характер использования. Эти цели финансируются из фондов, по большому счету, бюджет разгружается от определенных видов расходов. Идет речь о консолидации фондов, но пока еще нет.

    Третья составляющая государственных и муниципальных финансов – государственный кредит, который представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором по отношению к гражданам и юридическим лицам выступает государство. Государство может выступать в двух формах: либо кредитор, либо заемщик.

    Государство => Кредитор (тогда мы говорим о государственном кредите), Заемщик (Государственный заем). При этом государственный кредит предоставляется всегда на принципах возвратности , срочности и платности.

    Функции государственного кредита:

    1) Перераспределительная, то есть перераспределение денежных средств в соответствии с требованиями (потребностями) экономики в целом и целесообразности поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. Привлекая свободные денежные средства, государство затем перераспределит их, берет у того, у кого есть лишние, и перераспределяет тем, кому нужно?

    2) Регулирующая – в условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано, то есть, когда идет речь не о получении ассигнований, а именно в виде кредита. Ужесточаются условия использования средств, соответственно, эффективность использования выше; все, что платное, ценится больше.

    3) Контрольная – контроль за целевым и рациональным использованием кредита, который выдает государство.

    Основные цели государственного кредита.

    Сферы финансовой системы страны (2)

    1. государственные и муниципальные финансы

    2. государственные внебюджетные фонды

    3. финансы экономических субъектов

    4. финансы страховых организаций

    5. финансы индивидуальных предпринимателей

    Функциональные звенья сферы государственных и муниципальных финансов:(2)

    1. муниципальные финансы

    2. региональные финансы

    3. бюджеты трех уровней

    4. государственные внебюджетные фонды

    5. федеральный бюджет

    4. Финансы страховой компании относятся к сфере финансов:

    1. экономических субъектов

    2. государственных и муниципальных

    Пенсионный фонд РФ относится к сфере финансов...

    2. экономических субъектов

    Фонд обязательного медицинского страхования РФ относится к сфере финансов...

    1. государственных и муниципальных

    2. экономических субъектов

    7. Финансовые отношения в сфере финансов экономических субъектов нельзя сгруппировать по:

    1. методам хозяйствования

    2. организационно-правовым формам

    3. отраслевому признаку

    4. временному признаку.

    Звенья финансовой системы в сфере финансов экономических субъектов (при группировке финансовых отношений по методам хозяйствования) - финансы...(3)

    1. государственных предприятий
    2. общественных организаций

    3. коммерческих организаций

    4. некоммерческих организаций

    1. акционерных обществ

    6. предпринимательства без образования юридического лица

    Группировка финансов в сфере государственных и муниципальных финансов осуществляется по...

    1. функциональному назначению

    2. - времени функционирования

    3. формам собственности

    4. уровням управления

    Финансовый рынок функционирует в форме рынка...(2)

    1. ценных бумаг

    2. информационного

    3. коммерческих услуг

    4. ссудных капиталов

    11. Самофинансирование характерно для:

    1. всех экономических субъектов

    2. только для предприятий, основанных на частной собственности

    3. всех коммерческих организаций

    4. всех некоммерческих организаций

    Факторы, влияющие на организацию финансов экономических субъектов:(3)



    1. форма собственности

    2. организационно-правовая форма экономического субъекта

    3. отраслевые особенности

    4. природно-климатические условия хозяйствования

    5. состав основных средств

    13. Совокупность финансовых институтов (звеньев) и государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность, образуют:

    1. систему финансового права РФ;

    2. финансовую систему РФ;

    3. налоговую систему РФ;

    4. финансово-кредитный механизм РФ.

    14. Доходы и накопления хозяйствующих субъектов, собственные финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, являются:

    1. средствами финансовой деятельности;

    2. методами финансовой деятельности;

    3. объектами финансовой деятельности;

    4. принципами финансовой деятельности.

    15.Финансовая система это:

    1. совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технологической базы, особым профессиональным составом кадров и специфическими условиями труда;

    2. система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств

    3. формы и методы кредитования

    4. отношения по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов

    16. Сферы выделяемые в составе финансовой системы:

    Финансы материального производства и финансы непроизводственной сферы

    2. общегосударственные финансы, страхование и финансы отраслей народного хозяйства

    3. госбюджет и финансы отраслей народного хозяйства

    4. общегосударственные финансы, финансы материального производства и финансы непроизводственной сферы

    5. госбюджет, финансы материального производства и финансы непроизводственной сферы

    Звенья финансовой системы относящиеся к общегосударственным финансам:(6)

    1. финансы предприятий

    2. госбюджет

    3. финансы Вооруженных сил

    4. социальное страхование

    5. финансы просвещения, здравоохранения, культуры

    6. финансы науки

    7. имущественное и личное страхование

    8. госкредит

    18.Соотношение понятий финансовая система и система финансов:

    1. не связаны друг с другом

    2. оба понятия тождественны

    3. первое понятие включает в себя второе

    4. второе понятие включает в себя первое

    19. В сферу государственных финансов входит:

    1. государственный кредит

    2. финансы предприятий

    3. коммерческий кредит

    4. страхование

    20. Основные функции государственного бюджета…

    1. перераспределение национального дохода и ВВП;

    2. государственное регулирование и стимулирование экономики;

    3. финансовое обеспечение социальной политики;

    4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств;

    5. все перечисленные

    21. Сводный бюджет, включающий в себя бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней называется…

    1. федеральный бюджет;

    2. республиканский бюджет;

    3. местный бюджет;

    4. консолидированный бюджет;

    5. нет правильного ответа.

    22. Расходы бюджета, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. называются…

    1. капитальные расходы;

    2. текущие расходы;

    3. федеральные расходы;

    4. региональные расходы;

    5. местные расходы.

    23. Расходы бюджета, включающие капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт называются…

    1. капитальные расходы;

    2. текущие расходы;

    3. федеральные расходы;

    4. региональные расходы;

    5. местные расходы.

    24. Обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей называются…

    2. пошлины;

    3. налоги;

    4. все ответы верны;

    5. нет правильного ответа.

    25. Плата государству за право пользования или осуществления какого-то вида деятельности называется…

    2. пошлины;

    3. налоги;

    4. все ответы верны;

    5. нет правильного ответа

    26. Плата за совершение действий государственными органами в интересах плательщика называется…

    2. пошлина;

    3. налоги;

    4. все ответы верны;

    5. нет правильного ответа

    27. Налоговые поступления являются…

    1. возмездными;

    2. безвозмездными;

    3. возмездными и безвозмездными;

    4. платными и бесплатными;

    5. нет правильного ответа.

    28. Государственные и муниципальные финансы включают…(2)

    1. финансы индивидуальных предпринимателей

    2. финансы коммерческих организаций

    3. внебюджетные фонды

    4. бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления

    29. Основным источником доходов бюджетов является (-ются) …

    1. национальный доход

    2. эмиссия бумажных денег

    3. национальное богатство

    4. внутренние и внешние займы и кредиты

    30. В состав муниципальных финансовых ресурсов включаются:

    1. средства федерального бюджета

    2. средства государственных внебюджетных фондов

    3. средства муниципальных бюджетов

    4. финансовые ресурсы коммерческих организаций, находящихся на территории Ухтинского муниципального образования

    5. средства региональных бюджетов субъектов Российской Федерации

    Список экзаменационных вопросов по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

    Финансы – это историческая и экономическая категория. Как историческая категория термин «финансы» происходит от латинского слова «financia», что означает платеж, доход. Впервые в этом значении финансы употреблялись в XIII – XV вв. в Италии. В дальнейшем этот термин получил международное признание и сейчас используется для обозначения отношений, связанных с формированием, распределением, использованием денежных фондов. Рассмотрим данный термин, как экономическую категорию. Под категорией понимаются общественные, специфические, однородные отношения, которые в абстрактном виде характеризуют одну из сторон общественного бытия. Экономическую категорию также образуют однородные экономические отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение. Они исключительно разнообразны и возникают на всех стадиях процесса воспроизводства и во всех сферах общественной жизни. Частью экономических отношений являются денежные отношения. Однако не все денежные отношения относятся к финансам. Финансы – это обособившаяся часть денежных отношений. их особенность заключается в том, что они непосредственно не связаны с товарным производством и обращением. Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников производства и происходит распределение и использование этих доходов. Так, получение выручки от реализации продукции основывается на таких функциях денег, как мера стоимости, средства обращения и средства платежа. Но это не финансы, а вот распределение выручки – это уже финансовые отношения. Финансы как экономическая категория представляет собой экономические отношения, протекающие в денежной форме, связанные с распределением части ВВП и национального дохода, в результате чего образуется финансовые ресурсы, аккумулированные в централизованных и децентрализованных фондах с целью их использования в интересах государства, предприятий и граждан. Внимательно прочитав данное определение, можно отметить, что особенностью экономических отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, является распределительный 2 характер и денежная форма выражения. Движение денежных средств – это обязательное условие и важный признак финансовых отношений. Местом возникновения и функционирования финансов является вторая стадия процесса воспроизводства – стадия распределения. Мы знаем, что процесс воспроизводства включает четыре последовательных стадий: 1) производства; 2) распределения; 3) обмена; 4) потребления (личного и производственного). На первой и четвертой стадиях процесса воспроизводства движение денежных средств не возникает, а потому они не могут быть местом возникновения финансов. Реальное движение денежных средств происходит только на второй и третьей стадиях, однако характер этого движения различен. Так, на второй стадии процесса воспроизводства – стадии распределения – это движение характеризуется следующими особенностями: 1)стоимость общественного продукта распределяется в денежной форме; 2)распределение получает форму движения денежных средств, происходящего обособленно от движения стоимости; 3)денежные отношения опосредуют одностороннее движения стоимости. Третью стадию процесса воспроизводства – стадию обмена – отличает то, что: 1) стоимость общественного продукта распределяется в товарной форме; 2) распределение получает форму движения товаров, опосредованного движения денежных средств; 3) денежные отношения опосредуют встречное движение стоимости, находящихся в товарной и денежных формах.

      Функции финансов.

    Под функцией понимается проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Применительно к категории как специфическим, однородным, общественным отношениям под функцией понимается проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих ей свойств. Функция является производной от сущности категории, а сущность категории, ее общественное назначение проявляется, в свою очередь, через выполняемые функции. И так, сущность финансов как экономической категории проявляется через выполняемые ими функции. Сущность финансов как экономической категории до конца еще не раскрыта. Более того, сам вопрос о количестве функции, выполняемых финансами, является дискуссионным. Экономисты называют несколько функций, выполняемых финансами, в том числе: 1) распределительную; 2) контрольную; 3) регулирования экономики; 4) экономического стимулирования. Рассмотрим вкратце отдельно эти функции. Распределительная функция. Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер, поэтому основная функция финансов -распределительная. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. Посредством 7 финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную. Распределительная функция финансов позволяет: создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, домашнего хозяйства. Контрольная функция финансов возникает и действует одновременно с распределительной функцией. там, где происходит распределение финансовых ресурсов, возможно осуществления контроля. Распределение и контроль – две стороны экономического процесса. Финансовый контроль является стоимостным. Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением ВВП (стоимость которого имеет денежное выражение) по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Через контрольную функцию проявляется способность финансов и количественно отображать ход воспроизводственного процесса, и контролировать складываюшиеся в обществе стоимостные пропорции. Инструментом реализации контрольной функции финансов является информация, включаемая в финансовую отчетность, составленную на основе данных финансового учета. Функция регулирования экономики. Согласованное функционирование экономики достигается посредством ее регулирования. При этом различают саморегулирование и государственной регулирование. Саморегулирование экономики осуществляется посредством формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства. Саморегулирование базируется на основе свободного выбора хозяйствующими субъектами: - направления предпринимательской деятельности; - деловых партнеров и форм взаимоотношений с ними; - направления использования доходов, полученных в результате своей деятельности, за исключение части доходов (прибыли), направляемой в виде обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Саморегулирование возможно только в условиях рыночной экономики, то есть, когда возможно свободное и быстрое перераспределение финансовых ресурсов.8 В ситуации экономического кризиса добиться стабилизации экономики с помощью только рыночных регуляторов практически невозможно. В этой связи возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики, прежде всего, в государственном регулировании. Такое вмешательство основано на использовании стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития и реализуется посредством проведения финансовой политики. Функция экономического стимулирования. В рыночной экономике существенно возрастает роль экономического стимулирования, которое осуществляется с помощью различных стоимостных рычагов, в том числе финансов, обладающих в силу своего распределительного характера большими возможностями воздействия на процесс общественного производства. Таким образом, финансовое стимулирование является составной частью экономического стимулирования. В составе финансовых стимулов развития производства можно выделить: - эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; - поощрительные фонды; - бюджетные методы интенсификации производства (налоговые льготы и санкции); - финансовые льготы и санкции. Финансовое стимулирование тесно связано с финансовым регулирование экономики. – эти процессы оказывают взаимное влияние друг на друга.

      Финансовые ресурсы.

    Финансовые ресурсы – денежные средства, аккумулированные в фондах. Различают централизованные и децентрализованные фонды. Централизованные фонды создаются на макроуровне (госбюджет, 3 внебюджетные фонды), децентрализованные – на микроуровне (уставный, амортизационный фонд и другие фонды предприятий). Фонды финансовых ресурсов или финансовые фонды являются важной составной частью общей системы фондов денежных средств, функционирующих в экономике. Использование финансовых ресурсов через денежные фонды специального целевого назначения имеет определенные преимущества по сравнению с нефондовой формой, поскольку позволяет: 1) обеспечивать концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; 2) теснее увязать удовлетворение общественных потребностей с экономическими возможностями; 3) активнее воздействовать на общественное производство. Финансовые ресурсы являются отличительным признаком экономической категории «финансы», позволяющим выделить их из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Надо отметить, что только финансы характеризуются таким материальным носителем. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. И так, отметим основные признаки финансов: 1. Финансы не являются эквивалентом денег, они представляют собой денежные отношения. 2. К финансовым отношениям относятся не все денежные отношения, а только те из них, посредством которых осуществляется движение стоимости, не опосредованное движением товаров. 3. Финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости. 4. В результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.

      Финансовая система РФ, ее сферы и звенья. Лекция

      Государственные и муниципальные финансы: сущность, звенья и их взаимосвязь.

    Сущность государственных и муниципальных финансов

    Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

    Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

    Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

    Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов

    Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

    Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

    Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

    Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

    2.2. Функции государственных и муниципальных финансов

    Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

    Основные функции финансовой системы. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

    1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

    2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

    3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

    4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

    Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

    1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

    Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

    Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

    2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

      контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

      контроль за реализацией стратегии финансирования.

    В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

    Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

    1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

    Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

    Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему.

    В финансовую систему государства входят две подсистемы:

    • 1. совокупность финансовых институтов, каждый из которых представляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам аккумуляции или распределения денежных средств;
    • 2. совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую работу.

    Наличие различных институтов в рамках финансовой системы связано с тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и обслуживают многообразные потребности общественного развития. Каждый из финансовых институтов способствует образованию и использованию соответствующего денежного фонда. Вся совокупность правовых институтов, регулирующих формирование, распределение и использование фондов денежных средств, образует рассматриваемую подсистему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рыночной экономике.

    В литературе финансовая система, структура ее правовых институтов определяется авторами по-разному.

    В юридической литературе взаимосвязанные звенья, входящие в финансовую систему Российской Федерации, представлены следующими фондами денежных средств:

    • 1. Бюджетная система, в состав которой входят федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты органов местного самоуправления.
    • 2. Государственные внебюджетные фонды. Через эти фонды реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования, которое является частью системы социальной защиты граждан. Социальное обеспечение по возрасту предоставляется через Пенсионный фонд Российской Федерации; обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в других предусмотренных законодательством случаях -- через Фонд социального страхования Российской Федерации. Бесплатная медицинская помощь и охрана здоровья финансируются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов каких-либо уровней. Взносы в эти фонды отнесены к федеральным налогам и сборам, поэтому на них распространяются все положения налогового законодательства. Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса ». Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

    Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).

    Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.

    Они имеют, как правило, строго целевое назначение. К доходам внебюджетных фондов относятся: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

    • -отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета;
    • -прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
    • -займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

    В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.; экономические - Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

    В федеральный бюджет включаются средства следующих внебюджетных фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью и др. Для учета доходов и расходов этих фондов в Центральном Банке РФ и Главном управлении федерального казначейства Минфина РФ открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.

    Законодательным (представительным) органам субъектов Федерации рекомендовано также консолидировать в соответствующих бюджетах средства территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решениям властей указанных органов.

    Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу ответственности за эти средства не несут.

    Рассмотрим в качестве примера Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

    Важнейший принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние - возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве - где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

    Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета.

    Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств.

    Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.

    Страховые взносы - преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются:

    • -работодатели - российские и иностранные юридические лица;
    • -крестьянские (фермерские) хозяйства;
    • -общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы);
    • -работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды; религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

    Не являются плательщиками страховых взносов:

    • -воинские формирования РФ - по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции;
    • -общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления уставных целей.

    Все плательщики (за исключением работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в ПФР. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что они являются плательщиками внебюджетного фонда. Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, - доход. В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования. Правительство РФ Постановлением от 19 февраля 1996 г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, а именно: выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации; льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации; материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью; стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников; стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви других средств индивидуальной защиты; компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью; страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.

    Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков. Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.

    Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

    • 3. Фонды, консолидированные в бюджете. Это специальные фонды, аккумулированные в бюджетах различных уровней. Создание целевых фондов возможно на федеральном уровне (например, Фонд Министерства РФ по атомной энергии), а также на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Каждый такой фонд образуется в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов. Средства целевого бюджетного фонда используются по отдельной смете.
    • 4. Внебюджетные децентрализованные фонды. К ним относятся: а) отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, б) финансы государственных и муниципальных организаций и предприятий (ресурсовые фонды государства). Примером первых может служить Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. В качестве ресурсных фондов государства выступают внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые создаются за счет отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Следует иметь в виду, что система целевых фондов находится в состоянии перманентного развития и преобразования.
    • 5. Фонды страхования. Одной из функций государства является образование резервных фондов для покрытия расходов по страховым случаям (стихийные бедствия, эпидемии и т. п.). Методом привлечения денежных средств в эти фонды служат платежи по обязательному и добровольному страхованию, имущественному и личному. В настоящее время получает широкое распространение коммерческое страхование, связанное с покрытием рисков от предпринимательской деятельности.
    • 6. Кредит (государственный и банковский). Государственный кредит -- это деятельность государства по получению взаймы средств от юридических, физических лиц и других государств. Кредитование осуществляется через размещение государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Банковский кредит -- это деятельность по привлечению вложений вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, а также расходования средств путем выдачи кредитов на тех же условиях. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

    Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.

    Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ.

    Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

    В зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

    Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

    Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

    Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», принятым Государственной Думой.

    В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной уровне.

    В качестве заемщиков средств федерального бюджета выступают российские предприятия и организации-юридические лица и органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» от 8 июля 1994 г. № 1484.

    В соответствии с «Порядком контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки», контроль за соблюдением договора о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ через его органы - Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их аппарат на местах.

    Контролирующие структуры особое внимание должны обращать на целевой характер использования средств. Запрещается помещение средств на депозитные счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно конвертируемой валюты (за исключением необходимости приобретения импортных материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за пользование ссудой.

    Внешние ссуды. Это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

    7. Финансы хозяйствующих субъектов. Данный вид финансов включает финансы коммерческих предприятий и организаций (нефинансовые предприятия, кредитные организации) и финансы некоммерческих организаций.

    Финансовая система может быть представлена также как совокупность трех основных звеньев:

    1. Государственные финансы, которые объединяют: федеральный бюджет, бюджет субъектов Федерации, бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, денежные средства Банка России, денежные средства государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

    Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

    В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.

    В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. муниципальный финансы капитал фискальный

    В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

    • 1) удержать экономику от спада производства;
    • 2) обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо, прежде всего, предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма;
    • 3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;
    • 4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
    • 5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
    • 6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
    • 7) усилить контроль за величиной государственного долга, подчеркивается, что основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной активности, безусловном выполнении государством своих финансовых обязательств.
    • 2. Местные финансы охватывают местные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды, денежные средства муниципальных банков, денежные средства муниципальных унитарных предприятий и учреждений, разовые добровольные сборы средств граждан.
    • 3. Частные финансы -- это денежные средства юридических лиц и иных организаций, основанных на праве частной собственности, и денежные средства физических лиц.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...