Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг.  Сущность, цели и принципы регулирования российского рынка ценных бумаг


Рынок ценных бумаг -- это сектор финансового рынка, на котором производится купля-продажа финансовых ценностей (ценных бумаг).

Рынок ценных бумаг есть составная часть финансового рынка, так как связан с переливами капитала от одних участников рынка к другим. От других секторов финансового рынка (денежного, валютного, рынка банковских ссуд и депозитов) он отличается прежде всего по своему объекту, но он очень сходен с ним и по способу образования, и по значимости процесса обращения, и по отношению к рынку реальных благ. Близость этих рынков так велика, что в ряде случаев ценные бумаги могут выполнять функции платежно-расчетных средств (например, вексель, чек). Следует отметить, что одной из предпосылок возникновения современных бумажных денег была банкнота, или банковский вексель.

Рынок ценных бумаг охватывает международные, национальные и региональные рынки, рынки конкретных видов ценных бумаг, рынки государственных и негосударственных (корпоративных) ценных бумаг, первичных (исходных) и вторичных, или производных ценных бумаг.

В упрощенном и компактном виде место рынка ценных бумаг приведено на рисунке ниже.

Рис.1 Место рынка ценных бумаг

Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.

Государственное регулирование фондового рынка - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:

Государственные и иные нормативные акты;

Государственные органы регулирования и контроля.

Государственное регулирование осуществляется в форме прямого и косвенного регулирования (рис. 2). Прямое регулирование включает установление обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг, регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссий.


Рис. 2. Виды государственного регулирования на рынке ценных бумаг

Косвенное регулирование фондового рынка осуществляется посредством имеющихся в его распоряжении экономических рычагов и стимулов.

Как отмечалось ранее, основным регулятором фондового рынка России является государство. Объясняется это тем, что наш рынок относится категории развивающихся, правила и традиции работы все еще формируются и поэтому, на таком рынке объективно необходимо иметь сильные государственные органы регулирования.

Правовое поле государственного регулирования рынка ценных бумаг создают: Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", а также нормативные акты, издаваемые органами исполнительной власти.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями является высшим нормативным актом, устанавливающим основные правила функционирования фондового рынка. Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Данный закон описывает общие принципы функционирования фондового рынка без их подробной детализации. Конкретизация положений, зафиксированных в законе, осуществляется в нормативных актах министерств и ведомств: Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), Министерством финансов, Центральным банком и др.

Действие закона "О рынке ценных бумаг" совместно с нормативными актами направлено на создание единой правовой среды в области регулирования национального фондового рынка.

Помимо этих документов для эффективного осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, каждый инвестор должен знать основные положения Гражданского и Налогового Кодекса (ГК) и (НК) РФ, Федерального закона "Об акционерных обществах" № 208-ФЗ от 26.12.1995 г., Федерального закона "О защите законных прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" №46-ФЗ от 05.03.1999 г.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг ведется в целях обеспечения публичных интересов общества и частных интересов субъектов, действующих на рынке, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка. Кратко охарактеризуем основные направления государственного регулирования.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

  • 1) государственные органы регулирования;
  • 2) саморегулирующиеся организации;
  • 3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;
  • 4) этику, традиции и обычаи рынка.

Цели регулирования:

  • 1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.
  • 2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.
  • 3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.
  • 4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.
  • 5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

  • 1. Создание законодательной базы функционирования рынка.
  • 2. Отбор профессиональных участников рынка.
  • 3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.
  • 4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:
  • 5. государственные органы регулирования;
  • 6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);
  • 7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

  • - разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;
  • - наблюдение и регулирование исполнения этой программы,
  • - установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • - контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • - обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • - формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  • - контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования РЦБ:

  • 1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий - по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ. Такая система во Франции.
  • 2. При сохранении за государством основных контрольных позиций когда возможный контроль передается саморегулируемым организациям - эта традиционная система голосования и переговоров существует в Великобритании.

Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

  • · разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;
  • · разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструмента и т.п.
  • · регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка

Задачами государственного регулирования рынка являются:

  • · реализация государственной политики развития РЦБ;
  • · обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
  • · создание открытой системы информации о РЦБ и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций являются Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФК ЦБ РФ и саморегулируемые инстанции профессиональных участников РЦБ. Опыт стран с развитым РЦБ показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

  • · разработать концепции развития рынка, осуществление программ ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;
  • · концентрация ресурсов (частных и государственных) для развития инфраструктуры рынка;
  • · создание системы информации о состоянии РЦБ;
  • · создание системы защиты инвесторов от потерь;
  • · контроль за соблюдение, применением санкций за нарушение правовых норм;
  • · контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка
  • · предотвращение негативного воздействия на фондовом рынке;
  • · регулирование рынка государственных ценных бумаг
  • · разработка и регистрация общих правил функционирования РЦБ
  • · арбитраж о спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг.

В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В целом законодательство, регулирующее обращение РЦБ, имеет большие проблемы, не охватывает важные области фондового рынка.

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссия) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии путем лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональный участников рынка путем выдачи аттестатов, дающих право на совершение сделок, определенных видов деятельности, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

Особое место в регулировании развития РЦБ занимает налогообложение операций с ценными бумагами. Выделяются следующие методы регулирования РЦБ:

  • · регистрации выпусков РЦБ, проспектов эмиссии;
  • · аттестация специалистов;
  • · страхование инвесторов;
  • · надзор и контроль за проведением операций;
  • · аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • · раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Федеральное устройство России предполагает двухуровневое регулирование РЦБ на федеральном и региональных уровнях. Если Федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков пока еще формируется. В состав региональной комиссии по ценным бумагам входят представители администрации территорий, территориальные подразделения фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции, управления государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, ЦБ и др.

При региональной комиссии создан консультационно-совещательный орган - экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представителями участников РЦБ.

Региональные комиссии обеспечивают выполнение на своих территориях распоряжений региональных представительств, в сферу ее компетентности входят следующие вопросы:

  • · разработка основных направлений развития регионального РЦБ;
  • · регламентация порядка деятельности:
    • 1) юридически и физических лиц на региональном РЦБ;
    • 2) специализированных регистров, депозитариев, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;
  • · определение обязательный требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению.

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно является важнейшей составляющей рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг:

  • охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, организаций инфраструктуры рынка);
  • охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем(эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п.);
  • осуществляется органами или организациями, уполномоченными выполнять функции регулирования.

В мировой практике различают следующие две модели регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.Государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке, и лишь небольшая часть передается саморегулируемым организациям (СРО).
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям; значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции,система согласований и переговоров. Эта система сложиласьв Великобритании. Роль государства в регулировании минимальна, и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка.

В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.Общей тенденцией в мировой практике регулирования рынка ценных бумаг является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более 30 стран с развитыми рынками более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, а в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия,Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора. Швейцария является исключением: она не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования,когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает в себя следующее:

  • Создание нормативно законодательной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций,правил, методических положений и других нормативных актов,которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу.
  • Отбор, лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими органами или организациями.
  • Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка, который выполняется соответствующими контрольными органами.
  • Систему санкций за уклонение от норм и правил, установленных на бирже. Такими санкциями могут быть устные или письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из членов биржи и др.
  • Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Существуют четыре основные формы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Государственное регулирование , опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.
  2. Биржевое регулирование , основанное на правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).
  3. Саморегулирование , осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессионалов фондового рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж.
  4. Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Дело в том, что именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

  • Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка.
  • Обеспечение соблюдения участниками законодательства при осуществлении операций с ценными бумагами.
  • Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще.
  • Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе концентрации спроса и предложения.
  • Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается.
  • Создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных нововведений и т. п.
  • Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,снижения уровня безработицы и т. д.).

Таким образом, основная цель регулирования рынка ценных бумаг состоит в обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности.

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются следующие.

1. Разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участника рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка - с другой; разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором,с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой.

2. Максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не тольковозможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степеньдоверия к бирже и ее членам.

3. Обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка.

4. Недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования.

5. Выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

6. Принцип преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг.

7. Принцип учета опыта мирового рынка и учета тенденций глобализации финансовых рынков, а также принцип, предполагающий
разработку взвешенной политики по отношению к иностранныминвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

8. Принцип защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав и интересов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

9. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.

10. Принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающихся на минимизации затрат из федерального бюджета; обязательность участия профессиональных участников рынка в регулировании.

11. Принцип равных возможностей, включающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • обеспечение конкуренции между участниками рынка как механизма объективного повышения качества услуг и снижение их стоимости;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий,функционирующих на рынке, перед коммерческими организациями;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

  • регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
  • лицензирование профессиональных участников рынка ценныхбумаг;
  • аттестация специалистов инвестиционных институтов;
  • страхование инвесторов;
  • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • надзор и контроль за проведением фондовых операций;
  • регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

К.О. ЛИПЕЙ

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников - эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников и организации инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее означает подчиненность деятельности организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим ее деятельность, ее подразделений и работников.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, а именно эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п. Регулирование осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
· государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
· регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой - последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
· общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Именно реакция широких слоев общества на какие-то действия на рынке ценных бумаг служит первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
· защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;
· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
· создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
· создание в определенных случаях новых рынков, поддержание необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;
· воздействие на рынок для достижения каких-то общественных целей, например для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя: создание нормативной базы функционирования рынка; отбор профессиональных участников рынка; контроль над соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Санкциями могут быть устное и письменное предупреждения, штраф, уголовное наказание, исключение из рядов участников рынка.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от политических и экономических условий, но одновременно должны отражать проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основные принципы регулирования рынка:
· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным; во второй - отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
· выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т. е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться, рынок которых может быть быстро организован. Этими инструментами злоумышленники могут нанести существенный ущерб участникам рынка;
· максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка. Достигается возможность получения участниками рынка ценных бумаг информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
· необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;
· при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
· обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Повышает качество нормотворчества и его объективность;
· преемственность российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Следует учитывать растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения;
· оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими и общественными организациями).
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
· эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
· инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных обществ;
· профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
· регулятора - при создании законодательства и подзаконных актов;
· верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Прямое или административное управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательны требований ко всем участника рынка;
· регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирования профессиональной деятельности на рынке;
· обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы, а именно:
· систему налогообложения - ставки налогов, льготы и освобожденные от них;
· денежную политику - процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.;
· государственные капиталы - государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.;
· государственную собственность и ресурсы - государственные предприятия, природные ресурсы и земли.
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг пока не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли высшие органы государственной власти - Государственная Дума, Президент РФ и Правительство РФ.
Саморегулируемые организации - некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
· разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
· осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на рынке;
· контроль над соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
· информационная деятельность на рынке;
· обеспечение связи и представительства
(защиты) интересов участников рынка ценных бумаг.
Необходимо сформировать правовую основу деятельности саморегулируемых организаций, создаваемых для разработки соответствующих положений законодательства, а также охраны и защиты прав акционеров. Принцип использования таких организаций не нов, между тем их создание для охраны и защиты прав акционеров может иметь эффект. Место таких организаций сейчас с успехом занимают соответствующие коммерческие структуры, и результативность их деятельности превышает функционирование соответствующих государственных органов.

– это упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) и сделок между ними со стороны уполномоченных на это органов.

Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование.

Внутреннее регулирование – это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и так далее.

Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности участника рынка ценных бумаг нормативным актам государства , других организаций (например, саморегулируемых организаций), международным соглашения. К внешнему регулированию относится также общественное регулирование, то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей:

  1. Создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников; поддержание порядка на рынке ценных бумаг
  2. Защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий, мошенничества , преступлений со стороны отдельных лиц
  3. Обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов
  4. Стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка
  5. Использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы и так далее).

Регулятивная инфраструктура – это одна из систем (наряду с информационной и депозитарно - клиринговой и регистраторской инфраструктурой рынка ценных бумаг), обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Она включает в себя следующие компоненты:

  • Регулятивные органы (государственные регулирующие органы и саморегулируемые организации)
  • Регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрирующие, лицензионные, аттестационные, контрольные, надзорные и так далее)
  • Правовая инфраструктура (законодательная и нормативная база функционирования рынка ценных бумаг)
  • Этика фондового рынка
  • Традиции и обычаи .

В некоторых странах традиции и обычаи играют очень существенную роль в регулировании фондового рынка. Примером может служить Великобритания, где традиции и иные неформальные способы регулирования, как, например, согласованный стиль поведения, договоренности, переговоры по разрешению сложных спорных ситуаций и пр. представляют собой один из методов регулирования рынка ценных бумаг. Можно привести пример влияния на рынок ценных бумаг и религиозных традиций. Так, например, в исламских странах религия не позволяет взимать проценты, в силу чего рынок долговых ценных бумаг там не может быть развит (появился даже такой термин – «исламские финансы »).

В России деловые традиции, обычаи делового оборота были прерваны и утеряны за годы существования директивной экономики . На их становление потребуются годы, а может быть – и десятилетия.

Государственное регулирование на рынке ценных бумаг можно разделить на прямое и косвенное регулирование.

Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам рынка ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, государственной регистрацией самих ценных бумаг, путем обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка и так далее.

Косвенное (экономическое) государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется такими методами, как, например, проведение определенной налоговой политики, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета , политики в области управления государственной собственностью и так далее.

Государство на рынке ценных бумаг выполняет следующие функции:

  • Идеологическая, то есть разработка концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации
  • Законодательная, то есть законодательное и нормативное обеспечение функционирования рынка ценных бумаг
  • Административная, то есть прямое административное регулирование участников рынка
  • Стимулирующая, то есть использование всех возможных инструментов воздействия на рынок ценных бумаг с целью его развития, создание эффективного механизма перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые сектора экономики
  • Надзорная и контрольная, то есть предотвращение нарушений со стороны различных участников рынка ценных бумаг
  • Арбитражная, то есть разрешение споров между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов.

Таким образом можно сказать, что государство является одним из основных регуляторов рынка ценных бумаг. Кроме этого государство выступает в качестве участника рынка ценных бумаг, а именно:

  • Государство является крупнейшим заемщиком - эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных и муниципальных займов (в лице органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации , муниципальных образований)
  • Государство является крупнейшим инвестором на рынке ценных бумаг, владея закрепленными в федеральной и муниципальной собственности пакетами акций приватизированных предприятий
  • Государство выполняет функции профессионального участника рынка ценных бумаг в лице Центрального Банка РФ , являющегося посредником, участвующим в размещении государственных ценных бумаг и крупнейшим дилером на этом сегменте рынка. Кроме этого, в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продаже акций приватизированных предприятий, государство выступает в качестве посредника на рынке акций приватизированных предприятий.

Основным органом государственной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) . Именно ФКЦБ:

  • Проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг
  • Осуществляет контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Обеспечивает защиту прав инвесторов, акционеров и вкладчиков на рынке ценных бумаг.

Основная задача ФКЦБ России состоит в создании равных и взаимовыгодных условий функционирования рынка ценных бумаг, реализации единой государственной политики по развитию рынка ценных бумаг, защите прав инвесторов. Основные направления деятельности ФКЦБ России выражаются в ее функциях, главными из которых являются следующие:

  • разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов в этой сфере;
  • утверждение стандартов (правил) эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии и порядка регистрации выпусков ценных бумаг;
  • утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • установление порядка лицензирования профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и осуществление лицензирования таких видов деятельности;
  • обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • осуществление контроля за деятельностью эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • защита прав инвесторов, в том числе в судебном порядке.

Правила осуществления деятельности на рынке ценных бумаг утверждаются ФКЦБ России в постановлениях. Эти постановления являются нормативными актами и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.

ФКЦБ России состоит из шести членов: председателя, его первого заместителя, трех заместителей и секретаря ФКЦБ России. Количественный состав членов ФКЦБ России может быть изменен указом Президента Российской Федерации . Председатель ФКЦБ России руководит ее деятельностью и по должности является федеральным министром.

Основными источниками правового регулирования рынка ценных бумаг , содержащими гражданско-правовые нормы , являются Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации. Так, статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Гарантии иметь имущество в собственности (включая ценные бумаги), владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами закреплены статьей 35 Конституции. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит понятие ценной бумаги как одного из видов объектов гражданских прав , основные правила совершения сделок с ними, порядок удостоверения, осуществления и защиты прав , закрепленных ценными бумагами.

Среди федеральных законов особое значение имеет закон «О рынке ценных бумаг», который устанавливает правовое положение субъектов рынка ценных бумаг, порядок осуществления профессиональных видов деятельности. Кроме этого закон большое внимание уделяет регулированию эмиссии ценных бумаг, процедуре раскрытия информации, гражданско-правовой ответственности, возникающей на рынке ценных бумаг. Порядок реализации конституционной гарантии на судебную защиту прав закреплен в нормах гражданского процессуального права – Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Гражданское право не является единственной отраслью права, определяющей нормы поведения на рынке ценных бумаг. Отдельные общественные отношения, складывающиеся в этой сфере, урегулированы административным правом . К ним, в частности, относятся компетенция и порядок принятия решений государственными органами , методы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Важным для установления и сохранения правопорядка на рынке ценных бумаг являются меры административной ответственности в виде штрафов , предусмотренные Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Не менее важное значение для правового регулирования рынка ценных бумаг имеет финансовое право в части налогообложения операций с ценными бумагами. Налоговые платежи составляют основу доходной части государственного бюджета . Одним из источников образования и уплаты налогов является деятельность на рынке ценных бумаг. Примером регулирования отношений на рынке ценных бумаг финансовым правом может служить Закон Российской Федерации «О налоге на операции с ценными бумагами», в соответствии с которым юридические лица-эмитенты ценных бумаг являются плательщиками налога в размере 0,8 процента от номинальной суммы эмиссии ценных бумаг.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере рынка ценных бумаг осуществляется также и уголовным правом . В частности, уголовно наказуемыми деяниями в соответствии со статьей 185 Уголовного кодекса Российской Федерации признаются злоупотребления при выпуске (эмиссии)ценных бумаг. Нормы уголовного законодательства призваны защитить наиболее важные для государственных интересов общественные отношения и привлечь к уголовной ответственности лиц, допускающих нарушения закона.

Особую роль в правовом регулировании рынка ценных бумаг играют международные договоры и соглашения, участником которых является Россия. Согласно пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К актам международного права в сфере рынка ценных бумаг относится, в частности, Женевская конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводных и простых векселях .

Таким образом, совокупность нормативных актов , регулирующие рынок ценных бумаг, образуют систему законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. В основе данной системы лежит Конституция и международные договоры Российской Федерации. Дальнейшая система в зависимости от юридической силы нормативного акта представлена федеральными законами, нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации и замыкается нормативными актами министерств и ведомств. К числу последних относятся постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, приказы Министерства финансов и Центрального Банка Российской Федерации . Особое место занимают акты высших судебных органов (Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), которые хотя и не являются в России, однако должны учитываться нижестоящими судами при разрешении конкретных споров.

Особенности правового регулирования ценных бумаг. На ранней стадии экономического развития общества объектом гражданских прав чаще всего выступали предметы материального мира: вещи , природные объекты, иное имущество, представляющее какую-либо потребительскую ценность. По мере развития и усложнения экономических отношений появилась потребность вовлечь в гражданский оборот также совокупность таких имущественных прав как право на управление юридическим лицом , получение дохода или иной выгоды. Сформировался институт ценных бумаг.

Современное понятие ценной бумаги как одного из видов объектов гражданских прав предусмотрено статьей 142 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Таким образом, ценная бумага – это, прежде всего, особый способ удостоверения определенной совокупности имущественных прав. Обособление и закрепление таких прав в виде специального документа - ценной бумаги позволяет сделать их объектом купли-продажи, совершения иных сделок, осуществления прав по ценной бумаге.

Традиционно ценная бумага рассматривается как единство двух элементов: права на бумагу и права из бумаги. Первый элемент опосредует отношения по поводу фактического владения ценной бумаги. Право из бумаги представляет собой совокупность удостоверенных ею имущественных прав. Двуединую природу ценной бумаги можно продемонстрировать на примере акции. Право собственности акционера на акцию означает его право на ценную бумагу. Право из бумаги выражается в правомочии акционера принимать участие в управлении акционерным обществом, получать дивиденды, осуществлять иные права, предусмотренные законодательством или уставом акционерного общества . Право на бумагу и право из бумаги неразрывно связаны между собой. Владельцу ценной бумаги принадлежат права, удостоверенные ею (права из бумаги). Эти права переходят к новому лицу в полном объеме в случае передачи ему права на ценную бумагу. Так, отчуждая акцию ее бывший владелец передает новому все права акционера в совокупности без исключений или ограничений.

Однако не любой документ является ценной бумагой. Для признания документа ценной бумагой он должен соответствовать целому ряду признаков. Одним из них является признак литерности, под которым понимается возможность требовать владельцем ценной бумаги осуществления только тех прав, которые прямо указаны в ценной бумаге. Так владелец векселя может требовать от векселедателя исключительно уплаты ему сумм, указанных в векселе.

Вторым признаком ценой бумаги принято выделять ее свойство презентации. Сущность этого признака заключается в том, что владелец ценной бумаги для исполнения прав по ней должен предъявить подлинник ценной бумаги обязанному лицу. В приводившемся примере с векселем его владелец для получения денежных сумм обязан представить оригинал векселя векселедателю. Предъявление иных документов, хотя и подтверждающих наличие договорных отношений между лицами, является недостаточным для осуществления прав по ценной бумаге.

Следующий обязательный признак - публичная достоверность ценной бумаги. Владелец ценной бумаги, который в законном порядке приобрел ее, вправе требовать от обязанного лица исполнения прав, удостоверенных ценной бумагой. При этом такое право требования не зависит от правомерности приобретения ценной бумаги ее предыдущими владельцами. Иными словами владельцу ценной бумаги не может быть отказано в осуществлении его прав по причине того, что кто-то из его предшественников незаконно завладел ценной бумагой и передал право на нее последующим владельцам.

Более глубокое понимание природы ценных бумаг может дать их деление на виды. В основе классификации ценных бумаг принято выделять несколько признаков. Вот главные из них.

По форме ценные бумаги делятся на документарные и бездокументарные. Документарные ценные бумаги существуют в форме привычного нам письменного документа. Именно в таком виде ценные бумаги впервые возникли в праве. Развитие современных технологий позволило отказаться от ценных бумаг в виде документов. Бездокументарные ценные бумаги не имеют реального вещественного носителя. Информация о ценных бумагах и их владельцах фиксируется в специальных реестрах, которые могут быть обычными (в виде записей в журналах) или компьютеризированными. Бездокументарные ценные бумаги имеют ряд преимуществ, поскольку нет необходимости изготовлять сертификаты ценных бумаг, такие ценные бумаги сложнее похитить, невозможно потерять или утратить иным образом.

С точки зрения способа легитимации (обозначения) управомоченного лица ценные бумаги могут быть предъявительскими, именными и ордерными. По предъявительской ценной бумаге права могут быть осуществлены лицом, который является в данный момент ее держателем. Иначе говоря, управомоченным лицом является тот, кто фактически владеет ценной бумагой и предъявляет ее к исполнению прав. Для передачи прав по предъявительской ценной бумаге достаточно ее простого вручения новому владельцу. Предъявительскими ценными бумагами могут быть векселя, облигации, чеки . Упрощенный порядок удостоверения и передачи прав по предъявительской ценной бумаге делает их доступными и привлекательными для граждан и организаций.

В отличии от предъявительской права по именной ценной бумаге принадлежат прямо указанному в ней лицу. Для осуществления прав по именной ценной бумаге обязанное лицо должно удостоверится, что имя человека (наименование юридического лица) точно совпадает с тем, которое указано в ценной бумаге. Для передачи прав по такой ценной бумаге недостаточно ее простой передачи другому лицу. Необходимо выдать новый сертификат (бланк) ценной бумаги с указанием имени нового владельца. Нередко имя владельца именной ценной бумаги фиксируется в специальных реестрах или в учетных записях депозитария. Порядок перехода прав на ценную бумагу в этом случае зависит от формы ценной бумаги. Для документарной именной ценной бумаги необходимо выдача нового сертификата и внесение изменений в реестре или в записях депозитария. Для бездокументарной именной ценной бумаги достаточно только внести имя нового владельца в данные реестра или депозитария. Именными ценными бумагами могут быть акции, облигации и некоторые другие виды ценных бумаг.

Основное отличие ордерных ценных бумаг от остальных видов заключается в том, что права по такой ценной бумаге принадлежат обозначенному в ней лицу, которое вправе назначить своим распоряжением иное управомоченное лицо. Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на бланке этой самой ценной бумаге особой передаточной надписи. Как правило такая надпись делается на обороте бланка ценной бумаги и называется индоссамент (от лат. in dosso – на спине). Наиболее распространенным примером ордерной ценной бумаги является вексель. Права по векселю прежний владелец передает, указывая на обороте его бланка имя нового приобретателя.

Следующее основание деления ценных бумаг на виды – это содержание удостоверенных ими прав. Принято различать оборотные, товарораспорядительные и инвестиционные ценные бумаги. Оборотные ценные бумаги, например, векселя и чеки, выражают право требования уплаты денежной суммы и обслуживают потребности товарного и денежного оборота в экономике . Товарораспорядительные ценные бумаги закрепляют право их владельца на определенные вещи (складское свидетельство, коносамент). Инвестиционные ценные бумаги (в России они получили название эмиссионных ценных бумаг) предназначены для инвестирования в них денежных средств с целью получения дохода в виде дивидендов, процентов, прироста курсовой стоимости. Такими бумагами являются акции, облигации, государственные ценные бумаги, инвестиционные паи.

С точки зрения субъекта, который является обязанным лицом по ценной бумаге, принято выделять государственные и муниципальные ценные бумаги, а также ценные бумаги компаний (юридических лиц) и граждан. Так, государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в форме облигаций, акционерные общества могут выпускать акции, облигации векселя, граждане могут выписывать векселя, чеки, закладные.

Еще одним из видов деления ценных бумаг является деление в зависимости от процедуры их выпуска в обращение на эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. Индивидуальные ценные бумаги, которые опосредуют отношения между конкретными лицами, принято относить к неэмиссионным. Такими ценными бумагами являются, например, векселя, чеки, депозитные или сберегательные сертификаты. Ценные бумаги, которые выпускаются в обращение в массовом количестве, являются эмиссионными. Эмиссионными ценными бумагами, в частности, являются акции и облигации.

Субъекты рынка ценных бумаг

Субъекты рынка ценных бумаг – это лица, участвующие в отношениях, которые возникают по поводу сделок и иных операций с ценными бумагами . Ими могут быть физические лица (граждане) или юридические лица . Каждый субъект рынка ценных бумаг преследует свою цель или выполняет определенную роль.

Нормы морали получают свое выражение в общественном мнении, религиозных постулатах, произведениях искусства и т.п. Моральные нормы формируются в процессе утверждения развития нравственных взглядов, идеалов добра, правды, справедливости и т.д.

Внутренним гарантом морали является совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом .

Право представляет собой институт принуждения поведения человека власти правил; это совокупность прав, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Существует фундаментальное деление права на публичное, отстаивающее общий интерес, и частное, отстаивающее частный интерес.

В современная международная практике используются профессиональные этические нормы, обеспечивающие особые права для обманутых инвесторов. Под действия профессиональных участников, ведущих к защищаемым правам инвесторов, относятся следующие действия брокера:

  • материальные упущения;
  • неполная информация, предоставляемая клиенту;
  • введение в заблуждение;
  • отказ в раскрытии информации, необходимой клиенту для принятия решения;
  • торговля на невыгодных для клиента условиях;
  • инсайдерская торговля;
  • манипулирование ценами;
  • чрезмерная торговля
  • неподобающая торговля;
  • другие действия, приносящие клиенту убыток.

Под чрезмерной торговлей понимается торговля с излишней частотой проведения сделок с целью получения максимального комиссионного вознаграждения.

Термин неподобающая торговля используется в правилах американской саморегулируемой организации NASD. В соответствии с этими правилами рекомендации брокера должны соответствовать законодательству, финансовому положению клиента, уровню его искушенности, инвестиционным целям и допуску риска. Брокер не должен рекомендовать клиенту операции, противоречащие законодательству, и обязан отказаться от них, даже если инициатива их проведения первоначально принадлежала клиенту.

7. Основными этическими принципами на российском рынке ценных бумаг являются добросовестность; законность; приоритет интересов клиентов; профессионализм; независимость; информационная открытость.

8. Основными нарушениями профессиональной этики являются манипулирование ценами, использование инсайдерской информации, предоставление вводящей в заблуждение или неполной информации, отказ в раскрытии общедоступной информации, чрезмерная торговля, небрежность при выполнении обязательств и т.д.

Все многообразие ценных бумаг после своего выпуска поступает на рынок, который, исходя из различий в способах первоначального размещения и их последующей перепродажи, подразделяется на первичный и вторичный.

На первичном рынке производят операции по размещению вновь выпущенных ценных бумаг путем аукциона, открытой продажи, либо индивидуально. Деятельностью по размещению ценных бумаг на

рынке должны заниматься специализированные учреждения (инвестиционные банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании), а в отсутствии их - сами эмитенты.

В России основной формой продажи акций являются специализированные чековые аукционы. На первичном рынке осуществляется выпуск и размещение акций приватизированных государственных предприятий и институциональных инвесторов. На этом этапе осуществляется регистрация ценных бумаг и разрабатываются определенные требования к брокерским (дилерским) фирмам. Для хранения и учета движения ценных бумаг создается сеть депозитариев.

В последнее время все больше и больше российских компаний заявляют о возможности проведения первичного размещения акций (табл. 3).

Таблица 3

Список российских эмитентов, осуществивших первичное размещение

акций на внутреннем фондовом рынке

Организатор

торговли

Сумма привлеченных средств, в млн долл.США (% от уставного капитала)

Примечание

Апрель 2002 г.

ОАО «РБК Информационные системы»

ММВБ и РТС

Первое 1Р0 на российском рынке

Март 2004 г.

ОАО НПК «Иркутск»

ММВБ и РТС

127 (26 или 205 млн акций)

Самое крупное 1Р0 на российском фондовом рынке. Компания ВПК

Апрель 2004 г.

ОАО Концерн «Калина»

Спрос превысил предложение на 39%

Ноябрь 2004 г.

ОАО «Седьмой континент»

Покупателями ценных бумаг стали преимущественно западные инвесторы

Ноябрь 2004 г.

«Открытые

инвестиции»

Первое 1Р0 девелоперской компании.

Покупателями акций стали преимущественно западные инвесторы

Некоторые эксперты говорят о 40-50 потенциальных российских эмитентах, уже осуществляющих подготовительные мероприятия для выхода на рынок долевого капитала. Подавляющее большинство данных компаний - предприятия с долей иностранного капитала, предприятия с быстрым оборотом капитала, а также наиболее прогрессивные отечественные компании, преимущественно сырьевые и телекоммуникационные, ориентированные на западные стандарты ведения бизнеса.

Основной задачей вторичного рынка ценных бумаг является перепродажа ценных бумаг после того, как они ранее были первично размещены среди инвесторов. Вторичный рынок ценных бумаг делится на организованный (фондовая биржа) и внебиржевой рынок.

Механизм вторичного рынка ценных бумаг включает в себя формирование предложения со стороны продавца, организацию фондовой биржевой деятельности, включающую в себя торговый блок, расчетно-депозитарный блок, и организацию внебиржевой деятельности, а также формирование спроса со стороны покупателя с его объемами покупок и определенной ценой спроса.

Операции с акциями, проводимые на вторичном рынке, привлекают внимание к акциям компаний как крупных стратегических инвесторов, способных обеспечить квалификационный менеджмент, так и неконсолидированных вкладчиков.

Помимо обычных операций по покупке/продаже акций компании на биржевом и внебиржевом рынках в целях стабилизации и регулирования цен возможно также проведение операций по консолидации крупных пакетов акций для их последующего размещения среди инвесторов.

Важным видом публичного размещения является первичное размещение ценных бумаг (IPO).

По сравнению с закрытым размещением можно выделить следующие преимущества первичного размещения акций:

  • - обретение объективной рыночной оценки капитализации. В этом случае:
  • значительно упрощается выход эмитента на долговой рынок;
  • акции могут выступать в качестве залога для структурированных сделок компании (привлечение кредитов, выпуска облигаций);
  • упрощается проведение сделок слияний и поглощений.

Биржевая торговля строится на принципах: законности отношений между брокером и инвестором, регулирования деятельности фондовой биржи и гласности. Фондовая биржа работает по принципу публичной, аукционной торговли, и цена продаваемых на ней «товаров» определяется соотношением спроса и предложения.

Внебиржевой рынок ценных бумаг представляет собой обращение ценных бумаг без гарантии выполнения сделок, в силу отсутствия во внебиржевом обороте системы клиринговых центров и банков. Торговля ведется децентрализованно.

В РФ на государственном уровне регулирование РЦБ осуществляется на основе Федерального закона от 22.04.1996 г. №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

Федеральным законом № 39-ФЗ выпуск ценных бумаг определен как совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер.

Согласно Федеральному закону № 39-ФЗ эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

  • закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законодательством формы и порядка;
  • размещается выпусками;
  • имеет равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска, вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Основной задачей механизма регулирования является обеспечение развития конкуренции на финансовом рынке, обеспечение макроэкономического равновесия, правовая и экономическая защита инвесторов. Государственное регулирование обеспечивает дополнительные гарантии инвесторам, устанавливая обязательность регистрации как для эмитентов, так и для посредников (рис. 4).

Государственное регулирование осуществляется в форме прямого и косвенного регулирования.

Государственное регулирован^!

Саморегулирование

Правила осуществления торговых операций

Ответственность участников рынка перед инвесторами

Рис. 4. Механизмы регулирования рынка ценных бумаг Роль государства в регулировании сводится к следующему:

  • а) идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);
  • б) концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь опережающего создания инфраструктуры;
  • в) установление «правил игры» (требований к участникам операционных и учетных стандартов);
  • г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
  • д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
  • е) формирование системы защиты инвесторов от потерь;
  • ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
  • з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Косвенные меры государственного регулирования предусматривают разработку и применение системы налогов и налоговых льгот по операциям с ценными бумагами, контроль над процентной ставкой банковского кредита.

Саморегулирование осуществляется самими участниками, где ведущую роль занимают фондовые биржи. Саморегулирование направлено в конечном счете на достижение высоколиквидного рынка и предполагает становление квалификационных и этических норм для его участников, ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций, а также контроля за соблюдением этих норм и правил. Создаваемые биржами биржевые ассоциации, федерации вправе издавать свои внутренние документы (решения, правила, регламент, инструкции), регулирующие фондовую деятельность.

В условиях ослабления вмешательства государства в хозяйственную жизнь, наблюдающегося в большинстве стран, отказа от государственного регулирования ценных бумаг нигде не произошло. Это было бы не только нежелательно, но и даже нереально. Наблюдается объективный процесс разрастания денежного капитала, рост биржевой деятельности, значительно превышающий прирост оборота реального капитала, а соответственно биржевой спекуляции.

Все эти проблемы и сегодня не теряют своей остроты и не позволяют отказаться от созданной системы государственного регулирования.

В финансировании международной торговли и развитии национальных экономик многих стран огромную роль играет международный кредит. Потребность в нем возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательного сальдо в международной торговле и нехваткой собственных средств для финансирования экономических и социальных программ.

Международные кредиты могут носить как межбанковский, так и межправительственный характер. В первом случае кредиты предоставляются, как правило, частным КБ фирмам, банкам, местным органам власти для осуществления ими своих текущих и стратегических хозяйственных задач. Межправительственные кредиты включают не только кредиты, предоставляемые государствами друг другу, но и кредиты международных организаций, прежде всего Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (МБРР).

По данным «Российского экономического барометра», в структуре собственности приватизированных предприятий обозначились три устойчивые тенденции: переход прав собственности от рабочих к менеджерам, от инсайдеров к аутсайдерам и от государства к частным лицам.

В 1995-2003 гг. доля инсайдеров сократилась с 54,8 до 46,6%, а доля аутсайдеров возросла с 35,2 до 44,0%.

После приватизации из всех стран СНГ Россия оказалась единственной, где сложился ликвидный рынок акций. Об этом свидетельствует сравнение РФР с двумя другими наиболее крупными фондовыми рынками стран СНГ (рис. 5).

В 2004 г. объем биржевого рынка акций в России составлял 22,5% ВВП, в то время как в Казахстане и Украине - соответственно только 3,4 и 0,3%. Наличие ликвидного рынка акций в нашей стране способствовало опережающему росту рыночной стоимости российских компаний по сравнению с акционерными обществами в Казахстане и Украине. В 2004 г. капитализация российских компаний составила 46,0% ВВП (по итогам девяти месяцев в 2005 г. она достигла 55,0%), в то время как в Казахстане - 9,7% и на Украине - 18,1% ВВП.

Современный этап характеризуется усиливающимся преодолением национальных границ биржевых операций, одновременным обращением на национальных рынках ценных бумаг, выраженных в разных валютах, появлением ценных бумаг-космополитов типа еврооблигаций, евроакций и евронот. Экспансия эмиссии ценных бумаг ТНК заставляет регулирующие органы всех развитых стран следить за изменениями, происходящими в соответствующем законодательстве стран-партнеров, сверять с ними свои законы и системы регулирования. А в рамках ЕС идет официальный процесс создания

  • 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
  • ?ш капитализация российских компаний I-I капитализация украинских компаний

|-1 капитализация казахстанских компаний

А-украинский рынок акций казахстанский рынок акций -ж-российский рынок акций

Рис. 5. Показатели рынков акций России, Казахстана и Украины, °/о

единого правового пространства для функционирования общенациональных рынков ценных бумаг стран - членов этого союза.

Второе направление изменений - это видоизменение инструментов, форм деятельности, а также субъектов рынка ценных бумаг. Появление автоматизированных систем торговли ценными бумагами, механизма спекуляции так называемыми производными ценными бумагами («финансовыми продуктами»), к которым относят математически формализованные финансовые активы (опционы, фьючерсы, опционы фьючерсов, фьючерсы индексов И Т.П.), выходит за рамки традиционного понимания рынка ценных бумаг.

Происходящий на рынке процесс не имеет единой трактовки. Если одни считают, что рост автоматизации рынка ценных бумаг - это совершенствование рынка, защита инвесторов от многих рисков, способов сглаживания колебания рынка, то другие уверены, что одновременное применение старых и новых технологий таит в себе угрозу стабильности этого рынка в мировом масштабе. В странах с развитыми рынками в законы о ценных бумагах, их обращении и биржах в последние годы внесены соответствующие дополнения. В России на государственном уровне также создается система регулирования рынка и обеспечивается ее функционирование, прежде всего на основе Федерального закона от 22 апреля 1996 г. №39-Ф3

«О рынке ценных бумаг». При этом система регулирования развивается в сторону большей детализации и ужесточения государственного контроля за деятельностью рынка ценных бумаг. Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников этого рынка, обеспечению права инвестировать акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. К тому же само государство в лице Министерства финансов выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики. Оно является также крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Развитие емкости регионального РЦБ опирается на весь спектр потенциальных инвесторов мирового рынка и на различные по целям инвестиции, но их структура и масштабы в существенной мере определяются предложением ценных бумаг, которое формируется в регионе. Вместе с тем важна работа с потенциальными инвесторами и ее следует вести по целевым группам. Как следствие, развитие андеррайтинга входит в число важнейших услуг на фондовом рынке.

Однако интеграция финансовых рынков не только расширяет торговое пространство и сферы сотрудничества, но и ведет к усилению конкуренции. Одновременно встает вопрос о позиционировании региональных и иногородних коммерческих банков на региональном РЦБ как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Необходима оценка условий для расширения присутствия коммерческих банков на рынке облигационных займов, оценка влияния финансово-промышленной интеграции на динамику инвестиций в регионе и, соответственно, потенциального притока прямых инвестиций. В 2000 г., например, 75% средств, привлеченных правительствами и промышленными предприятиями в мире, получены ими на РЦБ и только 25% - на кредитном рынке.

В целом видны положительные тенденции развития регионального РЦБ. Стабильно растет оборот ценных бумаг связи и его доля в общем обороте, растет доля металлургии, наметился рост машиностроения. Динамика отраслевой структуры оборота ценных бумаг определяется ростом производства и улучшением перспектив деятельности эмитентов в отрасли, а также перераспределеним структуры акционерного контроля.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

  • 1. «Ценные бумаги - это представители реального капитала. И они же - фиктивный капитал». Верны ли эти определения? Не противоречат ли они друг другу?
  • 2. Исторически ценные бумаги появились в следующем порядке: векселя - чеки -облигации - акции. Попробуйте объяснить, почему имел место именно такой, а не иной порядок их появления?
  • 3. Верно ли утверждение, что именно появление акций стало решающим фактором создания полноценного рынка ценных бумаг? Почему?
  • 4. Какие факторы влияют на инвестиционное качество ценных бумаг?
  • 5. Известно, что три основных свойства ценных бумаг, определяющих их инвестиционное качество, взаимосвязаны. Укажите и объясните эти взаимосвязи.

В. Классификация ценных бумаг имеет значение с учетом задач, стоящих перед эмитентами и инвесторами? Приведите конкретные виды классификаций и покажите их значения для инвесторов и эмитентов.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

  • 1. Рынок ценных бумаг представляет собой:
    • а) место, где продаются и покупаются ценные бумаги;
    • б) совокупность экономических отношений, возникающих в процессе выпуска,

обращения на вторичном рынке;

  • в) систему уполномоченных банков, осуществляющих операции с ценными бумагами;
  • г) финансовый механизм мобилизации денежных средств.
  • 2. Основными задачами рынка ценных бумаг являются:
    • а) получение государством и финансово-экономическими структурами денежных

средств, необходимых для долгосрочных инвестиций;

б) обеспечение перераспределения финансовых средств от одних предприятий или

отраслей экономики к другим;

  • в) распределение капиталов между участниками рынка.
  • 3. Цели эмиссии ценных бумаг:
    • а) покрытие дефицита бюджета;
    • б) выпуск опционных контрактов;
    • в) мобилизация денежных ресурсов.
  • 4. Рынок ценных бумаг может быть разделен на:
    • а) денежный рынок;
    • б) рынок капиталов;
    • в) федеральный.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...