Государственное регулирование продовольственного рынка.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

    Необходимость государственного регулирования экономики

2 Принципы и функции государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции

3 Формы и методы государственной поддержки

1 Необходимость государственного регулирования экономики

В реальной жизни и в практической деятельности предприятий возникают всевозможные, часто непредвиденные ситуации: предприятие обанкротилось или не выполняет договорные отношения; нарушены права собственности (на чистую воду, землю, имущество, произведенную продукцию и т. д.); под участком, находящимся в частной собственности, нашли нефть, и т. д. При этом возникает необходимость в выработке правил экономического поведения и обеспечении их соблюдения всеми экономическими субъектами.

Известно, что избыток денежной массы ведет к росту цен, инфляции, а ее недостаток вызывает экономический спад, безработицу. Значит, требуется механизм управления денежной массой.

Усиление монополизма ведет к сокращению объемов производства и повышению цен, нанося таким образом ущерб обществу; кроме того, существуют естественные монополии; в отдельных случаях, наоборот, требуется создание монополии, например путем закрепления права собственности изобретателя. Возникает необходимость в управлении этими процессами с целью их стабилизации.

Иногда нужно установить право собственности для решения внешних проблем, например устранения загрязнения окружающей среды, обеспечения общественных благ (защита государственных границ, безопасность государства – как продовольственная, так и от внешней агрессии, реализация крупных проектов и программ по здравоохранению, освоению космоса и т. д.). Ясно, что ни одно предприятие, каким бы крупным оно ни было, не в состоянии решить эти проблемы, это под силу лишь государству, а в отдельных случаях – даже группе государств.

Перечисленные ситуации и многие другие в конечном итоге предопределяют необходимость регулирования экономики в условиях рынка.

Регулирование экономики – это целенаправленный процесс, обеспечивающий поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Выступает в формах директивного планирования, рыночного саморегулирования и индикативного регулирования.

Директивное планирование – это форма управления экономикой, при которой деятельность экономических субъектов регулируется преимущественно административными методами без учета их материальных интересов и экономических выгод.

Рыночное саморегулирование – стихийная корректировка воспроизводственного процесса под влиянием действия законов стоимости и цен.

Индикативное регулирование – воздействие государства на производство при помощи экономических рычагов, таких, как государственные инвестиции, государственные закупки, налоговая политика, рынок ссудного капитала, государственные программы и т.д.

В рыночной экономике в отличие от экономики централизованного планирования резко сокращается сфера директивного планирования при прогрессивно возрастающих рыночном и индикативном регулировании.

Существует как государственное, так и негосударственное регулирование.

Негосударственное регулирование связано с деятельностью ассоциаций, банков, товарных и фондовых бирж, ярмарок, центров оптовой торговли, валютных аукционов, информационных систем, а также с соглашениями о рынках сбыта и ценах.

Государственное регулирование – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем.

Государственное регулирование сельскохозяйственного рынка необходимо по следующим причинам.

1. Внутриполитическая и внешнеполитическая значимость аграрного сектора. Государство несет ответственность за продовольственное обеспечение населения, что гарантирует стабильность страны и ее политическую независимость.

2. Особенности сельского хозяйства. Влияние природно-климатических факторов на конечные результаты производства приводит к необходимости создания системы государственного страхования. Неустойчивость цен и их зависимость от конъюнктуры рынка требуют быстрой реализации продукции. Особенностью отрасли являются также неустойчивость доходов сельского населения, низкая степень монополизации по сравнению с другими отраслями экономики, необходимость развития социальной и производственной инфраструктуры, экологизации сельскохозяйственного производства, слабая привлекательность сельскохозяйственного труда и инвестиций в сельское хозяйство (из-за высокой капиталоемкости отрасли, низкой прибыльности инвестиций и большого срока их окупаемости).

Потребность в создании в стране механизма государственного регулирования АПК, включающего весь комплекс мер воздействия на систему экономических отношений, вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике. Агропромышленный комплекс занимает особое положение, не позволяющее в силу его специфики в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Относительно низкодоходное сельское хозяйство, зависящее от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства, отсталость в технологическом отношении, не позволяют получать от вложенных в него капиталов достаточную отдачу. Кроме того, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции вследствие неэластичности спроса приводит к существенному падению цен на нее и сопровождается уменьшением доходов сельхозтоваропроизводителей. Низкий платежеспособный спрос населения не позволяет реализовывать сельскохозяйственную продукцию по достаточно высоким ценам.

Следует также отметить, что сельское хозяйство является крупным потребителем промышленной продукции. Низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства и высокие цены на промышленную продукцию не дают возможности предприятиям аграрной сферы осуществлять производство с необходимой степенью интенсивности.

Большой поток относительно дешевого импортного продовольствия и неконкурентоспособность отечественной продукции являются в последние годы причинами упадка собственного производства, создания серьезной угрозы для продовольственной безопасности страны.

Государственное регулирование необходимо для обеспечения сельскохозяйственным предприятиям равных с предприятиями других отраслей народного хозяйства условий в осуществлении расширенного воспроизводства и получении достаточного дохода.

3. Структурные и финансовые преобразования и деформации в сфере аграрной экономики. В сельском хозяйстве создается рыночная инфраструктура, осуществляются социально-экономические преобразования, преодолевается кризис сбыта, постепенно изменяется модель поведения предприятий; формируется система управления. К деформациям, требующим государственного регулирования, относится диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Сельскохозяйственный рынок - это система экономических отношений между субъектами рынка в сфере обращения сельскохозяйственной и продовольственной продукции, факторов сельскохозяйственного производства.

Сегодня во всех развитых странах государственное регулирование АПК - важнейшая составная часть рыночного механизма экономики.

Необходимость такого регулирования связана с неустранимыми особенностями АПК, прежде всего сельского хозяйства, не позволяющими в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство, которое зависит от природных факторов и имеет ярко выраженный сезонный характер производства, как правило, является более отсталой в технологическом плане отраслью по сравнению с промышленностью. Вложенные в нее материальные и денежные средства приносят меньшую отдачу. Кроме того, оно медленнее приспосабливается к меняющимся рыночным условиям.

Необходимость государственного регулирования в условиях рынка объясняется рядом обстоятельств.

1. По мере развития производительных сил усиливается взаимосвязь между всеми отраслями производства, в том числе между сельскохозяйственным и перерабатывающим. С ростом концентрации производства начинают преобладать несколько производителей продукции, что ограничивает развитие конкуренции. Экономика, где рынок является единственным регулятором, не в состоянии избавиться от кризисов. В конечном счете, кризисы становятся столь сильными и разрушительными, что или экономическая система должна реформироваться в направлении резкого усиления государственного регулирования, или экономика, основанная, на частной собственности потерпит крах.

2. При удовлетворении потребностей рост производства (в частности продуктов питания) приводит к снижению цен, а, следовательно, к разорению производителей. Это вынуждает государство содействовать стабилизации цен.

3. Рынок как саморегулирующаяся система содержит мощные стимулы саморазвития и один из них - конкуренция. Однако рынок обеспечивает связь спроса и предложения, производства и потребления в условиях свободной конкуренции. Создание и сохранение конкурентной сферы в экономике, противодействие монополистическим тенденциям - одна из главных причин вмешательства государства в экономические процессы

4. Предпринимательской задачей является создание рынка. Для того чтобы спрос и предложение находились в необходимом равновесии (не было избытка и недостатка товарных масс), должна быть выделена координирующая деятельность. Экономические реформы в любом государстве являются объектом государственного регулирования, т.е. происходят при контролирующей и координирующей роли государства.

5. Рыночные регуляторы слабо влияют на решение макроэкономических задач, что также требует вмешательства государства.

6. Без вмешательства государства в формирование издержек производства у производителей не будут учтены потери, наносимые окружающей среде.

Таким образом, под государственным регулированием рыночных отношений понимается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение этих отраслей.

В настоящее время происходит модификация форм и методов государственного регулирования аграрной экономики, как по субъектам, так и по уровню государственного регулирования. Эти тенденции характерны не только для стран, недавно ставших на путь рыночных реформ, но и для стран с развитой рыночной экономикой.

Основными рычагами государственного регулирования являются ценовая, кредитная политика, бюджетные ассигнования, налоговая система и защита товаропроизводителей.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

За период реализации Программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70 процентов.

Рынок зерна. Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка зерна является стабилизация рынка зерна и повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки для производителей и потребителей зерна;

увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

стимулирование движения зерна из удаленных регионов Российской Федерации в регионы потребления.

Механизм реализации мероприятий Программы основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций.

Государственные закупочные и товарные интервенции проводятся в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" при снижении или росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию.

В основе залоговых операций лежит заключение опционных контрактов, дающих право поставки определенного количества зерна на уполномоченные (сертифицированные) элеваторы, отобранные на конкурсной основе.

В целях своевременного осуществления государственных закупочных, товарных интервенций и залоговых операций Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется разработка прогнозного баланса спроса и предложения зерна по видам, а также мониторинг цен на зерновом рынке. На основе баланса и мониторинга цен принимаются решения об объемах проведения закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций на рынке зерна.

При проведении закупочных интервенций и залоговых операций предполагается участие только производителей зерна в части продажи (залога) зерна собственного производства.

При проведении товарных интервенций в качестве покупателей зерна предполагается участие физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы.

Рынок мяса. Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка мяса является повышение конкурентоспособности российской мясной продукции для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по повышению качества отечественной мясной продукции, а также по поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства мясной продукции.

Механизм реализации мероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, мясо птицы) в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, а также возможное продление действия механизма тарифных квот на импорт мяса после 2009 года.

Объем тарифных квот на период после 2009 года, механизм их распределения и уровень ставок ввозных таможенных пошлин при ввозе сверх тарифных квот предполагается устанавливать по результатам консультаций с заинтересованными государствами-поставщиками и с учетом договоренностей, достигнутых в ходе переговоров по присоединению России к Всемирной торговой организации.

Предполагается также разработка стандартов на мясо, гармонизированных с международными стандартами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.

2018-01-25 Игорь Новицкий

Государственные программы на развитие сельского хозяйства: современные реалии

25.04.2016, 16:51 Аналитика


Агропромышленный комплекс представляет собой одну из самых важных отраслей российской экономики: в нем сконцентрировано около 13% основных производственных мощностей, 14% трудовых ресурсов, производится порядка 6% валового внутреннего продукта. В последнее время в РФ особое внимание уделяется развитию именно сельскохозяйственного комплекса, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного агропромышленного комплекса являются основой стабильности страны.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы

  • иметь грамотно составленный бизнес-план;
  • предоставить план расходов денежных средств с указанием планируемых приобретений и цен на такие расходы;
  • обладать собственными средствами в размере не менее 10% от суммы субсидирования;
  • создание не менее 3 рабочих мест;
  • после получения госдотации осуществлять фермерскую деятельность как минимум 5 лет;
  • полученные средства должны быть потрачены по целевому назначению в течении 24 месяцев после их получения.

Кроме субсидий, государство предусмотрело также возможность кредитной поддержки начинающих фермеров. Так, ОАО «Россельхозбанк» предлагает воспользоваться специальным кредитным продуктом под 8,5% годовых. Благодаря действию такой лояльной программы кредитования те, кто только делают первые шаги в фермерстве, могут воспользоваться кредитной программой на сумму до 15 млн рублей, срок погашения не должен превышать 10 лет.

Как показывает практика, такая финансовая поддержка со стороны государства позволяет любому фермерскому хозяйству в течение 5 лет превратиться в успешное сельскохозяйственное предприятие, приносящее прибыль.

Гранты в действии: как преуспеть в бизнесе?

Активно фермерские хозяйства с государственной поддержкой (субсидирование) на данном этапе развиваются в Ленинградской области. Здесь сегодня успешно действуют порядка 1 тысячи крестьянских и фермерских хозяйств.


Госпрограмма поддержки начинающих фермеров успешно реализуется в Ленинградском регионе с 2012 года. За эти пять лет гранты получили 110 фермерских хозяйств и 68 животноводческих предприятий семейного типа. Из федерального и областного бюджетов на безвозмездное субсидирование выделено порядка 750 млн рублей. Только за последние 3 года совокупный объем произведенной фермерами региона продукции увеличился почти в два раза. По результатам работы за 2015 год объем валового продукта достиг отметки в 2,5 млрд рублей.

В Кингисеппском районе сумели по достоинству оценить господдержку, оказываемую с выделением грантов. Так, в апреле 2016 года здесь появился еще один сельскохозяйственный объект – животноводческая ферма на 800 овец, создание которой стало возможным благодаря получению гранта, который выделен в рамках действия под программы развития животноводства. Примечательно, что мощность фермерского предприятия рассчитана на производство не менее на 20 тонн мяса в год.

Фермерское хозяйство Анатолия Симилияна получило государственную субсидию в 2014 году, благодаря чему стало возможным получение финансовой поддержки на сумму 6,9 млн рублей. В ходе реализации проекта было возведено здание овцефермы площадью 1,2 тыс. кв. метров, приобретено новое оборудование (крематор, поильники и кормушки), полностью оборудована бойня, поголовье пополнилось 180 овцематками элитных пород.

В ходе реализации проекта удалось в 2 раза увеличить поголовье овец (С 400 до 800 голов), закупить 100 бычков на откорм. Сегодня это фермерское хозяйство активно продает населению Санкт-Петербурга и области говядину и баранину через собственные торговые объекты. Уникальное сельскохозяйственное предприятие Анатолия Симилияна входит в 20 лидеров в России. Опят этого фермерского хозяйства рекомендован для изучения и внедрения во всех областях РФ. (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...