Государственное регулирование экономического роста в республике беларусь. Факторы и основные направления устойчивого развития экономики россии


Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и поэтому следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс:

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений.

При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

кредитных организаций.

систему и т.п.).

правовых нормах. В то же время, отказываясь от непосредственного административно-командного стиля вмешательства государства в экономические процессы, необходимо проявлять крайнюю осторожность и не допустить полного перехода к государственному воздействию на экономику гражданско-правовыми средствами.

й деятельности, руководстве и осуществлении контроля и надзора. Государственное регулирование банковской деятельности имеет как бы два основных уровня: с одной стороны, - это регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. Поэтому воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк РФ. Регулирующее воздействие Российского государства на упорядочение процессов в банковской системе проявляется, например, в принятии соответствующими органами государственной власти федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. В рамках этой стороны государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры прямо или косвенно, влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве. С другой стороны, - государственное регулирование проявляется в осуществлении непосредственной регулирующей деятельности уполномоченных государственных органов при создании, организации, регистрации, лицензировании коммерческих организаций, включенных в банковскую систему РФ, и осуществлении ими банковской деятельности.

проявляется в широком смысле и связано с установлением единого государственного механизма регулирования надзора и контроля за банковской деятельностью в РФ, включая организацию и деятельность Банка России, то во втором случае речь идет по сути о государственном регулировании предпринимательской деятельности в одной из сфер российской экономики - сфере денег и кредита. Осуществляется такое государственное регулирование уже самим Банком России на основе федерального законодательства и в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону.

федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере.

себе отдельные черты первичных методов - гражданско-правового и публично-правового, в силу чего он вторичен по отношению к ним.

Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций; д) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначении арбитражных управляющих и т.п.

Федеральных судов РФ.

денежно-кредитных отношений.

Как представляется, подобный подход имеет больше политический, чем экономический или юридический характер. С точки зрения права, к государству и его органам термин монополизм вообще не может быть применен, поскольку любое государство по определению является монополистом в сфере регулирования общественных отношений на своей территории и это его право является одним из признаков государственного суверенитета.

на макроуровне со стороны государства.

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Инструментами регулирования банковской деятельности являются:

  • 1. Учетная ставка ЦБ (ставка рефинансирования) - ставка, по которой ЦБ учитывает векселя, предоставляет кредиты другим банкам. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (ценные бумаги, валюта, золото, поручительства).
  • 2. Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже ценных бумаг (в основном государственных).
  • 3. Нормативное регулирование обязательных резервов - это часть ресурсов банков, которая должна быть депонирована на специальный счет в ЦБ. Эти резервы используются для выплаты кредиторам банка при его банкротстве.
  • 4. Экономические нормативы для кредитных организаций.
  • 5. Регулирующие кредиты ЦБ - кредиты, размещаемые в банках с целью поддержания ликвидности. ЦБ проводит аукцион, на который допускаются банки, действующие на финансовом рынке более года, регулярно представляющие отчетность в ЦБР, соблюдающие экономические нормативы, выполняющие резервные требования.
  • 6. Организация налично-денежного обращения.
  • 7. Количественное и качественное стимулирование или сдерживание в развитии определенных отраслей и территорий. ЦБ варьирует суммами кредитов, процентной ставкой и сроками предоставления. Инвестиционные кредиты предоставляются под разработанную и утвержденную правительством программу развития отрасли или территории.
  • 8. Нормативный контроль над деятельностью кредитных учреждений. Осуществляется на основе отчетности банков.

Регулирующие и надзорные функции ЦБ осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора.

Банковский надзор, осуществляемый ЦБ, подразделяется на:

Пруденциальный надзор - осторожный, дистанционный, осуществляемый главным образом на документарной основе, обеспечивающей раннее реагирование на нарушения. Проводится Комитетом банковского надзора и соответствующими подразделениями территориальных главных управлений ЦБ;

Инспектирование - осуществляется на местах банковской инспекцией;

Контроль со стороны функциональных подразделений ЦБ - контроль организации бухучета в КБ, кредитования, расчетов, операций с ценными бумагами, валютных, кассовых и др.

ЦБ устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

ЦБ публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций (КО) и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации КО, выдает КО лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 % минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение КО отдельных операций на срок до 6 месяцев.

В случае неисполнения в установленный срок предписаний ЦБ об устранении нарушений, выявленных в деятельности КО, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ вправе:

  • 1) взыскать штраф в размере до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 % минимального размера уставного капитала;
  • 2) потребовать от кредитной организации:
    • · осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры ее активов;
    • · замены руководителей;
    • · осуществления реорганизации;
  • 3) изменить на срок до 6 месяцев установленные обязательные нормативы;
  • 4) ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  • 5) назначить временную администрацию по управлению КО на срок до 6 месяцев;
  • 6) ввести запрет на осуществление реорганизации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства;
  • 7) предложить учредителям (участникам), которые имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов;
  • 2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск.

Если облагать необходимым налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога (налог, которым облагается подлежащий налогообложению доход отдельных лиц, домохозяйств и не корпоративных фирм). Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Стоит отметить, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Развитие сельского хозяйства в Рссии и современные отрасли находят применение новейших достижений в области науки и техники, селекции позволяют получать результаты даже в неблагоприятных условиях. В нашей стране не то чтобы не развивается, а вообще находится на грани исчезания. Развитие сельского хозяйства в России уже давно требуют к себе более пристального взгляда со стороны правительства. Наряду с промышленной, энергетической отраслями является основополагающей для экономики любого государства и необходимы пути развития.

История начинается в доисторические времена. Перспективы развития сельского хозяйства и технологий, внедрение новых способов растениеводства, животноводства и развитие экономики сельского хозяйства сопровождалось увеличением объема производимой продукции и в конечном итоге тенденции развития приводили к росту экономики государств в целом.

Эта отрасль широко развита. Без нее не было бы таких необходимых повседневных вещей на столе, как хлеб, молоко и большое множество овощей и фруктов. Для их приготовления и доставки до нашего стола проходит очень много времени. Не из за того что кто то не успевает доставить их быстро и не принужденно, а потому что процесс выращивания, обработки и приготовления занимает длительное время.

Даже посетив магазин мы всего лишь видим готовый продукт готовый к употреблению. Берем яблоки или груши идем домой, моем нарезаем или сок выжимаем, ну в общем употребляем. А для того чтобы вырастить яблоко необходимо длительное время. Посадить дерево. Привить его. Долгое время за ним ухаживать, в течение нескольких лет, заботиться, поливать. Зимой от грызунов защищать и еще целый год урожая ждать. Урожай не весь попадает на прилавок, а лишь самый лучший. Потому что, отправив яблоки на хранение, а потом в магазин они успевают немного подпортиться. А если отправить подпорченное яблоко, то оно вообще сгниет.

Сельским хозяйством называется особый вид деятельности человечества, связанный с возделыванием земли и разведением животных. Наряду с остальными отраслями промышленности является основополагающим для экономики любого государства. Развитие этой отрасли берет свое начало в доисторические времена, с того времени как древние люди начали, используя примитивные орудия труда, вспахивать землю и выращивать полезные для себя растения, одомашнивать диких животных. На протяжении веков менялись и совершенствовались системы земледелия, культивировались полезные признаки животных, создавались их многочисленные породы и сорта.

Оно в настоящее время производит продукты питания для населения и исходное сырье для многих отраслей промышленности, включает для себя следующие отрасли: земледелие (овощеводство, плодоводство и т.д.), животноводство (скотоводство, коневодство, свиноводство и т.д.). Главным средством производства сельского хозяйства является земля. Основными факторами, определяющими выбор выращиваемых сельскохозяйственных культур и средств земледелия, являются: физико-химические свойства почвы и климатические характеристики местности.

Например, зонах с умеренным и холодным климатом теплолюбивые растения удается выращивать только с применением особых технологий. К особенностям сельского хозяйства можно отнести то, что его объекты занимают обширные территории. Освоение земель пригодных для выращивания сельскохозяйственных растений сопровождалось масштабной вырубкой лесов, распашкой целинных земель, что не могло не отразиться на экологии данных регионов.

Развитие сельского хозяйства в России. Сельскохозяйственные работы продолжаются практически круглый год и носят циклический характер, который зависит от стадий развития растений и животных - основных средств производства данной отрасли. Так при выращивании зерновых можно выделить стадии: весенняя подготовка земли под посев (распахивание земли), посев, сбор урожая, подготовка урожая к хранению, кроме того, существует посев озимых зерновых, которые достигнув определенной стадии роста зимуют под снегом и дают урожай только на следующий год. Современное сельское хозяйство России - это высокотехнологичная отрасль, тесно связанная с наукой и техникой. Проблемами данной отрасли занимаются отдельные институты и университеты. Исследования в области селекции и генетики позволяют создавать более продуктивные сорта растений и породы животных, устойчивые к различным заболеваниям и другим неблагоприятным факторам. Машиностроение создает новую высокоэффективную сельскохозяйственную технику, позволяющую автоматизировать такие трудоемкие операции как, распашку земли, уборку урожая. Применение информационных технологий в сельском хозяйстве в частности в животноводстве позволяет проводить оперативный мониторинг всех жизненных показателей животных и на ранних стадиях выявлять заболевания.

Реализация проекта "Сколково" возлагается на управляющую компанию - российское юридическое лицо, которое наделяется отдельными властными полномочиями как органов местного самоуправления, так и госвласти регионов. Земельные участки, входящие в состав территории центра, будут принадлежать управляющей компании на правах собственности, а она вправе передать их в аренду лицам, участвующим в реализации проекта.

Заметим, то, что ранее эта земля принадлежала на правах собственности каким-то российским юридическим и физическим лицам, мало кого интересует. В поручение правительства - предоставить Фонду соответствующие земельные участки - включена туманная формулировка «путем выкупа, обмена или иными способами». Ясно, что когда у нас в законе или подзаконном акте появляется фраза типа "иные способы", "и другие" и прочие неопределенности, начинается беспредел.

Например, под вынужденное переселение попадает НИИ сельского хозяйства со своими экспериментальными полями, занимающими более ста гектаров. Недостаточно инновационное?.. Но здесь выводятся и культивируются новые сорта пшеницы для средней полосы России - это около четверти всего отечественного хлеба. Казалось бы, самое что ни на есть инновационное предприятие, но оказалось на пути инновационной идеи президента - и предназначено к ликвидации. Полигон такого рода «переставить» с места на место, не погубив, очень непросто, и навряд ли кто-то будет с этим возиться.

Создание иннограда в данном конкретном месте - затея вообще довольно идиотская, если реальные цели проекта соответствуют заявленным. Если реальные цели - украсть побольше, то все понятно. Ведь 375 гектаров зоны "Сколково" буквально по живому вбиты в предельно дорогую, да к тому же насыщенную инфраструктурой, жильем, объектами бизнеса подмосковную землю - зачем? Логичный ответ только один - чтобы она стала еще более дорогой и, за счет президентской программы, - более ликвидной.

В противном случае зачем бы уничтожать важный, можно сказать, стратегический НИИ ради не известно еще каких будущих инноваций?

Есть в этом что-то лужковское - снести историческое здание (а хоть бы и МГУ - почему нет?) и на этом месте из стекла и бетона возвести что-то отдаленно напоминающее по очертаниям, но под бизнес-центр. Как назвать при этом - не важно. Хоть бы тоже университетом - по сути все равно получится бизнес-центр.

Вот и зона в "Сколково" - чистой воды офшор, но с "инновационным" имиджем.

3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индивидуальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.

Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулировании экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличении темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

экономический социальный население

Государственное регулирование макроэкономической динамики может быть направлено как на регулирование экономического цикла (краткосрочное регулирование), так и на воздействие на долгосрочные тенденции в экономике.

Можно выделить два основных подхода к антициклическому регулированию: кейнсианский и монетаристский , которые мы довольно подробно рассматривали в теме «Экономические циклы». Здесь же остановимся кратно только на основных положениях.

Последователи Кейнса считают, что в основе кризиса лежит падение совокупного спроса и государство должно принимать меры по его стимулированию во время спада и сдерживанию во время подъема. Государство может увеличить совокупный спрос через государственные закупки, увеличение государственных заказов, предоставление дешевого кредита, снижение налогов. Государство должно стимулировать инвестиции, чтобы вызвать действие механизма мультипликатора – акселератора. При этом основная роль отводится налогово-бюджетной политике. Кредитно-денежная политика играет вспомогательную роль. Однако следует заметить, что эффективность данного подхода ограничена, поскольку рост государственных расходов вызывает увеличение инфляции и рост государственного долга.

Монетаристы, опираясь на классическую теорию, считают, чторынок – этосаморегулирующаяся система. Он способен сам восстановить равновесие. Государство должно ускорить прохождение через кризисную фазу, чтобы дать возможность экономике очиститься от слабых производителей. Это ускорит путь к стабилизации экономики. Главным монетаристысчитают воздействие на совокупное предложение путем стимулирования эффективных производителей.

Модели макроэкономической динамики используются при прогнозировании результатов и направлений государственного регулирования экономического роста. Однако следует иметь в виду, что под влиянием научно-технического прогресса в экономике разных стран происходят глубокие качественные изменения, что необходимо учитывать при осуществлении государственной политики. Поэтому в настоящее время все большей популярностью пользуется концепция устойчивого развития.



Для развивающихся стран проблема обеспечения высоких темпов экономического роста по-прежнему остается актуальной.

Таким образом, политика государства может быть как сдерживающей, так и стимулирующей.

В странах с переходной экономикой наблюдалось существенное снижение темпов экономического роста. Спад такого типа называют трансформационным (переходный кризис) . В России он сопровождался еще и долгосрочным структурным кризисом, связанным с необходимостью смены модели технологического развития. На это накладываются еще и значительные ограничения в спросе, политические факторы. В условиях острого структурного кризиса возрастает значение государственной структурной политики, которая в первую очередь связана со стимулированием отраслей, имеющих важное значение для всего народного хозяйства: социальной сферы, экспортно-ориентированных отраслей, создающих финансовую базу для всей экономики, а так же тех отраслей, где еще сохранены научно- технические приоритеты. Именно такую политику начало проводить наше государство, используя благоприятную мировую конъюнктуру на сырьевых рынках.


IV. Графический анализ

Отразить в координатах (Y;C), где С – это совокупные расходы, Y – совокупные доходы:

  1. Ситуацию: по прогнозам демографов в стране ожидается высокий уровень рождаемости (можно отразить данную ситуацию и в координатах (Y;Р)).
  2. В стране происходит старение населения (можно отразить данную ситуацию и в координатах (Y;Р)).
  3. Государство увеличило расходы на строительство жилья (можно отразить данную ситуацию и в координатах (Y;Р)).

Отразить в координатах (Y;Р):

  1. Из-за плохой погоды в стране собран урожай, значительно меньше прошлогоднего.
  2. Эффект увеличения государственных расходов на совокупный спрос.

V. Задачи и ситуации

1. В стране №1 сберегаемая и инвестируемая доля ВВП = 10%, а в стране №2 – 7,5%. Фондоемкость продукции в стране №1 в среднем на 50% выше, чем в стране №2, а ВВП в 5 раз меньше. Сопоставьте темпы экономического роста в этих странах.

2. В первый год реальный ВВП вырос на 6%, а численность населения сократилась на 2%,. Во второй год реальный ВВП вырос на 8%, а численность населения увеличилась на 4%. Найти:

а) процентное изменение реального ВВП за два года;

б) процентное изменение численности населения за два года.

3. Доля потребления в национальном доходе страны составляет 80%. Капиталоемкость = 5. Используя формулу равновесного экономического роста Е. Домара, рассчитайте темп роста инвестиций, необходимых для сбалансированного роста экономики.

4. Предельная склонность к потреблению = 0,8; акселератор = 0,5; автономные инвестиции = 400 у.д.е., инвестиционный импульс в январе = -200 у.д.е. Найти равновесный доход в декабре-апреле. Используйте решение этой задачи и рассчитайте равновесный доход в декабре-апреле, когда при прочих равных условиях акселератор = 0. Постройте на одном графике зависимость равновесного дохода от времени при нулевом и ненулевом акселераторе.

5. Предположим, что запас капитала = 100, уровень амортизации = 10%, а выпуск = 25. Каким должен быть уровень сбережений для сохранения постоянного запаса капитала?

6. Почему для страны так важен экономический рост? Почему такая казалось бы незначительная разница между 2,5 и 3% в темпах годового роста может привести к существенным различиям в положении страны через несколько десятилетий?

7. Кратко опишите историю роста России, начиная с 1998 г. и до наших дней. Сравните темпы роста реального ВВП в целом и реального ВВП на душу населения. Объясните разницу (если она есть). Сравните средние темпы роста России и США за этот же период. В какой степени темпы роста, возможно, занижают или завышают экономическое благосостояние страны?

Составьте 2-е таблицы (одну для России, вторую для США) по следующему образцу:

VI. Контрольные вопросы

  1. Чем экономический рост отличается от экономического развития
  2. По каким показателям можно судить об экономическом росте?
  3. Что понимается под факторами экономического роста?
  4. Что такое условия экономического роста?
  5. В чем разница между экстенсивным и интенсивным типом экономического роста?
  6. Что понимается под стадиями экономического роста?
  7. На какие стадии делил экономический рост Р. Ростоу в своей работе «Стадии роста»
  8. Что являлось у Р. Росту критерием выделения стадий роста?
  9. Какие изменения предопределили появление неокейнсианских теорий экономического роста?
  10. Что такое капиталовложения?
  11. Что такое капиталоотдача?
  12. В чем экономический смысл системы 3-х уравнений Е. Домара?
  13. При каком условии обеспечивается сбалансированный экономический рост в этой модели?
  14. Что способствовало появлению неоклассических моделей экономического роста.
  15. По каким направлениям неоклассики критиковали неокейнсианцев?
  16. Какую роль в модели Р. Солоу отводится росту населения?
  17. Что является основным фактором экономического роста в этих моделях?
  18. В чем суть так называемого «золотого уровня накопления»?

Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имели свою специфику и брала на вооружение различные концепции.

Сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929-1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Так, стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение – путем их повышения.

В 90-х гг. в США была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в перспективные инновационные технологии.
Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметились три направления воздействия государства на экономический рост :

  • стимулирование НТП и развитие научных исследований;
  • увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;
  • глубокая перестройка налоговой системы.

Главной целью этой политики стали высокиу темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышения уровня доходов.

Следует отметить, что в социально-ориентированной рыночной экономике наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых стран, но и для развивающихся стран.

Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, - поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

  1. Под экономическим ростом понимается долговременное устойчивое увеличение масштабов экономики, то есть процесс поступательного возрастания ВНП, ВВП или НД - как абсолютно, так и на душу населения. Он выражается непосредственно в количественном увеличении ВВП и его составляющих. Соответственно, для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения.
  2. В открытой экономике в условиях свободного движения капитала инвестиции не обязательно должны быть равны сбережениям, потому что страна может занимать или ссужать деньги на мировом рынке под мировую ставку процента и таким образом иметь дефицитный счет текущих операций. Единственное, что имеет значение при осуществлении внутренних инвестиций, - будет ли доход, обеспечиваемый инвестиционным проектом, достаточным для выплаты процентов о долгу, соответствующих по величине мировой ставке процента.
  3. Путем повышения количества предлагаемых услуг труда является рост производительности труда рабочих посредством увеличения человеческого капитала.
  4. Увеличение позитивного внешнего эффекта человеческого капитала на 10% приводит к увеличению выпуска на 4%. Вывод состоит в том, что образование, профессиональная подготовка и другие виды деятельности, увеличивающие человеческий капитал, должны субсидироваться государством.
  5. В социально-ориентированной рыночной экономике наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства.

Для оценки такого сложного и многогранного процесса как экономический прогресс одного показателя, пусть даже самого совершенного, недостаточно. Нужна система измерителей для его разных сторон. Для характеристик использования живого труда применяется показатель производительности труда. Он рассчитывается отношением стоимости произведенного продукта к среднегодовой численности занятых работников, т.е. к затратам живого труда. Своеобразным барометром эффективности хозяйствования является норма прибыли.

Показатель фондоотдачи характеризует уровень эффективности использования основных производственных фондов и определяется делением стоимости продукта на сумму фондов. Обратной величиной является фондоемкость продукции.

Материалоемкость и энергоемкость продукции характеризуют уровень затрат материалов или электроэнергии на выработку единицы продукции.

Факторами повышения эффективности производства являются:

  1. Ускорение научно-технического прогресса.
  2. Структурная перестройка народного хозяйства.
  3. Совершенствование хозяйственного механизма.
  4. Повышение социальной активности населения.

Теория экономического равновесия и эффективности роста

Обеспечение сбалансированности и пропорциональности в развитии экономических процессов является центральной проблемой общественного воспроизводства. Равновесие в хозяйственной деятельности предполагает поддержание следующих условий воспроизводства:

  • все индивиды должны найти на рынке предметы потребления в соответствии с покупательной способностью;
  • все предприниматели в состоянии найти на рынке необходимые им производственные ресурсы;
  • весь продукт прошлого года должен быть реализован.

Теоретически равновесие означает полное соответствие между производством и потреблением, предложением и спросом, производственными затратами и результатами, движением материально-вещественных и финансовых потоков. Это общая закономерность развития природы и общества. Различия существуют лишь в механизме достижения такого равновесия. Однако, даже при идеальной свободной конкуренции или идеальном планировании достижение полной сбалансированности во всех звеньях системы хозяйствования невозможно. Это всего лишь тенденция, внутренняя направленность в развитии экономических процессов.

В реальной экономике наблюдаются различные нарушения этих требований в результате воздействия побочных эффектов. Экономику выводят из состояния сбалансированности циклические и структурные кризисы, инфляция, безработица, взлеты и падения цен и др. Не существует и таких явлений как чистая или совершенная конкуренция, чистый рынок.

Многолетний опыт плановых увязок всех взаимосвязанных звеньев экономической системы также не обеспечивал полного равновесия. Системы подвижны и в их развитии постоянно возникают новые "побочные эффекты". К полному экономическому равновесию общество стремится через обеспечение частной, локальной пропорциональности. Общее согласование экономических процессов всегда относительно, отклонения неизбежны. Поэтому для выпрямления возникающих отклонений необходимы запасы всех видов ресурсов.

Научно-технический прогресс всегда вносит диспропорции в развитие экономической системы. И, именно, это положение заставило в свое время правительства и крупные фирмы прийти к разработкам целевых программ и к стратегическому планированию хозяйственной деятельности.

Каждый этап поступательного движения имеет свои пределы темпов роста. Они никогда не должны претендовать на то, чтобы стать единственным критерием эффективности роста. Эффективно развивающаяся экономика не та, которая лишена диспропорций, а та которая мобильно перестраивается на их устранение. Способность экономики динамично перестраиваться с наименьшими потерями на более высокий уровень сбалансированности одно из главных проявлений эффективного развития общества.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.

  • 1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
  • 2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
  • 3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей -- капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Динамика экономического роста в отечественной экономике

По итогам 2000 года практически по всем основным макроэкономическим параметрам отмечается положительная динамика: прирост ВВП составил 7,6% к уровню 1999 года, инвестиций в основной капитал -- 17,7%, валовой продукции промышленности -- 9,0%. Фактические темпы роста реального сектора экономики значительно превысили уровень планируемых показателей, положенных в основу бюджета на 2000 год. Повышение активности отечественного бизнеса, обусловленное девальвацией рубля, позволяло рассчитывать, при прочих равных условиях, на рост ВВП в 2000 году в пределах 104-105%. Однако, дополнительный импульс роста отечественной экономики в 2000 году дало динамичное расширение внешнего спроса.

Особенностью экономического подъема российской экономики в 2000 году является одновременный рост и внутреннего, и внешнего спроса. С одной стороны, почти двукратное сжатие импорта по сравнению с докризисным уровнем обеспечило пространство для интенсивного расширения отечественного производства и роста доходов производителей товаров и услуг. А с другой стороны, при благоприятной конъюнктуре для российских экспортеров рост доходов в экономике от экспорта существенно повлиял на изменение структуры и динамики конечного потребления. Стоимость российского экспорта за год выросла на 38,9%, а прибыль основных отраслей экономики -- в 1,6 раз. С ростом доходов экономики доля валового сбережения повысилось до 36,2% ВВП против 30,2% в 1999 году. Это обеспечило достижение устойчивого профицита бюджета и выполнения обязательств по своевременному финансированию бюджетных расходов и обслуживанию государственного долга без внеплановых заимствований на внутреннем и внешних финансовых рынках.

Рост доходов экономики в секторе внешней торговли оказал существенное влияние на пропорции конечного потребления в ВВП. Следует подчеркнуть, что в условиях повышения рентабельности производства и роста доходов от экспорта впервые за годы реформ с 1999 года в структуре конечного спроса проявились тенденции к повышению доли накопления. С повышением уровня деловой активности в российской экономике рост инвестиционного спроса обеспечил почти 7% прироста физического объема ВВП в 2000 году.

Экономический рост 1999-2000 годов поддержанный активизацией процессов накопления протекал на фоне сдержанной политики изменения расходов на конечное потребление. В 1999 году реальные доходы населения снизились на 14,2% по сравнению с предыдущим годом и составляли 72,2% от уровня 1997 года. В 2000 году сформировался благоприятный социальный фон осуществления реформ. Созданный потенциал роста производства, за счет активной инвестиционной деятельности, а также рост доходов бизнеса позволил решить накопленные социальные проблемы. Одной из основных являлось погашение задолженности по заработной плате и пенсиям. По состоянию на 1 января 2001 году задолженность по заработной плате из-за недофинансирования бюджетов всех уровней составила 4,9 млрд. руб. против 10,2 млрд. руб. на соответствующую дату 2000 года, просроченная задолженность из-за отсутствия средств предприятий снизилась за год на 6,8 млрд. руб. Кроме того, в 2000 году полностью погашена задолженность по пенсиям.

При достаточно регулярной тенденции к росту заработной платы и пенсий реальные доходы населения увеличились за год на 9,1%. Если в 1999 году низкий уровень доходов населения выступал фактором, ограничивающим темпы роста производства товаров и услуг, то в 2000 году почти 2/5 прироста ВВП связано с ростом конечного потребления. Однако даже при таких высоких темпах роста не преодолено снижение уровня жизни, обусловленное кризисом 1998 года. По сравнению с 1997 годом, характеризующимся достаточно высокими социальными показателями, реальные доходы населения составляют 93,6%, реальная заработная плата - 95,6% и реальный размер назначенных пенсий -- 77,6%. Сохранение низкого уровня доходов населения выступает фактором, ограничивающим рост внутреннего спроса.

Анализируя устойчивость состояния российской экономики, следует подчеркнуть, что соотношение внешних факторов, влиявших на рост производства в 1999 и 2000 годах, было вместе с тем различно. Если в 1999 году важнейшим фактором подъема производства была девальвация рубля, инициировавшая процессы импортозамещения, то в 2000 году - это рост мировых цен на энергоносители и цветные металлы. Эффект девальвации постепенно снижается, а к концу 2000 года заметно ослабилось воздействие и второй группы факторов. В результате внутригодовая динамика макроэкономических индикаторов указывала на постепенное торможение роста экономики. В IV квартале 2000 года зафиксирована отрицательная помесячная динамика индикатора выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики. К концу 2000 года наметилось замедление динамики промышленного производства при определенном ускорении инфляции, темпы которой еще более ускорились в январе и феврале 2001 года.

В 2000 году вновь восстановились опережающие темпы роста физического объема импорта, по сравнению с динамикой экспорта и ВВП. Если замедление темпов физического объема экспорта к концу 2000 года можно объяснять конъюнктурными факторами мировых рынков сырья, то интенсивный рост импорта на протяжении года связан с чисто внутренними проблемами. Анализ развития сектора торговли позволяет констатировать, что при существенной девальвации национальной валюты российская экономика не смогла создать новых товарных ниш для отечественной продукции ни мировом, ни на внутреннем рынках. Расширение внутреннего спроса, инициированное экспортно-ориентированными отраслями экономики, опиралось на инерционное развитие, прежде всего, довольно узкого сегмента отраслей инвестиционного комплекса.

Одной из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции является то обстоятельство, что экономический рост в 1999-2000 годах основном ориентировался на повышение степени использования и вовлечения в производство резервных производственных мощностей. Отсутствие существенных сдвигов во вводе новых производственных мощностей по существу не позволило активизировать импортозамещение и изменить товарную структуру экспортных потоков. В структуре товарных ресурсов потребительского рынка и рынка материально-технической продукции с начала 2000 года наблюдается усиление тенденции к повышению доли импорта. Кроме того, росту импорта в 2000 году способствовало и реальное укрепление рубля. В результате по данным Минэкономразвития РФ чистый экспорт в 2000 году составил 98,9% от уровня предыдущего года. Для российской экономики это очень тревожный сигнал, поскольку сокращение чистого экспорта, как правило, ведет, к замедлению экономического роста темпов.

Расчет на дальнейшую эксплуатацию благоприятных внешних факторов не может гарантировать поддержания устойчивых темпов роста, необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ.

Некрашевич Анна Викторовна

Прохоренко Вероника Сергеевна

студенты 3 курса, экономического факультета ПолесГУ, г. Пинск

Германович Наталья Евгеньевна

научный руководитель, ассистент кафедры финансов ПолесГУ, г. Пинск

Основной институтом структуры общества с точки зрения политической сферы является государство.

Основной задачей для каждого государства является обеспечение устойчивого экономического роста и Республика Беларусь также не исключение. Спорными являются проблемы экономического роста в Республике Беларусь, так как согласно официальным данным Беларусь показывает положительную динамику экономического роста, но этот факт вызывает сомнения, так как снижаются реальные доходов населения и повышаются цены. Из этого можно сделать вывод, что одной из основных задач государственной политики в сфере экономики является поддержание стабильности экономического роста, а также применение мер для его положительного изменения.

Как цель работы можно определить следующее: необходимо рассмотреть особенности экономического роста в Республике Беларусь в настоящее время, определить его основные факторы, методы государственного регулирования экономического роста. А также необходимо сформировать предложения по совершенствованию политики государства в области стимулировании экономического развития страны.

Выделим также объекты исследования : ими являются экономический рост и его регулирование с помощью государства в Республике Беларусь.

Факторы, которые влияют на изменение экономического роста, а также методы государственного регулирования, которые воздействуют на экономический рост, являются предметом исследования .

Также были выделены задачи исследования:

· необходимо раскрыть содержание понятия, выделить типы и факторы экономического роста;

· очень важно рассмотреть государственное регулирование экономического роста;

· определить пути и механизмы совершенствования государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.

В качестве методов были выбраны общенаучные методы и метод сравнительной статистики.

У величение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства есть ни что иное как, экономический рост . Структуру экономического роста можно представить следующими направлениями: повышение показателя уровня занятости населения, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других макроэкономических показателей экономики любой страны.

Экономический рост представляет собой тенденцию на длительный срок, которая приведет к увеличению потенциального выпуска, соответствующего состоянию полной занятости в стране.

Показатель темпов роста ВВП используется для характеристики динамики объемов выпуска - это выраженное в процентах отношение величины изменения реального ВВП (ВНД, ЧНД), происшедшего за какой-либо период, к его первоначальному значению

Например, темп роста ВВП вычисляется по формуле:

Темп роста ВВП = * 100% [ 2](1.1)

ВВП предыдущего года

Естественно, что темп экономического роста и количество товаров и услуг, поступающих в распоряжение людей, находятся в прямой зависимости. Это приводит все к тому, что повышается уровня. Также расширяется круг проблем в сфере общества, экономики, которые можно решить. Вследствие чего, складываются благоприятные условия для дальнейшего роста экономики страны .

Чтобы оценить достигнутый уровень жизни в стране чаще всего используются такие показатели как величина национального дохода в расчете на душу населения и рост ВВП в расчете на душу населения:

(на душу населения) (на душу населения)

Темп роста ВВП = ВВП отчетного года – ВВП предыдущего года * 100%(1.2)

ВВП предыдущего года (на душу населения)

Разные группы факторов влияют на экономический рост.

По способу воздействия факторы можно подразделить на:

1. Прямые

2. Косвенные

К прямым факторам относят: увеличение числа рабочих и контроль качества трудовых ресурсов, улучшение качественного состава основного капитала, а также рост его объема, модернизация и внедрение инноваций в производство, и др.

К косвенным факторам относят: снижение количества субъектов монополистов на рынке, понижение цен на ресурсы, используемые в производстве, снижение суммы налогов выплачиваемых из прибыли, увеличение возможностей для получения кредитов и др.

Будет происходить сдерживание экономического роста, когда косвенные факторы изменяются в обратном направлении. Наличие природных и трудовых ресурсов нельзя назвать решающим фактором экономического роста в настоящее время. Например, в Японии почти отсутствуют природные ресурсы, но, несмотря на это в период после Второй мировой войны страна могла похвастаться высокими темпами экономического роста .

В настоящее время западные исследователи выделяют 3 группы факторов, влияющих на экономический рост: факторы предложения, спроса и распределения .

Наличие природных ресурсов; наличие трудовых ресурсов; наличие основного капитала; уровень технологий можно отнести к факторам предложения .

К факторам спроса относятся: уровень цен; потребительские расходы; инвестиционные расходы; государственные расходы; чистый экспорт.

Рациональность и полноту вовлечения ресурсов в экономический оборот; эффективность утилизации вовлекаемых в экономический оборот ресурсов считают главными из факторов распределения .

Также выделяют факторы экономического роста, которые часто группируют в соответствии с типами экономического роста. Экстенсивные факторы : рост затрат капитала, труда. Интенсивные факторы: технологический прогресс, рост квалификации работников, повышение мобильности и улучшение распределения ре­сурсов, совершенствование управления процессом производства, улучшение законодательства и др., т. е. всё, что позволяет качественно совершенствовать факторы производства и процесс их использования.

Можно также выделить типы экономического роста, которые впервые были сформулированы К. Марксом: экстенсивный и интенсивный экономический рост. Они различаются соотношением результатов и факторов производства.

Приэкстенсивном экономическом росте происходит увеличение экономических ресурсов, при условии, что средняя производительность труда в обществе остается неизменной. Исторически сложилось, что экстенсивный рост идет перед интенсивным ростом. Экстенсивный рост можно выразить следующей формулой:

V i /K i =const или V i =K i (1.3)

где: V i -объем ВВП за период i;

K i -количество используемых ресурсов .

Приинтенсивном экономическом росте внедряются в производство более совершенные факторы и новые технологии. Т. е. интенсивный экономический рост существует, когда происходит опережение роста занятых экономических ресурсов ростом ВВП:

V i > K i (1.4)

Основой повышения благосостояния населения может служить экономический рост.

Также можно выделить основные модели экономического роста: кейнсианские (Е. Домара и Р. Харрода), неоклассическая модель роста Р. Солоу и теорию нулевого экономического роста.

Модель Харрода-Домара в литературе часто представляют как объединение обеих кейнсианских моделей, потому что модели Е. Домара и Р. Харрода являются схожими по содержанию. Но можно также выделить и различия: для определения нормы роста инвестиций в модели Е. Домара используется мультипликатор, а модель Р. Харрода включает в себя в себя заданную изнутри функцию инвестиций. Также в модели Р. Харрода на основе принципа акселератора и ожиданий предпринимателей определяется норму сбалансированного роста

Р.Солоу в своей неоклассической модели объяснил механизм непрерывного экономического роста, когда можно наблюдать равновесие при полной занятости ресурсов. Известно, что в кейнсианских моделях норма сбережения была задана извне, также она определяла величину равновесного темпа роста дохода. По мнению Р. Солоу, при любой норме сбережения рыночная экономика всегда стремится к соответствующему устойчивому уровню вооруженности основными фондами и сбалансированному росту (доход и капитал растут с темпом). Норма накопления является объектом экономической политики, и является важным показателем для оценки экономического роста в стране. Можно выделить также недостатки неоклассической модели Р. Солоу. Данная модель анализирует состояние устойчивого равновесия, которое рассматривается в долгосрочном периоде, в то время как для экономиче­ской политики более важным является проведение анализа состояния развития производства и уровня жизни в краткосрочном периоде. Более удобным было бы многие переменные модели Р. Солоу заданные извне определять внутри модели, так как они являются тесно связанными с другими ее параметрами и могут преобразовывать конечный результат. Необходимо отметить, что в модели экономического роста Р. Солоу отсутствует целый ряд факторов, которые являются ограничителями для роста и являются довольно существенными в современных условиях - это ресурсные, экологические и социальные факторы. Функция Кобба-Дугласа, которую Р. Солоу использует в своей модели, описывает лишь определенный тип взаимодействия факторов производства и не всегда отражает реальную ситуацию в экономике страны. Сторонниками современных теорий экономического роста делаются попытки преодолеть эти и многие другие недостатки .

По мнению сторонников «нулевого экономического роста», должно происходить сдерживание экономического роста. Также они признают, что экономический рост обеспечивает увеличение объема товаров и услуг. Но, несмотря на это согласно теории «нулевого экономического роста» высокое качество жизни не всегда может создаваться экономическим ростом. Сторонники этой теории также считают, что загрязнение окружающей среды не является следствием экономического роста, а является результатом неправильного ценообразования. Чтобы решить эту проблему необходимо ввести ограничения посредством законов и провести формирование рынка прав на загрязнение .

Государственным регулированием называется система мер, которые осуществляют государственные учреждениями и общественные организации для стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям .

В государственном регулировании можно выделить две основные функции: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы.

Большинство исследователей классифицируют методы государственного регулирования следующим образом:

· прямые: включают в себя административное воздействие на то, как происходит функционирование субъектов. Прямое воздействие на экономику государство осуществляет путем инвестирования в определенные отрасли хозяйства.

· косвенные: их осуществление происходит с помощью фискальной и денежной политик, социальной политикой и политикой регулирования доходов и политикой в сфере внешней экономики .

Для того чтобы измерить количественно-качественное соотношение экономического роста используется система индикаторов качества экономического роста . Показатели, характеризующие изменение состояния экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени называются индикаторами устойчивого развития. Данные показатели количественно и качественно оценивают проблемы экономики в стране и с помощью них можно оценить ситуацию, проследить произошедшие изменения за отчетный период. Устойчивое развитие определяется как такое развитие, при котором не происходит истощение как природного, так и ресурсного потенциала, происходит приумножение физического капитала и ресурсы присутствуют в достаточном количестве для развития роста как нынешнего, так и будущих поколений в государстве.

Система индикаторов качества экономического роста включает в себя: показатели, которые показывают изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др.

Особого внимания требуют системы показателей, которые отражают качество экономического роста и проблемы использования природных ресурсов. Основными проблемами являются устойчивый экономический рост, проведение реструктуризации экономики, связь окружающей среды и экономики, состояние человеческих ресурсов или здоровье населения и т. д. Совокупность проблем и индикаторов, которые их отражаю, может изменяться со временем и в зависимости от задач. Основными являются индикаторы показывающие качество экономического роста.

Для Республики Беларусь это следующие показатели:

· доход на душу населения;

· структура инвестиционных вложений;

· производство основных видов продукции;

· развитие малого бизнеса;

· объемы загрязнений и площади нарушенных земель;

· уровень бедности;

· природоохранные затраты;

· состояние общественного здоровья и др. .

Развитие Беларуси происходит в непростых как природных, так и экономических условиях. Свидетельством этому является прошлый 2011 год. Произошел рост ВВП на 5,3 %, увеличились объемы выпуска промышленной продукции на 9,1 %, а объемы выпуска сельскохозяйственной продукции на 54, 1 %.

Объем промышленного производства в текущих ценах составил в январе-сентябре 2012 г. 473,9 трлн. рублей. Индекс промышленного производства к январю-сентябрю 2011 г. составил 107,7 %.

Производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в январе-сентябре 2012 года по сравнению с январем-сентябрем 2011 г. в текущих ценах составило 79,8 трлн. рублей и значит, повысилось в сопоставимых ценах на 5 %. Особое внимание в Республике Беларусь в 2011 году уделялось развитию строительного комплекса, преодолению негативных процессов в жилищном строительстве. В 2011 году введено в эксплуатацию 5 480,1 тыс. кв. м. жилья. В январе-сентябре 2012 года было введено в эксплуатацию 3409,7 тыс. кв. м. жилья.

В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю - индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала .

В 2011 году розничный товарооборот повысился на 107,5 % по сравнению с 2009 годом, а платные услуги населению увеличились на 7,3 трлн. рублей по сравнению с 2009 годом. Рост внутреннего спроса обусловлен повышением реальных денежных доходов населения, которые возросли на 19,3 % по сравнению с 2009 годом. Был обеспечен существенный рост общего объема иностранных инвестиций, привлеченных в экономику республики (без банков). За 2011 год из-за рубежа поступило более 13432,9 млрд. долларов США. Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь-август 2012 г. составили 956,5 млн. долларов США.

Произошло повышение розничного товарооборота в 2011 году на 107,5 % по сравнению с 2009 годом, а также на 7,3 трлн. рублей по сравнению с 2009 годом увеличилась стоимость платных услуг населению. Вырос внутренний спрос, что было вызвано повышением реальных денежных доходов населения, сумма которых увеличилась по сравнению с 2009 годом на 19,3 %. Увеличился объем иностранных инвестиций, которые были привлечены в экономику республики (без банков). Поступление иностранных инвестиций за 2011 составило более 13432,9 млрд. долларов США. Поступление прямые иностранных инвестиции на чистой основе за январь-август 2012 г. составило 956,5 млн. долларов США.

Таблица 1.

Основные социально-экономические показатели развития Республики Беларусь за 2009 -2011 годы

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Денежные доходы населения в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

Реальные денежные доходы населения,

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

Реальная начисленная заработная плата,
в процентах к предыдущему году

Валовой внутренний продукт в текущих ценах, млрд. руб.

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

Продукция промышленности, млрд. руб.

в процентах к предыдущему году

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

в процентах к предыдущему году

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

в процентах к предыдущему году

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...