Государственное регулирование доходов населения. Основы государственного регулирования доходов и заработной платы


Источником личных доходов населения является национальный продукт, фонд потребления, из которого каждый получает некую долю в результате первичного и вторичного перераспределения. При этом доходы могут быть получены в различных формах: доходы от трудовой деятельности, занятости в домашнем хозяйстве, использования собственности и капитала, бюджетные трансферты, прочие.

Доходы имеют две формы: номинальные и реальные. Реальные доходы образуются как результат деятельности, приносящей доход, располагаемые суммы для удовлетворения потребностей, они меньше номинальных доходов на величину налогов, других обязательных платежей, потерь от инфляции.

Регулирование денежных доходов осуществляется в единстве, непосредственной связи с расходами. Государство оказывает влияние на доходы и расходы в целях оптимизации баланса доходов и расходов населения. В сводном виде баланс свидетельствует об объемах и структуре доходов и расходов, покупательной способности населения. Основные статьи доходов, отражаемые в балансе: оплата труда наемных работников, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, социальные трансферты. Статьи расходов: покупка товаров и оплата услуг, обязательные платежи и добровольные взносы, покупка иностранной валюты, ценных бумаг и др.

Основным источником доходов является оплата труда. Доходы от предпринимательства и собственности составляют почт 20%, что соответствует уровню стран с развитой рыночной экономикой. Однако это следствие не соотношения форм собственности, а нормы предпринимательской прибыли: в России работодатели частного сектора ориентируются на 80-120% прибыли, а на Западе довольствуются 10-30%.

Оплата труда призвана выполнять воспроизводственные и стимулирующие функции, обеспечивать связь между количеством, качеством труда и уровнем благосостояния. Основу оплаты составляет тарифная система, с помощью которой осуществляется дифференциация заработка работников различных категорий. Она включает тарифные ставки (оклады), тарифные разряды (коэффициенты), тарифные сетки. Отнесение видов труда к тарифным разрядам осуществляется на основе тарификации работ.

Присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих (ЕКС).

Тарифная система для работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, является гарантией их оплаты. Тарифная система оплаты работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда. Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ предусмотрено придание ЕТКС и ЕКС статуса, обязательного для применения предприятиями независимо от организационно- правовой формы.

Выбор тарифных ставок (окладов) во внебюджетной сфере устанавливается предприятием самостоятельно и закрепляется в коллективных договорах и соглашениях. Тарифная система оплаты труда работников на любом предприятии не должна быть ниже уровня государственных гарантий по оплате труда.

Государственные гарантии по оплате труда работникам независимо от сферы занятости опираются на принципы и нормы международного права и призваны обеспечивать своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, достойное существование семьи.

Государственными гарантиями являются:

  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы;
  • меры, обеспечивающие повышение реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержания из заработной платы по распоряжению работодателя, размеров налогообложения заработной платы;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы;
  • получение работником заработной платы в случае неплатежеспособности и прекращения деятельности работодателя;
  • государственный надзор и контроль за реализацией гарантий по оплате труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории страны в качестве социального стандарта. Он периодически пересматривается с учетом роста стоимости жизни и социально-экономического положения в стране. Поставлена задача повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. В коллективных договорах и тарифных соглашениях могут устанавливаться минимальные тарифные ставки и оклады выше минимального размера оплаты.

Повышение уровня реального содержания заработной платы осуществляется в виде ее индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация призвана полностью или частично возместить удорожание, поддержать покупательную способность денежных доходов. Для бюджетных организации индексация проводится на основе закона и иных нормативных правовых актов, в организациях небюджетной сферы порядок индексации определяется коллективными договорами или нормативными актами организации.

В бюджетной сфере государство регулирует как общий уровень оплаты, так и соотношения в оплате между категориями работников, отраслями, регионами с помощью тарифной системы, финансовой поддержки и других рычагов. Оплата труда в бюджетной сфере не должна опускаться ниже 80-85% средней заработной платы в промышленности, оклады руководителей устанавливаются в кратном отношении к ставке основного работника организации. Кратность определяется органом исполнительной власти. Единая тарифная сетка (ETC), утвержденная постановлением Правительства РФ для бюджетных организаций, содержит 18 разрядов 1 ETC не распространяется на государственных служащих, оплачиваемых на основании Указа Президента РФ. Заработная плата высших должностных лиц называется денежным вознаграждением. Лицам рангом ниже (руководитель департамента в министерстве) выплачивается денежное содержание, оно включает кроме оклада различные доплаты и надбавки. .

Под эгидой Международной организации труда разработана «Стратегия сокращения бедности в России». Для индексации заработной платы бюджетникам рекомендовано использовать средства, получаемые в результате как экономического роста, так и совершенствования механизма распределения национального дохода.

В частном секторе государство ограничивается незначительным вмешательством в организацию штаты, и основным регулятором здесь выступают коллективные договоры и соглашения. Стороны трудового договора имеют свободу выбора в установлении размеров оплаты труда. Оплата зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, ее максимальный предел не устанавливается. Ограничение размера оплаты труда снизу не имеет для предприятий практического значения, так как не участвует в реальных расчетах по оплате труда. Не является надежным регулятором и коллективный договор работников с работодателем, их заключают далеко не все предприятия; на многих из них отсутствуют профсоюзные организации.

Оплата труда в реальном выражении в 2004 г. все еще оставалась ниже уровня 1990 г. 2 Регионы имеют право оплачивать разряды по более высоким ставкам. Так, ставка 1-го разряда ETC - 1100 руб. в месяц, 18-го разряда - 4950 руб., в Москве - соответственно 2500 и 11.4 тыс. руб. (при средней заработной плате в 2005 г. 17.3 тыс. руб.). Средняя начисленная заработная плата в феврале 2006 г. составила 9.1 тыс. руб. В 1990 г. она равнялась 180 руб., на эти деньги можно было купить 1200 кг хлеба, в настоящее время - только 900 кг. : 60% занятых в сельском хозяйстве, сферах культуры и здравоохранения имеют доходы ниже прожиточного минимума, а средняя оплата лишь в 1,5 раза превышает прожиточный минимум и в несколько раз ниже пособия по безработице в развитых странах.

В целом государственное регулирование распределительных отношений неэффективно. Оплата труда стала больше зависеть от факторов, не имеющих отношения к количеству и качеству труда, работодатели в основном руководствуются принципом «по результатам собеседования».

В развитых странах фонд оплаты определяется по фиксированным часовым ставкам, выделяются обязательные и дополнительные элементы оплаты, оптимально сочетаются гарантированный и возможный заработки, большое значение придается премированию руководителей и специалистов. Обязательные элементы оплаты фиксируются в коллективном или индивидуальном договоре; в минимальную ее часть включаются расходы по оплате квартиры, содержанию автомобиля, домашние расходы, отпускные и некоторые другие статьи.

Основными мерами дополнительного стимулирования являются:

  • повышение заработной платы с учетом результатов труда;
  • краткосрочные премии по результатам работы;
  • надбавки за сложность, условия труда, стаж;
  • социальные выплаты (страховка и др.);
  • повышение по должности с большей ответственностью;
  • участие в управлении;
  • владение акциями компании;
  • прочие формы (надбавки за инициативность, личные достижения, участие в сбыте, снижении затрат, премии за рационализаторские предложения и т.д.).

В США в основе оплаты - требования к выполняемой работе и результаты ее выполнения; в Японии придается важное значение анкетным данным работника, его возрасту; в Европе прежде всего учитывают квалификацию и сроки профессиональной подготовки.

Верхняя граница заработной платы находится в зависимости от степени напряженности и ответственности труда, затрат физической и умственной энергии и других факторов. Она определяется предельной производительностью труда по той оценке, которую дают главы фирм. Ни один из них не станет платить работнику больше того дохода, который он приносит предприятию.

При определении нижней границы заработной платы как модифицированной стоимости рабочей силы на первый план выдвигаются не только прожиточный минимум, но и налог на доходы и прочие налоги на физических лиц, рост платности услуг.

Если заработная плата будет определяться только себестоимостью рабочей силы. т.е. физическими, интеллектуальными и другими затратами, имевшими место в процессе трудовой деятельности, то ее хватит лишь на компенсацию этих затрат и простое возобновление способности к труду. А нужны средства на развитие рабочей силы (повышение образовательного, информационного, культурного уровня, квалификации), содержание нетрудоспособных членов семьи.

Средняя равнодействующая оплата устанавливается, в конечном счете, с учетом состояния рынка труда, спроса и предложения рабочей силы.

Научно-технический прогресс, рост производительности труда ведут к сокращению потребности в рабочей силе, но не обязательно - к экономии на заработной плате в той же пропорции, так как занятые работники вправе рассчитывать на повышение оплаты в результате прогресса. Становится ли это реальностью, зависит от политики бизнеса и состояния рынка труда.

В России бизнес еще молодой, и немало его представителей, пребывая в эйфории от вседозволенности, не вспоминают о социальной ответственности. Государство должно экономически и административно напоминать им о необходимости увеличения фондов потребления и накопления, учета социальных последствий своей деятельности.

Оптимизация фондов потребления и накопления требует введения механизма повышения оплаты труда в реальном секторе за счет сокращения предпринимательского дохода, не используемого на нужды накопления. В соответствии с рекомендациями, подготовленными Институтом социальной политики Академии труда и социальных отношений, для регулирования предпринимательского дохода устанавливается государственный норматив заработной платы, который обязаны соблюдать все работодатели. Норматив оставляет предпринимательский доход в остатке, при необходимости его ограничивает в интересах соблюдения нормы или накопления, или потребления. При убыточности производства накапливается долг по заработной плате. Конкуренция должна не позволить поднимать цены с целью компенсации снижения предпринимательского дохода.

В России политика регулирования доходов населения должна учитывать региональную дифференциацию социально-экономического развития. Базовые условия жизни не должны существенно зависеть от места проживания. Грамотная социальная политика особенно необходима в сельских районах, депрессивных регионах, северных территориях.

Положение сельских жителей значительно ухудшилось в результате ликвидации колхозно-совхозной системы, неразвитости фермерского хозяйства, деградации социальной инфраструктуры села. В депрессивных регионах не работают многие предприятия, не создаются новые рабочие места, отсутствуют условия для развития предпринимательства, что повышает социальную напряженность. Из северных территории, которые ранее интенсивно заселялись и благоустраивались, идет отток населения из-за падения производства и уровня жизни.

Выравнивание региональных производственных различий в первую очередь зависит от устремлений частного капитала и возможно лишь в отдаленном будущем. Пока же у бизнеса есть более привлекательные объекты для вложения средств. Государство ориентирует капитал на освоение тех или иных территорий лишь в целях повышения потенциала по экспорту сырья. В таком случае полнее должны использоваться возможности бюджетного территориального выравнивания, учитывая всевозрастающую концентрацию финансовых ресурсов в федеральном бюджете.

Финансовые ресурсы федерального бюджета позволяют увеличить расходы на жизнеобеспечение регионов и зон с особо сложными условиями хозяйствования и проживания, демографическими и миграционными проблемами, оказавшихся в неблагоприятной социально- экономической ситуации. Инструментами реализации такого направления региональной политики являются целевые трансферты, субвенции на образование, здравоохранение, социальную защиту населения, федеральные и региональные программы привлечения инвестиций и структурной перестройки.

Принята федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов (2002-2010 годы и до 2015 г.)». Целью программы является сокращение различий по основным показателям между наиболее развитыми и отстающими регионами (сейчас различия в десятки раз). Чтобы реализовать эту программу, должны создаваться условия для развития регионов, социально-экономические показатели которых ниже средних по стране, создаваться благоприятная среда для предпринимательства и инвестиций, повышаться эффективность государственной поддержки субъектов РФ.

Однако суммарный объем финансирования составляет всего 66,3 млрд. руб. в течение 14 лет, из них средства федерального и ре- тонального бюджетов - 27,5 млрд. руб., или около 40%. Причем исполнителями программы назначены субъекты РФ и организации, определяемые на конкурсной основе. Они же несут ответственность за своевременное и полное выполнение программы.

Мировой опыт показывает, что эффективная социально - ориентированная рыночная экономика немыслима без государственной политики распределения доходов граждан. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятом смысле является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация государственной политики в области доходов населения должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.

При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объемом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Здесь же были проанализированы современные тенденции развития государственной политики в области доходов населения в РФ. Были даны основные рекомендации для обеспечения эффективной государственной политики в области доходов населения на будущее.

Региональный аспект регулирования доходов населения становится одним из самых сложных направлений совершенствования регулирования доходов населения на современном этапе. От его успешного решения во многом зависит дальнейший ход экономических преобразований в регионах.

Ситуация с доходами населения в регионах характеризуется рядом сложных и противоречивых тенденций, свойственных большинству регионов и имеющих свои особенности в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

В динамике важнейших показателей в регионах, таких как доходы населения и их дифференциация, масштабы бедности, уровень потребления и некоторых других, в ходе реформирования экономики, возник ряд негативных тенденций, дальнейшее обострение которых может привести к росту социальной напряженности и поставить под угрозу сами реформы.

Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

(Таблица 2) Методы государственного регулирования доходов и потребления населения.

Прямые - административные меры Косвенные - экономические меры

Трансфертные платежи

Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования)

Административное регулирование цен

Индексация и компенсация расходов

Социальные программы Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины,

Налоговые льготы малоимущим,

Государственный контроль цен,

Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды,

Благотворительные фонды

Одним из наиболее действенных методов государственного регулирования доходов является законодательное установление размера минимальной оплаты труда, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифферинцированным по регионам и природно- климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Возможен и подход, который устанавливает размер минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы.

Другим действенным рычагом регулирования абсолютных размеров доходов является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги. Индексация доходов населения - одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудов и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.

Весьма существенна роль государственной системы налогообложения как механизма регулирования заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налогообложения высоких доходов.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Государственное регулирование доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

Возросло значение коллективно - договорного регулирования доходов и в первую очередь заработной платы. Коллективно - договорное регулирование должно развивать и обеспечивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.

Коллективно - договорная система регулирования социально - трудовых отношений в существенной степени дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.

Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно и не соответствует потребностям современного производства. Платежеспособность населения, обеспечивающая высокий совокупный спрос, выступает важным условием экономического роста. В то же время поддержание высоких стандартов уровня и качества жизни необходимо для воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой производству в условиях постиндустриального, основанного на знаниях общества.

Сегодня в экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает прежде всего государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1) регулирование доходов населения;

2) перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов включает:

Государственное регулирование оплаты труда. Эта мера имеет особо важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, женщины, иностранные рабочие;

Индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения. Под индексацией понимается увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Государство осуществляет индексацию трансфертных платежей. На уровне фирм в период высокой инфляции требование индексации заработной платы обычно включается в коллективный договор.

Остановимся подробнее на проблеме государственного регулирования оплаты труда. В настоящее время оно включает:

Законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;

Налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;

Установление государственных гарантий по оплате труда. Основу организации оплаты труда составляет потребительский бюджет работника. В России в качестве такового используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, реально не позволяющий обеспечить нормальное существование человека. Однако установленная государством минимальная заработная плата почти втрое ниже этого прожиточного минимума, что противоречит не только практике развитых стран, но и Трудовому кодексу РФ (ТК РФ).

Минимальная заработная плата представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Помимо тарифной части, регулируемой в зависимости от минимальной заработной платы, в структуру заработной платы входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда. В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки (ETC). ETC представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников - от рабочего низшего разряда до руководителя организаций. Тарифная система оплаты труда - это совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы. Это тарифная сетка и тарифно-квалификационные справочники.

Бестарифная система оплаты труда - это индивидуальные разработки отдельных фирм. Существует также государственное районное регулирование заработной платы и доходов населения, осуществляемое на основе районных коэффициентов и северных надбавок. Эта система была сформирована в условиях жесткой плановой экономики и в рыночных условиях применяется слабо. Бестарифная система оплаты труда учитывает два фактора:

1) различия в потребностях населения, занятого трудом равной степени тяжести и сложности (квалификации);

2) различия в уровне потребительских цен по районам.

Кроме того, учитывается фактор необходимости привлечения населения в отдаленные районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы. В советское время многие люди вербовались на Крайний Север и в отдаленные районы страны, так как с учетом действия данной системы могли заработать значительные по тем временам средства.

В настоящее время в зависимости от степени дискомфортности, оцениваемой природно-климатическими, экономико-географическими, социально-психологическими условиями и фактором риска проживания, выделяется пять зон с коэффициентами от 1,0 в самой комфортной V зоне до 1,8-2,0 в самой некомфортной I зоне.

Северные надбавки применяются за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет от 30% от заработка на Европейском Севере, в южных районах Сибири и Дальнего Востока до 100% на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке.

Коэффициенты за работу в высокогорных районах установлены в зависимости от степени понижения трудоспособности человека в диапазоне от 1,0 до 1,4.

Такая система применяется только на государственных предприятиях. На частных, смешанных и кооперативных предприятиях с учетом районных коэффициентов определяется только минимальный уровень заработной платы. Поэтому сегодня эта система нуждается в серьезном пересмотре.

Политика перераспределения доходов предполагает:

Аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения и предприятий прямых и косвенных налогов;

Предоставление населению социальных услуг путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства, физкультуры и спорта, досуга и пр.;

Финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социальных гарантий,

систему пенсионного, медицинского и социального страхования, систему социальной поддержки (помощи) населению.

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

  1. Регулирование доходов населения;
  2. Перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов предполагает:
  • установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
  • регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
  • защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов включает:

  • аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; высказываются мнения разных экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.
  • предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
  • финансирование системы социальной защиты, включающей:

Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. РАЗУМОВСКОГО»

филиал в г. Орехово-Зуево Московской области

Кафедра ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине « Макроэкономика »

Тема: « Государственное регулирование доходов: факторы роста уровня жизни в России »

Работу выполнила

студентка 3 курса

Рунова А.С.

Руководитель:

Высокос М.И.

2014 г.

Введение

1. Государственное регулирование доходов

1.1 Виды доходов

1.2 Понятие и показатели уровня жизни

2. Аналитическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях развитой экономики всегда сохраняются зоны, не способные функционировать без государственного вмешательства. В первую очередь это отрасли повышенного народно-хозяйственного и социального значения, естественные монополии. Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок требуется вмешательство государства. В частности объектом государственного регулирования выступают цены и оплата труда. Одним из основных принципов государственного регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату, выплаченную своевременно и в полном размере.

Доходы населения служат основным источником удовлетворения личных потребностей в потребительских товарах и услугах, поэтому с них начинается система показателей уровня жизни. Статистика изучает величину и состав доходов по направлениям их получения и использования. В статистическом изучении доходов населения важнейшее значение имеет социальный норматив - показатель минимального дохода, или прожиточного минимума. государственный регулирование доход жизнь

Прожиточный минимум - уровень дохода, который позволяет приобрести минимальный набор благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются стоимость продуктов питания из расчета минимальных объемов их потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.

1. Государственное регулирование доходов

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1. Регулирование доходов населения;

2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.

Регулирования доходов предполагает:

* установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

* увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

* защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов включает:

* аккумуляцию денежных средств, в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

* предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства.

* финансирование системы социальной защиты, включающей:

а) систему социального страхования;

б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Социальная защита населения предполагает выплату государством безвозвратных платежей.

Социальные трансферты - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

Вмешательство государства в пере распределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат.

1.1 Виды доходов

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Доход отдельного домохозяйства подразделяют на три группы:

Доход, получаемый владельцем фактора производства - труда;

Доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей);

Трансфертные платежи (пособия, стипендии, пенсии).

Следует отличать доход, который представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени.

Богатство состоит из материальных объектов:

Дома, земля, автомобили, мебель, книги,

а также финансовых средств:

Наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источником дохода.

Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств.

Рента - есть доход, полученный собственником земли при сдаче ее в аренду. Общее предложение земли в отличие от других факторов производства относительно фиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену или уменьшено в случае низкой цены.

Земельная рента существует в 2-х основных формах: дифференциальной и абсолютной. В свою очередь, дифференциальная рента бывает дух видов.

Абсолютная рента - это плата за все участки земли независимо от плодородия и местоположения.

Следующий вид дохода - процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента - это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год).

Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда.

Анализ распределения доходов очень важен для определения потенциала внутреннего рынка, ведь показатели дифференциации доходов отражают степень концентрации покупательной способности населения. Наличие в обществе определенной дифференциации в доходах способствует расширению спроса, и, следовательно, развитию производства и потребительского рынка, вовлечению в эти сферы все большего числа занятых, участвующих или непосредственно в производстве, или в реализации его результатов, или в производственной инфраструктуре.

Доходы городских жителей растут более быстрыми темпами, чем у сельского населения. В результате повышения доходов городского населения над доходами сельского в 2012 г. по располагаемым ресурсам достигло почти двух кратного размера (180,2%), а по денежным доходам - более чем в 2 раза (203,9%).

Нарастание разрыва между городскими и сельскими жителями становится очевидным и при оценке разницы в абсолютных цифрах: если в 2011 г. она составляла 0,48 ПМ в пользу города, то в 2012 г. - уже 1,35 прожиточного минимума.

Основные направления государственного регулирования распределения доходов.

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков череват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества.

Сокращение численности бедняков - одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Для отнесения определенных категорий населения, к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума.

Выражается в двух видах:

1. Социальный минимум

2. Физиологический минимум.

Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах.

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент.

Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда. Также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

1.2 Понятие и показатели уровня жизни

Уровень жизни - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни - это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов.

Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению.

Исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно - образовательным уровнем населения, национальными особенностями.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потребностей.

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели.

К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально - квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.

Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели.

Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг.

Качественные - качественную сторону благосостояния населения.

Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения благосостояния населения.

Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и рад других.

2. Аналитическая часть

Доход - это денежная оценка результатов деятельности любого субъекта рыночной экономики юридического и физического лица.

Основными видами доходов являются: заработная плата, рента, процент (или ссудный процент), прибыль.

Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин экономики России.

Так же в России существует неравенство доходов населения. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владению собственностью, по умению продуктивно тратить доходы. Так же если ребенок родился в богатой семье у него больше шансов стать богатым и получить хорошее образование, чем тот ребенок который родился в обычной семье.

Спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для распределения внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.

Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть будущая социально-политическая стабильность России, представляет собой неравенство регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное неравенство одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни - денежного душевого дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать регионы по сложившимся в них уровням душевого денежного дохода, т.к. и цены на потребительские товары и услуги в регионах далеко не одинаковы, о чём говорит достаточно большая межрегиональная дифференциация прожиточного минимума.

Усилились также межотраслевые и межрегиональные различия в доходах и заработной плате. В особенно тяжелом положении отрасли социальной сферы:

1.образование,

2. здравоохранение,

3. культура,

5.сельское и лесное хозяйство,

6. легкая промышленность и машиностроение,

в которых установилась самая низкая заработная плата.

Зато значительно превышает средний уровень заработная плата в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, в цветной металлургии.

Наименее обеспеченным считается тот, чьи среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимуму.

Если исходить только из уровня денежных доходов то в 2012 году доля бедняков в стране составляла около 14 %. С учетом же плохих жилищных условий, изменить которые граждане не в состоянии, это более 50 млн. человек.

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной.

Переход к рыночным отношениям, внес значительные изменения в регулирование доходов, которые и определяют благосостояние людей. Уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, повысилась значимость рыночных регуляторов. Важна выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывает интересы различных групп работников и собственников, предусматривает эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников и обеспечивает человеку достойную жизнь. Стратегическая цель проводимых реформ - забота о благосостоянии населения Российской Федерации.

Выделение компонента «уровень здоровья и продолжительность жизни населения», в качестве одной из главных структурных составляющих качества жизни, обусловлен следующим соображением: уровень и динамика здоровья, продолжительность жизни ставятся на первое место при определении условий жизнедеятельности, поскольку рассматриваются как базисная потребность человека, главное условие его жизнедеятельности.

Важнейшей составляющей качества жизни, является уровень жизни населения.

Уровень жизни населения выражает удовлетворение материальных и культурных потребностей личности, в обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются, количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения.

Это размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры.

Из основных структурных компонентов качества жизни населения выступает - образ жизни. Эта категория дает возможность рассмотреть комплексно во взаимосвязи содержание аспектов жизнедеятельности - положение и развитие личности, ее социальная активность; отношение населения к труду, к политике властей, к институту семьи и брака к законности и правопорядку; ценностные ориентиры различных социальных групп.

Качество жизни - комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Так же уровень жизни человека зависит от:

Качество экологии

Заботы о безопасности производств и продукции;

Поддержание ресурсного потенциала страны.

Критерии качества жизни населения территории - это совокупность признаков, посредством которых дается оценка достигнутого уровня и динамики социально-экономической результативности развития города. Объективные и субъективные критерии, сосуществуя в одной системе критериев, дополняя друг друга, с разных сторон отражают объективные условия жизни, субъективное ощущение степени удовлетворенности индивидуумом данными ему условиями жизни.

В условиях переходной экономики России, в центре экономического развития была разработана система оценки уровня жизни, состоящая из 12 показателей:

1. Средняя оплата труда работников.

2. Покупательная способность населения со средней зарплатой и пенсией.

3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

5. Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Показатели дифференциации населения.

9. Соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

11. Структура потребительских расходов социально-демографических групп населения.

12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

Анализ критериев качества жизни в России показывает, что качество жизни характеризуется и дополняется показателями, которые определяют не только уровень, но и условия жизни:

Важнейшей составляющей оценки качества жизни является определение уровня удовлетворенности населения динамикой социально-экономических изменений в городе это

В качественной лечебно-профилактической помощи,

В трудовой деятельности,

В экологической и гражданской безопасности.

В связи с этим, управление качеством жизни населения на территории предполагает наряду с использованием системы статистических показателей разработку и применение комплекса социальных индикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.

Основная трудность при измерении качества жизни состоит в разнородности его показателей. Измерение одних составляющих качества жизни не представляет каких-либо особых процедурных сложностей и, как правило, осуществляется в метрических шкалах. К таким показателям относится, например, уровень дохода, число детей в семье, размер заработной платы, уровень образования, количество квадратных метров в занимаемом жилье, объем реализации населению платных услуг, продолжительность свободного времени и т.д. Измерение практически всех объективных аспектов качества жизни принципиальных проблем не вызывает и допускает использование относительно несложных математических преобразований.

Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.

На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

· политические факторы;

· экономические факторы;

· социальные факторы;

· экологические факторы

Уровень жизни в России связан со здоровьем населения. В настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости 10,5 случая на 1000 населения, высоким уровнем общей смертности 16 случаев на 1000 населения.

Одной из характерных проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2012 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин - 59 лет, у женщин - 72 года.

Развитие профилактики и первичной медицинской помощи стало приоритетным, так как в прошлом система здравоохранения ориентировалась на оказание стационарной медицинской помощи, что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Медицина стала платной и дорогой.

Также одним из наиболее важных показателей уровня жизни является уровень здравоохранения.

За 4 года число больниц уменьшилось на 3,6%, количество врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 0,3%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий уменьшилось на 0,5%, а фельдшерско-акушерских пунктов снизилось на 0,8%.

Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети. В период с 2010 г. по 2012 г. в России число государственных общеобразовательных учреждений сократилось на 11,4 тыс. и составило в 2013г. 55,1 тыс. Количество негосударственных учреждений в 2011 - 2013 учебном году составляло 691, число средних специальных учебных заведений - 2624, высших учебных - 1134, государственных вечерних - 1720. Общее число общеобразовательных учреждений в период с 2010 по 2013 г. сократилось на 11,7 тыс., составив 55,1тыс.

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2013г. насчитывалось 31% от общего числа семей. В последние годы происходит децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций.

Таким образом, существует множество показателей, характеризующих различные стороны уровня жизни населения и являющиеся неотъемлемыми компонентами социальных программ, а также использующиеся в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения. На основе проделанного анализа можно сделать вывод, что в России уровень жизни населения не достиг совершенства, и необходим поиск путей его повышения. Многие показатели ближе к 2013 значительно снизились.

Направление средств на развитие диагностики позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как можно более доступной.

Потребность - это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой - нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, и т.д. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.

Заключение

Уровень жизни - комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни граждан или социальных групп отдельной страны или территории. Уровень жизни представляет собой уровень потребления этих благ, отражает благосостояние населения и характеризуется системой следующих показателей:

Объем реальных доходов на душу населения;

Структура потребления продовольствия, непродовольственных товаров, услуг;

Уровень и динамика цен на основные товары народного потребления;

Ставки квартирной платы, жилищных услуг;

Объем выплат и льгот из общественных фондов потребления;

Уровень образования, медобслуживания.

Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Для современного этапа социально-экономического развития характерно большое количество накопившихся в социальной сфере проблем, острых противоречий, связанных с уровнем социального развития и повышением качества жизни населения. Разрешение этих проблем и существующих противоречий позволит повысить качество жизни населения и организовать переход на более совершенную ступень социального развития. Поэтому обоснование сущности социального развития и качества жизни с современных позиций является важным звеном в осмыслении всей совокупности процесса социально-экономических изменений в обществе и может служить эффективным механизмом в решении практических задач в его поступательном прогрессивном развитии.

Проблема разработки, системы показателей качества жизни населения, является одним из важнейших направлений исследований, нацеленных, на совершенствование инструментов управления социально-экономическим развитием общества. Различные интегральные индикаторы синтетической категории «качество жизни». С одной стороны, помогают выявить базовые латентные (недоступные для непосредственного измерения) факторы, формирующие эту категорию. С другой - могут быть использованы как критерии оценки результатов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и страны в целом. А также как показатели степени эффективности управления регионом (страной) в той сфере деятельности, к которой относится данный конкретный интегральный индикатор.

Для выполнения главной цели социально-экономической политики Российской Федерации (которая схожая для всех регионов) - создание условий для устойчивого экономического развития. Создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, необходимо осуществление социальной политики на новых принципах, таких как взаимная солидарная ответственность всех субъектов социальной политики; добровольность и многообразие форм участия людей в формировании и реализации социальной политики; открытость и подконтрольность социальной политики обществу, человеку; межнациональная, межконфессиональная, межгрупповая и межличностная толерантность; защита трудоспособного населения от социальных рисков преимущественно на страховых принципах; гарантирование сохранения ранее приобретенных социальных прав для людей, фактически пользующихся этими правами, стимулирование активного участия людей в формировании собственного благосостояния и в общественной жизни.

Особенностью нынешнего этапа социально-экономического развития является то, что впервые за всю историю существования российского государства был разработан и принят бюджет на три года, в котором значительный удельный вес занимают расходы на социальное развитие.

Такие фундаментальные изменения в финансовых отношениях, с одной стороны, позволяют более успешно накапливать социально-экономический потенциал регионов и направлять его на повышение качества жизни населения, но с другой - усиливают противоречие между интересами органов местного самоуправления и частных собственников, включая отдельных граждан. Все это требует от органов власти регионов умения согласовывать интересы людей, социальных и территориальных сообществ, населения в целом для достижения главной цели своей деятельности - повышения качества жизни людей.

Список литературы

1. Бобков В.Н. Качество жизни: вопросы теории и практики - 2007;

2. Васильев И.С. Уровень и качество жизни - 2012 г.

3. Горелов Н.А. Экономика труда - 2009 г.

4. Грязнова А.Г. Макроэкономика - 2003 г.

5. Иохин В.Я. Экономическая теория - 2005 г.

6. Сидорович А.В. Курс экономической теории - 2010 г.

7. Титов В.И. Макроэкономика - 2011 г.

8. Шарапов С.А. Понятия современное состояние в России. - 2007.

9. Царев И.И. Доходы и расходы государства - 2004 г.

10. Юданов А.Ю. Теория и российская практика - 20012г

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая оценка уровня жизни населения, его виды. Сущность, критерии распределения и структура доходов. Неравномерность их распределения. Анализ структуры доходов и расходов населения, аспекты их регулирования. Направления улучшения условий жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Виды и показатели дохода. Проблемы определения моделей и закономерностей распределения доходов в обществе. Анализ причин современной дифференциации доходов населения России. Основные направления государственного регулирования распределения доходов.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2011

    Рыночный механизм распределения и дифференциации доходов. Источники формирования дохода, его виды. Причины и способы распределения дохода. Анализ доходов, уровня жизни и показателей неравенства в современной России. Методы регулирования неравенства.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Понятие дохода и источники его формирования, виды доходов. Неравенство доходов, причины, способы распределения дохода. Важнейшие показатели неравенства. Качество жизни в РФ на современном этапе развития. Регулирование распределения национального дохода.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Сущность понятия уровня жизни населения. Показатели личных доходов, расходов и потребления. Социальные индикаторы качества жизни. Анализ статистики уровня жизни, особенности распределения доходов. Статистическая оценка покупательной способности.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Понятие уровня жизни населения. Основные направления статистического изучения расходов и доходов домашних хозяйств. Распределение доходов. Социально-экономическая дифференциация. Статистика домашних хозяйств населения. Обобщающие показатели уровня жизни.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2003

    Понятие уровня жизни и его составляющие. Разработка обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения. Понятие семьи и домохозяйства. Динамика прожиточного минимума в России. Показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Состав, структура и классификация доходов домашних хозяйств. Роль социальных трансфертов в их формировании. Понятие и показатели уровня качества жизни населения. Обоснование системы финансовых мер в политике регулирования доходов домохозяйств в России.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2011

    Понятие доходов населения, его состав, структура и основные показатели. Принципы распределения доходов в обществе. Причины и факторы неравенства в современном российском обществе. Сущность и значение, главные положения Концепции повышения уровня жизни.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2010

    Сущность, виды и источники формирования доходов населения, показатели их дифференциации. Понятие номинального, располагаемого и реального дохода. Формы проявления и проблемы преодоления бедности как минимально допустимого критического уровня жизни.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...