Государственная политика стимулирования экономического роста. Типы, государственное регулирование экономического роста


Макроэкономическая политика государства кроме основных направлений должна включать и меры по стабилизации экономики и экономическому росту. С этой целью государство влияет на источники и факторы последнего. Его обобщающие показатели - ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения, а также норма накопления, возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью увеличения основного капитала. Устойчивому состоянию экономического роста соответствует определенное значение нормы сбережений, которое обеспечивает максимум потребления на одного работника и таким образом максимизирует экономическое благосостояние. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то государственная политика должна быть направлена на увеличение нормы сбережений и инвестиций.

Достичь увеличения национальной нормы сбережений государственная политика может двумя путями: непосредственно - через увеличение государственных сбережений и косвенно - через создание стимулов для увеличения частных сбережений. Государственные сбережения - это разница между государственными доходами и расходами. В условиях бюджетного дефицита происходит вытеснение инвестиций, уменьшение запаса основного капитала. Поэтому правительство должно проводить налоговую политику, направленную на предоставление скидок с подоходного налога тем фирмам, которые инвестируют в основной капитал. Частные же сбережения правительство может стимулировать путем освобождения от налогов личных пенсионных счетов и введения льгот определенным социальным группам.

Еще одним направлением государственной политики содействия экономическому росту должно быть стимулирование технического прогресса путем поощрения научных исследований, развития патентной системы, которая дает временную монополию изобретателю; проведение налоговой политики, частью которой могут быть льготы научно-исследовательским организациям, а также перевод ряда фундаментальных исследований на бюджетное финансирование. Такие мероприятия государства важны потому, что это единственный источник роста ВВП и ВНП в долгосрочном периоде.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Если сгруппировать все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.

Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост - поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

Условием устойчивости и стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесности периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

Антициклическая политика - представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, денежно-кредитных инструментов, воздействующих на экономическую систему в направлении противоположном текущей рыночной конъюнктуре. Антицикличное регулирование предполагает стимулирование спроса на ресурсы, потребительские товары и ценные бумаги, чтобы привести его в соответствие с предложением и тем самым уравновесить рынки, избежать спадов, придать экономическому росту большую устойчивость.

Осуществление антициклической политики должно учитывать и тот факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары.

Структурное регулирование предусматривает снижение риска при осуществлении капиталовложений; стимулирование предпринимателей в освоении новых направлений экономики; поддержку экспортных отраслей и тех, что выпускают заменители импорта; стимулирование сфер экономики, способных дать наибольшее количество новых рабочих мест и т.д.

Фискальная (лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер.

Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции. Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

Вступление

Важным показателем для каждой страны является экономический рост, который тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительностью жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего времени и т.д.

Впервые экономический рост возник в Англии, во второй половине XVIII в., в результате промышленной революции. До этого периода все страны жили очень бедно и приблизительно одинаково. Например, не наблюдалось существенных различий в уровне жизни между Англией начала XVIII и Древним Римом.

В современной теории роста обычно выделяют четыре типа экономического роста: равномерный рост стран-лидеров (наблюдается в США, Европе); чудеса роста (Япония, Южная Корея, Гонконг); трагедии роста (некоторые страны Центральной Африки); отсутствие экономического роста (например, Зимбабве).

Экономический рост поражает масштабами: с начала XVIII в. реальный доход на одного человека в среднем на земле вырос приблизительно в 10 раз, при этом в развитых странах - еще сильнее. Доход на душу населения различается между странами в 10-30 раз.

Данная тема является очень актуальной, так как для России сегодня, нет более важной задачи, чем переход к стратегии экономического роста. В ситуации почти двукратного сокращения в РФ ВВП экономический рост становиться одной из основных макроэкономических целей. Увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета. Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства. В данной работе я хотела бы рассмотреть сущность экономического роста, а также то, как государство регулирует его.

1. Сущность экономического роста, его типы и показатели

Экономический рост в любой стране мира является одной из основных целей макроэкономической политики правительства. Понятие экономического роста связывается с увеличением общего количества благ, доступности к ним все большего количества граждан. Экономический рост определяет улучшение и облегчение условий работы и жизни.

Термин «экономический рост» в литературе имеет множество трактовок, но значение у них - одинаковый.

1. «Под экономическим ростом понимают рост ВНП либо рост ВВП в абсолютном измерении или на душу населения». (Маркетинг: Учебное пособие / Под ред. В. Е. Ланкина.- Таганрог: ТРТУ, 2006.);

2. «Под экономическим ростом страны понимается увеличение количества и качества потребляемых её населением благ, что рассматривается современным обществом как ключевая экономическая и политическая цель.» (Введение в макроэкономику: Учебное пособие / Т. Ю. Матвеева. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002.);

3. «Экономическая теория под экономическим ростом понимает увеличение объемов общественного производства и расширение производственных возможностей общества». (Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. В.В. Седова. - Челябинск: ЧГУ, 2002.).

В экономической теории количественной характеристикой экономического роста выступает увеличение совокупного ВВП страны, а также его увеличение в расчете на душу населения.

Графически экономический рост может быть представлен тремя способами:

1. Линия Тренда отражает долгосрочную тенденцию увеличения реального ВВП (рис. 1);

2. Суть экономического роста можно отразить графически с помощью кривой, или границы, производственных возможностей (КПВ ) следующим образом. В экономике любой страны все отрасли материального и нематериального производства можно разделить на две группы:

Производство инвестиционных товаров,

Производство потребительских товаров.

Под инвестиционными товарами подразумеваются средства производства то есть те товары, которые используются для производства потребительских товаров.

К потребительским товарам относятся товары, работы и услуги, используемые для потребления, а не для производства.

По вертикальной оси отложим производство инвестиционных товаров (ИТ), а по горизонтальной производство потребительских товаров (ПТ) (рис.2).

Все точки, находящиеся на сплошной кривой (КПВ 1 ), представляют собой потенциальный объем ВВП страны. Экономический рост означает увеличение производства продукции. На графике это отражается сдвигом кривой вправо. Точки пунктирной кривой (КПВ 2 ) показывают новый потенциальный объем производства, или, что то же самое, новую границу производственных возможностей экономики страны.

3. с помощью модели совокупного спроса - совокупного предложения (модели АD-АS). Поскольку экономический рост представляет собой увеличение реального ВВП в долгосрочном периоде, то графически его можно представить как сдвиг вправо кривой совокупного предложения АS и рост объема выпуска от Y1 до Y2 (рис. 3)

Развитие экономики страны может происходить за счет разных факторов. Экономическая теория выделяет три типа экономического роста:

Экстенсивный экономический рост означает развитие за счет привлечения дополнительных факторов производства. Английское слою «extension» означает расширение, увеличение. Например, для увеличения производства сельскохозяйственной продукции можно вовлечь в оборот новые земли. Происходит увеличение такого фактора производства, как земля.

Интенсивный экономический рост выражается в увеличении производства продукции при сохранении существующего количества факторов производства. Рост происходит за счет снижения издержек, применения новых технологий, повышения квалификации персонала, появления новых покупателей и пр. Примером интенсивного развития может служить увеличение производства из-за снижения налогов или предоставления субсидий, появления более дешевых производственных материалов, новых рынков сбыта, удешевления энергоресурсов, экономии на масштабах и т.д. В данном случае не происходит увеличения количества производственных факторов.

· годовыми темпами роста ВВП;

В качестве основных показателей измерения экономического роста используются:

· коэффициент роста - отношение показателя ВВП изучаемого периода к показателю ВВП базисного периода;

· темп роста - коэффициент роста, умноженный на 100%;

· темп прироста - темп роста минус 100%.

Если известен среднегодовой темп прироста ВНП (ga - annual growth rate), то, зная исходный уровень ВВП (Y0) и используя формулу сложного процента, можно рассчитать величину ВВП через t лет (Yt):

Y t =Y 0 (1+g a) t ,

из чего следует, что среднегодовой темп прироста ВВП равен:

Итак, среднегодовой темп прироста ВВП представляет собой среднюю геометрическую темпов прироста за определенное количество лет.

Поскольку экономический рост характеризуется ростом производства, следовательно, он находится в зависимости от наличия в стране факторов производства и их использования. Этот очевидный факт заложен в основу различных производственных функций экономического роста.

Первыми, кто предложил модель производственной функции, были американские экономисты Ч. Кобб и П. Дуглас. Их модель указывает на функциональную зависимость роста объемов национального производства (Y) от труда (L) и капитала (К), поэтому она называется двухфакторной моделью:

где Y - объем производства,

L - затраты труда,

K - затраты капитала,

A - коэффициент соответствия L и K с учетом экономии на масштабе.

Позднее в 50-е гг. появилась производственная функция Р.Солоу. В ней производственная функция Кобба - Дугласа дополнена еще одним очень важным фактором - техническим прогрессом. Согласно этой функции, при отсутствии технического прогресса экономическая система достигает стабильного состояния, в котором возможно лишь простое воспроизводство.

В современных условиях нельзя не учитывать третий - природный - фактор производства. Поэтому более точной предстает трехфакторная модель экономического роста, в которой учитываются все три фактора производства, а также научно-технический прогресс:

где N - природный фактор,

е - темп научно-технического прогресса.

1. Фактор труда:

· численность занятых, в том числе вновь вовлекаемые работники;

· продолжительность рабочего времени, то есть сумма отработанных человеко-часов, в том числе динамика рабочего времени;

· квалификация работников, в том числе ее изменение;

· интенсивность труда, то есть сумма трудозатрат, в том числе ее изменение.

1. Фактор капитала:

· объем основных производственных фондов, его изменения;

· качество средств производства, их производительность, мощность, надежность;

· время использования средств производства, коэффициент сменности оборудования;

· технология производства как способ использования средств производства и отражение в ней технического прогресса.

2. Фактор земли:

· сельскохозяйственные, лесные площади, вовлеченные в производство, в том числе их прирост (сокращение);

· объем вовлеченных в экономику полезных ископаемых, его динамика;

· качество природных ресурсов (земельных, лесных, рудных и т.д.);

· качество природной среды, природно-климатические условия.

3. Фактор организации производства, обеспечивающий качественное и количественное соответствие между тремя факторами производства, их загруженность, занятость, интенсивность использования и т.д.

4. Экономическая конъюнктура внутри страны и состояние внешних рынков.

Эти факторы во многом определяют спрос на производимую продукцию, побуждая к расширению производства или, наоборот, к его сокращению.

2. Государственное регулирование экономического роста

Возможны два различных варианта государственной политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические. Например, вместо того чтобы вводить абсолютные стандарты для контроля за загрязнением предприятиями окружающей среды, лучше назначать им цену за количество выбросов загрязняющих веществ. В этом случае все предприятия будут стремиться к сокращению выбросов загрязняющих веществ. Тем самым заданного сокращения загрязнения можно достичь с большей эффективностью, чем в том случае, когда все предприятия должны соблюдать одинаковые стандарты.

Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имела свою специфику и брала на вооружение различные концепции.

Сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929--1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Так, стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение - путем их повышения.

В 80-х гг. в США была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, перспективные технологии.

Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

· стимулирование НТП и развитие научных исследований;

· увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;

· глубокая перестройка налоговой системы.

Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.

В 90-е гг. наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.

Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, - поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

Итоги:

Если правительство хочет увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить следующую политику:

* Стимулировать внутренние инвестиции и сбережения.

* Стимулировать инвестиции из-за границы, снимая ограничения на получение в собственность капитала страны.

* Стимулировать образование.

* Стимулировать исследования и разработки. Большая часть роста уровня жизни происходит благодаря росту технологических знаний, которые идут из исследований и разработок.

* Защищать права собственности и обеспечивать политическую стабильность. Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться принадлежащими им ресурсами. Чтобы люди желали работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда и принадлежащая им собственность не будут украдены, и что все соглашения будут выполнены.

* Стимулировать свободную торговлю. Свободная торговля подобна технологическому достижению. Она позволяет стране не производить всю продукцию самой, а покупать у других стран те виды продукции, которые они производят более эффективно. Часто для развивающихся стран звучит аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности от иностранной конкуренции и проведении поэтому протекционистской политики, ограничивающей или даже запрещающей международную торговлю. Этот аргумент несостоятелен, поскольку расширение торговли с развитыми странами не только позволяет развивающимся странам экономить на издержках и не выпускать продукцию, производство которой неэффективно, но и пользоваться новейшими мировыми техническими и технологическими достижениями.

* Контролировать рост населения. Для обеспечения роста благосостояния темпы роста производства должны быть выше темпов роста населения. Между тем, высокие темпы роста населения делают остальные факторы производства “более тонкими” (т.е. в расчете на одного рабочего) и уменьшают возможности для роста экономики. Так, быстрый рост населения снижает количество капитала, приходящегося на одного рабочего, что ведет к снижению производительности труда и уровня благосостояния.

3. Особенности современного экономического роста в России

экономический рост спрос стимулирование

Проблема экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет.

В настоящее время в Минэкономразвития России продолжается работа над проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.

Её цель- определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Согласно данной Концепции для экономического роста России необходим переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития . Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Это рост на основе:

· диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год - 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2-3 процентных пунктов (2006 год - 1,3);

· повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (по отдельным секторам - до 4 раз), а энергоэффективность - в 1,6-1,8 раза;

· высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год - 9,3%), а инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35% (2005 год - 2,5%);

· активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП в 2020 году (2006 год - 1% ВВП);

· повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 2700 долларов США (2007 год - 526 доллара США);

· опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Расходы на образование за счет государственных и частных источников - 5,5-6% ВВП в 2020 году (2006 год - 4,6%), на здравоохранение - 6,5-7% ВВП в 2020 году (2006 год - 3,9%), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.

Анализируя данные анализа социально-экономического развития России за 2008 год сделанные Министерством Экономического Развития и Росстатом, можно сделать некоторые выводы.

Экономическое развитие России в 2008 году было неравномерным. До середины 2008 года благодаря рекордным экспортным доходам и интенсивному расширению банковского кредита экономика России развивалась динамично. С начала второго полугодия развивающийся мировой кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие России.

В 2008 году темп роста ВВПсоставил, по оценке, 105,6%, при последовательном замедлении от 8,5% в I квартале, 7,5% - во II, 6,2% - в III, до 1,1% - в IV квартале.

Наиболее значительное снижение темпов роста произошло в строительстве, транспорте и промышленном производстве.

В 2008 году значительно сократился темп ввода в действие жилых домов - до 104,5% к уровню предыдущего года (в 2007 году - 120,6 процента).

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2008 года составил 2,7%. В IV квартале произошло снижение на 5,8%, в том числе в декабре - на 11,6%. Рост реальной заработной платы за 2008 год составил 9,7%, в IV квартале - 2,5%, в декабре - снижение на 4,6 процента.

В IV квартале отмечено значительное увеличение просроченной задолженности по заработной плате - на 54,9% к предыдущему периоду, в целом за год она увеличилась на 75,2% и составила на конец декабря 4,7 млрд. рублей.

В целом за 2008 год общая численность безработных составила 4,8 млн. человек, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 4,3%. В IV квартале численность составила 5,4 млн. человек, что на 22,7% выше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Промышленное производство за 2008 г. выросло на 2,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В IV квартале произошло снижение по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 6,1% - в основном за счет обрабатывающих производств (снижение на 7,7%). В ноябре и декабре произошел спад промышленного производства - соответственно на 8,7% и 10,3 процента.

Экспорт товаров(по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, в 2008 году составил 470,8 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2007 годом на 32,8% (в 2007 году - на 16,8%). В IV квартале экспорт товаров снизился и составил 88,7% к соответствующему периоду предыдущего года.

Импорт товаров(по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, 2008 году составил 291,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 30,4% (в 2007 году - на 36%). В IV квартале импорт увеличился на 3,7% к уровню IV квартала предыдущего года.

По итогам 2008 года объем золотовалютных резервов Российской Федерации снизился на 10,8% и составил 427,1 млрд. долл. США по состоянию на 1 января 2009 года. В IV квартале объем золотовалютных резервов Российской Федерации снизился на 23,2%, при этом за декабрь снижение данного показателя составило 6,3 процента.

За январь-декабрь 2008 годаинфляция на потребительском рынке составила 13,3%, превысив показатели за последние пять лет, в том числе 2007 года (11,9%) - на 1,4 п.п. и 2006 года (9%) - на 4,3 п.п.

До октября ежемесячные темпы были достаточно высокими - а в целом за период январь-сентябрь инфляция составила 10,6%, что на 3,1 п.п. было выше, чем годом ранее.

Ведущую роль в повышении уровня инфляции в 2008 году в России, также как и в других странах, сыграл рост мировых цен на продовольствие начиная с середины 2007 года. В середине I полугодия 2008 года на мировых рынках цены стали снижаться на зерно, молоко и молочные продукты, в тоже время выросли мировые цены на мясопродукты, однако с сентября цены стали снижаться. Вместе с тем в России рост цен на продукты был наиболее высоким по сравнению с другими европейскими странами.

Рост цен в отдельных странах на продукты питания по международной классификации*

В 2008 г. внутренние цены на продовольственные товары выросли на 16,5%, после роста цен на 15,6% в 2007 году.

Выводы из анализа социально-экономического развития России январь-июль 2009 года:

По предварительной оценке Минэкономразвития России, в июле падение ВВП составило 9,3%, в январе-июле - 10,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Продолжается спад строительства и потребительского спроса. В то же время обозначился тренд восстановления промышленного производства и грузооборота транспорта, приостановился спад инвестиций в основной капитал. В результате с исключением сезонного фактора, по оценке Минэкономразвития России, рост ВВП продолжается второй месяц подряд - в июле ВВП увеличился на 0,5% по отношению к июню.

По предварительной оценке Росстата, во II квартале 2009 года физический объем валового внутреннего продукта снизился на 10,9% относительно II квартала 2008 года, относительно I квартала 2009 года вырос на 7,5 процента.

В июле продолжилось оживление промышленного производства - спад по отношению к июлю прошлого года снизился до 10,8% (в июне - 12,1%, соответственно), за январь-июль снижение составило 14,2% к соответствующему периоду предыдущего года. Наиболее сильный спад по-прежнему в обрабатывающих производствах - в июле на 14,7% (за период с начала года - на 20,3 процента). В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды сокращение составило 9% (5,9%), в добыче полезных ископаемых - 1,6% (3,1 процента).

В июле впервые с августа 2006 года произошло снижение производства сельского хозяйства - на 1,3% к июлю прошлого года, за период с начала года прирост составил лишь 0,3 процента.

В июле усилилась тенденция к снижению реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы. Реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 5,4% к июлю прошлого года, в январе-июле - на 0,9% к соответствующему периоду 2008 года. Вместе с тем с исключением сезонного и календарного факторов отмечается замедление спада: в июне - -3,7%, в июле - -1,6 процента.

Снижение реальной заработной платы составило в июле 5,8%, за семь месяцев - 3,0% к соответствующему периоду 2008 года. При этом по состоянию на 1 августа 2009 г. суммарная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 июля 2009 г. на 9,9% и составила 6478 млн. рублей. С исключением сезонного и календарного факторов реальная заработная плата в июле снизилась на 0,3 процента.

Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, составил в июле 25,0 млрд. долларов США (52,8% к июлю прошлого года, по сравнению с июнем текущего года - 101,9%), в январе-июле 2009 г. - 151,0 млрд. долларов США (53,1% к соответствующему периоду прошлого года).

Импорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, составил в июле 2009 г. 16,0 млрд. долларов США (55,9% к июлю прошлого года и 103,3% к июню текущего года), в январе-июле 2009 г. - 98,3 млрд. долларов США (59,8% к соответствующему периоду прошлого года).

Дефицит федерального бюджета, по предварительной оценке Минфина России, в январе-июле текущего года составил 923,8 млрд. руб., или 4,3% ВВП против профицита в размере 2 118,9 млрд. руб. (9,3% ВВП) за аналогичный период годом ранее. При этом доходы бюджета составили 3 801,2 млрд. руб., или 70,0% к январю-июлю 2008 г, а расходы бюджета - 4 725,0 млрд. руб., или 132,8% к уровню января-июля 2008 года.

В июле инфляция на потребительском рынке составила 0,6% (так же как и в предыдущие два месяца), но это выше, чем в июле 2008 г. (0,5 процента). С начала года потребительские цены выросли на 8,1% (годом ранее - на 9,3 процента).

На продовольственные товары рост цен в июле начал ускоряться - 0,6% против 0,5% в июне. Без плодоовощной продукции прирост цен на продукты составил 0,2% (в июне - 0,1 процента). На плодоовощную продукцию цены в июле выросли на 3,2% (в июне - на 3,9 процента). Большинство социально-значимых товаров в июле как и в мае-июне продолжало дешеветь, однако темпы замедлились. Продолжился рост цен на бензин - в июле на 7,1 процента.

4. Практикум

1. Рассчитайте реальные объемы ВВП.

2. Рассчитайте темпы экономического роста во втором и третьем году.

3. Какие факторы экономического роста были определяющими в эти годы? Рассчитайте их влияние на экономический рост.

4. Как можно охарактеризовать экономическую динамику во втором и третьем году, как экстенсивный или интенсивный рост и почему?

1. Согласно системе национального счетоводства (СНС) реальный ВВП можно определить как трудозатраты (в человеко-часах), умноженные на производительность труда (реальная часовая выработка на одного рабочего), то есть

ВВП = число отработанных часов * производительность труда.

Реальный объем ВВП за первый год:

ВВП 1 =800*50=40000 (долл.)

Реальный объем ВВП за второй год:

ВВП 2 =1000*50=50000 (долл.)

Реальный объем ВВП за третий год:

ВВП 3 =1000*60=60000 (долл.)

2. Коэффициент роста х исчисляется по формуле:

x = y 1 /y 0 ,

где y 1, y 0 отношение показателя ВВП изучаемого периода к показателю ВВП базисного периода;

Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100%.

Темп роста = y 1 /y 0 *100

Темп роста во втором году равен:

ТР 2 =50000/40000*100=125%

Темп роста в третьем году:

ТР 3 =60000/40000*100=150%

Темп прироста является главным показателем экономического роста. Его можно определить по следующей формуле:

T = Q2-Q1/Q1 * 100%.

(50000-40000)/40000*100=25%

(60000-40000)/40000*100=50%

Исходя из полученных данных можем сделать вывод, что прирост ВВП второго года по отношению к базисному составляет 25%, а прирост третьего года к базисному - 50%.

3. К числу важнейших факторов, определяющих реальный ВВП, относятся численность занятых, среднее количество отработанных часов, технический прогресс, объем капитальных вложений, уровень образования и профессиональная подготовка работников, эффективность размещения ресурсов.

Во втором году по отношению к первому было увеличено количество отработанных часов (на 200 ч. или на 25%=(1000-800)/800*100%), при этом производительность труда осталась не изменой. Можно предположить, что был задействован такой фактор как увеличение численности занятых или просто увеличен рабочий день, что в свою очередь не повлияло на производительность труда.

В третьем году было увеличено еще и производительность труда при неизменном количестве труда как и во втором году (на 10 долл. 20%=(60-50)/50*100%).

Производительность труда могла быть увеличена с помощью увеличения капитальных вложений на внедрение нового оборудования (НТП).

4. Основным критерием экстенсивного типа экономического роста является неизменность средней производительности труда при увеличении количества факторов производства. По этому, экономическую динамику второго года можно охарактеризовать как экстенсивный рост, то есть увеличение количества труда, при неизменной производительности.

Важнейший критерий интенсивного экономического роста - это повышение производительности труда.

Основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.

По этому третий год можно охарактеризовать как интенсивный рост, при котором увеличилась производительность с неизменным количеством труда.

Заключение

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы и структурные изменения происходят в национальной экономике, зависит многое в жизни страны и ее перспективах.

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения.

Под экономическим ростом понимают рост ВНП либо рост ВВП в абсолютном измерении или на душу населения.

Основные факторы экономического роста: труд, капитал, земля, НТП.

Интенсивный экономический рост - экономический рост за счет более эффективного использования того же объема ресурсов.

Экстенсивное хозяйство - хозяйство, развивающееся путем нового строительства, освоения новых земель, использования нетронутых природных ресурсов, увеличения числа работающих.

Экономический рост измеряется двумя способами:

· годовыми темпами роста ВВП;

· годовыми темпами роста ВВП на душу населения.

Возможны два различных варианта государственной политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические.

Второй вариант состоит в активном поощрении расходов на НИОКР, что означает в сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью соответствующего налогового режима, а также прямой государственной поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.

С середины 2008 по июнь 2009 г. Россия все еще имеет отрицательный прирост ВВП по сравнению с 2007 г., причиной которому является мировой финансовый кризис, что и отображает тесную взаимосвязь экономики России с международным рынком.

По поводу особенностей современного экономического роста России, то м 2006 года разрабатывается Концепция «Россия 2008-2020г.» согласно которой для экономического роста России необходим переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Цель- определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Литература

1. Введение в макроэкономику: Учебное пособие / Под ред.Т. Ю. Матвеевой. - М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

2. Маркетинг: Учебное пособие / Под ред. В. Е. Ланкина.- Таганрог: ТРТУ, 2006.

3. Макроэкономика: Учебник / Под ред. С. Н. Ивашковского. - М.: Дело, 2009.

4. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. В.В. Седова. - Челябинск: ЧГУ, 2008.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп.-М.: 2006.

6. Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики, 2005. №9.

Электронные ресурсы:

7. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/;

8. Министерство экономического развития РФ http://www.economy.gov.ru/;

9. Универсальная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность экономического роста, его типы и показатели. Кривая производственных возможностей. Государственное регулирование экономического роста. Особенности современного экономического роста в России. Антицикличное регулирование для стимулирования спроса.

    реферат , добавлен 27.04.2013

    Общая характеристика экономического роста. Понятие, факторы, теории экономического роста. Кейнсианские модели экономического роста. Неоклассическая модель роста Солоу. Теория нулевого экономического роста. Государственное регулирование экономического рос

    курсовая работа , добавлен 02.10.2005

    Сущность, типы и показатели экономического роста. Государственное регулирование экономического роста. Принципы осуществления антициклической политики. Использование финансовых ресурсов государства. Особенности современного экономического роста в России.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2011

    Понятие, типы и факторы экономического роста. Экономический рост как категория экономической системы. Государственное регулирование экономического роста. Совершенстование государственного регулирования экономического роста в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2007

    Сущность, показатели и факторы экономического роста. Фискальные и монетарные рычаги государственного стимулирования экономического роста в докризисный период в Республике Беларусь (2001-2009 гг.). Проблемы и перспективы экономического роста государства.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2014

    Теоретические аспекты экономического роста. Типы, теории и модели экономического роста. Государственное регулирование экономического роста. Анализ проблем экономического роста и перспективы его развития в российской экономике.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2007

    Экономический рост и его измерение. Показатели динамики экономического роста. Основные модели экономического роста. Факторы экономического роста. Типы экономического роста. Государственное регулирование экономического роста. Условия стабильности.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2007

    Понятие экономического роста, его темпы, типы и конечные цели. Основные группы факторов экономического роста. Неоклассическая модель экономического роста. Проблемы обеспечения экономического роста в Российской Федерации и темпов его наращивания.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2011

    Теория экономического роста: факторы, методы и разновидности. Показатели экономического роста, его современная модель. Темпы и качество экономического роста в России. Количественные и качественные показатели экономического роста, его будущее в России.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2014

    Характер и динамика экономического развития страны. Понятие экономического роста, его типы и факторы. Кейнсианская модель и программа экономического роста. Неоклассическая модель экономического роста. Структурные изменения в национальной экономике.

6.4 Регулирование экономического роста и его последствия

Экономический рост является важнейшей целью любой социально-экономической системы. Он содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести то, что экономический рост расширяет перспективы развития общества, создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Растущая экономика способна удовлетворять новые потребности общества и решать социально-экономические проблемы. Одновременно экономический рост позволяет осуществлять программы по борьбе с загрязнением окружающей среды и восполнению природных ресурсов без сокращения производства экономических благ.

Однако помимо выгод экономический рост несет серьезные негативные последствия для отдельного человека и общества в целом. К издержкам экономического роста следует отнести: загрязнение окружающей среды, мусор, шумы, исчерпание невосполнимых ресурсов и т.п. Важной проблемой, особенно при интенсивном экономическом росте, является увеличение численности безработных вследствие вытеснения работников новой техникой. Так, например, в начале 1990-х гт. в России, особенно в Москве, было сокращено большое число работниц предпенсионного возраста, имевших профессии машинисток или техников и работавших в машинописных бюро, существовавших в каждой организации. Это произошло в связи с введением почти во всех организациях компьютеризированных рабочих мест. Несколько позднее, с введением графопостроителей (плоттеров), лишились рабочих мест многие конструкторы в многочисленных проектно-конструкторских бюро, так как с той работой, которую раньше за кульманами выполнял целый отдел, теперь справлялся один или два хорошо обученных специалиста. Конечно, производительность труда при этом повышается, а затраты на фонд оплаты труда сокращаются. Однако нарастает социальная напряженность в обществе, снижается уровень жизни населения , что в свою очередь приводит к другим экономическим проблемам, в частности, к необходимости выделения средств на переобучение высвободившихся таким образом граждан и выплату им пособий по безработице. Кроме того, профессиональные навыки быстро устаревают.

Сам по себе экономический рост не решает социально-экономических проблем, если, как в России, чрезвычайно высока дифференциация в социально-экономическом положении различных слоев населения. Поэтому необходимо государственное регулирование как темпов экономического роста, так и его последствий.

Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста. В качестве примера государственного регулирования экономического роста будем рассматривать экономическую политику США в разные периоды XX в.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. При этом низкие темпы роста объясняются недостаточным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВВП. Поэтому они предлагают в качестве стимулирования капиталовложений использовать низкие ставки процента (политика «дешевых денег»). При необходимости можно воспользоваться также и фискальными методами. Последние ограничат правительственные расходы и потребление, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. Так, сложившаяся в США после Великой депрессии 1929-1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом в основном денежно-кредитными инструментами. Стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение - путем их повышения.

Сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение факторам, повышающим производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов. Последние являются средством, стимулирующим сбережения и капиталовложения. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыль корпораций, предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. В 1980-х гг. в США была провозглашена экономическая политика, опиравшаяся на методы сторонников описанного направления, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, а также в перспективные технологии.

Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

1) государственные расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулирование НТП и развитие научных исследований;

2) увеличение расходов на человеческие ресурсы, т.е. на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в общегосударственном масштабе, так как оно способствует повышению качества рабочей силы и росту производительности труда;

Главными целями этой экономической политики, называемой «рей-ганомика», по имени тогдашнего президента США Р. Рейгана, стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: сокращение безработицы, бедности, повышение уровня занятости и доходов.

В 1990-х гг. в США были значительно увеличены государственные расходы на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени обусловлено возрастающей ролью «человеческого капитала» и доминирующей в стране концепцией управления человеческими ресурсами. В их основе лежит предпринимательская деятельность человека, связанная с инновациями, творческой активностью и инициативностью, служащая важнейшим фактором экономического роста и накопления национального богатства. Сегодня такая политика характерна не только для развитых, но и развивающихся стран.

Еще одно направление государственной политики регулирования экономического роста заключается в поддержании конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и других преимуществ или льгот, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета . Особенно это относится к сфере транспорта и коммуникаций. Такое направление государственного регулирования экономического роста уже во многом осуществляется и в современной России.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

  • III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  • V. Цена экономического продукта. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
  • X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  • Автоматическое регулирование температуры печей сопротивления
  • Как уже отмечалось, обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости и стабильности цен выступает важнейшими задачами правительства. Хозяйственная практика свидетельствует о том, что не­посредственно рыночный механизм не в состоянии обеспечить устойчивую динамику экономического роста, не говоря уже о переходе к его новому качеству. Поэтому решение задачи обеспечения положительной динамики хозяйственного развития всегда будет сферой высокой активности государства. Исходя из того, что в целом экономический рост желателен, естественно возникает вопрос, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс? Различные теории экономического роста дают неодинаковые рекомендации по этому поводу.

    Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

    В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Под воздействием этих факторов кривая совокупного предложения сдвигается вправо. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и- капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл, этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

    К числу важнейших направлений деятельности государства по стимулированию экономического роста можно отнести следующие.

    Во-первых, для ускоренного хозяйственного развития любому государству необходимо наращивать потенциал факторов возможности экономического роста или факторов со стороны совокупного предложения. С помощью комплекса со­циальных, экономических и других мер государство способствует росту предложения труда. Целенаправленная деятельность соответствующих государственных структур по количественно-качественному совершенствованию рабочей силы способствует росту производительности труда. Причем инвестиции в конкретного работника порождают положительные внешние эффекты: растет производительность труда не только данного индивидуума, но и других людей. На рост производительности труда влияют также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Финансируется же фундаментальная наука государством.

    Во-вторых, государство обеспечивает устойчивую динамику экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Экономика, как известно, не застрахована от периодических спадов и подъемов производства. Государство помогает рыночной системе как преодолевать спад хозяйственной активности, так и сдерживать его чрезмерный рост, причем главными способами антициклического регулирования в данном случае являются денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика.

    Осуществляя денежную политику, государство быстро и эффективно воздействует на совокупный спрос путем сжатия либо расширения денежной массы в обращении. В случае недостаточной эффективности денежно-кредитных регуляторов государство увеличивает свои бюджетные расходы, выходя порой за пределы доходной части бюджета. Создаваемый таким образом добавочный спрос также стимулирует производство и продажи, то есть обеспечивает экономический рост.

    Решая задачи хозяйственной стабилизации, государство проводит гибкую налоговую политику. При спаде производства оно уменьшает налоги, стимулируя тем самым население к увеличению объема покупок, а фирмы - к росту производства и продаж. В условиях бурного экономического роста, напротив, налоговые ставки возрастают, сдерживая увеличение объемов производства. Здесь реализует себя известная недискреционная налогово-бюджетная политика, или "встроенный стабилизатор", в форме прогрессивного налогообложения.

    В-третьих, положительный тренд хозяйственного развития достигается также проведением государством прогрессивной структурной экономической политики. С помощью широкого спектра денежно-кредитных и налогово-бюджетных регуляторов государство стимулирует бизнес расширять производство качественно новых товаров и услуг, осваивать перспективные сферы экономики, внедрять безотходные технологии и т.д. В этих и других целях используется конкурсное распределение государственных заказов, финансирование кон­версионных программ; причем государство может само выступать как инвестор, создавая предприятия госсектора в определенных отраслях национального хозяйства, формируя тем самым требуемую структуру экономики и обеспечивая новое качество экономического роста. Кроме того, если фирмы инвестируют свои ресурсы туда, куда их зовет государство, то для них создаются льготный налоговый и кредитный режимы.

    В-четвертых, чтобы не сужалась финансовая основа экономического роста, государству необходимо постоянно обеспечивать баланс инвестиционного спроса и предложения сбережений. Последние могут сократиться вследствие целого ряданеобдуманных решений государства, в первую очередь в сфере налоговой политики: рост налоговых ставок приводит в основном к сокращению той части дохода, которая предназначалась для финансирования инвестиций. Уровень сбережений снижается и вследствие инфляционных ожиданий. Инфляция, с одной стороны, способствует росту потребительских расходов при одновременном уменьшении сберегаемой части дохода; с другой - приводит к росту процентных ставок, что делает кредит недоступным для предпринимателей. Но даже при наличии требуемого объема сбережений последним не всегда уда­ется "прорваться" в инвестиционный сектор экономики. Этому нередко мешает само государство, размещая свои долговые обязательства на денежном рынке и вытесняя тем самым оттуда частных инвесторов. Таким образом, для обеспечения экономического роста следует создать благоприятные макроэкономические условия, совершенствовать налоговую систему, научиться эффективно управлять государственным долгом, осуществлять научно обоснованную структурную и социальную политику.

    Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизво­дительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных, отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда,

    При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического, роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей. В рамках той модели роста, которая выбрана для России, обеспечить полную занятость, регулировать капиталоемкость и склонность к сбережениям будет весьма непросто.

    С начала XXI в. российская экономика демонстрирует достаточно успешное поступательное развитие. В 2008 г. объем производства ВВП в стране превысил предкризисный уровень 1990 г. (однако по самому главному компоненту экономического роста - производству промышленной продукции он до сих пор не достигнут). Иными словами, преодоление спада и его последствий охватило период 8 лет (следует напомнить, что уровень производства 1941 г., несмотря на колоссальные разрушения, вызванные войной, был достигнут уже в 1949 г., т.е. за 3,5 г.).

    Практика последнего десятилетия показала, что либеральнорыночная модель трансформации хозяйственной системы оказала противоречивое воздействие на развитие экономики и социальной сферы в России. Все больше усиливается неравномерность социально-экономического развития отраслей, регионов. Отчетливо прослеживается нелинейность изменения количественных и качественных параметров их функционирования.

    В значительной степени это связано с тем, что на первом этапе экономических преобразований (1991 - 1998 гг.) в хозяйственной системе наблюдался стабильный трансформационный спад производства во всех отраслях экономики. И лишь по мере овладения инструментами регулирования экономики в течение 1999-2008 гг. реальностью стал устойчивый экономический рост, характеризующийся приростом ВВП около 6-7% и более в год.

    В то же время потенциал экономического роста этих лет был обусловлен наличием незадействованных производственных мощностей, эффектом почти пятикратной девальвации рубля и благоприятной конъюнктурой мировых рынков топливно-энергетических ресурсов. Поэтому подавляющая часть роста была связана с количественным увеличением их производства (например, добыча нефти выросла в 1,5 раза, выплавка стали и чугуна более чем в 1,7 раза и т.д.).

    Анализ, проведенный учеными РАН, показал, что указанные факторы обеспечили не менее 4 процентных пунктов роста, следовательно, фондовый рост, связанный с внутренними факторами экономической динамики, не превышал 4% годовых, т.е. его величины в 2012 г. Таким образом, необходима смена парадигмы экономического роста, ориентирующаяся на его фундаментальные, а не конъюнктурные факторы. В сложившихся условиях выход России на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, что невозможно в полной мере с помощью одних лишь рыночных механизмов, а требует государственного регулирования.

    Необходимо окончательно перейти в практике государственного регулирования экономического роста к применению многофакторной модели, в отличие от используемой в настоящее время модели «дерегулирования», результатом которой стало неоправданное увеличение доли посреднических услуг в структуре ВВП.

    Усиление государственного регулирования экономического роста требует радикальной реорганизации финансовых потоков, значительного увеличения бюджетных расходов на модернизацию наукоемких отраслей, включая инфраструктурные, на реализацию национальных инвестиционных проектов высокой социальной значимости, активизацию демографической политики, использование новых форм поддержки науки, образования, здравоохранения.

    Несмотря на колоссальные разрушения, понесенные в годы ельцинских реформ, российская экономика все еще обладает научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ: высоким уровнем образования населения; значительным творческим потенциалом работников; сохранившимися научно-техническими заделами, уникальными технологиями по ряду направлений, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка; свободными производственными мощностями в ряде передовых отраслей (прежде всего оборонно-промышленного комплекса), позволяющими быстро увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью; богатыми природными ресурсами, обеспечивающими большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях; крупными валютными резервами; огромной территорией и емкостью внутреннего рынка; историческими традициями великой державы; большим объемом несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно существенно (примерно в 3 раза) поднять уровень инвестиционной активности.

    Государственное регулирование может содействовать наиболее полному использованию этих ресурсов, что позволит внести в динамику хозяйственных процессов устойчивые тенденции, ускорить темпы роста.

    Известные прецеденты высоких темпов экономического роста таких стран, как СССР, Япония, Корея и другие, обычно были связаны со значительной ролью государства в деле выработки стратегии развития национальной экономики. Именно с помощью государства можно было концентрировать (при ограниченном внутреннем спросе на ранних стадиях развития) инвестиционные ресурсы на перспективных направлениях. Внутренний потребительский спрос подтягивался по мере экономического роста - таково классическое «экспортное решение» в Юго-Восточной Азии.

    Можно выделить следующие возможные формы и основные направления политики Российского государства, обеспечивающей благоприятные условия экономического роста:

    • 1. Согласование приоритетов развития на всех уровнях и во всех сферах экономики. Государство ответственно за поддержание оптимальных внутри- и межотраслевых пропорций производства, равно как и за сбалансированность развития ее регионов, оптимизацию структуры экспорта. Коррективы в динамику пропорций могут вноситься двояким образом. С одной стороны, путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций тем отраслям или регионам, которые, по мнению Правительства, нуждаются в государственной поддержке. С другой стороны, путем предоставления льготных кредитов или государственных гарантий частным кредиторам, ссужающим им свои капиталы в их развитие, и, наконец, путем прямого или косвенного субсидирования их из государственного бюджета.
    • 2. Структурная перестройка экономики. Государственная структурная политика должна быть в современных условиях направлена на то, чтобы, с одной стороны, сохранить потенциал перспективных производств и создать условия для их роста не только при благоприятной, но и при неблагоприятной экономической конъюнктуре. С другой стороны - облегчить процессы высвобождения капитала и труда из устаревших и бесперспективных сфер и отраслей, обеспечить их санацию и перепрофилирование и в последующем ускоренный рост.
    • 3. Выработка в рамках промышленной политики ориентиров, достижение которых будет способствовать экономическому росту. К ним могут относиться:
      • снижение материальных затрат (на топливо и энергетику, транспорт);
      • улучшение использования производственных мощностей;
      • ограничение и снижение внутренних цен на энергоносители, сырье, электроэнергию и транспорт, отказ от их ориентации на так называемый мировой уровень, загоняющей отечественную экономику и социальную сферу в тупик (в настоящее время, к сожалению, государственная политика реализуется в противоположном направлении);
      • стимулирование развития крупных корпораций в передовых сферах народного хозяйства, которые могут послужить для нее своего рода локомотивом.
    • 4. Обеспечение более активного включения отечественной экономики в международное разделение труда и мирохозяйственные связи, преодоление ее сырьевой ориентации.
    • 5. Расширение производства наукоемкой продукции, отвечающей требованиям мирового рынка, что прежде всего стимулировало бы соответствующие технологические сдвиги в смежных производствах и модернизацию последних. Тем самым передовые в научно-техническом отношении секторы стали бы двигателями прогрессивных структурных сдвигов и перестройки промышленной организации, повышения эффективности общественного производства, ускорения темпов его роста.
    • 6. Проведение грамотной инвестиционной политики. Главным стимулом для улучшения инвестиционного климата в стране является рост отечественных капиталовложений. В условиях сегодняшнего оживления после достаточно глубокого инвестиционного кризиса в России первоочередной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, действие которого основывается на непосредственной государственной поддержке высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счет «перелива» инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия.

    При этом важно отметить, что инвестиции должны осуществляться в передовые отрасли, обеспечивающие конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке, а также инфраструктурные объекты - дороги, водные пути, гидротехнические сооружения, железные дороги, трубопроводный транспорт, в то, что пока остается в руках государства.

    • 7. Разработка государственной научно-технической и инновационной политики, которая заключается в определении приоритетов развития всей экономики, поддержке инноваций, способствующих повышению конкурентоспособности производственного потенциала страны. Высокотехнологический сектор должен занять главенствующее место в экономике России, поскольку именно здесь может быть достигнут самый высокий уровень производительности труда и эффективности инвестиций.
    • 8. Активизация кредитно-денежной политики с целью обеспечения условий кредитования экономического роста и приведения объемов денежного предложения в соответствие со складывающимся спросом на кредитные ресурсы. В качестве основного инструмента здесь можно использовать систему государственных банков развития.
    • 9. Создание условий для развития предпринимательства, что подразумевает: ликвидацию накопившихся ценовых диспропорций; санацию излишних посреднических звеньев; регулирование цен на продукцию естественных монополий; увеличение государственных закупок передового отечественного оборудования в целях обеспечения общественных нужд.
    • 10. Защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа

    Вопросы и задания

    • 1. Раскройте содержание понятия «экономический рост» и укажите его цели.
    • 2. Назовите прямые и косвенные факторы экономического роста.
    • 3. Перечислите основные разновидности интенсивного экономического роста и перечень показателей, характеризующих интенсивность роста экономики.
    • 4. Охарактеризуйте основные виды экономических циклов.
    • 5. Рассмотрите основные фазы экономического цикла и раскройте их содержание.
    • 6. Объясните, в чем заключается содержание и методы государственной политики в сфере регулирования циклического развития экономики.
    • 7. Укажите основные формы и направления политики экономического роста России.
    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...