Государственная политика регулирования экономического роста. Государственное регулирование экономического роста



Практика развитых государств в области регулирования экономического роста основана на рекомендациях различных научных школ. В целом можно выделить следующие подходы к регулированию экономического роста. Государство должно брать на себя решение только тех проблем, которые недоступны рыночной системе, всемерно поощрять и защищать рыночную конкуренцию. Проведение политики краткосрочной стабилизации через систему управления эффективным спросом. Приоритетное стимулирование инвестиций в машины и передовые технологии. Чем выше доля инвестиций в экономику, тем выше темпы экономического роста. При этом увеличение капиталовложений может происходить как за счет внутренних инвестиций, так и внешних, т.е. иностранных. Возможны три главных направления воздействия государства на экономический рост: стимулирование НТП; увеличение расходов на образование и подготовку квалифицированных кадров; реформирование налоговой системы. Структурное регулирование. Решая данную проблему, государство при помощи налогово-бюджетной и кредитной политики стремится снизить риск осуществления инвестиционных проектов, стимулирует предпринимателей к освоению новых сфер экономики, где перспективы получения прибыли первоначально туманны, поддерживает экспортные отрасли. Важным направлением структурного регулирования является региональная политика, уменьшение дифференциации уровней экономического развития регионов страны. Политика ускоренной амортизации. Она проводится посредством увеличения нормы амортизации основного капитала, что дает возможность предпринимателям быстрее обновлять средства труда. При этом наибольшие нормы амортизации характерны для самых передовых отраслей. В результате увеличиваются темпы обновления основного капитала, растет емкость рынка. Гибкая налоговая политика. Главное направление - снижение налоговой нагрузки, упрощение налогового администрирования. Снижение налоговой нагрузки должно быть дифференцированным и пропорциональным предельной эффективности капитала.
Анализ изменений в мировой экономике убеждает, что прогресс в передовых странах определяется не столько темпами роста производства, сколько активностью человеческого капитала, уровнем и качеством жизни людей, защищенностью прав собственности, эмансипацией личности в хозяйственной жизни. Темпы роста никогда не должны претендовать на то, чтобы стать единственным критерием эффективного роста.
В начале XXI в. российская экономика оказалась перед долговременным системным вызовом, обусловленным сочетанием трех фундаментальных факторов.
Первый фактор - усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы. Происходит структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса сил между его экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, распространением новых технологий (информационных, нано- и биотехнологий).
Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10-15 лет будут: превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке; преодоление энергетических барьеров роста за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей; усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами, дефицитом пресной воды и изменением климата, что создает дополнительные возможности для России с ее огромными запасами пресной воды и экологически благополучных территорий; сохранение и вероятное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики (мирового экономического порядка); старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.
Для российской экономики структурная перестройка мирового хозяйства, с одной стороны, создает новые возможности в укреплении и расширении позиций на мировых рынках, а с другой - усиливает требования к ее конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.
Однако качественные характеристики российской экономики пока не позволяют ей использовать преимущества глобальной конкуренции. Она остается слабо диверсифицированной и в силу этого уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков углеводородов и сырья, мировых финансовых рынков, характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов.
Второй фактор - возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Для его повышения необходимо преодоление сложившихся в России негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, характеризующихся: сокращением численности российского населения и занятых в экономике на фоне растущего демографического дисбаланса с азиатскими соседями России; растущей конкуренцией за квалифицированные, образованные кадры с европейскими и азиатскими рынками; низким качеством и доступностью социальных услуг в сферах здравоохранения и образования.
Россия уже не может, как раньше, поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Требования устойчивого развития, которые диктует современная инновационная экономика, включают: опору на рост производительности труда, который позволил бы приблизить доходы российских граждан к уровню развитых стран; модернизацию и ускоренное развитие отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор); превращение среднего класса российского общества в его доминирующую силу, сокращение социального неравенства.
Третий фактор - исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта и выпуска товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля. В первом десятилетии XXI в. в нашей стране обозначились ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием производственной (транспортной и энергетической) инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда. Сохранение этих ограничений в ближайшей перспективе может привести к резкому замедлению экономического роста и нарастающему отставанию от ведущих стран.
Стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. Достижение этой цели предполагает: выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира; обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность; обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий; укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры; реализация глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков; превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, Центральной и Восточной Европы.
Системное решение отмеченных перспективных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ России в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста.
Чтобы не отстать от развитых стран мира, России необходимо быстрее перейти на инновационный тип развития.
Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных отличительных характеристик: диверсифицированную экономику, в структуре которой ведущая роль принадлежит «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП составляет не менее 17-20% (в России в 2007 г. - около 11%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2- 3% (в России в 2007 г. - 1,3%); значительную инновационную активность корпораций, связанную с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, внедрением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет более 40-50% (в России в 2007 г. - около 10%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции - 25-35% (в России в 2007 г. - около 3%); высокую долю затрат на научные исследования и разработки, достигающую 3,5-4% ВВП (в России в 2008 г. - 1,25% ВВП); расходы на образование за счет государственных и частных источников - не менее 5-6% ВВП (в России в 2008 г. - 4%), на здравоохранение - 6-6,5% (в России в 2008 г. - 3,73%); эффективную систему спецификации и защиты прав собственности, включая интеллектуальную собственность, и наличие развитого рынка венчурного капитала.
При нерациональной политике перехода от сырьевой направленности к инновационной на начальных этапах потенциальный поток инноваций способен нарушить стабильность экономики, а также размыть сложившееся хрупкое макроэкономическое и финансовое равновесие. Нововведения изменяют не только технологию и продукцию, но и экономическую систему в целом, не укладываясь в границы действующих производств и вызывая тем самым необходимость создания новых отраслей и видов экономической деятельности. Поэтому важны опережающие действия, подкрепленные перспективными расчетами влияния инновационного фактора на экономические процессы и налогово-бюджетную систему.
Наблюдаемый в мировой экономике переход на инновационный путь развития - объективная реальность, с которой не может не считаться ни одна страна. Это относится и к России, потенциал инновационной трансформации социально-экономической системы которой нужно реализовать в наиболее короткие сроки, найти способ его увеличения за счет использования дополнительных возможностей. В противном случае Россия в силу разных обстоятельств, в числе которых - устойчивое снижение конкурентоспособности отечественной продукции, технологическое отставание, а также привлекательность территории и недр, может утратить экономическую, оборонную безопасность, возможность сохранения экономических, социальных и политических свобод. Поэтому осуществление инновационного «рывка» объективно спрессовано во времени и требует всестороннего комплексного решения.

Курсовая работа

"Государственное регулирование экономического роста"



Введение

3.1 Границы вмешательства государства в экономику

3.2 Госрегулирование экономического роста

Заключение

Приложение


Введение


В нынешних условиях экономики рынка государственное регулирование макроэкономических процессов имеет очень большое значение. Писатели многих статей о рыночных отношениях регулируемых государством стремятся определить их количественную взаимосвязь и на этом основании противопоставить рынок и государство.

В большинстве всех публикаций роль рынка и государства определяется по удельному весу или любым другим признакам. Тем не менее, это соответствие определенно тоньше и многообразнее, что весьма нередко, при значительно меньшем удельном весе государственного сектора в Валовом Внутреннем Продукте, и его роль, несомненно, значительна. Наряду с этим многие статьи и дискуссии, которые касаются переходного периода, создаются на противопоставлении роли государства и рынка, но речь должна идти более обдуманно об их подходящем соотношении.

В последнее время проблемы экономического роста обсуждаются бурно, и являются довольно дискуссионными. Установленная официальная статистика указывает на высокие темпы экономического роста. Но, к сожалению, понижение доходов жителей и рост цен наводит на мысль о том, что наличия экономического роста нет.

Понятие экономического роста - это есть повышение Валового Внутреннего Продукта на душу населения. При увеличении темпов экономического роста уровень доходов жителей и бюджета увеличивается, снижается безработица.

Поэтому способствование увеличению темпов экономического роста относится к большинству тех основных задач экономической политики государства, что подразумевают разные теории экономического роста, которые применяются многими экономистами на практической деятельности в той или иной мере.

В данной курсовой работе я хотела бы разобраться в критериях экономического роста, рассмотреть теории, связанные с этим понятием, и то, как государство способствует их развитию в своей решающей деятельности.


Глава 1. Общая характеристика экономического роста


1.1 Понятия экономического роста


Категория экономического роста - это один из самых важных референций общественного производства разных экономических систем. Экономический рост - это качественное и количественное осуществление общедоступного продукта за конкретный период времени.

Под экономическим ростом понимаются изменения реального объема национального производства на основе положительной динамики валового национального продукта. Если все факторы производства используются рационально (экономика находится на границе своих производственных возможностей), то реальный объем производства достигает своего максимального значения. Это так называемый потенциальный экономический рост, который трактуется как движение от одного долгосрочного состояния равновесия к другому. При таком подходе в центре внимания находятся темпы экономического роста и факторы предложения.

Когда производственные ресурсы используются недостаточно эффективно или не полностью, то фактический реальный объем производства будет меньше потенциального. При анализе фактического экономического роста предметом изучения служат не только факторы, определяющие экономическую динамику производственных возможностей, но и изменения отраслевых пропорций, трансформация структуры экономики в процессе роста, государственная политика по стимулированию или сдерживанию темпов роста, причины отставания фактического объема производства от потенциального и т. д.

В самом обобщенном виде экономический рост - это качественное и количественное преобразование итогов производства и его факторов (их продуктивности). Свое обозначение экономический рост обретает в повышении реального и потенциального валового национального продукта (ВНП), в повышении экономической мощи региона, нации, страны. Это возрастание можно определить двумя взаимосвязанными признаками: ростом ВНП на душу населения и ростом за конкретный временной период реального ВНП. Если присмотреться к данным статистическим показателям, четко отражающие экономический рост, то годовой темп роста ВНП измеряется в процентах. Темп прироста реального ВВП - это отношение разницы между реальным ВВП в рассматриваемый период и в предыдущие периоды к реальному ВВП в предыдущем периоде:

где Yt - объем реального ВВП в рассматриваемом периоде; Yt-1 - объем реального ВВП в предыдущий период.

Показатель экономического роста далеко не всегда бывает величиной положительной. Если в рассматриваемый период совокупный продукт воспроизводится в тех же объемах, что и в предыдущем, то мы говорим о нулевом экономическом росте. Если национальный продукт воспроизводится не полностью, а лишь частично, то мы говорим об отрицательном экономическом росте.

Существует два основных типа экономического роста. Экономический рост может быть экстенсивным или интенсивным. Существует также смешанный тип, сочетающий вышеперечисленные типы.

При экстенсивном типе экономического роста расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет увеличения количества экономических факторов и ресурсов: численности работников, средств труда, земли, сырья и т. д. При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и реальных совокупных издержек на его создание.

При интенсивном типе экономического роста расширение производства обеспечивается за счет качественного изменения оптимального использования факторов и ресурсов экономики. Это может быть применение прогрессивных технологий, использование рабочей силы с более высокой квалификацией и производительностью труда и т. д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения совокупных издержек на его производство.

Во всех странах экономическому росту уделяется большое внимание. Во-первых, он ведет к росту объема реального материального продукта и услуг, а, следовательно, и к повышению реального уровня жизни; во-вторых, экономический рост позволяет более эффективно решать проблемы образования, экологии, бедности; в-третьих, реальный экономический рост означает, что общество снижает издержки производства и повышает производительность труда.

Каждая страна в современный период решает следующие проблемы экономического роста:

·определение тенденции и источников (факторов) роста;

·обеспечение устойчивости экономического роста в долгосрочной перспективе;

·определение последствий, которые может иметь страна, выбирая ту или иную модель технологического развития;

·определение наиболее эффективных темпов роста для установления новой структуры народного хозяйства.

В настоящее время проблемы экономического роста занимают главное место в экономических обсуждениях и дискуссиях, которые ведут представители различных наций, других народов и их правительств. Увеличивающийся объем нынешнего производства в какой-то степени предоставляет нам решение этой проблемы, с которой почти каждая хозяйственная система сталкивалась. Это может быть ограниченность ресурсов при безмерности человеческих потребностей.

Важно отметить, что для реализации потенциала экономического роста необходимо, чтобы доходы работников росли темпами, равными темпам роста производительности их труда. Мировой опыт свидетельствует, что устойчиво развиваться может экономика лишь тех государств, где растет производительность труда, повышается доля готовой продукции в структуре экспорта и т. п.

Так же, экономический рост можно представить как долговременную сторону динамики потенциального объема выпуска или совокупного спроса. Исследование его признаков и последовательных закономерностей есть один из ключевых предметов внимания макроэкономической теории.


1.2 Факторы экономического роста


Экономический рост зависит от ряда факторов. Факторы экономического роста - это те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту, косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность.

Пять основных факторов, относящихся непосредственно к прямым факторам и определяющих динамику совокупного производства и предложения:

1.увеличение численности трудовых ресурсов и повышение их качества;

2.увеличение объема и улучшение качественного состава основного капитала;

.усовершенствование организации и технологии производства;

.увеличение количества и повышение качества вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов;

.рост предпринимательской активности и предпринимательских способностей в обществе.

К косвенным классификациям групп факторов относятся следующее:

.Факторы предложения,

.Факторы, зависящие от распределения.

.Факторы, зависящие от потребления (спроса).

Факторами производства являются факторы предложения товаров и услуг, факторами потребления - факторы платежеспособного спроса. Платежеспособный спрос зависит от общего уровня доходов и величины налогов и других обязательных платежей, т. е. от располагаемого дохода.

К факторам распределения относятся: фактически сложившаяся структура распределения производственных ресурсов по отраслям, предприятиям и регионам страны, а также действующий в обществе порядок распределения доходов между субъектами хозяйственной деятельности.

Факторы спроса делают возможным реализацию растущего объема производства, в числе которых можно выделить такие, как рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение экспорта вследствие освоения новых рынков сбыта или повышения конкурентоспособности продукции страны на мировом рынке.

Эти факторы влияют и на способность экономической системы к росту, и на ее эффективность.

Чтобы представить общее действие факторов экономического роста, можно использовать кривую производственных возможностей

Эта кривая показывает максимальный объем производства двух и более продуктов. Общество определяет предпочитаемую комбинацию продуктов. Ограниченность природных и трудовых ресурсов делает невозможной любую комбинацию в точке, находящейся вне кривой. Точки наиболее оптимального сочетания производства находятся на самой кривой. Любая точка внутри кривой свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Эта кривая достаточно наглядно показывает наибольшее число вариантов производимой продукции, которая может быть выпущена при данном качестве и количестве природных и трудовых ресурсов, состоянии основного капитала и при данном уровне развития технологии. Как видно на рисунке, усиление положительного влияния любого из факторов роста смещает кривую производственных возможностей вправо. Общество никогда не использует на все 100 % свои возможности, так как всегда приходится решать не только вопрос максимального использования факторов роста, но и порождаемые ими социальные и экономические противоречия.

Чтобы представить в целом влияние факторов экономического роста на его динамику, используем понятие производственной функции. Речь идет о макроэкономической функции, представляющей собой функцию равновесного состояния выпуска продукции и определяющих его факторов производства (капитала, земли, труда, технического прогресса).

Математическое изображение производственной макроэкономической функции достаточно просто:

и где Х и Y - объемы продукции; F, f - характер функции; a1, a2 ...., ап - факторы производства и роста; L - труд; N - земля; К - капитал.

Главным показателем экономической динамики на национальном уровне служит темп роста ВВП, а на региональном - темп роста валового регионального продукта (ВРП). Это вытекает из общепризнанной методологии макроэкономических измерений - системы национальных счетов (СНС) и системы региональных счетов (СРС). Для России характерно такое понятие, как диффузия экономического роста.

В неоднородном экономическом пространстве, каким является территория Российской Федерации, переход от одной стадии экономической динамики к другой одновременно и повсеместно - довольно сложный процесс.

Производительность труда растет в наши дни практически во всех странах, и считается, что существует общий экономический закон роста производительности труда.


Глава 2. Теории экономического роста


2.1 Кейнсианские модели экономического роста


Рассмотрим основные современные модели экономического роста. Как и любые модели, модели роста представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления, как экономический рост.

Большинство моделей роста исходит из того, что увеличение реального объема, с выпуска происходит прежде всего под влиянием роста основных факторов производства - труда (L) и капитала (К). Фактор "труд" обычно слабо поддаётся воздействию извне, тогда как величина капитала может быть скорректирована определенной инвестиционной политикой. Как известно, запас капитала в экономике со временем сокращается на величину выбытия (амортизации) и увеличивается за счет роста чистых инвестиций. Вполне очевидно, что экономический рост ценен не сам по себе, а в качестве основы повышения благосостояния населения, поэтому качественная оценка роста часто дается через оценку динамики потребления.

Наиболее простой кейнсианской моделью роста является модель Е. Домара, предложенная в конце 40-х годов. Технология производства представлена в ней производственной функцией Леонтьева с постоянной предельной производительностью капитала (при условии, что труд не является дефицитным ресурсом). Модель Домара исходит из того, что на рынке труда существует избыточное предложение, что обусловливает постоянство уровня цен. Выбытие капитала отсутствует, отношение К/У и норма сбережений - постоянны.

Фактором увеличения спроса и предложения в экономике служит прирост инвестиций. Если в данном периоде инвестиции выросли на, то, и соответствии с эффектом мультипликатора, совокупный спрос возрастет на ДI,то в соответствии с эффектом мультипликатора, совокупный спрос возрастет на

экономический рост кейнсианский неоклассический

ДYAD=ДIm=ДI(l/l-b)=ДI(l/S),


гдемультипликатор расходов,предельная склонность к потреблению,-предельная склонность к сбережению.

Модель Е. Домара не претендовала на роль теории роста. Это была попытка расширить условия краткосрочного кейнсианского равновесия на более длительный период и выяснить, какими будут эти условия для развивающейся системы.

Р.Ф. Харрод построил специальную модель экономического роста (1939г.), включив в неё экзогенную функцию инвестиций на основе принципа акселератора и ожиданий предпринимателей (предпосылки модели Харрода остаются теми же, что и в модели Домара).

Согласно принципу акселератора, любой рост (сокращение) дохода вызывает рост (сокращение) капиталовложений, пропорциональный изменению дохода:


It=v(Yt-Yt-1), где v - акселератор


Предприниматели планируют объем собственного производства, исходя из ситуации, сложившейся в экономике в предшествующий период: если их прошлые прогнозы относительно спроса оказались верными и спрос полностью уравновесил предложение, то в данном периоде предприниматели оставят темпы роста объема выпуска неизменными; если спрос в экономике был выше предложения, они увеличат темпы расширения производства; если предложение превышало спрос в предшествующем периоде, они снизят темпы роста. Формализовать это можно следующим образом:


(Yt-Yt-1)/ Yt-1=а(Yt-1-Yt-2)/ Yt-2


где а=1, если спрос в предшествующем периоде (t-1) был равен предложению; а>1, если спрос превысил предложение и а<1, если спрос был ниже предложения. Отсюда получим объём предложения в экономике:

Yt-1 {а (Yt-1-Yt-2)/ Yt-2+1}.


Для определения совокупного спроса используется модель акселератора (а также условие равенства I=S):

It/s=v(Yt-Yt-1)/s.


Равновесный экономический рост предлагает равенство совокупного спроса и предложения:

(Yt-Yt-1)/s=Yt-1{а(Yt-1-Yt-2)/Yt-2+1}.


После небольшого преобразования получим:


v/s{(Yt-Yt-1)/(Yt-1)}=а{(Yt-1-Yt-2)/Yt-2}+1.


Предположим, что в предшествующем периоде спрос был равен предложению, т.е. а=1. Тогда, в соответствии с принятыми условиями поведения, предприниматели и в текущем периоде сохранят темпы роста производства такими же, как и в предшествующем периоде, т.е.


(Yt-Yt-1)/Yt-1=(Yt-1-Yt-2)/Yt-2=ДYt/Yt-1.


Тогда предыдущее выражение можно представить следующим образом:

/s (ДYt/ Yt-1)= (ДYt/ Yt-1) +1,


отсюда равновесный темп прироста объёма выпуска составит: ДY/ Yt-1=s/(v-s). Харрод назвал выражение s/(v-s) "гарантированным" темпом роста: поддерживая его, предприниматели будут полностью удовлетворены своими решениями, поскольку спрос будет равен предложению и их ожидания будут сбываться. Такой темп роста обеспечивает полное использование производственных мощностей (капитала), но полная занятость при этом не всегда достигается.

Помимо гарантированного темпа роста Харрод вводит понятие "естественного" темпа роста. Это максимальный темп, допускаемый ростом активного населения и техническим прогрессом. При таком темпе достигается полная занятость факторов труда и капитала.

Если гарантированный темп роста, удовлетворяющий предпринимателей, выше естественного, то вследствие недостатка трудовых ресурсов фактический темп окажется ниже гарантированного: производители будут разочаровываться в своих ожиданиях, снизят объём выпуска и инвестиции, в результате чего система будет находиться в состоянии депрессии.

Если гарантированный темп роста меньше естественного, то фактический темп может превысить гарантированный, поскольку существующий избыток трудовых ресурсов даёт возможность увеличить инвестиции. Экономическая система будет переживать бум. Фактический темп роста может быть также равен гарантированному, и тогда экономика будет развиваться в условиях динамического равновесия, вполне удовлетворяющих предпринимателей, но при наличии вынужденной безработицы.

Идеальное развитие экономической системы достигается при равенстве гарантированного, естественного и фактического темпов роста в условиях полной занятости ресурсов.

Но поскольку всякое отклонение инвестиций от условий гарантированного темпа роста, как известно, выводит систему из равновесия и сопровождается все более увеличивающимся расхождением между спросом и предложением, динамическое равновесие в модели Харрода также оказывается неустойчивым.


2.2 Неоклассическая модель роста Р. Солоу


В изначальном виде модель взаимодействия факторов роста была наиболее четко впервые представлена у американского ученого, лауреата нобелевской премии 1987 года Роберта Мертона Солоу (1956) в работе "A Contribution to the Theory of Economic Growth" и Т. Свана (1956)"

Неоклассические модели роста преодолевали ряд ограничений кейнсианских моделей и позволяли более точно описать особенности макроэкономических процессов. Р.Солоу показал, что нестабильность динамического равновесия в кейнсианских моделях была следствием не взаимозаменяемости факторов производства. Вместо функции Леонтьева он использовал в своей модели производственную функцию Кобба--Дугласа, в которой труд и капитал являются субститутами. Другими предпосылками анализа в модели Солоу являются: убывающая предельная производительность капитала, постоянная отдача от масштаба, постоянная норма выбытия, отсутствие инвестиционных лагов.

Ключевым элементом экономического роста в модели Р. Солоу является накопление капитала. Норма выбытия основного капитала - экономическая норма амортизации ? постоянна и пропорциональна капиталу.

Совокупный спрос в модели Солоу определяется инвестициями и потреблением: у=i+с, где i и с - инвестиции и потребление в расчете на одного занятого. Доход делится между потреблением и сбережениями в соответствии с нормой сбережения, так что потребление можно представить как с=(1-s)y, где s -норма сбережения (накопления), тогда у=с+i=(1-s)y+i, откуда i=sy. В условиях равновесия инвестиции равны сбережениям и пропорциональны доходу.

Условия равенства спроса и предложения могут быть представлены как ѓ(k)= с+i или ѓ(k)= i/s. Производственная функция определяет предложение на рынке товаров, а накопление капитала - спрос на произведенный продукт.

Динамика объёма выпуска зависит от объёма капитала (в нашем случае- капитала в расчете на одного занятого, или капитал вооруженности). Объём капитала меняется под воздействием инвестиций и выбытия: инвестиции увеличивают запас капитала, выбытие - уменьшает.

Инвестиции зависят от фонд вооруженности и нормы накопления, что следует из условия равенства спроса и предложения в экономике: i=sѓ(k). Норма накопления определяет деление продукта на инвестиции и потребление при любом значении k (рис. 2.1): у=ѓ(k), i=sѓ(k), с=(1-s)ѓ(k).

Амортизация учитывается следующим образом: если приять, что ежегодно вследствие износа капитала выбывает его фиксированная часть d (норма выбытия), то величина выбытия будет пропорциональна объёму капитала и равна dk. На графике эта связь отражается прямой, выходящей из точки начала координат, с угловым коэффициентом d (рис. 2.2).

Влияние инвестиций и выбытия на динамику запасов капитала можно представить уравнением: Дk=i-dk, или, используя равенство инвестиций и сбережений, Дk=sѓ(k)-dk. Запас капитала (k) будет увеличиваться (Дk>0) до уровня, при котором инвестиции будут равны величине выбытия, т.е. sѓ(k)=dk. После этого запас капитала на одного занятого (фонд вооруженность) не будет меняться во времени, поскольку две действующие на него силы уравновесят друг друга (Дk=0). Уровень запаса капитала, при котором инвестиции равны выбытию, называется равновесным (устойчивым) уровнем фонд вооруженности труда и обозначается k*. При достижении k* экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия.

Равновесие является устойчивым, поскольку независимо от исходного значения k экономика будет стремиться к равновесному состоянию, т.е. к k*. Если начальное k1 ниже k*, то валовые инвестиции (sѓ(k)) будут больше выбытия (dk) и запас капитала будет возрастать на величину чистых инвестиций. Если k2>k*, это означает, что инвестиции меньше, чем износ, а значит запас капитала будет сокращаться, приближаясь к уровню k*.

Норма накопления (сбережения) непосредственно влияет на устойчивый уровень фонд вооруженности. Рост нормы сбережения с s1 до s2 сдвигает кривую инвестиций вверх из положения s1ѓ(k) до s2(k).

В исходном состоянии экономика имеет устойчивый запас катала k1*, при котором инвестиции равнялись выбытию. После повышения нормы сбережения инвестиции выросли на(i?1-i1),а запас капитала (k1*) и выбытие (dk1) остались прежними. В этих условиях инвестиции начинают превышать выбытие, что вызывает рост запаса капитала до уровня нового равновесия k2*, которое характеризуется более высокими знаниями фонд вооруженности и производительности труда (выпуск на одного занятого, у).

Таким образом, чем выше норма сбережения (накопления), тем более высокий уровень выпуска и запаса капитала может быть достигнут в состоянии устойчивого равновесия. Однако повышение нормы накопления ведёт к ускорению экономического роста в краткосрочном периоде, до тех пор, пока экономика не достигнет точки нового устойчивого равновесия.

Очевидно, что ни сам процесс накопления, ни увеличение нормы сбережения не могут объяснить механизм непрерывного экономического роста. Они показывают лишь переход от одного состояния равновесия к другому.

Для дальнейшего развития модели Солоу поочередно снимаются две предпосылки: неизменность численности населения и его занятой части (их динамика предполагается одинаковой) и отсутствие технического прогресса.

Предположим, население растёт с постоянным темпом n. Это новый фактор, влияющий вместе с инвестициями и выбытием на фондовооруженность. Теперь уравнение, показывающее изменение запаса капитала на одного работника, будет выглядеть как: ?k=i-dk-nk или?k=i-(d+n)k.

Темп роста населения задан экзогенно, как n, и постоянен. Однако определение темпа роста капитала отсутствует. Инвестиции согласно определению представляют собой брутто-изменение основного капитала во времени, это означает K(t) = I(t) - ?K(t). Преобразуя, получаем фундаментальное уравнение движения:

F ´(k)··k.


Отсюда в дальнейшем выводится долгосрочное равновесие. Оно существует для каждого k(t) > 0, когда исполняется следующее условие:


sf (k) = (n + ?)k,


где (n + ?)k является таким значением единицы труда, которая требуется, чтобы оставить постоянной соотношение вводимых факторов (необходимые инвестиции), тогда как sf (k) - сбережения на душу населения, соответствующие фактическим инвестициям. Равновесная траектория роста возникает при такой оптимальной капиталоемкости k*, при которой пересекаются траектории функций фактических и необходимых инвестиций.

Для того чтобы экономика находилась в устойчивом состоянии, капитал должен возрастать тем же темпом, что и население. В этом случае капиталовооруженность k и производительность труда n (а по допущению 5 население растет с темпом, равным росту производительности труда) останутся неизменными. Рост населения - одна из причин непрерывного экономического роста в условиях устойчивого состояния экономики. Однако если рост населения не сопровождается увеличением инвестиций, то это ведет к уменьшению запаса капитала на одного работника (рис. 2.5).

Отсюда следует вывод: страны с более высокими темпами роста населения имеют меньшую капиталовооруженность и, следовательно, более низкие доходы.

Отметим, что равновесие в модели Солоу характеризуется стабильностью. Возникает вопрос, способна ли экономика в любой выбранной точке отсчета k0, т. е. при любой относительной начальной оснащенности ресурсами, фактически достигнуть состояния равновесия. Это начальное значение капиталовооруженности может лежать как выше, так и ниже значения равновесия k*. Ситуация характеризуется ненулевым доходом на душу населения.

Рассмотрим следующие ситуации.

K0 = k *. Фактические инвестиции на душу населения соответствуют инвестициям, которые требуются, чтобы при растущем населении основной капитал на душу населения оставался постоянным, s(y) = (n+?) k. Темпы роста обоих производственных факторов совпадают. Экономика находится непосредственно на своей равновесной траектории. Модельно-эндогенные импульсы, являющиеся причиной, по которой экономика покинет состояние

равновесия в данной ситуации, отсутствуют.

K0< k*. Ставка оплаты труда ниже, чем w*, и ставка дохода от капитала выше, чем равновесная ставка r*. Фактические инвестиции на душу населения sy превышают необходимые (n + ?)*k, что как раз обозначает то, что основной капитал растет с большим темпом, чем производительность труда, K > L. Производственный фактор капитала относительно достаточен, фактор труда относительно ограничен. Избыточное предложение капитала ведет к падению цены фактора капитала r, в то время как избыточный спрос на труд вызывает повышение ставки оплаты труда; w возрастает по отношению к w*, ставка дохода от капитала снижается относительно r*. Капиталоемкость возрастает до тех пор, пока темп роста капитала k* снижается до уровня темпа роста населения.

K(0) > k*. Ставка оплаты труда выше, чем w*, норма прибыли (отдачи от капитала) ниже, чем r*. Фактические инвестиции на душу населения ниже, чем необходимые. Производительность труда растет с большим темпом, чем основной капитал, L > K. В этом случае капитал относительно ограничен, так что цена фактора r относительно r* возрастает, ставка оплаты труда w относительно w* снижается.

Капиталовооруженность сокращается до тех пор, пока темпы роста капитала k* автоматически не сравняются с темпом роста населения.

На основании полученных результатов можно сделать следующий вывод: цены факторов реагируют на относительную ограниченность факторов и приспосабливаются в каждый момент времени к изменяющимся рыночным условиям. Изменение капиталоемкости отражается в связи с непрерывно варьируемым введением в производство фактора капитала. При экзогенном заданном темпе роста производительности труда n происходит приспособление в накоплении капитала. Это является следствием чрезмерного изначального основного капитала, при его недостаточности возникает противоположная ситуация.

Следующим этапом в развитии модели Солоу является ввод в нее фактора технического прогресса. У Солоу это величина экзогенно задана и для ее измерения вводится такой инструмент, как Солоу-резидиум (в ряде источников он обозначается как "остаток Солоу"). Он охватывает ту часть темпа роста национального дохода, которая не может быть объяснена ростом производственных факторов труда и капитала. При определении Солоу-резидиума сначала упрощающее исходят из того, что производственные возможности экономики представлены функцией Кобба-Дугласа. Исходя из этого принимается, что технический прогресс Харрод- нейтрален и возникает вследствие роста эффективности труда А с постоянным темпом g:



где LА - численность эффективных единиц труда. Общее количество эффективных единиц труда LА растет с темпом n + g. С учетом этого уравнение изменения K во времени примет теперь вид:


?k = i - k (? + n + g)= s f(k) - k (? + n + g) или s f(k) = k (? + n + g).


Если определить k1 как количество капитала в расчете на единицу труда с постоянной эффективностью, т. е. k1 = K/LA, а y1 = Y/LA, то рост эффективных единиц труда аналогичен росту числа занятых.

В Steady State k1* при наличии технического прогресса общий объем капитала K и выпуск Y будут расти с темпом n + g, а величины капитала и выпуска, приходящиеся на единицу труда, будут расти с темпом g. Такое устойчивое состояние есть долгосрочное равновесие экономики (рис. 8.2.6). Следовательно, технический прогресс - единственное условие экономического роста, поскольку именно он обеспечивает рост ВВП на душу населения.

Данная информация связана, на мой взгляд, с необходимостью обеспечения достаточной простоты и наглядности модели, а также вполне соответствует неоклассической традиции, нивелирующей роль государства в процессе производства.


2.3 Теория нулевого экономического роста


Одной из проблем, выдвинутых в начале 70-хх гг., стала проблема негативных последствий быстрого роста, связанного с вовлечением и переработкой все большего количества сырьевых ресурсов. Сырье и топливо становятся дефицитными, в то время как потребности населения в них непрерывно растут. Исходя из этого противоречия, группа исследователей под руководством Денниса и Донеллы Медоуз сделала парадоксальный вывод об опасности "глобальной катастрофы". Ресурсы истощаются, и фаза роста должна закончиться в ближайшие 100 лет. При существующих тенденциях роста человечество подойдет к определенному "пределу", за которым ему грозит катастрофа - разрушение городов, истощение ресурсов, природные катаклизмы.

В докладе Денниса Медоуза говорится об опасностях технического прогресса и экономического роста. Обращается внимание на усиливающееся загрязнение окружающей среды, негативные последствия промышленного шума, увеличивающийся год от года выброс вредных веществ, ухудшение среды проживания в городах, гибель и исчезновение животных, сокращение запасов рыбы, высыхание рек и озер, сокращение источников чистой воды. Не решена проблема утилизации промышленных и бытовых отходов. По мере увеличения производства товаров и услуг происходит ухудшение качества жизни.

Недостаток доклада Д. Медоуза - отсутствие в нем позитивных предложений и рекомендаций. Между тем необходимо наметить пути, средства преодоления существующих противоречий, устранения опасностей. Специалисты сходятся на том, что нужны разные подходы к решению проблемы экономического роста в различных странах и регионах. Следует ввести ограничения (например, в виде законов, налогов) на использование природных ресурсов, загрязнение среды. Назрело время шире использовать возможности современной технологии (регенерацию ресурсов, разработку глубоких залежей ископаемых, их более полное извлечение и использование, снижение потерь и т.д.).

Со сторонниками концепции "нулевого роста" полемизируют другие специалисты и исследователи. Они приходят к выводу, что надо изменить тенденции роста. Сам экономический рост следует рассматривать как условие или предпосылку смягчения противоречия между растущими потребностями и ограниченными ресурсами. Очевидно, что самые острые и неотложные проблемы социального развития невозможно решить без расширения производства товаров и услуг.

Назрела необходимость переосмыслить прежние представления о существе и содержании "привычных" категорий, таких как, например, общественные затраты, ценность, товар. Стоимость товара теперь некорректно определять величиной трудовых затрат на отдельно предприятии. Известных теоретик и историк экономической мысли Ю. Ольсевич отмечает, что "произошло коренное изменение самих затрат. Ключевую роль заняли не "пропорциональные", а общие "накладные" затраты общества - на инфрасистемы, науку, образование, здравоохранение и т.д. То, что ранее рассматривалось как вычет их стоимости, создаваемой совокупным рабочим фабрики, ныне превратилось в важнейший элемент общественных затрат, образующих стоимость товара. В эти затраты входит не только живой общественный труд совокупного рабочего инфра индустрии, но и расход природных ресурсов как фактора, определяющего состояние здоровья и энергии трудящихся и будущий потенциал производительности труда".

Германский экономист и политик Эдуард Пестель в книге "За пределами роста" и выводах из нее, включенных в доклад "Римскому клубу", писал, что нужно изменить подходы к проблеме экономического роста. Иными словами, следует четко определить цели и задачи "ограниченного роста" и разработать средства их достижения. Ведущую роль в решении проблемы должны сыграть развитые страны. Вполне очевидно, что будущее общество не может не быть индустриальным, потому что потребности в продуктах производства все время растут в количественном и в качественном отношении. А технический прогресс позволяет получать больше с меньшими затратами - все меньше людей будет занять в производстве, уменьшатся затраты энергии и традиционных минеральных ресурсов. "Современная технология все тверже опирается на науку и, как и сама наука, может принести неоценимую пользу развитым и развивающимся странам. Она позволяет отказаться от однозначных решений, предоставляя на выбор наиболее выгодные в том или ином социально-экономическом и культурном контексте, учитывая традиции, потребности, опыт и силу разных стран".


Глава 3. Государственное регулирование экономического роста


1 Границы вмешательства государства в экономику


Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной само регуляции и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику.

Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста.

Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.


2 Госрегулирование экономического роста


Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.


Заключение


Рассмотренные теоретические вопросы, конечно, далеко не исчерпывают важную для практики область балансовых исследований экономического роста.

Современная теория социально-экономической динамики и генетики позволяет сформулировать несколько положений, имеющих принципиальное значение для анализа положения и перспектив экономического роста в России.

Экономический рост - феномен намного более сложный, чем спад или депрессия. Он имеет свою структуру, факторы, источники, последствия. Нет роста вообще. Реально существуют его конкретные виды, выделение которых возможно по разным классификационным признакам. Например, по темпам увеличения главных экономических показателей (ВВП, ВВП на душу населения, эффективность производства и т. д.) различают медленный, бурный и устойчивый экономический рост; по степени использования экономических ресурсов - экстенсивный и интенсивный рост; по характеру взаимодействия национальной и мировой экономики - экспорта расширяющий, импортированный, импортозамещающий, разоряющий рост; по отношению к действующему законодательству- легальный, теневой и криминальный рост и др.

Понятно, что характеристики содержания указанных и других видов роста не могут быть одинаковыми в различных социально-экономических условиях, а потому не могут не различаться и соответствующие механизмы их регулирования. Но общей целью использования этих механизмов должно быть формирование и высвобождение созидательного потенциала ведущих факторов современного экономического роста - развитого профессионально-квалификационного и интеллектуально-образовательного потенциала человека; научно-технического прогресса; общественной стабильности и цивилизованной правовой среды; оптимального соотношения партнерских и конкурентных основ, социальной справедливости и экономической эффективности.

Современный экономический рост - системообразующий и неравномерный процесс. Но его стратегический первоисточник, истоки следует искать не столько в лабиринтах мирового рынка, сколько в ядре саморазвития национальной экономики. Это ядро представляет собой особое интегративно-инновационное образование, единый и противоречивый сплав наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

Основные современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.


Список использованной литературы


Аузан А. А. "Экономика всего", - М.: Фербер, 2014

Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, - М

Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М., 2012.

Капканщиков С.Г. "Государственное регулирование экономики" - Изд. Кнорус, 2013.

Кушлин В. И. "Государственное регулирование экономики", Изд. Экономика, - 2013 г.

Лавров Е.И., Е.А. Капогузов "Экономический рост: теории и проблемы: учебное пособие". - Омск: Изд-во ОмГУ, 2012. - 214 с

Морозова Т. Г. - "Государственное регулирование экономики", Изд. Юнити-Дана, 2013, 256 стр

Райхлин Э. Основа экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2012г.

Статья Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 2012.- № 4.

Статья "Экономический рост теории и проблемы" - #"justify">Приложение

Рис. 2.5


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

6.4 Регулирование экономического роста и его последствия

Экономический рост является важнейшей целью любой социально-экономической системы. Он содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести то, что экономический рост расширяет перспективы развития общества, создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Растущая экономика способна удовлетворять новые потребности общества и решать социально-экономические проблемы. Одновременно экономический рост позволяет осуществлять программы по борьбе с загрязнением окружающей среды и восполнению природных ресурсов без сокращения производства экономических благ.

Однако помимо выгод экономический рост несет серьезные негативные последствия для отдельного человека и общества в целом. К издержкам экономического роста следует отнести: загрязнение окружающей среды, мусор, шумы, исчерпание невосполнимых ресурсов и т.п. Важной проблемой, особенно при интенсивном экономическом росте, является увеличение численности безработных вследствие вытеснения работников новой техникой. Так, например, в начале 1990-х гт. в России, особенно в Москве, было сокращено большое число работниц предпенсионного возраста, имевших профессии машинисток или техников и работавших в машинописных бюро, существовавших в каждой организации. Это произошло в связи с введением почти во всех организациях компьютеризированных рабочих мест. Несколько позднее, с введением графопостроителей (плоттеров), лишились рабочих мест многие конструкторы в многочисленных проектно-конструкторских бюро, так как с той работой, которую раньше за кульманами выполнял целый отдел, теперь справлялся один или два хорошо обученных специалиста. Конечно, производительность труда при этом повышается, а затраты на фонд оплаты труда сокращаются. Однако нарастает социальная напряженность в обществе, снижается уровень жизни населения , что в свою очередь приводит к другим экономическим проблемам, в частности, к необходимости выделения средств на переобучение высвободившихся таким образом граждан и выплату им пособий по безработице. Кроме того, профессиональные навыки быстро устаревают.

Сам по себе экономический рост не решает социально-экономических проблем, если, как в России, чрезвычайно высока дифференциация в социально-экономическом положении различных слоев населения. Поэтому необходимо государственное регулирование как темпов экономического роста, так и его последствий.

Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста. В качестве примера государственного регулирования экономического роста будем рассматривать экономическую политику США в разные периоды XX в.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. При этом низкие темпы роста объясняются недостаточным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВВП. Поэтому они предлагают в качестве стимулирования капиталовложений использовать низкие ставки процента (политика «дешевых денег»). При необходимости можно воспользоваться также и фискальными методами. Последние ограничат правительственные расходы и потребление, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. Так, сложившаяся в США после Великой депрессии 1929-1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом в основном денежно-кредитными инструментами. Стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение - путем их повышения.

Сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение факторам, повышающим производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов. Последние являются средством, стимулирующим сбережения и капиталовложения. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыль корпораций, предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. В 1980-х гг. в США была провозглашена экономическая политика, опиравшаяся на методы сторонников описанного направления, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, а также в перспективные технологии.

Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

1) государственные расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулирование НТП и развитие научных исследований;

2) увеличение расходов на человеческие ресурсы, т.е. на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в общегосударственном масштабе, так как оно способствует повышению качества рабочей силы и росту производительности труда;

Главными целями этой экономической политики, называемой «рей-ганомика», по имени тогдашнего президента США Р. Рейгана, стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: сокращение безработицы, бедности, повышение уровня занятости и доходов.

В 1990-х гг. в США были значительно увеличены государственные расходы на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени обусловлено возрастающей ролью «человеческого капитала» и доминирующей в стране концепцией управления человеческими ресурсами. В их основе лежит предпринимательская деятельность человека, связанная с инновациями, творческой активностью и инициативностью, служащая важнейшим фактором экономического роста и накопления национального богатства. Сегодня такая политика характерна не только для развитых, но и развивающихся стран.

Еще одно направление государственной политики регулирования экономического роста заключается в поддержании конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и других преимуществ или льгот, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета . Особенно это относится к сфере транспорта и коммуникаций. Такое направление государственного регулирования экономического роста уже во многом осуществляется и в современной России.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)


Введение

Проблемы экономического роста встали перед человеком в последние 200 лет, особенно в 20 веке. Это вовсе не означает, что экономический рост раньше никого не волновал. До начала 19 века он был заметен только в течение десятков лет, а до 18 века – и в течение сотен лет. Из экономистов даже саму проблему экономического роста прежде никто не ставил. Впервые о нем заговорили меркантилисты, и то лишь косвенно. Более или менее предметно эту проблему поставил физиократ Ф. Кенэ.

Какова основная проблема экономического роста? Каким образом можно увеличить производство валового национального продукта или национального дохода и на сколько? Это центральный вопрос, решаемый любой страной в наше время. Он сам по себе чрезвычайно важен, но в условиях формирования единого мирового хозяйства приобретает особую остроту, так как связан, во-первых, с более или менее равномерным развитием структуры этого хозяйства, во-вторых, с большей или меньшей болезненностью вхождения в него той или иной страны. Поэтому этот вопрос в наше время остается достаточно актуальным.

Основная цель работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность понятия экономического роста, а также выявить его особенности и проблемы в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Подбор литературы, касающейся темы курсовой работы;

    Анализ и изучение выбранной литературы.

Данная работа состоит из введения, 3-х глав, практикума и заключения.

Во введении раскрыта актуальность темы, поставлены цели и задачи работы. Глава 1 посвящена сущности экономического роста, его типы и показатели. Во 2 главе речь пойдет о государственном регулировании экономического роста. 3 глава включает в себя особенности современного экономического роста в России. В заключении сформулированы основные выводы по работе.

1. Сущность экономического роста, его типы и показатели

Экономический рост - наиболее употребляемый критерий экономического развития наряду с отраслевой структурой экономики, уровнем и качеством жизни населения. Обычно под экономическим ростом принято понимать количественное и качественное совершенствование произведенного ВВП. Но нужно иметь в виду, что не любое увеличение и улучшение означает экономический рост. Целью производства и экономического роста является повышение благосостояния населения страны, поэтому только развитие производства, направленное на максимальное удовлетворение потребностей, можно считать экономическим ростом. Экономический рост подразумевает такое увеличение ВВП, которое сопровождается расширением ассортимента выпускаемых товаров и услуг, повышением их качества, приспособлением структуры выпускаемых товаров к структуре общественных потребностей.

Национальное хозяйство развивается постоянно, но периоды быстрого роста, подъема могут перемежаться периодами спада, сокращения объемов производства. Поэтому экономический рост представляется как отражение общей тенденции, отражающей положительные изменения в экономическом развитии. Это означает, что в отдельные периоды экономический рост может характеризоваться отрицательной величиной.

В качестве показателей экономического роста используют темп роста объема произведенного ВНП (или ВВП), темп прироста ВНП (или ВВП), темп роста и темп прироста этих показателей на душу населения. Именно постоянно возрастающие объемы производимого в стране ВНП обеспечивают повышение уровня жизни населения, позволит осуществлять необходимые инвестиции, решать экологические, оборонные проблемы и т.д.

Темп роста определяется как отношение ВНП изучаемого периода к аналогичному показателю базового периода, умноженного на 100%. Аналогично измеряется темп роста и темп прироста ВНП на душу населения. В темпах экономического роста и прироста ВНП находит свое отражение уровень эффективности национальной экономики.

Особенностью экономического роста в последние два десятилетия является замедление его темпов по сравнению с первыми послевоенными десятилетиями. Так, если среднегодовые темпы прироста мирового ВВП на душу населения составляли в 1950-е гг.2,7%, в 1960-е - 2,9%, то в последующие десятилетия они постоянно снижались: до 1,9% - в 1970-е гг., 1,3% - в 1980-е и 1,2% - в 1990-е гг.

Одной из основных причин возникших тенденцией является исчерпание ресурсов для дальнейшего экономического роста. Все экономические ресурсы (природные, материальные, трудовые) обладают одним общим свойством - относительной редкостью. Особенно это касается невоспроизводимых природных ресурсов. Исчерпаемость сырьевых и энергетических ресурсов, рост общемировых цен на них в последние десятилетия усиливает действие закона убывающей отдачи, чем и можно объяснить торможение экономического роста в последние десятилетия.

Данная проблема наиболее актуальна для промышленно развитых стран, которые для поддержания высоких темпов экономического роста вынуждены ввозить сырье в значительных объемах.

Существующие различия в темпах экономического роста объясняются действием стимулирующих или тормозящих факторов . Их можно классифицировать по следующим признакам:

    степени опосредованного воздействия на экономический рост - прямые и косвенные;

    воздействию на определенные стороны национального рынка - факторы спроса и факторы предложения;

    источникам экономического роста - внутренние и внешние;

    влиянию на производительность труда и капитала - интенсивные и экстенсивные.

Данная классификация не может охватить всего многообразия факторов роста, поскольку на экономическое развитие (частью которого является экономический рост) влияет совокупность правовых, политических, экономических, культурных, социальных, исторических, демографических и других факторов и условий, сложившихся в данной стране.

К прямым факторам непосредственно воздействующим на экономический рост, относятся объем и качество сырьевых, энергетических и природных ресурсов; численность населения, в том числе экономически активного, уровень его образования и профессиональной подготовки; объемы основного капитала (оборудования и промышленных строений, товарно-материальных запасов, жилья) и уровень его использования; НТП и степень его воздействия на экономику.

Несомненно, каждый из перечисленных факторов подлежит количественной оценке, и для каждого из них можно подсчитать удельный вес в общем увеличении производства. Насколько полученный результат (в процентах) будет соответствовать общему увеличению производства нации, настолько экономический рост можно объяснить действием этого фактора.

Косвенными называют институциональные, культурные, политические и психологические факторы экономического роста, стимулирующие и тормозящие экономический рост. Вклад этих факторов в экономический рост практически не поддается количественной оценке. Тем не менее, как показывает мировая практика, их значимость в экономическом развитии постоянно возрастает. Например, многие западные экономисты едины во мнении, что послевоенный всплеск экономического роста в развитых странах во многом объясняется их правительствами системы смешанной экономики, соединившей кейнсианскую антициклическую политику государства с преимуществами рыночной экономики.

В то же время примером негативного воздействия этих факторов на экономический рост может служить состояние российского общества на современном этапе. Политическая нестабильность в России на протяжении последних лет, слабость и неэффективность государственной власти, коррумпированность российской бюрократии, неустойчивость финансового положения населения порождают социальную и экономическую апатию, препятствует формированию инициативных и ответственных субъектов созидательной деятельности, способных принимать инвестиционные решения.

В зависимости от того, какая группа факторов (физические или стимулирующие производительность) играет доминирующую роль в экономике на данном этапе, различают экстенсивный и интенсивный тип экономического роста. Повышение темпов роста национального производства за счет наращивания физических факторов производства характеризует экстенсивный экономический рост. Основным его критерием является неизменность средней производительности труда в обществе.

Совершенствование применяемых факторов производства на основе технического процесса, наиболее оптимального их размещения, изменения их качественных параметров характеризует интенсивный тип экономического роста , основным его критерием выступает рост средней производительности труда в обществе или превышение темпов роста объемов производства над ростом численности занятых.

Исследования западных ученых показывают общую тенденцию, характерную для стран с развитой рыночной экономикой: рост доли интенсивных факторов в формировании темпов экономического роста.

Рассмотренные выше факторы экономического роста воздействуют прежде всего на совокупное предложение, поэтому их еще называют факторами предложения . Однако увеличение совокупного предложения под влиянием экстенсивных или интенсивных факторов экономического роста возможно только при соответствующем расширении совокупного спроса, поэтому факторы предложения создают лишь условия экономического роста. Фактически сложившийся экономический рост является результатом взаимодействия факторов спроса и предложения.

Основным фактором, влияющим на совокупный спрос, является уровень доходов населения. Когда доходы начинают превышать некоторый пороговый уровень благосостояния, то это приводит к пропорциональному росту потребления товаров длительного пользования. В этом состоит основная особенность общества потребления, сложившегося в промышленно развитых странах. Давление спроса создает необходимые условия для роста производства, стимулирует приток инвестиций, увеличивает количество рабочих мест в экономике и соответственно создает доходы их обладателям, что вызывает новый виток совокупного спроса. Таким образом, создается устойчивая долговременная основа для экономического роста со стороны спроса.

На экономическое развитие оказывает влияние не только внутренний, но и внешний спрос. Рост экспорта создает новые рабочие места, увеличивает занятость, положительно влияет на динамику номинальной и реальной заработной платы, что в свою очередь стимулирует доходы и совокупный спрос. Существует связь между темпами экономического роста и ростом экспорта: низкие темпы экономического роста уменьшают экспортный потенциал страны. Мировой опыт свидетельствует, что страны, которые строили свой экономический рост на формирование экспорта, достигли более высоких показателей роста, чем страны, пытавшиеся развивать отечественное производство путем устранения конкуренции со стороны импортных товаров за счет ужесточения тарифных барьеров.

Все рассмотренные выше факторы экономического роста взаимосвязаны и взаимообусловлены. Помимо факторов роста, существуют факторы торможения. К их числу относится несбалансированность совокупного спроса и предложения, которая возникает в результате несоответствия нормы сбережений и накоплений в экономике, потока инвестиций и запаса капитала, темпов роста доходов и численности.

Каждый из факторов, влияющих на экономический рост, вносит свой вклад в полученные результаты. Для анализа этого влияния используется производственная функция. В макроэкономике эта функция отражает соотношение выпуска продукции и использованных для этого факторов. Такая функция была разработана в начале ХХ в. американцами - экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом. Функция Кобба - Дугласа позволяет оценить вклад каждого фактора производства в увеличение национального продукта и имеет следующий вид:

где Y - объем производства;

К - затраты капитала;

L - затраты труда;

A - коэффициент пропорциональности, величина которого зависит от соотношения капитала, труда и результата производства.

2. Государственное регулирование экономического роста

Экономический рост рассматривался представителями различных школ с целью выяснения его тенденций, источников роста и его результатов, обеспечения устойчивых темпов, изменения технологии и структуры национального хозяйства. Современные модели экономического роста сформировались на основах классического и кейнсианского подхода к развитию национального хозяйства.

  • V. Цена экономического продукта. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
  • X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  • Макроэкономическая стратегия стимулирования экономического роста в разных странах и регионах мирового сообщества на различных этапах ее развития имела свою специфику, при этом использовались раз­личные теоретические концепции при умелом сочета­нии рекомендаций неоклассического и посткейнсиан-ского направлений.

    Сложившаяся после «великой депрессии» 1929 - 1933 гг. система государственного регулирования в США была ориентирована преимущественно на управление факторами совокупного спроса. Стимулирование ка­питаловложений происходило на основе низких про­центных ставок, а через общественные работы регули­ровалась занятость населения. Однако в послевоенный период страны Западной Европы и Япония, развивав­шиеся более высокими темпами, существенно потесни­ли экономические позиции США. Так, в середине XX в. доля США в ВВП капиталистического мира состав­ляла 47 %, в промышленном производстве - 51, во внешнеторговом обороте - 16,5%. США опережают своих конкурентов на ключевых направлениях науч­но технического прогресса, определяющих перспекти­вы развития экономики, в частности в производстве средств автоматизации, электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и информационных систем, лазерной техники и полупроводников, атомной энергетике и авиакосмической промышленности. Ускоренное разви­тие этих отраслей привело к глубоким качественным изменениям современных производительных сил США.


    Изменилась структура экономики (появились новые отрасли), произошли перевороты в научных концеп­циях, технике и технологии. Вместе с тем в 70-е гг. (1969 - 1971 и 1974 - 1975) страна пережила два тяжелых промышленных кризиса, которые сопровож­дались ростом цен, резкими диспропорциями в топ­ливно-энергетическом балансе страны, расстройством внешнеторговых и валютно-финансовых операций и общим кризисом государственных методов регулиро­вания экономического роста. К 80-м гг. снизились тем­пы прироста ВНП до 2,8 %. Общее замедление темпов экономического роста было обусловлено прежде всего вялостью инвестиционных процессов в сфере матери­ального производства. Валовые частные инвестиции увеличились за 10 лет в среднем только на 27 %. Одна­ко замедление темпов экономического развития было связано не только с вялостью инвестиционных процес­сов, но и с сокращением прироста потребительских и государственных расходов, что обусловило значитель­ную недогруженность производственных мощностей, а значит, и низкие темпы прироста промышленного про­изводства.

    Четырехкратный рост цен на нефть на мировом рынке также создал экономические проблемы в стране и поставил перед США задачу структурной перестрой­ки топливно-энергетического комплекса. Решить ее предполагалось путем увеличения добычи угля и пе­ревода промышленных и коммунальных предприятий на использование угля вместо нефти и газа, ускорен­ного производства жидкого горючего из угля и слан­цев, развития атомной, солнечной и геотермальной энер­гетики. Большое значение придается рациональной структуре использования энергии, ужесточению стан­дартов ее потребления и стимулированию экономного расходования. В этой ситуации назрела необходимость новых теоретических и практических подходов к го­сударственному регулированию экономического роста с учетом факторов совокупного предложения.

    С приходом к политической власти неоконсервато­ров во главе с Р. Рейганом были реализованы новые модели экономического роста. Суть их заключалась в


    переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике совокупного предложения на ос­нове стимулирования инвестиций в машины, оборудо­вание и перспективные технологии. Сторонники «кон­цепции предложения» (А. Леффер, П.Роберте, Дж. Ва-ницки и др.) ориентируют на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы, которые сводятся к трем основным направлениям воз­действия государства на экономический рост:

    стимулирование НТП и развитие наукоемких от­раслей;

    увеличение государственных расходов на образо­вание, подготовку и переподготовку квалифицирован­ных кадров в масштабе страны;

    перестройку налоговой системы путем повсемест­ного уменьшения предельных налоговых ставок как для отдельных индивидов, так и для деловых пред­приятий. Уменьшение налогов в 1981 г. сократило, во-первых, предельные налоговые ставки с конкретного индивида с 70 до 50 %, во-вторых, снижение налогооб­ложения усилило инвестиционные мотивы в деловых сферах. Налоговая реформа 1986 г. в США вызвала дальнейшее уменьшение предельных налоговых ста­вок, но сопровождалась она повышением налогообло­жения прироста и увеличения рыночной стоимости капитала, что не способствовало развитию инвестици­онных процессов. Предполагалось, что сокращение"на­логовых ставок должно способствовать личной заинте­ресованности каждого к высокопроизводительному труду, а также поощрять процессы сбережения и ин­вестирования. Дальнейшее повышение роста естествен­ного уровня реального объема производства требовало реформирования структуры управления, системы соци­ального обеспечения и использования достижений НТП.

    Такая экономическая концепция вошла в противо­речие не только с кейнсианской моделью, ориентиро­вавшейся на активизацию факторов совокупного спро­са, но и с монетаристской. Основные претензии к сто­ронникам монетаристского подхода состояли в следу­ющем: по мнению авторов изложенной экономической программы, медленный рост количества денег, находя-


    щихся в обращении (на уровне 3 % в год), ограничи­вал возможности экономического роста. Отрицая жес­ткий 3% ный контроль за увеличением денежной мас­сы, они слишком большое внимание уделяли уровню цен как промежуточной цели денежно-кредитной по­литики. Снижение уровня цен на основные товары широкого потребления в начале 80-х гг. утвердило мно­гих сторонников «концепции предложения» во мне­нии, что проводимая в тот период денежно-кредитная политика характеризовалась рядом искусственных ог­раничений. Однако главными целями макроэкономи­ческого регулирования экономического роста современ­ных теории США являются высокие темпы роста про­изводства, решение социальных проблем, проблем за­нятости, безработицы, инфляции, бедности и повыше­ния благосостояния населения, которые успешно ре­шаются с помощью привлечения иностранных инвес тиций и экспорта капитала в другие страны с целью более эффективного их приложения и использования.

    Государственное регулирование экономического роста Японии осуществлялось с учетом активизации факторов совокупного предложения, характерной осо­бенностью которого является значительное превыше­ние уровня роста производительности труда над уров­нем заработной платы. Совокупный спрос государство сдерживает путем незначительного ежегодного увеличе­ния ассигнований на общественные работы и снижения учетной ставки центрального банка (банка Японии).

    Кризисы, охватившие многие развитые капиталис­тические страны, в разные годы усугубляли положе­ние Японии, так как она в значительно большей сте­пени, чем другие страны, зависела от внешних рын­ков, где она реализовала большую половину своей промышленной продукции. Повышение цен на энер­горесурсы на мировых рынках вызвало бурные ин фляционные процессы, усугубленные спекулятивны­ми операциями международных нефтяных и дру­гих монополий. Это привело к совершенно необычно­му явлению для кризисного периода: в условиях низ­кого спроса наблюдалось резкое повышение оптовых и розничных цен.


    Кризис повлиял и на инвестиционную активность частных предприятий: резко сократились расходы на приобретение машин и оборудования. Даже в период оживления прирост инвестиций осуществлялся медлен­но, что тормозило развитие экономики. Это было связа­но прежде всего с относительным перенасыщением основного капитала, ослаблением спроса и ухудшени­ем финансового положения фирм. Многие отрасли материального производства (сталелитейная, судостро­ительная, химическая, нефтехимическая и др.) резко сократили свои капиталовложения, а государство не могло им компенсировать такое сокращение.

    Сложившаяся экономическая ситуация вызвала повышение уровня безработицы, который увеличивал­ся даже в условиях оживления и подъема экономики.

    Япония относится к числу стран с высокой концен трацией и централизацией производства и капитала. В результате послевоенных преобразований прежние японские «дзайбацу» были распущены, но они вновь возродились, превратившись в мощные финансово-мо­нополистические группы, такие как «Мицубиси», «Ми цуи», «Сумитомо» и др.

    Процессы концентрации и централизации соб­ственного капитала, а также привлечение иностранных инвестиций дали возможность Японии реализовать крупные инвестиционные проекты в промышленнос­ти и уже в 80-е гг. выйти на передовые позиции в мире по производству теле- и радиотехники, авто­мобилей, в электронике, тяжелом машиностроении и др.

    Япония участвует в инвестиционных проектах по созданию различных комплексов по добыче и перера­ботке руд черных и цветных металлов, выпуску това­ров химической и нефтехимической промышленнос­ти и производству товаров электронной промышлен­ности на Ближнем Востоке, в Юго Восточной Азии, Латинской Америке, Китае и других странах мирового сообщества.

    Характерной особенностью стран Западной Европы является то, что в послевоенный период их экономика развивалась высокими темпами, особенно в 50-е гг.


    Высокие темпы экономического роста большинства западноевропейских стран были достигнуты благода­ря их ориентации на факторы совокупного предложе­ния. В частности, примерно до середины 50-х гг. важ­ную роль играл такой фактор, как массовое обновление основного капитала. Это относится прежде всего к тем странам, которые наиболее тяжело пострадали от вой­ны. Необходимо отметить, что обновление основного капитала происходило в условиях бурного развития НТР. Кроме того, в 50-е гг. в этих странах была весьма высокой норма накопления, превышавшая, как прави­ло, 20 %. Исключение составляла лишь Англия.

    Обилие квалифицированной, относительно дешевой рабочей силы и совокупный спрос населения на това­ры длительного пользования бытового назначения (ав­томобили, телевизоры и т.д.) способствовали поддер­жанию высоких темпов экономического роста.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...