Главная функция центральный банк. Что такое Центральный банк России: какие функции выполняет и кому принадлежит Центробанк РФ


Здравствуйте, друзья!

Не буду утомлять вас вступлением, потому что тема, за которую я сегодня взялась сложная даже для экономически подкованного человека. Не говоря уж об обычных гражданах нашей страны.

Зачем тогда вообще за нее браться? Дело в том, что в последние годы мы постоянно слышим о колебаниях курса рубля, ставок по вкладам и кредитам, золотовалютных резервах государства и т. д. Все это оказывает влияние на экономику, а значит, и на жизнь рядового человека. Но кто стоит за этими колебаниями? Центральный банк России.

Считаю, мы должны быть в курсе того, кто же влияет на нашу жизнь. Поэтому в статье буду переводить вам на русский язык основные положения законодательства, которые касаются главного банка страны.

Центральный банк России. Что это такое, кому подчиняется и кто им управляет? Вопросов много. Начнем по порядку.

Центральный банк, он же Центробанк, ЦБ и Банк России, – это орган, основной целью которого является обеспечение устойчивости нашей национальной валюты (рубля), поддержание стабильности цен и создание условий для экономического роста страны.

Если вы воспринимаете Центральный банк как один из многих банков в нашей стране, например, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и т. д., то глубоко ошибаетесь. Это особый банк со своим особенным правовым статусом и специфическими функциями. Он – главный над всеми остальными кредитными и некредитными организациями.

Статус, цели, функции и полномочия деятельности ЦБ закреплены в Конституции РФ, а также в законе о Центробанке. Уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и любое другое имущество банка является федеральной собственностью. Он имеет право им владеть и распоряжаться.

А вот никакой другой государственный орган без согласия ЦБ не может в отношении этого имущества совершать какие-нибудь действия. Этот момент становится интересным в свете того, что именно Центробанк хранит золотовалютные резервы нашей страны.

Получение прибыли не является целью Центробанка. А существует он на самоокупаемости. То есть тратит на свое содержание то, что заработал. Львиную долю доходов, 75 %, перечисляет в федеральный бюджет РФ.

Кому принадлежит ЦБ РФ? Главный принцип существования банка – это его независимость. Он не принадлежит ни одной из государственных структур, не подчиняется им, а только взаимодействует с различными ветвями власти. Поэтому назвать владельцем банка государство нельзя. С другой стороны, Центробанк, безусловно, государственное учреждение. Вот такой вот парадокс.

Центробанк – очень интересная структура для изучения юристами. В нем слишком много противоречий или элементарных законодательных пробелов. Так и живем с 1990 года.

Во-первых, ЦБ – это юридическое лицо, но без организационно-правовой формы. В Гражданском кодексе все существующие формы подробно расписаны. Например, ООО, ПАО, ГУП и целый ряд других. У ЦБ нет ни одной из существующих. Он сам по себе, вне гражданско-правового поля.

Во-вторых, банк не подчиняется ни одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной). Тогда к какой ветви он сам относится? Ответа нет. У банка своя особая ветвь, которую мы можем назвать как угодно. Например, финансовая власть. Юридически это нигде не закреплено.

В-третьих, ЦБ не отвечает по финансовым обязательствам своей страны. В случае бедственного положения государства оно не сможет взять кредит в банке или воспользоваться накопленными резервами. А с другой стороны, Центробанк активно кредитует другие страны.

Последний парадокс связан, в первую очередь, с тем, что Центробанк обязан подчиняться правилам Международного валютного фонда. Согласно им, ЦБ не имеет право кредитовать свое собственное государство. И не может выпустить в обращение денег больше, чем выручило государство на международном рынке от продажи своих товаров, работ и услуг.

И таких казусов еще очень много. Я не юрист, поэтому не хочу углубляться в поиск противоречий. Меня обязательно подловят на какой-нибудь неточности. Вернемся к простой констатации фактов.

Функции ЦБ

Центробанк выполняет следующие основные функции:

  1. Вместе с Правительством России разрабатывает, а потом реализует денежно-кредитную политику. Я хочу остановиться на ней более подробно в завершении этой статьи.
  2. Имеет монопольное право на выпуск (эмиссию) денег в обращение, в т. ч. разрабатывает дизайн монет и бумажных купюр. Изъятие из обращения старых или испорченных денег тоже находится в ведении только Центробанка.
  3. Регулирование и контроль деятельности кредитных и нефинансовых организаций (выдает им лицензии, приостанавливает или отзывает их). Центробанк не работает с физическими лицами. Посредниками выступают коммерческие банки и другие финансовые организации.
  4. Управляет золотовалютными резервами страны.
  5. Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Устанавливает официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам. Разрабатывает меры по стабилизации курса.
  6. Разрабатывает правила проведения банковских операций. Может издавать свои нормативные акты, которые обязательны к исполнению всеми участниками банковского рынка, государственными органами, юридическими и физическими лицами.
  7. Анализирует и прогнозирует развитие российской экономики.
  8. Является банкиром Правительства. Обслуживает государственный долг и бюджет.

Функций значительно больше, но я представила основные и понятные для большинства граждан нашей страны. На некоторых остановлюсь подробнее, потому что они могут повлиять на жизнь конкретного гражданина или организации.

Мы можем и не следить за развитием мировой экономики и плохо представлять себе, что такое денежно-кредитная политика. Но исполнение ЦБ некоторых своих функций в один прекрасный день перевернет жизнь с ног на голову.

Контроль деятельности коммерческих банков

Немного статистики:

  • за 2015 год ЦБ отозвал лицензию у 90 банков;
  • в 2016 году – у 94;
  • в 2017 – у 47;
  • в 2018 – пока у 38.

И это далеко не только мелкие региональные банки, но и крупные, которые входили в топ-50. Например, банк Югра. Не будем вдаваться в подробности, за что с ними так обошлись. Для нас гораздо важнее, как это повлияло на рядовых граждан. Физические лица получили вложенные в эти банки средства с помощью в пределах максимальной суммы в 1,4 млн. руб. А кто вложил больше, встали в очередь за оставшимися деньгами.

Сложнее ситуация с юридическими лицами, кто открыл в ликвидированных банках расчетные счета для обслуживания своего бизнеса. Их сразу поставили в очередь и неофициально объявили, что вероятность получить назад хранящиеся на счетах деньги близка к 0. А ведь за каждым бизнесом стоят конкретные люди. Для некоторых сложившаяся ситуация стала настоящей катастрофой.

Установление ключевой ставки

В последние годы за новостями о повышении или понижении ключевой ставки стало следить чуть ли не все сознательное население нашей страны. Что это за ставка и как она может повлиять на нашу жизнь?

Ключевая ставка – это ставка, по которой берут кредиты в Центробанке коммерческие банки. К этой ставке они накручивают еще несколько процентных пунктов и выдают кредиты населению или организациям. Поэтому при низкой ключевой ставке такими привлекательными становятся потребительские и ипотечные кредиты.

Что значит дешевые кредиты? Население и коммерческие организации получают доступ к деньгам. Одни начинают больше покупать, а другие – больше производить. Растет спрос, начинают расти цены и инфляция. Центробанк повышает ставку, чтобы сбить этот рост.

С помощью ключевой ставки ЦБ регулирует денежно-кредитную политику, основной целью которой является снижение инфляции и повышение покупательской способности населения.

Регулирование валютного курса

У нас установлен плавающий курс рубля по отношению к иностранным валютам. Курс определяется по итогам торгов на межбанковском валютном рынке. Как это может отразиться на нас?

Во-первых, многие продолжают делать свои накопления именно в валюте. А меняющийся курс делает такую форму сбережения денег не всегда привлекательной.

Во-вторых, рост долларов или евро приводит и к росту цен на товары и услуги внутри страны. Почему? Потому что мы, к сожалению, до сих пор зависим от импорта оборудования, материалов, технологий, продуктов питания. Чем быстрее переведем страну на импортозамещение, тем меньше будем зависеть от валютного курса.

Структура ЦБ

Где зарегистрирован ЦБ? В Москве, центральные органы управления находятся там же, на ул. Неглинной, 12.

Во главе банка стоит председатель. С 2013 года это Эльвира Набиуллина. Кто назначает главу Центробанка России? Кандидатуру на этот пост Государственной Думе представляет президент РФ. Именно Дума рассматривает и утверждает председателя банка на 5-летний срок. Один и тот же человек не может быть им 3 срока подряд.

Управляющим органом является Совет директоров, который состоит из 14 человек. Это люди, которые работают только в Банке России и нигде больше. Они не имеют право состоять в каких-либо партиях или объединениях.

В их обязанности входит:

  • вместе с Правительством РФ разработка направлений денежно-кредитной политики страны,
  • рассмотрение вопросов развития финансовой системы,
  • установление правил поведения в банковской системе и т. д.

Членов Совета директоров также назначает Государственная Дума после представления председателем. Каждая кандидатура согласовывается с президентом.

Еще одним органом в структуре ЦБ является Национальный финансовый совет. В его состав входят председатель ЦБ и представители:

  • Совета Федерации – 2 человека;
  • Государственной Думы – 3 человека;
  • президента РФ – 3 человека;
  • Правительства РФ – 3 человека.

Итого 12 человек. Представители не работают в банке, кроме председателя, и не получают зарплату за участие в ежеквартальных заседаниях совета. Они в основном:

  • рассматривают годовой отчет ЦБ;
  • решают административно-хозяйственные вопросы деятельности банка;
  • рассматривают вопросы развития и совершенствования финансового рынка, банковской системы;
  • обсуждают проект денежно-кредитной политики страны.

Взаимоотношения Центрального банка с государственными и финансовыми структурами

Государственные органы власти

Центральный банк не подчиняется ни одному государственному органу власти. Свои ежегодные отчеты он представляет в Государственную Думу, но не выполняет ее указания.

Представитель Центробанка участвует во всех заседаниях Правительства РФ. Может присутствовать и на заседаниях в Госдуме, если там рассматриваются вопросы экономической или финансово-кредитной политики. Правительство и Центробанк совместно обсуждают экономическую политику, консультируют друг друга и координируют работу.

Мы уже говорили, что представители исполнительной и законодательной власти участвуют в Национальном финансовом совете.

ЦБ РФ не кредитует дефицит бюджетов любых уровней: федерального, регионального или местного. А вот сами средства этих бюджетов хранятся в Центробанке.

Коммерческие банки

Еще раз повторю, что Центральный банк не работает с физическими лицами, т. е. в него нельзя прийти за кредитом или положить деньги на депозит. Для этого существуют коммерческие банки. А вот для них Центробанк – вышестоящий орган, который их контролирует.

Например, ЦБ может лишить лицензии любой коммерческий банк. В последние годы такая чистка приобрела массовый характер. Или наоборот принять меры для санации, т. е. оздоровления какого-либо банка. Сегодня в процессе оздоровления находятся 22 российских коммерческих банка.

ЦБ использует целый ряд инструментов регулирования банковской системы, главной целью которых является защита вкладчиков и кредиторов.

Перед написанием статьи я обсуждала ее со своим мужем. Услышала от него интересный факт. Он сказал: “Ты знаешь, что очень многие люди ассоциируют Центробанк со Сбербанком? Считают, что это одно и то же”. Так вот, разъясняю. ЦБ владеет половиной акций Сбербанка плюс одна. Получается, что последний – это наполовину государственный, а наполовину коммерческий банк. А главная цель любой коммерческой структуры – получение прибыли.

Денежно-кредитная политика

Основной целью денежно-кредитной политики, которую проводит ЦБ, является обеспечение инфляции в пределах 4 %. Эта цифра зафиксирована в проекте политики на 2019 – 2021 годы. И основным инструментом для достижения этой цели является регулирование ключевой ставки.

Кроме регулирования ставки есть и еще ряд инструментов. Например:

  • установление предельных размеров резервов коммерческих банков,
  • валютные интервенции,
  • выпуск облигаций,
  • регулирование денежной массы в стране.

Следует иметь в виду, что влияние этой политики на экономику в целом и благосостояние отдельного гражданина носит долгосрочный характер и не может проявиться здесь и сейчас. Поэтому для разработки действительно эффективных инструментов ЦБ составляет прогнозы и оценивает риски.

Заключение

Надеюсь, вы осознали, что Центральный банк России – это не какая-то очередная государственная структура, которая находится далеко и высоко, и рядовому жителю нашей страны глубоко наплевать на работу этого ведомства. Может, и наплевать, конечно, до того самого момента, когда вдруг цены в магазине поскачут галопом, а зарплата останется на прежнем уровне. А ваши рублевые накопления обратятся в пыль.

Повлиять мы на этот процесс, к сожалению, не сможем. Но принять какие-то меры по обеспечению своей вполне в состоянии.

Может быть, теперь вы с большим пониманием будете слушать новости о мерах Центробанка по стабилизации экономики. Хотя сторонников всегда почти столько же, сколько и противников любых инициатив.

А есть у вас какие-то реальные истории из недалекого прошлого, связанные с обесцениванием рубля в 90-е или уже в последние 10 лет? Насколько сильно они повлияли на вашу жизнь?

Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности

Кафедра бухучета и финансов


Контрольная работа

по финансам, денежному обращению и кредиту

студентки 4 курса факультета

"Экономика и предпринимательство",

специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,

Панкратьевой Екатерины Олеговны



Тема:

Функции Центрального банка РФ


1. Понятие кредитной системы.

2. Роль и задачи ЦБ РФ.


Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятель­ное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулиру­ющего органа денежно-кредитной системы страны. На­ходится в собственности Российской Федерации.


Функции ЦБ РФ

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

Разработка и проведение кредитно-денежной поли­тики;

Регулирование денежного обращения;

Регулирование деятельности кредитных организа­ций и осуществление контроля за ними;

Осуществление безналичных расчетов в общенаци­ональном масштабе;

Организация валютного регулирования;

Хранение золотовалютных резервов страны.

Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:

Установление правил, регламентирующих деятель­ность кредитных организаций;

Осуществление надзора за деятельностью кредит­ных организаций;

Установление и осуществление контроля за соблю­дением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;

Установление резервных требований;

Рефинансирование кредитных организаций;

Проведение дисконтной политики;

Проведение операций на открытом рынке;

Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все пере­численные выше инструменты.

Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной це­лью этого шага являются: приближение российской от­четности к международным стандартам, повышение ин­формативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функци­онировании экономического механизма России и разви­тых индустриальных стран Запада не позволяет в пол­ной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижа­ет качество анализа и контроля за финансовым состоя­нием российских банков.

Большое внимание уделяется вновь создаваемым бан­кам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирова­ния, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.

В целях обеспечения экономических условий для ус­тойчивого функционирования банковской системы и за­щиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ уста­новлены обязательные экономические нормативы дея­тельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвид­ности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредит­ной организацией отдельных нормативов влечет нало­жение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.

В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определе­нию критериев степени проблемности банков. Эти кри­терии используются подразделениями ЦБ РФ при про­ведении надзорных проверок и разработке мер воздейст­вия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации бан­ков либо их ликвидации.

Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частич­ное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обяза­тельного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в кри­тических ситуациях для их исправления практически невозможно.

Под рефинансированием банков понимается кредито­вание банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необ­ходимое количество кредитных ресурсов из других ис­точников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие процен­ты и полностью обеспечиваются залогом.

Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все бо­лее величину штрафных санкций к банкам.

В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банков­ской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-прода­жи государственных ценных бумаг. Из всех обяза­тельств, обращающихся на рынке, государственные цен­ные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдель­ный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вто­ричных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.

А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значи­тельного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протя­жении последних лет привела к значительному сокра­щению доли спекулятивных валютных операций от об­щего объема проводимых банками.

Роль Центрального банка РФ

Как извест­но, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихий­ный характер. На определенном этапе развития цивили­зации общество начинает понимать необходимость огра­ничения указанного стихийного начала рынка, миними­зации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потре­бители, и посредники.

Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возмож­ности стихийно-разрушительное начало, внутренне при­сущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного кон­троля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регу­лятора рыночных отношений поручаются такому госуда­рственному институту, как центральный банк.

В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятель­ности должно преследовать три главные цели:

создание (поддержание) общих условий цивилизован­ного функционирования рынка, всего народного хозяйства;

стратегическое планирование науки и научно-техни­ческого прогресса;

решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк приме­нительно к своей сфере должен участвовать в достиже­нии всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:

поддерживать правопорядок в финансовой сфере, за­ставлять участников денежно-кредитных отношений вы­полнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;

осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правиль­ное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

выполнять или организовывать выполнение общезна­чимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасно­сти банковской системы и т.д.);

добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, те­мпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нор­мального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих це­лей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обес­печения приемлемых общих условий для своей деятель­ности.

Отсутствие таких общих условий может иметь неско­лько объяснений.

Во-первых, их могли еще не успеть создать. Примени­тельно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состо­яния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.

Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.

В-третьих, здесь может сказываться влияние ориен­тации властей и части самих предпринимателей на созда­ние дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российс­ком обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.

Следует только заметить, что в рамках такого подхо­да уже неочевидна сама необходимость иметь и совер­шенствовать Центральный банк РФ как таковой. Перво­бытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного кур­са, государство в лице правительства добровольно уда­лилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ долж­ны быть снова призваны и другие органы государствен­ной власти и управления.

В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообще­ством, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на со­бственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие националь­ной банковской системы.

Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это до­статочно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.

Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).

Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обсто­ятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собст­венной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных орга­низаций.

В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» от­мечается: «Независимый статус ЦБР в системе государ­ственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демо­нстрирует независимость по отношению к нижнему уров­ню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...

Естественная разобщенность и зачастую противоре­чивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заин­тересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная полити­ка ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...

Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятель­ности.

Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определя­ет позиции ЦБР относительно всего спектра его обяза­тельств перед вторым уровнем банковской системы. Та­кие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».

Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. На­до только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и со­юзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:

качество и направленность подзаконных актов, пре­жде всего нормативных актов самого Банка России;

желание и готовность ЦБ РФ четко и последователь­но отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполни­тельной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;

качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы анали­тической;

персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.

Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действитель­ном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).

В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он пра­вильно отражает эти потребности).

«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вто­рых, что требуется для обеспечения такой степени неза­висимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.

Центрального банка РФ

Вопрос 23. Функции и задачи

2. Основные задачи Центрального банка

1. Центральный банк выполняет следующие основные функции:

функцию эмиссионного центра - заключается в том, что Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск банкнот. Объемы эмиссии наличных денег регулируются Банком с расчетом общих затрат его денежно-кредитной политики. Сам выпуск наличных денег осуществляется путем продажи банкнот и монет коммерческим банкам в обмен на их резервы в Центральном банке.

Значение функции эмиссионного центра несколько снижено, так как банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран. Однако банкнотная эмис­сия по-прежнему необходима для платежей в розничной тор­говле. Чем выше доля обращения в стране, тем выше значение банковской эмиссии;

функцию "банка банков". Особая роль Центрального банка в кре­дитной системе состоит также в том, что главными его клиен­тами являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Коммерческие банки выступают посредниками между экономикой и Центральным банком.

Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в Цен­тральном банке. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк является для коммер­ческих банков кредитором последней инстанции. Он осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг;

функцию банка правительства. Независимо от принадлежности капитала Центральный банк тесно связан с государством. Цен­тральный банк выступает главным банкиром государства и советников правительства по финансовым и монетарным проблемам.

Казначейство хранит свои свободные средства на текущих счетах в Центральном банке, которые оно использует для своих рас­ходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на Центральный банк. Вместе с тем Цен­тральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денеж­ными средствами казначейства, выполняет бесплатно для не­го операции по исполнению бюджета. Так, по поручению ка­значейства Центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляют на его текущий счет. В условиях дефицита государственного бюджета усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Управление государственным долгом осуществляется с помощью опера­ций Центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним. Центральный банк использует следующие методы управления государственным долгом:


- покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность;

Изменяет условия продажи государственных обязательств;

Различными способами повышает привлекательность госу­дарственных обязательств для частных инвесторов;

функцию валютного центра. Исторически сложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были, сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются как гарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсов национальных валют. От имени пра­вительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золото­валютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путем учетной политики и балансов, участвует в операциях ми­рового рынка ссудных капиталов. Как правило, Центральный банк представляет свою страну в международных и региональ­ных валютно-финансовых учреждениях;

функцию денежно-кредитного регулирования, которая на совре­менном этапе является важнейшей функцией Центрального банка. Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного ре­гулирования экономики, являющегося составной частью эконо­мической политики правительства. Главными целями денежно-кредитной политики являются: достижения стабильного эконо­мического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнива­ние платежного баланса;

функцию выпуска государственных ценных бумаг. Центральный банк определяет условия их выпуска и место размещения. Опе­рации с государственными ценными бумагами позволяют:

- обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита;

Способствовать проведению более эффективной денежной по­литики;

Обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все про­чие элементы рынка капитала.

2. Для реализации своих функций в процессе своей деятельности Цен­тральный банк России выполняет следующие задачи:

Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и про­водит единую государственную денежно-кредитную политику:

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и органи­зует наличное денежное обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

Устанавливает единые для всей страны правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не ус­тановлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполни­тельной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и испол­нение бюджетов;

Осуществляет эффективное управление золотовалютными ре­зервами Банка России;

принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организация­ми в соответствии с федеральными законами;

Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходи­мых для выполнения функций Банка России;

Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

определяет порядок осуществления расчетов с международным организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

Устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных ва­лют по отношению к рублю;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской федерации и организует составление платежного ба­ланса РФ;

Выполняет иные задачи.

Главным финансовым учреждением страны является Федерации, г. Москва. Это особая организация, основная цель которой - регуляция финансовой и Центральный банк Российской Федерации (Москва, улица Неглинная, 12) является связующим звеном между исполнительной властью и всеми направлениями экономики.

Данное учреждение создано тринадцатого июля 1990 года. Оно является преемником ГБ СССР.

Чем является учреждение и кому принадлежит?

Центральный банк не затрагивает деятельность физических лиц. Основные контрагенты - все банки страны, независимо от формы собственности. Является юридическим лицом, имеет собственный капитал и Устав. Но при этом полностью находится в Федеральной собственности. Другими словами, принадлежит государству.

Выполняемые функции

Центральный банк Российской Федерации - это организация, в обязанности которой входит более двадцати аналитических и практических функций:


Региональная структура

Центральный банк Российской Федерации имеет представительства в каждом из девяти федеральных округов. Помимо этого, существует развитая сеть филиалов практически в каждом крупном городе.

Наиболее значимыми федеральными представительствами являются Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации, а также Северо-Западное и Уральское отделения.

Что такое ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации?

Одной из основных задач главного финансового учреждения является кредитование банковской системы. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - размер процентной ставки в исчислении одного календарного года, которая подлежит возмещению кредитными организациями за предоставленный займ. Данное значение подвергается постоянной корректировке в зависимости от ситуации на денежном рынке страны, а также от инфляции и показателей валового внутреннего продукта. Это главный инструмент макроэкономического регулирования в государстве.

Задачи центральных банков относительно инфляции

Задача Центрального банка страны - держать постоянный баланс с помощью этого показателя. Слишком высокое значение, несомненно, остановит скачок цен, но при этом замедлит финансовый рост. И, наоборот, слишком низкие показатели помогут насытить экономику большим количеством дешевых денег, но при этом инфляция становится угрожающе неконтролируемой, что впоследствии неминуемо приведет к изменению стратегической модели планирования.

Вместе с тем, учетная ставка является индикатором для инвесторов. Данные могут как привлечь, так и оттолкнуть потенциально заинтересованную компанию. Одно дело, когда всегда можно рассчитывать на помощь банковской системы страны. И совсем другое - когда для инвестиций необходимо использовать лишь свои собственные средства. Риски вырастают соответственно.

Размеры учетных ставок в мире

На текущий момент размер учетной ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, составляет одиннадцать процентов годовых.

Это далеко не самый низкий показатель в мире. Так, размер учетной ставки до двух процентов зафиксирован финансовыми институтами Дании, Норвегии, Новой Зеландии, Австралии, Канады, Японии, Великобритании, Еврозоны и США.

В банках Швейцарии и Швеции ключевой показатель вообще отрицательный. Данные нововведения связаны с практически нулевой инфляцией в странах. Объемы экспорта продолжительное время катастрофически снижались, что создавало серьезный риск удешевления национальных валют - швейцарского франка и шведской кроны. Также это нередко приводило к снижению интересов потенциальных инвесторов.

Отрицательная учетная ставка подразумевает то, что учреждения страны платят Центральному банку за услуги хранения средств в его депозитариях. Развитые государства всерьез рассматривают введение этого новшества и для вкладов физических лиц.

Размеры учетной ставки ЦБ РФ за время деятельности

Размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации серьезно колебался в зависимости от происходивших процессов в стране.

Начиная с момента образования нового государства, данный показатель существенно изменялся, порой по несколько раз за неделю.

Вплоть до 2003 года он превышал значение в двадцать процентов. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в разные периоды доходила и до двухсот десяти процентов (в 1994 г. значение продержалось до конца апреля следующего года). В целом с июня 1993 по июль 1996 года значение превышало сто процентов годовых. Слаженные усилия правительства и банкиров позволили постепенно утихомирить финансовую бурю. И в июне 1997-го значение достигло вполне приемлемых двадцати одного процента. Но разразился кризис, и последовавший за этими событиями дефолт вновь неоднократно сильно толкал значение вплоть до ста пятидесяти процентов. Этот показатель был зафиксирован двадцать седьмого мая 1998 года. Но уже через неделю он опустился до шестидесяти.

С января 2004 года и по сей день главный индикатор страны не превышал пятнадцати процентов.

Первого июня 2010 г. был зафиксирован рекорд, который установил Центральный банк Российской Федерации - ставка составила всего семь целых семьдесят пять сотых процента.

Эмиссия денег

Одной из самых главных функций, которую реализует Центральный банк Российской Федерации, является эмиссия денег - выпуск денежных средств в оборот, которые увеличивают их общую массу.

Задачами главного учреждения в этой сфере являются контроль над количеством денег в обороте, обмен негодных к употреблению (ветхих) банкнот, а также своевременная смена дизайна купюр для эффективного противодействия фальшивомонетчикам.

Данную функцию ЦБ сложно переоценить, ведь рубль является единственным возможным средством платежа на территории страны.

Выпуск денег осуществляется в наличном и безналичном виде.

Российская валюта не подкреплена ценными металлами, а также не имеет других соотношений эквивалентности.

Эмиссия наличного рубля

Наличные бумажные денежные средства представляют собой купюры достоинством от пяти до пяти тысяч рублей. Обладают всеми необходимыми современными защитными средствами - водяными знаками, защитной нитью, узорами тонких линий, микротекстом, волокнами, светящимися в ультрафиолетовом излучении, обозначением номинала металлизированной краской, рельефными элементами, оттенками цвета, изменяемыми в зависимости от угла обзора.

Минимальный номинал монеты, выпущенной в обращение Центральным банком Российской Федерации, - одна копейка. Максимальный - десять рублей.

Чеканят их на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах из таких металлов и сплавов, как мельхиор, сталь, медь, цинк, никель, латунь.

Эмиссия безналичных денег

Эта форма эмиссии является основой безналичных счетов. Преследуемая цель - удовлетворение необходимой потребности участников рынка в оборотных средствах. Зачастую капитала организации недостаточно для выполнения определенной функции. При некоторых обстоятельствах могут быть выпущены дополнительные деньги для выполнения поставленной финансовой задачи. Процесс действует на основе банковского (депозитного) мультипликатора.

Это уникальный метод, поскольку эмиссию электронных денег, наряду с Центральным банком, могут проводить банковские институции и даже кредитные организации. Конечно же, под строгим контролем надзорного органа.

Злоупотребить процессом крайне сложно, ведь подобная эмиссия производится исключительно с целью кредитования рыночного хозяйства.

Банк банков

Центральный банк Российской Федерации выполняет надзорную функцию над всей банковской системой.

В первую очередь это выдача лицензий. А впоследствии - постоянный контроль над деятельностью субъекта хозяйствования, его ликвидностью. В случае необходимости практикуется оздоровление путем введения куратора. Лишение права ведения валютной деятельности или полное аннулирование банковской лицензии осуществляется в случае невозможности работы на финансовом рынке.

Центральный банк создает благоприятную среду для функционирования кредитных институций, регулирует и производит кредитование.

Заключение

Является важным составляющим звеном отечественной экономики. Оно призвано сохранить финансовую стабильность страны, используя широкий спектр возможностей для этого.

ЦБ - главное звено кредитной системы;

Коммерческий банк - основное звено кредитной системы.

В России ЦБ был создан в 1860 г. Первые ЦБ возникли в мире значительно раньше. Первый ЦБ был создан в Швеции - Риксбанк - в 1668 г. Одним из первых был банк Англии - 1694 г.

В отличие от Банка Англии, который был создан снизу (вырос из общей системы банков), в России ЦБ был создан сверху. При этом ЦБ России всегда был подчинен Минфину (за искл. 20-х гг.) В целом выделение из общего числа банков центрального банка означает начало формирования двухуровневой банковской системы.

Основные отличительные особенности ЦБ от коммерческих банков:

ЦБ не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли, что является целью коммерческих банков.

Центральные банки обычно являются государственными, централизованными институтами, в то время как коммерческие банки, как правило, - частные или акционерные.

Управляющие ЦБ более тесно связаны с работой правительственных органов, чем их коллеги в к/б.

Центральные банки выполняют функцию руководства деятельностью коммерческих банков, законотворческую функцию, т.е. выпускают необходимые инструктивные и другие материалы, регулирующие деятельность к/б.

ЦБ может воздействовать на деятельность к/б и других кредитных институтов, в особенности в отношении кредитования. Эта функция реализуется, как правило, в процессе варьирования, изменения учетной ставки, а также при установлении предельных норм обязательных резервов.

Центральные банки выполняют эмиссионную функцию, осуществляют контроль за выпуском и изъятием денег из обращения.

ЦБ не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, а ведут обычно банковские счета правительства.

Центральные банки выполняют роль кредиторов последней инстанции по отношению к другим банкам, для чего используются различные методы экономического воздействия на к/б:

    операции на открытом рынке;

    изменение официальной учетной ставки ЦБ;

    проведение операций с депозитами;

    установление нормы обязательных резервов и др.

Центральные банки не выполняют всех функций и операций банков, например, не обслуживают клиентуру (за искл. Госбанка СССР, Банк Англии - для сотрудников, Банк Франции).

В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является органом гос. регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В ЦБ хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правит. органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально гос-ву не принадлежат (ФРС -акционерный, Швейцарский нац. банк), либо гос-ву принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные банки проводят политику гос-ва и работают как гос. органы.

Важная характеристика деятельности ЦБ - степень их самостоятельности, независимости. Существенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективной деятельности банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. В то же время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер, т.к. экономическая политика гос-ва не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой ЦБ. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. По закону РФ ЦБ России правительству не подчинен.

Основные функции ЦБ России:

В соответствии с законом "О ЦБ", Банк России выполняет следующие функции:

    аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва;

    размещение денежных средств;

    организация денежного обращения и эмиссионная деятельность;

    денежно-кредитное регулирование;

    организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и путем безналичных перечислений;

    расчетно-кассовое исполнение гос. бюджета;

    внешнеэкономические функции;

    регулирование деятельности к./банков и др. кредитных учреждений;

    надзор за деятельностью банков.

1. ЦБР аккумулирует денежные средства, находящиеся на счетах в банках, средства, принадлежащие гос-ву и находящиеся на счетах гос. бюджета в банках; все виды налоговых перечислений в бюджет; средства различных фондов, общественных организаций, объединений; собственные средства ЦБР.

2. ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное покрытие расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства.

ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами РФ, организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и уничтожения поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР работает на основе закона "О ден. системе РФ".

Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.

Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России:

    учетная процентная ставка;

    операции на открытом рынке с ценными бумагами;

    установление экономических нормативов для банков.

ЦБ организует и осуществляет расчеты между:

    к/банками;

    предприятиями, организациями, учреждениями через банки;

    предприятиями, организациями -с одной стороны, и государством -с другой.

    государством и населением;

    между государствами.

Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой системой расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые правила ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства.

В законе "О ЦБР" записано, что Банк России выполняет функцию депозитария и фискального агента правительства по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию гос. долга, включая осуществление операций по размещению гос. займов, их погашения и выплате процентов по ним. В целом эта функция состоит в том, что Банк России аккумулирует средства, поступающие в адрес госбюджета, и размещает их по поручению Минфина. В необходимых случаях ЦБ предоставляет кредит Минфину: на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета. Гос. Дума при этом устанавливает лимит задолженности по этим кредитам. В рамках этого кредита ЦБ может покупать у Минфина ценные бумаги сроком до 6 месяцев.

Существуют следующие внешнеэкономические функции ЦБР:

    регулирование курса рубля;

    управление официальными золото-валютными резервами;

    осуществление операций по размещению этих резервов либо самостоятельно, либо через банки, уполномоченные им;

    выдача лицензии на проведение комбанками операций в инвалюте в России и за границей;

    выдача лицензий на открытие представительств ин. банков и других кредитных институтов на территории России;

ЦБ представляет интересы России в центр. банках других стран и международных финансово-кредитных институтах.

В целом ЦБ имеет право осуществлять любые операции в инвалюте в России и за границей в соответствии с законами РФ и международной банковской практикой.

Деятельность к/банков регулируется в соответствии с з-ном "О банках и банковской деятельности". Центральный банк:

Выдает или отзывает лицензии на совершение операций;

Регистрирует уставы банков;

Ведет книгу регистрации банков на территории РФ;

Устанавливает экономические нормативы (минимальный размер УК, предельное соотношение размера капитала и суммы активов, взвешенных с учетом степени риска, ликвидность баланса, минимальный размер обязательных резервов, максимальный размер риска на одного заемщика, ограничение размеров валютного и курсового рисков и др.);

ЦБ определяет правила работы банков, устанавливает одинаковые правила бух. учета, стат. отчетности, устанавливает сроки предоставления отчетности, осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов и контролирует правильность применения законодательных актов.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...