Генеральный полис страхования грузов. Страхование груза на основании генерального полиса


Для упрощения взаимоотношения сторон по договору страхования, когда страхователю приходится страховать несколько партий однородного товара, поступающего от разных поставщиков или в течение какого-либо периода времени на сходных условиях, по соглашению со страховщиком возможно заключение договора имущественного страхования по генеральному полису. По своей правовой природе договор страхования по генеральному полису является организационным договором.

Страхование по генеральному полису не является обязательным условием и заключается такой договор по согласию сторон. Обычно рекомендуется иметь генеральный полис при наличии следующих условий:

    объектом страхования является имущество;

    имущество разделено на партии;

    имеются схожие условия страхования имущества;

    действие договора ограниченно согласованным сроком.

Рекомендательный характер, перечисленных выше условий, заключается в том, что они жестко не определены в правилах страхования. На практике, страхователь и страховщик, не всегда ограничивают действие договора определенным сроком и страхуют разнородные партии имущества. Несмотря на организационный характер договора, в генеральный полис должны быть включены все существенные условия договора страхования.

Для каждого вида неоднородных партий имущества применяются свои условия страхования. Поскольку стоимость имущества и его количество заранее может быть неизвестно, то в тексте договора указывается приблизительная страховая сумма и страховая премия, которая корректируется в процессе исполнения договора на основании разработанных тарифов. Если трудно установить срок действия договора, то делают ссылку на обстоятельства, с наступлением которых действие генерального полиса прекращается. В обязательном порядке в условия генерального полиса включаются условия взаимных расчетов и перечень необходимых сведений по каждой застрахованной партии товара.

Страхователь обязан предоставить страховщику все необходимые сведения о каждой партии товара в установленный договором срок, а если он не установлен, то немедленно после получения очередной партии товара. Эта обязанность не снимается со страхователя, даже если риск наступления убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновал. В состав таких сведений обычно входят данные о наименовании и стоимости товара, а также условия и сроки страхования этой партии.

Предоставление таких сведений страховщику необходимо для точного расчета страховой премии. Обычно такие сведения передаются с определенной периодичностью. Если страхователь умышленно не передал сведения о полученной партии товара, то страховщик вправе отказать ему в страховом возмещении в соответствии с нормами страхового законодательства, но такое условие в обязательном порядке должно быть включено в договор.

Исходя из конкретных условий экономического оборота, страхователю, по его требованию, может быть выдан страховой полис на каждую партию товара, несмотря на то, что она может быть застрахована по генеральному полису. Ответственность за правильность сведений указанных страховщиком в разовом страховом полисе несет страхователь, так как именно он предоставляет сведения. С согласия страховщика, такой полис может быть оформлен самим страхователем, но в любом случае он подписывается страховщиком.

Если сведения, содержащиеся в разовом страховом полисе, отличаются от сведений в генеральном полисе, то при возникновении конфликтных ситуаций предпочтение отдается сведениям, содержащимся в разовом полисе.

Если в отношениях возникающих при страховании по генеральному полису будет выявлено лицо, виновное в наступлении убытков, то страхователь обязан обеспечить страховщику право суброгации.

Систематическое страхование разных партий однородного имущества на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования – генерального полиса.

Генеральный полис – ϶ᴛᴏ разновидность договора страхования имущества, он должен отвечать всем правилам ϶ᴛᴏго вида страхования.

Отличительная особенность генерального полиса состоит по сути в том, что условия договора страхования (о страхуемом грузе, страховой сумме, страховой премии) согласовываются в нем не в форме непосредственного описания конкретного груза или указания конкретных денежных сумм, а в форме описания способов, с помощью кᴏᴛᴏᴩых ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие условия определяются для каждой партии грузов на базе сведений, сообщаемых страхователем страховщику в отношении ϶ᴛᴏй партии груза. По϶ᴛᴏму в отношении каждой партии груза, подпадающей под действие генерального полиса, страхователь обязан сообщать страховщику обусловленные таким полисом сведения в предусмотренный им срок, а если он не предусмотрен – сообщать немедленно по получении груза. Перечень таких сведений будет существенным условием генерального полиса, и стороны обязаны согласовывать его при заключении договора.

Неисполнение обязанности сообщать сведения не приводит к прекращению страховой защиты, так как действующий генеральный полис предоставляет защиту в отношении всех партий грузов, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих приведенному в нем описанию. При этом неисполнение ϶ᴛᴏй обязанности страхователем может вызвать у страховщика убытки. По϶ᴛᴏму страхователь не оϲʙᴏбождается от обязанности сообщать сведения, даже если к моменту получения их угроза убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновала.

Страховщик же в ϲʙᴏю очередь по требованию страхователя обязан выдавать страховые полисы по отдельным партиям имущества, подпадающим под действие генерального полиса. При ϶ᴛᴏм генеральный полис будет договором, а полисы, выдаваемые на конкретную партию груза, договорами не будут, а служат подтверждением существования генерального договора страхования грузов.

Обычно в генеральном полисе оговариваются:

  1. груз или виды груза;
  2. маршруты перевозок, вид транспорта (иногда встречаются генеральные полисы, страховое покрытие кᴏᴛᴏᴩых распространяется на все грузы страхователя во всем мире, так называемые Worldwide policies); 3) лимит страховой суммы по одному транспортному средству;
  3. примерный график поставок;
  4. планируемый грузооборот страхователя в течение года.

Генеральный полис имеет ряд преимуществ: сокращаются административные расходы на ведение дел, упрощаются расчеты по оплате страховой премии. Но его подписание возможно только при условии, что страхователь имеет стабильные заказы, установившиеся оборот и номенклатуру грузов и может представить график поставок или примерный месячный объем перевозок. В большинстве случаев генеральный полис подписывается после работы страховщика и страхователя в течение какого-то времени по единоличным полисам.

"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10

Мы продолжаем разговор, начатый в прошлом номере журнала, о страховании поставщиком грузов, доставляемых покупателям. Сегодня в центре внимания взаимоотношения сторон (производственной и страховой компании) по генеральному договору (полису) - правовые и учетные нюансы.

Сущность договора страхования и генерального соглашения о страховании грузов

Чтобы не повторять содержание гражданско-правовых норм гл. 48 "Страхование" ГК РФ, приведем сокращенное, но вполне соответствующее закону (ст. 929 ГК РФ) и отражающее сущность правоотношений определение договора страхования : это соглашение между клиентом и страховой компанией, в силу которого последняя обязуется за обусловленную договором страхования плату (страховую премию) при наступлении страхового случая выплатить страховое возмещение. Данное определение целиком и полностью подходит для разового соглашения о страховании конкретной партии груза. Напомним, что такое соглашение должно содержать все существенные условия договора имущественного страхования (ст. 942 ГК РФ): сведения о застрахованном грузе, его действительной стоимости (страховой сумме), характере события, признаваемого страховым случаем, и сроке действия договора страхования <1>. Кстати, в правилах страхования грузов отдельных страховых компаний термин "срок действия договора" расшифровывается как период времени, в течение которого положения договора страхования являются обязательными для его сторон.

<1> Как выглядит страховой полис на единичную отгрузку товара, см. N 9, 2009, на с. 36.

Что касается генерального договора (генерального полиса), это соглашение оформляется, когда возникает необходимость систематического страхования разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях (ст. 941 ГК РФ). Коротко сущность генерального договора страхования грузов можно сформулировать так: это соглашение между клиентом и страховой компанией, регламентирующее условия систематического страхования разных партий грузов на сходных условиях в течение определенного срока.

От сущности к существенным условиям генерального договора

Заметим, что в большинстве случаев на момент подписания генерального соглашения о страховании грузов стороны лишены возможности конкретизировать некоторые существенные условия договора страхования - информацию о застрахованном грузе и его действительной стоимости (страховой сумме). В первой части статьи (в N 9), изучая положения об объекте страхования, мы выяснили, что в договоре груз необязательно должен быть индивидуализирован, достаточно определить родовые признаки, объединяющие совокупность страхуемого имущества (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 N 75). Но при заключении генерального договора и это требование не всегда выполнимо. Безусловно, производитель, выпускающий определенную продукцию и страхующий ее, в состоянии сформулировать родовые признаки тех товаров, которые он отгружает покупателям. А вот, например, транспортная компания, которая также вправе выступать в качестве страхователя по генеральному договору страхования грузов, не может знать наперед, каков будет перевозимый ею груз (сегодня - продукты питания, завтра - бытовая техника, послезавтра - стекло и т.д.). Это осложняет определение и второго существенного условия договора - страховой суммы.

Приведем выдержки из стандартного генерального договора страхования грузов в части согласования таких условий, как объект страхования и страховая сумма.

1 сентября 2009 г. г. Москва

ОАО "Гарант", именуемое в дальнейшем страховщик, в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании устава, с одной стороны, и ОАО "Парное молоко", именуемое в дальнейшем страхователь, в лице генерального директора Петрова П.П., действующего на основании устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

Предмет договора

Настоящий договор регламентирует условия страхования в отношении отдельных партий грузов, заявленных страхователем и принятых страховщиком на страхование в течение срока действия настоящего договора.

В соответствии с условиями настоящего договора страховая защита в отношении застрахованных грузов действует в период их перевозки автомобильным транспортом в пределах территории страхования.

Действие настоящего договора распространяется на каждую перевозку отдельной партии грузов, принятой страховщиком на страхование, о которой было заявлено страховщику в извещении о перевозке грузов.

Партия груза может быть принята на страхование при условии отправки страхователем извещения о перевозке грузов не позднее 5 (пяти) рабочих дней до начала перевозки. При неполучении страховщиком извещения о перевозке грузов в установленные настоящим договором сроки перевозка считается незастрахованной.

Обязательным условием принятия партии груза на страхование является полная и своевременная оплата страхователем страховой премии по данной партии груза в соответствии с условиями настоящего договора. Принятие груза на страхование подтверждается выдачей страхователю страхового полиса установленной формы.

Страховая стоимость. Страховая сумма

Страховая стоимость каждой партии застрахованных грузов определяется в соответствии с данными страхователя и указывается страхователем в извещении о перевозке грузов.

Страховая сумма по каждой партии застрахованных грузов устанавливается равной страховой стоимости груза, но не более 1 000 000 (одного миллиона) руб. по одной отгрузке на одном перевозочном средстве.

Общая страховая сумма по настоящему договору определяется как сумма страховых сумм по отдельным перевозкам, принятым страховщиком на страхование в соответствии с условиями настоящего договора.

Согласно приведенным положениям Генерального договора страхования груза существенные условия об объекте страхования и страховой сумме в нем не определены, а лишь согласованы способы их определения в будущем.

Получается, что два из четырех существенных условий договора невозможно согласовать на момент его подписания. Значит, и сам договор может быть признан незаключенным (ст. 432 ГК РФ)? Не будем торопиться с выводами, посмотрим, что говорят на этот счет правоведы.

Следует констатировать, что единого мнения по данному вопросу не выработано. Приведем два подхода к квалификации генерального договора страхования груза.

Генеральный договор - это отдельный вид договора

Первый подход, который нам хотелось бы озвучить в рамках данной статьи, базируется на утверждении, что особенностью генерального договора является именно невозможность согласования такого существенного условия имущественного страхования, как "определенное имущество". Поскольку даже при страховании вещей, определяемых родовыми признаками, недостаточно указания на определенный род, необходимо обозначить еще и некоторое количество вещей с той степенью конкретизации, при которой их можно отграничить от остальных. На основании этого высказывается предположение, что генеральный договор следует характеризовать как договор страхования, не до конца оформленный со стороны страхователя, что превращает его в самостоятельный вид договора, не поименованный в ГК РФ. Отчасти такой подход к квалификации генерального договора страхования грузов просматривается в Решении Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. от 06.05.2005 N А56-17907/2004. Судьи разрешали спор о том, возникла ли у страховой компании обязанность по выплате страхового возмещения вследствие наступления страхового случая по договору страхования груза. Генеральный договор был подписан сторонами в апреле. В нем стандартно предусматривалось, что страхователь по каждой перевозке, подлежащей страхованию, направляет страховщику соответствующее заявление. Страховщик, в свою очередь, составляет на конкретную партию товара страховой сертификат, где уже конкретизированы и объект страхования, и страховая сумма. Утрата груза при его транспортировке произошла 4 мая (вследствие пожара), а страховой сертификат был датирован 5 мая.

Примечание. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 433 ГК РФ).

Проанализировав положения генерального договора, судьи отметили, что в нем не определены объект страхования и размер страховой суммы. Данные существенные условия были согласованы сторонами лишь на момент выдачи страхового сертификата (заявка на страхование конкретной партии груза рассматривалась как оферта, а выдача страхового сертификата - как акцепт этой оферты). Таким образом, в качестве даты заключения договора имущественного страхования утраченной партии груза было названо 5 мая. Это автоматически лишило страховой защиты груз, который был утрачен в процессе перевозки 4 мая, поскольку согласно ст. 957 ГК РФ страхование, обусловленное договором, распространяется на страховые случаи, происшедшие только после вступления договора в силу (если, конечно, в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования).

Забегая вперед, отметим, что перечисленные доводы имели место при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях, кассационный суд продемонстрировал совершенно иную позицию по данному вопросу. Ее смело можно положить в основу второго подхода к классификации генерального договора страхования грузов.

Генеральный договор - это договор страхования, в котором особым образом сформулированы существенные условия

Приверженцы данной позиции считают, что в некоторых случаях, например, при страховании товаров в обороте или грузов, подлежащих транспортировке, объект в договоре имущественного страхования может быть описан в форме способа, с помощью которого производится его индивидуальное определение в дальнейшем. Непременный критерий для описания объекта страхования - возможность установить (при наступлении страхового случая), действительно ли вред причинен тому интересу, в отношении которого осуществлялось страхование. Именно такой подход к квалификации генерального договора страхования груза был выработан при рассмотрении описанной выше ситуации судьями кассационной инстанции (Постановление ФАС СЗО от 05.04.2006 N А56-17907/04). Арбитры указали, что существенные условия договора об объекте страхования и страховой сумме в спорном генеральном договоре можно считать согласованными, пусть они и сформулированы таким образом, что позволяют конкретизировать данные величины лишь в будущем, когда поступит заявка на страхование и будет оформлен страховой сертификат. Относительно несовпадения дат выдачи сертификата и утраты груза судьи отметили следующее. Согласно генеральному договору после получения заявки клиента (не позднее одного рабочего) страховая компания должна была принять решение о страховании груза и по факсу направить клиенту сертификат. Заявка была направлена страховщику 30 апреля, а сертификат выписан 5 мая, так как 1 и 2 мая - праздничные дни, 3 и 4 мая - выходные. Судьи сочли данное обстоятельство свидетельством того, что страховщик принял на себя обязательства по страхованию указанной партии груза, хотя сертификат выдал уже после его уничтожения. Поскольку утрата груза произошла в период действия генерального договора, страховая компания обязана была выплатить страховое возмещение по данному страховому случаю.

Что еще можно добавить в пользу данного подхода? Вспомним более привычные положения о договоре купли-продажи. Рамочный договор купли-продажи продукции вовсе не обязательно конкретизируется в части таких существенных условий, как наименование и количество товара (см. статью М.О. Денисовой "Продукция в рознице, а право собственности у производителя", N 6, 2009, с. 13). В нем (чтобы договор был признан заключенным) достаточно описать порядок их определения в будущем, например, посредством согласования данных условий в приложениях, спецификациях на основании заказов покупателей с последующим оформлением товарно-транспортных накладных. И только когда в договоре купли-продажи нет ссылки даже на способ определения его существенных условий, он может быть признан незаключенным, а поставки, осуществленные в рамках такого договора, квалифицируются в качестве самостоятельных сделок купли-продажи. Согласитесь, сходство со страхованием по генеральному полису налицо. Есть рамочный договор страхования, и есть конкретные партии страхуемых грузов. Если в генеральном договоре грамотно описаны способы определения объекта страхования и страховой суммы, то каждая поставка считается застрахованной в рамках генерального договора. Если же генеральный договор не содержит указания на способы согласования его существенных условий, страхование каждой партии груза следует рассматривать как отдельный договор страхования, подтвержденный страховым полисом. Автору близок именно такой подход к квалификации генерального соглашения страхования грузов.

От сущности генерального договора к учету страховой премии

Мы не напрасно уделили достаточно много внимания определению правового статуса генерального договора страхования, поскольку от того, как мы квалифицируем сам договор, зависит учет страховой премии (взносов). Ее учет зависит и еще от двух факторов:

  • способа ее внесения, предусмотренного договором;
  • срока действия договора.

Пример 1 . ОАО "Парное молоко" заключило в декабре 2009 г. с ОАО "Гарант" генеральный договор страхования грузов. Первые две партии застрахованной продукции были отгружены в январе 2010 г. с периодом страховой защиты:

  • по первой отгрузке - с 11.01.2010 по 15.01.2010 включительно;
  • по второй - с 25.01.2010 по 05.02.2010 включительно.

Третья отгрузка состоялась уже в феврале 2010 г. - период страховой защиты с 08.02.2010 по 15.02.2010 включительно.

Страховые премии по указанным трем отгрузкам составили соответственно 4000, 5000 и 2500 руб. Уплачены в сроки, установленные договором.

Генеральный договор заключен на следующих условиях (в части уплаты страховой премии и срока действия договора).

Генеральный договор страхования грузов

1 декабря 2009 г. г. Москва

ОАО "Гарант", именуемое в дальнейшем страховщик, в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании устава, с одной стороны, и ОАО "Парное молоко", именуемое в дальнейшем страхователь, в лице генерального директора Петрова П.П., действующего на основании устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

Страховая премия

Страховая премия исчисляется по ставке 0,5 процента от страховой суммы по каждой отдельной партии груза, если иное не установлено в страховом полисе по конкретной партии застрахованных грузов.

Оплата страховой премии производится по каждой перевозке застрахованных грузов по наличному или безналичному расчету. Страхователь оплачивает страховую премию не позднее 2 (двух) рабочих дней после выставления ему счета на оплату страховой премии по данной перевозке.

В случае неуплаты страховой премии в полном объеме в установленный срок договор страхования в отношении партии груза, по которой не была оплачена страховая премия, считается не вступившим в силу.

Срок действия договора

Начало действия страхования (страховой защиты) в отношении каждой партии застрахованных грузов устанавливается с момента начала транспортировки грузов из пункта отправления.

Действие страховой защиты в отношении каждой партии груза продолжается в течение всей перевозки, а также перегрузок/перевалок груза в пути следования.

При неуплате страхователем очередного страхового взноса по каждой перевозке период действия страховой защиты приостанавливается на время задержки платежа. События, произошедшие в период задержки платежа, страховыми случаями не признаются, и выплата страхового возмещения по ним не производится.

Окончание действия страхования (страховой защиты) в отношении каждой партии застрахованных грузов устанавливается в момент прибытия транспортного средства с грузами в пункт назначения.

Итак, генеральный договор страхования заключен сроком на год. Он вступит в силу 02.12.2009, то есть в IV квартале 2009 г. При этом реально страхование грузов и затраты, связанные со страхованием, возникают в I квартале 2010 г. Согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18), при наличии следующих условий (п. 16):

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива).

Вместе с тем на основании п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ <2> затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.

<2> Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Примечание. Отчетными периодами для целей бухгалтерского учета являются месяц, квартал и год (п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

Таким образом, в бухгалтерском учете ОАО "Парное молоко" затраты на страхование будут отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
В январе 2010 года
Уплачена страховая премия по первой партии
груза
76 51 4000

текущего месяца
44 76 4000
Уплачена страховая премия по второй партии
груза
76 51 5000
Сумма страховой премии отнесена на расходы
будущих периодов
97 76 5000

второй партии груза
(5000 руб. / 12 дн. x 7 дн.) <*>
44 97 2917
В феврале 2010 года
Отнесена на затраты текущего месяца
соответствующая часть страховой премии по
второй партии груза
(5000 руб. / 12 дн. x 5 дн.) <*>
44 97 2083
Уплачена страховая премия по третьей партии
груза
76 51 2500
Сумма страховой премии отнесена на затраты
текущего месяца
44 76 2500
<*> Период страховой защиты по второй партии продукции составляет 12 дней, из них семь приходится на январь 2010 г., а пять - на февраль 2010 г., то есть на разные отчетные периоды. В связи с этим возникла необходимость равномерно распределить расходы на страхование второй партии товара при помощи счета 97 "Расходы будущих периодов".

В налоговом учете дело с признанием затрат на страхование обстоит сложнее. Итак, расходы на добровольное имущественное страхование включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ) в порядке, закрепленном в п. 6 ст. 272 НК РФ. Применение данного пункта вызывает множество вопросов. Всего он состоит из трех предложений. В первом сказано, что расходы по страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде , в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Однако второе и третье предложения устанавливают частные случаи признания "страховых" расходов. Так, если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом , то по договорам, заключенным на срок , расходы признаются пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Если же по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода , расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Примечание. Согласно ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Таким образом, нам необходимо понять, какое из трех названных положений следует применять в данном конкретном случае. Рассмотрим каждое из них.

Первое предложение, содержащее указание на возможность учета расходов на страхование в том отчетном (налоговом) периоде, в котором фактически была выплачена страховая премия, большинство экспертов считает мертвой нормой, так сказать, пережитком прошлого. Дело в том, что до внесения Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ поправок в п. 6 ст. 272 НК РФ данное положение повсеместно использовалось в целях признания затрат по договорам страхования с условием о рассрочке уплаты страховой премии, поскольку в случае ее уплаты разовым платежом уже действовало условие о равномерном признании расходов на страхование. Теперь НК РФ предусматривает равномерность признания страховой премии и в случае ее внесения в рассрочку, поэтому сложилось мнение, что первое предложение п. 6 ст. 272 НК РФ в сущности бесполезно и его можно использовать разве что для признания затрат на страхование по договорам, заключенным на срок менее одного отчетного периода. Однако у автора на этот счет иное мнение, поскольку для ситуации, описанной в примере, ни одно из двух других положений п. 6 ст. 272 НК РФ не подходит. И то, и другое положение относится к договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода. С этим никаких проблем. Действительно, генеральный договор страхования грузов заключен сроком на один год, следовательно, на несколько отчетных периодов. А вот со способом уплаты страховой премии проблема. По условиям генерального соглашения оплата страховой премии производится по каждой перевозке застрахованных грузов единоразово. При этом в рамках данного соглашения совершается несколько таких платежей. Как расценить данный факт - как уплату страховой премии разовым платежом или в рассрочку? Думается, что ни тот, ни другой вариант не подходит. Поэтому налогоплательщик вправе признать расходы на страхование конкретной партии груза в том отчетном (налоговом) периоде , в котором фактически перечислена (выдана из кассы) страховая премия.

Пример 2 . Дополним условия примера 1. Предположим, что в соответствии с генеральным договором страхования грузов ОАО "Парное молоко" обязано уплатить, кроме страховой премии за каждую партию отгружаемого товара, первоначальную страховую премию в размере 10 000 руб. Срок уплаты первоначальной премии - 11.01.2010.

В бухгалтерском учете ОАО "Парное молоко" затраты на внесение первоначальной страховой премии по договору будут отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
В декабре 2009 года
Отражена задолженность по внесению
первоначальной страховой премии по
генеральному договору
97 76 10 000

страховой премии
(10 000 руб. / 365 дн. x 30 дн.) <*>
44 97 822
в январе 2009 года
Уплачена первоначальная премия по
генеральному договору
76 51 10 000
Отнесена на затраты текущего года
соответствующая часть первоначальной
страховой премии (приходящейся на январь)
(10 000 руб. / 365 дн. x 31 дн.)
44 97 850
С февраля по декабрь 2010 года
Отнесена на затраты текущего года
соответствующая часть первоначальной
страховой премии
(10 000 руб. / 365 дн. x 304 дн.)
44 97 8 328
<*> В отношении расхода по первоначальной страховой премии условия п. п. 16, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" выполняются уже в декабре, однако с учетом требований п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ОАО "Парное молоко" распределит их в течение всего срока действия договора.

Для целей налогообложения в данном случае следует руководствоваться вторым предложением п. 6 ст. 272 НК РФ - страховые взносы по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, уплачиваемые разовым платежом, признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. То есть в порядке, аналогичном бухгалтерскому учету Обращаем внимание, что расходы на первоначальную страховую премию следует включать в расчет налоговой базы уже в декабре, независимо от времени ее фактической уплаты (в январе). Об этом сказано в Письме Минфина России от 23.04.2009 N 03-03-06/1/275. Если бы по условиям договора была предусмотрена рассрочка по уплате первоначальной страховой премии, то ОАО "Парное молоко" использовало бы в целях налогового учета третье предложение п. 6 ст. 272 НК РФ - признавало бы каждый платеж равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взноса (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Л.В.Майорова

Эксперт журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Положения ГК РФ и КТМ совпадают в части обязанности страховщика выдавать по требованию страхователя страховые полисы с той лишь разницей, что в КТМ предусмотрена также возможность выдачи страхового сертификата. В случае несоответствия содержания страхового полиса генеральному полису предпочтение отдается страховому полису (для морского страхования также – страховому сертификату).

Это подтверждает судебная практика. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.02.07 г. № А56-989/2006 указано, что в страховом полисе не было предусмотрено страхование от кражи имущества, в отличие от генерального, поэтому в возмещении ущерба было отказано.
При этом ни в ГК РФ, ни в КТМ не говорится о возможности применения для страхования по генеральному полису таких документов, как свидетельство, квитанция, несмотря на то что они указаны наряду с полисом и сертификатом в ст. 940 ГК РФ среди возможных вариантов для оформления договора.
Нормы, в которых говорится о последствиях несообщения сведений об отправках, вынуждают рассмотреть важный вопрос о роли генерального полиса. Роль эту определить непросто. Многие специалисты считают генеральный полис организационным (рамочным и т.п.) договором. Однако организационный договор не является собственно договором страхования, такой договор выполняет вспомогательные функции. В то же время в п. 1 ст. 941 ГК РФ о роли генерального полиса сказано, что это - договор страхования. Точность данной нормы вызывает некоторые сомнения, поскольку из ее формулировки можно сделать следующее вполне обоснованное предположение: наличие генерального полиса является основанием считать, что договор страхования уже заключен. Однако такой вывод входит в определенное противоречие со ст. 942 ГК РФ, где перечислены существенные условия договора страхования, установленные законом. Пункт 1 ст. 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Из тех существенных условий договора, которые указаны в ст. 942 ГК РФ, в генеральном полисе при его заключении, как правило, точно может быть определен лишь страховой случай. В отношении конкретного имущества, которое принято на страхование (т.е. партии имущества), на момент заключения генерального полиса соглашение между сторонами не достигнуто, поскольку сведения о конкретном имуществе будут известны страховщику позднее. Страховая сумма может быть указана только в отношении определенного имущества, стоимость которого известна. Поскольку конкретное имущество в договоре не определено, нет оснований говорить о страховой сумме на момент заключения генерального полиса.
Срок действия генерального полиса вряд ли можно считать сроком действия договора страхования в том смысле, как это предусмотрено в ст. 942 ГК РФ. Теоретически можно предположить, что, поскольку в соответствии со ст. 941 ГК РФ генеральный полис - это договор страхования, срок его действия - это тот срок, который предусмотрен в ст. 942 ГК РФ как существенное условие договора страхования. Формально возразить против такого взгляда сложно. Однако при таком подходе получается, например, что груз доставлен, страхование этого груза прекратилось, но договор в отношении данной партии груза действует (до окончания действия генерального полиса). Это теоретически возможно, но в данном случае выглядит не вполне логично и не отражает обычного намерения сторон (страхование на период перевозки).
Здесь правомерен вопрос о том, как расценивать ситуацию, когда генеральный полис заключен, но дальше этого дело не пошло (партии груза, которые предполагалось страховать, не были сформированы или перевозки грузов, которые предполагалось страховать, не состоялись и т.п.)? Можно ли считать договор страхования заключенным, если ничего, кроме генерального полиса, в результате соглашения между сторонами не появилось (нет конкретных партий имущества, которые подлежали страхованию, например из-за изменения планов страхователя в отношении перевозки имущества)? Возникают большие сомнения, что в такой ситуации договор страхования можно считать заключенным, несмотря на наличие генерального полиса, и на то, что он назван в ГК РФ договором страхования.
В данном случае можно говорить об определенном внутреннем противоречии, которое содержит ГК РФ в отношении понятия «генеральный полис». С одной стороны, общие положения ГК РФ о заключении договора игнорировать нельзя. Соответственно любой договор может считаться заключенным при соблюдении требования п. 1 ст. 432 ГК РФ о согласовании всех существенных условий. В то же время генеральный полис в ст. 941 ГК РФ назван, как уже сказано, договором страхования, что также необходимо учитывать.
По нашему мнению, заключение генерального полиса означает соглашение, которое действует как договор страхования лишь при условии, если страхователь реализовал свое намерение сформировать те партии имущества, которые подпадают под действие генерального полиса, или осуществить с таким имуществом определенные действия (например, транспортировку). Специфика генерального полиса состоит в том, что правовое значение имеет не факт информирования страховщика о соответствующей партии имущества, а то, что данное имущество оказывается в том «режиме», который предусмотрен для его страхования генеральным полисом.
В КТМ последствия неисполнения страхователем обязанности по предоставлению сведений об имуществе, подпадающем под действие генерального полиса, урегулированы нормативно. Применительно к иным, чем морские перевозки, отношениям такие последствия умышленного непредоставления сведений, как отказ страховщика от страхования по генеральному полису, очевидно, можно предусмотреть в генеральном полисе. Это можно сделать исходя из общих положений ГК РФ о договоре и о применении гражданского законодательства по аналогии. В то же время следует учитывать, что в судебной практике очень часто встречаются такие трактовки договора страхования, при которых общие положения ГК РФ (особенно те, которые регулируют договорные отношения) к страхованию не применяются. Такая практика судов, к сожалению, наносит существенный вред устойчивости отношений по страхованию, и решение этой проблемы видится в совершенствовании норм страхового законодательства, большей детализации нормативного определения прав и обязанностей сторон.
Итак, вопрос о том, заключен или не заключен договор страхования при наличии генерального полиса, связан не с его подписанием, а с тем, как развивались дальнейшие события, а именно - реализованы или не реализованы те планы страхователя в отношении имущества, которые предусматривает генеральный полис. По нашему мнению, генеральный полис можно рассматривать в качестве заключенного договора страхования только в отношении конкретных партий имущества, попавших в такие ситуации, при которых на них распространяется страхование, предусмотренное генеральным полисом. Генеральный полис как договор страхования состоит, условно говоря, из отдельных частей: правила страхования (содержат общие условия договора), генеральный полис (документ, где более конкретно, чем в правилах, сформулированы условия страхования) и юридический факт - перевозка партии товара или иные ситуации, при которых соответствующее имущество подпадает под действие страхования.
В определенном смысле генеральный полис очень похож на сделку, совершенную под отлагательным условием. Действительно, возникновение прав и обязанностей зависит здесь от предусмотренных генеральным полисом обстоятельств, которые могут наступить или не наступить (например, перевозка партий грузов). В соответствии с п. 1 ст. 157 ГК РФ сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Однако в генеральном полисе речь не идет о прямом указании на ситуацию с партией имущества как на условие возникновения прав и обязанностей. Генеральный полис предполагает, что такие партии имущества возникнут, в нем нет прямого указания на какую-либо условность договора. Условность сделки здесь вытекает, скорее, из существа отношений, а не из формулировок договора.
Момент заключения договора страхования по генеральному полису - это момент попадания имущества в том «режим», который предусмотрен генеральным полисом как начало страхования данного имущества. Например, если партии имущества находятся на складе и по генеральному полису предполагается их страхование на период перевозки, то договор страхования в отношении каждой партии данного имущества будет заключаться исходя из условий, при которых начинает действовать страховая защита этого имущества (например, с момента погрузки на транспортное средство и т.п.).
На практике правомерен вопрос о возможности страхования ответственности путем оформления отношений по тому же способу, как это делается при страховании имущества по генеральному полису. Сомнения, возникающие относительно возможности использования схемы, аналогичной генеральному полису, основаны на том, что закон говорит об использовании генерального полиса только применительно к страхованию имущества. По нашему мнению, такие опасения напрасны.
Для заключения договора страхования необходимо выполнить общие требования ГК РФ, а также соблюсти требования специальных норм, регулирующих оформление отношений по страхованию, а именно ст. 940 ГК РФ. Нет видимых препятствий для того, чтобы при страховании ответственности заключить договор, аналогичный генеральному полису (далее - аналог). В нем, как и в генеральном полисе, будут определены общие условия страхования. В то же время страхование на основании аналога будет касаться только отдельных ситуаций, при которых может возникнуть ответственность страхователя (это может быть, например, страхование ответственности только при перевозке конкретных партий грузов, по определенным маршрутам и т.п.).
На момент заключения аналога информации о предполагаемых перевозках нет (они могут и не состояться). В аналоге можно предусмотреть, что страхование распространяется только на те перевозки, которые указаны в нем, независимо от сообщения сведений о них страховщику, либо только при условии передачи информации о таких перевозках. При таком варианте страхователь получает возможность страховать свою ответственность, которая может возникнуть только в ограниченных вариантах ситуаций, а не при любых осуществляемых им перевозках. Такое ограничение должно повлиять на тариф. В то же время в отличие от страхования имущества по генеральному полису при страховании ответственности те требования, которые установлены для генерального полиса в законе, для страхования по аналогу необходимо формулировать в договоре. Например, следует уточнить какому документу отдается приоритет: аналогу или выданному на его основании полису, если используется вариант с выдачей полисов на отдельные перевозки. Очевидно, не следует называть аналог генеральным полисом!
Судебная практика подтверждает возможность использования указанного ранее варианта с аналогом. Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.08 г. № 09АП-6725/2008 по делу № А40-44550/07-13-440 говорится, что в данном деле среди документов имелись генеральный полис страхования средств автотранспорта и гражданской ответственности их владельца от 28.04.04 г. № 0201/015/04 и выданные на его основе 149 страховых полисов.
В то же время необходимо отграничивать указанный ранее вариант с аналогом от практики «подтверждения» договора страхования полисом. Указанная практика широко распространена. Речь идет о ситуациях, когда стороны подписывают двусторонний документ, который именуют договором страхования, а полис выдается для «подтверждения договора страхования». Порой такая процедура оформления договорных отношений может быть предусмотрена даже правилами страхования, но в подавляющем большинстве случаев такой способ оформления договора выбирается по настоянию страхователей. Для того чтобы не терять клиента, страховщик вынужден изготавливать такой «страховой продукт». Нарушения закона при этом нет, однако вероятность возникновения путаницы при такой схеме с подтверждением договора страхования полисом очень велика.

А. СОЛОВЬЕВ, начальник отдела правового обеспечения страховой деятельности ООО «СК «Согласие»

Формы договора страхования могут быть разными: договор, подписанный двумя сторонами, либо страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанция), подписанный страховщиком и оформленный на основе письменного или устного заявления страхователя.

Страховой полис на предъявителя

В соответствии со ст. 930 ГК теперь возможно появление полисов на предъявителя, которые, хотя и не являютсяценными бумагами, могут обращаться на вторичном рынке и тем самым играть роль объекта инвестиций. Страховщикам следует, однако, с осторожностью размещать такие полисы среди граждан, так как п. 2 Указа Президента РФ "О защите интересов инвесторов" от 11 июня 1994 г.запрещает подобную деятельность без соответствующей лицензии.

Генеральный полис

Один из видов полисов, который прямо определен в ГК как договор страхования, - это генеральный полис (ст. 941). Представим ситуацию, когда требуется систематически страховать партии грузов, причем условия страхования для разных партий идентичны, а различаются только сам объект страхования (партия каждый раз другая) и страховая сумма, а следовательно, платеж. Для подобных случаев разработан генеральный полис или генеральный договор страхования, в котором определены все условия страхования, кроме страховой суммы и платежа. Объект страхования в генеральном договоре описывается общими признаками, так как на этом этапе он еще не может быть индивидуально определен. Страховая сумма, платеж и индивидуальная характеристика объекта страхования определяются полисами или свидетельствами, которые выдаются на каждую партию.

Соглашение страхователя и страховщика, выраженное генеральным полисом, в большинстве случаев не может содержать всех существенных условий договора страхования, так как важнейшие из них - страховая сумма и индивидуальная определенность объекта страхования - становятся известными только для конкретной партии имущества.

Публичный характер договора личного страхования

Ст. 927 ГК указывает, что договор личного страхования является публичным. Это означает, что страховщик, имеющий лицензию на какой-либо из видов личного страхования, обязан заключать этот договор с любым, кто к нему обратится "при наличии возможности" (ст. 426 ГК).

Условия договора страхования

Существенные условия необходимы для договоров определенного вида. Договор считается заключенным только при наличии соглашения сторон по всем существенным пунктам. Если хотя бы по одному из существенных условий стороны не пришли к соглашению, то договор не может быть заключен.

Существенными считаются те условия договора, которые признаются таковыми в соответствующих законодательных и нормативных актах.

В российском страховом праве перечень существенных условий несколько отличен.

Ст. 942 ГК устанавливает четыре существенных условия договора страхования, три из которых - общие для имущественного и личного страхования: характер страхового случая; страховая сумма; срок действия договора страхования. Четвертое условие необходимо для имущественного страхования: имущество или имущественный интерес, который страхуется. Для личного страхования: застрахованное лицо.

Следует помнить, что при недостижении соглашения между сторонами хотя бы по одному из этих условий договор считается незаключенным.

Договор, в котором нет страховой суммы, считается незаключенным, так как в соответствии со ст. 942 ГК страховая сумма относится к существенным условиям договора страхования.

Как правило, договор вступает в силу с момента оплаты страховой премии страхователем, если в нем не предусмотрено иное.

Индивидуальные соглашения в договорах страхования касаются отдельного конкретного риска. Причем такое индивидуальное соглашение всегда имеет преимущества перед общим содержанием договора. На практике в таких случаях рекомендуется пользоваться следующим правилом: условия, выработанные на основе индивидуального соглашения, предшествуют типовым условиям.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...