Функции государства в экономике. В чем заключаются основные экономические функции государства? Приведите примеры


Основные, наиболее важные направления деятельности проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей , функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

К внутренним функциям государства относятся:
  • экономическая , которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
  • социальная , выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная , направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка , которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.
К внешним функциям государства относятся:
  • оборона страны;
  • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
  • культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

К ним относятся:

  • Реализация государственного управления на соответствующей территории
  • Обеспечение обороноспособности государства и внешней безопасности
  • Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка
  • Социальная защита населения
  • Поддержание макроэкономической стабильности
  • Реализация межгосударственного сотрудничества
  • Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов

Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

К данным функция относятся:

  • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
  • Развитие инфраструктуры
  • Общедоступное и профессиональное образование
  • Социальное обслуживание населения
  • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
  • Развитие науки и инноваций

Функции государства осуществляются его органами . Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:

  • органы государственной власти;
  • органы государственного управления;
  • суды.

Орган государства выступает составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

Функции государства и финансы

Государство является единственным общественным институтом, который способен выражать и обеспечивать интересы не только ныне живущего, но и будущих поколений. Это касается вопросов экологии, сохранности , внешней задолженности. Но в данном случае неизбежно возникает вопрос: как государство защищает интересы последующих поколений, если оно накопило задолженность, которую эти последующие поколения должны выплачивать? Каждый рождающийся в нашей стране ребенок должен иностранным кредиторам около 1000 долларов. Понятно, что это нарушение прав человека. И все же ни один из общественных институтов не способен так эффективно защищать интересы будущих поколений, как государство. Однако большую проблему составляет правильность выбора органами государственного управления своих целей и приоритетов.

Организационная функция государства

Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства . Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

Социальная функция государства

Второй важнейшей функцией государства является социальная . Согласно статьи 7 действующей наше государство является социальным . Это значит, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.

Экономическая функция государства

Третья важнейшая функция государства — экономическая . Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.

Ответ на вопрос о том, чьи аргументы весомее, зависит от конкретной исторической ситуации. Возьмем в качестве примера 30-е гг. ХХ в. Какие производства определяли в тот период ход экономического развития? Транспорт, энергетика, металлургия. Частное предпринимательство не всегда было в состоянии обеспечить требуемую концентрацию капитала в этих отраслях. Оно не хотело рисковать своими деньгами, если не было уверено в устойчивости спроса. Поэтому государство было вынуждено инвестировать в промышленность бюджетные средства. Такую политику проводил президент Рузвельт в США, так поступали европейские правительства.

Именно в 30-е гг. проявились широкие возможности централизованной экономики. достиг в этот период наивысших в мире темпов экономического роста.

Однако ситуация стала резко меняться в начале 60-х гг. Научно-технический прогресс не требовал большой концентрации капитала. Высокую эффективность и мобильность демонстрировали малые и средние предприятия, обеспечивающие простор для частной инициативы. В таких условиях капиталовложения государства в реальный сектор стали излишними. Но большое значение приобрели государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку.

Возможно ли предполагать, что в будущем ситуация вновь изменится, и государство будет вынуждено инвестировать в реальный сектор? Да, это может произойти при изменении направления развития производительных сил. Например, если в будущем потребуются колоссальные инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии.

Следовательно, экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.

Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.

Функции государства в смешанной экономике

Второй подход отводит государству гораздо большую и значительную роль:
  • установление и защита права собственности;
  • борьба с провалами рынка;
  • перераспределение ресурсов.

Под понимают такие ситуации, в которых рынок не может действовать эффективно.

Еще одна важная задача государства — обеспечение справедливости и установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается часть доходов богатого населения и передается бедной части.

Подводя итоги, можно сказать, что государство воздействует на экономику, преодолевая и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.

Выделяют пять основных функций государства, которые обычно служат базой для анализа его экономической роли:
1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
2) защита конкуренции;
3) стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;
4) корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта;
5) перераспределение дохода и богатства.
С учетом особенностей переходного периода в России и других «постсоциалистических» странах функции государственного регулирования экономики переходного периода можно разделить на две группы.
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (в сфере охраны окружающей среды, организации фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка и т.д.);
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
демонополизация и поощрение конкуренции;
приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и т.д.).
Правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма. Правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма - законодательная защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке, в первую очередь - прав собственности.
Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Законодательные и нормативные акты определяют формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой, с государством и потребителями. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг. Все они обусловливают увеличение объемов товарооборота, обеспечивают более эффективное использование ресурсов.
Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п.
Разработаны законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики, включая безопасность труда; вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое другое. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилий, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране, улучшает функционирование рынка.
Антимонопольная политика, поддержка конкуренции. К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, следует отнести антитрестовские законы.
Антитрестовское законодательство - законодательные акты, принимаемые в капиталистических странах для регулировки процесса централизации капитала путем образования монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции.
Монополия в широком смысле слова - ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже не в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого продукта. Одна, две или три фирмы господствуют в определенной отрасли, поддерживая высокие цены и увеличивая свои прибыли. Существуют доводы за и против такой предпринимательской монополии, поэтому и государственная политика не является слишком однозначной. Хотя основной упор в ней делается на поддержку конкуренции, предпринимаются и определенные акты, способствующие ослаблению конкуренции. Это относится к сельскому хозяйству, рынку труда, выдаче лицензий на занятие профессиональной деятельностью, патентов, установлению внешнеторговых барьеров.
Антимонопольная политика - политика, направленная против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. Для формирования конкурентных рынков необходимо соответствующее правовое регулирование, эффективная работа финансово-кредитной системы, защита национальных производителей. Например, в Германии закон о запрете ограничений конкуренции был принят в 1957 году и получил название «основного закона социально-рыночного хозяйства». К этому закону были приняты дополнительные нормативные акты, в том числе «Закон о недобросовестной конкуренции». За его нарушение полагается наказание в виде обязанности по возмещению нанесенного ущерба в результате:
1) воздействия на клиента путем обмана и вводящей в заблуждение информации;
2) подделки чужих товарных знаков;
3) доставки незаконно произведенных товаров;
4) сравнительной рекламы с элементами критики в адрес конкурента;
5) утверждения и распространения сомнительных сведений о конкуренте;
6) бойкота (изоляции) хозяйственного субъекта деловым отношениям по инициативе третьих лиц;
7) сбивания цен при резрешенных законом единых картельных ценах, и др.
При наличии и соблюдении подобных законов в обществе вырабатываются этические правила деловых отношений, несоблюдение которых влечет за собой потерю репутации и соответственно прибыли.
Антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка; запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение на установление монопольных цен; сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Главные проблемы в использовании этого законодательства состоят в сложности определения, следует ли оценивать отрасль в соответствии с ее структурой (монопольна она или нет), по ее поведению (использует ли она незаконные меры в отношении конкурентов) или по определению сферы деятельности и размера рынка господствующей фирмы. Сейчас при рассмотрении вопросов о применении этого законодательства преобладает "принцип разумности" - только неразумное ограничение торговли (искусственный дефицит) подпадает под действие антитрестовских законов. Если крупные, высококонцентрированные фирмы не занимаются антиконкурентной деятельностью, эффективны и хорошо управляемы, то нет необходимости их наказывать.
Краеугольным камнем антитрестовской политики являются закон Шермана и закон Клейтона.
Закон Шермана 1890 г. - федеральный антитрестовский акт, который провозгласил уголовными преступлениями монополию, ограничение торговли, попытки установить монополию и ограничивать торговлю, создание союза фирм и вступление в сговор с этой же целью; закон предоставил федеральному правительству или потерпевшей стороне право возбуждать судебное дело против тех, кто совершает такие преступления.
Закон Клейтона 1914 г. - федеральный антитрестовский акт, усиливающий положения закона Шермана путем объявления незаконными некоторых применяющихся фирмами методов действия (переплетающиеся директораты, определенные виды слияний). Он провозгласил, что ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты являются незаконными, когда вследствие этих действий ослабляется конкуренция.
Антимонопольные методы воздействия со стороны государства можно разделить на три основные группы.
К административно-правовым методам относятся запрет монополии в какой-либо отрасли хозяйства; роспуск существующих монополистических объединений; расчленение монополий на ряд самостоятельных производств.
Административно-экономическое воздействие направлено на преследование торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию и фальсификацию товаров с помощью рекламы; запрещение экономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
Экономическое воздействие государства выражается в:
-использовании различных методов ведения налоговой политики, вынуждающих монополистов назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
- поощрении выпуска товаров-заменителей, что снижает спрос на товары монопольного производства;
- расширении рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта;
- распространении научных и технологических знаний.
В случае нарушения антимонопольных законов к фирмам могут применяться различные меры: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте, и самое суровое наказание - разукрупнение компании, ее раздел на несколько фирм. Американский опыт показал действенность таких мер. После раздела монополистического гиганта AT&T (American Telephone and Telegraph company или Эй Ти энд Ти) в 1980 году, образованные из него компании сразу применили ранее тормозившиеся новшества и вдвое снизили цены.
Для расследования нарушений антитрестовского законодательства и предотвращения "нечестных методов конкуренции" в 1914 г. в соответствии со специальным законом была создана Федеральная торговая комиссия. Она уполномочена издавать запретительные предписания и выступает как контролирующий орган в отношении представления ложной и вводящей в заблуждение информации о продуктах. Запретительное предписание - мера административного государственного регулирования, т.е. распоряжение суда или правительственного ведомства (комиссии или министерства), обязывающее корпорацию или отдельное лицо прекратить специфическую форму хозяйственной деятельности.
Антитрестовское законодательство основано на предположении, что общество будет получать пользу, препятствуя развитию монополии или прекращая деятельность монополии там, где она уже образовалась. Но имеют место ситуации, когда монополистическая организация отрасли экономически обоснованна. Это относится к так называемым естественным монополиям.
Естественная монополия имеется в тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков; отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.
Обеспечение приемлемого поведения естественных монополий возможно двумя путями: государственная собственность и государственное регулирование. Государственная собственность (или подобные ей формы) имеет место в США в таких отраслях, как почтовая служба, пассажирские перевозки (компания "Амтрак"), Управление долины реки Теннеси, на местном уровне - общественный транспорт, системы водоснабжения и канализации, сбор мусора.
Государственное регулирование - более распространенный в США вариант. Специально созданные государственные федеральные регулирующие комиссии занимаются такими сферами, как обеспечение торговли между штатами (железные дороги, грузовые и автобусные перевозки, водные пути, морской флот), энергетика (электроэнергетика, газ, трубопроводный транспорт, гидроэнергетические сооружения), связь (телефон, телевидение, радио, телеграф и т.д.). Регулируемый сектор составляет примерно 10 % ВВП. Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества. Эта теория предусматривает возможность обеспечить потребителей качественным обслуживанием по приемлемым ценам посредством регулирования на благо общества таких отраслей, где конкуренция неуместна. Потребители получают выгоду от снижения издержек за счет масштабов производства. Цель государственного регулирования состоит в установлении таких разумных цен, которые будут возмещать издержки и приносить "обоснованный", "справедливый" доход предприятию. Но здесь есть проблема в обеспечении беспристрастности регулирующих комиссий, которые часто действуют не в интересах общества, а поддерживают неоправданные издержки и прибыли отраслей, которые обязаны регулировать.
Теория легального картеля, обосновывавшая применение государственного регулирования к конкурентным отраслям, не являющимся естественными монополиями, вызвала появление в 1970-1980-х годах законодательства о дерегулировании. Так, дерегулирование авиакомпаний способствовало снижению тарифов и повышению эффективности отрасли, что принесло обществу значительную чистую выгоду.
Исполнительные органы власти ведут не только "карательную", но и профилактическую работу по предотвращению мононополистических ограничений. Например, министерством юстиции издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и поглощению компаний, которые подпадают под действие антитрестовского законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делается заключение о факте установления на рынке монополистического превосходства одного или нескольких предприятий: 33% - для одного предприятия, 50% - для трех, 66,6% - для пяти. Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не против крупных корпораций как таковых, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Оно направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию.
Макроэкономическая стабилизация.Макроэкономическая стабилизация - деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Это, в некоторых отношениях, самая важная функция правительства.
Экономический рост выражается в росте ВВП в абсолютных масштабах и в расчете на душу населения. Полная занятость - это, во-первых, использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг; во-вторых, такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная, но отсутствует циклическая безработица (и когда реальный чистый национальный продукт равен потенциальному чистому национальному продукту). Стабильный уровень цен подразумевает отсутствие инфляции (или очень низкие, регулируемые темпы ее прироста).
Экономический спад, безработица и инфляция особенно болезненно сказываются в периоды экономических кризисов, поэтому государственную политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Но использование их различно в зависимости от направления регулирования (неокейнсианского или неоконсервативного), которого придерживаются власти в той или иной стране. Сторонники неокейнсианства ориентируются на стимулирование совокупного спроса и регулирование хозяйства в целом (макроэкономики) путем поощрения государственного вмешательства преимущественно средствами бюджетной политики (регулирование налогов и государственных расходов). Неоконсерваторы ориентируются на стимулирование совокупного предложения и деятельности отдельных фирм (микроэкономики) путем ограничения государственного вмешательства и использования преимущественно кредитно-денежных рычагов (регулирование объема денежной массы).
Несмотря на такие различия, существует общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации, увеличение государственных расходов для снижения высокой безработицы, в области кредитно-денежной политики - предоставление дополнительных кредитов, снижение процентных ставок по ссудам банков. В период экономического подъема государство проводит линию сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
В периоды высокой безработицы необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора. Когда же общество более всего беспокоит инфляция, следует сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы и частный сектор. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
Основная сложность в проведении политики макроэкономической стабилизации заключается в нахождении "золотой середины", решении своеобразной дилеммы политики экономической стабилизации, когда использование кредитно-денежных и бюджетных рычагов для снижения уровня безработицы повышает уровень инфляции, а использование этих же рычагов для снижения уровня инфляции повышает уровень безработицы.
В последние годы направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной. В ней используются краткосрочные и долгосрочные методы. Для поддержания равновесия между денежным спросом и предложением есть два сценария: увеличение предложения без соответствующего повышения текущего спроса или снижение спроса без соответствующего увеличения предложения.
Увеличение предложения достигается путем повышения товарности народного хозяйства, а также формированием рынков новых товаров и услуг, приватизацией государственной собственности, ростом потребительского импорта. Снижение текущего спроса достигается стимулированием склонности к сбережению через некоторое повышение процента по вкладам, государственным облигациям, продажей недвижимости.
В длительной перспективе антиинфляционная политика опирается на лимитирование денежной массы, сокращение бюджетного дефицита преимущественно за счет снижения государственных расходов (а не увеличения налогов), уменьшения финансирования тех видов деятельности, с которыми может справиться сама рыночная система (уменьшение вмешательства государства в инвестиционные процессы, снижение государственных капиталовложений, дотаций и субсидий).
Размещение ресурсов.Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Это направление реализуется через воздействие на размещение ресурсов.
Эффективное распределение ресурсов в конкурентной рыночной системе может быть обеспечено лишь при том допущении, что все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение соответственно в кривых рыночного спроса и предложения; что не существует побочных эффектов (экстерналий), или переливов, связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги и выпадающих на долю индивида или группы, не являющихся участниками рыночной сделки.
Переливы ресурсов возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара, "перемещаются" к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или производителями. Переливы ресурсов вызывают отклонения равновесного объема производства некоторых товаров от его оптимального объема. Издержки перелива (отрицательные экстерналии) - издержки производства продукта, которые несут не производители и потребители, а третья сторона (общество в целом) без всякого возмещения. Они приводят к чрезмерному поступлению ресурсов в определенные отрасли, которое может быть устранено путем законодательных мер и введением особых налогов.
Выгоды перелива (положительные экстерналии) - выгоды, получаемые не производителями и не потребителями продукта, а безвозмездно третьей стороной (обществом в целом). Они сопровождаются дефицитом ресурсов для некоторых отраслей, чрезмерными издержками производителей, что может быть устранено с помощью субсидий либо потребителям, либо производителям.
Когда выгоды перелива чрезвычайно велики, правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или, в крайнем случае, превратить в собственность государства и непосредственно ими управлять. Это относится особенно к таким товарам, которые рыночная система вообще не намерена производить - общественным благам и услугам, которыми люди могут пользоваться, не неся никаких издержек на их производство.
Общественные блага и услуги - товары и услуги, которые потребляются коллективно. Свойства общественных благ -неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Неизбирательность в потреблении - общественные блага не могут быть представлены одному лицу так, чтобы не удовлетворить потребности других в данном благе (национальная оборона, единая энергетическая система, охрана общественного порядка и т.п.). Неисключаемость в потреблении общественных благ - они неделимы и влекут за собой выгоды, от пользования которыми не могут быть отстранены потребители, не оплачивающие эти блага. Есть такие блага (они называются квазиобщественными), к которым применим принцип исключения (автомагистрали, библиотеки и музеи, полицейская и пожарная охрана, профилактическое медицинское обслуживание и пр.), но эти услуги влекут за собой значительные выгоды перелива, а в итоге рыночная система не станет их производить в достаточном количестве.
Следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, обеспечивать их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью системы принудительных взысканий с помощью налогов. Объемы потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Взимаемые с предприятий и населения налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Эти высвободившиеся ресурсы государство, расходуя налоговые поступления, может само направить на производство общественных благ и услуг. Например, налоги на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (станки, автофургоны, складские помещения и пр.) и потребительских товаров (продовольствие, одежда, телевизоры и т.д.). Правительство может пустить эти ресурсы на производство управляемых ракет, военных самолетов, на строительство новых школ и автомагистралей. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы, чтобы значительно изменить структуру национального продукта страны.
Перераспределение доходов. Рыночная система представляет собой обезличенный беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой.
Причины неравенства доходов кроются в различиях, в способностях, уровне образования и профессиональной подготовке, предпочтениях в выборе места работы, наличии собственности, степени господства на рынке.
Задачу уменьшения неравенства доходов, заботу о неимущих гражданах берет на себя государство. Для этого существует система поддержания уровня доходов - программы социального страхования и государственной помощи.
В качестве способов перераспределения доходов используются государственные налоги (в частности, прогрессивный налог на личные доходы) и трансфертные платежи. Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги.
Правительство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, т.е. путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы -наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определенных групп населения.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.

Как правило, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берёт на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется ещё и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Её содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:

  • а) функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
  • б) функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.Вольчик В.В. Рынки и институты в экономической теории: проблема отбора // Науч. труды Дон НТУ Сер. Экономическая. Вып. 103-1. 2006. С. 52-58

А теперь рассмотрим эти функции подробнее.

Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определённых мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период её подъёма стремится сдерживать деловую активность.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определённого уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочее место или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается её уровень до 6%). Безработица не только серьёзная социальная проблема, но и недопроизведённый валовой национальный продукт, снижением потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создаёт соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цена активно влияет на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены используя различные методы воздействия, проводить определённую политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цена на которые определяется государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает на так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Одной из основных функций государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленную на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределение ресурсов. В этих случаях государство берёт на себя функции установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счёт государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счёт частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счёт кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счёт собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.

Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы образования, здравоохранения.

Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет ёмкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

Важная роль отводится государственному регулированию рынка, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия её найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нём отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пересекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признаёт справедливым доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землёй, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, носящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих факторов.

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платёжными балансами и многое другое.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это, так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путём организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищённость населения без учёта реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышения пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление её от чрезмерной государственной активности.

доход богатство государство правовой

Функции государства - это главные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, групповой, так и общесоциальной его сущностью и назначением. Это практическая деятельность государства, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Общим для всех ученых является определение, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Воздействуя на экономические отношения государство: во-первых, содействует развитию господствующего базиса, либо, во-вторых, тормозит развитие новых экономических отношений, которые сменяют отживающие. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду экономически изжившим себя, но еще политически господствующим силам. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.

Функции государства - это направление деятельности, но не сама деятельность. Определяя основные направления деятельности, государство подключает к их реализации все органы целиком, не разделяя их на отдельные части. Некоторые ученые предлагают такую трактовку функций государства - это не только направление его деятельности, но и механизм воздействия на общественные процессы потому что, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно, посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов.

Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в государственных целях, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

Функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа. Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Если к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства. Содержанием каждой функции государства является предмет ее деятельности, что показывает, какие средства используются для достижения той или иной цели.

В деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В науке долго поддерживался классовый подход к функционированию государства, чем совершенно игнорировались интересы всего общества. Хотя со времен К. Маркса известно, что любое государство осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, социальных групп и слоев населения. Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать вывод о том, что следует различать государства с преимущественно классовыми и преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями, для чего выясняют не только направления деятельности, но и социальное назначение государства. К функциям государства, вытекающим из природы любого общества, относятся все направления деятельности государства по поддержанию естественных условий существования этого общества, которые предполагают деятельность как внутреннюю, так и на межгосударственной основе. Таким образом, в теории государства сформировалась категория «функция государства», во-первых, отражающая реальный процесс его жизнедеятельности, во-вторых, вытекающая из категории «сущность государства». По мере развития общественных отношений, повышения производительности и качества труда, консолидации населения сущность государства постепенно меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций.

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет характер экономических функций государства.

Традиционно выделяют три основные функции:

  • * стабилизационная, которая состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста;
  • * распределительная, связанная с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях социальной справедливости;
  • * аллокационная, связанная с участием государства в более эффективном размещении и использовании экономических ресурсов с целью изменить структуру национального производства и его продукта.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

  • 1) формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы ее функционирования. Это предполагает защиту мелкого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и др.;
  • 2) внешнеэкономическую деятельность и поддержание равновесия платежного баланса.

Все эти функции оказывают влияние на процесс общественного воспроизводства. Наиболее значимая функция из всех перечисленных -- стабилизационная.

Под государственным регулированием экономики следует понимать деятельность государства по организации процесса общественного воспроизводства, направленную на эффективное использование производственных ресурсов для удовлетворения потребностей как членов общества, так и общества в целом.

Повышение благосостояния членов общества – конечная цель любого производства. Она реализуется через множественность целей, определяющих целевую направленность государственного регулирования экономики. Эти цели, с одной стороны, самостоятельны, и каждая требует определенной формы экономической деятельности государства, с другой стороны, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Можно выделить следующие главные цели: 1) стабильный рост национального объема производства, а для этого обеспечение нужных темпов экономического роста; 2) обеспечение полной занятости, если это возможно, или высокого уровня занятости экономически активного населения; 3) обеспечение стабильности цен, сдерживание инфляции на низком уровне; 4) достижение и поддержание равновесия платежного баланса страны и др.

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет и характер экономических функций государства:

– стабилизационная – состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста. Это обеспечивается в первую очередь посредством проведения государством анти­циклической политики;

– распределительная – связана с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях обеспечения социальной справедливости. Это достигается путем дифференциации налогов, реализации социальных программ;

– социальная – способствует росту совокупного потребительского спроса, что воздействует на увеличение валового национального продукта;

– аллокационная – государство обеспечивает эффективное размещение и использование экономических ресурсов. В целях совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

– организацию функционирования государственного сектора. Эта функ­ция осуществляется на основе государственной собственности. Как собственник и предприниматель государство вступает в экономические отношения с частным сектором по поводу производства и реализации продукции государственных предприятий, и в то же время оно выступает как потребитель, давая государственные заказы частному сектору и оплачивая их за счет государственного бюджета. Как предприниматель государство финансирует новейшие отрасли производства и тем самым способствует прогрессивным структурным сдвигам в экономике;


– формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы функционирования также является одной из функций государства. Деятельность государства по формированию конкурентной среды направлена на ограничение всевластия монополий и защиту конкуренции. Государство принимает комплекс законов, которые определяют правовые отношения между хозяйствующими субъектами, а также между ними и государством. В каждой стране разрабатывается антимонопольное законодательство и формируется действенный механизм его реализации;

– внешнеэкономическая деятельность и поддержание равновесия платежного баланса. Она направлена на регулирование внешних связей страны, оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке и укрепление стабильности национальной валюты.

3. Инструменты, методы и формы
государственного регулирования экономики

Государство практически реализует экономические функции с помощью определенных инструментов, методов и форм государственного регулирования.

Инструменты государственного регулирования – это правила хозяйствования, с помощью которых государство осуществляет свою регулирующую роль. В качестве инструментов государственного регулирования следует рассматривать правовое законодательство, государственный контроль за деятельностью бирж, аудиторскую деятельность.

Правовые нормы хозяйствования регламентируют порядок образования акционерных обществ и их функционирования, право наследования, антимонопольное законодательство и др.

Административный контроль над фондовыми, товарными, валютными биржами осуществляется путем четкой регламентации операций и времени их работы, участием государства в формировании курса акций.

Аудиторская деятельность обеспечивает государству контроль за исполнением законодательных актов субъектами экономики и выявление их нарушений.

Методы регулирования – это способы воздействия на экономику для достижения поставленных целей. Они подразделяются на административные и экономические.

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Применяются они при прямом вмешательстве государства в экономику. В странах с развитой рыночной экономикой прямое вмешательство государства ограничено.

В решении ряда проблем административные методы не только эффективны, но и имеют преимущество перед другими, в частности:

– государственный контроль над монопольными рынками. Для ограничения монополизма используется государственное регулирование цен, установление для предприятий‑монополистов предельного уровня рентабельности, их разукрупнение и т. д.;

– поддержание минимально допустимых доходов населения; гарантированный уровень минимальной заработной платы, пособия по безработице и т. п.;

– защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. В данном случае применяются таможенные барьеры, квотирование экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности;

– дотации и поддержание убыточных отраслей и предприятий.

Экономические методы регулирования рыночной экономики базируются на создании дополнительного материального стимула для изменения деятельности субъектов хозяйствования в нужном государству направлении. Примером таких методов может служить ускоренная амортизация. Изменяя нормы и ставки амортизационного списания, государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений.

Другим примером экономических методов является государственное воздействие на цены. Оно осуществляется или путем регулирования ставки налога на добавленную стоимость включаемого в цену товара, или путем предоставления льготных кредитов, субсидий, или через регулирование экспорта и импорта путем освобождения экспортеров от налогов, предоставления экспортных субсидий.

Экономические методы, в свою очередь, в зависимости от характера воздействия на субъекты хозяйствования можно подразделить на прямые и косвенные.

Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно‑денежную и бюджетную системы (изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег; нормализация расходов государственного бюджета и т. д.).

Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, предприятия и создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К прямым методам можно отнести государственные субсидии хозяйствующим субъектам, государственные инвестиции, дотации и др.

Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования.

Формы регулирования – это основные направления деятельности государства по регулированию экономики. Можно выделить несколько основных форм:

1. Государственное стимулирование научных исследований и опытно‑конструкторских работ (НИОКР) и обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Формирование государственной научной стратегии и ее реализация осуществляется по нескольким направлениям:

– распределение государственных ресурсов между различными сферами научных исследований и определение структуры государственных приоритетов, выполнение исследований и разработок в государственных центрах;

– косвенное государственное стимулирование науки и освоение ее достижений в частном секторе с помощью налоговой, амортизационной, патентной политики;

– формирование инфраструктуры обеспечения исследований и разработок: национальные службы научно‑технической информации и стандартизации; статистики; изучение зарубежного опыта и международного сотрудничества;

– прогнозирование научно‑технического прогресса и его последствий.

Структурная политика государства направлена на максимизацию экономического роста наиболее прогрессивных отраслей экономики, обеспечивающих практическую реализацию научно‑технического прогресса и повышение эффективности производства. Основные пути воздействия государства на развитие прогрессивных отраслей – участие в НИОКР, финансовое стимулирование, система государственных заказов, помощь в организации кооперации, государственные инвестиции.

2. Государственное регулирование инвестиционного процесса и экономического роста. Государственные инвестиции на развитие государственного сектора способствуют увеличению предложения сырьевых и энергетических ресурсов для частного сектора, а также эффективному функционированию инфраструктуры. Государственные капиталовложения направляются на развитие прогрессивных отраслей производства, финансирование НТП.

Поддержание экономического роста обеспечивается государством за счет:

– инвестиционной деятельности;

– проведения антикризисных мероприятий, смягчающих циклические колебания;

– стимулирования реализации производственной продукции, а также мерами по ускорению НТП и совершенствованию структуры производства.

3. Экономическое программирование, которое представляет собой определение приоритетных направлений развития экономики на длительный период времени. В настоящее время известны три основные формы экономического программирования:

– конъюнктурное – краткосрочное, направленное на достижение общего экономического равновесия, положительного платежного баланса с помощью традиционных мер налоговой и финансовой политики;

– частично‑структурное. Оно является производным от государственной бюджетной политики. Экономическая программа определяет политику в отношении основных секторов экономики и служит в первую очередь целям поддержания высокой активности;

– структурное. Оно предусматривает обеспечение экономического роста на длительный срок и возрастание роли государства в регулировании экономики.

В настоящее время происходит переплетение этих форм и утверждается точка зрения, согласно которой надо строить программы на основе пирамидальной временной схемы: долгосрочные прогнозы являются базой для среднесрочных программ, а среднесрочные – основой краткосрочных. Экономические программы дают перспективные ориентиры для деятельности предпринимателей всех секторов экономики, помогают государству кон­цент­рировать инвестиции на приоритетных направлениях и поддерживать равновесие экономики.

4. Государственное воздействие на рынок труда. Во всех странах с рыночной экономикой создаются системы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. С помощью системы государственной подготовки рабочей силы ставится задача уменьшения напряженности на рынке труда. Возрастают расходы государства на профессиональную подготовку и переподготовку работников, на создание новых рабочих мест, на пособия по безработице и вообще на социальные программы.

5. Государственное регулирование сельского хозяйства. Целью этого регулирования является достижение самообеспечения продовольствием и создание излишков для экспорта, а также обеспечение доступности продовольствия для основной массы населения. Государственное регулирование сельского хозяйства включает в себя несколько элементов:

– регулирование условий ведения сельскохозяйственного производства, стандартизация продукции, правовые нормы ведения хозяйства и др.;

– субсидирование определенных хозяйств, подотраслей и регионов;

– регулирование закупочных цен;

– государственные закупки части сельскохозяйственной продукции, что ослабляет давление на рынок;

– выплата государством специальных компенсаций при ликвидации нерентабельных хозяйств и др.

Государственное регулирование экономики имеет свои границы. Главным критерием этих границ является влияние государственного регулирования на эффективность производства. Любое вмешательство государства в экономику связано с определенными затратами. К ним относятся, прежде всего, издержки по организации и осуществлению регулирования. Необходимо также учитывать то влияние, которое оказывает та или иная форма регулирования на рыночное равновесие, объем производства, перераспределение ресурсов, причем оно может оказаться менее эффективным, чем первоначальное. Сумма связанных с этим затрат и издержек по осуществлению регулирования должна быть меньше выигрыша в эффективности в результате государственного регулирования. Их соотношение и определяет границы государственного вмешательства в экономику. В то же время государство ни в коей мере не должно ограничивать предпринимательскую инициативу хозяйствующих субъектов, при условии, если она не противоречит интересам общества.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...