Финансово-экономическое обеспечение муниципального управления. Управление муниципальным хозяйством
Управление местными финансами осуществляют местные представительные и исполнительные органы власти, в том числе их финансовые подразделения.
В Украине существуют два основных вида местных финансовых органов - это финансовые органы местного самоуправления и местные финансовые органы исполнительной власти.
К финансовым органам местного самоуправления относятся финансовые отделы исполнительных комитетов и других исполнительных органов местного самоуправления. Финансовые отделы в системе самоуправления действуют в городах, имеющих статус областного подчинения, и в районах этих городов. В Украине насчитывается 163 города областного подчинения. Города Киев и Севастополь не имеют собственных финансовых органов в системе местного самоуправления.
К местным финансовым органам в системе исполнительной власти относятся Министерство финансов Автономной Республики Крым, финансовые управления и отделы областных, Киевской и Севастопольской городских, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, местные органы Государственной налоговой администрации, Главного контрольно-ревизионного управления, Государственного казначейства Украины. Местные органы вышеперечисленных управлений действуют в областях, в городах Киеве и Севастополе, в районах этих городов, в городах областного подчинения, в районах, районах городов областного подчинения. Указанные подразделения не входят в состав местных государственных администраций и имеют центральное подчинение.
Важной составляющей системы управления местными финансами компетенция местных органов власти. К ведению органов государственной исполнительной власти и исполнительных органов местных советов относится составление проекта бюджета в соответствии с основными направлениями бюджетной политики, регламентированных Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами. К их ведению относится также выполнение бюджетов и контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием выделенных бюджетных средств.
Закон "О местном самоуправлении в Украине" детализировал конституционные положения об определении компетенций местного самоуправления и местных органов исполнительной власти в сфере составления, утверждения и исполнения местного бюджета. Согласно Закону, вмешательство государственных органов в процесс составления, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, не предусмотренных законом. Закреплено положение о сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов, для обеспечения населения услугами не ниже уровня минимальных социальных потребностей. Свободные остатки бюджетных средств при сбалансировании местных бюджетов не учитываются.
В сфере бюджетного процесса, Кабинет Министров Украины доводит до местных советов и их исполнительных органов инструктивные письма о порядке составления расчетов к проектам бюджетов на следующий год. Исполнительные органы Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя предоставляют инструкции о разработке проектов бюджетов исполнительным органом советов низшего уровня.
Кабинет Министров Украины доводит до исполнительных органов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя проекты нормативов отчислений и сумм контингентов этих доходов, размеры дотаций и суб-Венц, предусмотренных государственным бюджетом, и их целевое назначение, перечень расходов, которые передаются из государственного бюджета на финансирование бюджетов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Исполнительные органы советов высшего уровня доводят соответствующие показатели в исполнительные органы советов низшего уровня.
По прогнозным показателям развития территорий правительство Автономной Республики Крым и исполнительные органы местных советов разрабатывают проекты соответствующих местных бюджетов и подают на рассмотрение в Верховную Раду Автономной Республики Крым и местных советов ежегодно до 10 декабря. Для городов районного подчинения, поселковых и сельских советов срок подачи проектов бюджетов определены до 25 декабря. Проекты рассматриваются и утверждаются соответствующими комиссиями Верховной Рады Автономной Республики Крым и местных советов.
Исполнение местных бюджетов осуществляется Советом Министров Автономной Республики Крым и исполнительными органами местных советов. Эти же органы обеспечивают поступление всех предусмотренных бюджетом доходов и эффективное их использование.
Контроль за выполнением местных бюджетов возлагается на местные советы, которые самостоятельно определяют его организационные формы. Органы исполнительной власти и исполнительные органы местных советов вместе с органами Министерства финансов Украины осуществляют контроль за состоянием поступлений доходов соответствующего бюджета и правильностью использования выделенных из бюджета средств предприятиями.
Кроме того, органы исполнительной власти и исполнительные органы местных советов высшего уровня осуществляют надзор за ходом выполнения бюджета с помощью исполнительных органов советов низшего уровня. Предметом такого контроля является соблюдение требований действующего законодательства, решений органов исполнительной власти, решений местных советов и исполнительных органов высшего уровня, принятых в пределах их компетенции.
Важным элементом системы управления местными финансами является организация кассового исполнения местных бюджетов, прежде всего организация приема, хранения и выдачи бюджетных средств, ведения учета и отчетности в процессе выполнения местных бюджетов.
Существуют банковские, казначейская и смешанная системы кассового исполнения местного бюджета. В Украине сложилась банковская система, это означает, что средства местных бюджетов аккумулируются, сохраняются и выдаются банковскими учреждениями в пределах средств, которые реально поступили на счета соответствующих бюджетов в учреждениях банков.
Бюджетным кодексом Украины предусмотрено Положением о кассовом исполнении местных бюджетов, согласно которому кассовое исполнение всех бюджетов осуществлять учреждения Государственного бюджетного банка. Но до сих пор такой банк в Украине не создан. Реально кассовое исполнение местных бюджетов в Украине осуществляется как учреждениями Национального банка Украины, так и отдельными коммерческими банками.
Следующим важным элементом системы управления местными финансами является организация контроля и аудита. В Украине его осуществляют Министерство финансов Украины, Главное контрольно-ревизионное управление, Главное управление государственного казначейства, Государственная налоговая администрация Украины, местные государственные администрации. Общий финансовый контроль осуществляет Верховная Рада Украины и Счетная палата Верховной Рады Украины.
Действуют также ревизионные комиссии, создаваемые представительными органами местного самоуправления для контроля за использованием средств бюджета, внебюджетных, валютных и целевых фондов. Отдельные контрольные функции выполняют самые представительные органы местного самоуправления и их комиссии.
Системы специального государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в Украине пока нет. Действует общий контроль за использованием бюджетных средств и обязательный аудит предприятий и организаций, в т. Ч. И коммунального сектора.
Таким образом, система управления местными финансами играет важную роль в процессе их развития. В Украине существует объективная потребность в создании новой системы управления местными финансами в условиях становления финансовой автономии местного самоуправления. Процесс становления такой системы еще не завершился. Требует уточнения компетенция местной власти в этой сфере, разграничение полномочий различных уровней власти, государства и местного самоуправления, представительных и исполнительных структур местной власти в сфере управления местными финансами.
Муниципальные финансы представляют собой совокупность социальных и экономических отношений, которые возникают по поводу формирования, использования и распределения финансовых средств, с целью решения задач местного характера. Данные отношения возникают между населением, которое проживает на территории муниципального образования и органами местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы в себя включают:
- — внебюджетные муниципальные фонды;
- — средства местных бюджетов;
- — муниципальные и государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;
- — иные денежные средства, которые находятся в муниципальной собственности.
- Основополагающими принципами муниципальных финансов являются:
- — финансовой государственной поддержки;
- — принцип самостоятельности;
- — принцип гласности.
CУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ {.bodytxt}
Сущность муниципальных финансов заключается в следующем: денежный оборот является материальной основой финансов. Реальный денежный оборот представляет собой экономический процесс, который вызывает движение стоимости и сопровождается потоком расчетов и денежных платежей. Финансовые ресурсы, которые являются источником финансирования воспроизводства выступают объектом реального денежного оборота.
Муниципальные и государственные финансы отождествляют экономические отношения, которые связаны с обеспечением централизованными источниками финансирования муниципального и государственного секторов экономики, наиболее существенных программ развития общественного сектора и производства, учреждений и организаций бюджетной сферы и так далее. Их функционирование полностью направлено на достижение всеобщих целей по развитию социально ориентированной рыночной экономики.
СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Муниципальные и государственные финансы функционируют в границах финансовой государственной системы и являются непосредственно центральным звеном
Систему муниципальных финансов можно представить в виде следующей схемы:
Финансы во многом зависят от совершенных преобразований в отношениях между различными звеньями финансовой системы. Прежде всего, это относится к связям между финансами микроуровня и финансами макроуровня. Финансы на макроуровне, и прежде всего муниципальный и государственный бюджеты, основываются на финансовых перспективах предприятий. Финансы во многом способствуют достижению целей общего экономического развития, поэтому необходима их оптимальная организация. Избранный способ организации во многом предопределяет качественную сторону финансов. Использование и распределение финансовых средств в государстве производится с помощью интегрированной системы по управлению финансовыми потоками.
УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
Процесс управления муниципальными финансами подразделяется на три стадии:
1. процесс финансового планирования;
2. бюджетный процесс;
3. оценка полученных результатов.
Цели и характер деятельности на каждой из данной стадий существенно отличаются.
РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Определение роли муниципальных финансов играет особое значение в реформировании экономики России.
Реформирование муниципальных финансов является составной частью общей реформы местных органов самоуправления. Обеспеченность муниципальных организаций материальными и финансовыми ресурсами во многом определяет эффективность местного самоуправления. Для выполнения поставленных задач муниципальные образования обязаны обладать достаточными и необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, а также обладать правом самостоятельного управления этими ресурсами.
В соответствии с новым законодательством в структуре бюджетных систем субъектов Федерации выделяют новый уровень бюджета. В систему местных бюджетов включаются бюджеты городского округа, бюджеты поселений (городских и сельских) и бюджеты муниципальных районов. Органы всех типов исполнительной власти муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений) наделены закрепленными законодательно расходными и доходными полномочиями.
Муниципальное образование заинтересовано в эффективном использовании своих финансовых ресурсов, в разумном, не подавляющем деловую активность увеличении доходов бюджета и экономном расходовании бюджетных средств.
Совокупность целей и методов эффективного использования финансовых ресурсов муниципального образования в интересах населения составляет суть муниципальной финансовой политики.
Цели и основные инструменты муниципальной финансовой политики:
Цели: Обеспечение текущих расходов бюджета для достижения качества жизни населения на уровне не ниже минимальных социальных стандартов; Обеспечение формирование бюджета развития для решения перспективных задач; Обеспечение финансирования(от субъекта РФ) возложенных государственных полномочий; Обеспечение сбалансированности бюджета.
Инструменты: Совершенствование бюджетного процесса; Казначейское исполнение бюджета; Встраивание в бюджетный процесс системы муниципального заказа; Муниципальный кредит; Разработка сводного финансового баланса территории.
Система целей муниципальной финансовой политики логически вытекает из общей задачи обеспечения финансовыми средствами исполнения собственных полномочий муниципального образования, его комплексного и устойчивого социально-экономического развития, а также исполнения государственных полномочий, возложенных в установленном порядке на данное муниципальное образование.
Отдельные методы и инструменты достижения этих целей: Бюджетный процесс. Бюджетный процесс в муниципальном образовании - это деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта муниципального бюджета, его утверждению, исполнению и контролю за исполнением.
Эффективная организация бюджетного процесса на всех его стадиях позволяет привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать экономное расходование бюджетных средств.
Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Обычно в муниципальном образовании принимается местный нормативный акт - положение о бюджетном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утверждения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюджета.
Проект местного бюджета разрабатывается администрацией муниципального образования.
Рассмотрение бюджета в представительном органе обычно происходит в два или три этапа (чтения).
Если к началу финансового года бюджет не будет утвержден, то финансирование бюджетных расходов осуществляется ежемесячно в размере 1/12 фактических расходов бюджета предыдущего года. Поскольку этот порядок существенно осложняет процесс финансирования, администрация и представительный орган заинтересованы в том, чтобы преодолеть разногласия и утвердить бюджет к началу финансового года.
Исполнение утвержденного бюджета осуществляется администрацией в строгом соответствии с бюджетной росписью по статьям расходов, которая доводится до сведения всех распорядителей и получателей бюджетных средств.
В процессе исполнения бюджета может возникнуть необходимость в перераспределении бюджетных средств по статьям расходов. В положении о бюджетном процессе должно быть указано, в каких пределах администрация имеет право производить такое перераспределение самостоятельно. В случае превышения этого предела администрация должна внести на утверждение представительного органа предложения о внесении изменений в утвержденный бюджет. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение ожидаемого объема поступлений в бюджет не более чем на 10 %, администрация вправе ввести режим сокращения расходов бюджета (секвестр). Если снижение доходов составляет более 10 % от утвержденной суммы, администрация вносит в представительный орган предложения о внесении изменений в бюджет.
Не реже чем один раз в квартал администрация представляет на рассмотрение представительного органа информацию о ходе исполнения бюджета. Контроль за исполнением бюджета осуществляет контрольный орган муниципального образования, который информирует представительный орган о выявленных нарушениях.
Годовой отчет об исполнении бюджета представляется администрацией на утверждение представительного органа в сроки, установленные положением о бюджетном процессе. При обнаружении несоответствия исполнения бюджета утвержденным параметрам представительный орган имеет право не утверждать отчет и обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств нарушения бюджета и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
Имущественные права муниципальных образований. Управление муниципальными финансами: финансовое планирование, бюджетный процесс, оценка результатов.
Понятие муниципального хозяйства и его состав. Функции и задачи органов управления муниципальным хозяйством. Виды муниципального хозяйства: коммунальная, коммунально-рентная, муниципально-рентная модели муниципального хозяйства. Управление муниципальным имуществом.
Реальная самостоятельность и эффективность местного самоуправления зависит в первую очередь от наличия и объема материально-финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования. Эти объема материально-финансовые ресурсы и составляют финансово-экономическую основу местного самоуправления.
Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования.
Гарантированность финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления со стороны государства выражается в следующих положениях:
1) Закрепление доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, с целью обеспечения минимального размера бюджета муниципального образования.
2) Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
3) Самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью и обеспечение её государственной защитой наравне с другими формами собственности.
4) Органы местного самоуправления вправе:
Создавать юридические лица для осуществления в интересах населения муниципального образования своей хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации;
Выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения и др.
Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют:
¦ Местные финансы (муниципальный бюджет);
¦ Муниципальная собственность (хлебопекарня, завод, учреждения образования, спортивные сооружения и т.п.);
¦ Имущество, служащее для удовлетворения местных потребностей (природные ресурсы, находящиеся в собственности государства или субъекта федерации, но используемые для нужд муниципального образования);
¦ Имущество, находящееся в государственной собственности, но переданное в управление органу МСУ (служебные здания).
Муниципальное хозяйство - это хозяйственные системы, характеризующие потенциальные возможности в пределах МО, которые обеспечивают его жизнедеятельность. К муниципальному хозяйству относятся предприятия материального и нематериального производства. Иными словами, муниципальное хозяйство отражает отраслевую структуру потенциальных возможностей МО, существующих в определенных границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности определяются формами собственности.
Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность объектов и субъектов, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей населения.
Структура муниципального хозяйства состоит из следующих элементов : государственные предприятия хозяйственных систем,
- - муниципальные предприятия,
- - организации и учреждения,
- - предприятия частной и иных форм собственности.
В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.
Управление муниципальным имуществом - это воздействие муниципальных образований на принадлежащее им имущество с целью эффективного решения стоящих перед ними задач или эффективной реализации властных полномочий.
Задачи , стоящие перед муниципальным образованием, принято относить к вопросам местного значения. Муниципальное имущество является неотъемлемой составной частью муниципальной собственности. В состав муниципальной собственности принято включать:
- - средства местного бюджета;
- - муниципальные внебюджетные фонды;
- - имущество органов муниципального самоуправления (МСУ);
- - муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
- - муниципальные предприятия и организации
- - муниципальные финансово - кредитные учреждения;
- - муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
- - муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.
К числу функций управления муниципальным имуществом относятся:
- 1. Приватизация
- 2. Сдача в аренду
- 3. Приобретение за счет средств местного бюджета
- 4. Передача в доверительное пользование
- 5. Передача в безвозмездное пользование
- 6. Использование в качестве залога
- 7. Внесение в качестве взноса в уставной капитал
- 8. Передача в оперативное управление
- 9. Передача в хозяйственное ведение
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации