Финансовая и экономическая политика гр. С


краткое содержание других презентаций

«Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Меры для смягчения малоземелья крестьян. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Персоналии. Идеология. Полицейское государство. Смена правительства. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Политика в области образования. Внутренняя политика Александра III. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов. События. Временные правила о печати. Документ. Выход крестьян из общины.

«Экономическое развитие при Александре 3» - Транссибирская железнодорожная магистраль. Результаты экономической политики С.Ю. Витте. Направления экономической политики И.А. Вышнеградского. Финансовая реформа. Особенности промышленного развития. Крестьяне. Характеристика. Основные направления экономической политики. Развитие сельского хозяйства. Характеристика экономической политики. Роль государства в развитии промышленности. Направления экономической политики С.Ю. Витте.

«Александр III и его внутренняя политика» - Программа царствования Александра III. Совещание государственных чиновников. Закон о земских участковых начальниках. Контрреформа. Новые назначения. Крестьянский банк. Сведущие люди. Временные правила о печати. Национальная и религиозная политика. Какие задачи решал Александр III. Правление Александра III. Начало. Цензура. Выход крестьян из общины. Рабочее законодательство. Портрет. Судебная контрреформа.

«Контрреформы Александра 3» - Насильственная русификация. Национальная и религиозная политика. Замена крестьянской администрации дворянской. Контрреформы. Задачи. Новые назначения. Александр правил вместо умершего брата. Какой характер носила политика. Земская контрреформа. Деятельность Александра III называют контрреформами. 1845-1894 – годы правления Александра III. Воспитатели. Портрет. Судебная контрреформа (1887-1894гг). Реформа в области просвещения.

«Внутренняя политика Александра 3» - Игнатьев предложил созвать Земский собор. «Циркуляр о кухаркиных детях». Ликвидация мирового суда. Попытки судебной контрреформы. В 1887 г. был значительно увеличен имущественный ценз для присяжных. Цензурная контрреформа. В.П. Мещерский. 1884 г. – студенческие волнения. Контроль над волостным судом. Министерство Н.П. Игнатьева. Учреждение присяжных в уголовном суде оказалось для России совершенно ложным.

«Контрреформы Александра III» - Начало царствования. Протекционизм 1897 г. – финансовая реформа. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%. 1882 г. – введение новых «Временных правил о печати». Транссиб – ж/д, связавшая Европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Александр III. Общая протяженность – 9332 км. Усиление цензуры. Эпоха контрреформ. Создание «Отделения по охранению порядка и общественной безопасности» – «охранки».

Экономическая политика С.Ю. Витте.

В начале 1889 г. С.Ю. Витте был предложен пост директора Департамента железнодо­рожных дел Министерства финансов. В феврале 1892 г. С.Ю. Витте стал министром путей со­общения, а в августе занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив Министерство финансов, в компетенцию которого входили все вопросы торговли, промышленности, кредита, налогообложения. Ему подчинялись Государственный банк, Дворянский земельный банк. Крестьянский поземель­ный банк, Монетный двор. На этом влиятельном посту С.Ю. Вит­те оставался бессменно одиннадцать лет, вплоть до августа 1903 г. С его именем связано осуществление ряда важных экономических преобразований.

С.Ю. Витте был сторонником славянофильских взглядов. Славянофильская ориентация объясняет и большой интерес, проявленный им к учению немецкого экономиста первой половины XIX в. Фридриха Листа, раз­работавшего, в противовес «космополитической политиче­ской экономии», теорию «национальной экономии». Взгляды Ф. Листа на роль национального хозяйства и его государст­венного регулирования составили основу программы россий­ского министра финансов. С.Ю. Витте считал, что важнейшей задачей госу­дарства является поощрение развития отечественной про­мышленности, при слабом развитии которой общий эконо­мический прогресс страны невозможен. Концепция базировалась на пред­ставлениях, что в целях экономической модернизации страны необходимо добиваться баланса экспорта и импорта с помощью таможенного покровительства, прочной кредитной системы и устойчивого денежного обращения. Эти меры должны были создать условия для развития внут­реннего рынка и финансовой независимости от заграничных сырьевых и денежных источников.

При ближайшем участии С.Ю. Витте в империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе: введение казенной винной монопо­лии (1894 г.), строительство Транссибирской железнодорож­ной магистрали, заключение таможенных договоров с Германией (1894 г. и 1904 г). Узловым пунктом виттевской экономической программы стало проведение в середине 90-х годов денежной реформы, стабилизировавшей русский рубль и стимулировавшей крупные инвестиции из-за границы в ве­дущие отрасли промышленности.

В конце XIX в. наблюдался очевидный и уверенный подъ­ем производительных сил, особенно в промышленности. За время министерства С.Ю. Витте в Россию было инвестировано из-за границы около 3 млрд. руб. иностранных займов, значитель­ная часть которых шла на производительные нужды. Подобная практика позволяла не только обеспечивать текущую стабильность финансовой системы, но и способствовала развитию важнейших элементов инду­стриальной инфраструктуры.

В н. XX века - изменение мировой экономической конъюнкту­ры привело сначала к спаду деловой активности, а с 1900 г. - и к кризису в отраслях производства, интенсивно разви­вавшихся в 90-е годы: металлургии, машиностроении, нефте- и угледобыче, электроиндустрии. Экономи­ческий кризис начала XX в. продемонстрировал, что государственный патернализм, интервенционное раскру­чивание экономики имеют свои логические пределы. Госу­дарственная власть при самых благих намерениях построить органичную капиталистиче­скую систему не может.

Окончание XIX в. охарактеризовалось в России проведе­нием крупнейшей финансовой реформы, качественно изме­нившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой програм­мы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России. Реформа способство­вала интеграции России в систему мирового рынка.

Сама идея укрепления рубля переходом на золотой паритет отвечала в первую очередь интересам промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции капиталов. Для осуществления ускоренного промышлен­ного развития страны необходимо было решить задачи: увеличить ин­вестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. В деле ин­дустриализации России зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, так как внутренние ис­точники представлялись недостаточными. Однако до­биться сколько-нибудь благоприятных результатов было не­возможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной. Рубль кредитный, ставший основой денежного обраще­ния еще с середины XIX в., служил объектом спекулятивных манипуляций за границей. В 1891 г. курс рубля упал до 59,3%. Положение бумажных денег не было прочным и внут­ри страны. В 70-80-е годы курс в среднем составил 64,3 копейки золотом.

Для ликвидации шаткости финансовой системы требова­лось изыскать надежный металлический эквивалент, кото­рым служило серебро. Но, начиная с 70-х го­дов, цена «второго благородного металла» неуклонно падала. Государство стремилось всеми сила­ми поддержать рубль и с этой целью искусственно ограни­чивало эмиссию бумажных денег. Однако нужны были решительные действия, чтобы изменить положение.

Первоначально С.Ю. был сторонником укреп­ления кредитного рубля посредством административного контроля: ужесточение надзора за обра­щением денег и усиление ответственности позволят укрепить рубль. В начале 1893 г. были установлены тамо­женные пошлины (I копейка за 100 рублей), запрещены сдел­ки, основанные на курсовой разнице рубля, усилен контроль за биржевыми операциями в Рос­сии и введен запрет на производство биржевых сделок мак­лерами-иностранцами. Колебания курса стали уменьшаться, но эти меры были малоэффективны, необходима качественная перестрой­ка всей финансовой системы.

Существовал выбор основы реформы: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (се­ребро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра. Но привязка рубля к биметаллическому эквиваленту могла усилить ее неустойчивость. С.Ю. Витте был сторонником монометаллизма. Введению монометаллического паритета рубля, устойчи­вой конвертируемости способствовали общие политические условия в стране и мире и относительно благоприятное эко­номическое положение. Россия имела положительное торговое сальдо, формировались и внушительные золотые запасы.

Шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день пла­тежа. Правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого экви­валента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Го­сударственного банка покупать золотую монету по опреде­ленному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на теку­щий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках.



Несмотря на указанные меры, золотая монета очень мед­ленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Государственный банк 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и прини­мать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за по­луимпериал, а на 1896 год покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотноше­ния между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. Паритет между бумажным руб­лем и кредитным в соответствии с реальным курсом обра­щения, согласно министерской программе, вве­дение золотого эквивалента рубля не предполагало установ­ление тождества бумажных и металлических денег. В основу реформы был положен принцип существенной де­вальвации. В представленном в Государственный совет в марте 1896г. законопроекте «Об исправлении денежного обращения» С.Ю. Витте следующим образом определял условия проведения и цели реформы: «Закрепить достигнутые успехи в области финансового хозяйства посредством подведения под них прочного фундамента металлического денежного об­ращения». Введение размена рубля на драгоценный металл устанав­ливалось исходя из реально сложившегося и ста­бильного курсового соотношения: рубль кредитный - 66 2 /з копейки золотом. В 1896 г. возникла необходимость приступить к изготов­лению золотой монеты нового образца. Было решено чеканить но­вую монету с надписью на империале «15 рублей» и на по­луимпериале «7 рублей 50 копеек».

Решающий этап реформы денежного обращения насту­пил в 1897 г., когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы но­вой финансовой системы. Январь - указ о выпу­ске в обращение золотой империальной монеты в 15 руб. и полуимпериальной в 7 руб. 50 коп.; август - об уста­новлении твердого основания для эмиссии кредитных биле­тов. Государственный банк обязывался выпускать дензнаки в соответствии с потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом. Кредитные билеты должны обес­печиваться рубль за рубль (один империал ра­вен пятнадцати рублям кредитным).

Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, но­вая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 г.: государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота, золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами, полно­ценная золотая монета обязательна к приему во всех плате­жах на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомо­гательными в обращении. Обращались монеты прежнего чекана. Золото довольно быстро утвердилось в ка­честве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.

Очень быстро стали заметны результаты денежной ре­формы. Монетною единицей служил рубль, содержавший 0,7742 г (17,424 доли) чистого золота. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золо­того слитка мог свободно представить его для чеканки моне­ты. Закон требовал производить все расчеты на золотую монету и счет­ную единицу (рубль) и устанавливал обязательный прием полновесной золотой монеты во всех платежах на неограни­ченную сумму. Монетное дело в империи находилось в ве­дении Министерства финансов, а сама монета чеканилась на Монетном дворе в Петербурге. Государственные кредитные банкноты выпускались Государственным банком под обеспечение золотом. Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения сум­мы. На 1 января 1900 г. на золотую монету уже приходилось 46,2% всего денежного обращения. Введение золотой валюты укрепило государственные фи­нансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX в. по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. В конце XIX - начале XX в. золо­тая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 г. на нее приходилось почти две трети денежной массы.

Балтийский Государственный Технический Университет

«ВОЕНМЕХ»

Экономическая политика

Витте

И ее реформы


С тудентки группы И-434

Д.А. Петровой

П реподаватель:

С.Ю. Витте министр путей сообщения в 1892 г., финансов в 1892-1903 гг., председатель Комитета министров в 1903-1905 и реформированного Совета министров в 1905-1906 годах.

Сергей Юлиевич Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 г. и воспитывался в семье своего деда А.М. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг. Саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказского наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края.

Витте-мемуарист хотел убедить потомков, что происходил не из малоизвестных обрусевших немцев, а родился в семье дворянина, к моменту его рождения принявшего православие и с годами под влиянием семьи Фадеевых сделавшегося «и по духу… вполне православным». Витте позаботился, чтобы эти сведения о его родословной попали в солидные справочные издания.

Столь ревностное отношение Витте к своему дворянскому происхождению и преданность православию, очевидно, легко понять, зная атмосферу духовной жизни воспитывающей его семьи Фадеевых, в которой вечной занозой сидели и лютеранское прошлое, и родословная его отца.

Ранние годы Витте прошли в Тифлисе и Одессе, где в 1870 г. он закончил курс наук в Новороссийском университете по математическому факультету со степенью кандидата.

1 июля 1871 г. Витте был причислен чиновником к канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, а через 2 года назначен столоначальником. В управлении Одесской железной дороги, куда его определил на службу дядя, он на практике изучил железнодорожное дело, начав с самых низших ступеней.

В 1874 г. с упразднением Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора Витте был «оставлен за штатом на общем основании». Однако в апреле 1877 г. он подал прошение об увольнении с государственной службы.

После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшая казне Одесская дорога влилась в частное Общество Юго-западных железных дорог, возглавлявшееся известным банкиром и железнодорожным дельцом И.С. Блиохом. Там Витте получил место начальника эксплуатационного отдела. Новое назначение потребовало переезда в Петербург. В столице он прожил около двух лет.

Духовный мир молодого человека складывался под влиянием его дяди. Витте оказался под влиянием славянофильских идей, увлекался богословскими сочинениями А.С. Хомякова.

После 1 марта 1881 года Витте живо включился в большую политическую игру, затеянную Фадеевым и его единомышленниками. Как только до Киева дошла весть о покушении на Александра 2, Витте написал в столицу Фадееву и подал идею о создании дворянской конспиративной организации для охраны императора и борьбы с революционерами их же методами. Фадеев подхватил эту идею в Петербурге и с помощью Воронцова-Дашкова о положении в Киеве и на Юге, свидетельствующие о том, что Витте ревностно относился к исполнению возложенных на него «Дружиной» обязанностей.

В 1886 г., следуя славянофильским традициям, он в №3 аксаковской «Руси» в статье «Мануфактурное крепостничество» заявил себя ярым противником развития капитализма в России и превращения русского крестьянина в частичного рабочего, раба капитала и машины.

Витте был человеком практического ума, и хотя политическая программа Фадеева запала ему глубоко в душу, это не помешало ему во второй половине 1880-х годов сблизится с контролировавшей идеологию группой Каткова, Победоносцева, Толстого, тем более что это не потребовало от Витте значительной внутренней перестройки.

Витте, служивший в 1887 г. управляющим юго-Западными железными дорогами, безоговорочно поддержал компанию Каткова против Бунге в печати Юга, выступив на стороне Вышнеградского. Победа Вышнеградского открыла путь на государственную службу и для Витте. В 1889 году при поддержке «Московских ведомостей» он получил должность директора Департамента железных дорог в Министерстве финансов. Пришлось отказаться от вознаграждения в 50 тыс. рублей ежегодно, которое Витте получал на частной службе, и перейти на казенное жалование в 16 тыс., из которых половину Александр 3 согласился «платить из своего кошелька», принимая во внимание заслуги Витте в железнодорожном деле.

В начале 1892 г. он уже министр путей сообщения. Дальнейшее продвижение по служебной лестнице ему осложнил новый брак после смерти первой жены. Его вторая жена Матильда Ивановна Витте была разведенной и еврейкой. В августе 1892 г. в связи с болезнью Вышнеградского Витте сделался его преемником на посту министра финансов.

Заняв кресло одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытия пути развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца, заявившего о своей готовности в течении двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. И все же от груза идейного багажа своих наставников Аксакова, Фадеева и Каткова Витте освободился не сразу, не говоря уже о том, что созданная им экономическая система находилась в зависимости от политической доктрины Александра 3, сформулированной усилиями Каткова и Победоносцева.

В начале 1890-х годов он еще не изменил общинным идеалам, считал русское крестьянство консервативной силой и «главной опорой порядка». Однако именно Витте в 1894-1895 гг. добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам, - ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение, особенно косвенное. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий.

Особенность проводимого Витте курса состояла в том, что он, как ни один из царских министров финансов широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили государственный банк и учреждения Министерства финансов, контролировавшие деятельность акционерных коммерческих банков.

В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожной строительства. С 1895 по 1899 г. в стране было сооружено рекордное количество новых железнодорожных линий, в среднем строилось свыше 3 тыс. км путей в год. К 1900 году Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика замораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов (во Франции) и железнодорожных обществ (в Германии). В 1890-е годы резко возросло влияние Министерства Финансов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом аппарате империи.

В конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.

Витте считал возможным распространить в отдаленном будущем опыт своей экономической реформы на систему местного управления.

Однако честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться. Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис. Ускоренная индустриализация России не могла быть успешной при сохранении традиционной системы власти и существовавших экономических отношений в деревне, и Витте скоро начал отдавать себе в этом отчет.

Не желая «быть дураком» Витте в 1896 г., следуя настоятельным советам Бунге, отказался от поддержки общинного землевладения. В 1898 г. он сделал первую попытку добиться в Комитете министров пересмотра аграрного курса, сорванную, однако, В.К. Плеве, К.П. Победоносцевым и П.Н. Дурново. К 1899 г. при участии Витте были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки. Но общинное землевладение оказалось твердым орешком. В январе 1902 г. Витте возглавил Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым взяв, казалось бы, к себе в Министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса. Однако на пути Витте встал его давний противник Плеве, назначенный министром внутренних дел.

Каковы бы ни были в совокупности причины увольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 года нанесла ему удар: пост председателя Комитета министров, который он получил, был несоизмеримо менее влиятелен.

Летом 1904 г., после убийства Е.С. Созоновым министра внутренних дел Плеве, к Витте вернулось деятельное состояние. Вопреки своим утверждениям, что полицейская карьера его не прельщала, он пытался занять освободившееся место.

17 января 1905 г. Николай 2, обращавшийся за советом не только к Витте, но и к другим министрам, приказал ему составить из них совещание по «мерам, необходимым для успокоения страны», и о возможных реформах сверх предусмотренных указом от 12 декабря 1904 г.

21 марта Совет министров, собравшись под председательством Сольского, не без строгости осудил указ от 18 февраля 1905 г., которым были разрешены петиции. Царя как бы обвинили в либерализме. Активное участие Витте в том заседании не осталось без последствий. 30 марта царь закрыл возглавлявшееся Витте с 1902 г. сельскохозяйственное совещание, а 16 апреля – совещание министров под его же председательством, созданное 17 января 1905 г., которое по поводу «объединенного» правительства успело собраться всего два раза.

Рост эффективности сельскохозяйственной производства при низких ценах на его продукцию был важной составной частью виттевской программы индустриализации. Он видел в этом средство и для высвобождения в деревне рабочих рук, которые использовались бы в промышленности, и для удешевления оплаты труда промышленного пролетариата. Тут-то главным тормозом и оказывалась община, приверженцем которой он был в молодости.

В общине Витте видел не только препятствие к развитию сельскохозяйственного производства, но и одну из форм революционной угрозы, поскольку она воспитывала пренебрежение к праву собственности. Однако кроме отмены в 1903 году круговой поруки за внесение прямых налогов, Витте – он сам это признавал – мало что сделал на министерском посту против общины.

В декабре 1904 г. Витте издал под своим именем основанную на трудах Совещания «Записку по крестьянскому делу». По мнению Сергея Юльевича, для крестьян община была «не источником выгод, а источником споров, розни и экономической неурядицы». Но он допускал, что община может быть выгодна для крестьян – «при неистощимой почве, примитивной культуре и дешевизне сельскохозяйственных продуктов». Также Витте и его совещание настаивали на правовом уравнении крестьян с другими сословиями.

Появление этой программы в печати использовали противники Витте. 30 марта 1905 г. Совещание было закрыто царем. Витте считал, что это произошло вследствие интриг Горемыкина, Кривошеина и Трепова, изображавших Совещание «как революционный клуб».

На революционные события первых дней октября 1905 г. Витте отозвался речью о том, что «нужно сильное правительство, чтобы бороться с анархией», и запиской царю с программой либеральных реформ.

Вите усвоил по отношению к Николаю 2 и Александре Федоровне, участвовавшей в важнейших решениях тех дней, строгий и решительный образ действий. Он предлагал им на выбор либо учредить диктатуру, либо – свое премьерство на основе ряда либеральных шагов навстречу обществу в конституционном направлении. Игра его была почти беспроигрышной: он хорошо знал, что военной диктатуры царь остерегался, видя в ней умаление самодержавной власти, к тому же те два кандидата в диктаторы, которых Витте называл, никак не подходили на эту роль. И после нескольких дней тяжких колебаний царь согласился издать составленный под руководством Витте документ, получивший известность как манифест 17 октября. Российским подданным этим манифестом предоставлялись гражданские свободы, а будущая Государственная дума, созыв которой был провозглашен еще 6 августа, наделялась законодательными правами вместо законосовещательных, обещанных 6 августа. Добился Витте и опубликования наряду с манифестом своего всеподданнейшего доклада с программой реформ.

При всех разногласиях между историками и правоведами относительно оценки манифеста 17 октября именно с этим актом традиционно связывается переход от самодержавной формы правления в России к конституционной монархии, а также либерализация политического режима и всего уклада жизни в стране. К заслугам Витте перед старой Россией, выразившимся в экономических преобразованиях и только что заключенном мире с Японией, добился теперь и манифеста 17 октября, вызвавшим надежды на политическое обновление государства и общества. 19 октября появился указ о реформировании совета министров, во главе которого и был поставлен Витте.

Будучи министром финансов, Витте имел бОльшую власть и пользовался бОльшим влиянием, чем как глава правительства. Не только ограниченность компетенции Совета министров играла здесь роль, но и совершенно различный характер отношений Витте с Александром 3 и Николаем 2.

Конфликт обострился в первой половине февраля 1906 г., когда Витте, чтобы обойти нормы закона, по которым ни он, ни Совет министров как коллегия не пользовались правом участия в назначении министров, собрал их всех на частное совещание и, заявив о своем намерении уйти в отставку, добился единогласного решения, что царские кандидаты не отвечают требованию однородности состава правительства.

Став председателем Совета министров, Витте не потерял интереса к переустройству крестьянского землевладения, хотя центральным становился теперь вопрос о принудительном отчуждении в пользу крестьян части казенных и помещичьих земель.

Витте, несомненно, поддерживал вначале аграрный законопроект Н.Н. Кутлера, возглавлявшего в его кабинете ведомство землеустройства и земледелия. В случае принятия этого проекта принудительному отчуждению подлежало 25 млн. десятин, причем запланированные суммы, которые крестьяне должны были уплатить помещикам, значительно превышали выкупные платежи по реформе 1861 года.

Вопрос о переходе к индивидуальной крестьянской собственности был включен в программу занятий думы, разработанную виттевским кабинетом.

В целом же Витте старался вести дело по-западному, изучая печать как выразительницу общественного мнения и воздействуя на него с ее помощью. Конечно, особенным вниманием графа отмечались все критические статьи по адресу правительства. Редкие газеты его не критиковали и, пользуясь тогдашней свободой печати, откровенно бранили.

В конце апреля 1906 г. перед открытием Думы Витте вышел в отставку. Он считал, что обеспечил политическую устойчивость режима, исполнив свои главные задачи; возвращение войск с Дальнего Востока в Европейскую Россию и получения большого займа в Европе.

Отставка с поста председателя Совета министров стала для Витте концом политической карьеры.

В течении зимы 1906-1907 гг. под руководством Витте и с помощью его литературных сотрудников была подготовлена рукопись «Возникновение русско-японской войны», имевшая «характер как бы личных мемуаров графа по делам, относящимся к Дальнему Востоку».

В конце 1913 года Витте принял самое живое участие в начатой правыми кампании против председателя Совета министров и министра финансов Коковцева.

Ведя войну против Столыпина, а затем Коковцева, Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных противников позволит ему вернуться к политической деятельности. Он не терял этой надежды до последнего дня своей жизни. В начале первой мировой войны. Предсказывая, что она кончится крахом для самодержавия, Витте заявил о готовности взять на себя миротворческую миссию и попытаться вступить в переговоры немцами. Но он уже был смертельно болен и скончался 28 февраля 1915 года.

Царская чета встретила известие о смерти Витте как подарок судьбы. Для Николая 2 события ненавистной ему революции были прежде всего связаны с именем Витте. Царь не мог простить ему унижений, пережитых в трудные дни осени 1905 г., когда Витте вынудил его сделать то, чего он не хотел и что противоречило прочно сложившимся в его сознании представлениям о самодержавной власти.

Витте выделялся необычным прагматизмом, граничившим с политиканством. Славянофильское воспитание не помешало ему в 1890-е годы проводить программу ускоренного промышленного развития России с привлечением иностранных капиталов. Из убежденных сторонников общины он перешел в лагерь ее непримиримых противников. Вступив на пост министра финансов с намерением начать инфляционную политику, Витте исполнил то, что не удавалось его предшественникам: стабилизировал денежное обращение и ввел золотую валюту. Провалив в 1899 г. попытку Горемыкина учредить земство в Западном крае и обвинив его чуть ли не в конституционализме, Витте подготовит манифест 17 октября – акт гораздо более значительный по своим политическим последствиям. Витте показал себя выдающимся мастером латать расползающийся политический режим, ограждая его от радикального обновления. Он многое сделал для того, чтобы продлить век старой власти, однако был не в силах приспособить отжившую свое систему государственного управления к новым отношениям и институтам и противостоять естественному ходу вещей.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополии государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на воз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально была обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.

Сергей Юльевич Витте (1849 -1915 гг.), безусловно, может быть причислен к крупным государственным деятелям в отечественной истории. Будучи в конце XIX - начале XX вв. министром финансов, а затем председателем кабинета министров, он успел сделать чрезвычайно много. Время Витте - это значительная и яркая страница модернизации России. Роль реформатора, модернизатора особенно важна и вместе с тем трудна в странах так называемого запоздалого развития. "Ускоренное движение вдогонку" для этих обществ остро необходимо, поскольку более развитые страны являются для них не только примером, но и угрозой. Однако внутренние предпосылки для модернизации в обществах Периферии слабее, чем в странах Центра, они не успели вызреть органически. Ценности модернизации и ее институты еще только начинают кристаллизоваться, причем преимущественно в образованных слоях. Исторически же сроки, отпущенные на модернизацию, очень коротки, - а всякое форсированное развитие чревато различными дисбалансами и социальными конфликтами.

Реформатор в этих условиях должен быть профессионалом. Причем профессионализм предполагает здесь не просто некую сумму знаний или даже изучение аналогичных реформ в других странах, но главное - понимание того, как, с какими поправками рецепты, взятые из иного опыта, могут быть применены в конкретных условиях собственной страны, в контексте соответствующих социальных и культурных традиций.

Если деятельность реформатора не находится на уровне этих требований, то реформы могут не только не дать большой пользы обществу, но даже нанести значительный вред. Так не раз бывало в истории. Увы, именно так происходит и сейчас, когда предпринимаются попытки реформ в сегодняшней России. Поэтому сегодня фигура Витте вызывает нечто большее, чем просто исторический интерес. Его не отнесешь к реформаторам - неудачникам, хотя его деятельность не была свободна ни от определенных просчетов, ни от драматических падений. В общем, опыт Витте - как слагаемые его достижений, так и препятствия, о которые он споткнулся, - не может не быть для нас в высшей степени поучительным.


Социально-экономическое развитие России в конце 19 века.

Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Наряду с общими закономерностями в России имелись существенные особенности развития капитализма. Для экономики России была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне. Бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала, что привело к широкому проникновению в экономику России иностранных инвестиций. Российское общество (особенно сельское население) было слабо подготовлено к капиталистическим отношениям. И несмотря на быстрый темп развития капитализма во второй половине 19 века, модернизация в России затянулась на довольно длительный период и имела догоняющий характер по отношению к передовым капиталистическим странам того времени. Переходный характер исторического развития России и многоукладность экономики обуславливали своеобразие социальной культуры и разнообразие социальных антагонизмов. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие обладало четко зафиксированными привилегиями и ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы – классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат).


Деятельность С.Ю. Витте.

С.Ю. Витте родился 17 июня 1849 г. в семье крупного правительственного чиновника.

Сергей Витте учился в I кишинёвской русской гимназии. В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье С.Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора.

Вскоре оставил службу в канцелярии и посвятил себя более денежному железнодорожному делу. Поступил на службу в Управление казённой Одесской железной дороги, где дослужился до начальника эксплуатации. Был отмечен за эффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

После образования «Общества Юго-Западных железных дорог» работал начальником эксплуатационного отделения при правлении в Петербурге (в 1879), с 1880 — начальник эксплуатации (в Киеве).

В 1883 опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов. Основная ее идея заключалась в том, что железнодорожные тарифы должны устанавливаться не произвольно, а базироваться на экономическом законе спроса и предложения. Помимо основной темы С.Витте затронул во втором издании этой работы политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

В 1886 занял пост управляющего частного «Общества Юго-Западных железных дорог» (Киев). Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).

В этот период познакомился с императором Александром III. По легенде, С.Витте на глазах императора вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С.Витте после крушения царского поезда в 1888.

10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Получал доплату к жалованью из личных денег императора с целью компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу.

Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В своё подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность.

В 1889 опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С.Витте и Д.И.Менделеева. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

В феврале-августе 1892 года — Министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов.

В 1892 году женился на вдове Матильде Ивановне (Исааковне) Лисаневич, удочерив её ребёнка (своих детей у Витте не было). Женитьбе предшествовал скандал, так как Витте начал встречаться с Лисаневич до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить С.Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведённой еврейке (Лисаневич, в девичестве Нурок, была еврейкой, принявшей православие) тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые тёплые отношения Витте с высшим светом ещё более ухудшились.

В конце 1892 С.Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

Его план преобразований заключался в следующем:

  1. Индустриализация – особый упор на железные дороги.
  2. Проведение денежной реформы: за основу был принят золотой рубль, следствием этой реформы явилось то, что российские деньги высоко котировались на мировом финансовом рынке.
  3. Необходимость привлечения иностранного капитала.
  4. Развитие торговой внешней политики.
  5. Модернизация сельского хозяйства: переселенческая политика в Приамурье, Сибири, Казахстане.
  6. Водочная государственная монополия.

С.Ю. Витте прославил себя не только как экономист, но и как внешний политик: Он ввел Портсмутский мирный договор и добился огромных уступок от Японии, хотя войну проиграла Россия.

Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С.Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием.

Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной.

В 1894 году получает почётное звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.

С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т.д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор.

С 1896 — статс-секретарь.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897. В результате которой Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов. Однако реформа имела для российской экономики не только положительные, но и отрицательные последствия: как только ввели свободный размен бумажных денег на золото, народ бросился это золото скупать и, что называется, тезаврировать. Тезаврация – это накопление золота частными лицами в качестве сокровища. Таким образом, из государственных резервов вместо того, чтобы быть инвестированными в экономику, золотые деньги переходили в карманы частных лиц. До самого тридцать шестого года носили наши граждане в торгсин заначенные в начале XX века николаевские золотые десятки. Кроме того, тезаврированное золото тоннами уходило за границу в карманах представителей вырождающегося дворянства и нарождающейся буржуазии - и те, и другие, как известно, любили прожигать жизнь в Париже или в Ницце. Да и простой мещанин не гнушался тем, чтобы смастерить из червонца зубные протезы или оправу для пенсне. Крестьяне же и заводские сплошь и рядом делали из червонцев обручальные кольца. В 1899 году количество золота в обороте составило 451 миллион 400 тысяч рублей. Количество бумажных денег упало до уровня 661 миллион 800 тысяч. Количество золота в обороте по сравнению с 1898 годом увеличилось в три раза, а по сравнению с 1897 – в 12,5 раз. За 1900 год количество золота в обороте увеличилось еще в 1,42 раза. Затем этот рост стабилизировался. В целом, за четыре года количество золота в обороте увеличилось почти в 18 раз. Количество же бумажной наличности уменьшилось в 2,175 раз.

С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращен, и русская экономика тут же столкнулась с нехваткой наличности. Как только 29 июля 1914 года была объявлена мобилизация в пограничных с Австро-Венгрией военных округах, появилось распоряжение министерства финансов № 2096. В соответствии с этим распоряжением прекращался свободный размен бумажных денег на золото. Ответ населения нетрудно было предугадать - обыватели тут же запрятали подальше свои золотые монеты. Все 629 миллионов золотых рублей тут же исчезли из обращения. А это - 22,6% всех денег, находившихся на тот момент в обороте. Возник кризис наличности. Особенно не хватало мелких купюр, роль которых до этого выполняли золотые монеты. Это привело к тому, что частные торговцы и мгновенно появившиеся спекулянты, разменивая сторублевки на мелкие купюры, выдавали за 100 рублей 85-90.

Витте выступал против попыток упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. В 1897 заявил, что «в России теперь происходит то же, что случилось в своё время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон». Выход, по его мнению, для дворянства один — обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства.

При активном участии С.Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.

В 1898 выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур.

Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 г. обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.

Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С.Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

Впоследствии С.Витте неоднократно подчёркивал, что П. А. Столыпин «обокрал» его, использовав его идеи.

C 1899 — действительный тайный советник.

В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров.

Летом 1905 года направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения ему было пожаловано достоинство графа. Так как ему удалось выторговать у Японии половину Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

В октябре 1905 года представил царю записку о необходимости политических реформ, в которой, в частности, писал: «Ход исторического процесса неудержим. Идея гражданской свободы восторжествует если не путём реформы, то путём революции… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма, — они будут неудачны, но они будут, несомненно, — разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права».

Руководил подавлением революции 1905 г., организовывал «экзекуционные поезда».

По его инициативе был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства — Государственную думу.

С октября 1905 года по апрель 1906 года — Председатель реформированного Совета министров.

В 1906 году провёл успешные переговоры с Францией о получении крайне необходимого займа.

Находясь в зарубежных странах, особое внимание уделял общественному мнению и освещению в печати России и действий её правительства, о чём писал в своих «Воспоминаниях».

Был отправлен в отставку 22 апреля 1906 года; интриговал, даже пытался использовать Григория Распутина, чтобы вернуться к власти. Последняя его опала длилась вплоть до смерти.


Экономические взгляды С.Ю. Витте

Сергей Юльевич Витте - крупный государственный деятель, инициатор сооружения Транссибирской магистрали, министр финансов в период проведения денежной реформы 1895 - 1897 гг. Известен как активный сторонник индустриального преобразования России, основу которого видел в упрочении финансовой системы, железнодорожном строительстве.

В работе "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" он подчеркивал значение для нашей страны транспортных коммуникаций и обосновывал систему построения тарифов. Железнодорожные тарифы должны регулироваться по закону спроса и предложения.

Выступая за государственный контроль над тарифами, Витте обосновывал требование однозначности и равенства перед тарифами "всех и каждого".

Витте признавал целесообразность государственного управления транспортной сетью. "При эксплуатации всей сети железных дорог правительством является возможность увеличить их доходность", - писал он.

Витте разделял и пропагандировал идею всемерного укрепления национального хозяйства, выдвинутую в свое время немецким экономистом Фридрихом Листом.

В книге "Национальная экономия и Фридрих Лист" Витте обосновывает программу ускоренной индустриализации страны, быстрейшего преодоления отставания от главнейших иностранных государств. Подъем сельского хозяйства он рассматривал в качестве "национальной общеэкономической задачи", важнейшей предпосылки "создания и укрепления отечественной промышленности".

Витте обрушивается на тех ученых-проповедников, которые, облекшись в тогу "попугайской учености", механически воспроизводили теоремы, заимствованные из западных учебников политической экономии. Отвергая доктринерство и игнорирование национальных особенностей, он отмечает, что классическая политическая экономия для применения ее к национальной жизни "должна преобразоваться в национальную экономию, подобно тому, как аналитическая механика преобразоваться в практическую".

Для укрепления финансов Витте настаивал на введении косвенных налогов, в том числе налога на водку, обеспечившего четвертую часть бюджетных доходов. Будучи министром финансов, он отрицательно оценивал систему бумажно-денежного обращения за ее неустойчивость; перевел национальную валюту на золотую основу. После проведения денежной реформы рубль вплоть до начала мировой войны оставался одной из наиболее устойчивых валют мира.

Программу реорганизации сельскохозяйственного производства и развития фермерства, выдвинутую Витте, проводить в жизнь начал П. А. Столыпин.


Заключение. Итоги экономической политики С.Ю. Витте

Экономическая политика Витте была той последней возможностью, которую использовало самодержавие для модернизации экономики, не меняя своей сущности и не производя глубоких структурных изменений. Разразившийся в начале 1900-х годов экономический кризис свидетельствовал о том, что эта возможность была уже в основном исчерпана. Дальнейшая модернизация не только промышленности, но и всего общества могла происходить лишь при условии осуществления значительных политических и социально-экономических преобразований.

Особенно остро вставал вопрос о реформировании находившейся в крайне тяжелом положении российской деревни, где развивавшиеся капиталистические отношения были придавлены пережитками крепостничества, патриархальщиной, почвой для которых являлись помещичья и крестьянская надельная формы собственности на землю. Неслучайно поэтому в начале 1900-х годов в экономической политике правительства акцент переносится с промышленности на сельское хозяйство. Нужды деревни становятся также в центре внимания российской общественно-экономической мысли и политического движения.

Необходимо иметь в виду и такой аспект. Положительные результаты экономической политики царизма давали определенные основания оценивать их как свидетельство жизнеспособности самодержавия. Благодаря им на целое десятилетие был приглушен обострившийся было в начале 90-х годов вопрос о политических преобразованиях. И лишь в начале 1900-х годов, когда стало ясно, что проводившаяся политика модернизации экономики исчерпала свои ресурсы, этот вопрос вновь приобрел в обществе особую актуальность. Руководствуясь принципом, что "великие задачи требуют и великих жертв", Витте для реализации своей экономической политики злоупотреблял так называемыми "непопулярными" мерами, затрагивавшими интересы подавляющего большинства населения, что не только обостряло имевшиеся в стране социальные противоречия, но и расширяло базу для недовольства существовавшим режимом.


Список используемой литературы

  1. История экономических учений: Учебное пособие / И. П. Павлова, Е.А. Владимирский, А.А. Оводенко и др. - СПб.: СПб. ГААП, 1996. - Гл. 4.
  2. Палеолог М. XV. Восточный вопрос // Царская Россия во время мировой войны. — М.-Пг., 1923 (перевод с французского).
  3. Б.В.Ананьич, Р.Ш.Ганелин. Опыт критики мемуаров С.Ю. Витте, стр. 300.
  4. Граф С. Ю. Витте. Воспоминанія. Царствованіе Николая II. — Издательство «Слово», Берлин, 1922.
  5. Клейнов Г. Граф С. Ю. Витте. СПб., 1906, с. 10
  6. Витте С. Национальная экономика и Фридрих Лист. Киев., 1889, с. 2
  7. Тарле Е. В. Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики. Л., 1927, с. 4
  8. Струве П. Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики. М., Пг., 1915, с. 4
  9. Материалы по денежной реформе 1895 -1897 гг. вып. 1, М., 1922, с. 130
  10. Дневник А. Н. Куропаткина \\ Красный архив, 1922, т. 2, с. 91.
  11. Баян (И.И. Колышко) Ложь Витте. Ящик Пандоры. Берлин, б.г., с.31
  12. Записка Витте 9 октября 1905 г. \\Красный архив, 1925, т. 4-5, с. 53-60, с.
  13. Государственный архив Российской Федерации, ф. 595, оп. 1, д. 45, л. 6
  14. Маклаков В. А. Власть и общественность на закате старой России. (Воспоминания современника). Париж., 1936, т. 3, с. 439
  15. Записки А. Ф. Редигера о 1905 г. \\ Красный архив, 1931, т. 2 (45), с. 90
  16. Воспоминания И. И. Толстого \\Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки, ф. 218, к. 1290, л.149
  17. Царскосельское совещание \\Былое, 1917, N 4(26), с. 183-245
  18. Игнатьев А. В. С. Ю. Витте - дипломат. М., 1989; Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. С.Ю. Витте - мемуарист. Спб., 1994; Корелин А., Степанов С. С. Ю. Витте - финансист, политик. Дипломат. М., 1998.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...